Современный мир невозможно представить без технологий: каждый год инженеры со всей планеты представляют инновации. Но что если на технологическом прогрессе основать форму правления? Разбираемся, что такое технократия
Что такое технократия
Технократия — это общественный строй, во главе которого стоят технические специалисты и эксперты. При такой форме правления верхушка власти принимает решение, основываясь на техническом императиве. Главные ценности технократического общества — оптимизация ресурсов, а проблемы решаются с использованием инженерного подхода.
Политики в таком обществе избираются благодаря своим техническим навыкам и доказанной эффективности. Решения они принимают на основе анализа данных и объективности, но не учитывая мнения своих избирателей. Технократы считают, что решения, принятые на основе науки эффективнее тех, что продиктованы общественным мнением; и политики, избранные из-за навыков, принесут больше пользы чем те, кто пришел к власти благодаря харизме и популярности. Таким образом, в технократии за социальные решения ответственны политологи, экономика регулируется экономистами, система здравоохранения — медиками, и по аналогии любые другие сферы государственного регулирования ложатся на плечи экспертов в соответствующих областях.
Основное положение технократической мысли — технологический детерминизм. Это философская установка на сведение прогресса общества к развитию технологий. Таким образом, по уровню технологического прогресса можно судить обо всех сферах развития общества, он также влияет на прогресс мышления и языка.
Технократия и меритократия
На первый взгляд, технократия может напоминать другую форму правления — меритократию. Однако различие данных концепций угадывается при анализе самих терминов: слово «меритократия» состоят из латинского meritus — достойный и древнегреческого κράτος — власть, что означает «власть достойных». Согласно этой концепции государство должно социально опекать самых талантливых специалистов и позже именно они должны встать во главе страны.
«Технократия» же состоит из греческого τέχνη — мастерство и κράτος — власть, то есть при технократии за определенные сферы должны отвечать те специалисты, которые уже доказали свою высокую эффективность и экспертность в данной области.
Как развивалась технократия
Технократия как концепция существует со времен античности, среди древнегреческих философов было распространено суждение о том, что решения должны приниматься носителями знания. Платон в своем знаменитом труде «Государство» утверждал, что правителями государства должны быть мудрецы-философы, так как философы — носители знаний.
В США
Термин «технократия» впервые прозвучал в 1919 году, в статье калифорнийского инженера Уильяма Генри Смита «Технократия — пути и методы достижения индустриальной демократии», опубликованной в журнале «Индустриальный менеджмент». Однако Смитт использовал термин не в его современном значении, в статье он рассуждал о промышленной демократии: движении, которое призывало объединять рабочих и интегрировать их в принятие решений через уже существующие фирмы.
«Отцом» технократии считается американский экономист и социолог Торстейн Веблен, в 1921 году он опубликовал статью «Инженеры и ценовая система». В статье Веблен предлагал создать «Совет технических специалистов», который стал бы предтечей социалистической организации экономики. Веблен предсказал естественный упадок системы коммерческого предприятия, который будет вызван новыми изобретениями ученых и инженеров. Он также был членом «Технического альянса» — объединения ученых, созданного нью-йоркским инженером Говардом Скоттом, которое позже стало организацией Technocracy Inc.
Организация Technocracy Inc начала проект «Технат», направленный на построение постдефицитной экономической системы. Технат должен был стать территорией, в которой ресурсы точно рассчитаны и равно распределены, а жителям предоставляется бесплатное жилье, транспорт и обеспечивается образование. Таким образом все получали бы равный доступ к благам в системе нерыночной экономики.
Технократия стала объектом общественного внимания американцев в первой половине 1930-х, когда страну накрыла Великая депрессия и идеи технократов казались одним из возможных путей выхода из экономического кризиса. Однако к середине 1930-х технократические идеи уступили движению «Новый курс», введенному президентом Франклином Рузвельтом для борьбы с Великой депрессией.
Несмотря на угасший общественный интерес, технократическое движение в США продолжает существовать и по сей день. К примеру, проект Венера — некоммерческая организация, работа которой направлена на достижение мирной и устойчивой глобальной цивилизации с помощью перехода к ресурсо-ориентированной экономике, всеобщей автоматизации и внедрения научной методологии принятия решений. Проект основан Жаком Фреско и Роксаной Медоуз и во многом вдохновлен технократическими идеями.
В России
Главным идеологом технократической мысли в досоветской России был ученый Александр Богданов. В 1909 году в статье «Философия современного естествоиспытателя» Богданов ввел термин «техническая интеллигенция», который прочно укоренится в обществе и будет широко использоваться в СССР. Богданов также написал роман-утопию «Красная звезда», где описано государство, располагающееся на планете Марс, в котором торжествуют идеи социализма и технократии.
Существует также дело «Промышленной партии» — большой группы инженеров и ученых, арестованных в Советском Союзе в 1930 году после ряда забастовок рабочих на шахтах. По материалам дела, они исповедовали идеалы технократизма, занимались антисоветской деятельностью и вредительством в различных отраслях промышленности. Промпартию также обвиняли в сотрудничестве с «Торгпромом» — обьединением бывших русских промышленников в Париже, а также французским генеральным штабом, а соответственно — в шпионаже в пользу Франции. Это дело сильно ударило по научно-технической интеллигенции, огрехи руководства и коррупцию списывали на «антисоветскую деятельность» и «заговоры» технических специалистов. Существовала ли Промпартия на самом деле — доподлинно неизвестно, однако в 1989 году все осужденные по делу были реабилитированы.
Критика технократии
Технократия подвергается критике как в виде философской концепции, так и как политическая модель.
В философии
Идея всеобщей рационализации мира и слишком сильное акцентирование на технологическом прогрессе считается некоторыми философами опасной формой детерминизма — на основе этих опасений в ответ технократической мысли появился антитехницизм. Французский философ, анархист и член Сопротивления Жак Эллюль последовательно критиковал концепцию индустриального общества и технологического прогресса и исповедовал антитехницизм. Согласно этой установке техника считается возможным орудием порабощения человека, а научно-техническое знание противопоставляется социальным и культурным ценностям.
Жак Эллюль — французский философ антитехницист в труде «Другая революция» писал:
«Природа уже не есть просто наше живописное окружение. По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего вселенная Машины. Техника сама становится средой в самом полном смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Что имеет значение — так это Техника».
Похожие идеи транслировал русский философ Николай Бердяев. В своем знаменитом труде «Человек и машина», опубликованном в 1933 году, Бердяев писал: «техническая цивилизация по существу своему имперсоналистична, она не знает и не хочет знать личности».
В политологии
Политический строй, основанный на идеях технократии часто противопоставляется современной демократии. Дело в том, что демократия — с греческого «народовластие» — основана на методе коллективного принятия решений, технократия же выступает против этого, так как согласно этому течению «народ» не имеет достаточной экспертности, а поэтому и не должен нести ответственность за решения.
Критики технократии утверждают, что при таком общественном строе большая часть людей остается в изоляции — без права голоса и интегрированности в общественно-политическую жизнь. Таким образом основные принципы демократии — свобода выбора и воля электората нарушаются, а у малой части населения — научно-технической элиты — появляется еще больше привилегий, что ведет к классовому расслоению и нарастающему недовольству в обществе.
В литературе
Технократия породила множество литературных произведений, большинство из которых однако критикуют данную концепцию.
К примеру, технократическое общество описано в, пожалуй, самом знаменитом русскоязычном романе-антиутопии — «Мы» Евгения Замятина, написанном в 1920 году. В СССР роман не издавался и считался «идеологически враждебным», по сюжету главные герои живут в Едином Государстве, в котором царят идеи технократии и сциентизма — идеи, представляющей научное знание как высшую ценность человечества.
Не менее ярким примером технократического общества является антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». В романе Хаксли государством правит доведенная до искаженного максимума технократия — дети рождаются в инкубаториях, люди делятся на касты еще до рождения, так как заранее предопределяется, в какой работе они станут эффективнее.
1.Технократический
и предпринимательский стили управления.
Все организации демонстрируют большое
разнообразие стилей поведения, но все
эти стили поведения являются производными
от 2-х основных: технократического и
предпринимательского. Исторически
первым появился технократический, а
затем добавили предпринимательский.
Основные черты
технократического стиля (механический
стиль, рационалистический, приростный
стиль): 1.организация рассматривается
как «закрытая» система. Считается,
что успех организации зависит в
основном от ее внутренней рациональности,
от выявления внутренних резервов;
2.минимизация отклонений от
традиционального поведения организации;
3.организация основывается на формальном
разделении труда и выполнении
формализованных правил; 4.в организации
преобладают вертикальные потоки
информации; 5.самая главная информация
концентрируется на верхних уровнях
управления; 6.выполнение всех работ в
организации не зависит от персональных
качеств работника, работники считаются
взаимозаменяемым ресурсом; 7.изменение
в организации не приветствуется, и
проводятся при настоятельной
необходимости.
Основные черты
предпринимательского стиля (органический
стиль): 1.организация рассматривается
как “открытая” система, ее успех
определяется взаимоотношениями с
внешней средой; 2.в организации
преобладают горизонтальные потоки
информации и неформальные связи;
3.отсутствует строгое распределение
задач и сфер ответственности, они
корректируются и перераспределяются.
Делается ставка на инициативу работника;
4.делается ставка на развитие персональных
качеств работников, их потенциала;
5.организация сама стремится к изменению.
Таблица.
Сравнение основных стилей управления
Стиль Характе- ристика |
Технократический |
Предпринимательский |
Основная |
Прибыль |
Потенциал |
Способ |
Использование |
Использование |
Ограничения |
Внешняя |
Способность |
Мотивация |
Поощрение |
Поощрение |
Проблемы |
Повторяющиеся, |
Неповторяющиеся, |
Организационная |
Стабильная |
Гибкая |
Способы |
Реакция в ответ
Ориентация на
Незначительные
Рассматривается Минимизация |
Предвидение
Творческий
Большие отклонения
Рассматриваются Созидательный |
В любой
организации присутствуют элементы и
технократического и предпринимательского
стилей, различаются только их пропорции.
СМ связан с
преимущественным использованием
предпринимательского стиля управления.
2.Понятия и
сущность СМ.
Главная проблема любой организации
– проблема выживания и обеспечения
непрерывности развития. В основе
решения этой проблемы находиться
создание и развитие конкурентных
преимуществ.
Сущность
концепции СМ.
Как следует управлять организацией
в условиях динамичной, изменчивой и
неопределенной внешней среды? Необходима
такая система управления, которая
обеспечивала бы постоянное соответствие
между организацией и ее внешней средой.
Несоответствие между организацией и
ее внешней средой бывает как
по текущим, так и по стратегическим
причинам.
Текущие
причины
– тактические расчеты устранимы
легко. Например, недостаточный сбыт
продукции по причине плохой рекламы.
Стратегические
причины
– серьезные просчеты в деятельности
организации, влияющие на достижение
цели и требующие существенных ресурсов
для устранения. Например, недостаточный
сбыт продукции по причине того, что
характеристики товара не отвечают
требованиям рынка.
Текущие причины
несоответствия устраняются оперативным
управлением, а стратегические причины
устраняются стратегическим управлением.
Таблица.
Сравнение оперативного и стратегического
управления.
Отличительный |
Оперативное |
Стратегическое |
Основная |
Производство |
Выживание |
Способ |
Эффективное |
Поиск |
Фактор |
Ориентация |
Ориентация |
Роль |
Работник |
Работник |
Критерии |
Прибыль |
Гибкость, |
Существует
несколько определений СМ: СМ
–управленческая деятельность,
заключающаяся в достижении перспективных
целей
организации
путем осуществления в ней
внутриорганизационных
изменений.
СМ
–процесс, с помощью которого
осуществляется постоянное взаимодействие
между организацией и ее внешней средой.
СМ
–область научных знаний, который
изучает методы и приемы принятия
стратегических решений в бизнесе, и
их реализации на практике.
Развернутое
определение стратегического менеджмента:
СМ
– управленческая деятельность, которая
опирается на человеческий потенциал
как основу организации; ориентирует
деятельность на запросы потребителей;
осуществляет своевременные изменения
в организации, отвечающие состоянию
внешней среде среды, и позволяющая
добиваться конкурентных преимуществ,
что позволяет организации выживать
и добиваться своих целей в долгосрочной
перспективе.
Признаки
стратегических решений:
1.являются инновационными; 2.направлены
на будущее, а не на настоящее;
3.субъективны, не поддаются объективной
оценке; 4.необратимы, имеют долгосрочные
последствия.
Понятие
стратегии.
Стратегия – ключевая составляющая
СМ. существует два различных понимания
термина стратегия в бизнесе:
1.традиционное
(классическое) понимание. Стратегия
– конкретный долгосрочный план
достижения конкретной долгосрочной
цели. При быстрых изменениях во внешней
среде такие стратегии приходиться
часто пересматривать. 2.современное
понимание. Стратегия – это долгосрочное,
качественно-определенное направление
развития организации, касающаяся
сферы ее деятельности, системы
внутренних отношений, а также позиций
организации во внешней среде. При
таком понимании стратегию можно
охарактеризовать как выбранное
направление деятельности, в рамках
которого организация должна перейти
к достижению своих целей. Также
выделяется 5 взаимосвязанных аспектов
понятия стратегия: 1.стратегия-это
план; 2.стратегия — ловкий прием;
3.стратегия-принцип поведения;
4.стратегия-позиция; 5.стратегия-перспектива.
4.Основные
элементы СМ. СМ
представляет собой совокупность 5
взаимосвязанных управленческих
процессов: 1.стратегический
анализ внешней и внутренней среды
организации – обычно считается
исходным процессом СМ. Внешняя
среда
анализируется по след. направлениям:
а)микросреда – это ближайшее внешнее
окружение, оказывающее на организацию
прямое и непосредственное воздействие
(поставщики, клиенты, конкуренты,
кредиторы, акционеры, контактные
аудитории и т.п.); б)макросреда – это
среда косвенного воздействия на
организацию (PEST:
политические факторы, экономические
факторы, социальные, технологические);
в)мегосреда – это среда отдаленного
влияния, связанное с изменениями в
мировой политики и мировой экономики.
Анализ внутренней среды проводится
по след. основным направлениям:
а)маркетинговая деятельность;
б)финансовое состояние организации;
в) используемая технология; г)персонал
организации; д)система менеджмента
организации. 2.определение
миссии организации и постановка на
ее основе конкретных бизнес целей.
Миссия – смысл существования
организации. Ее предназначение, главная
цель, четко выраженная причина –
существование на рынке. На основе
миссии формируются конкретные
бизнес-цели в отношении доли рынка,
объема продаж, инновации, прибыли и
т.д. 3.определение
возможных стратегических альтернатив
и выбор из них конкретной стратегии
развития организации. Данный этап
является своеобразной “сердцевиной”
СМ, т.к. именно на нем определяется
конкретный путь к достижению поставленной
цели. 4.выполнение
стратегий; осуществляется комплексом
мероприятий необходимых для реализации
стратегий на практике (вносятся
необходимые изменения в структуру
организации, определяется тактика,
персонал мотивируется на изменения,
преодолевается сопротивление изменения
и т.д.). 5.оценка
и контроль выполнения стратегий. СК
принципиально отличается от оперативного
контроля. СК не интересует правильность
осуществлений отдельных работ, функций
и мероприятий, его интересует какой
вклад, вносят они в достижении
перспективных целей организации.
Рис. Система
стратегического менеджмента.
1.Технократический
и предпринимательский стили управления;
2.Понятия
и сущность СМ; 3.Принципы,
преимущества, проблемы СМ; 4.Основные
элементы СМ; 5.Этапы
развития СМ; 6.Виды
СМ; 7.Способности
необходимые менеджеру для осуществления
СМ; 8.Подходы
к разработки стратегии организаций;
9.Предмет,
принципы, виды стратегического анализа
и его место в системе экономических
наук; 10.Понятие
цели и принципы стратегического
анализа внешней среды; 11.Понятие
цели и принципы стратегического
анализа внутренней среды; 12.Критические
точки организационной среды;
13.Формирование
базы данных о внутренней и внешней
организации и информационная основа
стратегического анализа; 14.Система
сбалансированных показателей;
15.SWOT-анализ,
метод позиционирования угроз и
возможностей; 16.Факторный
анализ; 17.GAP-анализ;
18.Диаграмма
“Ишикава”; 19.ABC-анализ
и XYZ-анализ;
20.Основные
типы внешнего окружения и методы
реагирования на изменение внешней
среды; 21.Анализ
макроокружения организации с
использованием STEP-анализа;
22.Направления
стратегического отраслевого анализа;
23.Движущие
силы изменений в отрасли; 24.Модель
5 сил конкуренции; 25.Анализ
конкурентного окружения с позиции
покупателей и использованием карты
стратегических групп; 26.Анализ
потребителей;
27.Понятие
и этапы сценарного анализа. 28.Методы
внутреннего управленческого анализа;
29.Стратегические
ресурсы организации и SNW
– анализ внутренней среды; 30.Направления
анализа внутренней среды организации;
31.Маркетинговый
анализ деятельности организации;
32.Финансовый
анализ деятельности организации;
33.Анализ
человеческих ресурсов и организационной
культуры;
34.Понятие
и виды бенчмаркинга.
3.Принципы,
преимущества, проблемы СМ.
Принципы
СМ:
1.принцип
научности в сочетании с элементами
искусства (с одной стороны стратегия
предполагает научно-аналитическое
предвидение и исследовательскую
деятельность, с другой стороны менеджер
должен импровизировать и искать
индивидуальные подходы к ситуации);
2.принцип
учета и согласования внешних и
внутренних факторов развития
организации; 3.принцип
соответствия стратегии и тактики
организации (тактика – совокупность
краткосрочных управленческих решений
необходимых для реализации стратегий
на практике); 4.принцип
гибкости стратегического менеджмента
(предполагает возможность внесения
корректив в ранее принятые стратегические
решения); 5.принцип
организации стратегического контроля
и создания необходимых условий для
реализации стратегий (процесс СМ
обязательно должен включать создание
условий для реализации стратегий на
практике, особенно уделяется внимание
стратегическому
контролю;
СК заключается не в том, чтобы оценить,
как идут процессы, а в том, чтобы
выяснить какой вклад эти процессы
носят в достижение цели организации).
Преимущества
СМ: 1.СМ
обеспечивает направленность деятельности
организации на осмысление ключевого
аспекта: “Что организация старается
делать?”, “Чего организация добивается?”;
2.СМ
заставляет менеджеров более четко
реагировать на проявляющиеся во
внешней среде перемены; 3.СМ
создает возможность оценивать
альтернативные варианты капиталовложения
и выбирать из них лучшие; 4.СМ
создает возможность соединить усилия
менеджеров родного уровня при разработки
стратегии; 5.СМ
предполагает не только приспособления
к внешней среде, но и активное воздействие
на те факторы внешней среды, которые
представляют угрозу для организации.
Проблемы
и ограничения СМ:
1.не
дает детальной и точной картины
будущего, т.к. он основывается на
предположениях и будущем; 2.не
может быть сведен к набору конкретных
и четких процедур, т.е. он не имеет
однозначных алгоритмов; 3.это
достаточно дорогостоящее мероприятие;
4.при
СМ усиливаются негативные последствия
ошибок по сравнению с оперативном
менеджментом; 5.при
СМ основное внимание часто уделяется
разработке стратегии в ущерб процессу
ее реализации на практике.
7.Способности
необходимые менеджеру для осуществления
СМ. Наличие
у менеджера стратегического мышления
является очень важным фактором умения
руководить. Дополнительно, к общим
способностям стратегического
менеджмента, предъявляются к менеджерам
ряд дополнительных требований: 1)умение
моделировать ситуацию, т.е. устанавливать
закономерности между рыночным спросом,
деятельностью конкурентов и способностью
конкретных организаций удовлетворять
потребности клиентов: менеджер должен
иметь аналитические способности, для
того чтобы хорошо ориентироваться в
большом объеме информации о внешней
и внутренней среде организации, т.е.
частью стратегического мышления
является умение анализировать;
2)способность
выявлять необходимость изменений –
данная способность реализуется по
двум направлениям: а)готовность
менеджера, реагировать на тенденции,
возникающие в отрасли; б)интеллект и
творческие способности менеджера;
3)способность
разработать конкурентную стратегию
изменений в организации; 4)способность
использовать в ходе стратегического
преобразования надежные модели и
методы. Менеджеры должны знать, и уметь
использовать теорию стратегического
менеджмента в частности разнообразные
стратегические модели: 1.матрица
Бостонской консультационной группы
(БКГ); 2.матрица, модифицированная БКГ;
3.матрица General
Electric/Mc.
Kinsy;
4.матрица Shell;
5.деловой комплексный анализ PIMS;
6.модель ADL/LC;
7.модель Хофера-Шелдера; 8.трехмерная
схема Абеля. 5)способность
воплощать стратегию в жизнь.
- Авторы
- Файлы
- Литература
Коноплёва Г.И.
1
Буйлов К.И.
1
1 ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
1. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 192 c.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 c.
Умению руководить нельзя научить в школе, колледже или вузе. Это прирожденное свойство человека, которое должно развиваться в течении жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания их как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству.
Технократический подход является основой для авторитарного стиля управления, т.к. этот подход рассматривает каждого сотрудника как «винтик» в целой машине, а не как отдельную личность. Технократический подход, коренящийся в философии позитивизма, был перенесен (наиболее известная фигура в этом подходе – Ф. Тэйлор) в практику организации производственных и трудовых процессов в связи с резко возросшей потребностью повышения эффективности деятельности крупномасштабных производственных систем, ориентированных на выпуск серийной массовой продукции. Проблема оптимизации функционирования таких технологий решалась на путях рационализации социально-производственных связей и трудовых процессов за счет использования более эффективных механизмов контроля и. вознаграждения. Конечная цель рационализации – повысить уровень эксплуатации всех составных элементов (в том числе и «человеческого материала») этих систем. Технократический подход – это «механическое» перенесение «чисто» экономических методов управления параметрами социальной системой без учета социально-психологических характеристик «человеческого» фактора.
Развитие технократического подхода можно разделить на три этапа:
1) Ранний технократизм – человек это придаток машины. На этом этапе на человека не обращали совершенно никакого внимания и улучшали только оборудование. Рабочий день длился от 16 до 18 часов, к труду привлекались дети от 4 лет, потребность в квалифицированных кадрах полностью отсутствовала.
2) Классический технократизм – человек признавался равным машине. Условия труда были немного улучшены, но человек как личность так и оставался никому не нужен.
3) Гуманистический технократизм – обращение к человеку как таковому, но не как к личности. В этом периоде условия труда были ещё улучшены, но из-за нехотения рассматривать индивидуальные черты характера у работников часто происходили нервные срывы, безответственное отношение к своим обязанностям и в целом неэффективное использование возможностей работников.
Технократический подход к управлению персоналом характеризуется:
– господством авторитарного стиля управления – является весьма веским фактором в управлении персоналом, т.к. авторитаризм характеризуется давлением на персонал и высокими требованиями к отбору персонала;
– выработкой организацией самостоятельной стратегии использования и развития трудовых ресурсов – этот фактор является неотъемлемой частью технократического подхода, т.к. в каждой фирме устанавливают свои требования к отбору персонала;
– кадровая политика во многом прерогатива государственных органов и идеологических механизмов – является фактором относящимся к стилю управления самим государством и мало зависит от самих фирм;
– исчезновение жестких организационных структур;
– создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, увеличения полномочий сотрудников – фактор дающий организации возможность использовать свои кадры так как нужно это самой организации, а не установленными стилями управления кадрами.
Библиографическая ссылка
Коноплёва Г.И., Буйлов К.И. ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4.
;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16355 (дата обращения: 25.09.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)