Театр геликон опера руководство

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРТМАН
генеральный директор — художественный руководитель театра «Геликон-опера»

приёмная: +74956902888
prm_helikon@mail.ru


ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ФЕДОСЕЕВ
Музыкальный руководитель, главный приглашенный дирижёр театра «Геликон-опера»

+74956902888
prm_helikon@mail.ru


ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КИРЬЯНОВ
Главный дирижер театра «Геликон-опера»
+74956902888
prm_helikon@mail.ru

ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ НЕЖНЫЙ и ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА ТУЛУБЬЕВА
главные художники театра «Геликон-опера» 

+74956902888
prm_helikon@mail.ru
 

ИЛЬЯ АНАТОЛЬЕВИЧ ИЛЬИН 
заместитель генерального директора — художественного руководителя, директор творческих коллективов

+7 495 691-85-70
ilyahelikon@gmail.com

ЭДУАРД ГЕОРГИЕВИЧ МУСАХАНЯНЦ
заместитель генерального директора — художественного руководителя по художественно-организационной работе

eduardm@list.ru
тел. +7 495 691-85-70

ВОЖАКИНА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
заместитель генерального директора — художественного руководителя по общим и финансовым вопросам
 

РОСТИСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ ПРОТАСОВ
заместитель генерального директора — художественного руководителя по художественно-постановочной части и техническим вопросам

rost0511@gmail.com 
тел +7 495 691-85-70

ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ИЛЬИН
главный хормейстер

 


ДАМИР ГИБАДРАХМАНОВИЧ ИСМАГИЛОВ 
главный художник по свету

 

ЭДВАЛЬД АРНОЛЬДОВИЧ СМИРНОВ
хореограф-постановщик
 

ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА КАЧУРА
управляющий творческим коллективом
+7 495 6947123

https://ria.ru/20221031/bertman-1827431379.html

Биография Дмитрия Бертмана

Биография Дмитрия Бертмана — РИА Новости, 31.10.2022

Биография Дмитрия Бертмана

Художественный руководитель и основатель Московского театра «Геликон-опера», народный артист РФ Дмитрий Александрович Бертман родился 31 октября 1967 года в… РИА Новости, 31.10.2022

2022-10-31T04:33

2022-10-31T04:33

2022-10-31T04:33

справки

дмитрий бертман

москва

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/1c/1827432821_0:332:2941:1986_1920x0_80_0_0_41cf9dd30b12283bd463d2df3f408bae.jpg

Художественный руководитель и основатель Московского театра «Геликон-опера», народный артист РФ Дмитрий Александрович Бертман родился 31 октября 1967 года в Москве. В 1989 году окончил ГИТИС, курс народного артиста СССР Георгия Ансимова.Получил специальность режиссера музыкального театра. Будучи студентом, Бертман поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в театрах России и Украины.10 апреля 1990 года Бертман создал Московский музыкальный театра «Геликон-опера» вместе с дирижером, народным артистом РФ Кириллом Тихоновым. В 1993 году театру был присвоен статус государственного. На сегодняшний день он является одним из крупнейших оперных театров в стране.Первой постановкой Бертмана на сцене нового театра была комическая опера Игоря Стравинского «Мавра» (1990). Впоследствии под руководством режиссера в «Геликон-опере» прошли премьеры опер Сергея Прокофьева «Маддалена» (1991), Руджеро Леонкавалло «Паяцы» (1993), Джузеппе Верди «Аида» (1996), Жоржа Бизе «Кармен» (1996), Альбана Берга «Лулу» (2002), Андре Гретри «Петр Великий» (2003), Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» (2004), Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (2006), Джея Риза «Распутин» (2008), Рихарда Вагнера «Запрет на любовь» (2011), Петра Чайковского «Пиковая дама» (2017), Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» (2018).В последние годы на сцене «Геликон-оперы» им были поставлены оперы Александра Даргомыжского «Каменный гость» (2020), Джакомо Пуччини «Тоска» (2021), Гиля Шохата «Альфа & Омега» (2021) и Джузеппе Верди «Аида» (2022). Помимо работы в «Геликон-Опере» Дмитрий Бертман востребован в качестве оперного режиссера по всему миру. Среди его постановок последних лет: «Похождения повесы» Игоря Стравинского (Финская национальная опера, 2016), «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича (театр Сан-Паулу, Бразилия, 2016), «Альцина» Георга Фридриха Генделя (Musik & Theater MUTH, Австрия, 2017), «Евгений Онегин» Петра Чайковского (Новый Национальный театр, Токио, 2019), «Демон» Антона Рубинштейна (Национальная опера Бордо, Франция, 2020).В 2014 году Бертман был постановщиком Оперного бала Елены Образцовой, приуроченного к 75-летию певицы. Мероприятие проходило в Большом театре при участии таких оперных звезд, как Динара Алиева, Юлия Лежнева, Анна Нетребко, Ольга Перетятько, Екатерина Сюрина, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Юсиф Эйвазов и других. В 2015 году Дмитрий Бертман выступил режиссером-постановщиком совместного проекта «Геликон-оперы» и Московской государственной филармонии – сценической фантазии «Демон». В спектакле приняли участие оперные певцы Дмитрий Хворостовский, Асмик Григорян, Александр Цымбалюк, Игорь Морозов, Лариса Костюк, Василий Ефимов, Дмитрий Скориков, а также Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова под управлением дирижера Михаила Татарникова. В российских и зарубежных театрах Дмитрий Бертман поставил более 130 спектаклей.В течение многих лет сотрудничает с телеканалом «Культура», будучи режиссером и участником многих телепередач.Он является комментатором цикла передач «Шедевры мировой оперы» и участником шести сезонов проекта «Большая опера» (2011, 2013, 2014, 2016, 2017, 2019) на телеканале «Россия К».В мае 2019 года на «Радио России» Дмитрий Бертман представил цикл авторских программ «Чайковский» к 180-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Чайковского.Неоднократно принимал участие в работе жюри различных международных конкурсов оперного искусства, в частности, конкурса артистов оперы и оперетты «Бельведер» в Австрии. Бертман занимается преподавательской деятельностью.В 1994-2010 годах преподавал в Оперной студии Берна (Швейцария), проводит мастер-классы в России и за рубежом. С 1996 года является художественным руководителем мастерской в ГИТИС, с 2003 года – заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актера музыкального театра. Член Совета при президенте по культуре и искусству. Секретарь Союза театральных деятелей (СТД) РФ. Заслуженный деятель искусств (1997).Народный артист РФ (2005).Награжден орденом Дружбы (2010), орденом Почета (2018). Бертману вручены Благодарности министра культуры РФ за большой вклад в проведение Года театра в России (2019), а также за личный вклад и высокопрофессиональный подход к проведению трека «Культура конкурса управленцев «Лидеры России»» (2021-2022). Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства (2007).Награжден знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» (2017). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1998, 1999, 2001). Лауреатом премии СТД «Гвоздь сезона» (2003, 2004, 2005, 2018). Лауреат международной премии имени К.C. Станиславского в номинации «Режиссерское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры (2005). Дмитрий Бертман имеет награды иностранных государств: французский орден «Академическая пальмовая ветвь» (офицерская степень) в сфере культуры и искусства (2003); Мальтийский крест и титул графа Суверенного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических (2003); эстонский орден Креста земли Марии IV степени (2008).Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

москва

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/1c/1827432821_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_ca06401738970e9c6582c4bad568444f.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, дмитрий бертман, москва

Справки, Дмитрий Бертман, Москва

Художественный руководитель и основатель Московского театра «Геликон-опера», народный артист РФ Дмитрий Александрович Бертман родился 31 октября 1967 года в Москве.

В 1989 году окончил ГИТИС, курс народного артиста СССР Георгия Ансимова.

Получил специальность режиссера музыкального театра. Будучи студентом, Бертман поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в театрах России и Украины.

10 апреля 1990 года Бертман создал Московский музыкальный театра «Геликон-опера» вместе с дирижером, народным артистом РФ Кириллом Тихоновым. В 1993 году театру был присвоен статус государственного.

На сегодняшний день он является одним из крупнейших оперных театров в стране.

Первой постановкой Бертмана на сцене нового театра была комическая опера Игоря Стравинского «Мавра» (1990). Впоследствии под руководством режиссера в «Геликон-опере» прошли премьеры опер Сергея Прокофьева «Маддалена» (1991), Руджеро Леонкавалло «Паяцы» (1993), Джузеппе Верди «Аида» (1996), Жоржа Бизе «Кармен» (1996), Альбана Берга «Лулу» (2002), Андре Гретри «Петр Великий» (2003), Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» (2004), Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (2006), Джея Риза «Распутин» (2008), Рихарда Вагнера «Запрет на любовь» (2011), Петра Чайковского «Пиковая дама» (2017), Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» (2018).

В последние годы на сцене «Геликон-оперы» им были поставлены оперы Александра Даргомыжского «Каменный гость» (2020), Джакомо Пуччини «Тоска» (2021), Гиля Шохата «Альфа & Омега» (2021) и Джузеппе Верди «Аида» (2022).

Помимо работы в «Геликон-Опере» Дмитрий Бертман востребован в качестве оперного режиссера по всему миру. Среди его постановок последних лет: «Похождения повесы» Игоря Стравинского (Финская национальная опера, 2016), «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича (театр Сан-Паулу, Бразилия, 2016), «Альцина» Георга Фридриха Генделя (Musik & Theater MUTH, Австрия, 2017), «Евгений Онегин» Петра Чайковского (Новый Национальный театр, Токио, 2019), «Демон» Антона Рубинштейна (Национальная опера Бордо, Франция, 2020).

В 2014 году Бертман был постановщиком Оперного бала Елены Образцовой, приуроченного к 75-летию певицы. Мероприятие проходило в Большом театре при участии таких оперных звезд, как Динара Алиева, Юлия Лежнева, Анна Нетребко, Ольга Перетятько, Екатерина Сюрина, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Юсиф Эйвазов и других.

В 2015 году Дмитрий Бертман выступил режиссером-постановщиком совместного проекта «Геликон-оперы» и Московской государственной филармонии – сценической фантазии «Демон». В спектакле приняли участие оперные певцы Дмитрий Хворостовский, Асмик Григорян, Александр Цымбалюк, Игорь Морозов, Лариса Костюк, Василий Ефимов, Дмитрий Скориков, а также Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова под управлением дирижера Михаила Татарникова.

В российских и зарубежных театрах Дмитрий Бертман поставил более 130 спектаклей.

В течение многих лет сотрудничает с телеканалом «Культура», будучи режиссером и участником многих телепередач.

Он является комментатором цикла передач «Шедевры мировой оперы» и участником шести сезонов проекта «Большая опера» (2011, 2013, 2014, 2016, 2017, 2019) на телеканале «Россия К».

В мае 2019 года на «Радио России» Дмитрий Бертман представил цикл авторских программ «Чайковский» к 180-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Чайковского.

Неоднократно принимал участие в работе жюри различных международных конкурсов оперного искусства, в частности, конкурса артистов оперы и оперетты «Бельведер» в Австрии.

Бертман занимается преподавательской деятельностью.

В 1994-2010 годах преподавал в Оперной студии Берна (Швейцария), проводит мастер-классы в России и за рубежом.

С 1996 года является художественным руководителем мастерской в ГИТИС, с 2003 года – заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актера музыкального театра.

Член Совета при президенте по культуре и искусству.

Секретарь Союза театральных деятелей (СТД) РФ.

Заслуженный деятель искусств (1997).

Народный артист РФ (2005).

Награжден орденом Дружбы (2010), орденом Почета (2018).

Бертману вручены Благодарности министра культуры РФ за большой вклад в проведение Года театра в России (2019), а также за личный вклад и высокопрофессиональный подход к проведению трека «Культура конкурса управленцев «Лидеры России»» (2021-2022).

Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства (2007).

Награжден знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» (2017).

Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1998, 1999, 2001).

Лауреатом премии СТД «Гвоздь сезона» (2003, 2004, 2005, 2018).

Лауреат международной премии имени К.C. Станиславского в номинации «Режиссерское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры (2005).

Дмитрий Бертман имеет награды иностранных государств: французский орден «Академическая пальмовая ветвь» (офицерская степень) в сфере культуры и искусства (2003); Мальтийский крест и титул графа Суверенного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических (2003); эстонский орден Креста земли Марии IV степени (2008).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Московский музыкальный театр «Геликон-Опера»

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы музыкальный театр «Геликон-Опера». Дмитрий Александрович Бертман создал Музыкальный театр, 10 апреля 1990 год вместе с дирижером, народным артистом СССР Кириллом Клементьевичем Тихоновым, который работал главным дирижером и музыкальным руководителем. За сезон «Геликон» показывает московской публике более 300 спектаклей. В репертуаре свыше 75 уникальных постановок. Театр регулярно выезжает на гастроли как по России, так и за границу. После реконструкции в распоряжении театра появились два новых зала на 200 и 500 мест. Во время зарубежных гастролей «Геликон» тепло встречает не только публика, но и критика. Многочисленные рецензии в изданиях Financial Times, Le Monde, The Independent, The Washington Post, Le Figaro, International Herald Tribune говорят об активном участии театра в мировом музыкальном процессе.

Руководство Московского театра «Геликон-Опера»

Бертман Дмитрий Александрович — Генеральный директор

Федосеев Владимир Иванович — Музыкальный руководитель, главный дирижёр театра

Кирьянов Валерий Александрович — Главный дирижер театра

Нежный Игорь Анатольевич — Главные художники театра

Тулубьева Татьяна Георгиевна — Главные художники театра

Ильин Евгений Михайлович — Главный хормейстер

Труппа Московского театра «Геликон-Опера»

Бражник Евгений — Дирижер

Загоринская Наталья — Сопрано

Ионова Елена — меццо — Сопрано


18 мая 2019 года «Геликон-опера» представил новую трактовку оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта». Произведение великого композитора в совершенно новой трактовке показал, выступивший режиссером, начальник управления общественных проектов Администрации президента, Сергей Новиков. Главные партии исполнили Светлана Касьян, Михаил Гужов, Дмитрий Янковский, Иван Гынгазов, Константин Бржинский.

21 ноября 2018 года Бронзовый бюст оперного певца Дмитрия Хворостовского работы Владимира Усова представлен в Москве. Скульптура установлена в фойе музыкального театра «Геликон-опера». Инициатором создания стал друг Хворостовского, адвокат Павел Астахов, проект поддержали Игорь Крутой, Лилия Виноградова, Дмитрий Бертман и Константин Орбелян.

Связанные новости и события

  • 24.05.2019

    В Москве с 21 по 24 мая 2019 года проходит IV Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». Необычное состязание, аналогов которому нет в театральном мире, придумал и блестяще воплотил в жизнь художественный руководитель театра Дмитрий Бертман. На конкурс было подано свыше 100 заявок, но после отбора, участие в первом этапе приняли 13 человек из России, Испании, Италии, Кубы, Аргентины, Великобритании, Израиля и Украины.

  • 28.01.2019

    Российский еврейский конгресс учредил премию за сохранение памяти о жертвах Холокоста, ее первых лауреатов 28 января 2019 года, наградили на мемориальном вечере «Хранитель памяти» в московской «Геликон-опере». Как заявил президент РЕК Юрий Каннер, теперь премия будет присуждаться ежегодно за особый вклад в сохранение истории Холокоста.

  • 21.11.2018

    В Москве, 21 ноября 2018 года состоялось открытие бронзового бюста оперного певца Дмитрия Хворостовского. Скульптура, работы Владимира Усова установлена в фойе музыкального театра «Геликон-опера». Инициатором его создания стал друг исполнителя, адвокат Павел Астахов, проект поддержали Игорь Крутой, Лилия Виноградова, Дмитрий Бертман и Константин Орбелян.

  • 16.09.2018

    В московском театре «Геликон-опера», 16 сентября 2018 года завершился Международный конкурс теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При». По итогам третьего тура жюри объявило лауреатов и обладателей специальных призов. Гран-при завоевал молодой тенор из Иркутска, солист Иркутского музыкального театра имени Н.М. Загурского Андрей Данилов.

Московский музыкальный театр «Геликон-Опера»

ЗАКРЫТЬ X

  • Московский музыкальный театр «Геликон-Опера»

Дмитрий Александрович, «Геликон» выпустил несколько премьер в этом сезоне. Увидим ли мы еще что-то новое до его завершения?

— Сейчас мы готовим новую «Аиду» Джузеппе Верди, премьера пройдет в июне. Будет очень интересно! Вообще у нас в театре — постоянная творческая работа, большое количество хороших, качественных спектаклей, премьер.

Одна из недавних премьер — опера-буфф «Остров Тюлипатан» Жака Оффенбаха. Почему вы выбрали именно ее? Это не самая популярная опера композитора в России.

— Оффенбах — французский композитор, который написал такое количество произведений, которые сложно даже жанрово определить. Он их определял как opéra comique или opera buffa, что-то среднее между опереттой и оперой. У нас в репертуаре есть известные опера Оффенбаха «Сказки Гофмана» и оперетта «Прекрасная Елена». Обе пользуются огромным успехом. В этом сезоне к ним добавилась менее известная оперетта «Остров Тюлипатан». Я бы сказал, что эта постановка — идеальное лекарство для тех, кто переживает нелегкий период. Она помогает справиться со всем, что тревожит. Человек приходит, забывает обо всем и просто получает удовольствие. Мы даже перевели текст на русский язык, чтобы зрителю было проще понять сюжет.

Но чаще так не делаете, даже если язык оригинала не самый простой. Еще одна важная премьера сезона, «Альфа & Омега» израильского композитора Гиля Шохата, исполняется на иврите. Как это произведение попало в репертуар?

— Если говорить в целом о репертуаре, я руководствуюсь таким правилом: нельзя его формировать, исходя из личных пожеланий. Нужно думать, будет ли спектакль успешным. Во мне живут два человека: художник — режиссер и менеджер — директор. Они постоянно конфликтуют, но всегда приходят к консенсусу.

В «Альфе & Омеге», истории про сотворение мира, которую воссоздали в своем либретто Дори Манор и Анна Герман, все сошлось идеально. Это грандиозный проект, а Гиль Шохат — один из самых востребованных композиторов современности. Об этой опере я узнал в 2001 году, когда мы были на гастролях в Израиле. Мне удалось побывать на мировой премьере «Альфы & Омеги» на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве. Мне понравились музыка, сюжет, я взял оперу на заметку. За эти годы оперу поставили в Германии, Японии и других странах. Когда я принял решение сделать российскую премьеру, я связался с композитором. Он ответил, что счастлив и предложил помощь в переводе текста на русский. Я ответил: будем петь на иврите. Гиль Шохат очень скептически к этому отнесся, но, когда он приехал на премьеру, все его сомнения были развеяны.

Сложно было артистам?

— Очень сложно. Иврит — язык очень красивый, но действительно не самый легкий. Однако положение обязывает: все-таки мы один из первых в России театров, где оперы начали исполнять на итальянском, французском и так далее, а не на русском, как это было принято раньше. Мы обратились в культурный центр израильского посольства, они нам дали коучей, которые занимались с артистами. На репетиции ушел год, это долго. Но это стоило того. На спектакле у нас всегда аншлаг, и что самое интересное — приходит очень много молодежи.

«Почти все наши лауреаты — главные режиссеры в оперных театрах»

Недавно завершился конкурс для начинающих режиссеров и художников для создания оперы «Богема», которая выйдет в сентябре. Дадите молодежи волю или все-таки будете помогать?

— Это будет их работа, от начала и до конца. Финалисты — четыре тандема, состоящие из режиссера и художника, — будут работать вместе, взяв по одному действию спектакля. Сейчас все они находятся в разных городах, но мы постоянно на связи. Пока могу сказать только одно: спектакль обещает быть очень оригинальным. У них есть такие потрясающие, уникальные идеи, что я даже не понимаю, как такое могло прийти в голову, хотя лежит это, в общем-то, на поверхности. Подобный конкурс проходит у нас впервые. «Богемы» Джакомо Пуччини, к слову, у нас тоже еще не было в репертуаре. Кстати, режиссеры — лауреаты нашего Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» разных лет.

«Нано-опера» — единственный в мире конкурс молодых оперных режиссеров — пройдет в этом году уже в пятый раз. Можно подвести какие-то промежуточные итоги за эти годы?

— Конкурс проходит один раз в два года, и за это время мы выявили много талантливейшей молодежи. Сегодня практически все наши лауреаты работают главными режиссерами в российских оперных театрах. Если вы приедете в Новосибирск, Ростов-на-Дону, Уфу, Екатеринбург, Нижний Новгород, Хабаровск и другие города, то везде вы встретите их.

Чем нынешний конкурс обещает быть интересным?

— Впервые в жюри войдут оперные режиссеры и директора театров из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Сербии. Все они — блестящие профессионалы и очень интересные личности. Вообще планы у нас в театре очень богатые. В сентябре начнется вторая Молодежная программа оперных артистов — мы отбираем 10 человек, которые в течение года будут у нас учиться вокалу, актерскому мастерству, сценическим движениям, танцам.

В вашем театре много спецпроектов. Каким вы особенно гордитесь?

— Таких немало. Но есть уникальный проект, который, я считаю самым важным. Это «Театротерапия». Мы уже много лет работаем с Московской детской наркологической больницей. С помощью театра мы реабилитируем наркозависимых детей, которые там находятся. 97 процентам ребят это помогло. Театр должен не только развлекать, но и врачевать.

Как строится эта работа?

— Когда мы начинали, все было очень неопределенно. Врачи, с которыми мы сейчас сотрудничаем, даже не рассчитывали, что проект даст такие результаты. Мы приглашаем детей-пациентов на спектакли, потом устраиваем обсуждения, знакомим их со сценой, с артистами. У них появляются новые друзья, совершенно другие интересы. Иногда зовем их на небольшие эпизодические роли — например, в постановку «Горе от ума». У нас также есть группа в WhatsApp, в которой мы общаемся. Я вижу, как меняется мироощущение этих детей. Многие из наших подопечных уже поступили во ВГИК, в ГИТИС, некоторые устроились к нам на работу стюардами и помогают зрителям.

У вас также работает проект для юных артистов #PRODIGY.kids. Театр следит за их дальнейшей музыкальной карьерой?

— Безусловно. Многие ребята стали звездами. Например, пианистка Варвара Кутузова. Ей сейчас 18 лет, но ее уже знают во всем мире. А пришла она к нам совсем маленькой девочкой. Среди наших юных артистов есть также лауреаты конкурса Grand Piano Competition. Для этого спецпроекта мы ищем настоящих музыкальных вундеркиндов.

«У нового поколения свободное сознание»

Какие они, современные молодые люди, которые хотят связать свою жизнь с оперным театром? Чем отличаются от Вас в их возрасте?

— Они и похожи, и одновременно непохожи на мое поколение. Я хорошо помню себя в самом начале творческого пути. Я закончил ГИТИС в 1989 году, и у нас не было интернета, такого обилия информации, какое есть сейчас. Поэтому, наверное, некоторые вещи ценились больше, многое решал случай — больше, чем сейчас. Однажды мы с моими родителями поехали к их друзьям в Лондон. Они были знакомы с Дэвидом Олденом, звездой оперной режиссуры, который как раз в то время ставил спектакль в Английской национальной опере. Они написали ему, спросили, нельзя ли парню из Москвы, который учится на режиссера, прийти к нему на репетицию, чтобы посмотреть. Через три дня пришел ответ: меня будут ждать у служебного входа. После репетиции Олден пригласил меня в свой кабинет, стал расспрашивать о Москве, о спектаклях, которые шли в Большом театре, и предложил приходить на его репетиции. В общем, Лондона я не видел, потому что жил в театре. У меня перевернулся мир, я вдруг остро осознал все, чему меня учили. И главное — я впервые увидел, как и что делается в другой стране.

Да, сегодняшним молодым людям не обязательно ехать в другую страну, чтобы увидеть, как там ставят спектакли.

— Да. Они абсолютно адаптированы к мировому процессу. Это норма, которой мое поколение было лишено. У нас было слово «достать»: достать видеозапись, коробку конфет, джинсы и так далее. Сейчас у них совершенно другое, свободное сознание. И это невероятная радость. Благодаря интернету у них с самого юного возраста есть возможность видеть другие страны, другие спектакли.

А покритиковать молодежь не за что?

— Они стали думать, что режиссура заключается только лишь в том, чтобы придумать какую-нибудь оригинальную концепцию. Да, она важна, но нельзя забывать, что самое главное — работа с артистом. Нас этому учили. Для меня именно артист — икона, основная сила театра. И уже к этому можно подтянуть какие-то концептуальные вещи. Еще я стал замечать, что молодежь совсем не стремится к тому, чтобы в будущем руководить театрами. Боятся так называемого быта: продумыванию репертуара, заботе о сотрудниках, артистах.

«Зрителя перекормили имитацией»

Изменились ли за последние десятилетия требования к артистам?

— Конечно. Сегодня артист оперы — такой же артист, как и в драматическом театре, только добавок он владеет уникальным искусством пения. Раньше все было гораздо более условно: допустим, для того, чтобы исполнять партию Кармен, необязательно было быть внешне роковой обольстительницей. Сейчас это не так, элементарное соответствие должно быть.

А изменилось отношение к опере зрителей, их восприятие?

— Я считаю, что абсолютно. Это вызвано и тем, что опера — честное искусство. Таких очень мало: опера, балет и цирк. Все они связаны с большой школой, сложнейшим обучением. Нельзя притвориться, что умеешь ходить по канату, танцевать в пуантах, брать высокие ноты. Мне кажется, зритель сегодня понимает это. Его перекормили фонограммами, имитацией. Он хочет настоящего.

Вы руководите московским театром, но много работали в других странах, Вас приглашали остаться. Почему все-таки Москва?

— В Москве все — мама, друзья, театр, моя жизнь. За границей я поставил 84 спектакля, притом в очень известных театрах. Действительно было несколько предложений остаться, одно из них поступило от Канадской оперы. Меня приглашали ее возглавить. Но как раз в этот момент я усиленно занимался «Геликон-оперой», поэтому отказался. На самом деле можно смело сказать, что Сергей Собянин спас меня от эмиграции. Когда он стал мэром Москвы, как раз решалась судьба участка, на котором располагается театр (с 2007 по 2015 год историческое здание театра на Большой Никитской было закрыто на реконструкцию, коллектив театра в это время располагался по адресу Новый Арбат, 11, — прим. ред). Я опасался, что здесь, в центре города, захотят построить какой-нибудь бизнес-центр, я совсем не знал Сергея Семеновича. Но он приехал, посмотрел, поговорил со мной и принял решение — быть театру. Я очень ему благодарен.

Вашему театру уже 32 года. Это множество спектаклей, историй и даже мистических ситуаций. Вы как-то говорили, что и такое в «Геликоне» случается.

— Такого было много. Вот первое, что мне вспомнилось. У нас есть зал певицы Елены Образцовой, там выставлены ее костюмы, рояль, на котором она играла, мебель и картины, принадлежавшие ей. И вдруг как-то ночью мне поступает звонок из театра — по словам вахтера, в этом зале заперлись артисты и играют на рояле. Я говорю: «Вы что, какие артисты в два часа ночи?» Тем не менее, приехал. Кроме вахтера, в театре меня ждал электрик и пожарный. Заходим в зал — никого. Но все они и сейчас утверждают, что слышали, что до моего приезда оттуда доносились звуки инструмента Елены Васильевны.

В  «Геликон-опере» — новое музыкальное руководство!

13 марта Московский музыкальный театр «Геликон-опера» объявил о назначении главного приглашенного дирижера.

Им стал народный артист СССР, выдающийся дирижер Владимир Иванович Федосеев.

В понедельник, 13 марта 2017 года, в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» на общем собрании коллектива художественный руководитель театра, народный артист России Дмитрий Бертман представил труппе нового главного приглашенного дирижера, которым любезно согласился стать народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев.

Также было объявлено о назначении постоянного дирижера театра Валерия Кирьянова исполняющим обязанности главного дирижера «Геликона».

Владимир Иванович Федосеев начал сотрудничество с театром «Геликон-опера» в конце 2016 года: под его музыкальным руководством в театре была осуществлена постановка оперы Дж. Пуччини «Турандот». Маэстро Федосеев влюбил в себя труппу театра, блистательно подготовив коллектив к премьере, которая прошла с грандиозным успехом, и по его словам, «влюбился в театр сам!». Закономерным стало приглашение выдающемуся дирижеру стать частью семьи «Геликона».

«Для нас это огромная честь, что с нами работает выдающийся дирижер, народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев, — заявил Дмитрий Бертман. – Он блистал своими постановками на сценах лучших мировых театров в Милане, Флоренции, Вене, Цюрихе, Париже, Болонье, Зальцбурге, но впервые поставил оперный спектакль на Родине. То, что это произошло в «Геликон-опере», для меня и моих коллег имеет особое значение. Я счастлив, что наши артисты и музыканты работали и будут работать с великим Мастером».

«В стенах «Геликона» я встретил Любовь к театру. Я встретил здесь прекрасных певцов, которые работают ради театра, ради музыки, ради культуры нашей страны», — признался Владимир Иванович Федосеев. – Здесь все создано для того, чтобы заниматься музыкой, любить ее. Здесь царит любовь и к труду, и к опере, здесь работают энтузиасты».

Геликон-опера. Владимир Федосеев

фото Владимира Орлова

  Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева в опере — в театре им. Кирова (Мариинском театре).

С 1974 года Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, с 1997 по 2006 – главный дирижер Венского симфонического оркестра; с 1997 – приглашенный дирижер оперного театра Цюриха, с 2000 – главный приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии, приглашенный дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра Французского радио (Париж), симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга.

Маэстро осуществил постановки на сценах лучших театров Европы: Ла Скала (Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», Чайковский «Пиковая дама», балет «Спящая красавица»), Венской опере (Бизе «Кармен», Мусоргский «Борис Годунов», Барток «Волшебный мандарин»), цюрихском «Opernhaus» (Глинка «Жизнь за царя», Рубинштейн «Демон», Верди «Аттила», Прокофьев балет «Золушка»; Чайковский «Пиковая дама»).  В Париже в зале «Плейель» продирижировал операми «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Алеко» Рахманинова и «Евгений Онегин» Чайковского. Маэстро регулярно принимает участие в фестивале в Брегенце (Берлиоз «Осуждение Фауста», Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже…», Рубинштейн «Демон», Монтемецци «Любовь трех королей», Римский-Корсаков «Золотой петушок»). В 2012 году на Зальцбургском Троицком фестивале дирижировал оперой «Клеопатра» Массне. В 2015 году – в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Чайковского.

В конце 2016 года Владимир Иванович Федосеев начинает сотрудничество с Московским музыкальным театром «Геликон-опера»: под его руководством в театре была осуществлена постановка оперы Дж. Пуччини «Турандот». С марта 2017 года Владимир Федосеев – главный приглашенный дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана.

Владимир Федосеев — обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почетного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил маэстро орденом Почета. В 2016 году дирижер стал обладателем почетного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства.

            Валерий Кирьянов родился в 1980 году в Смоленске. В 2004 году окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «дирижёр академического хора» в классе профессора В. И. Сорокина.

В 2002 году, будучи студентом, Валерий начал работать в театре «Геликон-опера» в качестве артиста хора. В 2006 году был назначен на должность хормейстера театра. С 2005 по 2007 учился в ассистентуре-стажировке по специальности оркестровое дирижирование у профессора Т. К. Мынбаева.

В 2005 году состоялся дирижерский дебют Валерия Кирьянова со спектаклем «Травиата» Дж. Верди в Калининградском областном музыкальном театре. С 2008 года по настоящее время маэстро является главным дирижером Калининградского областного музыкального театра.

В 2010 году Валерий Кирьянов был приглашен на должность музыкального руководителя мастерской народного артиста Д. А. Бертмана Российской академии театрального искусства (ГИТИС).

С 2012 года Валерий Кирьянов — дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, с марта 2017 года – исполняющий обязанности главного дирижера театра.

пресс-служба Геликон-оперы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат массай инструкция по применению отзывы
  • Бухгалтер по учету услуг должностная инструкция
  • Кредит европа банк руководство банка
  • Розувастатин 5 мг инструкция по применению цена отзывы таблетки взрослым
  • Finepower руководство пользователя