руководство
по оформлению
учебно-методических материалов
Составитель
–
Преподавтель
высшей категории Козлова Т.В.
Оглавление
Пояснительная
записка……………………………………………………………3
Виды учебных и
учебно-методических материалов……………………………4
Структура
методической разработки для преподавателей……………………..8
Структура
методической разработки для обучающихся………………………12
Требования к
оформлению текста методических материалов………………..15
Список использованных
источников………………………………………..…20
Приложения………………………………………………………………………21
пояснительная записка
Реализация Федерального государственного
образовательного стандарта (далее — ФГОС) предполагает не только пересмотр
содержания и структуры программ, календарно-тематических планов, но создание (а
не просто обновление) принципиально новых учебно-методических материалов,
позволяющих эффективно организовать образовательный процесс по конкретной
специальности.
Компетентностный подход в обучении реализуется
преподавателем посредством достаточно широкого спектра образовательных
технологий. При этом наряду с традиционными методами проблемного и контекстного
обучения педагогами используются активные методы обучения (деловые игры,
тренинги, метод «малых групп»), а также современные информационные технологии:
мультимедийные материалы, телекоммуникационные технологии, дистанционное
обучение.
Достаточно затруднительно создать в короткие сроки
полноценный учебник федерального уровня с учетом принципов модульного обучения.
В связи с этим особое значение приобретают авторские учебные пособия,
дополняющие, конкретизирующие имеющиеся учебники, в соответствии с
потребностями образовательной стратегии.
Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в
максимальной нагрузке также предполагает тщательную подготовку подробных
указаний, рекомендации по организации данного вида деятельности.
В сложившейся ситуации возникает необходимость в
пересмотре содержания уже имеющихся у преподавателей учебно-методических
материалов, а также в подготовке и принципиально новых изданий.
Цель данного «Руководства» заключается в разъяснении и
уточнении специфики разработки методического обеспечения дисциплины,
междисциплинарного комплекса (далее – МДК), раздела МДК. Представленная
информация должна сориентировать преподавателей, как в многообразии
методических материалов, так и помочь определиться с видом, структурой,
содержанием и оформлением конкретного издания.
Настоящее «Руководство» дополняет «Положение о порядке
разработки и требованиях к содержанию и оформлению программ профессиональных
модулей и учебных дисциплин», а также «Рекомендации по разработке
календарно-тематического плана».
Виды учебных и учебно-методических изданий
Каждый преподаватель должен подготовить при разработке
нового или обновлении уже реализуемого курса учебно-методический комплекс –
систему нормативной и учебно-методической документации, которая является
средством обучения и контроля. Учебно-методический комплекс (далее — УМК)
создается для реализации основных и дополнительных образовательных программ,
его содержание согласуется с учебным планом по специальности.
Обязательные компоненты УМК:
1. программа
дисциплины
2. календарно-тематический
план
3. учебник,
учебное пособие или курс лекций
4. методические
разработки занятий (для преподавателей)
5. методические
разработки для проведения практических занятий
6. методические
рекомендации для самостоятельной работы
7. контрольно-оценочные
средства
Дополнительные компоненты УМК:
1. мультимедийные
презентации
2. рабочая
тетрадь
3. практикум
4. сборник
задач
5. практикум
6. хрестоматия
7. видеоматериалы
8. словарь
9. электронный
учебник, энциклопедия
10. учебно-наглядное
пособие
УМК формируется преподавателем и рассматривается на
заседании цикловой методической комиссии, принимается решением методического
совета. УМК по дисциплинам, МДК на следующий учебный год представляются на
рассмотрение до 15 июня.
В соответствии с ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные
виды. Термины и определения» можно классифицировать весь объем материалов,
используемых в образовательном процессе следующим образом:
Вид издания |
Характеристика |
Объем (в печатных листах)* |
Учебник |
Учебное |
не |
Название |
Характеристика |
Объем (в печатных листах)* |
Учебное |
Учебное |
3-5 |
Курс |
Учебно-теоретическое |
3и |
Практикум |
Учебное |
3 |
Учебно-наглядное |
Учебное |
1 |
Практическое |
Практическое |
1 |
Хрестоматия |
Учебное |
не |
Учебно-методическое пособие |
Учебное |
0,5 |
Справочник |
Издание, |
3 |
*1 печатный лист – 16 листов компьютерного текста в формате А4.
В настоящем руководстве мы рассмотрим подробнее
принципы создания именно учебно-методических материалов. Прежде чем,
уточнить виды такого рода изданий выделим необходимые особенности, которые
важно учитывать педагогу при подготовке материалов.
Все учебно-методические пособия должны:
— иметь
методическую направленность и ориентированы на конкретную помощь преподавателю
или обучающемуся в реализации освоении материала, реализации образовательного
процесса;
— соответствовать
основной образовательной программе по данной дисциплине (модулю) и ФГОС
специальности, а также учебному плану;
— иметь
четко обозначенную цель, задачи;
— отражать
реализуемые образовательные технологии, методы;
— обеспечивать
единство терминологии, междисциплинарные (межмодульные) связи;
— логично
структурированы, с выделением ключевых понятий, дидактических единиц;
— оформлены
в соответствии с принятыми требованиями;
— носить
авторский характер с обязательным указанием использованных источников;
— иметь
объем не менее 0,5 печатного листа (8 страниц формата А 4);
— пройти
рассмотрение профессиональным сообществом, что подтверждается внутренней
рецензией ЦМК, выпиской и протокола заседания, отзывом, экспертным заключением
и т.п.
Учебно-методические пособия (далее – УМП) можно
классифицировать следующим образом:
УМП
для преподавателей
1. Методическая
разработка,
направленная на профессионально-педагогическое совершенствование качества
подготовки преподавателя:
— разработка
конкретного занятия;
— разработка
серии (блока) занятий;
— разработка
темы, раздела программы;
— разработка
частной (авторской) методики преподавания;
— разработка
новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
— разработка
внеаудиторного мероприятия
2. Методические
рекомендации (для
педагогов, методистов, кураторов) по организации деятельности обучающихся.
3. Методическое
пособие — комплексный
вид учебно-методического издания, включающий в себя систематизированный
материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики реализации
образовательного процесса по дисциплине, разделу МДК, модулю.
УМП
для обучающихся
1. Методические
рекомендации, указания, руководства:
— методические
рекомендации по изучению дисциплины, МДК;
— методическое
руководство к практическим занятиям;
— методическое
руководство к лабораторным работам;
— методические
рекомендации по выполнению контрольных работ;
— методические
рекомендации по выполнению курсовых работ,
— методические
рекомендации по практике;
— методические
указания к заполнению раздела «Папки профессионала»
— -методические
рекомендации по изучению отдельных разделов (тем) курса;
— методические
рекомендации (методические материалы) по организации какой-либо конкретной
деятельности обучающихся.
2. Рабочая
тетрадь
Структура методической разработки для преподавателей
Методическая разработка — это
пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных
педагогических технологий применительно к конкретной теме занятия, разделу
учебной программы, преподаванию дисциплины или МДК в целом. Методическая
разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.
Содержание методической разработки должно
быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной
организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов,
формах изложения учебного материала, применения современных технических и
информационных средств обучения. Кроме того, разработка должна содержать конкретные
материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (развернутый
план занятия (технологическую карту), инструкции для организации работы в
группах, деловой игры, тесты, ситуационные задачи, вопросы и эталоны ответов
для входного и заключительного контроля и т.д.).
Этапы подготовки методической разработки
1. Выбор
темы.
Тема
должна быть актуальной, по ней у преподавателя должен быть накоплен опыт
проведения занятий, раздаточный и контролирующий материал.
2. Определение
методической цели.
Например,
определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения
занятий по изучению той или иной темы у программы; описание видов деятельности
преподавателя и обучающихся; описание методики использования современных
технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с
практикой; использования современных педагогических технологий или их элементов
и т.д.
3. Изучение
литературных источников, методических пособий других авторов,
публикаций в профессиональных изданиях и Интернет–ресурсах. Все использованные
источники должны быть упомянуты в списке литературы. Иллюстрации в разработке
должны быть авторскими (схемы, графы, фотографии). При необходимости
использования «чужих» иллюстраций, необходимо также указать источник.
4. Составление
плана (структуры) методической разработки
5. Наполнение
содержания.
6. Представление
методической разработки на заседании ЦМК, получение
внутренней рецензии.
7. Оформления
допуска к использованию в образовательном процессе (подпись
председателя ЦМК и печать учреждения).
8. Публикация
на сайте.
Методическая разработка включает следующие структурные
элементы:
1. Титульный
лист
2. Оглавление
3. Пояснительная
записка
4. Основная
часть
5. Заключение
6. Список
использованных источников
7. Приложения
К методической разработке открытого занятия
прилагается отзыв и самоанализ проведенного занятия.
Титульный лист
На титульном листе методической разработки приводятся:
— наименование
учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы);
— название
работы (в центре листа);
— указание
на конкретную дисциплину (МДК), тему, специальность
— cведения об
авторе (должность, ФИО, квалификационная категория, звание) (справа внизу);
— место и
год написания разработки (по центру внизу).
Оборотная сторона титульного листа
—
отметка
о рассмотрении на заседании ЦМК
—
сведения
о рецензенте (Ф.И.О., должность, квалификационная категория)
Оглавление
Оформляется в стандартной форме с обязательным
указанием страниц.
Пояснительная записка
Раскрываются:
— актуальность
данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее
место в содержании дисциплины, МДК);
— соответствие
ФГОС конкретной специальности;
— цель
методической разработки;
— используемые
образовательные технологии, методы;
— условия
реализации, возможные ограничения;
— потенциальные
пользователи (кому может быть полезна разработка).
Рекомендуемый объем — до 10% разработки.
Основная
часть
Приводится технологическая карта занятия, в которой
должны найти отражение:
— наименование
дисциплины, МДК
— наименование
темы
— междисциплинарные
связи
— внутридисциплинарные
связи
— цели
занятия (образовательная, развивающая, воспитательная)
— вид
занятия (лекция, практическое занятие, семинар, тренинг, деловая игра,
экскурсия)
— место
проведения занятия
— продолжительность
занятия
— наглядные
пособия
— оснащение
— технические
средства обучения
— перечень
основной и дополнительной литературы (с указанием страниц)
— перечень
раздаточного материала
— формируемые
элементы компетенций
— задачи
занятия (обучающие должны уметь…, знать….)
— этапы
занятия
(организационный, входной контроль, актуализация темы, основная часть,
закрепление изученного материала, подведение итогов) с характеристикой вида
деятельности преподавателя и обучающихся, указанием на используемые
мультимедийные материалы, наглядные пособия (№ конкретного слайда).
Примерная форма раздела с этапами занятия.
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
Использование |
Рекомендуемый
объем основной части методической разработки — не менее 50% работы.
Заключение
Приводятся:
— основные
выводы по теме разработки;
— информация
о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена
профессиональному сообществу;
— информация
о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием
номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола
заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в
приложении.
Рекомендуемый
объем – до 1 страницы машинописного текста.
Список
литературы
Оформляется в стандартной форме в соответствии с
библиографическими требованиями.
Список использованных источников должен содержать 5-10
наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только
практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список
использованных источников можно опустить.
Приложения
Формируются на усмотрение автора методической
разработки из примеров вопросов, заданий, тестов с эталонами ответов, глоссария
и т.п.Приложения должны соответствовать цели методической разработки (ссылки на
них в тексте обязательны).
Структура
методических рекомендаций для обучающихся
Методические рекомендации —
учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного
изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины, раздела
МДК и подготовке к проверке знаний.
В структуре методических рекомендаций к
практическим занятиям выделяют:
1. Титульный
лист
2. Оглавление
3. Пояснительная
записка (место дисциплины или МДК в образовательной программе, междисциплинарные
связи)
4. Содержание
практических занятий:
— тема и
порядковый номер занятия
— план
(содержание, основные вопросы)
— графологическая
структура (схематичное изложение разделов теоретического материала)
— практические
задания (возможна дифференцировка по уровню сложности)
— вопросы
для самоконтроля
— тестовые
задания
— ситуационные
задачи
— критерии
оценки
— темы
творческих работ, рефератов
— рекомендуемая
литература (основная и дополнительная) с указанием глав, параграфов, страниц.
5. Приложения
Дополнительно можно включать в схему: цель и задачи
изучения темы; основной понятийно-терминологический аппарат темы, изложение
базовых теоретических понятий; образцы решения задач или ответов на
поставленные вопросы; требования к уровню подготовленности студентов;
контрольные вопросы для самопроверки; описание последовательности работы по
подготовке к занятию и по выполнению домашнего задания. По каждому занятию
возможно предварительное и формул или конкретных ссылок на материалы из
рекомендуемой литературы.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ,
содержат материалы, предназначенные для оказания помощи обучающимся при выполнении
ими контрольных работ, при подготовке к отчетным мероприятиям по данной учебной
дисциплине, МДК.
Примерная структура данных методических рекомендаций:
1. Титульный
лист
2. Оглавление
3. Пояснительная
записка
4. Методические
указания по изучению отдельных разделов:
— рекомендуемая
литература (с указанием глав, параграфов, страниц);
— краткие
теоретические сведения по данному разделу теории
— образцы
решения (выполнения) задач или заданий.
5. Варианты
задач (заданий) для контрольных работ.
6. Критерии
оценки.
7. Требования
к оформлению.
Методические указания к заполнению раздела
Папки профессионала регламентируют объем, сроки, оформление
заданий по дисциплине или МДК, разделу МДК.
Выделяют следующие структурные элементы указаний:
1. Титульный
лист
2. Пояснительная
записка
(обоснование необходимости заполнения раздела папки, требования к оформлению)
3. Перечень
всех заданий
4. Критерии
оценки
(удельный вес каждого задания, максимальное количество баллов, премиальные и
штрафные баллы)
5. Распределение
заданий по темам
— Наименование
темы
— Задания (при
необходимости — примеры оформления)
— Рекомендации
по выполнению задания
—
Рекомендуемые
источники для выполнения задания
Методические указания по изучению отдельных разделов
(тем) содержат
материалы, предназначенные для оказания помощи обучающимся, в самостоятельном
изучении отдельного раздела, темы учебной дисциплины, раздела МДК, который
труден для освоения и требует дополнительных комментариев, либо особо важен и
предполагает интеграцию знаний из разных дисциплин, МДК.
Примерная структура методических указаний по
изучению отдельных разделов (тем):
1. Титульный
лист
2. Пояснительная
записка
3. Содержание
раздела (темы) и комплекс методических рекомендаций по его изучению
— развернутый
план изучения темы,
— обзор по
литературы, толкование наиболее сложных понятий,
— примеры из
практической деятельности, разъясняющие теоретические положения.
— задания на
закрепление материала.
4. Приложения.
Рабочая тетрадь — учебно-методическое
пособие предназначенного для работы обучающихся, как на лекции и на
практическом занятии, так и для самостоятельной подготовки, в котором
соединяется изложение основных положений курса с выработкой общих и
профессиональных компетенций у студента. В рабочей тетради содержится тезисное
изложение основных положений курса, методические рекомендации по его усвоению,
задания для самостоятельной работы. Рабочая тетрадь включается в фонд
оценочных средств по дисциплине, МДК.
Примерная структура рабочей тетради:
1. Титульный
лист
2. Пояснительная
записка (с указанием критериев оценки)
3. Содержание
по темам (разделам)
— название
темы (раздела)
— тезисное
изложение теоретического материала
— задания
для самостоятельного выполнения (заполнение схем, таблиц, кроссвордов, немых
рисунков, написание отчетов, бесед, эссе и т.д.)
— вопросы
для самоконтроля
— тестовые
задания
Требования к оформлению текста методических
материалов
Оформление печатного текста
регламентируется действующими государственными стандартами:
—
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской
работе. Структура и правила оформления»,
—
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
При оформлении методической разработки необходимо
соблюдать следующие требования к оформлению текста:
— формат А
4;
— поля:
верхнее и нижнее, — 2 см., правое – 1,5 см., левое – 3 см.;
— номера
страниц — арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру,
титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;
— шрифт —
Times New Roman;
— высота
шрифта — 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);
— красная
строка (отступ первой строки) – 1,27-1,3 см;
— междустрочный
интервал — полуторный;
— выравнивание
текста — по ширине страницы.
Основная часть методической разработки
может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются
порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в
тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными
буквами, шрифт 14, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной
текст отделяется от заголовка пустой строкой. Точку в конце заголовков не
ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать
с нового листа.
К заголовкам первого порядка относятся слова
ОГЛАВЛЕНИЕ, пояснительная записка,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ. Перед этими
заголовками арабский номер не ставится.
В тексте методической работы обязательно надо делать
ссылки на использованные литературные источники, желательно в формате
затекстовых ссылок: в квадратных скобках после текста проставляется
порядковый номер источника из приводимого в конце работы списка литературы.
Если была использована информация из нескольких источников, то каждый номер
отделяют один от другого точкой с запятой. Такого рода ссылки можно приводить и
внутри предложения, и в конце после пробела, перед точкой.
Пример.
В исследованиях ряда авторов, занимающихся
проблемой профилактики вирусных заболеваний [34; 67], установлено, что …
Наследственность определяет здоровье
индивида лишь на 20% [4].
Иллюстрации в тексте обозначаются
словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Каждый рисунок должен иметь
название ссылку в тексте.
Все иллюстрации в тексте работы (фотографии, схемы,
диаграммы) именуются рисунками и нумеруются сквозным образом через всю работу.
Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, следующей сразу
же после номера. Подпись под иллюстрацией пишут с прописной буквы в одну строку
с выравнивание по центру, полужирное выделение. В конце подписи точку не
ставят.
Пример.
Объективная тяжесть заболевания |
Тип реагирования на заболевание |
Субъективная тяжесть заболевания |
Рисунок
1 — Зависимость типа реагирования на заболевания от оценки тяжести заболевания
Рисунки и таблицы должны размещаться сразу после
первого упоминания и них в контексте работы. На все таблицы, диаграммы, схемы
должны быть даны ссылки в тексте.
При оформлении списка источников используют следующий
порядок расположения источников:
ГОСТ
Р 7.0. 100 – 2018 Библиографическая запись. Библиографическое описание. общие
требования и правила составления.
—
При
составлении списка использованных источников придерживаются следующего порядка
расположения источников:
1. нормативно-правовые
акты (приказы,
инструкции, стандарты – в хронологическом порядке, начиная с самого «старого»
документа»);
2. книги (в
алфавитном порядке);
3. печатная
периодика (статьи
из журналов – в алфавитном порядке);
4. электронные
источники удаленного доступа (интернет-источники).
Описание нормативно-правового документа
Федеральный закон от 00 месяц 0000г. № 00
«Полное название» // Официальный источник публикации. – год. – дата. — №
выпуска.
Федеральный
закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – 23.11.
— № 5639.
Если нормативный источник найден только в
формате электронной версии, например, в правовой системе Гарант, Консультант,
то описание проводится следующим образом:
Федеральный закон от 00 месяц 0000г. № 00
«Полное название». — Текст: электронный // Название сайта. – URL: http://полный
адрес страницы (дата обращения: дд.мм.гггг).
Приказ Министерства здравоохранения РФ от
13 марта 2019 г. № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического
медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».
— Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. – URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72130858/ (дата обращения:
15.09.2019)
Несмотря на то, что нормативно-правовой
источник оформлен как электронный ресурс, его размещают в начале списка.
Описание отдельной книги
Фамилия, И.О. автора. Название
произведения / И.О. Фамилия автора. — Место (город) издания: Название
издательства, год издания. – общее количество страниц в книге.
Арутюнов,
Г.П. Диагностика и лечение заболеваний сердца и сосудов / Г.П. Арутюнов. —
Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 504 с.
Выходные данные (место издательства,
издательство, год издания) оформляются следующим образом:
ü
место
издания –
название города полностью в именительном падеже (с прописной буквы); двоеточие;
ü
наименование
издательства
с прописной буквы (без кавычек, без букв ООО, ЗАО, без слова Издательство),
запятая.
ü
год
издания – число
(слово «год» не пишется ни полностью, ни сокращенно), точка, тире;
ü
страницы
– число
страниц в книге (арабская цифра), буква «с» строчная, точка.
Если
у книги два или три автора, то в заголовке приводят имя одного
индивидуального автора, указывая имена всех авторов в сведениях об
ответственности.
Глухов,
А.А., Основы ухода за хирургическими больными / А.А. Глухов, А.А. Андреев, В.И.
Болотских. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 288 с.
При
наличии четырех авторов, книга описывается под заглавием, все четыре автора
указываются за косой чертой
Если
название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник
трудов), то после основного названия ставится двоеточие, а затем
приводятся сведения (подзаголовок) без кавычек с прописной буквы, потом
ставятся точка и тире.
Отвагина,
Т.В. Терапия: учебное пособие / Т.В. Отвагина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
– 367 с.
Описание книги под редакцией, сборника
Название
произведения / под ред. И.О. Фамилия редактора в родительном падеже. — Место
(город) издания: Название издательства, год издания. – количество страниц.
Амбулаторно-поликлиническая
педиатрия / под ред. В.А. Доскина. — Москва: Медицинское информационное
агентство (МИА), 2015. – 498 с.
Название
произведения / сост. И.О. Фамилия составителя. — Место (город) издания: Название
издательства, год издания. – количество страниц.
Организация
работы врача общей практики / сост. А.Т. Кривцова. – Москва: Медицина,
2016. – 295 с.
Описание статьи из журнала, газеты, сборника тезисов
Фамилия,
И.О. автора. Название статьи / И.О. Фамилия автора // Название журнала (газеты)
полностью. – год публикации. — № издания. – страницы, на которых опубликована
статья.
Орлова,
Н.В. Современные подходы к лечению бронхиальной астмы / Н.В. Орлова //
Справочник поликлинического врача. – 2017. — № 7. – С. 34-38.
Лосик,
И.М. Осведомленность родителей о роли фторидов в профилактике кариеса зубов /
И.М. Лосик // Актуальные вопросы стоматологии в новом тысячелетии: сборник
материалов IV Белорусского стоматологического конгресса (Минск, 19–21 октября
2016 года) – Минск: Техника и коммуникации, 2016. – С.96-99.
Слова
«журнал», «газета» не используются, если только это слово не часть официального
названия (например, Медицинская газета, Русский медицинский журнал). Название
издания в кавычки не заключается.
Описание электронного ресурса удаленного доступа
Фамилия,
И.О. автора (если автор известен). Название статьи на сайте. — Текст:
электронный // Название сайта: [сайт]. – URL: http://полный адрес страницы
(дата обращения: дд.мм.гггг).
Что такое пикфлоуметрия. — Текст:
электронный // Мой пульмонолог: болезни легких, их симптомы и причины: [сайт]. — URL: https://mypulmonolog.ru/pikfloumetriya/ (дата
обращения: 22.05.2020)
Статьи
из электронных СМИ оформляются как электронные ресурсы удаленного доступа.
Симанов,
И.В. Анализ причин, лежащих в основе патогенеза преэклампсии (обзор). – Текст:
электронный // Медицина и фармацевтика: электронный научный журнал. – 2020. – №2(13).
— URL: https://journalmed.org/archive/13/246 (дата обращения:
07.08.2020).
Описание
отдельного сайта проводится следующим образом:
Название
сайта с главной страницы. – URL: http://полный адрес страницы (дата обращения:
дд.мм.гггг). — Текст: электронный
Федеральная
служба государственной статистики: официальный сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата
обращения: 13.08.2020). — Текст: электронный
ОПИСАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТА ДИССЕРТАЦИИ
Фамилия, И.О. автора. Название
диссертации: диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук
(кандидата медицинских наук): код и наименование направления / И.О. Фамилия
автора; [Место защиты: Наименование института, университета и т.п.] — Место
(город), год защиты. – общее количество страниц в книге.
Денисов, А.П. Медико-социальные аспекты
формирования здоровья детей раннего возраста: диссертация на соискание ученой
степени доктора медицинских наук: 14.02.03 − общественное здоровье и
здравоохранение / Денисов Александр Павлович; [Место защиты: Национальный.
научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко]. —
Новокузнецк, 2018. — 322 с.
ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКА
ИЗ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ
При использовании
источников из электронной библиотечной системы, предоставляемой колледжем или
иной, выбранной самостоятельно, библиографическое описание формируется
автоматически при открытии источника. Его достаточно скопировать и разместить в
списке источников (если это книга, учебник, то она размещается в структуре
перечня книг, а не сайтов из Интернет)
Отвагина, Т.В.
Неотложная медицинская помощь: учебное пособие / Т.В. Отвагина. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 251 с. — ISBN 978-5-222-32805-7. — Текст:
электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129745
(дата обращения: 16.08.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Приложения оформляют как продолжение основной части работы на последних
страницах. Располагают приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с
указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно
текста с прописной буквы отдельной строкой. Слово «Приложение» и его название
печатают с полужирным выделением
Приложения обозначают заглавными буквами русского
алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква,
обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Пример.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Примерные варианты индивидуальных
карточек-зданий
Список использованных
источников
1. Белогурова,
В. А. Научная организация учебного процесса: Учеб. пособие. — М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 448 с.
2. Панина,
Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального
образования: методическое пособие. Кемерово: КРИРПО, 2009.- 408 с.
3. Саенко, О.Е.
Организация и содержание методической работы в колледже. Настольная книга
заместителя директора, методиста, преподавателя. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 528
с.
4. Скаткин,
М.Н.
Методология и методики педагогических исследований (В помощь начинающему
исследователю). — М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
5. Как
подготовить и защитить методическую разработку [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-403603.html (дата обращения:
21.12.2019г)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Пример оформления титульного листа
Название образовательной организации
РАССМОТРЕНА на Протокол Председатель |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по теме
_____________________________________________________________
(название темы)
______________________________________________________________
(наименование дисциплины, МДК)
для специальности
_________________________________________________________________________
(код и наименование специальности)
Составитель
_________________________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
_________________________________________
(должность)
_________________________________________
(квалификационная категория, звание)
Рецензент**
_________________________________________
(Ф.И.О. )
_________________________________________
(место работы, должность)
Раменское
20___
*курсив и
подчеркивание в оригинале нужно удалить
**
для внешней рецензии, если она необходима (конкурс, учебное пособие, практикум,
планируемые к публикации, в иных случаях достаточно рассмотрения на ЦМК)
приложение Б
Шаблон
рецензии
РЕЦЕНЗИЯ
на
методическую разработку
______________________________________________________________
(Ф.И.О.
преподавателя в родительном падеже)
______________________________________________________________
(должность)
______________________________________________________________
(название,
тема)
—
актуальность
выбранной темы;
—
использование
современных научных и педагогических подходов, информационных технологий,
—
новизна,
оригинальность,
—
практическая
значимость, технологичность
пособия (доступность для использования в педагогической практике)
—
полнота
реализация целей;
—
эффективность
предлагаемых автором методов и форм обучения;
—
обоснованность
предлагаемых вариантов контроля;
—
логичность,
последовательность, грамотность, научность изложения;
—
структура,
качество оформления.
Работа
может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе и
публикации.
Дата
«______»__________________20_____г.
Ф.И.О. рецензента
— должность — подпись*
*При
внешней рецензии – место работы рецензента и печать учреждения
*При
внутренней рецензии – подпись председателя ЦМК.
УМП различаются по читательскому адресу, пособие может быть рассчитано как на обучающих, так и на учащихся. Читательский адрес – это важная характеристика учебной литературы, определяющая особенности информации, объём включаемых знаний, язык, структуру и оформление.
Содержание УМП должно соответствовать образовательным стандартам, учебной программе. УПМ содержит систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в доступной и удобной форме для самостоятельного изучения и освоения дисциплины. Таким образом УМП организует работу обучаемого и обучающего в процессе изучения дисциплины.
К содержанию УПМ также предъявляются требования: научность, полнота и актуальность информации, логичность и последовательность изложения, чёткая структура материала, доступность информации для обучающихся, использование современных методов образовательного процесса.
Основными разновидностями учебно-методических пособий являются методические указания и методические рекомендации. В методических указаниях дается общая характеристика дисциплины, цели и задачи её изучения, а также формы, методы, виды самостоятельной работы обучающихся. Методические указания – это «инструкция» по выполнению определенной учебной задачи, которой надо неукоснительно следовать. Методические рекомендации содержат материалы по методике самостоятельного изучения или практического освоения учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний, а также требования по оформлению, содержанию и структуре курсовых, дипломных работ. Методические рекомендации – это «советы» по выполнению задания, которыми можно воспользоваться для достижения оптимальных результатов.
Структура учебного издания
Титульный лист;
Оборот титула с аннотацией;
Оглавление;
Предисловие;
Список условных обозначений и сокращений;
Введение;
Основная часть — произведение;
Заключение;
Приложения;
Список литературы;
Вспомогательные указатели.
Элементы учебного издания
Аннотация. Краткая характеристика произведения с точки зрения содержания (о чем говорится в рукописи) и читательского назначения (для кого предназначена). Аннотация должна быть информативной (не содержать общих слов) и структурированной. Также хорошо указать особенности, достоинства и отличия данного произведения от других аналогичных изданий. Обязателен полный читательский адрес (для студентов каких направлений и специальностей предназначено издание). Текст аннотации составляет 500-600 знаков (включая пробелы).
Оглавление, содержание – понятия не идентичные. Оглавление составляется для моноиздания, а содержание используется в сборниках. Оглавление помимо поисковой функции обеспечивает возможность обзора всего издания, а также знакомство со структурой. В учебной литературе, т.е. для последовательно-поурочного изучения, оглавление лучше размещать в начале издания. При оформлении оглавления для удобства восприятия лучше воспользоваться отступами и шрифтовым выделением – п/ж.
Предисловие. Аннотация и предисловие не должны дублировать друг друга. Предисловие предназначено для подготовки читателя к рациональному использованию информации и более глубокому, осознанному ее освоению. В предисловии прописывают на основе какой программы составлено учебное издание. Предисловие – это текст по поводу данного издания, где определяется его вид, цель и назначение, а также подчеркивается важность и актуальность данного издания. Объясняется методика построения и изложения материала в УМП. Приводятся рекомендации, разъяснения по методике работы над учебным материалом. Указываются особенности и правила использования аппарата издания.
Списки условных обозначений и сокращений. В тексте учебного издания допускаются сокращения и аббревиатуры в соответствии с установленными правилами русской орфографии, а также требованиями ГОСТ 7.12 и ГОСТ 7.4. Сокращения вводятся только на те термины, наименования и т. п., которые часто приводятся в тексте; при первом упоминании должно приводиться полное название, а в скобках – сокращенное или аббревиатура; в дальнейшем следует употреблять сокращенный вариант. Сведения о принятых сокращениях должны приводиться в структурном элементе издания «Список сокращений», если их более трех. В других случаях его приведение нецелесообразно.
Предисловие и введение – это разные элементы издания, и они имеют разные функции. Введение – это часть самого произведения, предисловие – это часть издания. Введение может написать только автор. Предисловие – это то же введение, но не в само произведение, а в издание в целом. Введение должно включать в себя указание на проблематику учебной дисциплины, основные направления, методы и формы её освоения.
Внутритекстовые ссылки. Ссылки на структурные элементы и фрагменты издания (рисунки, таблицы, уравнения, формулы, приложения и т. п.). Оформление должно быть единообразным.
Библиографические ссылки на источники (документы, литературу). Ссылки различаются по месту расположения и форме: внутритекстовые, подстрочные, ссылки на затекстовой поиск. Библиографические ссылки в учебном издании нужны по минимуму. Все объяснения желательно давать в тексте. Лучше использовать подстрочные ссылки (помещенные в конце страницы, связанные со сноской, сделанной на данной странице в необходимом месте текста в виде надстрочной порядковой арабской цифры). Так как они более удобны для повторного поиска и дальнейшей работы над материалом.
Заключение завершает изложение в учебном издании, его назначение помочь обучающемуся суммировать полученные знания, подвести черту под пройденным материалом. Содержание заключения не должно дублировать предисловие, введение.
Приложения. За текстом возможно разместить приложения. Отдельные тексты, таблицы, иллюстрации, т.е. материал, который дополняет основной или служит для справок при работе над ним. Это могут быть также задачи, упражнения, справочный материал и др. Приложения должны иметь общую сквозную нумерацию с остальной частью учебного издания. На все приложения должны быть даны ссылки в тексте.
Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников. Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о произведении печати или другом документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т. д. Список приводится в конце издания и оформляется в соответствии с требованиями (см. Оформление списка литературы, ПРИМЕРЫ).
Вспомогательные указатели рекомендуются для облегчения и ускорения поиска в учебном издании сведений об интересующем читателя конкретном материале. Они представляют собой поисковый аппарат, путеводитель по изданию. Вспомогательные указатели могут быть различными: единый или комплексный; именной; предметный (алфавитно-предметный); хронологический; нумерационный; указатель формул, символов и др. обозначений; тематический или систематический и пр. В зависимости от темы, специальности, дисциплины в издание включается тот или иной вспомогательный указатель или их совокупность.
Текстовые выделения.
Для повышения эффективности подачи, усвоения материала используют текстовые выделения. Это могут быть фрагменты текста, которые автор считает особо важными, для облегчения запоминания, для ориентировки в издании. Также могут быть определения, формулировки отдельных положений, термины, правила, формулы и др. Текстовые выделения бывают шрифтовые (полужирный шрифт, курсив и др.) и нешрифтовые (звездочки, жирные точки, изменения формата и др.). Увлекаться выделением текста не стоит, иначе текстовые выделения перестанут выполнять свою роль. При шрифтовом выделении текста необходима четко продуманная система. Однородные элементы текста по всей книге следует оформлять одним способом, а для элементов с различным эквивалентом значимости подбирают разные по силе способы выделения.
Учебно-методическая литература Общие положения
Учебно-методическая
литература подразделяется на две
категории.
-
Учебная
литература
– должна содержать точные и проверенные
положения, изложенные в доступной
форме, обеспечивать творческое овладение
знаниями, умениями, навыками. Учебная
литература передает студенту в той или
иной форме знания по данной дисциплине.
В ней излагаются основные теоретические
положения, объясняется сущность
физических процессов, даются выводы
основных зависимостей, приводятся
материалы для практического использования.
К учебной литературе, издаваемой в
университете, относятся:
-
учебники;
-
тексты
лекций; -
учебные
пособия по дисциплинам и отдельным,
наиболее трудным их разделам, содержащие
данные, отсутствующие или недостаточно
освещенные и систематизированные в
имеющейся учебной литературе; -
учебные
пособия по курсовому и дипломному
проектированию, производственным
практикам, в которых излагаются
теоретические предпосылки, приводятся
расчетные формулы, рекомендации и
необходимые данные по конструкциям и
технологическим процессам, справочные
таблицы и чертежи; -
учебные
пособия по практическим занятиям и
самостоятельной работе, содержащие
теоретический и необходимый справочный
материал, примеры решения (выполнения),
варианты задания и др.; -
учебные
пособия по лабораторным работам,
содержащие теоретические предпосылки,
необходимые для выполнения экспериментальных
исследований, дающие объяснения сущности
физических процессов, происходящих в
ходе работы, пояснения для правильной
оценки результатов исследований; -
учебно-методические
пособия и комплексы, содержащие материалы
по методике преподавания, изучения
учебной дисциплины (ее раздела, части)
или воспитания; -
сборники
тестов, задач и упражнений, текстов и
заданий для студентов.
Учебник,
учебное пособие, текст лекций – издания,
содержащие предназначенные для изучения
или преподавания учебной дисциплины
систематизированные сведения научного
и/или прикладного характера по конкретной
узкой тематике, упражнения или контрольные
вопросы для проверки усвоения обучающимися
(студентами, слушателями) этих сведений,
подборку изучаемых текстов или
изображений. Учебник должен содержать
систематизированное изложение материала
определенного курса, соответствовать
учебной программе и иметь соответствующий
гриф Минобрнауки России или УМО
соответствующей специальности
(направления). Учебное пособие частично
заменяет или дополняет учебник и тоже
должно иметь соответствующий гриф
Минобрнауки России, УМО соответствующей
специальности (направления) или
рекомендацию УМК соответствующего
факультета
(совета
филиала).
-
Методическая
литература
не передает студенту новых знаний, а
представляет собой инструкцию или
алгоритм действий для получения тех
или иных знаний, навыков, умений с
указанием рекомендуемой литературы,
т.е. содержит материалы по методике
преподавания или изучения учебной
дисциплины (раздела, части). В такой
литературе не приводятся теоретические
основы, формулы, справочные и другие
подобные данные. Как правило, методическая
литература издается по решению УМК
факультета.
К
методической литературе относятся:
-
календарные
планы и методические указания по
проведению семинаров, практических
занятий, по самоподготовке; -
методические
указания по использованию различных
технических средств контроля, а также
ЭВМ; -
методические
указания по выполнению домашних заданий,
дипломных и курсовых проектов и работ,
по производственным практикам, в которых
описывается, в какой последовательности
они выполняются, как оформляется
текстовой и графический материал; -
методические
указания по лабораторным работам, в
которых даются их описание и порядок
проведения, требования к оформлению
отчетов, контрольные вопросы; -
программы,
учебные планы; -
рабочие
тетради, журналы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
БУ ДО РК
«Республиканский центр
детско-юношеского туризма и краеведения»
Методические рекомендации
по составлению учебных пособий
Элиста 2019
Надбитов Р.К.. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебных пособий. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
Настоящие методические рекомендации составлены в помощь педагогам для разработки учебных пособий по преподаваемым предметам. Рекомендации включают единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических изданий. – г.Элиста, БУ ДО РК «РЦДЮТ и К», 2019.
Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Интенсивно обновляется содержание дополнительного образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Важной для педагогов дополнительного образования стала проблема учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Педагогическая практика убедительно доказывает, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно.
В свете новых требований к дополнительному образованию педагоги должны знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать названные комплексы и адаптировать их к реальным условиям образовательного процесса.
Целью данной работы является оказание практической помощи преподавателям в определении видов учебных пособий и требований к их разработке.
Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия. Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.
В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «Учебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома».
К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса
Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».
Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие»:
- «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками».
- «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги».
- «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам».
- «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера».
- «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний».
- «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания».
Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».
Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:
— средство обучения;
— источник учебной информации;
— вид учебной литературы, дополняющий учебник.
Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).
Учебник |
Общие признаки: — средство обучения; — источник информации; — вид учебной литературы |
Учебное пособие |
Специфические признаки: — учебная книга, предназначенная для получения основных, фундаментальных знаний по учебному предмету; -систематическое изложение учебного материала |
Специфические признаки: — учебная книга, предназначенная для дополнения, конкретизации учебного материала, изложенного в учебнике или для более глубокого изучения учебной дисциплины; -частичный охват учебной программы |
Рис. 1. Общие и специфические признаки учебника и учебного пособия
Таким образом, при данном рассмотрении учебное пособие имеет ряд принципиальных различий с учебником: в отличие от учебника, который характеризуется систематическим фундаментальным изложением учебной дисциплины, учебное пособие предназначено для получения дополнительных знаний по представленным в учебнике темам с целью более глубокого самостоятельного изучения предмета конкретной учебной дисциплины. В учебном пособии содержится больший, по сравнению с учебником, объем учебного текста и учебных заданий, позволяющий глубже изучить и усвоить конкретную учебную тему.
С учетом разнообразных подходов к определению термина «учебное пособие», нами предложено следующее: «Учебное пособие – это учебная книга, дополняющая или расширяющая учебник по отдельным вопросам или темам учебной программы».
Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.
2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.
С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.
Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Выделяют следующие виды учебных пособий:
· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);
· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);
· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);
· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).
Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.
Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).
В современном образовании все большее значение приобретают электронные учебные пособия. Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.
Что же собой представляет электронное учебное пособие? Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.
Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.
Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.
Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).
Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:
· способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;
· повышает эффективность обучения;
· уменьшает время на поиски нужной информации;
· даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;
· позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;
· помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;
· используется в коллективном учебном процессе;
· не заменим для индивидуальной работы.
Большинство современных школьников – это «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.
Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.
При составлении учебных пособий следует обратить внимание на следующие компоненты:
1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.
2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить, есть ли ссылка на каждый рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.
3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.
4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.
5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках.
6. Рукопись необходимо хорошо вычитать.
Основные требования к содержанию учебного пособия:
- преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;
- тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;
- реализация принципов обеспечения внутридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;
- междисциплинарные связи;
- обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;
- использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении.
В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:
- проводить анализ;
- делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности;
- видеть перспективы развития соответствующей области знаний;
- пользоваться современной научной информацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.
Ключевые требования к тексту учебного пособия:
- текст обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины;
- текст доступен для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов;
- обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;
- учитывает психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;
- использует возможности поясняющих и дополнительных текстов.
Виды учебных пособий:
1) учебно-методические пособия;
2) учебно-информационные пособия;
3) словари;
4) сборники задач;
5) рабочие тетради;
6) методические пособия для самостоятельной работы студентов;
7) методические рекомендации (указания) для обучающихся, предназначенные для отработки пропущенных занятий; словари терминов, сборники текстов;
самоучители — учебные пособия для самостоятельного изучения учебного материала без помощи руководителя и др.
Систему организации работы над учебным пособием можно представить следующим образом:
Структура, содержание и оформление учебного пособия
Структура учебного пособия:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- оглавление;
- текстовое описание пособия;
- список литературы.
На титульном листе указывается наименование образовательной организации, название работы, вид учебного пособия (учебно-информационное пособие; учебно-методическое пособие; методическое пособие для самостоятельной работы студентов; рабочая тетрадь, словарь, атлас, альбом, сборник задач, тестов и т.д.). Внизу титульного листа указывается город и год выпуска.
На оборотной стороне титульного листа дается краткая информация об учебном пособии, его выходные данные (фамилия, имя, отчество, должность автора или группы авторов под фамилией редактора), его читательское назначение (указать категорию обучающихся).
В пояснительной записке предусматривается раскрытие актуальности и новизны учебного пособия, цели и задачи его подготовки, ожидаемые результаты (практическая направленность его использования).
Текстовое описание учебного пособия сопровождается разделами, подразделами (главами).
В зависимости от вида учебного пособия построение текста должно соответствовать строгой логической схеме (введение, обзор литературы с конкретными вопросами, выводы, заключение, список литературы, использованной автором, независимо от того, где они опубликованы). Текстовое описание может сопровождаться наличием графиков, таблиц, рисунков, заданий, контрольных вопросов и т.д.; по желанию автора их можно вынести в качестве приложений.
На подготовленное пособие автор должен получить рецензии — внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю рецензию составляют педагоги образовательной организации, внешнюю — преподаватели других образовательных организаций, научные работники образовательных организаций высшего образования, ведущие специалисты научных организаций.
В рецензии дается всесторонняя и объективная оценка содержания и структуры учебного пособия, информация об отличительных особенностях данного пособия в сравнении с существующими, анализ его методических достоинств и недостатков, оценивается научность и доступность изложения материала, констатируется соответствие требованиям ФГОС.
Объем учебного пособия определяется количеством часов, отводимых на изучение дисциплины, с учетом специфики курса, его места и значения в подготовке специалиста.
В аннотации сообщается: в чем актуальность работы, что нового вносит автор (личный вклад автора) в разработку проблемы, кому адресовано пособие.
Правила построения учебного пособия могут варьироваться, но существуют обязательные элементы:
- Оглавление
- Предисловие.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
Оглавление является важнейшим элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника, дающим общее представление о структуре книги и ее проблематике. Представляет собой систему заголовков значимых частей книги с указанием страниц, где они помещены. Обычно располагают в начале книги, после титульного листа.
Оглавление используется в книге на одну тему, написанной по единому плану и разбитой на главы или другие равнозначные части. Содержание используют в сборниках, журналах, методических указаниях.
Оглавление может быть двух видов: классическое и современное. Классическое оглавление содержит цифровую рубрикацию и сопровождается соответствующими словесными обозначениями или символами.
Современное оглавление предусматривает только цифровую рубрикацию:
Предисловие 3
Введение 4
- Название главы 5
- Название параграфа 5
- Название параграфа 15
- Название главы 30
- Название параграфа 30
- Название параграфа 45
Заключение 83
Литература 84
Приложения 85
Введение должно содержать:
- Формулировку проблемы, освещаемой в основной части учебного пособия.
- Уточнение и детализация темы пособия.
- Обоснование методологии и методики рассмотрения основной темы пособия.
- Обзор сложившегося состояния проблемы по имеющимся источникам.
- Актуальность, проблемность, степень дискуссионности темы.
- Изложение наиболее важных, трудных, перспективных тем, рассматриваемых в основной части.
Рубрикация в Основной части должна быть четкой, т.е. следует предусмотреть деление на главы и параграфы (разделы, пункты).
Заключение. Главное (общее) требование к заключению — обобщение учебного материала, основные выводы, рекомендации и прогноз развития учебной дисциплины (науки, общественной деятельности).
Включает в себя следующие компоненты:
- обобщение информации, изложенной в основной части учебного издания, основные выводы и тенденции развития учебной дисциплины;
- краткую характеристику основных нерешенных или труднорешаемых проблем;
- рекомендации по дальнейшему изучению данной учебной дисциплины, кругу самостоятельного чтения специальной литературы;
- прогноз развития учебного предмета (науки, общественной деятельности);
- концовку учебного издания.
Дидактический материал. Обязательным компонентом учебного пособия должен стать дидактический материал (вспомогательные таблицы, алгоритмы, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоподготовки, тематика докладов и рефератов, система упражнений и задач, исчерпывающие списки обязательной и дополнительной литературы и проч.).
Контрольные вопросы и задания целесообразно давать в конце основных структурных элементов текста учебника или пособия, в которых рассмотрен тот или иной программный материал.
Наличие контрольных вопросов и заданий отличает учебные издания от других и помогает учащемуся не только проверить усвоение материала, но и выделить для себя самое важное.
Библиографический список
- Григорьев С.Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.И. Макаров. – Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акд., 2002. – 110 с.
- Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
- Методические рекомендации для преподавателей по написанию и оформлению учебного пособия / Сост. А.Е. Пироженко, О.М. Ермолова — Волгоград, ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж», 2015.
- Огорельцева М.Г. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических изданий. Методическое пособие для преподавателей ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России.
- Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. – 2001. – № 10. – С. 16–26.
- Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.: «Просвещение», 1991. – С. 269–304.