Структура руководства гражданская оборона

Гражданская оборона
как система общегосударственных
мероприятий по защите населения и
территорий от ЧС мирного и военного
времени имеет стройную
организационную структуру. Более того,
структура ГО, которая является преемником
МПВО, прошла и достойно выдержала
серьезные испытания в годы Великой
Отечественной войны.

Структура гражданской
обороны соответствует принятой в РФ
системе организации хозяйственного и
военного управления. Построение органов
управления и сил гражданской обороны
также максимально полно соответствует
требованиям как мирного, так и военного
времени.

Гражданская оборона
организуется по территориально-производственному
принципу на всей территории РФ с учетом
особенностей регионов, районов, населенных
пунктов, предприятий, учреждений и
организаций.

Территориальный
принцип заключается в организации ГО
на территориях республик, краев, округов,
областей, городов, районов, поселков
согласно административному
делению РФ.

Производственный
принцип заключается в организации ГО
в каждом министерстве, федеральном
агентстве, федеральной службе, комитете
и организации (объекте).

Руководство
гражданской обороной Российской
Федерации осуществляет Правительство
РФ.

Руководство
гражданской обороной в федеральных
органах исполнительной власти
(министерства, агентства, службы,
комитеты) и в организациях, учреждениях
и предприятиях независимо от форм
собственности осуществляют их
руководители.

Руководство
гражданской обороной на территориях
субъектов РФ (край, округ, республика,
область) и муниципальных образований
(район, населенный пункт) осуществляют
соответственно главы органов исполнительной
власти субъектов РФ и руководители
органов местного самоуправления.

Руководители
федеральных органов исполнительной
власти, органов
исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного
самоуправления и организаций
являются, как правило, по должности
начальниками
гражданской обороны указанных органов
и организаций и несут
персональную
ответственность за организацию и
проведение мероприятий по
гражданской
обороне и защите населения. Этим
самым обеспечивается

централизованное
руководство гражданской обороной на
основе принципа единоначалия.

Занятие
2. Органы управления и силы гражданской
обороны.
2.1.
Органы управления гражданской обороной.

Управление
гражданской обороной осуществляют
органы, специально уполномоченные на
решение задач в области ГО.

Органы управления
гражданской обороной являются едиными
как для гражданской
обороны, так и в системе РСЧС. Тем самым
в мирное время обеспечивается
возможность целенаправленного
планирования, организации и проведения
мероприятий РСЧС и ГО, привлечения к
ликвидации ЧС природного и техногенного
характера формирований ГО, а с введением
гражданской обороны перейти без
предварительных значительных
организационно-штатных мероприятий к
руководству ГО без потери управления.

Органами управления
гражданской обороной, являются:

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

Таким федеральным
органом исполнительной власти является
МЧС России.
Оно возглавляет систему органов
управления гражданской обороной страны,
осуществляет непосредственное ее
руководство и государственную политику
в области ГО. МЧС России в целях реализации
государственной политики в области
гражданской обороны осуществляет
соответствующее нормативное регулирование,
а также специальные, разрешительные,
надзорные и контрольные функции в
области гражданской обороны.

Принятые МЧС РФ в
пределах своих полномочий решения в
области гражданской обороны обязательны
для всех федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления и организаций, независимо
от их принадлежности
и форм собственности, а также должностных
лиц и граждан.

2. Территориальные
органы

— региональные
центры по делам
гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
стихийных
бедствий и органы,
уполномоченные решать задачи по
предупреждению и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской
Федерации;

В системе МЧС
России создано шесть РЦ ГОЧС:
Северо-Западный, Центральный, Южный,
Приволжско-Уральский, Сибирский и
Дальневосточный. Границы регионов, в
которых осуществляют свою деятельность
региональные центры, практически
совпадают с границами военных
округов. Это является важнейшим условием
перевода сил и средств ГОЧС
с решения задач мирного времени на
выполнение задач в период подготовки
и с началом военных действий. Основной
задачей региональных центров является
координация деятельности территориальных
органов в пределах границ региона в
области ГО. Начальники региональных
центров являются полномочными
представителями МЧС России в регионах.

Управление
гражданской обороной на территориях
субъектов РФ (республики,
края, области, автономные округа)
осуществляют Главные

управления МЧС
России по субъектам РФ через созданы
субъектами РФ органы управления по
делам ГОЧС.

Территориальные
органы управления комплектуются
военнослужащими войск
гражданской обороны, лицами начальствующего
состава Государственной противопожарной
службы и гражданским персоналом.
Руководители территориальных органов
назначаются в установленном порядке
Министром РФ по делам ГОЧС.

Для непосредственного
руководства гражданской обороной на
территориях муниципальных образований
(район населенный пункт) решением
соответствующих органов местного
самоуправления создаются органы
управления по делам ГОЧС (управления
отделы). Они содержатся за счет
соответствующих бюджетов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Структура гражданской обороны и её функционирование.

Гражданская оборона (ГО)представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области ГО являются:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);

5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Структура гражданской обороны

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принципзаключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный принципзаключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.

В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.

Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

Сигналы оповещение ГО и действия личного состава при получении сигналов.

Своевременное и организованное выполнение мероприятий по переводу службы с мирного на военное положение обеспечивает решение поставленных задач в ограниченные сроки, снижение возможных потерь частей и формирований.

Для своевременного оповещения населения установлены сигналы ГО:

«Воздушная тревога» подают в случае непосредственной угрозы нападения противника. Для подачи сигнала используют сигналы средств связи и различные автоматизированные системы.

Одновременно диктор объявляет по радио 2-3 минуты «Внимание! Граждане! Воздушная тревога!». По этому сигналу необходимо следовать в убежище. «Отбой воздушной тревоги» подают штабы ГО по радио или с помощью передвижных установок. Объявляет о дальнейших действиях в очагах поражения.

«Радиационная опасность» – подают при непосредственной угрозе или обнаружении радиации. При получении сигнала необходимо принять радиозащитное средство из индивидуальной аптечки и надеть защитные средства, следовать в укрытие.

«Химическая тревога» – подают при угрозе обнаружения химического и бактериологического заражения. На местах сигнал дублируют звуковыми и световыми сигналами. По сигналу одеть противогазы, средства защиты и укрыться в защитном сооружении. Если предстоит работа на заражённом участке, следует принять антидот при химическом, при бактериологическом противобактериальное средство №1 из индивидуальной аптечки.

Личный состав оповещается и собирается к месту службы не более 2х часов введения степени готовности. «Первоочередные мероприятия ГО 2группы» – в установленной форме одежды иметь при себе снаряжённый дежурный чемодан. Схемы оповещения разрабатываются по караульно.

По мере пребывания л/с выдаются средства защиты под роспись в специальном журнале. Вводится в боевой расчёт резервная техника. Л/с переводится на 2 х сменное дежурство, отдыхающая смена находится на казарменном положении. Питание организовывается за наличный расчёт л/с. Для укрытия л/с используют убежища собственные или объектов народного хозяйства.

Пожарная разведка в очагах поражения, в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Характеристика очага ядерного поражения.

Очагом ядерного поражения называют территорию, на которой произошли массовые поражения людей, домашних и диких животных, разрушения и пожары в результате ядерного взрыва. Очаг ядерного поражения характеризуется количеством пораженных, масштабами разрушений, повреждениями зданий и сооружений, частичными завалами или разрушениями защитных сооружений.

Условно очаг можно разделить на четыре зоны:

1 Зона полных разрушений. Площадь зоны составляет 10–12% от общей площади очага поражения. В зоне: здания разрушаются полностью, пожаров нет (пламя сбито ударной волной), открыто расположенные люди погибают или получают травмы и ранения крайне тяжелой степени, ожоги четвертой степени. Люди получают также сильные, часто смертельные дозы облучения от проникающей радиации, а через 7–10 минут в зоне начинается сильное радиоактивное заражение от выпадения радиоактивных осадков из радиоактивного облака, что еще больше увеличивает дозу облучения людей.

2 Зона сильных разрушений. Площадь зоны составляет 8–10% от общей площади очага. Здания получают сильные разрушения, т.е. восстановлению не подлежат. Наблюдаются сплошные пожары. Открыто расположенные люди получают травмы и ранения, в основном тяжелой и средней степени тяжести, ожоги, в основном третьей и четвертой степени. Население получает большие дозы облучения от проникающей радиации и радиоактивного заражения.

3 Зона средних разрушений. Площадь зоны 18–20% от общей площади очага. Здания получают в основном средние разрушения, т.е. подлежат капитальному ремонту. Наблюдаются массовые пожары. Открыто расположенные люди получают травмы средней и легкой степени тяжести, ожоги – в основном второй и третьей степени. Люди также получают дозы облучения в зависимости от времени пребывания на радиоактивно зараженной местности.

4 Зона слабых разрушений. Площадь зоны составляет 60–70%. Здания получают слабые разрушения, т.е. подлежат текущему ремонту. Наблюдаются отдельные пожары. Открыто расположенные люди получают в основном легкие травмы, контузии и ожоги в основном первой степени, дозы облучения в зависимости от времени пребывания на открытой местности.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является одной из основных задач ГО.

Для ликвидации последствий ЧС (согласно Постановлению СМ РФ о РСЧС) координирующими органами являются: на территориальном (территория субъекта РФ) уровне — КЧС субъекта РФ; на местном уровне (территория города, района в городе) — КЧС местного самоуправления; на объектовом уровне (территория объекта полиграфии) КЧС объекта полиграфии (КЧС ОП).

С момента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации (признаков ее возникновения) оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней становятся рабочими органами КЧС. Органы управления по делам ГО и ЧС формируют оперативную группу. КЧС и оперативная группа (в особых случаях орган управления по делам ГО и ЧС в полном составе) поддерживают тесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны, с гидрометеостанциями, а также с территориальными НФГО, НГО объектов полиграфии, НГОЭ и гарнизона. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.

Целью проведения АСиДНР в очагах массового поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ на объектах полиграфии и др. ОЭ.

Аварийно-спасательными называются работы в очагах поражения, связанные со спасением людей, они включают в себя:

1.разведку (все виды разведок) маршрутов выдвижения ФГО и участков (объектов) работ;

2.локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ;

3.розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

4.вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений ГО (ЗСГО) и спасение находящихся в них людей;

5.подачу воздуха в заваленные защитные сооружения ГО с поврежденной системой фильтро-вентиляции;

6.оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;

7.вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;

8.санитарную обработку людей и обеззараживание их одежды;

9.обеззараживание техники, средств защиты, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Другими неотложными работами называются работы, обеспечивающие успешное проведение аварийно-спасательных работ. Они объединяют такие работы как:

1.прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

2.локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ;

3.укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;

4.ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ;

5.ремонт и восстановление защитных сооружений для укрытия людей в случае возникновения угрозы повторных чрезвычайных ситуаций;

6.обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов обычном снаряжении.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил всего личного состава, участвующего в АСиДНР. Они будут проводиться в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения атмосферы и местности, затопления территории и при воздействии других неблагоприятных условий обстановки.

Вывод: таким образом мы с вами узнали действия личного состава по предназначению при получении сигналов ППС ГО.

Понятие обеззараживания, дезактивации, дегазации,

дезинфекции, дезинсекции и дератизации

Специальная обработка является составной частью ликвидации последствий после ЧС как в мирное, так и в военное время. Необходимость проведения специальной обработки возникает в случаях заражения (загрязнения) окружающей среды опасными веществами.

Такая обстановка может сложиться при авариях на химически, радиационно, бактериологическими опасных объектов, при перевозке АХОВ различным транспортом, при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных.

Специальная обработка будет представлять комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности территорий, объектов, техники, транспорта, имущества, людей к безопасной нормальной деятельности. Иными словами, главная цель- исключить воздействие на людей, животных и окружающую среду опасных веществ, обеспечить нормальную жизнедеятельность населения.

По содержанию специальная обработка включает в себя:

Обеззараживание

Санитарную обработку

Санитарная обработка включает такие работы как:

Дезактивация— это удаление радиоактивных веществ с поверхностей раз- личных зараженных объектов, а также очистка от РР воды, пищевых продук- тов и фуража находящихся в зоне бедствия.

Дегазация— это нейтрализация ОР или устранение с зараженной поверхнос- ти; дегазация осуществляется химическим, физическим, механическим и смешанным способами.

Дезинфекция— это уничтожение микробов и токсинов.

Дезинсекция— это уничтожение насекомых ( вшей, блох и других перенос- чиков инфекционных заболеваний).

Дератизация— это уничтожение зараженных грызунов.

Демеркуризация— это обеззараживание ртути.

Способы обеззараживания: физический, химический, комбинированный ( физико-химический), термический (термохимический).

Дезактивацияосуществляется механическим способом. Ее проводят, снимая верхний загрязненный слой поверхности, сметая загрязнения ( при этом целе- сообразно использовать пылесосы), смывая радиоактивные вещества. Для повышения эффективности смывания используют кислоты, щелочи, фосфат натрия, трилон Б , щавелевую и лимонную кислоты , соли этих кислот, ам- миачную воду ( 20-24 %) , водные растворы мыла (50 г мыла на 10 л воды), водные растворы (0,3%) синтетических моющих средств (стиральные порошки)

Территорию с твердым покрытием дезактивируют, сметая предварительно увлажненную радиоактивную пыль, после этого моют, как правило, применяя специальную технику.

Радиоактивная пыль и загрязненная вода должны подвергаться переработке на специальных комбинатах и дальнейшему захоронению.

Территорию без твердого покрытия дезактивируют путем удаления верхнего слоя почвы толщиной 5-10 см, а зимой верхнего слоя снега 5-20 см. Срезанный грунт или снег увозят в специально отведенные места для захоро- нения.

Дегазацияосуществляется химическим, физическим, механическим и сме- шанным способами.

Химический способдегазации состоит в проведении ОВ в неядовитые про- дукты с помощью химической реакции.

Физический способ— в разрушении ОР высокой температурой, в выветри- вании ОР с зараженной поверхности или смывании их с помощью топлива или органических растворителей.

Механический способзаключается в изъятии срезанием зараженного слоя земли, снега, фуража, продуктов питания.

Смешанный способ дегазации состоит в сочетании вышеприведенных способов.

Территорию с твердым покрытием дегазируют сухой хлорной известью, впоследствии поливая его водой , грунтовые площадки после применения хлорной извести (0,2-0,3 кг / м) перекапывают на глубину 3-5 см или засы- пают слоем почвы 8-10 см. Зимой снимают верхний слой снега толщиной 5-20 см.

Дезинфекция осуществляется химическим, физическим, физико-химическим и механическим способами.

Химический метод заключается в уничтожении микробов и токсинов химическими (дезинфицирующими) препаратами.

Физический способ— уничтожение высокими температурами.

Физико-химический— сочетание высокой температуры с парами формалина

Обработка одежды: лучшей полноты дезактивации, дегазации, дезинфекции и дезинсекции достигают, применяя способы стирки, кипячения, замачивания.

Дезактивация стиркой – возможна для многих видов одежды. Она обеспечивает наиболее полное удаление радиоактивных веществ.

Дегазацию одежды применяют способом кипячения и стиркой.

Дезинфекцию и дезинсекцию одежды, средств защиты можно осуществлять социальными способами кипячения и замачивания в растворах веществ, обладающих щелочными свойствами, и растворах дезинфицирующих веществ в специальной камере.

Специальная обработка— это работы по обеззараживания техники, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты и санитарной обработки

Санитарная обработка— это обеззараживание поверхности тела человека, независимо от вида опасных веществ

Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • Структура и органы управления гражданской обороной

      2 слайд

      Структура и органы управления гражданской обороной

    • Структура органов управленияФедеральный уровень Межрегиональный уровень Регио...

      3 слайд

      Структура органов управления
      Федеральный уровень
      Межрегиональный уровень
      Региональный уровень
      Муниципальный уровень
      Объектовый уровень
      МЧС России
      Региональные центры МЧС России
      Главные управления МЧС России по субъектам РФ
      Отделы ГОЧС органов местного самоуправления
      Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО

    • Постоянно действующие органы управления

      5 слайд

      Постоянно действующие органы управления

    • РуководствоРуководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществля...

      6 слайд

      Руководство
      Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

      Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России).
      Пучков Владимир Андреевич
      Министр Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,

    • Граждане РФ в области ГО имеют следующие права и обязанности:проходить обуче...

      8 слайд

      Граждане РФ в области ГО имеют следующие права и обязанности:

      проходить обучение в области ГО;

    • Граждане РФ в области ГО имеют следующие права и обязанности:Проходить обуче...

      9 слайд

      Граждане РФ в области ГО имеют следующие права и обязанности:

      Проходить обучение в области ГО:
      принимать участие в мероприятиях по ГО;

    • Граждане РФ в области ГО имеют следующие права и обязанности:Проходить обуче...

      10 слайд

      Граждане РФ в области ГО имеют следующие права и обязанности:

      Проходить обучение в области ГО:
      принимать участие в мероприятиях по ГО;
      оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач ГО.

    • Домашнее заданиеВ концертном зале ОКЦ произошел террористический акт. Во врем...

      11 слайд

      Домашнее задание
      В концертном зале ОКЦ произошел террористический акт. Во время концерта, в зале прогремел взрыв. Из 250 человек находившихся в зале, погибли 38, более 100 человек ранены и имеют травмы различных тяжестей.
      Какие службы будут прибудут на место происшествия и почему?

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Линкас лор пастилки от кашля инструкция по применению взрослым
  • Alpha homme набор для мужчин краска инструкция по применению
  • Вишневского мазь инструкция по применению для детей
  • Лактомарин инструкция по применению цена в беларуси отзывы
  • Должностная инструкция медицинской сестры процедурной детской поликлиники