Техника пустой стул в психологии инструкция по применению

Психологи предлагают множество разнообразных техник для работы с проблемами, страхами и конфликтами. Одна из наиболее популярных и простых в исполнении — техника «пустого стула». Рассказываем про неё подробнее.

Время чтения: 3 минуты.

Откуда эта техника?

Техникой «пустого стула» часто пользуются в гештальт-терапии. Одна из главных задач этого раздела психотерапии — завершить незаконченное дело, которое гложет человека, освободиться от неактуальных эмоций, мешающих здоровому функционированию. Непрожитые и не осознанные до конца эмоции мешают нам реагировать на настоящее, провоцируют новые конфликты. Для того, чтобы от них избавиться. нужно «закрыть гештальт», закончить начатое.

С помощью этого упражнения можно проговорить и прожить эмоции в моменте, «здесь и сейчас». Поэтому обычно терапевт контролирует её использование, особенно в первые разы: направляет человека, помогает ему задавать нужные вопросы, чтобы прийти к пониманию корней конкретной эмоции или конфликта.

В чём заключается это упражнение?

Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него (иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом).

Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник. В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется». Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще.

Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог. Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга. После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией.

Сложности в использовании техники

Возникают сильные эмоции — и это нормально. Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе. При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции. Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку.

Смотрите курс-саммари «Гештальт-психология», чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.

Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами. Возможно, будут появляться мысли оправдания, отрицания или избегания работы с негативными эмоциями. Сопротивление — страх раскрыть свою уязвимость либо сопротивление изменениям, опасение, что после проживания эмоций будет непривычная пустота на их месте.

Некоторые люди могут испытывать затруднения в визуализации или могут чувствовать дискомфорт при имитации диалога.

Негативные эмоции сложны и многогранны. Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Этот процесс требует постоянного самонаблюдения и осознания собственных мыслей, эмоций и реакций. Он может быть интенсивным и требовать от человека навыков, которых у него пока нет — поэтому важно проводить первые эксперименты не самостоятельно, а совместно со специалистом.

Помощь в прощении и принятии

Прощение — это сложный и важный психологический процесс. В его основе лежит способность осознать, принять и отпустить обиду, которую мы чувствуем по отношению к другому человеку.

Прощение играет важную роль в наших отношениях с близкими людьми. Конфликты, обиды и нанесенные раны могут разрушать наши связи с другими, создавать напряжение и дистанцию. Обиды, которые мы переживаем, часто имеют глубокие эмоциональные последствия — гнев, обида, страх, грусть или разочарование становятся постоянными спутниками. Эти эмоции становятся преградой, затрудняя нашу жизнь.

Осознать причины таких чувств и позволяет рассмотренная нами техника. Глубокая саморефлексия предполагает понимание своих эмоций и готовность отпустить негативные чувства, связанные с произошедшим. Прощение не оправдывает совершённые в нашу сторону действия, однако даёт возможность для исцеления и освобождает нас от их влияния, позволяя двигаться вперед.

Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.

О том, как не поддаваться манипуляциям, рассказываем в нашем материале:

Как не поддаваться манипуляциям?

Рассказываем подробнее об идеях знаменитого психиатра в видео нашего проекта:


2023-05-30 17:48

ПСИХОЛОГИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника «пустого стула»

Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника «Пустой стул».

Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. Данная техника направлена на то, чтобы освободиться от чувств, которые тяготят вас, мешают жить, вызывают комплексы, чувство вины.

Выполняя регулярно упражнение самостоятельно или под наблюдением терапевта вы сможете освободить себя от плохих мыслей, стать на путь личностного развития и просто начать новую жизнь.

Как выполнять?

Выберите время, когда вам никто не будет мешать. Поставьте два стула напротив друг друга на расстоянии 1-2 метра. Садитесь на один стул. Представьте себе напротив человека, которого хотим отпустить/простить.

Начинайте диалог.

Выскажите все, что вы хотели высказать этому человеку.

Если хотите — кричите, ругайтесь, плачьте. Чем сильнее будут выражены эмоции, тем лучше завершиться гештальт, эта ситуация.

Продолжайте такой диалог до тех пор, пока считаете необходимым. Закончите своей фразой или прощанием.

Разговор со стулом: эффективная техника для выражения чувств и принятия решения

Речь идет, конечно, не о предмете мебели: мы мысленно усаживаем необходимого человека на стул или кресло и начинаем с ним разговор. В каких ситуациях эта техника будет полезна? И что она нам может дать?

Вы тяжело переживаете ссору с кем-то из близких? Не можете понять чье-то поведение? Не решаетесь сообщить о своем решении? В подобных ситуациях бывает полезно поставить себя на место другого человека. На сеансах психотерапии для этого часто используют технику пустого стула, когда клиент ведет диалог от своего лица и от лица партнера, смотрит на происходящее его глазами, а психолог помогает проанализировать полученный опыт. 

Психотерапевт Илсе Санд в книге «Исцеляющие беседы» объясняет, как можно использовать эту технику наедине с самим собой, без участия специалиста. «Этим методом можно пользоваться, если нужно ответить на какой-то вопрос или разобраться в себе. Озвучить внутренний спор и понять, что происходит, намного проще, чем прокручивать все в голове.

Когда я не могу прийти к согласию с собой и сделать выбор, я тоже «рассаживаю» себя на два стула: на одном — та Илсе, которая хочет чаще выступать с лекциями, на другом — та, которая распорядилась бы своим временем иначе.

Порой стульев бывает даже не два, а несколько — чтобы учесть все нюансы

Я обращаюсь к этой технике и тогда, когда нужно выразить чувства к кому-то другому: представляю себе этого человека напротив — и говорю ему все, что хочу. Чувства могут быть и добрыми, но чаще — нет. Выплескивая неприятные эмоции, я иногда сама удивляюсь выражениям, в которых это делаю, а иногда — и смеюсь. Мне нравится чувство освобождения, появляющееся благодаря гневным тирадам.

Я избавляюсь от негатива, и нередко это полезно: становится легче сформулировать, что не так, и придумать способ конструктивно обсудить это с «виновником». К тому же обращаться к пустому стулу безопаснее: потом не придется мириться с человеком, которому я выплеснула бы в лицо напрасный гнев.

Когда я озвучиваю отрицательные эмоции, у меня редко возникает желание сесть на стул напротив. Если отношения с воображаемым собеседником не очень важны для меня (например, это нагрубивший мне продавец), я часто разрешаю себе не смотреть на ситуацию его глазами. Но если отношения для меня важны, я, как правило, собираю волю в кулак, чтобы все-таки сесть на стул напротив и представить, каково оппоненту. В этом случае последнюю реплику тоже лучше произносить «за себя».

Если вам не становится легче, вы, возможно, поддались искушению и принялись объяснять чересчур подробно — или просто не сумели дать волю чувствам

Вспомните: они не бывают правильными или неправильными. Они такие, как есть, нравится это нам или нет. Пока мы проявляем их в одиночку, они никому не вредят, скорее наоборот. Если вы закричите, например: «Чтоб ты провалился! Видеть тебя больше не хочу!» — то, скорее всего, заметите, что именно этого вам и хочется. Но отношение к человеку может и улучшиться после того, как вы дадите волю эмоциям.

Помочь по-настоящему понять ваши чувства к «собеседнику» могут такие выражения:

  • «Мне хочется…»

  • «Меня расстраивает…»

  • «У меня просто нет сил…»

  • «Меня это так бесит, что хочется…»

  • «Я боюсь, что…»

  • «Мне не нравится, что…»

  • «По-моему…»

Важно постоянно представлять, что напротив — другой человек. Как только «изображение исчезает», вспоминайте детали. Во что, например, он одет? Как причесан? В какой позе сидит? Улыбается или выглядит строгим? Не забывайте: если вам стало страшно, можно отодвинуть стул подальше или представить оппонента маленьким.

Иногда мы рассказываем своим друзьям о трудных отношениях с мамой или партнером так много, что эти рассказы становятся бессмысленными. Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. Эта же техника поможет вам выпустить пар или принять решение. Переместив диалог с собой в реальность, проще разобраться с проблемой. Пересаживайтесь со стула на стул и высказывайте разные точки зрения.

Лисе Санд «Исцеляющие беседы: Как выстраивать разговор, чтобы помочь близкому человеку»

Илсе Санд, психотерапевт и автор бестселлеров «С любовью к себе» и «Близко к сердцу», рассказывает, как сделать откровенный, сердечный разговор по-настоящему исцеляющим. Она объясняет, когда стоит проявить инициативу, а когда — помолчать и послушать; что нужно спрашивать и как реагировать на ответы; почему не стоит становиться жилеткой для чужих слез и в каких ситуациях уместна прямота, а в каких — примеры и аналогии. Эта книга поможет читателям развить эмпатию и научиться помогать другим.

Реклама. alpinabook.ru

Это
один из наиболее широко известных и
часто применяемых методов ролевых игр,
в психодраме и гештальттерапии. Здесь
протагонист действует без помощи
вспомогательных лиц. Вернее, протагонист
в этой технике взаимодействует с
воображаемым кем-то или чем-то,
представленным одним или несколькими
пустыми стульями. Стулья служат
заместителями отсутствующих лиц,
предметов, явлений и т. д. Они могут
представлять неодушевленные объекты,
такие, как комната, стойка, дом. Они могут
представлять точку зрения, черту
характера, навык или помехи (имеются в
виду место в служебной иерархии,
преобладание, профессия или род занятий,
страх, чувство собственной неполноценности,
препятствия, камень преткновения). Чаще,
однако, пустой стул вводится, чтобы
представлять человека, с которым
протагонист эмоционально связан. Этот
человек может быть живым или мертвым,
кем-то еще, чьим-то «я» или частью
этого «я».

В
этой технике протагонист разговаривает
с воображаемым кем-то или чем-то в форме
монолога или обмена ролями. Протагонист
все время меняется ролями и местами с
отсутствующим кем-то или чем-то. Важно,
чтобы впоследствии пустой стул был
занят конкретным человеком, вспомогательным
лицом, с кем бы протагонист мог общаться,
как будто воображаемый «кто-то»
действительно был здесь.

В своей простейшей
форме техника пустого стула использует
один стул. Но сцена может быть расширена,
усложнена и в этом случае можно
использовать несколько пустых стульев,
представляющих несколько ролей.

7 Техника зеркала

Эта техника —
разновидность имитации поведения,
разработанная специально для того,
чтобы обеспечить протагониста живым
зеркалом.

В принципе эта
техника выполняет ту же функцию, что и
видеозапись. Основные причины того,
почему в клинических ролевых играх
используется техника зеркала вместо
видеозаписи, таковы: во-первых, техника
зеркала появилась задолго до видеозаписи,
во-вторых, техника зеркала больше
подходит ролевым играм, ибо использует
язык действий.

Техника зеркала
осуществляется вспомогательным лицом,
исполняющим роль протагониста в течение
короткого времени, а протагонист
наблюдает за ним, удалившись из
пространства действия. Основная задача
вспомогательного лица — скопировать
поведение протагониста, быть
«психологическим зеркалом».

Техника основана
на понятии о роли встречи с самим собой
в психотерапии.

Эта базовая
специфическая техника направлена на
преодоление сопротивления со стороны
протагониста.

54.Психодрама
в аспекте теории ролей Дж. Морено.

Теоретико-психологические
взгляды Морено в основном относятся к
психологии личности и социальной
психологии. Дж.Л.Морено считал себя
создателем особой теории личности.
Вместе с тем самим понятием «личность»
он пользуется достаточно редко, а
определение, им предлагаемое, не
содержательно, а функционально: «Р
(личность) можно определить как функцию
генов, теле и среды», что позволило Л.Дж.
Бишофу отнести его взгляды к . теориям
биосоциального взаимодействия. В
основных теоретических взглядах
Дж.Л.Морено  можно выделить три
составляющие, которые мы условно можно
назвать теориями: теорию ролей, теорию
спонтанности и социометрию.

Теория
ролей

Приведем
несколько определений роли, данных
Морено: Роль — это единица консервированного
поведения.
Роль — это единица
синтетического опыта, куда вкраплены
частные, социальные и культурные
элементы.
Роль — это форма функционирования,
которую принимает индивид в определенный
момент, реагируя на определенную
ситуацию, в которую вовлечены другие
лица или объекты. К первичным ролевым
категориям относятся соматические,
психические, социальные и трансцендентные
роли
.

  • Соматические
    роли соотносятся с поведением человека
    как телесного существа (например, таковы
    роли «принимающего пищу»,
    «осуществляющего половой акт»,
    «сидящего на стуле»).

  • Психические
    роли соотносятся со сферой интрапсихических
    состояний и процессов. Так, речь может
    идти о ролях «наслаждающегося»,
    «страдающего», «задумавшегося»,
    «растерянного» и др. Эти роли, как
    отмечает Лёйтц, почти всегда выступают
    коррелятами других ролей, влияя при
    этом на характер их исполнения.

  • Социальные
    роли — это роли, в которых человек
    выступает в отношении других людей и
    социальных институтов (роли «друга»,
    «брата», «рабочего», «начальника»
    и т. п.). Социальным ролям соответствуют
    ролевые статусы, для каждой из них
    характерна определенная стереотипность,
    поскольку они относительно независимы
    от исполнителя. Вместе с тем человек
    может в определенных границах отказываться
    от старых ролей и принимать новые, что
    в ряде случаев означает саморазвитие.

  • Представление
    о трансцендентных (итегративных) ролях
    было введено Лёйтц; оно соответствует
    убеждению Морено относительно
    включенности человека в отношения с
    высшими аспектами бытия, в частности
    с религиозными убеждениями, этикой,
    высшими чувствами, то есть с идеей о
    надындивидуальном бытии.

В норме
в каждый момент жизни (за исключением
начальных стадий развития) человек
выступает во всех названных ролях. Они
взаимопроникают и определяют друг
друга, хотя в конкретной ситуации
некоторые могут быть более выражены,
чем другие. Понятие «роль» в теории
психодрамы относится ко всем жизненным
проявлениям. В связи с этим развитие
человека видится как ролевое развитие
(другой его аспект — социоэмоциональное
развитие).
 
Психологические
проблемы человека с точки зрения теории
ролей

 
Психологические проблемы
рассматриваются в рамках теории ролей
как следствие

а) особенностей
ролевого развития;

б) специфики ролевого
репертуара;

в) характера
взаимоотношений между ролями.

Нормальное ролевое
развитие предполагает последовательное
продвижение от соматических ролей к
трансцендентным; один из критериев
здоровья зрелой личности — способность
действовать одновременно на соматическом,
психическом, социальном и трансцендентном
ролевых уровнях. Соответственно нарушения
ролевого развития проявляются

а) в «выпадении»
определенного промежуточного ролевого
уровня;

б) в застое ролевого
развития;

в) в частичной или
полной ролевой регрессии.

Поскольку,
по Морено, личность образуется ролями
(«я» возникает из ролей, а не
наоборот), первый вариант означает
пробелы в определенных личностных
сферах. Так, скачок с соматического
уровня на социальный, минуя психический,
означает психопатическое развитие с
«пробелом» в сфере чувств; скачок
с психического уровня на трансцендентный
— шизоидное развитие с «пробелом»
в сфере социальных отношений. Застой
ролевого развития соответствует
различной степени психического
недоразвития или задержек развития.

Проблемы, связанные
со взаимоотношением между ролями,
сопряжены с ролевым конфликтом. Различают
конфликты интраролевой и интерролевой,
интраперсональный и интерперсональный.

Интраролевой
конфликт
.
По Морено, практически не существует
ролей, не представляющих ролевой кластер,
то есть не состоящих из нескольких
ролей. Одни роли кластера остаются
латентными в момент актуализации других,
но оказывают на них влияние (так называемый
«кластерный эффект»). При отвержении
субъектом части ролевого кластера
возникает интраролевой конфликт, который
может становиться интрапсихическим
(что в данном случае означает вовлечение
сферы переживаний по поводу этого
отвержения) и приводить к болезненным
состояниям либо, не становясь
интрапсихическим, иметь прямые социальные
последствия.

Интерролевой
конфликт

предполагает наличие несовместимых
или очень различных ролей. Типичный
пример — амбивалентность или конфликт
ценностей; возможна и ситуация двух или
более в принципе не противоречащих друг
другу чувств, ценностей и т. п., не могущих
сопутствовать друг другу в силу
неблагоприятных условий. По сути,
интерролевой конфликт выступает как
интраролевой по отношению к роли более
высокой степени общности. Пример: роль
любящего и роль конкурирующего по
отношению к роли сына.

Интраперсональный
конфликт

предполагает, что в него вовлечены не
только переживания настоящего, но и
опыт прошлого, например, конфликт
интернализированных в детстве
несовместимых типов поведения в отношении
одной и той же роли.

Интерперсональный
конфликт

разворачивается не интраиндивидуально,
а в межличностном пространстве
(конфликтны, например, роли доминирующих
лидеров членов супружеской пары).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание:

Методы гештальт-психологии

Основные техники гештальт-терапии:

  1. Техники гештальт-терапии в работе с телом
  2. Гештальт-терапия. Техники работы со сновидениями
  3. Техника гештальт-терапии «Пустой стул»
  4. Техника гештальт-терапии «Два стула»
  5. Речь и внимание к речи. Я-высказывания в гештальт-терапии
  6. Гештальт-техники, направленные на экспрессию и воображение
  7. Методы гештальт-терапии для развития осознанности
  8. Приемы гештальт-терапии и позиция гештальт-терапевта

Гештальт-терапия — одно из самых популярных направлений современной психотерапии. Гештальт по-особому видит структуру психики человека и предлагает свои методы работы с ней. Эффективнее всего гештальт-терапия работает с проблемами отношений, одиночеством, привязанностью, низкой самооценкой, душевной болью, горем и утратой. Помогает клиентам с депрессивными состояниями, апатией, потерей «вкуса к жизни». Попробуем разобраться, какие методы и приемы гештальт-терапии помогают справиться с этими проблемами.

Методы гештальт-психологии

Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. То есть из теоретического направления, которое изучало особенности психологии восприятия, впоследствие сформировался практический подход в терапии.

Именно гештальт-психология ввела в обиход понятие Gestalt — в переводе с немецкого это «структура, целостность, целостный образ». Гештальт-психологи доказали, что психика человека стремиться завершить, доформировать всё, что осталось незавершенным. Например, если мы видим часть изображения животного, мозг дорисует его до полного образа. Точно так же к целостности и завершенности стремятся наши потребности, циклы отношений, даже наш образ себя.

Основатель гештальт-подхода, Фриц Перлз, совместил методы гештальт-психологии, психоаналитические техники и собственный опыт. В итоге, в основе гештальт-терапии лежит несколько важных понятий и принципов:

Принцип «здесь и сейчас»

Даже если речь идет о травматических событиях прошлого, техники гештальт-терапии будут применяться к тому, какое значение эти события имеют сейчас: почему именно сейчас человек об этом вспомнил? Что именно его тревожит по этому поводу сегодня? Чем чувства, которые человек сейчас испытывает, похожи на чувства из прошлого? Гештальт-психолог будет работать с прошлым только в контексте того, что происходит с клиентом в текущем моменте.

Фигура и фон

Эту идею хорошо иллюстрируют картинки, на которых можно увидеть то один образ, то другой, — в зависимости от фокуса внимания. Например, два человеческих лица в профиль вдруг становятся вазой, если переключить внимание на пространство между ними. Таким образом, наш мозг выделяет из бесконечного полотна жизни какие-то «фигуры», оставляя всё остальное в фоне. То, что становится фигурой, многое говорит о наших потребностях.

Творческая адаптация

Методики гештальт-терапии воспринимают все симптомы и проблемы не как «поломки», которые нужно исправить, а как творческую адаптацию психики к сложным ситуациям. Например, чтобы не сталкиваться с невыносимыми чувствами, ребенок может «заморозить» вообще все чувства, перестать их замечать. Но сейчас, когда ситуация изменилась, это не дает строить отношения и получать удовольствие от жизни. В этом смысле терапия — это поиск новых методов творческой адаптации.

Цикл контакта

Речь идет о том, что в процессе удовлетворения потребности (например, потребности в признании) мы проходим ряд этапов: преконтакт (когда мы осознаем потребность), контактирование (когда мы просим о чем-то или пытаемся удовлетворить потребность), завершение контакта (когда становится понятно, удалось нам получить нужное или нет), постконтакт (когда мы осмысляем и интегрируем полученный опыт). Цикл контакта может прерываться на любой стадии. Если мы ужасно боимся отвержения, мы можем прерывать цикл контакта на стадии преконтакта — и никогда не показывать свою уязвимость, избегать близости. Тогда основные техники гештальт-терапии будут направлены на то, чтобы исследовать, как человек строит цикл контакта, где и почему он выбирает его прервать.

О страхе перед контактом и социальной тревожности рассказывает гештальт-терапевтка Алёна Галицына:

Основные техники гештальт-терапии

Техники гештальт-терапии в работе с телом

Достаточно большое внимание в гештальт-терапии уделяется телесности. Во-первых, это способствует созданию целостности. На вопрос что ты чувствуешь? мы привыкли отвечать я думаю, что… Не говоря уже о том, чтобы осознавать и проживать чувства в теле. Концентрируясь на том, как чувство отражается в теле, гештальт-терапия возвращает человеку целостность, восстанавливает связь между интеллектуальным, эмоциональным, телесным. Во-вторых, очень часто через внимание к телу можно впервые обнаружить заблокированное чувство. Так, клиент, который говорит я ничего не чувствую, переключаясь на напряжение в плечах, попытку «уменьшиться» физически, поверхностное дыхание, — может обнаружить, что испытывает фоновый стыд. И после этого — работать с этим стыдом, используя другие приемы гештальт-терапии. Через тело можно научиться различать больше эмоций: стыд, от которого краснеешь и становится «горячо», может отличаться от стыда, от которого сжимаешься и перестаешь дышать. Иногда без телесного опыта эти отличия невозможно обнаружить и осознать.

Гештальт-терапия. Техники работы со сновидениями

В отличие от психоаналитических направлений, гештальт-терапия не интерпретирует сновидения, то есть не пытается их объяснить или соотнести с реальностью на уровне событий настоящего или прошлого. Вместо этого, персонажи и образы сна воспринимаются гештальт-терапией как отщепленные образы личности. Если очень упростить, сцена ссоры во сне — это «конфликт» между моими собственными потребностями или частями психики. Потерянная вещь — скорее потерянная часть меня, забытая или подавленная потребность, чем реальная потерянная вещь.

Вместе с терапевтом клиент пытается дать голоса этим частям, понять, о каких чувствах идет речь, о каких импульсах и потребностях говорит сон.

Техника гештальт-терапии «Пустой стул»

На уровне интенсивности и глубины переживаний есть большая разница между тем, чтобы говорить о своих чувствах описательно, — и тем, чтобы сказать о них прямо, обращаясь к тому, кто эти чувства вызывает. Техника гештальт-терапии «Пустой стул» предлагает представить рядом с собой значимого человека и адресовать послание прямо ему или ей, как будто человек присутствует в комнате. Это может вызывать очень сильные эмоции, поэтому терапевт присутствует и поддерживает во время эксперимента. На пустом стуле можно представить кого-то из родителей, партнера, друга. Можно обратиться к человеку, которого больше нет. Можно «завершить» историю отношений, если в реальности не удалось поговорить при расставании. Иногда эта гештальт-техника помогает подготовиться и настроиться на разговор, которому только предстоит состояться.

Техника гештальт-терапии «Два стула»

Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей, которые ставит перед собой гештальт-терапия. Методы гештальт-терапии при работе с внутренним конфликтом могут быть разными, но для начала обе «стороны» должны высказаться. Например, на один стул можно посадить критикующую часть, а на другой — творческую часть. Или можно провести диалог между «моралью» и «желаниями», если именно они конфликтуют. Не обязательно этот диалог приведет к примирению и гармонии с первой попытки, но это обязательно даст больше осознанности и понимания.

Речь и внимание к речи. Я-высказывания в гештальт-терапии

Любые гештальт-техники по умолчанию включают в себя осознанность, внимание к себе и своим чувствам и правильное распределение ответственности (то есть не пытаться контролировать неконтролируемое, но и не отрицать ответственности за свои выборы и действия). Всё это отлично можно проследить в речи. Так, гештальт-терапевт может заметить, что клиент не говорит от первого лица. Например, использует «обобщенное ты»: И вот тогда ты понимаешь, что тебя обманули, а потом ты чувствуешь себя таким одиноким…. Такая формулировка звучит абстрактно и обобщенно, формулировка Когда я поняла, что меня обманули, я почувствовала себя очень одинокой будет звучать и ощущаться намного мощнее. То же самое касается фраз она меня вывела из себя, коллеги меня проигнорировали, отец ведет себя глупо. Если мы переводим это в я-высказывания и говорим о том, что именно мы чувствуем в связи с поведением других, в чем нуждаемся и чего нам не хватает, — это продвигает нас намного дальше.

Гештальт-техники, направленные на экспрессию и воображение

Часто приемы гештальт-терапии включают творческие задания или задания на воображение. Терапевт может предложить нарисовать свой страх, нарисовать свою злость или какую-то часть своей личности («я, которая боится осуждения»). Даже если поначалу эта гештальт-техника ощущается странно, она дает результаты: во-первых, пока мы рисуем или пишем рассказ, мы проводим с этой эмоцией много времени, вслушиваемся и всматриваемся в нее, улавливаем скрытые детали. Во-вторых, мы интегрируем разные части себя: визуальные, телесные, эмоциональные, когнитивные. В-третьих, работая с такой метафорой, можно найти неожиданный инсайт. Например, что бы помогло этому персонажу, чего ему хочется, чего не хватает.

Методы гештальт-терапии для развития осознанности

Многие техники гештальт-терапии направлены на то, чтобы вернуть нас в настоящий момент. Привычка зацикливаться на прошлом или проваливаться в тревоги о будущем лишает нас присутствия в своей реальной, настоящей жизни. Гештальт-техники осознанности могут включать сканирование тела, когда мы постепенно осознаем, что чувствуют наши ступни, как они опираются на пол, поднимаемся выше по телу, пытаемся проследить боли или напряжения, отмечаем дыхание, проверяем, поверхностное оно или расслабленное, — и так проходим по всему телу. Это помогает ослабить тревогу и вернуться в настоящее.

Другие приемы гештальт-терапии предлагают проделать самые простые бытовые действия, но с максимальной степенью внимательности, — например, выпить чашку чая или помыть тарелку, полностью присутствуя в текущем моменте. Важно следить за всеми органами чувств (насколько теплая чашка, какими травами пахнет чай, какой он на вкус, меняется ли вкус со временем, вызывает ли он чувства или воспоминания, как тепло разливается по телу).

Такой же подход можно использовать в общении: слушать близкого человека, не отключаясь на размышления о вашем прошлом или совместном будущем, а полностью сосредоточившись на том, что происходит здесь-и-сейчас в каждом из вас и между вами.

Приемы гештальт-терапии и позиция гештальт-терапевта

В отличие от классического психоанализа, где психоаналитик занимает нейтральную позицию и не делится своими переживаниями, методы гештальт-терапии дают терапевту право и инструменты, чтобы говорить о тех чувствах, которые возникают в нем в процессе сессии. Но это не попытка «перетянуть внимание на себя» и, конечно, терапевт всегда делает это в интересах клиента. Например, клиент может рассказывать о ситуации, в которой над ним обидно посмеялись, при этом рассказывать это чуть ли не с улыбкой, как бы присоединяясь к обидчикам. Терапевт, который видит ситуацию со стороны, скажет когда я это слышу, мне становится очень печально и горько. Такая обратная связь может вернуть человека к его собственным чувствам, которых он стыдится или боится признать. Даже если клиент ответит Нет, никакой печали я здесь не ощущаю, меня это злит, это вызывает во мне огромную ярость, — это тоже будет значить, что человек вернулся к своим чувствам и готов прожить их.

Многие исследования показывают, что эффективность психотерапии определяют не только методики и техники, но и прочность и качество психотерапевтического альянса. В каком-то смысле исцеляют не методы гештальт-терапии, а сами отношения между двумя людьми. Часто терапевтические отношения становятся первым опытом взаимодействия без осуждения, без вины и манипуляций. Иногда терапевт — первый человек в опыте клиента, который способен выдержать злость или обиду, не пытаясь их отрицать или обвинять в ответ, то есть признает право клиента чувствовать то, что он чувствует. Такая валидация чувств (в том числе условно «негативных») делает человека устойчивее и свободнее в жизни — вне терапевтических сессий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Lady vita 50 финские витамины инструкция отзывы
  • Tronic t4x инструкция зарядное устройство по применению
  • Нифуроксазид таблетки инструкция по применению взрослым от чего назначают
  • Руководство часы касио протрек
  • Амоксициллин для кроликов инструкция по применению