Тест стиль педагогического руководства это

Тест
по профессиональной переподготовке

«Педагогическое
образование: тренер-преподаватель»

 Тема:
«Основы педагогики»

1.      Предметом
педагогики выступает… 

вызываемые
образовательным процессом изменения в уровне интеллектуального, личностного,
профессионального развития человека как субъекта психического процесса;


структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений,
которые возникли в процессе общественного взаимодействия, а также обоснованные способы
управления этими явлениями;


содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях,
образах, мыслях, чувствах и других субъективных проявлениях;


психология учителя.

2.     
Стиль педагогического
руководства, при котором создаются предпосылки для наиболее полного развития
творческой активности учащихся и инициативности. 

авторитарный;

либеральный;

эмпатийный;

демократический.

3.     
Восприимчивость к усвоению
знаний в процессе учебной деятельности – это –

сензистивность;

обучаемость;

школьная готовность;

учебная направленность.

4.      Какое
понятие (термин) не является понятием теории обучения?


знания


умения


навыки

— мотивация

5.      Признание
самооценки личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип:


демократизации

— гуманизма


целостности


непрерывности

Тема:
«Психология физической культуры и спорта»

1.      Один
из видов социально значимой деятельности, регламентированный системой
тренировок, соревнований и направлений на достижение высокого спортивного
результата –
спортивная
деятельность.

2.      Периодом
зарождения психологии спорта как научной дисциплины принято считать…

                  — 1890-е гг

                  — начало 20 века

                  — первая
половина 20 века

                  — середина 20 века 

3.     
Многократное
мысленное воспроизведение двигательного действия (с особой концентрацией
внимания на его решающих или не удающихся фазах), а также ситуаций
соревновательной борьбы —  это…

— идеомоторная тренировка

— круговая тренировка

— техническая тренировка

— тактическая тренировка

4.     
К
специализированным видам восприятия в процессе занятий физической культурой и
спортом относят

— восприятие пространства

— восприятие движения собственного
тела

— восприятие времени

— дифференцированное восприятие

5.                 
К
специфическим условиям деятельности учителя ФК  относится

значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки

высокая конфликтность
взаимодействия

большие материальные затраты
на организацию педагогического процесса

опасность при использовании
электрооборудования

Тема:
«Основы анатомии, физиологии, гигиены»

1.    Сущность
дыхания заключается в:

— обновлении
газового состава внутренней среды организма


поступлении в организм и утилизации кислорода и выделении из организма
углекислого газа

— поступлении в
организм питательных веществ

— выделении из
организма продуктов обмена веществ

2.      Перечислите
основные типы телосложения:


легкокостный, гиперстенический, ширококостный


тонкокостный, антенический, среднекостный

— астенический, нормостенический, гиперстенический


тонкостный, ширококостный, нормостенический

3.      Дети,
имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний, относятся к …2…. группе здоровья

4.      Резкая
усталость, головокружение, одышка, болевые ощущения, тошнота, бледность кожных
покровов, снижение артериального давления наблюдаются при:

— переутомлении

— хроническом физическом перенапряжении

— остром физическом
перенапряжении

— перетренированности

5.      При
нехватке каких веществ в организме возникает, снижение активности, и
работоспособности, авитаминоз?

— жиры

— белок

— углеводы

— витамины

Тема: «Конфликтология»

1.      Одной из
стратегий поведения человека в конфликтной ситуации является компромисс,
который можно определить как:

— попытка уйти от
решения конфликта


урегулирование разногласий путем взаимных уступок

— открытую борьбу
за свои личные интересы

2.      Деструктивный
конфликт – это конфликт, который приводит:


к негативным, а часто и к разрушительным последствиям

— к быстрому
разрешению противоречия между людьми

— к затуханию
конфликтной ситуации

3.      Предупреждение
конфликта – это деятельность, направленная:


на недопущение его возникновения

— на сокрытие
информации о нем

— на быстрое его
разрешение

4.      Лицо,
которое подталкивает других участников к конфликту называется:

— посредник

— пособник


подстрекатель

5.      Могут ли
конфликты выполнять положительную функцию в трудовом коллективе?

— нет, поскольку
конфликт всегда приводит к вражде


да, если они помогают выявить недостатки в работе

— нет, если
отсутствует третья, независимая сторона

Тема:
«Реализация дополнительных образовательных программ в сфере физической культуры
и спорта»

1.      Дополнительные
профессиональные программы реализуются

— только для детей

— для детей и взрослых

— только для взрослых

2.      К освоению
дополнительных общеобразовательных программ допускаются

— любые лица без предъявления требований к
уровню образования

— любые лица без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено
спецификой реализуемой образовательной программы

3.      Дополнительные
общеразвивающие программы реализуются:

— только для детей

— для детей и взрослых

— только для взрослых

4.      Федеральные
государственные требования установлены по отношению к

— общеразвивающим программ

— дополнительным профессиональным
программам

— дополнительным
предпрофессиональным программам

5.      В
соответствии с Федеральным законом №273 «Об образовании» итоговая аттестация по
дополнительным общеразвивающим программам

— запрещена

— может проводиться в
порядке, установленном локальном нормативным актом организации дополнительного
образования

Тема: «Семья
и образовательная организация: современные подходы к организации сотрудничества
и взаимодействия»

1.      Составные
компоненты семейного воспитания:

— физическое,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное, трудовое

— физическое, экономическое

— политехническое

— профессиональное

— поликультурное

2.      Выбор
методов, средств, форм в семейном воспитании определяется:

— педагогическая
культура родителей

— наличие специальной литературы

— возраст ребенка

— совет учителя

— текущая ситуация

3.      Сущность
принципа единства воспитательных воздействий заключается

— в учете возрастных и индивидуальных
особенностей

— координации
воспитательных воздействий школы, семьи и общественности

— координации средств массовых
коммуникаций со школой

— опоре воспитателей на семью, учитывая
при этом индивидуальность ребенка

— решении всех воспитательных задач с
опорой на реальную жизнь

4.      Основные
функции семьи

— творческая, методическая,
диагностическая

— дидактическая, специальная,
профессиональная

— социальная, общественная,
психологическая

— репродуктивная,
коммуникативная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная,
воспроизводящая, коррекционная

— организационная, технологизирующая

5.      Основные
критерии диагностики семьи:

— методы контроля в семье

— социальная активность ученика, участие в
кружках, в научных проектах

— методы стимулирования в семье

— успеваемость ученика, посещение занятий,
участие в общественных делах школы

— характеристика семьи,
нравственно-психологическая атмосфера, педагогическая культура родителей,
характеристика школьника

Тема: «Организация
системы выявления и поддержки одаренных детей»

1.     
Выберите
ведущий стимул к формированию познавательного интереса учащихся к занятиям в
системе дополнительного образования детей:

     — общение в процессе проведения
занятий между воспитанниками, воспитанниками и

                  
 педагогом дополнительного
образования

                  
— получение сертификата об освоении программы дополнительного образования

— возможность приобретения более
высокого статуса в среде сверстников

2.      Отметьте
признаки, не отражающие содержание опыта творческой деятельности обучающегося
(воспитанника):

— видение новой
проблемы в знакомой ситуации


умение точно соблюдать инструкцию

— самостоятельное
комбинирование известных способов деятельности в новый

— построение
принципиально нового способа решения проблемы

3.      Выберите
механизм, за счет которого осуществляется поиск и отбор талантливых детей в
системе образования:

— социальные
опросы


анализ результатов участия в различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и
т.д.

— анализ учебных достижений
школьников

4.      Выбор
методов воспитания НЕ определяется:

— целями и
задачами воспитания

— возрастными
особенностями воспитанников

— индивидуальными
и личностными особенностями воспитанников


наличием материальных средств

— уровнем квалификации
педагога

— предвидением
результатов применения методов

5.      В целях
обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся основная образовательная
программа предусматривает:


внеурочную деятельность

— дополнительную
деятельность по подготовке к ЕГЭ

— дополнительную
профориентационную деятельность

Тема: «Содержание
и методика воспитания в системе ДОП»

1.      Анатомо-физиологические
и психические качества людей, характерные для определенного периода жизни –
это:

— непосредственные
особенности


возрастные периоды

— главные
особенности

— характерные
особенности

2.      Интенсивное
проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит  в возрасте:

— младенческом


подростковом

— зрелом

— пожилом

3.      Сущность
принципа единства воспитательных воздействий заключается:

— в учете
возрастных и индивидуальных особенностей


координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности

— координации
средств массовых коммуникаций со школой

— опоре
воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка

— решение всех
воспитательных задач с опорой на реальную жизнь

4.      Принцип
связи воспитания с жизнью предполагает:

— формирование
общеучебных умений

— соединение
воспитания и дополнительного образования


соединение воспитания с практической деятельностью

— учет
индивидуальных особенностей воспитанников

5.      Назовите
базовые ценности воспитания и социализации подрастающего поколения:

— любовь к России,
свобода личная и индивидуальная, долг перед Отечеством, любовь и верность,
познание


патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и
творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература,
природа, человечество

— мир во всем
мире, жизнь, красота, международное сотрудничество, трудолюбие

— Земля, здоровье,
семья, природа, общество, человек

Тема:
«Основы законодательства в сфере

дополнительного образования детей и взрослых»

1.      К освоению дополнительных общеобразовательных
программ допускаются:

любые лица без предъявления
требований к уровню образования

любые
лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено
спецификой реализуемой образовательной программы

2.      Каким документом закреплено право ребенка
заниматься в нескольких объединениях дополнительного образования и менять их?

Устав учреждения

Типовое положение об
образовательном учреждении дополнительного образования детей

— Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам

— Законом об образовании

3.      Педагогические работники имеют право на
дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической
деятельности:

— не реже чем один раз в пять лет

не
реже чем один раз в три года

по собственному желанию

4.      После утверждения дополнительной общеразвивающей
программы:

— работа над этим документом
завершается

— программа реализуется в
строгом соответствии с утвержденным вариантом

в программу
вносятся коррективы, изменения с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы

5.     
В
соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании» итоговая аттестация
по дополнительным общеразвивающим программам….

— запрещена

— может
проводиться в порядке, установленном локальным нормативным актом организации
дополнительного образования

Тема:
«Возрастная психология»

1.     
На
ученика 5-8 классов более всего при определении своего отношения к чему-либо
влияет:

— мнение родителей

— мнение товарищей

— собственное мнение

— мнение коллектива

2.     
Анатомно-физиологические
и психические качества людей, характерные для определенного периода жизни –
это:

— непосредственные особенности

— главные особенности

— характерные особенности

— неглавные особенности

— возрастные периоды

3.     
В среднем
школьном внимание:

— произвольное

— непроизвольное

— стихийное

— спонтанное

— рассеянное

4.     
Ведущим
типом деятельности в среднем школьном возрасте является

— трудовая

— общение в процессе обучения и труда

— учебно-профессиональная

— познавательная

— игровая

5.     
Осознанный
процесс самовоспитания школьника начинается в возрасте:

— дошкольном

— зрелом

— младшем школьном

— подростковом

Тема: «Теория и
методика тренировочного процесса»

1.     
Спортивная
тренировка – это:

— объем психолого-педагогического, методического
воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки

— специфический вид человеческой деятельности и в
то же время – социальное явление, способствующее поднятию престижа не только
отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства

— система воздействия на организм, психику и
личность спортсмена с помощью физических упражнений

2.     
Спортивная
форма – это:

— физическая готовность к достижению высоких результатов

— техническая готовность к достижению высоких
результатов

— тактическая готовность к достижению высоких
результатов

— морально-волевая готовность к достижению
высоких результатов

3.     
В чем
заключается основная цель массового спорта?

— достижение максимально высоких спортивных
результатов

— восстановление физической работоспособности

— повышение и сохранение общей физической
подготовленности

4.     
Что НЕ
является компонентом структуры спортивной тренировки?

— микроструктура

— макроструктура

— мезоструктура

— мегаструктура

5.     
Протяженность
микроцикла:

— 1 месяц

— 6 месяцев

— 2-7 дней

— 3 месяца

Диагностика стилей педагогического общения

Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом «-«, если даёте отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

 2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

 3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

 4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?

 5. Часто ли вы используете методические приёмы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

 6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

 7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

 8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

 9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

 10. Часто ли удаётся вам удачно пошутить в ходе урока?

 11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

 12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?

 13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

 14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?

 15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

 16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?

 17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?

 18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

 19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

 20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

 21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

 22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

 23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

 24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает

 отведённого по плану урока времени?

 25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не

 в состоянии повторить их в этот же день ещё раз (во вторую смену)?

Обработка и интерпретация результатов

 Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведённым ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

№ вопросов

 Модели общения        

Да «+»        

Нет «-«

Диктаторская «Монблан»        

+4, 6, 11, 15, 17, 23        

-1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16,

 18, 19, 20, 21, 22, 24

Неконтактная

 «Китайская стена»        

+9, 11, 13, 14, 15        

-1, 7, 8, 12, 16, 18, 19,

 20, 21.

Дифференцированное

 Внимание «Локатор»        

+10, 14, 18, 20, 21        

2, 4, 6, 13, 15, 17, 23

Гипорефлексивная

 «Тетерев»        

-9, 11, 15, 17, 23, 24        

8, 12, 16, 19, 20, 21, 22

Гиперрефлексивная

 «Гамлет»        

+3,12,14,18,19,20,22,25        

-2, 5, 6, 11, 13, 23

Негибкого

 Реагирования «Робот»        

+1, 2, 5, 6, 13, 15, 23        

-7, 8, 9, 11, 16, 21, 24

Авторитарная

 «Я — сам(а)»        

+5, 10, 14, 15, 18, 24        

-2, 8, 16, 21

Активного

 Взаимодействия «Союз»        

+7, 8, 10, 16, 20, 21, 22        

-1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15,

 17, 23.

Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов

 Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеДошкольное образованиевопросы


76. Современная общеобразовательная школа России включает:
три ступени

77. Соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося составляет содержание принципа:
доступности

78. Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников (обучающихся), направленное на решение образовательных задач, характеризует:
педагогический процесс

79. Способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, действия и поступки воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения – это:
методы воспитания

80. Стиль деятельности учителя, при котором он передает инициативу принятия решений ученикам, называется:
попустительским

81. Стиль педагогического руководства, характеризующийся невмешательством в работу подчиненных, низкой ответственностью, а зачастую и попустительством, называется:
либеральным

82. Стиль педагогического руководства, характеризующийся партнерскими отношениями, коллегиальным обсуждением проблем, взаимным контролем, называется:
демократическим

83. Стремление родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя — это:
гиперопека

84. Субъектами педагогического процесса являются:
педагоги и обучающиеся

85. Теория обучения называется:
дидактика

86. Требование соответствия учебного материала уровню подготовленности обучающихся – это _________________ обучения.
принцип

87. Убеждение – метод семейного воспитания, представляющий собой …
объяснение, внушение, совет

88. Упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, включающая совокупность приемов познавательной деятельности, направленных на достижение цели обучения, – это _________________ обучения.
метод

89. Упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой ими среды), дающий общий эффект, называется:
воспитательной системой

90. Управление системой дошкольного образования осуществляется на уровне:
Муниципалитета


Педагогическое
общение

это важный компонент труда учителя,
создающий атмосферу психологического
развития личности учащегося. Учитель,
умеющий создать спокойную рабочую
обстановку, атмосферу уважения, активности
ребенка предпочтительнее учителя,
ученики которого знают все правила,
законы, но ученики у которого перегружены,
скованы, имеют заниженную самооценку.
В этом смысле педагогическое общение
важнее педагогической технологии.
Педагогическое общение должно быть
личностно развивающим, эмоционально-комфортным
и решать следующие задачи: взаимообмен
информацией между учителем и учащимися;
взаимопонимание, умение смотреть на
себя глазами партнера по общению;
мобилизация резервов участников общения,
выявление наиболее сильных и ярких
качеств учеников и учителя; взаимодействие
и организация совместной деятельности;
разумная, педагогически целесообразная
самопрезентация личности учителя и
учащихся; взаимная удовлетворенность
участников общения.

Взаимодействие
учителя с учащимися

один из
важнейших путей воспитательного влияния
взрослых. Учитель, в принципе, достаточно
подготовлен к организации и поддержанию
взаимоотношений с учащимися. Однако на
практике взаимоотношения учителя с
учащимися складываются не всегда
оптимально. Во многом это зависит от
стиля руководства педагога (т.е. от
характерной манеры и способов выполнения
воспитателем тех функций, из которых
складывается его взаимодействие с
учащимися).

Стиль
руководства.

Охарактеризуем пять наиболее часто
встречающихся у учителей стилей
руководства учащимися. При автократическом
стиле руководства учитель осуществляет
единоличное управление руководством
коллективом, без опоры на актив. Учащимся
не позволяют высказывать свои взгляды,
критические замечания, проявлять
инициативу, тем более претендовать на
решение касающихся их вопросов. Учитель
последовательно предъявляет к учащимся
требования и осуществляет жесткий
контроль за их выполнением. Авторитарному
стилю руководства свойственны основные
черты автократического. Но учащимся
позволяют участвовать в обсуждении
вопросов, их затрагивающих. Однако
решение в конечном счете всегда принимает
учитель в соответствии со своими
установками.

При
демократическом
стиле руководства учитель опирается
на коллектив, стимулирует самостоятельность
учащихся. В организации деятельности
коллектива учитель старается занять
позицию «первого среди равных». Учитель
проявляет определенную терпимость к
критическим замечаниям учащихся, вникает
в их личные дела и проблемы. Ученики
обсуждают проблемы коллективной жизни
и делают выбор, но окончательное решение
формулирует учитель.

При
игнорирующем
(либерально-попустительском) стиле
руководства учитель стремится как можно
меньше вмешиваться в жизнедеятельность
учащихся, практически устраняется от
руководства ими, ограничиваясь формальным
выполнением обязанностей и указаний
администрации. Непоследовательный
стиль характерен тем, что учитель в
зависимости от внешних обстоятельств
или собственного эмоционального
состояния осуществляет любой из описанных
выше стилей руководства.

Стиль
руководства накладывает отпечаток на
всю систему взаимоотношений учителя с
учащимися: на то, как воспринимает
учитель своих учеников, как часто его
конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся
взаимоотношения учителей с учащимися
зависят также от того, насколько педагоги
учитывают возрастные особенности
школьников, в частности свойственное
подросткам и юношам стремление к
взрослости. Уважение воспитателем
личности школьника является обязательным
психологическим условием возникновения
доверительных взаимоотношений учащихся
с учителями.

В
противном случае возникают конфликты
учащихся с учителями. Наблюдается
«возрастное своеобразие» в протекании
конфликтов. В начальных классах они
проявляются как недовольство ученика
учителем. У подростков нередки открытые
столкновения с учителем. В старших
классах конфликт может принять форму
скрытого состояния неудовлетворенности
у ученика, упорного несогласия с
действиями (точкой зрения) учителя.

Стиль
руководства учителя формируется под
влиянием субъективных и объективных
факторов. Под субъективными факторами
понимают характерологические особенности
личности учителя. К объективным факторам
относят стиль руководства администрации
школы, характер взаимодействия в
учительском коллективе и ряд других
факторов.

Индивидуальный
стиль деятельности педагога.

Формирование
индивидуальности у педагога способствует
воспитанию творческой личности ребенка.
Основные признаки индивидуального
стиля

педагогической
деятельности проявляются:

  • в
    темпераменте (время и скорость реакции,
    индивидуальный темп работы, эмоциональная
    отзывчивость)

  • в характере реакций
    на те или иные пед ситуации

  • в выборе методов
    обучения

  • в подборе средств
    воспитания

  • в стиле педагогического
    общения

  • в реагировании
    на действия или поступки детей

  • в манере поведения

  • в предпочтении
    тех или иных видов поощрений и наказаний

  • в применении
    средств психолого-педагогического
    воздействия на детей.

Попытки
прямого копирования педагогического
опыта одних учителей другими, как
правило, бесперспективны, а зачастую
дают худшие результаты. Это происходит
потому, что психологическую индивидуальность
педагога трудно воспроизвести, а без
нее результаты неизбежно оказываются
иными. Выход из этой ситуации в том,
чтобы выделив главное в педагогическом
опыте, сознательно ставить и решать
задачу его творческой индивидуальной
переработки.

Контрольные
вопросы к разделу 5:

1. Раскройте
содержание понятия педагогической
деятельности.

2. Какова структура
педагогической деятельности, ее
содержание?

3. Перечислите
основные функции педагогической
деятельности.

4. Обозначьте
психологические требования к личности
педагога.

5.
Охарактеризуйте педагогические
способности (по П.Ф. Гоноболину),
педагогические умения.

6.
Раскройте психологическое содержание
понятия педагогическая компетентность.

7. Каковы условия
ее формирования?

8. Охарактеризуйте
особенности педагогического общения.

9.
Каковы характеристики различных стилей
педагогического руководства?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Профессиональная деятельность педагога невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. 

  Существует немало методик для определения стиля педагогического общения. С моей точки зрения методика, которую я предлагаю является наиболее информативный для самого педагога. Она отражает не только особенности общения взрослого но и те последствия, которые педагог может наблюдать в поведении детей своей группы. Методика была разработана для учителей, поэтому вопросы касаются учебной деятельности. надеюсь, что информация будет полезна каждому педагогу для выстраивания взаимоотношений с детьми.

Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения (Авторы: Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте его символом «+», если ваш ответ положительный, и символом «–», если отрицательный. От объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке занятия даже по неоднократно пройденной теме?

2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с группой?

4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться на учительском месте(у доски, за столом)?

5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы занятия?

7. Часто ли вы по ходу занятия включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока обучающихся?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе занятия?

11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей?

12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление)?

13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5–8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание детей?

14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание детей?

15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения нового материала задавали вопросы дети?

17. Во время занятия забываете ли вы о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у вас привычка выбирать среди детей в группе  два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки обучающихся?

20. Замечаете ли вы во время занятия изменения в настроении учащихся?

21. Поощряете ли вы дете вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики детей?

23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану занятия времени?

25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшим настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз?

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ключом и определите тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой. Интерпретация результатов теста.

Модель дикторская («Монблан»).

Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

Модель неконтактная («Китайская стена»)

очень близка по своему содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к детям.

Следствие: слабое взаимодействие с детьми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.

Модель дифференцированного внимания («Локатор»)

основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог – коллектив», она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексивная («Тетерев»)

заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.

Модель гиперрефлексивная («Гамлет»)

противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а упедагог займет ведомую позицию.

Модель негибкого реагирования («Робот»).

Взаимоотношения педагога с учащимися строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но учитель не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.

Модель авторитарная («Я сам»).

Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны детей подавляется.

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия («Союз»).

Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и другие проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. 

Используемая литература

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как записаться к стоматологу через госуслуги пошаговая инструкция улан удэ
  • Фитоверм инструкция по применению против белокрылки
  • Варягин к ю справочное руководство по вентиляции
  • Kenwood dpx 3000u инструкция на русском
  • Должностная инструкция прораба в дорожном строительстве