Умозаключение сотрудника полагающего что руководство несправедливо оценивает его усилия может

Заметное место
среди процессуальных теорий мотивации
занимает теория справедливости
(равенства) С. Адамса, разработанная в
60-х годах. Она ис­ходит из того, что
социальное взаимодействие в организации
про­текает подобно экономическому
обмену между работником и ра­ботодателем.
Работник вносит свой трудовой вклад, а
также опыт, управление, образование,
возраст, национальную и классовую
принадлежность и т.п. Это, так сказать,
его «вход» в систему взаи­модействия.
«Выход» же обеспечивает работодатель
в форме опла­ты труда, удовлетворенности
трудом, социальных услуг, безопас­ности
труда, статусных символов и т.п. Включаясь
в трудовую дея­тельность, работник
оценивает ситуацию по двум параметрам:

1) «Что я даю
организации?» и 2) «Какое вознаграждение
я полу­чу соответственно моему вкладу
и по сравнению с вознаграждени­ем
других служащих, выполняющих такую же
работу?»

Сотрудник стремится
к равновесию между «входом» и «выхо­дом»,
расходами и доходами, трудовыми затратами
и вознаграж­дением. Главным критерием
оценки равновесия, баланса расходов и
доходов является сравнение этих
показателей с показателями у других
работников, выполняющих аналогичную
работу.

Нормальные трудовые
отношения работника и работодателя
устанавливаются лишь тогда, когда
существует
распределительная
справедливость,

т.е. вознаграждение честно распределяется
между сотрудниками по формуле:

вознаграждение
=
вознаграждение

вклад сотрудника
А вклад сотрудника Б

Каждый работник
сравнивает соотношение своих
вознаграж­дения и затрат с соотношением
их у других и в результате сравне­ния
оценивает, была проявлена к нему
справедливость или не­справедливость.
Несправедливость может существовать
как в фор­ме недоплаты (она переносится
острее и вызывает возмущение), так и
переплаты (у нормального человека при
этом возникает чув­ство вины).

Чувство
несправедливости приводит работника
к психологи­ческому напряжению,
острота которого определяется величиной
неравенства. Напряжение, в свою очередь,
вызывает определен­ную поведенческую
реакцию, направленную на устранение
нера­венства и несправедливости.
Стремясь избавиться от неприятного
психологического состояния (чувства
несправедливости), сотруд­ник может
действовать следующим образом:

1) уменьшить или
увеличить свой трудовой вклад в надежде
достичь справедливости. Позиция в
сторону уменьшения вклада довольно
широко распространена в современной
России и обыч­но оправдывается по
принципу «за такую маленькую зарплату
мож­но вообще ничего не делать»;

2) изменить доход,
например, увеличить его за счет приработ­ка
на стороне или поговорив с начальством;

3) попытаться
переоценить соотношение затрат и дохода;

4) воздействовать
на работника, выбранного в качестве
этало­на сравнения, например, предложить
ему работать лучше (или хуже);

5) выбрать другого
человека для сравнения и успокоиться,
если соотношение окажется не в его
пользу; 6) уволиться из организации.

Руководитель
должен знать эти альтернативы поведения
и пы­таться устранить реальную или
мнимую несправедливость или хотя бы
блокировать вредные для организации
формы поведения, на­пример увольнение
сотрудника или снижение его усилий.

Значение теории
С. Адамса

Как видим, Адамс
внес ряд новых моментов в теории
мотивации. Среди них следует указать
прежде всего такие:

1) учет важной роли
системы взаимо­отношений сотрудников;

2) учет не только
результатов труда, но и затрат работника;

3) выявление большого
количества возмож­ных реакций на
переживаемое чувство несправедливости.

Для проверки теории
Адамса использовались многочисленные
эмпирические исследования, большинство
из которых подтвердили ее главные
выводы. Одна из практических рекомендаций
для менед­жеров, вытекающая из этой
теории и осуществленных на ее основе
эмпирических исследований, касается
влияния на мотивацию недо­платы и
переплаты при сдельной и повременной
формах оплаты труда. Это влияние можно
представить в виде таблицы.

Таблица

Влияние недоплаты
и переплаты на мотивацию работников
при

сдельной и
повременной формах оплаты труда

Форма
оплаты

Недоплата

Переплата

Сдельная

Повышение
количе­ства при худшем ка­честве

Повышение
качества при меньшем количе­стве

Повременная

Более
низкое каче­ство и(или) количе­ство
— в зависимости от того, чего легче
достичь

Более
высокое каче­ство и(или) количе­ство
— в зависимости от того, что лучше
устраняет чувство не­справедливости

Из теории Адамса
вытекает также ряд общих
рекомендаций для менеджеров
:

1. Менеджеры должны
систематически наблюдать за восприя­тием
сотрудниками соотношения их вклада и
вознаграждения и предотвращать
формирование чувства несправедливости.

2. Следует по
возможности максимизировать оплату
труда и особо избегать появления у
работников чувства недоплаты, так как
это снижает производительность и
нежелательно само по себе (по­скольку
вызывает неудовлетворенность). Снижение
производитель­ности тем выше, чем
большее число работников одного уровня
негативно оценивают свое положение.

3. Критерии измерения
вклада подчиненных в общую работу и их
вознаграждения должны быть изложены в
понятной форме и сообщены всем еще до
начала работы.

4. Работников больше
интересует не абсолютный уровень их
вознаграждения, а оплата по сравнению
с коллегами. Это можно использовать при
ограниченности ресурсов вознаграждения.
Для повышения мотивации менеджеры
должны распределить их так, чтобы хоть
немного поощрить лучших работников.

5. Дифференциация
доходов стимулирует повышение
произво­дительности у работников,
способных добиваться результатов выше
средних. Однако это происходит лишь при
условии точного изме­рения результатов
труда.

6. Следует стремиться
минимизировать трудовые затраты,
огра­ничивая тем самым возможности
появления чувства несправедли­вости.

7. Изменения во
взаимоотношении оплаты и затрат следует
проводить прежде всего у работников,
имеющих возможности срав­нивать свое
положение с положением коллег.

8. Целесообразно
минимизировать возможность смены
сотруд­ников, используемых для
сравнения в качестве эталона, т.е. смены
эталонов.

9. Следует избегать
изменений в вознаграждении, не
соответ­ствующих самооценке работника,
как в сторону занижения, так и в сторону
завышения, ибо те и другие, хотя и в
разной степени, негативно влияют на
мотивацию.

Теория усиления
мотивации Б. Скиннера

Определенный вклад
в изучение механизма побуждений человека
к труду внесла теория усиления мотивации
Б. Скиннера, достаточно простая и удобная
для практического использования. Эта
теория отра­жает важный аспект
мотивации

ее зависимость
от прошлого опыта

людей. Согласно теории Скиннера, поведение
людей обус­ловлено последствиями их
действий в подобной ситуации в прошлом.
Сотрудники извлекают уроки из имеющегося
у них опыта и стараются брать такие
задания, выполнение которых

раньше давало
позитивные результаты, и, напротив,
избегать тех заданий, выполнение которых
повлекло за собой негативные результаты.

Схематически
механизм поведения по Скиннеру можно
изоб­разить следующим образом:

стимулы

поведение

последствия

будущее поведение

Согласно этой
модели, наличие стимулов вызывает
опреде­ленное поведение человека.
Если последствия поведения положи­тельны,
то работник будет аналогично вести себя
в такой же ситуации в будущем, т.е. его
поведение повторится. Если же последствия
отрицательны, то в дальнейшем он либо
не будет реагировать на подобные стимулы,
либо изменит характер своего поведения.
Неоднократные повторения одних и тех
же результатов приводят к формированию
у человека определенной поведенчес­кой
установки.

Применяя теорию
Скиннера на практике, руководитель
дол­жен предвидеть психологическое
влияние последствий выполне­ния
сотрудниками заданий, которые он им
дает, и ставить перед ними вполне
достижимые цели, реализация которых
способна вызвать у них позитивный
психологический эффект.

Наиболее детальную
серию
практических
советов менеджерам,

вытекающих
из теории усиления мотивации Скиннера,
разрабо­тал У.К. Хамнер. Его советы
таковы:

1. Не
вознаграждайте всех одинаково.

Вознаграждение лишь в том случае вызывает
позитивный эффект, если непосредственно
зависит от деятельности подчиненного.
Одинаковые вознагражде­ния лишь
усиливают плохую или среднюю работу.

2. Неполучение
вознаграждения тоже является фактором
воздей­ствия на подчиненных.

Менеджеры
могут влиять на своих сотрудни­ков
как действием, так и бездействием.
Например, если человек, заслуживающий
похвалы, не получит ее, то в следующий
раз он будет работать хуже.

3. Объясните
людям, что они должны сделать, чтобы
получить поощрение
.
Четкое определение стандартов деятельности
позволяет сотрудникам своевременно и
правильно ориентировать свое пове­дение
на получение вознаграждения и улучшать
достижения.

4. Покажите
людям, что именно они делают неправильно.

Если сотрудник лишен вознаграждения
без соответствующих объясне­ний, то
это вызовет у него недоумение и обиду.
Кроме того, он не сможет своевременно
исправить ошибку.

5. Не
наказывайте подчиненных в присутствии
других сотрудни­ков, особенно из числа
их хороших знакомых
.
Публичный выговор — эффективное средство
воздействия на подчиненных, но он
уни­жает их достоинство и может быть
причиной обиды на менеджера не только
самого пострадавшего, но и других членов
группы.

6. При
вознаграждении сотрудников будьте
честны и справедливы.

Последствия
любого поведения должны быть адекватны
этому пове­дению. Люди должны получать
лишь такое вознаграждение, кото­рое
они заслужили. Как незаслуженное
вознаграждение, так и за­работанное,
но не полученное работником, снижают
его мотива­цию и в целом подрывают
доверие к менеджеру.

Теория усиления
мотивации подвергается критике по
разным направлениям. Ее упрекают за
упрощенность и игнорирование внут­ренних,
психологических стимулов, индивидуальных
особеннос­тей людей, влияния коллектива,
за примитивизацию поведения человека
путем сведения его к принципу «стимул
— реакция». Но несмотря на эти упреки,
используемая без абсолютизации, в
сис­теме с другими подходами она
полезна в практической работе, особенно
применительно к работникам, у которых
доминируют материальные потребности.
Не случайно эта теория широко используется
многими компаниями.

Теория мотивации
В. Врума

Целый ряд новых
идей в общую концепцию мотивации вносит
теория В.Врума, который одним из первых
предложил рассматривать мотивацию
как процесс управления выбором.

Состояние мотивации является ес­тественным
и постоянным состоянием работника (да
и человека вообще). Человек всегда так
или иначе мотивирован и делает вы­бор
между альтернативными формами поведения.
Этот выбор за­висит прежде всего от
трех переменных: валентности
В,
инструментальности
И и
ожидания
О
(данные понятия состав­ляют фундамент
всей теории Врума).

Валентность
это мера
привлекательности, ценности цели. Она
изменяется от—1 до+1.

Инструментальность
это
оцениваемая работником вероят­ность
достижения цели. Она также изменяется
от -1, если действие не ведет к достижению
цели, до +1, если действие заканчивается
дости­жением цели.

Ожидание
это
субъективная вероятность того, что
действие (Д)
ведет к достижению промежуточного
результата
(Р1).
Оно
из­меняется от 0 до 1.

Модель ожиданий
Врума можно представить в виде простей­шей
схемы, отражаемой тремя формулами.

Действие 1 (Д1)
Результат 1 (Р1) Результат
2 (Р2)

средство для Р1
цель для Д1 и
конечная цель

средство
для Р2

1) Формула
валентности:

Валентность Р1
= инструментальность (Р1
Р2)
х Валентность Р2

Эта формула
означает, что привлекательность
промежуточно­го результата Р1 равна
вероятности того, что результат 1 приведет
к результату 2, помноженному на
привлекательность результата 2 (Р2), т.е.
к конечной цели.

2) Формула
усилий

сила мотивации):

Усилие (У) =
Ожидание (Д1
Р1)
х Валентность Р1

Согласно данной
формуле, трудовое усилие равняется
произ­ведению ожидания того, что
действие 1 приведет к результату 1,
помноженному на привлекательность
результата 1.

Далее, поставив в
формулу усилий значение валентности
ре­зультата 1 (формула валентности),
получим

3) общую
формулу усилий

(мотивации):

Усилие (У) =
Ожидание (Д1
Р1)
х инструментальность (Р1
Р2)
х Валентность Р2

Данную формулу
следует прочитывать, начиная с конца.
Тру­довое усилие, готовность его
прилагать определяется привлека­тельностью
конечной цели и ее реализуемостью, т.е.
субъективной оценкой вероятности
осуществления. Конкретнее это означает:
работник стремится к достижению конечной
цели, поэтому вна­чале он оценивает
ее привлекательность (валентность),
затем оце­нивает, насколько имеющиеся
в его распоряжении средства (Р1) позволяют
достичь конечной цели (инструментальность
Р1 для Р2). После этого работник оценивает
также вероятность того, что его действие
позволит достичь результата 1 (ожидание,
что Д1 приве­дет к Р1), и наконец, он
дает общую оценку того, насколько его
возможное действие способно привести
его к цели. Эта оценка непосредственно
определяет силу его мотивации, т.е.
степень го­товности работника приложить
свои трудовые усилия ради дости­жения
цели.

Теория Врума
опирается на математическое обоснование
и эмпирические исследования. Несмотря
на достаточную сложность, она имеет как
теоретическую (расширяет представления
о меха­низме мотивации), так и
практическую значимость. В частности,
из нее вытекает ряд практических
рекомендаций, которые полез­но
учитывать менеджерам:

1. Сотрудник будет
более производителен тогда, когда он
будет осознавать высокую вероятность
того, что его личные усилия при­ведут
к высоким общим трудовым достижениям,
которые, в свою очередь, будут способствовать
удовлетворению его личных целей, имеющих
для него высокую индивидуальную
значимость.

2. Необходимо
систематически осуществлять сравнение
потреб­ностей подчиненных с
вознаграждениями, получаемыми от
орга­низации, побуждать сотрудников
точно формулировать свои по­требности
и ожидания и учитывать их при разработке
программ мотивации и при подведении
итогов работы.

3. Необходимо
оказывать помощь подчиненным в осознании
ими реальности заданий и путей их
выполнения, ценности полу­чаемого за
это вознаграждения. Такая помощь повышает
их трудо­вые усилия.

4. Потребности и
ожидания различных работников
неодинако­вы, поэтому мотивационное
воздействие руководителя возрастает
в том случае, если он хорошо знает
приоритетные ценности своих подчиненных
и учитывает их при определении
вознаграждения.

Оценивая теорию
ожиданий Врума в целом, можно сделать
общий вывод:
ее ценность состоит прежде всего в
доказательстве того, что в процессе
формирования мотивов работники не
только соотносят цели организации и
индивидуальные задания со своими
потребностями и определяют их личную
привлекательность, но и оценивают
средства, инструменты, а также вероятность
достиже­ния этих целей. Вот почему не
достаточно предложить сотрудни­кам
сильные стимулы, важно еще указать им
средства и возмож­ности достижения
целей.

Соседние файлы в папке Gos

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Дмитрий Александрович Каштанов

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Предложить статью

Введение

Создателем теории справедливости является социальный психолог Джон Стейси Адамс, изучавший поведение и рабочую среду в компании «Дженерал Электрик». На основании этих исследований, 1963 году, и была сформулирована теория справедливости. Данная теория, также как и теория ожиданий Виктора Врума, относится к теориям мотивации персонала.

Теория справедливости, как и теория ожиданий, связана с взаимосвязью результата и ожидаемого вознаграждения. Тем не менее, в теории справедливости признается и более широко рассматривается момент сравнения.

Благодаря этому, теория Адамса рассматривает не только внутренний мир человека, но и влияние на поведение положения других, окружающих индивида, людей. Это влияние является основой формирования сравнительного взгляда и понимания справедливости.

От того, как себя чувствую люди, зависит их уровень мотивации. Если человек чувствует душевный подъем, то работать он будет эффективнее. Поэтому чувство справедливости зависит от результата сравнения своего вознаграждения, с вознаграждением других людей в похожей ситуации.

Теория справедливости Дж. С. Адамса

Адамс ввел два основных понятия в своей теории: вход и выход.

Входы – это наши усилия, вкладываемые в работу, а выходы – результат нашей работы и то, что мы получаем взамен.

Эти определения наглядно показывают, что все люди что-то вкладывают в работу и получают от работы.

Теория справедливости не позволяет четко оценить вкладываемые усилия и результат. Она помогает понять дополнительное условие трудовой деятельности: условие сравнения с «референтным другим».

«Референтный другой» еще один термина Адамса, обозначающий людей, которых модно использовать для сравнения, и, пожалуй, является ключевым термином теории.

Данная теория позволяет объяснить, почему заработная плата и рабочие условия не являются условиями определения мотивации.

Чтобы решить, что является справедливым балансом между вознаграждением и затраченными усилиями, необходимо провести сравнение баланса наших вложений и результата, а также других вкладываемые и получаемых факторов с балансом входа и выхода других людей, которых мы называем рефернтными.

Важно понимать, что теория Адамса не ограничивается зависимостью нашего соотношения входов и выходов, она также подразумевает сравнение с другими референтными ситуациями.

На практике, это положение помогает понять, почему наше чувство справедливости так сильно зависят от ситуации.

По этой причине теория справедливости считается более сложной и соответствует мотивационной модели мотивации, основанной на сравнении приложенных усилий и результатов.

Настоящее ощущение справедливости, появляется после проведения сравнения баланса наших результатов и вознаграждения с балансом тех же факторов у других людей в аналогичной ситуации.

Так, например, теория справедливости помогает понять, почему сотрудник может быть мотивирован ситуацией только конечный промежуток времени, если условия не изменяются. Он видит, что его коллега получает более ценное соотношение выходов и выходов и его мотивация падает.

Стоит учесть, что в теории справедливости речь идет не просто о сумме результатов и вложения, а об их соотношении.

В таблице 1 ниже представлены различные варианты входов и выходов.

Таблица 1 – Типичные входы и выходы в теории справедливости

Диаграмма теория справедливости Адамса

В случае если персонал видит, что его усилия справедливо вознаграждаются, то тогда уровень мотивации сотрудников растет, что стимулирует их работать на том или более высоком уровне.

«Теория справедливости Адамса» 👇

Обобщая, можно сказать, что уровень мотивации напрямую зависит от ощущаемого неравенства по сравнению с референтными другими, однако, стоит учесть, что для некоторых индивидов, даже небольшое неравенство может вызывать резкое снижение мотивации, что в свою очередь может привести к враждебности. На рисунке 1 изображена диаграмма справедливости Адамса.

Все люди по-разному реагируют на несправедливость. Кто-то становиться разрушительным и агрессивным, кто-то начинает претендовать на более высокую заработную плату или начинает искать новое место работы.

Знание теории Адамса помогает руководителям понять, что улучшая условия работы одного сотрудника, можно изменить восприятие ситуации другим сотрудников, что может нарушить хрупкое равновесие и создаст большие проблемы.

В своей теории Адамс напоминает нам о том, что люди тесно связаны с окружающей средой, поэтому при управлении персоналом необходимо об этом помнить.

Диаграмма теория справедливости Адамса

Рисунок 1 – Диаграмма теория справедливости Адамса

Из рисунка видно, что сравнение – это крайне важный процесс в восприятии человеком своего положения, а не просто суждение о том, соответствует ли его вознаграждение затраченным усилиям.

Заключение

Итак, в 1963 году Дж. С. Адамс разработал свою теорию справедливости, которая опирается на сравнении человеком своего положения с другими людьми в схожей ситуации.

Основными терминами теории справедливости являются:

  • входы – это затрачиваемые нами усилия и другие факторы для достижения результатов;
  • выходы – то, что мы получаем за вложенные нами усилия и принесенные жертвы;
  • референтные другие – люди, с которыми мы сравниваем свое соотношение результат/вознаграждение.

Важность этой теории в управлении, определяется тем, что руководитель должен понимать: улучшая условия одного сотрудника, он может понизить уровень мотивации другого сотрудника. А значит все решения руководителя должны быть взвешены и рассмотрены с точки зрения справедливости соотношения результат/вознаграждение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Теория Адамса о справедливости к работникам

Теория Адамса призывает к справедливому балансу между результатами работы человека (тяжелый труд, уровень навыков, энтузиазм, креативность) и оценке его трудов (заработная плата, пособия, нематериальные активы вроде признания и так далее). Согласно этой теории, нахождение правильного баланса поможет достичь хороших взаимоотношений между сотрудниками, между ними и руководителями, а также повысит их мотивацию и результаты.

Понимание теории

Теория названа в честь поведенческого психолога Джона Адамса, который разработал ее в 1963 году. Она имеет и второе название — теория рабочей мотивации (Job Motivation Theory).

Теория имеет сходства с другими:

  • Пирамидой Маслоу;
  • Двухфакторной теорией мотивации Герцберга.

Теория Адамса тоже признает, что существует несколько переменных факторов, которые влияют на восприятие работниками своей работы. Она построена на убеждении, что сотрудники становятся демотивированными в отношении работы и работодателя, когда чувствуют, что их усилия не вознаграждаются по достоинству.

Это может привести к следующим последствиям:

  • Снижению производительности;
  • Снижению усилий;
  • Чувству раздражительности;
  • Саботажу (в очень запущенных случаях).

Так или иначе, с подобным сталкиваются многие из нас с той или иной стороны. Поэтому если вы руководите компанией, изучите теорию Адамса. Возможно, вам кажется, что все ваши сотрудники счастливы, однако на деле все может быть совершенно иначе.

Как применять теорию Адамса

Каждый лидер ставит своей целью повышение мотивации своих сотрудников, потому что в таком состоянии человек способен быть максимально эффективным и вовлеченным в рабочий процесс.

Чтобы ваша команда была максимально мотивирована, найдите баланс между результатами (усилиями) и вознаграждениями в какой-либо форме.

Вот список того, что, по мнению работника, должно учитываться при вознаграждении:

  • Усилия;
  • Верность;
  • Тяжелая работа;
  • Загруженность;
  • Навыки;
  • Способности;
  • Гибкость;
  • Уступчивость;
  • Признание других;
  • Решительность;
  • Энтузиазм;
  • Доверие к лидеру;
  • Поддержка коллег;
  • Личная жертва.

Этот список неполон и может отличаться в зависимости от должностных обязанностей и характера человека. Например, кто-то может считать, что если он уступает своему начальству, значит имеет право на привилегии. Для другого человека лояльность является признаком того, что он заслужил признания.

Список привилегий, на которые надеются работники:

Финансовые привилегии — заработная плата, пособия, надбавки, дополнительные льготы.

Другие привилегии:

  • Признание;
  • Репутация;
  • Ответственность;
  • Чувство достижения;
  • Похвала;
  • Стимул;
  • Ощущение роста;
  • Безопасность;
  • Возможность творческого роста.

Автор книги «Драйв» Дэниел Пинк считает, что финансовые поощрения работают хуже всего. Он приводит массу примеров того, как повышение только заработной платы не приводило ни к чему хорошему. Пинк призывает лидеров платить своим работникам достойную зарплату, но при этом уделять особое внимание другим вещам, которые мы представили выше. Работник должен быть мотивирован самим процессом работы и достижением мастерства.

Компании вроде Google давно осознали это. Да, они предоставляют хорошую зарплату, однако не ограничиваются только этим. Каждый сотрудник время от времени может уделять рабочее время своим проектам, а затем лучшие из них воплощаются в жизнь. В этой компании есть особенная атмосфера, которая выходит далеко за рамки финансовой корысти.

Дайте своим членам команды косвенные привилегии, и вы увидите, как через какое-то время в коллективе улучшится взаимопонимание, а затем и ее производительность.

Желаем вам удачи!

Сотрудники хотят справедливости. Как вам использовать это для их мотивации

Поможет теория Джона Стейси Адамса.

Сотрудники хотят справедливости. Как вам использовать это для их мотивации

В чём идея теории справедливости Адамса

Специалист в области поведенческой психологии Джон Стейси Адамс (John Stacey Adams) вывел мотивационную теорию, согласно которой сотрудник оценивает соотношение между своим вкладом в работу и полученной за него отдачей и сравнивает его с соотношением вклада и отдачи своих коллег. По мнению психолога, баланс между этими показателями напрямую влияет на степень мотивации подчинённых.

Что оценивает сотрудник

1. Свой вклад в работу:

  • затраченное время и силы;
  • уровень образования;
  • профессиональные навыки и релевантный опыт;
  • проявленная лояльность и доверие руководству;
  • готовность к адаптации;
  • усердие и энтузиазм;
  • ответственность и решительность;
  • личные жертвы (пропустил день рождения сына из-за квартального отчёта).

2. Получаемая отдача:

  • зарплата;
  • выгода (премии, бонусные выплаты, путёвки в отпуск);
  • защита (страхование здоровья);
  • повышение в должности;
  • признание коллег и начальства;
  • репутация;
  • осознание своего успеха (удовлетворение достигнутым результатом);
  • благодарность и похвала от руководителя.

Как это влияет на мотивацию

Сопоставив свой вклад и полученную отдачу, сотрудник задаётся вопросом справедливости и равенства:

  • «Достаточно ли я вознаграждён за свои труды? Был ли мой вклад оценён по достоинству?»
  • «Какое вознаграждение получил другой сотрудник за точно такую же работу? Находимся ли мы в равных условиях?»

Именно соблюдение справедливого баланса обеспечивает повышение продуктивности и уровня мотивации.

Мотивация усиливается:

1. Если сотрудник считает, что отдача справедлива по отношению к его вкладу.

«Я перевыполнил план, получил за это премию и похвалу от руководителя. Я удовлетворён. В следующем месяце продолжу стараться».

2. Если сотрудник уверен, что он и коллеги находятся в равных условиях.

«У меня и моего напарника одинаковые обязанности, мы в равной степени несём ответственность за проекты и получаем одинаковую зарплату. Я удовлетворён, это справедливо».

Мотивация ослабевает:

1. Если сотрудник чувствует, что отдача меньше, чем его вклад.

«Я перерабатывал, привлёк новых клиентов и увеличил прибыль компании. Я не получил за это премию и начальник не отметил мои успехи. Я не удовлетворён и хочу справедливости. В следующем месяце я не буду тратить столько сил, ведь отдача всё равно не изменится».

2. Если сотрудник считает, что его коллега получает большую отдачу за такой же вклад.

«У меня и моего напарника одинаковые обязанности. Но он уходит домой раньше, не выполняет план, хотя получает такую же зарплату. У коллеги из другого отдела меньше задач и опыта, но его отмечают на собраниях и он получает более высокую зарплату. Я не удовлетворён и хочу равенства. Я не буду стараться, потому что мои усилия всё равно не будут оценены».

К чему приводит несоблюдение баланса между вкладом и отдачей

Когда сотрудник не удовлетворён, он пытается восстановить баланс: уравнять вклад и отдачу. Иными словами, он будет работать менее интенсивно. Сотрудник может поступить иначе и потребовать от руководства прибавку к зарплате или повышение в должности. Если он получит отказ, то это отразится на его самооценке.

Почему я не могу получать больше, если хорошо работаю, мои показатели растут и компания получает прибыль? Почему мои труды не оценивают по достоинству?

Он либо будет искать другую компанию в надежде, что там всё по справедливости, либо продолжит работать на прежнем месте, но без особо энтузиазма — так как будет считать, что это справедливо.

Отдельное внимание Адамс уделил сравнению одним сотрудником своего вклада в работу и поощрения с вкладом и вознаграждением другого. Сколько было затрачено сил с его стороны, какие усилия приложил другой сотрудник, какую отдачу получил каждый?

Почему других сотрудников оценивают по достоинству, а меня — нет? Я работаю лучше и больше, но получаю зарплату ниже, чем менее квалифицированные сотрудники. Это несправедливо.

В этом случае неудовлетворённый работник также попытается восстановить баланс и добиться равенства.

Мой коллега каждый день опаздывает, а я прихожу вовремя. Его обеденный перерыв длится на полчаса больше, а потом он ещё час общается с коллегами ни о чём, пока я работаю. Завтра я тоже посплю подольше и схожу на обед не в столовую, а в кафе на соседней улице. Всё равно это не влияет на отдачу.

Пока сотрудник не будет считать, что получает справедливое вознаграждение за свою работу, его продуктивность и мотивация будут на низком уровне.

Как применять теорию Адамса на практике

Основная сложность в том, что сотрудник не только оценивает соотношение вклада в работу с полученным вознаграждением, но и сравнивает свои результаты с результатами других коллег. Задача руководителя же — мотивировать всю команду, а не одного человека. Поэтому нужен комплексный подход.

Руководитель должен работать с коллективом, воспринимая каждого подчинённого как важное звено одной большой цепи, и понимать, что справедливая отдача за вклад значит для каждого конкретного сотрудника и насколько справедливым человек считает своё вознаграждение за проделанную работу в сравнении с коллегами,  у которых аналогичные должностные обязанности.

Если сотрудник считает, что вознаграждение меньше, чем его вклад в работу

Руководитель должен объяснить подчинённому, почему его вознаграждение за работу именно такое, какое есть, и вместе с ним прийти к удовлетворяющему обоих компромиссу. То есть восстановить баланс.

1. Сократить вклад, сохранив значение вознаграждения

Руководитель может обсудить с сотрудником сокращение должностных обязанностей, оставив вознаграждение без изменений. Или, например, предложить более гибкие рабочие часы.

2. Сохранить вклад, увеличив значение вознаграждения

Начальник сохраняет все обязанности подчинённого, но увеличивает вознаграждение: выплачивает премию, повышает в должности, проявляет больше внимания к его результатам. В зависимости от того, что для конкретного сотрудника имеет значение.

3. Объяснить, что вклад и отдача в настоящий момент справедливы

Если так и есть, то задача руководителя доходчиво аргументировать это сотруднику. Выразить благодарность за проделанную работу, но деликатно пояснить, что, например, для повышения в должности ему нужно набраться ещё немного опыта. При этом необходимо указать подчинённому, в чём именно он пока не дотягивает до повышения (например, ему нужно повысить уровень английского языка), обсудить пути решения проблемы (курсы английского языка), обозначить измеримый результат (достичь уровня Upper-Intermediate) и поставить временные рамки (полгода).

Если сотрудник считает, что в коллективе не соблюдается равенство

Например, сотрудник получает зарплату меньше, чем его коллега с такими же обязанностями. Он не понимает, почему так происходит, и руководитель должен ему объяснить. Если веских аргументов нет, обязанности и опыт на самом деле одинаковые, а второй сотрудник — сын генерального директора, то это действительно несправедливо. Что в этом случае может сделать руководитель? Попросить прибавку к зарплате для неудовлетворённого сотрудника, чтобы вернуть равенство. Объяснить его ценность для компании и добиться справедливого решения.

Вывод

Сотрудник всегда будет стремиться к балансу между вкладом и отдачей, а задача руководителя — поддерживать этот баланс и учитывать мнение каждого подчинённого, не забывая про общую атмосферу в коллективе.

Восстановление баланса между вкладом и отдачей у одного сотрудника может изменить восприятие другого, нарушив его понимание справедливости.

Чтобы мотивация сотрудников росла, руководитель любого уровня должен чётко понимать, что именно они хотят получить от работы и что является справедливым для каждого из них.

Читайте также 🧐

  • Как создать условия для развития сотрудников и сохранить лучших
  • Как донести своё мнение до руководства
  • Короткий совет от Стива Джобса, который стоит усвоить каждому руководителю

Теория справедливости Адамса: суть, практическое применение, примеры

Содержание:

  • Биография Джона Стейси Адамса
  • Что такое теория справедливости Адамса: содержание 
  • Значение теории справедливости 
  • Главная мысль учения об объективной оценке

    • Терминологический комплекс учения Адамса
    • Необъективность, объективность, переоценка
  • Критика теории справедливости Адамса (недостатки, минусы) 

    • Каким качествам дает оценку работник 
    • Каким образом оцененные качества воздействуют на мотивацию сотрудников
    • Результат несоблюдения справедливого баланса между результатом и стараниями
  • Применение (принципы использования) теории справедливости Адамса в практике 
  • Вывод 

Биография Джона Стейси Адамса

Джон Стейси Адамс является бельгийским психологом. Он обладает большим количеством наград в области психологии. Среди них — «Выдающийся выпускник психологии Каролины», присужденная в 1977 году Университетом Северной Каролины, премия Рингельмана, присужденная в 1980 году за докторскую работу в области преподавания психологии. Также он получил несколько грантов на научные разработки. 

Джон Стейси Адамс служил в военно-морских силах Соединенных Штатах Америки в период с 1942 по 1946 годы. Он является действующим членом Американской ассоциации психологов и Академии менеджмента. На свет будущий психолог появился 16 марта 1925 года в Бельгии, городе Брюссель. Он получил хорошее базовое гуманитарное образование. В 1948 году получил степень бакалавра гуманитарных наук в Университете Миссисипи. Далее решил получать магистерскую степень также по гуманитарным дисциплинам, но уже в Университете Северной Каролины. Магистерскую степень Джон Стейси Адамс получил в 1955 году. 

Так выглядел Джон Стейси Адамс: 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Адамс
Источник: en.wikipedia.org

Через два года после этого им была получена докторская степень в области философии. Из-за того, что у него было много связей с Соединенными Штатами Америки в начале 50-х годов прошлого века он работал заместителем отдела исследования армейских отношений в США. В конце 50-х начал работать в качестве преподавателя в Стэнфорде. А в 60-е годы работал в качестве консультанта для компании General Electric. 

Пять лет в 60-х годах прошлого века Джон Стейси Адамс занимал должность профессора в Колумбийском университете. К началу 70-х годов он занимал пост советника по исследованиям в области поведения в организации General Electric, где ранее работал консультантом. 

Он являлся сотрудником исследовательского комитета Национального научного фонда и консультантом Центра творческого наставничества. Основной его деятельностью было исследование поведенческих реакций, из которых выросла теория справедливости Адамса. 

Что такое теория справедливости Адамса: содержание 

Теория справедливости (равенства) — психологическое учение, созданное Джоном Стейси Адамсом в 20 веке, которое обращало внимание на желании работников компании работать по принципам равных трудовых вкладов каждого человека. Она постулировала знак равенства между усилиями, что прилагают люди для работы, и итогом, который они видят на выходе. Сравнения проводились на основе субъективного восприятия уровня усилий и итогов работы других сотрудников. 

Положение может называться честной и объективной только тогда, когда отношение вложенных стараний и уровень награды примерно равно результатам других сотрудников. 

В психологию данное учение было введено Джоном Стейси Адамсом в 60-х годах 20 века. Он сделал выводы на базе исследовательских данных, которые были получены в организации «General Electric». 

Теория справедливости базируется на правильной и честной дистрибуции ресурсов среди всех членов коллектива. Уровень честности и правильности можно измерить посредством сопоставления усилий и полученных результатов для всех членов коллектива. 

Данная теория является лишь одной из нескольких теорий справедливого разделения ресурсов. Разработчик Джон Стейси Адамс, который работал над теорией в 60-х годах 20 века, считал, что, согласно поведенческим исследованиям в области психологии, работники компании пытаются сохранять принцип равного распределения ресурсов по усилиям, которые были вложены в работу. Также учитываются результаты, что люди получают от компании в сопоставлении со стараниями на рабочем месте и результатами других людей. 

По мысли Адамса, для увеличения персонализированных наград за работу, люди желают формировать такие системы, в рамках которых система вознаграждений будет работать максимально честно. Люди стремятся создать системы, в которых каждый получит по заслугам. 

Примечание 1

Принципы неравного вознаграждения в рабочем процессе способствует тому, что все, кто получил несправедливую награду за труд, будут злы и подавлены в той степени, в какой их обделили. Люди действительно любят, когда их оценивают справедливо, когда воздают объективный уровень наград за их заслуги. Справедливость в рабочих отношениях замотивирует людей в коллективе работать еще больше. Сущность справедливого отношения в условиях рабочего коллектива базируется на сопоставлении усилий и итоговых наград. Под вкладом в рабочий процесс подразумеваются усилия, которые сотрудник приложил для компании. 

Значение теории справедливости 

Учение об объективной оценке Адамса вырастает из различных учений социального обмена. Уже было сказано, что теория объективной оценки нацелена на анализ правильности дистрибуции наград в компании среди всех членов коллектива. Адамс считал, что сотрудник, который получил меньше, чем приложил усилий, будет чувствовать свои старания ненужными и не оцененными вообще. Если же, наоборот, человек понимает, что его наградили незаслуженно, он чувствует себя сконфуженно, стрессует. Стресс будет стимулировать работу по установлению справедливого отношения ко всем работникам. 

Адамс останавливается на том, объективно ли деление наград между людьми в обществе в целом. Уровень объективности можно измерить при помощи сопоставления размера усилий и выгоды на каждого члена коллектива. 

Члены коллектива не обязаны прилагать одинаковое количество стараний в виде временных и финансовых затрат, а также, соответственно, получать одинаковые награды (к примеру, сопоставимый уровень заботы, финансов и т.д.) до того момента, пока отношение между выгодой и усилиями не будет одинаковым. 

Теорию справедливости Адамса можно назвать одной из мотивационных теорий. На этом же уровне находится пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Равно как и в теории пирамиды Маслоу, учение об объективной оценке понимает, что на анализ и восприятие рабочих и жизненных процессов воздействуют персональные качестве человека. Утверждается, что каждый человек может обладать своим минимальным набором потребностей (для кого-то необходимо закрыть только физиологические, для кого-то недостаточно будет и закрытия потребности в самореализации). Точно также персональные усилия и награды. 

Примечание 2

Самое популярное чувство, которое возникает у людей, столкнувшихся с несправедливой оценкой — гнев. Вина называется в качестве чувства, которое возникает в результате переоценке человеческих усилий. Разные уровни оплаты — что оклад, что в час — становятся камнем преткновения для всей теории объективной оценки в обществе. 

Каждый сотрудник на любой позиции в компании должен понимать, что его усилия и эффективность трудовой деятельности будут оценены по достоинству — то есть хорошо оплачены. Если у работника возникает ощущение, что он недополучает денег за свою работу, он будет враждебно настроен к руководству и даже к коллегам. Это может привести к демотивации сотрудников. Справедливость является одним их основных принципов мотивации работников компании. Даже небольшая похвала за работу вызывают приятные чувства у сотрудника. Это позволяет ему дольше оставаться мотивированным. Человек понимает, что его любят и ценят в компании, он будет дальше работать для достижения лучших показателей. 

У работника может проявиться положительное чувство несправедливости, что спровоцирует чувство вины и ему нужно будет постараться найти мотивацию для избавления от этого чувства. 

Главная мысль учения об объективной оценке

Это учение в психологии наравне с теорией ожиданий, разработанной Виктором Врумом, является мотивирующей теорией. Эти два учения основаны на сопоставлении стараний и уровня наград, которые ожидает получить сотрудник. Но в центре внимания учения об объективной оценке Адамса не только эмоции человека, но и воздействие на поведенческие паттерны людей, которые окружают человека. Данное воздействие становится базой для создания сопоставительной модели и понимания объективности. Получается, что человек со своей точки зрения сопоставляет и свои старания и награды, и старания и награды людей вокруг себя (в особенности людей, которые работают на той же позиции и находятся в той же ситуации). 

Главная мысль всего учения состоит в том, что абсолютно все сотрудники пытаются создать объективные и честные отношения с другими людьми на рабочем месте. Необъективная оценка стимулирует человека впасть в отчаяние, из-за этого он старается минимизировать подобные ситуации. 

Терминологический комплекс учения Адамса

Джон Стейси Адамс считал, что самый главный фактор мотивации сотрудников — ощущение в душе объективной оценки собственного вклада и награды. Так, был создан терминологический комплекс для его теории. 

Вход — старания, которые человек прилагает в процессе работы над проектами. Это может быть опыт, уровень образования. Выходы — итог работы человека, награда за проделанную работу. Выражается в финансовой награде, продвижении по карьерной лестнице, улучшении условий труда. Референтные иные — сотрудники, с которыми происходит сопоставление собственных стараний и наград. 

Согласно учению, старания и итоги работы можно считать главными факторами, которые влияют на анализ обстоятельств как справедливых или же необъективных. 

Необъективность, объективность, переоценка

Необъективно оцененной считают ситуацию, при которой отношение стараний и результата намного меньше, чем у иных работников компании, с которыми производится сравнение. Если говорить по-другому, в такой ситуации человек думает, что он при равных стараниях получил либо равную, либо меньшую награду, чем у другого человека. 

В таких ситуациях работники всегда будут пытаться сделать эту необъективную оценку меньше, будет расти чувство обиды и неудовлетворения. Человек может либо начать менять количество стараний (к примеру, больше работать), либо попытаться добиться равного вознаграждения через ссору с руководством, либо уволиться. 

Чувство объективной оценки появляется у работника тогда, когда старания и результаты равны с показателями другого сотрудника, с которым происходит сравнение. Ситуацию называют переоцененной в случае, когда отношение стараний и результата было оценено в большую сторону по сравнению с показателями коллег. Некоторые люди, которым переплачивают за работу, чувствуют вину за это. В таком случае старания человека либо не будут изменяться вообще, либо, наоборот, вырастут. К примеру, если дать одному сотруднику отдела самую большую премию, то, скорее всего, он будет охотнее работать с руководителями компании, оставаться на дополнительные часы, брать большую нагрузку, чем коллеги. 

Критика теории справедливости Адамса (недостатки, минусы) 

Учение об объективной оценке активно используются в бизнес-среде, но некоторые специалисты в области психологии сомневаются в том, что модель достаточно проста. Они считают, что восприятие сотрудниками показателей справедливой оценки способно воздействовать и на другие важные факторы. К примеру, на показатели демографии. 

Примечание 3

Ученые считают, что тот факт, что большая часть исследований проводилась в условиях лаборатории способствовало тому, что она не очень применима к ситуациям в реальной жизни. Некоторые исследователи считают, что в целом эту теорию можно использовать, но лишь на ограниченном числе коллективов. Например, такая система будет прекрасно работать в организациях, которые работают по принципу командной работы. В таких коллективах для четкой работы нужна объективность, открытость и никакой секретности по поводу уровня наград, которые получают сотрудниками. В них также нужно объяснять, почему у одних сотрудников награда больше, чем у других. 

К тому же, в период исследований не учитывались персональные черты каждого сотрудника, его ценности по жизни, а также уровень активности в коллективе. Два совершенно разных работника с похожим образованием, опытом и работающие на одной позиции могут по-разному понимать, что такое справедливость. 

Каким качествам дает оценку работник 

Первое, что оценивает сотрудник — собственные старания, которые он вкладывает в работу. Это время и усилия, которые он отдает рабочим проектам; его уровень образования; количество навыков, полезных в работе; текущий рабочий опыт; лояльная оценка деятельности руководителей компании; уровень доверия к компании; стремление к быстрому приспособлению к условиям работы; уровень заинтересованности и усилия; степень ответственности и готовность принимать решения; персональные жертвы во благо работы (не отпраздновал с семьей Новый год, потому что занимался рабочими процессами). 

Второй принцип, который оценивает сотрудник — награда, которую он получает. Это уровень заработной платы; различные выгоды от компании (бонусы, премиальные выплаты, командировки); социальное обеспечение (страховка, спортзал); продвижение по карьерной лестнице; уважение от руководства и коллег; полученная в компании репутация; уровень удовлетворенности результатами, которые достиг человек на этой работе; приятные слова и благодарность от начальства. 

Каким образом оцененные качества воздействуют на мотивацию сотрудников

При сравнении собственных стараний и награды, которые он получил, человек задает себе несколько вопросов, которые касаются равенства и объективности оценки. Это вопросы по типу хорошее ли вознаграждение я получил за свои старания, оценили ли коллеги мои старания; какую плату получил мой коллега за такой же объем рабочих процессов, существуют ли равные условия в компании. 

Примечание 4

Только принцип объективной оценки, соблюдение этого баланса позволяет увеличивать уровень эффективности и мотивированности сотрудников. Мотивация сотрудников растет, когда человек считает, что уровень вознаграждения объективен тем стараниям, которые он вложил. Человек продолжит стараться и дальше, если поймет, что его ценят. Также мотивация растет в случаях, когда сотрудник находится в уверенности, что все члены коллектива получают одинаковую оплату за равные старания. 

Уровень мотивации становится меньше, когда работник считает, что получил он меньше, чем вложил в проект. Также она уменьшится в случае, когда человек видит, что за равные усилия он получает меньше своего коллеги. 

Результат несоблюдения справедливого баланса между результатом и стараниями

В случае, когда работник недоволен оплатой своих усилий, он старается максимально восстановить справедливый баланс: сравнивает усилия и результат. Получается, что работать такой сотрудник будет куда меньше всех остальных. Бывают случаи, когда сотрудники в подобных ситуациях ходили разбираться с начальством, просили повысить денежное вознаграждение за ту работу, которую они проделали, и даже просили повышение. В случае отказа руководства человек будет очень подавлен, это явно скажется на его самооценке. Он будет задаваться вопросами, которые испортят его психическое здоровье. 

Он постоянно будет крутить в голове, почему он получает меньше, если работает также или даже больше, чем его коллеги, он приносит прибыль организации; почему его не могут оценить справедливо. Он начнет судорожно искать новое место работы, надеясь, что там будут другие условия работы. Сотрудник может остаться и на прежней работе, но работать будет уже без особого запала, потому что будет обижаться на несправедливость. 

Примечание 5

В теории Адамса большое внимание уделено сопоставлению сотрудником собственных стараний и уровня наград со стараниями и уровнем наград другого человека. Он будет думать, как много стараний было вложено в проект со стороны другого сотрудника, сколько получил он. Большую бурю негодования вызывают ситуации, в которых сотрудник более квалифицированный выясняет, что получает денежное вознаграждение в меньшем размере, чем его коллега, у которого меньшая квалификация. В данной ситуации человек будет пытаться восстановить справедливость и добиться равноценной выплаты. 

До того момента, пока работник не будет считать, что объективно оценен руководством за собственную работу, его эффективность и уровень мотивации будет оставаться на небольшом уровне. 

Применение (принципы использования) теории справедливости Адамса в практике 

Главная проблема состоит в том, что работник не только дает оценку отношению старания и результата с количеством наград, но и сопоставляет собственные награды с наградами собственных коллег. Начальство должно понимать, что основная задача в вопросе справедливого вознаграждения — дать мотивацию всем членам коллектива, а не отдельным личностям. Из-за это необходимо использовать комплексный подход. 

Начальник обязательно должен понимать, как управлять коллективом, как с ним обходиться. Каждый сотрудник должен восприниматься начальством как часть огромной рабочей машины. Начальство должно осознавать, какую объективную оценку своих стараний жаждет каждый человек в его коллективе, какую реакцию даст каждый сотрудник на размер своего вознаграждения. 

Если человек считает, что награда за его старания намного меньше, то руководитель должен постараться найти слова, чтобы дать понять сотруднику, из-за чего он получил вознаграждение такого размера. Нужно вместе с сотрудником найти компромиссное решение, которое будет устраивать обе стороны. Так будет восстановлен баланс. 

Вариантов решения ситуации несколько. Первый — уменьшить уровень стараний человека, при этом уровень награды останется на прежнем уровне. Начальник может поговорить с работником на тему того, что для соблюдения баланса у него станет меньше задач, но при этом зарплата будет такой же. Можно также подумать над установлением гибкого рабочего дня. 

Примечание 6

Второй вариант — старания остаются на том же уровне, но награда становится больше. Руководитель оставляет на прежний круг обязанностей сотрудника, но при этом увеличивает заработную плату посредством выплаты премии, повышения, большего внимания к итогам его работы. 

Третий вариант — дать объяснение, что уровень стараний и уровень наград в данный момент является объективным. Руководитель должен уметь привести ряд аргументов на тему того, что поднимать уровень платы за этот уровень стараний нельзя. Лучше перед началом этого сложного разговора расположить человека к себе — поблагодарить за работу. А потом уже дать объяснение, почему человеку нужно постараться приложить больше усилий для повышения платы. При этом лучше наглядно показать человеку, по каким критериям он пока отстает от всех. Также можно предложить пути решения проблемы и обсудить рамки решения проблемы. 

Если работник думает, что в коллективе не работает принцип равенства, тогда тоже нужно действовать. Представьте, что человек получил заработную плату намного меньше, чем его коллега с таким же набором обязанностей. У него полное непонимание ситуации, начальник должен вмешаться и дать объяснение по того, как сотрудник взбунтуется. Нужно понимать, что в компании должна быть создана одинаковая среда для всех сотрудников. В идеале нужно объяснить ситуацию, дать премию к зарплате, чтобы уровень мотивации сотрудника не падал. Нужно объяснить, что человек действительно ценен для компании. 

Вывод 

В теории Адамса звучат такие термины, как вход и выход. Под ними подразумеваются персональные старания и награда, которую получает человек за свою работу. Данные понятия позволяют показать, что вложения сотрудников в рабочий процесс — понятие, состоящее из нескольких факторов. К тому же, стоит понимать, что человек получает от рабочего процесса не только заработную плату, но и много других вещей. В качестве объекта сопоставления Джон Стейси Адамс применил понятие референтного другого. Под ним понимается человек, которого сравнивает субъект с собой. Это понятие является главным для всех теории справедливости. 

Примечание 7

У теории об объективной оценке Адамса есть одна особенность — нечеткость границ. Крайне трудно реально дать оценку собственным стараниям и награде, которую получаешь за работу. Можно сказать, что теория справедливости направлена на то, чтобы дать объяснение всем руководителям, из-за чего уровня заработной платы и условий работы недостаточно для наличия у сотрудника мотивации. 

Учение очень легко использовать в управленческой деятельности, да и в целом в работе. Но нужно понимать, что каждый человек стремится к тому, чтобы найти приемлемый баланс между стараниями, которые вложены в работу, и уровнем награды. И здесь появляется проблема того, что считать этим приемлемым балансом. 

Ответить на этот вопрос может непосредственно теория справедливости Адамса. Во все сравнения стараний и награды за эти старания можно внести параметр справедливости. То есть, сравнение по равным критериям стараний и уровня наград. В теории справедливости утверждается зависимость не только про персональные выводы относительно объективности оценки стараний и результата, а про последовательное, четкое сравнение со стороны компании одного сотрудника с другим по равным параметрам.  

У самого человека, конечно, появляются представления о том, что такое объективное соотношение стараний и результата. Они появляются посредством сопоставления показателей одного сотрудника с собой. Задача руководителя — дать объяснение по всем этим критериям, почему люди получили разную заработную плату. 

Можно говорить о том, что учение об объективной оценке Адамса очень сложно, оно может быть сопоставлено с другими моделями мотивации сотрудников. Но способы ее образования другие — сопоставление стараний и награды. 

Примечание 8

Настоящее ощущение баланса и объективности (или же необъективности, дисбаланса) проявляется только в том случае, когда непосредственно включается личное сравнение собственных стараний и наград с другими людьми в тех же условиях. Это позволяет сравнивать теорию Адамса с другими теориями по критериям динамичности, гибкости мотивационной оценке. 

К примеру, теория объективной оценке Адамса может объяснить, из-за чего человек делается счастливым, получает мотивацию в конкретный период времени. Но через какое-то время, не видя никаких изменений в условиях работы и собственного положения, могут терять мотивацию, грустнеть. Особенно грусть увеличивается в момент, когда уже немотивированный сотрудник узнает, что коллеги за те же обязанности получили больше результата, чем он. Этим можно объяснить, из-за чего некоторые люди после получения повышения должности или увеличения заработной платы теряют полностью мотивацию под воздействием мнения других людей. 

Важно понимать, что в теории Адамса говорится именно о сопоставлении показателей, не о сумме наград и стараний в общем. Именно теорией Адама можно объяснить, из-за чего сотрудники, которые работают по-разным графикам — полный и неполный рабочий день — могут отличаться по удовлетворенности от рабочего процесса. Уровень стараний и плата за них абсолютно справедливо оценены, однако в других показателях они расходятся, что приводит к потере мотивации у сотрудников с полным рабочим днем.

Примечание 9

Под различными терминами, которые использованы в теории Адамса, вроде входов\выходов, вложений и итогов, плата и работа скрываются другие аспекты жизни. Под этими понятиями скрываются все жертвы человека ради рабочего процесса в виде инвестиций своего времени, опыта, знаний, терпения. 

Посмотрите на таблицу, в нее занесены все типичные старания, награды человека. 

Старания Результаты Баланс
К числу обычных стараний человека на работе относятся все жертвы, на которые он идет ради процесса; лояльность руководству; трудоспособность; устремленность к цели; быстрая адаптация к новым условиям; подвижность; изменчивость; обучаемость; терпение; умение принимать решения; мотивация; заинтересованность в процессе; поддержка руководства; уважение коллег; персональные жертвы.  К числу обычных результатов относятся все вознаграждения в денежном эквиваленте: заработная плата; оплата расходов; льготные поступления; пособия; отчисления в пенсионный фонд; бонусы; комиссии; благодарность; получение репутации; признание; получение ответственности; командировки; повышение квалификации; мотивация; эмоции продвижения и любви.  Человек просто обязан понимать, что в его компании его будут уважать, что существует что-то справедливое. Он должен ощущать равенство между старания и результатами. Справедливый баланс познается посредством сопоставления своих показателей с показателями другого человека. 

Когда человек понимает, что его старания объективно оцениваются и награждаются по заслугам, то тогда человек становится более мотивированным и счастливым. Он будет желать продолжать делать столько же и даже больше. Когда же человек понимает, что сопоставление стараний и результатов не оценивается объективно, то человек стремительно теряет всю мотивацию и в отношении рабочих процессов, и в отношении к начальству. 

Многие люди показывают самые разные реакции на несправедливую оценку своих стараний. Обычно уровень мотивации увеличивается или опускается в сравнении с чувствами несправедливости в сравнении с другими людьми. Для некоторых людей даже небольшое неравенство ведет к полной потере мотивации, полному разочарованию в работе и компании. Иногда такие люди даже начинают проявлять враждебность в отношении своих коллег и руководства. 

Часть людей реагирует по-другому: внутри они будут недовольны и полны эмоций, мотивация также будет снижаться, как и старания человека, но работать они все равно будут, даже без враждебности. Некоторые сотрудники пытаются выйти из ситуации, применяя больше усилий для работы — так они хотят показать, что достойны нового уровня зарплаты. 

Понимание того, как работает теория справедливости Адамса позволяет многим начальникам и политикам эффективно управлять сотрудниками. Нужно понимать, что все люди разные и реагируют на события также по-разному. Поэтому нужно осознавать, что перемена показателей одного сотрудника может поменять восприятия других. Вывод один — человек всегда будет желать найти баланс между своими стараниями и наградой, которую за них получает. Основная задача каждого начальника попытаться сохранять в компании баланс, понимать каждого сотрудника, прислушиваться к людям. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Умифеновир цена 100 мг инструкция по применению взрослым таблетки
  • Nokia lumia 925 руководство
  • Стиль руководства это совокупность способов
  • Jabra bt2080 инструкция на русском языке
  • Ви гель v gel himalaya инструкция по применению взрослым