Тогда же под руководством

Всего найдено: 11

Здравствуйте! Являются ли однородными квалификация и ученое звание, нужно ли ставить запятую между ними? …под руководством хирурга (?) профессора Петрова Ильи Алексеевича. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти определения не являются однородными и не разделяются запятыми.

Имя собственное Любовь Владимировна. Как правильно сказать: под руоводством 1)Любови Владимировны 2) Любви Владимировны 3) Любовь Владимировны

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: под руководством Любови Владимировны.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какие варианты являются правильными?
руководство к действию
руководство по применению
руководство к применению

И есть ли тут какое-то правило сочетаемости?

Спасибо
Анастасия Боровая

Ответ справочной службы русского языка

На выбор варианта управления влияет значение слова.

РУКОВОДСТВО, -а; ср.
1.
к Руководить (1 зн.). Взять на себя р. поисковыми работами. Доверить кому-л. р. институтом.
2.
То, чем руководствуются или следует руководствоваться. План — р. к действию. Ваши советы служат руководством на будущее.
3.
Учебник, пособие для изучения чего-л. Р. по машинному вязанию. Р. по электронике. Учебное, техническое р.
4. собир.
Руководители. Руководство Союза писателей. Художественное р. театра. Новое р. института. Отвечать перед руководством за что-л. < Под руководством кого-чего, в зн. предлога.
Под началом кого-л. Диссертация выполнена под руководством профессора Колесова. Программа осуществляется под руководством министерства.

Здравствуйте!
В своих ответах на вопросы о названиях стран мира вы часто ссылаетесь на «Общероссийской классификатор стран мира». На мой взгляд, классификатор не является истиной в последней инстанции при определении официального названия страны. Данный норматив «входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации» . В постановлении правительства от 10 ноября 2003 г. N 677 ОБ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРАХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ говорится о применении «общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее — общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов».
То есть норматив используется в налоговой отчетности, при заполнении таможенных деклараций и т.п. Дипломаты или военные им пользоваться не обязаны. По классификатору «Боливарийская Республика Венесуэла», на мидовском сайте «6 марта 2009 г. вступает в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла». Кроме того, в ОКСМ Великобританию поменяли на СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО, а Ватикан на ПАПСКИЙ ПРЕСТОЛ. Неужели Великобритания теперь должна исчезнуть с карт мира? По-моему, в ответах желательно указывать на необходимость применения классификатора лишь организациями, использующими его в своей работе. Показательна ситуация во Франции. По их классификатору стран Belarus, но национальная комиссия по топонимике под руководством M. Jaillard и другие авторитетные организации рекомендуют Bielorussie.
Спасибо за внимание. Валерий.

Ответ справочной службы русского языка

Валерий, спасибо за дельное и обстоятельное замечание.

Здравствуйте! Подскажите, откуда пошла фраза про тамбовского волка? Почему именно тамбовский?

Ответ справочной службы русского языка

Цитируем газету «КоммерсантЪ»:

Словосочетание «тамбовский волк» стало устойчивым выражением еще в середине прошлого века. Тогда оно имело негативный оттенок. История его происхождения вызывает споры. По одной версии, термин появился в конце XIX века. Тогда Тамбовская область была аграрной, и в неурожайный год крестьяне уезжали в город на заработки. Батрачили буквально за копейки, потому что, пользуясь безысходным положением крестьян, работодатели сбивали расценки на рабочую силу. Тогда недовольные местные жители говорили: «Опять тамбовские волки по дворам рыщут». По другой версии, словосочетание возникло в период восстания крестьян 1920 года под руководством Александра Антонова, которое было жестоко подавлено НКВД. На допросах антоновцев на обращение к следователям «товарищ» те отвечали: «Тамбовский волк тебе товарищ». По третьей версии, на территории Тамбовской области еще в языческие времена поклонялись волку, принося ему человеческие жертвы. Массовую известность словосочетание приобрело после выхода в 1956 году на экраны художественного фильма «Дело Румянцева», в котором прозвучала фраза: «Тамбовский волк тебе товарищ!» 

Добрый день!
Как технологически правильней назвать мероприятие под руководством начальства: «совещание при президенте» или «совещание у президента»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: совещание у президента.

Как склонять мужскую фамилию Белоушка: под руководством БелоушкИ ?

Ответ справочной службы русского языка

Да, Вы написали правильно.

Именно тогда(,) под руководством большого числа консультантов…

Ответ справочной службы русского языка

Для точного ответа требуется более широкий контекст. Если _под руководством большого числа консультантов_ поясняет слово _тогда_, то запятая нужна.

Добрый день, скажите, пожалуйста в предложении «концерт Лондонского симфонического оркестра, который выступит ??? всемирно известного российского дирижёра Валерия Гергиева» правильно писать под руководством или под управлением? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

«60 женщин-фотографов представили / предоставили свои работы на конкурс». Когда же В.В. Лопатину удасться провести реформу языка? Надеюсь, дойдет дело и до этой парочки. Вот не ощущаю разницы и все, и архив ваш посмотрела, и мэтра Розенталя. Подскажите, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Прежде всего: не надо употреблять словосочетание _реформа языка_. Реформировать язык в принципе невозможно. Орфографическая комиссия РАН под руководством В. В. Лопатина работает над переизданием свода правил русской орфографии и пунктуации 1956 года, исправленным и дополненным с учетом изменений в русском письме за последние полвека. А орфография и пунктуация — это не язык, это только внешняя «оболочка» языка. Что касается слов _представить_ и _предоставить_, то они не нуждаются ни в каком реформировании и уж тем более орфографическом: путаница в употреблении этих слов отношения к правописанию не имеет.
Теперь по существу Вашего вопроса. Запомнить можно так. Глагол _предоставить_ имеет два значения: 1) дать возможность кому-либо обладать, пользоваться, распоряжаться чем-либо, например: _предоставить отпуск, предоставить время для тренировки, предоставить материалы для подготовки к экзамену_; 2) дать возможность кому-либо делать что-либо; поручить кому-либо что-либо, например: _предоставить ребенку возможность похозяйничать, предоставить слово, предоставить заместителю ведение собрания_. В остальных случаях употребляется глагол _представить_, в том числе и в значении «дать, вручить для ознакомления, осведомления или официального рассмотрения, заключения»: _представить проект на утверждение, представить бумаги на подпись, представить работы на конкурс_.

Можно ли употребить такую форму: под руководством НН было осуществлено проектов на общую сумму 3 млн. руб.?
или нужно: Были осуществлены проекты ….

Ответ справочной службы русского языка

Корректны оба варианта.

70 лет назад завершилось освобождение исторической Новороссии от немецких и румынских захватчиков

В августе (20 – 29) 1944 года в ходе победоносной Ясско-Кишиневской операции завершилось освобождение исторической Новороссии от немецких и румынских захватчиков. Эту операцию принято рассматривать как пример удачных действий советских войск во время Великой Отечественной войны. В ходе нее было уничтожено 22 немецкие дивизии и разгромлены почти все румынские соединения, находившиеся на фронте.

В плен было взято более 208 тыс. вражеских солдат и офицеров, уничтожено 490 танков, 298 самолетов. Красная Армия получила возможность для стремительного наступления в Румынии, вступления в пределы Венгрии, Болгарии, освобождения всей Юго-Восточной Европы. В тоже время безвозвратные потери советских войск составили 13 тыс. человек, то есть были в двадцать раз меньше, чем ущерб, нанесенный противнику.

Одним из основных разработчиков и организаторов этой операции был Маршал Советского Союза, уроженец Южной Бессарабии – Семен Константинович Тимошенко.

Тимошенко

Константин Тимошенко

Современные историки дают противоречивые оценки Тимошенко как полководцу Великой Отечественной войны. С одной стороны он был народным комиссаром обороны СССР, возглавившим оборонное ведомство в очень сложном предвоенном 1940-м году. На этом посту он запомнился энергичной работой по улучшениюбоевой подготовки армии, ее техническому переоснащению, реорганизации, кадровому укреплению с учетом приближающейся войны. К сожалению, эта работа не была завершена. В качестве командующего войсками Западного фронта Тимошенко сделал все возможное для сдерживания немецкого наступления на московском направлении. Он позволил себе открыто не соглашаться с указаниями Ставки Верховного Главнокомандования по удержанию любой ценой Киева в 1941 году. Тимошенко командовал контрнаступлением советских войск под Ростовом-на-Дону – одной из первых побед Красной Армии в Отечественной войне. С другой стороны на Тимошенко лежит груз ответственности за провальное наступление на Харьков, неудачную операцию «Полярная звезда» (1942).

Однако в истории родного Новороссийского края имя С.К. Тимошенко, скорее всего, будет связано именно с блистательной победой над Ясско-Кишиневской группировкой армий Германии и Румынии.

Операция

Маршал Тимошенко прибыл в Новороссию на южное крыло советско-германского фронта для координации действий войск 2-го и 3-го Украинских фронтов, Черноморского флота и Дунайской военной флотилии в начале мая 1944 года. Эту работу он выполнял в ранге представителя ставки Верховного Главнокомандования. По воспоминаниям Георгия Константиновича Жукова полномочные представители Ставки назначались из числа наиболее подготовленных военачальников. Они во всех тонкостях знали обстановку и, как правило, являлись участниками разработки замысла и плана предстоящих операций. Представители ставки направлялись лишь на те участки фронта, где решались стратегические военные задачи, они непосредственно на местах проводили в жизнь решения Ставки по той или иной операции. Несмотря на то, что представители Ставки не командовали фронтами, они могли влиять на ход сражений, корректируя действия фронтового или армейского командования, оказывали весомую помочь командующим в получении материально-технических средств для воинских соединений. «Я не помню случая невыполнения рекомендаций представителя Ставки» — говорил Г.К. Жуков.

Жуков

Маршал Жуков

Напутствуя Тимошенко перед его отправлением в войска, Верховный Главнокомандующий именно на него возложил ответственность за разработку предстоящей Ясско-Кишиневской операции. «Вы, товарищ Тимошенко, уроженец Бессарабии. Вам, как говорится, и карты в руки», произнес И.В. Сталин. Главком поручил маршалу тщательно разобраться в ситуации, обратив особое внимание на анализ военно-политического положения в Румынии. Время начала наступления было намечено на середину августа 1944 года.

На первом же совещании с руководителями курируемых соединений Тимошенко ориентировал командный состав на подготовку войск к действиям по прорыву глубоко эшелонированной вражеской обороны хорошо подготовленной в инженерном отношении. Для всего личного состава устанавливался четырнадцатичасовой учебный день, особое внимание уделялось командно-штабным и войсковым учениям. Не менее трети учебного времени отводить на отработку действий в условиях ограниченной видимости.

Большую часть времени Маршал проводил в учебных центрах 27-й и 37-й армий у населенных пунктов Карагаш, Слободзея и Язу-Ноу. С командующими армиями, командирами механизированных корпусов детально разбиралась организация прорыва вражеской обороны, прорабатывались пути развития тактического успеха, преследования противника.

Указание приступить к разработке плана разгрома Ясско-Кишиневской группировки войск противника поступило из Ставка ВГК 18 июля 1944 года. Тогда же под руководством Тимошенко началась совместная работа командующих фронтами, членов военных советов, начальников штабов, командования Черноморским флотом, а также представителей Генерального штаба. По итогам обсуждения различных способов разгрома противника, были определены направления главных ударов фронтов и их оперативное построение. В итоге пришли к выводу, что содержанием операции должны стать действия фронтов по окружению основных сил 6-й и 8-й немецких полевых армий в районе Кишинева, оттеснению 3-й румынской армии к морю и последующему разгрому этих группировок.

В качестве направления главного удара в полосе 2-го Украинского фронта был выбран румынский город Хуши. Это позволяло отсечь основные силы группы армий «Южная Украина», создавались условия для их окружения и стремительного выдвижения подвижных сил фронта через «фокшанские ворота» на Бухарест. Дискуссии возникли при обсуждении направления главного удара на участке наступления 3-го Украинского фронта. Его предлагалось нанести либо с так называемого Кицканского плацдарма, захваченного на правом берегу Днестра южнее Тирасполя, либо из района Дубоссар. В итоге Тимошенко поддержал предложение Ф.И. Толбухина и С.С. Бирюзова по нанесению главного удара с Кицканского плацдарма в целях использования фактора неожиданности.

В вопросе оперативного построения войск было принято решение эшелонировать силы и средства войск в глубину, создать хорошо оснащенные оружием и техникой, подвижные группы.

31 июля 1944 года в Ставке ВГК состоялось специальное совещание, посвященное подготовке Ясско-Кишиневской операции. Наступление рассматривалась как важнейший фактор воздействия на военно-политическую ситуацию в Румынии. В связи с этим перед советскими войсками ставилась задача одним мощным ударом ликвидировать главные силы противника и тем самым вывести Румынию из войны.

Румыны

Важнейшим практическим вопросом планирования операции стало обеспечение высоких темпов наступления. Войска 2-го и 3-го Украинского фронтов должны были выйти на соединение в районе Хуши раньше, чем противник начнет организованный отвод войск из кишиневского выступа. Расчеты показывали, что эту задачу можно решить при темпах наступления не ниже 25 километров в сутки. Для решения этой задачи Тимошенко выдвинул предложение не передавать танки непосредственной поддержки пехоты в полки и батальоны, а использовать их для атаки наиболее важных опорных пунктов врага по решению командиров дивизий. 6-ю танковую армию было решено ввести в сражение в первый же день операции, после прорыва стрелковыми соединениями всей тактической зоны обороны противника, что было новым явлением в советском военном искусстве.

2 августа И.В. Сталин подписал директиву войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов на проведение Ясско-Кишиневской операции. С небольшими поправками был утвержден ее план, разработанный под руководством Маршала Тимошенко.

20 августа 1944 года советские войска в Новороссии, Бессарабии и Румынии начали стремительное наступление на врага, а через четыре дня было завершено оперативное окружение Кишиневской группировки противника. 25 августа после освобождения Кишинева Маршал телеграфировал И.В. Сталину: Первая основная задача, поставленная Вами 2-му и 3-му Украинским фронтам, выполнена. Немецко-румынские войска разбиты, их остатки в беспорядке бегут за реку Сирет. Главная немецкая кишиневская группировка окружена и уничтожается. Наблюдая искусное руководство войсками в широком масштабе со стороны Малиновского и Толбухина, их непреклонную волю в проведении в жизнь Вашего приказа, считаю своим долгом просить Вашего ходатайства перед Президиумом Верховного Совета СССР о присвоении воинского звания «Маршал Советского Союза» генералам армии Малиновскому и Толбухину». В скором времени это предствление Тимошенко было поддержано Верховным главнокомандующим.

После того как Румыния приняла решение о выходе из войны, гитлеровское командование приказало окруженным войскам отойти в Карпаты, однако эта задача была уже трудновыполнима. Для развития успеха необходимо было ускорить темпы наступления, чтобы Германия не успела перебросить в Румынию дополнительные войска. И тогда по решению Тимошенко, согласованному со Ставкой ВГК, для уничтожения окруженной под Кишиневом группировки было оставлено тридцать четыре дивизии, а более пятидесяти соединений устремились вглубь Румынии. К исходу 27 августа окруженная в Бессарабии группировка немцев перестала существовать, а 29 августа завершилась ликвидация войск противника западнее реки Прут.

Сохранились воспоминания очевидцев о поведении Тимошенко в последние дни Ясско-Кишиневской операции. В общении с генералами и офицерами он – уроженец Новороссийско-Бессарабского Аккерманского уезда очень охотно и радостно говорил об освобождении родного края, чувствовалось, что он гордился причастностью к этой победе. Маршал много рассказывал об истории малой Родины, о замечательных обычаях народов, проживающих здесь, о традициях межнационального согласия, сложившихся у многонационального населения Причерноморья.

Прибывать в родных краях С.К. Тимошенко довелось не долго, т.к. уже ночь на 16 сентября он получил распоряжение Ставки ВГК заняться приступить к координации действий 2-го и 4-го Украинских фронтов в ходе боев за Венгрию.

Россия, владеющая шестой частью всей суши земного шара, является самой крупной континентальной державой мира. Но одновременно она всегда была и великой морской державой. Около двух третей ее государственных границ – 38807 из 60932 километров их общей протяженности – приходится на побережье морей и океанов. Ее берега омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. А реки России, протяженность государственных границ по которым более 7 тысяч километров, являются не только важнейшими путями сообщения, выходами к морям, но и исходными районами для плавания по морям.

Вместе с тем, феодальная раздробленность, непрекращающиеся междоусобицы удельных князей, а потому и общая слабость Древней Руси, политическая и экономическая отсталость России XVI – XVIII веков не позволяли ей в полной мере использовать этот выгодный географический фактор. Нашествие татар и последовавшие за ней польская и шведская интервенции уничтожили русское морское могущество на южных морях и отделили Россию от Черного и Каспийского морей. В ее руках оставалось только побережье Белого моря и небольшая часть берега Финского залива в устьях Невы и Нарвы. Россия не могла смириться с создавшимся положением и непрерывно вела борьбу за выходы на побережья. Эта борьба за выход к морям стала одной из основных целей русской внешней политики.

Ныне редко цитируемый Карл Маркс, характеризуя то время, справедливо отмечал: «Никогда ни одна великая нация не существовала и не была способна существовать в таком внутриматериковом положении, как первоначально государство Петра Великого; никакая нация не подчинилась бы подобным образом тому, чтобы видеть, как ее берега и устья ее рек отторгнуты прочь от нее. Россия не могла оставить устье Невы, единственный путь для сбыта продуктов русского Севера, в руках шведов».

Таким образом, сама жизнь требовала создания мощного регулярного флота, способного защитить морские рубежи страны, отстаивать интересы государства... История регулярного русского флота начинается с эпохи Петра I: «Всякий потентат, который войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Сошлюсь еще раз на авторитет К. Маркса, по словам которого «превращение Московии в Россию явилось результатом ее превращения из полуазиатской континентальной страны в главенствующую морскую державу на Балтийском море».

«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, – при стуке топора и при громе пушек», – так писал А.С. Пушкин об эпохе Петра Великого.

Уже с первых дней рождения флота особое внимание было обращено на подготовку офицерских кадров.

14 января 1701 года по указу Петра I в Москве была учреждена Школа математических и навигацких наук, ставшая первым в России военно-морским учебным заведением. В Школе обучалось в то время всего четыре человека, а преподавателями были известные ученые и талантливые педагоги – Л. Магницкий, С. Гвын, А. Фарварсон…

Популярность Школы росла, и уже в 1702 году в ней обучались двести учеников, а первый выпуск состоялся в 1705 году, большая часть которого была направлена на строящийся Балтийский флот, многие из них прославились в морских сражениях.

В 1715 году двести учеников старших классов перевели в Санкт-Петербург, где открылась Морская академия, преобразованная в 1752 году в Морской шляхетский кадетский корпус (в 1762 году из названия Корпуса было изъято слово «шляхетский»). Из стен этого учебного заведения вышли почти все выдающиеся русские мореплаватели и флотоводцы.

Не только компетентные, но и талантливые преподаватели и педагоги П.Я. Гамалея, М.Ф. Гарковенко, С.А. Ширманский-Шихматов и другие не могли не оставить глубокого следа в деле воспитания будущих офицеров флота.

В их плеяде наиболее замечательной была личность выдающегося ученого и педагога, крупнейшего военно-морского теоретика, активного участника Русско-шведской войны (1788–1790), действительного члена Российской академии наук капитан-командора Платона Яковлевича Гамалея.

Все российские мореплаватели и флотоводцы, от мичмана до адмирала, ученые-гидрографы и кораблестроители первой половины XIX столетия так или иначе являлись его учениками.

Капитан-командор П.Я. Гамалея

Платон Яковлевич Гамалея родился 29 (18) ноября 1766 года в с. Малютинцы близ Пирятина (ныне село Пирятинского района Полтавской области), в родовом поместье своего отца – Якова Александровича, коллежского асессора, заседателя земского суда в Чернигове и городничего в Пирятине, представителя старинного казацко-старшинского рода, воспетого Т.Г. Шевченко в поэме «Гамалія» («Гамалея»). Мать – Екатерина Семёновна, в девичестве Мандрыка.

(Здесь и далее все даты жизни и службы П.Я. Гамалея приведены в соответствии с его Послужным списком и Биографической справкой из «Общего морского списка», предоставленных РГА ВМФ автору через Посольство Российской Федерации в Украине)1.

Родители постарались дать сыну хорошее образование: с шестилетнего возраста в течение семи лет Платон обучался в Киевской академии, а затем, в 1779 году, в возрасте 13 лет был определён в Морской кадетский корпус – престижное учебное заведение того времени. Одарённому юноше учёба давалась легко, к тому же пригодились полученные в Киеве знания основ математики, французского языка и латыни.

В 1781 году он уже капрал, а с 1782 – участник двухгодичной морской практики в Средиземном море на корабле «Св. Георгий Победоносец» в составе эскадры под командованием вице-адмирала В.Я. Чичагова. В этом походе П.Я. Гамалея получил прекрасную практическую подготовку, усовершенствовал свои знания теории судовождения, изучал морскую астрономию и метеорологию. В портовых городах юноша знакомился с культурой и бытом стран Средиземноморья, одновременно осваивая английский и итальянский языки.

По завершении практики в 1783 году Гамалея был произведён в подпрапорщики, а после окончания с отличием корпуса в мае 1784 года получил мичманский чин.

В 1785 году на корабле «Иоанн Богослов» молодой офицер участвовал в крейсерских походах по Балтийскому морю; с 1786 года состоял при Кронштадтском порте. Годом спустя он – один из лучших офицеров флота, был назначен в кругосветную экспедицию под начальством капитан-лейтенанта Г.И. Муловского. Однако начавшиеся войны с Турцией и Швецией, а также гибель Муловского в сражении при Борнгольме помешали реализации этого масштабного проекта.

Лишь спустя полтора десятилетия, в 1803 году, русским кораблям под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского удалось обогнуть земной шар. Но в этом походе приняли участие уже молодые ученики Гамалея – лейтенант Ф.Ф. Беллинсгаузен и мичман О.Е. Коцебу.

18 (7) января 1788 года Платон Яковлевич был произведён в лейтенанты и в ранге поручика направлен в Морской кадетский корпус. Однако Русско-шведская война (июнь 1788 – август 1790) на время прервала едва начавшуюся педагогическую и научную карьеру перспективного учёного. Гамалея получил назначение на 100-пушечный трёхдечный флагманский корабль эскадры адмирала С.К. Грейга «Ростислав» под командованием Е.С. Одинцова.

В Гогландском сражении 6 (17) июля 1788 года, противостоя флагманскому кораблю противника «Принц Густав», «Ростислав», потерявший в ходе сражения 17 человек убитыми и 43 ранеными и получивший 121 пробоину, всё-таки вынудил шведов спустить свой флаг. Гамалея, командуя орудиями верхнего дека (на парусных судах деком называли палубу, на которой была установлена артиллерия), показал себя храбрым и распорядительным офицером, искусно управлял огнём вверенной ему артиллерии и был удостоен особого монаршего благоволения.

В 1789 году получивший боевое крещение офицер был назначен на гребную флотилию в распоряжение вице-адмирала принца К.Г. Нассау-Зигена. Командуя коттером (катером) «Кречет» (коттер – двухмачтовый парусно-гребной корабль длиной 16,8 м, шириной 6,7 м, имел на борту 20 орудий), Гамалея участвовал в Первом Роченсальмском сражении (24/13/ августа). Известный советский писатель В. Пикуль в своём историческом романе «Фаворит» описал встречу Гамалея с мичманами Курносовыми накануне битвы: «Близнецы Курносовы обедали на двухмачтовом коттере «Кречет», где командирствовал Платон Гамалея, лучший астроном флота. Великий трезвенник, он в бокалы мичманские подливал сливки…»2.

В этом сражении российский флот одержал важную победу: шведы потеряли 39 кораблей, потери русских составили всего 2 судна. За проявленную смелость и находчивость Гамалея был пожалован в капитан-лейтенанты. В дальнейшем он участвовал в боях при занятии поста у Березунда и при овладении двумя береговыми батареями.

В начале 1790 года Платон Яковлевич привёл берегом 300 человек в Фридрихсгам, где был назначен командиром полупрама «Леопард» (полупрам представлял собой плоскодонный артиллерийский парусно-гребной корабль, использовавшийся в качестве плавучей батареи, длиной 35 м, шириной 11 м, с осадкой до 1,5 м, имел на вооружении до 20 пушек крупного калибра). Позднее командовал 70 канонерскими лодками в Выборгском сражении 22 июня (3 июля). За проявленную храбрость получил второе монаршее благоволение.

Второе Роченсальмское сражение 28–29 июня (8–9 июля) 1790 года – крупнейшее на Балтийском море (с обеих сторон были задействованы до 500 различных кораблей и судов, около 30 тыс. человек) – имело роковые последствия как для самого Гамалеи, так и для всей русской эскадры. Бездарное руководство К.Г. Нассау-Зигена привело к сокрушительному поражению: были сожжены, потоплены или взяты на абордаж 64 императорских корабля, 22 были захвачены в качестве приза, убиты, ранены или пленены около 9 000 российских моряков. Капитан-лейтенант Гамалея, получив ранение, попадает в плен. Лишь после заключения мирного договора со Швецией Россия получила возможность начать возрождение былой мощи своего флота: построить и оснастить современные боевые корабли, подготовить качественно новые офицерские кадры.

Решению этих задач посвятил свою дальнейшую жизнь Платон Яковлевич Гамалея. В начале 1791 года вернувшийся из плена боевой офицер вновь приступил к научной и педагогической деятельности в Морском кадетском корпусе в качестве ротного командира и преподавателя математических наук.

В 1792 году он совершил своё последнее плавание: на фрегате «Воин» ходил с гардемаринами в водах Балтики. За прошедшие 10 лет службы Гамалея участвовал в 9 кампаниях и многих сражениях, почти 5 лет находясь непосредственно в море. Тяжёлая служба на парусных кораблях, участие в боевых действиях, полученное ранение серьёзно сказались на его здоровье. Врачи категорически запретили дальнейшие плавания. Но осталась военно-морская наука, служение которой принесло Гамалее заслуженную всемирную славу.

С 1793 года Платон Яковлевич начинает преподавать гардемаринам морскую практику, эволюцию и теорию морского искусства.

«От всех моих начальников, как в поведении, так и в исполнении должности, – отмечается в его «Послужном списке», – аттестован был хорошо»3. Прекрасная образованность, огромный практический опыт, незаурядные педагогические способности и научный авторитет побудили начальство в 1795 году назначить его исполняющим должность инспектора классов (заведующего учебной частью) при Морском кадетском корпусе.

С первых дней деятельности на этом посту, убедившись в отсутствии учебников и системы образования, Гамалея принялся за составление руководств по всем предметам наук, необходимым будущим морским офицерам. Свой труд он начал с астрономии, навигации и высшей математики. За этими курсами последовали учебники алгебры, теории и практики кораблевождения. Гамалея коренным образом реорганизовал постановку учебного дела.

По его инициативе и при его личном участии впервые в Морском корпусе организовали курсы повышения квалификации для преподавательского состава, на которых виднейшие отечественные специалисты читали специальный курс лекций по отдельным актуальным разделам морской теории и практики.

За достигнутые успехи на преподавательском поприще 4 октября (23 сентября) 1797 года Гамалея был произведен в капитаны 2 ранга, а в феврале 1798 года – награжден орденом Св. Анны 3-й степени. В ноябре 1799 года талантливый ученый получил чин капитана 1 ранга, а в январе 1800 года удостоен ордена Св. Анны 2-й степени.

В 1799 году Гамалея стал одним из пяти постоянных членов учрежденного при Адмиралтейств-коллегии «Комитета для обсуждения вопросов по кораблестроению и мореплаванию». Комитет был призван издавать статьи и книги по морскому делу, переводить и печатать лучшие иностранные сочинения, «отовсюду заимствовать и насаждать семена учения», заниматься «рассматриванием всего, что нужно и чего не достает к сведению обо всяком мореходном искусстве». Под руководством и при непосредственном участии Гамалеи комитет сразу же начал собирать коллекцию книг по морской тематике, положившую начало первой Морской библиотеке Санкт-Петербурга4.

В 1802 году П.Я. Гамалея утверждают в должности инспектора классов Морского корпуса. За сравнительно короткое время Платон Яковлевич заменяет старые программы обучения новыми, более прогрессивными. Он поднял научную подготовку воспитанников учебного заведения на исключительную высоту, дав флоту большой контингент прекрасно образованных моряков, прославившихся впоследствии своими боевыми подвигами, научными исследованиями и литературными трудами, географическими открытиями.

Одновременно с этим Гамалея пишет собственные учебники по математике и физике, механике и оптике, навигации и кораблевождению, судостроению, астрономии и метеорологии, истории флота, прилагает усилия в развитии минного дела. В октябре 1808 года он поддержал идею подполковника И.И. Фицтума (впоследствии генерал-майора, члена Военно-учёного комитета), изобретателя первой подводной мины, о возможности применения электричества для подрыва мин и подводных фугасов: «С удовольствием прочел докладную записку, которую вы были любезны направить мне. Я нахожу, что разъяснения, которые вы даете по поводу вашего метода, вполне удовлетворительны; в особенности мне показалась очень изобретательной мысль о применении электричества. Во всяком случае, опыты, о которых вы ходатайствуете, будут очень полезны…»5.

Многие печатные труды Гамалеи вышли за рамки простых учебников. По своей полноте и систематичности изложения они стояли гораздо выше научно-методических разработок по военно-морской тематике ведущих мировых специалистов того времени. При этом сам Платон Яковлевич скрупулезно отслеживал и изучал все новации в организации учебно-воспитательного процесса как в русских кадетских корпусах, так и в военно-учебных заведениях Франции и Англии, и на этой основе с учётом морской специфики написал полный «Морской курс», являвшийся на тот период единственным в мире. Это энциклопедическое пособие в четырёх томах, изданное им дважды – в 1801-1804 и 1810-1813 гг. – под названием «Вышняя теорiя морскаго искусства», включало в себя алгебру с приложением к геометрии; дифференциальное и интегральное исчисления с приложением их к высшей геометрии и навигации; начальные основы механики; теорию кораблестроения и кораблевождения..

В 1804 году Гамалея издал «Опыт морской практики» в двух томах; в 1806-1809 гг. – учебник под названием «Теория и практика кораблевождения» в трёх томах, включавший в себя навигацию, астрономию и опыты морской практики.

«Теория и практика должны быть неразлучны, – утверждал П. Гамалея, – единственно от совокупного напряжения сил и взаимных пособий усовершенствоваться может. Теория должна быть основана не на произвольных положениях, но на многочисленных и с крайней точностью учиненных опытах…, формулы должны быть просты, удобно приложимы и наблюдениями мореплавателей поверены».

Говоря о подготовке офицерских кадров, делает вывод: «Чтобы быть искусным морским офицером, не довольно знать, какими средствами управляется корабль во всех случаях, но си знания должны быть так в уме присутственны, чтоб они сами собой без всякого размышления, в момент действия представлялись».

Особое внимание П. Гамалея обращает на подготовку командиров кораблей: «Критерием оценки подготовленности командира корабля является бой. Важно в мирное время готовить к нему командира, объективно оценивать его действия».

В 1809 году Гамалея издает «Сокращенную Историю Астрономии».

Более пятидесяти лет его научные труды были непревзойдёнными по глубине и чёткости профессионального изложения рассматриваемых вопросов.

3 декабря 1806 года П.Я. Гамалея выступил перед выпускниками Морского корпуса со своей знаменитой «Речью о науках вообще, о пользе их и о способе упражняться в оных». В этой речи он, в частности, убеждал выпускников: «Любите науку, братцы, для самой науки, а не для того, чтобы надеть эполеты; невежда офицер похож на животного… под золотым чепраком с длинными ушами». В 1807 году «Речь…» была издана отдельной книгой. Тогда же под руководством учёного стали издаваться ежегодные астрономические таблицы для мореплавателей.

В 1801-1808 гг. им были написаны множество статей в журнал «Записки государственного адмиралтейского департамента». Замечательная из них – «Рассуждение о ветрах и вкратце о других воздушных явлениях».

Много сил отдавал Платон Яковлевич борьбе за внедрение в жизнь передовых идей отечественных и зарубежных учёных. В частности, большой популярностью пользовался его английский перевод «Сокращенной оптики» Смита (1803 г.) с добавлением к нему собственных авторских разделов – «Теория ахроматических труб» и «История оптики».

В 1801 году П.Я. Гамалея был избран почётным членом Императорской (Петербургской) академии наук, в 1805 году – членом Государственного Адмиралтейского департамента Морского министерства и членом его Учёного комитета.

Руководство Морского корпуса также высоко ценило работу своего лучшего наставника и давало ему самые высокие оценки: «Должность исправляет с отличным усердием и успехами, ведет себя как должно благородному человеку»6. При этом влияние Гамалея на его воспитанников было безграничным. Всегда скромный, чуткий, отзывчивый, внимательный, отрицавший телесные наказания, он пользовался у гардемаринов непререкаемым авторитетом. Николай Бестужев, капитан-лейтенант, историограф флота, декабрист, учившийся в тот период под началом Платона Яковлевича, впоследствии отзывался о своём преподавателе как о человеке, которому он был обязан «лучшей частью своего нравственного достояния». «Мы нетерпеливо дожидались, – вспоминал он, – чтобы бежать в класс к Платону Яковлевичу…, с какой любовью и почтительным уважением мы смотрели на этого худенького, сгорбленного старика… Пламенная любовь к наукам, нрав тихий, ровный, кроткий… оттенок дружеской отеческой любви в обращении к кадетам…»7. А «старику» в ту пору не было ещё и 40 лет!

22 (10) декабря 1804 года П.Я. Гамалея удостаивается звания капитан-командора. За отличную подготовку выпускников корпуса награждается бриллиантовым перстнем. Вот как об этом говорится в «Послужном списке Морского кадетского корпуса инспектора капитан-командора и кавалера Платона Гамалея»: «…при испытании гардемарин… в присутствии Его Превосходительства товарища Министра военно-морских сил, сенатора и кавалера Павла Васильевича Чичагова, который за показанные успехи изъявил своё удовлетворение начальству корпуса… Государь Император Всемилостивейше соизволил всем представленным жаловать по перстню, украшенному бриллиантами, в том числе и я получил таковый Монарший подарок»8.

В 1808 году Платон Яковлевич избирается действительным членом Российской академии наук и членом Вольного экономического общества. Многогранная и самоотверженная деятельность на научно-педагогическом поприще вкупе со старыми «боевыми болячками» окончательно подорвали его здоровье. Болезнь глаз и туберкулёз вынудили оставить любимую работу, и в 1809 году по высочайшему повелению Гамалея был отправлен в годовой отпуск с оставлением полного жалованья и отбыл в Полтавскую губернию.

В 1811 году в связи с полным расстройством здоровья Платон Яковлевич был вынужден окончательно оставить службу и покинуть Петербург. За заслуги перед наукой был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени.

Брат Николай, который был в то время уездным судьёй в Борзне, помог Платону Яковлевичу приобрести небольшое поместье в селе Лысогоры Борзнянского уезда Черниговской губернии (ныне село Южненского сельского совета Ичнянского района Черниговской области), где он и провёл остаток своей жизни. С собой на Черниговщину он привёз большую библиотеку и маленький ботик, на котором выходил в «местные плавания». Платон Яковлевич вёл тихую и размеренную деревенскую жизнь, посадил и вырастил большой сад, на свои деньги построил в селе церковь, названную благодарными прихожанами церковью Платона Великомученика. Вместе с односельчанами совершал пешие паломничества в Киево-Печерскую лавру.

В письме от 24 мая 1816 года к вице-адмиралу А.С. Грейгу он писал: «Ласкаю себя надеждою, что Ваше Превосходительство не забыли ещё вовсе человека, к коему некогда проявляли Вы Вашу благосклонность и который всегда исполнен был истинным уважением и почтением к Вашей особе. Сей самый человек, теперь почти слепой, хворой и едва двигающийся, из глуши своей деревни, где несколько лет он уже живёт по милости Царя и Министра…»9.

Письмо П.Я. Гамалея
вице-адмиралу А.С. Грейгу от 24.05.1816
(фрагмент)

Умер Платон Яковлевич Гамалея на 51-м году жизни 21 (9) июля 1817 года, похоронен на сельском кладбище в Лысогорах. На его могиле был поставлен каменный крест с большим чугунным якорем.

Так закончилась жизнь одного из самых образованнейших людей своего времени, удивлявшего современников своими профессиональными знаниями моряка и широким научным кругозором. Современники называли его «военно-морским Ломоносовым». И своей отвагой в морских баталиях, и своим трудом на поприще науки он заслужил нашу Память и нашу Признательность…

В 1973 году могила капитан-командора была обнаружена учениками и преподавателями Южненской школы. По инициативе и проекту преподавателей и студентов вечернего отделения Николаевского судостроительного техникума (сейчас политехнический колледж) был изготовлен и установлен памятник – стела в виде паруса на постаменте. На нём надпись: «Видатному вченому-академіку Гамалії Платону Яковичу (1766-1817) від вдячних нащадків» («Выдающемуся учёному-академику Гамалее Платону Яковлевичу (1766-1817) от благодарных потомков»).

Местные казаки салютуют залпами из фальконетов
в честь П.Я. Гамалея
(село Лысогоры)

Ветераны-подводники
у памятника П.Я. Гамалею
(село Лысогоры)

Имя Платона Яковлевича увековечено на карте мира. В 1805 году во время своего кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерн назвал его именем мыс на острове Хонсю в Японском море. В 1966 году в честь Гамалея названы скалы в Антарктиде, на Земле Королевы Мод, открытые Советской антарктической экспедицией.10

Источники и использованная литература:

1. РГА ВМФ Ф. 406, Оп. 1. Д. 83. Л. 1, 1об, 2, 2об, 3, 3об, 4. Послужной список П.Я. Гамалея по состоянию на октябрь 1809 г.,

Биографическая справка из «Общего морского списка»//СПб, 1890, ч.III, С. 346 –349 – исх. Посольства РФ в Украине от 2.09.2009 №2874

2. Пикуль В.С. Фаворит// М., Вече; Аст, 1997, кн.2, С. 442.

3.. РГА ВМФ. Ф.406, Оп. 1, Д.83, Л. 2

4. Фёдорова О.М. Морская библиотека Адмиралтейств-коллегии (1799–1805)// Петербургская библиотечная школа. СПб, 2014, № 3. С. 40—42.

5. РГА ВМФ, Ф.ДММ, Д.2499, Л.36 Письмо П.Я. Гамалея от 8.10.1808 г. подполковнику И.И. Фицтуму в ответ на его записку по подводным фугасам

6. РГА ВМФ. Ф.406, Оп. 1, Д.83, Л. 2

7. Шигин В.В. Господа офицеры и братцы матросы//М., Горизонт, 2015, ч.1, гл.2, С.33 – 34

8. РГА ВМФ. Ф.406, Оп. 1, Д.83, Л.4
9. РГА ВМФ. Ф.8, Оп.3, Д.582, Л.1, 1об, 2 (автограф) – письмо П.Я. Гамалея вице-адмиралу С.А. Грейгу от 24 мая 1816 г.

10. Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает//М., Воениздат, 1986, С.67

Автор: Галутва Игорь Григорьевич | слов 3280

(23 апреля 1900 г., с. Поповка Самойловской вол. Павлоградского у. Екатеринославской губ. (ныне Каменский р-он Днепропетровской обл.) — 21 октября 1980 г., Москва)

Михаил Александрович Коростовцев родился в родовом имении в с. Поповка Екатеринославской губ. в дворянской семье. Родители, Александр Глебович Коростовцев, офицер в отставке, и Анна Михайловна Герсеванова, скончались в 1903 г. М.А. воспитывался в семье деда и бабушки по материнской линии. Его дед, М.Н.Герсеванов, был крупным инженером по строительству гражданских сооружений на Кавказе, бабушка, Е.В.Герсеванова — учительница, владевшая несколькими европейскими языками. Благодаря ей уже в детстве М.А. свободно говорил на английском, французском и немецком языках.
Окончив успешно в 1919 г. тифлисскую 6-ю мужскую гимназию, М.А. в 1920 г. поступил в Тифлисский политехнический институт на экономический факультет, но ушел со 2-го курса. Около года работал переводчиком в Американской компании помощи голодающим. С 1921 г. стал сотрудником ГрузЧК в Тифлисе, с осени 1922 по 1924 г. работал в органах ГПУ в Батуми и Тифлисе (после 1936 г. Тбилиси) (ЦГАИПД. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 667894/2. Л. 6-6 об.). В более поздней автобиографии (после 1936 г.) этот период М.А. отмечает как работу в пограничной службе Батуми и Тбилиси (СПФ АРАН. Ф. 133. Оп. 3. Д. 144).
Его служба в торговом флоте матросом началась еще в 1922 г. В 1924 г. М.А. вернулся во флот и, сдав экстерном экзамены в Бакинском морском техникуме, продолжил службу сначала судоводителем, а с 1929 г. помощником капитана. В 1934 г. он был переведен в Балтийское пароходство ст. помощником капитана, затем служил капитаном дальнего плавания на торгово-пассажирских судах. В то же время М.А. заочно окончил факультет обществоведения комвуза при Азербайджанском государственном университете в Баку (1930—1933). В марте 1935 г. он оставляет морскую службу.
М.А. решил продолжить учебу и заняться научной работой. Интерес к истории Древнего Египта возник у него в гимназические годы. В автобиографии (1936 г.) М.А. писал, что еще в гимназии «вступил в переписку с известным ученым, крупным египтологом Б.А.Тураевым, который, так сказать, заочно руководил мной: два письма его, датированных 1915 и 1916 гг. до сих пор сохранились у меня». Во время службы, после перевода на Балтийский флот (1934), оказавшись в Ленинграде, М.А. обратился к акад. В.В.Струве с просьбой оказать ему содействие в переходе на научную работу. Тогда же под руководством В.В. Струве и Ю.Я. Перепелкина он начал систематически заниматься древнеегипетским языком.
В марте 1936 г. по рекомендации В.В.Струве М.А. был принят на должность научного сотрудника I разряда Ленинградского отделения Института истории АН СССР. В этом же году поступил в аспирантуру ЛОИИ (1936—1938). С августа 1936 г. по декабрь 1937 г. занимал должность ученого секретаря института. За годы обучения в аспирантуре подготовил кандидатскую диссертацию «Рабство в древнем Египте в эпоху Нового царства. Эпоха XVIII династии», успешно защитив ее в конце 1939 г. Оппонентами на защите выступили акад. В.В.Струве и проф. Ю.П.Францев.
В ЛОИИ в то время велась работа над учебниками по истории Древнего Востока под руководством В.В.Струве и истории религий. М.А. был включен в состав научного коллектива по написанию учебников, подготовил тексты по истории религии древних персов, хеттов, финикян и главу «Хеттское царство» для учебника по истории Древнего Востока. Учебник вышел в 1941 г. Он также принял участие в написании главы «Египет XXI династии» для 2-го тома Всемирной истории, подготовка которого также шла в ЛОИИ. Одновременно читал лекции по истории Древнего Востока в педагогических институтах Москвы и Ленинграда.
В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 г., М.А. был призван в Красную Армию. Служил на Балтийском флоте. В мае 1942 г., по ходатайству акад. В.В.Струве, М.А. был уволен в запас и прикомандирован к московской группе Института истории АН СССР. В 1942 г. назначен Ученым секретарем ИИ АН СССР, затем Ученым секретарем Отделения истории и философии АН СССР. В 1943 г. в МГУ состоялась защита его докторской диссертации «Письмо и язык древнего Египта: опыт культурно-исторического исследования». В 1944 г. М.А. было присвоено ученое звание профессора по кафедре история древнего мира.
Осенью 1944 г., будучи старшим научным сотрудником Института востоковедения АН СССР, М.А. был направлен в Египет в качестве корреспондента ТАСС и представителя АН СССР по гуманитарным наукам. В августе 1947 г. ученый был арестован в Египте агентами МГБ по обвинению в связи с иностранными разведками и отказе вернуться в СССР. 29 мая 1948 г. ОСО при МГБ СССР осужден по ст. 58-1а УК РСФСР на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Отбывал срок в лагере в Абези (Коми АССР). После пересмотра дела в январе 1955 г. был досрочно освобожден и реабилитирован.
В 1956 г. М.А. был восстановлен в должности старшего научного сотрудника Института востоковедения АН СССР, с 1965 заведовал отделом Древнего Востока института. Помимо научной работы, М.А. занимался подготовкой аспирантов, преподавал в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
В 1958 г. М.А. был избран действительным членом Французского египтологического общества, в 1965 — почетным доктором Египтологического института Карлова университета, в ноябре 1974 — действительным членом АН СССР.
Несмотря на разнообразие исследовательских интересов ученого, основные его работы посвящены древнеегипетской филологии, изучению древнеегипетского языка, его грамматики и лексики. По оценке специалистов-египтологов, они стали существенным вкладом в отечественную и мировую египтологию. В ряде статей 1960—70-х годов дана детальная разработка сложнейших проблем грамматики так называемого «новоегипетского» языка древних египтян. Большое значение для египтологии имело издание в переводе и с комментариями М. А. древнеегипетских памятников письменности из отечественных музейных собраний. В круг интересов М.А. входили проблемы международной политики, культурных связей, проблемы духовного развития африканских народов, а также история русского и советского востоковедения.

Фонд М.А.Коростовцева (ф. 274, 21 ед. хр.), состоящий из машинописных копий научных статей и конспектов лекций (1931‒1940), хранится в Архиве СПбИИ РАН.

Михаил Александрович Коростовцев скончался в Москве 12 октября 1980 г., похоронен на Новом Донском кладбище.

Биографические сведения даны по материалам: СПФ АРАН. Ф. 133. Оп. 3. Д. 144; Оп.1. Д. 1521, Д. 1618; Архив СПбИИ РАН. Ф. 274. Д. 21. (1931-1940); ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1728. Оп. 1. Д. 150601/1; Оп. 1. Д. 667894/2, д. 667894/3.

Научные работы
• Декрет Сети I в Наури (Документы к истории древнего Египта 1326 г. до н. э.) // Исторический архив. Т. II. М., 1939, С. 239—287;
• Хеттское царство // В.В. Струве. История древнего Востока. М., 1941. С. 247–255.
Из истории V династии в древнем Египте // Вестник древней истории. 1941. № 1. С. 31—44;
• Les études orientales en URSS // La Bourse Égyptienne. Le Caire, 1946.
• Un étendard militaire égyptien? // Annales du service des antiquités de l’Égypte, 45. Caire, 1947. P. 127–132.
• L’hiéroglyphe pour 10 000 // Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale, 47. Caire, 1947. P. 81–88.
• La main dans l’écriture et la langue de l’Égypte ancienne // Bulletin de l’Institut d’Égypte, 28. Caire, 1947. Session 1945–1946. P. 1–10.
• Stèle de Ramses IV (avec deux planches) // Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale, 45. Caire, 1947. P. 155–173.
• Древнеегипетские находки в СССР // Вестник истории мировой культуры. № 2. 1957. С. 72–86.
• A propos des objets égyptiens de converts en URSS // Cahiérs d’histoire mondiale, vol. 3, № 4, 1957. P. 967–984.
• Путешествие Ун-Амуна в Библ. Египетский иератический папирус № 120 ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве (издание текста и исследование). М., 1960 (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия. IV);
• Неизданный литературный текст Древнего Египта // XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М., 1960.
• Иератический папирус 127 из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / АН СССР, Ин-т народов Азии, Гос. музей изобразит. искусств им. А.С.Пушкина. М., 1961. 72 с.
• Египетский язык (в серии «Языки зарубежного Востока и Африки»). М., 1961.
• Писцы древнего Египта. М., 1962 (2-е изд. СПб., 2001);
• Глагольная форма iw sDm.f в новоегипетском языке // Древний мир (сборник статей). М., 1962. С. 86–103.
• Изучение древнего Востока // Очерки истории исторической науки в СССР. Т. II. М., 1960. С. 282–299. Т. III. М., 1963. С. 368–374.
• Введение в египетскую филологию. М., 1963;
• Древний Египет и народы Африки южнее Сахары // Вестник древней истории. 1963. № 4. С. 12–29.
• Опыт классификации сложных глагольных форм новоегипетского языка // Там же. 1964. № 4. С. 24–36.
• Заметки по новоегипетской грамматике // Палестинский сборник, 13 (76). Памятники письменности и литературы Ближнего Востока. М.; Л., 1965. С. 32–37.
• Египтология в Советском Союзе // Изучение Африки в Советском Союзе. М., 1966. С. 86–94.
• Новоегипетское спряжение и категория времени // Языки Африки. Вопросы структуры истории и типологии. М., 1966. С. 253–259.
• Эргативный падеж в египетском языке // Древний Египет и Древняя Африка. Сборник статей, посвященный памяти акад. В.В. Струве. М., 1967. С. 83–93.
• Некоторые факты новоегипетского языка в освещении трансформационной грамматики // Вопросы языкознания. 1968. № 2. С. 101–105.
• О природе египетского глагола // Там же. 1969. № 4. С. 101–107.
• Индивидуальные авторы в древнеегипетской литературе // Фольклор и литература народов Африки. М., 1970. С. 7–12.
• О понятии «Древний Восток» // Вестник древней истории. 1970. № 1. С. 3—18;
• Древний Египет и христианство // Наука и религия. 1972. № 3. С. 56–61.
• Опыт применения системного анализа в исследовании раннеклассовых обществ. (Принципы построения модели «раннего рабства») // Народы Азии и Африки. 1973. № 6. С. 66–73.
• Древнеегипетская литература: вступит. статья (с. 23–32), сост. (с. 33–73), пер. (с. 33–73), прим. (с. 653–659) // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 23–32.
• Жизнь и деятельность Василия Васильевича Струве (К 10-летию со дня смерти акад. В.В. Струве) // Вестник древней истории. 1973. № 3. С. 166–171.
• Grammaire du néo-égyptien. M., 1973.
• Основные элементы новоегипетского синтаксиса // Вопросы языкознания. 1974. № 2. С. 83–93.
• Египтология в свете этнографических исследований Льюиса Генри Моргана // Советская этнография. 1976. № 3. С. 60–74.
• Колхида и древний Египет // Восточная филология, IV. Посвящается памяти академика Георгия Васильевича Церетели (1904–1973). Тбилиси, 1976. С. 172–177.
• Проблемы истории Древнего Египта // Вопросы истории. 1976. № 1. С. 83–91.
• Статьи: Религия; Язык и письмо древних египтян; Писцы, школы, библиотеки; Театр; Музыка в древнем Египте; Спорт в Древнем Египте; Наследие Древнего Египта // Культура древнего Египта. М., 1976.
• Религия древнего Египта: тотемизм и фетишизм // Азия и Африка сегодня. 1976. № 5. С. 37–60.
• Религия древнего Египта. M., 1976 (СПб., 2000).
• A propos du genre «historique» dans la littérature de l’ancienne Égypte // Fragen an die altägyptische Literatur: Studien zum Gedenken an Eberhard Otto. Wiesbaden, 1977. S. 315–334.
• Древнеегипетская илотия и вопрос о рабстве в древних обществах // Восточная Европа в древности и средневековье (сборник статей). М., 1978. С. 77–83.
• Борис Александрович Тураев // Древний Восток. Сб. 2. Памяти академика Бориса Александровича Тураева М., 1980. С. 19–23.
• Синтаксическая теория Л. Теньера в применении к новоегипетскому синтаксису // Там же. С. 64–68.
• Хрестоматия Древнего Востока: в 2 ч. / Под ред. М.А.Коростовцева и др. М., 1980.
• Das alte Ägypten // Die Geschichte des Altertums im Spiegel der sowjetischen Forschung. Darmstadt, 1980. S. 19–45.
• Литература Древнего Египта // История всемирной литературы. Т. 1. М., 1983. С. 34–82.
• Среднеегипетский язык // Языки Азии и Африки. IV, кн. 2. М., 1991. С. 268–297.

Литература
• Ладынин И.А., Тимофеева Н.С. Египтолог М.А.Коростовцев и его инициатива по созданию научного представительства СССР в Египте // Исторические записки. Вып. 15 (133). М., 2014. С. 358—382.
• Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991). СПб., 2003.
• Тамазишвили А.О. М. Коростовцев: 1955 год. Возвращение в науку // История и культура древнего и раннехристианского Египта. М., 2001. С. 21—28.
• Павлова О.И., Кардаш А.И. К 100-летию со дня рождения академика Михаила Александровича Коростовцева // Вестник древней истории. М., 2000. № 2. С. 234—236.
• Павлова О.И. К 90-летию со дня рождения академика Михаила Александровича Коростовцева // Вестник древней истории. М., 1990. № 1. С. 238—239.
• Михаил Александрович Коростовцев // Вестник Академии наук СССР. М., 1981. № 1. С. 132.
• Памяти Михаила Александровича Коростовцева // Народы Азии и Африки. М., 1981. № 2. С. 248—250.
• Академику М.А. Коростовцеву 80 лет // Вестник Академии наук СССР. — М., 1980. № 8. С. 131—132.
• К 80-летию академика М.А. Коростовцева // Вестник древней истории. — М., 1980. № 2. С. 210—211.
• Примаков Е.М., Павлова О.И. 80-летие академика М.А. Коростовцева // Вопросы истории. М., 1980. № 4. С. 117—119.

М.Н.Румынская

Мне нравится имя, которым меня окрестили, нравится и фамилия ДОГА, в корне которой
классическая латынь(«doga» по латыни – особь из семейства дуба или
украшение на одежде знати),и даже то, что вовремя появился на свет.
Родился в первый день весны 1937 годапод знаком солнца, тепла, возрождения.

Евгений Дога

Евгений Дога родился 1 марта 1937 года в начале обрядового праздника «Мэрцишор» в селе Мокра Рыбницкого района, расположенного на левом берегу Днестра в живописной северо-восточной Молдавии.

Родное село расположено в низине, посередине которой протекает маленькая безымянная речушка, а через холм – знаменитые кодры, лес с огромными ветвистыми дубами, кленами, ясенем и другой растительностью, которая осталась живой и восхитительной памятью, ибо это одно из самых первых открытий мира юной хрупкой души. И кто знает, где начало творческого переосмысления этого первого соприкосновения с живой природой, которая способна все время возрождаться, удивлять и приобщать к себе все живое и разумное. 

В переводе с латинского слово «doga» означает «особь дуба или украшение на одежде знати». Маленький Женя любил ходить со сверстниками и собирать весной щавель для кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был основной продукт питания наряду с самыми разнообразными ягодами. Изредка попадались и шампиньоны, которые мать жарила в круглом чугунке на подсолнечном масле.

Запомнился и, приехавший откуда-то оркестр народной музыки – тараф, а также симфонический оркестр из Кишинева. С ним вообще был казус. Сцена в старом сельском клубе была маленькой, да и сам клуб тоже носил лишь одно название. Этот большой симфонический оркестр расположился на сцене. Но большая его часть, в том числе огромные скрипки, – на улице. Только потом Женя узнал, что это были совсем не скрипки, а контрабасы. Они что-то долго играли, и кто-то впереди им все время угрожал палочкой. Было очень интересно, как можно было так долго играть, и чтобы никто не танцевал.

Любопытные дети, крадучись, подходили и трогали руками эти скрипки, которые казались им чем-то из другого мира. Этот «другой» мир пришлось через некоторое время открыть для себя заново и только что окончившему сельскую школу-семилетку Жене.

Образование

Евгений Дога закончил Кишиневское музыкальное училище (1951-55 гг.) и консерваторию (1955-60 гг.) по классу виолончели.

До сих пор он хранит очень тёплые воспоминания о своём учителе по классу виолончели Пабло Джованни Бачини. Своей бескорыстной любовью к музыке и примером  он оказал большое влияние на  формирование и дальнейшую судьбу композитора. 

«Мой педагог, итальянец Пабло Джованни Бачини, с 15 лет приучил меня  упорно трудиться с раннего утра. Каждый день, включая выходные и праздники, я приходил в класс в шесть часов, а он уже сидел за фортепиано. Эта привычка сохранилась у меня до сих пор: я встаю не позднее  5.30 часов. Он стал моим спасением, ибо до него  помучил меня другой педагог, который за год не научил  хотя бы смычком водить по струнам. Я всегда вспоминаю о нем с упоением» — говорит Евгений Дога. 

Но карьере музыканта неожиданно помешала беда – паралич левой руки, – тогда Евгений Дога решил профессионально заняться композицией и снова поступил в консерваторию (1960-65 гг.) к профессору С.Лобелю. Но кроме сочинения и изучения теории музыки Евгений Дога ещё прошел полный курс симфонического дирижирования.

 Затем дипломированный композитор работал в разных областях культуры:

 — оркестрант в оркестре радио;

 — музыкальный редактор в издательстве;

 — преподаватель в музыкальном училище;

 — член репертуарной коллегии Министерства культуры Молдовы (1967- 1972 гг.);

 — член Комитета Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию (1989-91);

 — заместитель председателя Комитета по культуре Верховного Совета СССР.

Во время получения второго высшего образования будущий композитор совмещал учёбу   с работой и преподаванием.  В 1962-63 годах Евгений Дога преподавал в музыкальной школе «Стефан Neaga».  В 1963-67 годах — теорию музыки в Кишинёвском музыкальном училище им. Е. Коки. Тогда же под руководством Л.Цуркану написал учебник по теории музыки, который выдержал два издания, до сих пор учатся по нему студенты.   Одновременно с обучением он работает   концертмейстером в оркестре Молд-телерадио, и занимается оркестровкой   сочинений  молдавских маститых композиторов и полупрофессионалов. Из любви к оркестру он  оркеструет даже классиков, как Григ, Шостакович или Хачатурян. Это была хорошая школа оркестрового письма в сочетании с изучением теоретических трудов. 

На этот период приходятся его первые работы. Он сочинил дипломную работу — вокально-симфоническую поэму «Мама» по мотивам  одноименного эстампа А.Давида, Первый струнный квартет (1963, 3-й курс), Прелюдию для виолончели и фортепиано, Скерцо для флейты и фортепиано и другие произведения. 1-го января 1957 года впервые его произведение «Новогодняя песня» (Cântec de anul nou ) была  исполнена  на молдавском радио детским хором и оркестром под управлением Шико Аранова. Осенью того же года состоялось первое выступление его однокурсницы Марии Биешу на только что начинавшем свои вещания молдавском телевидении с песней „Белый цветок сада” (Floare dalbă de liadă ) под аккомпанемент оркестра теле-радио, в котором  играл  Е.Дога и которым управлял  бывший  его учитель Павел Бачинин. 

В 1963 году он пишет свой первый струнный квартет, потом с интервалом в 10 лет второй, третий, четвертый. В 2003 году Дога напишет пятый квартет. «Я пишу по квартету один раз в десять лет, – говорит маэстро, – причем именно в октябре. За этот срок ты немного меняешься, происходит наполнение новыми чувствами. И каждый новый квартет не похож на другие». В планах композитора написать 10 квартетов и пригласить всех на премьеру десятого.

Творчество 

Семья

Семья — это тот порт приписки, к которому стремится любой корабль,

где бы ни был. Даже если расстояния большие. У нас, художников,

расстояния несоизмеримы, но я рад, что меня ждут жена, дочка, внук…

Евгений Дога 

Судьба благоволит к композитору Евгению Доге и одной из примет этого – его прекрасная семья. Жена композитора – Наталья Павловна Дога является не только его «ангелом-хранителем», но и исследователем и бережным собирателем архива творчества маэстро.

А Дочь Виорика в своем имени несет два смысла – это в переводе с румынского и скрипочка и фиалочка. Но по музыкальной части она не пошла, зато с лихвой оправдала свое имя, став режиссером-документалистом в области экологии. И это не удивительно, ведь фиалка любит экологически чистую среду.

Каждый день музыкой маэстро Доги открывается один из телевизионных каналов на молдавском телевидении. В 2001 году его музыка впервые прозвучала для маленького человечка – внука композитора – Доминика-Димитриу Доги, который также родился весной.

Сегодня

В конце века в 2000 году Чешское телевидение решило снять 13 документальных фильмов под общим названием «Поэты эпохи» о выдающихся деятелях культуры 20-го столетия. В этом списке Е.Дога стал девятым. Весной 2000 года чешский режиссер Юрий Вондрак снял о Евгении Доге фильм-репортаж, который длится всего 29 минут и фиксирует всего один день из жизни композитора. Получился блиц-портрет на рубеже веков. Этот фильм, премьера которого состоялась зимой 2000 года в Брно и в Праге (Чехия) стала по сути первой документальной картиной о жизни и творчестве композитора Е.Доги.

В наше непростое время композитор Евгений Дога сумел сохранить для себя часть того огромного духовного пространства, которое его создало и по-прежнему «подпитывает». А маэстро, в свою очередь бескорыстно отдает дань обществу поистине «золотой монетой» – так как его мелодии, минуя все границы, свободно путешествуют по миру и сегодня уже в новом наступившем веке, продолжая все так же волновать и радовать многих людей на планете, очищая и гармонизируя их души.

В 2012 году Евгений Дога создал Международный Фонд «Доминанта». Его задача —   способствовать  реализации   творческих и  духовных  принципов  композитора. Это укрепление и развитие сотрудничества в области  музыкального искусства, сохранение и развитие   культурных ценностей, участие в  различных  национальных и международных творческих  проектах,  сотрудничество   с  государственными  и общественными организациями  и др.   

В 2013 году  в Кишинёве впервые состоялся Музыкальный салон «Eugen Doga», цель которого —  сближение общества  при помощи искусства и общения. 

Два вальса Евгения Доги вошли в топ 200 лучших классических произведений всех времён.

Маэстро Евгений Дога стремится к новым горизонтам, продолжает писать новую музыку, считает себя вечным учеником.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации скутера 150
  • Мануал bmw x6 f16
  • Инструкция по изготовлению кормушки из фанеры
  • Диоксидин для ингаляций небулайзером детям инструкция
  • Следственный комитет по республике мордовия руководство