Учебное руководство для водителей

Время работы: Пн-Вс с 10:00 — 23:00 info@mosavtoshkola.org
☎ +7 (499) 346-60-82


Как быстро научиться водить машину с нуля: инструкция для начинающих

Как быстро научиться водить машину с нуля: инструкция для начинающих

Главная » Блог » Как быстро научиться водить машину с нуля: инструкция для начинающих

18.01.2023
28 комментариев
865294

Человек, который раньше управлял разве что велосипедом, сев на водительское место в автомобиле поневоле теряется. Объяснения инструктора зачастую непонятны, сосредоточиться невозможно, страх вождения у многих зашкаливает. На самом же деле управлять автомобилем несложно, этому может научиться практически каждый. Мы составили подробную инструкцию как научиться водить машину с нуля, самостоятельно разобраться в нюансах вождения автомобиля, чтобы уверено чувствовать себя на дороге.

Что необходимо знать для вождения машины

Первое, о чем нужно знать, садясь за руль — автомобиль является предметом повышенной опасности. Причем не только для вас, но и для других участников дорожного движения. Поэтому нужно быть внимательным, следить за ситуацией вокруг машины и по возможности быть готовым принимать необходимые меры.

Чтобы не бояться водить машину новичку также необходимо знать:

    • правила дорожного движения;
    • азы безопасного управления транспортным средством;
    • общее представление об устройстве автомобиля;
    • расположение и функции органов управления;
    • способы исправления простых неисправностей (прибавляет уверенности в себе).

Почти всему из этого перечня учат в хорошей автошколе, так что ученику остается лишь посещать занятия и быть внимательным к теории и практике. Большинство людей после обучения прекрасно водят машину даже в условиях большого города. Но мы пошагово расскажем, как овладеть навыками вождения автомобиля, как преодолеть страх и вести себя на дороге и мужчине и женщине.

Девушка за рулем

Что нужно проверить перед выездом

Первое, что нужно проверить перед выездом в город — наличие с собой водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Даже опытные водители часто забывают эти документы дома, из-за чего при остановке сотрудником ГИБДД случается конфуз.

Осматривая автомобиль нужно проверить:

  1. Тормоза;
  2. Габаритные огни;
  3. Фары, задние огни;
  4. Рулевое управление;
  5. Стеклоочиститель со стороны водителя.

По российским законам езда запрещена даже до места ремонта, если эти элементы неисправны. Нелишним будет проверить уровень масла в двигателе, уровень охлаждающей жидкости, уровень омывающей жидкости. Также проверяют давление в шинах, особенно перед дальней дорогой.

Расположение педалей в машине на механике с лева направо: сцепление, тормоз, газ

Что важно понимать, когда садишься за руль авто на механике

Когда садишься за руль в автомобиль, оснащенный механической КПП, то нужно знать, что один из важнейших элементов управления тут педаль сцепления. На уроках по вождению уже на первых занятиях обучают как трогаться с места на механике — новички не чувствуют машину, потому неправильно включают сцепление, и машина глохнет.

Расположение педалей в автомобиле с механической коробкой (слева направо):

    • сцепление (при нажатии выключено);
    • тормоз;
    • газ.

При такой компоновке левая нога выжимает только сцепление, правая работает с газом и тормозом. Эти педали очень чувствительны, малейшее прикосновение повышает скорость или, наоборот, останавливает машину. Потому нажимают на них осторожно. Сцепление, наоборот, выжимают сразу до упора.

Самая большая ошибка, которая может привести к серьезному ДТП — нажатие на педаль тормоза левой ногой, которая «привыкла» давить сильно.

Теория вождения автомобиля для начинающих

Начинающему водителю желательно найти специальную литературу и изучить устройство автомобиля в общих чертах. Если понимать, как работает сцепление и тормоз, зачем нужны передачи, как крутящий момент передается от двигателя на колеса, можно научиться управлять автомобилем гораздо быстрее. Важно иметь и теоретические знания по основам управления. Поговорим о них подробнее.

Как заводить машину на механике

Перед каждым запуском двигателя нужно проверить положение рычага КПП. Он должен находиться в нейтральном положении. Иногда передача может быть включенной, так водители удерживают машину на стоянке, если включить стояночный тормоз невозможно. Если завести автомобиль с включенной передачей, будет резкий рывок, который может привести к аварии.

Если рычаг в нейтральном положении, можно заводить машину. Нужно соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Выжать педаль сцепления.
  2. Провернуть ключ в замке зажигания до включения стартера.
  3. Как только двигатель начал работать, ключ отпустить, он вернется в предыдущее положение сам.

Исправные автомобили с инжекторным двигателем проблем с запуском не имеют: состав горючей смеси у них регулируется программой. У транспорта с ДВС карбюраторного типа при запуске холодного двигателя могут быть проблемы. В этом случае горючую смесь нужно обогатить вручную, потянув рукоятку воздушной заслонки (в народе «подсос») на себя. Двигатель запускается в таком же порядке, но, как только обороты начнут повышаться, рукоять медленно толкают от себя, добиваясь устойчивой работы двигателя и значения на тахометре около 1500 об/мин.

Как правильно трогаться с места на автомобиле с механической коробкой переключения передач

Как правильно трогаться с места на авто с МКП

Для отработки старта с места вам потребуется площадка, желательно не маленькая, чтобы была возможность остановить автомобиль. В идеале стороны территории должны быть 30х30 м, такой площади достаточно для безопасного обучения.

Перед началом упражнения порепетируйте торможение. Для этого, не запуская двигателя, левой ногой выжмите сцепление, правой нажмите на педаль тормоза. Доведите действие до автоматизма, вам нужно уметь быстро остановиться.

Перед началом занятий автомобиль должен стоять на площадке, перед капотом должно быть примерно 10-20 метров свободного пространства. Теперь можно учиться трогаться с места. Алгоритм действий  будет следующим:

  1. Проверьте, чтобы рычаг КПП был в нейтральном положении, а рычаг «ручника» был поднят вверх.
  2. Запустите двигатель, левой ногой выжмите сцепление и включите первую передачу.
  3. Опустите рычаг ручника вниз. На приборной панели современного автомобиля при этом погаснет соответствующий индикатор.
  4. Слегка нажмите педаль газа. Обороты при этом поднимутся, станут отчетливо слышны.
  5. Начинайте понемногу отпускать педаль сцепления, прислушиваясь к звуку двигателя. Включение сцепления незамеченным не пройдет: звук двигателя станет тише, автомобиль начнет слегка дрожать и медленно трогаться с места. Постарайтесь запомнить положение ноги в этот момент.
  6. Как только автомобиль проедет 1-2 метра, медленно отпустите педаль сцепления и уберите с нее ногу. Исправный автомобиль при этом будет двигаться даже без добавления оборотов.
  7. Проехав небольшое расстояние левой ногой выжмите педаль сцепления, а правой нажмите на педаль тормоза.
  8. После остановки машины переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, уберите уберите ногу с педали сцепления и затяните ручной стояночный тормоз.
  9. Теперь педаль тормоза можно отпустить и заглушить двигатель.

Сейчас самое время успокоиться, проанализировать возможные ошибки, спросить мнения опытного водителя (он должен быть рядом). Затем можно снова повторять упражнения до тех пор, пока автомобиль не начнет трогаться с места плавно, а ДВС не будет глохнуть.

Многие не знают, как правильно отпускать сцепление, чтобы машина не дергалась, а инструктора могут этот момент упустить. Тут все просто: нужно понемногу отпускать педаль до тех пор, пока машина не начнет медленно двигаться (можно немного нажать на акселератор, чтобы поднять обороты). Автомобиль начал движение — зафиксируйте ногу в достигнутом положении и постарайтесь его запомнить. Теперь можно плавно отпустить педаль — машина дергаться не будет.

Как правильно тормозить на машине с МКПП

Как правильно тормозить

У большинства современных автомобилей педаль тормоза очень чувствительная — малейшее нажатие на нее ногой приводит к торможению. Новички часто допускают одинаковую ошибку: резко нажимают на педаль, в результате чего возникает малоприятный «кивок» вперед. Также неправильное торможение может привести к остановке двигателя.

Правильно торможение на механике выполнять в следующей последовательности:

  1. Левой ногой выжать педаль сцепления до упора.
  2. Поставить правую ногу на педаль тормоза и постепенно увеличивать давление.
  3. После остановки перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
  4. Отпустить педаль сцепления, поднять рукоять ручного тормоза.
  5. Убрать ногу с педали тормоза.

Отрабатывать торможение лучше на большой площадке или на пустынной дороге. Хороший вариант — определить для себя ориентир (знак, дерево, камень) и постараться остановиться рядом с ним.

При экстренном торможении сцепление лучше не выжимать, так можно быстрее остановить автомобиль. Если машина не оснащена ABS, нельзя допустить блокировки колес, для этого жмут на тормоз до тех пор, пока не почувствуют, что колеса заблокировались, затем педаль отпускают и снова нажимают. Напротив, если машина оснащена ABS, то на педаль нажимают до упора — система сама остановит автомобиль правильно, не допуская движения юзом.

Как правильно переключать скорости на механике

Как переключать передачи на механике

Переключать передачи не так сложно, как кажется со стороны. Главное, уметь работать со сцеплением и знать, когда включать нужную передачу, а порядок их включения можно подсмотреть на рукояти рычага.

Момент переключения на повышенную или пониженную передачу можно определить по трем моментам:

    • по звуку двигателя.
    • по скорости на спидометре;
    • по оборотам на тахометре.

Первый способ самый надежный, но требует от водителя знания своего автомобиля, а потому новичкам не доступен.

Переключают передачи на авто с МКПП всегда при нажатой педали сцепления. Нарушение этого правила приводит к серьезной поломке автомобиля.

Многие не знают, на каких оборотах переключать передачи при езде. Единого мнения по этому вопросу нет, большинство профессиональных водителей считают оптимальным значение 2300-2500 об/мин. Начинающим проще ориентироваться на скоростной диапазон (см. таблицу).

Передача Скорость (км/ч)
I 0-20
II 20-40
III 40-60
IV 60-80
V >80

На первой передаче автомобиль трогается с места и почти сразу можно переключаться на вторую передачу.

Отрабатывать переключение передач можно по следующему алгоритму:

  1. Завести двигатель, плавно тронуться с места, проехать несколько метров.
  2. Быстро и плавно нажать на педаль сцепления, одновременно приподняв ногу на педали газа.
  3. Не отпуская педали сцепления включить вторую передачу.
  4. Плавно отпустить сцепление.
  5. Немного нажать на педаль газа.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, чтобы 4 и 5 пункты делать одновременно. Таким способом можно разогнать автомобиль до любой скорости, последовательно переключая передачи по возрастающей. Важно, чтобы нижняя граница скорости, указанная в таблице, соответствовала передаче.

При торможении или снижении скорости передачи переключаются в обратном порядке, но соблюдать их очередность необязательно. Например, двигаясь со скоростью 60 км/ч и увидев впереди тихоходное транспортное средство, можно выжать сцепление, притормозить до скорости 20 км/ч, включить вторую передачу и плавно отпустить педаль сцепления.

Как двигаться задним ходом

Чтобы начать движение задним ходом, нужно включить соответствующую передачу. На разных автомобилях она включается по-разному, этот момент лучше уточнить у хозяина транспортного средства. Также нужно понимать, что для заднего хода передача всего одна. Это означает, что на ней можно автомобиль разогнать быстро и до большой скорости, потому двигаться нужно с осторожностью.

Алгоритм выполнения упражнения по приобретению навыков движения задним ходом:

  1. Выжать сцепление, запустить двигатель.
  2. Включить заднюю передачу не бросая педали сцепления, опустить рычаг стояночного тормоза.
  3. Немного нажать на педаль газа, а сцепление плавно и постепенно отпустить. В результате автомобиль начнет движение назад.

На современных исправных автомобилях, для движении задним ходом на ровной площадке можно постепенно отпускать педаль сцепления не добавляя оборотов. При движении на горку, лучше немного добавить газу. Регулировать скорость можно как педалью тормоза, приостанавливая машину, так и сцеплением, выжимая его (автомобиль при этом замедлится, особенно если двигался с малой скоростью).

Что касается контроля за направлением движения, тут есть два способа: по зеркалам и обернувшись. Первый вариант сложнее, но безопаснее. Нужно иметь хорошее пространственное мышление, оценивать расстояние до предметов и чувствовать габариты, однако можно контролировать ситуацию со всех сторон автомобиля, в том числе и спереди. Если обернуться, то будет легче сдать назад, но часть окружающего машину пространства будет недосягаема для взора. В идеале лучше освоить оба способа.

Схема правильной параллельной парковки

Как правильно парковаться

Закончив любое упражнение нужно припарковать автомобиль. Сделать это нетрудно, но и тут начинающие водители допускают ошибку — не принимают мер против случайного отката. Поэтому лучше соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Выбрать место для стоянки. Машина не должна мешать другим транспортным средствам и пешеходам.
  2. Нажать педаль сцепления, затем педаль тормоза.
  3. Перевести рычаг КПП в нейтральное положение, отпустить сцепление.
  4. Заглушить двигатель, поставить машину на стояночный тормоз («ручник»).
  5. Убрать ногу с педали тормоза.

В зимнее время машину лучше ставить не на ручник, а на скорость, например, на первую. Так можно быть уверенным, что автомобиль не откатится, а тормозной механизм не примерзнет и не выйдет из строя.

При парковке на склоне нужно вывернуть колеса так, чтобы при открывании они уперлись в бордюр, а если его нет — уводили автомобиль на обочину. В этом случае удастся избежать крупного ДТП.

Пользование ручником на подъеме

В жизни бывают ситуации, когда нужно остановиться на подъеме — перед железнодорожным переездом, в пробке, на эстакаде. В этом случае автомобиль ставят на стояночный тормоз и нужно уметь трогаться с места в таком положении.

Упражнение отрабатывают на автодроме, оснащенном специальным оборудованием. Есть два варианта решения задачи, оба верные.

Первый вариант:

  1. Остановиться перед стоп-линией, поставить автомобиль на стояночный тормоз.
  2. Выжать сцепление, включить первую передачу, ногу с педали сцепления не убирать.
  3. Медленно нажать на педаль газа до тех пор, пока обороты не поднимутся до 3000-3500 об/мин.
  4. Медленно отпускать сцепление до тех пор, пока машина слегка «присядет». Этот момент легко ощутить, а капот будто задирается выше.
  5. Зафиксировать ногу на педали сцепления, снять с ручника.

Автомобиль с МКПП при этом медленно и уверенно поднимется в горку без малейшего отката назад. Для уверенности можно немного добавить оборотов. Важно не расслабиться и не отпустить сцепления, иначе двигатель заглохнет.

Второй вариант:

  1. Остановиться возле стоп-линии, поставить машину на ручной тормоз.
  2. Выжать сцепление, включить первую передачу.
  3. Постепенно отпускать педаль сцепления до тех пор, пока не возникнет ощущение, что автомобиль вот-вот двинется с места..
  4. Добавить газу до 1500 об/мин и сняться с ручника.
  5. Автомобиль медленно поднимется в гору.

В горку можно тронуться и без ручника, но такой подход требует от водителя быстрой реакции и чувства педалей. Новичку лучше пользоваться ручником.

Тренировка аварийной маневренности

В обычных автошколах дают азы: учат спокойной езде в спокойной обстановке. На практике же дорога полна неожиданностей: может лопнуть колесо, выскочить в лоб лихач, подвернуться участок с гололедом. Потому не обойтись без тренировок аварийной маневренности. Есть специальные курсы, на которых инструктируют водители-профессионалы, но кое-чему можно научиться и бесплатно.

Потребуется исправный автомобиль, достаточно большая площадка или широкая и пустынная дорога. Не лишним будет и помощник, лучше опытный водитель. Отрабатывать можно следующие упражнения:

  1. Экстренное торможение. Разогнаться до 40 км/ч и резко затормозить. Заметить, как ведет себя автомобиль, каков тормозной и остановочный путь. Выполнить это же упражнение на сухой и мокрой дороге, а также при скорости 60 и 70 км/ч.
  2. Объезд неожиданного препятствия. Попросить помощника, чтобы он выкатывал покрышки перед вашим автомобилем, а самому разогнаться до 40 км/ч и в последний момент постараться объехать препятствие не прибегая к торможению.
  3. Выход из заноса. Можно выполнять на скользком покрытии. Разогнаться до 40 км/ч, резко затормозить, слегка вывернув руль влево или вправо. Постараться удержать автомобиль на желаемой траектории.

Выполняя тренировки старайтесь зафиксировать памяти свои действия и поведение машины. В дальнейшем это поможет вам избежать аварийной ситуации.

Как бороться со страхом вождения

Страх вождения присутствует у многих начинающих водителей как во время обучения, так и при первых самостоятельных поездках. Люди боятся потерять контроль над транспортным средством, неожиданных ситуаций, неадекватных водителей. В ответственный момент такие водители могут растеряться, допустить ошибку, после чего убеждаются в обоснованности страхов. В особо тяжелых случаях человек забрасывает удостоверение подальше и ездит на маршрутке.

Рекомендуем ознакомится с советами, как сдать экзамен в ГИБДД без волнения, они очень пригодятся начинающему водителю.

Легкий страх совершенно нормален и даже полезен: он вынуждает сосредоточиться. Хуже, когда страх парализует и мысли, и движения. Чтобы не было страшно, нужно:

  1. Добросовестно посещать занятия. Страх уходит, когда имеются навыки вождения, включая маневрирование, а также когда не нужно мучительно вспоминать значения знаков и очередность проезда перекрестков.
  2. Не скупиться на хорошего инструктора. Грубый или нервный учитель навсегда отобьет желание ездить за рулем, а грамотный и обходительный поможет полюбить автомобиль.
  3. Не ждать угрозы со стороны других водителей. На дороге больше адекватных автомобилистов, чем может показаться на первый взгляд.
  4. Не смотреть ролики о ДТП, не вникать в статистику аварий, избегать любого негатива по этой теме.
  5. В тяжелых случаях обратиться к психологу. который поможет разобраться в себе.

Если есть возможность — осваивать вождение по городу нужно на тихих улицах и небольшой скорости. Желательно, чтобы в непосредственной близости не было школ и детских садов: неожиданно выскочивший из-за куста ребенок страхов только добавит. Освоение вождения в жилой зоне тоже не лучшая идея: тут дороги узкие, а пешеходы имеют право ходить, где вздумается.

Как только добавится немного уверенности — выезжать на оживленные магистрали. Главное с этим не затягивать, иначе есть риск до конца жизни ездить на первой передаче и только за хлебом на соседнюю улицу.

Как научиться чувствовать габариты автомобиля

Новички, впервые сев за руль, габариты совершенно не чувствуют. Им трудно парковаться даже передним ходом, они не могут держать необходимый боковой интервал, невольно вытягивают шею, стараясь заглянуть за капот или за крыло. И все как один желают найти волшебный способ, который поможет мгновенно ощутить габариты.

Читайте более подробно: как научиться чувствовать габариты машины.

Увы, это понимание легко не дается, а приобретается с практикой. У кого-то на ощущение габаритов уходит несколько месяцев, другим нужны годы. Немного помогут следующие хитрости:

  1. Попросите опытного водителя поставить ваш автомобиль параллельно бордюру или прямой линии на парковке. Сядьте за руль и на нижней части лобового стекле отметьте маркером место, через которое «проходит» линия или бордюр. Теперь можно в сложных ситуациях посматривать на отметку: место на дороге, на которое она «указывает», вы скоро проедете правым бортом.
  2. Где пройдет левой колесо, узнать проще. Поставьте левую ногой на специальную площадку (она слева от педали сцепления). Там и находится левое колесо вашей машины.
  3. При движении задним ходом можно настроить боковые зеркала так, чтобы было видно часть заднего колеса и дорогу, тогда парковаться будет легче. Но не забывайте контролировать ситуацию с помощью центрального зеркала заднего вида.

Полезны и некоторые упражнения, которые лучше выполнять на ровной площадке. Положите на землю пластмассовую бутылку или банку и постарайтесь проехать по ней левым, затем правым колесом. Не останавливайтесь, пока не сможете это сделать несколько раз подряд и с разной скоростью.

Другой вариант — воткнуть в землю палку и подъехать так, чтобы дотронуться до нее передним или задним бампером, но не наклонить и не завалить. Приезжайте к палке с разной скоростью и с разного расстояния и пытайтесь остановиться, не задев ее. Этот способ хорошо развивает чувство габаритов спереди и сзади.

Первый выезд в город после получения прав

Новички всегда с большим переживанием ждут выезда в город после получения прав. До этого в пассажирском кресле сидел опытный инструктор, всегда готовый подстраховать, а если необходимо — остановить машину. Теперь же придется надеяться лишь на себя, плюс нести ответственность за пассажиров.

Чтобы первая поездка не превратилась в пытку, воспользуйтесь советами для начинающих.

  1. Не бойтесь задавать вопросы продавцу: автомобили имеют свои особенности, расположение органов управления зависит от марки, вы много чего можете не знать.
  2. Не показывайте другим, как можете лихо мчаться: выехав на машине первый раз, вы не знаете, как быстро она может остановиться и как себя ведет в движении. Покатайтесь какое-то время неспеша, размеренно, подмечая реакцию транспорта на ваши действия.
  3. Если возможно, избегайте в первый день оживленных магистралей.
  4. Не забывайте смотреть в зеркала заднего вида, особенно перед началом маневрирования.
  5. Старайтесь не включать магнитолу. Вопреки всем советам новичка музыка не успокаивает, а отвлекает.

Запомните: теперь для вас самые опасные участники движения не автомобили, как было раньше, а пешеходы и велосипедисты. Они появляются перед машиной неожиданно, ведут себя непредсказуемо, многие из них о ПДД слышали только в школе и лишь краем уха. При приближении к пешеходному переходу сбрасывайте скорость, а лучше сразу поставьте ногу на педаль тормоза (но не нажимайте на нее). Так, в случае неожиданного появления пешехода или велосипедиста, вы сможете выиграть доли секунд, а значит и драгоценные метры тормозного пути.

Управление автомобилем от новичка

Мой опыт первой езды после автошколы

Пока писал статью, несколько раз мысленно переносился в свой первый день за рулем. Вот, захлопываю за собой дверь, включаю зажигание, по привычке смотрю вправо — пассажирское кресло пустое, инструктора нет. Как назло, в этот день нужно было объехать половину города, посетить несколько магазинов, учреждений и рынок.

Первый день было реально страшно, я будто отработал все упражнения по вождению:

    • проезжал по самым оживленным улицам;
    • останавливался и трогался на светофорах, в том числе налево;
    • ехал в плотном городском потоке, притормаживая через каждые несколько метров;
    • развернулся на перекрестке;
    • парковался.

Кроме того мне предстояла поездка в свой поселок, а это 20 км по трассе с поворотом на оживленном нерегулируемом перекрестке налево. Пока доехал домой, сошло семь потов, закончилась бутылка минералки, ноги подгибались в коленях и обратно за руль не особо хотелось. На другой день было легче. Через неделю уже ездил относительно спокойно.

Сейчас оглядываюсь назад и улыбаюсь. Ездил и ночью, и днем. В снег, в гололед, в туман и в дождь. По месту и в соседние города. Оказалось, что все не все так страшно, как представлялось. Агрессивных и озлобленных водителей почти не встречал. Наоборот —  многие, увидев знак начинающего водителя на заднем стекле, стараются войти в положение и простить излишнюю медлительность. Сигналом меня подгоняли лишь однажды.

Сев за руль, вы посмотрите на жизнь с другого ракурса. Вы забудете о том, как замерзали на остановках в ожидании автобуса, как шлепали по лужами и размокшему снегу, как изнывали от жары и мокли под дождем. Вы будете за минуты или часы покрывать большие расстояния, при этом не зависеть от прихоти водителя или маршрутного расписания. Это каждый раз удивительно и прекрасно. Поверьте мне, стоит перебороть неуверенность, страхи и пойти учиться в автошколу либо выехать первый раз в город самостоятельно.

ул. Кедрова, 14, к1

info@mosavtoshkola.org

+7 (499) 346-60-82

Министерство
образования Саратовской области

Вольский филиал
государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Саратовской области «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»

Методическое пособие

 для начинающего мастера производственного обучения, инструктора
по вождению автомобиля категории В

                                                  
Инструктор по вождению Пухов С.В.

 Многие начинающие
водители
 считают, что основная задача автоинструктора –
подготовить ученика к сдаче экзамена. Для этого он должен научить водить машину
и делать это по правилам. Но на самом деле это лишь вершина айсберга.
Инструктор по вождению должен сделать на порядок больше!

Водить машину

Крутить руль,
нажимать на педали и переключать скорости — это наука не хитрая. Этому может
научить любой более-менее опытный водитель.  Можно и без инструктора
обойтись. Правда, делать это не в городских условиях. К тому же это сэкономит
время и деньги на обучение вождению.

Знать правила

Для этого, даже
в автошколу ходить не надо. Достаточно пойти в книжный магазин. Купить сборник
ПДД и задачник по правилам дорожного движения. Выучить сборник ПДД и решить
задачи из задачника (желательно несколько раз) можно и самостоятельно.

Но вот когда
дело касается практики, то оказывается, что задачей инструктора является вовсе
не проверка ученика на знание правил.

Так в чём же
тогда его задача?

Первая задача
автоинструктора
 – объединить умение водить машину со знаниями
правил дорожного движения. А вот тут так уверенные в себе ученики оказываются
разочарованными. Оказывается, правил они не знают, и водить машину не умеют. На
площадке всё получается, всё хорошо, а вот в городе завал. И тут проблема вовсе
не в отсутствии знаний и умений. Тут дело в неумении быстро ориентироваться и
принимать решения.

Заучивание
правил дорожного движения происходит в тихой и спокойной обстановке. Решение
задач по ПДД происходит в той же тихой обстановке. Одна задача по ПДД требует
знания небольшого числа правил.

А вот езда в
городе – это уже одновременное использование десятков пунктов ПДД. Кроме того,
всё происходит в движении. Постоянно меняется ситуация на дороге и, как
результат, приходится руководствоваться разными правилами. Думать и вспоминать
правила на скорости времени практически нет. Тут крайне важно умение быстро принять
правильное решение.

Умение быстро
принимать решения

Это ещё
одна задача инструктора по вождению. Именно
эта задача и является основной. Именно поэтому
инструктора делают то, что терпеть не могут ученики. Постоянно ставят их в
сложные ситуации. А потом ещё и выдают порцию критики о действиях ученика. Но
только так можно научить быстро принимать решения. И делать это правильно в
соответствии с правилами дорожного движения.

К тому же, что
больше всего пугает начинающих водителей, которые только-только получили права?
Это даже не сами непредвиденные ситуации. А страх перед тем, что они не смогут
найти быстро выход, принять правильное решение. Ставя ученика перед решением
сложных задач на дороге, инструктор по вождению выполняет свою последнюю
задачу.

Уверенность за
рулём

Это
последняя задача автоинструктора, но не менее
важная, чем все остальные. Главная проблема у начинающих водителей в том, что
они не чувствуют себя уверенно за рулём. И это несмотря на то, что самое
страшное, как казалось сначала, уже позади. Экзамен успешно сдан, права уже
лежат в кармане. А вот за руль сесть страшно.
Это говорит только о том, что инструктор плохо справился со своей работой. Он
допустил не готового ученика к экзамену. Человек, получивший права, уже не
должен испытываться страха от того, что ему придётся сесть за руль и ехать.
Притом, ехать без инструктора, который может и подсказать, и помочь принять
правильное решение, и нажать на тормоз в случае опасности. Тут вчерашний ученик
уже понимает, что всё ему теперь придётся делать самому. Теперь помогать уже не
кому.

Как Вы видите, работа
инструктора
 – это больше, чем научить водить машину и подготовить
к экзамену.

                              2.
Подготовка автомобиля к эксплуатации.

Перечень
основных работ

Виды
операций

Подготовка к рейсу

Ежедневное
техническое обслуживание:

а) мойка
автомобиля

б)
проверочно-крепежные работы

в)
регулировочные и заправочные работы

Контрольный осмотр

1. Внимательно
осмотреть автомобиль и убедиться в отсутствии повреждений, …… топлива, масла,
охлаждающей и амортизаторной жидкостей.

2. Протереть
номерные знаки, стекла кабины, приборы освещения и сигнализации.

3. Проверить
состояние и крепление рулевых тяг. сошки рулевого механизма, свободный ход
рулевого колеса.

4. Проверить
давление воздуха в шинах колес и их крепление.

5. Проверить
заправку двигателя охлаждающей жидкость. и маслом, наличие топлива в баках,
при необходимости дозаправить до нормы.

6. Проверить
уровень электролита в аккумуляторных батареях.

7. Проверить
свободный ход педалей сцепления и тормоза, уровень тормозной жидкости в
накопительных бачках главных цилиндров привода сцепления и тормозов.

8. Пустить
двигатель, прослушать его работу на разных режимах и убедиться в отсутствии
перебоев стуков, ненормальных шумов, течки масла, охлаждающей жидкости,
топлива.

9. Проверить
исправность контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних
фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочистителей, сигнала
торможения и устройства для обмыва ветрового стекла.

10. Проверить на
ходу работу сцепления, рабочей и стояночной тормозных систем, коробки передач
и раздаточной коробки, рулевого управления.

11. Проверить
комплектность водительского инструмента.

Проверка автомобиля в движении.

Убедиться в
исправной работе всех систем и механизмов автомобиля после их окончательного
прогрева до рабочей температуры.

                  3. Содержание
обучения индивидуальному вождению

 
транспортных  средств  категории «В»

 (56ч.)

п/п

Наименование 
заданий

Кол.

часов

маршрута

1.

Посадка. Ознакомление  с  органами 
управления.

1

Площадка

2.

Посадка. Ознакомление  с  органами  управления.

1

Площадка

3.

Начало  движения , переключение 
передач.

1

Площадка

4.

Начало  движения , переключение 
передач.

1

Площадка

5.

Движение  по  прямой , торможение  и 
остановка.

1

Площадка

6.

Движение  по  прямой , торможение  и 
остановка.

1

Площадка

7.

Разгон. Движение  по  прямой  с 
переключением  передач. Способы  торможения.

1

Площадка

8.

Движение  задним  ходом  между 
ограничителями , остановка.

1

Площадка

9.

Движение  задним  ходом  между  ограничителями
, остановка.

1

Площадка

10.

Движение  по  прямой  с  переключением 
передач в  восходящем  и  нисходящем  порядке.

1

Площадка

11.

Способы  перехода  на  низшую  передачу
, способы  торможения.

1

Площадка

12.

Остановка  и начало  движения  на 
подъемах.

1

Площадка

13.

Разгон  и  торможение  с  остановками  у

 стоп линии.

1

Площадка

14.

Повороты    направо    и    налево ,  
между  препятствиями.

1

Площадка

15.

Повороты    направо    и    налево,  
между  препятствиями.

1

Площадка

16.

Движение  задним  ходом  с  поворотами.

1

Площадка

17.

Остановка  в   заданном  месте.

Остановка  у  тротуара , на  обочине ,
под  углом.

1

Площадка

18.

Подъезд  к  ограничителю  задним  ходом.

1

Площадка

19.

Въезд  в  ворота  передним  и  задним 
ходом.

1

Площадка

20.

Постановка  транспортного  средства  в 
«бокс».

1

Площадка

21.

Постановка  транспортного  средства  в 
«бокс».

1

Площадка

22.

Постановка   Т.С.  на  габаритную 
стоянку.

1

Площадка

23.

Постановка   Т.С.  на  габаритную 
стоянку.

1

Площадка

24.

Контрольное 
занятие  №1

1

25

Отработка  навыка  движения  глаз.

1

№1

26

Движение  в  транспортном  потоке.

1

№2

27

Остановка  и  начало  движения  в 
транспортном  потоке.

1

№2

28

Движение    на    поворотах    с   
ограниченной  видимостью.

1

№1

29

Движение  на  подъемах  и  спусках  с
остановками и  началом  движения.

1

№1

30

Проезд     мест    остановок    
общественного  транспорта.

1

№2

31

Проезд  пешеходных  переходов.

1

№1

32

Встречный  разъезд  в  узких  проездах.

1

№2

33

Движение  по  мостам  и  путепроводам.

1

№2

34

Объезд     препятствия  ,   отработка   
приемов  парковки.

1

№1

35

Проезд  перекрестка , оценка 
перекрестка.

1

№1,2

36

Контрольное задание № 2

1

№1,2

37

Проезд  нерегулируемых  перекрестков.

1

№2

38

Проезд  нерегулируемых  перекрестков.

1

№1

39

Выбор  траектории  движения  на 
перекрестке.

1

№2

40

Выбор  скорости  движения  на 
перекрестке.

1

№3

41

Формирование  безопасного  пространства 
вокруг транспортного  средства.

1

№3

42

Движение  в  транспортном  потоке  с 
большой   интенсивностью.

1

№3

43

Остановка  и  начало  движения  на 
дорогах  с  большой  интенсивностью.

1

№2

44

Движение   на   поворотах    с   
ограниченной  видимостью.

1

№3

45

Проезд    обозначенного    места   
остановки  общественного  транспорта.

1

№3

46

Проезд  пешеходных  переходов  на 
дорогах  с  большой  интенсивностью.

1

№3

47

Отработка  приемов  парковки.

1

№3

48

Встречный  разъезд  на  узких  участках 
дорог  с  большой  интенсивностью.

1

№3

49

Встречный  разъезд  на  узких  участках 
дорог  с  большой  интенсивностью.

1

№3

50

Проезд  железнодорожных  переездов.

1

№3

51

Проезд  перекрестков , определение 
расстояния  до  приближающего  транспортного  средства.

1

№3

52

Контрольное задание № 3

1

№3

53

Вождение  в  различных  дорожных 
условиях.

1

№3

54

Вождение  в  различных  дорожных 
условиях , с  выявлением  недостатков.

1

№3

55

Вождение  в  различных  дорожных 
условиях , с  выявлением  недостатков.

1

№3

56

Контрольное задание № 4

1

№3

                              Итого:                                  56

         Правильна
посадка водителя за рулем имеет важное значение для безаварийной работы. При
правильной посадке обеспечивается хороший обзор дороги, удобство пользования
органами управления, наименьшая утомляемость водителя. Для этой цели к
конструкции отечественных автомобилей предусмотрены регулировки сиденья водителя
как по высоте, так и по наклону спинки передних сидений и по расстоянию от
органов управления, а также регулировки положения зеркал заднего вида.

         При этом
стараюсь использовать знания, которые учащиеся получили в процессе изучения
теоретического курса. Такой подход побуждает учащихся к добросовестному
изучению специальных предметов, так как они убеждаются во взаимосвязи теории с
практикой.

         Действия
водителей при пуске и остановке карбюраторного двигателя различаются в
зависимости от температуры окружающей среды (воздуха). Используя теоретические
знания учащихся, выясняю факторы, которые необходимо учитывать при пуске
двигателя в холодное время года. А затем практически на автомобиле показываю
действие водителя, облегчающие запуск двигателя. Обращаю внимание учащихся на
то, что правильный запуск двигателя и подготовке автомобиля к движению
значительно увеличивает межремонтные пробеги автомобилей. Трогание с места
отрабатываю ни на ровной дороге, так и на подъеме. При этом обращаю внимание
ученика на то, что при трогании с места следует обязательно уступить дорогу
любому другому уже движущемуся транспортному средству, не создавая ему
помех.                                                                                     

Чтобы выработать
правильные приемы пользования коробкой передач  необходимо иметь четкое
представление о явлениях, происходящих в них. Правильное переключение передачи
зависит от выбора передачи, соответствующей условиям движения и умения в
необходимый момент ее легко и бесшумно включить. Отработка переключения передач
проводится в двух направлениях: с низшей на высшую и наоборот. Обращаю внимание
учащихся на то, что не следует прикладывать к рычагу переключения больших
усилий, а также переключаться рывком. Правильные действия при переключении
значительно продлевают срок службы трансмиссии.

         Водителю
как-то приходится изменять направление движения автомобиля. Поэтому для
обеспечения требуемой безопасности необходимо усвоить основные приемы
выполнения различных поворотов и разворотов. При повороте автомобиля в любых
условиях требуется повышенная осмотрительность, осторожность и постоянное
наблюдение за дорогой в направлении намечаемого движения и сзади с обязательным
использованием зеркал заднего вида. Разворот рекомендую производить по возможности
без применения заднего хода. Если ширина проезжей части недостаточна и 
развернуться за один маневр не удается, разворот выполняется в несколько
приемов.

         Остановка
и стоянка автомобиля производится в соответствии с правилами дорожного
движения. Приучаю учащихся к правильным действиям после остановка: перевести
рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль
сцепления. Затянуть ручкой тормоз и включить указатель поворота и зажигание.
Для надежности закрепления автомобиля но стоянке включить первую передачу или
передачу заднего хода, а в темное время суток, при плохой видимости включить
габаритные или стояночные огни. Скорость движения автомобиля выбирается
водителем от вида, ширины и состояния проезжей части, интенсивности движения,
метеорологических условий, наличие пешеходов на проезжей части или около,
перевозимого груза, технического состояния автомобиля. Одним из главных качеств
водителя считаю умение выбирать необходимую скорость движения в соответствии с
дорожными условиями. Поэтому при отработке большинства упражнений фиксирую
внимание учащегося на выборе скорости  и соблюдении дистанции, особенно при
движении по дорогам с большой интенсивностью.

         Такой
раздел, как движение в ограниченных проездах, отрабатываю на автодроме.
Постепенно усложняю задание, добиваясь, чтобы ученик мог выезжать из ворот
передним и задним ходом с последующим разворотом.

         Обгон
является наиболее сложным и опасным маневром. Безопасный обгон требует от
водителя хорошего газометра, умного расчета и строгого выполнения правил
обгона. Особенно опасен обгон на дорогах с небольшой шириной проезжей части,
когда для его выполнения приходится выезжать на встречную полосу, что может
помешать нормальному встречному движению.

         К
отработке этого задания приступаю убедившись в том, что ученик грамотно ведет
автомобиль по прямой, правильно маневрирует, не глядя на рычаги управления,
умело и вовремя включает и выключает сигналы поворота. Имеет некоторые
особенности и встречный разъезд.

          При
встречном разъезде водитель должен перестроиться вправо настолько, насколько
это позволяет ширина проезжей части, наличие других участников движения. Если
встречный разъезд затруднен, водитель на стороне которого имеется препятствие,
должен уступить дорогу.

         После
усвоения учащимся правил движения по дороге перехожу к  вождению с различной
интенсивностью движения. В основном использую вождение по улицам р.п. Шилово.
На  этом этапе обучения включаю и такие элементы, как движение на площади и
проезд железнодорожных переездов. При отработке этих элементов требую от
учащихся четких знаний по правилам дорожного движения и грамотного их
использование в практическом вождении. Выполнение всех перечисленных разделов
обучения позволяет готовить водителей, способных к самостоятельной работе после
окончания обучения в школе.

          На
вождение легкового автомобиля отводится 56 часов. Как правило учащиеся
приступают к вождению легкового автомобиля после того, как получили
определенные навыки вождения  закрытой площадки. Для этого составляется график
выхода учащихся на учебное вождение, в котором предусмотрена эта
последовательность.

 Конспекты занятий.

«Вождение в темное время суток»

Учебные цели: научить
успешному овладению   необходимыми дополнительными умениями   и навыками
управления автомобилем в новых условиях Место: на загородных дорогах и в
городских условиях. Метод занятия:   рассказ, показ и тренировка.

Вводная часть: Объявляется тема, цель занятия, напоминаются меры безопасности,
проверяются знания ПДД.

Основная часть:

Задание выполняется на
загородных дорогах и в городских условиях. Используются для этого учебные
маршруты, на которых ранее отрабатывались упражнения в дневное время. В учебные
маршруты обязательно включаются повороты, подъем, спуск и проезд через
населенный пункт.

Вождение в темное время
суток имеет свои особенности. Это объясняется тем, что ночью видимость
ухудшается, а вместе с ней ухудшается необходимая информация о дороге. Водителю
приходится пользоваться только тем, что попадает в поле зрения при искусственном
освещении.

Перед началом выполнения упражнения следует напомнить учащемуся
требования ПДД о пользовании внешними световыми приборами при управлении
автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

При отработке упражнения
по вождению автомобиля в темное время суток па загородных дорогах, следует
учить своевременному переключению света с дальнего на ближний, чтобы не
ослепить водителя встречного транспортного средства. Это следует делать при
встречном транспортном движении на расстоянии не менее 150 метров до
транспортного средства, а так же при большом расстоянии, если водитель встречного транспорта сообщает об этом путем
переключения светом фар; перед поворотом,
на подъемах и спусках. Снова
перейти на дальний свет можно непосредственно перед разъездом, если на дороге
не окажется другого встречного транспорта.

Необходимо перейти на ближний свет и при движении на близком
расстоянии от впереди идущего транспортного средства.

Учащийся должен переключить дальний свет на ближний перед началом
обгона, чтобы не ослепить водителя обгоняемой машины и перейти снова на дальний
свет не ранее момента ее опережения. При перестроении автомобиля на
первоначальную полосу движения переключить дальний свет на ближний обязан
водитель обгоняемого транспортного средства.

При проезде через населенные пункты следует быть всегда в
готовности к внезапному появлению на дороге пешеходов и велосипедистов. Если
необходимо предупредить других участников движения о своем приближении,
необходимо воспользоваться переключением света фар. На остановках включать
габаритные огни.

При ослеплении учащийся должен включить аварийную световую
сигнализацию   и. не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Заключительная часть:  Подводится итог занятия,
объявляются оценки, указываются недостатки и ошибки. Дается задание на
самоподготовку.

     «Вождение по дорогам с различной интенсивностью движения».

Учебные цели: научить
вождению по дорогам с различной интенсивностью движения

Место: населенный
пункт

Метод занятия: рассказ,
показ, тренировка.

Вводная часть: Объявляется тема, цель занятия, напоминаются меры безопасности, проверяются
знания ПДЦ

Основная часть:

Задание включает обучению вождению сначала на загородных дорогах и
в населенном пункте с небольшим движением транспортных средств, а затем — в
условиях большой интенсивности движения. На первых занятиях скорость движения
автомобиля не должна превышать 25-30 км/ч. По мере приобретения учащимся
необходимых навыков и умений вождения, скорость движения может быть увеличена
до установленной ПДД.

С приобретением достаточных умений и навыков необходимо
перейти к выработке у подопечного быстрой реакции,   инициативы и смекалки, для
чего целесообразно по ходу движения   подавать неожиданные команды,
направленные на практическое усвоение ПДД, например, «Сделать остановку»,
«Развернуться для движения в обратном направлении», «Повернуть направо» и т.д.

Выезд на улицы населенного пункта.

При его выполнении требуется проявлять большую осторожность и
осмотрительность. Если при выезде на проезжую часть необходимо предварительно
пересечь тротуар, то перед ним надо приостановиться, чтобы обозначить себя и
пропустить пешеходов.

Перед поворотом направо потребовать от будущего водителя
включить указатель поворота, пропустить транспортные средства, двигающиеся по
прилегающей стороне, и при наличии перерыва между машинами тронуться. Перед
поворотом налево надо убедиться в отсутствии запрещающих знаков или
разметки и пропустить транспортные средства, движущиеся в том и другом
направлениях.

Движение в транспортном потоке.

Занятия начинаются с вождения по загородным дорогам. Учащийся
должен научиться выбирать безопасную скорость, положенные интервалы между
машинами и необходимую дистанцию до впереди движущегося транспортного средства
с учетом условий движения и складывающейся обстановки.

Обычно дистанция устанавливается в зависимости от скорости
движения. Например, при скорости 30 км/ч дистанция должна быть не менее 30
метров, а при скорости 50 км/ч — 50 метров. Дистанция увеличивается на
скользкой дороге и в снегопад, при густом тумане, на крутых подъемах и спусках.

Интервал между транспортными средствами выбирается с учетом габаритов
автомобиля, ширины проезжей части и качества дороги. При наличии дорожной
разметки автомобиль должен находиться строго на ее границах. Наезжать и
пересекать прерывистую линию разметки разрешается только при перестроении с
одной полосы на другую. Недопустимо чтобы автомобиль находился одновременно на
двух полосах.

При отсутствии дорожной разметки и соответствующих знаков проезжая
часть должна делиться на две полосы движения мысленно самим водителем с учетом
ее ширины. Во время занятий этому следует научить учащегося.

С первого же занятия необходимо добиваться от подопечного умения
прогнозировать дорожную ситуацию, тем более, что это делать в условиях
небольшого потока транспортных средств гораздо проще чем по загруженной дороге.
Для этого нужно обязать учащегося постоянно следить за обстановкой на дороге не
только вблизи автомобиля, но и на дальнем расстоянии.

Вождение в транспортном потоке должно осуществляться ближе к
правому краю проезжей части. При этом необходимо обращать внимание учащегося на
принятие мер предосторожности во время движения вдоль тротуара, где находится
много пешеходов.

На    крутом    уклоне    не    допускать    выключение   
сцепления,    а    также    резкого торможения при скользком дорожном покрытии.
Во время остановок на подъеме или спуске требовать торможение автомобиля
стояночным тормозом.

Проезд пешеходных переходов,

В ходе занятия необходимо напомнить, что согласно ПДД п. 14.1
«Водитель транспортного средства обязан уступить
дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому
пешеходному переходу» и требовать снижения скорости во время подъезда к
нему, чтобы в случае необходимости уступить дорогу пешеходу.

На регулируемых пешеходных переходах не следует спешить трогаться,
пока пешеходы не закончат переход по проезжей части. При возникновении затора
за пешеходным переходом необходимо остановиться перед ним.

Перед началом каждого занятия необходимо предупреждать учащегося,
что любой перекресток для водителя является зоной повышенной опасности, т.к. на
нем сходятся, маневрируют и разъезжаются по различным направлениям потоки
транспортных средств, а проезжую часть пересекают пешеходы.

Отработка любого маневра начинается с приближения к перекрестку.
Важно научить будущего водителя умению определить тип перекрестка. Он должен
ознакомиться с имеющимися дорожными знаками и разметкой, наличием светофора и
регулировщика. После этого занять правильное положение на проезжей части, чтобы
продолжить движение в нужном направлении. В зависимости от вида перекрестка и
обстановки на нем, будущий водитель обязан: снизить скорость, перейти на
пониженную передачу и остановиться (при запрещающем сигнале, приближении
транспортных средств с включенным проблесковым маячком, синего цвета и
специальным звуковым сигналом, при помехе справа на нерегулируемом перекрестке
равнозначных дорог) или увеличить скорость и проехать перекресток (при
разрешающем сигнале и отсутствии помехи).

При приближении к перекресткам с круговым движением важно выяснить
какая дорога является главной — на кругу или примыкающая к нему, и в
соответствии с этим определить, кто обязан уступить дорогу для движения.
Необходимо напомнить о его обязанностях, уступить дорогу транспортным
средствам, завершающим движение через перекресток и пешеходам, не закончившим
переход. Следует запомнить, что ПДД п. 13.2 «Запрещается выезжать на
перекресток или пересечение проезжих частей», если образовался затор, который
вынудит водителя остановиться, создав препятствия для движения транспортных
средств в поперечном направлении. Во время движения через перекресток по
главной дороге необходимо обращать внимание на принятие мер предосторожности
при пересечении с второстепенной дорогой, откуда может внезапно появиться
транспортное средство. Вместе с тем, следует напомнить, что преимущественнее право
проезда сохраняется не только когда осуществляется движение по главной дороге,
но и при съезде с нее на второстепенную дорогу.

Для совершения поворота или разворота важно научить своевременно,
осуществлять перестроение и занимать соответствующую полосу движения.

Особое внимание следует обращать на последовательность действий
при перестроении. Для этого учащийся должен с помощью зеркал посмотреть назад,
убедиться в отсутствии помехи для совершения маневра, затем включить указатель
поворота и только после этого начинать перестроение.

Основная цель отработки поворотов — научить технике их выполнения
с соблюдением требований безопасности и ПДД.

|3аключительная часть: Подводится итог занятия, объявляются оценки, указываются
недостатки и ошибки.

Для перестроения с одной полосы движения на другую учащийся
должен:

•     с помощью зеркал заднего вида убедиться в отсутствии помех
сзади и со стороны полосы, на которую намечено перестроиться;

•    включить соответствующий указатель поворота и проехать в прямом
направлении не менее 3-5 секунд;

•     при отсутствии помехи перестроиться на намеченную полосу
движения без снижения скорости;

•     выключит указатель поворота.

Следует напомнить учащемуся, что ПДД обязывают водителя при
перестроении уступать дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без
изменения направления движения. В случае одновременного перестроения
транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу
транспортному средству, находящемуся справа.

   Начало движения и остановка.

Сначала оно проводится с использованием только правой полосы
движения, а после приобретения учащимся необходимых умений и навыков — в
сочетании с предварительным перестроением из одной полосы движения на другую.
Перед выполнением этого маневра необходимо напомнить учащемуся требования
пункта 8.12 ПДД: «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при
условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам
движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

При отработке приемов трогания с места надо уделить внимание
обучению учащегося как действовать в более сложной ситуации, когда автомобиль
блокирован спереди и сзади другими машинами и обзор ограничен. В таких случаях
водитель должен немного выехать из ряда и только при вторичной оценки
возможности безопасного выезда начать движение.

Будущего водителя следует учить выдержке. Так, если при трогании с
места сзади подъезжает вереница машин, то указатель поворота следует включать
только после их проезда.

При выполнении остановки в загородных условиях необходимо
предупредить учащегося, что съезд на обочину без твердого покрытия и особенно с
размягченным после дождя грунтом может привести к заносу и даже опрокидыванию
автомобиля.

При выполнении остановок в городских условиях, необходимо обращать
внимание учащегося на правильную постановку автомобиля у тротуара.

Необходимо требовать от учащегося проявлять осторожность при
открывании двери во время выхода из автомобиля.

Движение на поворотах.

Отрабатывается на загородных дорогах. Сначала упражнение
выполняется на поворотах с незначительным радиусом закругления, а с
приобретением необходимых умений и навыков — на зигзагообразных и крутых
поворотах.

Перед тем как приступить к выполнению данного упражнения,
необходимо предупредить учащегося, что безопасность преодоления поворотов
зависит от умения водителя прогнозировать ситуацию, выбирать соответствующую
траекторию движения и положенную скорость в зависимости от радиуса поворота,
ширины и профиля проезжей части, наличия груза.

Необходимо также объяснить, что на поворотах вследствие действия
центробежной силы транспортное средство наклоняется в сторону противоположную
закруглению дороги. Эта сила растет с увеличением скорости движения и
уменьшением радиуса поворота.

С     учетом      выше изложенного     повороты      водителем    
должны      выполняться в     следующей последовательности:

1.  На участке до начала левого поворота автомобиль направляется к
правой части полосы движения с одновременным торможением и переходом на низшую
передачу;

2.  Находясь еще на прямолинейном участке, постепенно увеличивает
подачу топлива, а при выезде на изгиб дороги плавно поворачивает рулевое колесо
в сторону поворота, не уменьшая подачу топлива, что будет способствовать
сохранению сцепления колес с дорогой и компенсировать действие боковой силы
инерции;

3. Направляет автомобиль по прямой, проходящей вблизи изгиба
поворота;

4.Постепенно поворачивает рулевое колесо влево, вправо, направляет
автомобиль к правой части полосы движения с одновременным увеличением подачи
топлива;

5.При выезде на прямолинейный участок возвращает рулевое колесо в
нейтральное положение.

Преодоление подъемов и спусков.

Проводится с учетом постепенного усложнения условий их выполнение.
Сначала следует научить преодолевать подъемы небольшой протяженности с разгона
на одной из высших передач. Затем перейти к преодолению подъемов большей
протяженности на низших передачах без разгона и с таким расчетом, чтобы
двигатель имел запас мощности.

При преодолении подъемов необходимо требовать от учащегося
соблюдения безопасной дистанции до- впереди движущегося транспортного средства.
А во время преодоления крутых подъемов не начинать движения, пока впереди
идущий автомобиль не освободит подъем.

При движении на спусках отрабатывать комбинированное торможение
двигателем и рабочим тормозом. Не допускать движения на длинных спусках по
инерции с выключенным двигателем. На крутом уклоне не допускать выключения
сцепления, а также резкого торможения при скользком дорожном покрытии.

Остановки на подъемах и спусках вначале отрабатывать в указываемых
мастером местах, в последующем после приобретения соответствующих умений и навыков
места для остановки учащийся выбирает самостоятельно.

При возобновлении движения на подъеме и спуске внимание учащегося
должно быть обращено на принятие мер предосторожности по отношению к движущимся
в попутном направлении транспортным средствам, своевременному включению
указателя левого поворота и на согласованные действиями педалями сцепления, не
допуская скатывания автомобиля назад.

Проезд пешеходных переходов.

Упражнение направленно на воспитание у будущего водителя чувства
уважения по отношению к пешеходу. Особую внимательность и осторожность он
должен проявлять при проезде нерегулируемых пешеходных переходов, так как на
них наиболее велика вероятность появления пешеходов.

Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на
остановке маршрутному транспортному средству или от него, если посадка или
высадка производятся на проезжей части или с посадочной площадки, расположенной
на ней.

На нерегулируемых пешеходных переходах не следует спешить начинать
движение на разрешающий сигнал светофора, пока пешеходы не закончили переход
проезжей части. При возникновении затора, за пешеходным переходом необходимо
остановиться перед ним.

Объезд и встречный разъезд.

Это два маневра, которые совершают водители транспортных средств в
повседневной работе. Поэтому будущий водитель в процессе обучения должен
овладеть ими. Однако трудности, с которыми встречается этот мастер, заключается
в том, что места для их выполнения заранее спланировать невозможно.

При обнаружении на дороге препятствия, учащийся должен оценить
ситуацию на проезжей части, включить указатель левого поворота, определить
траекторию движения; при необходимости снизить скорость и начать объезд.

Следует предупреждать учащегося, что объезжать препятствие нельзя,
если этим маневром создается помеха встречному или попутно движущемуся по
соседней полосе транспортному средству.

При объезде необходимо обращать внимание на выдерживание
интервала, позволяющего без помех открыть дверь на стоящем транспортном
средстве. По завершению объезда требовать от учащегося возвращения
транспортного средства на ранее занимаемую полосу движения.

Особая осторожность должна быть проявлена во время проезда
стоящего на остановках общественного транспорта, когда неожиданно может
появиться пешеход, вышедший из автобуса или спешащий на посадку.

Будущему водителю надо напоминать, что в непосредственной близости
от встречного транспортного средства нельзя резко тормозить и изменять
направление движения, особенно по скользкой и мокрой проезжей части.

Обгон — это самый сложный вид
маневра. А так как он выполняется  с выездом на полосу встречного движения, то
является наиболее опасным.   В соответствии с ПДД Обгон опережение
одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу
встречного движения. Отработка данного упражнения включает три периода:

1.Подготовительный — учащийся должен убедиться в
отсутствии   дорожных знаков и разметки, запрещающих обгон.

2 Исполнительный   —   необходимо занять исходное  
положение,   чуть сместившись влево для улучшения обзора впереди.

3.    Заключительный —        поравнявшись с
обгоняемым      транспортным средством, включить правый показатель поворота и
продолжить движение вперед.

Вождение автомобиля по мостам, путепроводам и в тоннелях.

Перед тем как выехать на мост следует обратить внимание на наличие
дорожных знаков, оценить ширину проезжей части, снизить скорость движения,
увеличить дистанцию до впереди идущего транспортного средства.

При въезде в тоннель необходимо обратить внимание на требования
дорожных знаков, светофоров, включить ближний (дальний) свет в фарах. Во время
движения в тоннеле надо следить за скоростью движения и не допускать резких
маневров. Дистанция между машинами должна быть увеличена.

Движение через железнодорожные пути.

Прежде чем приступить к отработке этого упражнения, необходимо
напомнить учащемуся о требованиях соответствующих статей ПДД и появления особой
внимательности и осторожности.

Приближаясь к  Ж.Д. переезду, учащийся должен следить за предупреждающими
дорожными знаками. Надо напомнить ему, что за 50 метров до переезда стоянка
транспорта запрещена.

Если движение через переезд запрещено, необходимо остановить
автомобиль у стоп -линии, у знака «движение без остановки запрещено» или у
светофора Не следует выезжать на переезд, если за ним образовался затор.

Останавливаться на переезде запрещено. При вынужденной остановке
принять меры для того, чтобы убрать автомобиль с железнодорожного полотна Если
это сделать невозможно, а к переезду приближается поезд, необходимо приказать пассажирам
покинуть автомобиль, а затем уйти самому.

Движение через населенные пункты.

Следует отрабатывать   по улицам с   небольшим движение
транспорта,   избегая проезда мимо мест возможного скопления пешеходов на
проезжей части.   Приближаясь к населенному пункту, учащийся должен внимательно
следить за дорожными знаками и указателями и выполнять их требования.   Если
установлен знак 5.22 «Начало населенного пункта», необходимо снизить скорость
до 60 км/ч.   При движении по населенному пункту значительно возрастает
вероятность появления помех движению и в месте появления пешеходов и домашних
животных. Особую опасность представляют дети

Проезд перекрестков.

Занятие проводится с учетом имеющихся возможностей и городе и с
учетом известного правила — идти от простого к сложному. Первоначальные занятия
проводятся на четырехстороннем нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог, а
затем — на нерегулируемом перекрестке неравнозначных дорог и в заключении — на
регулируемом перекрестке.

Перед началом каждого занятия необходимо предупреждать учащегося,
что любой перекресток для водителя является зоной повышенной опасности, так как
на нем сходятся,

маневрируют и разъезжаются по различным направлениям потоки
транспортных средств, а проезжую часть пересекают пешеходы.

Отработка любого маневра начинается с приближения к перекрестку. В
этот момент важно научить будущего водителя умению определить тип перекрестка.
Он должен ознакомиться с имеющимися дорожными знаками, разметкой, светофора или
регулировщика. После этого занять правильное расположение на проезжей части,
чтобы продолжить движение в правильном направлении.

В зависимости от вида перекрестка и обстановки на нем будущий
водитель обязан снизить скорость, перейти на пониженную передачу и остановиться
или увеличить   скорость   и   проехать перекресток.

При приближении к дороге с круговым движением, важно определить
какая дорога является главной, по кругу или примыкающая к нему, в соответствии
с этим определить, кто обязан уступить дорогу для движения.

Необходимо предупреждать учащегося от поспешных действий при
включении разрешающего сигнала светофора и напомнить о его обязанностях —
уступить дорогу транспортным средствам, совершающим движение через перекресток,
и пешеходам, не закончившим переход.

Во время движения через перекресток по главной дороге необходимо
обращать внимание учащегося на принятие мер предосторожности при пересечении с
второстепенной дорогой, откуда может внезапно появиться транспортное средство.

Для совершения поворотов или разворотов важно научить будущего
водителя своевременно осуществлять перестроение и занимать соответствующую
полосу для движения.

Заключительная чисть: Подводится итог занятия, объявляются оценки, указываются
недостатки, ошибки. Дается задание для самоподготовки.

Заключение.

         Главным
признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что
знает и умеет сам мастер.

         Если
ученик видит, что тот человек, который его учит, является настоящим
специалистом в своем деле – успех обучения на половину обеспечен. Учащийся
имеет перед собой цель – научиться работать так же, как мастер.

ШВВМ — Школа высшего водительского мастерства
School of principal driving skills

Подборка книг, статей и учебников по вождению. Собрал за 20 лет или даже больше…
Есть ещё и видео, и техническая литература (тюнинг, руководства по ремонту и эксплуатации и т.д.), более 20 Гб. Выложу попозже

По теме Авто — рассортировано по повышению уровня и навыков.
Не рекомендуется п.3, 4, 5 применять без усвоения и понимания п.1 и 2, даже если они кому-то покажутся банальными.
Не поверите, но 90% водителей крайне сумбурно представляют себе даже неписанные правила поведения в автопотоке, во многом совпадающие с элементарными правилами поведения и взаимоуважения в обществе. И даже не имеют понятия, что таковые вообще существуют.
Поэтому рекомендую всё же знакомиться со всеми разделами по порядку.

Также считаю своим долгом предостеречь «торопыг», думающих, что «я всё прочитал — теперь я профи, можно низэнько лётать». Виртуально — да. В нид-фор-спид на компьютере. Навыки нужно тренировать, много, очень долго, разнообразно, один за другим и упорно.
Даже если Вы каждый день, двигаясь дом-работа-дом, помните принципы траекторного движения, торможения и разгона и применяете их на практике, даже в пределах одной полосы движения и в каждодневных поворотах — это уже огромный плюс.
Кроме понимания физических принципов поведения автомобиля на дороге, понимания самой сути навыков, нужно ещё и тренировать мышцы тела на выносливость и скорость реакции. Очень полезны занятия восточными единоборствами, спортсменам повезло, да :)) Проходить психотренинги и «выносить себе мозг», много «ломать себя об колено». Ошибаться, вставать — и снова ошибаться и снова вставать. Проливать пот. Иногда кровь… Потратить тонны топлива, мегаджоули сил и месяцы личного времени.
Поэтому не стоит тешить себя надеждой, что прочитав четыре книги М.Горбачёва и пару учебников Э.Циганкова, да даже пройдя пару курсов по экстремальному вождению в ШВВМ последнего, Вы станете профи. Будете увереннее себя чувствовать, что-то понимать в автосуете — да, безусловно.
Всё дальнейшее самосовершенствование — постоянный и безостановочный процесс. Поэтому рад приветствовать Вас на этом нелёгком пути!

P.S.
Обязательно изучите принципы работы агрегатов Вашего автомобиля (или иного транспортного средства). На том же ютубе достаточно очень информативных видео-роликов, например от Алексея Голосова и Асафьева Стаса. С юмором и без лишней «воды». Понимание принципов работы агрегатов а/м позволит Вам избежать очень многих ошибок, позволит правильно применять и компоновать приёмы вождения, сохранит «многанервов» при самом вождении, «многаденег» на ремонтах а также, в некоторых ситуациях (не дай Бог), и саму жизнь!

ССЫЛКА на Я.ДИСК

Если у кого-то есть подобная литература, отсутствующая в списке — прошу поделиться.

Оглавление:

Авто\

01 О вождении\
Самоучитель безопасной езды.chm
Бескаравайный М.И. — Устройство автомобиля просто и понятно для всех.djvu
Пузанков — Устройство автотранспортных средств 2004.djvu
Учебник водителя третьего класса.djvu
Marat Terrano — Несколько советов начинающим.docx
Автомобили. Советы водителей.docx
Автомобили. Управление автомобилем.docx
Вождение в сложных дорожный условиях.docx
Вопросы по ДТП.docx
Все болезни от нервов.docx
Выбор перчаток для вождения.docx
Глубокий тюнинг или на фига козе кенгурятник (ВАЗ).docx
Десять заповедей ночной езды.docx
Как затормозить на скользкой дороге.docx
Как прожить эту зиму с минимальными потерями.docx
Как управлять собой и автомобилем или психология вождения.docx
Карчевский Антон — Фабрика адреналина.docx
Кодекс водителя.docx
Осторожно, идет гонка.docx
Парковка задним ходом.docx
Пашкевич Евгения — С нулевой отметки (рекомендации начинающим водителям).docx
Стесин Андрей — Трактат о неадекватности.docx
Техника вождения автомобиля.docx
Чечётин Игорь — Несерьёзные выводы чайника.docx
Шесть самых распространенных заблуждений при использовании зимних шин.docx
Эффективный разгон.docx
Секреты авто.exe
500 ответов на 500 важных вопросов автомобилистов.fb2
Автомобильные шины — Вчера сегодня завтра.fb2
Прозоров А — Библия автомобилиста.fb2
Прозоров А — Новая библия автомобилиста.fb2
Прозоров А — Экстремальное вождение.fb2
Гейко — Автоликбез.pdf
Каминский — Учебник по вождению.pdf
Краузе — Азбука вождения легкового автомобиля для женщин.pdf
Лаврентьев ВБ — Вождение автомобилей высокой проходимости 1974.pdf
Устройство автомобиля.pdf
Учебник по устройству легкового автомобиля.pdf
Яковлев В — Учебник по устройству легкового автомобиля 2008.pdf

Лекции Дмитрия Будаквенко\
Безопасность в потоке и Культура вождения.docx
Вождение в пробках.docx
Как соблюдать безопасную дистанцию.docx
Невозможное возможно.docx
Обучение вождения у мастера спорта.docx
Основы управления пространством вокруг вас.docx
Особенности вождения автомобиля женщинами.docx
Плюсы и минусы обучения вождению на собственном автомобиле.docx
Почему самые тяжелые аварии совершают опытные водители.docx
Приемы безопасного торможения на заднем приводе.docx
Приемы управления автомобилем в начале зимы.docx
Пути к безаварийному вождению автомобиля.docx
Скорость движения в узких местах.docx
Управление автомобилем в критических ситуациях.docx
Эффективное переключение передач.docx

Шопп СС\
Зимняя эксплуатация (особенности вождения).doc
Зимняя эксплуатация (подготовка автомобиля к зиме).doc
Движение в часы пик.docx
Дорожная этика.docx
Какой привод лучше.docx

02 Особенности\
Автомобили. Основы управления автомобилем.docx
Автомобили. Техника вождения.docx
Ален Прост — Управление полноприводным автомобилем.docx
Богданов Олег — Особенности управления переднеприводным автомобилем.docx
Восприятие.docx
Групповая езда.docx
Какой привод лучше.docx
Как правильно гоняться.docx
Маневрирование на малых скоростях.docx
Маневрирование на обычных скоростях (без скольжения колёс).docx
Настройка спортивных автомобилей.docx
Об экстремальном вождении с юмором.docx
О вождении заднеприводников.docx
Особенности различных приводов.docx
Особенности управления автомобилем с передним приводом.docx
Особенности управления на автомобиле с разным типом привода.docx
Порядок бьёт класс.docx
Сюрпризы переднего привода.docx
Урок геометрии — КМС.pdf

Выбор шин и дисков\
DESERT PRACTICE — Пособие как ездить в песках.docx
Tire Selection for Expedition Travel — The impact of tire width on traction.docx
Выбор шин для экспедиций и путешествий — влияние ширины шины на её тяговые свойства.docx
Шесть самых распространенных заблуждений при использовании зимних шин.docx
Маркировка колес автомобилей.mht
Подбор шин.mht
Inflation Tables 2012.pdf
Load Inflation Table.pdf
LVVTA Info 01-2009 V2 Tyre Size to Wheel Size Compatibility Guide.pdf
Michelin XZL 2009.pdf
R1 Guide online 2.26.07.pdf
Tire Selection for Expedition Travel — West County Explorers Club.pdf
Toyo MT Specs.pdf
Узкие или широкие колеса — Offroad-Opposition.pdf

Угол увода колеса\

03 Подготовка (Experience не пропьёшь)\
Лаврентьев В.Б. — Вождение автомобилей высокой проходимости (1974).doc
John Browne — Сделать свою машину более быстрой.docx
Валуйсков М., Бахтеев О. — Первый шаг к победе (практические руководство по автоспорту).docx
Мастер-класс по ралли Константина Крупникова.docx
Коллинс Бен — Водить, как Стиг.fb2
eye_path.gif
Громаковский, Бранихин — Контраварийное вождение.pdf
Лаврентьев ВБ — Вождение автомобилей высокой проходимости 1974.pdf
Лаврентьев ВБ — Вождение автомобилей высокой проходимости 1974 (2).pdf
Сингуринди ЭГ — Авторалли 1978.pdf
Юрковский — Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях.pdf

Circuit RedRing\
Rally Legend\
Богданов ОА — Трамплин-полет\

Горбачёв МГ\
Горбачев МГ — Секреты экстремального вождения.djvu
Горбачёв М.Г. — Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль.djvu
Горбачёв МГ — Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль (2).djvu
Вдоль или поперёк.doc
Драйв-Класс для полной уверенности (отрывок из книги).doc
На грани возможного (отрывок из книги).doc
Настройка спортивных автомобилей.doc
Об экстремальном вождении с юмором.doc
Основы спортивного вождения.doc
Секреты экономии.doc
Уроки Михаила Горбачёва.doc
Физика движения.doc
Автомобили. Основы управления автомобилем.docx
Автомобили. Техника вождения.docx
Как выиграть гонки (1).docx
Как выиграть гонки (2).docx
Особенности различных приводов.docx
Особенности управления на автомобиле с разным типом привода.docx
Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль. Отрывки из книги.docx
Секреты скорости.docx
Горбачев М.Г. — Гоночные приемы на каждый день.pdf
Горбачёв М.Г. — Секреты безопасного вождения.pdf
Горбачёв М.Г. — Что не расскажет инструктор по вождению.pdf
Горбачёв М.Г. — Экстремальное вождение. Гоночные секреты.pdf
Горбачёв МГ — Новейший самоучитель безопасного вождения.pdf

Цыганков ЭС\
Цыганков ЭС — Безопасное прохождение поворотов.chm
Цыганков ЭС — Управление автомобилем в критических ситуациях.chm
Цыганков ЭС Богданов О — Основы мастерства.chm
Цыганков ЭС — Контраварийная подготовка водителей.djvu
Цыганков ЭС — Экстренное маневрирование.djvu
Цыганков ЭС — Скоростное руление в критических ситуациях.djvu
Цыганков ЭС — Контраварийная подготовка водителей.doc
Цыганков ЭС — Безопасное прохождение поворотов.doc
Цыганков ЭС — Скоростное руление в критических ситуациях.doc
Цыганков ЭС — Управление автомобилем в критических ситуациях (1).doc
Цыганков ЭС — Управление автомобилем в критических ситуациях (2).doc
Цыганков ЭС — Управление автомобилем в критических ситуациях (до 43, цвет).doc
Цыганков ЭС Богданов О — Основы мастерства.doc
Беседа про приём газ-тормоз.docx
Вопрос о тренажерах.docx
Особенности управления автомобилем с передним приводом.docx
Паркуемся параллельно по ходу движения.docx
Повышение эффективности торможения.docx
Приемы контраварийного вождения.docx
Стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости.docx
Тренировка приема ступенчатое торможение.docx
ГЛАВА 1.mht
Глава 2.mht
Глава 3.mht
Глава 4.mht
Глава 5.mht
Глава 6.mht
Цыганков ЭС — Управление автомобилем в критических ситуациях.mht
Циганков ЭС — Контраварийная подготовка водителей.pdf
Цыганков ЭС — 120 приемов контраварийного вождения.pdf
Цыганков ЭС — Золотые правила безопасного вождения.pdf
Цыганков ЭС — Управление автомобилем в критических ситуациях.pdf
Цыганков ЭС — Школа управления автомобилем для женщин.pdf
Цыганков ЭС Богданов О — Основы мастерства.pdf
30 контрольных вопросов ЦВВМ.pps
30 контрольных вопросов ЦВВМ.ppsx
30 контрольных вопросов ЦВВМ.pptx
Cigankov1.rar

Статьи\
08_02_tuning.html.mht
syst_singurindi_02.mht
автомат.mht
АВТОМОБИЛЬ КАК СПОРТИВНЫЙ СНАРЯД.mht
БАЙКИ ОТ БАРЛИНИ.mht
Безопасная скорость.mht
ВДОЛЬ ИЛИ ПОПЕРЁК.mht
ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ.mht
В РИТМЕ ВАЛЬСА.mht
ГДЕ ЖИВЁТ СКОРОСТЬ.mht
ГОНОЧНЫЕ СЕКРЕТЫ.mht
ГРАМОТНОЕ РУЛЕНИЕ.mht
ДВИЖЕНИЕ НА МАКСИМУМЕ.mht
ДЕЛАЯ ОШИБКИ.mht
ЕВРОПЕЙСКИЙ КАРТИНГ – ИГРА СЕРЬЁЗНАЯ.mht
ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ.mht
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАЗВЕДЕНИЮ МИНТАЯ В СОБСТВЕННОМ СОКУ.mht
КАК ДОСТИГНУТЬ СОВЕРШЕНСТВА В ВОЖДЕНИИ.mht
НЮАНСЫ ПИЛОТИРОВАНИЯ.mht
О СЕРЬЕЗНОМ С ЮМОРОМ.mht
ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ВОЖДЕНИЯ.mht
Особенности различных приводов.mht
Передний или задний привод.mht
рожденный ездить дополнено.mht
РОССИЙСКИЙ СЕРВИС-ТЕСТ.mht
Русский трек в свободном скольжении.mht
САМОУЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ.mht
САМ СЕБЕ ТРЕНЕР.mht
САМ СЕБЕ ТРЕНЕР 2.mht
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОГОНЩИКОВ.mht
ТРИ КИТА.mht
УРОКИ.mht
УРОКИ 2.mht
УРОКИ 3.mht
УРОКИ 3_.mht
УРОКИ 4.mht
УРОКИ 5.mht
ФИЗИКА ДВИЖЕНИЯ.mht
ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ.mht
ЧЕМУ НЕ УЧАТ В АВТОШКОЛЕ.mht
ЧИТАЕМ ТРАССУ.mht
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ВОЖДЕНИЕ. ГОНОЧНЫЕ СЕКРЕТЫ.mht
ЭФФЕКТНО ИЛИ ЭФФЕКТИВНО.mht

04 Приёмы\
FAQ конференции Приемы вождения.docx
Rauno Aaltonen о торможении левой ногой.docx
Беседа про приём газ-тормоз.docx
Вдоль или поперёк.docx
Повышение управляемости и устойчивости в процессе поворота.docx
Повышение эффективности торможения.docx
Секреты скорости.docx
Спрашивали — получайте.docx
Стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости.docx
Тренировка приема ступенчатое торможение.docx
Управление скольжением.docx
Фигурное катание — мастер-класс.docx
Цикл статей с www.turnfast.com (En).docx
Цикл статей с www.turnfast.com (Ru).docx
Эффективный разгон.docx
Эффектный разгон (не делайте так).docx
TurnFast.mht
Приемы вождения — WWW.RALLYFAN.RU.mht

05 Дрифт\
Дрифтинг (Drifting) — пожалуй, самые красивые автогонки.doc
Дрифт — с чего начать.docx
Словарь дрифта.docx
Техники дрифта (перевод с японского).docx
D1 Grand Prix.mht

Вело\
Лопес, Брайан — Мастерство езды на маунтинбайке.pdf
Мото\
Ник Йенач — Техника спортивной езды.chm
Мотоциклы — Устройство и принцип действия (Мэтью Кумбс).djvu
Д.Л. Хафф — Дорожная стратегия.doc
Ник Йенач — Техника спортивной езды.doc
Кейт Код — Техника вождения мотоцикла.docx
Дорожная стратегия 1.mht
Дорожная стратегия 2.mht
Дорожная стратегия 3.mht
Дорожная стратегия 4.mht
Дорожная стратегия 5.mht
Моточайник в городе — вторая редакция.mht
Сказки про вынос, устойчивость, управляемость.mht
Учебник по выживанию для мотоциклистов ч1.mht
Учебник по выживанию для мотоциклистов ч2.mht
Учебник по выживанию для мотоциклистов ч3.mht
Мотоцикл для начинающих.pdf
Паркс, Ли — Полный контроль. Эффективные приемы уличного вождения.pdf
Ник Йенач — Техника спортивной езды.zip

Twist of the wrist II (Курс вождения)\
Учебник по выживанию для мотоциклистов\

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рим 140 много мебели инструкция по сборке
  • Креатин макслер в капсулах инструкция по применению
  • Руководство для эриссон
  • Инструкция к швейной машинке чайка 144а скачать
  • Общее руководство подразделением это как