Тьюторская функция классного руководителя.
Оценка 4.8
Современный мир характеризуется ростом индивидуального сознания. Для личности актуальным становится поиск своего пути в профессии, обретение авторского стиля деятельности, право на индивидуальную траекторию развития. Тут-то и возникает потребность в тьюторе (с анг. наставник), задачей которого становится непосредственная работа с индивидуальной образовательной программой каждого учащегося. Практика современной школы показывает, что каким бы самостоятельным не был ребенок ему необходимо сопровождение со стороны выборе профессии , принятии решений, выбора целей, сопровождения в трудных жизненных ситуациях. Это открывает перспективы личностного роста человека.
В общем тьютор — это отдельная педагогическая позиция, педагог, который работает непосредственно с детьми. Эта индивидуальная работа с личностью в смысле обсуждения культуры будущего этой самой личности.
Сегодня школа — есть главный инструмент социализации личности в обществе. Именно школа может показать, что мир многообразен, и дело ребенка из этого многообразия выбрать свой вектор развития.
Тьютор должен объяснить ребенку что в мире есть много векторов развития и помочь ему себя попробовать во всех возможных областях.
Когда-нибудь должность тьютора в образовательном учреждении станет такой же привычной, как должность учителя.
Наша идея заключается в следующем: сегодня в нашем образовательном пространстве тьюторов немного. Поэтому важно начать сегодня в учебных заведениях начать подготовку педагогов с тьюторской компетенцией.презентация к семинару
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Особенности работы классного руководителя (тьютора).
Теоретические вопросы, связанные с организацией тьюторской поддержки в классном коллективе.
Направления деятельности классного руководителя.
Проблемы, возникающие у классного руководителя при организации тьюторского сопровождения учащихся.
«Классный руководитель в роли тьютора: индивидуальная работа с обучающимися» -
2 слайд
2
Теоретические вопросы организации индивидуальной работы в классном коллективе
«…индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов…» -
3 слайд
3
Теоретические вопросы организации индивидуальной работы в классном коллективеС 2008 года профессия «тьютор» официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№ 11731 и 11725 соответственно).
-
4 слайд
Теоретические вопросы организации индивидуальной работы
в классном коллективе
4
Тьютор– «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».
Тьютор– «tutor» означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун».
Тьютор помогает учащемуся осознать свои образовательные, профессиональные и научные интересы.
Слово «тьюторство» означает сопровождение индивидуального образования человека. -
5 слайд
Основные направления деятельности тьютора
5
1. Взаимодействие с тьюторантом по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы.2. Организация образовательной среды для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.
3. Организация взаимодействия субъектов и заинтересованных сторон для эффективной реализации тьюторантом своей индивидуальной образовательной программы.
-
6 слайд
Тьюторское сопровождение
6
1. Выявление и развитие образовательных мотивов, интересов и запросов школьника.
2. Самоопределение учащегося по отношению к своему образованию и развитию.
3. Выявление и конкретизация образа будущего, к которому стремится школьник.
4. Проектирование, построение, анализ, корректировка индивидуальной образовательной траектории.
5. Получение школьником опыта самостоятельного анализа своих возможностей.
6. Получение тьюторантом опыта самоорганизации, умения ставить цель, достигать ее.
7. Поиск образовательных ресурсов для реализации поставленной цели.
8. Получение школьником опыта стратегий поведения в разных ситуациях.
9. Рефлексия тьюторанта. -
7 слайд
Типы тьюторских практик
7
1. Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст).
В системе дистанционного образования цель открытого образования заключается в умении жить в информационном обществе и пользоваться его возможностями.
Моделью открытого образования является модель применения школьником информационных технологий.
Тьюторское сопровождение состоит в выстраивании обучения с использованием навыков работы в сети Интернет. -
8 слайд
Типы тьюторских практик
8
2.Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст).
Главной целью открытого образования является умение жить в мире, где на паритетных началах сосуществуют различные культуры.
Основными качествами, формируемыми у школьников, становятся толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника, понимать и принимать иную точку зрения, вести диалог, работать в команде.
Педагог использует открытые социальные технологии («Робинзонада», «Дебаты» и т. д.) для воссоздания через открытое образование институтов социального общества. Открытое образование является способом реализации политики становления открытого общества. -
9 слайд
Типы тьюторских практик
9
3. Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст)
Открытое образование рассматривается как пространство всех возможных ресурсов для саморазвития школьников.
Главная цель открытого образования заключается в умении пользоваться разными ресурсами для создания индивидуальной образовательной траектории.
Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение процесса проектирования и построения школьником своей образовательной программы, с момента формирования познавательного интереса благодаря проектам и исследованиям до этапа рефлексии. -
10 слайд
Направления деятельности классного руководителя
10
процесс индивидуализации;
ресурсная карта развития;
сетевое взаимодействие;
индивидуальный подход;
тьюторство
ИОТ;
ИОП;
ИУП -
11 слайд
Сравнение образовательных позиций
11
-
12 слайд
12
Качества, необходимые классному руководителю (тьютору)
любовь к людям, умение общаться с детьми, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции способствуют развитию волевой активности);
высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти -
13 слайд
13
Тьюторская функция классного руководителя
1. Оказание помощи детям, испытывающим трудности в учёбе, в общении со сверстниками, в семье.
2. Поддержка учащихся, совмещающих учёбу и дополнительное образование.
3. Особое внимание обучающимся по индивидуальному плану (на дому по состоянию здоровья).
4. «Сопровождение родителей» в решении трудных вопросов воспитания (неполные семьи и т. д. ).
5. Создание ситуации успеха для каждого ребенка (и в учебном трубе, и в разрешении личностных проблем в общении с одноклассниками, и для раскрытия лидерских качества, и в профессиональном самоопределении). -
14 слайд
14
Компетенции классного руководителя (тьютора)
1. Профессиональная педагогическая компетентность (владение инновационными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые образовательные технологии, включать их в воспитательный процесс).
2. Психологическая компетентность (совокупность знаний психологии, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик).
3. Владение техниками конструктивного общения. -
15 слайд
15
Профессиональные затруднения классного руководителя (тьютора)
1. Отсутствие адекватных средств деятельности (классный руководитель не знает, как работать в группе с пассивными обучающимися, как обеспечить понимание изучаемой концепции и др.)
2. Нежелание использовать имеющиеся средства по различным причинам (неуверенность в своих силах, усталость не позволяет классному руководителю учитывать состояние классного коллектива) -
16 слайд
16
Общие трудности классного руководителя (тьютора)
Проблемы, связанные с вхождением в профессию (характерно для молодых специалистов):
недостаточное методическое обеспечение деятельности;
отвлечение классного руководителя на побочные дела, которые приводят к эмоциональной и физической перегрузке (многочисленные отчеты);
формализм в оценке результатов воспитательной деятельности -
17 слайд
17
Специфические трудности классного руководителя (тьютора)
Проблемы, характерные для любых профессий «человек-человек»:
проблема понимания мотивов и целей поведения школьника;
сложность взаимодействия с развиваемым и обучаемым
Пути преодоления этих трудностей связаны с индивидуальной рефлексией классного руководителя (тьютора) -
18 слайд
18
Основные функции затруднений в работе классного руководителя (тьютора) -
19 слайд
19
Позитивное значение трудностей классного руководителя (тьютора)
они приковывают внимание к работе (трудность является индикатором «точки интенсивности» роста классного руководителя);
мобилизуют личностное и профессиональное саморазвитие (проблема выступает в роли координатора деятельности классного руководителя)
Внимательный тьютор (классный руководитель) использует ошибки и затруднения школьников для развития новых подходов к объяснению материала, новых деловых игр или дискуссий -
20 слайд
20
Негативное значение трудностей классного руководителя (тьютора)
при невозможности преодоления затруднения или неудовлетворенности наблюдается торможение деятельности классного руководителя;
происходит распад деятельности (у педагога тьютора появляется желание уйти из профессии)
Трудность выступает в виде сдерживающего, деструктивного, разрушающего фактора. Это характерно для ранних (первый опыт тьюторской деятельности) и поздних этапов профессиональной деятельности -
21 слайд
21
Этапы возникновения трудностей классного руководителя (тьютора)
1. Любое затруднение — стимулирующий фактор в начале процесса осознания проблемы и результате решения проблемы.
2. Между этапами затруднение рассматривается как препятствие, которое вызывает неудовлетворенность, напряженность.
3. Осознание затруднения происходит в этот период, поэтому классный руководитель (тьютор) должен видеть стимулирующее значение затруднений. -
22 слайд
22
Варианты устранения трудностей классного руководителя (тьютора)
Систематизация по основным видам деятельности, которые классный руководитель (тьютор) должен осуществлять в своей проектировочной, мотивационной, организационной, контрольно-диагностической, рефлексивной, коммуникативной и методической работе:
трудности мотивации обучающихся;
трудности контроля и диагностики образовательной деятельности обучающихся;
трудности организации рефлексивной деятельности;
трудности коммуникации;
трудности в методической деятельности -
23 слайд
23
Варианты устранения трудностей классного руководителя (тьютора) -
24 слайд
24
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
1. В мотивационной деятельности:
определять уровень мотивации обучающихся;
выявлять причины низкой мотивации обучающихся;
устранять причины низкой мотивации, не зная, как это делать;
правильно определять факторы мотивации;
справляться с самоуверенными обучающимися;
точно соотносить различные ожидания обучающихся (рецепт/инст- румент), их приоритеты (работа/учеба) и цели (диплом/знания) -
25 слайд
25
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
2. В рефлексивной деятельности:
не испытывает потребности в рефлексии вследствие низкой самокритичности;
не владеет технологией индивидуальной рефлексии;
затрудняется в идентификации своей роли в каждом учебном эпизоде;
затрудняется в определении критериев оценки результатов саморе- флексии;
чрезмерно самоуверен -
26 слайд
26
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
3. В коммуникативной деятельности:
не умеет специально ставить и создавать коммуникативные задачи сложно обеспечить понимание, организовать критику;
затрудняется в обеспечении обратной связи и оценке ее результативности, кодировании и декодировании информации;
испытывает трудности психологического характера;
неумение преодолевать барьеры контрсуггестивного характера (недоверие со стороны обучающихся, апломб, самодовольство и др.);
барьер прошлого негативного опыта обучения;
не умеет преодолевать личные антипатии к обучающимся -
27 слайд
27
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
4. В методической деятельности:
не владеет критериями анализа тьюторской деятельности, сложно анализировать собственную работу;
затрудняется в описании собственной деятельности;
не владеет технологией оформления индивидуального тьюторского опыта;
испытывает сложности во внедрении чужого опыта в свою тьютор- скую деятельность;
не способен к написанию методического материала и др. -
28 слайд
28
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
5. В проектирование собственной педагогической деятельности:
отсутствие видения всего содержания работы с обучающимися;
неумение обоснованно (по обоснованным критериям) анализировать ситуацию и выдвигать цели ее развития
неумение ставить инструментальные цели проектируемого учебного занятия, зачастую подменяемые темой занятия;
неумение соотносить цели деятельности с ее средствами, методами и формой;
сложности, испытываемые при описании предстоящего проекта деятельности -
29 слайд
29
Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
6. В контрольно-диагностической деятельности:
не может правильно оценить результаты контроля;
испытывает сложности с адекватной самооценкой;
переживает затруднения вследствие субъективного отношения к контролируемому объекту;
не умеет разрешать конфликты, возникающие при контроле;
испытывает трудности в разработке критериев контроля;
недостаточно владеет существующей методикой и формами контроля -
30 слайд
30
Варианты устранения трудностей классного руководителя (тьютора) -
31 слайд
31
Внутренние причины затруднений трудностей классного руководителя (тьютора)
1. Отсутствие адекватных средств деятельности тьютора (например, у начинающих классных руководителей).
2. Отсутствие необходимых средств деятельности при изменении ситуации (к примеру, навыков для проведения конференций в Интернете. Возможна сопротивляемость обучающихся тем классным руководителям, которые не владеют профессиональным мастерством высокого уровня).
3. Наличие у тьютора психологических особенностей, которые не позволяют использовать конкретные средства деятельности и общения (неуверенность, тревожность, напряженность, страх, неудовлетворенность и др.) -
32 слайд
32
Внешние причины затруднений трудностей классного руководителя (тьютора)
1. У обучающихся падает интерес к обучению.
2. Появляются конфликты между учениками и классным руководителем.
В подобных ситуациях классный руководитель (тьютор) непроизвольно как бы сам порождает свои трудности из-за не знания возрастных особенностей школьников, специфики мотивации и т. д. -
33 слайд
Библиографический список
33
1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности.- М.: 2003.2. Классному руководителю./Под ред. Рожкова М.И.- М.: 1990.
3. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников./Таран Ю.Н.
4. Планирование воспитательной работы в классе./Под ред. Степанова Е.Н. – М.: 2008.
4. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. — М.: 2001.
5. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: 2000.
6. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М.: 2008.
Сайт Тьютерской Ассоциации www.thetutor.ru
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 364 763 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 01.02.2023
- 71
- 1
- 01.02.2023
- 87
- 1
- 01.02.2023
- 82
- 0
- 01.02.2023
- 86
- 1
- 01.02.2023
- 41
- 0
- 01.02.2023
- 44
- 0
- 01.02.2023
- 94
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 01.02.2023
- 2785
- 97
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»
-
Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по подготовке учащихся старших классов к сдаче экзаменов»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»
-
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
Тьюторская компетентность современного классного руководителя.
Подготовила: Егерева.С.А,
учитель английского языка
МБОУ «ВОШ г.Тулы»
Тула 2017
Современное общество предъявляет к обучающемуся новые требования, а переход на новые образовательные стандарты актуализирует проблемы, связанные с разработкой нового содержания, индивидуализированных стратегий развития ученика в качестве субъекта собственной деятельности, с подготовкой педагога-профессионала, способного проектировать пространство «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности».
1. Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника?
2. В чем специфика деятельности тьютора?
Тьютор в школе
Тьютор – преподаватель (в университетах Англии), домашний учитель, репетитор, наставник.
Феномен тьюторства сформировался в Англии в 12 веке. Вся система работы Оксфорда и Кембриджа построена как тьюторская. У каждого студента в этих университетах, помимо профессора и преподавателя семинарских занятий, обязательно есть тьютор.
В России тьюторство в школах появилось относительно недавно – в 2008 году.
В 2008 году в реестр должностей официально была введена должность «тьютор». Что это значит? Каждый директор школы, если считал нужным, мог взять в штат специалиста на тьюторскую должность. Но вообще первый опыт тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском академгородке. В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально. Было фактически ликвидирован институт классного руководства, переведя классного руководителя на параллель.
Не обязательно, чтобы в школах была должность тьютора. В некоторых школах она называется: классный руководитель, классная дама, гувернер и т. д., важно, что сами специалисты понимают – они осуществляют именно тьюторскую деятельность.
3. В чем специфика тьюторской деятельности в целом и в школе в частности?
Тьютор – это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности.
Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности. Наряду с этим существует такая фигура «тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу.
4. В чем состоит сущность тьюторского действия?
Во-первых, это создание среды выбора. Например, если ребенку хочется рисовать или играть на музыкальном инструменте, важно создать так называемую «избыточную» среду. Иначе как ребенок поймет, что ему нравится играть на скрипке, если он скрипки не видел никогда, а видел только баян, например. Ребенку нужно дать возможность познакомиться с разными видами музыкальных инструментов.
Во-вторых, это навигация, когда ребенку уже предложены различные варианты, и тьюторанту (тому, с кем тьютор занимается) надо все их попробовать. И навигация заключается в том, что тьютор обсуждает преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с тьюторантом, к какой стратегии ведет тот или иной шаг.
В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы. Например, ребенку нравятся яркие цвета, он хочет ими рисовать. А потом в процессе тьюторской работы выясняется, что с помощью ярких цветов не только рисовать можно, но использовать их в аппликации и т. д.
Вот так последовательно и разворачивается тьюторское действие.
5. Где готовят сегодня тьюторов?
В нашей стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существуют пять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www. *****) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары), которые проводят курсы ПК. Подготовка тьюторов пока осуществляется в единственном месте – Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в тьюторской магистратуре.
6.Чему именно учат будущих тьюторов, по каким программам их готовят?
Большинство программ по подготовке тьюторов – это авторские курсы, включающие как философско-теоретические основания тьюторства, так и практические занятия по освоению тьюторских технологий.
Магистратура при МПГУ называется «Тьютор в сфере образования», поэтому здесь читают курсы по различным направлениям данной области: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство.
7. Кто обычно становится тьютором?
В основном это учителя, психологи, преподаватели высшей школы, которые хотят получить профессиональную переподготовку в области тьюторства. Создана тьюторская модель работы в системе повышения квалификации. Поэтому с каждым человеком беседуют специалисты, выясняют, почему он хочет изучать именно тьюторство и как встраивается тьюторство в рамки его дальнейшей профессиональной карьеры.
И уже после этого под его конкретные запросы выстраивается программа обучения. Таким образом, у каждого будущего тьютора практически оформляется своя индивидуальная программа обучения. Поэтому учиться могут любые специалисты: завучи, психологи, учителя, директора.
8. Что дает тьюторская помощь самим педагогам, директорам школ?
Интересно обсудить эффекты тьюторского сопровождения не только по отношению к детям, но и по отношению к самому педагогу. Для учителя и вообще любого специалиста в образовании это дает возможность оптимально выстраивать дальнейшую карьеру. (Например, приходит в школу молодой специалист после вуза, хочет «двигаться», «расти», а какие у него реальные возможности? В школе директор и два завуча, если молодой преподаватель будет слишком активен, у него появляются разного рода проблемы, так как он начинает мешать окружающим «своим новаторством». Если же в школе есть тьютор или научный руководитель, который владеет тьюторской технологией, то он как раз поможет молодому педагогу оформить образовательную программу в соответствии с его приоритетами. Одному в педагогике, например, в первую очередь интересна психология детей, и он хочет углубиться в эту профессиональную область, другого интересуют современные образовательные технологии, и ему нужно предоставить возможность участия в такого рода конференциях и т. д. Для тьютора эта работа строится на тех же принципах, что и при работе с детьми, только при общении с ребенком тьютор работает с его познавательными интересами, а при работе со взрослым – с его профессиональным развитием).
9. Методики, по которым учат тьюторов, разрабатываются в России?
10. Или есть и зарубежные методы?
11. Коррелируются (соотноситься, соответствовать) они с российскими реалиями?
Сегодня в нашей стране владеют как зарубежными, так и отечественными (авторскими) методиками. Есть международные тьюторские программы, но они, конечно, же коррелируются. Создаётся общий банк таких образовательных технологий, который так и называется «Технологии открытого образования». В то же время в рамках Тьюторской ассоциации сейчас активно идет оформление собственных авторских разработок.
На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях 24 регионов РФ, это примерно около 100 специалистов. Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр. В таких центрах проводятся исследования по тьюторству, специалисты участвуют в конференциях, делают доклады, публикуют статьи в специализированных сборниках, кроме того, там организуются центры повышения квалификации, которые обучают или осуществляют переподготовку специалистов-тьюторов. (Сейчас у нас в стране работают уже пять сертифицированных центров, которым дано право на повышение квалификации. Это Москва, Томск, Удмуртия, Чувашия и Волгоград. А в скором времени возможно оформление еще пяти региональных центров – в Новосибирске, Перми, Владивостоке, Архангельске и Ростове-на-Дону. То есть сейчас у нас наблюдается явная тенденция к расширению Ассоциации.)
12. В любой школе необходим тьютор?
Любая школа имеет право вводить должность тьютора в соответствии с квалификационным справочником. Но если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен.
В принципе, если взять новый стандарт образования, то там написано, что нужно помогать ребенку в индивидуализации, сопровождать индивидуальные учебные планы, что дети должны уметь делать выбор… В реестре профессий, которые должны быть в школе, значится должность «тьютор».
13. Любой может стать тьютором или нужна какая-то предварительная подготовка еще до тьюторской специализации?
Для того чтобы специалист прошел нашу магистратуру и стал тьютором, он должен сначала закончить хороший педагогический бакалавриат или иметь реальную педагогическую практику. Он обязательно должен знать, что такое учитель, воспитатель. Есть разные модели тьюторской работы. Могут быть конкрентные специалисты, которые осуществляют тьюторскую деятельность, и есть, например, классные руководители, психологи или социальные работники, которые обладают тьюторскими компетенциями.
Но прежде всего нужно хорошо разбираться в сущности педагогической работы как таковой, чтобы уже затем понимать специфику именно тьюторского сопровождения образовательной программы.
Оказание помощи, поддержки учащемуся, создание условий для его саморазвития определяется термином «тьюторство». На сегодня в стране пока ещё мало дипломированных специалистов, подготовленных к работе в должности «тьютор». Поэтому так важно, чтобы классные руководители обладали тьюторскими компетентностями, владели технологиями тьюторского сопровождения.
Среди многочисленных задач, которые решает классный руководитель, главная – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их развития и социализации. Главная задача тьютора заключается в расширении существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое.
Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определённый, известный учителю путь, по которому надо провести ученика. Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор пути.
Классный руководитель как тьютор должен обладать следующими компетенциями:
- профессиональная педагогическая компетентность: владение современными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые для себя технологии, моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс;
- психологическая компетентность;
- владение техниками конструктивного общения;
- компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Современный классный руководитель должен владеть психологической компетентностью, техниками конструктивного общения. В этом нашим педагогам помогает психолого-педагогическая поддержка. Психологами проводятся диагностики профессиональной компетентности педагогов, а также тренинги, направленные на формирование и развитие педагогических компетентностей, ценностного отношения к индивидуальному и профессиональному опыту, рефлексивной культуры педагога.
Педагоги активно используют в своей практике элементы технологии тьюторского сопровождения.
Технологии тьюторского сопровождения – это технологии, которые помогают организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в конкретную деятельность, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и т.д.).
Опытный классный руководитель должен умело использовать технологии, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом классного руководителя как тьютора можно назвать вопрос и умение с ним работать. Вовремя и корректно поставленные вопросы способствуют углублению познавательного интереса, позволяют сузить или, наоборот, расширить тему предполагаемого проекта, помогают определить дальнейшее развитие и реализацию предпрофессионального самоопределения в дальнейшем.
Современные педагоги должны понимать, что содержание тьюторской функции заключается в сопровождении каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. Здесь важно, с одной стороны, осуществление помощи ученику в осознанном выборе, а, с другой стороны, при необходимости обсуждение проблем и трудностей процесса самообразования, у него возникающих.
Конечно, тьюторское сопровождение в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, но в самом общем виде оно представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, но на каждом из них реализуются технологии портфолио.
На первом этапе, диагностико-мотивационном, происходит выявление познавательного интереса ученика. В данном случае классным руководителем могут использоваться такие методы, как анкетирование, беседа, наблюдение. Главное на этом этапе – развитие и стимулирование у учащегося мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
Основным содержанием второго этапа, проектировочного, является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. В идеале классным руководителем, владеющим тьюторскими компетенциями, оказывается помощь ученику в определении путей реализации своего интереса, определение направления движения учащегося к цели. Классный руководитель направляет ученика к учителю-предметнику, рекомендует специалиста, который поможет ему реализовать свой познавательный интерес.
На третьем этапе оформляется новый тип портфолио – презентационное. Оно создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной учащимся специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидетельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.
На четвёртом этапе, аналитическом (рефлексивном), осуществляется анализ итогов деятельности. Проводится рефлексия пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. На этом этапе актуально портфолио достижений. В портфолио достижений могут входить оригиналы или копии творческих работ учащегося; отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса; отзывы сверстников, одноклассников и т. п.; выписки из журнала успеваемости, экрана рейтингового оценивания и т. п.; оценка работы классным руководителем или учителем-предметником и описание перспектив возможного дальнейшего развития; резюме самого учащегося: краткое описание наиболее важных с его точки зрения результатов, достигнутых в этой работе.
Таким образом, основная цель тьюторского сопровождения заключается в «расширении» существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое. Открытое образовательное пространство формируется благодаря созданию широкого поля творчества, проектной и исследовательской работы учащихся, развитию школьного самоуправления и соуправления.
Учащиеся принимают участие в разного рода мероприятиях.
Обучение и участие учащихся в мероприятиях обеспечивают не только развитие способностей и компетентностей учащихся, но и, как следствие, успешную социализацию в обществе каждого школьника.
По мнению ведущих современных педагогов, среди основных результатов, получаемых уже сегодня в различных тьюторских практиках, можно выделить:
• раннее профессиональное самоопределение;
• умение делать выбор;
• оформление собственных интересов;
• понимание и сознательное подчинение норме;
• опыт работы с ресурсами различного типа;
• опыт самопрезентации в различных сообществах;
• опыт работы в команде;
• умение анализировать и корректировать собственную деятельность;
• опыт самооценки;
• опыт выстраивания собственной индивидуальной образовательной траектории;
• проектные и исследовательские компетентности.
Но добиться таких результатов классному руководителю без психолого-педагогической поддержки невозможно. Он должен обязательно работать с психологом: педагог-психолог осуществляет диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу. В гимназии сформирован банк данных по мониторинговым обследованиям учащихся (сфера интересов, интеллектуальные способности, коммуникативные умения, навыки созидательной деятельности), проводятся индивидуальные и групповые консультации, тренинги как для учащихся, так и для их родителей. Педагог-психолог помогает классным руководителям овладевать методиками, которые способствуют формированию у них тьюторских компетенций.
В завершение мы можем сделать следующие выводы:
- цель деятельности тьютора состоит в сопровождении процесса становления обучающегося как субъекта собственной деятельности в ситуации неопределённости через работу с индивидуальной образовательной программой;
- в условиях современной школы классный руководитель должен владеть тьюторскими компетенциями и тесно сотрудничать с коллегами, педагогами-психологами и родителями;
- формирование у педагога тьюторской позиции (как одной из актуальных проблем педагогики профессионального образования) выступает показателем педагогического профессионализма и является условием становления субъектной позиции учащегося в рамках реализации требований ФГОС к качеству образовательных результатов.
Список литературы:
1. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1–4. – М.: Педагогический университет, ИД «Первое сентября», 2010.
2. Махов А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2012.
3. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Белгород, 2011.
4. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения. Материалы международной научно-практической конференции (28–30 марта 2012 г., г. Пермь). – Пермь: ПГГПУ, 2012.
Егерева Светлана Алексеевна,
учитель английского языка
МБОУ «ВОШ г. Тулы».
О классном руководстве знают все, а тьютор пока для большинства «темная лошадка». В чем заключается деятельность тьютора, и чем это отличается от должности классного руководителя? Разбираем в вопросах и ответах.
Все чаще и чаще учителя отказываются брать классное руководство. Почему? Мнение коллеги, отказавшейся от класса в середине учебного года: «Работа неблагодарная, платят мало, а нервы треплют все».
С точки зрения моего опыта, причины две:
- Учитель смешивает личные эмоции (обиды, раздражительность, неудовлетворенность) с рабочими моментами школьной жизни.
- Учитель не умеет быть руководителем. Да, именно руководителем в коллективе из 30 человек.
Вот тут возникает идея: может быть учителю гораздо комфортнее работать тьютором? Такая должность введена в школы только в ограниченном количестве регионов, но потребность ощущается везде. Давайте разберемся, что же вам больше по душе: классное руководство или тьюторство?
Индивидуальность или массовость?
Я классный руководитель в двух классах: в 5-ом и в 11-ом. В фокусе внимания два класса, а это 58 человек. Продумывая мероприятия, образовательные активности, целенаправленно акцент делаю именно на массовость. Как построить, распределить роли, выбрать формат, придумать антураж, костюмы, место проведения и многое другое.
При этом я выступаю в роли организатора или топ-менеджера высшего звена. Кому-то из педагогов такая роль дается тяжело в силу психологических и личностных особенностей.
«Самое трудное для меня, как классного руководителя, придумывать праздники, выступления класса, выступать режиссером. Зато легко организую работу с небольшой группой ребят, могу подготовить индивидуальное выступление», — Ольга, классный руководитель.
Тьютор в школе сопровождает отдельного ребенка, если он имеет особые образовательные потребности. Например, он должен во время урока привлечь внимание ребенка, например, жестом, направить на задание, включить в процесс, убрать мешающие предметы, помогать взаимодействовать со сверстниками. И это индивидуальная работа.
Тьютора для дистанционного обучения родители нанимают, если хотят перейти на обучения в онлайн-школу. И тогда обязанность тьютора состоит в том, чтобы научить ребенка учиться: понимать задания и их важность, организовывать свой день.
Есть школы где тьюторы помогают ученикам 10-11 классов с выбором дальнейшей профессии. Например, в школе Волгоградской области реализуется такой проект: один тьютор сопровождает учеников на протяжении двух лет. Его задача — выбор индивидуальной образовательной программы в соответствии с возможностями, способностями и ресурсами школьника.
«В старших классах нашей школы ученики разделены по профилям (естественно-научный, филологический, экономический и т. д.), у каждого свой тьютор. Этот педагог ведет как групповую работу (проводит групповые тьюториалы, занимается внеурочной деятельностью), так и индивидуальную (личные беседы ежеквартально и по запросу ученика)», — Екатерина, тьютор.
Следить за успехами или формировать индивидуальный образовательный маршрут?
Классный руководитель отвечает буквально за все, что происходит или может произойти с учениками. Он должен быть в курсе, почему ребенок отсутствует в школе, вести учет посещаемости, информировать родителей об успеваемости, быть посредником между ними и учителями – предметниками.
«Самое большое количество времени у меня забирают рутинные дела по классному руководству: каждый день отметить посещения, заказать обед в столовой, выставить оценки в дневники, заполнить странички классного журнала. Разговоры с родителями ограничила по времени до 20 часов, но все равно звонят и в выходные и вечером», — Людмила, классный руководитель.
Тьюторы индивидуально работают с учениками, содействуют в организации учебно-воспитательного процесса, помогают детям выявлять и развивать их интересы. Основная обязанность – составить индивидуальный образовательный маршрут и помогать ученику двигаться в соответствии с ним. Трудности в обучении, выборе профессии, самоопределении – ключевые сферы деятельности тьютора.
Классный час или тьюторский час?
Традиционной формой воспитательной работы в школе служит классный час. Сейчас по всей стране по понедельникам проходят «Разговоры о важном». Тематика определяется общая, есть поддержка в виде видеофильмов, презентаций, но в любом случае приходится продумывать рабочие листы или формы рефлексии. Кроме этого есть классные часы по плану воспитательной работы по направлениям, которые тоже необходимо провести и найти для них время.
Тьюторский час предполагает более камерный характер встреч с воспитанниками (индивидуальный или групповой), где на первый план выходит рефлексивные моменты, планирование образовательных событий, подготовка материалов для самостоятельной образовательной деятельности.
Документооборот или результаты работы?
Одна из причин, которую называют учителя при отказе от классного руководства — огромный объем составляемых ими документов, причем как в бумажном, так и в электронном виде.
В первую очередь, это классный журнал. Кроме того, существуют журналы внеурочной деятельности, заполнение которых также лежит на классном руководителе.
Педагог должен:
- контролировать ведение детьми дневников,
- вести планы воспитательной работы класса,
- заполнять личные дела учеников, протоколы родительских собраний, карты индивидуальной работы с детьми группой риска, отчеты по всевозможным мониторингам, ведомости оценок, отчеты по успеваемости.
По своевременности и качеству исполнения документов заместитель директора судит о степени выполнения должностных обязанностей, но можно ли так реально оценить эффективность классного руководителя?
В тьюторстве документация вариативна, зависит от конкретного учебного заведения. В качестве оценки работы тьютора предлагают
- использовать карту анализа деятельности наставника,
- изучить продукты работы специалиста (отчет тьютора в школе, индивидуальные учебные планы, портфолио) и результаты деятельности подопечных (проекты, исследования) для оценки эффективности его труда.
«Я заполняю специальную таблицу, в которой есть вся информация об ученике (например, карта вузов с желаемыми направлениями, предметами и баллами, результаты пробных экзаменов и т.д.), также кратко прописываю результаты личных бесед с учеником» — Екатерина, тьютор.
Потребность школы в классных руководителях и тьюторах
Сколько школе нужно классных руководителей? Вопрос риторический – столько же, сколько и классов!
А сколько тьюторов нужно в школе? Существуют различные модели. Допустим, в частных школах, где 7-8 человек в классе, может быть один тьютор, работающий с этой группой детей.
«В школе количество тьюторов соответствует количеству профилей, на одного педагога приходится 4-8 учеников. Не все тьюторы — учителя-предметники своего профиля, но их подавляющее большинство», — Екатерина, тьютор.
Входит ли в деятельность тьютора посещение уроков? А классного руководителя?
Присутствие классного руководителя на уроке другого учителя – предметника может быть по причине изучения классного коллектива, особенно в первый этап знакомства с классом. А вторая причина печальная, когда учитель не может справиться с вашим классом и просит содействия.
Для тьютора посещение урока — это повседневная норма, если он работает с ребенком, например, с расстройствами аутистического спектра. Конечно, для массовой школы это непривычно — присутствие на уроке еще одного взрослого человека. Возникают проблемы выстраивания взаимоотношений тьютора и учителя, умения работать в команде.
Классный руководитель или тьютор?
В работе любого классного руководителя должна присутствовать тьюторская функция: направлять, поддерживать детей, выстраивать траекторию развития ребенка, создавать ситуации успеха. В свою очередь, тьютор также несет ответственность за своего ученика и становится ему опорой в трудных ситуациях.
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Не учитель, не психолог, не классный
руководитель
Тьюторство как одно из направлений
преодоления формальной педагогики
Формальная педагогика
умещается в схему: учитель, обладающий знаниями и
владеющий способами передачи их ученику. Долгое
время казалось, что эта схема единственная. А что,
если посмотреть на дело по-другому? Есть мир, и
есть человек, который его осваивает. Причем
осваивает через много разных каналов: книги,
телевидение, радио, компьютер, Интернет. А
позиция взрослого – это позиция человека,
который помогает ребенку пользоваться всеми
этими каналами. Такой взрослый называется
тьютором – наставником. Тьютор не учитель, он не
передает готовое знание, он помогает ребенку
самому искать источники знаний. И не психолог. И
не классный руководитель. Тьютор занимается тем,
до чего учитель никогда не доберется.
У нас нет культуры индивидуализма. Ученику,
который не хочет чего-то делать, говорят с
издевкой: «Подумаешь, какой особенный». Но ведь
каждый ученик действительно особенный.
Тьюторство дает возможность доращивать этот
второй фокус развития, необходимый наряду с
коллективизмом.
Обидно, что в нашей стране развивалась только
одна модель образования. Модель, в которой
старшее поколение знает некоторый объем знаний и
то, что считает ценным, стремится полностью
передать подрастающему поколению.
А ведь есть и другая, непривычная для нас модель.
К ней можно относиться как угодно. В каждом
областном городке, например, идет смертная
борьба между классическим и педагогическим
университетом. И там и там – предметные кафедры,
и там и там – курс педагогики и педпрактика. Как
дети выбирают? Чаще всего расклад такой: кто
посильней – идет в классический, кто не очень
уверен в себе – в педагогический. А можно было бы
разыграть иначе: классический университет
традиционно дает предметное образование.
Педагогический же должен выпустить специалиста
не только в избранной предметной области, но еще
и в психологии, в индивидуальном сопровождении
образовательной траектории ребенка… Как все это
выпускник педуниверситета сможет делать в школе,
если он сам – продукт предметной кафедры? Вот
сдвинется педагогическое университетское
образование в сторону тьюторской модели, тогда
учитель, поварившись в условиях выбора, в среде
самоопределения, и принесет этот настрой в школу.
Тьютор в вузе должен быть специалистом высокого
уровня: понимая актуальные запросы студента, он
обязан держать в голове максимально широкую
картину знаний, представлять межпредметные
связи, чтобы посоветовать, к какому
преподавателю обратиться, какую книгу прочесть,
в какой области поискать. Не на уровне методиста,
который знает два-три учебника. А может
предложить варианты компоновки материала. Одно
дело, когда, преподавая предмет, ты можешь брать
разные учебники, разные методические пособия к
ним, но тьютор-то должен прорваться к основам
самого знания.
Часто спрашивают: сколько учеников может быть у
тьютора? По-разному бывает. Но с каждым тьютор
работает индивидуально. И хотя раньше слово
«тьюторство» не называлось, у многих из нас в
жизни были такие педагоги, которые повлияли на
наш жизненный выбор. Например, учитель
математики, который не формулами повлиял, а
каким-то советом, неожиданным вниманием,
пониманием. Тьютор не дает готовый ответ, но
помогает так взглянуть на собственные
возможности, что ты обязательно продвигаешься.
Наша педагогика – педагогика ответов. У учителя
есть знание. Он приходит в класс и объявляет:
сегодня тема урока «Имя существительное». Кто
его об этом просил? Кому это надо? У ребят бурлит
настоящая жизнь: у кого-то кошка котят родила,
кто-то поссорился с другом. Но учитель настаивает
на своей теме, с которой он пришел. У него есть
наработки, и он готов их передать ученикам. Он
будет стараться замотивировать детей, вызвать у
них интерес к тому феномену культуры, о котором
он сегодня собрался говорить.
Педагогика тьюторства – это педагогика
вопросов.
Тьюторство
приучает учащегося к рефлексии: почему тебе это
понравилось? почему тебе здесь показалось
скучно? почему ты не стал читать эту книгу? Идет
осторожное, пошаговое продвижение.
Учитель-практик всегда находит смысл работы в
детях, несмотря на всю непрестижность своей
профессии в обществе. Но учителя, работающего в
традиционной системе, неизбежно подстерегают
трудные вопросы. Сначала учитель осваивает
методики. Учится не только знать предмет, но и
уметь учить. А потом, годам к 35, когда он может уже
любого заставить понять валентность или все у
него могут выучить тригонометрические формулы,
вдруг возникает вопрос: зачем? Учитель понимает,
что на предметном материале он должен развивать
ребенка, а предметный материал организован так и
его столько, что он заслоняет собой все. На
интересы ребенка времени не остается. Для заботы
о его индивидуальном развитии сил просто нет.
Важно уже только одно – чтобы дети материал
усвоили, донесли, не расплескав, до экзамена. Ибо
по результатам экзаменов будут оценивать труд
учителя. Но детям-то это зачем? Многие учителя,
застигнутые этим вопросом, уходят в
дополнительное образование, освобождаясь от
жестких рамок урочной системы. Другие остаются
терпеливо служить в сложившихся
обстоятельствах.
Но если пусть не сразу, не вдруг, потихоньку
начать мыслить как тьютор, привыкнуть к тому, что
процесс обучения – это не процесс примитивной
трансляции знаний, у учителя появится гораздо
больше оснований для оправдания своего
существования..
В нынешнем году в Томске пройдет уже 10-я
конференция тьюторов. Есть определенный опыт.
Пока тьюторские технологии подхватывают чаще
частные школы. Но вот 24-я брянская школа –
большая, массовая – ухватилась за новую идею. В
школе уже 16 тьюторов.
На уровне уроков вести индивидуальное
сопровождение очень сложно. А вот на уровне
внеклассной, дополнительной работы – вполне
возможно. Постепенно в школах, которые приняли
тьюторство, нарабатываются технологии.
А в конце – замечательная история. В Англии
последние несколько лет Нобелевские премии
получали физики. Оказалось, что все они – ученики
одного тьютора. Стали его расспрашивать, как он
вырастил таких учеников. Признался, что у него
есть своя типология областей современной физики
и все это он предоставлял своим ученикам,
показывал области нерешенных проблем, которые
находятся на стыках наук. Он фактически направил
их интересы, их исследования туда, где надо было
искать и действительно можно было найти. Уровень
настоящего тьютора – это профессор, философ.
Но если истинный тьютор должен быть специалистом
очень высокого уровня, то как такой приживется в
обычной школе да при таких зарплатах? Кто у нас
станет тьютором? Ответ нашли сообща: профессия
учителя, с одной стороны, массовая, а с другой –
творческая. Как не может родиться гениальный
режиссер без достаточного количества просто
крепких профессионалов, а гениальный фильм –
возникнуть без широкого фона хороших фильмов,
так и лучшие в учительской профессии работают
рядом с массой людей, крепко владеющих
учительским мастерством.
Записала
Людмила РЫБИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
«Первое сентября»