Характеристика стилей руководства в воинском коллективе
ФИЛИАЛ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г.МИНСКЕ
Специальность
«Психология»
ХАРАКТЕРИСТИКА
СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Научный
руководитель:
Доктор
психологических наук
Минск
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Общая характеристика
работы
1. Стиль руководящей
работы
1.1 Понятие стиля руководства
1.2 Характеристика стилей руководства в воинском
коллективе
1.3 Специфика военно-профессиональной
деятельности
Выводы
2. Эмпирическое
исследование влияния стиля руководства на успешность прохождения военной службы
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Сравнительный анализ адаптивных способностей
военнослужащих и влияние на них стиля руководства
2.3 Анализ и интерпретация результатов
3. Рекомендации
руководителям воинских подразделений по совершенствованию
морально-психологического климата в воинских коллективах
Заключение
Список использованных
источников
ВВЕДЕНИЕ
На практике власть реализуется в процессе руководства, то
есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением,
обеспечивающей достижение целей организации.
Умение
руководить — это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в
течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая
личный опыт.
Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся
условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей,
уровня их образованности, информированности и пр. Сплав перечисленных
обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству.
Под последним понимается признанная в данный момент обществом совокупность
принципов отношения к работнику, управления им [19; с.15].
Перечисленные
подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих
его стилях. Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных
способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и
подчиненных.
Военная служба является видом человеческой деятельности,
обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы
обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженная защита Отечества во все
времена считалась почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом
армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят
отражение все те социально-экономические и политические процессы, которые
происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки.
Конец XX — начало XXI в, характеризуются возникновением целого ряда
очагов военной напряженности, которые связаны не с проблемами во
взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма.
Поэтому и в новом XXI в. существует необходимость вооруженной защиты страны, а
следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую
социальную значимость [20; с.2].
Осуществляя
данные задачи военнослужащие должны обладать здоровым духом и моральной
психологической устойчивостью, их процесс адаптации во многом зависит от
командиров, от правильного стиля руководства воинским коллективом.
Данной проблеме
и будет посвящена наша курсовая работа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема стиля руководства — это
тема еще сравнительно мало разработанного «пласта» потенциала взаимодействия
людей, включенных в совместную деятельность. Стиль не тождественен
индивидуальным особенностям человека (характеру, личностным чертам, установкам
и др.), а выступает в качестве психологической системы их согласования с
совокупностью условий его деятельности и внешней среды (технологиями, требованиями
рабочего места, социальными нормами, индивидуальностью партнеров, методами
обучения и воспитания.
Целью данной курсовой работы является влияние стилей руководства и
их влияние на успешное прохождение военной службы
Задачи:
1.
Проанализировать
научную литературу по проблеме влияния, стилей руководства на успешное
прохождение военной службы
2.
Рассмотреть
теоретические основы проблемы взаимосвязи стиля руководства и военной службы
3.
Определить
особенности руководства воинским коллективом
4.
Выявить
характеры стилей руководства в успешности прохождения военной службы
5.
Овладеть
навыками выявления влияния стиля руководства на удовлетворенности работой
Объектом исследования коллектив
Предметом исследования стили руководства
Гипотеза исследования: авторитарный стиль руководства обеспечивает
успешное прохождение военной службы.
Методологию исследования составляют:
профессиографический, деятельностный, системный подход в научном познании
законов формирования человека в профессии, теория психического образа и
развивающейся психики.
Методы исследования основана на изучении и
конструктивном анализе научной литературы по проблеме курсовой работы,
наблюдении и опросных методах. В работе были применены: МЛО-АМ; методика
диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали
участие военнослужащие в/ч 18662 г.Жодино.
Научная новизна работы • в
военной психологии проблема влияния стиля руководства на успешное прохождение
военной службы еще не была рассмотрена.
Практическая значимость Содержащиеся
в нем теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для успешного
прохождения военной службы.
Разработанные в курсовой работе научно-практические рекомендации могут найти
свое применение в деятельности по подготовке и повышению эффективности
командиров, а также могут быть полезны психологам, работающим в организациях по
выработке навыков эффективного управления командиров военных структур и
руководителей.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
При написании курсовой работы было использовано 31 основных
источников, преимущественно научного, научно-методического, периодического
характера.
1.
СТИЛЬ
РУКОВОДЯЩЕЙ РАБОТЫ
1.1
Понятие стиля руководства
Корни
управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще
первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно
решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и
интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой
мотивации и дисциплины. Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось
искусство и наука управления.
Даже в самых древних обществах требовались личности,
которые координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи,
строительство жилья и т.п.).
При рассмотрении развития теории и практики управления,
выделяют несколько исторических периодов [10; с. 8].
I период — древний период.
Был наиболее длительным — начиная с 9-7 тыс.лет до н.э., примерно до XYIII века. Прежде чем
выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по
крупицам накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику
управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.) [10;
с. 8]. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего
провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм
государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов
управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и
практику управления войсками.
II период — индустриальный
период (1776-1890). [10; с. 9].
III период — период
систематизации (1856-1960) [10; с. 9].
Выделяют четыре основных подхода в развитии теории
управления: подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный,
системный подходы [11; с. 15]. Первый из них наиболее важен именно в
историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко
сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения. Это —
школы научного управления, административного управления («классическая школа»),
человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных
методов управления. Три других подхода, также имеющих исторический интерес, более
важны для характеристики современного состояния науки об управлении.
Самые первые исследования в области менеджмента были
сделаны классической школой. Наиболее известными ее представителями, наряду с
Ф. Тэйлором, были братья Ф. И Л. Гилбреты, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Первый
крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тэйлором
(1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался
не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило
начало развитию школы научного управления. В своих работах «Управление
фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) [10; с. 11] Ф.
Тэйлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении
движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий
труда.
Главная заслуга Ф. Тэйлора состоит в том, что он как
основатель школы «Научного управления» разработал методологические основы
нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику
научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих, разделение
ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в
исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, — «научного
менеджмента», «классическая» и «традиционная». Разновидностью классической
школы управления является «Административная школа» (1920-1950 гг.). Она
занималась изучением вопросов роли и функции менеджера. Одним из пионеров этой
школы был А. Файоль(1841-1925 гг.) [10; с. 11] и его последователи: Л. Урвик,
Д. Муик, Э. Геймс, О. Шелдас, Л. Аллен и др. А. Файоль разделил весь процесс
управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в
управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка
кадров, руководство (мотивация) и контроль. Второе направление — это разработка
системы универсальных принципов управления; по А. Файолю, это — следующие
принципы: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина,
единоначалие, единство распорядительства, подчиненность личных интересов общим,
вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь (принцип иерархии в
руководстве), порядок, справедливость, стабильность рабочего места для
персонала, инициатива, корпоративный дух [11; с. 19].
Несмотря на выдающийся
вклад в развитие управленческой науки, «классическая» школа не была свободна от
некоторой ограниченности своего подхода. Ее мало интересовали, например,
социальные аспекты управления (что затрудняло ее синтез с социологическим
направлением). Явно недостаточное внимание уделялось его важной категории
факторов работы организации — собственно психологическим, поведенческим.
Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовался
появлением школы «человеческих отношений» (1930-1950гг.); подход с точки зрения
науки о поведении.
Принципиальная переориентация исследований изучения
человеческого фактора как основного элемента эффективной организации постепенно
приводит к оформлению поведенческой школы в управлении. Работы Р. Лайкерта, Д.
Макгрегора, К. Аржириса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Блейка, Д. Моутона, Ф.
Фидлера и др. главной целью этой школы становится повышение эффективности
организаций на основе человеческого фактора. В целом поведенческий подход
приобретает столь большую популярность и масштабы, что почти полностью
охватывает основную проблематику теории управления.
Более поздние теории управления разработаны в основном
представителями школы «количественных методов в управлении» (1950 г. — по
настоящее время).
Появление данной школы — следствие применения математики и
компьютеров в управлении [21; с. 115].
Прежде всего
необходимо различать поведение на руководящей работе и стиль руководства.
Поведение – это отдельные действия руководителя в процессе управленческой и
координирующей деятельности, обусловленные конкретным содержанием ее: он
хвалит, наказывает, поддерживает инициативу, направляет работу, информирует,
организует. Стиль руководящей работы детерминирован основной структурой
обязанностей руководителя, которая направляет его поведение в самых различных
ситуациях. Стиль обусловлен формой деятельности (наказание, поддержка, совет,
информация, организация). Поведение – это функция различных ситуаций, внешней
среды и изменения ситуаций. Стиль руководства – это функция личности
руководителя; он остается относительно постоянным [26; с. 179].
К. Левин и Ф.
Фидлер первыми классически выразительно описали основные стили руководства и их
системообразующие признаки. В своих подходах К.Левин, как и Ф. Фидлер, широко
охватили тему и выделили такие важные, ключевые особенности стилевого поведения
руководителя, которые с разными вариантами и контекстами продолжают
использовать многие другие исследователи проблемы.
Эксперты
различают несколько подходов к проблеме и разное число стилей, выделяя их по
разным основаниям. Не всегда указанные подходы независимы друг от друга. Чаще
они пересекаются, но все же различаются по своим доминирующим идеям. В
соответствии с ними мы выделяем четыре подхода: 1) личностный (определяется
выделением индивидуальных особенностей руководителя в качестве главной
детерминанты его стиля); 2) поведенческий (связывает поведение руководителя с
ситуациями деятельности, структурой производственных задач, а также с
профессионализмом, отношениями и мотивами подчиненных); 3) комплексный
(выражается в стремлении обобщить наиболее известные детерминанты стиля); 4)
структурно — функциональный (характеризуется постановкой вопроса о внутренней
организации стиля, при этом обычно не конкретизируется их число).
Одно из
первых описаний стилей руководства дают К.Левин с соавторами. Они выделяют две
стороны стилей руководства: содержание решений, предложенных лидером группе, и
технику (приемы, способы) осуществления этих решений. Обозначим формальный
аспект разных стилей [13]. Для авторитарного стиля характерен директивный
принцип руководства, управление с помощью приказов. При таком стиле
руководитель сам принимает решения по всем вопросам, концентрирует в своих
руках всю информацию, не позволяет подчиненным горизонтальную и вертикальную
коммуникацию. При демократическом стиле руководитель распределяет правомочия и
ответственность, дает возможность подчиненным принимать участие в решении
вопросов. Такой руководитель больше прислушивается к мнению людей, не осуждает
их взгляды, информирует и убеждает, стимулирует активность и инициативу. Демократический
стиль приемлем при отработанной системе, когда не возникают неожиданные
ситуации и неотложные вопросы, не требуется быстрого принятия решений в
неопределенных условиях. При реорганизации, перестройке и организации новой
производственной единицы, при необходимости произвести быстрое и моментальное
изменение в системе, а также в системах с максимальным уровнем риска
эффективнее применять авторитарный стиль управления. В системе аэрофлота, в
больших армейских соединениях, при хирургической операции, в случае инфекционных
заболеваний, стихийных бедствий стиль руководства автоматически становится
авторитарным.
Существо
обоих названных стилей руководства раскрыто Д. Шварцером:
Авторитарный
стиль
1. Все
методические решения исходят от руководителя.
2. Руководитель отдает
распоряжения относительно использования техники и последовательности действий
так, что последующие этапы всегда намечаются нечетко.
3. Руководитель обычно
каждому дает личное задание и назначает сотрудников, которые должны совместно
выполнять задание.
Демократический
стиль
1. Все мероприятия
обсуждаются в группе, решения принимаются сообща. Руководитель соглашается с
ними и прилагает усилия для их осуществления.
2. Цель производственного
процесса намечается в первую очередь. Основные этапы определяются как целое
задание рабочей группы, а если группе требуется техническая рекомендация,
совет, руководитель предлагает на выбор несколько альтернатив.
3. Члены группы сами могут
выбирать партнеров по работе; распределение заданий поручается самой группе
[26; с.181].
Другой из
наиболее известных является ситуационная модель Ф. Фидлера [19].
Полагая, что
в разных ситуациях эффективными могут быть разные типы руководства, что
групповая динамика не определяется лишь личностными качествами лидера, Ф. Фидлер
выделил три ключевых ситуационных переменных:
1) Отношения
лидера и подчиненных – степень доверия и уважения, которые испытывают
подчиненные к своему менеджеру, лояльность группы по отношению к лидеру.
2)
Структурированность задач, т.е. степень их формализованности.
Структурированность задач определяется по четырем признакам: насколько в
представлениях членов группы выбранное лидером решение выглядит правильным;
насколько группа понимает все требования, предъявляемые к данному решению
(четкость постановки задачи); какие существуют ограничения, касающиеся действий
по выполнению задачи; является ли данное решение единственным, или возможны
альтернативные варианты.
3)
Должностная власть как возможность лидера принимать решения, связанные с
наказанием или поощрением подчиненных. Власть определяется объемом должностных
полномочий лидера, положением группы в общей организационной структуре,
традицией или неформальным признанием авторитета лидера. Три ситуационные
переменные дихотимичны (либо одно, либо другое): отношения лидера и подчиненных
могут быть плохими или хорошими; структура задачи — сложной или простой;
должностная власть – сильной или слабой.
В отличии от
теории Ф. Фидлера, выделяющего стиль как устойчивую характеристику поведения
субъекта, согласно теории Р. Хауса — Т. Митчела «Путь — цель»
руководитель может и должен использовать разные стили, наиболее соответствующие
производственной ситуации. Основные ситуационные факторы, определяющие
поведение лидера: а) личные качества подчиненных; в) давление окружающей среды;
с) требования, предъявляемые к подчиненным. По мнению авторов, личностные
качества руководителя при этом не значимы, не препятствуют и не ограничивают
проявление руководителем гибкости в управлении производственными процессами.
Руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации,
используя четыре основных стиля как способы воздействия: 1) стиль поддержки
(подобен стилю «ориентация на человека»).
По теории
«Жизненного цикла» П. Херси — К. Бланшара стили лидерства зависят от
«зрелости» исполнителей: их желания достигать поставленные цели,
образования и опыта, готовности нести ответственность за свое поведение.
Соответственно различаются два основных фактора («Задачи» и «Отношения») и
четыре стиля: 1) «Указания» (директивный) — при незрелых исполнителях
с высокой ориентацией руководителя на задачу и низкой — на взаимоотношения с
группой; 2) «Продажи» (поддерживающий стиль) — средняя зрелость
исполнителей, ориентация руководителя, как на задачи, так и на взаимоотношения;
3) «Участия» (ориентации на участие в принятии решений) — умеренно высокий
уровень зрелости подчиненных, сильная ориентация руководителя на
взаимоотношения и слабая — на задачи; 4) «Делегирования» – при
высокой зрелости подчиненных стиль руководителя отличается низкой направленностью
управленческих воздействий, как на задачи, так и на отношения. Руководитель
малоактивен и осуществляет минимальное руководство и поддержку подчиненных, так
как «зрелые» – высокопрофессиональные и мотивированные сотрудники сами
достаточно активны и организованы, им делегирована значительная часть функций
управления.
РМ-теория Д. Мисуми
также строится на двухфакторной модели поведения: Р(erfomance) — деятельность и
М(aintenence) – поддержка [19]. Независимо разработанная в 1940-х годах,
РМ-теория имеет серьезные эмпирические основания. Комбинации степени
выраженности двух факторов дают четыре основных стилей, по своему содержанию
аналогичных стилям, выделяемым в подходах «путь – цель» и «жизненный цикл».
Р. Блейк и
Дж. Муттон [30] предлагают двухмерную модель. «Решетка менеджмента»
имеет две оси: а) степень учета интересов производства и б) интересов людей, в
соответствии, с которыми выделяются пять стилей. Управление в духе загородного
дома: скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к
созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации.
Обедненное управление: приложение минимума усилий для достижения необходимых
производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации.
Власть-подчинение: эффективность производства зависит от создания таких рабочих
условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.
Организационное управление: можно добиваться хорошего организационного
управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и
поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей. Групповое
управление – самый оптимальный и наиболее эффективный стиль: производственные
успехи обусловлены преданными своей работе людьми; взаимозависимость через
общую ставку на организационные цели ведет к созданию основанных на доверии и
уважении взаимоотношений.
По Н.В. Ревенко
[24] стили руководства являются интегративной характеристикой деятельности
руководителя, в которой выражаются его личные качества, взаимоотношения с
подчиненными и особенности деятельности. Выраженность стилей руководства по
фактору «авторитарность — либеральность» может быть различной — до
его крайних форм, однако стиль не может быть полно описан лишь в рамках этого
фактора. В основу общей классификации могут быть положены несколько факторов:
«авторитарность — либеральность», «общественная — эгоцентристкая
ориентация», «деловая активность — инертность»,
«контактность — дистантность», «властвование — подчинение»,
«ориентация на выполнение работы — на человеческие отношения»,
«стрессоустойчивость — нетолерантность».
Считается,
что руководители используют разные стороны стилей в зависимости от их личных
качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных.
Наиболее устойчивые
признаки по фактору «авторитарность — либеральность»:
1) централизация власти —
децентрализация, делегирование;
2) склонность
к единоличному принятию решений — коллегиальному;
3)
оперативность в решении вопросов – не оперативность;
4) контроль —
слабый контроль;
5)
использование организационно-административных методов —
морально-психологический;
6) стремление
обеспечить исполнительскую дисциплину и персональную ответственность —
установка на сознательность и самостоятельность сотрудников;
7) ориентация
на вышестоящее руководство — на коллектив;
решение
вопросов в соответствии с должностной субординацией — в соответствии с
неформальной структурой;
9) активность
кадровой политики — пассивность;
10)
повышенная конфликтность — стремление ухода от конфликтов;
11)
преобладание негативных мотиваций в руководстве людьми — позитивной мотивации,
отсутствие принуждения и давления;
12)
стремление сконцентрировать всю информацию — склонность передавать информацию
вниз;
13) большая
коммуникабельность сверху — снизу;
14)
стремление к единой линии поведения — склонность к разногласиям и борьбе
мнений.
Три атрибута
стиля руководства называет А.Л. Журавлев [24]: 1) целостность: стиль есть
единство, внутренняя взаимосвязанность всех взаимодействий руководителя с коллективом;
2) устойчивость: система включает наиболее характерные, относительно устойчивые
варианты для конкретного руководителя; 3) индивидуальность: система
взаимодействий характеризуется своей специфичностью в каждом конкретном случае.
Стиль является интегральной характеристикой, в которой проявляются особенности,
как субъекта руководства, так и его объекта. Под стилем руководства понимаются
индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы
способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью
эффективного выполнения управленческих функций.
Воплощая
структурно-функциональный подход, А.А. Русалинова полагает, что тип или
типический стиль можно определить как стабильно проявляющиеся особенности
взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как
объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей
руководителя. Стиль влияет на взаимоотношения по вертикали и по горизонтали.
Стиль руководства не связан жестко с личностными характеристиками руководителя.
При структурно-элементарном анализе деятельности выделяются основные ситуации
взаимодействия руководителя с подчиненными: выбор задач; принятие решений;
организация группы; выбор методов побуждения; осуществление контроля;
стимулирование активности; установление взаимоотношений с подчиненными;
установление обратной связи с коллективом; регуляция информационных потоков;
взаимодействие с общественными организациями. В стиле выделяются два биполярных
фактора: ориентация на производство или на межличностные отношения.
К
структурно-функциональному подходу также можно отнести работы Б.Б. Коссова [4],
выделяющего в качестве переменных стиля «этапы работы руководителя»
(в нашем подходе — управленческие функции) и его личностные особенности.
Статистически выделены блоки переменных: «социально-психологические
функции и особенности руководителя»; «особенности познавательной
сферы», «волевые качества», «эффективность в разных видах
деятельности», «престижность». Разработанная автором методика
самооценки стиля позволяет различать эффективных и неэффективных руководителей
и делать соответствующие прогнозы [23].
Кроме
названных выше двух основных стилей управления, Д Шварцер приводит еще
либеральный тип, тип laiser-faire и бюрократический. Иногда модифицируются
названия основных двух типов управления, их называют императивный стиль и
кооперативный стиль. Д. Шварцер приводит классификацию Красенского, который
выделяет авторитарный, демократический и бюрократический стили, причем
авторитарный стиль подразделяется на патриархальный, либеральный и
милитаристский. Патриархальный тип руководства предполагает послушание и
верность в узком кругу членов малой группы (например, мастер, товарищ ученик).
Милитаристский тип руководства основывается на строгой дисциплине и
повиновении. В классификации Красенского отчетливо виден классовый подход с
позиций буржуазного общества, что подтверждается и пониманием либерального
стиля руководства как свободы договоров так называемых социальных партнеров, то
есть работодателей и трудящихся. Если же рассматривать либеральный стиль
руководства с более широких позиций, то он включает элементы послабления и
терпимости, что влечет за собой низкий авторитет руководителя, но высокий
престиж. Этот тип руководства встречается обычно в научных и в творческих
художественных организациях. Два типа laiser-faire характерны пассивность руководителя, минимум
усилий в целях управления, стимулирования, организации. В данном случае дела
пущены на самотек, в работе руководителя и всей группы отсутствует
систематичность. При таком стиле руководства эффективность работы группы в
значительной мере определяется ее составом.
И. Шипош и Т.
Колларик, ссылаясь на литературные источники, приводят классификацию стилей
управления, где выделено пять уровней:
1. авторитарный, характерной
чертой которого является доминирующая роль руководителя;
2. директивный, являющийся
разнородностью авторитарного стиля; его сосредоточенность на фактах и деталях
требует авторитарной организации труда;
3. ситуационный, который
отличается от предыдущих тем, что наделяет большой властью руководителя в целях
повышения эффективности деятельности;
4. конформный,
ориентирующийся на мнение людей; руководитель старается с каждым оставаться в
хороших отношениях, основной способ воздействия на людей – убеждение;
5. дезорганизующий,
аналогичный стилю laiser-faire.
Борнеманн анализирует средства управления при двух основных
стилях (авторитарном и демократическом) и мотивы подчинения (см. таблицу):
Средства
|
Мотивы подчинения |
Насилие Угроза насилием Внушение уважения Напоминание о Указание о выполнении Обещание премии Обещание повысить в Личная забота Личная просьба Идеализация задания Объяснение мотивов Общее обоснование Совместное руководство |
Принуждение Страх Восхищение, восторг Послушание Повиновение Стремление к Благодарность, верность Ответственность Восторженность Доверие Понимание Совместная |
Следует отметить, что многие психологи, подчеркивая
либеральность, кооперативность и демократизм управления, исходят из классово
обусловленной доктрины «человеческих отношений». Д.М. Гвишиани указывает, что в
области организации управления устранение страха и других негативных мотивов
недостаточно. Нужны новые, позитивные «побуждающие мотивы». Здесь доктрина
«человеческих отношений» не предлагает ничего, кроме общих рассуждений [26; с.
182].
1.2.
Характеристика
стилей руководства в воинском коллективе
В практике и теории
управленческой деятельности стили руководства различают по признаку
преобладания личных или групповых способов влияния на людей, входящих в
организацию, подразделение, учреждение. Это авторитарное управление:
руководитель сам определяет групповые стили, сам принимает решения, на
подчиненных воздействует, главным образом, приказом, распоряжениями, которые не
подлежат обсуждению. Демократичное управление – руководитель активизирует
группу на общую разработку решений и коллективную их реализацию, организует
систематический обмен информацией, мнениями, на подчиненных влияет убеждением,
советами, доказательствами. Либеральное (пассивное) управление – низкий уровень
требований к подчиненным, при котором главные способы влияния на них выступают
просьба, информация [15, с. 532].
В социальной психологии существуют разнообразные классификации
стиля руководства. В отношении офицеров Вооруженных сил чаще всего используется
следующая классификация: истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и
демократичности; преимущественно авторитарный; преимущественно либеральный;
псевдоавторитетный. Каждому из этих стилей руководства присущи свои
специфические черты. Так, для истинного авторитета свойственны
принципиальность, активность в общественной жизни, высокий уровень
профессиональной подготовленности, глубокое знание военного дела, любовь к
своей профессии, честность, трудолюбие, скромность, хорошие организаторские
способности, деловые качества, практическая сметка, умение своевременно
заметить и поддержать все новое, передовое, дисциплинированность,
исполнительность, целеустремленность, инициативность, выдержка, самообладание,
настойчивость, смелость, умение переносить тяготы и лишения воинской службы,
тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и
уважением личного достоинства подчиненных, отсутствие мнительности,
раздражительности, вспыльчивости и высокомерия, педагогическое мастерство.
К числу основных личностных качеств, которые определяют
возможность формирования истинного авторитета офицера, следует отнести его
способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки
своевременно принять обоснованное решение. В свою очередь, способность принять
правильное решение в значительной степени зависит от таких качеств, как
твердость, целеустремленность и настойчивость, сильная воля, умение потребовать
от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и
распоряжений, вдумчивость, стремление понять психологию коллектива и каждого
солдата и сержанта. Важно и то, чтобы офицер не боялся учиться у своих
подчиненных, накапливать их опыт и знания.
К истинно авторитетному стилю руководства близки преимущественно
авторитарный и преимущественно либеральный стили. Преимущественно авторитарный
руководитель обладает всеми основными чертами истинного авторитета, но
отличается от него тем, что при принятии решений больше полагается на свой
опыт, доминирующим в его решениях является волевой момент. В свою очередь,
руководитель, для которого характерен преимущественно либеральный стиль
управления, напротив, склонен к переоценке сил общественности, к некоторой
робости в принятии собственных решений. Однако в практической деятельности
воинских коллективов, когда офицеры, не имеющие порой достаточных знаний и
опыта руководства людьми, допускают серьезные ошибки, в том числе из-за
опасения потерять контроль над подчиненными, такие руководители стараются
использовать методы, которые приводят к формированию ложного авторитета [22, 15
с.].
1.3.
Специфика военно-профессиональной
деятельности
В любой деятельности изменение условий обусловливает
«запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к
изменившимся условиям деятельности. Боевая деятельность — это сложная форма
целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевой обстановкой.
Выполняя свои обязанности, военнослужащий вынужден мысленно предвидеть
возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было
задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение.
Боевой деятельности тоже
свойственны свои адаптационные механизмы, но в то же время полной адаптации к
условиям боя никогда не наступает, поскольку человек не в состоянии привыкнуть
к постоянной угрозе его жизни. В процессе боевой подготовки командиры всех
степеней обязаны формировать у подчиненных те личностные качества, которые
обусловливают успешность деятельности в экстремальной обстановке. К их числу
прежде всего следует отнести эмоционально-волевую устойчивость, толерантность
(устойчивость) к стрессу, морально-нравственную нормативность и др.
Другой вид военно-профессиональной деятельности — это деятельность
в обычных, мирных условиях. Молодой человек, призванный для прохождения
действительной военной службы, поступивший в военно-учебное заведение или
изъявивший желание служить по контракту, прежде всего вынужден отказаться от
привычных стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения
военной службы.
По сути, военно-профессиональная деятельность в мирное время — это
деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она
предполагает изучение боевой техники, овладение приемами ведения современного
боя, формирование готовности применить полученные знания в бою.
Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено
и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей
и т. П.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив,
некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с призывом на
военную службу у молодого человека происходит изменение режима дня и системы
питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает
перестройку энергетических и обменных процессов.
Процесс адаптации является одной из наиболее ярких особенностей
военной службы. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой деятельности
военнослужащих, а с другой — вызвано высокой динамичностью
военно-профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.
Данное обстоятельство требует ознакомления с таким понятием, как адаптация [24,
с. 36].
Адаптация — одно из основных понятий в научном исследовании
организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе
эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно
изменяющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается
оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе
«человек—среда».
Понятие адаптации тесно связано с понятием функционального
состояния, которое обозначает совокупность процессов, происходящих в организме,
а также степень развития и целостности его структур, уровень их
функционирования. Чем выше уровень функционального состояния, тем выше
работоспособность человека. Данное обстоятельство особенно актуально для
военно-профессиональной деятельности, поскольку на поле боя преимущество имеет
тот военнослужащий, у которого работоспособность выше, чем у противника.
Уровень функционирования систем организма определяется эффективностью
адаптации.
Эффективность адаптации зависит как от генетически обусловленных свойств
нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько адекватно
человек воспринимает себя и свои социальные связи, насколько адекватно
соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего
поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к
нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью,
непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением
состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к
развитию болезней, срыву профессиональной деятельности, антисоциальным
поступкам.
Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом
зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального
состояния, социального опыта, жизненной установки и многого другого. Однако
можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной
стабильностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям
деятельности. К числу таких характеристик относятся уровень нервно-психической
устойчивости, особенности самооценки личности, ощущение своей значимости
(референтности) для окружающих, уровень конфликтности, наличие опыта построения
контактов с людьми, ориентация на моральные нормы общества, степень принятия
групповых норм воинского коллектива.
Нервно-психическая
устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном
психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов
кардинальной смены условий деятельности и непосредственно связано с процессом
адаптации [22, с. 23].
Таким образом, процесс адаптации к условиям
военно-профессиональной деятельности затрагивает все аспекты функционирования
человека. При этом, как уже неоднократно отмечалось, успех адаптации во многом
зависит от особенностей личности военнослужащего. Следовательно, в обязанности
каждого офицера входит формирование у подчиненных тех личностных качеств,
которые обеспечивают успешность адаптации в самых разнообразных, в том числе и
экстремальных, условиях.
ВЫВОДЫ
1. К. Левин и Ф. Фидлер
первыми классически выразительно описали основные стили руководства и их
системообразующие признаки. Существо авторитарного и демократического стилей
руководства раскрыто Д. Шварцером. Также были раскрыты теории Р. Хауса — Т. Митчела,
РМ-теория Д. Мисуми. были рассмотрены двухмерные модели Р.Блейк и Дж. Муттон.
Так же стиль руководства рассматривал Н.В. Ревенко. Три атрибута стиля
руководства называет А.Л.Журавлев: 1) целостность; 2) устойчивость; 3)
индивидуальность. Рассмотрели структурно-функциональный подход, А.А. Русалинова,
работы Б.Б. Коссова. Д. Шварцер приводит либеральный тип, тип laiser-faire и
бюрократический. И. Шипош и Т. Колларик, ссылаясь на литературные источники,
приводят классификацию стилей управления, где выделено пять уровней:
авторитарный, директивный, ситуационный, конформный, дезорганизующий,
аналогичный стилю laiser-faire. Д.М. Гвишиани указывает, что в области организации
управления устранение страха и других негативных мотивов недостаточно. Нужны
новые, позитивные «побуждающие мотивы».
Стиль
руководства – устойчивая совокупность личностных и социально-психологических
характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы
воздействия на группу.
2. Молодой человек, призванный для прохождения действительной
военной службы, поступивший в военно-учебное заведение или изъявивший желание
служить по контракту, прежде всего вынужден отказаться от привычных стереотипов
поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы.
По сути,
военно-профессиональная деятельность в мирное время — это деятельность,
связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она предполагает изучение
боевой техники, овладение приемами ведения современного боя, формирование
готовности применить полученные знания в бою.
Процесс адаптации является одной из наиболее ярких особенностей
военной службы. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой деятельности
военнослужащих, а с другой — вызвано высокой динамичностью
военно-профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.
Процесс адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности затрагивает
все аспекты функционирования человека. При этом, как уже неоднократно
отмечалось, успех адаптации во многом зависит от особенностей личности
военнослужащего. Следовательно, в обязанности каждого офицера входит
формирование у подчиненных тех личностных качеств, которые обеспечивают
успешность адаптации в самых разнообразных, в том числе и экстремальных,
условиях.
2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА УСПЕШНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1 Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено
исследование влияния стиля руководства на успешное прохождение военной службы с
целью анализа практикуемых и предпочитаемых стилей руководства и их влияние на
успешное прохождение военной службы.
В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза:
авторитарный стиль руководства обеспечивает успешное прохождение военной службы.
В исследовании принимали участие сержанты в/ч 18662 г.Жодино.
На первом этапе исследовалось стиль руководства сержантского
состава и адаптационные способности их подчиненных. Для этого использовались
методики: диагностика межличностных отношений Т. Лири и МЛО-АМ.
1.
Методика
Т. Лири [1, с. 263]
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и
предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном Я, а
также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики
выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При
исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются 2 фактора:
«доминирование – подчинение» и «дружелюбие – агрессивность». Именно эти факторы
определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого
поведения в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близких
людей, для описания идеального Я.
Данная методика предлагает 8 типов отношения к окружающим:
авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый,
дружелюбный, альтруистический.
2. Многоуровневый личностный опросник
«Адаптивность-02» (МЛО-АМ) [22, с. 14]
Многоуровневый личностный опросник
«Адаптивность-02» (МЛО-АМ) разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным. Он
предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом
социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик,
отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.
В основу методики положено
представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления
человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной
деятельности Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько
реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет
свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения.
Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению
адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением
взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья.
Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской
дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной
деятельности и развитию болезней.
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие
шкалы:
«достоверность» (Д);
«нервно-психическая устойчивость» (НПУ);
«коммуникативные потенциал» (КП);
«моральная нормативность» (МН);
«адаптивны способности» (АС)
2.2
Сравнительный анализ адаптивных способностей военнослужащих и влияние на них
стиля руководства.
На первом этапе исследовалось стиль руководства сержантского
состава и эмоциональное состояние их подчиненных по методике Т.Лири и МЛО-АМ. В
исследовании принимали участие две группы военнослужащих срочной службы:
сержанты (руководящий состав) — 49 и рядовой состав — 323 в/ч 18662 г.Жодино.
Тесты предоставлялись участникам двух групп: первой группе – сержантам
предоставлялась методика Т.Лири; второй группе – рядовому составу – МЛО-АМ.
Данную последовательность диагностических мероприятий мы приводим для того,
чтобы проследить при каком руководстве сержантского состава их подчиненные быстрее
адаптируются к новым условиям, т.е. к условиям военной службы.
После проведенного исследования полученные данные были
обработаны и внесены в сводную таблицу результатов.
По результатам были сделаны следующие выводы:
№ п/п |
Стиль |
К-во |
Адаптивные К-во (%) |
1 |
Авторитарный |
24 |
7 (4%) |
2 |
Эгоистичный |
13 |
26 (33%) |
3 |
Агрессивный |
0 |
— |
4 |
Подозрительный |
0 |
|
5 |
Подчиняемый |
0 |
— |
6 |
Зависимый |
0 |
— |
7 |
Дружелюбный |
9 |
16 (35%) |
8 |
Альтруистический |
3 |
5 (26%) |
Таким образом, мы видим, что у сержантского состава, обладающих
авторитарным стилем руководства военнослужащих с низкими адаптивными
способностями меньше, чем у военнослужащих, чьи командиры обладают другим
стилем руководства.
На
втором этапе исследования мы проводили сравнительный анализ деятельности
командного состава.
Сравнительный анализ адаптационных способностей военнослужащих
рядового состава позволят нам сделать вывод о том, что авторитарный стиль
руководства способствует успешному прохождению военной службы.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу о
том, что авторитарный стиль руководства обеспечивает успешное прохождение
военной службы.
2.3 Анализ интерпретации результатов
Сравнительный анализ уровня адаптивных способностей показал, что у
военнослужащих, чьи командиры обладают авторитарным стилем руководства, уровень
адаптивных способностей намного выше, чем у военнослужащих, чьи командиры
обладают иными стилями руководства, так например, эгоистический стиль руководства
приводит к менее успешному прохождению военной службы, так же как и дружелюбный
и альтруистический. Данные показатели мы можем увидеть в Табл. 2.
Таблица 2.
Стили |
Авторитарный |
Эгоистичный |
Дружелюбный |
Альтруистический |
Всего |
Низкий |
7 (4%) |
26 (33%) |
16 (35%) |
5 (26%) |
54 |
Теперь мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что
авторитарный стиль руководства обеспечивает успешное прохождение военной службы
доказана.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
Для
эффективной работы в воинских подразделениях огромную значимость имеет подбор
руководителем стиля руководства, чтобы каждый из членов коллектива, работал на
достижение единой цели.
Общепризнанными
характеристиками руководителя являются: умение командовать; принятие
ответственности; уверенность, решительность; прямота, образованность.
В воинской
среде приемлемы следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
1.
Все
методические решения исходят от руководителя.
2.
Руководитель
отдает распоряжения относительно использования техники и последовательности
действий так, что последующие этапы всегда намечаются нечетко.
3.
Руководитель
обычно каждому дает личное задание и назначает сотрудников, которые должны
совместно выполнять задание.
Руководители
должны задумываться над проблемами собственного стиля работы. Стилем необходимо
заниматься постоянно. Для этого необходимо знать: требования работы, свои
способности и склонности. Также нужны знания о различных стилях деятельности и
способах их приведения в соответствие с требованиями новых условий.
Психологический
климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к
другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и
на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это
в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности,
являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется
определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.
Последнее из отношений кристаллизуется и определенную ситуацию — общественную
форму самоотношения и самосознания личности.
Каждый из
членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата
вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку
и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Часто в
коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами
деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная
неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или
поводом для возникновения конфликта.
Таким
образом, на основе проведенных исследований была разработана, и предложена
следующая система рекомендаций для руководителей воинских подразделений:
—
применять
технику владения внушением, убеждением с подчиненными;
—
вести
постоянную работу по оценке морально-психологического климата в коллективе;
—
уметь
разрешать конфликты, возникающие в коллективе и помогать в случае возникновения
стрессовых ситуаций;
—
знать
какие существуют стили руководства и лидерства, и умело оперировать ими;
—
уметь
снимать внутреннее напряжение коллектива, когда это необходимо;
—
уметь
всегда поддержать своих подчиненных, в каких-либо начинаниях,
—
уметь
правильно отдавать приказы и следить за их исполнением;
—
вести
регулярную работу по созданию положительного морально-психологического климата,
пользуясь приведенными методиками;
—
стараться
придерживаться авторитарного стиля руководства: быть истинным лидером
коллектива.
В заключении
для руководителей воинских подразделений были разработаны и предложены
следующие рекомендации:
— объективно
оценивать свои возможности и развивать в себе недостающие качества, которые
способствовали бы повышению авторитета и позволили бы быть образцом для
подражания;
— в
зависимости от ситуации использовать различные методы руководства, однако
придерживаться авторитарного стиля;
— быть
требовательным не только к окружающим, но и к себе, стремиться
совершенствоваться;
— искать
подход к каждому из сотрудников, учитывая его личные особенности, деловые
качества;
— справедливо
относиться ко всем членам коллектива;
— в качестве
стимулирования чаще использовать поощрения;
— учиться
предотвращать назревающие конфликты и разрешать уже возникшие, с наименьшим
ущербом;
— проявлять
гибкость и умение идти на компромисс при отдаче приказов;
— вести
регулярную работу по оценке и созданию положительного морально-психологического
климата.
Подводя итог,
можно заключить, что руководители любого ранга и независимо от численности
группы должны всегда помнить о важности положительного
морально-психологического климата в коллективе, сознательно строить свое
поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль руководства для повышения
эффективности рабочего процесса. А подчиненные стремились к нововведениям и
улучшениям, было желание работать, обучаться и быть востребованным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные
исследования показали, что работа имеет особую актуальность в данный момент,
так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного
взаимодействия руководителя с подчиненными.
В
своей практической деятельности руководитель не должен использовать один стиль
руководства. Он должен постоянно корректироваться в соответствии с
изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями.
Используя
рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными
исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать,
подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля,
руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет
руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения
между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно
эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает что помимо поставленных целей
достигнуто и многое другое, например, взаимопонимание и удовлетворенность
работой.
Коллектив
представляет собой совокупность индивидов, существенное влияние на формирование
внутренней психологической ситуации в коллективе оказывает развитие личности.
Руководитель
не может не оказывать влияние на психологическую сферу группы. Кроме того, создание
положительного климата в коллективе является его непосредственной обязанностью.
Целью
курсовой работы было определение оптимального стиля руководства, положительно
влияющего на морально-психологический климат коллектива, способствующего
повышению эффективности и качества работы, исследование проводилось на большом
коллективе – войсковой части 18662.
Для
того чтобы сформировать оптимальный стиль руководств создающий
морально-психологический климат коллектива понадобилось:
—
выяснить стили и методы руководства,
психологическое состояние коллектива войсковой части 18662;
—
определить способность к руководству
командиров отделений – сержантов в/ч 18662;
—
обучить руководителей анализу, а также
выработке решений и методик по поддержанию и улучшению морально-психологического
климата коллектива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Большая
энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
2.
Вендров
Е.Е. Психологические проблемы управления. – М.: Экономика, 1969. – 257 с.
3.
Гительмахер
Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. – Иваново, Изд-во Феникс, 1994. –
290 с.
4.
Громова
О.Н., Свистунов В.И., Мишин В.М. Организация управленческого труда. – М.:
Экономика, 1993. — 542 с.
5.
Дворсков
К.П., Ширяев С.А. О стиле и культуре руководства. – Новосибирск, Экономист,
1995. – 214 с.
6.
Еникеев М.И. Общая и социальная
психология: Учебник для вузов – М.: Норма, 2002. – 624 с.
7.
Жариков Е.С. Психология управления.
Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2002. – 512 с.
8.
Журавлев
А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства
производственным коллективом. – М.: Экономика, 1976. – 458 с.
9.
Истратова, О.Н. Справочник
психолога-консультанта организации/О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов
н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
10.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента:
Учебное пособие. – 6-изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2003. – 336 с.
11.
Карпов
А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 584 с.
12.
Ковалев
А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.:
Экономика, 1978. – 360 с.
13.
Кочеткова
А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: Норма,
1999. — 250 с
14.
Кричевский
Р.Л. Руководитель. – М.: Норма, 1993. – 198 с.
15.
Крысько,
В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.
16.
Кричевский
Р.Л. Если Вы – руководитель… — СПб.: Питер, 1996. – 258 с.
17.
Кузнецов
Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. – СПб.: Олбис, 1997.
18.
Липсиц
И. Секреты умелого руководителя. – М.: Норма, 1991. – 195с.
19.
Лебедев
Д.И. Психология и управление. – М.: Экономика, 1990. – 205 с.
20.
Лукичева
Л.И. Управление организацией. – М.: Омега-Л, 2004. – 360с.
21.
Мескон
М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Экономика, 1992. – 658
с.
22.
Методические
рекомендации офицерам по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. – Мн.:
Воениздат, 2006. – 43 с.
23.
Паркинсон
С.Н. Рустоиджи М.К. Искусство управления / пер. с англ. Савельева К. – М.:
Агенство «Фаир», 1997. – 272 с.
24.
Психология
и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер,
2004. — 464 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
25.
Психология
управления: курс лекций Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокашомцев Р.И.,
Николашко В.М. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 150 с.
26.
Психология
труда. [Пер. со словац. Г.В. Матвеевой-Муниповой] перераб. и допол. – М.:
Профиздат, 1999. – 216 с.
27.
Сидоренко
Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.
28.
Сухов
А.Н., Бодалев А.А., Казанцева В.Н. и др. Социальная психология. – М.: Академия,
2001. – 600 с.
29.
Шейнов
В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. – М.: АО
«Ассиона», 1996. – 232 с.
30.
Шуванов
В.И. Социальная психология менеджмента. – М.: Бизнес школа Интел-Синтез, 1997.
– 256 с.
31.
Юрченко
Е.С., Женило М.Ю. Словарь иностранных слов. — Р-на-Д, Феникс, 2001. – 800 с.
Правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на службе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности управления повседневной деятельностью подразделения, оказывают решающее влияние на результативность их действий.
Практика показывает, что командиры, сумевшие организовать деловые взаимоотношения с подчиненными, добились со своими коллективами лучших результатов в выполнении поставленных задач.
- Выполняя обязанности командира-руководителя, никогда не следует претендовать на безапелляционность своих суждений и действий. Авторитет командира — драгоценный сплав. Он складывается из знаний, трудолюбия, справедливости, принципиальности, чуткости, тактичности, целеустремленности, качеств высоко развитого интеллекта офицера.
- Рабочий день следует начинать раньше своих подчиненных.
- Большое внимание командир должен уделять тщательному подбору, воспитанию, расстановке кадров и их обучению, используя передовой опыт других командиров. Это оказывает существенное влияние на успех решения задач повседневной деятельности. Руководство людьми — большое искусство.
- Обучая других, учитесь сами.
- Хороший командир стремится к точности и четкости.
- Доверяй и проверяй — важный принцип. Учитесь доверять подчиненным, всячески поддерживайте и развивайте инициативу. Не вмешивайтесь в мелочи и не дергайте каждого по пустякам, если в главном задание выполняется верно.
- Чтобы освободиться от бесконечного количества проблем, нужно распределить обязанности своих заместителей, дать им самостоятельное решение вопросов.
- Быть командиром — значит держать себя с подчиненными ровно, не терять самообладание при любых обстоятельствах. Брань и ругань признак бессилия, они вызывают неуважение и озлобление людей.
- Необходимо критически оценивать свою работу.
- Неотъемлемыми чертами стиля хорошего командира является вежливость, приветливость и тактичность. Говорите мягче по форме, тверже по содержанию — это всегда дает лучшие результаты.
- Надо уметь вызывать подчиненных на разговор. Молчащий офицер, прапорщик, солдат всегда загадка и трудный объект для руководства. Вместе с тем не менее важно остановить не в меру разговорившегося, особенно, если беседа беспредметна или носит демагогический характер.
- Нужно беречь и ценить не только свое время, но и время других.
- Необходимо постоянно совершенствовать умение излагать свои мысли кратко, четко и ясно. Не менее важно уметь слушать.
Умейте распознать и такое (некоторые принципы, которыми иногда руководствуются подчиненные, чтобы не выполнить задания):
- ничего не делают — не за что будет спрашивать. Добиваются отсрочки или отмены задания;
- быстро соглашаются на задания без указания срока выполнения — никогда не обвинят в срыве сроков и в невыполнении задачи;
- не закончив дела, напрашиваются на какое-нибудь новое задание — будет оправдание, почему не выполнено первое;
- занимаются в неположенное время общественно-политической работой или «проявляют» себя в рабочее время на других поприщах, не являющихся служебными обязанностями;
- доказывают, что этот вопрос не входит в обязанности, в частности, попытаются доказать, что «это» надо решать руководителю самому;
- заявляют, что «нам» не помогают. Это дает возможность снять с себя вопрос о выполнения ими своих обязанностей и возложить их на командира или других лиц;
- стараются держаться подальше от командира, уклоняются от управления повседневной деятельностью подчиненных. Будет возможность сказать, что не было руководства;
- дают себе оценку за командира, рассуждая «Я думал, что Вы со мной будете согласны», или переоценивает командира «Я думал, Вы догадаетесь сами»;
- стараются всегда быть обиженными — можно будет оправдаться тем, что «в такой обстановке невозможно работать»;
- заявляют, что задача не по плечу, рассуждая «Я не профессор, академии не кончал»;
- обвиняют командира в предвзятости, рассуждая «Я знаю, что Вы хотите меня перевести на другую должность или уволить, ищите к чему придраться». Это, по существу, разновидность шантажа;
- немедленно признают себя виновными, каются и дают обещания исправиться, высказывают «понимание» и «сознательность»;
- обвиняют командира, что он дает непродуманные задания, и его нельзя понять — «Сам ничего не может, а от других требует»;
- толкуют буквально о содержании распоряжений там, где не требуется, и, наоборот, выискивают двойное или тройное толкование самым четким и ясным заданиям;
- рассуждают наивно — в этом случае у собеседника появляется желание учить рассуждающего и, следовательно, решать за него часть дела, заодно можно узнать сведения, для приобретения которых рассуждающему нужно было самому поработать;
- напрашиваются на грубость или незаконные действия — это дает возможность некоторое время работать бесконтрольно;
- стараются быть ограниченными, что всегда вызывает сочувствие — на больных не жалуются;
- ссылаются на заслуги в прежние времена;
- пускают слезы, умоляют о прощении.
Это некоторые виды рассуждений тех подчиненных, кто захотел бы уклониться от выполнения задач командира. Таким подчиненным необходимо указать, что их ухищрения известны и распознаны без затруднений. Поэтому им остается главное: думать, как лучше выполнять порученное дело, с достоинством и честью исполнять свои функциональные обязанности.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5