Сто ситис 202 16 компьютерное моделирование руководство по выполнению расчетов

Автор Разработан: ООО «Ситис» совместно с кафедрой «Системы автоматизированного проектирования объектов строительства» Строительного института Уральского Федерального Университета

ООО «СИТИС»
Кафедра «Системы автоматизированного
проектирования объектов строительства»
Строительного Института Уральского
Федерального Университета

Стандарт организации

Компьютерное моделирование
Руководство по
выполнению расчетов

СТО СИТИС-202-16

Екатеринбург
2016
Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от
27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а общие правила применения стан-
дартов организаций изложены в ГОСТ Р 1. 0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Ос-
новные положения». Настоящий стандарт организации является документом в области стандартизации и применяется в
соответствии с Законом «О техническом регулировании», а также с 01 июня 2016 года в соответ-
ствии с Законом «О стандартизации в Российской Федерации»

Сведения о стандарте
1. Название стандарта: «Компьютерное моделирование. Руководство по выполнению расчетов»
2. Обозначение стандарта: СТО СИТИС-202-16
3. РАЗРАБОТАН ООО «СИТИС» совместно с кафедрой «Системы автоматизированного проекти-
рования объектов строительства» Строительного института Уральского Федерального Универ-
ситета
4. РАССМОТРЕН и одобрен на заседании кафедры САПРОС СИ УрФУ 10. 03. 2016
5. ПРИНЯТ приказом директора ООО «СИТИС» № С10 от 11. 03. 2016.
6. ДАТА ВВЕДЕНИЯ 11. 03. 2016

Общество с ограниченной ответственностью «Ситис»
ОГРН 1026602310206
620028 Екатеринбург, ул. © ООО «СИТИС», 2016

СТО СИТИС-202-16 Компьютерное моделирование. Руководство по выполнению расчетов 2
Содержание

1. Общая часть … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . 4
1. 1. Предисловие … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . . 4
1. 2. Область применения … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …

… … … … … … … … . 4
2. Термины и определения … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 4
2. 1. Модели… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 4
2. 2. Модели явлений … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . . 5
2. 3.

ZLibary Z-Library

Your gateway to knowledge and culture. Accessible for everyone.

Fundraising September 15, 2023 – October 1, 2023

Z-Library is one of the largest online libraries in the world that contains over 14,191,000 books and 84,837,000 articles. We aim to make literature accessible to everyone. Today (September 15, 2023) we’ve started additional fundraising to project maintenance and development.

Also UNLIMITED downloads (for 31 days after the day of making donation) are available for ALL contributors who will donate during the fundraising period till October 1, 2023.


  • Books (41)
  • Articles


  • Most Popular

    • Sort by×
    • Most Popular
    • Best Match
    • Recently Added
    • By Title (A-Z)
    • By Title (Z-A)
    • By Year
    • File Size ↓
    • File Size ↑




    List

    • List
    • Table

Create Z-Alert

Z-Alerts allow you to be notified about the availability of new books according to your search query. A search query can be a title of the book, a name of the author, ISBN or anything else Read more about Z-Alerts.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Федеральное Автономное Учреждение «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

Рекомендации

по составу и оформлению отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций и оснований зданий и сооружений, представляемых на государственную экспертизу проектной документации

Предисловие

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и техническом регулировании, безопасности объектов капитального строительства в части, касающейся проектирования, строительства и эксплуатации, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций», ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные», а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями вышестоящей организации, нормативно-техническими документами.

Сведения о рекомендациях

Разработаны Отделом конструктивной надежности и безопасности объектов Управления строительных решений ФАУ «Главгосэкспертиза России» (Б.В. Ильичев, Е.В. Леонтьев, О.С. Щедрин) при участии ЗАО «ГОРПРОЕКТ» (академик РААСН, доктор техн. наук В.И. Травуш), ЗАО НИЦ СтаДиО (член-корр. РААСН, доктор техн. наук А.М. Белостоцкий), АО «ЦНИИ- Промзданий» (советник РААСН, кандидат техн. наук Н.Г. Келасьев) и ООО «СИТИС» (В.Ю. Грачев).

Представленные Рекомендации являются информационным сводом сведений, включившим в себя требования федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, национальных стандартов, сводов правил, проектов сводов правил, а также стандартов организаций (всего — 42 документа).

В этой связи ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее — Учреждение) не вправе требовать исполнения всех требований, указанных в Рекомендациях в полном объеме, а только в части полномочий Учреждения, предусмотренных законодательством о техническом регулировании и законодательством о градостроительной деятельности при проведении государственной экспертизы проектной документации.

Руководствуясь пунктом 3 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, в целях разъяснения порядка проведения государственной экспертизы, Учреждением подготовлены Рекомендации, включившие в себя все элементы оформления результатов расчетов строительных конструкций и оснований зданий и сооружений.

Информация, отраженная в Рекомендациях, предоставляется заявителям на проведение государственной экспертизы, лицам, осуществляющим разработку проектной документации, в целях сокращения сроков подготовки проектной документации и может быть принята ими к сведению.

Введение

Рекомендации составлены с целью реализации единого подхода к содержанию и оформлению представляемой на государственную экспертизу отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций и оснований зданий и сооружений (далее — расчетов) на стадии «проектная документация» и в связи с отсутствием таких требований в действующих нормативных документах.

В настоящих рекомендациях приведены основные требования к составу и содержанию отчетной документации по результатам расчетов, которые могут отличаться по объему и последовательности их реализации в зависимости от решаемых задач при проектировании объекта и которые должны учитывать многообразие конструктивных систем, конструктивных решений и материалов строительных конструкций, а также возможность выполнения расчетов с использованием альтернативных математических моделей, численных методов и реализующих программных средств или «вручную».

Данные рекомендации разработаны с учетом требований действующих законодательных и нормативно-технических актов, а также сложившейся практики проведения государственной экспертизы конструктивных решений, носят рекомендательный характер и могут быть откорректированы по мере накопления дополнительной информации и поступления замечаний и предложений.

1. Область применения

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на отчетную документацию по результатам расчетов жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений (далее — сооружений), их оснований и отдельных строительных конструкций, обосновывающих выполнение требований механической безопасности, регламентированных ст. 7 [1].

1.2. Настоящие рекомендации не распространяются на отчетную документацию по результатам расчетов в части требований пожарной, радиационной, промышленной и иной безопасности, а также на отчетную документацию по результатам расчетов в части требований механической безопасности сооружений транспортного комплекса, воспринимающих нагрузки от подвижных потоков; сооружений коммунального и водного хозяйства (гидротехнические сооружения; дренажные сооружения; водонесущие линейные сооружения).

2. Общие положения

2.1. Выполнение требований механической безопасности принятых конструктивных решений сооружений в проектной документации в соответствии с частью 1 статьи 16 [1] должно быть обосновано расчетами.

2.2. Исходные данные для расчетов определяются на основании результатов инженерных изысканий (инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий и результатов обследования состояния строительных конструкций), требований СП 20.13330 «Нагрузки и воздействия», СП 131.13330 «Строительная климатология», СП 296.1325800 «Здания и сооружения. Особые воздействия» и строительного задания на основании технологических решений.

2.3. Расчеты выполняют в соответствии с требованиями нормативных документов, указанных в частях 1 и 7 ст. 6 [1], требованиями нормативных документов, установленными государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами) в случаях, установленных ч. 4 ст. 3 [1], требованиями специальных технических условий (в случае их разработки и согласования в установленном порядке) и задания на проектирование.

Расчеты могут выполняться с применением нормативных документов, разработанных в развитие требований документов, указанных в частях 1 и 7 ст. 6 [1]. В случае отсутствия технических требований, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований [1], выполняется разработка специальных технических условий.

Выполнение расчетов с применением международных стандартов, стандартов и сводов правил иностранных государств возможно при условии их соответствия [2] и [3]. Такие документы должны быть зарегистрированы установленным порядком в Федеральном информационном фонде стандартов.

2.4. Расчеты являются обязательным элементом подготовки проектной документации, но в состав проектной документации не включаются [4]. Отчетную документацию по результатам расчетов представляют органам государственной экспертизы по их требованию [5] для обоснования решений, принятых на стадии разработки «проектной документации».

2.5. Отчетную документацию по результатам расчетов оформляют в соответствии с требованиями к текстовым документам, хранят в архиве проектной организации [4]. Отчетная документация по результатам расчетов, оформленная в соответствии с требованиями к текстовым документам, является внешним документом для представления расчетов в доступной для визуального восприятия форме [6]. Электронная расчетная модель (расчетная модель в формате использованного программного средства), с использованием которой выполняется отчетная документация по результатам расчетов, является электронным документом внутреннего представления в соответствии с [6]. Хранение электронной расчетной модели в организации, выполнившей расчет, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями внутренних регламентов организации.

2.6. Представление электронных расчетных моделей в электронном формате любого программного средства при проведении государственной экспертизы проектной документации законодательными и нормативными актами не предусмотрено. В соответствии с пунктом 4 [5] организация по проведению экспертизы не участвует в осуществлении архитектурно- строительного проектирования, не выполняет поверочный расчет и (или) не должна требовать расчетные модели, выполненные в любых программных средствах.

Контроль качества выполненных расчетов осуществляется проектной организацией или организацией, осуществляющей научно-техническое сопровождение в соответствии с требованиями раздела 12 [7] и приложения А.5.4 [8].

Для сооружений нормального уровня ответственности (класс сооружений КС-2) контроль качества выполненных расчетов осуществляется внутри организации, которая разрабатывала проект, лицами, которые не участвовали в разработке данного проекта [7].

Для сооружений повышенного уровня ответственности (класс сооружений КС-3) контроль качества выполненных проектной организацией расчетов осуществляется независимой организацией в рамках научно-технического сопровождения [7].

Контроль качества расчетов предусматривает проведение независимых (параллельных) расчетов с использованием альтернативных расчетных моделей, реализованных в иных сертифицированных на соответствие требованиям [9] или верифицированных в системе РААСН [12] программных средствах, выполнение сравнительного анализа расчетных схем и полученных результатов расчетов.

2.7. Отчетная документация по результатам расчетов оформляется в виде текстовых документов с указанием реквизита документа, включающего собственноручные подписи исполнителей и полномочных должностных лиц в основной надписи в соответствии с требованиями [4]. Собственноручные подписи подтверждают, что содержание отчетной документации соответствует действительной воле исполнителей и полномочных должностных лиц, с учетом обязательности проверки расчетов, регламентированной [7] и [8], и подтверждают их персональную ответственность за последствия, которые могут возникнуть в процессе использования результатов расчетов.

2.8. Отчетная документация по результатам расчетов должна содержать следующую информацию: исходные данные, постановку задач расчетных исследований, описание методики численного (или иного) моделирования, описания принятых допущений и упрощений, описания разработанных и верифицированных расчетных моделей пространственных схем, результаты определения в элементах расчетной модели конструктивной системы сооружений усилий, деформаций, перемещений, а также проверки устойчивости сооружений и их элементов при статических и динамических нагрузках, температурных и др. воздействиях, результаты выполненных расчетов с проверкой соответствующих критериев рассматриваемых предельных состояний с целью обеспечения надежности и долговечности сооружений при экономически обоснованном расходе материалов, описание процедур проверки в соответствии с принятой в организации системой обеспечения качества и конкретные выводы исполнителей расчетов. В случае выполнения второго, третьего и т.д. поверочных расчетов отчетная документация по результатам расчетов должна содержать сравнительный анализ расчетных схем и полученных результатов расчетов.

2.9. Объем информации, содержащейся в отчетной документации по результатам расчетов, должен быть необходимым и достаточным для выполнения анализа проведенных расчетов обосновывающих принятые проектные решения сооружений на всех стадиях их жизненного цикла и составления независимого суждения сторонними специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.

На стадии «проектная документация» отчетная документация по результатам расчетов должна содержать необходимые сведения о расчетах конструктивной системы в целом, а также основных конструктивных элементов и узлов, обеспечивающих прочность, жесткость, устойчивость и пространственную неизменяемость сооружений.

На стадии «рабочая документация» выполняются необходимые дополнительные расчеты в целях реализации в процессе строительства конструктивных решений, содержащихся в «проектной документации».

2.10. В текстовую часть проектной документации в соответствии с требованиями пунктов 3 и 14 [10] включают результаты расчетов, обосновывающих принятые решения, сведения о реквизитах отчетной документации по результатам расчетов (в том числе выполненных независимыми организациями и/или в рамках научно-технического сопровождения) и описания пространственных схем, принятых при выполнении расчетов строительных конструкций.

3. Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов

При применении настоящих рекомендаций следует руководствоваться требованиями следующих нормативных правовых актов и нормативных документов:

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

2. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

3. Федеральный Закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

4. «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.

5. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.

6. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521.

7. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365.

8. Приказ Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 783/пр «Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».

9. Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2017), утвержденный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 мая 2017 г. № 172.

Нормативные документы, устанавливающие основные положения для проектирования:

10. ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения».

11. ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

12. СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*».

13. СП 131.13330.2012 «Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*».

14. СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7- 81*».

15. СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-22-81*».

16. СП 16.13330.2017 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 11-23-81*».

17. СП 21.13330.2012 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.01.09-91».

18. СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*».

19. СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85».

20. СП 25.13330.2012 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.02.04-88».

21. СП 26.13330.2012 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками. Актуализированная редакция СНиП 2.02.05-87».

22. СП 27.13330.2011 «Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур. Актуализированная редакция СНиП 2.03.04-84».

23. СП 43.13330.2012 «Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85».

24. СП 56.13330.2011 «Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001».

25. СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003».

26. СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80».

27. СП 95.13330.2016 «Бетонные и железобетонные конструкции из плотного силикатного бетона. Актуализированная редакция СНиП 2.03.02-86».

28. СП 96.13330.2016 «Армоцементные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 2.03.03-85».

29. СП 97.13330.2016 «Асбестоцементные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 2.03.09-85».

30. СП 116.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003».

31. СП 128.13330.2012 «Алюминиевые конструкции. Актуализированная редакция СНиП 2.03.06-85».

32. СП 163.1325800.2014 «Конструкции с применением гипсокартонных и гипсоволокнистых листов. Правила проектирования и монтажа».

33. СП 164.1325800.2014 «Усиление железобетонных конструкций композитными материалами. Правила проектирования».

34. СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования».

35. СП 266.13225800.2016 «Конструкции сталежелезобетонные».

36. СП 296.1325800.2017 «Здания и сооружения. Особые воздействия».

37. Проект СП ХХХ.ХХХХ.2017 «Защита зданий и сооружений от прогрессирующего обрушения. Правила проектирования. Основные положения».

38. Национальный стандарт НСР ЕН 1990-2011 «ЕВРОКОД 0: Основы проектирования сооружений».

39. ГОСТ Р ИСО 2394-2016 «Конструкции строительные. Основные принципы надежности».

40. ГОСТ Р ИСО 4355-2016 «Основы проектирования строительных конструкций. Определение снеговых нагрузок на покрытия».

41. ГОСТ Р ИСО 10137-2016 «Основы расчета строительных конструкций. Эксплуатационная надежность зданий в условиях воздействия вибрации».

Примечание — при пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящих рекомендаций в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

4. Термины и определения

4.1.В настоящих рекомендациях использованы следующие термины с соответствующими определениями:

4.1.1. отчетная документация по результатам расчетов строительных конструкций и основания:

документация в бумажной или электронной форме, оформленная в соответствии с требованиями к текстовым документам и содержащая результаты работ по расчету, моделированию, инженерному анализу и выводы исполнителя работ в объеме, необходимом и достаточном для обоснования требований безопасности здания или сооружения [по типу и. 2.9.1 СТО СИ- ТИС-201-16А].

4.1.2. верификация программных средств:

обоснование возможности использования программных средств (далее — ПС), а также реализуемых в ПС моделей и методов, в заявленной области применения, выявление погрешности оценки параметров моделируемых объектов путем сравнения результатов с экспериментальными данными, расчетными данными, полученными по другим ПС, результатами аналитических тестов, теоретического анализа; определение состава возможностей программы, соответствия действительных возможностей ПС декларациям разработчиков, требованиям организации, проводящей верификацию, правильности решения верификационных задач; оценка качества функционирования ПС и соответствия результатов расчета тем моделям, которые положены в основу разработки. [Положение о верификации программных средств, применяемых при определении нагрузок и воздействий, напряженно-деформированного (и иного) состояния, динамических характеристик, оценке прочности, устойчивости и безопасности конструкций, зданий и сооружений, РААСН].

4.1.3. реквизит документа: Элемент оформления документа, содержащий о нем сведения, [п. 3.1.1 ГОСТ 2.104-2006].

4.1.4. подпись: реквизит документа, представляющий собой собственноручную подпись полномочного должностного лица. [п. 3.1.4 ГОСТ 2.104-2006]. Примечание — для электронных документов используется аналог собственноручной подписи — электронная цифровая подпись.

4.1.5. результаты расчетов: выходные данные, полученные при использовании вычислительной модели, [п. 2.4.8 СТО СИТИС-201-16А].

4.1.6. расчет сооружений: определение в элементах расчетной модели конструктивной системы сооружений усилий, деформаций, перемещений, условий прочности, а также устойчивости сооружений и их элементов при статических и динамических нагрузках, температурных и др. воздействиях с целью обеспечения надежности и долговечности сооружений при экономически обоснованном расходе материалов, [по типу «Большая советская энциклопедия». М.: Советская энциклопедия. 1969 — 1978].

4.1.7. конструктивная система: совокупность взаимосвязанных строительных конструкций и основания. [п. 2.2.2 ГОСТ 27751-2014].

4.1.8. расчетная схема (модель): модель конструктивной системы, используемая при проведении расчетов, [п. 2.2.10 ГОСТ 27751-2014].

4.1.9. реологическое свойство материалов: проявление необратимых остаточных деформаций и текучести или ползучести под влиянием нагрузки и (или) воздействия. [сг. 2. Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»].

5. Выполнение расчетов

5.1. Расчеты выполняются с применением программных средств (универсальных расчетных программных комплексов и специализированных программ, реализующих современные математические модели и численные методы механики и/или нормативные методики оценки прочности) или «вручную».

5.2. Программные средства, используемые для выполнения расчетов, должны быть сертифицированы на выполнение требований [9] или апробированы иным способом (например, верифицированы в системе РААСН [12]) в соответствии с ч. 6 ст. 15 [1]. Представляемая в составе отчетной документации по результатам расчетов копия сертификата (свидетельства о верификации) на программное средство должна содержать сведения о проверке (тестах) соответствия функциональных возможностей программного средства выполнять требования определенных пунктов нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации, на соответствие требованиям которых выполнялся расчет.

5.3. Расчеты «вручную» должны выполняться с применением апробированных методов строительной и теоретической механики и сопротивления материалов, по методическим рекомендациям и формулам действующих нормативных документов.

5.4. Расчетная модель, расчетная схема и метод расчета определяются в каждом случае индивидуально и зависят от вида (характера) проектных решений сооружения и исходных данных для проектирования. Расчетная модель (расчетная схема) сооружения должна отражать действительные условия работы сооружения и особенности его взаимодействия с основанием. Она должна выбираться с учетом наиболее существенных факторов, определяющих напряженное состояние и деформации конструкций сооружения и его основания (конструктивной схемы сооружения, особенностей его возведения, геологического строения и свойств грунтов основания, возможности их изменения в процессе строительства и эксплуатации сооружения и т.д.). В необходимых случаях нужно учитывать: пространственную работу, геометрическую, физическую (пластичность, ползучесть и др.), генетическую (последовательность возведения) и иные виды нелинейности.

5.5. Объем и полнота расчетов определяются исполнителем расчета и (или) специалистами, использующими результаты расчетов. Расчет должен быть достаточным и необходимым, чтобы обосновать надежность и долговечность сооружения в целом и его отдельных конструктивных элементов и узлов их соединения на всех стадиях их жизненного цикла с учетом реологических свойств материалов.

6.Состав и содержание отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций

6.1. Отчетная документация по результатам расчетов строительных конструкций должна содержать:

6.1.1. основные положения, включающие краткие сведения о цели выполнения расчета, о строительном объекте (здании или сооружении) и его уровне ответственности, о его месторасположении;

6.1.2. характеристику района строительства, сведения о климатических, геологических и особых условиях площадки строительства;

6.1.3. описание конструктивных решений здания или сооружения, включая его пространственную схему и описание технических решений, обеспечивающих необходимую прочность, устойчивость, пространственную неизменяемость здания или сооружения в целом, а также его отдельных конструктивных элементов и узлов;

6.1.4. ссылки на действующие нормативные документы, специальные технические условия, проектную документацию и строительное задание на основании которых выполнены расчеты;

6.1.5. сведения о сертифицированных или верифицированных расчетных программных комплексах, с использованием которых выполнены расчеты, и область их применения в соответствии с выданными сертификатами и (или) свидетельствами о верификации, а также копии сертификатов на использование программ и (или) свидетельств о верификации программных средств;

6.1.6. сведения и материалы, обосновывающие учтенные в расчетах значения:

нагрузок и воздействий (постоянных, временных и особых);

коэффициентов надежности по ответственности, по материалу, условиям работы и т.д.;

прочностных и деформационных характеристик материалов, устанавливаемых в нормативных документах или по результатам обследования технического состояния конструкций, а для грунтов — по результатам инженерно-геологических изысканий;

геометрических параметров конструкций;

условий обеспечения надежности конструкций или оснований для соответствующих групп предельных состояний (регламентируемые нормами проектирования предельные значения усилий, напряжений, деформаций, перемещений, раскрытия трещин и т.п.);

6.1.7. схемы приложения нагрузок, описание и сочетания нагрузок (основные и особые сочетания) для соответствующих групп предельных состояний;

6.1.8. сведения о расчетных моделях (расчетных схемах), общие требования к которым указаны в п. 11 [7 ] и п. 8 [8];

6.1.9. протокол выполнения расчета; визуализированные результаты расчетов (графическое отображение эпюр, изополей (изолиний) характерных параметров деформаций, усилий, напряжений, требуемой арматуры, коэффициентов использования сечений стальных конструкций, коэффициентов устойчивости, таблицы динамических характеристик расчетной модели (частоты/периоды и формы собственных колебаний, суммы эффективных модальных масс); другие сведения, необходимые для анализа и интерпретации результатов расчетов;

6.1.10. конкретные выводы по результатам расчетов конструктивной системы в целом, а также основных конструктивных элементов и узлов с оценкой их соответствия требованиям (критериям) рассмотренных предельных состояний по [7].

7.Оформление отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций

7.1. Отчетная документация по результатам расчетов составляются и оформляются в соответствии с общими правилами оформления текстовых документов — ГОСТ Р 21.1101-2013 СПДС «Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам».

7.2. Исполнители расчетов, специалисты проверившие расчеты, главный конструктор и главный инженер проекта (или иные ответственные лица, например, специализированной научной организации) подписывают собственноручно отчетную документацию по результатам расчетов с указанием соответствующих подразделений или организаций и должностей.

7.3. Оформляемая в электронной форме отчетная документация по результатам расчетов подписывается электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.4. Требования к формату документов, представляемых в электронной форме, установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 783/пр «Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства». В соответствии данным Приказом документы представляются в следующих форматах:

а) — doc, docx, odt — для документов с текстовым содержанием, не включающим формулы;

б) — pdf — для документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические изображения, а также документов с графическим содержанием.

7.5. Внесение изменений в расчеты не допускается в соответствии с [4].

7.6. При необходимости осуществления перерасчетов в соответствии с [4] следует:

— произвести новый расчет;

— оформить новый расчет как новый текстовый документ с новым обозначением и с соответствующими подписями должностных лиц в основной надписи;

— сдать и зарегистрировать в архиве организации- разработчика новые расчеты взамен ранее выполненных.

При необходимости внести изменения в соответствующую проектную или рабочую документацию с учетом новых расчетов; известить потребителей о внесенных изменениях и заменить подлинники проектной и рабочей документации с внесенными изменениями в архиве организации — разработчика документации.

8.Хранение отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций

8.1. Общие правила по учету и хранению в архивах организаций разработчиков проектной, рабочей и иной технической документации, выполненной в бумажной и электронной форме, установлены Федеральным законом от 27 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и ГОСТ Р 21.1003-2009 СПДС «Учет и хранение проектной документации».

8.2. Срок хранения отчетных материалов по результатам расчетов строительных конструкций определен в п. 470 «Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения», утвержденного приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2007 г. № 1182.

Библиография

[1] Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

[3] Федеральный Закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

[4] ГОСТ Р 21.1101-СПДС. Основные требования к проектной и рабочей 2013 документации.

[5] Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145.

[6] ГОСТ Р 21.1101 — Основные требования к проектной и рабочей 2013 СПДС документации.

[7] ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения.

[8] ГОСТ Р ИСО 2394 — Конструкции строительные. Основные принципы 2016 надежности.

[9] ГОСТ Р ИСО-МЭК Информационные технологии. Пакеты программ. 12119-2000 Требования к качеству и тестирование.

[10] Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.

[11] СТО СИТИС-202-16 Компьютерное моделирование. Руководство по выполнению расчетов.

[12] Положение о верификации программных средств, применяемых при определении нагрузок и воздействий, напряженно-деформированного (и иного) состояния, динамических характеристик, оценке прочности, устойчивости и безопасности конструкций, зданий и сооружений, утвержденное Президиумом РААСН (Протокол от 25 ноября 2016 г. № 11).

Модуль 1. Теоретическая часть

Тема 7. Исходные данные для расчета пожарного риска. Сценарии пожара

Введение

         Расчет пожарного риска — один из инструментов технического регулирования и риск-ориентированного подхода, который используют собственники объектов и специалисты по пожарной безопасности. Расчет пожарного риска может входить в специальные технические условия (СТУ), декларацию пожарной безопасности (ДПБ), заключение по независимой оценке пожарного риска (НОР), проектную документацию или существовать сам по себе в качестве обоснования отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности [1].

         В рамках плановой и внеплановой проверки инспектор ГПН будет проверять исходные данные, которые эксперт использовал для расчета пожарного риска. Это закреплено в ст. 63 Административного регламента МЧС №644. Проблема заключается в том, что законодательно нигде не закреплено понятие «исходные данные». У инспектора нет конкретного перечня, зато есть обязанность проверки этих исходных данных.

         В рамках экспертизы проектной документации и СТУ эксперты государственной экспертизы при проверке документации также обязаны опираться на законодательную и нормативную базу в области пожарной безопасности. Из-за того, что нет понятия «исходные данные», не конкретизировано какие требования они должны предъявлять к полученным документам и что именно проверять.

         Все исходные данные для расчета пожарного риска можно условно сгруппировать по следующим критериям:

1.    Данные для определения численных значений коэффициентов, входящих в формулу для расчета пожарного риска.

2.    Данные для выбора и формулировки рассматриваемых сценариев развития пожара и эвакуации людей.

3.    Данные для определения времени начала эвакуации.

7.1 Данные для определения численных значений коэффициентов, входящих в формулу для расчета пожарного риска — за исключением классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4

·             частота возникновения пожара в здании Qп i  в течение года, определяемая на основе статистических данных, приведенных в приложении №1 к Методике [3] (за исключением объектов, для которых отсутствует статистическая информация; для них допускается принимать Qп i = 4 ⋅10-2 для каждого здания);

·             коэффициент Капi  учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

·             вероятность присутствия людей в здании Рпр i 

·             вероятность эвакуации людей Рэi которая включает в себя:
— расчетное время эвакуации людей tp, мин;
— время начала эвакуации tH3 (интервал времени с момента возникновения пожара до начала эвакуации людей), мин;
— время с момента начала пожара до блокирования эвакуационных путей tбл в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин;
— время существования скоплений людей на участках пути tск (плотность людского потока на путях эвакуации превышает 0,5 м22);

·             коэффициент Кп.зi который учитывает соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и в свою очередь включает в себя:
— коэффициент Кобнi, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
— коэффициент КСОУЭ i , учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
— коэффициент КПД3i, учитывающий соответствие системы противодымной защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

7.2 Данные для определения численных значений коэффициентов, входящих в формулу для расчета пожарного риска — для классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4:

·             частота возникновения пожара в здании в течение года Qп i  в течение года, определяемая на основе статистических данных, приведенных в приложении № 1 к Методике [3].

·             вероятность спасения людей Рспi , которая в свою очередь включает:

— коэффициент Кп.зi, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

— коэффициент КФПСi , учитывающий дислокацию подразделений пожарной охраны на территории поселений и городских округов;
— коэффициент Кфi, учитывающий класс функциональной пожарной опасности здания; вероятность эвакуации людей Р э i , которая в свою очередь включает:

— расчетное время эвакуации людей, мин;

— время начала эвакуации tH3 (интервал времени с момента возникновения пожара до начала эвакуации людей);
— время с момента начала пожара до блокирования эвакуационных путей tбл в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин;
— время существования скоплений людей на участках пути tск  (плотность людского потока на путях эвакуации превышает 0,5 м22);

·             общее количество людей E i , эвакуирующихся в рассматриваемом сценарии;

·             количество неэвакуировавшихся людей Nнеэв i

·             коэффициент Кф i , учитывающий соответствие путей эвакуации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

7.3 Данные для выбора и формулировки рассматриваемых сценариев развития пожара и эвакуации людей

         объемно-планировочные решения, а именно поэтажные планировки (приложенные как подложка для программы по расчету пожарного риска или как приложение к расчету пожарного риска, входящего в состав расчета, которые могут включать в себя нанесенные на поэтажные планы расстановку оборудования (технологию) при фактическом наличии данного оборудования (технологии). В случае проведения расчета пожарного риска для проектируемого объекта данной информации (исходных данных) может не быть, поэтому наличие этой информации более актуально для эксплуатируемых объектов. При этом под оборудованием следует понимать фактическое расположение мебели, стеллажей, оборудования и т. д.;

·             разрез(ы) (в случае их наличия) или описательную часть высоты здания в целом и этажей в частности, принятую в расчете;

·             вид, площадь и размещение горючих веществ и материалов с описанием их пожарной нагрузки согласно справочным источникам информации;

·             количество людей с указанием их группы мобильности, принятой в расчете;

·             выбор математической модели для моделирования динамики развития пожара;

·             выбор математической модели для моделирования эвакуации людей из здания при пожаре.

7.4 Данные для определения времени начала эвакуации

·             время начала эвакуации tнэ(с) для помещения очага пожара;

·             время начала эвакуации tнэ(с) для остальных помещений с указанием типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

                                                                7.5 Сценарии пожара

         Сценарий пожара представляет собой вариант развития пожара с учетом принятого места возникновения и характера его развития. Сценарий пожара определяется на основе данных об объемно-планировочных решениях, о размещении горючей нагрузки и людей на объекте [3].

         Объект защиты — это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

         В помещении с одним эвакуационным выходом, время блокирования выхода определяется расчетом.

         Сценарии пожара, не реализуемые при нормальном режиме эксплуатации объекта (теракты, поджоги, хранение горючей нагрузки, не предусмотренной назначением объекта и т.д.), не рассматриваются.

         Объемно-планировочное решение — это система размещения помещений в здании. Пространственные ячейки называют объемно-планировочными элементами. В жилом здании такими элементами будут: комнаты, лестничные клетки и другие помещения, образованные конструктивными элементами этого здания.

Методика разработки сценария пожара:

  1. Проанализировать объемно-планировочные решения здания.

  2. Проанализировать размещение горючей нагрузки в помещениях.

  3. Проанализировать сведения о размещении людей в помещениях.

  4. Определить возможное место возникновения пожара (очаг).

  5. Определить характер (пути) развития пожара.

  6. Задать расчетную область (выбрать рассматриваемую при расчете систему помещений, определить учитываемые при расчете элементы внутренней структуры помещений, состояние проемов).

  7. Задать параметры окружающей среды и начальные значения параметров внутри помещений.

  8. Сделать вывод о возможности реализации сценария пожара при нормальном режиме эксплуатации объекта.

         При расчете величины индивидуального пожарного риска рассматриваются сценарии пожара, при которых реализуются наихудшие условия для обеспечения безопасности людей. В качестве сценариев с наихудшими условиями пожара следует рассматривать сценарии, характеризуемые наиболее затрудненными условиями эвакуации людей и (или) наиболее высокой динамикой нарастания ОФП, а именно пожары [3]:

  1. в помещениях, рассчитанных на единовременное присутствие 50 и более человек;

  2. в системах помещений, в которых из-за распространения ОФП возможно быстрое блокирование путей эвакуации (коридоров, эвакуационных выходов и т.д.). При этом очаг пожара выбирается в помещении малого объема вблизи от одного из эвакуационных выходов, либо в помещении с большим количеством горючей нагрузки, характеризующейся высокой скоростью распространения пламени;

  3. в помещениях и системах помещений атриумного типа;

  4. в системах помещений, в которых из-за недостаточной пропускной способности путей эвакуации возможно возникновение продолжительных скоплений людских потоков.

         В случаях, когда перечисленные типы сценариев не отражают всех особенностей объекта, возможно рассмотрение иных сценариев пожара.

         В помещении, имеющем два и более эвакуационных выхода, очаг пожара следует размещать вблизи выхода, имеющего наибольшую пропускную способность. При этом данный выход считается блокированным с первых секунд пожара, и при определении расчетного времени эвакуации не учитывается.

                                                                         Заключение

          Исходные данные — набор параметров, описывающих модель объекта, математические зависимости и численные методы решения, свойства среды и материалов, начальные и граничные условия, другие подобные параметры [4]. Следует заметить, что исходные данные — то, без чего расчет невозможен в принципе. В соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска источниками исходных данных могут быть справочные источники информации и проектная документация здания. При этом указано, что необходимо провести оценку их полноты и достоверности.

          Справочные данные, определенные в Руководстве по выполнению расчетов [4] как данные о физических константах, свойствах веществ, материалов и явлений, представленных в числовом или аналитическом виде, подлежат обработке для получения исходных данных: например, перевод из одних единиц измерения в другие, расчет комплексов с последующей подстановкой в формулы и т.п. В результате могут быть получены исходные данные (или т.н. входные данные, если имеются в виду данные для ввода в программу). Поэтому логично предположить, что «исходные данные» — это значения, которые подставляются в формулу.

                                                                             Литература

1.    Панов А.А., Журавлев С.Ю., Журавлев Ю.Ю. Независимая оценка риска и исходные данные для расчета пожарного риска в общественных зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности // Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safety. — 2019. — Т.28, №5. — С.9-18. DOI: 10.18322/PVB.2019.28.05.9-18

2.    Приказ МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».

3.    СТО СИТИС-202-16 Компьютерное моделирование. Руководство по выполнению расчетов [Электронный ресурс]. URL: http://sitis.ru/files/e1aea9fbe97c46045f58349ff68d8c78.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Dakka kadima snake oil инструкция для волос
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора орион pw160 инструкция по эксплуатации
  • Tefia краска для волос инструкция по применению
  • Аквамарис раствор для промывания носа инструкция по применению
  • Реле контроля фаз ркф 11 инструкция