Темы для курсовой по классному руководству в начальных классах

Темы
для рефератов по ПМ 03 Классное руководство.

1.     
Воспитание как социально-педагогическое
явление.

2.     
Содержание воспитания в современной школе.

3.     
Процесс воспитания в современной школе:
позитивное и негативное, проблемы.

4.     
Новаторские идеи и опыт в современной
теории и практике воспитания.

5.     
Понятие, сущность и признаки
воспитательной системы класса.

6.     
Класс как воспитательная система.

7.     
Моделирование воспитательной системы
класса.

8.     
Развитие воспитательной системы класса:
закономерности, противоречия, этапы.

9.     
Информационно-аналитическое  обеспечение
воспитательного процесса в классе.

10. 
Система информационного обеспечения
управления воспитательным процессом в классе.

11. 
Психолого-педагогический анализ
воспитательной системы класса.

12. 
Анализ воспитательного процесса классового
коллектива.

13. 
Понятие диагностического анализа в
воспитании личности школьника.

14. 
Мотивационно-целевая функция в управлении
воспитательным процессом в классе.

15. 
Цели воспитания в современной
гуманистической педагогике.

16. 
Планово-прогностическая функция в
управлении воспитательным процессом в классе.

17. 
Теоретические основы, методика и техника
планирования воспитывающей деятельности.

18. 
Содержание и планирование деятельности
классного руководителя.

19. 
Диагностическая деятельность в управлении
воспитательным процессом в классе.

20. 
Педагогическая диагностика, её этапы и
методы.

21. 
Регулирование и коррекция в развитии
воспитательной системы класса.

22. 
Ученическое самоуправление в современной
школе: назначение, сущность, содержание деятельности.

23. 
Органы ученического самоуправления в
классе: педагогические руководства их деятельностью и развитием.

24. 
Технология конструирования системы
ученического самоуправления в классе.

25. 
Управление развитием ученического
самоуправления а классе.

26. 
Ученическое самоуправление как средство социализации
личности школьника.

27. 
Творческие формы воспитания и их развитие
в современной школе.

28. 
Личностно-ориентированный подход в
современной методике коллективной творческой деятельности.

29. 
Классный час как форма организации
воспитательного процесса.

30. 
Методика и техника подготовки и проведения
ситуационного классного часа.

31. 
Методика и техника подготовки и проведения
дидактической игры.

32. 
Теоретические и методические основы
изучения классным руководителем учащихся, классного коллектива и
воспитательного процесса.

33. 
Понятие «коллектив»: сущность, основные
признаки, воспитательные возможности.

34. 
Педагогическое руководство коллективом
школьников.

1.Педагогика как наука и искусство.
2.Педагог как личность и профессионал.
3.Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника.
4.Воспитание как педагогический компонент социализации.
5.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младшего школьника.
6.Формирование готовности школьников к социальным отношениям.
7.Воспитание как педагогический компонент социализации младшего школьника.
8.Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.
9.Влияние детской и молодежной субкультуры на процесс воспитания детей.
10.Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
11.Социально-педагогические условия определения воспитательного идеала в
современных условиях.
12.Взаимосвязь ценностей и целей воспитания в современных условиях
13.Становление и развитие цели воспитания как всестороннего и гармоничного развития
личности.
14.Педагогическое обеспечение реализации задач воспитания (умственное, физическое,
нравственное, правовое, трудовое, эстетическое).
15.Сопоставительный анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
16.Формирование личности ученика начальной школы.
17. Проблемы готовности детей к школе.
18. Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика.
19.Формирование здорового образа жизни у ученика начальной школы.
20. Индивидуальный подход в обучении и воспитании ребенка младшего школьного
возраста.
21. Цели гуманистической педагогики в современной методике воспитания ученика
начальной школы.
22.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе.
23. Личностно-ориентированный подход как базовая ценность ориентации педагога.
24.Развитие одаренных детей школьного возраста.
25. Здоровье сберегающие технологии в системе школьного обучения.
26. Формирование эстетической культуры младших школьников.
27. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы.
28.Роль классного коллектива в развитии и воспитании школьников.
29.Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
30.Педагогические инновации в работе учителя.
31.Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике воспитания.
32 Использование разнообразных методов обучения.
33.Пути предупреждения и преодоления неуспеваемости у учащихся.
34.Валеология – наука о формировании здоровья.
35.Педагогическая диагностика в условиях гуманизации образования.
36.Эффективность в управлении познавательной активностью ученика.
37.Методика и техника современного урока.
38.Роль классного руководителя в воспитании школьников.
39.Принципы обучения и способы их реализации.
40. Использование исследовательских методов в работе учителя.

Перечень рекомендованных тем выпускных квалификационных работ (ВКР)

по дисциплинам кафедры педагогики и методики начального образования

на 2011-2012 учебный год:

1. по психологии:

(руководитель — к.п.н., доцент О.Л. Никольская)

  1. Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.

  2. Проблема психодиагностики трудностей в обучении младших школьников.

  3. Психологические проблемы социального общения педагога (технология общения учителя как менеджера образовательного процесса).

  4. Проблема изучения и тренировки внимания младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.

  5. Развитие памяти ребенка как условие его успешности в учении.

  6. Проблема развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математического цикла.

  7. Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников.

  8. Проблема проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции.

  9. Развитие воображения и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

  10. Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления.

  11. Психологические причины трудностей школьников при обучении русскому языку и чтению.

  12. Психологические причины трудностей при обучении математике.

  13. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению и способы ее определения.

  14. Исследование особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сфер отстающих в учении школьников.

  15. Проблема формирования групповых традиций в коллективе младших школьников.

  16. Проблема развития исследовательских навыков младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.

  17. Проблема развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста.

  18. Проблема развития способностей учиться в первом классе.

  19. Проблема совершенствования методов классного руководителя в работе с учащимися начальной школы.

  20. Проблема нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе.

  21. Роль педагога (педагогического творчества) в формировании творческих способностей младшего школьника в процессе учебной деятельности.

  22. Проблема разработки психолого-педагогических условий развития творческой личности младшего школьника в учебном процессе школы.

  23. Работа с родителями младших школьников как условие их успешной адаптации в первом классе.

  24. Реализация индивидуального подхода к младшим школьникам в деятельности учителя.

2 .по педагогике

(руководитель — к.п.н, доцент Г.Х. Вахитова)

  1. Роль тестирования в формировании общеучебных умений младших школьников.

  2. Роль профессионально-значимых качеств учителя в развитии личности младшего школьника.

  3. Роль драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе.

  4. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников.

  5. Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников.

  6. Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников.

  7. Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников.

  8. Проблема организации дифференцированного обучения младших школьников.

  9. Роль дидактического материала в обучении младших школьников в системе Марии Монтессори.

  10. Использование творческих домашних заданий в познавательной деятельности младших школьников.

  11. Роль домашних заданий в формировании положительного отношения к учебной деятельности младших школьников.

  12. Роль программированного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

  13. Теоретические основания и организационно-педагогические условия использования наглядности в начальной школе.

  14. Роль наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности младших школьников.

  15. Принцип индивидуализации и его реализация в начальной школе.

  16. Реализация принципа доступности при обучении младших школьников.

  17. Роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников.

  18. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к обучению в школе.

  19. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

4. по методике обучения русскому языку и литературе

(руководитель — д.пед.н., профессор С.И. Поздеева)

1.Формирование общеучебных и предметных умений на уроках русского языка (на уроках литературного чтения, в период обучения грамоте).

2.Групповая работа на уроках русского языка как средство развития коммуникативных и учебных умений младших школьников.

3.Организация учебного сотрудничества (взросло-детского и детского) на уроках русского языка в начальных классах.

4.Роль приема графического иллюстрирования (драматизация, пересказа) в развитии учебных и речевых умений.

5.Технология коллективного учебного диалога (компьютерные, проблемного обучения, развития критического мышления и др.) как средство активизации познавательной деятельности.

6.Проблема развития речи младших школьников на лексическом уровне (синтаксическому, уровне текста).

7.Организация совместной деятельности (детско-взрослой и детской) на уроках русского языка (литературного чтения).

8.Проблема формирования орфографического навыков у младших школьников: пути, способы решения.

9.Развитие коммуникативной культуры младших школьников через активизацию речевой деятельности.

10.Проблема совершенствования навыка чтения у младших школьников.

11.Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения.

12.Организация безотметочного обучения на уроках русского языка в начальных классах.

13.Проблема преемственности в обучении родному языку (между детским садом и школой; между начальной и средней школой).

14.Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников.

15.Реализация проблемно-диалогового обучения на уроках русского языка в образовательной программе «Школа 2100».

16.Содержание и формы организации предшкольного образования в сельской школе

17.Преемственность в организации речевого и литературного развития дошкольника и младшего школьника.

18.Организация проблемно-диалогового обучения в начальной школе по системе «Школа – 2100».

19.Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке русского языка.

20.Использование творческих работ как средства развития речи у учащихся.

21.Эффективные способы и приемы организации читательской и творческой деятельности младших школьников.

5. по дисциплинам «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»,

«Методика преподавания технологии с практикумом»

(руководитель — к.п.н., доцент Н.А. Семёнова)

  1. Формирование универсальных учебных действий средствами уроков окружающего мира.

  2. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.

  3. Подходы к организации проектной деятельности на уроках в начальной школе.

  4. Организация исследовательской деятельности младших школьников.

  5. Духовно-нравственное воспитание младших шкльников на уроках окружающего мира.

  6. Духовно-нравственное воспитание младших шкльников на уроках технологии.

  7. Реализация проблемного обучения в рамках дисциплины «Технология в начальной школе».

8. Эффективные способы органиазции самостоятельной работы учащихся начальных классов на уроках технологии.

9. Подходы к оценке деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе.

10. Подходы к оценке деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе.

Зав. кафедрой педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева

Перечень рекомендованных тем курсовых работ

по дисциплинам кафедры педагогики и методики начального образования

на 2011-2012 учебный год

1. по психологии

(руководитель — к.п.н., доцент Е.А. Меньшикова)

  1. Роль общения в формировании личности младшего школьника.

  2. Развитие познавательных процессов у младших школьников.

  3. Воспитательная работа как средство подготовки детей к школьному обучению.

  4. Музыкотерапия как средство подготовки детей к школьному обучению.

  5. Формы сотрудничества семьи и школы в учебно-воспитательном процессе.

  6. Развитие навыков общения у младших школьников.

  7. Специфика межличностных отношений у младших школьников.

  8. Развитие логического мышления у младших школьников в учебной деятельности.

  9. Развитие творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности.

  10. Развитие лингвистических способностей у младших школьников в учебной деятельности.

  11. Развитие воображения у младших школьников в совместной деятельности.

  12. Проявление самооценки у младших школьников в совместной деятельности.

  13. Проявление тревожности у младших школьников в совместной деятельности.

  14. Роль семейного воспитания в развитии навыков общения у младших школьников.

2. по педагогике

(руководитель — к.п.н., доцент Вахитова Г.Х.)

1.Роль дидактического материала в обучении младших школьников в системе М.Монтессори.

2.Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников.

3.Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников.

4.Проблемы организации дифференцированного обучения младших школьников.

5.Роль драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе.

6.Роль профессионально-значимых качеств учителя в развитии личности младшего школьника.

7.Роль тестирования в формировании общеучебных дисциплин.

8.Влияние семьи на процесс обучения младших школьников.

9.Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников.

3. по методике русского языка и литературе

(руководитель — д.пед.н. Поздеева С.И.)

1. Преемственность в организации речевого и литературного развития дошкольника и младшего школьника.

2.Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке русского языка.

3.Содержание и формы организации предшкольного образования в сельской школе.

4.Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников.

5.Реализация проблемно-диалогового обучения на уроке русского языка в образовательной программе «Школа 2100».

4. по методике преподавания математики

(руководитель — к.п.н., доцент Фетисова Н.В.)

1.Формирование приёмов логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.

2.Формирование общелогических умений у младших школьников в процессе обучения математике.

3.Использование метода тестирования в процессе обучения младших школьников математике.

4.Экологическое воспитание младших школьников при обучении текстовых задач в начальном курсе математики.

5.Способы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроке математики.

6.Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения геометрии.

5. по дисциплине «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»

(руководитель — к.п.н. Семенова Н.А..)

  1. Исследовательская работа младших школьников на уроках окружающего мира

  2. Пути нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира

  3. Нетрадиционные уроки окружающего мира в начальной школе.

  4. Применение технических средств обучения на уроках окружающего мира.

  5. Формирование научных понятий на уроках окружающего мира в начальной школе.

  6. Экологическое воспитание младших шкльников на уроках окружающего мира.

  7. Итегрированные уроки окружающего мира.

  8. Реализация патриотического вопитания средствами дисциплины «Окружающий мир».

  9. Особенности изучения исторического материала на уроках окружающего мира в начальной школе.

  10. Органиазция внеклассной работы по окружающему миру.

  1. по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом»

(руководитель — к.п.н. Семенова Н.А..)

  1. Подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе.

  2. Проектная деятельностьв на уроках технологии начальной школе.

  3. Исследовательская работа младших школьников на уроках технологии.

  4. Развитие познавательных спобоностей младших школьников на уроках технологии в начальной школе.

  5. Реализация вопитательных задач на уроках технологии в начальной школе.

  6. Проблемны йурок технологии.

  7. Патриотическое вопитание младших школьников на уроках технологии.

  8. Интегрированные уроки технологии.

  9. Развитие воображения и творческих способностей средствами уроков технологии в начальной школе.

  10. Нетрадиционные уроки технологии.

Зав. кафедрой педагогики и

методики начального образования Поздеева С.И.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Курсовая работа

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы проблемы специфики деятельности классного руководителя

1.1. Понятие классного руководителя в педагогической теории………………5

1.2. Функции классного руководителя……………………………………………….7

1.3. Сущность деятельности классного руководителя…………………………12

1.4. Содержание деятельности классного руководителя………………………20

1.5. Формы работы классного руководителя……………………………………24

 Глава II. Практические основы специфики деятельности классного руководителя

2.1. Методика и анализ исследования………………………………………….28

2.2.  Методические рекомендации………………………………………………29

Заключение ……………………………………………………………………..33

Список литературы…………………………………………………………….35

Приложение……………………………………………………………………..37

Введение

Актуальность темы. В работе классного руководителя организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Именно классный руководитель способен оказывать решающее влияние на личностное развитие ребенка.                                                                                            

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и  с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности [23, с. 64 ].                                          Степень изученности. Тема курсовой работы исследована по следующим направлениям:                                                                            1.Раскрытие  основ организации работы классного руководителя, цели и задачи его деятельности и пути их достижения
( Болдырев. Н.И.)                    
                        

2. Раскрытие теоретических основ и методик воспитания молодежи на основе анализа различных подходов к изучению проблем воспитания (Рожков М.И., Байбородова Л.В.

3. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.(Стефановская Т.А.).                                                                Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения  воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.                                 Исходя из этого, можно обозначить проблему исследования: какова специфика деятельности классного руководителя?                                                Цель исследования: изучить специфику деятельности классного руководителя.                        

Непосредственно, объектом исследования является деятельность классного руководителя.                

Предмет исследования: специфика деятельности классного руководителя    

Исходя из цели, объекта и предмета нами были определены следующие задачи исследования:

  1. Определить сущность деятельности классного руководителя;
  2. Определить главные функции классного руководителя;
  3. Установить содержание деятельности классного руководителя;
  4. Выявить основные формы и приемы работы педагога.

Для решения цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение психолого-педагогической литературы, обобщение и сравнение, наблюдение, беседа.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава I. Теоретические основы проблемы специфики деятельности классного руководителя

  1. Понятие классного руководителя в педагогической теории

Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения — основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения. [8, с. 430]

Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.

Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР». [25, с. 127]

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50 —80-е гг. XX в. Именно в этот период такие блестящие ученые, как Н. И. Болдырев, О. С. Богданова, А. И. Дулов, И.С.Марьенко и другие, разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач поставленных перед школой».[27, с. 291]. В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель — это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».[14, с. 523]

В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации — педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы».[28, с.444]

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно, изменился институт классного руководства.

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

Учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя.

Классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть, имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами ( лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой – либо работой).

Классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель).

В некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Таким образом, можно наблюдать, что институт классного руководства сложился давно, и в разные эпохи должность классного руководителя именовалась по-разному (классный наставник, групповод и т. д.). Но полномочия, по сути, оставались одни и те же – классный руководитель обязан вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми, должен быть примером во всем, создавать благоприятную почву для полноценного развития личности школьников, что и сейчас, несомненно, является главными обязанностями классного руководителя.

  1. Функции классного руководителя

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций.[25, с. 15] Рассмотрим наиболее важные функции классного руководителя:

— организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) – состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.

— воспитательную (формирование личности и коллектива)

— коммуникативную (организация общения);

— координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

— коррекционную (преобразование, изменение личности);

— экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

— административную (ведение личных дел обучающихся и других официальных документов);

— идейно-воспитательная функция – проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию;

— стимулирующе-тормозящая функция – дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную;

— импровизационно-творческая функция – обеспечивает классному  руководителю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми [22, с. 185]

В качестве важнейших функций (от лат.functio  — исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой их них.                                                                                

1. Когнитивно-иагностическая функция (от лат.cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной деятельности.

2. Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что  участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности обучающихся. Главное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала обучающихся высокой содержательностью, разнообразием м свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

3. Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности обучающихся

4. Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию обучающихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями обучающихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении обучающихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.

5. Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д.

Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.

К ним относятся:

— всестороннее изучение обучающихся;

— разъяснение и внедрение правил поведения обучающихся;

— повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;

— периодическое проведение ученических собраний в классе;

— вовлечение обучающихся в кружковую работу;

— организация общественно полезного труда;

— оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.

Основные обязанности классного руководителя определены Уставом школы. В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество с другими учителями, ученическим комитетом, пионерским отрядом и комсомольской организацией, с воспитателями группы продленного дня, а также советами содействия семье и школе на предприятиях и учреждениях; оказание своевременной учебной помощи обучающимся; проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья обучающихся; организация общественно полезного труда воспитанников; ведение установленной документации (составление плана работы на четверть, оформление классного журнала, контроль за дневниками обучающихся класса); представление руководству школы сведений об успеваемости; посещаемости и поведении обучающихся.[18, с. 58]                                                

Классный руководитель работает под непосредственным руководством директора школы и его заместителей. Они же оказывают ему необходимую организационно-педагогическую помощь.                                                        Таким образом, функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Осуществление функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.

  1. Сущность деятельности классного руководителя

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К. Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [3, с. 63].                                                                      

Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:                                                                                                                            

— духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой  культуры;                                                                                              

— защитником от моральной деградации, нравственной гибели

—  организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;                                                                                                      

— организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;                                                                                              

— помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;                                                                              

— координатором усилий педагогов, семьи, социума;                                                      

— словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников;

—  создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.                Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).                                            

Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:            

— осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием обучающегося;                                                                                                                

— содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;                                                                                                                            

— организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;            

— вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;                              

— помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей обучающихся в разнообразные коммуникативные ситуации;                                                                                                                          

— работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка [5, с. 90]                        

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для обучающихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.[20, с. 56]

Современные цели и задачи модернизации российского образования требуют от педагога личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников. Для этого необходимо внести изменения в содержание и методы подготовки и переподготовки педагогов с учетом положений Конвенции ООН и других документов о правах ребенка. Государственная политика в области образования требует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми.                                                                                                             «Слова учат, а примеры влекут» – гласит народная мудрость. Глубокий психологический смысл и педагогическое значение заключаются в словах Б. Шоу: «Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат». «Держать себя» – значит – «вести себя». Поведение педагога становится фактором, определяющим результативность его профессиональной деятельности, Р. Бернс справедливо заметил, что «поведение учителя в классе является продолжением его поведения вне стен школы, поскольку отношение к обучению и учащимся в принципе отражает его подход вообще к людям и различным жизненным ситуациям» [3, с. 470].

 Однако поведение педагога детерминировано и его профессиональной деятельностью, ее смыслами и ценностями.                                                                                                      

Поведение педагога, как объективация его личностно-профессионального сознания, характеризуется, прежде всего, совокупностью социокультурных и др. ролей, коммуникативной направленностью, педагогический тактом, способами принятия профессиональных решений, методами разрешения конфликтных ситуаций, компетентностью.                                                  

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора.         Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Даже А. С. Макаренко говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное и чёткое знание, умение, золотые руки, немногословие, постоянная готовность к работе». Важный показатель педагогического мастерства – это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать класс, сплотить его в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением обучающихся и помочь формированию у них нравственных черт личности. А. С.Макаренко считал, что «умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Важный показатель педагогического мастерства – это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного воздействия на обучающихся во многом зависит от установления правильного контакта с классом. Дело это нелёгкое. Сразу найти общий язык и контакт трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности.        

Критерии эффективности работы классного руководителя.

Деятельность классного руководителя представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:

— установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;

— разработка форм, методов и приемов деятельности;

— реализация намеченных планов;

—  анализ результатов деятельности;

— коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.                                                                                 Академик Ю. К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с обучающимися, родителями, учителями-предметниками, с социально-психологической службой образовательного учреждения.

1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.

2. Стимулирующе-мотивационный компонент, который направлен на обучающихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.

3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе.

4. Операционно-деятельностный компонент, предполагающий контроль за тем, чтобы дети владели «инструментом учения» на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.

5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.

6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.                  

С учетом этих компонентов были разработаны критерии и показатели для оценивания деятельности классных руководителей в области содействия освоению программ общего и дополнительного образования. Оценку работы классных руководителей, в соответствии с предлагаемой методикой, проводят поэтапно на основании мониторинга. Мониторинг предполагает три «среза» результатов различных видов деятельности, объединенных в блоки, проводимых в октябре, ноябре и мае (сроки могут варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения).[22, с. 190]

Первый блок программы мониторинга – теоретический, реализуемый в первую неделя октября, предусматривает проверку планов воспитательной работы с классом. На данном этапе оценивается:

— информированность классных руководителей об особенностях содержания образования во вверенном классе;

— определенность задач, проблем и принципов воспитательной работы классных руководителей по обеспечению хорошей успеваемости обучающихся.

Необходимы следующие требования к оценке по этим критериям: должны быть перечислены конкретные особенности содержания образования (распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам).

В формулировках задач должно предусматриваться:

— обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности обучающихся и класса в целом, организация работы с неуспевающими учениками по предметам;

— организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, своевременное информирование родителей об успеваемости детей;

— стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости обучающихся.

Кроме этого оценивается содержательность текста плана и соответствие формулировок требованиям. Окончательная оценка определяется суммированием оценок по критериям.

Второй блок программы мониторинга – организационно-процессуальный, реализуемый во вторую неделю ноября (время проведения родительских собраний), включает в себя оценку организации работы классного руководителя с обучающимися, их родителями и учителями-предметниками, которая осуществляется в форме анкетирования.

И, наконец, мониторинг по третьему, аналитическому, блоку проводится на третьей неделе мая, т. е. в конце учебного года, когда подводятся итоги работы за год, дается характеристика изменений в познавательной сфере обучающихся за текущий год. [22, с. 193]                                                                                  

Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

1.  Учитывать особенности содержания образования обучающихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников.

2.  Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса.

3.  Детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе.

4.  Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей.

5.  Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью обучающихся, для учителей-предметников, работающих в классе.

6.  Организовать дифференциацию обучения.

7.  Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда.

8.  Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у обучающихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей.

9.  Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.

10.  Проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.

          Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

1.4. Содержание деятельности классного руководителя

        Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре.                 Функционально-ролевые позиции классного руководителя подробно раскрыты в нормативных документах и специальных педагогических работах (Н.Е.Щуркова, В.П.Караковский и др.). Определены варианты должностного статуса (освобожденный классный воспитатель, классный руководитель, классный куратор), содержание и формы работы классного руководителя.

В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.[22, с. 67]                                        

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.                                                                                      

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе. Его участие в образовательном процессе, взаимоотношения с другими организаторами учебно-воспитательной работы определены должностными обязанностями.                                                                                    

 Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образовательного процесса.   [15, с. 23]                                                       В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.        [8, с. 195]                                                

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога — психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога — психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.                                                                Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку обучающихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей [18, с. 58].        

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке педагога — организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.        

Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.        [22, с. 127]                          Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.[8, с. 291]                        В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.                                

 Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.[24, с. 31]        

Таким образом, деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправлении.

1.5. Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с обучающимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

• по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

• по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;

• по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

• по времени подготовки — формы работы, проводимые с обучающимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

• по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

• по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

• по числу участников — индивидуальные (воспитатель — воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель — несколько групп, классов). [22, с. 197]

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и школьников. Они действуют в групповых и коллективных формах, и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений.[19, с. 430]                                         К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача – помочь каждому проявить себя и создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.                                                                                                         К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста обучающихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.         Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с обучающимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим:

— учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы, поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;

— на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;

— составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;

— организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов;

— обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с обучающимися встает прежде всего перед классным руководителем.

Глава II. Практические основы специфики деятельности классного руководителя

2.1. Методика и анализ исследования

Для выявления приоритетных направлений деятельности, а также путей повышения мастерства, был проведен опрос классных руководителей, работающих в городских общеобразовательных школах [26].

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка (в нашем исследовании это отметил 41% классных руководителей). Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса (53% ответов), созданию положительного психологического климата в классе (82%), развитию детского самоуправления (65%), созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими (92%), включению обучающихся в систему реальных социальных отношений (79%).

Анализ практических аспектов позволяет выделить четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с обучающимися и их родителями. Первый тип — социальные задачи: защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности (92% ответов).

Второй тип можно обозначить как задачи диагностические (88% ответов). Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом — определить ту меру знаний о ребенке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики (22% ответов).

Третья категория может быть названа воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах (83% ответов).

Четвертая группа — задачи процессуального характера (65% ответов). К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

Классные руководители, принявшие участие в исследовании в Валуйском районе, говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными, и для многих детей, особенно из малообепеченных семей, они стали недоступны.

Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.

2.2. Методические рекомендации

Изучение обучающихся классным руководителем связано с выполнением когнитивно-диагностической функции. Проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Незнание этих особенностей зачастую может служить причиной педагогических ошибок и просчетов.

…Молодой математик, назначенный в 7-й класс классным руководителем, ведет урок. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Семиклассник стал испытывать некоторое затруднение и с определенной задержкой формулировал вопросы по ее решению. Видя это, учитель начал торопить его и задавать наводящие вопросы. Ученик замолчал. Учитель предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своего стола, семиклассник обернулся к учителю и с обидой сказал: «А я знаю, как решать задачу…» Учитель проявил рассудительность и возвратил его к доске. Обучающийся вполне успешно, хотя и медленно, справился с задачей. Если бы учитель знал об этой особенности школьника, он не допустил бы подобной торопливости.

Есть обучающиеся, не проявляющие должной усидчивости в работе, испытывающие нервозность в общении со сверстниками или находящиеся в неблагоприятных условиях в семье. Все это нужно изучать и знать, чтобы учитывать в процессе воспитания.

Для изучения обучающихся классный руководитель может использовать целую систему методов (Приложение 1): повседневное наблюдение за деятельностью и поведением обучающихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся; посещение учащихся на дому; рейтинг; метод компетентных оценок; различные методы экспериментального изучения обучающихся (констатирующий, естественный, преобразующий и контрольный эксперименты).

А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся (и многие классные руководители это делают), регулярно фиксировал важнейшие факты их поведения, отмечал тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.

Создание ученического коллектива нужно начинать со знакомства с обучающимися [20]. Приступая к работе с классом, необходимо познакомиться с личными делами обучающихся, побеседовать с учителями, проанализировать динамику успеваемости по классному журналу за прошедший год и составить общее представление о положительных сторонах учеников и недочетах в их работе и поведении, определить важнейшие подходы к организации воспитательного процесса.

Далее эта работа должна основываться на тех методиках и педагогических технологиях, на которых основано воспитание ученического коллектива. В частности, большое значение имеет умелое предъявление требований к учащимся, а именно: ознакомление их с первого дня занятий с правилами и нормами поведения на уроках и переменах, тактичное приучение к соблюдению этих правил, осуществление контроля за поведением и т.д.

Существенное значение имеют подбор и формирование органов самоуправления в классе, выделение ответственных за отдельные участки работы и затем проведение их инструктирования и оказание практической помощи в выполнении возлагаемых на них обязанностей. Налаженная работа самоуправления и деятельность актива в классе будет служить надежной поддержкой усилий классного руководителя в сплочении обучающихся, организации их совместной работы и формировании здорового психологического микроклимата.

Исключительно важно использовать методику постановки увлекательных перспектив и стимулировать обучающихся к различным видам совместной деятельности: проведение содержательных дискуссий, встреч с известными людьми, организация «часов поэзии» и т.д.

Например, в одной из школ в первую же неделю учебного года классная руководительница организовала поход пятиклассников в окрестности г. Гомеля с посещением бывшей партизанской стоянки. Потом обучающиеся по предложению классного руководителя установили шефство над малышами соседнего детского сада, подготовили для них небольшой утренник сказок. Все это расширяло сферу деятельности обучающихся, вызывало радостные переживания, побуждало к осуществлению новых совместных дел и т.д.

Содержательная внеклассная работа создает основу для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь обогащает жизнь коллектива и создает предпосылки для его сплочения [20;21].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большую часть в воспитательной работе оказывает школа. Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе.                                 Активное участие школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности – важнейшая цель обучения и воспитания.         Школа — исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников, Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой.                                                        По первой задаче «Определить сущность деятельности классного руководителя» – нами установлено, что координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.                                                                        По второй задаче «Определить главные функции классного руководителя» – нами установлено, что функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Осуществление функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.                                        

По третьей задаче «Установить содержание деятельности классного руководителя»  –  нами установлено, что деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.                        

По четвертой задаче «Выявить основные формы и приемы работы педагога» – нами установлено, что многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с обучающимися встает, прежде всего, перед классным руководителем.                        Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

Список литературы:

  1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992 С.34
  2. Агутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. -1996. — №2/.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986 ,С.603,470
  4. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2004. – 144 с.
  5. Дик Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками. — Ростов н/Д :    Феникс, 2007. С. 90
  6. Изучение личности школьника учителем / Под ред. 3. И.Васильевой, Т. В.Ахаян, М.Г.Казакиной, Н.Ф.Родионовой и др. — М., 1991.C.23
  7. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. — 1997. — №2
  8. Классный руководитель. / Под ред. Болдырева. Н.И.–М.,1955.– С. 291, 195
  9. Классному руководителю. Учеб. — метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.
  10. Лихачев Б.Т. – Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие студентов педагог. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. -4-е изд., перераб. И доп.-М.: Юрайт, 2000
  11. Мелехова В. Ю. Классный руководитель и современный подросток//Интернет-журнал «Эйдос», 2005
  12. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 256 с
  13. Панфилова Л.А., Потрусова Л.Н. Дневник классного руководителя. – М., 2005.
  14. Педагогический словарь / Под ред. Каирова. И.А. – М., 1960. – С. 237, 523.
  15. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 1998, С.32
  16. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М., 1998., С.45
  17. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2005. – 176 с.
  18. Работа классного руководителя. Методическое пособие.- М,2005, стр.58
  19. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.– М.,1993.– Т. 1. – C. 430, 444.
  20. Рожков М.И., Байбородова Л.В.. Теория и методика воспитания, 2010 , С.56
  21. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., 2000,C.31
  22. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006. – 192 с.
  23. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т.– М.; Л., 1948  – Т.2,сС.64
  24. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. « Психологический справочник учителя».
  25. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002.С.15
  26. Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Мы, взрослые и другие люди // Семья и школа. 1989. – №№11, 12; 1990. №№1, 2.
  27. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
  28. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 214 с.

Приложение 1

Изучение особенностей личности школьника в педагогическом процессе

Для получения представления о ребенке важнейшим, а нередко и основным методом сбора информации о его личности является наблюдение за поведением. Способность педагога оперативно, всесторонне и глубоко наблюдать и описывать облик и поведение ребенка приходит с годами при длительной тренировке. Этот период можно сократить, если применять специальные схемы, определяющие последовательность и особенности наблюдения. Предлагаемая ниже схема — один из возможных вариантов. Ее цель — задать опорные точки для наблюдения за ребенком и дать возможность педагогам единообразно фиксировать результаты наблюдения.

Схема для наблюдения за ребенком

Конечно, каждый педагог формирует в течение жизни свой собственный стиль наблюдения, но заложить некоторый «костяк» этого стиля призвана «Схема наблюдения».

1. Первая часть наблюдения касается общего впечатления от ребенка, его физических характеристик, чистоты, аккуратности, внешнего вида.

В первую очередь необходимо обратить внимание на тело — рост и вес ребенка, и их соответствие возрастной норме. Также необходимо отметить телесные изъяны (дефекты) и какие-либо диспропорции. Некоторые дети выглядят физически более зрелыми по отношению к возрасту, другие — менее зрелыми. С этим связано впечатление мужественности или женственности.

Затем обращаем внимание на позу. Она может быть оцепенелой, напряженной, расслабленной, подавленной, жмущейся.

Лицо может быть узким или широким, нежным или грубым, асимметричным, более или менее выразительным, комичным, создавать впечатление здоровья или болезненности, выглядеть «интеллигентным», симпатичным или несимпатичным. Следует также отметить отчетливые дефекты (бородавки, язвы, родимые пятна), которые могут быть объектом насмешек ребят.

Мимика и пантомимика оценивается в результате общего впечатления: пониженная, живая, преувеличенная, стереотипная, застывшая. Особенно обращаем внимание на то, что выражают глаза и рот, на жесты. Следует обратить внимание на состояние кожи: красная или бледная, чистая или с дефектами, нежная, есть ли веснушки.

Чистота тела является следующим простым, но важным признаком. Обращаем внимание на ногти, руки, уши, волосы, шею, зубы, одежду и обувь. Особое внимание — на косметику и прическу. Прическа свидетельствует об аккуратности и вкусе. Обращаем внимание на то, является ли она слишком бросающейся в глаза. Прическа часто проявляет неконформность к нормам, утверждаемым учителями и родителями. У девушек обращаем внимание на маникюр, на то, о чем говорят их украшения (вкус, стоимость, уместность).

Относительно одежды отмечаем модность, стоимость, крикливость, аккуратность, наличие вкуса, простоту, отремонтированность, соответствие размерам, степень поврежденности или заношенности.

2. Речь ребенка. Много информации можно получить, оценивая голос. Приятный голос важен при формировании положительного эмоционального отношения к ребенку со стороны других детей и наоборот. Следует отметить, является ли голос ребенка монотонным или красочным.

Темп речи. Расторможенные или напряженные дети часто говорят торопливо и ускоренно. У депрессивных детей обращает на себя внимание замедленный темп речи. Следует отметить, изменяется ли темп речи в процессе разговора. Необходимо также составить представление о разговорчивости ребенка: многоречивый — разговорчивый — малоразговорчивый — замкнутый — неразговорчивый.

Плохая дикция может быть результатом задержки психического развития, а также фактором, который ее обусловливает. Она может быть и симптомом такого заболевания, как легкая детская энцефалопатия.

О культурно-воспитательных влияниях информирует словарь ребенка и конструкция его вербальных построений. Обратите внимание на богатство или бедность словаря, является ли он разговорным или изысканным, использует ли ребенок сленг, а также вульгаризмы, инфантильные выражения, иностранные слова (к месту или не к месту). Конструкция предложений: вычурная или высокопарная, стремится ли ребенок к точной формулировке, использует длинные предложения или простые, краткие, иногда примитивные; степень грамотности.

Разговор позволяет нам понять, как ребенок воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно, есть ли в его мышлении задержки, насколько уверенно или неуверенно он говорит, стремится ли менять темы разговора; естественно, следует выяснить причины такого поведения.

3. Следует обратить внимание на общую подвижность ребенка: повышенная двигательная активность, малая активность, пассивность. Подвижность ребенка также оценивается с точки зрения скорости, точности, целенаправленности, напряжения и др. Ни в коем случае нельзя не отметить нарушения движений.

4. Социальное поведение. Прежде всего, обращаем внимание на то, как ребенок устанавливает контакт: торопливо, очень фамильярно, смело, приятельски и охотно, или же сдержанно, недоверчиво, осторожно; была ли тенденция избежать контакта или полностью вас игнорировать.

Полезно наблюдать за ребенком с точки зрения его социальных навыков и вежливости. Отмечаем, являются ли эти навыки неестественными (чрезмерными), утонченными или только наиболее общими, старается ли ребенок только выглядеть вежливым или ему не хватает каких-либо социальных навыков. Отдельные виды поведения прямо оцениваем как невежливые или грубые. У младших детей это говорит о качестве их воспитания. У более взрослых детей определенное влияние на вежливость оказывают и другие факторы, одним из которых является намеренное желание ребенка (подростка) отрицать все то, чему его учили взрослые.

В целом для выявления качественного своеобразия социального поведения ребенка может помочь следующий список прилагательных: самоуверенный — решительный— упрямый — хвастливый — подчеркивающий свое превосходство — высокомерный — насмешливый — ненастойчивый — нерешительный — застенчивый — неуверенный — назойливый — настойчивый — подчиняющийся — стремящийся угодить — получающий радость от общения — непосредственный — ласковый — доверчивый.

5. Следующий раздел посвящается настроению. Для его заполнения производится обобщение на основе различных проявлений (мимических, пантомимических, речевых). В целом настроение оценивается по следующим категориям: эйфоричное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьезное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное. Отмечают также, насколько настроение подвержено внешним влияниям: стабильное или лабильное (меняющееся без видимых причин).

6. Отдельный раздел отводится поведению ребенка при выполнении учебных и неучебных заданий. Очень важным является отношение к заданиям, проявляющееся в первую очередь как степень интереса: от активного неприятия, нежелания, недоверия через равнодушие к очень высокому интересу и старательности. Обращаем внимание на характер мотивации ребенка: или его интересует задание само по себе, или оно ему нравится как игра, или привлекает успешность решения, похвала, или скорее боится неуспеха или какого-то наказания.

Наблюдаем у ребенка рабочие навыки: может ли анализировать проблему, направлен ли на получение заранее запланированного решения или действует хаотично, методом проб и ошибок. Обращаем внимание на то, решает ли ребенок задания последовательно или неожиданно, обычным способом, изобретательно, оригинально, может ли быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям или нет. Другой важной характеристикой является темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно, иногда ребенок работает сначала медленно, а затем темп повышается.

К рабочим навыкам относятся старательность и добросовестность, а также настойчивость и терпеливость.

Очень важно пронаблюдать, как ребенок реагирует на неуспех: агрессией (вербальной, направленной на учителя или на задание), общим возбуждением, критикой или же потерей самообладания (становится неуверенным, сдается, винит себя), воспринимает ли неуспех равнодушно, реалистично или реагирует неадекватно.

Отдельно наблюдаем за интенсивностью внимания, за тем, увлечен ли ребенок работой, сосредоточен ли он.

7. Обязательно необходимо отметить признаки невротических проявлений, которые можно наблюдать непосредственно. Выделяются следующие основные признаки: «игра» с руками, одеждой — покашливание — гримасы — облизывание губ — сосание пальцев — кусание ногтей — краснение, бледнение — подергивание головой, руками, плечами, тики — плач — пугливость — заикание — запинание в речи — ломанность — беспокойство — повышенная утомляемость — демонстративность — повышенная нерешительность.

На основе результатов систематического и планомерного наблюдения учитель может сделать обоснованные выводы о психологических особенностях личности ребенка. Как правило, подобные выводы в дальнейшем уточняются и корректируются.

Темперамент — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Традиционные типы темперамента: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) и меланхолик (слабый).

Характер понимается как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, обусловливающих типичные способы поведения. Он проявляется в отношениях человека к разным сторонам жизни:

отношение к другим людям: эгоизм — альтруизм, честность, правдивость — лживость, рассудительность — легкомысленность, общительность — замкнутость, тактичность — грубость, стремление доминировать — подчиняться;

  • в отношениях со сверстниками: драчливость, конфликтность, подозрительность, открытость, завистливость, уступчивость;
  • в отношениях со взрослыми: послушание, уважительность, капризность, заискивание;
  • отношение к делу: ответственность — безответственность, трудолюбие — леность, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, добросовестность, старательность, стремление к достижению;
  • отношение к себе: скромность, самокритичность, самоуважение, гордость, забитость (закомплексованность), чувство неполноценности;
  • отношение к собственности: жадность, бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость.

И в заключение делается вывод о среде ребенка, которая может быть поддерживающей, конфликтной, здоровой, гармоничной, благоприятной, культурной, травмирующей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Биопарокс инструкция по применению цена отзывы аналоги стоимость
  • Тимокс для голубей инструкция отзывы по применению
  • Русские переводы руководств пользователя
  • Кофемашина philips 2200 series latte go инструкция
  • Инструкция по охране труда для монтажника электрических подъемников лифтов