Третьяковская галерея руководство официальный сайт

Проничева Елена Владимировна

Генеральный директор

Шаршавицкая Татьяна Михайловна

Первый заместитель генерального директора

Карпова Татьяна Львовна

Заместитель генерального директора по научной работе

Городкова Татьяна Семеновна

Главный хранитель музейных предметов

Гафар Татьяна Викторовна

Заместитель генерального директора по развитию новых музейных пространств

Мочалина Екатерина Александровна

Заместитель генерального директора по выставочной деятельности

Передерий Елена Алексеевна

Заместитель генерального директора по экономике и финансам

Торчинский Вячеслав Маркович

Заместитель генерального директора по строительству и эксплуатации

Коваленко Николай Иванович

Заместитель генерального директора по безопасности

Савченко Михаил Михайлович

Директор филиала Государственной Третьяковской галереи в г. Самара

Байдильдина Камиля Эдигеевна

Директор филиала Государственной Третьяковской галереи в г. Калининград

Мишин Сергей Александрович

Заместитель генерального директора по общим вопросам

Приказ о продлении контракта теперь уже бывшего гендиректора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой лежал на столе у министра культуры еще 7 февраля, сообщили источники «Известий». Но именно истечение срока договора указано в качестве причины отставки в официальном релизе ведомства. Назначение на пост главы Третьяковки Елены Проничевой, руководившей Политехническим музеем, для арт-среды стало сюрпризом. Опрошенные редакцией представители крупных институций высоко оценивают вклад Трегуловой в развитие ГТГ и с надеждой смотрят на новое начальство Третьяковки. В том, как произошла перемена власти в самой знаменитой галерее страны и что ждет ГТГ с новым гендиректором, разбирались «Известия».

Февральская революция

В начале февраля в профессиональных кругах активно заговорили о том, что казавшаяся бессменной глава ГТГ Зельфира Трегулова может потерять свой пост. Контракт гендиректора истекал 7 февраля, и с приближением дня Х становилось всё яснее, что эти слухи имеют под собой вполне реальные основания. И когда 7 февраля никаких новостей не появилось, а Минкультуры и Третьяковка сохраняли молчание, стало понятно, что ситуация действительно уже нештатная.

картина поленов силуэт гтг

Фото: ТАСС/Александр Щербак

Источник «Известий» в арт-сфере признался, что 8 февраля уже знал о грядущей отставке Трегуловой, но имя преемника оставалось нераскрытым. Другой инсайдер сообщил, что еще 7-го ему говорили об ином исходе — приказ о продлении контракта Зельфиры Исмаиловны лежал у министра на столе. По словам источников, среди обсуждаемых кандидатур звучало даже имя главы Манежа Ивана Демидова, но мало кто предполагал, что новым руководителем ГТГ станет директор Политехнического музея Елена Проничева.

В Минкультуры прокомментировали назначение лаконичным сообщением, отметив, что «Елене Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов». Вместе с тем ведомство отметило и вклад прежнего директора. «Под ее руководством было организовано множество масштабных выставочных, образовательных, просветительских и научных проектов», — подчеркнули в пресс-службе министерства.

Из очереди на Серова

Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковку с 2015 года, и за эти восемь лет музей преобразился — как в прямом, так и в переносном смысле. Во-первых, он существенно расширил свои площади. Здание на Крымском Валу стало принадлежать галерее целиком (раньше музей делил его с Международной конфедерацией союзов художников), появились филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре, а в столице был открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Помимо этого строится здание на Кадашевской набережной и фондохранилище в Коммунарке (последнее рассчитано на несколько музеев).

нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной

Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Во-вторых, Третьяковка существенно изменила выставочную политику. Именно под руководством Трегуловой открылись ретроспективы Серова (2015), Айвазовского (2016), Верещагина (2017). Тогда даже появилось понятие «музейный бум», и хотя связано оно было не только с успехами ГТГ, именно Третьяковка выступила флагманом этого процесса и сделала максимум, чтобы широкая публика перестала воспринимать художественные музеи как скучные, непонятные и некомфортные места. Проще говоря, Трегулова сделала «ребрендинг» конкретного музея и в целом выставок как формы культурного досуга.

Зельфира Исмаиловна, безусловно, многое сделала для ГТГ. Имея определенный международный опыт, она продвигала достойные проекты, сделала несколько блокбастеров, оживила пространство. Надо отдать ей должное, — отметил в беседе с «Известиями» ректор Санкт-Петербургской академии художеств, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ Семен Михайловский.

Зельфира Трегулова

Зельфира Трегулова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

До Третьяковки Трегулова возглавляла РОСИЗО. Нынешний гендиректор выставочного центра Ольга Галактионова в беседе с «Известиями» выразила уверенность, что у Трегуловой впереди «новый интересный этап профессиональной карьеры», и отметила, что «таким уровнем компетенций и профессионализма мало кто обладает».

— С Зельфирой Исмаиловной мы уже имеем опыт совместной работы в качестве куратора (например, в выставке «ДК СССР» она куратор раздела «Суровый стиль»). Надеемся, что сотрудничество продолжится и в будущем, — сообщила Ольга Галактионова.

Очередь, выставка, Серов, ГТГ

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Высоко оценивает вклад бывшего директора и основатель Музея AZ, член попечительского совета Третьяковки Наталия Опалева.

Мы все помним выставки-блокбастеры в допандемийные годы, на которые приходили сотни тысяч человек, множество других экспозиций — возможно, не таких масштабных по посещаемости, но представляющих и современное искусство, и забытые имена художников и скульпторов. Началось восстановление «малых» музеев, в частности, открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Шла активная работа по созданию филиалов, отдельного упоминания заслуживают важнейшие выставки за рубежом, в которых участвовала Третьяковка. Будучи членом попечительского совета ГТГ с 2020 года, я понимала, в каких непростых условиях руководство Третьяковской галереи оказывалось в эти годы и тем не менее находило решение возникающих проблем, — поделилась Наталия Опалева.

Царское дело

Пандемийные годы и последовавший за этим разрыв отношений с западным арт-миром, которые так усердно выстраивала Трегулова (например, обменные выставки с Ватиканом, организованные при личном содействии президента России Владимира Путина и папы Франциска I), действительно нанесли удар по музею. Но не менее тяжелым испытанием для директора оказалась череда скандалов — в последние годы они буквально преследовали ГТГ и лично ее руководителя.

Вот лишь самые резонансные: нападение вандала на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (недавно ее отреставрировали), похищение полотна «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи с ретроспективы художника. Вскоре она была найдена, но осадок, как говорится, остался.

иван грозный и сын его иван реставрация

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Наконец, самые свежие истории: отмена Московской международной биеннале буквально накануне ее открытия (в той ситуации министр Ольга Любимова поддержала позицию музея, но едва ли была довольна публичным выяснением отношений) и требование Минкультуры предоставить отчет о соответствии постоянной экспозиции «духовно-нравственным ценностям». Последнее стало реакцией на обращение посетителя ГТГ, обнаружившего в залах картины, «имеющие признаки деструктивной идеологии».

Третьяковку неоднократно обвиняли в демонстрации спорных произведений современного искусства, музей же последовательно отстаивал право на свободу художественного высказывания. Вероятно, и новая жалоба осталась бы внутренним делом, но почему-то этот факт стал достоянием общественности и тоже был использован для поддержания скандального информационного поля вокруг ГТГ. Суммарно подобные сюжеты вполне могли перевесить в восприятии властей достижения Трегуловой.

Семейные ценности

Сможет ли новый директор оградить музей от идеологических претензий, но при этом сохранить уровень выставочных проектов и не удариться в консерватизм? Пока сказать сложно. Елена Проничева с 2020 года возглавляла Политехнический музей, реконструкция которого продолжается и завершится лишь в 2025 году, а до этого семь лет руководила Еврейским музеем и центром толерантности. Его основатель президент Федерации еврейских общин России Александр Борода рассказал «Известиям», что глубоко признателен Проничевой за совместную работу.

Выставка

Посетители на выставке «До востребования» в Еврейском музее и центре толерантности в 2017 году

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Благодаря ее усилиям музей поднялся на высочайший уровень: в его стенах стали регулярно проходить выставки крупнейших мировых художников, она принимала решения смелые и необходимые для роста музея экспериментальной формы, — поделился Александр Борода. — У Елены Владимировны есть неоспоримый, выдающийся организаторский талант, она всегда планирует на несколько шагов вперед и тем самым добивается поставленной цели. Пусть такая формулировка может показаться парадоксальной, но для организатора важно уметь заранее четко простроить даже импровизацию, чтобы она не просто успешно прошла, но и работала на перспективу.

Елена Проничева окончила МГИМО по специальности «Сравнительная политология». Ее отец — генерал армии, Герой России Владимир Проничев. В 2002-м был одним из руководителей операции по освобождению заложников, захваченных террористами на мюзикле «Норд-Ост». С 2003 по 2013 год возглавлял пограничную службу ФСБ РФ. Сестра Екатерина управляла ВДНХ и комитетом по туризму Москвы, а с прошлого года руководит Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Лучшая кандидатура

Эксперты из арт-среды оценивают назначение осторожно, но скорее позитивно и с надеждой.

На мой взгляд, в сегодняшних условиях это разумное решение. У Проничевой есть понимание старого и нового искусства, системный подход и, что немаловажно, опыт. Молодая, энергичная, открытая. Конечно, ей придется решать многие вопросы, не только касающиеся выставок, но надеюсь, справится. Из всех обсуждаемых кандидатур она, наверное, лучшая, — полагает Семен Михайловский. А Ольга Галактионова поздравила Елену Проничеву и пожелала успешной работы на новом месте, добавив, что пока не знакома с ней, но надеется на скорое знакомство и сотрудничество.

посетители выставки

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

В пресс-службе Политехнического музея «Известиям» сообщили, что он «продолжает свою деятельность согласно текущему плану развития». Временно исполняющим обязанности генерального директора Политехнического музея назначен Константин Фурсов.

Сама Елена Проничева, как, впрочем, и Зельфира Трегулова, была недоступна для СМИ. Пресс-служба Третьяковской галереи обещала подготовить развернутый комментарий позже, пока что ограничившись подтверждением официального сообщения Министерства культуры.

«Новым генеральным директором Государственной Третьяковской галереи назначена Елена Проничева, которая с 2020 года возглавляла Политехнический музей. Она сменит Зельфиру Трегулову, которая покидает должность генерального директора музея в связи с завершением срока трудового контракта«, — сообщила пресс-служба Министерства культуры РФ.

Елена Владимировна Проничева родилась 6.06.1983 в Мелитополе Запорожской области. Окончила Московский государственный институт международных отношений по специальности «сравнительная политология». Работала на различных должностях в Комитете по бюджету и налогам Госдумы РФ, департаменте внешнеэкономической деятельности «Газпрома», Газпромбанке. В 2012-13 годах руководитела проектами по развитию ВДНХ (ВВЦ) в качестве ассистента заместителя заместителя генерального директора ВДНХ (ВВЦ). В 2013-м заняла должность исполнительного директора Еврейского музея и Центра толерантности. В 2015–20 годах трудилась на аналогичной должности в Федеральном научно-методическом центре по вопросам психологии и педагогики толерантности. С 2018-го состоит в рабочей группе «Культура» Регуляторной Гильотины – подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при правительственной комиссии по проведению административной реформы по направлению «Культура». 15.12.2020 назначена генеральным директором московского Политехнического музея (РИА Новости: «Под её руководством Политехнический музей значительно расширил публичную и выставочную программы. Мероприятия музея проходят по всей стране, планируется открытие филиалов — в Туле, Великом Новгороде и других городах России»). С 2021 года — одна из наставниц проекта «Женщины. Школа наставничества», созданного по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ. С 2022 года — член Совета при Владимире Путине по науке и образованию. Награждена премией Общероссийского общественного движения «За сбережение народа», почётной грамотой Московской городской думы.

Внимание СМИ приковано к родственным связям нового гендиректора Третьяковки. И это понятно.

Отец — Владимир Егорович Проничев, выпускник Алма-Атинского высшего пограничного командного училища КГБ при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского и Военной академии им. М. В. Фрунзе, ветеран-афганец, заместитель директора ФСБ — начальник Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом в 1998-2003 годах (один из руководителей штаба по освобождению заложников при захвате людей чеченскими террористами в театральном центре на Дубровке в октябре 2002-го в Москве), первый заместитель директора ФСБ — руководитель Пограничной службы ФСБ России в 2003-13 годах (член оперативного штаба по проведению контртеррористической операции после захвата школы в Беслане в сентябре 2004-го), генерал армии, Герой Российской Федерации, близкий друг секретаря Совета Безопасности РФ и лидера «силового блока» Николая Патрушева.

Старшая сестра — Екатерина Владимировна Проничева, выпускница юридического факультета и факультета искусств Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, первый заместитель главы Департамента культуры г. Москвы в 2012-13 годах, руководитель Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ в 2013-14 годах, заместитель гендиректора ВДНХ в 2015-18 годах, руководитель Комитета по туризму г. Москвы в 2018-22 годах, с июля 2022 года — директор Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, объединяющего группу уникальных архитектурных памятников русского жилого, оборонительного и церковного зодчества.

———————

Задачу №1 Елены Проничевой в должности гендиректора Третьяковской галереи сравнивают с первоначальной деятельностью женщины во главе Политехнического музея. Где она разгребала «культурно»-криминальное наследие своей предшественницы Юлии Шахновской (ранее руководила проектами олигархов Романа Абрамовича и Александра Мамута, экс-функционер РАО «ЕЭС России»). Последнюю в Политех когда-то лично устраивал Анатолий Чубайс, друг и соратник её папеньки Василия Шахновского — одного из видных «младореформаторов», бывшего сенатора и совладельца ЮКОСа, фигурировавшего в громком уголовном деле и ныне живущего в Швейцарии. Г-жа Шахновская активно помогала г-ну Чубайсу осваивать миллиарды, выделенные на реставрацию музея; стоимость контракта с подрядчиком на строительные работы за время реконструкции выросла с 7,3 млрд до 11,9 млрд рублей.

Теперь при помощи силового блока придётся разбираться со скандальным наследием г-жи Трегуловой. Затем предстоит введение в эксплуатацию нового музейного комплекса Третьяковки на Кадашёвской набережной. А потом… Потом можно идти в министры культуры. Всерьёз прочат, факт. Тем более, что сравнительно недавно на пост главы Минкульта рассматривалась кандидатура сестры Екатерины, но победили лоббисты назначения Любимовой.

двойной клик — редактировать изображение

ТГ-канал «Закулиска»: «Мало кто сомневался, что Зельфиру Трегулову заменят. Главный вопрос был «кем?», и кандидатур на статусную должность было не так уж много. Настолько, что околомузейные конспирологи запускали совсем уж абсурдные версии про четвёртое назначение Ивана Демидова (гендиректор музейно-выставочного объединения «Манеж», бывший директор московского парка «Зарядье» и замминистра культуры РФ, экс-начальник идеологического управления политдепартамента партии «Единая Россия», создатель музыкальной телепрограммы «МузОбоз» и православного телеканала «Спас» — Прим.). При этом в сторону сестёр Проничевых никто до последнего дня не думал, а зря. <…> Удачи Елене Владимировне! Поддерживаем«.

ТГ-канал paradox_friends: «Культурный капитал уходит под Совбез. Назначение дочери давнего патрушевского сослуживца Елены Проничевой гендиректором «Третьяковки» нельзя не рассматривать в отрыве от карьерного кульбита её старшей сестры — в июле 2022-го Екатерина Проничева возглавила Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Правда, если «музейную» должность Екатерины можно было расценить как компенсацию за проигрыш аппаратных войн, то перемещение Елены в «Третьяковку» — безоговорочная победа. <…> И личный карт-бланш«.

ТГ-канал «Преемник»: «С позиции директора одного из знаковых музеев страны, да ещё после успешно проведённой реконструкции — прямая дорога на должность министра культуры РФ. Вряд ли это лобовая атака на ставленницу Ковальчуков Ольгу Любимову. Скорее, закладка до того момента, когда действующего министра будут готовить к отставке и начнётся поиск кандидатур на замену. А это может произойти во вполне обозримом будущем«.

Патриотические ресурсы однозначно приветствуют увольнение Зельфиры Трегуловой. «Царьград» надеется, что Елена Проничева в отличие от прежнего директора «понимает всю ценность русской культуры и единства русского общества«. В целом она пока воспринимается как тёмная лошадка. Хотя зубовный скрежет всяких арт-менеджеров/художников-концептуалистов и нетвойняшной либероты типа Екатерины Винокуровой («Со стороны Проничевой единственным этичным ходом было бы отказаться от назначения на фоне такой «пиар-поддержки» натуральных полуфашистов, которые по команде стали визжать про «негосударственничество» Третьяковки. Если Проничева не откажется и сделает вид, что «всё нормально», это исчерпывающе говорит о её ценностях, несовместимых с искусством и реальными ценностями«) — хороший знак.

Теги события:


культура


третьяковская галерея


назначение

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, занимавшая этот пост восемь лет, с февраля 2015 года, отправлена в отставку. Официальное основание — истечение срока контракта, который последний раз продлевался в 2018-м. Новым директором стала Елена Проничева — выпускница МГИМО, бывший исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности (2013–2020) и директор Политехнического музея (с декабря 2020-го). Комментирует Сергей Ходнев.

Третьяковская галерея — не только узорчатое здание в Лаврушинском переулке с примыкающим Инженерным корпусом. Это и бывший Центральный дом художника на Крымском Валу: при Зельфире Трегуловой галерея получила здание в свое распоряжение полностью, в рамках большого ребрендинга назвала его «Новой Третьяковкой» и инициировала его масштабную реконструкцию по проекту знаменитого архитектора Рема Колхаса и его бюро OMA. И новое здание на Кадашевской набережной: сама идея появилась еще в нулевые, но только при уходящем директоре строительство сдвинулось с мертвой точки, и в 2024 году новый корпус пообещали открыть. И учрежденные при госпоже Трегуловой региональные филиалы — в Самаре (почти готов — первая выставка намечена на осень 2023 года), Владивостоке, Калининграде (строятся полным ходом). И так называемые малые музеи — старые дома-музеи известных художников (вдруг оказалось, что они не только достопочтенный балласт, что и их можно подать интересно) плюс новосозданный Музей Павла и Сергея Третьяковых.

Вот простые цифры: в 2014 году посещаемость музея составляла примерно 1 млн 400 тыс. человек. В 2015-м, когда госпожа Трегулова пришла в ГТГ,— более 1 млн 600 тыс. В 2017-м это число перевалило за 2 млн. Уже в предпандемийном 2019-м подошло к 3 млн (2 835 836 человек, если быть точным).

Но свести к голым количественным показателям, даже триумфальным, историю Третьяковки последних семи лет невозможно. Как невозможно и мерять ее скандальными происшествиями — вандальским нападением на репинского «Ивана Грозного» (2018), похищением гостившей в ГТГ картины Архипа Куинджи из Русского музея (2019), протечкой крыши в здании «Новой Третьяковки» (2020).

Возьмем казусы других музейных институций. Вот Музеи Московского Кремля: консервативно-торжественное витринное учреждение, всем известное, но десятилетиями привлекавшее по большей части туристов. С 2003 года все вдруг начало меняться — в Кремль с совершенно ослепительными гастролями стали приезжать музеи уровня Лувра, дрезденских «Зеленых сводов», венского Kunsthistorisches Museum, да и сам музей начал создавать эффектные и умные выставки на узловые исторические темы (скажем, «Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного», 2007). Само оно так получилось? Нет, благодаря все той же Зельфире Трегуловой, которая в 2002–2013 годах была в кремлевских музеях заместителем директора по выставочной работе и международным связям. Вот музейно-выставочное объединение «Росизо»: там в 2010-е после глубокого затишья случилась череда огромных и резонансных международных проектов. «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам, Бонн и Лондон, 2013–2014), тонкая выставка об Андреа Палладио и русском палладианстве (Венеция и Москва, 2015), блокбастер «Рождение космической эры», где переплетались наука, технологии, русский космизм и русский авангард (Лондон, 2015). Все это тоже отнюдь не само возникло — в 2013–2015 годах Трегулова возглавляла «Росизо».

Дело даже не в том, что она прекрасный искусствовед: из ученых совсем не всегда получаются идеальные руководители. И не в том, что она профессионал кураторского дела, каких в России страшно мало: одна шумная временная выставка — это одно, повседневная рутина массивного государственного музея — другое.

В ее директорстве была большая и, казалось бы, совершенно убедительная просветительская миссия.

Грандиозные выставки главных отечественных художников — только одна ее часть и притом довольно предсказуемая. Хотя никто не мог предположить, что эта практика тоже будет вызывать такой ажиотажный интерес — с рекордами и мемами («девочка-девочка, очередь на Серова заворачивает на твою улицу» — помните?).

Выставки в Третьяковке показывали — впервые за всю ее историю — сокровища первостатейных музейных собраний Европы (лондонская Национальная портретная галерея и Пинакотека Ватикана). По-новому освещали, казалось бы, безнадежно хрестоматийные имена истории отечественного искусства. Препарировали советскую культурную историю («Оттепель» 2017 года и посвященная застою выставка «Ненавсегда», 2020). Изучали на немецком и русском материале психологические, политические, религиозные, литературные обстоятельства европейского романтизма (сделанная совместно с Государственными музейными собраниями Дрездена выставка «Мечты о свободе», 2021). И все это с многодельными параллельными программами, лекциями, кинопоказами, инклюзивностью, музыкальными фестивалями и так далее.

И да, современное искусство на равных правах во все это встраивалось — галерея приняла в дар произведения из собраний Марата Гельмана (признан иностранным агентом) и других коллекционеров, делала соответствующие выставки, участвовала в крупных международных начинаниях — последнее из них, проект «Многообразие. Единство», представлявший главные имена сегодняшнего европейского искусства, дело совсем недавнего прошлого: выставка открылась осенью 2021-го и завершилась в феврале 2022-го.

Но казалось, что иначе быть не может: в конце концов, основателю Третьяковской галереи тоже попадало от общественного мнения за любовь к скандальным и неблагонадежным передвижникам. Что все инновационные идеи терпеливо и подробно объяснялись.

Что нападки на директора и кампании в соцсетях — это одно, но вот же результат: музей, которому равно удаются роли национального достояния и модного, открытого, современного учреждения, куда молодежь идет совсем не из-под палки.

Тем более что неудобным бунтарем Зельфира Трегулова не была ни в коем случае, и компромиссных решений на ее счету как директора тоже много — вплоть до самого отчаянного компромисса: вывоза приписываемой Андрею Рублеву «Троицы» в Троице-Сергиеву лавру на богослужения летом 2022 года (последовавшие за этим вояжем изменения в состоянии иконы так широкой общественности и не были предъявлены).

Вышло, однако, что все аргументы — хоть от статистики, хоть от науки, хоть от административной гладкости, хоть от здравого смысла — больше не работают.

Уволен авторитетный специалист мирового класса (директора главных музеев Старого Света эту репутацию подтвердят и сегодня) с прекрасными международными связями? Но кому сегодня нужен мировой класс и особенно международные связи.

Назначен на это место человек без профильного образования и без опыта работы в полноценном художественном музее? Ну что делать, в истории Третьяковки бывало и такое: в 1993-м гендиректором сделали архитектора Валентина Родионова, чтобы он на правах очередного «крепкого хозяйственника» решил настоятельные ремонтно-реставрационные вопросы.

Помнится, когда-то Министерство культуры анонсировало, что руководителей музеев будут назначать по гласной процедуре с подачей заявок и концепций со стороны претендентов и их публичным рассмотрением — так это и происходит во всем мире. Смена власти в Третьяковке проведена почти вовсе непублично. «Почти» — потому что в январе была странная история с жалобой посетителя на неполное соответствие постоянной экспозиции галереи духовно-нравственным ценностям. Таких жалоб всегда было много (и любой, кто дал себе труд полистать книгу отзывов на какой-нибудь большой выставке, знает, насколько причудливыми они бывают), но эта почему-то утекла в публичное пространство и прозвучала совсем незадолго до теперешних событий в руководстве ГТГ. Каким именно образом эти события связаны — на этот счет никаких официальных комментариев ни со стороны Минкульта, ни со стороны Третьяковской галереи так и нет. Можно, как бы то ни было, с полной основательностью прогнозировать, что теперь Третьяковской галереей дело не ограничится и что нас ждут перемены в руководстве крупных федеральных музеев начиная с ГМИИ и Русского музея. Готовых кадров, правда, нет, конкурсных процедур тоже не предвидится.

Биография

Елена Проничева гордится тем, что ей в 2000-м удалось попасть во второй набор факультета политологии Московского государственного института международных отношений. Политическая система в России находилась тогда на этапе становления, и вчерашней школьнице показалось перспективным изучение этих процессов. Однако по полученной специальности работать она так и не пошла, а выросла в одного из топ-менеджеров музейной отрасли.

Детство и юность

Бывший деятель российских спецслужб и руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев на пару с супругой воспитал двух дочерей — Екатерину и Елену. Старшая наследница генерала армии и Героя РФ, входившего в оперштаб по освобождению заложников во время терактов в театральном центре на Дубровке и в Беслане (в первом случае — и возглавившего его), родилась 26 мая 1977-го в Петрозаводске. Младшая появилась на свет 6 июня 1983-го в родном городе отца Мелитополе, расположенном в Запорожской области Украины.

По окончании школы выпускница-медалистка отправилась изучать политологию в МГИМО. Вспоминая годы учебы, она отмечала, что, так как ее набор был одним из первых, то преподаватели уделяли студентам много внимания и старались найти к каждому индивидуальный подход. А после первой сессии, когда отчислили 30 % курса, работа с оставшимися учащимися началась углубленная и точечная.

Девушка застала ту уникальную пору становления факультета, когда полностью отсутствовал список учебников, и она с сокурсниками занималась по пособиям самых крупных мировых университетов, хранившимся на кафедре в единственном экземпляре:

«Мы сами их переводили, соответственно, учились по ним, проводили семинарские занятия. Это был уникальный способ получения знаний, поэтому и отношения с преподавателями на занятиях складывались иначе, и увлеченность предметом носила совсем другой характер».

Карьера

Девушка с трудом находила время на студенческую жизнь, так как в довольно юном возрасте вышла на работу. После первой сессии студентка, решившая, что ей необходим профессиональный опыт, устроилась в Госдуму. Там она стала помощником депутата в комитете по бюджету и налогам и отвечала в основном за техническую часть (распечатка документов, организация заседаний и прочее).

Елена Проничева сменила Зельфиру Трегулову на посту гендиректора Третьяковской галереи https://t.co/B6Lzl4AdGW pic.twitter.com/MtkN7XX2fy

— Георгий (@pravda60) 9 февраля 2023 г.

Генеральный директор Третьяковской галереи Елена Проничева

С 2012-го по 2013-й выпускница МГИМО, оставившая за плечами департамент внешнеэкономической деятельности Газпрома и Газпромбанк, руководила проектами по развитию и числилась ассистентом зама генерального директора Всероссийского выставочного центра. Заниматься музейным делом она начала, по ее словам, «довольно банально» — после декретного отпуска хотелось иметь свободный график, социализироваться и самостоятельно регулировать степень вовлеченности в процессы.

После этого Проничеву заметили и пригласили перейти в Еврейский музей и центр толерантности. На новой должности исполнительного директора младшая дочь генерала армии столкнулась с единственной трудностью в виде нехватки знаний:

«Мне понадобилось довольно много времени, чтобы погрузиться в материал, понять специфику, изучить особенности традиций, религиозный компонент, который так или иначе присутствует в структуре Еврейского музея. Но это обычный профессиональный подход к делу — необходимость и стремление освоить новую тематику».

Уроженка Мелитополя восемь лет посвятила этому культурному центру, навсегда оставшись благодарной Александру Бороде, которого называла достойным руководителем, всегда приветствовавшим инициативы и помогавшим, и строгим, но добрым и справедливым наставником.

Из реализованных под руководством старшего коллеги и товарища проектов Елена Владимировна выделяла те, что относились к области толерантности и межкультурного диалога, и образовательные и культурные программы по адаптации мигрантов, развивавшиеся совместно с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. В 2015-м молодая женщина заняла пост исполнительного директора в созданном на базе Центра толерантности Федеральном научно-методическом центре в области психологии и педагогики толерантности.

В декабре 2020-го Проничева вписала в биографию Политехнический музей. Основную миссию учреждения его глава видела в максимальной общедоступности уникального фондового собрания, формировавшегося на протяжении 150 лет, и в широком раскрытии его возможностей, которыми не обладает ни один музей в России.

Личная жизнь

О личной жизни Проничевой ничего не известно, за исключением того, что, когда у нее появились дети, она стала нуждаться в свободном графике работы. Ведь в то время, когда Елена Владимировна имела отношение к банковской сфере, требующей полного погружения, времени на семью у нее не оставалось.

Бывший исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности и генеральный директор Политехнического музея держится подальше от социальных сетей. Но ее фотографии и сейчас отыщутся в инстаграм-аккаунтах (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) тех учебных заведений, где она проводила бизнес-встречи (например, в британской школе MCS).

Елена Проничева сейчас

Утром 9 февраля 2023-го на официальном сайте министерства культуры РФ появилась информация, что новым генеральным директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева. Она пришла на смену Зельфире Трегуловой, которая покинула занимаемую должность по завершении срока трудового контракта.

«Елене Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов», — говорилось в сообщении.

Интересные факты

  1. В 2016-м в некоторых СМИ мелькала информация, что новый Музей блокады, который планировали открыть в Санкт-Петербурге, могла возглавить младшая дочь Владимира Проничева.
  2. Елена Владимировна признавалась, что предложение возглавить Политехнический музей оказалось для нее полной неожиданностью, ведь это означало перейти из частного сектора на госслужбу. Но, поразмыслив, молодая женщина его приняла. Потому что в Еврейском музее она руководила ходом развития программной и выставочной деятельности, но окончательное решение об их векторе принимал Александр Борода, а в «политехе» у нее появилась возможность формировать концепцию, стратегию и нести ответственность за их реализацию.
  3. В 2015-м Проничеву наградили премией общероссийского общественного движения «За сбережение народа», а в 2019-м — почетной грамотой Московской городской думы.
  4. Наследница Героя России поняла, что погрузилась в тему Еврейского музея, за стандартный период, за который реализуется средний проект, — 1000 дней.
  5. Сестра Елены Проничевой была генеральным директором ВДНХ и председателем Комитета по туризму города Москвы, а в 2022-м возглавила Владимиро-Суздальский музей-заповедник. К слову, в том же году она заняла 28-е место в топ-100 влиятельных людей Владимирской области.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Навигатор garmin gpsmap 60cx инструкция по применению
  • Fmc boeing 737 инструкция на русском
  • Пиносол инструкция по применению для детей инструкция по применению
  • Спазмалгон инструкция по применению для беременных
  • Руководство по акс74у