Творческая направленность руководства педагога подвижными играми

                                                                                       
                           Садыгова Э.Э., воспитатель

                                                                                               ОДОД
ГБОУ СОШ№4 Кусто «Калипсо»

                                                                                                                       
          г. Санкт-Петербург

Подвижные
игры, развивающие творческую активность

Ребенку свойственно неутомимое желание
играть. Малыш, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К.
Крупской, «или болен, или перепедагогизирован». Подвижные игры составляют
обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Ф.
Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова Человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк
культуры Й. Хейзинга называет современного человека «гомолуденс» – «человек
играющий».

Через всю человеческую жизнь проходит
игра, от своеобразного символа младенчества – погремушки до более поздних игр в
мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который преодолело человечество от
первобытного состояния до современного. Это положение дает основание
рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.

Подвижная игра является важным
воспитательным стимулом. В ней не только развиваются физические и умственные
способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения, сведения о
коллективе, усваиваются этические ценности общества. Игра развивает фантазию и
воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают
внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире чем речь (Ю.
В. Бромлей, Ю. Г. Подольный, М. Мид и др.). Дети дошкольного возраста,
принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда
находят общий язык в игре.

Подвижные игры – одно из условий развития
культуры ребенка. В игре малыш, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир.
Наряду с развитием движений игра развивает интеллект, будит фантазию,
воображение, формирует социальную направленность.

В социальном воспитании ребенка подвижные
игры имеют огромное педагогическое значение. Ученые отмечают, что игры отражают
индивидуальность ребенка и его творческую деятельность, в основе которой обычно
лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям
традиции.

Отмечая разнообразное содержание детских
игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных
играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку.
Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Игровая деятельность ребенка имеет два
источника – объективный и субъективный:

• объективно игра моделирует жизненную
ситуацию;

• субъективно для ребенка она полна
реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя
свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность. Нередко он изображает
ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке
чувство свободы, независимости: он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это
основа человеческого достоинства.

Начальным этапом формирования творческой
деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей
младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит.
Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а
изображают жизнь взрослых или окружающий животный мир.

У малышей великолепно развито воображение,
они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как
«бабочки крылышками», и т. д. Это стремление к одухотворению предметов
объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер.
Ребенка интересует такое игровое действие, в котором он вживается в образ. В
этот момент активно формируются сопереживание, соучастие, сопричастность к
игровым событиям.

На пятом году жизни меняется характер
игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры.
В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания,
осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении
накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако подражательность и имитация
продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто
недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие
окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские
переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека,
хотя часто и остаются в области подсознания. Человек может забыть о них, но
они, помимо его воли, часто определяют его дальнейшие поступки.

Являясь следствием естественной
потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку
возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой –
развивает его способности и творческую деятельность.

Для подвижных игр характерны большой
эмоциональный подъем и наличие правил, обязательных для всех играющих и
являющихся законом.

Таким образом, в каждой подвижной игре
творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального
педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно
всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически
продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую
деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Методика
руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога,
направляющего и формирующего творческую деятельность детей.

Важная роль в подготовке и проведении игры
принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым
содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает
силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры
должно быть не сухим, ситуативным, а образным, лаконичным, максимально
вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение; пробуждающим мысль и
чувства.

Большинство подвижных игр включает
множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса
двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим
упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет
использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества
при составлении комбинаций физических упражнений.

Использование разнообразных комбинаций
движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность
детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве
средства решения двигательных задач. Важно, чтобы дети стремились в игре к
активным физическим упражнениям, способным дать интенсивные мышечные усилия.
Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр
(«Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и др.). Чем
больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при
обучении физическим упражнениям, тем более необычные, интересные упражнения,
движения придумывают ребята в таких играх.

При ведущей роли воспитателя дети
привлекаются к созданию вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные
варианты придумывают ребята в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки»,
«Пожарные на учении» и др.

Следующим чрезвычайно важным этапом
развития детского творчества является умение ребенка самостоятельно
организовывать подвижные игры. Наивысшим уровнем детского творчества является
придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных
произведений, эпизодам из жизни. При систематическом, целенаправленном
руководстве воспитатель, вооруженный соответствующей методикой, может добиться
значительных результатов в комбинировании движений, варьировании игр,
проведении знакомых игр со всей группой и небольшими группами детей.

Придумывание новых игр дается не всем
ребятам. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень
двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического
процесса, не всегда достаточно активно побуждающего детей к творчеству.

Чрезвычайно важна атмосфера добра,
радости, веселья в игре, но это не означает, что в проведении игры не должно
быть строгости, требовательности. Воспитатель должен помочь ребенку раскрыть в
игре его интеллектуальные и физические способности.

По своей природе каждая подвижная игра
является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой
деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка.
Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально
активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой
деятельности вдумчиво и творчески.

При проведении подвижных игр создаются
широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры
никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива
проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у
двухлетних и в более развитой – у детей трех лет.

В репертуаре подвижных игр для маленьких
детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления об окружающем их
мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

Подвижные игры, развивающие творческую активность
детей.

                                       
«Волшебник»

Играющие выбирают волшебника. Он встаёт в
стороне и ждёт, когда участники договорятся, что будут делать. Например,
собирать ягоды, купаться в реке и т.п. Договорившись дети подходят к волшебнику
и говорят: «Добрый день, Волшебник!» Волшебник отвечает: «Добрый день, милые
детки! Где вы были7» Дети отвечают: «В лесу» — начинают показывать движения, о
которых договорились. Волшебник отгадывает действия.

                                              «Что
делаешь?»

   Дети выбирают «хозяйку дома» и, встав в
круг, чертят вокруг себя маленькие кружочки – домики. «Хозяйка» обходит
играющих и каждому поручает работу. Например, рубить дрова, косить сено,
стирать бельё, печь  пироги  и т. п. Дети имитируют эти движения «хозяйка»
становится в центр круга и говорит «А сейчас будем все вместе забивать
гвозди!»  Дети выполняют задания «хозяйки». Неожиданно  она показывает рукой на
кого – либо из детей и спрашивает «Что делаешь?». Ребёнок должен назвать и показать
работу, которую ему поручили выполнять в начале игры. После этого «хозяйка»
даёт новые задания. Игровое действие повторяется.

                                        
«Фигуры»     

   Игроки выбирают водящего и разбегаются
по залу. По сигналу останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена,
работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и
выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети принявшие самые трудные позы.

                                «Упрямые  
обезьянки»   

Воспитатель показывает отдельные движения
или жесты, а дети изображают непослушных обезьянок и выполняют движения
противоположного характера. Например, воспитатель поднимает правую руку – дети
левую и т.п.

                                  Выставка
картин   

Воспитатель выбирает трёх «посетителей» 
выставки, остальные дети – «картинки». По сигналу «Подготовить выставку!» дети
начинают советоваться, какие картинки будут изображать (лыжника, конькобежца,
пловца, конника, вратаря и т.п.) Картину можно изображать вдвоём  или группой:
елочка – под ней зайчик, сказка «Репка» и т.п. Через несколько секунд
воспитатель объявляет: «Открыть выставку!» Дети принимают задуманные позы.
«Посетители» осматривают «выставку», угадывают, что изображено на «картинках» и
отмечают наиболее удачные.    По сигналу «Выставка закрыта» дети принимают
свободные позы.

                                       
«Ровным кругом»

Дети образуют круг, внутри которого
находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети проговаривают:

Ровным кругом, друг за другом.

Эй, ребята не зевать!

Все, что (имя) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Ведущий показывает какое – либо движение,
дети должны в точности повторить его. После назначается новый водящий и игра
повторяется.

                                       «Три
движения»

Инструктор показывает три движения и
просит детей запомнить их. Дети повторяют движения в той же последовательности.
Затем начинается игра: инструктор показывает одно движение, а называет номер
другого. Дети должны выполнить движение, которое назвал, а не показал
инструктор.

                                    
«Воздух, вода, земля, ветер»

Дети  образуют круг с водящим в центре.
Подойдя к кому – либо из детей, водящий говорит «воздух», «вода», «земля» или
«ветер» и считает до пяти. За это время в зависимости от слова, которое ему
задано, ребёнок должен придумать и показать птицу, рыбу, зверя или кружиться на
месте (ветер).

Кто не успел выполнить задание, выбывает
из игры.

                                           
«Повтори – ка»

Один из играющих показывает движение
какого – либо зверя, например зайчика. Каждый следующий игрок, выполнив
движение показанное ранее животного, прибавляет от себя ещё одно, новое.
Побеждает тот, кто лучше запомнит движения и не повториться, добавляя новое.

                                        
«Тень»

Дети стоят парами – один впереди, другой
на шаг сзади. Первый ребёнок выполняет разные движения, другой копирует его.

                                    
«Путаница»

Дети делятся на две группы. Одни –
надевают маски (зайчик, кошка, лиса, петух и т.д.) и заранее договариваются, 
кого они будут изображать. Например, кошка изображает зайчика, лиса – петуха и
т.д. Другие дети внимательно наблюдают и говорят, кто из детей ошибается.

                                  «Карлики
и великаны»

Игроки строятся в одну шеренгу (или в
круг). По команде «великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, по
команде «карлики» приседают, кладут руки на пол. Тот, кто ошибся, делает шаг
вперёд. После 6-8 команд, подводятся итоги.

Усложнение: инструктор подаёт команду
«карлики», а сам поднимается на носки; по команде «великаны» — приседает. Дети
должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

                                   «У кого
длинный  хвост»

Дети образуют круг. Инструктор называет
разных животных. Если  у животного длинный хвост (лошадь, осёл, белка, тигр)
дети должны поднять правую руку и помахать ею, если хвоста нет (лягушка,
горилла) или он короткий (заяц, овца, медведь, свинья), остаться неподвижными. 
Инструктор поднимает руку во всех случаях. За ошибку начисляется штрафное очко.
Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

                                       
«Овощи и фрукты»

Вариант 1. Дети строятся в шеренгу по
одному. Инструктор называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, дети
должны быстро присесть, если фрукт – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делает
шаг вперёд. Побеждает игрок, сделавший меньше ошибок.

Вариант 2. Дети делятся на две команды и
встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3м. Если назван фрукт –
руки поднимают игроки, стоящие от инструктора справа, если овощ – игроки слева.
За каждую ошибку, допущенную игроком, команда получает штрафное очко. Побеждает
команда, получившая меньше штрафных очков.

                                    
«Запрещённое движение»

Перед игрой участники договариваются об
одном или двух  движениях, которые нельзя выполнять. Хотя инструктор может их
показывать (например, руки на пояс, упор – присев и т.п.). Инструктор
демонстрирует детям ряд простых общеразвивающих упражнений, дети повторяют
движения. Сделавший запрещенное движение выбывает из игры.

                                           
«Опасная зона»

 Перед игрой участники договариваются о
положении, которое будет сигналом об «опасной зоне» (например, руки в стороны).
Инструктор проводит комплекс упражнений в разомкнутом строю в колонне по четыре
или по три. Каждая колонна – отдельная команда. Если при показе упражнения
инструктор дал сигнал об «опасной зоне», игроки принимают положение упор –
присева или другое заранее оговоренное движение. Команда, сделавшая это первой,
получает одно очко. После проведения комплекса упражнений объявляют команду
победительницу.

                               «Обманные
движения»

Дети должны реагировать только на
словесные команды, не обращая  внимание на отвлекающие действия инструктора.
Например, произнося команду «Руки вперёд», инструктор поднимает руки вверх.
Дети должны выполнять задание «руки вперёд».

Реально-условная ситуация сюжетных игр
помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш
испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как
птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры
слышатся смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается
простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в
игровой образ.

Творческая направленность игровой
деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется
продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Его задача
состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей эмоционально положительное
отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания
и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного
проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее
содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами. Учитывая особенности
детей младшего возраста, педагог продумывает приемы общения с ребятами,
содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при
восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать. Он намечает игровые
приемы, включающие сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в
процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ
сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуации, характеристику и действия
игровых персонажей; создает вариант игры для использования при повторении. В
вариантах игры, сохраняя основной сюжет игры, педагог вводит новых персонажей,
действия, изменяет ситуацию (например, игра «Воробушки и кошка» и ее варианты:
«Воробушки и автомобиль», «Воробушки и лошадка» и т. п.). Указанные приемы
содействуют возникновению и сохранению интереса детей к игре благодаря
некоторой новизне восприятия, вызывающей работу творческого воображения,
ориентировку в игровой ситуации, освоение несколько усложненных двигательных
действий.

Необходимо приучать детей выполнять
правила игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы
правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят
различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он,
естественно, подчиняется правилам.

Итак, в развитии творческой активности
детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства
воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на
воображение, педагог стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую
деятельность каждого ребенка.

Дети очень любят
играть. Ре­бенок, который не испытывал
этого желания, как определила Н.К.
Крупской, «или болен или перепедагогизирован».
Под­вижная игра для детей составляет
са­мостоятельный обширный и многообразный
мир ребенка.

Игра проходит
сквозь всю человеческую жизнь: от
младенческой погремушки, до более
сложных игр с мячом, скакалкой, бегом,
прыжками и другими движениями. Играя,
ребенок как бы своеобразно проходит
тот путь, который прошло челове­чество
от его первобытного состояния до
современного. Поэтому подвижную игру
можно рассматривать как часть культуры
общества.

В подвижной игре
заключен глубокий смысл, проявляющийся
в ее полноценной роли в реализации
физической культуры и духовной жизни
народа. Подвижная игра присутствует в
ис­тории и культуре каждой страны и
представляет собой куль­турная
ценность, и выступает как создатель
культурных ценностей. В культурах
разных народов можно найти их сходство
и мно­гообразие. В подвижной игре
развиваются физические и умственные
способности, изучаются и осваиваются
принятые правила по­ведения в
коллективе, прививаются этические
ценности обще­ства, развиваются
фантазия и воображение, формируется
духов­ное богатство человека. Считается,
что игра в качестве способа общения
между людьми может быть даже шире, чем
речь. Дети разных народов в дошкольном
возрасте, не понимающие речи друг друга,
без особых сложностей общаются в процессе
игры.

Подвижная игра
сохраняет тра­диции народов, их
культуру, поэтому она представляет
собой форму сохранения преемствен­ности
поколений.

Подвижные игры –
являются условием культурного развития
ребен­ка, когда он в движениях
осмысливает и познает окружающий его
мир. Игра развивает не только двигательную
сферу ребенка, но и интеллект, фантазию,
воображение, способствует формированию
социальной направленности.

Физическая культура
как часть общей культуры общества
направлена на творческое преобразование
самим челове­ком своей природы.
Подвижная игра является основой
физичес­кой культуры ребенка и
представляет собой его творческую
двигательную дея­тельность, так как
в ней проявляется его естественная
потребность движении, в познании
окружающего мира. Ребенок тоже выступает
преобразователем его, развивая при
этом все свои способности.

Подвижные игры
имеют огромное педагогическое значение
в социальном воспитании ребенка. Ученые
отмечают, что подвижные игры отражают
как индивидуальность, так и творческую
деятельность де­тей, в основу которой
положены унаследованные от прошло­го
традиции, приспособленные к современным
условиям.

Можно отметить,
что, несмотря на разнообразие детских
игр по их содержанию и свойствам, общим
для них, является творчество. Творческая
деятельность, создающая что-то новое,
свойственна только человеку. Она выражает
свобо­ду личности и социальна по
своему содержанию.

Для игровой
деятельности ребенка имеется два
источника: один из них объек­тивный,
другой – субъективный. Так в качестве
объективного – игра моделирует жизнен­ную
ситуацию; а в качестве субъективного –
является для ребенка реальным смыслом,
поскольку тесно связана с окружающей
ребенка действительностью. Ребенок,
создавая свой фантастический мир в
игре, принимает его как реаль­ность.
Часто дети изображают ситуацию, с которой
они могут столк­нуться в жизни. Игра
формирует в ребенке чувство свободы,
не­зависимости, что позволяет ему
чувствовать себя хозяином своей судьбы,
а это лежит в ос­нове чувства
человеческого достоинства.

Формирования
творческой деятельности у детей на
начальном этапе строится на подражании,
это особенно характерно для подвижных
игр малышей. В этот возрастной период
ребенок подражает все­му, что он
видит. Характерным является то, что
подвижные игры малышей направлены не
на отражение общения со сверстниками,
а отображают жизнь взрослых или животных.

Маленькие дети
уже имеют развитое воображение, поэтому
они с удо­вольствием летают, как
«птички», как «ба­бочки», и т.п. Ребенок
стремится к одухотворению пред­метов,
желает придать изображаемому им об­разу
живой характер. Его интересует вживание
в образ через игровое действие, и в ходе
этого у ребенка ак­тивно включаются
механизмы симпатии, формируются важнейшие
личностные качества: сопереживание,
соучастие, сопричастность к игровым
событиям.

Благодаря раз­витой
способности к подражанию, многие
подвижные игры малышей имеют сюжетный
характер. Характер игровой деятельности
детей меняется на пятом году жизни, они
начинают интересоваться результатом
подвижной игры. В двигательной игровой
деятельности дети стараются выражать
свои чувства и желания, стремятся
реализовать через воображение в своем
поведе­нии в игре имеющийся у них
двигательный и социальный опыт, проявляя
при этом двигательное творчество.

В старшем дошкольном
и младшем школьном возрасте е дети также
как и ранее опираются на подражательность
и имитацию в изображении игровых образов.
Взрослыми зачастую не­дооценивается
то, что в подвижной игре детьми осваивается
все многообразие окружающего их мира.
При этом у детей проявляются достаточно
глубокие пережи­вания и чувства,
которые влияют на всю дальней­шую
жизнь человека, на жизненный уклад, на
всю его дальнейшую деятельность. Хотя
чаще всего все пережитые в игре чувства
остаются в подсознании, и человек
забывает о них, но они часто определяют
его дальней­шие поступки и поведение
вы целом.

Дети-подростки
уже достаточно самостоятельны в играх,
сами организовывают их в свободной
двигательной деятельности. При этом
кто-то из них выступает в качестве
руководителя игры.

В юношеском возрасте
самостоятельность в игровой двигательной
деятельности достаточно высокая, а
богатый двигательный опыт детей позволяет
им использовать достаточно большое
количество игр.

Естественная
потребность в игровой двигательной
деятельности дает возможность ребенку
через подвижную игру по­знавать и
преобразовывать окружающую ребенка
действительность, развивая и способности,
и творческую деятельность.

Дети в подвижных
играх испытывают значительный
эмоциональный подъем, стараются соблюдать
правила, к которым старшие дошкольники
относятся серьезно и считают, что эти
правила обязательны как «закон» для
всех играю­щих.

Творчество детей
присутствует в каждой подвижной игре,
даже если игрой не руководит педагог.
Грамотное и це­ленаправленное
педагогическое руководство подвиж­ной
игрой эффективнее развивает, совершенствует
и активизирует игровую творческую
деятельность детей. Отсюда следует, что
педагог имеет ведущую роль в направлении
и фор­мировании творческой деятельности
детей.

К проведению каждой
игры со стороны педагога должна быть
серьезная подготовка, основанная на
комплексном меж­предметном подходе,
который позволяет формировать двигательный
и социальный опыт ребенка, приучает его
к более глубокому и осмысленному
восприятию иг­ровой ситуации, помогает
обеспечить вхождение его в игровую
роль.

Важный смысл в
подготовке и проведении игры имеет
ху­дожественное слово, которое
действует на детей своим смысло­вым
содержанием и внутренним ритмом,
мелодичностью, а это увеличивает силу
воздействия на фантазию и вообра­жение.
Текст объяснения подвижной игры не
долен быть су­хим, ситуативным, должен
быть образным, лаконичным, понимаемым
детьми,, воздействующим на их фантазию,
вооб­ражение; будить мысль и чувства.

Подвижные игры
включают в себя много разных физических
упражнений, выполнение которых требует
от детей переноса сформированных
двигательных навыков в игровую ситуацию.
Поэтому важно и при обучении физическим
упражнениям развивать и направлять
творческую двигательную деятельность
детей, используя при этом метод твор­ческих
заданий, который обеспечивает развитие
творчества при состав­лении различных
комбинаций физических упражнений. Этот
подход активизирует и твор­ческую
деятельность детей и способствует
использованию фи­зических упражнений
как средства решения двигательных
задач, а также как средство формирование
выразительности движений. Важно
обеспечить наслаждение детьми физическими
упражнения­ми в игре, стремление их
к проявлению интенсивных мышечных
усилий.

Педагог по физической
культуре руководит составле­нием
детьми вариантов подвижных игр.

Следующим этап в
развитии детского творчества в игре –
это умение самостоятельно организовывать
и проводить знакомые ребенку под­вижные
игры. Наивысший уровень детского
творчества проявляется при придумывании
новых подвижных игр на основе знакомых
детям художественных произведений, а
также по эпизодам из их жиз­ни. Работа
по развитию детского творчества должна
быть систематической, проводимой под
руководством педагогов.

Не все дети могут
придумывать новые игры. Это объясняется
индивидуальными особенностями детей,
уровнем их двигательного и социального
опыта, отсутствием творческой
направленности со стороны педагога в
педагогическом процессе.

В ходе проведения
подвижной игры важно создать добрую,
радостную и веселую атмосферу. Однако,
это не означает, что при проведении
игры должна отсутствовать требовательность
педагога по отношению к детям, его
помощь, чтобы дети могли рас­крыть
свои лучшие стороны, а также интеллектуальные
и физические способности.

Каждая подвижная
игра является творческой двигательной
деятельностью и при грамотном руководстве
педагогом игровой дея­тельностью
детей, развивать их творческие возможности.
Это будет способствовать воспитанию
социально активного, умного и разносторонне
развитого ребенка, который и в дальнейшем
будет относиться к любой деятельности
ответственно и твор­чески. Следует
помнить и о том, что удовлетворяя
потребность в двигательной деятельности,
развивая двигательное творчество,
формируем физичес­кую культуру
ребенка. У ребенка через двигательные
действия в игре развивается гармония
движений, он начинает понимать красоту
движущегося человеческого тела, ритмом
и гармонией движений, что будет формировать
его эстетическое восприятие.

Творческие
проявления, плавность движений и их
изящество, приобретаемые в процессе
обуче­ния физическим упражнениям,
проявляются ребенком и в подвижной
игре. Полное раскрытие личности ребенка
в подвижной игре помогает испытать
чувство наслаждения от движений,
ощущение своей силы, уверенности в
движениях, при этом совершенствуется
двигательный контроль со стороны
ребенка. В результате в большей степени
будет проявляться пластич­ность,
красота, грациозность движений, а также
координационные возможности ребенка
и, в конечном итоге – его физическое
совершенство.

Подвижная игра
способствует формированию духовно
богатой, личности, обладающей куль­турой
чувств и широтой интересов.

Человек связан с
подвижной игрой почти всю свою жизнь.
Отмечается, что нормальный человек
очень долго не расстается, а человек
сломленный невзгодами, рано постаревший,
озлобленный теряет потребность в шутке,
игре, развлечении.

Очень важно, чтобы
ребенок наигрался в детстве, так как
не доигравший в детстве ребенок, не
познавший радости от сво­бодной и
творческой деятельности, вырастает
социально малоактивным человеком.

Правильно
организованная игра, педагогически
грамотное руководство ею, позволяет
воспитывать у детей чувство то­варищества,
взаимопомощи и взаимопонимания, дружбы,
успеха в достижении общих целей игры.
Радость, которую дает творчество,
способствует ощущению раскованности,
свободы, уверенности в своих силах,
формирует чувство собственного
достоинства, необходи­мое в будущей
жизни.

Двигательное и
иное творчество в игре формирует пытливый
ум ребенка, стремление быть здоровым и
крепким, готовым к решению различных
задач, поставленных перед ним жизненными
обстоятельствами, а также заряжа­ет
его весельем и радостью.

Поскольку игры
никогда не состоят только из
автоматизированных действий, то в них
и создаются широкие возмож­ности для
формирования детского творчества. Оно
начинает проявляться уже у детей
младшего дошколь­ного возраста: в
самой начальной форме у двухлетних и в
более развитой – у трех летних детей.

Для маленьких
детей подвижных игр наиболее приемлемыми
являются сюжетные игры, так как они
помогают уточнить представления детей
об окружаю­щем их мире, активизируют
наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, способствуют возникновению
и развитию воображения.

Реально-условная
ситуация в сюжетных играх помогает
воспроизведению ребенком знакомого
ему жизненного образа. Малыш испытывает
радость, как от самих движений, так и
от подражания птичкам и жи­вотным: он
летает, как птичка; прыгает, как зайчик,
бегает, как ло­шадка. Это можно считать
уже простейшей исполнительской
активностью ребенка, его начальной
попыткой вопло­щения в игровой образ.

Должна быть
проду­манная эмоционально-образная
методика руководства воспита­телем
творческой направленностью игровой
деятельности детей во всех возрастных
группах. Основной задачей при этом
является постепенное формирование у
детей положительно-эмоционального
отношения к игровым обра­зам, отражающим
окружающую ребенка жизнь, чувство
сопереживания и действенного творческого
соучастия в данной игровой ситуации.
Для успеха проведения подвижной игры
большое значение имеет четкое ознакомление
детей с ее содержанием, игровыми
действия­ми персонажей и правилами.

Педагог, про­думывая
приемы общения с воспитанниками, учитывая
особенности детей младшего возраста,
отбирает наиболее содей­ствующие
возникновению у них эмоциональной
заинтересован­ности при восприятии
содержания и нетерпеливого желания
действовать. Он намечает такие игровые
приемы, которые включают сюрпризные
моменты, неожиданность, которые уместны
как для начала, так и в процессе всей
игровой деятельности; использует краткий
эмоционально-образный рас­сказ сюжета
игры, в нем уточняет наглядно-образно
ситуацию игры, дает характеристику и
действиям игровых персонажей; создает
новые варианты игры для ее повторения.
Сохраняя основу сюжета игры, педагог
вводит новых персонажей, новые двигательные
действия, изме­няет игровую ситуацию.
Эти приемы содействуют появлению и
сохранению ин­тереса детей к игре за
счет некоторой новизны восприятия,
позволяющей активизировать творческое
воображение, ориентировку в игровой
ситуации, освоение усложненных
дви­гательных действий.

В процессе игры
очень важно сохранять игровую ситу­ацию
и роли, взятые на себя детьми. Обязательно
время от времени словесно поощрять
детей, стараясь в ходе игры не делать
замечаний. Для исправления и направления
в нужное русло игровых действий детей,
педагог старается это сделать так,
чтобы не нарушить игровой сюжет или
образ.

Руководя игровой
деятельностью детей, педагог должен
поощрять ма­лейшие проявления их
самостоятельности, следить за образным
и выразительным вы­полнением движений,
за тем, чтобы дети действовали в
соответствии с сигналом. По окончании
игры, педагог старается постепенно
вывести детей из игровой ситуации. Для
этого не следует забывать. Его можно
просто переместить в игровой уголок
или в другое место, чтобы дети его
продолжали видеть. Постепенное
завершение игровой деятельно­сти
очень важно для полного завершения
игры и для создания у детей уверенности
в возможности и далее играть с этим
персонажем.

Уже в малышей
нужно приучать ребенка подчиняться
правилам игры. Для этого целесообразно
делать так, чтобы правило опиралось на
роль и игровую ситуацию. Помогают этому
и атрибуты, вносимые в под­вижную
игру, так как с их помощью ребенок входит
в роль, а роль помогает подчиняется
правилам.

Таким образом,
своеобразная эмоционально-образная
методика педагогического руководства
подвижной игрой, способствует развитию
творческой активности детей, расширению
их двигательного опыта. Однако организуя
и проводя игры с детьми, имеющими
нарушения развития следует учитывать
особенности дефекта и возможности детей
к двигательной деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Творческие подвижные игры». Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми творческими подвижными играми.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

Материалы: атрибуты

для подвижных игр.

Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер — класс будет посвящен творческим подвижным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)

А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Уважаемые коллеги! Я хочу представить гипотезу – творческая подвижная игра как одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.

Подвижным играм присущи образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности, поскольку в ней проявляются и развиваются умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о безопасном поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Кроме того подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, в подвижной игре реализуется не только область «Физическое развитие», но и другие образовательные области, соответствующие федеральным государственным требованиям.

Искусство и творчество играют большую роль в гармоничном развитии личности. «Прикосновение» к миру прекрасного является не только источником наслаждения, но и базой для развития эмоциональной сферы малыша, организации его внутреннего мира.

Объединение в игре элементов творчества проявления фантазии, дают возможность ребенку развиваться в полной мере во всех направлениях его личности полноценно и гармонично. А так же переносить свои знания на разные аспекты своей жизни.

Сегодня вам, уважаемые воспитатели, предлагаю поиграть и немного пофантазировать.

И так. Все вы знаете игру «Кошки-мышки»

Эта старинная русская игра известна многим. Играть в нее легко и интересно. Игра хорошо развивает реакцию и выносливость играющих ребят.

Описание игры

Выбирается двое водящих — кошка и мышка. Остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки, тем самым образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка — в круге.

Задача кошки — войти в круг и поймать мышку. При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них.

Играющие стараются не пропустить кошку внутрь круга. Если же кошке удастся пробраться в круг, играющие сразу открывают ворота и выпускают мышку. А кошку стараются из круга не выпускать.

Игра заканчивается победой кошки и соответственно поражением мышки.

Правила игры

Играющие встают лицом друг к другу и берутся за руки так, чтобы между ними оставалось достаточное расстояние.

Когда кошка пытается пробраться внутрь круга, или наоборот выбраться из него, играющим запрещается сдвигать плечи.

Мышка, оказавшись за пределами круга, не имеет права убегать далеко.

Примечания

Оптимальное количество игроков — от 10 до 25-30.

По окончании игры, когда кошка поймала мышку, они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

Проявим с вами фантазию: например кошка и мышка могут двигаться только на одной ноге, кошка и мышка передвигаются зажав коленями воздушный шарик, он не должен лопнуть, играющие в кругу стоят спиной в круг и так далее. Как видите вариантов может быть очень много.

Существует много интересных подвижных игр развивающих ворческую активность.

Море волнуется

Дети идут по кругу и произносят слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри!» На последнее слово дети останавливаются и «замирают» в позе морского животного. Воспитатель или ребенок пытается отгадать название этих животных.

(Идет закрепление морских животных и желательно проводить для среднего возраста) .

Волшебник

Выбирается Волшебник. Он стоит в середине и ждет детей, которые договариваются, что будут делать. Например: собирать ягоды, купаться в реке, загорать и т. д. Договорившись, дети подходят к Волшебнику и говорят: «Добрый день, Волшебник!» Волшебник отвечает: «Добрый день, милые детки, где вы были?» Дети отвечают: «В лесу!» — и начинают показывать те движения, о которых договаривались. Волшебник отвечает.

Путаница

Одни дети надевают маски (зайчик, кошка, лиса, петух) и заранее договариваются, кого они будут изображать. Например: кошка изображает зайчика, лиса – петуха и т. д. Другие дети внимательно наблюдают и говорят, кто из зверей ошибается.

Выставка картин

Воспитатель назначает трех «посетителей», остальные дети- «картины». По сигналу: «Приготовить выставку!» — дети советуются друг с другом, какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, пловца, конника, вратаря). Картину можно изображать вдвоем или втроем: елочка под не зайчик, сказку «Репка» и т. п. Через несколько секунд воспитатель объявляет: «Открыть выставку!» Дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. «Посетители» осматривают «выставку» и отмечают наиболее удачные «картины». По сигналу: «Выставка закрыта!» — дети принимают свободные позы.

В каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Предложить статью

Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.

Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.

Планирование организации подвижных игр дошкольников

Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.

Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:

  • Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
  • Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
  • Целевое назначение игры;
  • Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
  • Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
  • Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.

«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇

Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.

Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.

Замечание 1

При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.

Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.

Правила руководства подвижными детскими играми

Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:

  1. При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
  2. Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
  3. Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
  4. Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
  5. Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.

Замечание 2

При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.

Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Ребенку свойственно неутомимое желание
играть. Малыш, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н.
К. Крупской, «или болен, или перепедагогизирован». Подвижные игры
составляют обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка.
Немецкий поэт Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном
значении слова Человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда
играет». Голландский историк культуры Й. Хейзинга называет современного
человека «гомолуденс» – «человек играющий».

Через
всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа
младенчества – погремушки до более поздних игр в мяч. В игре ребенок
проходит тот путь, который преодолело человечество от первобытного
состояния до современного. Это положение дает основание рассматривать
подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.

Глубокий
смысл подвижной игры – в ее полноценной роли в физической и духовной
жизни народа, в истории и культуре каждой страны. Подвижная игра не
только является культурной ценностью, но и создает культурные ценности.
Культуры разных народов отражают сходство и неистощимое многообразие
игр.

Подвижная игра является важным
воспитательным стимулом. В ней не только развиваются физические и
умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила
поведения, сведения о коллективе, усваиваются этические ценности
общества. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное
богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра
как способ общения между людьми даже шире чем речь (Ю. В. Бромлей, Ю.
Г. Подольный, М. Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к
разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят общий
язык в игре.

Поскольку игра служит
носителем социального аспекта – традиций, культуры, – она является
важнейшей формой преемственности между поколениями.

Подвижные
игры – одно из условий развития культуры ребенка. В игре малыш,
двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием
движений игра развивает интеллект, будит фантазию, воображение,
формирует социальную направленность.

В
социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют огромное
педагогическое значение. Ученые отмечают, что игры отражают
индивидуальность ребенка и его творческую деятельность, в основе которой
обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к
современным условиям традиции.

Игровая
деятельность содержит огромные воспитательные возможности, которые
недостаточно полно используются в работе с детьми (A.B. Запорожец, Т.А.
Маркова, К. Ринцлер).

Отмечая
разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует
подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество.
Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда
социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Игровая деятельность ребенка имеет два источника – объективный и субъективный:

• объективно игра моделирует жизненную ситуацию;

• субъективно
для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с
действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок
верит в его реальность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может
столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы,
независимости: он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это основа
человеческого достоинства.

Человек, как и
всякое живое существо, с рождения обладает рефлексами голода и
подражания. Однако ребенок, в отличие от животных, приобретает
социальную значимость. В ней он реализует воображаемую свободу, и
поэтому игра как условие социальной свободы ведет к творческой
деятельности, формируя и развивая ее.

Начальным
этапом формирования творческой деятельности является подражание,
особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот
период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные
игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают жизнь
взрослых или окружающий животный мир.

У
малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием
летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и
т. д. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием
ребенка придать изображаемому образу живой характер. Ребенка интересует
такое игровое действие, в котором он вживается в образ. В этот момент
активно формируются сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым
событиям.

Воспитательное значение
подражания отмечала Н. К. Крупская: «Подражательность ребенка есть не
что иное, как особая форма творчества – перевоплощение чужих мыслей и
чувств. Это период, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться
общественные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отношения
делаются центром внимания». Именно благодаря способности к имитации
большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный
характер.

На пятом году жизни меняется
характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат
подвижной игры. В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои
чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем
воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако
подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем
дошкольном возрасте. Взрослые часто недооценивают тот факт, что в
подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают
глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь
дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто и
остаются в области подсознания. Человек может забыть о них, но они,
помимо его воли, часто определяют его дальнейшие поступки.

Являясь
следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с
одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать
окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и
творческую деятельность.

Для подвижных игр характерны большой эмоциональный подъем и наличие правил, обязательных для всех играющих и являющихся законом.

Таким
образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным
компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического
руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно всегда
присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически
продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует
творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный
уровень. Методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую
роль педагога, направляющего и формирующего творческую деятельность
детей.

Продуманная подготовка
воспитателя к игре, комплексный межпредметный подход к формированию
двигательного и социального опыта подводят ребенка к более осмысленному
восприятию игровой ситуации, обеспечивают его вхождение в роль.

Важная
роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову.
Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним
ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на
фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры должно быть не
сухим, ситуативным, а образным, лаконичным, максимально вразумительным,
воздействующим на фантазию, воображение; пробуждающим мысль и чувства.

Большинство
подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение
которых требует переноса двигательных навыков в игровую ситуацию.
Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую
деятельность детей. Особое значение имеет использование метода
творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении
комбинаций физических упражнений.

Использование
разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только
активизирует творческую деятельность детей, но и способствует
использованию физических упражнений в качестве средства решения
двигательных задач. Важно, чтобы дети стремились в игре к активным
физическим упражнениям, способным дать интенсивные мышечные усилия.
Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр
(«Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и др.).
Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности
детей при обучении физическим упражнениям, тем более необычные,
интересные упражнения, движения придумывают ребята в таких играх.

При
ведущей роли воспитателя дети привлекаются к созданию вариантов игр.
Многочисленные и довольно интересные варианты придумывают ребята в таких
играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и др.

Следующим
чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение
ребенка самостоятельно организовывать подвижные игры. Наивысшим уровнем
детского творчества является придумывание новых подвижных игр по
материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни. При
систематическом, целенаправленном руководстве воспитатель, вооруженный
соответствующей методикой, может добиться значительных результатов в
комбинировании движений, варьировании игр, проведении знакомых игр со
всей группой и небольшими группами детей.

Придумывание
новых игр дается не всем ребятам. Причинами этого являются
индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и
заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно
активно побуждающего детей к творчеству.

Чрезвычайно
важна атмосфера добра, радости, веселья в игре, но это не означает, что
в проведении игры не должно быть строгости, требовательности.
Воспитатель должен помочь ребенку раскрыть в игре его интеллектуальные и
физические способности.

По своей
природе каждая подвижная игра является носителем творческой
деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно
значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая,
совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально
активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к
любой деятельности вдумчиво и творчески. Удовлетворяя потребность в
движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы
формируем физическую культуру. A.C. Макаренко писал, что культурное
воспитание ребенка начинается очень рано, когда ему еще далеко до
грамотности, когда он только научается хорошо видеть, слышать и кое-что
говорить. Развивая гармонию движений, было бы неправильно сводить роль
подвижной игры только к физическому развитию.

В
игре красота движущегося человеческого тела должна достигать
кульминации. В наиболее развитых формах игры движения ребенка насыщены
ритмом и гармонией – благородными дарами эстетического восприятия,
которые доступны только ему.

Плавность,
изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям,
играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Все
органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены
для впечатлений, мощь и выносливость мускулов увеличена. Чувственная
восприимчивость может быть развита для более полного ощущения тела и
происходящих в нем преобразований. Моторный контроль может быть
усовершенствован до такой степени, что результатом будет достижение
пластичности, красоты, грациозности движения, улучшение координации и
сноровки, физического совершенства.

Подвижная
игра формирует духовное богатство личности, культуру чувств, широту
интересов. «Стремление к совершенству формы – биологическое
стремление, – писал А. М. Горький, – в основе его лежит желание человека
воспитать в себе самом гибкость и силу мускулов, легкость и ловкость
движений. Это стремление к физической культуре тела особенно ярко
воплощено было древними греками в непревзойденных образцах их
скульптуры. Люди знают, что здоровью сопутствует полнота ощущения
радостей жизни; людям, работающим над изменением вещества, материи и
условий жизни, доступна величайшая из радостей – радость творцов нового,
необыкновенного».

Подвижная игра
проходит через всю человеческую жизнь. Ребенок, не наигравшийся в
детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой
деятельности, вырастает менее социально активным человеком.
Педагогически правильно организованная игра дарит детям радость,
функциональное удовольствие от движения, чувство товарищества, дружбы,
взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей.
Радость творчества дает неповторимое ощущение раскованности и свободы,
уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь
необходимое в будущей жизни.

Развитие
творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем,
радостью, развивает стремление быть здоровым и крепким, готовым к
решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными
жизненными обстоятельствами.

При
проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у
детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из
автоматизированных действий. Творческая инициатива проявляется у детей
уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в
более развитой – у детей трех лет.

В
репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры:
они уточняют представления об окружающем их мире, содействуют активности
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на
возникновение и развитие воображения.

Реально-условная
ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести
знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих
движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как
зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышатся смех,
веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается простейшая
исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в
игровой образ.

Творческая направленность
игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в
младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой
руководства воспитателя. Его задача состоит в том, чтобы постепенно
формировать у детей эмоционально положительное отношение к игровым
образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и
действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для
успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление
детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами.
Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог продумывает приемы
общения с ребятами, содействующие возникновению у них эмоциональной
заинтересованности при восприятии содержания, нетерпеливого желания
действовать. Он намечает игровые приемы, включающие сюрпризность,
неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой
деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры,
уточняющий наглядно-образно ее ситуации, характеристику и действия
игровых персонажей; создает вариант игры для использования при
повторении. В вариантах игры, сохраняя основной сюжет игры, педагог
вводит новых персонажей, действия, изменяет ситуацию (например, игра
«Воробушки и кошка» и ее варианты: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и
лошадка» и т. п.). Указанные приемы содействуют возникновению и
сохранению интереса детей к игре благодаря некоторой новизне восприятия,
вызывающей работу творческого воображения, ориентировку в игровой
ситуации, освоение несколько усложненных двигательных действий.

Приведем
примеры подобных приемов. Так, перед игрой «Мыши в кладовой», когда все
дети приготовились послушать, как они будут играть, из-за двери вдруг
раздается мяуканье (его имитирует помощник воспитателя). «Кто-то мяукает
за дверью, – говорит воспитатель, – вы тихонько посидите, а я посмотрю,
кто там». Подходит к двери, открывает ее и ласково говорит: «Это
кисонька пришла к нам в гости». Вносит игрушку-кошку и обращается к
детям: «Посмотрите, ребята, какая красивая кошечка. Поздоровайтесь с
ней!» Затем воспитатель предлагает детям погладить кошечку, рассмотреть,
какие у нее красивые глаза, ушки, большие усы, бантик, какая мягкая,
шелковая шерстка и говорит: «Кошечка пришла с нами поиграть».
Воспитатель сажает кошечку к себе на колени и обращается к детям:
«Сейчас я вам расскажу, как мы будем играть… В большой кладовой, где
хранились сыр, крупа, горох, сладкие сухарики, появились мыши. Они
прибегали из своих норок и грызли все. Тогда в кладовую посадили кошку, и
она приготовилась ловить мышей: прислушивалась и смотрела, когда они
появятся. А мышки увидели кошку и спрятались в своих норках. Стало
тихо-тихо. Когда кошка заснула, мышки пробрались в кладовую, разбежались
в разные стороны и стали грызть – кто сыр, кто крупу, а кто сухарик.
Кошка проснулась, сердито мяукнула и бросилась ловить мышей. Мышки
испугались и быстро-быстро побежали к себе в норки… Вы все будете
маленькие мышки, а ваши норки будут стульчиками. А кошка будет сидеть
вот здесь, в кладовой, у двери. Игра начинается».

Воспитатель
ведет игру, поясняя происходящее, изменяя ситуацию в соответствии с
сюжетом, направляет деятельность детей. Иногда педагог выполняет ведущую
роль и в то же время играет вместе с детьми: он и кошка, и мышка, и
воробушек, и автомобиль. Практика показала, что дети не замечают такого
перевоплощения воспитателя и с увлечением действуют в процессе игры.
Очень важно бережно сохранять игровую ситуацию и роли, взятые на себя
детьми, время от времени поощрять их: «Хорошо клюет зернышки воробушек
Ира» или: «Какая ловкая мышка Настенька, нашла сухарик и грызет его». В
ходе игры педагог не делает замечаний. Если необходимо направить
действия детей, он старается сделать это так, чтобы не нарушился игровой
сюжет, образ. Замешкавшемуся или расшалившемуся ребенку воспитатель
говорит: «Все мышки побежали быстро, а мышка Наташа и мышонок Сережа не
успеют убежать. Кошка проснулась, торопитесь!»

Руководя
игровой деятельностью, педагог поощряет малейшие проявления
самостоятельности, следит за образным выполнением движений, за тем,
чтобы дети по возможности двигались выразительно, действовали в
соответствии с сигналом. Заканчивая игру, воспитатель выводит детей из
игровой ситуации. Он не забывает о внесенном в игру персонаже и может,
например, сказать детям: «Мы очень хорошо поиграли с кошечкой, ей у нас
понравилось, и она поживет здесь, в игровом уголке. Мы еще поиграем с
ней». Такая законченность игровой деятельности очень важна для полного
ее завершения и создания у детей уверенности в возможности последующих
игровых действий с игрушкой.

При
повторении игры «Мышки в кладовой» воспитатель использует разные
варианты: мышки возвращаются только в свои норки, пролезают в щели,
расположенные в разных местах игровой площадки, подлезают под натянутый
шнур.

Необходимо приучать детей
выполнять правила игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это
делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для
этого в подвижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок
входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам.

Итак,
в развитии творческой активности детей важное место отводится
эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя
двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение,
педагог стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую
деятельность каждого ребенка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Техника руководства учебник
  • Onkyo tx sr307 инструкция на русском
  • General satellite gs b521 инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации буксировочного водила
  • Вебасто на вольво хс90 дизель инструкция