Трудности классного руководства

Трудности в работе классного
руководителя

Каждый человек, делая первые шаги в
своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым,
непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной
цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой
профессии, для успешного становления и развития ему недостаточно иметь багаж
педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь
огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и
учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть –
помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя.

В работе каждого учителя есть
трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.
 Одни учителя считают ее дополнительной к своей
преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни
была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям,
поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь
организуется познавательная деятельность и формируются социальные отношения
между обучающимися.

Классный руководитель – особый
феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической
ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе.

 Профессиональная миссия педагога, на
которого возлагается функция классного руководителя, это — педагогическое
сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности ребенка
в период его школьного образования.

Классному руководителю важно помнить,
что объектом его труда являются ученики. Опыт работы показывает, что в работе
классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько
его индивидуальность и личностный подход к работе.

Ш.А. Амонашвили — известный
советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области
педагогической психологии. писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы
помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы
совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть
гуманным педагогом».

Я считаю, что классное руководство –
это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить
до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для
тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам,
и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и
советчика. 

Давайте вспомним вместе

Основными функциями классного руководителя :

а) аналитическую:

— изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

— изучение и анализ развития классного коллектива;

— анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

— анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно — педагогическую:

— организация и стимулирование разнообразной деятельности
учащихся;

— организация взаимодействия классного коллектива со специалистами
служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативную:

— регулирование межличностных отношений между обучающимися;

— установление оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик»;

— создание общего благоприятного психологического климата в
коллективе.

  Также мы с вами взаимодействуем

Каждый классный руководитель взаимодействует с:

Учителями
— предметниками;

Социальным
педагогом;

Дефектологами
;

Библиотекарем;

Медицинским
работником; Заместителями директора

Семьей;

В соответствии со своими функциями я, как классный
руководитель, отбираю формы работы с обучающимися и
родителями:

индивидуальные

(беседа,
консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

групповые

(советы
дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)

коллективные

(коллективные
творческие дела, конкурсы, концерты, экскурсии, соревнования и др.).

Хочется и конечно Нужно построить работу так, чтобы плоды этой
работы с классом были видны.

У более опытных педагогов уже есть
своя концепция, у меня же она только формируется.

Немаловажную роль в воспитании
обучающихся играет трудовая деятельность, самообслуживание,
общественно-полезный и производительный труд.

Для полноценного прохождения процесса
обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат
между классным руководителем, обучающимися и семьей.

Семья – важнейший институт
социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни
взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином
этапе играет семья.

Нередко можно встретиться с мнением,
что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на
детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по
отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а
как партнер.

Любая воспитательная система, имеющая
цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим
получить в итоге.

Я опираюсь на мнение и интересы ребят
своего класса. Именно они являются помощниками в составлении данной модели
воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями мы решаем
многие задачи, стоящие перед нами.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и
коллегами — процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой,
педагогической индивидуальности в целом.

Чаще всего классные руководители
планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является
педагогической ошибкой.

При планировании воспитательной
работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной
деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей. Не следует
забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое».

Великий Авиценна писал: «Учитель —
это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих
знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение».

Уверена, что я и мои ребята находимся
лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.

Мы все сталкиваемся с трудностями в своей работе

Можно выделить распространённые проблемы и трудности, которые
мешают учителям вести классное руководство.

Как правило, классные руководители – это учителя-предметники.
Никто не освобождает их от прямых обязанностей: проверки тетрадей, оформления
документов (конспекты, планы уроков и т.д.), участия в совещаниях и других
школьных мероприятиях. Для осуществления роли классного руководителя порой
просто не хватает времени.

Невозможность собрать класс в полном составе в силу внеурочной
загруженности детей (одни убегают в кружки, другие – в спортивные секции и
т.д.).

Не сложившиеся отношения родителей и классного руководителя, как
результат – отсутствие интереса к образованию, развитию и воспитанию школьника,
как педагога, так и представителей ребёнка.

У нас есть выделенное время для проведения часов общения, но
иногда этого времени не хватает для решения каких-либо важных вопросов.

Некомпетентность классных руководителей (незнание нормативных
документов, психологии школьников, низкое качество образования), нежелание
учиться, общаться с успешными коллегами.

Подводя итог хотелось бы сказать, что,
вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события,
связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении
личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще
всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в
педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя,
педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и
развития индивидуальности.

В жестоком сегодняшнем мире ребенок
не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит,
школа должна обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо.
Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в школе
возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный
руководитель.

МБОУ «Лицей» р. п. Степное Советского района Саратовской области

Трудности работы классного руководителя

Классный руководитель Акжанова Алия Сагидулловна

2019 год

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Классный руководитель – особый феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, — педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности ребенка в период его школьного образования. Классному руководителю важно помнить, что объектом его труда являются ученики. Опыт работы показывает, что в работе классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько его индивидуальность и личностный подход к работе.

Ш.А. Амонашвили писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Я считаю, что классное руководство – это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам, и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и советчика.

Основные функции классного руководителя:

а) аналитическая:

— изучение индивидуальных особенностей учащихся;

— изучение и анализ развития классного коллектива;

— анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

— анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно — педагогическая:

— организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

— установление связи и семей учащихся;

— организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативная:

— регулирование межличностных отношений между учащимися;

— установление оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик»;

— создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

— психолого-педагогическое просвещение родителей;

— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

-участие в управлении школы.

Каждое из направлений предполагает организацию определенных форм работы с семьей. На некоторых из них целесообразно остановиться подробнее…

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися и родителями:

— индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)

коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися я руководствуюсь следующим:

— учитываю воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

— определяю содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

— учитываю принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

— осуществляю поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

— обеспечиваю целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Нужно построить работу так, чтобы плоды этой работы с классом были видны, и у меня есть концепция воспитательной системы «Я с вами, вы со мной», которая позволяет мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.

Девизом концепции являются следующие слова:

«Учась и играя, мы творим и дерзаем. Создавая и творя, мы совершенствуем себя».

Воспитательная система нашего класса построена на гуманистическом принципе воспитания, а ребенок – главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

Сопутствующими принципами модели воспитания являются

— принцип личностно-ориентированного подхода – в основе которого уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;

— принцип социальной адаптации, где работа строится на отношениях партнерства, приспособления к окружающей среде;

— принцип создания воспитывающей среды, где предполагается формирование умений и навыков самоанализа и самооценки.

Основной целью воспитательной системы является воспитание всесторонней, гармонично развитой личности.

Перед собой я ставлю рад задач для реализации данной модели воспитательной системы:

— формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

— раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;

Формирование нравственной позиции школьника.

Ученическое самоуправление класса осуществляется через малые инициативные группы, что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам. Каждая группа занимается планированием и организацией коллективно-творческого дела по различным направлениям. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между классным руководителем, учащимися и семьей.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер.

Любая воспитательная система, имеющая цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим получить в итоге.

При разработке данной концепции, я опиралась на мнение и интересы ребят своего класса. Именно они являлись помощниками в составлении данной модели воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями решаем многие задачи, стоящие перед нами.

Но опыт работы показывает, что молодые учителя нередко используют дистанцию в общении, считая, что это помогает им утверждать себя как классного руководителя. Однако в большинстве случаев это ведет к педагогическим неудачам, к формализации системы социально-психологического взаимодействия, не способствует созданию истинно творческой атмосферы.

Из-за отсутствия профессиональных навыков начинающие учителя прибегают и к другим негативным формам общения: общение-устрашение, общение-заигрывание. Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами — процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом.

Мы не должны мириться с тем, что равнодушие и черствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной.

Чаще всего классные руководители планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является педагогической ошибкой.

При планировании воспитательной работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей. Не следует забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое». Начинать работу следует с коллективного планирования, вписываясь в традиции и план школы. Лучше, если классный руководитель – разносторонняя личность, тогда каждый ребенок найдет себе дело по душе, родитель пойдет навстречу, деятельность класса будет иметь успех, а проблем не останется.

Великий Авиценна писал: «Учитель — это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.

Советы

Относись к детям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Больше хвали и меньше ругай.

Родитель ребенка — не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

Лучшая форма взаимоотношений с родителями:

дети — родители — учитель — семья.

Дети в классе — твое отражение; старайся постоянно работать над собой.

Сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Помни: школа – это театр, классный руководитель – режиссер, а главная роль отведена ученику.

За несколько лет педагогической деятельности осознала ту остроту ситуации, которая сложилась в современном обществе. Красота, милосердие, искренность, чувствительность…Как не достает этих качеств в обществе и, несомненно, в образовании. Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Получают выпускники аттестаты зрелости, а души у многих так и остались в эмбриональном состоянии, чувственно-образное восприятие мира не развито. Чем это оборачивается для последующих поколений, ясно всем. Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика «думать хорошо», поступать хорошо, т.е. нравственно. Вывожу на первый план воспитывающую роль школы, ничуть не умаляя ее образовательной функции. Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика. «От гармонии воспитания к осознанной нравственности, к гармонически развитой личности». Только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитательного процесса. Поэтому диагностика – одна из составных частей моей работы

Немаловажную роль в воспитании учащихся играет трудовая деятельность, самообслуживание, общественно-полезный и производительный труд. Мои учащиеся с удовольствием участвуют в трудовых делах: в ежедневной влажной уборке класса; в озеленении кабинета и территории школы; в работе на пришкольном участке; в экологических субботниках

В своей работе с родителями использую различные виды собраний: организационные, собрания по плану классного всеобуча родителей, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, итоговые. Семья — хранительница народной культуры. Первоочередную роль в формировании личности ребёнка играет семья, традиции и обычаи семьи, народа, к которому он относится. Заимствуются на всю жизнь уклад семьи, манеры, образ отца и матери, отношение к людям. Семья обеспечивает прочные личностные образования, как привязанность и любовь к семье, родному дому, нормы элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру. Приведя ребёнка в школу, семья передаёт эстафету воспитания школе, продолжая оказывать на него сильное воспитательное влияние. Процесс личностного формирования ребёнка обретает двух мощных субъектов воспитания — первичный субъект «семья» и вторичный, столь же мощный, — «школа», которые должны сотрудничать и добиваться результативного взаимодействия. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако, в то же время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. В этом плане очень необходимо и важно сотрудничество семьи и школы. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться задачами становления человека. Многое я, как классный руководитель, делаю для объединения родителей. И если родители чувствуют себя коллективом, коллективом взрослых людей, заинтересованных в том, чтобы детям их класса в школе жилось хорошо и интересно, многое может измениться. Приобщение родителей к школьным заботам влияет на взаимоотношения детей и взрослых в семье. Моя главная задача в работе классного руководителя: — единение семьи и класса; — тесное сотрудничество «триады»: учителя – дети – родители

Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя, педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и развития индивидуальности.

В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, образовательное учреждение должно обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в образовательном учреждении возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный руководитель.

Трудности в работе классного руководителя

Процесс модернизации отечественного образования предъявляет новые требования к работе классного руководителя. И это не случайно, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками, организует познавательную и воспитательную деятельность в учебном заведении; помогает разрешать проблемы общения в детском коллективе; осуществляет непосредственное взаимодействие семьи и школы.

Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой. В Законе РФ «Об образовании» классное руководство определяется как профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися.

Классный руководитель – особый феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, — педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности ребенка в период его школьного образования. Классному руководителю важно помнить, что объектом его труда являются ученики. Опыт работы показывает, что в работе классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько его индивидуальность и личностный подход к работе.

Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Я считаю, что классное руководство – это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам, и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и советчика. Я являюсь классным руководителем обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Основными функциями классного руководителя считаю :

а) аналитическую:

— изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

— изучение и анализ развития классного коллектива;

— анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

— анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно — педагогическую:

— организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

— организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативную:

— регулирование межличностных отношений между обучающимися;

— установление оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик»;

— создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый классный руководитель взаимодействует с:

Учителями — предметниками;

Педагогом-психологом;

Социальным педагогом;

Педагогом дополнительного образования;

Библиотекарем;

Медицинским работником;

Органами ученического самоуправления;

Семьей;

Педагогом организатором (вожатой)

Содержание моего сотрудничества с родителями включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие в управлении школы.

Каждое из направлений предполагает организацию определенных форм работы с семьей.

В соответствии со своими функциями я, как классный руководитель, отбираю формы работы с обучающимися и родителями:

индивидуальные

(беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

групповые

(советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)

коллективные

(коллективные творческие дела, конкурсы, концерты, походы, соревнования и др.).

Нужно построить работу так, чтобы плоды этой работы с классом были видны, и у меня есть своя концепция воспитательной системы — «Я с вами, вы со мной». Это позволяет мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления моих действий, действий обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.

Девизом своей работы я выбрала следующие слова: «Учась и играя, мы творим и дерзаем. Создавая и творя, мы совершенствуем себя».

Воспитательная система нашего класса, как и любого другого класса школы, построена на гуманистическом принципе воспитания, а ребенок – главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

Сопутствующими принципами моей модели воспитания являются:

принцип личностно-ориентированного

подхода

– в основе

которого

лежит

уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;

принцип социальной адаптации

, где работа строится на отношениях партнерства, приспособления к окружающей среде;

принцип создания воспитывающей среды

, где предполагается формирование умений и навыков самоанализа и самооценки.

Немаловажную роль в воспитании обучающихся играет трудовая деятельность, самообслуживание, общественно-полезный и производительный труд.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между классным руководителем, обучающимися и семьей.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер.

В своей работе с родителями я использую различные виды собраний: организационные, собрания по плану классного всеобуча родителей, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, итоговые.

Любая воспитательная система, имеющая цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим получить в итоге.

Я опираюсь на мнение и интересы ребят своего класса. Именно они являются помощниками в составлении данной модели воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями мы решаем многие задачи, стоящие перед нами.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами — процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом.

Чаще всего классные руководители планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является педагогической ошибкой.

При планировании воспитательной работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей. Не следует забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое».

Великий Авиценна писал: «Учитель — это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.

В своей педагогической деятельности мне приходилось сталкиваться и с пассивным отношением классного руководителя к своим обязанностям, отсутствием ответственного отношения к своей работе. Почему это происходило?

Можно выделить распространённые проблемы и трудности, которые мешают учителям вести классное руководство.

Как правило, классные руководители – это учителя-предметники. Никто не освобождает их от прямых обязанностей: проверки тетрадей, оформления документов (конспекты, планы уроков и т.д.), участия в совещаниях и других школьных мероприятиях. Для осуществления роли классного руководителя порой просто не хватает времени.

Во многих образовательных учреждениях отсутствуют часы для проведения классных мероприятий.

Невозможность собрать класс в

полном

составе в силу внеурочной загруженности детей (одни убегают в кружки, другие – в спортивные секции и т.д.).

Не сложившиеся отношения родителей и классного руководителя, как результат – отсутствие интереса к образованию, развитию и воспитанию школьника, как педагога, так и представителей ребёнка.

Образовательное учреждение не контролирует, не стимулирует, не поддерживает (морально и материально) классных руководителей.

Некомпетентность классных руководителей (незнание нормативных документов, психологии школьников, низкое качество образования), нежелание учиться, общаться с успешными коллегами.

Подводя итог хотелось бы сказать, что вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя, педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и развития индивидуальности.

В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, школа должна обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в школе возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный руководитель.

Трудности в работе  молодого классного руководителя

         Добрый день, уважаемые коллеги! Мне бы хотелось рассказать о сложностях, возникающих в работе молодого классного руководителя, и путях их преодоления.

         Сложность работы молодого классного руководителя заключается в том, что с началом рабочей  деятельности ему придется столкнуться с задачами  и учебного, и воспитательного характера, а ведь  решения некоторых из них не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики.

        Первая сложность в работе, с которой пришлось столкнуться  мне  еще до встречи с детьми — правильное составление документации. Здесь нужно не побояться обратиться за помощью к коллегам с большим опытом работы и точно уяснить для себя необходимее требования.  Со временем процесс оформления документов становится более понятным и не таким пугающим.

        Вторая трудность – это почти  полное отсутствие опыта общения с детьми. Здесь нужно понимать, что каждый из них имеет свои особенности и готового шаблона поведения не существует. А найти подход к каждому ребенку – это и есть основная  задача классного руководителя. Решить ее  помогает проведение внеклассных мероприятий и экскурсий. Именно здесь ребята в полном объеме проявляют свои способности и таланты, которые боятся раскрыть в  более официальных условиях обучающего процесса. Наблюдение за преображением детской личности дает молодому педагогу (да и немолодому тоже) мощный заряд положительной энергии для последующей работы.

        Исходя из своего опыта, также могу сказать, что для того, чтобы быстрее понять, что волнует ребенка, чем он «дышит», чем увлекается, следует в кратчайшие сроки наладить и контакт с родителями, которые за пять лет тесного сотрудничества становятся хорошими помощниками в процессе воспитания. Хотя изначально ты стоишь перед дверями кабинета, в котором проходит первое родительское собрание, и боишься туда войти. Ведь в 22 года предстоит рассказывать людям, у которых, возможно, уже не один взрослый ребенок, о том, как правильно воспитывать их детей. Здесь важно не бояться идти на контакт: высказывать свое мнение, находить компромиссы и пути решения конфликтных ситуаций. Только так можно сломать барьер недоверия к «слишком молодому педагогу».

           А если вы на каком-то этапе чувствуете, что не справляетесь, на помощь придут и социальный педагог, и администрация, и коллеги-классные руководители вашей параллели, с которыми         нужно в кратчайшие сроки постараться наладить тесное сотрудничество. Совместное проведение внеклассных мероприятий и распределение обязанностей при подготовке классных часов значительно упрощает работу и сплачивает детей. Это послужит хорошей базой и для проведения общешкольных мероприятий, таких как «А ну-ка, парни» или «Как много девушек хороших».

        В конечном итоге, несмотря на все сложности, трудности и неудачи, именно работа классного руководителя подарит огромный опыт и принесет самые яркие положительные эмоции. Поэтому, на мой взгляд, нужно не бояться брать на себя эту ответственность.

ТРУДНЫЕ ЗАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

По мнению родителей и учащихся,
классный руководитель — очень значимая для
ребенка фигура в школе. От него в определенной
степени зависит желание или нежелание детей
учиться, их успехи в учебе, отношения с
одноклассниками, учителями. Он создает условия
защищенности, поддержки, нормальных
взаимоотношений в коллективе. От него зависит,
интересной или неинтересной будет жизнь класса.
И потому ученикам и родителям хочется, чтобы
«классная» была «хорошая».

ИМИТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сами же учителя далеко не однозначно относятся
к роли классного руководителя. Большой и очень
непростой объем работы с детским коллективом
несоизмерим, по их мнению, с оплатой этого труда.
Педагог должен держать в поле зрения учебу,
поведение, посещение уроков, взаимодействовать с
родителями и еще проводить внеклассную
воспитательную работу.
Этот последний аспект очень туманен, неуловим и
потому вызывает неудовольствие и сопротивление.
Часть педагогов, особенно не задумываясь над
сущностью классного руководства, занимается
имитацией деятельности: они проверяют дневники,
проводят родительские собрания, классные часы —
одним словом, делают то, что вменяется им в
обязанность. Другие хотят, но не знают, что и как
надо делать, чтобы построить взаимодействие с
детьми. Посоветоваться с самими детьми им просто
не приходит в голову. Третьи прекрасно исполняют
роль классного руководителя, но дети живут по
законам и правилам педагога, не проявляя своей
инициативы. Можно сказать, что отношение к
классному руководству зависит от сложившейся у
педагога позиции и от его умения
взаимодействовать с детьми.
В педагогической практике проявляется несколько
позиционных подходов к классному руководству.

НА ПОЗИЦИИ

«Я — прежде всего учитель. Так и в дипломе
записано. Мое дело учить. Воспитательной
деятельностью должны заниматься такие педагоги,
которым это по душе, которые хотят и умеют
организовывать внеклассную работу. Но если вы
настаиваете на том, чтобы я выполнял обязанности
классного руководителя, я буду их делать, но без
особого энтузиазма».
Такие учителя, как правило, не скрывают от детей
своего отношения: «Хотите, чтобы в классе было
интересно, вам и карты в руки. Я буду участвовать
как смогу — помощью, советом». В том случае, когда
учитель пользуется авторитетом у учеников и их
родителей, ребята принимают условия игры. Им в
первую очередь важно общение с интересным
человеком, и они гордятся, что именно у них такой
«классный». Они начинают организовываться для
разных дел сами, привлекая классного
руководителя в случае затруднений или
необходимости получить его оценку.
Если же рейтинг учителя среди учеников не очень
высок, в классе может воцариться атмосфера
анархии либо появится собственный неформальный
лидер, не слишком хорошо влияющий на ребят.
«Классная мама» — это учитель, для которого
работа с детским коллективом выходит на первый
план. Он деятелен, энергичен, класс всегда
активно участвует во всех мероприятиях. Ему
свойственно становиться в позицию опекающего,
назидающего и организующего. Очень напоминает
наседку с цыплятами: лучше детей знает, что
хорошо и что плохо, как надо и как не надо. Далеко
не все дети хорошо себя чувствуют под «маминым»
крылом. Но зато все под контролем, все «охвачены»
деятельностью, и класс на хорошем счету.
«Так называемый классный» — в эту группу входят
те педагоги, для которых классное руководство не
является большой проблемой. Они воспринимают эту
деятельность как составляющую часть
педагогической работы, особенно не задумываясь
над ее глубинными смыслами. Контакт с детьми, как
правило, строится по принципу формальных
отношений: «должны прийти», «надо пригласить»,
«необходимо заполнить». Интересы детей, их
индивидуальные особенности, взаимоотношения в
классе не входят в поле зрения педагога.
Внеклассные мероприятия проводятся по
необходимости и нередко по заранее
заготовленному сценарию. Отношение к ним детей и
их родителей не очень заботит такого
«классного».
«Наш классный» строит воспитательную
деятельность на основе сотворческой позиции, то
есть согласовывая и обсуждая мнения и точки
зрения обеих сторон. Классный руководитель
стремится узнать свой класс, его настроения,
отношение к событиям школьной жизни и друг к
другу. В его задачу входит выработать общие
подходы. Педагог развивает у ребят культуру
договорных отношений, умение анализировать,
делать все дела творчески. Совместно вырабатывая
нормы и принципы жизни в коллективе, он
постепенно передает управление классом в руки
самих ребят.

ГАММА ОТНОШЕНИЙ

Приведенная классификация отражает далеко не
всю гамму отношений педагогов к своей «классной»
деятельности. Выделены лишь наиболее часто
встречающиеся типы.
Оказывается, что с представителями первой группы
(«Я — прежде всего учитель») могут сотрудничать
чаще всего старшеклассники. Они принимают
позицию классного руководителя, если ему не
безразличны его ученики и он готов делиться с
ними своим интеллектуальным и нравственным
багажом.
«Классную маму» выбирают и ценят, главным
образом, младшие подростки. Им важно быть в
активной позиции, участвовать в различных делах.
Важно быть вместе, если в классе присутствует
благоприятный эмоциональный и нравственный
климат.
«Так называемый классный» не нравится никому. На
его равнодушие и формальное отношение к классу
дети отвечают тем же. Ведь взаимодействие
возможно, если обе стороны стремятся понять и
услышать друг друга.
«Наш классный» интересен школьникам самых
разного возраста. Они относятся к такому
руководителю с уважением и доверием. Именно
здесь наблюдается процесс объединения целей и
ценностей взрослого и детского мира, выработка
общих норм и принципов жизнедеятельности в
коллективе и поддержка индивидуальности.
Статистика показывает, что данная группа
классных руководителей довольно малочисленна.
Это педагоги от бога, и они могут быть в любой
школе. Но чаще настоящие классные встречаются
там, где проблемы воспитания ставятся в число
приоритетных задач образования.

ВЫРАБОТАТЬ ПОДХОД

В одной из московских школ мне довелось
присутствовать на педсовете, который был
посвящен проблемам воспитания и, в частности,
классного руководства.
Его цель заключалась в том, чтобы выработать
общие подходы к воспитанию и профессиональное
отношение к воспитательной деятельности. Члены
административной команды видели важнейшую
задачу в том, чтобы поднять статус классного
руководителя. Ответственным за подготовку и
проведение педсовета был назначен школьный
психолог. Под его руководством была организована
«позиционная дискуссия», в ходе которой
представлены разные точки зрения. Были созданы
группы «защитников», «оппонентов», «аналитиков»
и «компромиссная группа». Участникам
предлагалось побывать в разных ролевых позициях
и изнутри почувствовать все их плюсы и минусы.
Какие позиции воспитательной деятельности
обсуждались?
1. Классный руководитель имеет дело с
несформировавшимися детьми. Его задача —
наставить ребенка на путь истинный, передать
культурные нормы, нравственные образцы.
2. В ребенке с рождения заложены все способности.
Главная задача классного руководителя — создать
условия для их реализации.
3. Ребенок должен приобретать свой социальный
опыт. Нельзя его пасти и опекать. Опыт
предшествующих поколений важно знать, но не
воспроизводить.
Обсуждение было бурным, но единая точка зрения по
вопросам воспитания и классного руководства не
была выработана.
Однако были и те, кто признал, что надо менять
отношение к работе с детским коллективом, чтобы
легче было решать воспитательные задачи.
Когда спрашиваешь о приемах и способах
взаимодействия с детьми хороших «классных», они
отвечают немногословно: «общаюсь как с равными»,
«снимаю маску учителя», «постоянно сверяю с
ребятами свои позиции», «работаю с классом как с
живым организмом — он растет и развивается, я
тоже расту и развиваюсь».
В этих высказываниях можно найти и ответы на
вопрос: «Как?»
С.Д. Поляков (Деятельность классного
руководителя: Памятки, упражнения, опыт. —
Ульяновск, 1996
) называет педагогику общения
«воспитатель — школьник» «педагогикой
установления контакта и взаимного доверия» и
выделяет в ней 4 стадии.
1. Стадия установления контакта. Нахождение
нужной тональности, подчеркнуто вежливого и
доброжелательного обращения. Обращение за
советом. Использование нейтральных высказываний
по поводу класса и учеников.
2. Стадия поиска общих интересов. Важно
выяснить круг интересов школьников, спокойно
относиться к таким, которые вызывают у самого
педагога неоднозначную реакцию (к примеру,
компьютерные игры, увлечение телевизионными
передачами). Можно поделиться своими
увлечениями, интересами.
3. Стадия создания открытости в общении.
Педагог показывает жестами, взглядом, репликами
свое принятие и понимание школьника («Да-да, я
тебя понимаю. Мне это тоже нравится»),
демонстрирует свою открытость, рассказывает и о
своих прошлых или теперешних проблемах, чувствах
(«Это чувство мне знакомо. Со мной такое было. Мне
тоже не все понятно»), подчеркивает интерес к
мнениям и взглядам ребят.
В этот период важно стремиться уменьшить
психологическую дистанцию (интонацией,
обращением по имени — в варианте, который
привычен и желателен для школьника; обсуждением
лишь тех проблем, которые заявляются самими
учащимися). В ходе общения происходит переход на
обсуждение более глубоких проблем, если это не
вызывает сопротивления. Юмор является хорошим
подспорьем в установлении контакта. Только важно
не переходить границы дозволенного, не допускать
панибратства.
4. Стадия откровенной беседы. На этом
этапе можно обращаться к важным и сложным для
школьника ситуациям, высказывать свое мнение не
только о позитивных, но и негативных его
поступках. Важно оценивать поступки, а не
личность, использовать предположительный
характер высказывания («Мне кажется, что ты
можешь по-другому»; «Я уверена, ты справишься с
этой ситуацией»). Следует создавать условия для
получения обратной связи от учащихся по поводу
успешности собственной педагогической
деятельности.

«ВАМ НЕ ПОНЯТЬ»

Для установления контакта с детьми важно
понимать, что ты как педагог одновременно
принадлежишь «миру детства» и «миру взрослых» и
находишься на границе этих двух миров, иначе
происходит потеря «социальной сензитивности».
Ты постоянно изучаешь реальность детского мира:
знаешь, что они читают, какую слушают музыку,
какие смотрят фильмы и в какие играют игры. И
совсем не обязательно, чтобы педагог разделял их
интересы и чувства. Важно, чтобы он пытался их
узнать и не отвергал изначально.
Одна из классных руководителей рассказала, как
ей удалось «раскрутить» ребят на проведение
классного часа, посвященного современной
эстрадной музыке. Она их спросила, какую музыку
они слушают. И в ответ получила: «Это не для ваших
ушей. Вам не понять. Вы из другого поколения».
Когда она заметила, что хотела бы с помощью ребят
понять современные тенденции в музыке, ребята
предложили принести свои записи.
Вместе решили, что лучше сделать небольшие
сообщения с демонстрацией выступлений
представителей разных музыкальных направлений.
Выяснилось, что в классе мало кто может
рассказать о современных музыкальных течениях и
имеет любимые группы. Многие стали искать нужную
литературу, делать вырезки из газет и журналов.
На завершающий вечер были даже приглашены
родители.
Вообще детский коллектив должен быть предельно
открыт для вхождения новых людей, взаимодействия
с другими коллективами. В этом случае происходит
процесс обмена ценностями и нормами жизни,
общения, расширяется собственный социальный
опыт.
Классный руководитель постоянно находится в
позиции исследователя. Он изучает ребят в самых
разных их проявлениях: на уроках, перемене, в
общении с педагогами и одноклассниками. Зачем он
это делает? Во-первых, для того, чтобы успешнее
строить взаимодействие с ними. Во-вторых, чтобы
уметь поддержать в них положительные тенденции.
И наконец, для того, чтобы уметь, в случае
необходимости, защитить их от нападок учителей и
родителей.
Наряду с наблюдением, которое является наиболее
доступным и естественным способом изучения
школьника, существует довольно много разных
методик, направленных на выявление различных
сторон личности ребенка, его отношения к
окружающему миру, одноклассникам и пр. И педагог
самостоятельно или с помощью психолога может
выбрать нужную ему методику. Вопрос заключается,
прежде всего, в умении интерпретировать
полученные данные и сохранить их
конфиденциальность.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Еще несколько слов о том, чем и как может увлечь
ребят в эпоху столь бурного развития технических
средств, видов массовой информации классный
руководитель. Педагог вместе с ребятами ищет те
сферы, которые в данный момент наиболее
актуальны для данного коллектива. Идеи очень
часто подсказывают сами ребята. Важно так
организовать деятельность, чтобы в ней
участвовало большинство учащихся.
Наиболее эффективной, по моему мнению, является
методика под условным названием КТД — коллективное
творческое дело.
Ее автором является
И.П.Иванов, очень талантливый ленинградский
педагог. Его методика широко используется в
самых разных коллективах (в том числе и в детских
колониях). Ее преимущество состоит в том, что
ребята активно участвуют в выборе дел,
определении целей, разработке проекта их
реализации, выборе своего места в этой работе.
Одна из задач состоит в том, чтобы большинство
ребят побывали в различных ролях: лидера,
исполнителя, консультанта, оформителя и т.п. По
окончании КТД каждый высказывает свое отношение
к прошедшему событию, степень удовлетворенности
своей деятельностью и деятельностью
одноклассников.
Взрослый на первом этапе является эмоциональным
лидером, организатором процесса. Он заряжает
ребят своей верой в успех предстоящего дела,
опирается на наиболее заинтересованных. Его
задачей является также поддержка неуверенных,
застенчивых детей, работа с теми, кто «выпадает
из контекста». В дальнейшем он может быть рядовым
участником дела или консультантом. Есть
прецеденты проведения совместных дел «педагоги
— дети», «родители — дети».
В случае, когда детский коллектив еще не готов к
собственному творческому делу, можно предложить
воспроизвести увиденное ребятами по телевизору
— игру, соревнование и т.п. У них все равно
получится свой неповторимый вариант. Когда
учащиеся попробуют свои силы, оценят
возможности, разработка собственного проекта
будет проходить без напряжения, с большим
удовольствием.

НЕМНОГО О САМОУПРАВЛЕНИИ

Так называемые дни самоуправления, основой
которых все-таки является игра, проводятся чуть
ли не в каждой школе. Причем часто все
самоуправление ограничивается выборами
ответственных за определенные участки работы, а
дальше следует контроль за исполнением со
стороны учителей и педагогов.
Другое дело — совместная деятельность, в ходе
которой вырабатываются особые правила отношений
между «классным» и его воспитанниками,
основанные на уважении и доверии, умении
соблюдать договорные отношения.
Развитие системы договорных отношений между
классным руководителем и учащимися является
эффективным средством формирования личной и
коллективной ответственности. Договариваясь по
определенным вопросам, обе стороны объединяют
интересы и вырабатывают взаимные обязательства
по их исполнению.
На разных этапах классный руководитель может
использовать разные виды договора:
а) договор на условиях ребенка, когда необходимо
прояснить его интересы и ожидания, выработать
план совместных действий;
б) договор на условиях педагога, когда ребенок
затрудняется самостоятельно выбрать вариант.
Педагог предлагает выбрать один из вариантов,
обозначив определенные условия («Вы хотите
провести дискотеку, обеспечьте порядок во время
и после нее»);
в) договор-компромисс выбирается в случае, когда
обе стороны хотят разрешить какую-то проблему («Я
обещаю поговорить с учителем истории, а вы
извинитесь за свое поведение и будете налаживать
с ним отношения сами»);
г) договор-сотрудничество заключается при
наличии доверительных, открытых отношений, когда
согласовываются варианты творческого
взаимодействия. (Использована классификация
С.М.Юсфина.)
Важным элементом деятельности педагога является
проведение рефлексии, благодаря которой
происходит «разбор полетов», осмысление
ребятами своих действий и поступков, а также
проблем взаимодействия в коллективе. Это особая
техника, позволяющая шаг за шагом провести
качественный анализ того или иного действия.
Педагог в ходе этого действия также может
рассказать учащимся о своих состоявшихся и
несостоявшихся ожиданиях, открыто
проанализировать собственные просчеты и ошибки.
В результате происходит выработка принципов
взаимодействия, совместное движение по созданию
благоприятного климата в коллективе.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

  • Педагог (на первых ступенях
    обучения) выступает инициатором совместных
    действий. Он предлагает что-то, что может
    объединить усилия всех, затем получает обратную
    связь от детей об их желании участвовать в этом.
    Задача педагога в том, чтобы постепенно передать
    инициативу в вопросах организации жизни
    коллектива в руки самих детей при сохранении за
    собой права быть консультантом по
    основополагающим позициям.
  • Педагог способствует созданию
    благоприятных условий для участия каждого
    ученика в общих делах. Стимулирует, помогает
    найти посильное и интересное дело для каждого.
  • В коллективе вырабатываются
    законы и нормы взаимодействия. На каждом этапе
    жизнедеятельности они могут обогащаться и
    обновляться.
  • Педагог стремится к
    расширению круга лиц, которые могут участвовать
    в совместной деятельности, а также к нахождению
    новых сфер деятельности. Коллектив должен быть
    предельно открыт для новых людей.
  • На протяжении существования
    коллектива важно, чтобы каждый смог побывать в
    роли лидера и рядового, ответственного и
    исполнителя.
  • Большое количество
    мероприятий не означает их качества и достижения
    воспитательного эффекта.
    Смысл той или иной деятельности должен быть
    понятен детям. Каждый имеет право не участвовать
    в коллективной деятельности без объяснения
    причин. Задача педагога состоит в том, чтобы
    найти такую деятельность, которая будет
    интересна и важна всем или большей части детей.


Татьяна ФРОЛОВА,
кандидат педагогических наук

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Kimax bs u35wf инструкция на русском
  • Препарат ивермектин для животных инструкция по применению
  • Написать руководству дикси
  • Омез внутривенно инструкция по применению цена
  • Keenetic start n300 инструкция на русском