Технические средства используемые в диспетчерском руководстве

Для
того чтобы обеспечить протекание
производственного процесса в заданных
календарных параметрах очень важно
получить своевременную информацию о
ходе производства. Для этого используются
т.н. технологические средства
производственного диспетчирования.
Какие бы технические средства не
применялись – громкоговорящая связь,
световые табло или современная сотовая
связь, задачи
средств технической информации следующие:

1)
получение информации;

2)
передача информации;

3)
фиксирование полученной информации;

4)
обработка и анализ полученной
информации;

5)
сохранность информации;

6)
сигнализация о неполадках и сбоях.

На
предприятиях, где существуют отделы
АСУП, разрабатываются собственные
программы, учитывающие особенности
производства, структуру управления и
задачи, поставленные перед каждым
руководителем и исполнителем, указанные
в должностной инструкции.

Контроль
и регулирование в реальном масштабе
времени возможно лишь на основе применения
современного технического оснащения
диспетчерской службы.

В
практике диспетчеризации на предприятиях
применяются следующие виды технического
оснащения:

а)
административно-производственная связь
(специальная телефонная, телеграфная,
фототелеграфная и радиосвязь);

б)
поисковая, вызывная и производственная
сигнализация;

в)
средства отображения процессов
производства и управления (диспетчерские
пульты, промышленное телевидение,
контрольные доски-графики и картотеки,
звукозаписывающая аппаратура, дисплеи
и др.).

Специальная
диспетчерская телефонная связь

отличается от обычной тем, что в ней
применяются коммутаторы, позволяющие
подключить к диспетчерскому пункту ряд
абонентских точек и вести одновременно
переговоры с ними (40, 60, 70 и более
абонентских точек). Для этого используются
диспетчерские коммутаторы (общезаводские
или цеховые).

Общезаводской
коммутатор

позволяет диспетчеру и оператору вести
независимо друг от друга одновременные
разговоры с несколькими абонентами;
диспетчеру — разговаривать с помощью
не только микротелефонной трубки, но и
настольного микрофона и репродуктора
(громкоговорящий прием); проводить
диспетчерские совещания с любым
количеством участников (в пределах
емкости коммутатора) и вести циркулярную
передачу сообщений, т. е. передавать их
одновременно в несколько пунктов.

Для
дистанционной передачи различных
сводок, рапортов, графиков, диспетчерских
распоряжений используются факсы.
Для двусторонней связи с перемещающимся
объектом применяются пейджеры,
мобильные телефоны, радиофоны.

Поисковая
сигнализация
служит
для целей быстрейшего нахождения на
территории предприятия и вызова
требуемого работника. С этой целью на
рабочих местах и в различных точках
предприятия устанавливаются устройства
для подачи звуковых, световых или
комбинированных сигналов. Каждому
работнику, разыскиваемому поисковой
сигнализацией, присваивается определенный
сигнал. При необходимости отыскать того
или иного работника все устройства дают
сигнал, присвоенный данному работнику.
В ответ на этот сигнал работник немедленно
должен связаться с диспетчером завода.
Для этих целей применяются и селективные
беспроволочные устройства индивидуального
вызова.

Вызывная
сигнализация

предназначена главным образом для
организации текущего оперативного
обслуживания рабочих мест и участков.
При помощи вызывной сигнализации рабочий
имеет возможность передать в диспетчерский
пункт цеха или непосредственно
обслуживающему участку условный сигнал
о необходимости срочной доставки
материалов, инструмента, а также вызвать
контролера, наладчика, смазчика и т. п.
Для этого на рабочих местах или возле
группы рабочих мест устанавливается
датчик-манипулятор. Определенные
импульсы датчика посылаются в диспетчерский
пункт на особое табло, где возникает
условный сигнал, какая именно помощь
должна быть немедленно оказана тому
или иному рабочему месту.

Производственная
сигнализация

представляет собой различного рода
счетные и регистрирующие приборы,
которые автоматически передают показания
с рабочих мест на диспетчерский пункт.
С помощью автоматической сигнализации
диспетчер получает сведения о начале
и конце работы конвейера, простоях
оборудования, выработке отдельных
производственных агрегатов, часовом
выпуске изделий и т. п.

На
крупных автомобильных заводах

создаются системы, позволяющие
осуществлять диспетчеризацию в реальном
масштабе времени, главной особенностью
которых является разработка интегрированной
базы данных всего предприятия с
возможностью доступа к различным
массивам информации. Работа системы
осуществляется в режиме «советчика»
(составление сменно-суточных заданий
на сборку автомобилей, на изготовление
и подачу узлов на главный конвейер,
выявление дефицита), а также в режиме
«запрос-ответ». Во втором режиме система
дает возможность диспетчерскому
персоналу в любое время получить
информацию о ходе изготовления изделий,
главных узлов и командной номенклатуры
деталей, о степени обеспеченности сборки
машин, о работе сборочных конвейеров,
автоматических линий и т. п. Система
осуществляет следующие функции:

* учет
номенклатуры выпускаемых изделий в
цехах основного производства;

*
учет времени простоев контролируемого
оборудования в пределах фонда рабочего
времени;

* сигнализацию
о причинах простоев контролируемого
оборудования.

Для
сбора информации на контролируемом
технологическом оборудовании
устанавливаются датчики.
Пульты ручного ввода

осуществляют взаимодействие системы
с персоналом производственных цехов.
В каждом цехе установлены конденсаторы
сигналов, подключенные к петлевой линии
связи, охватывающей группу цехов.

Информация
выдается системой в АСУП. Система
позволяет на основании вырабатываемой
ею информации вести оперативный контроль
и управление производством.

Использование
в процессе диспетчерского контроля и
оперативного руководства производством
комплекса технических средств сигнализации
и связи возможно при соответствующем
устройстве и оснащении рабочего места
диспетчера и оператора в диспетчерском
пункте. Для этого применяются так
называемые диспетчерские пульты,
представляющие собой стол специального
устройства с вмонтированными и него
приборами и аппаратурой связи, сигнализации
и дистанционного контроля. Обычно
диспетчерский пульт оборудуется также
диспетчерским щитом, на котором
располагаются контрольные графики и
другие приспособления для наглядного
оперативного учета и наблюдения зa
ходом производства.

Оснащение
диспетчерской службы телевизионными
установками

позволяет диспетчерскому аппарату и
руководству завода дистанционно
наблюдать за работой участков.

Использование
комплекса современных технических
средств в сочетании с ЭВМ значительно
повысили эффективность оперативного
управления производством.

В
зависимости от специализации,
производственной структуры предприятий,
масштабов выпуска продукции, принятых
систем планирования и других причин
состав работ и расчетов в АСУП на каждом
предприятии может быть различным.

Независимо
от этого некоторые из них по форме,
содержанию и методике решения выполняются
на всех машиностроительных предприятиях,
т. е. являются стандартными, другие —
только на ряде предприятий. Имеют место
и оригинальные решения задач планирования
и управления. Конкретное выражение
перечисленных выше признаков для одних
и тех же задач, но выполняемых на разных
предприятиях позволяет выявить степень
типизации их решения и тем самым
определить по каждой функциональной
подсистеме перечень типовых задач, т.
е. используемых при определенных условиях
организации, планирования производства
и управления предприятием, и стандартных,
для которых эти условия одинаковы на
всех предприятиях.

Как
конечные, так и промежуточные результаты
выполненных работ и расчетов несут свою
«функциональную нагрузку», т. е.
используются для принятия решений по
управлению тем или иным объектом, для
целей учета, контроля, анализа или служат
дополнительной исходной информацией
при решении других задач.

Многие
из работ и расчетов АСУП, особенно из
числа комплексных и сложных задач
планирования и управления, включают
отдельные элементы, которые многократно
используются при решении других задач.

Каждый
расчет, как и непосредственно блок,
имеет четкое и однозначное определение
(название), которое по существу выражает
какую-то цель. Например, расчет нормативного
размера партии запуска деталей в
обработку, формирование программы
запуска деталей и т. д. Однако, несмотря
на однозначность в названии работ,
выполняемых для аналогичных или
одинаковых объектов, их методическое
решение может быть осуществлено
различными способами. Это объясняется
многообразием типов производства,
разновидностью организации производственных
процессов, систем планирования, методов
решения задач и т. д.

Система
блоков, из которых должны компоноваться
АСУП или отдельные подсистемы для
различных условий применения, представляет
собой по существу набор методик решения
задач управления производственно-хозяйственной
деятельностью предприятия с программами
их реализации на ЭВМ.

В
оперативно-производственном планировании
особое внимание уделяется автоматизированной
системе управления сборочным производством.

Основная
задача управления сборкой состоит в
определении оптимальной очередности
запуска на сборку изделий различных
модификаций в условиях различных
производственных ситуаций, а также в
обеспечении сборки этих модификаций в
установленной очередности деталями,
узлами, которые должны быть поданы в
определенный момент в требуемое место.

Для
решения этих задач автоматизированная
система управления сборочным производством
обеспечивает:

  • составление
    графиков сборки изделия и подборки
    главных узлов;

  • непрерывный
    учет хода производства по всем этапам
    главной сборки;

  • управление
    системой подвесных толкающих конвейеров;

  • контроль
    за наличием деталей и узлов на складах;

*
своевременную регистрацию отклонений
от запланированного хода производства;

  • запрос
    и выдачу справок о текущем состоянии
    производства;

  • обработку
    данных и выдачу сопроводительной
    документации на изделие.

Автоматизированная
система управления сборочным производством
как самостоятельная система взаимодействует
с АСУП. Ежедневно она выдает в АСУП
сменно-суточные графики подачи главных
узлов, информацию о дефиците узлов и
деталей, подаваемых на главный конвейер,
и о фактическом выпуске изделий.

Непрерывный
учет в процессе сборки изделий ведется
по отдельным технологическим переходам,
таким, как запуск на сборку, выход со
сборочной линии и т. п. Данные по учету
вводятся с терминальных устройств.
Оперативный учет ведется в разрезе зон,
на которые разделены производственные
подразделения, в реальном масштабе
времени.

Управление
системой позволяет осуществлять
синхронизированную подачу главных
узлов в определенные зоны сборочных
линий в соответствии с очередностью
сборки изделий конкретных наименований.

Система
автоматически осуществляет транспортировку,
хранение и сортировку всех главных
узлов.

Контроль
за наличием деталей и узлов на складах
и регулирование их подачи в цех ведутся
по дефициту. Система составляет и
обновляет учетные списки состояния
складов, контролирует заделы по
минимальному и максимальному уровням.

Контроль
за отклонениями, такими, как сборка
незапланированных изделий, отклонение
от минимального уровня заделов и др., в
ходе производства осуществляется
системой в реальном масштабе времени.
В случае возникновения сбоев информация
автоматически выводится оператору
системы на телетайп отклонений для
принятия экстренных мер по их ликвидации.

Запрос
и выдача справок о ходе производства
осуществляется в процессе сборки. Выдачу
справок о ходе производства система
осуществляет в реальном масштабе времени
автоматически. Системой предусмотрены
локальная обработка данных по управлению
главной сборкой и выдача отчетных
документов о состоянии:


производства по технологическим
переходам по окончании смены, суток,
месяца;


запасов мелких узлов, деталей и главных
узлов.

Значительно
упростить работу с информационными
ресурсами позволяют возникшие и
развивающиеся Интернет-технологии. Для
оперативно-производственного планирования
и регулирования хода производства особо
важное значение имеет осуществляющийся
перенос этих технологий на корпоративные
сети и сети предприятий и учреждений.
Так возникли интрасети и сети по
технологии Интернет. В отличие от
Интернет, по самой своей природе
являющегося средой передачи данных для
массового использования, интрасети —
системы с ограниченным кругом пользователей
(как правило, их пользователи — работники
одного предприятия или организации).
Позаимствованные у Интернет технологии,
их простой и удобный интерфейс делают
интрасети весьма перспективными для
предприятий, в том числе для целей
оперативно-производственного планирования
и регулирования производством.
Открывающиеся возможности структуризации
корпоративных информационных ресурсов
и предоставление доступа к ним нужным
сотрудникам может привести к существенному
росту эффективности работы с информацией.
Это в свою очередь повысит эффективность
принимаемых решений и эффективность
предприятия в целом.

Возможности
MES-системы Zenith SPPS

Ввод
данных

Zenith
SPPS как и большинство развитых информационных
систем, предполагает несколько способов
ввода исходных данных:

-непосредственный
«ручной» ввод данных при помощи
интерфейсных средств системы;

-загрузка
данных при помощи специализированной
DLL;

-настраиваемый
средствами интерфейса системы импорт
информации из одной или нескольких
реляционных баз данных, используемых
другими информационными системами;

-импорт
из модуля технологической подготовки
Zenith TECH.

Возможна
также загрузка информации непосредственно
в базу данных системы внешней программой.
Обычно на практике применяется комбинация
различных методов ввода данных. Например,
относительно редко измененяемые данные
о рабочих местах и видах выполняемых
работ вводятся вручную, тогда как
сведения о производственных заказах
импортируются из внешней системы
технологической подготовки.

При
ручном вводе данных

в основном программном модуле Zenith SPPS
предусмотрено специальное меню «Данные
диспетчера», которое позволяет выбрать
табличные формы для редактирования:

-производственных
подразделений и участков;

-состава
рабочих мест;

-видов
работ, выполняемых на производстве;

-параметров
производственных заказов; оперативного
плана;

Диспетчирование
начинается с ввода данных о режиме
работы всего производственного
подразделения. Сначала вводится общий
режим работы, после чего он становится
действительным для всех календарных
дней. Затем вводятся еженедельные
выходные. Затем указываются праздничные
дни и дни с особым графиком работы.

Диалог
для ввода графика работы производственного
подразделения

Для
установки индивидуального режима работы
на отдельных рабочих местах используются
организационные простои, то есть
фиксируется каждый факт отсутствия
деятельности в течение определенного
срока. Можно установить периоды простоя
для отдельных рабочих мест как до, так
и после расчета производственного
расписания.

После
ввода исходных данных и сведений о
режиме работы диспетчер может приступать
к расчету расписания. Для этого в системе
предусмотрена специализированная
подсистема, реализованная в виде
диалога-«мастера».

Процесс
расчета производственного расписания

Основное
средство представления результатов
расчета расписания и дальнейшего
диспетчирования – это график загрузки
рабочих мест (диаграмма Гантта). Линии
операций располагаются на графике вдоль
оси времени напротив названий или
инвентарных номеров рабочих мест в
последовательности, соответствующей
производственному расписанию.

График
загрузки рабочих мест

Таймер
и указатель текущего времени на диаграмме
помогают осуществить визуальный
диспетчерский контроль над состоянием
производственного процесса. Указатель
текущего времени сдвигается ежеминутно
относительно шкалы времени и всех линий
на графике загрузки рабочих мест. При
этом каждое из рабочих мест переводится
в состояние, соответствующее рассчитанному
производственному расписанию (от наладки
к обработке, от обработки к ожиданию
либо наладке для следующей операции и
т.п.). Таким образом, происходит процесс
имитационного моделирования деятельности
в реальном масштабе времени при условии
отсутствия сбоев в работе.

В
системе имеется множество средств,
позволяющих редактировать график
загрузки рабочих мест. Например, линии
технологических операций, ремонтов и
простоев на графике можно перемещать,
удлинять и укорачивать непосредственно
при помощи мыши.

Поскольку
элементы графика логически взаимосвязаны,
перемещение одного из них оказывает
естественное влияние на остальные.
Например, в случае, когда операция
попадает на организационный простой,
длина линии операции увеличивается на
величину этого простоя.

Перетаскивание
элементов графика при помощи мыши

В
случае увеличения времени окончания
операции начало всех последующих
зависимых операций автоматически
переносится на более поздний срок.
Существенное изменение времени окончания
операции (особенно в так называемых
«узких местах») может повлечь изменения
времени для десятков или даже сотен
зависимых операций, поэтому при
значительном увеличении срока окончания
операции на экран выводится соответствующее
предупреждение. Если же время окончания
операции уменьшается, то на графике
появляются маркеры для зависимых
операций, к выполнению которых можно
приступить немедленно.

Для
каждой операции можно указать, какие
материальные ресурсы выдаются для
выполнения операции и какие возвращаются
после операции. В начале операции ресурсы
исключаются из общего списка запасов
и привязываются к операции. После
завершения операции возвращенные
материальные ценности включаются в
общий список запасов. Для удобства
поиска и редактирования список запасов
разбит на отдельные группы. Межоперационные
ресурсы вводятся в отдельной, специально
предназначенной для этого таблице. Ввод
этой информации также возможен извне,
например, при помощи автоматизированного
рабочего места цехового кладовщика.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Технические средства обеспечения диспетчерской службы

Покупка

Основная коллекция

Год издания: 2017

Кол-во страниц: 184

  • Аннотация
  • Коллекции
  • Классификаторы
  • Аффилиация
  • Бибзапись
  • Фрагменты

В учебном пособии представлены основные виды связи, применяемые в повседневной диспетчерской работе в порту, на гидротехническом транспортном узле, в оперативном отделе судоходной компании. Также приводятся описание и технические возможности средств слежения за судами, которые могут быть успешно использоваться в работе диспетчерской службы и навигационное оборудование.
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов в качестве учебного материала по дисциплинам: «Управление работой порта», «Информационные технологии на транспорте», «Теория транспортных процессов и систем», «Коммерческая работа на транспорте» по направлению подготовки 23.03.01. «Технология транспортных процессов», 26.03.01. «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», «АСУ на водном транспорте», «Грузоведение и складирование» по спец. 23.02.01. Может быть использовано аспирантами, магистрами, научными работниками, специалистами занимающимися организацией перевозок и управлением на транспорте.

  • Основная коллекция ЭБС
  • АВТ-филиал ФГАОУВО «Российский университет транспорта» /Кафедра управления, логистики и эксплуатации водного транспорта
  • Академия водного транспорта Российского университета транспорта

Алфёров, В. В. Технические средства обеспечения диспетчерской службы : учебное пособие / В. В. Алфёров, А. Б. Володин, Ю. М. Миронов. — Москва : МГАВТ, 2017. — 184 с. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/945240 (дата обращения: 23.09.2023). – Режим доступа: по подписке.


Скопировать запись

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В.В. Алфѐров
А.Б. Володин
Ю.М. Миронов

Технические средства обеспечения 

диспетчерской службы

Учебное пособие

Альтаир–МГАВТ

Москва

2017

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В.В. Алфѐров
А.Б. Володин
Ю.М. Миронов

Технические средства обеспечения 

диспетчерской службы

Учебное пособие

Альтаир–МГАВТ

Москва

2017

УДК 656.6.072/073

Алфёров В.В., Володин А.Б., Миронов Ю.М. Технические средства 

обеспечения диспетчерской службы. Учебное пособие.— М.: АльтаирМГАВТ, 2017.— 184 с. 

В учебном пособии представлены основные виды связи, применяемые в 

повседневной диспетчерской работе в порту, на гидротехническом транспортном узле, в оперативном отделе судоходной компании. Также приводятся описание и технические возможности средств слежения за судами, которые могут 
быть успешно использоваться в работе диспетчерской службы и навигационное 
оборудование.

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов в качест
ве учебного материала по дисциплинам: «Управление работой порта»,  «Информационные технологии на транспорте», «Теория транспортных процессов и 
систем», «Коммерческая работа на транспорте» по направлению подготовки 
23.03.01. «Технология транспортных процессов», 26.03.01. «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», «АСУ на водном 
транспорте», «Грузоведение и складирование» по спец.23.02.01. Может быть использовано аспирантами, магистрами, научными работниками, специалистами занимающимися организацией перевозок и управлением на транспорте.

Рецензенты:
к.т.н., проф. В.Г. Фомин
к.т.н., доц. академик РАТ Е.В. Ширяев

Издаѐтся по решению Учебно-методического совета МГАВТ 

Работа рассмотрена и рекомендована к изданию на заседании ка
федры УФ и АТП (протокол № 2  от    24 октября 2016 г.).

Ответственность за оформление и содержание передаваемых в печать ма
териалов несут авторы и кафедра  ―Управления флотом и автоматизации транспортных процессов‖ 

© МГАВТ, 2017
© Алфѐров В.В., 2017
© Володин А.Б., 2017
© Миронов Ю.М., 2017

Оглавление

1. Организация диспетчерского управления на внутреннем водном транспорте.5

2. Состав задач и функций диспетчерского персонала основных звеньев 

транспортного процесса при перевозке грузов......................................................35

3. Технические средства диспетчерских служб, используемых при управлении 

перевозками грузов на транспорте. .........................................................................49

3.1. Средства связи и передачи информации..........................................................49

3.2. Средства вычислительной техники..................................................................52

3.3. Вычислительные сети ........................................................................................58

3.4. Беспроводные технологии передачи данных ..................................................63

3.4.1. Беспроводные персональные сети.................................................................65

3.4.2. Беспроводные локальные сети.......................................................................66

3.4.3. Городские беспроводные сети .......................................................................68

3.4.4. Глобальные беспроводные сети.....................................................................71

3.5. Пульты управления и рабочие места................................................................72

4. Наземная связь водного транспорта....................................................................89

4.1. Внутренний водный транспорт.........................................................................89

4.2. Проводная и радиорелейная связь....................................................................90

4.3. Оптико-волоконнаясвязь...................................................................................91

4.4. Сотовая связь. .....................................................................................................93

4.5. Спутниковые навигационные системы..........................................................100

4.5.1. Глобальная навигационная спутниковая система GPS .............................105

4.5.2. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС .................106

4.5.3. Дифференциальный режим работы.............................................................108

4.6. Спутниковые системы связи...........................................................................111

5. Радиосвязь............................................................................................................116

5.1. Основные понятия, назначение и регламент.................................................116

5.2. Основные виды радиостанций для водного транспорта ..............................118

6. Системы судового мониторинга........................................................................130

6.1. Многофункциональный навигационный комплекс ГЛОНАСС/GPS РК-2006 

«ФАРВАТЕР» ..........................................................................................................130

6.2. Судовой комбинированный приѐмоиндикатор глобальных спутниковых 

навигационных систем ГЛОНАСС и GPS ФАРВАТЕР РК-2006мк..................132

6.3. Комбинированный приѐмоиндикатор ГНСС ГЛОНАСС/GPS NavCom 

Gamma-100...............................................................................................................137

6.4. VSAT-технология спутниковой связи............................................................140

6.4.1. Компактная высокопроизводительная трехосевая стабилизированная 

антенная система VSAT SAILOR 800 ...................................................................142

6.5. Система мониторинга судов «Виктория»......................................................144

6.6. Система мониторинга мобильных объектов LocalTrack..............................147

7. Распределенная информационно-вычислительной сети диспетчерского 

управления при перевозке грузов в Московском бассейне ................................151

7.1. Классификация, основные элементы и характеристики вычислительных 

сетей..........................................................................................................................151

7.2. 
Проектирование 
структуры 
распределенной 
информационно
вычислительной сети диспетчерского управления..............................................157

1. Организация диспетчерского управления на

внутреннем водном транспорте

Диспетчерская система является основной формой оперативного управле
ния перевозками грузов. Она представляет собой централизованную форму ор
ганизации непрерывного диспетчерского управления.

Структурная схема организации диспетчерского управления движением 

судов в Московском бассейне приведена на рис. 1. Из схемы видно, что в на
стоящее время в организации диспетчерского управления движением судов в 

Московском бассейне основным звеном является Администрации бассейнов 

внутренних водных путей (АБВВП) (ФГБУ «Канал имени Москвы»). В процес
се перевозки грузов задействованы службы диспетчерского регулирования 

(СДР) по движению и по шлюзованию. 

Диспетчерское управление движением судов в Московском бассейне осу
ществляется за счѐт:

- регулирования движением судов по каналу, судопропуска, а также выхо
да судов в Рыбинское водохранилище;

- управления движением судов на регулируемых участках судоходных путей; 

- передачи судоводителям сведений о путевых и метеорологических усло
виях, их изменении;

- оперативного контроля за движением судов в Московском бассейне;

- контроля за прохождением судами контрольных пунктов;

- организации безопасности судоходства и руководства работой аварийно
спасательного флота, координации действий соответствующих служб при чрез
вычайных ситуациях и транспортных происшествиях;

- сбора и анализа данных о работе шлюзованных систем, простоях флота, 

судопотоках;

- разработки мероприятий по улучшению работы ФГБУ «Канал имени Москвы».

Рис. 1. Структурная схема организации диспетчерского управления движением судов в Московском 

бассейне.

Для решения задач и возложенных функций, связанных с диспетчерским 

регулированием движением судов в Московском бассейне, ФГБУ «Канал име
ни Москвы» создаются центральная диспетчерская по движению, а также дис
петчерские по движению Рыбинского РГС, Тверского РГС, Московского РГС, 

Муромского РВП, Рязанского РГС и Волжского РГС.

ФГБУ «Канал имени Москвы» осуществляет непрерывный централизован
ный контроль за движением флота в Московском бассейне,  

Работа диспетчерского аппарата осуществляется на четком взаимодейст
вии всех элементов транспортного процесса, осуществляющих своѐ функцио
нирование на основе действующих Правил, положений и инструкций для 

управленческого персонала (инженеров-диспетчеров СДР, вахтенного персона
ла шлюзов, диспетчерских по движению района гидротехнических сооружений 

(РГС), района водных путей (РВП)). Основополагающими документами, регла
ментирующими процесс диспетчерского управления, являются:

Водный кодекс РФ;

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ;

Правила плавания по внутренним водным путям РФ;

Особенности движения и стоянки судов на ВВП Московского бассейна 

(дополнения к Правилам плавания по ВВП РФ);

Правила пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных 

путей РФ;

Порядок пропуска маломерных судов через шлюзы ФГБУ «Канал имени 

Москвы»;

Порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних 

водных путях РФ;

Положение об управлении внутреннего водного транспорта с учетом 

приказа от 31 марта 2015 г. N 32 «О внесении изменений в приказ Федерально
го агентства морского и речного транспорта от 29 марта 2013 г. N 21 "Об ут
верждении положения об управлении внутреннего водного транспорта"; 

Положение о службе диспетчерского регулирования ФГБУ «Канал име
ни Москвы» и др.

Любое управление предусматривает обязательное наличие информации. 

При диспетчерском управлении перевозками грузов используется как дирек
тивная, так и оперативная информация. Директивная информация определяет 

цель диспетчерского управления, всевозможные ограничения, условия и пути 

еѐ достижения. Она обычно входит в различные документы, регламентирую
щие транспортный процесс. Оперативная информация определяет текущее со
стояние транспортного процесса при перевозке грузов в конкретный момент 

времени. 

Для более качественного рассмотрения и выявления узких мест в процессе 

диспетчерского управления перевозками грузов разработаны структурные мо
дели передачи информации для случаев, когда перевозка осуществляется: судо
ходной компанией (пароходством), портом, судоходной компанией на судах ча
стного судовладельца, портом на судах частного судовладельца, частным су
довладельцем (см. рис. 2 - 6).

На текущий момент времени частный судовладелец при осуществлении 

перевозок, находясь в Московском бассейне, не имеет возможности прибегать к 

услугам агентирующих компаний, хотя данный вид услуги является распро
страненным на морском транспорте и является достаточно перспективным для 

ВВТ. В связи с чем, были разработаны и представлены на рис. 7 и 8 структур
ные модели передачи информации в процессе управления перевозками грузов 

судами частного судовладельца, как с передачей диспетчерских функций аген
ту, так и с привлечением агента в порту.

Анализируя разработанные структурные модели передачи информации 

при диспетчерском управлении перевозками грузов, можно выделить следую
щие звенья, входящие в основные элементы воднотранспортной системы для 

Московского бассейна:

Рис. 2. Структурная модель передачи информации в процессе диспетчерского управления 

перевозками грузов 

судоходной компанией.

Рис. 3. Структурная модель передачи информации в процессе диспетчерского управления 

перевозками грузов портом.

Рис. 4. Структурная модель передачи информации в процессе диспетчерского управления 

перевозками грузов на судах частного судовладельца судоходной компанией.

Диспетчерский аппарат порта

Диспетчерский аппарат порта

1. Структура, обязанности и организация работы диспетчерского аппарата порта

Основным подразделением осуществляющим диспетчерскую работу порта является главная диспетчерская, которая возглавляется главным диспетчером и подчинена непосредственно заместителю генерального директора порта по эксплуатации.

Главная диспетчерская:

·обеспечивает разработку и организует выполнение сменно-суточных планов работы порта;

·принимает участие в разработке перспективных, годовых, квартальных и месячных производственных планов работы порта;

·выполняет разработку сводного месячного графика подачи судов в порт;

·обеспечивает расстановку судов по перегрузочным комплексам и причалам;

·обеспечивает снабжение судов топливом, водой, другими видами снабжения, буксирами, плавсредствами, лоцманом, выполнение швартовых операций;

·организует выделение трудовых и технических ресурсов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

·организует выполнение всех работ, связанных с подготовкой и производством грузовых операций;

·осуществляет планирование обработки вагонов и автотранспорта, обеспечивает контроль за их подачей в порт и обработкой;

·обеспечивает разработку планов комплексного обслуживания судов и контроль за их осуществлением;

·обеспечивает эффективный взаимный обмен информацией со смежными транспортными организациями, судоходными компаниями, участниками процесса обслуживания судов, смежными организациями, клиентурой морского транспорта;

·обеспечивает эффективное использование трудовых и технических ресурсов порта для обеспечения производственного процесса порта;

·бесперебойно обеспечивает подразделения порта и внешние системы диспетчерской информацией и отчетностью по установленной форме;

·обеспечивает постоянный контроль хода производственного процесса;

·своевременно принимает меры по устранению нарушения хода производственного процесса, отклонении его от планового;

·обеспечивает регулирование поступления в порт и расходования топлива;

·ведет учет и оформление актов стояночного времени судов, составляет расчет стояночного времени судов;

·подготавливает и организовывает ежедневные диспетчерские совещания, обеспечивает выполнение и контролирует исполнение решений этих совещаний;

осуществляет анализ бюджета стояночного времени судов, интенсивности и результатов обработки судов и вагонов.

В состав главной диспетчерской входят: группа обработки транспортных средств; железнодорожная группа; старший диспетчер по топливу; старший диспетчер по комплексному обслуживанию судов; инженер по оформлению таймшитов.

Группу обработки транспортных средств и возглавляет заместитель главного диспетчера по обработке транспортных средств. В группу также входят: старший инженер по оперативному планированию и анализу; старшие сменные диспетчеры порта; сменные диспетчеры порта по группам производственных перегрузочных комплексов (ППК) или по участкам порта; сменные операторы.

Железнодорожную труппу возглавляет заместитель главного диспетчера по железнодорожным операциям (начальник группы). В состав группы входят: инженер по учету стояночного времени вагонов: сменные диспетчеры по железнодорожным операциям; операторы по железнодорожным операциям. Железнодорожная группа может быть выделена в отдельное подразделение.

Диспетчерский аппарат условно можно разделить на две категории: работающие только в дневное время (обычно с 800 ч. до 1700 ч.); работающие посменно.

Старший сменный диспетчер является распорядителем и организатором производственной деятельности порта в свою смену. Он осуществляет непрерывное оперативное руководство погрузочно-разгрузочными работами и обслуживанием судов в порту на основе сменно-суточного плана. Имеет право давать указания всем должностным лицам, участвующим в выполнении сменно-суточного плана.

Для успешного выполнения сменно-суточного плана сменный диспетчер должен иметь исчерпывающую и точную информацию со всех объектов участка с тем, чтобы вовремя принять необходимые меры к устранению обнаруженных неполадок, в том числе:

от диспетчеров железнодорожной группы — о наличии вагонов под разгрузкой — погрузкой, сроках планового окончания их обработки, о подаче порожних и груженых вагонов на ППК, о количестве вагонов на станции или в обменном парке, и составе груза в них;

от сменных стивидоров и сменных помощников заведующих складами — о ходе обработки судов и вагонов, количестве находящихся под обработкой вагонов времени начала и окончания их обработки, количестве занятой рабочей силы ее перемещении между объектами, о движении грузов и ходе складских работ;

от сменных механиков — о состоянии кранов, перегрузочных машин, парка машин малой механизации, которые могут быть использованы для грузовых работ;

от работников табельного учета — о списочном составе рабочей силы, подлежащей выходу на смену, фактическом количестве рабочих в бригадах, вышедших на смену, их составе, причинах невыхода на работу;

от диспетчера бункеровочной нефтебазы — о ходе бункеровки отдельных судов;т старшего сменного диспетчера порта — о времени подхода и постановки судов под обработку, о количестве, роде и размещении груза в них;

от диспетчеров портового флота и автобазы — о выходе запланированных по сменно-суточному плану плавсредств, буксиров, автомобилей;

от коммерческой дирекции — о поручениях на погрузку судов, разнарядках на отгрузку груза на железную дорогу, транспортных условиях, определяющих порядок обработки иностранного тоннажа, о грузовых планах погрузки судов.

Сменный оператор (техник) работает в смене старшего сменного диспетчера и подчинен ему непосредственно.

Основными обязанностями оператора являются: вести оперативный учет работы торта; вести учет выполнении сменно-суточного плана порта; принимать информацию о ходе обработки судов и вагонов за каждую смену; готовить позицию нахождения судов в порту; составлять суточную и месячную диспетчерскую отчетность но установленной форме; принимать и передавать распоряжения, телефонограммы, радиограммы, корреспонденцию.

2. Методы принятия и формы реализации решений в работе диспетчерского аппарата

диспетчерский порт руководство технический

Совокупность методов принятия решения, которые применяют в оперативном управлении, условно подразделяют на две группы: эвристические и математические методы.

К наиболее распространенным эвристическим приемам, используемым в практике оперативного управления, относятся:

·перебор вариантов допустимого множества решений;

·система паритетов при выборе очередности обслуживания судов;

-применение функции (функций) предпочтение для оценки варрантов использования трудовых и технических ресурсов порта.

Математические методы базируются на использовании формальных схем и процедур принятия решений, построенных на математических закономерностях. Это — перспективные методы, которые в условиях внедрения автоматизированных систем управления будут находить все более широкое применение.

Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в оперативном управлении, являются: имитационное моделирование, теория расписаний и алгоритмические методы с использованием функций предпочтения.

В оперативном управлении работой порта традиционно используются все известные методы управления: административные, организационные, социально-психологические, идеологические и экономические.

Административные методы управления (АМУ) основаны на властных полномочиях должностных лиц, обусловленных ответственностью контролируемой ситуации, высокой материальной стоимостью объектов, находящихся в сфере производства, безопасностью персонала, окружающей среды и т.п.

В работе морских портов, обеспечивающих устойчивость и эффективность транспортного процесса в целом, административные методы управления всегда занимали ведущее место. Они реализуются через обязательные для порта положения: оперативные планы (сводный график подачи судов в порт, согласованный план подачи вагонов и автотранспорта, сменно-суточные планы, графики обработки судов и др.); приказы и распоряжение административно-распорядительского персонала (письменные и устные, в том числе, по телефону), касающиеся вопросов регулирования хода обработки судов и смежных видов транспорта, перемещения и складирования грузов.

Организационные методы управления (ОМУ) дополняют административные методы управления в части регламента действии исполнителей и должностных лиц в конкретных ситуациях, выполнения производственных операций и управленческих процедур, нормирования параметров производственного процесса и использования ресурсов предприятия.

Реализация ОМУ осуществляется через создание систем нормативов и регламентирующих документов. Система нормативов порта включает нормативы: на обработку транспортных средств, обслуживание судов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, расхода ресурсов (трудовых, материалов, энергетических, сепарации, инвентаря и др.).

Социально-психологические методы управления (СПМ) приобретают в последние годы все большее значение. Они основаны на использовании человеческого фактора и направлены на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективах, в интересах достижения поставленных перед ними целей. Эти методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они предусматривают воспитание группового самосознания коллектива с учетом индивидуальных психологических особенностей работников. Эта цель преследует развитие бригадных форм организации труда докеров, внедрение в портах коллективного и арендного подрядов, развитие внутреннего хозяйственного расчета, создание советов трудовых коллективов, повышение роли трудящихся в управлении производством. Развитие хозяйственного расчета позволяет строить работу коллективов на основе планов социального развития.

Использование СПМ предполагает выявление мотивов трудовой деятельности и направления усилий трудовых коллективов на достижения поставленных целей.

Идеологические методы управления (ИМУ) предусматривают использование морально-этических и идеологических качеств отдельных работников для выполнения поставленной задачи, и в этом аспекте они дополняют СПМ. Хотя последние годы характеризуются резким спадом применения идеологических методов управления, но, тем не менее, их нельзя исключить из арсенала методов управления.

Экономические методы управления (ЭМУ) предназначены для воздействия на экономические отношения в коллективах. Эти методы реализуются путем создания экономических условий (мотиваций), мобилизующих работников и трудовые коллективы добиваться поставленных перед ними задач. Именно, экономические методы управления позволяют соединить интересы отдельного работника с интересами предприятия в целом.

Оперативное диспетчерское решение реализуется в трех основных формах:

·планово-распорядительской,

·административно-распорядительской,

·совещательной.

Планово-распорядительская форма выражается в виде оперативных декадных и сменно-суточных планов, которые в установленные сроки доводятся до исполнителей и являются обязательными для всех участников перегрузочного процесса.

Совещательная форма диспетчерского управления занимает важное место в работе диспетчерского аппарата. Она может реализоваться с отрывом работников от своих рабочих мест путем сбора их в одном помещении, без отрыва работников от своих рабочих мест (селекторное совещание), в комбинированном виде. Наиболее распространенной формой диспетчерских совещаний являются «переклички», когда совещание проводится по селекторной связи. На таком диспетчерском совещании рассматривают итоги работы всех структурных подразделений, уточняют план на следующий период (сутки, декаду), определяют организационно-технические мероприятия, необходимые для выполнения плана, с установлением персональной ответственности.

. Технические средства диспетчерского руководства

Современная организация грузовых работ с участием высоко-производительных перегрузочных машин и потребность в четкой координации работ отдельных звеньев вызывает необходимость использования в процессе управления работой порта разнообразных средств связи. Сегодня диспетчерское руководство порта должно располагать следующими видами связи.

Внутренняя диспетчерская, обеспечивающая связь дежурного диспетчера со всеми основными подразделениями порта (складами перегрузочными комплексами, комплексами механизации и технологического обеспечения, мастерскими и т.п.). пульт этой связи находиться в диспетчерской, и соединение с абонентами осуществляет сам диспетчер.

Громкоговорящая диспетчерская — для вызова работников и передачи диспетчерами распоряжений по всему порту. Вызов производиться с диспетчерской телефонного пульта. При помощи специального устройства пульт включают в радиотрансляционную связь.

Радиотрансляционная или селекторная — для проведения диспетчерских совещаний порта непосредственно на рабочих местах. Основная цель диспетчерских совещаний по проводам — сэкономить время участников общепортового совещания.

Внутрипортовая телефонная — для связи с отдельными комплексами, хозяйствами, службами и отделами порта. Этот вид связи с успехом используется для связи со стоящими на причалах судами путем постановки на них переносных аппаратов, включаемых в коммутатор порта через выведенные к причалам розетки.

Городская телефонная — для связи с различными городскими организациями и клиентурой.

Международная телефонная и телексная — для связи с судовладельцами и другими инстанциями порта, расположенными за пределами города.

Промышленное телевидение — этот вид зрительного обзора основных мест производства погрузочно-разгрузочных работ активно внедряется в практику работы морских портов.

Литература

1. Брюм А.И. Технологическое проектирование морских портов. — М.: Транспорт, 1971. — 328 с.

. Ветренко Л.Д. Управление работой морского порта. — СПб.: Из-во «Историческая иллюстрация», 1997. -165 с.

. Ветренко Л.Д., Ананьина В.З., Степанец А.В. Организация и технология перегрузочных процессов в морских портах. — М.: Транспорт, 1989. — 276 с.

. Дерябин Р.В. Управление трудовыми ресурсами порта. — М.: Транспорт, 1982. — 240 с.

1. Технические средства оперативно диспетчерского и технологического управления в электроэнергетических системах Основы

оперативно-диспетчерского управления
электроэнергетическими системами
Канд. техн. наук доцент Ножин Л.Э.
Тел. +7 921 967-92-55, E-mail [email protected]

2. Важнейшие понятия

Энергетическая система (энергосистема) — совокупность
электростанций, электрических и тепловых сетей, соединённых между
собой и связанных общностью режимов в непрерывном процессе
производства,
преобразования,
передачи
и
распределения
электрической и тепловой энергии при общем управлении этим
режимом.
Единая энергетическая система России (ЕЭС России) совокупность производственных и иных имущественных объектов
электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том
числе производства в режиме комбинированной выработки
электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии
в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления
в электроэнергетике
Объекты электроэнергетики – имущественные объекты,
непосредственно используемые в процессе производства и передачи
электроэнергии,
оперативно-диспетчерском
управлении
в
электроэнергетике и в сбыте электроэнергии, в том числе объекты
электросетевого хозяйства.
2

3. Важнейшие понятия

Оптовый рынок электрической энергии (мощности)
ОРЭМ — сфера обращения особого товара – электрической
энергии (мощности) в рамках Единой энергетической
системы России в границах единого экономического
пространства Российской Федерации с участием крупных
производителей и крупных покупателей электрической
энергии
(потребителей,
сбытовых
компаний,
перепродавцов и др.), получивших статус субъекта
оптового рынка и действующих на основе правил оптового
рынка, утверждаемых в соответствии с Федеральным
законом правительством Российской Федерации. Критерии
отнесения производителей и покупателей электрической
энергии к категории крупных производителей и крупных
покупателей устанавливаются правительством Российской
3
Федерации.

4.

Единая энергетическая система
Российской Федерации (ЕЭС России).
Структура оперативно-диспетчерского
управления ЕЭС России.
4

5. ЕЭС России и ЕНЭС – технологическая инфраструктура ОРЭМ

Единая энергетическая система России (ЕЭС России) совокупность производственных и иных имущественных объектов
электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том
числе производства в режиме комбинированной выработки
электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии
в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления
в электроэнергетике
Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть
(ЕНЭС) — комплекс электрических сетей и иных объектов
электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности
или на ином предусмотренном федеральными законами основании
субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое
снабжение электрической энергией потребителей, функционирование
оптового рынка, а также параллельную работу российской
электроэнергетической системы и электроэнергетических систем
иностранных государств
5

6. Состав ЕЭС России

Норвегия
1~110
ОЭС
Балтии
5~330
2~110
ЭЭС
Эстонии
Таллинн
ЕЭС РОССИИ
Финляндия
2~110; 3~400
ОЭС
Сев.-Запада
Екатеринбург
С.-Петербург
2~330
1~110
ЭЭС
Латвии
Рига
1~750
3~330
2~220
1~330
4~330
1~110
1~750
2~220
ОЭС
Ср. Волги
5~110
ОЭС
Казахстана
Алматы
Самара
ОЭС
Дальнего Востока
Хабаровск
Китай
5~500; 3~220
ОЭС
Центра
1~500
Москва
1~500; 2~220; 2~110
ОЭС
Юга
1~750
1~500
6~330
2~330
3~110
1~220
7~110
4~220
1~330
1~500
ENTSOE
ОЭС
Украины
CENTREL
Варшава
2~750; 2~400; 3~220
2-ая синхронная
зона –
Юго-Восточная
Европа
2~220
1~1150
5~500
1~220
2~500
6~220
Янтарьэнерго
Калининград
3~330
ENTSOE
Кемерово
1~1150
3~500
4~220
5~330
6~110
2~330
Монголия
1~500
ЭЭС
Литвы
Вильнюс
ОЭС
Беларуси
Минск
ОЭС
Сибири
Сибири
ОЭС
Урала
1~110
1~400
1~750
Киев
4~330
13~110
ЭЭС
Пятигорск
ЭЭС
Молдовы
Кишинев
1~330
1~110
Азербайджана
Баку
1~330
2~110
1~500
1~330
1~110
1~500
1~220
1~110
ЭЭС
Грузии
Тбилиси
1~220; 1~110
ЭЭС
Армении
Ереван
Кыргызстан
Узбекистан
Таджикистан
Туркменистан
Ташкент
Афганистан
1~220
1~220
Турция
1~400; 3~110
ОЭС
Средней Азии
Турция
Иран
ОЭС Закавказья
6

7. Основные итоги работы ЕЭС России в 2017 году

Выработка 1 053 861,5 млн·кВт·ч
•ТЭС: 611 341,5 млн·кВт·ч
•ГЭС: 178 901,6 млн·кВт·ч
•АЭС: 202 642,4 млн·кВт·ч
Потребление 1 039 879,9 млн·кВт·ч
Сальдо -13 982,1 млн·кВт·ч
7

8. Принцип организации оперативно-диспетчерского управления

Общий принцип организации оперативно-диспетчерского
управления исходит из следующего положения:
Единая энергетическая система России представляет
собой единый сложный высокоавтоматизированный
технологический комплекс, состоящий из нескольких
параллельно работающих объединенных энергосистем
(ОЭС) и региональных электроэнергетических систем,
связанных общим режимом и единой системой
технологического (диспетчерского и автоматического)
управления.
8

9. Что такое оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике (ОДУ)

В соответствии с Федеральным законом «Об
электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003:
Оперативно-диспетчерское управление в
электроэнергетике — комплекс мер по
централизованному управлению технологическими
режимами работы объектов электроэнергетики и
энергопринимающих устройств потребителей
электроэнергии, если эти объекты и устройства
влияют на электроэнергетический режим работы ЭЭС
и включены соответствующим субъектом оперативнодиспетчерского управления в перечень объектов,
подлежащих такому управлению.

10. Системный оператор ЕЭС России (СО ЕЭС)

Системный
оператор
специализированная
организация, осуществляющая единоличное управление
технологическими
режимами
работы
объектов
электроэнергетики
и
уполномоченная
на
выдачу
оперативных диспетчерских команд и распоряжений,
обязательных
для
всех
субъектов
оперативнодиспетчерского управления, субъектов электроэнергетики
и потребителей электрической энергии с управляемой
нагрузкой.
В соответствии с Федеральным законом «Об
электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года,
в Единой энергетической системе России функции
Системного оператора выполняет ОАО «СО ЕЭС».
10

11. Оперативно-диспетчерское управление Единой энергетической системой России

ОАО
Системный оператор Единой энергетической системы (ОАО «СО ЕЭС») –
специализированная организация, которая единолично осуществляет централизованное
оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе (ЕЭС) России.
В структуру Системного оператора входят:
■ Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) в структуре Исполнительного аппарата, г. Москва;
■ 7 Объединенных диспетчерских управлений (ОДУ);
■ 49 Региональных диспетчерских управлений (РДУ).
ОДУ Северо-Запада
ОДУ Центра
Московское РДУ
Белгородское РДУ
Владимирское РДУ
Воронежское РДУ
Ивановское РДУ
Костромское РДУ
Курское РДУ
Липецкое РДУ
Рязанское РДУ
Смоленское РДУ
Тамбовское РДУ
Тверское РДУ
Тульское РДУ
Ярославское РДУ
Вологодское РДУ
ОДУ Юга
Кубанское РДУ
Астраханское РДУ
Ростовское РДУ
Волгоградское РДУ
Дагестанское РДУ
Северокавказское РДУ
Ленинградское РДУ
Кольское РДУ
Балтийское РДУ
Новгородское РДУ
Архангельское РДУ
Карельское РДУ
Коми РДУ
Технологическиизолированные
энергосистемы
ЕЭС РОССИИ
ОДУ Востока
Амурское РДУ
Приморское РДУ
Хабаровское РДУ
ОДУ Средней Волги
Пензенское РДУ
Самарское РДУ
Саратовское РДУ
Ульяновское РДУ
Нижегородское РДУ
Чувашское РДУ
Марийское РДУ
Мордовское РДУ
Татарстана РДУ
ОДУ Урала
Тюменское РДУ
Курганское РДУ
Свердловское РДУ
Челябинское РДУ
Башкирское РДУ
Удмуртское РДУ
Кировское РДУ
Оренбургское РДУ
Пермское РДУ
ОДУ Сибири
Алтайское РДУ
Бурятское РДУ
Красноярское РДУ
Хакасское РДУ
Забайкальское РДУ
Иркутское РДУ
Кузбасское РДУ
Новосибирское РДУ
Омское РДУ
Томское РДУ
11

12. Системный оператор сегодня

57 Диспетчерских центров − Главный диспетчерский центр в
Москве, 7 ОДУ и 49 РДУ
Оперативно-диспетчерское управление всеми объектами в составе
ЕЭС России на территории 81 субъекта Российской Федерации в 9
часовых зонах от Дальнего Востока до Калининграда
Инновационная
технологическая
корпорация,
обладающая
значительным научным и интеллектуальным потенциалом
Координатор внедрения в электроэнергетике современных
информационных и телекоммуникационных технологий, систем
противоаварийной и режимной автоматики
Управление параллельной синхронной работой ЕЭС России с
энергосистемами 10 государств (Азербайджан, Белоруссия, Грузия,
Казахстан, Киргизия, Молдавия, Монголия, Латвия, Литва,
Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония)
Участник межгосударственных соглашений и комиссий: БРЭЛЛ,
КОТК (комиссии по оперативно-технологической координации) в
рамках Электроэнергетического совета СНГ, двухсторонних
договоров о межграничных электрических связях с Финляндией и
12
Монголией

13.

Задачи и функции оперативно-диспетчерского
управления в энергосистемах
13

14. Условия нормальной работы энергосистемы

Нормальная работа энергосистем возможна только при четко
функционирующей системе оперативно-диспетчерского управления их
режимами. Необходимость эффективной системы управления
обусловлена следующими важнейшими свойствами энергосистем:
1. Значимость производимого продукта не только в сфере
материального производства, но и при обеспечении безопасных и
комфортных условий работы и проживания больших групп людей;
2. Сложность производственной структуры, большой объем
производимой продукции, разнообразие основного оборудования с
разными технико-экономическими характеристиками и, как следствие,
возможность ведения допустимых, но не оптимальных режимов с
перерасходом энергоресурсов;
3. Непрерывность процессов производства, распределения и
потребления электрической энергии;
4. Быстрота протекания технологических процессов;
5. Наличие условий повышенной опасности для здоровья и жизни
людей, эксплуатирующих оборудование самих энергосистем.
14

15. Задачи оперативно-диспетчерского управления

В соответствии с ≪Правилами технической эксплуатации
электрических станций и сетей≫ диспетчерское управление
должно обеспечить:
а) удовлетворение потребности в электрической и тепловой
энергии, т. е. соблюдение графика распределения нагрузок
между электростанциями с учетом экономичности и
рентабельности работы энергосистемы;
б) бесперебойность электроснабжения потребителей и
надежность работы энергосистемы и отдельных ее элементов;
в) качество энергии: частоту и напряжение электрического
тока, давление и температуру отпускаемых потребителям пара
и горячей воды, удовлетворяющих установленным нормам.
Подобные же функции возлагаются на ОДУ в отношении
энергетических объединений и на ЦДУ в отношении всей
энергетики страны.
15

16. Основные функции Системного оператора

В части обеспечения надежного функционирования ЕЭС в
реальном времени:
• оперативное управление режимом энергосистем в реальном
времени;
• формирование диспетчерского графика нагрузок электростанций;
• управление режимами параллельной работы ЕЭС России и
энергосистем зарубежных государств;
• участие в контроле фактического технического состояния
объектов энергетики и расследовании нарушений, влияющих на
системную надежность ЕЭС;
• создание и обеспечение функционирования системы резервных
диспетчерских центров;
• развитие и обеспечение функционирования систем
автоматического управления режимом и противоаварийной
автоматики;
• анализ устойчивости энергосистемы, расчет допустимых потоков
мощности по отдельным сетевым элементам и их группам.
16

17. Основные функции Системного оператора

В части технологического обеспечения функционирования оптового
рынка электроэнергии и мощности:
• совершенствование и дальнейшая формализация внутренних
деловых процессов, влияющих на участников рынков, с целью
повышения эффективности и прозрачности работы рынков;
• совершенствование нормативной базы и регламентов работы
рынков;
• обеспечение работы оптовых рынков электроэнергии, мощности
и системных услуг.
В части обеспечения перспективного планирования и развития
энергосистемы:
• расчет и анализ ожидаемых балансов электроэнергии и
мощности;
• анализ и согласование планов перспективного развития
энергетических систем;
• координация плановых ремонтов оборудования электростанций и
сетей;
• координация и мониторинг инвестиционной деятельности в
17
электроэнергетике.

18. Уровни полномочий Системного оператора

Диспетчер ЦДУ
Координация
Диспетчер ОДУ
Координация
Диспетчер РДУ
Оперативно-диспетчерское управление режимом
Уровни полномочий Системного оператора
Единая
энергосистема
Объединенная
энергосистема
Центральное диспетчерское управление:
■ Зона
диспетчерской
ответственности

территория
Российской
Федерации,
за
исключением технологически изолированных
энергосистем.
■ Основная задача – круглосуточное управление
режимом Единой энергосистемы России,
контроль параметров качества электрической
энергии, координация параллельной работы
объединенных
энергосистем,
а
также
параллельной
работы
ЕЭС
России
с
зарубежными энергосистемами.
Объединенное диспетчерское управление:
Региональная
энергосистема
Объединенная
энергосистема
Региональная
энергосистема
■ Зона
диспетчерской
ответственности

территория
одного
или
нескольких
федеральных округов.
■ Основная задача – круглосуточное управление
режимом территориального объединения и
региональных энергосистем, входящих в его
состав, контроль работы электростанций и
объектов
электросетевого
хозяйства,
оказывающих существенное влияние на
изменение параметров режима в рамках
объединенной энергосистемы.
Региональное диспетчерское управление:
■ Зона
диспетчерской
ответственности

территория одного или нескольких субъектов
Российской Федерации.
■ Основная задача – круглосуточное управление
режимом региональной энергосистемы и
согласованной работы всех входящих в нее
энергетических объектов.
18

19.

Основные понятия, определения и термины
оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС
России
19

20. Основные определения в оперативно-диспетчерском управлении

Основные определения в оперативнодиспетчерском управлении
Электроэнергетическая система (энергосистема) совокупность электростанций, электрических и тепловых
сетей, соединённых между собой и связанных общностью
режимов
в
непрерывном
процессе
производства,
преобразования, передачи и распределения электрической и
тепловой энергии при общем управлении этим режимом.
Электроэнергетическая система — это основное
технологическое
звено
всего
энергетического
производства.
Электроэнергетический
режим
энергосистемы
единый процесс производства, преобразования, передачи и
потребления электрической энергии в энергосистеме,
характеризуемый его техническими параметрами, состоянием
объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок
потребителей электрической энергии (включая схемы
электрических соединений объектов электроэнергетики).

21. Основные определения в оперативно-диспетчерском управлении

Диспетчерский центр — структурное подразделение
организации – субъекта оперативно-диспетчерского управления,
осуществляющее в пределах закрепленной за ним
операционной зоны (или зоны диспетчерской ответственности)
управление режимом энергосистемы.
Операционная зона (ОЗ) – это территория, в границах которой
расположены объекты электроэнергетики и энергопринимающие
установки потребителей электрической энергии, управление
взаимосвязанными режимами которых осуществляет
соответствующий диспетчерский центр (ДЦ).
• ОЗ Ленинградского РДУ –
территория Санкт-Петербурга и
Ленинградской области;
• ОЗ Карельского РДУ – территория республики Карелия;
• ОЗ ОДУ Северо-Запада – территория республик Коми и Карелия,
Архангельской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской,
Псковской, Калиниградской областей и города Санкт-Петербурга.
21

22.

Операционная зона Ленинградского РДУ –
энергосистема г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Электроэнергетический комплекс образуют:
С.З. ТЭЦ (900 МВт)
Северная ТЭЦ (500 МВт)
Выборгская ТЭЦ (278 МВт)
■339 электрических подстанции
110-750 кВ;
■396 линии электропередачи
110-750 кВ,
■36 электростанций мощностью
5 МВт и выше;
Василеостровская ТЭЦ (135 МВт)
Автовская ТЭЦ (321 МВт)
Центральная ТЭЦ-2
(73,5 МВт)
Юго-Западная ТЭЦ
(прогноз 200 МВт)
Первомайская ТЭЦ (454 МВт)
(прогноз 634 МВт )
Южная ТЭЦ (1175 МВт)
Установленная мощность на 01.11.2011г. – 11
486.58 МВт (5,15 % к ЕЭС, 51,26 % к ОЭС)
Выработка электроэнергии за 2010 г. –
56 716 млн кВт*ч (5,64 % к ЕЭС, 55,95 % к
ОЭС)
Потребление электроэнергии за 2010 г. –
43 393 млн кВт*ч (4,39 % к ЕЭС, 46,8 % к
ОЭС)
Правобережная
ТЭЦ (180 МВт)
Крупные потребители (более 40 МВт) –
17 с суммарной установленной мощностью 6
050 МВт
Энергокомпании:
ОАО «ОГК-6», ОАО «ТГК-1»,
ОАО «Концерн Росэнергоатом»,
ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» , ОАО «ФСК ЕЭС»,
ОАО «Ленэнерго», ОАО «СПбЭС», ОАО
«ЛОЭСК»
22

23. Основные определения в оперативно-диспетчерском управлении

Основные определения в оперативнодиспетчерском управлении
Поскольку электроэнергетическая система является основным
технологическим звеном всего энергетического производства, то в
составе
Единой электроэнергетической системы выделяют
следующие структурные единицы:
• объединенная энергосистема (ОЭС) — совокупность нескольких
территориальных энергосистем;
• территориальная (или региональная) энергосистема –
энергосистема в пределах территории одного или нескольких
субъектов Российской Федерации;
• энергорайон — часть одной или нескольких территориальных
энергосистем;
• объекты электроэнергетики — имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи
электроэнергии,
оперативно-диспетчерского
управления
в
электроэнергетике и сбыта электроэнергии, в том числе объекты
электросетевого хозяйства.
23

24. Основные определения в оперативно-диспетчерском управлении Субъекты оперативно-диспетчерского управления — это:

Основные определения в оперативнодиспетчерском управлении
Субъекты оперативно-диспетчерского управления — это:
Системный оператор Единой энергетической системы России
(СО)
специализированная
организация,
осуществляющая
единоличное управление технологическими режимами работы
объектов
электроэнергетики
и
уполномоченная
на
выдачу
оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных
для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов
электроэнергетики и потребителей электроэнергии с управляемой
нагрузкой.
Диспетчерский центр (ДЦ) – структурное подразделение организации
— субъекта оперативно-диспетчерского управления, осуществляющее в
пределах закрепленной за ним операционной зоны управление
электроэнергетическим режимом энергосистемы.
Диспетчерский персонал – работники (диспетчеры), уполномоченные
от имени субъекта оперативно-диспетчерского управления отдавать
диспетчерские команды подчиненному оперативному персоналу ЦУС и
оперативному
персоналу
энергообъектов
по
управлению
электроэнергетическим режимом
24

25. Основные определения в оперативно-диспетчерском управлении Субъекты оперативно-диспетчерского управления — это:

Основные определения в оперативнодиспетчерском управлении
Субъекты оперативно-диспетчерского управления — это:
• Центр управления сетями (ЦУС) — структурное подразделение
сетевой компании, уполномоченное на осуществление оперативного
управления и оперативного ведения подведомственными объектами
электрических сетей в пределах закрепленной за ним зоны
эксплуатационной ответственности.
• Оперативный персонал ЦУС – работники (диспетчеры)
уполномоченные от имени сетевой организации отдавать команды
подчиненному оперативному персоналу энергообъектов на
осуществление
в
отношении
подведомственных
объектов
электрических
сетей
мероприятий,
обеспечивающих
их
эксплуатацию
• Оперативный персонал энергообъекта – работники (дежурные),
уполномоченные субъектом электроэнергетики на осуществление в
отношении
принадлежащего
ему
оборудования
объекта
электроэнергетики
мероприятий,
обеспечивающих
его
эксплуатацию;
25
• Иные субъекты ОДУ: электростанции, крупные подстанции,
крупные потребители электроэнергии

26. Диспетчерское управление/ведение

Для каждого уровня оперативно-диспетчерского управления
устанавливаются две категории управления оборудованием:
• Диспетчерское управление – организация управления
технологическими режимами и эксплуатационным состоянием
объектов
электроэнергетики
или
энергопринимающих
установок потребителей электрической энергии, при которой
указанные технологические режимы или эксплуатационное
состояние изменяются только по диспетчерской команде
диспетчера соответствующего ДЦ.
• Диспетчерское
ведение

организация
управления
технологическими режимами и эксплуатационным состоянием
объектов
электроэнергетики
или
энергопринимающих
установок потребителей электрической энергии, при которой
указанные технологические режимы или эксплуатационное
состояние
изменяются
только
по
согласованию
с
26
соответствующим ДЦ.

27. Кто решает кому и чем управлять в энергосистеме?

• Каждый ДЦ в закрепленной за ним операционной зоне
составляет перечень ЛЭП, оборудования и устройств РЗА
в отношении которого ДЦ осуществляет диспетчерское
управление (ведение) — перечень объектов диспетчеризации
• Перечень объектов диспетчеризации — это основной
документ, регламентирующий распределение оборудования
по принципу управления и ведения (утверждается главным
диспетчером соответствующего ДЦ)
• Все объекты диспетчеризации в Перечне указываются со
своими диспетчерскими наименованиями. Для оборудования
и ЛЭП, в случае наличия, дополнительно указывается
сокращенное диспетчерское наименование
• Информация о включении объектов в перечень объектов
диспетчеризации доводится в письменном виде до сведения
соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского
управления и субъектов электроэнергетики.
27

28. Диспетчерские команды и распоряжения

Оперативно-диспетчерское
управление
электроэнергетическим
режимом энергосистемы осуществляется посредством диспетчерских
команд и диспетчерских распоряжений, а также путем выдачи
диспетчерских согласований.
• Диспетчерская команда — указание совершить
(воздержаться от совершения) конкретное действие
(действия) по управлению технологическими режимами
работы и эксплутационным состоянием объектов
электроэнергетики или энергопринимающих установок
потребителей электрической энергии с управляемой
нагрузкой, выдаваемое диспетчером вышестоящего
диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру
нижестоящего диспетчерского центра или дежурному
работнику.
28

29. Диспетчерские команды и распоряжения

• Диспетчерское распоряжение — документ, определяющий содержание, порядок и сроки осуществления
конкретных действий, связанных с управлением
технологическими режимами работы и эксплутационным
состоянием объектов электроэнергетики или
энергопринимающих установок потребителей
электрической энергии с управляемой нагрузкой,
выдаваемый вышестоящим диспетчерским центром
нижестоящему диспетчерскому центру, субъекту
электроэнергетики или потребителю электрической
энергии с управляемой нагрузкой.
• Диспетчерское согласование — разрешение,
выдаваемое диспетчером вышестоящего диспетчерского
центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего
диспетчерского центра или дежурному объекта
29
электроэнергетики.

30. Структура законодательства об электроэнергетике

Оперативно-диспетчерское управление должно производиться
по общим правилам и стандартам, что обеспечивает
однозначность и согласованность действий персонала
множества субъектов управления.
30

31. Конституция Российской Федерации »

Раздел 1 Конституции »
Глава 3. Федеративное устройство »
Статья 71 Конституции России
Статья 71 Конституции РФ в действующей редакции на
2017 год:
В ведении Российской Федерации находятся:
…………………..
и) федеральные энергетические системы, ядерная
энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные
транспорт, пути сообщения, информация и связь;
деятельность в космосе;
Источник: http://konstrf.ru/71
31

32. Федеральные законы Российской Федерации

• № 147-ФЗ от 17.08.95 «О естественных монополиях»
в редакции от 29.07.2017
• № 138-ФЗ от 14.11.02 Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации в редакции от
30.10.2017
• № 35-ФЗ от 26.03.03 «Об электроэнергетике» в
редакции от 29.07.2017
32

33. Важнейшие постановления правительства Российской Федерации

• № 854 от 27.12.04 (с текстом Правил оперативнодиспетчерского управления в энергетике) в редакции от
02.03.2017
• №
861
от
27.12.04

текстом
Правил
недискриминационного
доступа
к
услугам
по
оперативно-диспетчерскому
управлению
в
электроэнергетике и оказания этих услуг) в редакции от
28.07.2017
• № 1172 от 27.12.10 г. «Об утверждении Правил оптового
рынка электрической энергии и мощности» в редакции
от 17.10.2017
33

34. Нормативно-техническая документация в области оперативно-диспетчерского управления

Оперативно-диспетчерское
управление
электроэнергетическими
режимами энергосистем строится на основе следующих основных
нормативно-технических документов:
• «Правила технической эксплуатации электрических станций и
сетей», разд. «Оперативно-диспетчерское управление», утв.
Минюст РФ;
• технические регламенты, утв. Федеральными законами;
• национальные стандарты, утв. Федеральным агентством по
техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
• стандарты организации «Системный оператор»;
• договоры о присоединении к торговой системе оптового рынка
(ОРЭМ), неотъемлемой частью которых является ряд Регламентов
ОРЭМ
в
части
оперативно-диспетчерского
управления
энергосистемами;
• и другие нормативно-технические документы (НТД).
Полная база НТД приведена на сайте Системного оператора
34
http://www.so-ups.ru

35. Общие требования к техническим средствам оперативно-диспетчерского управления

Для успешного выполнения указанных функций диспетчер должен иметь:
а) исчерпывающие данные о состоянии оборудования на контролируемых
объектах;
б) полную информацию о режимах работы объектов, вырабатывающих
электрическую и тепловую энергию;
в) необходимые данные о режимах работы определенных участков
электрической и тепловой сети;
г) возможность оперативного вызова для переговоров дежурного персонала
контролируемых объектов;
д) возможность непосредственного вмешательства в технологический процесс
выработки и распределения энергии.
Очевидно, что нормальное функционирование энергосистемы невозможно
осуществить без массового применения различных технических средств,
телекоммуникационно
и
информационно
объединенных
в
единую
автоматизированную
(включащую
человека-диспетчера)
систему
диспетчерского и технологического управления (АСДТУ).
35

36. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

36

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как очистить хранилище на андроиде пошаговая инструкция самсунг галакси
  • Мерседес спринтер мануал скачать бесплатно
  • Терморегулятор grandeks g11h инструкция по применению
  • Отэко руководство компании
  • Антибиотики клацид для детей инструкция по применению