Почему Typescript?
Typescript — это не «еще один язык программирования». В двух словах — это просто надмножество Javascript (ES6) с опциональной статической типизацией. Именно эти две особенности позволяют создавать масштабные приложения, сохраняя качество и упрощая разработку.
Начать просто.
Для того, чтобы начать писать на Typescript, не нужно читать весь этот учебник. Достаточно установить и можно сразу писать на том же Javascript’е, к которому вы привыкли. Потому что Typescript — это всего лишь расширение существующего стандарта. Постепенно добавляйте типы и другие удобные особенности в свое приложение по мере изучения руководства и вы почувствуете его преимущество.
Содержание учебника в алфавитном порядке
- Advanced Types
- Basic Types
- Classes
- Compiler Options in MSBuild
- Compiler Options
- Declaration Merging
- Declaration Merging
- Decorators
- Enums
- Functions
- Generics
- Generics
- Integrating with Build Tools
- Interfaces
- Iterators and Generators
- JSX
- Mixins
- Module Resolution
- Modules
- Namespaces and Modules
- Namespaces
- Nightly Builds
- Symbols
- Triple-Slash Directives
- Type Compatibility
- Type Compatibility
- Type Inference
- Typings for NPM Packages
- Variable Declarations
- Writing Declaration Files
- tsconfig.json
- declaration files/By Example
- declaration files/Consumption
- declaration files/Deep Dive
- declaration files/Do’s and Don’ts
- declaration files/Introduction
- declaration files/Library Structures
- declaration files/Publishing
- tutorials/Angular 2
- tutorials/Gulp
- tutorials/Knockout
- tutorials/React & Webpack
Поддержите перевод документации:
Поддерживатель | Github Репозиторий
Documentation generated by mdoc.
Время на прочтение
5 мин
Количество просмотров 57K
Всем привет. Меня зовут Лихопой Кирилл и я — Fullstack-разработчик.
С начала этого года я начал изучать TS, и меня заинтересовала эта статья, так как в ней все разложено «по полочкам», без лишней воды и сложных определений. В следствие этого родилась идея сделать ее перевод, чтобы начинающие разработчики могли ознакомиться с этой статьей, но уже на русском языке. Итак, приступим.
В последние несколько лет TypeScript обретает все большую популярность. Более того, на многих вакансиях от программистов требуется знание TypeScript.
Однако не стоит бояться — если вы уже знаете JavaScript, то вам не составит большого труда освоить TypeScript.
Даже если вы не планируете изучать TypeScript, знакомство с ним позволит вам глубже понять JavaScript и стать лучше, как разработчик.
В этой статье (серии статей) вы узнаете:
-
Что такое TypeScript, и почему мне нужно изучить его?
-
Как создать проект с использованием TypeScript.
-
Главные концепты TypeScript (типы, интерфейсы, дженерики (обобщенные типы), утверждение типов и многое другое).
-
Как использовать TypeScript с React’ом.
Я также создал PDF-шпаргалку и постер, которые суммируют эту статью. Они помогут вам быстро понять и освежить в памяти все концпеты и синтаксис TypeScript.
Прим. переводчика: в скором времени будет выпущен перевод данной шпаргалки.
Что такое TypeScript?
TypeScript — это расширенная версия JavaScript. То есть он содержит в себе все то же самое, что и JavaScript, но с некоторыми дополнениями.
Главная причина использовать TypeSciprt — это возможность добавить статическую типизацию к JavaScript. Тип переменной со статической типизацией не может быть изменен после ее объявления. Это может предотвратить БОЛЬШОЕ количество багов.
С другой стороны, JavaScript — динамически типизированный язык, то есть типы переменных могуть изменяться. Например:
// JavaScript
let foo = "Привет";
foo = 55; // тип переменной foo изменяется со строки на число - никаких проблем
// TypeScript
let foo = "Привет";
foo = 55; // ERROR - тип переменной foo не может быть изменен
TypeScript не воспринимается браузерами, поэтому его надо скомпилировать в JavaScript с помощью TypeScript Compiler (TSC) — мы обсудим его чуть позже.
Стоит ли TypeScript того?
Почему вам нужно использовать TypeScript
-
Исследование показало, что TypeScript может обнаружить 15% самых частых багов.
-
Читаемость — намного проще видеть, что делает код. А при работе в команде проще видеть, что делают другие разработчики.
-
Популярность — знание TypeScript позволит вам расширить круг вакансий, на которые вы сможете претендовать.
-
Изучение TypeScript даст вам лучшее понимание и новый взгляд на JavaScript.
Здесь вы можете прочитать мою короткую статью, в которой я показываю, как TypeScript может предотвращать раздражающие баги.
Недостатки TypeScript
-
Написание кода на TypeScript занимает большее время, чем на JavaScript,так как необходимо типизировать переменные. Так что в небольших проектах, возможно, оно не стоит того.
-
TypeScript необходимо компилировать, а это занимает время, особенно в больших проектах.
Однако время, которое вы потратите на написание более точного кода и компиляцию будет более чем компенсировано тем, сколько багов могло бы быть в вашем коде.
Для большинства проектов — средних и больших — TypeScript сэкономит вам много времени и сил.
Более того, если вы уже знаете JavaScript, то изучение TypeScript не составит вам большого труда. Он станет отличным инструментом в вашем арсенале.
Как настроить TypeScript проект
Установка Node и компилятора TypeScript (TSC)
Для начала убедитесть, что Node глобально установлена на вашей машине.
Затем, глобально установите компилятор TypeScript на вашей машине следующей командой:
npm i -g typescript
Убедитесь, что установка прошла успешно (если да — то команда вернет номер версии).
tsc -v
Как компилировать TypeScript
Откройте любой текстовые редактор и создайте TypeScript-файл (например, index.ts).
Напишите какой-нибудь код на JavaScript или TypeScript:
let sport = 'Футбол';
let id = 5;
Мы можем скомпилировать это в JavaScript следующей командой:
tsc index
TSC скомпилирует код в JavaScript-файл index.js
:
var sport = 'Футбол';
var id = 5;
Если вы хотите изменить название файла:
tsc index.ts --outfile file-name.js
Если вы хотите, чтобы TSC компилировал ваш код автоматически, при изменениях, добавьте флаг “watch” (-w):
tsc index.ts -w
Интересная особенность TypeScript — он сообщает об ошибках в вашем текстовом редакторе, пока вы пишете код, но он все равно всегда скомпилирует ваш код — в независимости от того, есть в нем ошибки, или нет.
Например, следующий пример вызывает ошибку TypeScript:
var sport = 'Футбол';
var id = 5;
id = '5'; // Ошибка компилятора - Error: Type 'string' is not assignable to type 'number'.
Однако если мы попытаемся скомпилировать код с помощью tsc index
, код скомпилируется, несмотря на ошибку.
Это важное преимущество TypeScript: он предполагает, что разработчик знает больше. Несмотря на то, что TypeScript выдает ошибку, это не отразится на компиляции вашего кода. Он скажет, что есть ошибка, но делать с ней что-то или нет — решать вам.
Как настроить файл конфигурации TypeScript
Файл конфигурации TS должен находиться в корневой директории вашего проекта. В этом файле мы можем указать корневой файл, опции компилятора и насколько строго мы хотим, чтобы TypeScript делал проверку в нашем проекте.
Сначала создаейте файл конфигурации TS:
tsc —init
После этого, в корневой директории, у вас должен появиться файл tsconfig.json
.
Вот пример некоторых опций, о которых стоит знать (если вы используете frontend-фреймворк с TypeScript, то о большинстве этих вещей уже позаботились):
{
"compilerOptions": {
...
/* Модули */
"target": "es2016", // Измените на "ES2015", чтобы скомпилировать в ES6
"rootDir": "./src", // Откуда компилировать
"outDir": "./public", // Куда компилировать (обычно папка, которая разворачивается на сервере)
/* Поддержка JavaScript */
"allowJs": true, // Позволяет компилировать JS-файлы
"checkJs": true, // Проверяет типы в JavaScript-файлах и сообщает об ошибках
/* Emit */
"sourceMap": true, // Создать source map файлы для готовых файлов JavaScript (хороошо подходит для дебаггинга)
"removeComments": true, // Игнорировать комментарии
},
"include": ["src"] // Компилировать только файлы из папки src
}
Скомпилировать все и наблюдать за изменениями:
tsc -w
Напоминание: если вы указываете входные файлы в коммандной строке (например, tsc index
), файлы tsconfig.json
будут игнорироваться.
Типы данных в TypeScript
Примитивы
В JavaScript примитивы значение — это данные, которые не являются объектами и не имеют методов. Всего есть 7 примитивных типов:
-
string
-
number
-
bigint
-
boolean
-
undefined
-
null
-
symbol
Примитивы иммутабельны: они не могут быть изменены. Важно не путать сами примитивы и переменные, объявленные, как примитивы. Переменной может быть назначено новое значение, но текущее значение не может быть изменено, так же, как могут быть изменены объекты, массивы и функции.
Например:
let name = 'Денис';
name.toLowerCase();
console.log(name); // Денис - метод строки не может изменить саму строку
let arr = [1, 3, 5, 7];
arr.pop();
console.log(arr); // [1, 3, 5] - метод массива изменяет массив
name = 'Анна' // присваивание дает примитиву новое (не измененное) значение
В JavaScript все примитвные значение (кроме null и undefined) имеют объектные эквиваленты, которые являются оболочкой для примитивов. Эти объекты-оболочки — String, Number, BigInt, Boolean и Symbol. Они имеют методы, которые позволяют манипулировать примитивами.
Теперь поговорим о TypeScript. В TypeScript мы можем указывать у переменной нужный нам тип данных с помощью : type
после объявления переменной. Это называется объявлением типа, или подписью типа. Например:
let id: number = 5;
let firstname: string = 'Денис';
let hasDog: boolean = true;
let unit: number; // Объявление переменной без присваивания значения
unit = 5;
Однако в большинстве случаев, лучше не указывать тип явно, так как TypeScript автоматически присваивает тип переменной (вывод типа).
let id = 5; // TS знает, что это число
let firstname = 'danny'; // TS знает, что это строка
let hasDog = true; // TS знает, что это логическое значение
hasDog = 'yes'; // ERROR - TS выдаст ошибку
Также мы можем задать переменной объединенное значение. Объединенный тип — это переменная, которой можно присвоить более одного типа.
let age: string | number;
age = 26;
age = '26';
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие части!
TypeScript — язык программирования, представленный Microsoft в 2012 году и позиционируемый как средство разработки веб-приложений, расширяющее возможности JavaScript
TypeScript стал очень популярным проектом. Если ранее на нем писал преимущественно веб-приложения, то сейчас пишут даже логику для сайтов. Данный гайд затронет все основные темы TypeScript, статья достаточно большая, чтобы пройти её за одно чтение, так что советую сразу же добавить её в закладки, если захотите дочитать позже😊
🤔 Начинать стоит с проблемы
Давайте поговорим о том, почему TypeScript вообще появился и почему так быстро стал популярен?🤔
Рассмотрим преимущества TypeScript:
- Статическая типизация. Кто-то легко может засунуть строку вместо числа, там где числа быть не должно. Проблема давняя и её видал наверное каждый разработчик. Без статической типизации у языка появляется много проблем, когда продукт начинает расти.
-
Компиляция. TypeScript компилируется и проверяет ошибки. Это позволяет избежать некоторых ошибок ещё до проверки работоспособности самого решения! Если вы написали что-то не так, то TS сразу даст вам знать😊
-
Хорошая документация. TypeScript хорошо задокументирован. Чтобы вы не пытались найти, вы наверняка найдете это в официальной документации.
- Транспиляция из коробки. Вы настраиваете компилятор ручками (с помощью конфигурации) и сами можете задать в какой стандарт нужно превратить ваш текущий код.
-
Полноценное ООП. Разработчики TypeScript смогли сделать то, что давно не могли сделать в JavaScript: сделать полноценное ООП с типами, интерфейсами, перечислениями и многим другим
Давайте плавно перейдем к обучению😊 Мы начнем с самого начала и закончим достаточно сложными темами, а по пути рассмотрим аспкеты данного ЯП, которые могут быть интересны многим😳
Спойлер: В статье очень много картинок. Если пользуетесь мобильным интернетом, то не тратьте лишний трафик и добавьте в «Прочитать позже»😉
Настоятельная рекомендация
Для того чтобы лучше увидеть код, просто нажмите на картинку, она увиличится и будет в высоком разрешении😊
🧱 1. Встроенные типы
Основным «строительным материалом» в TypeScript является тип. К слову TypeScript потому так и называется, потому что у него есть типы. Они созданы для того, чтобы заранее указать тип переменной и строго соблюдать его. В TypeScript есть встроенные типы, в основном мы будем пользоваться тремя: string, number, boolean. Мы будем разбирать все основы достаточно динамично, как минимум потому что в документации данные основы описаны более чем понятно. Те, кто уже знаком с JavaScript поймут код, так как он похож как две капли воды, единственное что может показаться необычным — то, что мы везде цепляем двоеточие с типом, но вскоре чувство инородности такой записи уйдет😊
Типы в TypeScript объявляются следующим синтаксисом
переменная: тип = значение
Мы можем присвоить любой тип, который есть в JavaScript:
Типы в TypeScript работают как и в любом строготипизированном языке. Если вы указали тип у переменной и присвоили ей несоответствующий тип, то компилятор выдаст ошибку и будет ругаться🤬
Как мы видим запись типов достаточно легкая. Такой подход позволяет явно указать тип переменной и строготипизировать её. Однако, TypeScript сам умеет определять типы. Если мы объявим переменную и сразу присвоим ей значение, то TypeScript все поймет и запись с двоеточием можно будет опустить:
Интересным фактом является то, что TypeScript, а точнее автодополнение, которое работает на tsserver (специальный сервер, который является LSP и будет давать вам подсказки по улучшению кода и автозавершению) будет ориентироваться именно на тип данных (кто бы мог подумать🗿). Именно поэтому например при попытке написать 123.toLowerCase(); вы не увидите никакой подсказки, а сам TypeScript подскажет вам, что вы что-то попутали👹 перепутали тип данных.
🤲 1.1. Объединение
Вопрос: Но что если в моей переменной может быть значение одного из двух и более типов? Например, я присвою строку или число, но пока что не могу сказать что именно. Что делать?!
Ответ: На такой кейс придумано объединение типов😊
Типы можно объединять, сам процесс так и называется объединение. Записывается он так:
переменная: тип1 | тип2 = значение;
Такой подход позволяет присвоить значение, которое валидно для первого или второго перечисленного типа. Перечислений в свою очередь может быть сколь угодно много, главное чтобы вы ставили знак объединения множеств (|).
На данный код внизу компилятор не выдаст ошибку:
Минусом объединения является то, что TypeScript не даст нам использовать методы, которые например есть только у number, или только у string. Сам компилятор не будет знать что находится внутри переменной и будет жаловаться, что мы делаем что-то не то (пытаемся вызвать метод, которого нет у типа number | string).
📦 1.2. Встроенные типы и неявная типизация
Вопрос: Но как типизировать переменную, которая например содержит дату? Что нам с ней делать?!
Ответ: Для таких случаев в TypeScript уже существуют встроенные типы из JavaScript.
Мы можем объявить дату вот так:
Встроенных типов очень много, было бы сложновато запоминать их все, поэтому TypeScript может определять тип без явного указания😳
Как это работает? Просто инициализируйте переменную, при инициализации TypeScript сам подберет нужный тип. Учтите, что при инициализации типа — тип в будущем просто так нельзя будет поменять (без спец. ключевых знаков и слов).
Тот же код, что и вверху. TypeScript сам найдет тип Date и присвоит его переменной🤩 Таким образом нам вообще ничего не нужно запоминать если типы заранее объявлены, то всю работу TypeScript сделает за нас😊
Отлично! Мы уже разобрали типы, объединение типов, встроенные типы и неявное объявление типов! Все самое интересное впереди😎
🤔 2. Типизация функций
Вопрос: Мы научились типизировать переменные, но как типизировать функцию?
Ответ: Типизация функции построена точно также, как и типизация переменных. Мы просто указываем типы через двоеточие😊
Функции типизируются достаточно легко. Давайте подумаем, что такое функция?
Функция — блок кода, который принимает входные значения и отдает выходные значения. Часто она может ничего не принимать и что-то отдавать или наоборот принимать аргументы и ничего не отдавать вызывая коллбэки внутри себя.
В целом все что нам нужно понять, это то, что у функции почти всегда есть параметры и выходное значение😌
Соответственно, исходя из определения, над которым мы с вами только что подумали — нам нужно типизировать входные и данные и данные которые нам функция отдает (выходные).
Синтаксис достаточно легкий:
function имя(параметр: тип, параметр: тип, …): тип выходного значения {}
Давайте рассмотрим пример, где функция принимает два аргумента и отдает нам их сумму:
Как мы видим параметрами являются числа (два слагаемых) и выходным значением функции является сумма (тоже число).
Давайте немного разнообразим наш пример. Теперь функция будет принимать имя и количество его повторений и отдавать строку с повторяющимся именем:
Как мы видим, тут первый параметр — строка, второй — число и отдается строка. Все достаточно просто😊
◀ 2.1. Стрелочные функции
Синтаксис для стрелочных функций нисколько не меняется. Просто теперь мы добавляем типы, вот и все😊
😜 2.2. Особые типы в TypeScript (void, never)
В TypeScript также есть два особенных типа, которые используются с функциями — void и never. Разберем их по очереди.
void — пустотный тип. Это тип, который используется для выходного значения функции, когда она ничего не возвращает.
Хороший вопрос: Зачем же нам указывать тип функции, если она ничего не возвращает?
Не менее хороший ответ😅: Все функции в JavaScript что-то возвращают ожидаете вы этого или нет..
Что я имею ввиду? Давайте выполним код в консоли:
- Создадим пустую функцию
- Выполним его
Можно открыть консоль в DevTools, а можно зайти на https://jsconsole.com и попробовать поэксперементировать там. Не имеет значение, ведь JS ясное дело везде отработает одинаково👻
Звучит как бред бешеного, но давайте сравним выходное значение данной функции с undefined:
Собственно, это все что нам нужно было доказать.. Любая функция возвращает undefined, если у неё в return не передается никакого значения😳
Именно поэтому, когда мы ничего не возращаем в нашем методе, нам необходимо указать void, для того чтобы единственным возможным выходным значением было undefined😊
Теперь поговори о never. never — тип, который вообще ничего не отдает🗿🗿🗿
Если в void можно поместить undefined (можно даже вот так:)
То, тип never вообще не разрешает помещать в себя значения. Это полезно, когда метод один раз запустится и не завершится до окончания выполнения программы или если метод прерывает обычный флоу (кидает ошибку):
🌪 2.3. Любое значение (any, unknown, object, Function)
После того как мы поговорили о void и never, которые в основном предназначены для функций — неплохо бы поговорить о any, unknown, object, которые предназначены в основном для переменных😊
any — любой тип. То чего боится каждый TypeScript-разработчик.
Когда TypeScript разрабатывали, то перед разработчиками была определенная диллема: с одной стороны язык строготипизированый, с другой стороны другим разработчикам все ещё может понадобиться динамическая типизация для определенных целей. Ровно в этот момент и пришлось ввести any.
Переменная с типом any — это переменная, у которой включена динамическая типизация и для которой практически не действуют все преимущества TypeScript (ибо с такими переменными про проверку типов можно забыть), именно поэтому данного типа нужно избегать😉
Объявить переменную с any крайне легко. Достаточно просто объявить переменную и ничего в ней не инициализировать, при этом явно не указав тип:
Это конечно круто, но жутко небезопасно🥶 У такой переменной могут быть любые свойства и методы, что уж там, в этой переменной может твориться вообще черт знает что, может это вообще функциональное выражение внутри переменной, а может подключаемый модуль, кто знает?👺 Именно поэтому придумали более безопасный тип — unknown
unknown — неизвестный тип переменной, у которой нет свойств и методов (только из общего прототипа), однако её можно сравнивать логическими операторами. Когда дело касается чего-то неизвестного, что нужно только проверить только на существовование, то нужно использовать unknown:
object — ещё один интересный тип данных. Он предназначен для того чтобы дать не примитивный тип переменной.
Примитивными типами являются:
- string
- number
- boolean
- symbol
- null
Все остальные типы являются нетривиальными и соответствуют типу object (не путайте с Object!!!):
Function — последний «особенный» тип, который представляет объект с методами bind, call, apply.
К слову, любая структура данных или функция в JavaScript является объектом.
В JavaScript функции являются объектами первого класса, то есть: они являются объектами и с ними можно взаимодействовать и передавать их точно так же как любой другой объект. Если быть точным, функции — это объекты Function.
Вопрос: Чем же отличается object и Function?
Ответ: Function отличается от object тем, что у объекта функции есть методы call, bind, apply😊
🔫 3. Явное преобразование типов
Явное преобразование типа переменной может понадобиться нам, когда мы один тип переводим в другой или нам нужны свойства и методы из другого типа. Рассмотрим подробнее👀
Допустим, что у нас есть вот такая простенькая верстка:
Наша цель примитивная до чертиков — считать инпут с id=»fname», как нам это сделать? Возьмем элемент по getElementById:
И.. У нас будет ошибка😔 Все потому что getElementById всегда возвращает нам тип HTMLElement, у которого в свою очередь нет свойства value🤨
К слову: getElementById, querySelector, querySelectorAll — всегда возвращают элемент из DOM-дерева с типом HTMLElement, потому что он является родителем всех других элементов
Для того чтобы компилятор не жаловался на инпут, нужно поменять тип у элемента на HTMLInputElement, но как это сделать? Для того чтобы поменять тип у переменной есть два типа записи:
Многие привыкли записывать преобразование типа с помощью первой записи, потому что она чем-то напоминает дженерик (о том что это поговорим чуть позже), однако вторая запись, как мне кажется является более лаконичной, хоть и является простым синтаксическим сахаром (обе записи несут одинаковый смысл, просто торая — чуть яснее).
🎋 4. Структуры данных
В данном разделе мы поговорим о разных структурах данных. Мы начнем с массивов, затем поговорим о дженериках, немного поговорим о типах в общей сложности, затем перейдем на интерфейсы и объекты, поговорим об расширении интерфейсов и типов, а также о их имплементации, закочим все это классами, модификаторами доступа, статическими методами, имплементациями класса, дженериками в классах и модулями. Данный раздел обещает быть обширным и интересным😎
4.1. 🌈 Массивы, кортежи и дженерики
Вопрос: Если у меня есть массив данных, как мне его записать с помощью типа?
Ответ: Для этого есть два варианта записи😊
Первый вариант записи является синтаксическим сахаром для второй. Вторая запись в свою очередь является дженериком😊 Ниже будет секция посвященная дженерикам👀
Мы можем явно не указывать типы данных, и тогда TypeScript сам найдет тип массива и присвоит его переменной:
Вопрос: Что же такое дженерики?🤔🗿Что делать, если я передаю аргумент с определенным типом и у меня должен быть выход с точно таким же типом
Ответ: Для таких случаев существуют обобщенные типы, это и есть дженерики😳
Давайте рассмотрим код, который берет аргумент одного типа и возвращает аргумент такого же типа:
В данном примере T и является нашим «любым типом». Главная прелесть дженериков в том, что мы отдаем значение с таким же типом, с каким были входные данные (хотя и не обязательно. Суть в том, что мы просто опирируем одинаковыми типами). И нам совсем не важно какого там типа входные данные.
Давайте напишем маленькую функцию. Она берет переменную с любым типом и отдает массив с таким же типом:
Вот мы и научились пользоваться дженериками🥳 Ничего сложного, достаточно просто запомнить, что они нужны, когда мы производим действия над сущностями с одинаковым типом😊
Также, стоит упомянуть про кортежи. Кортежи, это массивы фиксированной длины, которые можно использовать для разных целей:
Кортежи используются достаточно редко, однако они существуют как структура данных в JavaScript, их удобно типизировать в кастомных типах, которые мы рассмотрим в следующем разделе😊
Ещё мы должны рассмотреть перечисления🤔 Перечисления это структура которая используется (как не странно🗿) для перечисления свойств:
Можно представлять перечисления как массив, в котором пара «ключ : свойство» перевернуты — «свойство: ключ». По умолчанию все перечисления начинаются с нуля. Если бы мы в примере выше вывели DIRECTION.down, то выход был бы 1, DIRECTION.left — 2 и так далее. Все эти индексы можно задать и явно:
Однако, для перечислений также можно задавать и строки. Вот например перечисление с позициями:
Вообще в перечислениях можно смешивать все что угодно, хоть методы, строки и числа, однако перечисления созданы не для этого😊 Они предоставлены нам, чтобы у нас была удобная индексация свойств. Это полезно, когда входные данные у нас, например поданы в виде массива:
Последняя тема, которую стоит обсудить в данном разделе многомерные массивы. Какой тип у данного массива?
Тип у данного объекта следующий:
type sub_arr = (number[] | string[])[];
🔗 4.2. Кастомные типы и объекты
Иногда нам нужно создать свой тип данных для того чтобы нам было удобнее управлять теми или иными структурами данных. Давайте создадим свой тип данных, который будет включать в себя числа или строки, синтаксис будет такой:
Как мы видим создавать новые типы достаточно легко! Типы обычно создаются когда одни те же примитивы используются очень часто или когда нужно определенным типом обозначить определенную переменную.
Проведем интересный эксперимент🔬 Давайте объявим переменную и сразу же её инициализируем с объектом:
Если мы посмотрим на тип данной переменной в редакторе, то увидим следующее:
Интересно🤔 Давайте объявим тип с данными параметрами и попробуем задать его нашей переменной:
Это сработало!😊 Таким образом мы можем строго типизировать объекты😊
Кстати, если мы строго типизировали объект, то мы уже не сможем мутировать его😳 Мы не сможем добавлять в него новые свойства или методы, так как TypeScript вычислил тип во время иницилизации объекта🤔
Вопрос: А что если нам нужно добавить необязательный ключ к строго типизированному объекту?
Ответ: На этот вопрос есть решение — опциональные параметры.
Вопрос: А что если у меня есть специфический объект, где должны быть только строчные ключи и значения?
Ответ: Для этого можно использовать сигнатуру ключа.
Записывается сигнатура ключа следующим образом:
{
[имя ключа: его тип]: тип значения
}
Приведем пример:
Кавычки к слову ставить везде не обязательно. Поставил специально, чтобы акцентировать, что все ключи являются строками😊
🤩 4.3. Интерфейсы
Интерфейсы — одна из ключевых фич в TypeScript, они позволяют круто типизировать классы, функции, объекты и все что только можно😊 Интерфейсы созданы для того чтобы давать разработчику удобный инструмент для типизации всего кода💫
По синтаксису они немного отличаются от типов:
interface название {
ключ: тип
};
Вопрос: Они отличаются от типов синтаксисом, а смыслом отличаются?
Ответ: Практически нет. Ранее типы использовались для одних кейсов, а интерфейсы — для других кейсов. Ныне это два очень похожих решения по типизизации структур данных, однако различия все же есть😊
Возможности, которые есть у интерфейсов, но нет у типов:
- Декларативное расширение (мерджинг)
- Расширение интерфейсов
И всего-то?! 😅 Давайте рассмотрим сначала две данные фичи, а потом сравним как они реализованы у типов🤔
🔨 4.3.1. Декларативное расширение (мерджинг)
Если мы объявим два интерфейса с одинаковыми именами, то TypeScript автоматически «сплюснет» их в один:
Как мы видим два интерфейса с одинаковым именем стали одним целым. И теперь при использовании данного интерфейса TypeScript требует чтобы у объекта были свойства и из первого интерфейса и из второго одноименного😊 Удобно это или нет — решать вам. Я считаю что так легко можно запутаться, именно поэтому люди и придумали расширение😌
⚒ 4.3.2. Расширение интерфейса
Расширением интерфейса называется процесс, когда один интерфейс поглощает все свойства родителя и добавляет свои:
Само расширение происходит следующим образом:
interface название extends родитеский_интерфейс {
// ключи и типы
}
Вопрос: Это круто, что интерфейсы могут расширяться, но можно же расширить типы, верно?
Ответ: Можно, но никто так не делает, ибо это плохая практика😔
Дело в том, что типы созданы для статического использования. Вы их объявили и используете, особо не расширяя их, когда интерфейсы созданы именно для того, чтобы расширять их🤔
Вот пример расширения типа:
Запись у Programmer выглядит немного кривовато, ибо мы используем оператор пересечения, который по сути просто берет все свойства и специально их пересекает создавая одно большое множество.
Вообще пересечение у типов работает немного странновато: так как два типа по сути являются подмножествами типа object, то пересечение у них полное (тоже самое что и object & object), а значит все свойства просто соединяются🤯
Проще всего объяснить пересечение и объединение на примере: Представьте, что у нас в двух комнатах есть собаки и кошки. Кошки мяукают, собаки гавкают. Если мы объединим их, то будут кошки или собаки. Так как мы теперь не знаем кто мяукает, а кто гавкает, то мы можем использовать только общие методы и свойства, например: ходить().
А теперь давайте пересечем данные объекты. И кошки, и собаки являются животными, так что у нас по сути полное пересечение, а значит финальный объект сможет и гавкать, и мяукать.
Кроме того некоторые правила у типов можно обойти с помощью объединения. Разработчик может ошибиться в операции, поставить по привычке | (оператор объединения), и тогда и вовсе второй объект станет валидным. Нам будет достаточно соответствия хотя бы с одним из типов (достаточно свойств из Person или Programmer):
При объединении и пересечении запомните простое правило:
- Объединение — это всегда или
- Пересечение — это всегда и
Подумайте над небольшой задачкой, что получится, если пересечь object & Date, а если пересечь Number & String (именно конструкторы), будет ли у них что-то общее, если нет, то почему, ведь общие методы же есть (call, apply, bind)?🤔
Запись с типами кажется сложнее, требуется разглядывать код и разбираться в операторах сложения и умножения для множеств (и/или).
Совет: Старайтесь использовать интерфейсы, если дело касается объектов и сложных структур данных. Используейте типы для создания алиасов (вторых названий) для примитивных типов или для типизации функций.
Типизация функций, кстати у объектов выглядит не очень, а вот у типов вполне себе лаконично:
Запись типизации для функции в интерфейсе выглядит очень инородно🥶
🎩 4.4. Классы
Классы в JavaScript являются синтаксическим сахаром для создания объекта, об этом даже написано в документации MDN😳
TypeScript предоставляет нам все те же классы, однако с некоторыми улучшениями, а именно:
- Поля
- Параметры только для чтения
- Модификаторы доступа
- Перегрузка конструкторов
- Наследование классов, а также имплементация интерфейсов
- Расширение классов
- Дженерики в классах
- Параметризированные свойства
- Абстрактные классы и инстансы
Пройдемся по порядку😊
🌳 4.4.1 Поля, параметры только для чтения, модификаторы доступа
Ранее в JavaScript мы объявляли свойства следующим образом:
В TypeScript это делается точно таким же способом, ничего нового, однако новизна начинается как только мы добавляем конструктор и поля только для чтения😊
Единственный аспект, который стоит учесть: в TypeScript все поля нужно указывать заранее, перед тем как использовать их в конструкторе. После того как мы рассмотрим следующую задачку на JS, мы сразу же сможем посмотреть реализацию на TS😊
Давайте немного усложним задачу: имя должно передаваться через параметр в конструкторе, а у самого класса должен быть параметр age, который только для чтения. В JavaScript мы можем написать следующую реализацию:
Минус такого подхода в том, что приватные свойства в JavaScript поддерживаются далеко не везде. Да и вообще сделав свойство приватным, мы только не даем изменить его извне, внутри класса свойство все ещё можно менять😔
TypeScript позволяет сделать следующее:
Таким образом благодаря ключевому слову readonly мы смогли сделать так, чтобы AGE нельзя было изменять вообще нигде. Если мы попытаемся изменить его внутри класса, то TypeScript тут же начнет ругаться.
Круто!😎 Мы познакомились с первым ключевым словом — readonly, а также узнали что поля в TypeScript надо указывать перед тем как инициализировать их в конструкторе. readonly, к слову ведет себя абсолютно идентично const. Мы можем мутировать объект (например массив), который инициазирован с readonly, однако, мы не можем заменить сам объект полностью (перетереть его).
Теперь давайте ещё больше усложним задачу: у нас будет два метода и одно свойство, которое мы применяем только внутри метода нашего класса:
- Для того чтобы поздороваться
- Для того чтобы попрощаться
- Секретный пароль🤭
Первые два будут публичные (методы, которые можно вызывать вне класса), а вот третий мы сделаем защищенным (protected). Вообще в TypeScript есть три модификатора:
Модификаторы доступа позволяют скрыть метод и свойства из области видимости, то есть просто инкапсулировать их, для того чтобы чужие глаза и руки не начали ничего вызывать за пределами класса☠
Всего в TypeScript 3 модификатора доступа:
- public — публичный модификатор (по умолчанию)
- protected — модификатор, который позволяет использовать поле в пределах класса и дочерних классов
- private — модификатор, который позволяет использовать поле только в пределах класса
На счёт дочерних классов — не стоит беспокоиться. Мы разберем это понятие чуть позже, а пока забудьте, это не столь важно🤗
Реализовать это на JavaScript вполне возможно:
На TypeScript это реализовать ещё проще:
Синтаксис с private — намного приятнее, не правда ли?
📈 4.4.2 Перегрузка конструкторов
Допустим, что у нас есть следующая задача: перегрузить конструктор, чтобы он принимал или одно значение (имя), или два значения (имя и возраст)
Давайте попробуем это сделать на JavaScript:
Кажется у нас неприятности.. Наш конструктор начинает расти… Кроме того я добавил гарды для входных значений (ну, а вдруг что?!). Можно было бы отделаться JSDoc вместо гардов, но это не самый лучший способ.. В будущем нам возможно нужно будет сделать определение имени через сеттеры, а не пихать все в конструктор, но по заданию мы должны сделать перегрузку. Так как JavaScript её не поддерживает, то приходится выкручиваться🙄
Теперь попробуем сделать то же самое на TypeScript:
Как мы видим, в начале мы объявили два конструктора без реализации. Это для того чтобы при перезгрузке TypeScript выводил правильные подсказки. Последний (третий) конструктор описывает уже саму реализацию. Проверяем мы только на наличие самого параметра😊
😱 4.4.3. Имплементация интерфейсов и классов. Абстрактные классы.
Замечательно, мы уже дошли до имплементации интерфейсов! Вы заметили как вырос наш класс? Уже немного сложно по нему ориентироваться и изменять что-то в нем, тем более в будущем мы создадим классы профессий, а они тоже будут изменяться🥶
Следить за всем этим адом из типов становится понемногу неприятно, поэтому давайте-ка быстро напишем интерфейс:
Я немного подчистил комменты и создал интерфейс, однако, тут невооруженным глазом заметно, что чего-то не хватает👁
Не хватает тут конструктора и приватных полей. Но почему?!
- Приватные поля нельзя объявлять в интерфейсах. Они просто не созданы для этого.
- С конструкторами та же история😔
Чтобы объявить конструкторы вне класса и присвоить стартовые значения переменных, были созданы абстрактные классы. Абстрактные классы это своего рода прородители для классов. Весь синтаксис заключается в том, чтобы написать abstract рядом с классом, и в самом классе не реализовывать никакого функционала:
Вопрос: А чего мы добились таким разделением?
Ответ: Теперь каждый класс, который наследуется от APerson обязан инициализировать методы sayHello и sayGoodbye, мы также избавились от инициализации name, которая была в дочернем классе. Огромным плюсом также является то, что теперь все классы, которые наследуются от нашего абстрактного класса будут иметь схожую структуру. Хорошей практикой является объявлять все публичные методы именно в абстрактном классе😊
Вы могли заметить, что в случае с интерфейсами мы использовали ключевое слово implements, которое буквально говорит компилятору, что все что есть в интерфейсе должно быть сделано внутри класса. Если бы мы применяли интерфейс к многим классам, то вполне возможно, что у нас бы было много одинаковых методов, которые мы бы писали из разу в раз. extends же в свою очередь расширяет дочерний класс. Он берёт все методы из родительского класса, проверяет есть ли там абстрактные методы и свойства, если есть то, заставляет их реализовать в дочернем классе, а также берет и выполняет за нас всю суетливую работу. В данном случае все тривиально, он просто инициализирует имя существа, но таких «общих» моментов в классе родителе может быть очень много, в этом нам и помогает абстрактный класс.
Стоит также упомянуть, что мы можем наследоваться и от обычного класса (расширяя его функционал), однако в обычном классе нам придётся переобъявлять методы, а тут мы просто инициализируем абстрактные методы, которые до этого не были реализованы😊
🤖 4.4.4. Дженерики и параметризированные свойства
Пожалуй начнем со второго. Вас наверное уже достало каждый раз объявлять свойства в самом начале, для того чтобы использовать их в конструкторе. Хорошая новость в том, что этого можно легко избежать🤔
Мы просто добавили модификатор доступа внутрь аргументов конструктора. Таким образом конструктор может создавать поля автометически, больше ничего указывать не нужно😊
Теперь про дженерики😊 Дженерики как мы уже знаем созданы для того чтобы обощать тип, тут происходит то же самое:
📦 4.5. Модули
Модули в TypeScript экспортируются с помощью нескольких способов:
♻ 4.5.1 CommonJS
Модули в CommonJS импортируются и экспортируются с помощью require и module.exports. CommonJS создан для Node.js и не поддерживается в браузере без специальных библиотек
Синтаксис достаточно простой:
Такие модули в основном используются для Node.js, а также Webpack. Они очень удобны для разделения модулей между файлами. Вам ничего не мешает экспортировать пару модулей в объекте.
Более того синтаксис в CommonJS один из самых простых в использовании, Node.js вообще использует его по умолчанию😊 CommonJS позволяет импортировать модули прямо внутри условий (что недоступно в некоторых системах загрузки модулей)
Можно экспортировать модули ещё более удобно без использования module.exports:
😌 4.5.2 ES6 модули
ES6 модули позволяют экспортировать и импортировать модули немного по-другому:
Также, ES6-модули позволяют экспортировать дефолтные модули — модули, которые будут отдавать по дефолту, если мы не укажем что именно экспортируем:
Данные модули можно использовать в браузере. Для этого достаточно импортировать все модули в ваш главный файлик (пусть будет main.js), а затем написать следующее в HTML-файле:
😍 4.5.3. Внешние модули
Ясное дело, что мы будем использовать не только свои модули в нашем приложении. Часто нам приходится работать с модулями из NPM. Но, что будет, если мы их импортируем?
В данном случае мы попытались скомпиплировать программу и сразу получили предупреждение о том, что у нас нет поддержки ноды для TypeScript. Все расширения модулей для TypeScript начинаются с @types. Установим нужный модуль и посмотрим что будет дальше:
Программа скомпилировалась, круто😎 Теперь давайте попробуем поработать с самим кодом:
Наш модуль импортировался, но у него тип any!!! Поддержка сторонних модулей в TypeScript что невозможна?! Никак нет😊 Нам нужно просто скачать расширение для нашего плагина, которое тоже начинается на @types. В данном случае @types/ws. Установили и… Опять та же беда(((
Однако, если мы используем немного другую запись (ES6-модули), то все заработает:
Вот и все мы рассмотрели основные аспекты данного ЯП. В будущем будет ещё одна статья, но уже поменьше😅 про конфигурацию проектов и файлы декларации, где мы уже будем смотреть на примере проекта как правильно и красиво настроить файлы с типами в TypeScript😊
Если вам было интересно читать данную статью, то вы можете перейти на мой канал в телеге, там много всего интересного!😳 Приятно было рассказать об этом прекрасном ЯП, в будущем ещё не раз увидимся😊
Последнее обновление: 09.01.2023
-
Глава 1. Введение в TypeScript
-
Что такое TypeScript
-
Установка и компиляция из командной строки
-
Первое приложение TypeScript в Visual Studio
-
Настройки компиляции
-
Файл конфигурации tsconfig.json
-
-
Глава 2. Основы TypeScript
-
Переменные и константы
-
Параметры компиляции noEmitOnError и target
-
Типы данных
-
Функции
-
Тип функции и стрелочные функции
-
Объединения union
-
Null и undefined
-
Type assertion. Преобразование к типу
-
Объекты
-
Псевдонимы типов
-
Массивы
-
Кортежи
-
Неопределенный набор и наполнение параметров функции
-
Перечисление enum
-
-
Глава 3. Объектно-ориентированное программирование
-
Классы
-
Наследование
-
Абстрактные классы, методы и поля
-
Модификаторы доступа
-
Методы доступа get и set
-
Статические поля и методы
-
Интерфейсы
-
Преобразование типов
-
Обобщения
-
Миксины
-
-
Глава 4. Модули и пространства имен
-
Пространства имен
-
Создание и подключение модулей
-
Работа с модулями
-
-
Глава 5. Заголовочные файлы
-
Работа с заголовочными файлами
-
Заголовочные файлы для популярных библиотек
-
-
Глава 6. Декораторы
-
Декораторы классов
-
Декораторы методов и их параметров
-
Декораторы свойств и методов доступа
-
Фабрики декораторов
-
- Глава 1. Введение в TypeScript
- Что такое TypeScript
- Установка и компиляция из командной строки
- Первое приложение TypeScript в Visual Studio
- Настройки компиляции
- Файл конфигурации tsconfig.json
- Глава 2. Основы TypeScript
- Переменные и константы
- Параметры компиляции noEmitOnError и target
- Типы данных
- Функции
- Тип функции и стрелочные функции
- Объединения union
- Null и undefined
- Объекты
- Псевдонимы типов
- Type assertion. Преобразование к типу
- Массивы
- Кортежи
- Неопределенный набор и наполнение параметров функции
- Перечисление enum
- Глава 3. Объектно-ориентированное программирование
- Классы
- Наследование.
- Абстрактные классы, методы и поля
- Модификаторы доступа
- Методы доступа get и set
- Статические поля и методы
- Интерфейсы
- Преобразование типов
- Обобщения
- Миксины
- Глава 4. Модули и пространства имен
- Пространства имен
- Создание и подключение модулей
- Работа с модулями
- Глава 5. Заголовочные файлы
- Работа с заголовочными файлами
- Заголовочные файлы для популярных библиотек
- Глава 6. Декораторы
- Декораторы классов
- Декораторы методов и их параметров
- Декораторы свойств и методов доступа
- Фабрики декораторов
YooMoney:
410011174743222
Перевод на карту
Номер карты:
4048415020898850