Версия для печати и копирования в MS Word
Укажите три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии Чехословакии, обозначенные в тексте.
Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза.
«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами…
Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.
Советское правительство и правительства союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, — исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи…
Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств».
Спрятать пояснение
Пояснение.
В ответе могут быть указаны следующие причины:
1. угроза социалистическому строю;
2. угроза установленной Конституцией государственной власти;
3. угроза Чехословакии со стороны внешних враждебных сил.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Указаны три элемента ответа | 2 |
Названы два любых элемента ответа | 1 |
Правильно указан только один элемент
ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл | 2 |
1
Укажите год, когда было сделано данное заявление. Укажите название кратковременного периода в политической и культурной жизни Чехословакии, создавшего предпосылки для данного заявления. Укажите название военно-политического объединения, членами которого являлись страны, перечисленные в отрывке.
2
Задания Д22 C2 № 3901
i
Укажите название политики СССР в отношении входивших в социалистический блок стран, упомянутых в отрывке, сформулированной в тот же период, когда было сделано данное заявление. В чём заключалось содержание этой политики (назовите одно положение)? Когда СССР отказался от её проведения?
Укажите три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии Чехословакии, обозначенные в тексте.
Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза.
«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами…
Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.
Советское правительство и правительства союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, — исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи…
Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств».
Ответ:
В ответе могут быть указаны следующие причины:
— угроза социалистическому строю;
— угроза установленной Конституцией государственной власти;
— угроза Чехословакии со стороны внешних враждебных сил.
ЕГЭ по истории. Подборка документов
Брежнев
115. Прочтите отрывок из записки
Отдела культуры ЦК КПСС.
«В середине
января стало известно, что члены Союза писателей СССР В. Аксёнов, А.
Битов, Ф. Искандер и начинающие литераторы — Е. Попов и В. Ерофеев
и другие — подготовили сборник под названием «Метрополь»
и, минуя общепринятый порядок, намеревались потребовать от Госкомиздата
СССР его немедленной публикации. <…>
В некоторых сочинениях, включённых в альманах,
отчётливо прослеживается преимущественное внимание к изображению
негативных сторон советской действительности…
Всего к участию в «Метрополе» привлечены
23 литератора. Среди них… М. Розовский, Е. Рейн, Ф. Горинштейн, П. Кожевников,
Г. Сапгир, В. Высоцкий… Для придания сборнику большего веса В.
Аксёнов приобщил к участию в нём и двух известных советских писателей.
В сборник включены несколько стихов А. Вознесенского и небольшое
произведение Б. Ахмадулиной.
…22
января секретариат правления и партком Московской писательской организации
провели совместное заседание, на котором рассмотрели вопрос о сборнике
«Метрополь». Первый секретарь правления Московской писательской
организации Ф. Кузнецов, известные писатели <…> в своих выступлениях
квалифицировали действия составителей сборника как политическую
провокацию, направленную на разжигание очередной антисоветской
кампании на Западе, как попытку легализации «самиздата».
…Однако
радиостанция «Голос Америки» сообщила, что рукописи
«Метрополя» уже находятся за рубежом и вскоре будут изданы
в США и во Франции. <…>
В многотиражной газете «Московский литератор»
готовится публикация материала о совместном заседании секретариата
и парткома Московской писательской организации.
Готовится также выступление «Литературной
газеты», в котором будет дана принципиальная оценка сборника,
показана неприглядная роль его организаторов.
Планируется открытое собрание Московской писательской
организации с повесткой дня: «Современная идеологическая борьба
и задачи московских писателей».
МГК КПСС и руководство Московской писательской
организации продолжают индивидуальную работу с участниками
сборника. <…> С запиской ознакомились и расписались секретари
ЦК КПСС: Б. Пономарёв, К. Русаков, М. Горбачёв, М. Суслов, А. Кириленко,
М. Зимянин».
1.
Укажите
название периода истории СССР, когда появилась данная записка. Назовите
руководителя СССР в период событий, описанных в данной записке.
Объясните значение термина, обозначающего явление, в стремлении
легализации которого, согласно данной записке, некоторые писатели
обвинили авторов сборника.
2.
О каких
мерах по отношению к сборнику и его авторам упомянуто в данном отрывке?
Укажите любые три меры
3.
Укажите
любые три факта, не названных в данной записке, свидетельствующих о
жёстком контроле духовной сферы жизни общества со стороны государства
в период истории СССР, когда появилась данная записка.
87.
Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева
«В
целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов
в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого.
Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 млн рублей. Кроме того, постоянно
всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране
каждый день войны обходился в 10-11 млн рублей.
Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету
Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная
задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн человек,
подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские
штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек,
увеличенной затем до 108 тысяч… Здравомыслящим людям заранее была
очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчёт того, что
воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать,
будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток
его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами
справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла
эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю
кровавую авантюру…»
1.
В каком году началась
советская военная кампания, о которой говорится в тексте? Укажите
фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию руководителя
СССР, при котором она окончилась.
2.
Чем было вызвано
участие советских войск в этом военном конфликте? Приведите не менее
трёх причин.
3.
Какие последствия
с точки зрения автора имела данная война для СССР? Какие последствия можете
указать вы? Назовите всего не менее трёх последствий.
88.
Из статьи Ю.Кушнеровой и Т. Черниковой.
«Основные
положения реформы были выработаны группой экономистов под руководством
Либермана. Председатель Совета Министров ….. был активным сторонником
идей данной группы, которые сводились к организации управляемого
«социалистического рынка» на основе «хозрасчёта» (хозяйственной самостоятельности)
отдельных предприятий: государство устанавливало стабильный,
общий на 5 лет план на цену, количество и качество необходимой продукции,
но не регламентировало, как товары будут производиться.
Кроме валовых показателей (общая цена и количество
произведенной продукции), в план был введен и новый показатель — стоимость
реализованной продукции. Это должно было побудить заводы прекратить
выпуск не пользующейся спросом продукции и повысить качество производства…
Сверхплановую продукцию государство покупало по более высокой
цене.
Чтобы стимулировать инициативу, часть доходов
оставляли в распоряжении предприятий. Эти фонды были разделены на 3
части: фонд материального поощрения, откуда платились зарплата и
премии за перевыполнение плана; фонд соцкультбыта, предназначенный
для строительства жилья, детских садов, санаториев; и фонд самофинансирования,
из которого предприятие закупало сырье и прочее.
Государственные инвестиции предполагались с
целью реконструкции производства, внедрения достижений НТР, в том
числе и приобретённых за границей».
1.
Именем какого
руководителя правительства СССР были названы преобразования в
экономике СССР, указанные в статье? Какой год стал началом их проведения?
2.
Используя текст
статьи, укажите не менее двух признаков, относящихся к системе управляемого
«социалистического рынка». Назовите не менее двух способов, которыми
государство стимулировало инициативу промышленных предприятий.
3.
Используя знание
курса истории России, укажите не менее двух отраслей и направлений советской
науки и техники, в которых были достигнуты большие успехи и которые
внедрялись в производство, для обеспечения военного паритета в
противостоянии с США в годы «холодной войны». Приведите не менее двух
фактов, подтверждающих успехи советской науки и техники.
89.
Из исторического источника
«Совет
Министров Союза ССР постановляет:
1. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. закупочные
цены на пшеницу и рожь, продаваемые государству колхозами, совхозами
и другими хозяйствами, согласно приложению.
2. Установить и ввести в действие с 1 мая 1965 г.
надбавки в размере 50 процентов к закупочным ценам на пшеницу и
рожь, продаваемые государству… сверх установленного плана пшеницы,
ржи и других зерновых культур в целом.
3. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г.
единые для колхозов, совхозов и других хозяйств областей Северо-Западного,
Центрального, Волго-Вятского районов РСФСР, Калининградской и Пермской
областей, Удмуртской АССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской
ССР, Эстонской ССР и Полесских районов Украинской ССР закупочные
цены на ячмень (фуражный) в размере 90 рублей и на овёс в размере 75
рублей на тонну базисных кондиций».
1.
Кто был организатором
и вдохновителем данных реформ середины 1960-х гг. в СССР? Какую конкретную
цель преследовало данное постановление?
2.
Назовите не
менее двух конкретных предложений, направленных на выполнение решений
данного постановления.
3.
Третий пункт данного
постановления перечисляет ряд регионов СССР, в которых устанавливались
повышенные по сравнению с другими регионами закупочные цены на
зерно и фураж. Почему определены именно эти регионы? Назовите не
менее двух причин.
93. «…Власть у так называемых
партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной.
<…> В Совет Министров частенько приходили на подпись постановления
Совета Министров же, но подготовленные в ЦК. Председатель Совмина,
будучи по должности членом Политбюро, только на его заседаниях узнавал
иной раз о планах деятельности формально подведомственного Совмину
военно-промышленного комплекса. <…> Только как член Политбюро
председатель Совмина мог обсуждать вопросы внешней политики, государственной
безопасности или внутренних дел. Совминовские старожилы рассказывали
мне, как оказывался в глупейшем положении тактичный и умный Косыгин,
когда (генеральный секретарь) на Политбюро вдруг заявлял: «Тут
нам Коля (министр внешней торговли Патоличев) пару сотен миллионов
долларов “сэкономил”, можем их потратить на то-то и то-то…» Патоличев
<…> специально завышал в своих планах стоимость различных сделок,
чтобы к нужному дню «сэкономить» пару сотен <…> миллионов
и преподнести их (генеральному секретарю) как результат титанической
деятельности внешнеторгового ведомства, минуя, естественно, Косыгина.
<…> Все мало-мальские руководящие должности — совминовские,
министерские, производственные — держали в руках работники ЦК.
<…> Партийные верха, диктуя и даже навязывая Совету Министров
хозяйственные решения, никогда — подчёркиваю: никогда! — не отвечали
за их выполнение».
1.
О каком периоде
истории страны вспоминает автор? Укажите хронологические рамки
этого периода, название, под которым он остался в истории, фамилию
руководителя страны во время описываемых событий.
2.
Как
автор воспоминаний относится к описанным явлениям? Приведите не
менее двух примеров, свидетельствующих о его отношении.
3.
На
основе текста и знаний по истории назовите характерные черты (не
менее четырёх) политического режима в описываемый период.
110. Из воспоминаний государственного деятеля.
«Размышляя
[об уходящем] годе, выделяешь два пункта в его официальной истории —
Конституцию и 60-летие Революции.
С первой связана ещё одна большая ложь. Суета вокруг
сочинения проекта Конституции и попытки “интеллигентных аппаратчиков”
вместе с отобранными учёными демократически облагородить советский
Основной закон как-то затемнили ключевой момент в нём — “6-ю статью”,
превращавшую означенные попытки в нормальную для нашего образа
жизни демагогию. <…>
Годовщина Октября — знаковое международное
событие: стало совсем очевидно, что СССР — всё ещё сила, но уже не “вождь”
и не пример для подражания. Это молчаливо признавало (“в душе”) само
советское руководство, демонстрируя пренебрежение к усилиям собственного
аппарата спасти “единство” Международного Коммунистического Движения,
как и к идейно-политической сути “еврокоммунизма”. “Лишь бы “друзья”
открыто не ругали КПСС и СССР — на остальное, что у них там — наплевать!”
— так можно обобщить настроения в самых верхах советской сверхдержавы.
«Братские
партии» во всё большем числе и всё более открыто отказывали КПСС в
праве навязывать им политику, идеологию, вообще «учить», как и что им
надо делать. Идейный, «теоретический» авторитет наш практически
упал до нуля. Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую
силу», и… деньгами, «довольствием на продолжение существования».
В [записках о событиях этого года] новые свидетельства
искреннего миролюбия [генерального секретаря] и нарастающей
его болезни — физической, умственной и как государственного деятеля.
Публичная демонстрация этой болезни свидетельствовала не только о
ничтожестве, трусости и глупости пропагандистских и политических
“служб”, но и о том, что движение страны по наклонной становится всё
более гибельным.
Свидетельством тому было также то, что властные
функции нагло подбирала под себя “тройка” членов Политбюро — Устинов,
Громыко, Андропов. Пока ещё “пари́л” над ними Суслов, тоже начинавший
“слабеть”, но рычаги “реальной политики” были в их руках».
1.
Укажите
год, когда происходили события, о которых идёт речь в отрывке. Назовите
генерального секретаря, о котором идёт речь. Назовите представителя
«тройки» членов политбюро, упомянутой в тексте, который занимал
пост министра иностранных дел.
2.
Какие
явления свидетельствовали, по мнению автора, о кризисном состоянии
страны? Укажите три явления.
3.
Укажите
год, когда была отменена статья Конституции СССР, о которой идёт речь
в отрывке. Назовите руководителя СССР в этот период. Укажите одно
любое последствие её отмены.
106.Прочтите отрывок из
записки Отдела культуры ЦК КПСС.
«В
мае прошлого года Отделы пропаганды и культуры ЦК КПСС докладывали
ЦК КПСС о серьёзных идейных ошибках, которые содержались в материалах,
подготовленных редакцией журнала «Новый мир» для публикации
в четвёртом номере за 1968 год. В записке отмечалось, что в журнале и
ранее публиковались материалы, которые вызывали резкую критику
в печати и в Союзе писателей СССР. Однако редакция журнала не делала
необходимых выводов из этой критики. В записке вносилось предложение
поручить секретариату правления Союза писателей СССР решить вопрос
о руководстве журнала «Новый мир».
Секретариат правления Союза писателей СССР,
рассмотрев вопрос об укреплении состава руководства журналом, предложил
действующему главному редактору журнала тов. […] на должность зам.
главного редактора несколько авторитетных литераторов. Назывались
кандидатуры С. Залыгина, М. Луконина, С. Наровчатова, Л. Якименко,
В. Панкова и других. [Главный редактор журнала] все рекомендованные
кандидатуры отклонил. В то же время он настойчиво предлагал утвердить
заместителем главного редактора В. Лакшина, неоднократно выступавшего
в журнале с ошибочных идеологических позиций. Литературного критика
А. Дементьева, ранее снятого с поста зам. главного редактора этого
журнала за серьёзные недостатки в работе, [главный редактор журнала]
предложил вновь ввести в состав редколлегии.
…в
журнале «Новый мир» до сих пор помещаются материалы, имеющие
серьёзные недостатки. Рекомендации секретариата правления Союза
писателей СССР не принимаются во внимание. Секретари правления
Союза писателей СССР рекомендовали [главному редактору журнала]
перейти на штатную работу в секретариат правления Союза писателей
СССР. [Главный редактор журнала] отклонил это предложение, заявив,
что он в ближайшее время обратится в секретариат с просьбой освободить
его от должности главного редактора журнала, и попросил предоставить
ему месячный отпуск, по истечении которого он на работу в журнал не
вернётся. Однако и после отпуска официального заявления от [главного
редактора журнала] об освобождении его от работы главного редактора
не поступило…»
1.
Укажите
главного редактора, о котором идёт речь в данном отрывке. Укажите
руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите
десятилетие, когда была создана организация писателей, упомянутая
в тексте.
2.
Какие
действия (поступки) руководства журнала «Новый мир» и его главного редактора
подверглись критике в данном отрывке? Укажите любые три действия (поступка).
3.
Укажите
любые три факта (положения), не связанных с гонениями на журнал
«Новый мир» и его главного редактора, свидетельствующих о жёстком контроле
духовной сферы жизни общества со стороны государства в период руководства
СССР политического деятеля, при котором была составлена данная записка.
99.Прочтите отрывок из заявления
Телеграфного агентства Советского Союза.
«ТАСС уполномочен заявить, что партийные
и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики
обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой
об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи,
включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая
возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю
и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных
сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами…
Дальнейшее обострение обстановки
в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза
и других социалистических стран, интересы безопасности государств
социалистического содружества. Угроза социалистическому строю
Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского
мира.
Советское правительство и правительства
союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной
Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной
Республики, — исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества
и в соответствии с существующими договорными обязательствами,
решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому
народу необходимой помощи…
Предпринимаемые действия не направлены
против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо
государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой
о его укреплении. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют
любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет
позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических
государств».
1.
Укажите год,
когда было сделано данное заявление. Укажите название кратковременного
периода в политической и культурной жизни Чехословакии, создавшего
предпосылки для данного заявления. Укажите название военно-политического
объединения, членами которого являлись страны, перечисленные в
отрывке.
2.
Укажите
три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии
Чехословакии, обозначенные в тексте.
3.
Укажите название
политики СССР в отношении входивших в социалистический блок
стран, упомянутых в отрывке, сформулированной в тот же период,
когда было сделано данное заявление. В чём заключалось содержание
этой политики (назовите одно положение)? Когда СССР отказался от её
проведения?
100.Прочтите
отрывок из воспоминаний государственного деятеля.
«Для всех членов ЦК КПСС становилось всё
более ясным, что между тем Хрущёвым, который решительно, смело и с большой
силой убеждения выступил на XX съезде партии с разоблачениями культа
личности Сталина, и Хрущёвым последнего периода пребывания во
главе руководства обнаружилась пропасть. У него самого всё больше
стали проявляться замашки, характерные для культа.
Подобия сталинских
репрессий, конечно, не было. Но машина по разоблачению преступлений
Сталина забуксовала. И это стало очевидным. Таким образом, фактор
культа личности в определённой мере тоже сыграл свою роль в формировании
общего мнения по поводу освобождения Хрущёва с постов высшего руководителя
партии и государства и избрания вместо него Брежнева.
В связи с
освобождением Хрущёва с занимаемых им постов в печати иногда появляются
разного рода домыслы, касающиеся событий того времени. Говорят,
что Брежнев чуть ли не сам себя навязывал кандидатом на пост (…). Это
неправда. Настроение в ЦК по поводу того, чтобы на этот пост избрать
Брежнева, было общим. Именно общим. Таким было и мнение Политбюро. Кстати,
Хрущёв не счёл возможным попросить ответное слово и выступить в своё
оправдание. Этого никто не ожидал, но так было. Оглашённые факты о его деятельности
в последние годы были разительными. Он не смог бы их опровергнуть.
(…) Видимо, Хрущёв в последний период
своей деятельности почувствовал, что не за горами время, когда ему
придётся уступить своё место кому-то другому. Он стал думать о преемнике,
хотя его никто об этом не просил… Однажды Хрущёв заявил гостю из США:
— Хотите
знать, кто будет моим преемником? Скажу Вам — вот он! И указал на Козлова.
Тот промолчал.
Я был
изумлён и озадачен. Задавал сам себе вопрос: «Как же это, первое лицо
в нашей стране может так говорить, будто имеет право единолично выбирать
себе преемника?»
Вероятно,
он уже не мог контролировать себя должным образом».
1.
Укажите название
партийного органа, принявшего решение о кадровых изменениях, о
которых идёт речь. Укажите год, когда это решение было принято. Как назывался
пост, об избрании на который идёт речь в тексте?
2.
Укажите три причины
отстранения Н. С. Хрущёва с должности первого секретаря ЦК КПСС, о которых
говорит автор текста.
3.
Какие результаты
руководства страной Н. С. Хрущёва, не названные в отрывке, свидетельствовали
о неудаче проводившейся им политики? Назовите любые три результата.
1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции
«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
20. На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
21. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.
22. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.
2. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и …искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций)…»
20. Что было целью данного постановления? В каком десятилетии оно было принято? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
21. Какие причины преобразований названы в данном постановлении Политбюро ЦК ВКП(б)? Укажите две причины.
22. О каких тенденциях политической жизни СССР свидетельствует данный документ? Привлекая исторические знания, укажите не менее трех тенденций в культурной жизни страны.
3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева
«В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн рублей.
Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек, увеличенной затем до 108 тысяч… Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчёт того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру…»
20. В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте? Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию руководителя СССР, при котором она окончилась.
21. Чем было вызвано участие советских войск в этом военном конфликте? Приведите не менее трёх причин.
22. Какие последствия с точки зрения автора имела данная война для СССР? Какие последствия можете указать вы? Назовите всего не менее трёх последствий.
4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из статьи Ю.Кушнеровой и Т. Черниковой.
«Основные положения реформы были выработаны группой экономистов под руководством Либермана. Председатель Совета Министров ….. был активным сторонником идей данной группы, которые сводились к организации управляемого «социалистического рынка» на основе «хозрасчёта» (хозяйственной самостоятельности) отдельных предприятий: государство устанавливало стабильный, общий на 5 лет план на цену, количество и качество необходимой продукции, но не регламентировало, как товары будут производиться.
Кроме валовых показателей (общая цена и количество произведенной продукции), в план был введен и новый показатель — стоимость реализованной продукции. Это должно было побудить заводы прекратить выпуск не пользующейся спросом продукции и повысить качество производства… Сверхплановую продукцию государство покупало по более высокой цене.
Чтобы стимулировать инициативу, часть доходов оставляли в распоряжении предприятий. Эти фонды были разделены на 3 части: фонд материального поощрения, откуда платились зарплата и премии за перевыполнение плана; фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья, детских садов, санаториев; и фонд самофинансирования, из которого предприятие закупало сырье и прочее.
Государственные инвестиции предполагались с целью реконструкции производства, внедрения достижений НТР, в том числе и приобретённых за границей».
20. Именем какого руководителя правительства СССР были названы преобразования в экономике СССР, указанные в статье? Какой год стал началом их проведения?
21. Используя текст статьи, укажите не менее двух признаков, относящихся к системе управляемого «социалистического рынка». Назовите не менее двух способов, которыми государство стимулировало инициативу промышленных предприятий.
22. Используя знание курса истории России, укажите не менее двух отраслей и направлений советской науки и техники, в которых были достигнуты большие успехи и которые внедрялись в производство, для обеспечения военного паритета в противостоянии с США в годы «холодной войны». Приведите не менее двух фактов, подтверждающих успехи советской науки и техники.
5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического источника
«Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. закупочные цены на пшеницу и рожь, продаваемые государству колхозами, совхозами и другими хозяйствами, согласно приложению.
2. Установить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. надбавки в размере 50 процентов к закупочным ценам на пшеницу и рожь, продаваемые государству… сверх установленного плана пшеницы, ржи и других зерновых культур в целом.
3. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. единые для колхозов, совхозов и других хозяйств областей Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского районов РСФСР, Калининградской и Пермской областей, Удмуртской АССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР и Полесских районов Украинской ССР закупочные цены на ячмень (фуражный) в размере 90 рублей и на овёс в размере 75 рублей на тонну базисных кондиций».
20. Кто был организатором и вдохновителем данных реформ середины 1960-х гг. в СССР? Какую конкретную цель преследовало данное постановление?
21. Назовите не менее двух конкретных предложений, направленных на выполнение решений данного постановления.
22. Третий пункт данного постановления перечисляет ряд регионов СССР, в которых устанавливались повышенные по сравнению с другими регионами закупочные цены на зерно и фураж. Почему определены именно эти регионы? Назовите не менее двух причин.
6. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного руководства СССР Г.И. Воронова.
«Всё это готовилось примерно год… Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил против каждой фамилии «плюсы» (кто готов поддержать его в борьбе…) и «минусы». Каждого индивидуально обрабатывали…
Сегодня понимаешь: целью <его> смешения было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда, а захват власти, чтобы свернуть с этого курса…
Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка общая: вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства, направления его ошибок, а когда надо, его замены.
Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда ещё были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, <он> и мы, люди его окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились, чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований народ.
За этот половинчатый демократизм, не закреплённый к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и <ему> пришлось поплатиться».
20. Укажите название периода, о котором идёт речь, год, когда состоялся названный в тексте Пленум, фамилию руководителя СССР, против которого были направлены решения Пленума.
21. На основе текста и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в тексте Пленум. Кто готовил это решение Пленума и почему? Почему Пленум принял его?
22. Как автор относится к решению Пленума? Укажите не менее двух причин, названных автором для объяснения своего отношения к этому решению.
7. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза.
«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами…
Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.
Советское правительство и правительства союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, — исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи…
Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств».
20. Укажите год, когда было сделано данное заявление. Укажите название кратковременного периода в политической и культурной жизни Чехословакии, создавшего предпосылки для данного заявления. Укажите название военно-политического объединения, членами которого являлись страны, перечисленные в отрывке.
21. Укажите три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии Чехословакии, обозначенные в тексте.
22. Укажите название политики СССР в отношении входивших в социалистический блок стран, упомянутых в отрывке, сформулированной в тот же период, когда было сделано данное заявление. В чём заключалось содержание этой политики (назовите одно положение)? Когда СССР отказался от её проведения?
8. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из воспоминаний государственного деятеля.
«Для всех членов ЦК КПСС становилось всё более ясным, что между тем Хрущёвым, который решительно, смело и с большой силой убеждения выступил на XX съезде партии с разоблачениями культа личности Сталина, и Хрущёвым последнего периода пребывания во главе руководства обнаружилась пропасть. У него самого всё больше стали проявляться замашки, характерные для культа.
Подобия сталинских репрессий, конечно, не было. Но машина по разоблачению преступлений Сталина забуксовала. И это стало очевидным. Таким образом, фактор культа личности в определённой мере тоже сыграл свою роль в формировании общего мнения по поводу освобождения Хрущёва с постов высшего руководителя партии и государства и избрания вместо него Брежнева.
В связи с освобождением Хрущёва с занимаемых им постов в печати иногда появляются разного рода домыслы, касающиеся событий того времени. Говорят, что Брежнев чуть ли не сам себя навязывал кандидатом на пост (…). Это неправда. Настроение в ЦК по поводу того, чтобы на этот пост избрать Брежнева, было общим. Именно общим. Таким было и мнение Политбюро. Кстати, Хрущёв не счёл возможным попросить ответное слово и выступить в своё оправдание. Этого никто не ожидал, но так было. Оглашённые факты о его деятельности в последние годы были разительными. Он не смог бы их опровергнуть.
(…) Видимо, Хрущёв в последний период своей деятельности почувствовал, что не за горами время, когда ему придётся уступить своё место кому-то другому. Он стал думать о преемнике, хотя его никто об этом не просил… Однажды Хрущёв заявил гостю из США:
— Хотите знать, кто будет моим преемником? Скажу Вам — вот он! И указал на Козлова. Тот промолчал.
Я был изумлён и озадачен. Задавал сам себе вопрос: «Как же это, первое лицо в нашей стране может так говорить, будто имеет право единолично выбирать себе преемника?»
Вероятно, он уже не мог контролировать себя должным образом».
20. Укажите название партийного органа, принявшего решение о кадровых изменениях, о которых идёт речь. Укажите год, когда это решение было принято. Как назывался пост, об избрании на который идёт речь в тексте?
21. Укажите три причины отстранения Н. С. Хрущёва с должности первого секретаря ЦК КПСС, о которых говорит автор текста.
22. Какие результаты руководства страной Н. С. Хрущёва, не названные в отрывке, свидетельствовали о неудаче проводившейся им политики? Назовите любые три результата.
9. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из записки Отдела культуры ЦК КПСС.
«В мае прошлого года Отделы пропаганды и культуры ЦК КПСС докладывали ЦК КПСС о серьёзных идейных ошибках, которые содержались в материалах, подготовленных редакцией журнала «Новый мир» для публикации в четвёртом номере за 1968 год. В записке отмечалось, что в журнале и ранее публиковались материалы, которые вызывали резкую критику в печати и в Союзе писателей СССР. Однако редакция журнала не делала необходимых выводов из этой критики. В записке вносилось предложение поручить секретариату правления Союза писателей СССР решить вопрос о руководстве журнала «Новый мир».
Секретариат правления Союза писателей СССР, рассмотрев вопрос об укреплении состава руководства журналом, предложил действующему главному редактору журнала тов. […] на должность зам. главного редактора несколько авторитетных литераторов. Назывались кандидатуры С. Залыгина, М. Луконина, С. Наровчатова, Л. Якименко, В. Панкова и других. [Главный редактор журнала] все рекомендованные кандидатуры отклонил. В то же время он настойчиво предлагал утвердить заместителем главного редактора В. Лакшина, неоднократно выступавшего в журнале с ошибочных идеологических позиций. Литературного критика А. Дементьева, ранее снятого с поста зам. главного редактора этого журнала за серьёзные недостатки в работе, [главный редактор журнала] предложил вновь ввести в состав редколлегии.
…в журнале «Новый мир» до сих пор помещаются материалы, имеющие серьёзные недостатки. Рекомендации секретариата правления Союза писателей СССР не принимаются во внимание. Секретари правления Союза писателей СССР рекомендовали [главному редактору журнала] перейти на штатную работу в секретариат правления Союза писателей СССР. [Главный редактор журнала] отклонил это предложение, заявив, что он в ближайшее время обратится в секретариат с просьбой освободить его от должности главного редактора журнала, и попросил предоставить ему месячный отпуск, по истечении которого он на работу в журнал не вернётся. Однако и после отпуска официального заявления от [главного редактора журнала] об освобождении его от работы главного редактора не поступило…»
20. Укажите главного редактора, о котором идёт речь в данном отрывке.
Укажите руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите десятилетие, когда была создана организация писателей, упомянутая в тексте.
Главный редактор А. Твардовский Руководитель государства Брежнев Союз писателей создан в 30-егг
21.Какие действия (поступки) руководства журнала «Новый мир» и его главного редактора подверглись критике в данном отрывке? Укажите любые три действия (поступка).
22. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
10. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний государственного деятеля.
«Размышляя [об уходящем] годе, выделяешь два пункта в его официальной истории — Конституцию и 60-летие Революции.
С первой связана ещё одна большая ложь. Суета вокруг сочинения проекта Конституции и попытки “интеллигентных аппаратчиков” вместе с отобранными учёными демократически облагородить советский Основной закон как-то затемнили ключевой момент в нём — “6-ю статью”, превращавшую означенные попытки в нормальную для нашего образа жизни демагогию. <…>
Годовщина Октября — знаковое международное событие: стало совсем очевидно, что СССР — всё ещё сила, но уже не “вождь” и не пример для подражания. Это молчаливо признавало (“в душе”) само советское руководство, демонстрируя пренебрежение к усилиям собственного аппарата спасти “единство” Международного Коммунистического Движения, как и к идейно-политической сути “еврокоммунизма”. “Лишь бы “друзья” открыто не ругали КПСС и СССР — на остальное, что у них там — наплевать!” — так можно обобщить настроения в самых верхах советской сверхдержавы.
«Братские партии» во всё большем числе и всё более открыто отказывали КПСС в праве навязывать им политику, идеологию, вообще «учить», как и что им надо делать. Идейный, «теоретический» авторитет наш практически упал до нуля. Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и… деньгами, «довольствием на продолжение существования».
В [записках о событиях этого года] новые свидетельства искреннего миролюбия [генерального секретаря] и нарастающей его болезни — физической, умственной и как государственного деятеля. Публичная демонстрация этой болезни свидетельствовала не только о ничтожестве, трусости и глупости пропагандистских и политических “служб”, но и о том, что движение страны по наклонной становится всё более гибельным.
Свидетельством тому было также то, что властные функции нагло подбирала под себя “тройка” членов Политбюро — Устинов, Громыко, Андропов. Пока ещё “пари́л” над ними Суслов, тоже начинавший “слабеть”, но рычаги “реальной политики” были в их руках».
20. Укажите год, когда происходили события, о которых идёт речь в отрывке. Назовите генерального секретаря, о котором идёт речь. Назовите представителя «тройки» членов политбюро, упомянутой в тексте, который занимал пост министра иностранных дел.
21. Какие явления свидетельствовали, по мнению автора, о кризисном состоянии страны? Укажите три явления.
22. Укажите год, когда была отменена статья Конституции СССР, о которой идёт речь в отрывке. Назовите руководителя СССР в этот период. Укажите одно любое последствие её отмены.
11. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из интервью известного политолога С. Кургиняна и кратко ответьте на вопросы 20-22.
— Ускорение, о котором речь шла до 27 съезда и на нем, — не фаза перестройки, а отвергнутый ею шанс. Шанс изменить политическую систему, а не ОБРУШИТЬ её. Зачем изменить? Чтобы уйти от «застоя», начать форсированное развитие и — мобилизовав ресурсы имеющейся системы — сотворить очередное «русское чудо». Это был судьбоносный момент. Речь об отмене 6 статьи Конституции (о правящей роли КПСС) ещё не шла. Отставание от Запада на самом деле было не таким гигантским, как утверждают ныне. У советской политической системы было будущее. Требовался всего один «пустячок» — чтобы партия опёрлась на группу, отвечавшую целям ускорения.
На научно-техническую интеллигенцию, прежде всего, да и на гуманитарную тоже. Ведь партия заявила, что наука становится непосредственной производительной силой! А раз так, то интеллигенция — не прослойка, а класс, двигатель истории. Такой класс и надо было дооформлять, чтобы опереться на него в интересах всего общества. Не забывая, конечно, про рабочих и колхозников.
— Интеллигенция, действительно, была главной движущей силой перестройки и других перемен в СССР. Тогда ветер дул в её паруса. И вы, пресса, были большой силой. Но вместо созидания интеллигенцию сознательно направили на ложный путь — разрушения. Образно говоря, одних отправили за Сахаровым, других — за Солженицыным. В итоге интеллигенция погубила и страну, и себя. Сейчас профессора получают меньше, чем шофёры и штукатуры. Такого не было в Советском Союзе.
20. О каком периоде истории советского государства идет речь в отрывке? Кто тогда был руководителем страны? Укажите с точностью до десятилетия время его нахождения на посту руководителя страны.
21. Что явилось причиной проведения реформ? На кого собирались опираться руководители реформ (привести не менее трёх категорий населения)?
22. Какая группа населения, по мнению автора, являлась главной движущей силой реформ? Используя знания по истории приведите не менее трёх направлений реформы и укажите по о любому из направлений, к каким последствиям привело реформирование.
12. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.
«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
21. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.
22. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
13. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из постановления Пленума ЦК КПСС
Мы часто забываем, что враги, ловко маскируясь под коммунистов, пытались и будут пытаться проникать в ряды партии ради своих вражеских целей, ради карьеры и для проведения подрывной работы в качестве агентов империалистических держав и их разведок.
В этой связи Пленум ЦК считает необходимым обратить внимание на дело Берия, разоблачённого Президиумом ЦК как агента международного империализма. Как теперь видно, Берия, ловко маскируясь различными карьеристскими махинациями, втёрся в доверие к И. В. Сталину. Преступная антипартийная и антигосударственная деятельность Берия, глубоко скрытая и замаскированная при жизни И. В. Сталина, после его кончины, когда враги Советского государства активизировали свою подрывную деятельность, начала раскрываться шаг за шагом. Обнаглев и распоясавшись, Берия в последнее время стал раскрывать своё подлинное лицо врага партии и советского народа.
Коварными интриганскими действиями Берия пытался разобщить и расколоть ленинско-сталинское руководящее ядро нашей партии, дискредитировать руководящих деятелей партии и правительства каждого по отдельности, чтобы повысить свой собственный «авторитет» и осуществить свои преступные антисоветские замыслы.
(…) Берия использовал охрану членов Президиума ЦК для шпионажа за руководителями партии и правительства. Им был установлен порядок обязательных докладов его агентов о том, где бывают руководители партии и правительства, с кем они встречаются; были организованы прослушивание и запись их
разговоров и т. д.
Как установлено фактами, Берия ещё при жизни И. В. Сталина и в особенности после его кончины под разными вымышленными предлогами всячески тормозил решение важнейших неотложных вопросов по укреплению и развитию народного хозяйства. Теперь несомненно, что этот подлый враг народа ставил своей целью подрыв колхозов и создание трудностей в продовольственном снабжении страны».
20. Укажите год когда Л. П. Берии были предъявлены обвинения, о которых идёт речь в отрывке. Укажите должность, которую занимал Л. П. Берия в момент предъявления ему обвинений, приведённых в тексте. Укажите фамилию фактического руководителя КПСС в момент предъявления обвинений.
21. Используя текст, укажите не менее трёх обвинений, которые были предъявлены Л. П. Берии.
22. Назовите результат обсуждения деятельности Л. П. Берии на Пленуме ЦК КПСС. Укажите не менее двух инициатив Л. П. Берии, выдвинутых им после смерти И. В. Сталина, о которых не идёт речь в данном отрывке.
14. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС.
«В стране складывается новая морально-нравственная атмосфера. Идёт переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике, социальной и духовной сферах, расширяется поиск новых методов организаторской и идеологической работы…
Принципиальным направлением демократизации нашей жизни Политбюро считает совершенствование советской избирательной системы…
В чём суть предложений и пожеланий трудящихся по этим вопросам, которые поступают в Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, в другие центральные органы и средства массовой информации?
В политическом плане речь идёт об углублении демократизма избирательной системы, о более эффективном и реальном участии
избирателей на всех стадиях предвыборной и выборной кампаний. В конкретном плане большинство предложений сводится к тому, чтобы на собраниях избирателей в трудовых коллективах и по месту жительства, а также на предвыборных совещаниях обсуждалось, как правило, несколько кандидатур, а выборы проходили по более крупным избирательным округам, от каждого из которых избиралось бы по нескольку депутатов. Товарищи полагают, что это позволит каждому гражданину выразить своё отношение к более широкому кругу кандидатов, а партийным и советским органам – лучше знать настроения и волю населения».
20. Назовите фамилию Генерального секретаря ЦК КПСС, выступившего с данным докладом. Укажите годы, в которые он занимал данную должность. Какое название в истории нашей страны получил период его нахождения у власти?
21. Предложение о каком изменении в политической системе СССР озвучено в докладе? Какие аргументы в пользу этого изменения приведены? Приведите не менее двух аргументов.
22.
В начало страницы
Список тем
Д1,
Д1,
Д1,
Д2,
3,
Д3,
4,
4,
Д4,
5,
Д5,
Д6,
Д C6,
7,
Д7,
Д8,
Д9,
Д10,
11,
Д11,
12,
Д12,
13,
Д13,
14,
Д14,
15,
16,
Д16,
Д17,
18,
Д18,
19,
Д19,
20,
Д20,
21,
Д21,
22,
23,
24
Задания
Задание
Д1.1
(тема Д1, №3865) В каком из центров удельной Руси (XII—XV вв.) высшим законодательным органом власти было вече? 1) Новгороде 2) Владимире 3) Москве 4) Киеве
Текст задания
Задание
Д1.2
(тема Д1, №3866) Получение князем ярлыка на великое княжение с первой половины XIV в. 1) закрепляло за князем право назначать русского митрополита 2) избавляло его княжество от уплаты дани Орде 3) позволяло князю формировать общерусское войско 4) давало ему право на сбор дани с русских земель в пользу Орды
Текст задания
Задание
Д1.3
(тема Д1, №3886) Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. 1) присоединение к Москве Твери 2) Ливонская война 3) Куликовская битва 4) восстание под предводительством Ивана Болотникова 5) нашествие хана Батыя на русские земли
Текст задания
Задание
Д2
(тема Д2, №3867) Что из перечисленного стало одной из причин многочисленных народных выступлений XVII в.? 1) введение рекрутской повинности 2) введение подушной подати 3) установление единого срока перехода крестьян в Юрьев день 4) установление бессрочного сыска беглых крестьян
Текст задания
Задание
3
(тема 3, №3889) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, отражают процесс закрепощения крестьян в XV−XVII вв. 1) пожилое 2) Соборное уложение 3) Табель о рангах 4) заповедные лета 5) урочные лета 6) мировой посредник Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
Текст задания
Задание
Д3
(тема Д3, №3868) Кто из перечисленных лиц жил во время княжения Ивана III? 1) Симон Ушаков 2) Аристотель Фиораванти 3) Феофан Грек 4) Андрей Рублёв
Текст задания
Задание
4.1
(тема 4, №3890) Напишите пропущенное словосочетание. «_______________» П. И. Пестеля, ставшая программой Южного общества, была наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.
Варианты
Текст задания
Задание
4.2
(тема 4, №4050) Напишите пропущенное словосочетание. «_______________» П. И. Пестеля, ставшая программой Южного общества, была наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.
Варианты
Текст задания
Задание
Д4
(тема Д4, №3869) Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, в чьё правление произошли упоминаемые в тексте преобразования. «Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений… Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы… обычно считают крупнейшими мероприятиями Избранной рады». 1) Ивана III 2) Ивана IV 3) Бориса Годунова 4) Алексея Михайловича
Текст задания
Задание
5
(тема 5, №3888) Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. A) Временное правительство Б) Совет Народных Комиссаров (СНК) В) Совет Министров Г) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) 1) высший орган исполнительной власти в царской России в 1905-1917 гг. 2) высший орган исполнительной власти в марте — октябре 1917 г., который должен был обеспечить созыв Учредительного собрания 3) учреждение по борьбе с контрреволюцией и саботажем 4) законодательный орган в Российской империи в 1905−1917 гг. 5) орган исполнительной власти в Советской России и СССР в октябре 1917 г. — 1946 г. 6) чрезвычайный орган власти в период Великой Отечественной войны Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Текст задания
ОРГАНЫ ВЛАСТИ
ФУНКЦИИ
Задание
Д5
(тема Д5, №3870) Что из перечисленного произошло раньше остальных событий? 1) Прутский поход Петра I 2) штурм крепости Измаил 3) Азовские походы Петра I 4) морское сражение у острова Гренгам
Текст задания
Задание
Д6
(тема Д6, №3871) С чьим вступлением на престол связана попытка членов Верховного тайного совета ограничить власть монарха? 1) Екатерины II 2) Павла I 3) Александра I 4) Анны Иоанновны
Текст задания
Задание
Д C6
(тема Д C6, №3904) Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания. 1) Ярослав Мудрый; 2) Джордж Вашингтон; 3) Николай I; 4) Л. H. Брежнев. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Текст задания
Задание
7
(тема 7, №3887) Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Полтавская битва 2) Гангутское морское сражение 3) оборона Шипки 4) сражение у деревни Лесная 5) Бородинское сражение 6) Синопский морской бой
Текст задания
Задание
Д7
(тема Д7, №3872) В результате какого события Россия завоевала выход к Чёрному морю? 1) русско-турецкой войны 1768−1774 гг. 2) русско-турецкой войны 1806−1812 гг. 3) присоединения украинских земель в 1654 г. 4) войны России с Турцией и Крымским ханством в 1676-1681 гг.
Текст задания
Задание
Д8
(тема Д8, №3873) Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите годы войны, о событиях которой идёт речь. «После гибели Корнилова Тотлебен окончательно дал обороне Севастополя материальную оболочку, а Нахимов вдохнул в неё душу, — так говорили потом уцелевшие севастопольцы. Тот, кто стал на место павшего Корнилова и должен был его заменить всецело, уже не считал себя в праве поддаваться даже минутной слабости. В эти 27 дней Корнилов и его три товарища [Тотлебен, Нахимов, Истомин] показали, как можно выйти из невозможного положения, а начиная с 5 октября Нахимов сделал для всех ясным, что Корнилов оставил по себе наследника». 1) 1813-1814 гг. 2) 1828-1829 гг. 3) 1853-1856 гг. 4) 1877-1878 гг.
Текст задания
Задание
Д9
(тема Д9, №3874) Кто из названных государственных деятелей занимал посты министра финансов в 1892−1903 гг., председателя Совета министров в 1905−1906 гг., был руководителем российской делегации в Портсмуте на переговорах с Японией о мире в 1905 г. и одним из инициаторов подписания Николаем II манифеста 17 октября 1905 г.? 1) М. Т. Лорис-Меликов 2) И. А. Вышнеградский 3) С. Ю. Витте 4) А. И. Гучков
Текст задания
Задание
Д10
(тема Д10, №3875) Одним из следствий Великих реформ 1860−1870-х гг. в России было 1) учреждение центрального всесословного законосовещательного органа 2) создание системы всесословного независимого судопроизводства 3) установление в стране конституционного строя 4) разрешение деятельности политических партий
Текст задания
Задание
11
(тема 11, №3891) Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. в составе СССР республики Пропущенные элементы: 1) 1922 г. 2) г. Душанбе 3) г. Вильнюс 4) Украинская ССР 5) г. Минск 6) 1940 г. 7) г. Тифлис 1936 г. 9) Молдавская ССР Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Текст задания
Республика СССР
Год образования
Столица
__________(А)
1922 г.
г. Харьков
Таджикская ССР
1929 г.
__________(Б)
Белорусская ССР
__________(В)
__________(Г)
Литовская ССР
__________(Д)
__________(Е)
А
Б
В
Г
Д
Е
Задание
Д11
(тема Д11, №3876) Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь. «Своими <…> реформами [он] открыл перед каждым крестьянином возможность выйти из общины («мира») и приобрести, и возделывать с помощью правительства собственную землю. Созданием широкой сети зерновых элеваторов, принадлежавших государственному банку, он дал крестьянам возможность хранить зерно и с помощью достаточных государственных кредитов продавать его за выгодную цену». 1) К. П. Победоносцев 2) П. А. Столыпин 3) М. М. Сперанский 4) П. Н. Милюков
Текст задания
Задание
12
(тема 12, №3892) Прочтите отрывок из исторического источника. «После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам. Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Автор считает, что в период правления царя, описанный в данном отрывке, его жестокость проявилась сильнее, чем ранее. 2) Вельможа, упомянутый в данном отрывке, входил в состав Избранной рады. 3) Сын царя, о котором пишет автор, являлся единственным его наследником. 4) События, о которых говорится в данном отрывке, произошли в 1580-х гг. 5) Версия о причине смерти царя, изложенная в отрывке, подтверждена современной наукой и считается общепринятой. 6) В период правления царя, о котором идёт речь, территория России расширилась в восточном направлении.
Текст задания
Задание
Д12
(тема Д12, №3877) С кем из названных лиц связано создание Московского университета? 1) М. В. Ломоносовым и И. И. Шуваловым 2) Н. И. Новиковым и Екатериной II 3) Ф. Прокоповичем и Петром I 4) А. Т. Болотовым и Е. Р. Дашковой
Текст задания
Задание
13
(тема 13, №3893) Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Текст задания
Задание
Д13
(тема Д13, №3878) В статье И. В. Сталина «Головокружение от успехов» 1) объявлялось об отказе от нэпа 2) в сторону уменьшения корректировались темпы индустриализации 3) вина за негативные итоги коллективизации возлагалась на местных руководителей 4) признавалась ошибочной политика коллективизации
Текст задания
Задание
14
(тема 14, №3894) Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.
Текст задания
Задание
Д14
(тема Д14, №3879) Что являлось одним из результатов советско-финляндской войны 1939-1940 гг.? 1) территориальные потери СССР 2) меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны 3) вступление СССР в Лигу Наций 4) установление союзнических отношений между СССР и США
Текст задания
Задание
15
(тема 15, №3895) Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.
Текст задания
Задание
16
(тема 16, №3896) Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г. 2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны. 3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран». 4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский. 5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат. 6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.
Текст задания
Задание
Д16
(тема Д16, №3880) Кто из перечисленных героев Великой Отечественной войны совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру немецкого дота, чтобы обеспечить успех своему подразделению? 1) И. Н. Кожедуб 2) В. В. Талалихин 3) A. M. Матросов 4) Н. Ф. Гастелло
Текст задания
Задание
Д17
(тема Д17, №3883) Что явилось результатом принятия Конституции СССР 1977 г.? 1) создание Съезда народных депутатов СССР 2) провозглашение курса на строительство социализма 3) создание Государственной Думы 4) закрепление законодательно руководящей роли КПСС
Текст задания
Задание
18
(тема 18, №3897) Рассмотрите изображение и выполните задание Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече. 2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть. 3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах. 4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки». 5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.
Текст задания
Задание
Д18
(тема Д18, №3882) Законы «О государственном предприятии», «Об индивидуальной трудовой деятельности» были приняты, когда СССР руководил 1) М. С. Горбачёв 2) Н. С. Хрущёв 3) Л. И. Брежнев 4) Ю. В. Андропов
Текст задания
Задание
19
(тема 19, №3898) Рассмотрите изображение и выполните задание Какие из представленных ниже памятников культуры находятся в этом городе? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Текст задания
Задание
Д19
(тема Д19, №3881) Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события. «В это время положение наших войск на фронте… оказалось критическим. Кровопролитное сражение развернулось на Можайском направлении, в районе Бородинского поля, оно шло шесть дней и ночей… В те дни противник взял также Малоярославец, Боровск, Тарусу, Рузу. В некоторых местах гитлеровцы приблизились к Москве на 50 километров… В Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение». 1) летом 1941 г. 2) осенью 1941 г. 3) весной 1942 г. 4) летом 1942 г.
Текст задания
Задание
20
(тема 20, №3899) Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза. «ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами… Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира. Советское правительство и правительства союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, — исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи… Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств». Укажите год, когда было сделано данное заявление. Укажите название кратковременного периода в политической и культурной жизни Чехословакии, создавшего предпосылки для данного заявления. Укажите название военно-политического объединения, членами которого являлись страны, перечисленные в отрывке.
Текст для изучения
Текст задания
Задание
Д20
(тема Д20, №3884) Кто из отечественных писателей был лауреатом Нобелевской премии? 1) И. Г. Эренбург 2) М. А. Булгаков 3) М. А. Шолохов 4) С. В. Михалков
Текст задания
Задание
21
(тема 21, №3900)
Укажите три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии Чехословакии, обозначенные в тексте.
Текст для изучения
См.
текст в задании №3899
(выше на текущей странице).
Текст задания
Задание
Д21
(тема Д21, №3885) Какой государственный орган власти противостоял Президенту РФ в ходе политического кризиса 1992-1993 гг.? 1) Государственный комитет по чрезвычайному положению 2) Высший совет народного хозяйства 3) Учредительное собрание 4) Верховный Совет
Текст задания
Задание
22
(тема 22, №3901)
Укажите название политики СССР в отношении входивших в социалистический блок стран, упомянутых в отрывке, сформулированной в тот же период, когда было сделано данное заявление. В чём заключалось содержание этой политики (назовите одно положение)? Когда СССР отказался от её проведения?
Текст для изучения
См.
текст в задании №3899
(выше на текущей странице).
Текст задания
Задание
23
(тема 23, №3902) В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд; владельцы мануфактур из купцов или крестьян предпочитали не нанимать, а покупать крестьян по указу 1721 г. Укажите три причины, которые заставляли их так поступать, несмотря на то, что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, а покупать приходилось целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.
Текст задания
Задание
24
(тема 24, №3903) В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Славянофилы являлись приверженцами консерватизма». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)… 2)… Аргументы в опровержение: 1)… 2)…
Текст задания