Стили руководства медицина



Проблемы управления персоналом в любой организации стоят на первых местах по актуальности. В настоящее время здравоохранение в России представлено как государственными, так и частными центрами. Имея различные инструменты финансирования и администрирования, все медицинские организации имеют один общий вектор приложения сил — здоровье человека. Основная работа приходится на медицинский персонал, т. к. на текущее состояние научного прогресса, систем механизирования и автоматизирования, для диагностики и лечения пациентов, без участия человека, не существует. А значит, проблемы управления медицинским персоналом будут определять качество оказания медицинской помощи населению. С учетом вышесказанного, на первое место в структуре управления работой медицинской организации должны быть поставлены вопросы управления персоналом.

В рамках подготовки управленческих кадров (организаторы здравоохранения) врачам клинических специальностей предлагается пройти обучение с получением соответствующего сертификата. Если рассматривать систему управления больницей как вертикаль, то вопрос подготовки менеджмента частично раскрыт только на уровне директоров (главных врачей) и их заместителей («топ-менеджмент»). При этом среднее звено управленцев не получает никакой подготовки (заведующие отделениями, руководители подразделений). Что создает условия для развития «ручного управления» со стороны высшего звена и разные подходы к администрированию структурных единиц в рамках одного учреждения.

Авторы [Балмасов А. А., Свешников А. В.]подчеркивают, что анализ литературных данных и практических наработок показал, что при одинаковых кадровых и материальных возможностях лучших результатов добиваются те коллективы, где руководитель обладает высоким уровнем компетентности, умением предвидеть и оценить обстановку, принимать нестандартные решения и обеспечивать их практическую реализацию. Современный опыт показывает, отмечается в работе, что подготовка руководителя здравоохранения сегодня должна быть направлена, прежде всего, на формирование личности, способной создать новое и многое изменить, на выработку определенных личностных качеств, необходимых для того, чтобы возглавить современное лечебное учреждение

Анализируя современные программы подготовки врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», отмечается, что в последние годы государственные структуры уделяют все большее внимания вопросам администрирования медицинских организаций [1, 2, 3, 4]. Актуальными считаются вопросы финансового самообеспечения, особенно в условиях сложной экономической ситуации в целом в стране, и в системе обеспечений бюджетных обязательств в области социальных гарантий

Работа авторов из НИИ общественного здоровья РАМН отмечает, что в последнее время одним из ключевых моментов становятся вопросы психологии управления, работа с личностью, изучением взаимоотношений в коллективе и их отношение к системе администрирования.

Однако, анализируя несколько программ подготовки специалистов в области организации здравоохранения, несмотря на включение в план вопросов управления персоналом, объем подготовки в области психологии недостаточен. Количество отводимых часов несопоставимо с другими элементами программы. В настоящее время подобные вопросы находятся все еще на стадии глубокой разработки, что подтверждено многими исследованиями.

Еще одним важным моментом управления в области медицинских услуг, является особенность психологического восприятия и взаимодействия по системе врач-пациент. В психологии в последние два десятилетия для «помогающих» профессий выделено отдельное направление. Это связано с особенностями взаимодействия «человек-человек», у профессий имеющих ответственность работника за другого человека (врачи, педагоги, социальные работники и др). Стрессогенность работы «помогающих профессий», с одной стороны определяется — высокими требованиями к профессиональной компетентности специалиста, интенсивностью, продолжительностью и загруженностью рабочего дня, невысокой заработной платой; с другой — коммуникативными умениями работника взаимодействовать с клиентами, пациентами контакт с которыми зачастую несет в себе негативные переживания. При длительном и комбинированном воздействии комплекса вышеперечисленных стрессовых факторов, а так же в связи с неумением предвидеть, конструктивно решать и адаптироваться к проблемным ситуациям, у медицинских и социальных работников с высокой долей вероятности могут возникать нарушения адаптационных процессов, связанных с деструктивными вариантами личностно-средового взаимодействия [5]. Медицинские работники в своей деятельности берут ответственность за жизнь и здоровье пациента, что определяет особенности психики. В медицинской среде встречаются 2 основных явления: профессиональная деформация и эмоциональное выгорание, которые имеют существенные отличия от других профессий.

С целью профилактики эмоционального выгорания сотрудники ЛПУ должны получать знания в области аутогенной тренировки, уметь пользоваться метод прогрессивной мышечной релаксации, и в идеальном варианте в числе сотрудников медицинского учреждения необходимо иметь специалиста психолога, чтобы поддерживать у сотрудников нужный уровень физической, психической и профессиональной активности. Также необходимо рассмотреть вопросы организации комнаты психо-эмоциональной релаксации.

Позитивный социально-психологический климат — основное условие увеличения производительности деятельности, удовлетворенности сотрудников работой и коллективом. Социально-психологический климат создается самостоятельно. Однако положительный вектор климата не появляется за счет провозглашения девизов и активного участия руководителей. Он возникает как итог постоянной образовательной работы с членами группы, разработки и внедрения специализированных мероприятий, направленных на регулирование взаимодействия между руководителями и сотрудниками. Создание и улучшение социально-психологического климата — это систематическая задача ежедневной работы любых руководителей. Формирование позитивного климата является не только важным вопросом, но и творческим, требующим образования в области его основ и методов регулирования, умения перспективно оценивать вероятности возникновения тех или иных ситуаций во взаимоотношениях сотрудников. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Управление в любой организационной системе зачастую зависит от индивидуального стиля управления руководителя. При этом стоит отметить, что стиль управления сам по себе не является природной особенностью личности человека. Он базируется на них, но может быть скорректирован под разные ситуации самим управленцем.

Стиль управления медицинским учреждением во много зависит от стилевых особенностей организационного поведения, как самого руководителя, так и его подчиненных. Стиль управления в медицинском учреждении может отражать, сочетание индивидуальных стилевых особенностей во взаимодействии «руководитель-подчиненный», обеспечивающих их совместимость и направленность на повышение эффективности деятельности подразделения, так и их рассогласование. Эффективность стиля управления зависит от особенностей организационной культуры подразделения и может проявляться в разном характере сбалансированности показателей: «ориентация на организационные задачи» и «управляемость коллектива».

Первопроходцем в формировании основных трех стилей управления был К. Левин: в 1938 году он в составе группы исследователей выполнил экспериментальное наблюдение, которое послужило основание для формирования современной концепции администрирования. Суть работы состояла в назначении задачи трем группам подростков, которая заключалась в необходимости лепки из папье-маше масок. Управляли процессом изготовления назначенными руководителями, которые декларировали различные стили управления. Целью исследования было определение корреляции между стилем управленческого поведения и результативностью деятельности.

Проведя анализ полученных данных, группа исследователей выделила и описала особенности каждого из классических стилей руководства: либерального, демократического и авторитарного. В различных публикациях встречаются разные интерпретации их названий: директивный — он же авторитарный, попустительский — либеральный (он же разрешительный, нейтральный).

Понятие стиль рассматривалось с позиции разных направлений и научных подходов. Например, учеными Р. Танненбаум и У. Шмидтом была предложена стилевая модификация, где выделены промежуточные между авторитарным и демократическим стили руководства, названные авторами патриархальный, харизматический, автократический и бюрократический.

Процесс принятия управленческого решения — это сложный психологический процесс, основанный на индивидуальных поведенческих предпочтениях руководителя и его индивидуальных особенностях. Готовность руководителя к принятию решений оказывает влияние на выбор им своей поведенческой стратегии в решении проблемной ситуации. Принятие решения — это всегда ситуация управленческого выбора.

Руководители в медицинском учреждении являются субъектами своей управленческой и клинической деятельности, постоянно находятся в ситуации необходимости принимать продуктивные управленческие решения в ситуациях риска и условиях неопределенности. На стиль принятия управленческого решения субъекта этого процесса существенное влияние оказывают его индивидуальные особенности личности и особенностей профессии медицинского работника.

Таким образом, нет понятия оптимального стиля управления на все случаи жизни. Исходя из многофакторности выбора стиля управления, подбор его оптимального варианта ложится на плечи каждого управленца всех уровней иерархии. Для решения подобной задачи менеджер должен иметь базовое образование в области основ психологии управления. Подобные знания являются залогом успешного выбора стиля управления для текущей ситуации, возможности гибкого подхода и смены стиля при получении маркеров происходящих изменений, работы с персоналом в условиях текущей ситуации. Требует исследования стилевые особенности руководителей на основании их организационного поведения. Выбор наиболее эффективного стиля позволит в будущем сформировать модель эффективного управленца в здравоохранении.

Учитывая все вышеперечисленное, возникает необходимость для проведения исследования в области эффективных методов управления медицинскими кадрами на всех уровнях управления, с использованием возможностей и технологий из области психологии управления персоналом.

Литература:

  1. Общественное здоровье и здравоохранение: Национальное руководство / под ред. В. И. Стародубова, О. П. Щепина – М: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г. — 624 с. 2. Медик В. А.
  2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие для вузов / В. А. Медик, В. К. Юрьев. — второе издание. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 г. – 608 с. 3. Лисицын Ю. П.
  3. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие для студентов вузов / Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова. — третье издание — Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2011 г. — 544 с. 4. Медик В. А.
  4. Общественное здоровье и здравоохранение: руководство к практическим занятиям: учебное пособие для вузов/ В. А. Медик, В. И. Лисицын, М. С. Толмачев — М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2012 г. — 400 с.
  5. Сирота Н. А., Ярославская М. А. Психологические особенности адаптации медицинских и социальных работников в проблемных ситуациях. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинское учреждение, стиль управления, медицинский персонал, общественное здоровье, организационное поведение, проблема управления, социально-психологический климат, стиль руководства, управление персоналом, эмоциональное выгорание.

УДК:
65.012.4

Роль стилей руководства для эффективного управления медицинской организацией

Гуров Андрей Николаевич доктор медицинских наук, профессор, руководитель научно-организационного отдела ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ)», 129110, Москва, ул. Щепкина, д. 61/2, тел.: +7 (495) 684-45-87, E-mail: a.gurov@monikiweb.ru

Жукова Маргарита Ивановна кандидат психологических наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ)», 129110, Москва, ул. Щепкина, д. 61/2

Ключевые слова:
управление, стили руководства, медицинская организация

Представлены основные подходы к оценке профессиональной компетенции руководителей медицинских организаций, пути формирования эффективного управления и контроля, наиболее распространенные стили управления персоналом, приведены некоторые практики, применяемые для эффективного управления медицинской организацией. Материалы исследования могут быть использованы для формирования у руководителей медицинских организацией профессиональных компетенций, необходимых для принятия эффективных управленческих решений и оценки результатов действий и усилий сотрудников при оказании медицинских услуг пациентам.

Литература:

1. Жукова М.И. Психологические подсказки руководителю. — М.: Особая книга, 2012. — 176 с.

2. Зюськин А.А. Оценка эффективности управленческих решений: Монография. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. — 148 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение: Национальное руководство / Под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 624 с.

4. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / О.П. Щепин, В.А. Медик. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 592 с.

Эффективность медицинского учреждения зависит прежде всего от эффективности деятельности руководителя. Как правило, руководители полагают, что эффективность равнозначна выполнению плана, решению поставленных задач. Хотим отметить, что эффективность включает два измеряемых параметра, выполнение которых в совокупности и определяет эффективную работу руководителя.

Первый параметр — это выполнение плана в срок и объемы ресурсов, затраченных на выполнение плана.

Второй параметр — удовлетворенность коллектива своим руководителем, его стилем и методами работы. Несмотря на то что этот параметр является психологическим, он тоже измеряется и контролируется. Самым простым индикатором удовлетворенности является текучесть кадров.

Руководителями медицинской организации являются главный врач (директор), его заместители, заведующие отделениями (отделами) и сотрудники, формирующие резерв на должности руководителей. Любой врач, работающий в коллективе, руководит работой медицинских сестер (среднего медицинского персонала), а медицинские сестры руководят работой младшего медицинского персонала. Поэтому материал, представленный ниже, может быть полезен не только для врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», которые руководят коллективами или собираются стать руководителями, но и для медицинских работников других специальностей.

По состоянию на 1 января 2016 года в учреждениях здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения (МЗ) Московской области (МО), работает 115 668 человек, в том числе 22 538 врачей, или 31,6 на 10 тыс. населения, и 47 325 средних медицинских работников, или 66,3 на 10 тыс. населения. В 2015 году продолжилось увеличение числа врачей, работающих в медицинских организациях МО (на 692 человека, или на 3,2%), и средних медицинских работников (на 1533 человек, или на 3,3%).

В 2015 году в медицинских организациях МО по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» работали 1386 врачей (6,1%), часть из которых (825 человек, или 59,5%) занимали должности главных врачей (руководителей) и их заместителей (рис. 1).

Для Цитирования:

Гуров Андрей Николаевич, Жукова Маргарита Ивановна, Роль стилей руководства для эффективного управления медицинской организацией. ГЛАВВРАЧ. 2016;7.

10.4. Стили управления

151

ными. Таким образом, если стандарт воспринимается как не реальный или не справедливо высокий, он может разрушить мотивационные установки работника. Аналогично, если стандарт установлен на таком низком уровне, что достичь его не составляет большого труда, это обстоятельство может оказать демотивирующее воздействие на сотрудников с высоким уровнем профессиональных возможностей.

необходимо избегать чрезмерного контроля: руководитель не должен подвергать своих подчиненных излишнему контролю, в противном случае это будет отвлекать их внимание и в итоге приведет

кобратным результатам – снижению эффективности и качества работы.

необходимо вознаграждать за достижение результата: ру-

ководитель должен справедливо вознаграждать сотрудников за достижение результата, установленных стандартов. Согласно теории ожидания, существует четкая взаимосвязь между результативностью в работе и вознаграждением. Если работник не ощущает такой взаимосвязи или чувствует, что вознаграждение не справедливо, эффективность и качество его труда в дальнейшем может упасть.

10.4. Стили управления

С личностью руководителя во многом связан стиль управления как индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Стиль управления во многом формируется под влиянием сложившихся отношений между руководителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Наиболее распространены 4 стиля управления: авторитарный; либеральный; демократический; динамичный.

Авторитарный стиль руководства абсолютизирует власть в одних руках. Он предполагает полное отрицание коллегиальности в принятии решений. Авторитарный стиль руководства в повседневной деятельности не следует смешивать с административно-авторитарным стилем, эффективно используемым в экстремальных ситуациях. Для авторитарного стиля управления характерны преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководителитакогостиляориентируютсяпреждевсегонадисциплинуижесткий контроль за деятельностью подчиненных, который основан преимущественно на силе власти (власть принуждения). Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже в отдельных случаях подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель. Руководитель авторитарного

152

Глава 10. Теоретические основы управления здравоохранением

стиля нередко резок, прямолинеен, властолюбив, подозрителен, болезненно реагирует на критику. Иногда под этой маской скрывается его некомпетентность и профессиональная несостоятельность.

Либеральный стиль управления называют анархическим, попустительствующим. Руководитель такого стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерны минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья инициатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.

Для демократическогостиляхарактерны децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях руководителя с подчиненными отмечаются тактичность, выдержка, доброжелательность.

В современных условиях оптимальным для руководителя признан динамичный стиль управления. Для такого стиля руководства характерны четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное мнение в решении поставленных задач.

Безусловно, представленное разделение руководителей по стилю их управления является условным, так как у одного и того же руководителя зачастую можно наблюдать одновременно черты, характерные для разных стилей руководства.

10.5. Методы управления

Методы управления – способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в решении поставленных задач. Различают следующие методы управления здравоохранением:

организационно-распорядительные;

экономические;

социально-психологические;

общественные или коллективные.

Организационно-распорядительные методы управления позволя-

ют прежде всего компенсировать просчеты в планировании, опера-

10.5. Методы управления

153

тивно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Этими методами достаточно эффективно можно обеспечивать взаимодействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения.

В настоящее время в управлении здравоохранением все большую распространенность приобретают экономические методы управления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, статистического анализа. Особое значение имеют методы экономического стимулирования, которые позволяют материально заинтересовать работников здравоохранения, создать мотивацию для оказания высококвалифицированной, качественной медицинской помощи.

Социально-психологические методы управления рассматрива-

ют как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников

вчастности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. В связи с этим в задачи руководителя органа управления, организации здравоохранения, отдельных подразделений входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов.

Общественные или коллективные методы управления подразуме-

вают демократизацию управления, т.е. расширение участия работников в выполнении управленческих функций. При этом используют такие коллективные организационные структуры, как коллегии, медицинские советы, советы медицинских сестер, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило,

всостав этих совещательных органов включаются заместители главного врача, главные (старшие) медицинские сестры, руководители общественных организаций, специалисты, которые пользуются наибольшим авторитетом в коллективе. Надо отметить, что решения коллегии или совета имеют рекомендательный характер, но на основании их руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя тем самым юридически эти решения.

154

Глава 10. Теоретические основы управления здравоохранением

10.6. Технология принятия управленческого решения

Важнейшим звеном в системе управления является разработка и реализация управленческого решения.

Управленческое решение – директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе данных

исодержащий алгоритм достижения цели. Управленческое решение принимается руководителем (лицом, ответственным за принятие управленческого решения) на основе анализа существующей ситуации путем выбора оптимального (из множества альтернативных вариантов) решения. Управленческие решения классифицируют по различным признакам:

времени реализации решения (стратегические, тактические, оперативные);

степени участия коллектива, отдельных специалистов (индивидуальные, коллегиальные);

содержанию управленческого процесса (медико-органи- зационные, административно-хозяйственные, санитарно-профи- лактические и др.);

стилю и характерологическим особенностям руководителя (интуитивные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные

идр.).

Технология принятия управленческого решения представляет собой замкнутый управленческий цикл (рис 10.2).

Рис. 10.2. Технология принятия управленческого решения.

10.7. Управление системой здравоохранения в Российской Федерации

155

Управленческое решение должно иметь:

целевую направленность (полное соответствие поставленным целям и задачам);

обоснованность (необходимость принятия этого решения, а не другого);

адресность (по исполнителям);

непротиворечивость (согласованность с предыдущими решениями);

легитимность (соответствие правовым актам и нормативным документам);

эффективность (достижение максимальных результатов с минимальными затратами);

конкретность во времени, пространстве и своевременность (принятие именно в тот момент, когда реализация решения может привести к желаемому результату).

Управленческие решения могут быть оформлены письменно, на электронных носителях либо переданы вербальным путем (например, устные распоряжения). Управленческие решения могут приниматься в форме законов, постановлений, приказов, распоряжений, рекомендаций и др.

10.7.Управление системой здравоохранения

вРоссийской Федерации

Вопросами управления здравоохранением занимаются как органы исполнительной, так и законодательной власти. В Совете Федерации действует Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в Государственной Думе – Комитет по охране здоровья. Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимают законы, утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, расходы на здравоохранение в рамках консолидированного бюджета РФ.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, а именно:

демографической политики;

санитарно-эпидемиологического благополучия;

организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД;

156Глава 10. Теоретические основы управления здравоохранением

медицинской помощи, медицинской реабилитации, курортного дела;

фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;

социальной защиты населения, в том числе семьи, женщин и детей;

разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной);

организации судебно-медицинских и судебно-психиатри- ческих экспертиз, проведения медико-социальной экспертизы;

профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских, фармацевтических и санитарноэпидемиологических работников и др.

МЗиСР РФ возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Правительством РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.

Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Непосредственное руководство здравоохранением в субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения.

В муниципальных образованиях функцию руководства здравоохранением исполняют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения (городские и районные комитеты (отделы) здравоохранения).

Органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют двойное подчинение: с одной стороны – органам исполнительной власти субъектов РФ, с другой – Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

10.7. Управление системой здравоохранения в Российской Федерации

157

Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится муниципальным органам управления. Муниципальные органы управления здравоохранением­ несут ответственность за санитарногигиеническое просвещение населения, обеспечение доступности населению бесплатной медико-социальной помощи в рамках Программы госгарантий, развитие муниципальной системы здравоохранениянаподведомственнойтерритории,созданиеусловийдляразвития и доступности лекарственного обеспечения граждан. Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением­ осуществляют организацию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

Важную роль в демократизации управления здравоохранением страны выполняет Общественная палата, которая призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов жизни страны, в том числе и касающихся охраны здоровья населения. В составе Общественной палаты действуют Комиссия по вопросам здравоохранения и Комиссия по формированию здорового образа жизни.

158

Глава 10. Теоретические основы управления здравоохранением

Контрольные вопросы

1.В чем сходство и различие понятий «управление» и «менеджмент»?

2.Что такое субъект и объект управления?

3.Перечислите основные принципы управления; раскройте содержание каждого из них.

4.Назовите основные функции управления.

5.Раскройте понятие «организация» как функцию управления.

6.Что понимают под стандартизацией в здравоохранении? Какие виды стандартов используются в здравоохранении?

7.Какое значение имеет координация в управлении здравоохранением?

8.Перечислите основные теории мотивации в управлении здравоохранением?

9.Дайте определение медицинского маркетинга.

10.Какие основные 3 задачи решает маркетинг в системе управления здравоохранением?

11.Какова роль контроля в процессе управления здравоохранением? Перечислите 3 основных этапа в процедуре контроля.

12.Что такое стиль управления? Какие стили управления вы знаете?

13.Что такое методы управления? Перечислите основные методы управления в здравоохранении?

14.Дайте определение управленческого решения? Раскройте технологию его принятия.

15.Перечислите основные задачи, стоящие перед Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

16.В чем заключается роль в управлении здравоохранением муниципальных органов власти?

Глава 11 Планирование и прогнозирование

вздравоохранении

11.1.Общие положения

Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Важнейшими рычагами государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социальноэкономического развития в целом и прежде всего здравоохранения.

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена следующими обстоятельствами: общественным характером производственных отношений и неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в кризисных ситуациях.

При этом не надо забывать о двух крайностях­ в воздействии государства на экономику: первое – государственное регулирование тех экономических процессов, которые более эффективно могут управляться рыночными механизмами­ , второе – полагаться исключительно на рыночные механизмы в тех случаях, когда вмешательство государства необходимо.

Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой методологической и информационной основой для разработки планов и программ.

Использование прогнозирования и планирования как стратегического направления в управлении и экономике здравоохранения позволяет увязывать замысел реформ здравоохранения с реальным воплощением их в жизнь.

Методы прогнозирования и планирования, порядок разработки планов здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях даны на примере территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

160

Глава 11. Планирование и прогнозирование в здравоохранении

11.2.Основы прогнозирования общественного здоровья и здравоохранения

Человеку свойственно желание заглянуть в будущее. Это обусловлено тем, что вся наша жизнь связана с выбором­ решений, а правильный выбор нельзя сделать, не предвидя всех его желательных и нежелательных последствий. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитывают сложившуюся ситуацию, факторы и тенденции­ , способствующие ее изменению в перспективе. Видение перспектив и способность предугадывать события позволяют своевременно принимать превентивные меры и избегать нежелательных результатов.

Сознательно или подсознательно человек прогнозирует­ последствия своих действий, разрабатывает сценарии развития событий, строит для себя модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением­ научно-технического прогресса, усложнением задач управления­ , переходом здравоохранения на систему бюджетирования, ориентированного на результат.

Прогнозирование по своей сути означает предвидение и основано на познании законов природы, общества, человеческого мышления. В зависимости от степени конкретизации и характера воздействия на ход исследуемых процессов (объектов) различают гипотезу и прогноз.

Гипотеза­ – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Прогноз – комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно­ будущих параметров системы.

Прогноз по сравнению с гипотезой более определен и достоверен, имеет качественные и количественные параметры. В то же время прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им в будущем действительности. Поэтому прогноз, не определяя параметры развития системы с абсолютной точностью­ , раскрывает возможные альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Он может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятност­ного воздействия различных факторов.

Поскольку прогноз строится на вероятностном развитии событий, то он может иметь несколько сценариев: оптимистический­ , пессимистический, реалистический. Сценарий устанавливает логическую последовательность со­бытий, имеет системный характер

57.    Стили и методы управления в здравоохранении.
      С личностью руководителя во многом связан стиль управления как инди-видуальный способ осуществления управленческой дея¬тельности. Стиль управления во многом формируется под влияни¬ем сложившихся отношений между руково-дителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Наиболее распространены 4 стиля управления: авторитарный; либеральный; демократический; динамичный.
Авторитарный стиль руководства абсолютизирует власть в одних руках. Он предполагает полное отрицание коллегиальности в приня¬тии решений. Авторитарный стиль руководства в повседневной дея¬тельности не следует смешивать с адми-нистративно-авторитарным стилем, эффективно используемым в экстремальных ситуациях. Для авторитарного стиля управления характерны преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководи¬тели такого стиля ориентируются прежде всего на дисциплину и жест¬кий контроль за деятельностью подчиненных, который основан пре¬имущественно на силе власти (власть принуждения). Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже в отдельных случаях подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель. Руководитель авторитарного стиля нередко резок, прямо-линеен, властолюбив, подозрителен, бо¬лезненно реагирует на критику. Иногда под этой маской скрывается его некомпетентность и профессиональная несостоятель-ность.
Либеральный стиль управления называют анархическим, попу-стительствующим. Руководитель такого стиля стоит как бы в стороне от своего кол-лектива. Для него характерны минимальное вмешатель¬ство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья ини-циатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.
Для демократического стиля характерны децентрализация управ¬ления, кол-легиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях ру¬ководителя с подчиненными отмечаются так-тичность, выдержка, доброжелател ьность.
В современных условиях оптимальным для руководителя при¬знан динамич-ный стиль управления. Для такого стиля руководства характерны четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективиз¬ма и формализма, опора на коллективное мнение в решении постав¬ленных задач.
Безусловно, представленное разделение руководителей по сти¬лю их управления является условным, так как у одного и того же ру¬ководителя зачастую можно наблюдать одновременно черты, харак¬терные для разных стилей руководства.
10.1.    Методы управления
Методы управления — способы и приемы воздействия руково¬дителя орга-низации здравоохранения или его подразделения на кол¬лектив для более эффектив-ного использования имеющихся ресур¬сов в решении поставленных задач. Различают следующие методы управления здравоохранением:
•    организационно-распорядительные;
•    экономические;
•    социально-психологические;
•    общественные или коллективные.
Организационно-распорядительные методы управления позволя¬ют преж-де всего компенсировать просчеты в планировании, опера¬тивно реагировать на из-меняющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предпи-саний и т.д. Этими методами достаточно эффективно можно обеспечивать взаи-модействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения.
В настоящее время в управлении здравоохранением все боль¬шую распростра-ненность приобретают экономические методы управ¬ления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнози¬рования, статистического анализа. Особое значение имеют методы экономического стимулирования, которые позволяют материально заинте-ресовать работников здравоохранения, создать мотивацию для оказания высококва-лифицированной, качественной медицин¬ской помощи.
Социально-психологические методы управления рассматрива¬ют как сово-купность средств воздействия на коллектив, на проис¬ходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психоло-гического климата в коллективе. В связи с этим в задачи руководи¬теля органа управления, организации здравоохранения, отдельных подразделений входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и эко-номически эффективно работающих коллективов.
Общественные или коллективные методы управления подразуме¬вают де-мократизацию управления, т.е. расширение участия работ¬ников в выполнении управленческих функций. При этом использу¬ют такие коллективные организацион-ные структуры, как коллегии, медицинские советы, советы медицинских сестер, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило, в состав этих со-вещательных органов включаются заместители глав¬ного врача, главные (старшие) медицинские сестры, руководители общественных организаций, специалисты, ко-торые пользуются наи¬большим авторитетом в коллективе. Надо отметить, что ре-шения коллегии или совета имеют рекомендательный характер, но на осно¬вании их руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя тем самым юридически эти решения
Эти показатели рассчитывают как специалисты органов управ¬ления здравоохранением, отдельных организаций здравоохранения (ведомственная экспертиза), так и спе-циалисты медицинских стра¬ховых организаций (вневедомственная экспертиза). По результатам анализа территориальной программы Новгородской области в 2007 г. эти показатели соответственно составили 0,121; 0,005; 0,082.

  • Research article
  • Open Access
  • Published:
  • Loni Desanghere1,
  • Kent Stobart2 &
  • Keith Walker3 

BMC Medical Education

volume 17, Article number: 169 (2017)
Cite this article

  • 31k Accesses

  • 13 Citations

  • 3 Altmetric

  • Metrics details

Abstract

Background

With current emphasis on leadership in medicine, this study explores Goleman’s leadership styles of medical education leaders at different hierarchical levels and gain insight into factors that contribute to the appropriateness of practices.

Methods

Forty two leaders (28 first-level with limited formal authority, eight middle-level with wider program responsibility and six senior- level with higher organizational authority) rank ordered their preferred Goleman’s styles and provided comments. Eight additional senior leaders were interviewed in-depth. Differences in ranked styles within groups were determined by Friedman tests and Wilcoxon tests. Based upon style descriptions, confirmatory template analysis was used to identify Goleman’s styles for each interviewed participant. Content analysis was used to identify themes that affected leadership styles.

Results

There were differences in the repertoire and preferred styles at different leadership levels. As a group, first-level leaders preferred democratic, middle-level used coaching while the senior leaders did not have one preferred style and used multiple styles. Women and men preferred democratic and coaching styles respectively. The varied use of styles reflected leadership conceptualizations, leader accountabilities, contextual adaptations, the situation and its evolution, leaders’ awareness of how they themselves were situated, and personal preferences and discomfort with styles. The not uncommon use of pace-setting and commanding styles by senior leaders, who were interviewed, was linked to working with physicians and delivering quickly on outcomes.

Conclusions

Leaders at different levels in medical education draw from a repertoire of styles. Leadership development should incorporate learning of different leadership styles, especially at first- and mid-level positions.

Peer Review reports

Background

The need to develop leadership competencies in physicians stems from the recognition that physician leaders support and drive change in reforming healthcare systems [1,2,3,4]. Leadership development in medicine is now emphasized for practicing physicians [5] as well as during their education [6, 7], and is reflected in competency-based medical education [8,9,10,11,12].

Ultimately, leadership development is aimed at effective leadership behaviors. Since leadership is a process of intentional influence [13,14,15], a leader’s behavior towards others is at the heart of leadership. As defined in the Merriam-Webster dictionary, the word “style” refers to “a way of behaving or doing things” [16]. At its core then, leadership style is the leader’s interactions with others. The success of leaders within organizations is not dependent on what they aim to do, but rather on how they do it. Of the many underlying factors that affect leadership behaviour, such as intentions and motivations, there has been considerable importance attached to emotional intelligence (EI).

EI is “the ability to monitor one’s own and others’ feelings and emotions, to discriminate among them and to use this information to guide one’s thinking and actions” [17] (p188). EI is generally conceptualized as having four overarching domains — self-awareness, self-management, social awareness, and relationship management — embracing eighteen different competencies [18]. EI has been linked to better interpersonal relations [19] and compassionate and empathetic patient care, and better communication and professionalism skills [20]. Despite concerns with the reliability and validity of EI measures [21], EI has been linked to effective leadership in many professional arenas [18, 22,23,24], including in medicine [20, 25, 26], hence a model of leadership styles based upon EI. Additionally, it has been incorporated as a key aspect of learning the leader role in the CanMEDS 2015 tools guide [27].

Goleman’s work on leadership styles incorporates EI [28] and is based on the studies carried out by the Hay Group (as referenced in [29]), which claimed that EI accounts for more than 85% of exceptional performance in top leaders. These leadership styles are understood in terms of the leaders’ underlying EI capabilities and each style’s causal link with outcomes [28]. The most effective leaders act according to one or more of six distinct leadership styles depending on the situation: visionary (syn. Authoritative – outlining the vision and allowing innovations and experimentation), coaching (developing long-term goals based upon peoples’ strengths and weaknesses), affiliative (promoting harmony and personal relationships), democratic (emphasizing teamwork and collaboration), pacesetting (focusing on learning new approaches and performance to meet challenging goals), and commanding (seeking immediate compliance) [18]. Although successful leaders are able to adapt the type of leadership style they use to a specific situation or circumstance [30], many leaders may use one style more often than others, which compromises their effectiveness.

Given EI’s link to interpersonal behaviors and leadership effectiveness, Goleman’s six leadership styles are useful for investigating leadership behaviors in medical education. The purpose of this study was to identify Goleman’s leadership styles used by medical education leaders, to delineate any differences across participant groups (first-, middle- and senior-level leaders; study phase I) and to lend insight into the factors that contribute to the appropriateness of the practices in different leadership roles (study phase II). The findings are likely to have implications for individual practice, leadership development and recruitment of future leaders.

Methods

Participants

The participants were medical education leaders at various levels at the College of Medicine of the University of Saskatchewan and at senior-level nationally in Canada. Based upon Adair’s work [31], participants were grouped into one of three formal hierarchical leadership levels: First-level (with limited formal responsibility e.g., medical student and resident leaders), middle-level (responsibilities for larger cross-discipline programs such as undergraduate curriculum and postgraduate programs e.g., course coordinators, curriculum chairs, program directors), and senior-level (with higher and wider responsibility e.g., Associate Deans and Deans). In phase I of this study, participants were recruited from all hierarchical leadership levels within the College of Medicine. Phase II involved only senior-level leaders (who did not participate in phase I of this study) with either a provincial mandate or leadership positions in national level educational organizations (see Table 1).

Table 1 Displays the demographic information for first- middle- and senior- level leaders

Full size table

Table 2 Displays the leadership styles identified by first- middle- and senior- level leaders as being most frequently used in their practice (top three rankings)

Full size table

Table 3 a) Displays the mean rankings for First- Middle- and Senior- leaders, as well as across gender, for the six leadership styles. Within groups, leadership styles represented with an asterisk were found to be significantly more used (p < .05) than bolded leadership styles

Full size table

Phase I

Recruitment letters were sent to all current and six previous leaders at the College of Medicine. The response rate to participate in the study was 35% for the first level leaders, 27% for the middle level leaders and 33% for the senior level leaders. There were 28 first-level, eight middle-level, and six senior-level participants.

Phase II

Semi-structured interviews of eight additional senior medical education leaders (as defined above) selected through purposive sampling were conducted by researcher AS; ten senior level leaders were contacted and eight agreed to participate (response rate: 80%).

Materials and procedure

Phase I

To explore differences in leadership conceptualizations between groups, participants were first instructed to provide a simple written definition of their perception of leadership. To gather data on differences in the leadership styles, the participants filled out a questionnaire, which asked them to reflect on their experiences as a leader, and rank order Goleman’s leadership styles. The participants ranked Goleman’s six styles from most- to least commonly used by ranking their most preferred leadership style as 1, the next preferred leadership style a 2, and so on. If a leadership style was not used, then either a “x” was put against it or left blank, this was later coded by the researchers for analysis purposes as a 7. A Brief description of each leadership style was provided to participants. Qualitative responses of the leadership definitions were thematically categorized within each group and common themes are reported. Descriptive statistics were used to explore the dominant leadership style within each participant group and between gender; for gender differences for first level leaders, results are based on available demographics (9 participants only). Friedman tests were used to determine if there were differences in ranked leadership styles within each leadership group as well as by gender. For any significant effects (p < 0.05), Wilcoxon signed-rank tests, with Bonferroni corrections applied for multiple comparisons, were used to determine which domains differed in their rankings.

Phase II

The semi-structured interview questions were framed to encourage the participants to recall stories and experiences to explore a deeper understanding of their leadership behaviors and describe their leadership styles. Additional questions that explored their interactions with stakeholders included recall and descriptions of when they led a major change and had to rally people around them (see Additional file 1). The interview questions were pilot tested to establish the trustworthiness and credibility of the questionnaire (n = 2) and based upon the pilot data the questions were revised to generate sharing of unique and extraordinary experiences and encourage imagination (see Additional file 1). The interviews incorporated an “ethic of care” [32] aimed at developing trust and openness between the researcher and the participant(s) by attempting to become “co-equals” conversing about a mutually relevant subject. The data were collected by note taking and tape recording. The interview transcripts and the notes were analyzed by one author (AS) in two ways. First, these were reviewed to identify Goleman’s styles for each participant based upon the descriptions of these styles and the process of confirmatory template analysis [33, 34]. Secondly, transcripts were inductively analyzed through content analysis process of coding to identify common themes that affect leadership styles [35, 36].

Results

Phase I

Definition of leadership

There were two common themes in the conceptualization of leadership by the first-level leaders; these included, 1) providing direction when assisting a group towards a common goal (62%); and 2) inspiring others (23%). For the Mid-level Leaders, two different common themes emerged; leadership entails: (1) collaborative actions with others (50%); and (2) team building (50%). Senior leaders conceptualizations could be summarized in three common leadership themes: (1) alignment (50%); (2) servant leadership (33%); and (3) inspiration (17%).

Rank order of styles and group differences (see Table 2):

The most frequently used leadership style by the first-level leaders (50%) was the democratic style, followed by coaching in both the second (43%) and third ranked (29%) positions. Women within this group identified democratic (50%) as their top ranked style, while men identified both democratic (33%) and coaching (33%) as their top leadership style. Most mid-level leaders (50%) relied on the coaching style as their first and second (38%) ranked styles, followed by affiliative as the third ranking style (38%). This pattern was reflective of the male participants in this group (n = 7) while the single female participant identified visionary followed by coaching and democratic as the top three leadership styles. Senior leaders did not identify one dominant style, but most commonly used visionary (33%) and affiliative (33%) styles, followed by democratic (50%) and coaching (50%) as the second and third ranked styles. Women identified visionary (67%), democratic (67%) and coaching (100%) as the top three styles in decreasing order of frequency, whereas men identified affiliative (67%) as their most frequent style, and coaching (33%), democratic (33%) and pacesetting (33%) as their second most used style. Figure 1 depicts how the leaders at different levels conceptualized leadership and their most commonly used leadership styles.

Fig. 1
figure 1

Leadership styles related to leadership conceptualizations (Phase I)

Full size image

Within each leader group, Friedman tests revealed significant differences in the ranked leadership styles most commonly used for first-[χ2(5) =71.338, p < 0.001], middle- [χ2(5) =23.139, p < 0.001], and senior- [χ2(5) =15.788, p = 0.007] level leaders; as well as across gender [female = χ2(5) =34.311, p < 0.001; male = χ2(5) =34.92, p < 0.001]. Table 3a displays the rank orders for the different leadership styles within each group separately. For the first-level leaders, post hoc comparisons revealed significant differences in the ranked order of the dominant leadership style (democratic) as being ranked significantly higher than affiliative, pacesetting, and commanding styles(ps < 0.05). Middle-level leaders ranked their dominant leadership style (coaching) as significantly more used than pacesetting and commanding styles (ps < 0.05). Among senior-level leaders [χ2(5) =19.00, p = 0.002], post hoc comparisons did not reveal any significant differences between ranked leadership styles except between democratic and commanding styles (p < 0.05). Across all participants, the differences within gender showed that female and male participants ranked their dominant leadership style (democratic and coaching styles respectively) as significantly more used than both pacesetting and commanding styles (ps < 0.05).

Phase II

Semi structured interviews

The following themes were identified. Table 3b displays the leadership styles used by senior-level leaders who were interviewed.

Although most senior leaders prefer democratic and visionary styles, pace-setting and commanding styles are not uncommon: All eight senior leaders described the use of democratic and visionary styles as the most preferred and the most commonly used styles. Most senior leaders used language to reflect democratic style such as, “my leadership style is very much built around generating consensus, bringing people along carefully and I do not tend to be the way out in front or a vocal follow me kind of a leader.” Another leader recalled, “I have used mostly the collaborative style but I have become authoritarian, when I have to.” Most senior leaders found that they had to use the pace-setting style when working with physicians as reflected in the comments, “I am a bit more directive…….most often with physicians,” and “…. who are often difficult to engage and need to be prodded towards organizational goals, but when get motivated produce high-quality results.” The leaders recalled, “to get movement with busy physicians on some issues to be addressed,” e.g., around creating policies, when “it’s really like pulling teeth,” they had to do, “some initial work themselves” and “drop in on the work” themselves to ensure its’ progress. The leaders were cognizant that this may come across as, “autocratic, because you have to get a job done and it’s really hard.”

Even for a specific situation, as the work progresses, styles may need to change to facilitate progress: Most senior leaders were comfortable with, “really good leaders understand the concept of situational leadership… and I have had to adapt my styles…” A common theme was that to achieve results in a timely manner leaders often had to move from visionary, through collaborative to pace-setting /directive styles as reflected in, “my job is to help enable things to happen and get out of the way of bright people who can make it happen,” however, “if you cannot reach consensus, then I change my tactics and if a decision needs to be made, then a majority decision – if that doesn’t work then I make a decision and take responsibility for it.”

Leaders account for the influence of contextual factors and organizational needs: All senior leaders took into account the larger context in which they were operating, as captured in phrases like, “how the college of medicine is situated in and affected by the overarching changes at the university,” “the changes at my institution are affected by the national conversation around educational reform,” and “the work involves fundamental organization-wide deep changes such as a drastic culture change.”

Leaders consider how they themselves are situated in the organization and the situation: One senior leader who had an “easy going” personality and preferred to develop personal relationships found himself in a leadership position where the “culture was very position authority oriented, a little bit formal, a little bit too rules-oriented” limiting the ability to “joke, say something that could be misunderstood.” Another senior leader remarked, “I need to know where I stand with people and how am I perceived?”

Staying authentic to the true nature of “self” makes some styles difficult to practice: According to one senior leader, “I prefer collegial, collaborative, friendly….that’s my preferred modus operandi, …..but when I needed to be autocratic and more directive than I would choose, that is intentional and hard work for me, that is not intuitive.” Another leader mentioned “where I am not doing what comes naturally and I am consuming energy to behave in ways that are not natural or intuitive for me” it creates “stress points,” “as I want to be controlling the outcome but not by overly controlling the people.”

As the leaders mature they become more adept at using multiple styles: Senior leaders were very frank in describing their leadership journey alluding to using a smaller repertoire of styles, more use of autocratic style — “save time, see it my way” early on in their careers to more collaborative and participative styles and expressing divergent opinions in more engaging language such as, “I actually see that differently” compared to earlier phases, “I am right and you are wrong.” However, the journey for some leaders was in the opposite direction, where early on in their careers they were collaborative to the point of being ineffective and had to learn to use “firm” styles such as pace-setting and directive to achieve results.

Discussion

Using a mixed methods approach this study on 42 participants identified differences in the repertoire and preferred styles at different levels of medical education leadership. These differences are likely to reflect participants’ conceptualization of leadership, expected accountabilities and deliverables, and adaptation to the situation and latter’s evolution, the larger context, leaders’ awareness of how they are themselves situated, and personal preferences. These are depicted in Fig. 2 and discussed below.

Fig. 2
figure 2

Identified factors affecting the use of leadership styles in medical education (Phase II)

Full size image

The top three most frequently used leadership styles across all leadership levels were democratic, coaching and visionary (authoritative) styles. These three styles are highly positive, and create resonance within the organizations with the potential to boost performance [18]. Our finding that leaders at all three levels were drawing from a large repertoire of styles is consistent with an earlier report that effective leaders are able to utilize a wide range of leadership styles [28]. However, five out of eight senior leaders (semi-structured interviews) did not use coaching or affiliative styles (discussed below).

The preferred use of the democratic style by the first-level leaders could be reflective of their main leadership conceptualization and the interactions with their peer group over whom they have limited, if any, positional authority; the democratic style provides the best opportunity for collaboration with the stakeholders feeling “being heard.” Middle -level leaders are responsible for larger cross-discipline programs and their top ranked leadership style, coaching, also fits in with this level of responsibility as well as their perception that leadership is about working with and developing others; the coaching style typically connects the goals of the followers with the organization’s goals [37] and is a good engagement strategy to promote wider ownership. The senior-level leaders frequent use of visionary and affiliative (Phase I) and visionary and democratic (Phase II) styles as their top ranked styles could indicate a) a broader conceptualization of leadership and a more robust internalization of EI, b) the necessity to engage a wider group of stakeholders over whom they have some positional authority, b) the broad spectrum of accountabilities of senior level positions, and c) their experience and maturity in leadership roles and comfort with the artful practice of leadership.

These findings highlight differences in leadership styles at different levels within the organizational hierarchy where different leadership roles fundamentally serve different purposes (e.g., team leaders with managerial accountabilities vs. strategic leaders involved in policy creation). This idea has some support in the literature; differences in leadership styles were shown between first-, middle-, and senior- leaders in diverse UK organizations, with participative (similar to democratic) and delegative (similar to visionary) leadership styles used increasingly more often with increases in leadership levels [38]. Indeed, a wider range of leadership behaviours in upper leadership positions has been shown to be associated with leader effectiveness in various industries including construction [39] and marketing [40] and other business sectors [41]. However, other factors, such as age and number of years in leadership roles, could have also contributed to differences in the use of specific leadership styles. Previous research has highlighted subtle differences in the use of leadership styles of managers and leaders in various UK organizations [42], with older managers favoring more participative styles than younger managers.

Although, generalizations are fraught with risk, and a deeper analysis of gender differences was not the aim of this study, the overlap in the use of leadership styles by men and women, especially among the first level leaders, may be linked to similar professional identities and leadership conceptualizations. Overall, the democratic style was most frequently used by women leaders whereas their male counterparts placed more emphasis on a coaching style. These findings are somewhat consistent with earlier reports, which showed that women generally make use of more democratic/participative leadership styles whereas men utilize more of a directive/autocratic leadership approach [43]. A preference by women leaders for leadership styles associated with greater effectiveness [44] has been attributed to women’s use of feelings, greater emotional intensities [45, 46], and attention to social sensitivities prior to taking action [47]. Although there are only minimal differences in the leadership ability of men and women [15], women’s leadership styles have been defined as more people-based [48] and collaborative and relationship oriented [49] and this could be leveraged in leadership development programs.

Many contextual factors, which can be considered at three different levels – macro-, meso- and micro — affected a leader’s use of different styles. The senior leaders (phase II) identified the ongoing educational reform — articulated in multiple reports including FMEC-MD [6], FMEC-PG [7], and health professionals for a new century [50] — as the key national-level contextual factor that affected their interactions with stakeholders. Visionary, democratic and coaching styles helped with this engagement through collaborative leadership efforts to guide their thinking, behavior, and outcomes.

A factor associated with the use of pace-setting styles was working with the physicians, who are often difficult to engage. This challenge is likely reflective of the inherent knowledge work nature of physicians and the attendant need for autonomy [51] and associated intrinsic conflict between professionalism and bureaucracy [52]. A surprising finding of our study is that many senior leaders used the commanding and pace-setting styles more often than was expected. It could be that the study sample reflects a higher proportion of those leaders who took charge at a time that required galvanizing change in their organization, e.g., fixing multiple ongoing accreditation issues, or changes in the identity of the organization as opposed to building upon strengths in an already established institution. These two styles often needed to deliver on challenging organizational outcomes require the apex leaders to hold people to high standards [21]. This is also a likely reason for the non-use of coaching and affiliative styles by five out of eight senior leaders in our study (phase II). The use of pace-setting and commanding styles often required reparative work on relationships after the fact or involved drawing upon the relationship capital accrued earlier. This is consistent with an earlier observation that when used too frequently these styles can create dissention and conflict within an organization [18]. A few senior leaders identified the need for supporting others prior to complex and difficult undertakings, which is consistent with the finding that leaders with a high EI provide socio-emotional support before the pressures linked to tasks come into play [53].

An important insight from our study is the senior leaders’ cognizance of how they themselves are established in the “situation” in terms of their position in the organizational hierarchy, relationships with and perceptions of the people, their own content expertise, and constraints. This highlighted the use of emotional intelligence (e.g., self-awareness, self-regulation, motivation, empathy and social skills [37]) required to adapt their style to the peoples’ preferences, motivations and willingness to engage.

Conclusions

The findings from this study have helped elucidate how medical education leaders use different style(s) at each leadership level and the appropriateness of these styles for different accountabilities – with senior leaders using a broader range of styles. Leadership education could be broadened to include the knowledge and use of different leadership styles, especially at first- and middle- level positions. Since EI can be cultivated and refined through emotional competency training and coaching [28]; it is useful to include it in leadership development initiatives within medical education [26, 54, 55]. For the practice of leadership, the styles (i.e. preferences for interactions with people), although prescribed for different situations, need to be rooted in personal philosophy of leadership, and ones’ values and beliefs to be an authentic leader. Mere practice of superficial behaviors may not be sufficient, and often counterproductive when people sense artificiality and pretense. Our results highlight several factors (Fig. 2) affecting the use of leadership styles, which could be considered when moving nimbly between styles. A flexible repertoire of four or more styles makes a highly effective leader [28], so some styles would need to be deliberately developed through formal leadership development combined with an inner journey rooted in self-discovery.

Limitations of the study and future investigations

The findings of our study should be considered in light of the following limitations: (1) participation was limited mostly to leaders at one institution and specific leaders at the national level thereby affecting affect transferability to other settings, (2) the study did not include analysis of objective data on leadership effectiveness, such as performance reviews of leaders or self-reflection of effectiveness, and (3) small sample sizes within leader levels and limited demographic information in the first-level leader group limit generalizability. Future investigations may explore correlations between leader behaviour, EI measures and leader effectiveness and deeper dimensions of gender differences.

Abbreviations

EI:

Emotional Intelligence

FMEC MD:

The Future of Medical Education in Canada Medical Doctor

FMEC PG:

The Future of Medical Education in Canada Postgraduate

References

  1. Cunningham TT. Developing physician leaders in today’s hospitals. Front Health Serv Manag. 1999;15(4):42–4.

    Google Scholar 

  2. Clark JE, Armit K. Leadership competency for doctors: a framework. Leadersh Health Serv. 2010;23(2):115–29.

    Article 

    Google Scholar 

  3. Gowan I. Encouraging a new kind of leadership. BJHCM. 2011;17(3):108–12.

    Google Scholar 

  4. O’Connell MT, Pascoe JM. Undergraduate medical education for the 21st century: leadership and teamwork. Famy med. 2004;36(Suppl):S51–6.

    Google Scholar 

  5. Mountford J, Webb C: When clinicians lead. The Mckinsey Quarterly 2009(February):1–8.

  6. The future of medical education in Canada (FMEC): A collective vision for MD education [https://www.afmc.ca/future-of-medical-education-in-canada/medical-doctor-project/index.php].

  7. Future of Medical Education in Canada: A collective vision for postgraduate medical education in Canada [http://www.afmc.ca/future-of-medical-education-in-canada/postgraduate-project/pdf/FMEC_PG_Final-Report_EN.pdf. ].

  8. Frank JR, Danoff D. The CanMEDS initiative: implementing an outcomes-based framework of physician competencies. Med Teach. 2007;29(7):642–7.

    Article 

    Google Scholar 

  9. Batalden P, Leach D, Swing S, Dreyfus H, Dreyfus S. General competencies and accreditation in graduate medical education. Health aff (Project Hope). 2002;21(5):103–11.

    Article 

    Google Scholar 

  10. Simpson JG, Furnace J, Crosby J, Cumming AD, Evans PA, Friedman ben David M, Harden RM, Lloyd D, McKenzie H, JC ML, et al. the Scottish doctor—learning outcomes for the medical undergraduate in Scotland: a foundation for competent and reflective practitioners. Med Teach. 2002;24(2):136–43.

    Article 

    Google Scholar 

  11. Frank JR (ed.): The CanMEDS 2005 Physician competency network: better standards. Better Physicians. Better Care. Ottawa: The Royal College of Physicians and Surgeons of Canada; 2005.

  12. CanMEDS 2015: Physician competency framework [http://www.royalcollege.ca/rcsite/canmeds/canmeds-framework-e].

  13. Bennis WG. On becoming a leader. Oxford: Perseus; 2003.

    Google Scholar 

  14. Kotter JP. What leaders really do. Harv Bus Rev. 1990;68(3):103–11.

    Google Scholar 

  15. Yukl G. Leadership in organizations. 6th ed. Pearson / Prentice Hall: Upper Saddle River, NJ; 2006.

    Google Scholar 

  16. Style [http://www.merriam-webster.com/dictionary/styles.]

  17. Salovey P, Mayer JD. A first formaltheory of emotional intelligence, and a review of then-esixting literature that might pertain to it. Imagination, Cognition, and Personality. 1990;9:185–211.

    Article 

    Google Scholar 

  18. Goleman D, Boyatzis R, McKee A: Primal Leadership: Realizing the Power of Emotional Intelligence. Boston, Mass.: Harvard Business School Press; 2002.

  19. Schutte NS, Malouff JM, Bobik C, Coston TD, Greeson C, Jedlicka C, et al. Emotional intelligence and interpersonal relations. J Soc Psychol. 2001;141(4):523–36.

    Article 

    Google Scholar 

  20. Arora S, Ashrafian H, Davis R, Athanasiou T, Darzi A, Sevdalis N. Emotional intelligence in medicine: a systematic review through the context of the ACGME competencies. Med Educ. 2010;44(8):749–64.

    Article 

    Google Scholar 

  21. Santry C. Resilient NHS managers lack required leadership skills, DH research says. Health Serv J. 2011.

  22. Prati LM, Douglas C, Ferris GR, Ammeter AP, Buckley MR. Emotional intelligence, leadership effectiveness, and team outcomes. IJOA. 2003;11(1):21–40.

    Google Scholar 

  23. Palmer B, Walls M, Burgess Z, Stough C. Emotional intelligence and effective leadership. Aust J Psychol. 2001;22(1):5–10.

    Google Scholar 

  24. George JM. Emotions and leadership: the role of emotional intelligence. Hum Relat. 2000;53(8):1027–55.

    Article 

    Google Scholar 

  25. Hammerly ME, Harmon L, Schwaitzberg SD. Good to great: using 360-degree feedback to improve physician emotional intelligence. J Healthc Manag. 2014;59(5):354–65.

    Google Scholar 

  26. Mintz LJ, Stoller JK. A systematic review of physician leadership and emotional intelligence. J Grad Med Educ. 2014;6(1):21–31.

    Article 

    Google Scholar 

  27. Glover Takahashi S, Abbot C, Oswald A, Frank JR. CanMEDS teaching and assessment tools guide. Royal College of Physicians and Surgeons of Canada: Ottawa; 2015.

    Google Scholar 

  28. Goleman D, Boyatzis RE, McKee A: Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. Boston, Mass.: Harvard Business School Press; 2004.

  29. Goleman D. Leadership that gets results. Harv Bus Rev. 2000;78(2):78–90.

    Google Scholar 

  30. Vroom VH, Jago AG. The role of the situation in leadership. Am Psychol. 2007;62(1):17–24.

    Article 

    Google Scholar 

  31. Adair J. The concise Adair on leadership. London: Thorgood Publishing Ltd.; 2003.

    Google Scholar 

  32. Fontana A, Frey J: The interview: From structured questions to negotiated text. In: Handbook of Qualitative Research. 2nd edn. Edited by Denizen NK, Lincoln YS. Thousand Oaks, CA: SAge; 2000: 645–672.

  33. Guest G, MacQueen KM, Namey EE. Introduction to applied thematic analysis, applied thematic analysis. Thousand Oaks, CA: Sage Publications; 2012.

    Google Scholar 

  34. King N: Using templates in the thematic analysis of text. In: Essential Guide to Qualitative Methods in Organisational Research. edn. Edited by Cassell C, Symon G. Thousand Oaks, CA: Sage Publications; 2004: 256–270.

  35. Strauss A, Corbin J. Basics of qualitative research, 2nd edition edn. Thousand Oaks, CA: Sage; 1998.

    Google Scholar 

  36. Gall MD, Gall JP, Borg WR: Educational Research: An Introduction, 8th edn. Boston, MA: Pearson Education Inc. (Allyn and Bacon); 2007.

  37. Goleman D. What makes a leader? Harv Bus Rev. 2004;82(1):82–91.

    Google Scholar 

  38. Oshagbemi T, Gill R. Differences in leadership styles and behaviour across hierarchical levels in UK organisations. Leadership Org Dev J. 2003;25(1):93–106.

    Article 

    Google Scholar 

  39. Yang LR, Huang CF, Wu KS. The association among project manager’s leadership style, teamwork and project success. Int J Proj Manag. 2011;29(3):258–67.

    Article 

    Google Scholar 

  40. Lindgreen A, Palmer R, Wetzels M, Antioco M. Do different marketing practices require different leadership styles? An exploratory study. J Bus Ind Mark. 2009;24(1–2):14–26.

    Google Scholar 

  41. Mishra GP, Grunewald D, Kulkarni NA. Leadership styles of senior and middle level managers: a study of selected firms in Muscat. Sultanate of Oman IJBM. 2014;9(11):72–9.

    Google Scholar 

  42. Oshagbemi T: Age influences on the leadership styles and behaviour of managers. Employee Relations 2004, .26(1):pp.

  43. Eagly AH, Johnson BT. Gender and leadership-style — a Metaanalysis. Psychol Bull. 1990;108(2):233–56.

    Article 

    Google Scholar 

  44. Eagly AH, Johannesen-Schmidt MC: The leadership styles of women and men. Psychol Bull 2001, .57(4):pp.

  45. Harshman RA, Paivio A. Paradoxical sex-differences in self-reported imagery. Can J Psychol. 1987;41(3):287–302.

    Article 

    Google Scholar 

  46. Stevens JS, Hamann S. Sex differences in brain activation to emotional stimuli: a meta-analysis of neuroimaging studies. Neuropsychologia. 2012;50(7):1578–93.

    Article 

    Google Scholar 

  47. Patel G, Buiting S. Gender differences in leadership styles and the impact within corporate boards. In Commonwealth Secretariat. 2013;39

  48. McKinsey: Women leaders, a competitive edge in and after the crisis. Mckinsey & Company 2009, 3:1–28.

  49. Eagly AH, Johannesen-Schmidt MC, van Engen ML. Transformational, transactional, and laissez-faire leadership styles: a meta-analysis comparing women and men. Psychol Bull. 2003;129(4):569–91.

    Article 

    Google Scholar 

  50. Frenk J, Chen L, Bhutta ZA, Cohen J, Crisp N, Evans T, et al. Health professionals for a new century: transforming education to strengthen health systems in an interdependent world. Lancet. 2010;376(9756):1923–58.

    Article 

    Google Scholar 

  51. Alvesson M. Knowledge work and knowledge intensive firms. Oxford, UK: Oxford University Press; 2004.

    Google Scholar 

  52. Sheldon A. Managing doctors. Frederick. MA: Beard Books; 2002.

    Google Scholar 

  53. Li ZD, Gupta B, Loon M, Casimir G. Combinative aspects of leadership style and emotional intelligence. Leadership Org Dev J. 2016;37(1):107–25.

    Article 

    Google Scholar 

  54. Johnson JM, Stern TA. Teaching residents about emotional intelligence and its impact on leadership. Acad Psychiatry. 2014;38(4):510–3.

    Article 

    Google Scholar 

  55. Nowacki AS, Barss C, Spencer SM, Christensen T, Fralicx R, Stoller JK. Emotional intelligence and physician leadership potential: a longitudinal study supporting a link. JHAE. 2016:23–41.

Download references

Acknowledgements

The authors wish to thank all of the undergraduate medical students, residents and physician leaders for participating in this study.

Funding

No funding was received for this study.

Availability of data and materials

The datasets used and analyzed during the current study are available from the corresponding author on reasonable request.

Author information

Authors and Affiliations

  1. St. Andrews College, College of Medicine, University of Saskatchewan, Rm 412, 1121 College Drive, Saskatoon, SK, S7N 0W3, Canada

    Anurag Saxena & Loni Desanghere

  2. College of Medicine, University of Saskatchewan, 5D40 Health Sciences Building Box 19, 107 Wiggins Road, Saskatoon, SK, S7N 5E5, Canada

    Kent Stobart

  3. College of Education, University of Saskatchewan, Room 3079 28 Campus Drive, Saskatoon, SK, S7N 0X1, Canada

    Keith Walker

Authors

  1. Anurag Saxena

    You can also search for this author in
    PubMed Google Scholar

  2. Loni Desanghere

    You can also search for this author in
    PubMed Google Scholar

  3. Kent Stobart

    You can also search for this author in
    PubMed Google Scholar

  4. Keith Walker

    You can also search for this author in
    PubMed Google Scholar

Contributions

Authors AS, KS and KW all made substantial contributions to conception and design of the project. Authors AS and LD contributed to data acquisition, analysis and interpretation of results. All authors were involved in drafting and revising the manuscript and have given final approval and have agreed to be accountable for all aspects of the work.

Corresponding author

Correspondence to
Anurag Saxena.

Ethics declarations

Ethics approval and consent to participate

This research was approved by the Behavioural Research Ethics Board at the University of Saskatchewan (Beh#08–235). All participants provided signed, informed, written consent.

Consent for publication

N/A

Competing interests

The authors declare that they have no competing interests.

Publisher’s Note

Springer Nature remains neutral with regard to jurisdictional claims in published maps and institutional affiliations.

Additional file

Additional file 1:

Semi-structured interviews. Interview guide to semi-structured interviews. (DOCX 93 kb)

Rights and permissions

Open Access This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made. The Creative Commons Public Domain Dedication waiver (http://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/) applies to the data made available in this article, unless otherwise stated.

Reprints and Permissions

About this article

Check for updates. Verify currency and authenticity via CrossMark

Cite this article

Saxena, A., Desanghere, L., Stobart, K. et al. Goleman’s Leadership styles at different hierarchical levels in medical education.
BMC Med Educ 17, 169 (2017). https://doi.org/10.1186/s12909-017-0995-z

Download citation

  • Received:

  • Accepted:

  • Published:

  • DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-017-0995-z

Keywords

  • Leadership
  • Medical education
  • Leadership styles
  • Emotional intelligence

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Раствор калия йодида 3 процентный для глаз инструкция по применению
  • Энцефабол для детей инструкция по применению аналоги
  • Grs905 руководство по ремонту
  • Бифидумбактерин инструкция по применению цена в воронеже
  • Руководство восток днр