Учитель как руководитель классное руководство

1. Формирование и развитие классной
воспитательной системы

Главное в воспитательной системе класса
создание соответствующего
морально-психологического климата, творчества
атмосферы, доброжелательного стиля отношений –
всего того, что способствует развитию личности
каждого ученика, коллектива в целом; помогает в
формировании жизненной позиции, общего
отношения к жизни; признанию личности человека
как абсолютной ценности.

Мною приветствуется путь воспитания
основанный на терпении и разговоре
(демократичный). Если этот путь пройти до конца,
то я думаю, что результат превзойдёт ожидания.
Человек вырастит личностью, определившей свою
жизненную позицию и путь к её достижению. Люди
такой категории вызывают интерес общества, так
как они спокойны, уверенны, ответственны, их
слова не расходятся с делом, они доброжелательны,
отзывчивы и умеют любить.

Моя педагогическая цель – воспитать именно
таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных,
добрых, ответственных и активных в своей жизни.
Одним словом – воспитать личность. Но для этого
нужно постепенно самосовершенствовать личность.
Именно поэтому мною используется система
саморазвития личности
в воспитательной
работе. Данная система основывается на следующих
положениях:

  • ученик – субъект, а не объект процесса
    воспитания и обучения;
  • воспитание и обучение приоритетно по отношению
    к развитию опережает развитие;
  • воспитание и обучение направлено на
    всестороннее развитие с приоритетной областью
    (самоутверждающие механизмы личности). [1]

Вот уже третий год воспитательная система
класса направлена на саморазвитие и
самосовершенствование личности. В основе
системы лежит курс Г.К. Селевко
“Самосовершенствование личности”.[1] С моей
точки зрения данный курс очень актуален на
современном этапе развития общества, поскольку
переход общества к новому
социально-экономическому и политическому укладу
вызывает острую необходимость в людях
высообразованных, инициативных и
предприимчивых, обладающих чувством социальной
ответственности, способных приумножить духовные
и материальные богатства общества.

Кроме этого по Закону РФ “Об образовании”
содержание образования должно быть
ориентировано на “обеспечение самоопределения
личности, создания условий для её
самореализации”, должно обеспечивать, в
частности “интеграцию личности в национальную и
мировую культуру; формирования человека и
гражданина, подготовленный к выступлению в
современном ему обществе и национального не
совершенствование этого общества…”.

Эти задачи обеспечиваются организацией
педагогических условий, воздействий, но
одновременно в психике ребёнка идут внутренние
процессы самопознания, самовоспитания,
самоопределения, самоутверждения,
самоактуализации. Курс “Самосовершенствование
личности” ставит целое педагогическое
руководство этими процессами, активизацию
психогенных факторов развития, побуждение
школьников к самосовершенствованию.

В учебном плане средней школы отсутствуют
дисциплины, которые объяснили бы учащимся основу
содержания и закономерности формирования их
личности. Данный курс предназначен для
теоретической ориентировки, методологического
осмысления учащихся своей школьной и
внешкольной жизнедеятельности, для создания
теоретического фундамента их саморазвития. Курс
представлен в систематизированном виде (с 5-го по
11-й кл.), где излагаются знания о человеке,
отношениях между людьми друг с другом и
обществом, о нравственных ценностях, культуре
поведения и жизнедеятельности – о многом, что
необходимо развивающемуся человеку.

Система курса основана на том, что в каждом
возрастном периоде создаются особо
благоприятные предпосылки для формирования
определенных сфер самосовершенствования
личности. Кроме того потребностей, обоснования А.
Маслоу. [1]

Весь круг “Самосовершенствование личности”
разбит на 7 разделов по классам и охватывает все
основные этапы и компоненты процесса
самосовершенствования.

Класс Раздел общего курса
самосовершенствования личности
Названия пособия
5 Самопознание Познай себя
6 Самовоспитание Сделай себе сам
7 Самообразование Научи себя учиться
8 Самоутверждение Утверждай себя
9 Самоопределение Найди себя
10 Саморегуляция Управляй собой
11 Самоактуализация, самореализация Реализуй себя

Процесс самопознания лежит в основе любого
акта самосовершенствования. Ребята должны
осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и
почему с ними происходит. Поэтому система
технологии начинается с доступного
пятиклассниками обзора с психологических
качеств человека, приводит в некоторую систему
имеющиеся у ребят представления о своей
личности, помогает или понять себя, создать
осознаваемый образ своего “Я”.

Особенность работы по технологии саморазвития
личности – работа с внутренним миром ребёнка, с
его переживаниями, интеллектуальными
проявлениями, интересами, отношениями.

Опыт работы по технологии саморазвитие
личности позволил мне увидеть то, что многие
ребята переосмысливают своё поведение,
жизнедеятельности, отношение друг к другу и
миром в целом. Анализ работы по этой технологии
позволил понять, какая иерархия ценностей
формируется у отдельных детей, построить
индивидуальный подход к ним. При разыгрывании
различных ситуаций совместно с ребятами, я
увидела взаимное доверие, заинтересованность.
Вот именно в таких условиях происходит
обогащение жизненного опыта учащихся.

2. Развитие самоуправления в классе

Классное самоуправление – это один из режимов
протекания совместной и самостоятельной
деятельности учащихся, в которой каждый ученик
может определить своё место и реализовать свои
способности и возможности. Это
самостоятельность организованной социальной
общности в решении собственных дел.

Уже третий год в моём классе развивается
самоуправление. Первоначальной целью
самоуправления было сплотить учеников в дружный
и крепкий коллектив.

Классное самоуправление развивается поэтапно.

Первый этап пришёлся на 5-й класс. В
первую очередь, учащимся были сообщены знания о
значении самоуправления. Затем шло постепенное
формирование положительных мотивов у учащихся к
самоуправленческой деятельности. Для того, чтобы
всего этого достичь, в основном мною приводились
примеры из личной школьной жизни и жизни
предыдущего классного коллектива. На этом этапе
учащиеся начали вести “Летопись классной
жизни”. В первое время функция ребят была
исполнительская. Моя же позиция как классного
руководителя была – учитель. Проводилось
анкетирование с целью выявления склонностей и
интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята
получали задания, поручения. На начальном этапе
для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я
сама назначала ответственных, присматривалась,
кто на что способен. Постепенно

учащиеся начали оценивать события в классе,
осуществлять самоконтроль и взаи-моконтроль. У
них появилась первая самооценка. Уже после
первого полугодия были видны результаты
самоуправления. Радовало то, что ребята
перестали быть равнодушными друг к другу, начали
проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети
сами стали предлагать мероприятия, в которых
хотели бы принимать участие. В классе выявилась
группа лидеров, которые были справедливы в
отношении одноклассников, те, кто имел явные
достижения в ценимых деятельностях (в спорте,
учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других
ребят за собой.

Был выбран актив класса, которым были
разработаны классные нормы общения, поведения,
отношений в форме классных заповедей, правил,
законов, девизов на год. За год актив класса
менялся три раза и почти все ребята выполняли
какие-то поручения в классе. В конце года уже было
видно рождение самого настоящего коллектива.
Изначальная цель почти достигнута. Это
подтвердили и итоги ежегодного школьного
конкурса “Ученик года”. Из четырёх номинаций
среди 5-7 классов два ученика нашего класса стали
победителями: “Самый лучший ученик – 2005” и
“Самый талантливый — 2005”.

Второй этап рассчитан на два года – 6 и 7
классы. В начале 6-го класса был сформирован
постоянный актив класса на год демократическим
путём – путём выборности. Для более интересной
классной жизни было предложено переименовать
класс в “государство”. На собрании актива было
принято решение:

  • форма самоуправления – Республика (РИД)
  • глава Республики интересных дел (РИД) –
    президент (классный руководитель)
  • министры государства (замы главы РИД):
Министры образования; Министры внутренних дел;
Министры культуры; Министры печати;
Министр спорта; Министр финансов; Министр здравоохранения.

“Министрами государства” были приняты и
утверждены устав, герб, гимн “республики”,
предложенные всеми членами “государственной
думы” — учениками класса.

Ученическое самоуправление не столько
вводится, сколько выращивается в самом
коллективе. Смысл ученического самоуправления в
нашем классе заключается не в управлении одних
детей другими, а в обучении всех детей основам
демократических отношений в обществе, в обучении
их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Участие в самоуправлении помогает учащимся
сформировать у себя навыки демократизма, умение
самостоятельно действовать, нестандартно
мыслить, принимать решения и осуществлять их.

На конец 6-го класса достигнуты следующие
результаты классного самоуправления:

  • хорошо налажено дежурство по классу и школе;
  • хорошо поставлены трудовые дела (уборка
    территории, утепление класса, благоустройство и
    генеральная уборка в классе);
  • организация досуга (проведение классных
    огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов
    и других мероприятий);
  • выпуск всевозможных тематических газет;
  • проведение спортивных мероприятий; — проведение
    тематических классных часов;
  • сбор денежных средств на поездки.

В конкурсе “Ученик года – 2006” нами были взяты
все четыре номинации: “Самый лучший ученик –
2006” I и II степени, “Самый активный – 2006”, “Самый
спортивный -2006” и “Самый талантливый – 2006”. У
каждого победителя конкурса имеется портфолио
достижений.

Итоги 7-го класса подтвердили правильную
направленность нашего классного самоуправления.
Члены актива класса (министры) стали
организаторами работы с ребятами по интересам.
Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с
этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е.
моя позиция изменилась – я стала консультантом.

На классных часах моя роль как классного
руководителя стала в основном консультирующая и
достаточно “теневая”. На мой взгляд, классные
часы дают возможность развивать одновременно и
талант организаторский и талант актёрский.

Перед классным коллективом всегда стоят
какие-то цели, задачи. Мои воспитанники
придерживаются десяти главных глаголов:

1) думать;
2) ставить цели;
3) решать;
4) делать;
5) помогать;
6) уважать;
7) дружить;
8) веселиться;
9) творить;
10) отвечать за всё и всех.

На мой взгляд, самоуправление в классе
необходимый компонент современного воспитания.
Самоуправление способствует личностному росту
школьников, развитию их ответственности и
самостоятельности. Они приобретают
организационные, коммуникативные, трудовые и
творческие навыки. Д.Уэбстер сказал: “Люди могут
вместе совершить то, чего не в силах сделать в
одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их
сил может стать почти всемогущим”. Во всём и
всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со
своими воспитанниками.

Я часто думаю и представляю, какими будут мои
дети – это будут САМОстоятельные и
САМОдеятельные личности, понявшие свою
САМОценность, которые достигли САМОопределения
и САМОреализации.

В своей педагогической деятельности мне близко
высказывание Ш.А. Амонашвили: “Надо видеть себя в
детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо
принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому; надо, на конец
жить жизнью детей, чтобы быть гуманным
педагогом”.

3. Взаимодействие классного руководителя с
родителями учащихся

Сегодня многие родители заинтересованы в
успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не
всегда есть понимание того, что хороших
результатов можно добиться только при активном
взаимодействии родителей и классного
руководителя.

Организация взаимодействия классного
руководителя с семьями учащихся требует
соблюдения определённых правил и норм общения.

При взаимодействии с родителями мною
используются различные
психолого-педагогические методы: наблюдение,
беседа, тестирование, анкетирование, тренинги,
материалы детского творчества.

Начиная работать с детским коллективом, я
попыталась максимально изучить семейную
ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого
ученика, традиции, обычаи, духовные ценности,
стиль взаимоотношений родителей и детей. Это
необходимо для того, чтобы спланировать
воспитательную работу в классе с максимальной
эффективностью. Уже на первой встрече (в
сентябре) с родителями мною использовалась
следующая диагностика.

Мой ребёнок.

1. Ф.И.О. ___________________________________

2. Интересы моего ребёнка ______________________________

3. О здоровье своего ребёнка могу рассказать
следующее_______________________

4. В начальной школе к нему (к ней) относились
так, что мы____________________

5. Его (её) отношения с учителем в начальной
школе были______________________

6. Моему ребёнку нравится,
когда___________________________________________

7. Моему ребёнку не нравится,
когда________________________________________

8. Его (её) положительными качествами является
то, что он (она) всегда__________

9. Его (её) отрицательными качествами является
то, что он (она) может___________

10. Трудности в воспитании нашего ребёнка
связаны с тем, что___________________

11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель
обратил внимание на его (её) способности к _.

12. Мы надеемся, что с помощью классного
руководителя мы сможем развить в своём ребёнке
следующие качества ________________________ и преодолеть
следующие качества.

Результаты данной диагностики мне помогли
ближе познакомиться с детьми и дали
представление об их родителях.

Есть много различных диагностик изучения
семьи, отношений между педагогами и родителями,
детьми и родителями и т.д., которые используются в
моей педагогической деятельности.

Родительские собрания являются одной из
основных форм работы с родителями, поскольку они
обычно включают многие важные элементы работы
(от индивидуальных бесед до групповых
обсуждений). Но я решила изменить сам подход к
организации и проведении традиционных
родительских собраний. Главная цель нового
подхода – привлечь большинство родителей к
принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и
успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются
на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как
правило, индивидуально, в отдельных беседах с
родителями. Для этого помимо встреч с любым
педагогом предусматриваются и дни открытых
дверей (по субботам), когда родители могут решать
вопросы с любым учителем и администрацией. А на
родительских собраниях активными участниками и
даже организаторами иногда становятся сами
родители, на которых обсуждаются актуальные
вопросы жизни в классе и в школе. В 2005 – 2006 уч.
году родителями, в частности членами
родительского комитета, было проведено два
тематических собрания (“Роль семьи в развитии
моральных качеств подростка”, “Поощрение и
наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно,
что родителей взволновали эти проблемы и в
бурной дискуссии обсуждали, как можно
воспитывать детей, не прибегая к жестокости и
телесным наказаниям. Многие родители обратили
внимание на неиспользуемые возможности
поощрения и похвалы. Я познакомила родителей с
результатами исследований учёных о влиянии
семейной атмосферы на развитие моральных
качеств детей. На мой взгляд, такие родительские
собрания имеют большую воспитательную
эффективность.

Тематика родительских собраний весьма
разнообразна, поскольку широк круг проблем, с
которыми сталкиваются родители.

В нашем классе уже стало традицией проведение
последнего итогового родительского собрания
совместно детей и родителей. Это собрание всегда
бывает праздничное, как бы творческий отчёт о
проделанной работе и своих достижениях. Радует
то, что и родители не остаются в стороне, всегда
показывают своё “ответное слово”.

Кроме родительских собраний родители
принимают активное участие и во многих классных
мероприятиях (в составе жюри, в проведении
классных часов, совместные поездки, литературные
вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел,
родители могут стать союзниками, так как
перестанут относиться к школе как посторонние
наблюдатели. Такая связь поколений, на мой
взгляд, является наиболее эффективным способом
для передачи социокультурных ценностей, так как
младшее поколение на жизненном примере
родителей может убедиться в незыблемости таких
понятий, как доброта, порядочность, честность.

Индивидуальные беседы с родителями,
анкетирование, дискуссии на родительских
собраниях показали, что в основном все дети имеют
хорошие отношения с родителями. Но в некоторых
семьях наблюдается излишняя строгость и
требовательность к ребёнку, а в некоторых
наоборот, не хватает контроля со стороны
родителей. Благодаря совместной деятельности,
родители начали осознавать, что с ребёнком
необходимо общаться как с равным, относиться к
нему, как к человеку, который имеет право на
самостоятельность и уважение, что терпение и
снисходительность к ребёнку – главное средство
в воспитании.

4. Активное участие учащихся в жизни школы

2005-2006 уч. год

Результаты традиционного школьного конкурса
“Ученик года – 2006” доказали активность
классного коллектива в жизни школы. Все четыре
номинации конкурса среди

5-7 классов выиграли воспитанники моего класса:
“Самый активный” — Ларюшкина А.; “Самый
творческий” — Колпакова В.; “Самый спортивный” —
Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” — Гукова
В.; “Лучший ученик 2 степени” — Саломатина Т.

Помимо победителей, участие в жизни школы
принимают и другие члены классного коллектива.
За период 2005 – 2006 учебный год 6 “А” принял
участие в таких мероприятиях, как:

1. Участие в празднике: “День первоклассника”.
(8 человек).

2. Участие и победы в осенних и весенних
школьных олимпийских играх (весь класс)

3. Соревнование по пионерболу среди 6 – 7 х
классов (победа).

4. Участие в городском смотре театрального
искусства –  спектакль “Красная шапочка”. (14
человек)

5. Школьный выпуск календаря знаменательных
дат:

1) геологу В.А. Русанову;
2) сказочнику – режиссеру А. Роу.

6. Участие в областной олимпиаде по экологии
(школьный тур ) — 9 человек

7. Участие в новогоднем представлении для 5 – 8
классов (3 человека)

8. Участие в концерте : “Встреча с ветеранами” (4
человека)

9. Участие в Международном математическом
конкурсе – игре “Кенгуру” (11 чел.)

10. Участие в городском смотре творчества:
“Пою о том я, что люблю”. (10 чел.)

11. Участие и победа в школьной учебно –
практической конференции (4 чел.)

12. Участие и победа в городской учебно –
практической конференции (3 чел.)

13. Активное участие и победы в спортивных
соревнования (гор., обл.) – 5 человек.

2006-2007 уч. год. На участие в традиционном
школьном конкурсе “Ученик года – 2007” от класса
было подано 9 заявок. Все четыре номинации
конкурса среди

5-7 классов выиграли воспитанники моего класса:
“Самый активный 1 степени” — Заболотний Е.;
“Самый активный 2 степени” — Ларюшкина А.; “Самый
творческий” -Гукова В.; “Самый спортивный” —
Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” —
Ларюшкина А.; “Лучший ученик 2 степени” —
Саломатина Т.

Каждый ученик класса имеет свой пакет
достижений – портфолио.

2006-2007 уч. г. 7 “А” принял участие в таких
мероприятиях, как:

1. Участие в празднике: “День первоклассника”
(10 человек).

2. Активное участие и победу в осенних школьных
олимпийских играх (I место)

3. Соревнование по волейболу среди 7-8 х классов (I
место)

4. Соревнование по мини футболу среди 6-7 х
классов (I место)

5. Представление школьного спектакля “Кошкин
дом” на новый лад в новогоднем поздравлении для
уч-ся 5-6 и 7-8 классов. (18 человек)

6. Школьный выпуск календаря знаменательных
дат:

1) 100 летие со дня рождения конструктора ракет
Сергея Королёва
2) 270 лет со дня рождения архитектора Василия
Баженова

7. Участие в областной олимпиаде по экологии
(школьный тур ) — 11 человек

8. Участие в новогоднем представлении для 5-8
классов (7 человек).

9. Участие и победа в конкурсе песен: “ И помнит
мир спасённый” (14 чел.)

10. Активное участие и победы в спортивных
соревнования (гор., обл.) (7 чел.).

11. Участие в школьном смотре творчества: “
Славься, город родной”, (10 чел.)

12. Выпуск газет на “Школьный Арбат”: 1) “Что
Новый год готовит?”

2) “Город- герой – Курск” 3) Военноначальники,
уроженцы г. Кимовска и Ким-го р-на.

13. Участие и победа в областной (II место)
научно-практической конференции. (2 чел.)

14. Участие в литературных гостиных (7 чел.)

15. Участие и победа в школьной и городской
учебно – практической конференции (9 чел.)

Используемая литература: 1. Г.К.
Селевко, Н.К. Тихомирова Самосовершенствование
личности. М.: Народное образование, 2001.

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Предложить статью

Классный руководитель начальных классов

Определение 1

Классный руководитель – это педагог, который организует, координирует и реализует воспитательную работу. То есть, это педагог-профессионал, занимающийся организацией системы отношений и деятельности классного коллектива, формирующий условия для индивидуальной самореализации каждого ученика, раскрывающей его потенциальные способности.

Весь учебный процесс в начальной школе – воспитательный, и в урочное время, и во внеурочное. Это объясняют психологические особенности младших школьников, для которых ведущий тип деятельности – учебная. В связи с этим, основа работы классного руководителя в начальной школе – духовно-нравственное воспитание, формирование морального фундамента ученика.

Формирование классного коллектива помогает улучшить образовательный процесс в классе и повышает мотивацию учеников.

Работа по формированию детского коллектива может протекать только при тесном взаимодействии с родителями учеников начальной школы, поэтому работа классного руководителя в начальной школе начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями учеников – приоритетная деятельность классного руководителя начальных классов. Только единство деятельности учителя с родителями может помочь в достижении положительного результата. Классный руководитель должен продумывать свою деятельность таким образом, чтобы максимально вовлекать все семьи детей в работу школы. Это предполагает наличие большого такта у педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родитель добровольно могут выбрать направление, в соответствии с которым они хотят сотрудничать со школой. Если с первого класса работа в этом направлении налажена, то позже будет легче проводить всю воспитательную работу внутри детского коллектива.

«Учитель начальных классов как классный руководитель» 👇

Внеклассная воспитательная работа в начальной школе ориентируется на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна базироваться на совместной деятельности с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Превратить родителей в активных участников педагогической деятельности – важная и ответственная задача учителя. Решить данную задачу возможно путем реализации ряда направлений работы классного руководителя, в частности, он должен:

  • изучить семьи обучающихся;
  • педагогически просвещать родителей;
  • обеспечить участие родителей в процессе подготовки и проведения коллективных дел в классе;
  • педагогически руководить деятельностью родительского совета класса;
  • проводить индивидуальную работу с родителями;
  • информировать родителей о процессе и результатах обучения, воспитания и развития учеников.

Работа по каждому названному выше направлению формируется на определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обуславливают цели и задачи воспитательной работы в классе, личностные и профессиональные особенности классного руководителя, традиции школы, класса, своеобразие состава обучающихся и их родителей, тенденции развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципы взаимодействия учителя с родителями.

Работа классного руководителя начальной школы – это целенаправленная система, которая строится на основании программы воспитания всего образовательного учреждения, анализе предшествующей деятельности, позитивных и негативных тенденциях общественной жизни, на основании личностно-ориентированного подхода, учитывающего актуальные задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом. Также педагог учитывает уровень воспитанности, социальные и материальные условия жизни детей, специфику семейных обстоятельств.

Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Диагностическую деятельность проводят, учитывая следующие аспекты:

  • исследования направляются на выявление особенностей развития каждого ребенка;
  • результаты диагностики сравнивают исключительно с предшествующими результатами этого же ученика, для выявления степени его продвижения в развитии;
  • изучение личности ученика и коллектива учеников, осуществляемое на протяжении всех лет обучения;
  • определение перспектив развития учеников и коллектива;
  • исследования обладают комплексным системным характером;
  • диагностику проводят в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие классного руководителя начальных классов с окружающими людьми

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:

  • с педагогом-психологом – в процессе изучения индивидуальности обучающихся, их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классным руководителем координируется связь педагога-психолога и родителей, анализируется развитие классного коллектива, с определением познавательных, творческих способностей и возможностей учащихся.
  • с педагогами дополнительного образования, что способствует использованию всего многообразия системы дополнительного образования детей, чтобы расширить их познавательные и творческие способности, стимулировать самоопределение, саморазвитие и самовоспитание, расширить зону общения;
  • с педагогом-организатором, который помогает проводить внутриклассные мероприятия, обеспечивает участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
  • с социальным педагогом, который помогает решать личностные кризисы обучающихся, организовывать социально значимую деятельность учеников, а также мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектом;
  • с библиотекарем для расширения круга чтения учеников, формирования у них культуры чтения, нравственных идеалов и этических норм поведения;
  • с медицинским работником с целью улучшения здоровья учеников, их физического развития.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Автор: Лютикова Елена Юрьевна

Учитель, наставник, классный руководитель!!!

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе  к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. 

Профессия учителя — одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить любую ситуацию и проблему.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, поэтому у него всегда были привилегии.

С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.

Профессия учитель – уникальная профессия. И по праву считается больше, чем простой профессией. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний день.

         Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:

  • приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
  • формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
  • развитие собственного достоинства и самоуважения;
  • воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
  • развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, — это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику. 

Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:

  • планировать учебный материал по своему предмету,
  • обеспечивать выполнение учебных программ,
  • участвовать в методической работе,
  • использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
  • проводить анализ успеваемости своих учеников,
  • обеспечивать соблюдение дисциплины,
  • формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
  • стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
  • добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.

Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества:

  • развитые интеллектуальные способности,
  • высокая концентрация,
  • хорошая дикция,
  • умение переключать и распределять внимание,
  • выдержка,
  • чуткость,
  • самообладание,
  • доброжелательность,
  • такт,
  • сопереживание,
  • энергичность,
  • работоспособность,
  • умение заинтересовать своим предметом.

Основная профессиональная обязанность учителя — проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение новой информации по своему предмету, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу учеников. Цель этого — не только собственно обучение, но и развитие, воспитание.

Кроме того, учитель занимается проверкой работ учеников, подготовкой к урокам (понаблюдайте или вспомните работу хороших учителей — по любой теме у них есть заранее подготовленные пособия, набор индивидуальных заданий и т. п.), участвует в заседаниях педсоветов.

Как правило, он занимается и воспитательной работой (особенно если является классным руководителем) — проводит со школьниками различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками, готовится к родительским собраниям и проводит их. В среднем непосредственно проведение уроков занимает лишь 50-60% его рабочего времени.

На первый взгляд кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако, как показывает ряд исследований, в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «физиком», «историком» или «литератором». Зато велика специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников.

В начальной школе он (или, гораздо чаще, она) — буквально «вторая мама», в первую очередь воспитывающая учеников и удовлетворяющая их эмоциональные потребности, а уже потом — передающая знания.

К старшим же классам учитель становится, в первую очередь, информатором, и ученики вполне обоснованно ожидают, что он в первую очередь научит их, а уж потом будет воспитывать или заботиться об их эмоциональных потребностях.

Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе (не зря говорят, что Учитель с большой буквы — это не просто профессия, а призвание человека).

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

  • Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.

  • Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.

  • Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.

  • Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.

  • Для учителя младших классов особое внимание играет умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога младших классов важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.

  • Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.

  • Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Все это и даже больше входит в представление о профессии учителя. Это тяжелый психологический, умственный и физический труд, который необходим человечеству.

Труд учителя предполагает постоянный контакт с достаточно большим количеством людей. В список ежедневных обязанностей входят:

  • Образовательный процесс. Учитель, прежде чем начать урок, готовится к нему, вычитывая информацию и восполняя свой багаж знаний.

  • Ведение уроков и лекций. Учитель – это актер, который выступает перед аудиторией, донося до своих учеников информацию. Чем более открыто и понятно он это сделает, тем больше отложится в головах подопечных.

  • Постановка заданий для самостоятельной работы.
  • Оценка трудов учеников. Это один из самых сложных с психологической точки зрения моментов, особенно если вы работаете с детьми. Малышей часто обижают плохие оценки. Они воспринимают их как личное оскорбление.

  • Рутинная проверка тетрадей и контрольных работ. Это оценка уровня знаний, которая является обязательной и быстро выявляет слабые места каждого ученика. В дальнейшем именно на них и делает упор учитель.

  • Психологическая работа, направленная на проведение бесед с учениками и их родителями.Причин бывает много: плохое поведение, недостаточный уровень знаний или похвала.

  • Организация и проведение родительских собраний.
  • Организация и сопровождение детей в туристических поездках.

Спектр обязанностей учителя может увеличиваться. Зависит это от места его работы и специфики деятельности.

Главным качеством каждого учителя является терпеливость. Именно умение сдерживать себя приносит данному специалисту успех. Также учитель должен быть добрым и лояльным к ученикам. Все любят похвалу. Дети – не исключение. Получив желаемое, они отблагодарят вас хорошим поведением и стремлением к знаниям.

Высокий уровень внимания. Учитель должен одновременно концентрироваться на задании и на том, как его выполняют дети.

Учитель должен обладать отменной памятью. Хороший педагог знает своих учеников по именам и фамилиям. Также он всегда свободно и легко излагает учебный материал.

Любой учитель – это прирожденный оратор. Грамотная, четкая дикция – гарантия того, что ученики запомнят сказанное вами.

Справедливость и беспристрастность. Данные качества должны присутствовать. Дети тонко подмечают отношение и отражают ваши эмоции, перенаправляя их на вас.

У профессии учитель плюсы и минусы неизбежны. К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и стрессовые ситуации.

Несмотря на многие минусы профессии, она дает свои результаты (конечно, если подходить ответственно к своему делу!):

Участие во всех мероприятиях, проводимых в школе:

Первое сентября

Участие в Днях здоровья школы (Первые места)

Активный отдых зимой

Концерт на День Победы

Бессмертный полк

Международный день освобождения узников нацистских концлагерей 

Посещение музея Воинской и боевой славы города

День Труда

Неделя английского языка

Неделя математики

Неделя русского языка и литературы

«Живая классика»

Субботники

Новогодние праздники

В итоге… 24 грамоты и благодарности за хорошее и отличное обучение и активное участие в жизни школы.

Пусть для кого-то это слишком мало. Но для нас это большие и значимые достижения.

Мы очень дружные…

У нас еще все впереди!!!

Профессия учителя – больше, чем профессия!!!

Сообщение по теме: Учитель начальных классов как классный руководитель

        Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление мне хотелось бы начать с умозаключения В. А. Сухомлинского    «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей» Почему же говорится обязаны? Зачем? Мы же учителя, мы всё можем….   Мы сами без участия родителей можем совершенствовать ребёнка. Так ли это?

        Таким образом, мы пытаемся отрастить растение без корней, мы лишаем полноценное развитие ребёнка. Ведь роль семьи и семейных ценностей в формировании личности неоценимо. Семья- фундамент, который является основой всей человеческой жизни. И главная задача родителей – благополучие ребенка и воспитание семейных ценностей, основанных на любви, доверии, уважении, взаимопомощи, доброте и понимании. Именно семья оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка. К сожалению, большинство родителей не осознают  этого до конца. Поэтому мы обязаны воспитывать и взрослых родителей.

        Учитель начальных классов, он же первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.  Мы учителя, которые с нетерпением ждём встречи со своими учениками и радуемся хоть малейшему их успеху. И что только мы не делаем, чтобы наши дети становились успешными. А самое главное – мы это делаем, потому что этого хотим сами, мы  лишь выполняли свою работу

и получали от этого громадное моральное удовлетворение. И я считаю, что учителя начальных классов есть самые классные руководители.

        Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

        Процесс формирования личности ребёнка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный – школа.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. В течение всей своей практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха.

        Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, анкетирование, материалы детского творчества, например: детских рисунков, проекты

После изучения выдвигаем план взаимодействия с определённой группой семьёй. Отсюда выдвигаются группа семей для посещения на дому по разным причинам. Есть дети, которые не приучены к порядке, не аккуратные и часто не выполняют домашние задания. Обычно у таких детей не имеются нормальные  условия для занятия уроками. Также у детей, не проявляющих интерес к чтению, в доме нет ни одного журнала или книжки кроме школьных учебников. А родители твердят, я постоянно говорю, пиши чисто, читай книгу. Мы уж понимаем, так дело не пойдёт. Вот и необходимо для родителей психолого-педагогическое просвещение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другая тенденция, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, а это не всегда хорошие результаты..

        А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребёнка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера , так называемое «гуманистическое пространство детства». В создании такого пространства классный руководитель занимает определённое место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), классный руководитель создаёт условия , чтобы ребёнок проявил себя. Для того чтобы помочь ребёнку можно использовать – «ПРАВИЛО 7 У».

        Уверенность – знание своих прав и прав ребёнка, способность защитить его. Классный руководитель – гарант соблюдения прав ребёнка.

        Успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.

        Удивительность – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем».

        Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.

        Уважительность – необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, — они уважают твоё. Воспитание без уважения – подавление.

        Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.

        Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить не возможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

                И конечно, воспитание успешно, если оно системно.

               Основная и главная задача классного руководителя – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

              Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Своё выступление хочу начать с высказывания, которое даже не помню, где прочитала, но оно выражает суть классного руководства по моему мнению: «Ничто не даётся нам так дёшево и так дорого, как классное руководство.»

Что должен делать среднестатистический учитель, когда ему дают классное руководство? Организовать классный коллектив, дежурство учеников, проследить, чтобы им выдали учебники, проводить родительские собрания. Есть еще ряд обязанностей. А остальное — некая сверхидея (если она у педагога есть). Классный руководитель должен выполнять определенную (а точнее — неопределенную) воспитательную функцию. Сегодняшнему классному руководителю трудно: прежней идеологии нет, но и новая не возникла. Всем понятно, что главное — это харизма учителя, когда не чтением морали, а самим своим поведением он демонстрирует, что какие-то вещи в действиях ребёнка невозможны. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Воспитание есть искусство, благодаря которому развиваются все природные способности человека. И этому искусству надо учиться постоянно.

Деятельность учителя начальных классов существенно отличается от работы учителя среднего и старшего звена. Ее особенности обусловлены контингентом учащихся. Начальные классы — первая ступень школьного образования. Дети под руководством учителя делают первые шаги в обучении, овладевают знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности.

Приняв новый класс, классный руководитель концентрирует свои усилия на изучении учащихся, используя для этого различные методы и источники. Учитель должен иметь четкое представление о своих новых питомцах, знать условия жизни детей в семье и установить контакт с родителями. Классный руководитель знакомит детей с новым порядком обучения. Учитель работает с классом чаще всего один и выступает в качестве и учителя и воспитателя. Доверчивость и непосредственность детей, повседневный контакт с ними позволяют учителю глубоко знать ход их развития, повседневно направлять его.

В деятельности учителя начальных классов, как правило, ярко выражен организаторский аспект, так как дети нуждаются в постоянной организации. Как раз здесь и появляются некоторые проблемы, так как все дети разные: одни слушают учителя и выполняют все его требования, другие слушают, но выполняют неохотно и по принуждению, а третьи вообще считают, что они могут вести себя так, как им хочется, не взирая ни на что. Поэтому отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Постепенно дети принимают правила поведения в школе и стараются их выполнять. А со временем дети платят учителю бесконечным доверием, они обращаются со всеми вопросами к учителю. Становятся хорошо сплочены, организованны, инициативны в своём коллективе.

Но в это время возникает другая проблема – учащиеся воспринимают только своего учителя, а всех других педагогов игнорируют. И здесь классный руководитель должен приучить детей к тому, что любой учитель в школе является для них таким же авторитетом, как и классный руководитель.

Переходя из класса в класс, дети становятся старше и умнее. И классному руководителю , чтобы сохранить свой авторитет уже недостаточно только тех качеств, которых было достаточно в 1-м классе. Важнейшее значение для классного руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и перестраивать их по мере их роста и развития. Характер воспитательной работы классного руководителя от класса к классу меняется в зависимости от уровня развития учащихся и особенностей их учебной деятельности, их положения в школьном коллективе, в органах ученического самоуправления. В каждом классе выдвигается ряд главных направлений, которые определяют всю работу с классом.

Деятельность классного руководителя предъявляет к нему новый ряд требований. Непременным качеством является его идейная убежденность, помогающая ему формировать мировоззрение учащихся. Не менее важное значение для классного руководителя имеет педагогический оптимизм. Своим ученикам я постоянно говорю: «Ты можешь сделать лучше, старайся и всё получится, я верю в тебя». У классного руководителя должны быть ярко выражены организаторские способности и умения. При этом важно не только организовать учащихся, но и вызвать у них желание самим включаться в деятельность.

Не стоит забывать о саморазвитии, самовоспитании учащихся. Дети должны принимать и реализовывать вместе выработанные цели и задачи. Педагог не передает готовые образцы нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет, таким образом, содержание воспитательного процесса. Только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем. В своём классе с 1-го класса все вопросы я выставляю на обсуждение детей, и мы принимаем общее решение.

Учитель, берущий на себя обязанности педагогического руководства классом, должен иметь перед собой ориентир каких результатов он должен добиться, ведь он имеет дело не с абстрактным коллективом, а с общностью, в которой есть отдельные дети, самобытные личности с индивидуальным характером, неповторимым жизненным опытом и социальными условиями. Я считаю, что классный руководитель – это, в первую очередь, верный друг, а потом уже защитник, советчик, духовный наставник, отдельно взятого ребенка, проводник человеколюбия и высоких гражданских чувств. В этом направлении и строю свою работу с классом.

Деятельность классного руководителя многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Вместе с тем, ничто не приносит большего удовлетворения, чем видеть, как воспитанники достигают определённых высот в своём развитии. Поэтому успех в классном руководстве принесут организованность, принципиальность, тактичная требовательность, справедливость, последовательность в сочетании с широким кругозором, глубиной знаний и неподдельным интересом к жизни и личности каждого воспитанника.

Воспитательная деятельность учителя начальных классов — это процесс непрерывного творчества. Никогда не знаешь, что ждёт тебя впереди. Классное руководство ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи. Процесс их решения представляет большие трудности, но и доставляет большое удовлетворение учителю, когда он видит результат своего труда.

Ведущие цели классного руководства:

• непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника,

• содействие созданию самых благоприятных условий для формирования его личности,

• осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания,

• организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды и высокого психологического климата в классе,

• координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников.

Исходя из этих целей, следует принять основные задачи воспитателя:

• создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка,

• организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения,

• коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию.

Основными функциями классного руководителя являются:

1. Аналитическая:

• изучение индивидуальности учащегося,

• анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности,

• анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка,

• анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива.

2. Организационно-координирующая:

• организация и стимулирование разнообразной деятельности детей,

• установление связи школы с семьей,

• индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив -субъект этой деятельности,

• обеспечение наилучших материально-бытовых условий для этой деятельности.

3. Коммуникативная:

• регуляция межличностных отношений между детьми,

• установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель»,

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе,

• помощь ученикам в установлении отношений с людьми.

Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:

• материально-техническое обеспечение организуемого им воспитательного процесса,

• административная поддержка и методическая помощь,

• систематическое научно-теоретическое осмысление классного руководства как проблемы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Simatic panel siemens руководство
  • Вермитек инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Инструкция как сделать заказ на озоне
  • Как скачать прически в симс 4 инструкция
  • Руководство по windows читать