Тест определение стиля руководства трудовым коллективом ответы

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

Разработана В. П. Захаровым
на основе опросника А. Л. Журавлева.
Основная методика состоит из 27 групп
утверждений, отражающих различные
аспекты взаимодействия руководства и
коллектива22.

Методика направлена на определение
стиля руководства трудовым коллективом.
Порядок тестирования содержится в
инструкции.

Инструкция:«Опросник содержит
16 групп утверждений, характеризующих
деловые качества руководителя. Каждая
группа состоит из трех утверждений,
обозначенных буквами а, б, в. Вам следует
внимательно прочесть все три утверждения
в составе каждой группы и выбрать одно,
которое в наибольшей степени соответствует
Вашему мнению о руководителе. Отметьте
выбранное утверждение на опросном листе
знаком «+» под соответствующей буквой.

Если Вы оцениваете одновременно
двух руководителей или более, сравните
их между собой по приведенным трем
утверждениям, выбрав по одному из
утверждений, характеризующих каждого
руководителя (или одно утверждение,
характеризующее двух или более
руководителей), и отметьте Ваше мнение
о каждом на опросном листе разными
знаками: 0;
+;
–. Не пишите на опроснике. Ставьте
отметки только на листе ответов!».

Текст опросника

а

б

в

1.

Центральное
руководство требует, чтобы о всех
делах
докладывали именно ему.

Старается
все решать вместе с подчиненными,
единолично решает только самые срочные
и оперативные вопросы.

Некоторые
важные дела решаются фактически без
участия руководителя, его функции
выполняют другие.

2.

Всегда
что-нибудь приказывает, распоряжается,
настаивает, но никогда не просит.

Приказывает
так, что хочется выполнить.

Приказывать
не умеет.

3.

Старается,
чтобы его заместители были
квалифицированными специалистами.

Руководителю
безразлично, кто работает у него
заместителем, помощником.

Он
добивается безотказного исполнения
и подчинения заместителей, помощников.

4.

Его
интересует только выполнение плана,
а не отношение людей друг к другу.

В
работе не заинтересован, подходит к
делу формально.

Решая
производственные задачи, старается
создать хорошие отношения между людьми
в коллективе.

5.

Наверно,
он консервативен, так как боится
нового.

Инициатива
подчиненных руководителем не
принимается.

Способствует
тому, чтобы подчиненные работали
самостоятельно.

6.

На
критику руководителя обычно не
обижается, прислушивается к ней.

Не
любит, когда его критикуют и не старается
скрыть это.

Критику
выслушивает, даже собирается принять
меры, но ничего не предпринимает.

7.

Складывается
впечатление, что руководитель боится
отвечать за свои действия, желает
уменьшить свою ответственность.

Ответственность
распределяет между собой и подчиненными.

Руководитель
единолично принимает решения или
отменяет их.

8.

Регулярно
советуется с подчиненными, особенно
с опытными работниками.

Подчиненные
не только советуют, но могут давать
указания своему руководителю.

Не
допускает, чтобы подчиненные ему
советовали, а тем более возражали.

9.

Обычно
советуется с заместителями и нижестоящими
руководителями, но не с рядовыми
подчиненными.

Регулярно
общается с подчиненными, говорит о
положении дел в коллективе, о трудностях,
которые предстоит преодолеть.

Для
выполнения какой-либо работы ему
нередко приходится уговаривать своих
подчиненных.

10.

Всегда
обращается к подчиненным вежливо,
доброжелательно.

В
обращении с подчиненными часто
проявляет равнодушие.

По
отношению к подчиненным бывает
нетактичным и даже грубым.

11.

В
критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.

В
критических ситуациях руководитель,
как правило, переходит на более жесткие
методы руководства.

Критические
ситуации не изменяют способа его
руководства.

12.

Сам
решает даже те вопросы, с которыми не
совсем хорошо знаком.

Если
что-то не знает, то не боится этого
показать и обращается за помощью к
другим.

Он
не может действовать сам, а ждет
«подталкивания» со стороны.

13.

Пожалуй,
он не очень требовательный человек.

Он
требователен, но одновременно и
справедлив.

О нем
можно сказать, что он бывает слишком
строгим и даже придирчивым.

14.

Контролируя
результаты, всегда замечает положительную
сторону, хвалит подчиненных.

Всегда
очень строго контролирует работу
подчиненных и коллектива в целом.

Контролирует
работу от случая к случаю.

15.

Руководитель
умеет поддерживать дисциплину и
порядок.

Часто
делает подчиненным замечания, выговоры.

Не
может влиять на дисциплину.

16.

В
присутствии руководителя подчиненным
все время приходится работать в
напряжении.

С
руководителем работать интересно.

Подчиненные
предоставлены сами себе.

Опросный лист

Оценивает(ют)ся:

1.
а б в

9.
а б в

2.
а б в

10.
а б в

3.
а б в

11.
а б в

4.
а б в

12.
а б в

5.
а б в

13.
а б в

6,
а б в

14.
а б в

7.
а б в

15.
а б в

8.
а б в

16.
а б в

Интерпретация

Директивный
компонент —
Д

Ориентация
на собственное мнение и оценки, стремление
к власти, уверенность в себе, склонность
к жесткой формальной дисциплине, большая
дистанция с подчиненными, нежелание
признавать свои ошибки, игнорирование
инициативы, творческой активности
людей, единоличное принятие решений,
контроль за действиями подчиненных.

Попустительский
компонент
(пассивного
невмешательства) —
П.

Снисходительность
к работникам, отсутствие требовательности
и строгой
дисциплины, контроля, либеральность,
панибратство с подчиненными, склонность
перекладывать ответственность в принятии
решений.

Коллегиальный
компонент —
К

Требовательность
и контроль сочетаются с инициативным
и творческим подходом к выполняемой
работе и сознательным соблюдением
дисциплины, стремление делегировать
полномочия и разделить ответственность,
демократичность в принятии решения.

Ключ

а

б

в

а

б

в

1

д

к

п

9

д

к

п

2

д

к

п

10

к

п

д

3

к

п

д

11

п

д

к

4

д

п

к

12

д

к

п

5

п

д

к

13

п

к

д

6

к

д

п

14

к

д

п

7

п

к

д

15

к

д

п

8

к

п

д

16

д

к

п

Применение
методики не требует индивидуального
тестирования. Возможно использование
в батарее тестов, особенно эффективно
использование его вместе с социометрией
в целях оптимизации социально-психологического
климата в коллективе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Психологический практикум ↓

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева)

Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».

Текст опросника

    • а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
    • б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
    • в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
    • а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
    • б. Приказывает так, что хочется выполнить.
    • в. Приказывать не умеет.
    • а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
    • б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
    • в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
    • а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
    • б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
    • в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
    • а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
    • б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
    • в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
    • а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
    • б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
    • в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
    • а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
    • б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
    • в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
    • а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
    • б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
    • в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
    • а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
    • б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
    • в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
    • а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
    • б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
    • в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
    • а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
    • б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
    • в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
    • а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
    • б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
    • в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
    • а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
    • б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
    • в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
    • а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
    • б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
    • в. Контролирует работу от случая к случаю.
    • а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
    • б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
    • в. Не может влиять на дисциплину.
    • а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
    • б. С руководителем работать интересно.
    • в. Подчиненные предоставлены самим себе.

Ключ

а б в
1 д к п
2 д к п
3 к п д
4 д п к
5 п д к
6 к д п
7 п к д
8 к п д
9 д к п
10 к п д
11 п д к
12 д к п
13 п к д
14 к д п
15 к д п
16 д к п

Интерпретация:

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

Директивный компонент – Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент – П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Провизор
  • Тест «Ваш стиль работы с документами»
  • Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте
  • Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
  • Психомоторные показатели
  • Счет с наращиванием
  • Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад
  • Ассоциации
  • Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния
  • Диагностика развития речи

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

Разработана В. П. Захаровым
на основе опросника А. Л. Журавлева.
Основная методика состоит из 27 групп
утверждений, отражающих различные
аспекты взаимодействия руководства и
коллектива22.

Методика направлена на определение
стиля руководства трудовым коллективом.
Порядок тестирования содержится в
инструкции.

Инструкция:«Опросник содержит
16 групп утверждений, характеризующих
деловые качества руководителя. Каждая
группа состоит из трех утверждений,
обозначенных буквами а, б, в. Вам следует
внимательно прочесть все три утверждения
в составе каждой группы и выбрать одно,
которое в наибольшей степени соответствует
Вашему мнению о руководителе. Отметьте
выбранное утверждение на опросном листе
знаком «+» под соответствующей буквой.

Если Вы оцениваете одновременно
двух руководителей или более, сравните
их между собой по приведенным трем
утверждениям, выбрав по одному из
утверждений, характеризующих каждого
руководителя (или одно утверждение,
характеризующее двух или более
руководителей), и отметьте Ваше мнение
о каждом на опросном листе разными
знаками: 0;
+;
–. Не пишите на опроснике. Ставьте
отметки только на листе ответов!».

Текст опросника

а

б

в

1.

Центральное
руководство требует, чтобы о всех
делах
докладывали именно ему.

Старается
все решать вместе с подчиненными,
единолично решает только самые срочные
и оперативные вопросы.

Некоторые
важные дела решаются фактически без
участия руководителя, его функции
выполняют другие.

2.

Всегда
что-нибудь приказывает, распоряжается,
настаивает, но никогда не просит.

Приказывает
так, что хочется выполнить.

Приказывать
не умеет.

3.

Старается,
чтобы его заместители были
квалифицированными специалистами.

Руководителю
безразлично, кто работает у него
заместителем, помощником.

Он
добивается безотказного исполнения
и подчинения заместителей, помощников.

4.

Его
интересует только выполнение плана,
а не отношение людей друг к другу.

В
работе не заинтересован, подходит к
делу формально.

Решая
производственные задачи, старается
создать хорошие отношения между людьми
в коллективе.

5.

Наверно,
он консервативен, так как боится
нового.

Инициатива
подчиненных руководителем не
принимается.

Способствует
тому, чтобы подчиненные работали
самостоятельно.

6.

На
критику руководителя обычно не
обижается, прислушивается к ней.

Не
любит, когда его критикуют и не старается
скрыть это.

Критику
выслушивает, даже собирается принять
меры, но ничего не предпринимает.

7.

Складывается
впечатление, что руководитель боится
отвечать за свои действия, желает
уменьшить свою ответственность.

Ответственность
распределяет между собой и подчиненными.

Руководитель
единолично принимает решения или
отменяет их.

8.

Регулярно
советуется с подчиненными, особенно
с опытными работниками.

Подчиненные
не только советуют, но могут давать
указания своему руководителю.

Не
допускает, чтобы подчиненные ему
советовали, а тем более возражали.

9.

Обычно
советуется с заместителями и нижестоящими
руководителями, но не с рядовыми
подчиненными.

Регулярно
общается с подчиненными, говорит о
положении дел в коллективе, о трудностях,
которые предстоит преодолеть.

Для
выполнения какой-либо работы ему
нередко приходится уговаривать своих
подчиненных.

10.

Всегда
обращается к подчиненным вежливо,
доброжелательно.

В
обращении с подчиненными часто
проявляет равнодушие.

По
отношению к подчиненным бывает
нетактичным и даже грубым.

11.

В
критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.

В
критических ситуациях руководитель,
как правило, переходит на более жесткие
методы руководства.

Критические
ситуации не изменяют способа его
руководства.

12.

Сам
решает даже те вопросы, с которыми не
совсем хорошо знаком.

Если
что-то не знает, то не боится этого
показать и обращается за помощью к
другим.

Он
не может действовать сам, а ждет
«подталкивания» со стороны.

13.

Пожалуй,
он не очень требовательный человек.

Он
требователен, но одновременно и
справедлив.

О нем
можно сказать, что он бывает слишком
строгим и даже придирчивым.

14.

Контролируя
результаты, всегда замечает положительную
сторону, хвалит подчиненных.

Всегда
очень строго контролирует работу
подчиненных и коллектива в целом.

Контролирует
работу от случая к случаю.

15.

Руководитель
умеет поддерживать дисциплину и
порядок.

Часто
делает подчиненным замечания, выговоры.

Не
может влиять на дисциплину.

16.

В
присутствии руководителя подчиненным
все время приходится работать в
напряжении.

С
руководителем работать интересно.

Подчиненные
предоставлены сами себе.

Опросный лист

Оценивает(ют)ся:

1.
а б в

9.
а б в

2.
а б в

10.
а б в

3.
а б в

11.
а б в

4.
а б в

12.
а б в

5.
а б в

13.
а б в

6,
а б в

14.
а б в

7.
а б в

15.
а б в

8.
а б в

16.
а б в

Интерпретация

Директивный
компонент —
Д

Ориентация
на собственное мнение и оценки, стремление
к власти, уверенность в себе, склонность
к жесткой формальной дисциплине, большая
дистанция с подчиненными, нежелание
признавать свои ошибки, игнорирование
инициативы, творческой активности
людей, единоличное принятие решений,
контроль за действиями подчиненных.

Попустительский
компонент
(пассивного
невмешательства) —
П.

Снисходительность
к работникам, отсутствие требовательности
и строгой
дисциплины, контроля, либеральность,
панибратство с подчиненными, склонность
перекладывать ответственность в принятии
решений.

Коллегиальный
компонент —
К

Требовательность
и контроль сочетаются с инициативным
и творческим подходом к выполняемой
работе и сознательным соблюдением
дисциплины, стремление делегировать
полномочия и разделить ответственность,
демократичность в принятии решения.

Ключ

а

б

в

а

б

в

1

д

к

п

9

д

к

п

2

д

к

п

10

к

п

д

3

к

п

д

11

п

д

к

4

д

п

к

12

д

к

п

5

п

д

к

13

п

к

д

6

к

д

п

14

к

д

п

7

п

к

д

15

к

д

п

8

к

п

д

16

д

к

п

Применение
методики не требует индивидуального
тестирования. Возможно использование
в батарее тестов, особенно эффективно
использование его вместе с социометрией
в целях оптимизации социально-психологического
климата в коллективе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ

1.  Распределение полномочий между руководителями и под-чиненными:

а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;

б)  руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой, своими заме-стителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д)  централизует руководство только в трудных ситуациях.

2.  Действия руководителя в критических (напряженных) си-туациях:

а) в критических ситуациях руководитель, как правило, пе-реходит на более жесткие методы руководства;

б)  критические ситуации не изменяют его способов руко-водства;

в)  в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г)  сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает бо-лее тесно взаимодействовать с подчиненными;

д) в критических ситуациях руководитель плохо справляет-ся со своими обязанностями;

3.  Контакты руководителя с подчиненными:

а)  недостаточно общительный человек, с людьми разгова-ривает мало;

б)  регулярно общается с подчиненными, говорит о поло-жении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит пре-одолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испы-тывает трудности в общении;

д)  общается в основном с активом коллектива.

4.  Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководи-теля:

а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б)  коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;

г)  продуктивность работы повышается в отсутствие руко-водителя;

д)  в отсутствие руководителя коллектив работает с пере-менным успехом;

5. Отношение руководителям к советам и возражениям со сто-роны исполнителей:

а)  сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;

в) подчиненные не только советуют, но могут давать указа-ния своему руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельст-ва не особенно требуют этого;

д)  если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6.  Контроль деятельности подчиненных:

а)  контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные ре-зультаты, хвалит исполнителей;

г)  контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д)  нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-пси-хологических задач в процессе руководства коллективом:

а)  его интересует только выполнение плана, а не отноше-ние людей друг к другу;

б)  решая производственные задачи, старается создать хо-рошие отношения между людьми в коллективе;

в)  в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г)  большое внимание уделяет налаживанию взаимоотно-шений в коллективе, а не вьшолнению производственных заданий;

д)  когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8.  Характер приказов руководителя:

а)  приказывает так, что хочется выполнять;

б)  приказывать руководитель не умеет;

в)  просьба руководителя не отличается от приказа;

г)  приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д)  его приказы вызывают у руководимых недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) на критику руководитель обычно не обижается, прислу-шивается к ней;

б)  критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих ру-ководителей;

д)  не реагирует на критику.

10.  Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хо-рошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится показать и обращает-ся за помощью к другим;

в)  можно сказать, что руководитель не стремится попол-нить свои недостатки в знаниях;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается само-стоятельно восполнить недостатки в знаниях;

д) если руководитель не знает, как решить вопрос или вы-полнить работу, то поручает это своим подчиненным.

11.  Распределение ответственности между руководителями и подчиненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

б) ответственность распределяет между собой и своими под-чиненными;

в)  всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих ру-ководителей, старается свою ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за ка-кое-то дело, пытается переложить его на своих замов или ниже-стоящих руководителей.

12.  Отношение руководителя к своим заместителям и помощ-никам:

а)  старается, чтобы его заместители были квалифициро-ванными специалистами;

б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает замести-телем (помощником);

г)  осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за положение;

д)  не желает иметь рядом очень квалифицированных спе-циалистов.

13.  Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсут-ствие руководителя:

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

б)  с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руково-дитель, а потом скучают;

д)  сначала отсутствие руководителя чувствуется исполни-телями, а затем быстро забывается.

14.  Преобладающие меры воздействия на подчиненных:

а) для выполнения какой-то работы ему нередко прихо-дится уговаривать своих подчиненных;

б)  всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настав-ляет, но никогда не просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, прось-бами, советами;

г) часто делает руководимым замечания и выговоры;

д)  его замечания всегда справедливы.

15.  Характер обращения руководителя с подчиненными:

а)  всегда обращается к подчиненным вежливо и доброже-лательно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и да-же грубым;

в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя не-искренняя;

д)  характер обращения к подчиненным у него часто ме-няется.

16.  Участие членов коллектива в управлении:

а)  руководитель привлекает к управлению членов коллек-тива;

б)  нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

г)  бывает, что управленческие функции фактически при-нимает на себя не руководитель.

17.  Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) руководитель стремится к формальной дисциплине и иде-альному подчинению;

б)  не может влиять на дисциплину;

в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные бо-ятся руководителя;

д)  руководитель недостаточно пресекает нарушения дис-циплины.

18.  Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;

в)  часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г)  инициатива общения исходит от исполнителей, руково-дитель редко заговаривает сам;

д)  нередко руководителя трудно понять в общении с ним.

19. Характер принятия решения по руководству коллективом:

а) руководитель единолично вырабатывает решения или от-меняет их;

б)  редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;

в) старается решать вопросы вместе с подчиненными, еди-нолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;

д)  берется за решение в основном мелких вопросов.

20.  Взаимоотношение между людьми в коллективе:

а)  в руководимом коллективе недостаточно развиты взаи-мопомощь и взаимное доверие;

б)  старается, чтобы у подчиненных на работе было хоро-шее настроение;

в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кад-ров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г)  люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д)  в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.

21.  Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали само-стоятельно;

б)  иногда руководитель навязывает свое мнение, а гово-рит, что это мнение большинства;

в)  исполнители работают больше по указаниям руководи-теля, нежели самостоятельно;

г)  исполнители предоставлены сами себе;

д) представляет подчиненным самостоятельность лишь вре-мя от времени.

22.  Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опыт-ными работниками;

б) советуется с работниками только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими ру-ководителями, но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23.  Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;

д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

б)  он требователен, но одновременно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г)  пожалуй, он не очень требовательный человек;

д) руководитель требователен и к себе и к другим.

25.  Отношения руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б)  охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с боль-шим трудом меняет характер общения с людьми;

г)  у него лучше получается с нововведениями в непроиз-водственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отно-шениях);

д)  нововведения проходят мимо руководителя.

26.  Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные ор-ганизации;

б)  многие вопросы решаются коллективом на обществен-ном собрании;

в)  некоторые важные дела решаются фактически без уча-стия руководителя, его функции выполняют другие;

г)  большинство вопросов решает за коллектив сам руково-дитель;

д)  руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.

27.  Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б)  никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе;

г)  увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

д)  руководитель излишне критичен по отношению к ис-полнителям.

Ключ

Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руко-водства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попусти-тельский) в соответствии с данной таблицей.

Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.

Вариант

а

б

в

г

д

1.

Д-з

П-2

к-з

П-З

К-2

2.

Д-з

К-2

П-1

К-З

П-З

3.

П-1

К-2

Д-2

К-1;П-2

К-2

4.

Д-1

К-2

П-2

П-1

К-2

5.

к-з

Д-2

П-2

П-2;К-1

К-2

6.

п-з

Д-з

К-З

Д-з

Д-2

7.

Д-1

К-1

П-2

П-1;К-1

К-1

8.

к-з

п-з

Д-2

П-2

Д-з

9.

К-2

П-2

Д-2

Д-2;П-2

П-2

10.

Д-2

К-2

П-1

Д-2;К-2

К-1;К-2

11.

П-2

К-2

Д-2

Д-1;П-2

Д-2;П-1

12.

К-1

Д-1

П-1

Д-2

Д-З

13.

Д-2

К-2

П-2

К-1

Д-1;П-2

14.

П-З

Д-з

К-З

Д-2

к-з

15.

К-2

Д-2

П-2

Д-2

Д-2;П-3

16.

К-2

Д-1;П-1

Д-1;П-2

П-З

17.

Д-2

П-2

К-2

Д-2

П-З

18.

Д-з

к-з

П-2;К-1

П-2;Д-1

П-1

19.

Д-з

П-2

К-З

П-З

П-З

20.

Д-1

К-1

П-1

К-2

Д-2

21.

К-2

Д-2

Д-2

П-2

Д-2

22.

К-2

Д-1;К-2

Д-2;К-1

К-2

Д-2

23.

Д-2

П-2

К-2

П-2

П-З

24.

Д-з

к-з

Д-2

П-З

К-2

25.

П-1

К-1

Д-2

К-2

П-2

26.

К-2

к-з

П-З

Д-з

К-З

27.

П-1

К-2

Д-1

К-2

Д-з

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округ-лите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руко-

239

водства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соот-ношения трех крайних типов в стиле руководства:

1) Д-1-1 — директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.);

2)  1-К-І — коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);

3)  1-1-Л — либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей

доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

4) Д-К-1 — директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.);

5)  1-К-Л — коллегиально-либеральный (например: 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т.д.);

6) Д-І-Л — директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);

7) Д-К-Л — смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3; 5-6-6; 10-8-8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;

б)  одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;

в)  одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.

А. Я. Психология

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом


Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.


Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.



Инструкция


«Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».


Текст опросника


1.


а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах

докладывали именно ему.


б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.


в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.


2.


а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.


б. Приказывает так, что хочется выполнить.


в. Приказывать не умеет.


3.


а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.


б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.


в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.


4.


а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.


б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.


в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.


5.


а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.


б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.


в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.



6.


а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.


б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.


в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.


7.


а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.


б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.


в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.


8.


а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.


б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.


в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.


9.


а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.


б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.


в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.


10.


а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.


б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.


в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.


11.


а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.


б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.


в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.


12.


а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.


б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.


в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.


13.


а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.


б. Он требователен, но одновременно и справедлив.


в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.


14.


а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.


б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.


в. Контролирует работу от случая к случаю.


15.


а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.


б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.


в. Не может влиять на дисциплину.



16.


а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.


б. С руководителем работать интересно.


в. Подчиненные предоставлены самим себе.


КЛЮЧ


ОПРОСНЫЙ


ЛИСТ


Оценивает(ют)ся:


1. а б в


9. а б в


2. а б в


10. а б в


3. а б в


11. а б в


4. а б в


12. а б в


5. а б в


13. а б в


6. а б в


14. а б в


7. а б в


15. а б в


8. а б в


16. а б в

Ключ




а


б


в




а


б


в


1


д


к


п


9


д


к


п


2


д


к


п


10


к


п


д


3


к


п


д


11


п


д


к


4


д


п


к


12


д


к


п


5


п


д


к


13


п


к


д


6


к


д


п


14


к


д


п


7


п


к


д


15


к


д


п


8


к


п


д


16


д


к


п



Интерпретация

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.


ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — Д , Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.


ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.


КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К


Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.


См. также

Опросники межличностных отношений

  • Анкета антисоциального поведения для взрослых
  • Анкета антисоциального поведения для детей
  • Анкета антисоциального поведения подростково-юношеская
  • Исследование уровня эмпатийных тенденций
  • Методика «Выбор в действии»
  • Методика «Лидер»
  • Методика «Педагогические ситуации»
  • Методика «Эффективность лидерства»
  • Методика диагностики межличностных отношений Лири
  • Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко)
  •     … и другое

Рейтинг@Mail.ru

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тмх инжиниринг официальный сайт руководство
  • Dr ortho капсулы инструкция по применению
  • Обработка квачей в детском саду по санпин инструкция
  • Драксин инструкция по применению в ветеринарии цена телятам
  • Jvc kd g447 инструкция на русском