Быть руководителем значит постоянно находить компромисс между потребностями бизнеса и потребностями сотрудников. Но на практике у менеджера чаще происходит перекос в одну сторону.
Перевели материал Flexjob о пяти моделях управления и как их адаптировать к разным условиям работы.
Как работает «решетка» Блейка и Мутон
«Управленческая решетка» активно используется в организационной психологии с 1960-х годов. Именно тогда она была разработана учеными Робертом Блейком и Джейн Мутон. В ее основе 2 критерия: забота о бизнесе и забота о сотрудниках.
Визуально это выглядит так:
Ось Х. Ориентация руководителя на прибыль (оборот, себестоимость продукции, выполнение графика работ)
Ось У. Интерес руководителя к сотрудникам (условия труда, благополучие на работе, сплоченность команды)
Каждый из двух показателей измеряется по шкале от 0 до 9. В результате исследователи выделяют 5 основных стилей управления.
Примитивный стиль руководства, или «нищее управление» (область 1.1)
Сверхлиберальная модель управления. Руководитель избегает трудных ситуаций и конфликтов, не имеет твердой позиции по вопросам, за которые отвечает.
Единственная его мотивация — сохранить свою должность, а результаты работы или благополучие сотрудников его мало беспокоят. В итоге рабочие процессы в организации не налажены, сотрудники недовольны и в какой-то момент начинают протестовать.
Социальный стиль руководства, или «управление в духе дома отдыха» (1.9)
«Социального» менеджера иногда называют излишне опекающим и заботливым. Сотрудники находятся в центре его внимания, он выстраивает качественные отношения со всей командой. Финансовые результаты беспокоят его гораздо меньше и не являются приоритетными.
В итоге возникает вопрос: действительно ли этот руководитель фокусируется на команде и благополучии на работе, или он просто хочет получить признание сотрудников? У таких менеджеров всегда хорошая, почти семейная обстановка на работе, но из-за недостаточного внимания к финансовым показателям бизнес начинает давать сбои.
Организационный стиль руководства, или «компромиссное управление» (5.5)
«Промежуточный» вариант менеджера представляет собой баланс между вниманием к потребностям всех сотрудников и стремлением к прибыли. Здесь достигаются неплохие результаты по рентабельности бизнеса, благосостояние сотрудников тоже не на последнем месте.
Проблема такого стиля управления в посредственных результатах: бизнес-процессы оптимизированы, но не на 100%; прибыль поступает, но она меньше ожидаемой; сотрудникам создают неплохие условия, но они не чувствуют особой мотивации и желания показать свой максимум, поэтому при случае легко сменят место работы.
Авторитарный стиль руководства, или «менеджмент подчинения» (9.1)
Менеджер, ориентированный исключительно на результат, отличается авторитарным и даже диктаторским стилем управления. Такие руководители используют сотрудников в качестве пешек, легко их отпускают и меняют одних специалистов на других. В их мире идеальный сотрудник — тот, кто подчиняется, не задавая лишних вопросов.
С авторитарным руководителем сотрудники очень быстро теряют мотивацию и уходят. Поэтому текучка кадров — естественное явление.
Групповой стиль управления, или «командный менеджмент» (9.9)
В этом случае человеческие ресурсы оптимизируют для достижения бизнес-целей. При таком управлении для организации важны коллективные интересы. Менеджер — внимательный, чуткий и вдохновляющий — побуждает сотрудников делать максимум возможного в целях организации.
Сотрудники отличаются высокой производительностью, конфликты и напряженные вопросы не замалчиваются, а эффективно решаются. Некоторые организационные психологи считают, что эта модель управления не подходит для больших организаций. Но в больших проектах, в теории, именно она считается оптимальной в долговременной перспективе.
Любая модель управления может быть результативной
Модель командного менеджмента считается наиболее эффективной, но в определенных условиях другие стили тоже могут оказаться успешными. По мнению ученых Пола Херси и Кена Бланшарда, авторов теории ситуационного менеджмента, любой из пяти стилей управления может принести положительные результаты в зависимости от зрелости сотрудников.
Под «зрелостью» Херси и Бланшард подразумевают автономию, ответственность за результат своей работы, желание выполнить ее как можно лучше. Если у сотрудника хорошо развито это качество, он не задержится надолго у авторитарного лидера, но прекрасно сработается с либеральным руководителем, который даст ему полную свободу действий.
Если же сотрудник ленив и не мотивирован, то как раз в условиях менеджмента подчинения он может показать лучшие результаты.
Любой менеджер может поменять стиль управления
Эффективный менеджер ориентируется на ситуацию и сотрудников. Он может уменьшить контроль над ними, если специалисты достаточно мотивированы и увлечены делом, или усилить давление, если они не справляются с задачами.
Поэтому его поведение может и должно меняться. Даже если происходят одни и те же рабочие процессы (сдача проекта, распределение полномочий, т. д.), контекст и настроение работников могут быть совершенно другими. А значит, другой должна быть и его реакция.
Пройдите тест, чтобы определить, к какому типу руководителей вы принадлежите.
Виктория Андреевна Останкова
Эксперт по предмету «Менеджмент»
Предложить статью
Сущность управленческой решетки Блейка-Моутона
Определение 1
Управленческая решетка Блейка-Моутона – это концепция, которая была разработана в Университете штата Огайо, ее модифицировали и популяризовали Блэйк и Моутон, разработавшие решетку (схему), которая включает пять наиболее распространенных стилей руководства.
Решетка американских специалистов тории менеджмента Р. Блэйка и Дж. С. Моутона представлена теоретической матрицей типологических методов и способов управления внутригрупповыми взаимодействиями, включая конфликтные, помогающая найти наиболее эффективное направление и приемы управленческих воздействий для предотвращения, развертывания и урегулирования возникающих внутригрупповых конфликтов.
Решетка Блэйка-Моутона
Блэйк и Моутон модернизировали разработанную в университете Огайо концепцию, сформировав решетку пяти основных стилей руководства.
Рисунок 1. Решетка Блэйка-Моутона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вертикальная ось данной схемы представляет ранжирование «заботы о человеке» по шкале 1-9. В горизонтальной оси ранжирована «забота о производстве» также 1-9. Стиль руководства определяется по обоим этим критериям. Всего получается 81 позиция (9х9), то есть 81 вариант управления. Каждый вариант поведения в процессе управления компанией можно сравнить с любым другим из приведенной матрицы. конечно, невозможно четко определить к какому именно из квадратов матрицы относится тот или иной стиль руководства. На практике это делать совсем не обязательно, так как невозможно извлечь никакого конкретного смысла из номера квадрата. Блейком и Моутоном было описано пять крайних, наиболее характерных позиций матрицы:
«Управленческая решетка Блейка-Моутона» 👇
- примитивное руководство;
- социальное руководство;
- авторитет-подчинение;
- производственно-социальное руководство;
- команда.
1.1. Примитивное руководство, страх перед бедностью. Руководитель должен приложить минимальные усилия, чтобы добиться того качества работы, которое позволит избежать увольнения. Такую позицию характеризует такой тип руководителя, который хладнокровно относится и к своим подчиненным и к процессу производства. Он считает, что управленец всегда может обратиться за помощью к стороннему эксперту или специалисту. Это позволяет избегать конфликты, неурядицы, создает благоприятные условия для работы руководителя, а также расширяет диапазон новых идей, которые воплощаются в производстве. Однако при столкновении с серьезными трудностями, такой руководитель будет вынужден или сменить стиль руководства или покинуть должность.
1.9. Социальное руководство – дом отдыха. Руководитель сосредоточен на поддержании хороших, теплых взаимоотношений, уделяя мало внимания тому, насколько эффективно выполняются задания. Такая позиция характерна руководителям, уделяющим особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о производстве. Такие управленцы считают, что основой успеха является поддержание доверительной атмосферы и взаимопонимания внутри коллектива. Такого руководителя любят подчиненные, текучести кадров практически нет. Минусом является излишняя доверчивость к подчиненным, которая приводит к принятию непродуманных решений, вредящих производству.
9.1. Авторитет-подчинение. Руководитель очень занят эффективностью выполняемой работы, но мало заботится о моральном настрое подчиненных. Такая позиция характерна менеджерам, которые на первое место ставят заботу о производстве, но практически не ведут социальную деятельность. Они считают ее проявлением мягкотелости, которая приводит к посредственным результатам. Помимо этого, качество управленческих решений, по их мнению, не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительные черты таких управленцев: ответственность, трудоспособность, организаторский талант и интеллект.
5.5. Производственно-социальное управление, организация – руководитель способен найти баланс между эффективностью и хорошим моральным настроем, чем достигает приемлемое качество выполнения заданий. Данная позиция характерна руководителям, умело сочетающим заботу о людях и заботу о производстве. Такой управленец видит в компромиссе лучшее решение, считая его основой эффективного управления. Положительные черты такого руководителя – постоянство и заинтересованность в успехе всех идей, нестандартное мышление, новаторские взгляды. Но новаторство взглядов, к сожалению, редко распространяется на стиль управления, в связи с чем производство не развивается, а фирма мало конкурентоспособна.
9.9. Команда – предполагает усиленное внимание к подчиненным эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям компании. Этим обеспечивается высокий моральный настрой, а также высокая производительность. Такой позицией характеризуется руководитель, который с одинаковым внимание относится и к людям, и к производству, которое возглавляет. В отличие от управленца позиции (5;5), который считает, что залог успеха – компромисс, данный тип управленца не остановится на половине пути. Он стремится приложить максимальные усилия и в сфере социальной политики и в самом производстве. При этом наилучший способ увеличить производительность и повысить качество выпускаемой продукции и услуг – активно вовлекать подчиненных в процесс принятия решений. Данные действия позволяют повысить удовлетворенность трудом каждого работающего и учесть все малейшие нюансы, которые могут оказывать влияние на эффективность производительных процессов.
Таким образом, Блэйк и Моутон базировались на том, что наиболее эффективный, оптимальный стиль руководства – руководитель в позиции 9.9. Они считали, что такой руководитель сочетает в себе высокий уровень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Также они поняли, что существует масса видов деятельности, когда трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали профессиональную подготовку и сознательное отношение к целям хорошими помощниками для руководителя в стремлении приблизиться к стилю 9.9., чем он повысит эффективность своего труда.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Статья обновлена 19.06.2022
Некоторые компании похожи на храм Асклепия — там царит холод, голод и покой. Другие, наоборот, напоминают муравейник — там все подчинено единому невидимому ритму, каждый знает свое дело и берется за задачи в 50 раз больше собственного веса. За такие метаморфозы в организации часто «отвечает» принятый стиль управления руководителя. Какими бывают стили руководства, какие теории на этот счет существуют и как «прокачать» собственный, чтобы принести пользу себе и своей компании? Мы знаем ответы на все эти вопросы.
Классификация стилей руководства
Существует множество способов, при помощи которых руководитель может управлять членами своей команды — в зависимости от того, какая стратегия позволит добиться максимальной производительности. Стили руководства также могут отличаться в зависимости от типа личности. Более того, один и тот же руководитель может использовать разные стратегии для достижения впечатляющих результатов.
Рассмотрим популярные модели лидерства — управляющую решетку Блейка и Моутона, стили руководства по Левину, теорию ситуационного лидерства Херси-Бланшара и континуум лидерства Танненбаума-Шмидта. Многие из них разработаны достаточно давно, но до сих пор актуальны и проверены практикой. Ознакомившись со всеми существующими классификациями, можно выбрать наиболее подходящую и скорректировать свой стиль управления исходя из рекомендаций.
Управленческая решетка Блейка и Моутона
Управленческая решетка Блейка и Моутона — это популярная система, нацеленная на ориентацию руководителя в стиле «задача против человека».
Также известная как сетка лидерства, она была разработана в начале 1960-х годов экспертами управления Робертом Блейком и Джейн Моутон. Система отображает степень сосредоточенности на задачах по сравнению с личностной ориентированностью и определяет 5 различных комбинаций этих двух составляющих, а также стилей руководства, которые они создают.
Управленческая решетка Блейка и Моутона основана на 2 поведенческих измерениях, которые должен учитывать лидер при принятии решения о том, как лучше всего выполнить задачу:
- Забота о людях. Это степень, в которой лидер учитывает потребности, интересы и области личного развития членов команды.
- Забота о результатах. Это степень, в которой лидер учитывает конкретные цели, организационную эффективность и высокую производительность.
На их основе Блейк и Моутон определяют 5 стилей лидерства, как показано на иллюстрации.
Давайте подробно рассмотрим каждый из них. Сразу уточним: мы берем в качестве основы оригинальную концепцию, изложенную экспертами, так как русская её адаптация освещает основной смысл лишь частично.
1. Плохой менеджмент: низкие результаты, низкая мотивация
Плохой или «равнодушный» руководитель по большей части неэффективен. Он не уделяет должного внимания выстраиванию системы для работы и не проявляет особого интереса к созданию мотивирующей командной среды. Его результаты неизбежно заключаются в дезорганизации, неудовлетворенности сотрудников и дисгармонии общей работы.
2. Менеджмент «сделай или умри»: высокие результаты, низкая мотивация
Люди из этой категории, также известные как авторитарные руководители, считают, что члены их команды — просто средство для достижения цели. Потребности команды всегда вторичны по отношению к ее продуктивности.
Этот тип руководителей эгоцентричен, у них строгие правила работы, детально разработанные политики и процедуры. Они придерживаются такого подхода к мотивации, который предполагает, что все сотрудники по своей природе ленивы, не мотивированы и не любят работать. Руководитель также может рассматривать наказание как эффективный способ мотивации членов команды.
Поначалу такой подход может обеспечить впечатляющие производственные результаты. Но отсутствие командного духа и мотивации в конечном итоге повлияют на производительность. Поэтому руководитель будет изо всех сил пытаться удержать высокоэффективных сотрудников.
3. Умеренный менеджмент: средние результаты, средняя мотивация
Руководитель среднего уровня — это своего рода статус-кво. Он пытается сбалансировать результаты и мотивацию сотрудников, но эта стратегия не так эффективна, как может показаться на первый взгляд. Из-за постоянного компромисса ему не удается добиться высоких показателей и полностью удовлетворить потребности команды. Его сотрудники показывают посредственные результаты.
4. Эмпатичный менеджмент: низкие результаты, высокая мотивация
Этот стиль руководства присущ уступчивым менеджерам, которые больше всего заботятся о нуждах и чувствах членов своей команды. Такой подход предполагает, что, пока сотрудники счастливы и довольны своим положением, они будут много работать.
Как правило, в результате создается очень расслабленная и веселая рабочая среда, в которой страдает продуктивность из-за отсутствия четкого руководства и контроля.
5. Командный менеджмент: высокие результаты, высокая мотивация
Согласно модели Блейка и Моутона, управление командой — наиболее эффективный стиль руководства. Стиль отражает лидера, который увлечен своей работой и делает все возможное для людей, с которыми он работает.
«Командные» руководители привержены целям и миссии своей компании, мотивируют людей, которые им подчиняются, и усердно работают, чтобы заставить сотрудников профессионально расти. В то же время они вдохновляют членов своей команды. Во главе с таким менеджером каждый чувствует, что его мнение уважают и ценят. Поэтому стремится к достижению еще больших высот.
Такие руководители считают приоритетными как производственные потребности организации, так и потребности своих сотрудников. Они выстраивают систему так, чтобы убедиться: все сотрудники понимают основные цели компании и вовлечены в их выполнение и отчасти определение.
Когда команда лояльна и заинтересована в успехе организации в целом, то потребности людей и производственные потребности совпадают. Это создает атмосферу, основанную на доверии и уважении, что приводит к высокому удовлетворению, мотивации и отличным результатам.
Дополнительные стили решетки Блейка и Моутона
В 1987 году Блейк и его коллеги добавили еще 2 стиля лидерства, но ни один из них не фигурирует в таблице. Потому что руководителей данных типов невозможно четко отразить в её координатах.
- Патерналистский менеджмент
Патерналистский руководитель постоянно переключается между стилями «сделай или умри» и эмпатичным. Такой лидер может поддерживать и ободрять команду, но также будет ревниво охранять свою позицию. Патерналистские руководители не любят, когда кто-то ставит под сомнение их образ мышления. - Оппортунистический менеджмент
Оппортунистические руководители ставят на первое место собственные потребности, свободно перемещаясь по решетке и выбирая тот стиль, который принесет им пользу. Они манипулируют людьми и используют их, чтобы получить то, что хотят. Психологи считают, что такое поведение можно классифицировать как социопатическое.
Применение управленческой решетки Блейка и Моутона
Модель предполагает, что при высоком уровне заботы о людях и о результатах повышается мотивация сотрудников и их продуктивность. Хотя она не полностью решает вопрос, какой стиль руководства лучше всего, но, безусловно, является отличной отправной точкой для улучшения общих лидерских навыков.
Ключевые моменты
- Помогает задуматься о своем стиле руководства, его влиянии на производительность и мотивацию команды.
- Показывает, как слишком большое внимание к одной области за счет другой приводит к плохим результатам.
- Сопоставляет заботу о результатах с заботой о людях.
- Препятствует расплывчатым компромиссам в управлении.
Важно понимать свой стиль управления, чтобы затем определить, как продвинуться на пути к наиболее эффективному менеджменту. Вот несколько шагов, которые нужно пройти.
Определите свой стиль управления
Перечислите 5 или 6 недавних ситуаций, в которых вы были лидером. Для каждой ситуации найдите место на решетке в соответствии с тем, как, по вашему мнению, вы себя проявили.
Определите области, в которых вы можете улучшить и развить свои лидерские навыки
Посмотрите на свой текущий подход. Соглашаетесь на умеренный менеджмент, потому что это проще, чем добиваться большего? Подумайте, подходит ли ваш стиль управления к той ситуации, в которой вы находитесь.
Если чувствуете, что слишком ориентированы на задачи, вы можете попытаться привлечь членов своей команды к творческому решению проблем, улучшить свое общение с ними или поработать над своими навыками наставничества.
Если же вы склонны слишком сосредотачиваться на людях, пригодятся навыки составления расписания и мониторинг прогресса проекта.
Постоянно следите за своей «успеваемостью» и контролируйте те ситуации, когда вы снова возвращаетесь к старым привычкам.
Отслеживайте контекст
Теории лидерства в определенной степени изменились с тех пор, как Блейк и Моутон предложили свою систему. В частности, контекст, в котором находится руководитель, рассматривается как важный фактор выбора стиля руководства. Так что используйте управленческую решетку как полезную модель для определения своего основного стиля руководства, но не относитесь к ней как к эталону.
Командный стиль управления часто является наиболее эффективным подходом. Но бывают ситуации, когда одной области требуется больше внимания, чем другой.
Например, если ваша компания находится в процессе слияния или какого-либо другого значительного организационного изменения, стоит уделять больше внимания людям, чем производству. Это позволит направить их мысли в нужное русло и успокоить в потенциально трудное время.
Точно так же, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией, экономическими трудностями или физическим риском, беспокойством о сотрудниках можно пренебречь. По крайней мере, на короткий срок, для достижения хороших результатов и эффективности.
Стили руководства по Левину
Концепция стилей руководства по Левину возникла довольно давно — фактически, она применяется с 1930-х годов. Однако она актуальна и сегодня, поскольку разделяет стили руководства на 3 легко запоминающиеся группы.
Хотя эта классификация не обязательно передает специфику, присущую конкретному руководителю, она хорошо справляется с классификацией общего подхода.
В зависимости от ситуации, любой из выделяемых Левиным трех стилей может быть идеальным для работы. В то же время, любой из них может категорически не подходить, если используется в неправильных обстоятельствах. Сочетание правильного стиля руководства с правильной ситуацией — задача, к которой каждый руководитель должен отнестись со всей серьезностью.
Давайте подробнее рассмотрим каждый из 3 стилей руководства, которые Курт Левин представил в своей концепции.
Авторитарное руководство
Этот руководитель всегда командует и совсем не склонен делегировать ответственность за принятие решений членам своей команды. Авторитарный лидер принимает решения самостоятельно и убежден, что они всегда верные, независимо от чувств сотрудников. Обычно между руководителем и членами команды наблюдается очень мало взаимодействия — его не предполагает авторитарный стиль управления. Пример — руководитель просто передает команде задания и обозначает цели с конкретными инструкциями о том, как выполнить ту или иную работу.
У этого стиля руководства есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, он может быть эффективной стратегией при работе с неопытными сотрудниками, которым не хватает знаний, чтобы играть более автономную роль в проекте. Когда команда состоит из людей, которым нужны конкретные инструкции для достижения успеха, авторитарный стиль руководства часто является идеальным выбором.
В то же время опытная команда может дать отпор такому типу лидерства, потому что оно не дает им той свободы и творчества, которых, по их мнению, они заслуживают. Важно, чтобы руководитель объективно оценивал членов своей команды, прежде чем решать за них, как лучше всего они могут справиться с задачами.
Коллективное руководство
Такой поход также называют демократический стиль лидерства или совместный. Руководитель этого типа быстро вливается в команду и приступает к работе. Хотя он несет основную ответственность и обладает властью принимать решения, рабочий процесс под его началом выглядит более комфортным. Лидер выражает свои приоритеты и ценности при постановке целей и принятии решений, но также вносит свой вклад в работу команды и открыт для советов и предложений от коллег.
Членов команды поощряют высказывать свои идеи и отзывы на благо команды в целом. Руководитель рассматривает соображения, выдвинутые сотрудниками, и может принять их, если сочтет, что это отвечает интересам проекта. При этом последнее слово остается за лидером. Вообще говоря, руководитель такого типа вызывает больше симпатии у сотрудников, потому что он рассматривается как один из членов команды, а не как диктатор, который просто отдает приказы.
Конечно, такой тип руководства подойдет не для всех. Если вспомнить неопытных сотрудников из предыдущего примера, то активное лидерство может оказаться в этом случае неприемлемым. Без постоянного руководства недостаток знаний может стать серьезной проблемой.
Этот стиль управления больше подойдет для команды, обладающей опытом и большим энтузиазмом. Когда у сотрудников достаточно знаний, чтобы проект двигался в правильном направлении, участие руководителя должно только способствовать достижению производительности. Кроме того, члены команды становятся более заинтересованными и мотивированными, потому что они чувствуют себя частью процесса.
Делегирующее руководство
Такой подход иногда называют попустительский стиль управления, стиль по принципу невмешательства или либеральный стиль управления. Пример такого руководителя — это человек, предоставляющий членам своей команды большую свободу. Он предлагает поддержку в виде ресурсов и советов, но не участвует в проекте целиком и полностью.
Руководитель, который делегирует большую часть проекта, — это тот, кто полностью доверяет своим сотрудникам и позволяет им выполнять свою работу так, как они считают нужным. Помимо наблюдения за ходом выполнения и проверки статуса задач время от времени, этот руководитель не дергает членов команды без особой необходимости, чтобы они делали то, что у них получается лучше всего. Неудивительно, что с точки зрения любого сотрудника такой стиль управления наиболее предпочтителен. Наличие руководителя, который доступен тогда, когда это необходимо, но не мешает работе и не контролирует ее на микроуровне, прекрасно сказывается на производительности и мотивации.
Разумеется, использование данного стиля управления с командой, которая не «потянет» такую автономию, — рецепт катастрофы. Неопытные сотрудники или те, кто не мотивирован и не сфокусирован на поставленной задаче, могут неверно истолковать свободу, предоставляемую делегирующим руководителем. Это приведет к тому, что сроки будут срываться, а работа — выполняться некачественно. Руководитель должен быть уверен в каждом сотруднике и точно знать, что ни один из них не подведет в самый ответственный момент.
Каждый из трех стилей руководства, предложенный Левиным, может быть успешным, если применять его в нужное время и в нужном месте. Поэтому важно сначала понаблюдать за командой. И только потом применять определенный стиль управления. Попытка использовать неправильный подход к сотрудникам может привести к большим проблемам как для самих работников, так и для руководителя.
Стили управления: менеджмент по Левину и его применение
Путем проведения ряда экспериментов Курт Левин установил, что наиболее эффективным стилем в большинстве случаев является демократический. Но он применим не во всех случаях — у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, на которых мы остановимся подробнее.
Авторитарное руководство
Все решения принимаются лидером. Авторитарный руководитель часто ассоциируется с диктатором.
Плюсы авторитарного руководства
- Быстрый процесс принятия решений. Решения принимает один человек, поэтому дополнительные консультации не требуются, так что промедлений нет.
- Мотивированные сотрудники. Стиль «руководство — это контроль» мотивирует людей усердно работать.
- Меньше стресса для команды. Когда руководитель всегда присутствует — зримо или незримо, сотрудники знают, что к нему всегда есть доступ.
Минусы авторитарного руководства
- Один способ общения. Это может демотивировать сотрудников, потому что они получают обратную связь о своей работе только тогда, когда совершают ошибку.
- Страх и неприязнь. Людям обычно не нравится строгое начальство; кроме того, сотрудники получают гораздо больше критики, чем похвалы. Это приводит к тревожности и постоянному негативу.
- Культура зависимости. Сотрудники становятся зависимыми от мнения начальства, так как руководитель сам предлагает идеи и принимает решения, что может привести к полному отсутствию инициативы у команды.
Когда использовать авторитарное руководство
Авторитарное руководство может быть эффективным — например, для сложных, но коротких проектов или же для проектов с жесткими сроками выполнения. Подойдут сюда и проекты, не требующие квалифицированных сотрудников. Особенно хорошо авторитарный стиль работает с людьми, которым для продуктивной работы требуется постоянное руководство лидера.
Коллективное руководство
Этот стиль управления руководителя предполагает разделение ответственности за принятие решений.
Плюсы коллективного руководства
- Приятная рабочая среда. Сотрудники на всех уровнях чувствуют себя ответственными за то, чтобы ставить перед собой значимые цели. У них появляется больше возможностей получать удовольствие от работы.
- Меньше ошибок. Поскольку все обсуждения проводятся до принятия окончательного решения, снижается риск того, что руководитель примет неправильное.
- Творческая атмосфера. Сотрудники, которых поощряют проявлять инициативу и предлагать идеи для решения проблем, создают творческую атмосферу в коллективе.
Минусы коллективного руководства
- Медленное принятие решений. Совместное принятие решений занимает больше времени, потому что сначала руководителю нужно посоветоваться с людьми.
- Лидерство принадлежит команде. Если руководитель не уверен в себе или слаб, он может скрыть это, заставляя команду принимать все решения вместо себя.
Когда использовать коллективное руководство
Такой стиль руководства особенно эффективен в компаниях, которые настроены на непрерывное совершенствование процессов. Каждый вопрос или замечание сотрудников поощряются, так как это поддерживает организацию в тонусе и способствует улучшению работы. Коллективное руководство также подходит для управления людьми в высококонкурентных и сложных отраслях, где оно помогает воплощать лучшие идеи в жизнь.
Делегирующее руководство
При таком стиле руководитель не управляет. Вместо этого решения принимает команда.
Плюсы делегирующего руководства
- Свобода действий. Когда сотрудники мотивированы на успешную реализацию проекта, стиль невмешательства дает им нужную для этого гибкость. Это происходит потому, что лидер ни во что не вмешивается.
- Меньше работы для руководителя. Когда ответственность несет команда, руководителю остается меньше работы. Вместо этого он может потратить время на решение других важных для организации задач.
Минусы делегирующего руководства
- Высокий уровень стресса. Сотрудники могут испытывать стресс, если они недостаточно уверены в себе из-за отсутствия прямого руководства и одобрения своих решений.
- Отсутствие персональной ответственности. Никто не несет прямой ответственности за общие неудачи или успехи.
Когда использовать делегирующее руководство
Использование принципа невмешательства уместно для команды, состоящей из эффективных профессионалов с проверенной репутацией, которые уже имеют опыт выполнения подобных работ.
Типы руководства и теория ситуационного лидерства Херси-Бланшара
Теорию ситуационного лидерства разработали в 1960-х годах эксперты Пол Херси и Кеннет Бланшар. Термин «ситуационный» указывает на то, что руководитель должен варьировать свой подход в зависимости от людей, которыми он управляет, и обстоятельств, связанных с выполняемой задачей.
Теория ситуационного лидерства Херси-Бланшара основана на так называемом переменном лидерстве, зависящем от множества условий. Основной посыл таков: если руководитель сможет максимально быстро адаптироваться к любой ситуации, в конечном итоге выиграют все.
Также в теории обращается особое внимание на зрелость каждого сотрудника, то есть готовность людей взять на себя ответственность за какую-то область. Например, человеку, не имеющему должного опыта, скорее всего, не хватит навыков или уверенности, чтобы взять на себя задачи, которые были бы уместны для более опытного сотрудника. Только когда лидер сможет сформировать свой подход к зрелости и талантам тех, кто состоит в команде, общая производительность будет на должном уровне.
Теория ситуационного лидерства выделяет 4 стиля руководства, тесно связанных с 4 уровнями зрелости, которые определяют членов команды. Их можно объединить в пары для достижения оптимальной производительности.
Давайте рассмотрим каждый из них.
Стили ситуационного лидерства
В оригинальной теории выделяется 4 стиля руководства: говорить, продавать, участвовать и делегировать. Позже их адаптировали к русскому переводу — так появились обозначения вроде наставничества, директивности и тому подобное. Мы считаем, что попытки приблизить терминологию к Левину и другим управленческим моделям — не очень удачны, так как исходный смысл в таком случае теряется. Поэтому расскажем о ситуационном лидерстве максимально близко к оригиналу.
1. Говорить. Это прямая форма лидерства. Руководитель команды просто говорит каждому сотруднику, что делать, и как он хотел бы, чтобы это делалось. Данный подход является директивным по своей природе и не располагает к диалогу. Между руководителем и членами команды очень мало совместных обсуждений. Вместо этого лидер просто дает конкретные инструкции всем сотрудникам, которые нужно выполнить.
2. Продавать. Второй стиль руководства дает немного больше возможностей для взаимного сотрудничества. Хотя члены команды по-прежнему направляются руководителем, он с большей вероятностью будет взаимодействовать с ними. Название «Продавать» исходит из идеи, что руководителю может требоваться «продать» идею — убедить некоторых сотрудников следовать его примеру и действовать определенным образом.
3. Участвовать. Участие — процесс, в котором руководитель пытается наладить отношения с членами команды, действительно становясь её частью. Это явный отход от управления в стиле «Говорить», поскольку лидер более полно взаимодействует с теми, кто работает в команде. Фактически, руководитель может даже не принимать все решения. Возможно, в определенные моменты он перекладывает свои полномочия на членов команды с большим опытом или знаниями в данной области.
4. Делегировать. Делегирование представляет собой передачу руководителем большей части ответственности за данный проект или задачу различным членам команды. Этот стиль часто используют лидеры опытных команд, поскольку подчиненные могут не нуждаться в особом руководстве на данном этапе своей карьеры.
Стили управления коллективом и уровни зрелости
В дополнение к 4 стилям лидерства теория ситуационного лидерства Херси-Бланшара также выделяет 4 уровня зрелости — Maturity, которые описывают сотрудников, составляющих команду. В русском переводе уровень зрелости часто переводится как уровень развития, что несколько не соответствует исходному значению. Имеется в виду вовсе не развитие высокоорганизованного Homo sapiens от примитивного неандертальца. В понимании теории зрелость — что-то вроде достижения совершеннолетия или аттестации школьника, который проходит один уровень за другим. Мы будем пользоваться оригинальными значениями для описания уровней зрелости — M1, M2, M3 и M4.
- M1. Это наименее опытные из сотрудников, «первый раз в первый класс». На данном этапе их нужно инструктировать практически постоянно, рассказывая по пунктам обо всем, что составляет задачу, за которую они несут ответственность. Часто это уровень означает, что руководитель имеет дело с более молодыми и менее опытными сотрудниками. Но также может быть, что люди просто не имеют достаточных знаний или опыта для выполнения поставленной задачи в конкретном проекте.
Этот уровень зрелости совпадает со стилем руководства «Говорить», так как на данном этапе сотрудникам требуется полное руководство почти для каждой задачи. - M2. Это все еще неопытные сотрудники, обладающие чуть большими знаниями и навыками, чем те, кто находится на уровне М1. Они просто поднялись на ступеньку выше и закончили начальную школу. Зрелость — это не только мера способности человека справляться с задачей, но и, в первую очередь, его готовность взять на себя эту задачу. Члены команды с уровнем M2 — это те, кто с энтузиазмом трудится над задачей, даже если они еще не готовы делать это правильно без помощи руководителя.
Правильным выбором при работе с сотрудниками уровня M2 является стиль руководства «Продавать». - M3. Эта группа включает сотрудников, которые не только с энтузиазмом работают над задачей, но и обладают большей частью навыков, необходимых для её правильного выполнения. Хотя они могут и не справиться со всем объемом работы без чьей-либо помощи, большую часть пути такие люди в силах пройти самостоятельно.
Наилучший стиль управления, который соответствует индивидуальному уровню M3 — «Участвовать». Кроме того, таким сотрудникам не нужно постоянное руководство, и они способны плотно взаимодействовать с руководителем для позитивного сотрудничества. - M4. На вершине шкалы находятся сотрудники, которые полностью способны справиться с задачей. Они знают, что могут выполнить свою работу без помощи руководителя.
Делегировать — предпочтительный стиль руководства на данном этапе просто потому, что нет необходимости в дополнительной активности. Члены команды и без того уверены в себе и рассчитывают работать независимо.
Теория ситуационного лидерства Херси-Бланшара способствует развитию гибкого подхода к управлению персоналом и настроена на руководителей, способных подбирать свой стиль в соответствии с опытом и способностями тех, кого они возглавляют. Большинство согласится с тем, что истинному лидеру присуща гибкость, и данная теория полностью соответствует такому образу мышления.
Континуум лидерства Танненбаума-Шмидта
Многие управленческие модели и теории построены на объединении стилей руководства в две или три категории и дальнейшем их анализе. Это может быть полезно для получения общего представления о том, как устроено управление в целом и какие стили работают в каких обстоятельствах. Но реальная жизнь обычно сложнее. Именно поэтому модель Танненбаума-Шмидта получила широкое распространение, так как дает больше работающих подходов.
Континуум лидерства Танненбаума-Шмидта — отличный пример гибкого мышления. Он охватывает весь спектр потенциальных стилей руководства и дает много возможностей, чтобы оставаться в обозначенном спектре. Редко бывает так, что руководитель оказывается полностью на одном или другом крайнем «полюсе» — почти каждый находится где-то посередине, в зависимости от своего опыта, личности и задач, которые решает.
Стили руководства в организации: от одной крайности к другой
Прежде чем вдаваться в подробности точек посередине континуума, важно понять его крайности. На одном конце спектра находится руководство, ориентированное на прямое управление. Это означает, что лидер действует в основном как диктатор, говоря членам команды, что им делать и не допуская обсуждения приказов. Чаще всего это стратегия, используемая при работе с неопытной командой или в сжатые сроки, которые приходится соблюдать. Однако даже самый строгий руководитель в реальной жизни обычно оставляет хотя бы немного места для обсуждения и сотрудничества.
На другом конце — то, что называется командным лидерством. Как нетрудно понять, это руководитель, который предоставляет своим сотрудникам большую гибкость и поощряет сотрудничество и обмен идеями. Обычно такая свобода действий предоставляется только команде, имеющей высокий уровень опыта и знаний в данной области. Но руководитель должен иметь основания, чтобы доверять персоналу такую свободу. И в обычной жизни сотрудникам позволяется не все и не всегда, иначе речь зайдет об анархии.
В рамках этих крайностей континуум лидерства Танненбаума-Шмидта выделяет 7 основных категорий, которые можно использовать для описания различных стилей руководства.
Директива
Этот стиль очень близок к крайнему, так как команде всегда даются прямые инструкции, а взаимодействие между руководителем и сотрудниками крайне ограничено. В большинстве случаев лидер будет использовать этот стиль, когда ему не хватает доверия, которое приходит с опытом работы в команде. По прошествии времени, когда взаимодействие налаживается, руководитель обычно уходит от такого прямого метода управления.
Продажа
Это небольшое движение вверх по шкале — руководство, которое по-прежнему является прямым, но также допускает небольшие обсуждения между руководителем и командой, «продажу» идей. Окончательное решение всегда принимает руководитель, но, по крайней мере, команде предоставляется возможность внести свой вклад, и их голос будет услышан.
Предложение
Когда руководитель использует этот стиль, он мягче подходит к коллективу. При таком стиле важно, чтобы команда чувствовала — у каждого из них есть реальный, ценный вклад в рабочий процесс. Это отражается в замечаниях и предложениях — в обратной связи от персонала. То, насколько этот вклад учитывается, будет зависеть от уровня опыта, времени работы в команде и от того, насколько руководитель доверяет сотрудникам на данный момент. Однако стиль предложения может иметь большое значение для повышения опыта команды в целом. Поскольку позволяет немного лучше выстроить процесс, чем два предыдущих.
Консалтинг
Как следует из названия, этот стиль руководства предполагает тесное сотрудничество с командой. Руководитель будет чувствовать себя комфортно, занимая данную позицию в континууме, но при одном условии. Он должен быть уверен в том, что все члены команды достаточно опытны, чтобы доверять их образу мышления и принятию решений. Этот стиль выходит за рамки поверхностного взаимодействия с командой и фактически дает сотрудникам власть над тем, как именно будет осуществляться рабочий процесс. Хотя для консалтинга требуется команда, обладающая опытом и навыками, это отличный способ вовлечь всех членов команды в процесс.
Присоединение
На этом этапе руководитель становится больше членом команды, чем диктатором, который всем говорит, как именно выполнять задачи. Хотя он сохраняет власть и в конечном итоге будет отвечать за окончательный выбор пути, сотрудники оказывают ему существенную помощь в принятии решений. Такой вид лидерства обычно выбирают те, кто возглавляет опытную команду, состоящую из людей, обладающих профессиональными навыками в конкретных областях знаний.
Делегирование
Делегирование — это стиль для тех, кто полностью доверяет своим сотрудникам. Вместо того, чтобы стать частью команды, руководитель «отстраивается» от процесса и делегирует свои обязанности. Обычно при таком стиле обозначаются параметры и условия, которые нужно соблюдать, чтобы команда оставалась на верном пути и работала для достижения правильной цели. Но руководитель не обязательно участвует в повседневном процессе принятия решений и обсуждениях.
Отречение
Такой стиль руководства — это другой конец спектра. Он представляет собой точку, в которой лидер по сути отказывается от любого участия в проекте и доверяет команде выполнение работы от начала до конца. По сути, единственная связь руководителя с командой — это нести ответственность за ту работу, которую она выполняет. Поэтому очевидно, что для успеха такой схемы важны взаимное доверие и значительный опыт.
Использование континуума лидерства Танненбаума-Шмидта — отличный способ понять различные подходы, которые можно применять для управления командой. Поскольку в нем больше нюансов, чем во многих других теориях управления, он будет полезен для широкого круга руководителей. От тех, кому только предстоит возглавить новый проект, до тех, кто работает над повышением эффективности текущей команды.
Развитие команды и стили управленческой деятельности
Какую бы теорию управленческих моделей вы ни выбрали, проверяться она будет в реальных условиях, при работе с командой. То, как каждый руководитель определяет понятие команды, зависит от контекста, в котором он работает. Давайте рассмотрим 3 распространенных определения:
- Команда — группа, члены которой интенсивно работают вместе для достижения общей цели.
- Команда — небольшое количество людей с разными навыками, которые привержены общей цели и решают общие задачи, за которые они несут взаимную ответственность.
- Команда состоит из людей, работающих вместе для достижения общей цели или миссии. Их работа взаимозависима, члены команды разделяют и несут ответственность за достижение результатов.
Несмотря на некоторую разницу смыслов, общей чертой каждого из этих определений является то, что команда состоит из группы людей, которые разделяют общее понимание своей цели и работают вместе для ее достижения. Исходя из этого, стоит выбрать стиль руководства, который позволит эффективно управлять такой группой.
Типы руководства для управления командой
Выбранный стиль руководства для любой команды будет зависеть от ее назначения и состава. Самый важный аспект — решить, сколько свободы дать сотрудникам. Если ее окажется слишком много, они могут не достичь нужных целей. Слишком мало — вы ограничите их личное развитие и удовлетворенность работой.
Выделяют следующие практические стили руководства для развития команды:
- транзакционное руководство;
- трансформационное руководство;
- ситуационное руководство.
Транзакционный стиль руководства
Сила транзакционного руководителя — в его официальных полномочиях и высоком уровне ответственности в организации. Такие лидеры, в первую очередь, устанавливают четкие критерии вознаграждения членов команды за хорошую работу. То есть понятие транзакции — вознаграждения — тесно связано с выполнением целей, и это — основной способ их достижения и мотивации сотрудников.
Трансформационный стиль руководства
Руководители такого типа предлагают образец для подражания, который вдохновляет и побуждает людей брать на себя большую ответственность за свою работу. «Трансформирующий» руководитель понимает сильные и слабые стороны каждого сотрудника-«последователя» и назначает задачи, которые повышают его производительность.
Ситуационный стиль руководства
Это — в чистом виде модель ситуационного лидерства, которую мы обсуждали выше. Она утверждает, что не существует единого стиля управления, который был бы эффективным при любых обстоятельствах. Так что руководителю следует постоянно изменять свой стиль, чтобы он соответствовал способностям и мотивации команды по выполнению конкретных задач.
Не всегда очевидно, какой именно стиль руководства является наиболее подходящим. И лучший подход — рассматривать каждый случай по существу с четкой оценкой рисков, связанных с предоставлением слишком большой автономии, и с учетом моделей развития команды.
Модели развития команды
Существует множество исследований по моделям развития команды. Хотя большая часть носит чисто академический характер и проводилась не на рабочих местах, некоторые действительно представляют ценность для руководителя, который занимается этим вопросом.
В частности, существует 2 исследования, с которыми следует бегло ознакомиться. Первое из них — «Этапы команды», проведенное Брюсом Такманом в 1960-х. Четырехэтапная модель Такмана утверждает, что идеальный групповой процесс принятия решений должен происходить в 4 этапа: формирование, штурм, нормирование и выполнение. Назначение каждого из них понятно из названия — сначала решение нужно сформулировать, затем провести совместный мозговой штурм, расписать полученный алгоритм по шагам и ответственным лицам и приступить к его выполнению. Вы можете использовать эту четырехэтапную модель, чтобы четко определить групповую динамику вашей команды.
Второе исследование — «Пятифакторная модель» от Ричарда Хэкмана, демонстрирует базу для создания рабочих групп и управления ими. В работе выяснялось, почему какие-то команды добиваются успеха и что сделало их такими. Хэкман выделил основных 5 составляющих:
- Командный дух — это то, что объединяет людей при работе над проектом, стабильность команды в целом.
- Четкие цели — выстроенная система целей, понятная всем участникам, например, по системе SMART или другим методам декомпозиции целей.
- Организационная структура — система норм общения и работы, принятая в команде.
- Система поддержки и вознаграждений — тут могут быть разные варианты, важно, чтобы каждый четко понимал, к чему стремится сам и к чему идет команда, а также получал мотивирующее подкрепление от достижения целей.
- Коучинг и наставничество — почти без комментариев, если в команде нет передачи опыта, она неэффективна.
Эти 5 факторов могут помочь с практическим повседневным тимбилдингом и управлением командой, чтобы выработать собственный стиль руководства, применимый к данной рабочей группе.
Развитие собственного стиля руководства
Определив стиль руководства, который вы используете большую часть времени, можно добиться его максимальной эффективности в заданных условиях. Вы также должны осознавать свои врожденные лидерские качества. Что относят к этому понятию?
Личность
Неудивительно, что на стиль руководства влияют ценности, опыт и знания личности. Некоторые люди с готовностью наставляют подчиненных, другие предпочитают убеждать или способствовать продуктивной деятельности, а третьи умеют с легкостью делегировать свои полномочия.
Добавьте к этим особенностям специфику рабочей среды, и выбранный стиль руководства может оказаться неуместным или неэффективным для конкретной команды.
Чтобы стать хорошим управленцем, необходимо честно оценить свою личность. Сделать это можно с помощью профессиональных тестов. Чем больше вы понимаете собственные и чужие эмоции в любой ситуации, тем лучше сможете управлять собой и рабочими отношениями, с которыми сталкиваетесь в повседневной работе — и тем более адаптивным станет ваш стиль руководства.
Способность к коммуникации
Уровень власти, который требуется руководителю для решения многочисленных ежедневных задач, значительно варьируется. Одна крайность — сказать своей команде, что делать, другая — делегировать работу полностью. И в том, и в другом случае важно, чтобы решения лидера не подвергались сомнению. Для этого нужно обладать способностью донести свои идеи до сотрудников так, чтобы они признали ваш авторитет. Способность к продуктивной коммуникации — важная часть работы управленца. И если навыки к диалогу и презентации идей отсутствуют, то, скорее всего, придется работать в режиме диктатора, а это эффективно не для каждой задачи и коллектива.
Знание людей
Истинное лидерство основывается на диалоге. Поэтому хороший руководитель знает не только себя, но и каждого собеседника. Эти знания позволяют предугадывать реакцию на проблемы и адаптировать способ передачи указаний, чтобы обеспечить достижение целей.
Знание уровня навыков и опыта всех членов вашей команды, а также их личного отношения к своей роли и компании в целом является важным аспектом лидерства. Это позволяет выбрать стиль руководства, который дает нужную степень свободы, доступной сотрудникам при принятии решений.
Скорость реакции
Окружение — это фактор, который, в отличие от предыдущих, невозможно контролировать. Поэтому скорость реакции на изменяющуюся рабочую среду важна для истинного лидера. На формирование окружения влияют 3 элемента:
- Сама организация. Каждая отрасль или рынок имеют свои особенности, которые помогают формировать их ценности и миссию. Успешные управленцы адаптируют свой стиль руководства к стилю, принятому в компании.
- Характер проблем, с которыми приходится сталкиваться. Повторяющиеся дедлайны или задачи со схожими параметрами — повод создать собственный шаблон руководства, который можно применять в таких ситуациях «на автопилоте».
- Сроки для решения проблем. Важны не только сами задачи, но и сроки, которые есть для их решения. По мере того, как руководитель учится выбирать наиболее подходящую модель поведения для каждой ситуации, учитывая сроки, он становится более успешным.
Заключение
Не бывает универсального стиля руководства, подходящего для всех ситуаций. Но полезно понимать, каков должен быть общий подход, чтобы развить навыки, которых вам может не хватать. Неразумно пренебрегать задачами или людьми. А, по мере того, как команда развивается с течением времени, используемый стиль управления тоже должен адаптироваться к меняющимся потребностям. Лидер, застрявший в одном образе мышления и не реагирующий на происходящие вокруг изменения, вряд ли сможет оставаться авторитетом. Только тогда, когда стиль руководства полностью соответствует профилю сотрудников, можно достичь отличных результатов.
Первые исследования трех лидерских
стилей были проведены Куртом Левиным
и его коллегами в Университете штата
Айова. Выделялись автократический,
демократический и либеральный стили
руководства.
Стиль работы руководителя— это
совокупность повторяющихся конкретных
приемов и способов управленческого
воздействия применяемых руководителем
в процессе управления и определяющих
особенности отношения людей к его
действиям.
Именно в стиле руководства находит свое
отражение культура управления, знания
и опыт руководителя. Стиль руководства
оказывает существенное влияние на
психологический климат коллектива.
Стиль так тесно связан с личностью
руководителя, его культурой управления,
что его часто называют почерком
управленческой деятельности менеджера.
Существует несколько классификаций
стилей управления. Наиболее известной
из них является классификация, выделяющая
автократический, демократический и
либеральный
Автократический(директивный
Авторитарный стиль руководства обобщенно
отражает так называемая теория X Д.
Мак-Грегора, излагающая Взгляды Ф.
Тейлора на работника индустриальной
эпохи.) стиль руководства в своей основе
имеет авторитарность лидера. Характеризуется
централизацией власти, приверженностью
к единоначалию, преувеличением роли
руководителя. Руководитель обычно сам
решает все вопросы, не учитывает мнение
других, чрезмерно требователен к
подчиненным: ограничивает их инициативу
и самостоятельность. Руководство
осуществляется не методами разъяснения,
а методами принуждения. Эффективность
такого стиля, весьма низка, так как для
руководства подчиненными здесь
используется лишь страх потерять работу
или внешние вознаграждения.
Демократическийстиль (Теория Y)
руководства характеризуется партнерскими
отношениями в коллективе, привлечением
подчиненных к подготовке, и обсуждению
управленческих решений по основным
направлениям деятельности коллектива,
взаимным распределением прав и
обязанностей, развитием самостоятельности
и инициативы подчиненных при выполнении
принятых решений, расширением взаимного
контроля, исключением навязывания своей
воли подчиненным со стороны руководителя.
Либеральныйстиль характеризуется
тем, что руководитель старается не
вмешиваться в работу своих подчиненных,
не требует ответственности за невыполнение
задач исполнителями, пускает работу на
самотек, не желая принимать на себя
ответственность. Иногда этот стиль
называют «попустительским». Для оценки
эффективности каждого из стилей
руководства американский ученый Р.
Лайкерт предложил рассчитывать так
называемый либерально-авторитарный
коэффициент (ЛАК) как отношение
определяемых на основе экспертизы сумм
балльных оценок либеральных и авторитарных
элементов в поведении руководителя.
Стиль руководства чаще всего не может
быть выбран, он является функцией многих
аргументов, зависит от следующих факторов
и условий:
•господствующего стиля управления
отраслью, регионом, страной;
•стиля работы вышестоящих руководителей;
•уровня управления;
•подготовленности руководителя к
работе на занимаемой должности;
•индивидуальных особенностей
руководителя, (темперамента, характера,
знания, опыта и др.);
•социально-психологических особенностей
исполнителей;
•уровня развития коллектива;
•социальных, демографических;
материальных, природных и других условий;
•стиля работы в аналогичных организациях,
подразделениях;
С помощью стиля руководства можно
значительно улучшить, работу организации,
подразделения, однако можно и существенно
ухудшить.
Следует помнить, что не существует
универсального стиля управления,
одинаково подходящего для осуществления
руководства разными людьми. Хороший
руководитель это хороший психолог,
который в нужный момент выбирает тот
стиль управления, который в наибольшей
мере отвечает требованиям конкретной
управленческой ситуации.
Управленческая решетка Р. Блэйка и Д.
Моутона
Наибольшую популярность среди концепций
поведенческих стилей лидера в последнее
время получила управленческая сетка
Р. Блэйка и Д. Моутон (рис. 2). В основу
этой двухмерной теории лидерства легли
результаты исследований в университетах
штатов Огайо и Мичиган. Р. Блэйк пришел
к выводу, что любой результат достигается
в «силовом поле» между производством
и человеком.
Первая «силовая линия»ведет к
максимальному объему производства,
выражающемуся в разнообразных товарах
и услугах. Постоянными целями здесь
являются: максимизация прибыли, снижение
издержек производства, рост
производительности труда, улучшение
качества продукции и т. д.
Вторая «силовая линия»направлена
на человека. Она нацелена на то, чтобы
условия труда отвечали его потребностям
и желаниям. Хорошее самочувствие и
удовлетворение работой – вот вторая
группа целей. Между этими «силовыми
линиями» есть противоречие. При этом
образуется некое «поле», которое
разграфлено. Блэйк и Моутон выделили
по девять градаций на каждой силовой
линии, что позволило определить пять
основных типов лидерского поведения.
каждый из которых обозначен цифрами.
Например, код 9.1 означает стиль управления,
ориентированный на производство и
уделяющий минимум внимания конкретным
работникам. Это «жесткий» администратор,
для него главное – высокий производственный
результат, а человек—в лучшем случае
исполнитель, а по существу никто.
Естественно, при таких условиях работа
никому не приносит удовлетворения,
поэтому каждый пытается уйти из-под
постоянного давления. Ответ администратора
– повсеместный контроль. Большую часть
его времени поглощают функции надзора.
Все происходит по правилу: «Кошка за
дверь, мыши – на стол». Реакция сотрудников
на подобное руководство состоит в отказе
от участия в поисках решений стоящих
проблем, от готовности разделить
ответственность. Эта позиция в свою
очередь укрепляет «жесткого администратора»
в его пренебрежительном отношении к
сотрудникам. Сам он постоянно оказывается
в стрессовых ситуациях. В результате
«руководящее давление» все более
усиливается. Текучесть кадров нарастает,
уходят лучшие, многие заболевают.
Управляющий типа 9.1 – плохой управляющий.
Рис. 2. Управленческая сетка Р. Блэйка и
Д. Моутон
Противоположный тип руководителя
обозначен кодом 1.9. Этот стиль управления
ставит во главу угла внимательное
отношение к потребностям людей в целях
установления отношений удовлетворенности,
ведущих к созданию дружеской атмосферы
и темпа работы в организации.
Производительность – на втором плане.
Сотрудники, не имея стимулов, становятся
малоинициативными и теряют интерес к
творчеству. Это тоже неподходящий тип
управляющего, хотя, не исключено, что
многие сотрудники будут прославлять
созданную им атмосферу в коллективе,
пока им самим не станет очевиден
допущенный перекос.
В центре сетки находится стиль 5.5.
Управляющие, соответствующие этому
положению, стремятся к надежному среднему
уровню, их удовлетворяет и средний
результат. Их девиз: «Не хватать звезд
с неба». И «жесткие», и «мягкие»
руководители, по их мнению, перегибают
палку: нужна золотая середина. Но
результаты такого управления – 50 %
возможного при половинной же
заинтересованности в труде.
В левый угол решетки помещены те, кто
ни к чему не стремится – ни к производственным
результатам, ни к установлению гуманных
условий производства. Это стиль 1.1.
Видимо, невозможно, чтобы такие люди
долго занимали руководящие посты. Но
подобное явление встречается со стороны
обычных сотрудников: работать так, чтобы
не быть уволенным, и ни о чем не заботиться.
Оно чаще всего является реакцией на
стиль управления 9.1, так как давление
вызывает противодействие.
Теперь посмотрим в правый верхний угол
сетки: наивысшие результаты при
максимальном учете потребностей людей.
Это идеал, к которому надо стремиться.
Ключ к этому – в реальных человеческих
потребностях и мотивациях. Успех,
признание, перспектива роста – основные
из возможных мотивов. Человек
самореализуется в результатах своего
труда. Стиль управления 9.9 состоит в
умении так построить работу, чтобы
работники видели в ней возможности
самореализации и подтверждения
собственной значимости.
Обследование значительного числа
менеджеров подтвердило гипотезу авторов
управленческой сетки о том, что независимо
от ситуации стиль 9.9 является лучшим.
Данная сетка обрела высокую популярность
у менеджеров. Она используется ими для
выработки лучшего лидерского поведения
через участие в программах обучения,
специально разработанных для выработки
стиля 9.9. В случае преобладания у
менеджеров стиля 9.1 ему следует уделять
больше внимания обучению в области
развития персонала, мотивации, коммуникации
и т. п. Преобладание стиля 1.9 может
потребовать обучения в таких областях,
как принятие решений, планирование,
организация, контроль, рабочие операции.
При стиле 5.5. в определенной мере может
потребоваться обучение по большинству
из указанных направлений. Стиль 1.1
вызывает сомнение в возможности изменения
поведения менеджера, в том числе и через
обучение.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Начальники бывают разные. С одними необходимо подбирать и выстраивать особую тактику взаимодействия, с другими работать комфортно и легко, а с третьими «все сложно». В любом случае каждый секретарь или помощник должен уметь распознавать, каким образом руководитель выстраивает все бизнес-процессы и отношения с подчиненными, как ведет себя в случае форс-мажора. Вам поможет это сделать управленческая решетка американских психологов Роберта Блейка и Джейн Моутон – теория, которая прошла проверку временем с 1960 года.
Стиль руководства – это совокупность принципов и методов управления, которые наиболее часто применяет руководитель в работе. Его нередко называют почерком управленческой деятельности менеджера. У каждого босса свои способы контроля подчиненных и влияния на морально-психологический климат коллектива.
Вопросы управления и теории организационного менеджмента активно обсуждаются с 1960-х годов и в наше время ничуть не утратили своей актуальности.
Классификация типов управления Блейка и Моутон
Скорее всего, вы встречали различные классификации типов руководителей. Мне близка та, которую предложили Роберт Блейк и Джейн Моутон.
Эти американские психологи изучали методы организационного развития и управления и определили, что на стиль руководства влияют две движущие силы: забота о результате (производство, прибыль) и забота о людях, которые выполняют работу (человеческие ресурсы компании). Другими словами, как шеф относится к своей компании и сотрудникам.
Роберт и Джейн положили эти фундаментальные составляющие в основу решетки лидерства – решетки менеджмента. С ее помощью можно установить, какой стиль управления использует ваш руководитель.
С помощью решетки можно получить 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Ключевыми считаются пять. Они крайние в матрице. Их и описали Блейк и Моутон.
Итак, каждой позиции соответствуют свои координаты на решетке.
- Пессимист → 1.1 → «страх перед бедностью» – примитивное руководство. Приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой позиции.
- Диктатор → 9.1 → «авторитет – подчинение» – авторитарное руководство. Производительность операций исходит из организации работы таким образом, что человеческому фактору уделяется минимум внимания.
- Демократ (либерал) → 1.9 → «дом отдыха» – социальное руководство. Вдумчивое и внимательное отношение к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию удобной и дружественной атмосферы и темпа работы в организации.
- Манипулятор → 5.5 → «организация» – компромиссное руководство. Адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по необходимости завершить работу с одновременным поддержанием морали в коллективе на удовлетворительном уровне.
- Организатор → 9.9 → «групповое управление» – командное руководство. Эффективность работы исходит из обязательств людей и их взаимодействия; взаимозависимость в работе строится на наличии общих интересов в рамках организационной цели; отношения строятся на доверии и уважении.
Охарактеризуем основные пять типов руководителей и покажем, как секретарю или помощнику научиться их распознать и взаимодействовать.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2023.