Типовые инструкции по охране труда утверждаются местными органами исполнительной власти

Инструкции по охране труда по профессиям разрабатываются органами федеральной власти и являются обязательными для применения на предприятиях. О том, как воспользоваться инструкциями по охране труда по профессиям и где можно найти их готовые образцы, читайте в нашей статье.

Перечень инструкций по охране труда в 2022-2023 годах

Комплекс нормативов по охране труда, обязательных для выполнения не только работодателем, но и его сотрудниками, представляет собой часть производственной культуры. Порядок разработки и содержания правил и инструкций по охране труда, которые разрабатываются работодателями, установлен приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н.

С 1 марта 2022 года различные положения Трудового кодекса вступили в силу в редакции, значительно отличающейся по содержанию от ранее действовавших.

Подробно ознакомиться с нововведениями можно в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

С 1 марта 2022 года работников необходимо информировать об условиях и охране труда.

Инструкция по охране труда представляет собой пошаговый документ, основная цель которого — научить работника максимально безопасному выполнению конкретной трудовой функции. Каждый сотрудник обязан знать инструкцию по охране труда, которая применима в отношении его деятельности. Если работник не прошел соответствующую проверку знаний в области охраны труда, он не может быть допущен к работе.

О документе, регламентирующем функционирование системы охраны труда, читайте в статье «Положение об охране труда работников — образец».

Виды инструкций по охране труда могут составляться по разным категориям, а именно:

  • по профессии, к примеру, на слесаря, автомеханика, электромонтера, сварщика;
  • по должностям, например, инструкция бухгалтера, менеджера по продажам, коммерческого директора;
  • по разновидностям работ, к примеру, работы, проводимые на высоте, на глубине.

Типовые инструкции также подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Первые применяются в отношении какой-либо отрасли. Как правило, это касается узких рабочих специализаций. Межотраслевую инструкцию одной отрасли обычно можно применять и в другой, если рабочие условия и трудовые функции аналогичны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Различные разновидности инструкций по охране труда могут утрачивать силу в соответствии с положениями нормативов, принимаемых регулирующими органами.

Актуальный перечень типовых инструкций по охране труда вы найдете в «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Справочник.

Типовые инструкции по охране труда по видам работ в РФ

В ст. 212 ТК РФ закреплена норма, по которой инструкции по охране труда относятся к локальным нормативным актам работодателя. При этом ТК РФ не содержит положений, регламентирующих тем или иным образом порядок проведения инструктажей по охране труда.

В свою очередь, в ст. 219 ТК РФ прописано, что проведение инструктажа по охране труда является частью обучения по охране труда, которое обязан организовывать работодатель.

Применение инструкций по охране труда — только часть обязанностей работодателя по соблюдению требований в сфере охраны труда.

С 1 марта 2022 года в области регулирования данной сферы введено много новых правил: об их применении вы можете узнать из специального обзора, подготовленного специалистами «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Таким образом, с учетом нововведений, вступивших в силу с 1 марта 2022 года, работодателям необходимо особенно внимательно изучить структуру обновленного Трудового кодекса. Многие привычные работодателям нормы, регулирующие охрану труда по прежней редакции Кодекса, были перемещены из одних статей ТК РФ в другие.

Подробнее о новшествах в сфере охраны труда читайте здесь.

Так или иначе, в соответствии с обновленным с 1 марта 2022 года Трудовым кодексом процедура проведения инструктажа по охране труда полностью локализуются: государство не разрабатывает регламенты в данном направлении. Тем не менее работодатели будут иметь право использовать ранее принятые нормативы в качестве источников информации для составления собственных инструкций. При этом, безусловно, следует учитывать положения указанного выше приказа № 772н.

В частности, в постановлении Минтруда РФ от 24.05.2002 № 36 можно увидеть типовые инструкции по охране труда работников сферы общепита: барменов, буфетчиков. В соответствии с постановлением Правительства России от 04.08.2020 № 1181 данные инструкции утратили нормативный статус: проверяющие органы не будут требовать их соблюдения на практике. Однако любое предприятие может взять за основу типовую инструкцию и дополнить ее исходя из особенностей своей деятельности.

В типовых инструкциях по охране труда закрепляются следующие моменты:

  • общие требования, необходимые для безопасного труда;
  • правила безопасности при осуществлении рабочей деятельности: до, в процессе и после;
  • план действий в аварийных и нештатных ситуациях.

Некоторые работодатели ошибочно полагают, что разработка инструкций — это непосредственная обязанность штатного специалиста по охране труда, например, инженера. Но он может лишь оказать методическую помощь и сопровождение в принятии инструкций по охране труда, а также зарегистрировать их в специальном регистре — журнале.

О том, как оформляется такой журнал, читайте в статье «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец».

Ознакомиться с готовым образцом журнала учета инструкций по охране труда вы можете в системе «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Типовые инструкции разрабатываются федеральными органами исполнительной власти. Они являются основой для утверждения инструкций по охране труда работников у конкретного работодателя. Специалист по охране труда может оказать методическое сопровождение и консультирование по вопросам применения типовых инструкций.

Справочная информация: «Перечень правил и инструкций по охране труда»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

КонсультантПлюс: примечание.

Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм «регуляторной гильотины». По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ).

Необходимо учитывать, что Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов и их групп, а также отдельных положений, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины». При этом в отношении некоторых актов и положений установлен ограниченный срок нахождения в перечне (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

— правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ;

— единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В данную справочную информацию включены правила и инструкции по охране труда.

Внимание! В соответствии с абз. 7, абз. 21 — 23 ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 225 ТК РФ, а также в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», работодателям необходимо организовать внеочередную проверку знаний по охране труда работников в объеме новых правил по охране труда, кроме того, должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе:

— инструкций по охране труда;

— программ обучения по охране труда работников;

— информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников (Письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167, Письмо Роструда от 15.01.2021 N 57-ТЗ).

Дополнительно см.:

— О Всероссийских рейтингах организаций в области охраны труда >>>

— О законодательных изменениях в сфере охраны труда в 2023 >>>

— Требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 772н.

— Общие требования к организации безопасного рабочего места, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 774н (документ действует до 01.03.2028).

— Перечень работ, на которые не распространяется запрет, установленный ст. 214.1 ТК РФ (документ действует до 01.03.2028).

— Формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н.

— Примерный перечень информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н.

— Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н.

— Типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н.

— Перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), утвержденный Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 656н.

— Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (документ действует до 01.09.2026).

— Рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.12.2021 N 894.

— Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 650н.

— Форма и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.06.2021 N 406н (документ действует до 01.03.2028).

— Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н <*>

— Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 767н.

— Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденные Приказом Роструда от 21.03.2019 N 77.

— Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н.

— Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях (Письмо Минпросвещения России от 27.11.2019 N 12-688).

— Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

— Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.

— О разъяснении вопроса обучения по охране труда руководителей и специалистов (Письмо Роструда от 03.06.2013 N ПГ/5408-3-5).

— Об инструктаже и проверке знаний требований охраны труда работников организаций в объеме новых правил по охране труда (Письмо Роструда от 20.01.2021 N 87-ТЗ).

— Воспользоваться единой общероссийской справочно-информационной системой по охране труда можно на официальном сайте Минтруда России по адресу https://lkot.mintrud.gov.ru/

— Универсальный алгоритм оказания первой помощи >>>

— Справочную информацию «Санитарно-эпидемиологическое нормирование» >>>

— Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Организация охраны труда >>>

— Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда >>>

— Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда >>>

Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения


Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда (в том числе стандарты безопасности труда), а также тре­бования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

В свою очередь статья 211 Трудового кодекса РФ дает определение государствен­ным нормативным требованиям охраны труда:

  • Государственные нормативные требования охраны труда – это содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, установленные правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 

Государственные нормативные требования охраны труда обяза­тельны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

  • при про­ектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
  • конструировании машин, механизмов и другого оборудовани;
  • разра­ботке технологических процессов;
  • организации производства и труда.

Виды нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативно-правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся: 

  1. Стандарты безопасности труда
  2. Правила и типовые инструкции по охране труда
  3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила, гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). 

Нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда:

  • Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)
  • Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ)
  • Межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ)
  • Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО)
  • Типовые инструкции по охране труда (ТИ РО)
  • Правила безопасности (ПБ)
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ)
  • Инструкции по безопасности (ИБ)
  • Строительные нормы и правила (СНиП)
  • Своды правил по проектированию и строительству (СП)
  • Санитарные правила (СП)
  • Гигиенические нормативы (ГН)
  • Санитарные правила и нормы (СанПиН)
  • Санитарные нормы (СН)

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда:

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, состоят в следующем:

  1. Государственные нормативные требования охраны труда носят императивный характер, т.е. не допускают никаких отступлений от установленного ими правилами поведения, действуя неза­висимо от усмотрения субъектов трудового права.
  2. Государственные нормативные требования охраны обладают большей юридической силой по от­ношению к требованиям охраны труда, установленным правилами и инструкциями по охране труда.
  3. Требования охраны груда, установленные правилами и инструкциями по охране труда, разрабатываются па основе государственных нормативных требований охраны труда.
  4. Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в законах и подзаконных актах Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации, к которым относятся стандар­ты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.
  5. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими ли­цами при осуществлении ими любых видов производственной деятель­ности, тогда как требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда, носят местный характер (разработан­ные органами местного самоуправления или у конкретного работода­теля) либо распространяются на отдельные субъекты трудового права.

Порядок принятия актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда (стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарно-эпидемиологические прави­ла и нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса), издаются после рассмотрения проектов указанных актов па заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется: 

  1. При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда.
  2. По результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  3. По результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда.
  4. На основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий.
  5. По предложениям федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 (пять) лет и могут быть продлены не более чем на 2 (два) срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 (девять) месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда и техническое регулирование

Одной из важнейших функций государственных нормативных требований охраны труда является их использование для регулирования социально-трудовых отношений.

Техническое регулирование характеристик и параметров безопас­ности продукции и производственных процессов, в соответствии с За­коном о техническом регулировании, осуществляется техническими регламентами. Названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны труда, но регулирует отношения, связанные с разра­боткой, принятием, применением и исполнением требований к продук­ции или к продукции и связанным с требованием к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании решается проблема гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского союза. В настоящее время из 400 запланированных к разработке технических регламентов введены в действие несколько десятков, в том числе:

  • «Технический регламент о требованиях пожарной безопас­ности» принят Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юриди­ческих лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регу­лирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
  • «Технический регламент о безопасности зданий и сооруже­ний» принят Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физи­ческих и юридических лиц, государственного и муниципаль­ного имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение, приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
  • «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)» принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, а также в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
  • «Технический регламент о безопасности сетей газораспределе­ния и газопотребления» принят постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 в целях защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества, физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и рас­тений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также для обеспечения энергетической эффек­тивности.

Кроме указанных выше принят и ряд других технических регламентов.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Трудовое законодательство с 2022 года подверглось существенным изменениям и дополнениям в части различных аспектов охраны труда, которой работодатели должны теперь уделять особое и повышенное внимание. В связи с этим приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н утвердил требования к разработке и содержанию правил и инструкций по охране труда с 2022 года (начало применения перенесено на 01.01.2023). В данной статье рассматриваем основные положения нового регламента для инструкций по охране труда, которые разрабатывают работодатели.

Чем руководствоваться

1 марта 2022 года вступил в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н (далее – Приказ № 772н), который утвердил Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

Этот регламент будет действовать до 1 марта 2028 года. Но учтите, что приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140н установил не применять его до 1 января 2023 года.

Документ состоит из 3-х частей: общие требования, отдельные требования к правилам по охране труда и отдельные – к инструкциям.

Также см. «Охрана труда с 1 марта 2022 года: обзор новых правил и изменений».

Общие требования

Правила и инструкции по охране труда работодатель разрабатывает для обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

Причём в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков работодатель может устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности. Но при этом они не должны идти в разрез с государственными нормативными требованиям охраны труда.

Также см. «Профессиональные риски: что это и как ими управлять с 2022 года».

Сам порядок утверждения правил (стандартов) и инструкций по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) регламентирует ст. 372 ТК РФ.

Конкретный перечень необходимых на предприятии правил (стандартов) и инструкций по охране труда определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности.

Вот, в чём главное отличие правил (стандартов) от инструкций по охране труда:

Правила (стандарты) Инструкции
Должны содержать требования по:

  • обеспечению безопасности труда;
  • контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом).
Должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

То есть, правила и стандарты по охране труда носят больше организационный характер, а инструкции – это конкретные руководства.

Все эти документы наниматель должен поддерживать в актуальном состоянии. Также они должны соответствовать:

  • производственным процессам работодателя;
  • организационным или структурным изменениям.

Разработка и содержание правил по охране труда: требования

Форма утверждения правил

Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:

  • стандарт организации;
  • иной локальный акт.

Действие Правил

Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.

Из чего исходить при разработке Правил

Разработку Правил работодатель ведёт на основе:

  • анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • результатов спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

Содержание Правил по охране труда

Правила по охране труда должны включать следующие главы:

  1. Общие требования.
  2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.
  3. Требования к производственным помещениям и площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений) в целях обеспечения охраны труда работников.
  4. Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников.
  5. Требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.

Далее опишем, что конкретно нужно включить в каждую главу Правил.

ГЛАВА ПРАВИЛ

КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТРАЗИТЬ

Общие требования Сфера действия Правил

Описание вредных и/или опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил

Требования охраны труда работников при организации и проведении работ Требования охраны труда, предъявляемые к работникам

Требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в т. ч. при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий

Требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии)

Меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием:

  • опасностей и связанных с ними профессиональных рисков;
  • возможного причинения вреда здоровью работника;
  • перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей.

Способы контроля и управления, обеспечивающие:

  • защиту работников;
  • отключение или блокировку оборудования.

Способы своевременного уведомления:

  • о возникновении вредных и/или опасных производственных факторов;
  • реализации профессиональных рисков при проведении работ.

Меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций.

Требования к производственным помещениям и площадкам (при наличии процессов, выполняемых вне производственных помещений) Это положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ. В том числе:

  • запрет на загромождение проходов и проездов, проездов внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств;
  • содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе – очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами;
  • наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах – местной вентиляции;
  • наличие необходимого освещения, в т. ч. сигнального в ночное время;
  • иные требования по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.
Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест Требования к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению

Требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков)

Требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты

Мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании.

Требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства В случае соответствующего вида деятельности сюда включают:

  • особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения;
  • требования к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников;
  • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;
  • меры по удалению и обезвреживанию отходов производства – источников вредных и/или опасных производственных факторов.

При необходимости Правила могут содержать требования или ссылку на требования:

  • стандартов безопасности труда;
  • государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса;
  • правил и норм безопасности;
  • нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Оформление и подписание Правил

Правила должны иметь лист согласования, который подписывают следующие лица:

  • разработчик (представители участников разработки);
  • руководитель юридической службы работодателя (при наличии);
  • руководитель службы охраны труда (при его отсутствии – лицо, выполняющее функции специалиста по охране труда);
  • лицо, ответственное за разработку Правил.

Причём работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.

Если работодатель использует электронный документооборот, лист согласования Правил подписывают с учетом настроек маршрута согласования.

Утверждение Правил

Их утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Разработка и содержание инструкций по охране труда: требования

Из чего исходить при разработке Инструкций

Инструкцию по охране труда для работника разрабатывают исходя из:

  • его должности или профессии;
  • направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Разработку инструкций по охране труда работодатель ведёт на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных им Правил (при наличии), а также на основе:

  • анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция;
  • результатов спецоценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в т. ч. определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
  • определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;
  • определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

Инструкция по охране труда для работника должна учитывать требования безопасности, изложенные:

  • в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования;
  • технологической документации организации – с учетом конкретных условий производства применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Содержание Инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда должна охватывать следующие вопросы:

  1. Общие требования охраны труда.
  2. Требования охраны труда перед началом работы.
  3. Требования охраны труда во время работы.
  4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
  5. Требования охраны труда по окончании работы.

Далее опишем, что конкретно нужно включить в каждый пункт Инструкции.

ВИД ТРЕБОВАНИЙ

ЧТО ОТРАЗИТЬ

Общие требования охраны труда Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка

Требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ

Перечень вредных и/или опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей

Перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылка на локальный акт

Порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылка на локальный акт)

Правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

Требования охраны труда перед началом работы Порядок подготовки рабочего места

Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии)

Порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования

Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).

Требования охраны труда во время работы Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов

Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты)

Указания по безопасному содержанию рабочего места

Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций

Требования к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников

Требования охраны труда в аварийных ситуациях Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие

Процесс извещения руководителя работ:

  • о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей;
  • каждом произошедшем несчастном случае.

Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций

Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при (исходя из результатов оценки профессиональных рисков):

  • травмировании;
  • отравлении;
  • других повреждениях здоровья.
Требования охраны труда по окончании работ Действия при приеме и передаче смены – в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования

Последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры

Действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности

Требования соблюдения личной гигиены

Процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

Временные инструкции по охране труда

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Утверждение Инструкций

Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Пересмотр Инструкций

Инструкции по охране труда пересматривают в том числе в следующих случаях:

  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • по требованию представителей органов исполнительной власти региона в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда (Роструд).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вобэнзим инструкция по применению цена 200 таблеток отзывы
  • Пейн балм хималая инструкция по применению
  • Инструкция по охране труда для слесаря инструментальщика 2022
  • Ниотит ушные капли инструкция по применению детям
  • Мануал клиника в самаре