Техническое руководство по регулировки клапанов

В двигателе что-то застучало, мощность падает. Кажется, что автомобиль скоро развалится. Скорее в автосервис? Нет, подождите, может мы и сами можем что-нибудь сделать. В данной статье мы перечислим признаки плохой регулировки зазоров в клапанном механизме двигателя и расскажем как регулировать клапана двигателя.

Для чего нужна регулировка клапанов?

У автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они так и называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или, как говорят ещё в народе, клапанный.

После нагрева двигателя, его детали расширяются. Следовательно, на холодном двигателе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.

Если клапаны неправильно отрегулированы, то это может привести к снижению эффективности работы двигателя и даже уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать. При больших же зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать и Вы услышите металлический стук.

Каждые 20-30 тыс.км нужно проверять и при необходимости регулировать клапана. Данные тепловых зазоров есть в любом руководстве по ремонту и обслуживанию автомобиля. Мы же приведем некоторые тепловые зазоры для отечественных автомобилей ВАЗ. Заметьте, что для впускного и выпускного клапанов, а иногда и для разных цилиндров зазоры РАЗНЫЕ!

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Для того, чтобы проверить и отрегулировать зазор, двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом, определенной толщины, регулировка производится поворотом регулировочных винтов коромысел (на автомобилях ВАЗ, кроме -08, -09, «десяток», — головкой регулировочного болта) в требуемую сторону.

Для того, чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который Вы собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.

Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку. Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно.После затяжки проверьте снова зазор. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходит в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте зазор точнее.

Затем, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленвал следует поворачивать ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО за ручку «кривого стартера» (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал и за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.

Регулировка клапанов на двигателях ВАЗ

Проверка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала: 1 — щуп; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка регулировочного болта.

В таких двигателях порядок регулировки клапанов следующий. Проворачиваете коленвал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипников. В это положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (соответственно, 8-й и 6-й кулачки).

Держите регулировочный болт рычага гаечным ключом, другим ключом ослабьте контргайку. Добейтесь необходимого зазора с помощью регулировочного болта. Затяните контргайку. Щуп должен входит в зазор с легким защемлением.

На автомобилях (а точнее в их двигателях) ВАЗ-2109, -09, -10 и т.д. тепловые зазоры регулируют с помощью регулировочных шайб. Они бывают толщиной от 3 до 4,5 мм.

После того, как Вы отрегулировали зазоры в клапанном механизме, запустите двигатель и послушайте его работу на различных режимах. При регулировке важно и то, чтобы клапаны были правильно притерты. Также клапаны не должны быть разбиты на концах и зазор во втулках не должен превышать нормальный.

Если двигатель работает ровно и бесперебойно, значит, он в нормальном состоянии. Появление же любых посторонних звуков говорит о возможных неисправностях его деталей. Довольно часто слышится стук клапанов. Его причина, вероятнее всего, заключается в плохо отрегулированных зазорах. Предлагаем некоторые рекомендации, как отрегулировать клапана своими руками.

Зачем требуется регулировать клапана

В двигателе работу каждого цилиндра «обеспечивают» 2 клапана – впускной и выпускной и газораспределительный (клапанный) механизм, приводящий их в действие. Хотя на практике в современных двигателях используется и большее количество клапанов. Естественно, что работающий двигатель нагревается, и в соответствии с законами физики все его детали расширяются. С учетом этого между ними предусматривается наличие строго отрегулированных зазоров. Например, между клапанами и их седлами.

Неправильная регулировка клапанов чревата снижением эффективности работы двигателя, а также более быстрым износом его деталей. К примеру, слишком маленькие зазоры между клапанами и их седлами приводят к подгоранию обоих. А чересчур большие не позволяют полностью открываться клапанам. В результате существенно падает мощность движка и его работу сопровождает металлический стук.

Поэтому производить проверку и, если требуется, регулировку клапанов рекомендуется поле наезда очередных 20-30 тыс. км. И не обязательно для этого ехать на СТО, ведь регулировка клапанов своими руками не так уж и сложна. А информация о тепловых зазорах имеется в руководстве по ремонту автомобиля.

Порядок регулировки клапанов

Регулировку клапанов выполняют исключительно при холодном двигателе. Для этого потребуется плоский щуп необходимой толщины и незамысловатые слесарные инструменты. Заметим также, размеры зазоров впускного и выпускного клапанов различны!

  1. Выберите цилиндр, клапана которого нуждаются в регулировке.
  2. Установите его, заранее отрегулированный, поршень в мертвой (верхней) точке сжатия, в которой оба клапана плотно закрыты, а их коромысла свободно качаются в пределах зазора.
  3. Слегка отвинтите контргайку на регулировочном болте.
  4. Используя заготовленный щуп, путем вращения регулировочного болта установите зазор необходимых размеров.
  5. Затяните контргайку.

Примечание:

Выполняя перечисленные операции, следует строго следить за точностью регулировки зазора. Щуп должен входить в него с небольшим усилием. Иначе, после затягивания контргайки зазор изменится.

По окончании этой работы, путем поворота коленвала на пол-оборота (лучше пусковой рукояткой и исключительно по часовой стрелке) перейдите к регулировке зазоров в клапанах других цилиндров. Причем, в порядке их работы. Например, для 4-х цилиндрового двигателя – 1-3-4-2.

Свои специфические особенности имеет как регулировка клапанов инжекторных двигателей, так и регулировка клапанов дизельных двигателей. При этом основная сложность этих операций заключается в четком их выполнении. Информация о них на примере конкретных автомобилей широко изложена в Интернете

С развитием автомобилестроения и изобретением гидрокомпенсаторов – устройств, автоматически регулирующих тепловые зазоры клапанов двигателя, необходимость в какой-либо дополнительной регулировке клапанов отпала. К тому же и двигатели с гидрокомпенсаторами клапанов работают значительно тише, а о стуке клапанов можно просто забыть.

Двигатели практически всех современных автомобилей оснащаются этими устройствами. Но и владельцам предыдущих моделей отечественных авто неплохо бы позаботиться о более стабильной работе их газораспределительных механизмов. Т.е., гидрокомпенсаторы клапанов купить и установить на свой автомобиль. Это можно сделать, как на любой СТО, так и самостоятельно. Мы бы рекомендовали приобрести гидрокомпенсаторы AJUSA, соответствующие мировым стандартам.

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Производитель Артикул Наименование
AJUSA 85000100 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85000500 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85001100 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85001800 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85002200 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85003600 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85004400 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85008600 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85009700 Гидрокомпенсатор
AJUSA 85014200 Гидрокомпенсатор

На видео ниже приведен пример самостоятельной регулировки клапанов двигателя на Renault Logan.

Купить гидрокомпенсаторы большинства известных мировых брендов и другие запчасти можно в магазинах IXORA. Консультативную помощь в выборе товара всегда окажут наши менеджеры.

Полезная информация:

  • Почему стучит в двигателе автомобиля и можно ли по стуку определить его причины 
  • Причины нестабильной работы двигателя на холостом ходу

Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЯ

В этой статье мы рассмотрим способ регулировки зазоров клапанов и узнаем, как отрегулировать клапана двигателя самому.

зачем и КАК регулировать КЛАПАНа?

Как вы уже, наверное слышали, в каждом цилиндре есть выпускной и впускной клапан. Впускной клапан отвечает за впуск горючей смеси, а выпускной клапан за выпуск отработавших газов. За своевременное открытие и закрытие клапанов отвечает газораспределительный механизм (или клапанный механизм).


Регулировка клапанов очень важный процесс, ведь при неправильных зазорах эффективность работы двигателя снижается в разы, не говоря уже о том, что это влияет на ресурс двигателя.

Что будет, если будут маленькие зазоры клапанов?

Маленькие зазоры клапанов будут приводить к подгоранию седел клапанов.

Что будет, если будут большие зазоры клапанов?

Большие зазоры клапанов будут приводить к неполному открытию клапанов, что будет сказываться на мощности двигателя. Увеличенные зазоры клапанов можно распознать по характерному металлическому стуку. Шумы в двигателе могут сигнализировать о неисправности ГРМ.

Как часто надо регулировать клапана?

Клапана регулируются каждые 20-30 тыс. км. в соответствии  с руководством по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

Мы рассмотрим на примере тепловые зазоры для регулировки клапанов автомобилей ВАЗ. Как правило, для впускного и выпускного клапанов тепловые зазоры разные.

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ

Регулировку клапанов проводят на холодном двигателе. Для проверки теплового зазора следует воспользоваться специальным инструментом – плоским щупом. Отрегулировать тепловой зазор можно поворачивая регулировочные винты коромысел клапанов (или головкой регулировочного болта на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110).

Последовательность регулировки зазоров клапанов двигателя


Прежде чем начать регулировку, установите поршень цилиндра в ВМТ (верхнюю мертвую точку) в такт сжатия. При этом положении оба клапана регулируемого цилиндра должны быть закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.


После этого потихоньку отпускайте контргайку на регулировочном винте или болте. С помощью плоского щупа и регулировочного винта регулируйте необходимый зазор, после чего затяните контргайку. 

«Следите за тем, чтобы во время затяжки контргайки не изменить установленный зазор».

После затяжки контргайки необходимо снова проверить тепловой зазор. Для проверки зазора используйте щуп. Щуп должен проходить в него с небольшим усилием, если такого ощущения не возникает, а он проходит очень легко или очень тяжело, надо отрегулировать зазор заново.

Чтобы отрегулировать тепловой зазор в остальных клапанах, необходимо провернуть коленчатый вал на пол оборота. Во время регулировки следует учитывать порядок работы цилиндров двигателя (1-3-4-2). Коленчатый вал проворачивайте за болт крепления шкива привода генератора.

РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ НА ДВИГАТЕЛЯХ ВАЗ СВОИМИ РУКАМИ

reg klapan Проверка зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала: 1 — щуп; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка регулировочного болта.

Порядок регулировки клапанов

  1. Проворачиваете коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, покаметка на звездочке распределительного вала не совпадет с меткой на корпусе подшипников. В этом положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (то есть 8 и 6 кулачки).
  2. С помощью гаечного ключа зажмите регулировочный болт рычага, и в это время с помощью другого ключа ослабьте контргайку. Установите требуемый зазор регулировочным болтом, затяните контргайку. Щуп должен входить в зазор с легким сопротивлением.
    На двигателях автомобилей ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2110 тепловые зазоры регулируются регулировочными шайбами.
  3. После регулировки зазоров в клапанном механизме, запустите двигатель и внимательно послушайте его на различных режимах работы. При регулировке клапанов следует учесть, что клапана должны быть правильно притерты (что такое притирка клапанов), а зазоры не должны превышать допустимые.

Если некоторые детали вам непонятны или вы не до конца понимаете работу газораспределительного механизма, вам следует прочитать статью про устройство газораспределительного механизма.

Содержание

  • Что такое регулировка клапана?
  • Зачем необходима регулировка?
    • Таблица величина зазоров-неисправности
  • Какие бывают виды регулировок?
    • Автоматическая установка зазоров
    • Регулировка винтами
    • Регулирование шайбами и толкателями
  • Какие симптомы могут свидетельствовать об изменённых зазорах?
  • Как часто надо настраивать зазоры и, какой их размер должен быть?
  • Порядок регулировки винтами
    • Порядок проведения работ:
  • Регулирование шайбами
  • Регулирование рейкой с индикатором
    • Прядок выполнения работ

Пора ремонтировать автомобиль

Открытый капот автомобиля. Мастер деловито слушает звук работающего двигателя, а затем выносит серьёзный вердикт – «клапаны надо регулировать». Для многих автовладельцев, особенно тех, кто приобрёл автомобиль совсем недавно, эти слова непонятны.

Что такое регулировка клапана?

Функционирование ДВС основано на подаче внутрь цилиндров топлива и выводе после его воспламенения и прогорания отработанных газов. Управляет этими процессами распределительный вал. В его конструкции имеются кулачки которые сами или через специальные коромысла давят на нижние части клапанов.

Устройство клапанов ДВС

С прогревом во время работы ДВС температура его узлов растёт, металл расширяется и детали несколько увеличиваются в размере. Для компенсации этого расширения металла необходимы тепловые зазоры, которые надо время от времени проверять на соответствие требованиям техдокументации и если необходимо, отрегулировать.

Это мероприятие получило название «регулировка клапанов», хотя правильнее называть его «регулирование тепловых зазоров».

Зачем необходима регулировка?

Правильно настроенные зазоры после прогрева двигателя уменьшаются, обеспечивая точную регулировку фаз газораспределения, что способствует продолжительному рабочему ресурсу деталей. По мере эксплуатации глубина просадки клапанов в сёдлах увеличивается, коромысла и сами кулачки изнашиваются, а значит, нарушается распределение фаз газораспределения и износ увеличивается.

Большие зазоры проводят к возникновению посторонних шумов во время работы ДВС и, если их вовремя не привести к норме, то они будут продолжать увеличиваться, что будет негативно отражаться на состоянии узлов и деталей силового агрегата, например, может оказаться повреждёнными клапаны или толкатели.

Ещё опасней ситуация противоположная, когда зазоры отсутствуют или критически малы. В этих случаях возникают серьёзные перебои в работе ДВС с возможным возникновением неисправностей, таких как поломки деталей. При отсутствии зазоров клапаны оказываются полностью не закрытыми, топливная смесь не до конца сгорает, а в образовавшееся пространство прорываются раскалённые газы, которые повреждают детали. Эти процессы являются необратимыми. Даже если после этого отрегулировать зазоры, рано или поздно капитальный ремонт неизбежен.

Все неисправности, которые могут возникнуть вследствие неправильных зазоров, можно свести в таблицу.

Таблица величина зазоров-неисправности

Величина зазора
Последствия
Большие зазоры
– снижение срока службы деталей;
– расклёпывание;
– появление сколов на торцах;
– повреждение толкателей.
Малые зазоры или их отсутствие
– прогар клапанов;
– разгерметизация цилиндров;
– повреждения тарелок;
– повышенные нагрузки на ремень ГРМ;
– активизация процессов коррозии и окисления.

Какие бывают виды регулировок?

Автоматическая установка зазоров

Большинство современных автомобилей оснащены гидрокомпенсаторами. Это устройства, которые отвечают за поддержания теплового зазора за счёт использования давления моторного масла. Сами по себе гидрокомпенсаторы не нуждаются в каких-либо регулировках. Главное – следить за тем, чтобы они были не забитые грязью и всегда находились в рабочем состоянии. Надо понимать, что ели неисправность этого устройства не была обнаружена своевременно, то допускается, что регулировки зазоров могли сбиться, поэтому лучше их проверить и если необходимо, восстановить.

Гидрокомпенсатор

Устройство гидрокомпенсатора

Регулировка винтами

Способ регулировок специальными винтами без использования каких-либо дополнительных деталей, причём в подавляющем большинстве случаев разборки ГБЦ не требуется.

Регулировка клапанов винтами

Как отрегулировать клапана

Регулирование шайбами и толкателями

Распространённый, но достаточно сложный способ регулирования зазоров. Проблема в том, для того чтобы выставить новый зазор, толкатель надо снять, а на его место установить новый соответствующего размера. При этом может потребоваться разборка с демонтажём распредвала.

Регулировка клапанов шайбами и толкателями

Шайбы для регулировки клапанов

Какие симптомы могут свидетельствовать об изменённых зазорах?

Основными симптомами, указывающими на необходимость регулировки, являются следующие:

– потеря мощности ДВС;
– характерные металлические стуки и другие шумы во время работы силового агрегата;
– повышенный расход топлива;
– неустойчивые обороты.

Как часто надо настраивать зазоры и, какой их размер должен быть?

Интервалы настройки клапанов не определены. Они зависят от многих факторов: марка авто и двигателя, режим эксплуатации, пробег и т.д. Для каждого двигателя их величину автопроизводитель указывает в техдокументации или на своём официальном сайте.

В качестве примера можно привести таблицу зазоров, установленных для двигателей HONDA GX

Размеры зазоров для Honda

Величины зазоров небольшие. Они не превышают десятые доли одного миллиметра. Обычно они колеблются в пределах 0.09-0.4мм. Определяются они с помощью щупа. Как правило, это наборы с шагом пять сотых миллиметра. Надо учитывать, что зазоры на впускных клапанах обычно меньше, чем на выпускных. Объясняется это тем, что вторые нагреваются значительно сильнее, поэтому и зазоры в них больше.

Что касается периодичности проверки, то существуют усреднённые интервалы, принятые практикой эксплуатации и обслуживания двигателей. Для винтовой регулировки принимают интервал каждые 10-40 тыс. км, а для регулировки посредством шайб и толкателей – 20-100 тыс. Интервалы проверок зависят от многих обстоятельств, например, когда двигатель работает с большими нагрузками и в экстремальных режимах, регулировку лучше производить чаще.

Порядок регулировки винтами

Для того чтобы объяснить, как регулируются клапана, можно обратиться к классике и рассмотреть регулировку клапанов ВАЗ2107.

двигатель ВАЗ клапана

регулировка клапанов ВАЗ

Обычно необходимость регулирования клапанов возникает при резком падения мощности ДВС и появлении характерных металлических стуков на низких или высоких оборотах. Перед началом мероприятий двигателю дают остыть. Все работы должные проводиться на холодном ДВС. Клапаны в силовом агрегате этой модели открываются посредством передачи давления на шток рычага, который двигается эксцентричным кулачком распредвала. Регулированию подлежит зазор, который образован между кулачком в месте, противоположном эксцентрику, и самим рычагом.

При проведении работ руководствуются таблицей.

Ширина зазоров ВАЗ

Непосредственно регулировка начинается с выставления поршня четвёртого цилиндра в ВМТ. Это состояние сжатия. В этой точке оба клапана закрыты. Затем проворачивается коленвал до встречи метки, нанесённой на звёздочке с меткой на корпусе. Для контроля применяется щуп 0.15мм и два ключа – на 13 и 17.

Порядок проведения работ:

– щуп вставляется в промежуток между кулачком и рычагом клапана №6 по очереди;
– если он вставляется с усилием, то это норма;
– если же он болтается или, наоборот, застревает или просунуть его вообще невозможно, то требуется регулировка;
– уменьшение или увеличение величины зазора проводится путём фиксации регулировочного болта, отпуска контргайки и поворачивания болта. Таким образом будет проведена регулировка клапанов №№6, 8.

Как отрегулировать клапана ВАЗ

Такие же манипуляции проводятся для каждого клапана путём проворачивания коленвала каждый раз на угол 180° от предыдущей точки, что соответствует повороту распредвала на 90°. При каждом таком повороте осуществляются замеры и если необходимо регулирование следующих клапанов:

– 180° – №№4, 7;
– 360° – №№1, 3;
– 540° – №№5,2.

Порядок регулирования соблюдается в строгой последовательности. Если её нарушить, то все настройки газораспределительной системы будут сбиты. При наличии достаточных навыков регулирование клапанов самостоятельно сложностей не вызывает. Цена вопроса – 0 рублей.

Регулирование шайбами

В случаях, когда регулирование должно проводиться не винтом, а шайбой, что характерно для большинства переднеприводных автомобилей, то операции подобны настройкам клапанов ВАЗ. Т.е. коленчатый вал проворачивается до совпадения меток. Зазор подбирается шайбой с соответствующей маркировкой.

img-4d9094c2885cb9721b21faa722b88139.jpg

регулировка клапанов ВАЗ

В зависимости от необходимости увеличить или уменьшить зазор подбирается и шайба определённого размера. Если маркировка отсутствует, то используется штангенциркуль или микрометр.

Регулирование рейкой с индикатором

Существует также способ настройки зазоров с помощью индикатора и рейки. Он пользовался большой популярностью в СССР. Такой способ позволяет учитывать выработку деталей, поэтому применяется на силовых агрегатах авто с большим пробегом.

набор для регулировки клапанов

регулировка клапанов при помощи индикатора и рейки

Прядок выполнения работ

– прокручивается коленвал до совпадения меток;
– специальная рейка фиксируется на ГБЦ;
– на рейке крепится индикатор, а его лапка устанавливается на кулачок;
– специальным захватом цепляется кулачёк распредвала и тянется вверх, при этом стрелка индикатора при нормальной температуре проходит пятьдесят два деления;
– если значение прохождения стрелки отклонено, то необходимо проводить регулировки винтом или шайбами в зависимости от модели силового агрегата.

Главная задача нормальной эксплуатации ДВС – сохранить проектный размер тепловых зазоров клапанов, создать абсолютную герметичность цилиндров, сберечь детали от преждевременных повреждений, обеспечить высокую эффективность силового агрегата.

Все эти мероприятия актуальны как для легковых автомобилей и мотоциклов, так и для больших машин, например КАМАЗов. Просто требуется соблюдать ряд правил, к которым относятся мероприятия, направленные на устранение неисправности, ведущих к неполному сгоранию топлива. Надо использовать только качественное моторное масло, своевременно менять масляные и топливные фильтры, следить за состоянием ГРМ, доверять обслуживание двигателя проверенным мастерам. Поверьте, лучше лишний раз убедиться в том, что зазоры клапанов находятся в норме и при необходимости их отрегулировать, чем получить серьёзные проблемы, связанные с капитальными работами на двигателе, требующими больших затрат средств и времени.

Если у вас есть вопросы, связанные с использованием масел и других продуктов Супротек, звоните. Наши специалисты всегда на них ответят, предоставят профессиональные консультации и помогут с выбором.

4.1.
Снять колпак головки цилиндров.

4.2.
Вращая коленчатый вал, установить
поршень 1-го цилиндра в положение,
соответствующее концу такта сжатия.

4.3.
С помощью набора щупов измерить зазоры
между бойками коромысел и торцами
клапанов 1-го цилиндра. Результаты
измерений занести в таблицу 3.1.

4.4.
Если зазор выходит за установленные
пределы, необходимо его восстановить.
Для этого необходимо отдать контргайку
регулировочного винта на коромысле
клапана и вращением винта установить
требуемый зазор. После этого затянуть
контргайку и снова проверить зазор
щупом, поворачивая штангу толкателя
вокруг её оси. Результаты измерений
занести в таблицу 3.1. Заедание или тугое
проворачивание штанги вокруг оси
свидетельствует о её чрезмерном
искривлении.

4.5.
В описанной выше последовательности
проверить и отрегулировать зазоры у
клапанов остальных цилиндров дизеля.
Регулировку рекомендуется производить
в последовательности, соответствующей
порядку работы цилиндров.

4.6.
Установить колпак головки цилиндров.

Таблица
3.1 – Зазоры в клапанном механизме

Цилиндр

1

2

3

4

5

6

Зазор,

До
регулировки

мм

После
регулировки

5. Проверка углов открытия и закрытия клапанов

5.1.
Определить положение ВМТ и НМТ первого
цилиндра методом двух засечек. Для этого
при снятой форсунке через форсуночное
отверстие в полости цилиндра устанавливается
измеритель положения поршня
(микрометрическая головка). Вращая вал,
по шкале измерителя замечают положение
поршня, недошедшего до ВМТ на угол
50…70 ПКВ
и делают отметку на маховике. Далее,
вращая вал, переводят поршень через ВМТ
и останавливают его в положении, при
котором показание измерителя будет
прежнее. Полученную на маховике дугу
между двумя засечками делят пополам и
получают таким образом положение ВМТ.
Аналогичным образом определяется
положение НМТ.

5.2.
Установить поршень первого цилиндра в
положение ВМТ конца сжатия (при этом
оба клапана цилиндра закрыты). Медленно
поворачивая вал по направлению вращения,
установить положение начала открытия
выпускного клапана. Начало открытия
(конец закрытия) клапана определяются
моментом «закусывания» (освобождения)
листка тонкой бумаги (кальки или
папиросной бумаги), вставленной в зазор
между бойком коромысла и торцом штока
клапана. Продолжая вращение коленчатого
вала, аналогичным образом последовательно
измерить углы начала открытия впускного,
конца закрытия выпускного и впускного
клапанов. Результаты измерений занести
в таблицу 3.2. При этом коленчатый вал
повернется на два полных оборота.

5.3.
В описанной выше последовательности
произвести измерения для остальных
цилиндров двигателя. Результаты измерений
занести в таблицу 3.2.

5.4.
Проанализировать результаты измерений.
При нормально отрегулированном механизме
газораспределения действительные
значения углов открытия и закрытия
клапанов отличаются от паспортных
данных не более чем на +3 ПКВ.
В противном случае необходимо установить
существует ли закономерность обнаруженных
отклонений. Если по всем клапанам имеется
раннее или позднее открытие или закрытие,
то это указывает на то, что для
восстановления фаз газораспределения
необходимо повернуть распределительный
вал в ту или иную сторону при неподвижном
коленчатом вале. Отсутствие закономерности
в обнаруженных отклонениях от паспортных
значений свидетельствует либо о
неточности измерений, либо о нарушении
зазоров в клапанных механизмах, а также
о различии условий работы механизмов
газораспределения в различных цилиндрах
двигателя.

Таблица
3.2 – Зазоры в клапанном механизме

Цилиндры

1

2

3

4

5

6

Впускной

Угол
открытия до ВМТ, ПКВ

клапан

Угол
закрытия за НМТ, ПКВ

Выпускной

Угол
открытия до НМТ, ПКВ

клапан

Угол
закрытия за ВМТ, ПКВ

Соседние файлы в папке СДВС для студентов ЗСМ

  • #
  • #

    08.02.201617.34 Mб50Камкин и др. Эксплуатация судовых дизелей.tif

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    08.02.201619.14 Mб89Самсонов Худов ДВС морских судов.tif

  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сделать денежное дерево своими руками из монет пошаговая инструкция
  • Пульсометр lk87 инструкция на русском языке
  • Starline a91 инструкция по установке pdf
  • Тс 30 бсс руководство по эксплуатации
  • Руководство труда водителей