Тьюторство или классное руководство

О классном руководстве знают все, а тьютор пока для большинства «темная лошадка». В чем заключается деятельность тьютора, и чем это отличается от должности классного руководителя? Разбираем в вопросах и ответах.

деятельность тьютора

Тьютор VS классный руководитель: какая работа подойдет вам?

Все чаще и чаще учителя отказываются брать классное руководство. Почему? Мнение коллеги, отказавшейся от класса в середине учебного года: «Работа неблагодарная, платят мало, а нервы треплют все».

С точки зрения моего опыта, причины две: 

  1. Учитель смешивает личные эмоции (обиды, раздражительность, неудовлетворенность) с рабочими моментами школьной жизни. 
  2. Учитель не умеет быть руководителем. Да, именно руководителем в коллективе из 30 человек. 

Вот тут возникает идея: может быть учителю гораздо комфортнее работать тьютором? Такая должность введена в школы только в ограниченном количестве регионов, но потребность ощущается везде. Давайте разберемся, что же вам больше по душе: классное руководство или тьюторство? 

Индивидуальность или массовость? 

Я классный руководитель в двух классах: в 5-ом и в 11-ом. В фокусе внимания два класса, а это 58 человек. Продумывая мероприятия, образовательные активности, целенаправленно акцент делаю именно на массовость. Как построить, распределить роли, выбрать формат, придумать антураж, костюмы, место проведения и многое другое.

При этом я выступаю в роли организатора или топ-менеджера высшего звена. Кому-то из педагогов такая роль дается тяжело в силу психологических и личностных особенностей.  

«Самое трудное для меня, как классного руководителя, придумывать праздники, выступления класса, выступать режиссером. Зато легко организую работу с небольшой группой ребят, могу подготовить индивидуальное выступление», — Ольга, классный руководитель.

Тьютор в школе сопровождает отдельного ребенка, если он имеет особые образовательные потребности. Например, он должен во время урока привлечь внимание ребенка, например, жестом, направить на задание, включить в процесс, убрать мешающие предметы, помогать взаимодействовать со сверстниками. И это индивидуальная работа. 

Тьютора для дистанционного обучения родители нанимают, если хотят перейти на обучения в онлайн-школу. И тогда обязанность тьютора состоит в том, чтобы научить ребенка учиться: понимать задания и их важность, организовывать свой день. 

Есть школы где тьюторы помогают ученикам 10-11 классов с выбором дальнейшей профессии. Например, в школе Волгоградской области реализуется такой проект: один тьютор сопровождает учеников на протяжении двух лет. Его задача — выбор индивидуальной образовательной программы в соответствии с возможностями, способностями и ресурсами школьника. 

«В старших классах нашей школы ученики разделены по профилям (естественно-научный, филологический, экономический и т. д.), у каждого свой тьютор. Этот педагог ведет как групповую работу (проводит групповые тьюториалы, занимается внеурочной деятельностью), так и индивидуальную (личные беседы ежеквартально и по запросу ученика)»,Екатерина, тьютор. 

Следить за успехами или формировать индивидуальный образовательный маршрут? 

Классный руководитель отвечает буквально за все, что происходит или может произойти с учениками. Он должен быть в курсе, почему ребенок отсутствует в школе, вести учет посещаемости, информировать родителей об успеваемости, быть посредником между ними и учителями – предметниками. 

«Самое большое количество времени у меня забирают рутинные дела по классному руководству: каждый день отметить посещения, заказать обед в столовой, выставить оценки в дневники, заполнить странички классного журнала. Разговоры с родителями ограничила по времени до 20 часов, но все равно звонят и в выходные и вечером», — Людмила, классный руководитель.

Тьюторы индивидуально работают с учениками, содействуют в организации учебно-воспитательного процесса, помогают детям выявлять и развивать их интересы. Основная обязанность – составить индивидуальный образовательный маршрут и помогать ученику двигаться в соответствии с ним. Трудности в обучении, выборе профессии, самоопределении – ключевые сферы деятельности тьютора.

Классный час или тьюторский час? 

Традиционной формой воспитательной работы в школе служит классный час. Сейчас по всей стране по понедельникам проходят «Разговоры о важном». Тематика определяется общая, есть поддержка в виде видеофильмов, презентаций, но в любом случае приходится продумывать рабочие листы или формы рефлексии. Кроме этого есть классные часы по плану воспитательной работы по направлениям, которые тоже необходимо провести и найти для них время. 

Тьюторский час предполагает более камерный характер встреч с воспитанниками (индивидуальный или групповой), где на первый план выходит рефлексивные моменты, планирование образовательных событий, подготовка материалов для самостоятельной образовательной деятельности.  

Документооборот или результаты работы? 

Одна из причин, которую называют учителя при отказе от классного руководства — огромный объем составляемых ими документов, причем как в бумажном, так и в электронном виде.

В первую очередь, это классный журнал. Кроме того, существуют журналы внеурочной деятельности, заполнение которых также лежит на классном руководителе.

Педагог должен:

  • контролировать ведение детьми дневников,
  • вести планы воспитательной работы класса,
  • заполнять личные дела учеников, протоколы родительских собраний, карты индивидуальной работы с детьми группой риска, отчеты по всевозможным мониторингам, ведомости оценок, отчеты по успеваемости.

По своевременности и качеству исполнения документов заместитель директора судит о степени выполнения должностных обязанностей, но можно ли так реально оценить эффективность классного руководителя? 

В тьюторстве документация вариативна, зависит от конкретного учебного заведения. В качестве оценки работы тьютора предлагают

  • использовать карту анализа деятельности наставника,
  • изучить продукты работы специалиста (отчет тьютора в школе, индивидуальные учебные планы, портфолио) и результаты деятельности подопечных (проекты, исследования) для оценки эффективности его труда.  

«Я заполняю специальную таблицу, в которой есть вся информация об ученике (например, карта вузов с желаемыми направлениями, предметами и баллами, результаты пробных экзаменов и т.д.), также кратко прописываю результаты личных бесед с учеником»Екатерина, тьютор

Потребность школы в классных руководителях и тьюторах 

Сколько школе нужно классных руководителей? Вопрос риторический – столько же, сколько и классов! 

А сколько тьюторов нужно в школе? Существуют различные модели. Допустим, в частных школах, где 7-8 человек в классе, может быть один тьютор, работающий с этой группой детей. 

«В школе количество тьюторов соответствует количеству профилей, на одного педагога приходится 4-8 учеников. Не все тьюторы — учителя-предметники своего профиля, но их подавляющее большинство», — Екатерина, тьютор

Входит ли в деятельность тьютора посещение уроков? А классного руководителя?

Присутствие классного руководителя на уроке другого учителя – предметника может быть по причине изучения классного коллектива, особенно в первый этап знакомства с классом. А вторая причина печальная, когда учитель не может справиться с вашим классом и просит содействия. 

Для тьютора посещение урока — это повседневная норма, если он работает с ребенком, например, с расстройствами аутистического спектра. Конечно, для массовой школы это непривычно — присутствие на уроке еще одного взрослого человека. Возникают проблемы выстраивания взаимоотношений тьютора и учителя, умения работать в команде. 

Классный руководитель или тьютор?

В работе любого классного руководителя должна присутствовать тьюторская функция: направлять, поддерживать детей, выстраивать траекторию развития ребенка, создавать ситуации успеха. В свою очередь, тьютор также несет ответственность за своего ученика и становится ему опорой в трудных ситуациях.

Слепко З.И.- методист, учитель МХК

ГБОУ «Школа № 538 имени С.В. Гришина»

Тьютор или
классный руководитель?

       Радость или
слезы в глазах, благодарный взгляд или презрение ученика, обращенные к учителю,
— это объективность и оценка его труда.

       Профессия
учителя предполагает высокое чувство долга и ответственности. Постоянный поиск
решения педагогических задач в предлагаемых и всегда новых условиях — дело
трудное. Каждый ребенок нуждается во внимании, защите и любви.

       Учитель и
классный руководитель — два разных вида деятельности. И только любовь к детям и
особая педагогическая ответственность дают учителю возможность эти виды
деятельности совмещать, помогать ребенку прожить сложную школьную жизнь, не
потерять себя, научиться учиться.  В школьной жизни должно быть, как можно меньше
психологических стрессов и, главное, нужно помочь ребенку отыскать свое
призвание. Всегда ли это получается? Нет, к сожалению, поэтому в законе «Об образовании» и новых
федеральных государственных образовательных стандартах идет речь о личностном
развитии каждого ученика, его индивидуальном образовательном пути, о
предоставлении возможности выстраивания образа будущего ребенка как цели.

        Тьюторство — индивидуальное наставничество и
сопровождение, которое применяется в Оксфорде и еще некоторых учебных
заведениях мира. Эта система предполагает на каждые пять-шесть человек
индивидуального наставника, который направляет ребенка по индивидуальному
учебному и будущему профессиональному маршруту, помогает ему найти себя,
раскрывает в нем способности, таланты, оказывает поддержку и помощь в выборе
будущей профессии. Другими словами, это умение выявить потенциал
«ученика» и вести его в нужном направлении в соответствии с его
возможностями. 

         Учитель работает
с одновозрастными и разновозрастными коллективами и всех чему-то учит
(формирующая педагогика), тьютор — специфический педагог не занимается с детьми
и подростками фронтально (сопровождающая педагогика).

        Существует точка зрения, что в российских школах
тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его
основную задачу — преподавать учебный предмет.
 Но как скоро это
произойдет?..
Есть и другой взгляд на проблему —  развитие
тьюторских компетенций классного руководителя для повышения эффективности
воспитательных результатов внеучебной деятельности. Ведь классный руководитель
всегда рядом, он хорошо знает «своих» детей, способен помочь и защитить
одаренного ребенка, и ребенка с особыми образовательными потребностями.

       
Современный классный руководитель уже владеет необходимой профессиональной
педагогической компетентностью, то есть владеет современными продуктивными технологиями
обучения, готов осваивать новые информационно-коммуникационные технологии и
моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс. Как тьютору
ему необходимо владеть психологической компетентностью и техниками
конструктивного общения. Расширять свои возможности можно повышая квалификацию,
Такие возможности предоставляет, например, «Технологическая школа тьюторства»
МГПУ.

        Задача современного
классного руководителя —  держать профессиональную позицию! Какие бы реформы ни
происходили в школе, суть образования не меняется. Школа учит всех всему.
Уникален тот педагог и классный руководитель, который помогает своему ученику
раскрыть его талант!

Тьюторство или классное руководство в образовательных учреждениях НПО и СПО?

Уважаемые коллеги, Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы — тьюторов. Эти преподаватели-наставники, помогающие ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт классного руководства. В пилотных регионах уже идет апробация возможных моделей тьюторства. Как известно, изначально тьюторы появились в Великобритании — в Оксфорде и Кембридже они существуют с XIV века. В Британии сегодня тьютор является учителем, психологом, помощником и наставником ученика. Дети, обучающиеся по «пансионной программе», уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы. Введение в школах новой административной единицы связано с вступлением в силу нового закона об образовании, в котором вводится понятие индивидуальных образовательных подходов и программ. Если верить источнику в Минобрнауки, тьюторы будут работать с учениками индивидуально, они будут координировать самостоятельные занятия школьника, помогать выбирать специализацию, налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Они также должны подтягивать отстающих учеников.Планируется, что в российских школах тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу — преподавать профильный предмет. Преподаватель-наставник будет курировать несколько классов одного возраста или создавать собственные группы. Они также должны подтягивать отстающих учеников.

Институт классного руковдства, кураторства действует по сей день и в системе НПО и СПО. А как вы относитесь к проблеме замены института классного руководства институтом тьюторства в системе начального и среднего профобразования?

Тьютор или классный руководитель?

В нашем меняющемся мире, все постоянно движется, и стремиться вперед. Учителя тоже не отстают, так как от образования зависит будущие подрастающего поколения. Вот и новое веяние дошло до классных руководителей и привычное нам «классный руководитель» можно с легкостью поменять на непривычное нам слово «тьютор». Но что это такое и так ли это важно?

Тьютор – это …

  • Наставник;

  • Посредник;

  • Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

  • Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

  • Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

  • Это тот , кто сопровождает процесс освоения новой деятельности

Впервые тьюторство возникло в виде наставничества в Британских университетах — Оксфорде (XIIв.) и Кембридже (XIIIв.), а сейчас является основным институтом в системе образования стран Запада, особенно в англоязычных государствах. В современном Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, 40 % — на лекции и семинары.

А так же есть интересные факты:

Тьюторская педагогика в мире одна из самых дорогих, потому что тьютору оплата начисляется не за класс и не за урок, а за каждого ребенка, с которым он работает.

Тьютор – это высокооплачиваемая должность

*Например, обучение в Кембридже с тьютором обходится учащимся в 60000 долларов в год

*В Казахстане за тьютерство оплата происходит один раз в квартал – 30 000 тенге.

И конечно же хочется отметить, что — классное руководство превращается в деятельность, ориентированную на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения.

Задачи формулируются через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в нашем воспитаннике.

Классному руководителю следует уделять большое внимание и в ходе уроков и в воспитании формированию и развитию предметных компетенций

Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы — тьюторов. Эти преподаватели-наставники, помогающие ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт классного руководства. В пилотных регионах уже идет апробация возможных моделей тьюторства.

Изначально тьюторы появились в Великобритании — в Оксфорде и Кембридже они существуют с XIV века. В Англии тьютор прикрепляется к ученику в средней школе и ведет его до поступления в высшее учебное заведение, где передает в руки своего институтского коллеги. Сегодня в Оксфорде на 10 тыс. поступивших студентов приходится такое же количество тьюторов, пояснила президент российской тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.

В Британии тьютор является учителем, психологом, помощником и наставником ученика. Дети, обучающиеся по «пансионной программе», уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы.

Планируется, что в российских школах тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу — преподавать профильный предмет. Преподаватель-наставник будет курировать несколько классов одного возраста или создавать собственные группы.

— В новом законе «Об образовании» и новых федеральных государственных образовательных стандартах идет речь об индивидуальном развития личностного и образовательного пути каждого ученика. Поэтому в образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля, — рассказал «Известиям» источник в Минобрнауки.  

Тьюторы будут работать с учениками индивидуально, они будут координировать самостоятельные занятия школьника, помогать выбирать специализацию, налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Они также должны подтягивать отстающих учеников.

Как отмечают специалисты министерства, школа является мини-социумом и от того, как дети научатся взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений в школе, зависит, как они смогут это делать во взрослой жизни.

Введение в школах новой административной единицы связано с вступлением в силу нового закона об образовании, подтвердила «Известиям» Татьяна Ковалева. В законе, вступающем в силу 1 сентября, вводится понятие индивидуальных образовательных подходов и программ. По словам Ковалевой, сейчас идет обсуждение и апробация в пилотных регионах нескольких возможных моделей тьюторства.

— В официальном реестре профессий уже есть тьютор, — отмечает эксперт. — Но его наличие в школе пока не является обязательным.

Президент профильной ассоциации добавила, что сейчас несколько рабочих групп заняты разработкой профессиональных стандартов деятельности тьютора.

— Сейчас на всех уровнях образования предписана индивидуализация, а где профессиональная группа, которая будет работать по данному направлению? Сразу вспомнили про тьюторов, — поясняет Ковалева. — Возможных схем очень много. В том числе апробируется модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов. Получается, что они совмещают две должности.

Также изучается модель, в которой в школах отменяют должность классного руководителя. Учителя будут занимаются преподаванием, а тьюторы — курировать классы.

Директор лицея № 1535 Михаил Мокринский считает возможное появление тьюторов на образовательном рынке положительным шагом. Но, по мнению специалиста, осуществить задумку в полной мере пока невозможно.

— Тьютор должен стать интегратором всех участников образовательного процесса. Но на сегодня нет людей, готовых исполнять эту функцию, их нужно готовить, — считает Мокринский.

— Тьютор появился в квалификационных справочниках достаточно давно, но его обязанности четко не прописаны, — отмечает глава Всероссийского профсоюза преподавателей Андрей Демидов. — В пилотных проектах тьюторы занимаются диагностикой учеников для выстраивания индивидуального пути развития в старших классах. Пока неясно, какими полномочиями будет наделен тьютор в итоге.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/551855#ixzz2WHoaNtyJ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция инспектора по дошкольному образованию
  • Пантера слр 5600 инструкция по установке
  • Как купить акции в сбербанке онлайн физическому лицу пошаговая инструкция
  • Фольксваген тигуан 2011 руководство по эксплуатации
  • Kia sportage 2010 руководство по эксплуатации скачать бесплатно