Тест равена инструкция для младших школьников

Оценка и интерпретация Подсчет баллов.
За каждый правильный ответ начисляется один
балл. Будьте внимательны и старайтесь не допустить потери бланков — чистых или
использованных, поскольку каждый из них содержит ключ для подсчета баллов по
тесту.

Если обследуемый делает ошибки в первых пяти
задачах
 Серии
А 
, то нельзя считать, что он понял идею задачи. Полученные при
этих условиях баллы, как правило, нужно признать недостоверными, несмотря на
то, что общий балл при этом может оказаться и больше десяти за счет решения
задач путем случайного угадывания правильного ответа среди шести альтернативных
вариантов.

При использовании

 планшетной формы теста некоторые
дети после того, как они положили правильный фрагмент теста на место,
беспокоятся, что он не вполне хорошо совпал с вырезом, и хотят его заменить. По
этой причине, а также потому, что «смышленые» дети хотят поиграть с тестовым
материалом, желательно спросить ребенка, по какой причине он сдвигает или
перемещает фрагмент. При необходимости задание теста может быть разъяснено еще
раз, чтобы ребенок понял, что в первую очередь надо положить на место
правильный фрагмент, а потом, попробовав другие, вернуть правильный на место и
что мелкие несовпадения фрагмента с вырезом не имеют никакого значения. Если
дети не в состоянии выразить свои суждения словами, это не значит, что они не
могут решить задачу интуитивно. Правильное решение никогда не следует
фиксировать как «ошибку», если ребенок не может его объяснить. Напротив,
неверные ответы, исправляемые в результате проб и ошибок, дают значимую
психологическую информацию, хотя обычно они не включаются в общий балл по тесту
из соображений строгости интерпретации процентильных результатов данного
ребенка по таблице нормативов. В тех случаях, однако, когда ребенок осознанно
обнаружил и исправил свою ошибку, окончательно вставленный фрагмент может быть
учтен.

Когда тест проводится индивидуально по

 книжной форме , засчитывается
как «верный» или «ошибочный» тот фрагмент, на который испытуемый указывает как
на свой окончательный выбор.

Когда книжная форма используется для
самотестирования или при групповом тестировании с использованием открытых
бланков регистрации ответов, всякому, кто записывает больше, чем одну цифру
против номера любого задания, необходимо сказать, чтобы он вычеркнул все, кроме
одной. Если это обнаружено после завершения процедуры тестирования,
рассматривается только последний номер справа независимо от того, верны или
ошибочны другие ответы.

Когда используется бланк легкого подсчета,
испытуемым необходимо показать, как исправлять ошибки, зачеркивая крестом (X)
неправильные ответы и оставляя перечеркнутым одной короткой чертой номер своего
окончательного выбора.
Несогласованности
и ошибки
.
Когда используется книжная форма теста,
несогласованность в распределении баллов испытуемого можно оценить вычитанием
его балла по каждой серии из баллов, ожидаемых при таком же общем балле.
 Представление результатов

Наиболее адекватным способом интерпретации значимости
полученной индивидом общей оценки является ее соотнесение с выраженной в
процентах относительной частотой, с которой эту оценку получают испытуемые той
же возрастной группы. Преимущество этого способа над другими состоит в том, что
он не использует никаких априорных допущений о развитии интеллектуальных
способностей в детстве вроде идей о его равномерном или симметричном
распределении. В практических целях удобно рассматривать определенные процентные
доли населения и в соответствии с этим группировать баллы респондентов. Это
позволяет отнести респондента в соответствии с полученным баллом к той или иной
группе.
 

УРОВЕНЬ I. «Супер-интеллектуал», если оценка
равна или больше 95% для данной возрастной группы.

УРОВЕНЬ II. «Интеллектуальные возможности явно
выше среднего», если оценка равна или больше 75%; II+ , если оценка равна или
больше 90%.

УРОВЕНЬ III. «Средний интеллект», если оценка
лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если
оценка ниже , чем медиана.

УРОВЕНЬ IV. «Интеллектуальные возможности явно
ниже среднего», если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или
меньше 10%.

УРОВЕНЬ V. «Существенное снижение интеллекта»,
если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.

Общий балл, согласованность оценки и достигнутый
уровень развития удобно представлять в следующем виде:

Общий балл 24
Несогласованности -1,0,+1
Уровень II +
Количество ошибок: Нормальное.

 

Усредненные возрастные нормативы выполнения
Цветных прогрессивных матриц (вся серия — А + АВ + В)

Возраст
ребёнка

Среднее
значение
(баллы)

Разброс
(в баллах)

4,5 — 5,5 лет

14

8-22

5,5 — 6 лет

17

12-24

6 — 6,5 лет

18

13-27

6,5 — 7 лет

20

14-29

7 — 7,5 лет

22

15-30

7,5 — 8 лет

23

16-31

8 — 8,5 лет

24

17-32

8,5 — 9 лет

26

18-34

9 — 10 лет

29

20-35

10 — 11 лет

32

21-35

2.    
Методика
«Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления

Для проведения
исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить
способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков.
Методика состоит из 15 серий, в каждой серии – по 4 слова. Экспериментатору
необходимо иметь секундомер и протокол  для регистрации ответов в таблице.

Протокол исследования
вербально-логического мышления

Номер серии

Время выполнения
задания, в секундах

Результат

1

15

     Бланк методики
«Исключение слов»

1. Книга, портфель,
чемодан, кошелек.

2. Печка, батарея,
свеча, электроплитка.

3. Часы, очки, весы,
термометр.

4. Лодка, тачка,
мотоцикл, велосипед.

5. Самолет, гвоздь,
пчела, вентилятор.

6. Бабочка, линейка,
ластик, ножницы.

7. Дерево, этажерка,
метла, вилка.

8. Дедушка, учитель,
папа, мама.

9. Иней, пыль, дождь,
роса.

10. Вода, ветер,
уголь, трава.

11. Яблоко, книга,
шуба, роза.

12. Молоко, сливки,
сыр, хлеб.

13. Береза, сосна,
ягода, дуб.

14. Минута, секунда,
час, вечер.

15. Василий, Федор,
Семен, Иванов.

Процедура  
проведения

Инструкция: «Три из
четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и
могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует
этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит
по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».

Если испытуемый не
усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки,
исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен,
ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке
подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность
выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания
оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2
балла, за неправильный – 0.

КЛЮЧ:

1) книга, 2) свеча,
3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка,  7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10)
ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.

Время выполнения
задания рассчитывается с учетом поправки Т.

                 
Поправка Т на время выполнения задания

Время, в секундах

Поправка Т на
время, баллы

Менее 250

0

250–330

–3

Более 330

–6

Интегральный
показатель вербально-логического мышления (А), объединяющий показатель продуктивности
(В) и время выполнения задания с учетом поправки (Т), вычисляется по формуле:

А = В + Т

Получив
индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно
подсчитать среднюю арифметическую величину по группе в целом. Для получения
групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные
экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного
показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления
(образного), а также для интериндивидуального анализа нужно осуществить перевод
абсолютных значений в шкальные оценки.

Шкальные оценки
показателей мышлeния

Шкальные оценки

мышление

Шкальные

оценки

мышление

образное

вербально-логическое

образное

вербально-логическое

19

50

30

9

26–29

17–18

18

8

23–25

15–16

17

50–48

29–28

7

20–22

16

48–47

6

17–19

12–4

15

45–47

28–27

5

14–16

7–11

14

41–44

27–26

4

12–13

5–6

l3

38–40

3

8–11

12

36–37

23–25

2

5–7

3–4

11

33–35

21–22

1

2–4

10

30–32

19–20

0

0–2

3

2.1
. Методика »
Простые аналогии»

Цель. Методика
направлена на определение понимания логических связей и отношений между
понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при
решении ряда разнообразных задач.

Для детей 8-10лет

Инструкция.
«Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье слово с
одним из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это четвертое
слово».

Прекратить
исследование после 5 примеров, если ребенок не начинает работать самостоятельно

1

Огурец

Гвоздика

овощ

Сорняк, роса,
садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

Морковь

Забор, грибы,
яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

Ученик

Очки, больница,
палата, больной, лекарство

4

Цветок

Птица

Ваза

Клюв, чайка,
гнездо, перья, хвост

5

Перчатка

Сапог

Рука

Чулки, подошва,
кожа, нога, щётка

6

Тёмный

Мокрый

Светлый

Солнечный,
скользкий, сухой, тёплый, холодный

7

Часы

Градусник

Время

Стекло, больной,
кровать, температура, врач

8

Машина

Лодка

Мотор

Река, маяк, парус,
волна, берег

9

Стол

Пол

Скатерть

Мебель, ковёр,
пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

Деревянный

Острая, тонкая,
блестящая, короткая, стальная

Оценка результатов:

4 балла — выполняет
все задания, выделяя существенные признаки,

3 балла — выполняет
все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь
экспериментатора

2 балла — выполняет 5
заданий, из них 4 — с направляющей и программирующей помощью экспериментатора

1 балл — отвечает не
по существу, помощь неэффективна

3.    
Методика
«Корректурная проба»

Цель: определение
объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по
количеству сделанных ошибок).

Порядок выполнения и
инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача
заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать
такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5
минут».

Методический
(стимульный) материал:

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ

ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗС

КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУ

ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕСМВ

НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩ

РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРРКИ

ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕ

ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПООНАЫБ

ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВИТБЕЗ

СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСК

КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧГШКАР

ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗСЧЯИЕ

АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКНАИОТ

НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСШЮНВ

ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЗЭВИС

СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЫПСМТН

ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВАМЕИНЕ

Обработка и
интерпретация результатов. При оценке результатов опираемся на следующие
показатели нормы:

♦ для детей 6–7 лет
объем внимания – 400 знаков и выше; концентрация внимания – 10 ошибок и менее;

♦ для детей 8-10 лет
объем внимания – 600 знаков и выше, а концентрация – 5 ошибок и менее.

4.    
Методика
«Заучивание 10 слов»

Цель. Изучение
кратковременной и долговременной вербальной памяти.

Методика используется
для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Применение. Методика
может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Инструкция  состоит из нескольких  этапов.

Первое объяснением:
«Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу
же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок
роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор
читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор
ставит в своем протоколе крестики под этими словами (табл. 1). Затем
экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение:
«Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их –
и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), – все
вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова
ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова
повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор
просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый
называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их
рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок
пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его
останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

Спустя 50–60 минут,
психолог снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться,
эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Стимульный материал.
Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими
между собой никакой связи (см. табл1).
Наиболее часто используют следующий набор слов:  Лес, Хлеб, Окно, Стул,
Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

                  
Таблица 1

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес

 Протокол
исследования

Испытуемый
___________________________________________________  Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________


стимула

Стимул

Ответ

Pi

Кi

Через
1
час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

2

<..>

10

«Лишние» слова

V

По этому протоколу
может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси
откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно
воспроизведенных слов.

Обработка
результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом
повторении, и записать в графе протокола V.
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются
порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания
слов

3. Подсчитать частоту
воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них
коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):

, где

Кi —коэффициент
запоминания i-го слова, 
Рi — его абсолютная частота;
n — количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс
откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты
запоминания слов

5. Составить сводные
таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние
показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого.
Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час
после запоминания:

, где 

Vдолговрем. — объем
долговременной памяти (через один час) 
V6 ·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного
отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы
относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных
слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут
демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних»
слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При
обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью
обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную
утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если
испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым
разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме
того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может
свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер
кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму
«плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него
заинтересованности. 
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем
слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов
(единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем
слуховой долговременной памяти.

Установлено, что у
здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой
характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 и т. д., то есть к третьему
повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях
(всего не меньше 5 раз) количество воспроизводимых слов 9–10.

По результатам
данного теста возможны следующие заключения о характеристиках памяти
испытуемого:

Непосредственное
запоминание не нарушено — в случаях, когда испытуемый непосредственно после
зачитывания ему десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7
слов.

Непосредственное
запоминание нарушено — в случаях, когда испытуемый непосредственно после
зачитывания ему десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше количество
слов удается испытуемому воспроизвести, тем более выраженными признаются
нарушения непосредственного запоминания.

Долговременная память
не нарушена — в случаях, когда через час без предварительного предупреждения
испытуемый воспроизводит не менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.

Долговременная память
снижена — в случаях, когда через час без предварительного предупреждения
испытуемый воспроизводит менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.

Методика «Матрица Равена»

Инструкция к тесту Равена.

Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. Всего их 60, они объединены в 5 групп.

На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоугольника имеется вырез — свободное, пустое место.

Под прямоугольником находится 2 ряда фрагментов (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Каждый предложенный фрагмент имеет различный рисунок.

Вашей задачей является найти в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место. Предпосылкой правильного решения является логическое рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором вы должны заполнить.

Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается.

Тестовый материал к методике Равена.

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 1

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 2                    прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 4    прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 7           прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 9     прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 11        прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 1  прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 3     прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 5       прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 7      прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 8прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 9прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 11          прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 1прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 1

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 1 

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 12

Бланк ответов к тесту Равена.

№ задания

Серия A

Серия B

Серия C

Серия D

Серия E

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма
правильных
ответов

Нормативное
распределение
баллов

Обработка результатов методики Равена.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.

Ключ (ответы) к тесту Равена.

Серия А

Серия В

Серия С

Серия D

Серия Е

1

4

2

8

3

7

2

5

6

2

4

6

3

1

1

3

3

8

4

2

2

8

7

2

5

6

1

7

8

1

6

3

3

4

6

5

7

6

5

5

5

1

8

2

6

1

4

6

9

1

4

7

1

3

10

3

3

6

2

2

11

4

4

1

5

4

12

5

5

2

6

5

Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям. Перевод полученных результатов в IQ показатель.

Количество правильных ответов/ Серия

А

В

С

D

E

IQ

Диагноз

15

16

17

18

19

20

21

8

8

8

8

8

8

8

4

4

5

5

6

6

6

2

3

3

3

3

4

4

1

1

1

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

1

62

65

65

66

67

69

70

Идиотия 0-20

Имбецильность 21-25

Дебильность средняя

51-70

1.

22

23

24

25

26

27

28

29

9

9

9

10

10

10

10

10

6

7

7

7

7

7

7

7

4

4

4

4

5

5

6

6

2

2

3

3

3

4

4

5

1

1

1

1

1

1

1

1

71

72

73

75

76

77

79

80

Легкая степень дебильности

71-80

2.

30

31

32

33

34

35

36

10

10

10

11

11

11

11

7

7

8

8

8

8

8

6

7

7

7

7

7

8

5

5

5

5

6

7

7

2

2

2

2

2

2

2

82

83

84

86

87

88

90

Ниже среднего

82-90

3.

37

38

39

40

41

42

43

44

11

11

11

11

11

11

12

12

9

9

10

10

10

10

10

10

8

8

8

8

9

9

9

9

7

8

8

8

8

9

9

9

2

2

3

3

3

3

3

4

91

92

94

95

96

98

99

100

Средний

91-100

4.

45

46

47

48

49

12

12

12

12

12

10

10

10

11

11

9

10

10

10

10

9

9

9

9

10

5

5

6

6

6

102

104

106

108

110

Нормальный

101-110

5.

50

51

52

53

54

12

12

12

12

12

11

11

11

11

12

10

11

11

11

11

10

10

10

11

11

7

7

8

8

8

112

114

116

118

120

Выше среднего

112- 120

6.

55

56

57

58

59

60

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

11

12

12

12

12

12

11

11

11

12

12

12

9

9

10

10

11

12

122

124

126

128

130

140

Высокий

Незаурядный

121-130

7.

Различие (разница) между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемыми результатами по общей шкале выражается и записывается как «отклонение» (0, -1, +2, -2, +1 и т. д.).

Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.

Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

Интерпретация полученных результатов.

В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами:

1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);

2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.)

3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица №1. Процентная шкала степени развития интеллекта

Проценты

Степень

95 и выше

I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого

75-95

2 степень; незаурядный интеллект

25-74

3 степень: средний интеллект

5-24

4 степень: интеллект ниже среднего.

5 и менее

степень: дефектная интеллектуальная способность

В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле:

IQ = (IQв / %) * 100

где % определяется по таблице №2 (Корректировка на возраст):

Возраст

14-30

35

40

45

50

55

60

%

100

97

93

88

82

76

70

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.

Таблица №3. Градации уровней умственных способностей.

Показатели IQ

Уровень развития интеллекта

Свыше 140

незаурядный, выдающийся интеллект

121-140

высокий уровень интеллекта

111-120

интеллект выше среднего

91-110

средний уровень интеллекта

81-90

интеллект ниже среднего

71-80

низкий уровень интеллекта

51-70

лёгкая степень слабоумия

21-50

средняя степень слабоумия

0-20

тяжёлая степень слабоумия

Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.

 Пример. 

Общая сумма баллов

Серия А

СерияB

СерияC

СерияD

СерияE

IQ

Диагноз

Испытуемый

(возраст 35 лет)

53

12

12

12

9

8

118

Выше среднего

Испытуемый в первых трех сериях не допустил ни одной ошибки, т.е. все 12 ответов в сериях A, B, C верны. В четвертой серии D три ответа не совпали в правильным вариантом, в пятой серии E таких ответов было четыре. Отклонение результатов тестирования по каждой серии не превышает 2-х (см. таблицу Нормативное распределение баллов по сериям). Следовательно, числовой показатель по каждой серии можно считать надежным. Общий показатель также надежен. Тем самым, можно говорить о достоверности результата исследования. 

Уровень развития испытуемого на основании процентной шкалы: 53*100/60 = 88,33. Полученный результат означает 2 степень развития интеллекта, которую можно охарактеризовать как незаурядный интеллект (см. таблицу Процентная шкала степени развития интеллекта)

Общее количество баллов, полученных в результате диагностики по методике Равена, равно 53 и это соответствует значению коэффициента интеллекта IQ равному 118 (см. таблицу Перевод полученных результатов в IQ показатель).

Делаем поправку на возраст: (118 * 100) / 97  = 121,65 (см. таблицу №2). Таково фактическое значение IQ с учетом возраста испытуемого.

Согласно таблице №3 Градации уровней умственных способностей данное значение показателя IQ свидетельствует о высоком уровне интеллекта.

Качественный анализ результатов теста Равена. 

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В  построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Прогрессивные матрицы Равена

  Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

  Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Просмотр содержимого документа

«Прогрессивные матрицы Равена»

Методика «Матрица Равена»

Эта
методика предназначается для оценивания
наглядно об разного мышления у младшего
школьника. Здесь под наглядно-образным
мышлением понимается такое, которое
связано с оперированием различными
образами и наглядными представлениями
при решении задач.

Конкретные
задания, используемые для проверки
уровня раз вития наглядно-образного
мышления, в данной методике взяты из
известного теста Равена. Они представляют
собой специальным образом подобранную
выборку из 10 постепенно усложняющихся
матриц Равена (см. рис. 54 А, Б, В, Г, Д).

Ребенку
предлагается серия из десяти постепенно
усложняющихся задач одинакового типа:
на поиск закономерностей в рас положении
деталей на матрице (представлена в
верхней части указанных рисунков в виде
большого четырехугольника) и под бор
одного из восьми данных ниже рисунков
в качестве недостаю щей вставки к этой
матрице, соответствующей ее рисунку
(дан ная часть матрицы представлена
внизу в виде флажков с разны ми рисунками
на них). Изучив структуру большой матрицы,
ребенок должен указать ту из деталей
(тот из восьми имеющихся внизу флажков),
которая лучше всего подходит к этой
матрице, т.е. соответствует ее рисунку
или логике расположения его дета лей
по вертикали и по горизонтали.

На
выполнение всех десяти заданий ребенку
отводится 10 ми нут. По истечении этого
времени эксперимент прекращается и
определяется количество правильно
решенных матриц, а также общая сумма
баллов, набранных ребенком за их решения.
Каждая правильно, решенная матрица
оценивается в 1 балл.

Выводы об уровне развития

10 балов 
очень высокий.

8-9 баллов 
высокий.

4-7 баллов 
средний.

2-3 балла 
низкий.

0-1 балл. 
очень низкий

3.3 Методика Равена. (дошкольный вариант) Методика «Чем залатать коврик?»

Цель
этой методики — определить, насколько
ребенок в со стоянии, сохраняя в
кратковременной и оперативной памяти
об разы виденного, практически их
использовать, решая наглядные задачи.
В данной методике применяются картинки,
представленные на рис. 5. Перед его
показом ребенку говорят, что на данном
рисунке изображены два коврика, а также
кусочки материи, которую можно использовать
для того, чтобы залатать имеющиеся на
ковриках дырки таким образом, чтобы
рисунки коврика и заплаты не отличались.

Для
того, чтобы решить задачу, из нескольких
кусочков материи, представленных в
нижней части рисунка, необходимо
подобрать такой, который более всего
подходит к рисунку коврика. (Немов
Р.С.,1999).

Оценка результатов

10 баллов  ребенок
справился с заданием меньше чем за 20
сек.

8-9 баллов  ребенок
решил правильно все четыре задачи за
время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов  ребенок
затратил на выполнение задания от 31 до
40 сек.

4-5 баллов  ребенок
израсходовал на выполнение задания от
41 до 50 сек.

2-3 балла  время
работы ребенка над заданием заняло от
51 до 60 сек.

0-1 балл 
ребенок не справился с выполнением
задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов 
очень высокий.

8-9 баллов  высокий.

4-7 баллов  средний.

2-3 балла  низкий.

0-1 балл  очень
низкий

Первісний
лад склався приблизно 40 тис. років тому
і пройшов три основні стадії розвитку:
ранній матріархат, пізній (розвинутий)
матріархат і патріархат. Кожній з них
відповідала форма релігії, яка відображала
особливості світосприйняття людей у
конкретних умовах: ранньому матріархату
— тотемізм, пізньому — землеробський
культ, патріархату — шаманізм. Усі
ці форми не поширювалися поза родом чи
племенем, тому їх називали родоплемінни­ми
віруваннями. До ранніх форм релігійних
вірувань нале­жать також магія,
фетишизм і анімізм, які виникли в період
формування родового ладу (від 100 до 40
000 років тому).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тест Равена для детей
от 4-х до 12-ти лет

Как определить уровень интеллекта ребёнка? Очень легко. Пройти тест Равена, специально адаптированный опытными психологами для детей.

В результате тестирования вы сможете понять, стоит ли уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребёнка, а также получите
рекомендации по улучшению его способностей.

Имя

Возраст

Начало теста

Номер цифры

Гибкий график занятий

Расписание уроков вы устанавливаете сами

Номер цифры

Уроки в игровой форме

Обучение+развлечение, яркие интерактивные задания

Номер цифры

Занятия 1 на 1 с педагогом

Индивидуальный подход к каждому ребёнку

Номер цифры

Собственная онлайн-платформа

Интуитивна и понятна детям любого возраста

Где найти бесплатные развивающие материалы для детей?

Простые методики запоминания, идеи для детского творчества, игры на развитие памяти,
внимания, логики и многое другое вы найдёте в нашем
Telegram-канале

telegram

img img

Часто задаваемые вопросы

cat

cat cat

Пробное занятие

Познакомим с нашей платформой, подберём курс, покажем, как проходят занятия, а вы
получите бесплатные учебные материалы для вашего ребёнка

Выберите предмет, на который хотите записаться

Выберите предмет

Обучение чтению

Математика

Русский язык с нуля «Билингвята»

Русский язык для школьников

Письмо прописью

Разговорные занятия

Программа для билингвов

Подготовка к школе

Разговорный клуб

Soft skills

Книжный клуб

Русский язык. Письмо и грамота

Нажимая кнопку “Записаться на пробный урок”, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и принимаете публичную оферту

Вы не заполнили обязательные поля!

bubble

bubble

Ответим на любые вопросы 24/7

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сиалор капли для носа детям до года инструкция по применению
  • Инструкция по ведению школьного дневника беларусь
  • Герберта шилдта java полное руководство 8 е издание
  • Как выкладывать видео на ютуб с телефона инструкция
  • Руководство предприятия по названию