Тесты тимофеева руководство по

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Восьмицветовой тест Люшера

Тимофеев, В. Психодиагностика цветопредпочтением. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера / В.Тимофеев, Ю. Филимоненко. – Санкт-Петербург.: Иматон,1995.-29 с.

В последнее время цветовой тест Люшера c использованием восьмицветового ряда пользуется широкой популярностью как инструмент для выявления эмоционально характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Тест Люшера применяется при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях. Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества этой методики:


  • быстрота тестирования;

  • простота поставленной перед испытуемым задачи;

  • полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой;

  • возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого;

  • результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого

  • и его способности к вербализации своих состояний.

Следует отметить, однако, что ни М.Люшером, ни авторами последующих руководств по использованию цветового теста не были корректно проведены процедуры валидизации и проверки надежности его работы. Поэтому не рекомендуется основываться в своем суждении об испытуемом только на интерпретации проведенного цветового теста, особенно если имеются расхождения его результатов с результатами других психодиагностических методик. Использование этого теста в батарее методик повышает надежность полученных результатов. Полный тест М.Люшера состоит из трех субтестов. В первом из них испытуемый определяет свое отношение к оттенкам серого цвета, во втором — к четырем основным и четырем дополнительным цветам, и в третьем — к четырем основным, а также их оттенкам. В психодиаг-ностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимальным образом сочетаются простота и быстрота процедуры тестирования и степень информативности получаемых результатов. В связи с этим именно второй субтест методики М.Люшера и представлен в настоящем «Руководстве». М.Люшер предлагал различать две точки зрения на цвет: первая — объективное значение цвета (под которым он понимал физические харак-теристики цвета и его символическое значение, общее для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса и индивидуальных предпочтений) и вторая — субъективное отношение конкретного испытуемого к этому цвету. Цвет и его объективное значение называется структурой. Субъективное отношение к цвету, например, симпатия, безразличие, антипатия называется функцией. Структура как объективное значение цвета точно так же, как и внешний вид цвета, является для каждого человека постоянной. Происхождение структуры цвета Люшер объяснял следующим образом.

Человек всегда жил в окружении цвета, однако в течение нескольких тысячелетий своей истории он был не способен контролировать окружающие его цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом. Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи — времени отдыха, покоя и безопасности. Ярко-желтый цвет восходящего солнца — время пробуждения, интерес к новому дню, надежда. Красный цвет крови — необходимость мобилизовать силы для нападения или защиты… Формировались ассоциации между цветами как элементами определенных жизненных ситуаций и психофизиологическими состояниями, которые порождались этими ситуациями. Существование таких ассоциаций определило восприятие цвета как сигнала нервной системе о необходимости определенной психофизиологической перестройки, подготавливающей организм к столкновению с этой ситуацией. Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Функция, т.е. субъективное отношение к какому-либо цвету, у каждого человека индивидуальна. Один находит цвет симпатичным, другому он безразличен, третий отклоняет его как скучный, а четвертый находит его просто безобразным. Функция цвета формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с чем связывается данный цвет. Так один и тот же цвет может высоко оцениваться как цвет машины и плохо — как цвет кожи и пр. М.Люшер предположил, что если испытуемому предлагают оценивать цвет как таковой, не ассоциируя его с какими-либо вещами, то он будет ориентироваться на объективную структуру цвета, и если сигнальное значение определенного цвета совпадет с возможностями и ведущей установкой его организма, то именно этот цвет будет оценен как наиболее приятный. На этих двух предположениях и основан тест цветовых предпочтений. Восьмицветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер.

Примечание: В качестве стимульного материала должны использоваться только цвета, предложенные М.Люшером. Следует иметь в виду, что названия «синий», «серый» и пр. весьма условны, но интерпретация цветовых предпочтений осмысленна только при использовании оригинальных стимулов. Нельзя использовать карточки, изготовленные в домашних условиях. То же относится и к цветам, предъявляемым на экране компьютеров, поскольку компьютерные цвета существенно зависят от типов мониторов. В нашей стране стандартом принято считать стимульный материал, изготовленный фирмой «Иматон». Продукция МП «Центр прикладной психологии» полностью соответствует этому стандарту.

Основные цвета и их символическое значение:

№1 — синий цвет. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.

№2 — зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

№3 — красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

№4 — желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Так как четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности — потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться — поэтому они имеют особое значение. И если тест выполняет здоровый, нормально уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то 4 основных цвета должны занимать первые пять позиций.

Дополнительные цвета и их символическое значение:

№5 — фиолетовый;

№6 — коричневый;

№7 — черный;

0 — серый.

Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

Строго говоря, черный и серый вообще нельзя назвать цветами: черный — это отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен.

Фиолетовый — это сочетание синего и красного, а коричневый — сочетание оранжево-красного и черного, что дает в результате темноватый и довольно безжизненный цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются психологическими первоэлементами и они были включены в тест после большого числа проб и ошибок. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться. Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов. Еще одна причина, по которой дополнительные цвета были включены в тест — увеличение общей полезности теста. При добавлении дополнительных цветов расширяется сфера действия основных цветов. Это позволяет лучше определить значение, которое придается помещению цвета в ту или иную позицию ряда.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого дайте испытуемому следующую инструкцию: «Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами — цветом машины, одежды, которая Вам к лицу, косметики и прочее…» После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через две-три минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти и он должен выбирать цвета так, как будто он их видит первый раз. Следует отметить, что не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже. При обследовании могут возникнуть различные затруднения. Например, испытуемый не может предпочесть одну из оставшихся 2х или 3-х карточек. В этом случае ему нужно помочь. Попросите его выбрать наиболее неприятный цвет и положите его на последнее место. Бывают также ситуации, когда испытуемый не может выбрать приятные цвета, объясняя это тем, что все цвета ему неприятны. В этом случае процедуру обследования можно начать с конца, т.е. с выбора самого несимпатичного цвета. Результаты в этом случае записываются справа налево.

Основные замечания

Цветовые карточки, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более «красивый» цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т.д.

Оговорки

Необходимо знать, что начиная со школьного возраста, каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: «Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)»; «Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой»; «Все зависит от настроения, с которым выбирают»; «Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный — траур)»; «Для каждого человека цвет имеет разное значение» и т.д. Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое «правильное» решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки — люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому «потянуть время» и освоиться с заданием. Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: «Однако, Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего». Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует «правильного решения». Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения можно подтолкнуть к выбору вопросом: «Для Вас все цвета одинаково хороши?»

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак «+» (плюс), вторая пара — приятные цвета — имеет знак «х» (умножение), третья пара — безразличные цвета — обозначается знаком «=» (равно) и четвертая пара — несимпатичные цвета — получает знак — «- » (минус). Пример. Если у Вас имеется такой выбор:

3 1 5 4 0 6 2 7

+ + x x = = — —

то надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т.д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или если значения обоих выборов совпадают.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т.е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор 3 (15) (40) (6) (27)

2 выбор 3 (51) (40) (6) (72)

2 выбор + x x == = —

Для определения знаков существует следующее правило:


  • Первая группа или отдельная цифра имеет знак +

  • Вторая группа или отдельная цифра имеет знак х

  • Вся середина имеет знак =.

  • Последняя группа или отдельная цифра имеет знак

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности символизируемой этим цветом.

Понятие аутогенной нормы

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью восьмицветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7. Эта последовательность была принята М.Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Показатели тревоги и компенсации

Итак, считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные — на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является «замещающей» она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая однако ресурсы организма. Отсюда следуют следующие выводы:

1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета стоящего на первой позиции.

2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов, то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения .

3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

4. Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и, в то же время, ни в одной из последних трех позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию его следует рассматривать указатель на источник тревоги.

Для оценки интенсивности состояний тревоги и компенсаторных тенденций предлагаются следующие обозначения:

! — если основной цвет стоит на шестом месте (дополнительный на 3 месте).

!! — если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2 месте).

!!! — если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1 месте).

Т.е., если имеется такой выбор: 3 1 5 4 0 6 2 7, то 2 (зеленый цвет) обозначается — !!. Все имеющиеся восклицательные знаки (наличие компенсаций и тревог) складываются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12. Считается, что чем больше «!», тем прогноз неблагоприятнее. При наличии хотя бы одного «!» надо дополнительно определять группу цветов «+-«. Это первый и последний цвета ряда, а также (в нашем случае) +3-2; +1-2. «+-» группы отражают центральные внутренние конфликты личности испытуемого.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение: 1-е место: самый симпатичный цвет получает знак «устремления» «+». Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый, и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство «покой»). 2-е место: оно также имеет знак «устремления» «+» и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся — «покой»). 3,4-е место: оба имеют знак «симпатии» «х» как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние — это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии). 5,6-е место: оно имеет знак «индифферентности» «=». Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы «парят в воздухе». Т.е. индифферентный цвет — это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. (Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность). 7,8-е место: Оба цвета имеют знак «-» как показатель «неприятия». Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т.к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. (Например, если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в «покое» существует, но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться — значит усугубить неблагоприятное положение вещей).

Интегральные показатели

Уровень тревоги (УТ). Значение этого показателя определяется суммой весов последних трех позиций выбора, на которых стоят основные цвета (красный, желтый, синий и зеленый), причем вес 6-ой позиции равен 1, 7ой — 2 и 8-ой — 3. Например, если испытуемый сделал выбор 45072361, то его уровень тревоги равен 1+3=4 (красный цвет на 6-ой позиции и синий на 8-ой), что составляет 66,7% от максимального значения УТ, равного 6.

Уровень компенсации (УК). То же, что и уровень тревоги, но для дополнительных цветов (коричневый, серый и черный), стоящих на первых трех позициях. Для рассмотренного выше примера уровень компенсации равен 1 (серый цвет на 3-ей позиции), что составляет 17,7% от максимального значения УК (мах УК = 6).

Суммарное отклонение(СО). Его значение характеризует отклонение выбора от аутогенной нормы (АН), которой соответствует выбор 34251607. СО определяется как сумма абсолютных разниц между позициями цветов в аутогенной норме и выборе испытуемого. Например, красный цвет в АН стоит на 1-ой позиции, а в выборе 45072361 — на 6-ой, так что разница для красного цвета составляет 6-1=5. Отклонения для остальных цветов этого выбора приведены в следующей таблице.

Цвет Кр Же Зе Фе Си Ко Се Че

Позиция в выборе 6 1 5 2 8 7 3 4

Позиция в АН 1 2 3 4 5 6 7 8

Отклонение 5 1 2 2 3 1 4 4

В данном случае суммарное отклонение равно 22. Это составляет 68, 75 % от максимального значения (мах СО = 32)

Вегетативный коэффициент (ВК). Его значение определяется следующим отношением:

18 — Кр — Же

18 — Си — Зе

Здесь Кр, Же, Си и Зе — позиции соответствующих цветов в выборе испытуемого.

Для рассмотренного выше примера с учетом Таблицы 1 ВК равен 11/5, т.е. 44% от максимально возможного значения (мах ВК = 5).

Статистика.

Индивидуальная статистика. Представлены значения четырех интегральных показателей для каждого тестирования данного испытуемого.

Групповая статистика. Представлены средние (по всем тестам данного испытуемого) значения четырех интегральных показателей для каждого испытуемого.

Уровень тревоги (УТ). Значение этого показателя определяется суммой весов последних трех позиций выбора, на которых стоят основные цвета (красный, желтый, синий и зеленый), причем вес 6-ой позиции равен 1, 7ой — 2 и 8-ой — 3. Например, если испытуемый сделал выбор 45072361, то его уровень тревоги равен 1+3=4 (красный цвет на 6-ой позиции и синий на 8-ой), что составляет 66,7% от максимального значения УТ, равного 6.

Уровень компенсации (УК). То же, что и уровень тревоги, но для дополнительных цветов (коричневый, серый и черный), стоящих на первых трех позициях. Для рассмотренного выше примера уровень компенсации равен 1 (серый цвет на 3-ей позиции), что составляет 17,7% от максимального значения УК (мах УК = 6).

Суммарное отклонение (СО). Его значение характеризует отклонение выбора от аутогенной нормы (АН), которой соответствует выбор 34251607. СО определяется как сумма абсолютных разниц между позициями цветов в аутогенной норме и выборе испытуемого. Например, красный цвет в АН стоит на 1-ой позиции, а в выборе 45072361 — на 6-ой, так что разница для красного цвета составляет 6-1=5. Отклонения для остальных цветов этого выбора приведены в следующей таблице

Таблица 1

Цвет Красс Жел Зел Фиол Син Кор Сер Черн

Позиция в выборе 6 1 5 2 8 7 3 4

Позиция в АН 1 2 3 4 5 6 7 8

Отклонение 5 1 2 2 3 1 4 4

В данном случае суммарное отклонение равно 22. Это составляет 68, 75 % от максимального значения (мах СО = 32)

Вегетативный коэффициент (ВК). Его значение определяется следующим отношением:

18 – Крас – Желт.

18 – Син. – Зел.

Здесь Крас., Желт, Син. и Зел. — позиции соответствующих цветов в выборе испытуемого.

Для рассмотренного выше примера с учетом Таблицы 1 ВК равен 11/5, т.е. 44% от максимально возможного значения (мах ВК = 5).

Описание гистограмм.

Значения гистограмм даны в процентах к максимальным значениям соответствующих показателей. Каждому испытуемому отвечает пара смежных полосок: 1-й и 2-ой выборы. В случае Индивидуальной статистики внизу даны номера тестирований, тогда как при Групповой статистике — указаны номера испытуемых.

Зеленый цвет соответствует 1-му выбору, желтый — 2-му. Красная полоска означает некорректный выбор (например, пропуск или повтор какого-либо цвета).

Сплошные зеленые и желтые горизонтальные полосы соответствуют усредненным значениям 1-го и 2-го выбора по всем тестированиям данного испытуемого в случае Индивидуальной статистики и по выборке испытуемых при Групповой статистике. Эти значения вынесены в заголовки гистограмм.

Поделитесь с Вашими друзьями:

  • Файлы

  • Академическая и специальная литература

  • Психологические дисциплины

  • Психодиагностика

  • Общая психодиагностика

  • Методички и практикумы

Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (взрослый вариант)

  • Файл формата
    rar
  • размером 31,56 МБ
  • содержит документ формата
    image
  • Добавлен пользователем Mortangelum
  • Описание отредактировано

Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (взрослый вариант)

Методическое руководство. — Санкт-Петербург: Иматон, 2004. — 112 с. — ISBN: 5-7822-0006-5.

В настоящем руководстве изложены основные правила работы с методикой исследования интеллекта Д. Векслера, информация, необходимая для правильной оценки результатов тестирования, а также некоторые обобщения опыта практической работы с методикой на группах здоровых людей, больных с органическим поражением мозга и больных олигофренией.

Введение
Общие положения
Проблема оценки интеллекта
Характеристика методики WAIS
Инструкции, порядок предъявления и обработки субтестов
Субтест 1. «Осведомлённость»
Субтест 2. «Понятливость»
Субтест 3. «Арифметический»
Субтест 4. «Сходство»
Субтест 5. «Повторение цифр»
Субтест 6. «Словарный»
Субтест 7. «Шифровка»
Субтест 8. «Недостающие детали»
Субтест 9. «Кубики Коса»
Субтест 10. «Последовательные картинки»
Субтест 11. «Складывание фигур»
Интрепретация результатов тестирования
Численная оценка результатов тестирования
Психологическая характеристика субтестов
Комментарии к процедуре тестирования
Литература
Приложения
Нормативные таблицы для определения шкальных оценок
Пример построения профиля субтестовых оценок и вычисления показателей IQ
Сведения об авторах

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Регистрация

Ю.ФИЛИМОНЕНКО
В.ТИМОФЕЕВ

РУКОВОДСТВО
К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ
ВЗРОСЛЫХ Д. ВЕКСЛЕРА

Адаптация
1995

г. Под ред. Муляр О. И.

Санкт-Петербург
1995

Подготовлено
к печати фирмой
«ИМАТОН»
(методическое
обеспечение практических психологов:

инструментарий,
обучение, информация)

198005
Санкт-Петербург, Московский пр.,

19
Главный
государственный центр единства измерений

ГП
«ИМАТОН» тел. (812)-259-90-91
(812)-251-44-61

©
ИМАТОН,
1995

ВВЕДЕНИЕ

В
настоящем руководстве изложены основные
правила ра­боты с методикой исследования
интеллекта, информация, необ­ходимая
для правильной оценки результатов
тестирования, а также некоторые обобщения
опыта практической работы с мето­дикой
на группах здоровых людей, больных с
органическим по­ражением мозга м
больных олигофренией.

Составители
руководства считают необходимым
подчеркнуть следующие принципиальные
моменты:

1.
Методика ориентирована прежде всего
на разгра­ничение нормы и ненормы в
интеллектуальном развитии: на отсев
испытуемых, не соответствующих требованиям
той или иной деятельности. Дифференциация
испытуемых в границах нормы не является
целесообразной.

2.
Заключение по результатам тестирования
должно делать­ся достаточно корректно:
устойчивость численных показателей не
является абсолютной, особенно когда
речь идет о молодых людях. Интенсивные
учебно-воспитательные мероприятия
спо­собны увеличивать оценки интеллекта.
Социально-педагогичес­кая запущенность
приводит к постепенному уменьшению
.

3.
Заключение по результатам тестирования
не может пони­маться как механическое
последовательное описание субтесто­вых
и шкальных оценок . Конечные выводы по
испытуемо­му должен делать
специалист-психолог, обладающий помимо
знания методики общей квалификацией в
отношении психологии обучения, развития
и отклонений в развитии.

Составители
руководства надеются на то, что оно
окажется полезным для практических
психологов.

Филимоненко
Ю. И. Тимофеев В. И

  1. ОБЩИЕ
    ПОЛОЖЕНИЯ

  2. 1.1.
    Проблема
    оценки

    интеллекта

Первый
широко известный тест интеллекта Д.
Векслер опубликовал в
1939
году. Этот тест, получивший название
Wechsier-Bellevue
Scale,
был стандартизован на выборке испыту­емых
в возрасте от
7
до
69
лет. Модификация этого теста (Wechsler
Adult Intelligence Scale, WAIS

шкала интеллекта взрослых), вышедшая в
свет в
1955
году
[10],
предлагается Ва­шему вниманию.

Для
более обоснованного применения методики
WAIS
и оценки ее результатов необходимо
отчетливо представлять на­учную
предысторию появления этой методики.

Тесты
интеллекта стали закономерным результатом
практи­ческой потребности системы
школьного образования, а также вооруженных
сил в обнаружении лиц, неспособных
отвечать со­ответствующим требованиям
в силу неполноценности умствен­ного
плана. На этом основании уже первые
тесты интеллекта, по образному выражению
Ф. Гальтона, ставили перед собой цель
охватить «измерением и числом операции
ума». Тесты интеллекта «позволяют
как бы сделать срез с достигнутого
уровня усвоения основных требований,
предъявляемых условиями жизнедеятель­ности
к познавательным особенностям личности»
[5,
с.
145].

Проявления
интеллекта исключительно разнообразны.
И объединяет их включенность в любой
интеллектуальный акт всех психических
функций, которые обеспечивают познание
окружаю­щего мира. Приведем ряд
наиболее важных определений интел­лекта.

W.
Stern
рассматривал «интеллект как общую
духовную приспособительную способность
к новым задачам и условиям жизни,
помогающую преодолевать трудности в
новых ситуациях» [11,
с.
256].

По
мнению современного немецкого
исследователя
J. Guthke [9,
с.
20],
«интеллект

это обобщающее понятие (мыслительная
абстракция) для пока еще неопределенного
точно, видимо, однако. весьма большого
числа различных «мыслительных
способ­ностей», «факторов» или
же «размерностей», которое
характери­зует уровень и качество
мыслительных процессов личности и
обеспечивает интеллектуальное повеление
в многообразных проблемных ситуациях
и на различнейшем мыслительном
мате­риале».

В
работе
[5,
с.
145]
интеллект трактуется как «относительно
самостоятельная динамическая структура
познавательных свойств личности,
возникающая на основе наследственно
за­крепленных (и врожденных)
анатомофизиологических особеннос­тей
мозга и нервной системы (задатков).
сформирующаяся во взаимосвязи с ними.
Он проявляется в деятельности,
обуслов­ленной культурно-историческими
условиями и преимущественно обеспечивает
адекватное взаимодействие с окружающей
дейст­вительностью…»

Создавая
методику
WAIS
Д. Векслер исходил из следующе­го
понимания интеллекта: интеллект

это «комплексная гло­бальная
способность индивидуума целенаправленно
вести себя, разумно мыслить и успешно
взаимодей­ствовать с внешней средой»
[цит. по
11,
с.
415].

Если
попытаться обобщить имеющиеся определения
интел­лекта, то обнаруживается, что
он мыслится исследователями в основном
в трех аспектах: как способность к
обучению, как спо­собность к адаптации,
как способность к абстрактному мышлению.

В
становлении психодиагностики интеллекта
большую роль сыграли теоретические
взгляды Ч. Спирмена и Л. Тэрстоуна. С
именем первого из этих авторов связана
двухфакторная теория интеллекта.
Опираясь на статистический анализ
взаимосвязей различных интеллектуальных
тестовых заданий, Ч. Спирмен вы­сказал
гипотезу о том, что существует некий
ганеральный, общий фактор интеллекта
(фактор «д»), а также совокупность
факторов, специфичных конкретным
методикам: их материалу, требованиям к
испытуемому и т. д. Реально обнаруживаемые
корреляционные связи между различными
интеллектуальными заданиями объясняются,
тем самым, участием’ в каждом из них
фактора «д». И чем больше доля
фактора «д» в задании, тем теснее
оно коррелирует с другими заданиями.
Как справедливо отмечается в работе
[5,
с.
154],
такое толкование взаимодействия фактора
«д» и специфических факторов вполне
позволяет расценивать их в качестве
ошибок измерения и считать теорию Ч.
Спирмена однофакторной. Сущность фактора
«д» виделась автору как некая
«умственная энергия», наиболее
четко обнару­живаемая в задачах,
требующих постижения связей и отноше­ний
между предметами и явлениями, а также
воспроизведения этих отношений по
определенной закономерности.

Л.
Тэрстоун выдвинул альтернативную,
мультифакторную теорию интеллекта.
Данный автор разработал
математико-статистический аппарат для
определения минимального количества
факторов, необходимых для объяснения
способности к выполне­нию заданий
интеллектуального теста. Мультифакторная
теория постулирует существование в
структуре интеллекта целого ряда
независимых факторов. На основе своих
исследований Л. Тэрс­тоун утверждал,
что к таким «первичным» факторам
относятся: словесное понимание, беглость
речи, легкость (скорость и точ­ность)
оперирования числовым материалом,
пространственная ориентация, ассоциативная
память, скорость восприятия.

Методическим
следствием взглядов Ч. Спирмена явилось
обоснование правомерности установления
единой численной ха­рактеристики
интеллекта (коэффициент интеллекта)
испытуемо­го. Л. Тэрстоун категорически
отрицал правомерность такой ха­рактеристики
и настаивал на целесообразности
представления результатов тестирования
в виде профиля оценок по первичным
факторам.

Коэффициент
интеллекта
(Intelligence Quotient, IQ)
во многих интеллектуальных тестах
служит обобщающим показателем уров­ня
интеллектуального развития испытуемого.
Первым шагом к показателю
IQ
стало сформированное А. Бине понятие
умствен­ного (интеллектуального)
возраста. Умственный возраст факти­чески
определялся через сложность тестовых
заданий, которые испытуемый смог
правильно решить. В. Штерн в
1912
году предложил более удобный показатель:
соотношение умственного и хронологического
возрастов.

IQ
= (
Умственный \ Хронологический ) 100 %

возраст
возраст

В
таком виде этот показатель впервые
представлен в мето­дике Стэнфорд-Бине.
Он в более наглядном виде представляет
информацию о степени развитости или
отставания умственных способностей
испытуемого.

Последующее
использование показателя
IQ
постепенно об­наружило два существенных
недостатка, заложенных в его кон­цепцию:

1.
Данная форма определения
IQ
предполагает, что интел­лект линейно
увеличивается с возрастом в течение
всей жизни испытуемого. Практика
исследований показала, что такое
пред­положение не соответствует
действительности.

2.
С математической точки зрения сравнение
величин
IQ
у испытуемых с разным хронологическим
возрастом является не­корректным.

По
этой причине указанная выше форма
показателя
IQ
была заменена стандартным показателем
IQ,
в котором оценка выра­жается в величинах
стандартного отклонения и показывает,
как соотносится результат испытуемого
с результатами репрезента­тивной
выборки испытуемых соответствующей
возрастной груп­пы. По мнению А.
Анастази,
IQ
в таком виде «есть форма выра­жения
уровня способностей индивида в данный
момент времени по отношению к его
возрастным нормам»
[1,
с.
309].
Д. Векслер был первым, кто использовал
такой способ определения показателя
IQ.

Однако
и стандартная форма
IQ
встречает ряд критических замечаний,
наиболее весомые из которых сводятся
к следующе­му
[9,
с.
113-114]:

1.
Поскольку интеллект человека все же не
может быть оце­нен одномерно (например,
как рост человека), использование только
обобщенного показателя
IQ
дает слишком грубое, а при исследовании
здоровых людей

и неадекватное представление об
интеллектуальных возможностях
испытуемого.

2.
Сравнение
IQ
с ростом невозможно еще и потому, что
шкала оценок
IQ
не имеет абсолютного нулевого значения.
В этой связи нельзя сказать, что испытуемый
с
IQ = 140
вдвое интеллектуальнее, чем испытуемый
с
IQ = 70.
Точно так же объект с температурой 30°С
не является вдвое более теплым, чем
объект с температурой 15°С (так как их
истинные «абсолют­ные» температуры
равны соответственно
303
и
288
градусам).

3.
Можно сомневаться в принципиальной
сопоставимости оценок
IQ,
полученных в разных возрастных группах:
потенци­альные возможности интеллекта
человека обусловлены не толь­ко
особенностями слагающих его интеллектуальных
функций, но и в значительной степени
особенностями структурных взаимо­связей
этих функций, которые в показателе
IQ
не учитываются.

Первоначально
интеллект мыслился как постепенное
вызре­вание с возрастом неких врожденных
задатков. Современная концепция
генетической природы интеллекта
утверждает, что около
80%
вариаций
IQ
нужно отнести за счет генетических
различий между людьми (Г. Айзенк,
1979).
За эту точку зрения говорит тот факт,
что в период обучения среднегрупповые
ре­зультаты выполнения интеллектуальных
тестов в значительной степени действительно
устойчивы. Причем стабильность повтор­ных
обследований с возрастом увеличивается.
Вместе с тем, при оценке результатов
однократного обследования испытуемо­го
абсолютизировать неизменность его
IQ
было бы неправомер­но. Например, в
возрастном периоде
6-18
лет, когда средне-групповые корреляции
при ретестировании очень высоки,
отме­чаются тем не менее сдвиги оценок
IQ
на
15
и более баллов у 59%
детей, на
20
и более

у
37%,
на
30
и более

у
9%. Причем
речь идет не о случайных «выбросах»,
а о постоянном смещении оценок в серии
обследований.

В
настоящее время преимущественный акцент
в проблеме роли социо-культурных и
генетических факторов в развитии
ин­теллекта делается на их взаимодействии.

Думается,
что однозначная оценка доли того и
другого в развитии интеллекта невозможна
уже хотя бы потому, что «одни и те же
психические свойства индивида, по данным
одних ис­следований, в высокой степени
обусловлены наследственнос­тью, а по
данным других

обучением…»
[2,
с.
106].

Роль
социума в развитии интеллекта вторично
усиливается зависимостью от социума
собственно интеллектуальных тестов.
Как остроумно заметил О. Дункан
(1972),
если бы интеллекту­альные тесты
разрабатывались в обществе охотников,
то под общим интеллектом, скорее всего,
понимались бы острота зре­ния, скорость
бега, координация движений и т.д., а не
умение оперировать словами. В
1958
году Р. Кеттелл предложил культурно-свободный
тест интеллекта. По мнению этого автора,
«чистый» интеллект, свободный от
наслоения культуры, можно оценить,
прежде всего, на основе перцептивных
заданий, в ко­торых интеллект проявляется
через особенности восприятия. Первый
вариант культурно-свободного теста
включал в себя
8 субтестов,
из которых четыре Р. Кеттелл полагал
свободными от влияния культуры:
«Подстановка», «Классификация»,
«Выбор называемых предметов»,
«Лабиринты», «Картинки с
недостающи­ми деталями», «Выполнение
указаний», «Загадки», «Определение
сходства».

Независимо
от того, насколько оправданы надежды
создать свободный от социума тест, факт
значительного влияния обра­зования,
возможностей приобщения к культуре на
успешность выполнения интеллектуальных
тестов подтвержден многочислен­ными
специальными исследованиями.

Так,
обследование группы испытуемых в детском
возрасте и в тридцатилетнем возрасте
обнаружило зависимость оценок
IQ в
обоих тестированиях от домашней
обстановки и отношений между родителями.
В других работах
IQ
связывался с такими параметрами как
степень эмоциональной подчиненности
ребенка родителям, выраженность мотивов
соревновательности, стрем­лением
родителей сформировать у ребенка
опережающие зна­ния и навыки и т. д. С
невысокими оценками соотносится
уста­новка испытуемого на психологическую
защиту, уход от реше­ния жизненных
проблем; с повышенными оценками
стремление активно преодолевать
встречающиеся трудности. А. Мориарти
выдвинул гипотезу о том, что индивидуальные
разли­чия в механизмах преодоления
жизненных трудностей являются основным
фактором, влияющим на изменение
IQ
с возрастом.

Методика
WAIS
широко известна за рубежом. Ряд
отечест­венных авторов
[7,
с.
167],
сопоставив данные
WAIS
с результа­тами различных бланковых
и аппаратурных методик, а также на основе
длительного наблюдения за испытуемыми,
дают заклю­чение о высокой надежности
и валидности методики.

Д.
Векслер при создании методики исходил
из следующих соображений:

1.
До Д. Векслера интеллектуальные тесты
разрабатывались с ориентацией на детей
и школьников, а затем просто дополня­лись
более сложными «взрослыми» заданиями.
При таком под­ходе тесты не могли быть
интересны для взрослых испытуемых, не
вызывали у них необходимой мотивации
к тестированию. Как писал Д. Векслер,
«прося демобилизованного сержанта
приду­мать предложение со словами
«мальчик, река, мяч», не следует
надеяться, что это вызовет у него интерес
и уважение к экспе­риментатору»
[1,
с.
220].

2.
В тестах интеллекта, как правило, слишком
большой ак­цент делается на скоростных
показателях, что заведомо ставит пожилых
испытуемых в невыгодные условия по
сравнению с мо­лодыми.

3.
По вполне понятным причинам интеллектуальные
тесты, ориентированные на школу, прежде
всего включали в себя вер­бально-логические
задания. Д. Векслер в полном соответствии
с принятым им определением интеллекта
«уравновесил» в структу­ре
WAIS
вербально-логические и перцептивно-деятельные
зада­ния.

Методика
WAIS
состоит из
11
субтестов: 1.
Осведомленность:
испытуемый должен здесь продемон­стрировать
объем наличных знаний из различных сфер
жизни.

2.
Понятливость’,
требует от испытуемого понимания
неко­торых обобщенных закономерностей
и правил социального по­ведения.

3.
Арифметический:
предполагает решение испытуемым
арифметических задач нарастающей
сложности.

4.
Сходство:
от испытуемого требуется назвать
существен­ные признаки сходства пар
понятий.

5.
Повторение
цифр:

испытуемый запоминает называемые ему
последовательности цифр и должен точно
воспроизвести их в прямом или обратном
порядке.

6.
Словарный:
перед испытуемым ставится задача
объяс­нить смысл ряда слов (дать их
определение).

  1. Шифровка:
    имея перед собой таблицу, в которой
    каж­дой цифре от
    1
    до
    9
    соответствует определенный графический
    символ, испытуемый должен как можно
    быстрее вписывать не­обходимые
    символы в строчки случайно расположенных
    цифр.

  2. .
    Недостающие
    детали:

    испытуемому предъявляются схе­матические
    картинки, в которых он должен указать
    существен­ную недостающую деталь.

9.
Кубики
Косса:

испытуемый складывает из кубиков
за­данные графические фигуры.

  1. Последовательные
    картинки:

    перед испытуемым ста­вится задача
    расположить набор схематических
    картинок в ос­мысленную последовательность
    и рассказать по ней закончен­ный
    рассказ.

11.
Складывание
фигур:

испытуемый должен собрать сложно
разрезанные целые фигуры из разложенных
перед ним деталей.

Субтесты
предъявляются испытуемому последовательно
с первого («Осведомленность») по
последний («Складывание фигур»):
вербальные субтесты зачитываются
экспериментатором, он же раскладывает
перед испытуемым стимульные материалы
невербальных субтестов. Ряд субтестов
выполняется с учетом времени работы:
«Арифметический», «Шифровка»,
«Кубики Косса», «Последовательные
картинки», «Складывание фигур».
За­дания в субтестах предъявляются
испытуемому до тех пор, пока он не
допустит
2-5
ошибок подряд.

Более
подробно содержание субтестов и правила
работы с ними, а также схема оценки
ответов испытуемого даны в разде­ле
2.
Психологическая характеристика субтестов
изложена в

разделе
3.

Ответы
испытуемого заносятся экспериментатором
в Бланк фиксации результатов. Желательно,
чтобы ответы на задания субтестов
«Понятливость», «Сходство» и
«Словарный» подробно фиксировались
экспериментатором. Это позволяет при
обработ­ке данных тестирования яснее
отразить общий уровень мышле­ния
испытуемого и выставить правильные
оценки за выполнение субтестов.

Процедура
тестирования

WAIS

требует от экспериментатора предварительного
надежного усвое­ния правил предъявления
тестового материала и оценки ответов
испытуемого.

Можно назвать, по крайней мере, две
причины такого требования:

1.
Не умея сразу точно оценить ответ
испытуемого, экспе­риментатор все
свое время вынужден будет тратить на
точную

регистрацию
ответов. Соответственно, он пропустит
реакции ис­пытуемого по поводу
тестирования в целом, на отдельные
суб­тесты и задания, на свои удачи и
неудачи. То есть выпустит из поля внимания
материал, очень важный для качественного
ана­лиза результатов тестирования.

2.
Экспериментатор обязан строго
придерживаться инструк­ции о порядке
тестирования с тем, чтобы вольно или
невольно не подтолкнуть испытуемого к
правильной форме ответов. Ис­пытуемые,
за исключением глубоких дебилов, знают,
что общим для собаки и льва (субтест
«Сходство») является:


«они животные» (оценка ответа
— 2
балла);


«у них лапы» (оценка

1
балл);


«внешне похожи» (оценка
— 0
баллов).

Испытуемые
знают ответы на этих трех уровнях, но
каждый говорит невольно тот признак,
который ему кажется наиболее очевидным
и, следовательно, наиболее существенным.
Для про­гноза поведения испытуемого
экспериментатор должен уметь не мешать
испытуемому отвечать на том уровне
мыслительной сложности, который данному
испытуемому субъективно наибо­лее
близок.

Дополнительно
следует рекомендовать при тестировании
располагать Бланк фиксации результатов
так, чтобы характер записи и численные
оценки ответов оставались для испытуемо­го
совершенно неизвестными. Достаточно
корректно экспери­ментатор должен
работать с секундомером. На некоторых
эмо­ционально-реактивных испытуемых
находящийся в поле зрения секундомер
действует как сбивающий стресс-фактор.
Поэтому целесообразно часы держать в
ладони и не обращаться к ним слишком
демонстративно.

В
WAIS
были отобраны известные по другим тестам
интел­лекта и хорошо зарекомендовавшие
себя в клинической практи­ке пробы.
В принципе это соответствует сути теории
Спирмена. Такой отбор исходит из
предположения, что если предъявить
испытуемому по возможности большее
количество заданий, то с определенной
степенью вероятности ими окажутся
охвачены все наиболее важные
интеллектуальные функции. Вместе с тем
нельзя не признать, что открытыми
остаются в отношении
WAIS немаловажные
вопросы о достаточности одиннадцати
заданий, о правомерности отбора именно
этих заданий и отказа от других, не менее
хорошо себя показавших в клинической
практике (на­пример, исключение лишнего
элемента, пиктограммы и т. д.).

По
своему содержанию
WAIS
направлена на оценку базис­ных
интеллектуальных функций. И потому она
наиболее эффек­тивна в отношении
отграничения нормы и ненормы.
Содержа­тельный смысл различных
оценок
IQ,
лежащих над нижней гра­ницей нормы,
весьма невелик. Одаренность, ум имеют
косвенную связь с показателями
WAIS.
В этом плане она более «ординарна»
по сравнению с некоторыми другими
интеллекту­альными тестами. Так
указывается, например, что хотя итоговые
оценки шкалы Стэнфорд-Бине и
WAIS
специально делались со­поставимыми,
яркие личности часто показывают более
высокие результаты по первой методике
[1,
с.
223].

WAIS
предназначена для одноразового
использования. Прав­да, в особой
степени это касается невербальных
субтестов. Со­трудниками Ленинградского
государственного университета
раз­работана и апробирована параллельная
форма к методике
WAIS [7].

Критики
методики
WAIS
отмечают также такой ее недоста­ток.
В методике вообще и особенно в вербальных
субгестах ре­ализован чисто испытательный
подход: задания постепенно ус­ложняются
от начала к концу субтеста. Тем самым,
отсутствует мотивационная поддержка
испытуемого со стороны эксперимен­татора.
Испытуемые даже со средними значениями
IQ
практи­чески каждый субтест завершают
с ощущением неудачи (так как работа с
заданиями субтестов прекращается, когда
испытуемый не справился с
2-5
заданиями). Все это делает работу
испытуе­мого с
WAIS
достаточно утомительной. Для ослабления
данного недостатка экспериментатор
может пропускать задания, с кото­рыми
испытуемый заведомо справится. Также
высказывается мнение, что «стандартные
условия исследования не нарушаются,
если изменить последовательность
отдельных субтестов и заме­нить
взаимно вербальные и невербальные
субтесты»
[8,
с.
233].

Для
получения нормативных оценок Д. Векслер
набрал вы­борку испытуемых в количестве
1700
человек с равным пред­ставительством
в ней мужчин и женщин. Нормирование
оценок по субтестам велось на основе
данных
500
испытуемых в возрасте
20-34
года из общей выборки. При разделении
выборки на возрастные группы Д. Векслер
исходил из представлений об интеллекте
как нелинейной функции возраста. В
молодости в период обучения интеллект
особенно изменчив. Поэтому в диа­пазоне
16-24
лет Д. Векслер выделил
3
возрастные группы. В зрелом возрасте
интеллектуальный уровень меняется
несущест­венно, поэтому в диапазоне
25-64
лет выделено
4
группы. В старости дают о себе знать
инволюционные процессы, в связи с чем
в диапазоне
65-75
лет (и выше) имеется
3
группы.

Подбор
истинно репрезентативной выборки не
является простой задачей. Так, указывается,
что таблицы
IQ WAIS
получе­ны методом срезовых исследований.
Тем самым, двадцатилет­ние и
пятидесятилетние испытуемые заведомо
различаются не только за счет возрастных
изменений интеллекта, но и за счет
существенно иного уровня образования
и особенностей соци­ального опыта. В
срезовых исследованиях обнаруживается
с по­мощью
WAIS
прогрессирующее ухудшение оценок после
34
лет. В лонгитюдных исследованиях
показатели
IQ
с возрастом на­оборот постепенно
повышаются. Помимо этого есть определен­ные
трудности в подборе репрезентативной
выборки пожилых людей, ибо роль
образования, опыта и характера
профессио­нальной деятельности
сказывается на показателях
IQ
в этом возрасте особенно сильно.

В
стандартизованном виде оценки
IQ WAIS
выражаются в виде шкалы с М=-100 и 0=15.
Величину средней и стандартного
отклонения Д. Векслер выбрал так, чтобы
сделать сопоставимы­ми оценки шкалы
Стэнфорд-Бине и
WAIS.
Стандартные оценки по субтестам
выражаются в 20-балльной шкале с М=10 и
0=3.

Коэффициенты
надежности, определяемые методом
рас­щепления, равны в
WAIS
для вербального
IQ — 0,96,
для невер­бального
— 0,93-0,94,
для общего
— 0,97.
Весьма высока корре­ляция методики
с показателями других интеллектуальных
тестов. Так для шкалы Стэнфорд-Бине она
находится на уровне
0,8.
Ве­личины стандартной ошибки измерения
для вербального, невер­бального и
общего
IQ
равняются соответственно
3,0; 4,0
и
2,6 стандартного
балла.

В
результате факторного анализа
обнаруживается примерно следующая
группировка показателей:

1.Фактор
«д», охватывающий около
50%
суммарной диспер­сии оценок по
субтестам.

2.
фактор вербального понимания, который
слагается оцен­ками субтестов
«Словарный», «Осведомленность»,
«Понятли­вость», «Сходство».

3.
Фактор перцептивной организации. Он
сочетает в себе скорость восприятия и
пространственные представления и в
наибольшей степени выражен в субтестах
«Кубики Косса» и «Сложение фигур».

4.
Фактор памяти. В основном он представлен
оценками по субтестам «Арифметический»
и «Повторение цифр».

После
своего появления
WAIS
достаточно быстро получила признание
как ценная методика психодиагностики.
Известны адаптированные переводы
WAIS
в Германии (гамбургская редак­ция
WAIS, HAWIK),
Польше и других странах. В 50-70-е годы
повсеместно проводилась большая работа
по созданию сокра­щенных (из
3-5
субтестов) форм
WAIS.
Так, например, имеется «Reduzierter
Wechslerintelligenztest»,
включающий в себя
4
суб­теста и снабженный нормами для
пациентов психиатрических клиник и
.здоровых испытуемых. Некоторым из
создателей со­кращенных форм
WAIS
удавалось довести корреляцию шкальных
оценок
IQ
полной и сокращенной методик до
0,95-0,97.
Однако, как указывает А. Анастази
[1,
с.
222],
сокращенные формы не­популярны и
используются как средство предварительной
ори­ентации в выборке испытуемых.
Основной недостаток сокращен­ных
форм

невозможность качественного анализа
ответов ис­пытуемого


Название: Тесты контроля знаний по специальности Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология
Автор: Тимофеев А.А.
Год издания: 2010
Размер: 2.74 МБ
Формат: djv
Язык: Русский

«Тесты контроля знаний по специальности Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология» под ред., Тимофеева А.А.., является пособием для подготовке стоматологов хирургического профиля и студентов-стоматологов. Содержит большое количество вопросов для подготовки и оценки собственных знаний. Тематика тестирования различная. Изложены вопросы охватывающие пропедевтику в хирургической стоматологии, воспалительный процесс, травматические поражения различного генеза, челюстно-лицевую хирургия, анестезиологическое обеспечение при оперативных вмешательствах, онкопатологию в практике стоматолога хирургического профиля.

Скачать

Также рекомендуем скачать


Название: Хирургическая стоматология. 3-е издание.
Автор: Афанасьев В.В.
Год издания: 2019
Размер: 9.96 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Хирургическая стоматология» с позиции современной медицины рассматривает основные вопросы хирургической стоматологии, отражая историю развития, организацию хирургической стоматологической помощ… Скачать книгу бесплатно


Название: Регенеративные методы в имплантологии.
Автор: Кури Ф., Ханзер Т., Кури Ч.
Год издания: 2013
Размер: 183.61 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Регенеративные методы в имплантологии» Ф. Кури с соавт. рассматривает такие вопросы имплантологии в современной стоматологической практике, как особенности биолого-физиологической структуры тка… Скачать книгу бесплатно


Название: Пластическая хирургия мягких тканей полости рта.
Автор: Зуккелли Дж.
Год издания: 2014
Размер: 110.53 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Пластическая хирургия мягких тканей полости рта» подробно рассматривает основные вопросы темы, отражая причины и диагностические критерии десенных дефектов, патогенез и прогноз при данной групп… Скачать книгу бесплатно


Название: Оперативная челюстно-лицевая хирургия и стоматология
Автор: Козлов В.А., Каган И.И.
Год издания: 2014
Размер: 39.55 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Оперативная челюстно-лицевая хирургия и стоматология» под ред., Козлова В.А., и соавт., рассматривает топографическую анатомию лицевого отдела головы, шеи, ее базовые понятия… Скачать книгу бесплатно


Название: Стоматологія надзвичайних ситуацій з курсом військової стоматології
Автор: Рузін Г.П., Голік В.П., Демяник С.Г., Рибалов О.В.
Год издания: 2008
Размер: 5.19 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Книга «Стоматологія надзвичайних ситуацій з курсом військової стоматології» под ред., Рузіна Г.П., и соавт., рассматривает основы военной хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Описан… Скачать книгу бесплатно


Название: Устранение рецессии десны
Автор: Февралева А.Ю., Давидян А.Л.
Год издания: 2007
Размер: 29.42 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Устранение рецессии десны» под ред., Февралевой А.Ю., и соавт.,  рассматривает практические вопросы хирургической стоматологии. Изложены вопросы пародонтологии Представлено п… Скачать книгу бесплатно


Название: Руководство по дентальной имплантологии
Автор: Хобкек Джон А., Уотсон Роджер М., Сизн Ллойд Дж.Дж.
Год издания: 2007
Размер: 11.13 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: «Руководство по дентальной имплантологии» под ред.,  Хобкека Джон А., и соавт.,  рассматривает исторические вехи развития имплантологии в хирургической стоматологии.  Охарактеризован имплантат и его и… Скачать книгу бесплатно


Название: Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии
Автор: Тимофеев А.А.
Год издания: 2002
Размер: 41.79 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: «Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии» под ред., Тимофеева А.А., рассматривает вопросы челюстно-лицевой хирургии. Описаны эпидемиология, факторы риска развития патолог… Скачать книгу бесплатно


Название: Хирургические методы дентальной имплантации
Автор: Тимофеев А.А.
Год издания: 2007
Размер: 9.62 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Хирургические методы дентальной имплантации» под ред., Тимофеева А.А., рассматривает вопросы хирургической стоматологии. Изложены методики и виды дентальной имплантации. Дана… Скачать книгу бесплатно


Название: Хирургическая стоматология. Задания в тестовой форме
Автор: Кац А.Г.
Год издания: 1996
Размер: 0.68 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: «Хирургическая стоматология. Задания в тестовой форме» под ред., Каца А.Г., является пособием для подготовке стоматологов хирургического профиля и студентов-стоматологов. Содержит большое количество в… Скачать книгу бесплатно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал по ремонту сузуки гранд витара
  • Омепразол инструкция по применению цена отзывы аналоги цена когда принимать
  • Руководство для летчиков
  • Приказ мо рф 500 от 2021 года руководство по паркам
  • Как включить стиральную машину хайер видео инструкция на русском