Тренинги по классному руководству

Психологический
тренинг для классных руководителей

«Умеем ли мы
общаться?»

Цель
тренинга:

·      
создать доверительную обстановку во время групповой работы;

·      
познакомить с понятием “общение”, с представлениями о способах
самоанализа и самокоррекции;

·      
формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и
координации совместных действий;

·      
способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и
дискуссии.

План
занятия:

1.       Знакомство

Здравствуйте, позвольте
вас поздравить с началом нового учебного года, я желаю вам всем здоровья,
успехов в работе и семье и очень хороших учеников.

Мы — группа. Нам предстоит работать вме­сте,  поэтому
очень важно познакомиться,
узнать
имя друг друга. У каждого из вас есть сильные стороны, то что вы цените,
принимаете и любите в себе, что даёт вам чувство уверенности в собственных
силах, что помогает выстоять в трудную минуту.

Приятно, когда тебя называют по имени.
Значит, тебя
ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключено
тепло, любовь, дружба.   Я предлагаю его вам...

Меня зовут Раушания, я работаю психологом в гимназии №
1,  люблю справедливость
(психолог передает мягкое сердечко самому ближнему участнику группы, который называет свое имя и
пере­
дает сердечко другому).

Сердечко вернулось ко мне.  Я
уверена, что наше занятие будет очень полезным и интересным. Эпиграфом к 
занятию я выбрала отрывок из стиха  Булата Окуджава « Давайте понимать друг
друга с полуслова, чтоб , ошибившись раз, не ошибиться снова»
. Лучше его
никто не скажет цель нашего мероприятия.

 Для
того, чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять некоторые
правила.

      Нужно:

-Смотреть
на того,  к кому ты обращаешься.


Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую, я думаю.


Внимательно слушать, когда говорят другие.


Уважать чужое мнение.


Говорить искренне.


Шутить и улыбаться.


Говорить по одному.

         
Нельзя:


Угрожать, драться, обзываться, передразнивать, гримасничать.


Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или о его проступках за
пределами группы).


Шуметь, когда кто-то говорить.


Врать.


«Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.


Перебивать.

2.       А теперь,
давайте  поздороваемся!

Упражнение
«Здравствуй, друг!»

       
Все участники делятся на пары. Одна пара образует внутренний круг, другая
внешний. Пары стоят лицом друг к другу и повторяют следующие слова и выражения,
сопровождая всё это жестами:

J 
 Здравствуй,
друг! – жмут друг другу руки

J 
Как
ты тут? – правой рукой хлопают по плечу

J 
Где
ты был? – треплет ухо

J 
Я
скучал! – складывают руки на груди

J 
Ты
пришёл? – разводят руками в стороны

J 
Хорошо!
– обнимаются

Затем,
стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производят замену
партнёра и игра повторяется.

3.       Беседа

Психолог: Тема
нашего занятия: «Умеем ли мы общаться». «Единственная настоящая роскошь в мире
– это роскошь человеческого общения»- так писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Человек
существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в
соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает
какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако
всё это происходит благодаря тому, что обмениваясь информацией и переживаниями
с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в
общении.

Если бы не было
общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми
происходит развитие личности. Можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я
скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт
общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.

Скажите,
с чего начинается общение? Возможно, с умения человека приветствовать другого
так, чтобы тому захотелось общаться с ним.

Мы
сейчас разделимся на 2 группы. За 1 минуту вы должны будите придумать
приветствие противоположной группе. Но условие: приветствие должно быть
безмолвным, при помощи мимики и жестов.

4.       Беседа

— Вы умеете
общаться?  А вы? А вы?   (Конечно)                               

 Я тоже
вроде бы умею. Все умеют.


Тогда почему люди ходят на какие-то курсы общения, коммуникативные тренинги?

(Им
не достаточно своих умений. Хотят общаться лучше)


А что значит общаться хорошо или, как говорят, эффективно?


Оказывается, есть какие-то правила эффективного общения, приёмы эффективного общения,
принципы общения. Одни из них мы стихийно соблюдаем. Другим нужно учиться.
Некоторые соблюдать очень даже непросто. Есть истинные мастера общения. Каждый
контакт с такими людьми – событие, развитие, радость, –  что и нужно нашим
детям. И нам, если хотим сохранить контакт с ними.

Общение
– наш основной инструмент. От его совершенства зависит судьба всех нас.

Каковы
же секреты успешного общения?

Правила эффективного
общения по Д. Карнеги:

• Искренне
интересуйтесь другими людьми.

• Улыбайтесь.

• Помните, что имя
человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

• Будьте хорошим
слушателем; поощряйте других говорить о самих себе.

• Говорите о том, что
интересует вашего собеседника.

• Начинайте разговор с
похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

• Создавайте людям
хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

• Указывайте на ошибки
другого не прямо, а косвенно.

• Сначала поговорите о
собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника,

• Задавайте собеседнику
вопросы, вместо того, чтобы приказывать.

• Единственный способ
одержать верх в споре — это уклониться от него.

5.  Упражнение в
парах «Слушаю – не слушаю».                                              

Название
упражнения не объявляется. Участники рассаживаются попарно лицом друг к другу
на всём игровом пространстве. В парах – первые и вторые номера. Ведущий собирает
в стороне вторые номера и даёт им тайную инструкцию: активно слушать собеседника
(кивать поддакивать, улыбаться, открыто смотреть в глаза, уточнять непонятое и
т.п.) – до сигнала ведущего (хлопок в ладоши или на секунду – громкая музыка),
и игнорировать собеседника после сигнала. Изображать скуку равнодушие,
отвлекаться, зевать, отворачиваться, встревать невпопад и т.п.

Вторые
номера рассаживаются по местам, ведущий даёт задание: «Первые номера в течение 
4-х минут рассказывают вторым, как бы они провели идеальный отпуск. Приготовились!
Начали!

Через
2 минуты ведущий подаёт условный сигнал.

Через
4-5 минут разворачивает участников для общего разговора.

Первые
номера рассказывают, эффективно ли было их общение. Что они чувствовали до
сигнала и после сигнала.

 
Итоговый вопрос: Так с чего же начинается эффективное общение? (С внимания к собеседнику).

Ты
не слушаешь меня – значит, не уважаешь, не любишь, я тебе не нужен.

5.       Упражнение
«Фруктовый Салат»

7. Интонация в
общении

 А)
Вы помните выражение, что часто бывает важным не то, что сказано, а то, как
сказано. То есть, надо уметь владеть интонацией. Сейчас проверим, насколько
развито это умение у вас.  Каждый получает карточку, на которой надо будет его
сказать.

ПТИЧКИ
ПОЮТ.

J  ласково

J  с угрозой

J  ехидно

J  радостно

J  с завистью

J  с грустью

 А все
остальные должны назвать произнесённую интонацию.

Б). Группы
– команды получают ещё по одной карточке с общим для всех выражением и заданием
произнести его.

СКОРО В
ШКОЛУ

J  как сказку

J  как секрет

J  как
весёлую историю

J  как
рекламу или агитацию

J  как
странную историю

J  как
приговор

8.       Стили в
общении

А
как вы общаетесь со своими учениками?

Различают
несколько стилей общения педагогов с детьми

1. «Монблан«-
дикторская.
 Монблан это самая высокая гора в Альпах. Педагог на голову выше учеников,
обладает хорошими знаниями. Но он
  как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними,
находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические
функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие
психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

2.        «Китайская
стена
«-
неконтактная. Очень близка по своему содержанию к первой. Разница в
том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду
произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого
барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо
стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное
подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое
взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны — равнодушное отношение к педагогу.

3. «Локатор«- модель
дифференцированного внимания,
 основана на избирательных отношениях
с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на
часть, допустим на талантливых, слабых.  В общении педагог концентрирует на них
свое внимание.

Следствие: нарушается
целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив», она
подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

4.        «Тетерев«модель
гипорефлексивная.
 Заключается в том, что педагог в общении как
бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого
себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную
глухоту к окружающим.

Следствие: практически
отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего
образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют
изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено
формально.

5.       «Гамлет«-  модель
гиперрефлексивная
противоположна по психологической канве
предыдущей. Педагог не уверен в себе, постоянно сомневается, волнуется, озабочен
не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он
воспринимается окружающими. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная
социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к
неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды
правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

6.       «Робот« —  модель
негибкого реагирования
Взаимоотношения педагога с обучаемыми
строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия,
дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения
и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся
ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и
психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Следствие: низкий
эффект социального взаимодействия.

7.       «Я —
сам
» или «Пиночет»
 модель авторитарная. Учебный
процесс целиком фокусируется на педагоге. Он — главное и единственное
действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.
Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией.
Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.

Следствие: воспитывается
безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается
мотивационная сфера познавательной активности.

8.       «Союз«-  модель активного взаимодействия.  Педагог
постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении,
поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате
коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского
взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные,
организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными
усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

9.       Диагностика «стилей педагогического общения»

Просматривая
каждый из вопросов теста, отмечайте знаком «+», если согласны с ним,
и символом «-«, если даете отрицательный ответ. От степени
объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

Тестовый материал

1.       
Нуждаетесь
ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2.       
Предпочитаете
ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3.       
Волнуетесь
ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4.       
Предпочитаете
ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом
(на кафедре) ?

5.       
Часто
ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и
давали положительные результаты?

6.       
Придерживаетесь
ли вы заранее спланированной схемы урока?

7.       
Часто
ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры,
иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8.       
Вовлекаете
ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

9.       
Стремитесь
ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10.   Часто ли вам
удается удачно пошутить в ходе урока?

11.   Предпочитаете ли
вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей
(конспектов)?

12.   Выводит ли вас из
равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т. п.) среди
учащихся?

13.   Нуждаетесь ли вы в
достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и
вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14.   Повышаете ли вы
голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны
учащихся во время урока?

15.   Стремитесь ли вы,
задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

16.   Предпочитаете ли
вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?

17.   Забываете ли вы во
время урока о том, кто вас слушает?

18.   Есть ли у вас
привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их
эмоциональными реакциями?

19.   Выбивают ли вас из
колеи скептические ухмылки учащихся?

20.   Замечаете ли вы во
время урока изменения в настроении учащихся?

21.   Поощряете ли вы
учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

22.   Отвечаете ли вы
сразу же на реплики учащихся?

23.   Используете ли вы
одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24.   Увлекаетесь ли вы
монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?

25.   Чувствуете ли вы
себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот
же день еще раз (во вторую смену)?

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте
число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и
определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех
пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ
к тесту

 

Модели
общения


вопросов

Да
«+»

Нет
«-«

Диктаторская
«Монблан»

4,
6, 11, 15, 17, 23

1,
7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24

Неконтактная
«Китайская стена»

9,
11, 13, 14, 15

1,
7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21.

Дифференцированное
внимание «Локатор «

10,
14, 18, 20, 21

2,
4, 6, 13, 15, 17, 23

Гипорефлексивная
«Тетерев»

9,
11, 15, 17, 23, 24

8,
12, 16, 19, 20, 21, 22

Гиперрефлексивная
«Гамлет»

3,12,14,18,19,20,22,25

2,
5, 6, 11, 13, 23

Негибкого
реагирования «Робот»

1,
2, 5, 6, 13, 15, 23

7,
8, 9, 11, 16, 21, 24

Авторитарная
«Я сам(а)»

5,
10, 14, 15, 18, 24

2,
8, 16, 21

Активного
взаимодействия «Союз»

7,
8, 10, 16, 20, 21, 22

1,
2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.

10.   Упражнение «Сбор по голосам»

Цель: Тренировка внимательности,
избирательности социального восприятия.

Описание
упражнения
: ведущий раздает участникам
заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных,
способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т.п.) – по
2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не
показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после
чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая
глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только
звуками, характерными для ваших животных»

11.   Упражнение
«Я беру с собой…»

Цель: развитие внимания, эмоциональная
разгрузка.

Ведущий. Каждый
из вас, собираясь в школу, совершает какие-то действия (умывается, завтракает,
со­бирает рюкзак) и берет с собой какие-то вещи. Я буду предлагать вам варианты
таких вещей, а вы, если согласны,
— поднимайте вверх левую руку,
если нет — пра­вую руку. Будьте внимательны: у вас может появиться возможность
принести в школу ненужные вещи. Итак, когда я собираюсь в школу я беру с
собой…

портфель,
сумку              — кровать       — тетради

диванную
подушку

сменную
обувь               — топор

краски,
кисти и костюм маляра,

воздушный
шар.

ручки
и карандаши, дневник и учебник.

самовар,

двойки,

—косметичку,

— 
бутерброды,


телевизор.
Спасибо.

12. Заключение. Наше занятие подходит к концу. Я буду очень рада ,
если вы что-то получили от занятий для себя и эти знания используете в своей
работе.

Закончить занятие, я хочу песней. Как сказал Кот Леопольд: Ребята,
давайте дружить, ведь только в дружбе проявляется общение! Спасибо за внимание!

Семинар-тренинг

 для классных руководителей

 «Школа лидера»

Информационное погружение

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

        Эффективность развития ученического самоуправления в современной школе во многом определяется уровнем компетентности всех участников воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в управлении жизнедеятельности школы.

        Сегодня мы будем говорить с вами о феномене лидерства.

Цель нашего сегодняшнего семинара – тренинга: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. В результате работы вы сможете пополнить копилку воспитательных средств классного руководителя приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у школьников.

А лидер кто?

Задание: Я прошу вас разбиться на произвольные группы по 10 человек в каждой. Каждая группа будет выполнять мои задания, но только после моей команды  «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.

  1. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Вывод: Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

  1. Сейчас все команды полетят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман и 8 пассажиров. Итак, кто быстрее?! «Начали!»

Вывод: Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер.

Таким образом, у нас с вами оказались группы-экипажи. Займите, пожалуйста, места за групповыми столами.

Упражнение «Аквариум»

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

«Давайте увидим лидера».

Обвести ладошку фломастером и подписать, чья ладошка, передать лист по кругу через одного вправо, в каждом пальчике – лидерские качества человека.

Когда вернётся хозяину – посмотреть.

«Веревочка»

Задание: Встать всем в круг. Взяться обеими руками за связанную в кольцо веревочку, которая находится внутри круга.

        Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревочки, построить из нее треугольник.

        А теперь попробуйте построить четырехугольник.

 — треугольник

Вывод: Сначала возникает пауза и полное бездействие участников, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения. Часто эти функции берут на себя лидеры.

Упражнение «Круг и Я»

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Лидер. Кто он? Какой он?

        Б.Д. Парыгин дает следующее определение лидера:

Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Такой, например, как образование треугольника в игре «веревочка» или при поиске общего для группы слова.

        Перед вами находится лист ватмана. Прошу вас поделить его на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер. Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от лидерства. На всю работу я даю вам 5 минут.

Затем группы обсуждают качества

присущие лидерству и отдаляющие от него.

Предлагаются признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Предлагаются признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:

  • Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
  • Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.
  • Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.
  • Нежелание простить и отпустить.
  • Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
  • Потребность всегда быть правым.
  • Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
  • Неспособность примириться со своими страхами.
  • Отсутствие ясных целей.
  • Недостаток обязательности.
  • Боязнь риска.
  • Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
  • Потеря надежды.
  • Недостаток мужества.
  • Неумение фантазировать и мечтать.
  • Отсутствие любви к себе
  •  Тщеславие.

Упражнение «Лидер и его команда»

Лидер – это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Школьный лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.

Сейчас вам предстоит достаточно сложная работа. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вы их внимательно прочитаете. Самое главное, что в течение 5 минут вам предстоит внутри группы, не трогая инвентарь, обсудить, как это задание выполнить. Обращаю еще раз ваше внимание на то, что во время обсуждения материалов касаться нельзя. После того, как вы обсудите выполнение задания, вы будете его выполнять, но при этом общаться друг с другом вам запрещается. Ход игры вам понятен?

1 группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.

2 группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.

После выполнения задания каждой группой ей задаются вопросы, чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на последующих этапах:

  1. Что произошло в группе в момент работы?
  2. Как себя чувствовал каждый участник?
  3. Какую роль выполнял?
  4. Почему взял на себя данную роль?
  5. Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?
  6. Всех ли выслушали в процессе подготовки?
  7. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?
  8. Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?

 «Дом» (для всех групп одновременно)

        Учителю, воспитывающему лидеров необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, — безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.

Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.

  • Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.
  • Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
  • На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
  • Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.

Вы можете во время защиты групп просить уточнить, объяснить, доказать, задать вопросы.

У Вячеслава Яшкова есть такие слова:

Ведь слово лидер это лучший,

А лучших надобно искать,

Достойный власти сам не лезет,

Достойных нужно замечать.

Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги

на пути формирования лидерских качеств у ваших учеников.

Данные упражнения можно использовать и в работе с детьми, для определения у учащихся лидерских качеств.

Тренинг на сплочение класса для классного часа

Цель тренинга: повысить сплоченность и самооценку у детей в классе.

План тренинга

Приветствие
— Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшнее занятие буду вести я. Оно будет немного необычным, но обещаю, что вам очень понравится. И прежде, чем начать, давайте все вместе поприветствуем друг друга. Для этого нужно рассчитаться на первый-второй.
Отлично! А сейчас давайте все дружно встанем и отодвинем свои стулья, чтобы нам ничего не мешало. Те, кто в первой группе, встают за мной в одну линию, а вторая группа встает в такую же линию прямо напротив нас.
Приветствие будет заключаться в следующем: каждый по очереди поворачивается и жмет руку стоящему за ним в колонне. Как только обе колонны закончат это делать, нужно будет обменяться приветствиями между колоннами. Для этого мы все будем идти «змейкой» и обмениваться рукопожатиями.

Погружение
— А теперь внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Нужно поднять руку тем, у кого сейчас отличное настроение. А теперь тем, у кого, наоборот, настроение не очень. И в заключение пусть поднимут руку вверх все, у кого в классе есть товарищи.

Данное задание считается выполненным успешно, если с ним справились все ученики. Не имеет значения скорость выполнения и качество. Главное, чтобы задание было выполнено всеми.

— А сейчас послушайте одну историю. В некотором селе жила-была семья, глава этой семьи был уже стар. И перед смертью он дал своим сыновьям веник и попросил их его сломать. Как ни пытались его сыновья сломать его, ни один с этим не справился. Потом старец разрезал бечевку, которая связывала прутья воедино, и предложил сломать их по отдельности. С этим сыновья справились без особых усилий. И тогда глава семьи дал своим детям такой наказ: когда его не станет, они должны всегда держаться друг за друга и всегда быть вместе, тогда им будут не страшны никакие беды.
И на этом занятии мы постараемся понять, каким дружным является ваш класс.

Строй
— Для вас не составит труда, если я скажу, что за минуту нужно выстроиться в ряд по росту. А если я скажу, что за минуту нужно выстроиться по цвету волос? В начале ряда должен стоять тот, у кого волосы самые светлые, а за ним по порядку те, у кого волосы все темнее и темнее.
С этим заданием вы справились. А сможете ли вы построиться по алфавиту первых букв своих имен, не произнося ни одного слова вслух?
И с этим справились! Отлично!

Путаница
— А сейчас каждый из вас должен встать в круг и поднять вверх свою правую руку. Этой рукой нужно ухватиться за руку одного из своих одноклассников. Сложность состоит в том, что нельзя брать за руку стоящих рядом людей. Как только все ухватились друг за друга, и не осталось ни одной свободной правой руки, нужно сделать аналогичное с левой рукой. Произошла вот такая путаница. Теперь задача состоит в том, чтобы распутаться из всех этих «цепей», а делать это необходимо не расцепляя рук.

Ботинки
— Теперь всем нужно разуться и раскидать обувь по всему классу. Теперь снова все встаем в круг и крепко держим друг друга за руки. Задание состоит в том, чтобы каждый смог обуть свою обувь. Расцеплять руки нельзя.

Когда всем удастся вернуть свою обувь, нужно спросить детей о том, понравилось ли им такое задание, как у них получилось его выполнить, и кто оказывал им помощь.

Почеши спинку
— Сейчас всем нужно образовать два круга: один побольше — внешний, другой поменьше— внутренний. А теперь каждому нужно повернуться направо. Получилось так, что сейчас каждый стоит спиной к своему товарищу и видит спину другого товарища. Игра заключается в том, что нужно почесать, помассировать, пощипать или погладить спинку тому, кто стоит перед тобой.

Превращение
— А сейчас мы будем развивать свое воображение. Я называю животное, известного человека или любой предмет, а вы должны его изобразить. При этом нужно проявлять свою фантазию и показывать персонажа с разных сторон: движениями, звуками, повадками и т.д.
Итак, сейчас мы превращаемся в: корову, стол, сову, Аллу Пугачеву, плаксу, учителя, поэта, гитариста, клоуна.
Здорово, вы отлично справились с заданием! Настоящие артисты!

Стекло
Продолжаем тренировать ваши актерские способности и навыки общения. Сейчас вы должны разбиться на пары и встать друг напротив друга. Ваша задача поговорить с одноклассником, стоящим напротив, на какую-нибудь тему. Сложность в том, что нельзя произносить ни слова, все нужно изображать жестами. Представьте, что между вами звуконепроницаемое стекло.
Какие вы молодцы! И с этим заданием справились.

Поезд
— А сейчас мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Мне нужно 5 человек, которые должны построиться друг за другом и взяться за талию впереди стоящего обеими руками. Это поезд. Ученик, стоящий впереди колонны, будет машинистом, остальные — вагоны поезда.
Ребята вне поезда разбегаются по классу и выполняют роль препятствий. Все, кроме машиниста, закрывают глаза. Он должен провести поезд через все препятствия, встречающиеся на пути. Как только он проедет свой круг, нужно поменяться.

Игра продолжается до тех пор, пока все не побудут в составе поезда.

Обобщение
А сейчас я прочитаю всем вам пару строк, а вы попробуйте задуматься над их смыслом каждый для себя.

*Никогда не опускайте руки! Тот, кто это делает, заранее обречен на неудачи.
*Никогда не бойтесь проиграть! Тот, кто боится, обречен на поражение.
*Проявляйте усердие! Только так вы добьетесь своих целей.
*Прежде чем что-то сделать, подумайте, и так вы сможете избегать ошибок.
*Никогда не обманывайте, и вас будут окружать верные и преданные друзья.
*Будьте честными сами с собой, старайтесь чаще смотреть на себя со стороны, и вы многое сможете понять, а другие начнут относиться к вам с уважением.
*Будьте всегда самими собой, не сворачивайте с выбранного пути. И тогда вы добьетесь успеха.

Надеюсь, что каждый внимательно выслушал эти слова, и сделал для себя выводы.

Итоги
— Настало время подвести итоги.
Для заключительного задания нам всем снова нужно встать в круг. У меня в руках клубок ниток. Сейчас каждый по очереди будет делиться своими впечатлениями об этом занятии, после чего, обмотав нить себе вокруг пальца, передавать клубок дальше.
Все высказались, умнички! И теперь мы с вами являемся частью одного большого целого. Если я опущу руку вниз, то и вам придется друг за другом опустить руку вниз, ведь все мы связаны этой нитью. Мы — команда.
Прежде чем мы разомкнем этот круг, я попрошу вас сказать мне, хотелось ли вам хоть когда-то поблагодарить кого-нибудь просто за то, что вы провели время вместе?
Так вот сегодня вы можете это сделать. Сейчас я буду передавать клубок обратно, чтобы мы могли тем же путем, распутать этот круг, но теперь каждый, у кого в руках клубок, говорит свои слова благодарности и передает клубок следующему.
Итак, ребята, спасибо вам за такой прекрасный день. Я вижу, что уже все распутались. Теперь можно вытянуть руки вперед так, чтобы наши пальчики соприкасались друг с другом. И давайте скажем друг другу: «До свидания!»

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом классного руководителя в сплочении классного коллектива.

За время своей педагогической деятельности я была классным руководителем в классах разного уровня. Наиболее трудным был один из них — необычный класс, в котором 18 ребят из 20 пришли к нам из других школ. Не секрет, что успехи в учебе у этих ребят были не блестящие(на «4» и «5»- ни одного человека, с 1-3 «3»- 3 человека), многие имели личностные проблемы, испытывали трудности в общении с подростками и взрослыми. В первые дни учебы ничего необычного в классе не происходило, но примерно через две недели стало ясно, что коллектива в классе нет, и дети разбились по группам по 2-3-4 человека. К этому добавились многочисленные проблемы общения с педагогами:

  • боязнь ответа на уроке с места или у доски;
  • боязнь задать вопрос по изучаемому материалу урока;
  • неумение формулировать мысли и вопросы.

Совместно с заместителем директора по УВР Труба О. И. мы стали думать, как разрешить сложившиеся проблемы, и Ольга Игоревна предложила мне использовать в работе с классом тренинги (игры-тренировки, игры-упражнения, игры-шутки).

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, разум и фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры воспитывают, развивают целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой деятельности. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

В последнее время детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Поскольку мы работали с детьми старшего возраста, то основу тренингов составляли упражнения – игры, которые решали разные задачи:

  • осознание себя учащимися как личности, своих положительных качеств;
  • осознание себя частью коллектива;
  • обучение навыкам общения в коллективе;
  • развитие коммуникативности;
  • формирование позитивного отношения к окружающим и к себе.

В основу занятий была заложена схема построения занятия, состоящая из трех частей:

  • разогрев;
  • основная часть;
  • релаксация.

На тренингах мы старались создавать доброжелательную обстановку, располагающую к доверительному общению.

Результаты своей работы мы старались отслеживать, занося все в дневник наблюдений.

Первые результаты нашей работы стали видны уже через 3 занятия. Дети стали раскрепощенными, более активными на уроках, стала повышаться успеваемость, снизилось количество прогулов и пропусков уроков. На приведенных ниже диаграммах можно увидеть, с какими результатами дети окончили школу.

К концу первого полугодия ребята стали активными участниками школьной жизни.

Силами класса была поставлена сказка на новый год для старшеклассников, на школьном турслете команда класса заняла второе место, в смотре строя и песни – третье место. После новогодней постановки большая часть класса приняла активное участие в постановке театральной студии под руководством Матюшевской Н. В. ко дню Святого Валентина. («Несколько слов о Ромео и Джульетте».) Вместе со студией артисты из нашего класса принимали участие в театральном фестивале в Г. Клин.

Первого сентября совместно с параллельным классом был организован праздник для первоклассников.

Ребята стали принимать активное участие во всех трудовых делах школы, с большой отзывчивостью реагировали на просьбы учителей о трудовой помощи.

От класса в совет старшеклассников были выдвинуты Ткаченко Дмитрий и Скулкина Виктория. Здесь эти ученики смогли проявить свои организаторские способности. В частности, по инициативе Дмитрия была сформирована группа старшеклассников, которая под руководством учителя Кулагиной А. Д. провели работы по облагораживанию территории захоронения генерал-майора Терентьева Г. Л.. Виктория смогла организовать группу учащихся из одноклассников и учеников 9 классов для проведения школьного новогоднего карнавала для старшеклассников.

На праздниках Последнего звонка и Выпускном вечере класс показал себя сплоченным, творческим и благодарным коллективом.

Упражнения-игры для составления тренингов

1. «Комплимент» – активирующее упражнение, создает позитивный настрой. Учащихся просят сказать своему соседу комплимент по очереди, по кругу.

2. «Вампиры» — Ведущий назначает 2-4 «вампиров», в зависимости от количества участников. Вампиры активны только ночью, и ведущий объявляет смену дня и ночи. Днем все участники, в том числе и «вампиры» двигаются с открытыми глазами. С наступлением ночи все засыпают /закрывают глаза/, а «вампиры» начинают охоту (Щипки). Тот, кого «укусил» вампир, сам становится вампиром. Если участник «укушен» дважды, то он становится человеком. При объявлении дня ведущий спрашивает, кто вампир, а кто превратился в человека. Игру повторить 2-3 раза.

Цель упражнения: осознание своего тела. В конце ведущий задает нескольким участникам вопрос о том, что они чувствовали с закрытыми глазами и во время «укусов» вампиров.

3. «Сильный ветер дует» — ведущий встает в центр круга. Все участники сидят по кругу на стульях. Свободных стульев нет. По словам ведущего «Сильный ветер дует на того, кто…» /называется какое-либо качество, внешнее или внутреннее/, все участники, для кого названное качество подходит, встают со своих мест и занимают свободные места, но не свое и не соседское. Ведущий так же занимает свободное место. Тот участник, который остался без места, становится ведущим.

Цель занятия: приобретение учащимися навыков внимательной оценки и высказывания о качествах товарищей. На первом занятии лучше называть внешние признаки.

4. «Прогноз погоды» — дать характеристику своего эмоционального состояния в виде прогноза погоды и оценить:

  • что получил для себя в ходе занятия;
  • что больше всего понравилось;
  • что было сложнее всего и почему.

5. «Лиса Алиса и кот Базилио» — в парах участники распределяются по ролям. Ведущий ставит в центре комнаты в произвольном порядке препятствия – стулья. Задача «Лисы» — провести слепого (с закрытыми глазами) «кота» на противоположный конец комнаты. После выполнения упражнения участники меняются ролями и повторяют упражнение. После выполнения упражнения ведущие дают выборочно нескольким парам проанализировать свое состояние.

6. «Монстр» – группы, оставшиеся с предыдущего упражнения, остаются. Группы получают задание – построить монстра из своих собственных тел:

1 туловище, 4 нога, 4 рук, 2 крыла, 3 головы и один хвост.

В течение 5 минут группам необходимо обсудить и построить монстра. После того, как монстры построены, ведущий дает команду: Каждый монстр должен сделать 3 шага вперед.

7. «Постройтесь по…» — участники получают задания – построиться по:

  • росту;
  • месяцам рождения;
  • по размеру обуви;
  • по длине волос.

8. «Я – твое зеркало» Группа встает в круг. Чет-нечет => разбить сидящих в кругу

на пары. Пары садятся в два ряда. 1-е номера – зеркало, 2-е номера – человек, смотрящий в зеркало. Работа на внимание друг к другу и на невербальное общение. Затем номера меняются ролями.

Релаксация: кем легче было быть? Хорошее ли у тебя было зеркало?

9. «Ладони – 1 » — В парах, стоя лицом друг к другу, участники соединяют свои ладони, затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладони. Затем еще шаг и еще. При этом между партнерами постоянно присутствует контакт глаз и ладоней. Отступление продолжается как можно дальше. Если участники полагают, что дошли до точки, то начинается обратный процесс. При этом ладони не отрываются друг от друга.

10. «Ассоциации» Группа встает в круг. Водящий выходит из комнаты. Группа загадывает человека. Водящий, вернувшись, задает вопросы, с каким предметом или существом ассоциируется у группы выбранный человек. По ассоциациям участников водящий должен узнать его, и в этом случае названный участник становится водящим.

11.«Сказка» (резерв) – Группа садится по кругу. Задача: каждый произносит по очереди по одному предложению, так, чтобы получился связный рассказ.

Тема: «Новогодние приключения в лесу»

Действующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, дикие звери, два заблудившихся охотника.

Начало: Однажды под Новый год два друга отправились в лес на охоту, и там они встретили…

12. «Моргалки» — (упражнение-разогрев группы, на невербальное общение). Группа разделяется на чет-нечет. Вторые номера встают за спинку стула первых номеров. У одного из вторых номеров нет пары. Его задача – взглядом, морганием пригласить на свой стул кого-либо из первых номеров. Задача вторых номеров – удержать своих партнеров. Тот второй номер, кто остался без партнера, становится ведущим.

13. «Сложить самолетик» — участникам предлагается сложить из бумаги самолетик, при этом они могут советоваться с соседями. После чего участники делятся на пары. Каждой паре ведущий связывает руки таким образом, чтобы у одного участника была свободна правая рука, а у другого левая. После чего им предлагается сложить самолетик, не переговариваясь при этом друг с другом. Можно общаться мимикой, взглядом.

14. «Пойми меня» — после выполнения предыдущего упражнения все первые номера образуют одну команду, а все вторые номера – другую команду. Участники одной команды приглашают одного из игроков-соперников и называют ему на ухо слово (слова каждой команде предлагает ведущий на карточках). Задача этого игрока – мимикой и жестами объяснить своей команде, что за слово ему названо. Затем команды меняются местами

15. «Автобус» — все участники плотно встают парами друг другу в затылок – они пассажиры переполненного автобуса. Один участник – пассажир этого автобуса, которому надо выходить. Его задача — любым способом пройти через толпу.

Список используемой литературы:

  1. С. А. Шмаков «Игры – шутки, игры — минутки». Издательство «Новая школа», 1996 год.
  2. Р. М. Мухаметова «Психология. Занятия с детьми 1-2 классов». Издательство «Учитель-АСТ», 2004 год.
  3. Р. М. Мухаметова «Психология. Занятия с детьми 3-4 классов». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  4. Р. М. Мухаметова «Психология. 5 класс. Разработки занятий с детьми». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  5. Р. М. Мухаметова «Психология. 7 класс. Разработки занятий ». Издательство «Учитель-АСТ», 2006 год.
  6. Н. И. Еременко «Классные часы. 9 класс». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  7. Л. П. Морозова «Классные часы. 10 класс». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  8. «К вершинам мастерства» (Нестандартные уроки и формы работы, классные часы, занятия психолога, логопеда). Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  9. «Обучение жизненно важным навыкам» Издательство «ОБРАЗОВАНИЕ-КУЛЬТУРА» Санкт-Петербург, 2002 год

Психологический тренинг сплочения

«Связанные единой целью»

Цель: сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей.

Условия проведения:

  • необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей;

  • постоянная эмоциональная поддержка группы, создание доброжелательной атмосферы;

  • постоянно помнить основную задачу – делать все всем вместе и не обязательно быстро.

Оптимальное число участников: 9 – 15 человек.

Оборудование: мел, два коврика, картонная бумага форматом А3 ( штук 10 -15), скотч.

Время проведения: 1 – 1,5 часа

Ход тренинга

Погружение. Ведущий приветствует детей, просит каждого коротко рассказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.

— поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.

— поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать сегодня.

— поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

После этого ведущий объясняет участникам, что будет происходить во время тренинга.

Ведущий: Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе.

Но вначале я хочу рассказать вам притчу.

В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.

Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».

В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Для разогрева использовать достаточно простые задания.

1. Упражнение «Смысл моего имени»

Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Время: 5 минут.

Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. Упражнение «Строй».

Ведущий: Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по номерам, которые прикреплю у вас на спине. Сделать это вы должны молча. Молодцы! А теперь постройтесь по алфавиту.

А теперь постройтесь по цвету волос от светлого до темного.

После выполнения проводится краткое обсуждение. Ведущий сам определяет: или он дает детям подробно высказаться, или только обозначит ситуацию. Вопросы к детям: кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, кто руководил? Обычно уже на первом этапе выделяются один – два человека, которые начинают всех организовывать, показывать, кто, где должен стоять, проверять успешность выполнения инструкции.

3. Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

4. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;

  • треугольник;

  • ромб;

  • букву;

  • птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

5. Упражнение «Автобус».

Все встают в маленький круг, начерченный на полу. Это салон автобуса. На кругу две метки: вход и выход из салона. Задача каждого – пробраться от входа к выходу. Главное чтобы ни один участник не выпал из салона автобуса.

После выполнения упражнения обсуждение.

6. Игра «Комплименты».

Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Классный руководитель: — А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»! 

Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг, он очень добрый»). 

Обсуждение:

1. Что вы испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?

Ответы детей

Классный руководитель: — Ребят, вот я услышал комплимент про доброту. А есть ли, на ваш взгляд, разница между словами «добрый» и «добренький»?

(Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

7. Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.

  2. Побороться руками.

  3. Помириться руками.

  4. Выразить поддержку с помощью рук.

  5. Пожалеть руками.

  6. Выразить радость.

  7. Пожелать удачи.

  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

8. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Упражнение «Путаница».

Все становятся в круг и поднимают руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же с левой. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.

Рефлексия

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Классный руководитель: — Ребята, вот и заканчивается наше занятие, попробуем подвести итог:

· Что нового, интересного узнали на занятии?

· Что было самым трудным?

· Что понравилось — не понравилось сегодня?

· Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?

Классный руководитель: — А напоследок выполним такое творческое задание – вырастим волшебное Доброе дерево! Пусть на нем распустятся яркие разноцветные листочки. Напишите на листочках свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелательности. А теперь приклеим их на дерево. (Звучит негромкая лирическая музыка для создания необходимой атмосферы. Дети пишут на заранее заготовленных разноцветных кленовых/дубовых/каштановых и т.п. листочках примерные варианты и прикрепляют их на доску к нарисованному дереву):

— Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

— Не ссориться, стараться понять друг друга

— Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки

— Больше общаться, узнавать друг друга

— Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Классный руководитель: — Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надежными: честными, правдивыми, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми. И все это вам поможет жить в мире!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Принтер canon mf4430 инструкция по применению
  • Руководства по ремонту дайхатсу териос кид
  • Руководство далее по эксплуатации
  • Тэм 05м руководство по эксплуатации
  • Мануал на русском языке pdf