Стиль руководства соответствующей средней степени зрелости работника это стиль

С проблемой
лидерства и руководства связаны
различ­ные стили осуществления данной
деятельности. Стиль ру­ководства —
это манера поведения руководителя по
отно­шению к подчиненным; это формы
и методы управления коллективом и
отдельной личностью.

Каждый человек
уникален, поэтому сколько руководи­телей,
столько и стилей руководства. Однако в
поведении руководителей можно наблюдать
определенные типичные черты, имеющие
ту или иную степень выраженности. Это
служит основанием для выделения различных
типов руководителей. Их можно свести к
двум противоположным: демократическому
и автократическому.

Привычную манеру
поведения руководителя по отноше­нию
к подчиненным описал в книге «Человеческая
сторона предприятия» Дуглас Мак-Грегор.
Точка зрения Мак-Грего­ра известна в
менеджменте как «Теория Х» и «Теория
У».

Руководители
автократического и демократического
стилей по-разному представляют себе
поведение работников и то, как надо
управлять людьми:

«Теория Х»

«Теория У»

Люди изначально
не любят

Труд — процесс
естественный. Если

трудиться и при
любой

условия
благоприятные, то люди

возможности
избегают работы.

будут стремиться
взять на себя от-

ветственность
за работу.

у людей нет
честолюбия, они

Если люди осознали
цели, то они

боятся
ответственности и

будут использовать
самоуправление

предпочитают,
чтобы ими

,

и самоконтроль.

руководили.

Приобщение яется
функцией воз-

Больше всего
люди хотят

награждения,
связанного с достиже-

защищещюсти.

нием цели.

Чтобы заставить
людей тру-

Способность к
творческому реше-

диться,
необходимыпринуж-

нию проблем
встречается часто,.а

дение, контроль
и угроза наказания.

интеллектуальный
потенциал среднего

зания.

него человека
используется лишь

частично.

Авторитарный
взгляд на управление ведет к прямому
регулированию и жесткому контролю,
демократический ­поддерживает
делегирование полномочий и ответственнос­ти.

В «чистом» виде
вряд ли можно наблюдать проявление
какого-либо стиля. Правильнее говорить
о тяготении конкретного руководителя
либо к демократическому, либо к
автократическому руководству, в
зависимости от того, насколько в поведении
данной личности выражены те или иные
характеристики.

Мы же, теоретически
рассматривая стили руководства, будем
представлять «крайние» варианты с ярко
выражен­ными характеристиками.

Вот уже более
полувека в социальной психологии и
менеджменте ведется изучение феномена
стилей руководства. Накоплен огромный
эмпирический материал, построено
множество теоретических моделей,
различающих по самым разным основаниям
варианты стилей руководства.

Одно из самых
ранних исследований стилей менеджмента
было проведено Куртом Левиным.
Его типология индивидуальных стилей
руководства, разработанная еще в 30-е
годы, остается до сих пор самой популярной.
Долгожительство этой, ставшей классической,
типологии объяс­няется ее простотой.
К. Левин сводит все стили к трем ос­новным
видам: авторитарному, демократическому
и попустительскому.

Авторитарное
руководство
характеризуется высокой степенью
единоличной власти руководителя.
Автократ «все знает сам» и не терпит
возражений. Подчиненным предо­ставляет
лишь минимум информации. Никому не
доверяет, не ставит в известность о
своих намерениях; отдает дело­вые,
краткие распоряжения; запреты часто
сопровождаются угрозами. Похвала и
порицание работников крайне субъек­тивны.
Эмоции подчиненных и коллег в расчет
не принимаются. Дела в коллективе
планируются заранее во всем их объеме,
определяются лишь непосредственные
цели для каждого работника. Голос
руководителя является решаю­щим, а
его позиция находится вне группы.

Демократическое
руководство
характеризуется разде­лением власти
и участием работников в управлении, при
этом ответственность не концентрируется,
а распределяет­ся в соответствии с
переданными полномочиями. Демо­кратический
стиль предусматривает инструкции в
форме предложений, не сухую речь, а
товарищеский тон, похва­лу и порицание
— с учетом мнения коллектива. Мероприятия
в коллективе планируются. Распоряжения
и запреты проводятся на основе дискуссий.
Позиция руководителя­ внутри группы,
т.е. руководитель ведет себя как один
из членов группы; каждый сотрудник может
при нем свобод­но выражать свои мнения
по разным вопросам. При осу­ществлении
контроля демократ обращает внимание
на ко­нечный результат. Такая обстановка
создает условия для самовыражения
подчиненных, у них развивается
самосто­ятельность, что способствует
восприятию достижения целей организации
как своих собственных. Такое взаимодей
ствие руководителя и подчиненных можно
определить как сотрудничество.

При либеральном
руководителе подчиненные получают
почти полную свободу по выработке
решений и сами же свою работу контролируют.
В решении вопросов руководи­тель
принимает минимальное участие, практически
ника­ких указаний не дает. Либеральный
стиль характеризуется стандартно-формальным
тоном, отсутствием похвалы и порицаний,
а также сотрудничества как такового.
Позиция руководителя — в стороне от
группы.

Иногда либеральный
стиль руководства называют попустительским.
Как ни
странно, но почти за полвека исследований
стилей руководства однозначной связи
между эффективностью работы группы и
тем или иным стилем руководства не
выявлено: и демократический, и авторитарный
стили дают примерно равные показатели
продуктивности.

В западном бизнесе
популярна теория «управленческой
решетки», разработанная Р. Блейком и
Дж. Моутон. Они указывали, что трудовая
деятельность разворачивается в «силовом
поле» между производством и человеком.
Первая «си­ловая» линия определяет
внимание руководителя к производству
(ориентация на выполнение производственных
за­даний любой ценой, невзирая на
персонал). Вторая «сило­вая» линия
(вертикальная) определяет отношение
руково­дителя к человеку (забота об
условиях труда, учет желаний и потребностей
и т.д.). Наличие противоречия между дву­мя
«силовыми» линиями позволяет построить
пространство и выделить пять характерных
типов управленческого пове­дения.
Введя систему координат, можно каждому
типу управленческого поведения присвоить
свои координаты (рис. 7).

Рис. 7. Типы поведения
руководителя

Точка 1.1 соответствует
поведению руководителя, определяемому
как минимальное внимание к результатам
производства и к человеку. Руководитель
ни о чем не заботит­ся, работая так,
чтобы не быть уволенным. Такой стиль
счи­тается чисто теоретическим. Но
он может иметь место в слу
чаях, когда предприятие закрывается,
руководитель уходит на пенсию и т.п.

Точка 9.1 — стиль
жесткого администрирования, при ко­тором
для руководителя единственной целью
является производственный результат.
Человек для такого руководите­ля —
ничто. Во внимание не принимается ничего,
что свя­зано с работником (его
потребности, самочувствие и т.д.).
Подчиненные в ответ пытаются уйти из-под
постоянного давления, что собственно
приводит к регулярному и детализированному
контролю их деятельности со стороны
руководителя. Решения таким руководителем
принимаются единолично. Характерные
черты такого руководителя — ориентация
на безоговорочную исполнительность,
подавление инициативы, поиск виновных
и т.д. Этот стиль может быть эффективным
в условиях чрезвычайных обстоятельств
(ава­рии, стихийные бедствия), на
начальных стадиях развития производства.

Тип 1.9 — либеральный,
или пассивный, стиль руко­водства. В
данном случае основное внимание
руководитель уделяет человеческим
отношениям. Такой руководитель
предоставляет подчиненным полную
свободу; он старается оберегать свой
коллектив от возникающих разногласий,
но при этом уходит от личного обсуждения
причин конфликта в надежде на то, что
осложнения уладятся сами собой. Ат­мосфера
в коллективе почти «семейная», под
руководством такого руководителя очень
удобно ничего не делать.

Этот стиль управления
может быть эффективным в коллективе с
высокой мотивацией к работе, в творческих
коллективах.

Стиль управления,
соответствующий координатам 5.5,
характеризуется тем, что руководитель
старается занять позицию «золотой
середины» между методами «жестких» и
«мягких» управленцев. Он во всем старается
достичь компромисса. При таком компромиссе
достигаются средние результаты труда,
не может быть резкого прорыва вперед.
В то же время этот стиль руководства
способствует стабиль­ности и
бесконфликтности.

Стиль 9.9 считается
наиболее эффективным. Руково­дитель
старается так построить работу своих
подчиненных, чтобы они видели в ней
возможность самореализации и подтверждения
собственной значимости. Цели производ­ства
определяются совместно с сотрудниками,
конструк­тивно учитываются различные
мнения о путях достиже­ния целей.

В менеджменте есть
теория, согласно которой самые эффективные
стили лидерства зависят от «зрелости»
исполнителей. Под зрелостью понимается
способность подчиненных нести
ответственность за результаты работы,
желание дос­тигнуть поставленной
цели, а также образование и опыт в
отношении конкретной задачи, которую
необходимо выпол­нить. В зависимости
от характеристик выполняемой задачи
отдельные работники и группы проявляют
различный уро­вень «зрелости».
Руководитель должен оценить эту степень
зрелости и соответствующий стиль
поведения.

Выделяются следующие
уровни зрелости подчиненных и
соответствующие им стили руководства.

1 . Низкий
уровень зрелости

— подчиненные не способны выполнять
задачу и не хотят брать на себя
ответствен­ность. Таким подчиненным
требуются соответствующие инструкции
и строгий контроль.
Соответствующий стиль называется
«приказание».

Например, руководителю
необходимо подготовить и отправить
деловым партнерам письмо. Руководитель
диктует текст письма секретарю, а затем
перед отправкой его проверяет.

2. Средний
уровень
зрелости
подчиненных — подчиненные хотят принять
ответственность, но они еще не способны
выполнить задачу. Стиль руководства в
этой ситуации называется «внушение».
Здесь требуется добиваться от подчиненного
понимания задачи, конкретно пояснять,
что и как надо делать. В то же время
руководитель дол­жен поддерживать
желание подчиненных выполнять задание
под свою ответственность.

Опять обратимся
к примеру с секретарем и письмом.

Необходимо
рассказать секретарю о ситуации и
предложить составить конспект письма.
Затем этот конспект обсудить вместе с
ним.

3. Умеренно
высокая степень зрелости

подчиненные мо­гут выполнить задачу,
но не готовы взять на себя ответственность.
Стиль руководства, соответствующий
данной степени зрелости подчиненных,
называется «учас­тием». Подчиненным
не требуются никакие конкретные указания.
Задача руководителя — повысить мотивацию
и причастность своих подчиненных. Это
достигается; если руководитель и
подчиненные вместе принимают решения.
Руководитель оказывает помощь, но не
навя­зывает указаний.

В нашем примере
секретарю рассказывается о ситуации и
предлагается самому написать и отправить
письмо. Руководитель отвечает на вопросы
секретаря (если вопросы возникнут).
Контроль следует осуществлять только
в том слу­чае, если секретарь об этом
попросит.

4.
Высокая степень зрелости

подчиненные способны выполнить задачу
и хотят нести ответственность; подчиненные
осознают высокую степень своей при
частности к за­даче. Здесь речь идет
о передаче полномочий. Стиль на зывают
«делегированием». Например, перед
секретарем ставится задача. Ее выполнение
предоставляется самому сотруднику.
Контроль осуществлять не следует.
Менеджеров и ученых волнует вопрос,
какой же стиль

поведения является
эффективным.

В качестве примера
приводим правила поведения руководящих
инженеров фирмы «Дженерал электрик»
(США), соблюдение этих правил ведет к
эффективному стилю:

  1. 1 . Твоя задача —
    проводить общую техническую политику
    и разрешать неизбежно возникающие
    трудности.

  2. Будь внимателен
    к критике и улучшающим предложе­ниям,
    даже если они непосредственно ничего
    полезно­ го тебе не дают.

  3. Будь внимателен
    к чужому мнению, даже если оно неверно.

  4. Имей бесконечное
    терпение.

  5. Будь вежлив,
    никогда не раздражайся.

  6. Будь кратким.

  7. 7 . Будь справедливым,
    особенно в отношении к подчинен­ным.

  8. Не делай замечаний
    подчиненному в присутствии постороннего
    лица.

  9. Всегда благодари
    подчиненного за хорошую работу.

  10. Никогда не делай
    того, что могут сделать твои подчи­ненные,
    за исключением тех случаев, когда это
    связано с опасностью для жизни.

  11. Выбор и обучение
    умелого подчиненного — всегда бо­лее
    благодарная задача, чем выполнение
    дела самим.

  12. Если то, что делают
    твои сотрудники, в корне не расхо­дится
    с твоим мнением, давай им максимальную
    свобо­ду действий.

  13. Не спорь по мелочам,
    мелочи только затрудняют общую работу.

  14. Не бойся, если
    твои подчиненные способнее тебя, а
    гор­дись такими подчиненными.

  15. Никогда не используй
    своей власти до тех пор, пока все
    остальные средства не будут испробованы,
    но в край­нем случае применяй ее в
    максимально возможной сте­пени.

  16. Если твои
    распоряжения оказались ошибочными —
    при­знай ошибку.

  17. Всегда старайся
    во избежание недоразумений давать
    распоряжения в письменном виде.

Многочисленные
исследования феномена лидерства
проводятся, как уже было сказано, не
одно десятилетие. Эти исследования
показывают, что ни один стиль управления
не может считаться лучше других во всех
случаях. Личные качества руководителя,
его поведение и отношения с члена­ми
коллектива являются существенными
компонентами успеха организации, но
решающую роль могут сыграть дополнительные
факторы, определяющие саму ситуацию
руководства:

потребности и
личные качества подчиненных;

характер выполняемой
задачи (привычность задачи, четкость
ее формулировки, структуризация,
нерасплывчатость);

требования и
воздействия окружающей среды;

имеющаяся у
руководителя информация;

должностные
полномочия менеджера (объем закон­ной
власти, объем вознаграждения, уровень
поддерж­ки руководителя в высших
кругах).

В зависимости от
характера конкретной ситуации долж­ны
выбираться и различные способы
руководства. Это оз­начает, что
руководитель должен уметь вести себя
по-раз­ному в разных ситуациях,
необходимо только правильно определить
возникшую ситуацию и суметь ее
использовать. При изменении ситуации
меняется и стиль руководства. Речь в
этом случае идет об адаптивном руководстве.
А сам выбор
стиля и его воплощение в определенной
мере является искусством.

Исследования
показывают, что авторитарный стиль
руководства вполне уместен при наличии
по крайней мере двух условий: а) того
требует производственная ситуация; б)
персонал добровольно и охотно соглашается
на авторитарные методы руководства.
Ведь при всех «издержках» авторитарному
стилю присущи и немаловажные достоинства:

  • обеспечивает
    четкость и оперативность управления;

  • создает видимое
    единство управленческих действий для
    достижения поставленных целей;

  • минимизирует
    время принятия решений, в малых
    организациях обеспечивает быструю
    реакцию на изменение внешних условий;

  • не требует особых
    материальных затрат;

  • в «молодых»,
    недавно созданных предприятиях позволяет
    успешнее (быстрее) справиться с
    трудностя­ми становления и пр.

Очевидные недостатки
этого стиля:

  • подавление
    (неиспользование) инициативы, творческого
    потенциала исполнителей;

  • отсутствие
    действенных стимулов труда;

  • громоздкая система
    контроля;

  • в крупных
    организациях — обюрокрачивание аппара­та
    управления;

  • невысокая
    удовлетворенность исполнителей своим
    трудом;

  • высокая степень
    зависимости группы от постоянного
    волевого прессинга руководителя и пр.

Преодолеть эти
недостатки позволяют экономические и
социально-психологические методы
управления, свойствен­ные демократическому
стилю руководства, который позво­ляет:

  • стимулировать
    проявление инициативы, раскрывать
    творческий потенциал исполнителей;

  • успешнее решать
    инновационные, ·нестандартные задачи;

  • эффективнее
    использовать материально-договорные
    стимулы труда;

  • включить также
    психологические механизмы трудо­вой
    мотивации;

  • повысить
    удовлетворенность исполнителей своим
    трудом;

  • создавать
    благоприятный психологический климат
    в коллективе и т.д.

Однако демократический
стиль руководства не при всех условиях
применим. Как правило, он успешно
срабатывает при следующих условиях:

  • стабильном,
    устоявшемся коллективе;

  • высокой квалификации
    работников;

  • наличии активных,
    инициативных, нестандартно думающих
    работников (пусть даже и в небольшом
    количестве);

  • неэкстремальных
    производственных условиях;

  • возможности
    осуществления весомых материальных
    затрат.

Такого рода условия
далеко не всегда имеются, да к тому же
это именно условия, делающие применение
демократи­ческого стиля только лишь
возможным. Превратить эту воз­можность
в действительность — задача не из легких.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей

П. Хейрси и К. Бланшар в рамках своей «Теории жизненного цикла лидера» определили такое понятие как зрелость рабочей группы:

«Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить».

Что такое «зрелость»

Понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации. В зависимости от выполняемой задачи, отдельные люди и группы проявляют разный уровень зрелости. Оценка этой зрелости возможна через:

  • стремление к достижению
  • способность нести ответственность за поведение
  • уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями

После завершения процессов формирования группа приступает к конструктивному решению поставленных перед ней задач. Ее эффективность определяется степенью зрелости рабочей группы, которая представляет собой соотношение между потребностью группы как целого в помощи и потребностью в психологической поддержке.

«Помощь» здесь понимается как предоставление конкретных указаний, планов, ресурсов, контроля в достижении цели.

Читать подробнее описание модели >> >> >> 

Четыре степени зрелости группы

Начальный. На этом уровне зрелости группа испытывает высокую потребность в помощи и меньшую потребность в психологической поддержке. Члены такой группы не имеют достаточных способностей и возможностей для выполнения поставленной задачи, но мотивированы на ее выполнение. Условно такой стиль лидерства можно назвать «Давать указания». 

Низкий. На втором уровне зрелости группа сохраняет высокую потребность в помощи, но приобретает также и высокую потребность в психологической поддержке. Участники группы уже имеют некоторые способности, но еще не обладают всей полнотой знаний и навыков для выполнения задачи. Кроме того, им требуется определенная дополнительная мотивация для обретения и поддержания уверенности в себе.

Средний. Средний уровень зрелости группы предполагает уменьшение потребности в реальной помощи и высокую потребность в психологической поддержке. Участники группы приобрели к этому моменту необходимые способности, знания и навыки для решения задачи. Они нуждаются в собственно мотивационной поддержке и укреплении уверенности в своих силах.

Высокий. Высокая степень зрелости характеризует группу, имеющую одинаково низкую потребность как в посторонней помощи, так и в отдельной психологической поддержке для достижения целей. Участники группы на этом этапе могут и хотят нести ответственность за действия группы, они обладают всеми способностями и возможностями для достижения поставленных целей и уверены в способности группы этих целей достичь.

Постановка новых задач, изменение численного или персонального состава группы, структурные изменения в организации, освоение новых технологических процессов приводит к неизбежному снижению степени зрелости рабочей группы — минимум на один уровень.


Чем масштабнее изменения, тем резче может быть это снижение.


Поведение лидера

На каждом из уровней зрелости рабочей группы целесообразно использовать соответствующие стили руководства и каналы влияния на групповые процессы. Руководитель, зная степень зрелости своей рабочей группы, имеет возможность эффективно задействовать собственный управленческий потенциал. 

Самый эффективный стиль лидерства зависит от зрелости исполнителя.

Поведение лидера в  модели Херси/Бланшара  рассматривается как соотношение ориентации на отношения и ориентации на задачу.

Ориентация на задачу предполагает степень, в которой руководитель участвует в определении рабочих ролей в группе. Он полностью определяет действия своих подчиненных: что, как, когда и где следует делать. Руководитель ставит цели, организует процедуры, определяет сроки, управляет процессом и контролирует.

Ориентация на отношения предполагает степень, в которой руководитель участвует в коммуникации: слушает, оказывает социальную и эмоциональную поддержку. Руководитель содействует, общается, помогает в организации взаимодействия, активно слушает и выдает обратную связь.

Директивный стиль («Давать указания»)


Это руководство через конкретные указания – вы жестко ставите цели, даете конкретные задания и отслеживаете, как они выполняются. Подразумевается высокая ориентация на задачу и низкая ориентация лидера на людей.

Когда актуален: директивный стиль наиболее целесообразен при низкой степени зрелости рабочей группы.

Особенности: такой стиль максимально ориентирован на выполнение задачи и минимально на отношения. В этом случае руководитель принимает решения единолично и самостоятельно. Снабжает своих подчиненных точными инструкциями и тщательно контролирует исполнение. Он говорит, что и как следует делать, ведет к цели, управляет процессами, устанавливает правила и нормы. Условно такой стиль лидерства можно назвать «Давать указания». 

Наставнический стиль («Продавать»)


Это лидерство через «продажу идей». Оно предполагает высокую ориентированность и на задачу, и на людей. Вы как руководитель продолжаете давать указания, следите за выполнением заданий, но тут добавляется элемент обоснования: вы объясняете сотруднику принятые решения и предлагаете ему высказывать свои идеи.

Когда актуален: на начальной степени зрелости руководитель наиболее эффективен, если он ориентируется в равной степени, как на задачу, так и на отношения.

Особенности: в этом стиле решение принимается руководителем и обсуждается или объясняется подчиненным. То есть руководитель сообщает о своих решениях, но предоставляет сотрудникам возможность их прояснить. Он убеждает в необходимости тех или иных действий, объясняет смысл и принципы работы, проясняет отношения и уговаривает, если в отношениях ощущается напряженность. Этот стиль может быть назван как «Продавать».

Поддерживающий стиль («Участвовать»)


Это руководство через участие в организации рабочего процесса. Для этого стиля характерна высокая ориентация на людей и низкая – на задачу. Это означает, что лидер только поддерживает подчиненных, он участвует в принятии решений и помогает, но в большей мере решения принимают сами сотрудники.

Когда актуален: когда группа достигает средней степени зрелости, то есть уже овладела навыками работы и способами принятия тактических решений, руководителю целесообразно переходить к поддерживающему стилю.

Особенности: этот стиль предполагает большую ориентацию на отношения и меньшее внимание к выполнению известных сотрудникам функций и задач. В этой ситуации руководитель принимает решения совместно с подчиненными или поддерживает их при принятии самостоятельных решений. Роль руководителя здесь все ближе к собственно лидерской. Он делится идеями, вдохновляет людей на полную отдачу, помогает регулировать отношения и участвует в деятельности группы. Это наиболее сотрудничающий стиль руководства. Название стиля «Участвовать».

Делегирующий стиль («Делегировать»)


Вы руководите через делегирование, в малой степени ориентируясь и на людей, и на задачи, то есть передаете сотрудникам право принимать решения и ответственность за выполнение работы.

Когда актуален: высокая степень зрелости рабочей группы позволяет управлять ее деятельностью с помощью делегирующего стиля руководства.

Особенности: руководителю в этом случае нет необходимости постоянно прилагать усилия для создания отношений или достижения задачи. Принятие решений делегируется подчиненным, руководитель также передает им ответственность за выполнение принятых решений. Он наблюдает за деятельностью группы, фиксирует наиболее удачные результаты, в случае необходимости может дать совет об альтернативном способе решения задачи. Название стиля лидерства «Делегировать».


Как и другие ситуационные модели, подход П. Хейрси и К. Бланшар рекомендует руководителю определить свой преобладающий стиль руководства и работать над освоением остальных стилей. Именно гибкость и адаптивность лидерского стиля составляют сущность ситуационного подхода.

Способы влияния (каналы власти)

В зависимости от степени зрелости рабочей группы целесообразно применять различные способы влияния (каналы власти).

Начальный уровень.

На этой степени зрелости рабочей группы, в рамках директивного стиля, наиболее применимы власть принуждения и власть влияния.

Низкий и средний уровни

В рамках наставнического и поддерживающего стилей руководства больший эффект оказывает влияние с помощью власти должностного положения, награды и власти авторитета.

Высокий уровень.

Высокая степень зрелости рабочей группы оставляет возможность влияния через власть компетенции руководителя и власть информации.

У одних руководителей власть гармонично переплетается с общечеловеческим взаимодействием, и тогда она воспринимается как нечто необходимое для системы управления. У других власть выступает лишь как сила давления, и тогда ее применение вызывает у подчиненных протест.


Только тому руководителю, которому удастся превратить феномен власти в средство делового общения, дано стать эффективным лидером


Дополнительные материалы:

1. Уровни зрелости рабочей группы и/или сотрудника

2. Матрица ситуационного лидерства Херси/Бланшара

 Ситуационное лидерство

Нельзя сказать, что в работе абсолютно всё зависит только от сотрудника или только от руководителя. Это активная встречная работа:

  • сотруднику нужно расти профессионально, психологически и мотивационно,
  • лидеру – применять нужный стиль руководства: вовремя давать указания, наставления и поддержку, а также в нужный момент предоставлять свободу действий.

Сегодня говорим о модели ситуационного лидерства, которая была разработана двумя учёными Полом Херси (Paul Hersey) и Кеном Бланшардом (Ken Blanchard).

~

Ситуационное лидерство

Ситуационное лидерство, – это подход к управлению людьми, основанный на использовании 4 стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче.

Теорию ситуационного лидерства разработали и описали в книге 1960 года «Менеджмент организационного поведения» («Management of Organizational Behavior») американские исследователи поведения Пол Херси и Кен Бланшар.

 Пол Херси


Американский специалист по управлению. Профессор нескольких университетов. Соавтор концепции ситуационного лидерства. Основатель консалтинговой компании и Центра исследования лидерства.

Кен Бланшар

Американский исследователь поведения. Эксперт в области менеджмента. Соавтор концепции ситуационного лидерства. Автор 50 книг, переведенных на 37 языков («Одноминутный менеджер» и др.).

Согласно теории Херси-Бланшара выбор стиля лидерства зависит от готовности сотрудника выполнять задачи.

Работник готов выполнять задания, если:

  1. способен его выполнить
  2. хочет его выполнить
  3. уверен в своих силах

Согласно данной модели существуют 4 стиля лидерства и 4 степени развития подчиненного.

~

Уровни сотрудников

Два основных критерия, на основании которых сотрудника можно отнести к тому или иному уровню развития по отношению к задаче, – профессионализм и мотивация.

  • Р 1 — «Неспособен, но настроен».

Профессионализм: только базовые знания.

Мотивация: высокая, много энтузиазма.

Например, выпускник ВУЗа. Образно говоря, это «новичок-энтузиаст».

  • Р 2 — «Неспособен и не настроен».

Профессионализм: есть знания и навыки

Мотивация: низко мотивирован/демотивирован

Например, не оправдались ожидания от работы, идеи не встретили отклика со стороны лидера, перестал верить в компанию.

  • Р 3 — «Способен, но не настроен».

Профессионализм: есть знания и хорошо развитые навыки для выполнения задачи

Мотивация: уверенность в себе и своих силах неустойчива, что может влиять на мотивацию

Например, сотруднику нужно дать понять, что ему доверяют — сотрудник должен осознать, что ему позволяют быть самостоятельным.

  • Р 4 — «Способен и настроен».

Профессионализм:  мастерское владение навыками

Мотивация: мотивирован и уверен в себе.


Речь идет именно о развитии сотрудников по отношению к задаче. Один и тот же человек может быть на разных ступенях развития по отношению к разным задачам. Одни уже даются ему легко, а другие – еще сложно. Соответственно, и стиль управления ситуативен.

~

Стили лидерства

  • S 1 — Директивный стиль, или Лидерство путём приказа.

Лидер дает конкретные указания и следит за выполнением заданий. Основной способ лидерства — жесткая постановка целей и приказы.

  • S 2 — Наставнический стиль, или Лидерство путём продажи идей — совмещение высокой ориентированности на задачу и на людей.

Руководитель дает указания и следит за выполнением заданий, но при этом объясняет принятые решения подчинённому, предлагает высказывать свои идеи и предложения.

  • S 3 — Поддерживающий стиль, или Лидерство путём участия в организации процесса работы — высокая ориентация на людей и низкая — на задачу.

Лидер поддерживает и помогает своим подчиненным в их работе. Лидер участвует в процессе принятия решений, но решения принимаются в большей степени подчиненными.

  • S 4 — Делегирующий стиль, или Лидерство путём делегирования.

Лидер передает полномочия, права и ответственность другим членам команды.

~

Выбор стиля руководства

Каждому уровню развития сотрудника по отношению к задаче соответствует свой стиль управления:

  • P1 –S 1 : мотивирован, но непрофессионален  – нужны директивы

Для сотрудника уровня Р1 («Не способен, но настроен») четко ставим задачу и даем инструкции. Сотрудник нуждается в контроле.

  • Р2 – С2: не мотивирован и непрофессионален – нужно натаскивание

Сотруднику уровня Р2 («Не способен и не настроен») нужны и директивы, и поддержка лидера, поэтому оптимальным будет наставнический стиль (С2). Вы натаскиваете сотрудника, повышая его профессионализм.

  • Р3 – С3: профессионален, но не мотивирован – нужна поддержка

Сотрудник уровня Р3 способен к решению задачи, но не настроен. У него все в порядке и со знаниями, и с навыками, проблема только с мотивацией и уверенностью в себе. Соответственно, лидер выбирает поддерживающий стиль (С3), чтобы сотрудник осознал, что ему позволяют быть самостоятельным – его идеи находят отклик и конвертируются в рабочие успехи.

  • Р4 – С4: мотивирован и профессионален – нужно делегирование

Мотивированный, опытный и способный на решение задач сотрудник уровня Р4 («Способен и настроен») может руководить и применять развивающие стили лидерства к менее опытным сотрудникам.

~

Профессиональный трек

Заинтересованному, но неопытному новичку нужны инструкции и сильное руководство.

Постепенно осваивается с работой, но первый энтузиазм начинает гаснуть – и здесь лидер стимулирует его к самостоятельности, поиску решений в конкретных ситуациях.

Профессионализм растет, но мотивация может уменьшаться из-за усталости или сложностей с самореализацией. Главное в этот момент – развить задатки, а не «погасить» сотрудника, то есть ему нужна поддержка. Если он почувствует, что справляется, его идеи интересны, ему удается находить правильные решения и самореализовываться, к возросшему профессионализму добавится и мотивация. Если этого не происходит, часто на этом этапе сотрудник с низкой мотивацией увольняется.

Сотрудник развился до высокого профессионализма и мотивированности. На четвертом этапе он получает свой проект, начинает руководить командой отдела или проекта.

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

ТЕСТЫ по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Процесс обмена информации в организации называется

а)каналом

б) коммуникативной компетентностью

в) коммуникацией

г) коммуникативным барьером

2. Процесс разработки средств и методов для достижения целей организации — это

а) целеполагание и рекламирование

б) планирование и аттестация

в) мотивация и целеполагание

г) контроль и отчетность

3 Модель ситуационного лидерства ориентирует менеджера

а) на формальную систему власти в организации

б) на выбор директивного стиля, основанного на дисциплине

в) на выбор стиля, способствующего повышению уровня работы

г) на выбор стиля, способствующего созданию комфортности в работе

4 Функция руководящей деятельности, соответствующая этапу планирования управленческого процесса называется

а) администраторской

б) контролирующей

в) стратегической

г) коммуникативно-регулирующей

5 Функция руководящей деятельности, соответствующая этапу организации управленческого процесса — это

а) мотивационная

б) администраторская

в) стратегическая

г) коммуникативно-регулирующая

6. Процесс передачи полномочий называется

а) нормой управляемости

б) депортаментализацией

в) делегированием

г) декомпозицией

7. Предварительный контроль в области трудовых ресурсов заключается в виде

а) установления ГОСТа, ОСТа и т.д.

б) бюджетирования

в) разработки норм и правил, регламентирующих поведения человека в организации (инструкции)

г) установления времени

8. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия в некоторых его членах на достижении поставленных целей — это

а) ответственность

б) обязательства

в) принцип единоначалия

г) полномочие

9. Создание структуры называется

а) депортаментализация

б) делегирование

в) норма управляемости

г) декомпозиция

10.  Возможность влиять на других — это

а) делегировать полномочия другим

б) вносить изменения в поведение других

в) применять один стиль на протяжении всей карьеры

г) реагировать на изменение ситуации

11. Низкая степень учета интереса производства и высокой степенью учета интереса производителей — это (решетка Блейка-Моутона)

а) 11 (невмешательство)

б) 55 (золотая середина)

в) 91 (задача)

г) 19 (теплая компания)

12.  Представители административной школы — это

а) Тейлор

б) Фоллет, Мейо

в) Файоль

г) Гилбрет

13. Власть, построенная не на логике традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера – это

а) власть, основанная на принуждении

б) власть примера

в) власть, основанная на вознаграждении

г) власть закона

14 Запрограммированные (аналитические) решения принимаются

а) в новых, неординарных ситуациях

б) в стандартных, регулярно повторяющихся ситуациях

в) в глубоких знаниях, опыте, интуиции

г) в интуиции

15. Организационное решение – это

а) подведение итогов выполнения решений

б) активизация деятельности исполнителей

в) выбор, который должен сделать сам руководитель ,чтобы выполнить обязанности в зависимости от занимаемой должности

г) распределение текущей работы среди исполнителей

16. Препятствие на пути эффективных коммуникаций называется

а) этической нормой

б) коммуникативной компетентностью

в) коммуникацией

г) коммуникативным барьером

17. Поведение одного лица, которое вносит изменение в поведении другого лица — это

а) процесс воздействия власти

б) процесс эмоциональной поддержки

в) процесс делегирования полномочий

г) процесс воздействия силы

18. Процесс обеспечения соответствия конечных результатов ранее намеченной цели называется

а) целеполаганием

б) планированием

в) мотивацией

г) контролем

19. Мотив, который преследует определенную цель (зарплата, карьерный рост, социальный пакет) называется

а) рациональным мотивом

б) эмоциональным мотивом

в) чувственным мотивом

г) мотивом выживания

20. Лицо, которое вкладывает свой капитал в ценные бумаги и доход получает в виде процентов – это

а) бизнесмен

б) менеджер

в) предприниматель

г) служащий

21.  К факторам внутренней среды организации не относятся

а) цели

б) структура

в) люди

г) поставщики

22.  К содержательным теориям мотивации не относится

а) теория Альдерфера

б) теория иерархии потребности по Маслоу

в) теория Мак-Клеланда

г) теория справедливости

23.  Логическое соотношение функциональных зон — это

а) структура

б) задача

в) цель

г) технология

24.  Основоположником науки менеджмента является

а) Тейлор

б) Фоллет, Мейо

в) Файоль

г) Гилбрет

25.  Один из видов штабных полномочий, который не имеет никаких прав и если действует, то только по указанию руководителя – это аппарат

а) рекомендательный

б) обслуживающий

в) консультативный

г) личный

26.  Менеджмент – это

а) наука только об управлении

б) только процесс управления

в) только процесс управления и функция управления коллективом

г) наука об управлении, в том числе процесс управления, а также функция управления коллективом

27. Если подчиненные верят в руководителя, повинуются его указаниям, значит он имеет над ними

а) законную власть

б) эталонную власть

в) экспертную власть

г) физическую власть

28.  Процесс побуждения себя и других людей деятельности для достижения личных целей и целей организации – это

а) целеполагание

б) планирование

в) мотивация

г) контроль

29.  Стиль руководства соответствующей средней степени зрелости работника – это стиль

а) приказания

б) внушения

в) участия

г) делегирования

30.  Предварительный контроль в области финансовых ресурсов заключается в виде

а) установления ГОСТа, ОСТа и т.д.

б) бюджетирования

в) разработки норм и правил, регламентирующих поведения человека в организации (инструкции)

г) установления времени

31.  Лицо, имеющее профессиональное образование и специальную подготовку. В его подчинении всегда работают люди – это

а) бизнесмен

б) менеджер

в) предприниматель

г) служащий

32.  Нужда принявшая специфическую форму в соответствии с социально-культурным укладом человека называется

а) целью

б) мотивацией

в) потребностью

г) планированием

33. Государственные, смешанные, частные группы классифицируются

а) по характеру деятельности

б) по времени действия

в) по формам собственности

г) по статусу

34. Объективные факторы развития групп — это

а) площадь, фонд заработной платы, техническая оснащенность

б) система общественных отношений, качества личности руководителя

в) значимость производства, взаимодействие с другими коллективами

г) качества личности руководителя, система общественных отношений

35. Субъективные факторы развития групп — это

а) фонд заработной платы, техническая оснащенность

б) объем работы

в) значимость производства, площадь  

г) качества личности руководителя, система общественных отношений, взаимодействия с другими коллективами

36. К внутренним переменным организации относятся

а) конкуренты

б) потребители

в) технология

г) политические события

37. Создатель теории иерархии потребностей (первичная, вторичная потребности) — это

а) Ф. Герцберг

б) А. Маслоу

в) В. Альдерфер

г) Л. Портера, Э. Лоулера

38. Ответственность — это

а) анализ внешней среды с целью выявления потенциальных возможностей и угроз

б) обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их выполнение

в) конечный результат, желаемое состояние

г) создание структуры организации

39. Сущность организации состоит

а) в формальном объединении людей для выполнения схожих операций

б) в координации организационных процессов при выполнении планируемых работ

в) в сознательной координации группой людей своей деятельностью для достижения общих целей

г) в сознательном объединении более двух людей

40. Особенностью административной школы является

а) исследование наиболее эффективных методов проведения операций

б) организация взаимодействия внутри фирмы (организации) в соответствии с принципами Файоля

в) стремление к построению «идеальной» бюрократической системы

г) построение организации в соответствии с принципом «единоначалия»

41. Иерархическую теорию мотивации разработал

а) А. Маслоу

б) З. Фрейд

в) В. Альдерфер

г) Ф. Герцберг

42. Механистический тип организации

а) относится к структурам, ориентированным на выполнение простых «механических функций»

б) характерен для условий внешней среды

в) позволяет эффективно решать проблемы приспосабливаемости сложных структур к подвижным условиям

г) это стабильная структура организации с мало изменяемыми элементами и связями

43. Стиль руководства в управлении — это

а) оценка данной личностью вероятности определенного события

б) устоявшаяся манера поведения по отношению к подчиненным

в) средство распределения задач и ответственности

г) выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом

44. Теория иерархии человеческих потребностей

а) учитывает, что неудовлетворенная потребность не стимулирует деятельность

б) предполагает возможность группировки материальных ценностей

в) отрицает потребность самоуважения

г) предполагает воздействие потребностей на человека по мере продвижения от высших к низшим

45. Стиль руководства, получивший название «управление в духе загородного дома» — это когда

а) руководитель очень заботиться об эффективности работы, но не о настроении подчиненных

б) руководитель достигает приемлемого качества работы и неплохого морального настроения

в) минимальные усилия руководителя приводят к тому, что только из страха потерять работу люди хоть что-то делают

г) руководитель сосредотачивается на человеческих взаимоотношениях, но не заботиться о работе

46. Мотивация – это раздел менеджмента, изучающий

а) социальную ответственность и этику

б) стили делового общения

в) лидерство в трудовом коллективе

г) побудительные причины поведения

47. Внутриличностный конфликт возникает

а) при нарушении норм поведения, установленных группой

б) в результате того, что производственные требования не согласуются с индивидуальными потребностями

в) в результате разногласий между линейным и штабным персоналом

г) в результате неудовлетворительной коммуникации и информированности

48. Концепция подхода к эффективности руководства в виде «управленческой решетки» была сформулирована

а) учеными бихевиористами К.Левиным и Р.Ликертом

б) исследователями лидерских концепций С.Керри и Дж.Джеймейером

в) исследователями Университета штата Огайо Р.Блейком и С.Мутоном

г) разработчиками ситуативной модели руководства В.Врумом и Ф.Йеттоном

49. Харизма — это

а) власть, основанная на позиции «кто есть кто»

б) власть, основанная на приказах, распоряжениях и инструкциях

в) власть, основанная на делегировании полномочий

г) власть, основанная на способностях и личных примерах

50. Полномочия, которые руководитель может делегировать в условиях дефицита времени — это

а) принятие стратегических решений

б) подготовительные операции, частные вопросы

в) контроль результатов работы, установление целей

г) только частные вопросы

51. Одним из первых метод мотивации считается

а) метод кнута и пряника

б) метод молота и наковальни

в) метод вознаграждения

г) теория справедливости

52. Функция менеджмента по определению задач каждому подразделению на определенные периоды времени – это функция

а) организации

б) планирования

в) контроля

г) мотивации

53. Планирование на срок менее одного месяца – это планирование

а) оперативное

б) стратегическое

в) предсказуемое

г) тактическое

54. Возможность контроля определяется

а) индивидуальными особенностями поведения сотрудников организации

б) иерархическими правами

в) наличием нормативов

г) правом пользования

55. Простая модель процесса обмена информации выглядит в следующей последовательности

а) идея – сообщения – отправитель – получатель – понятна ли идея

б) отправитель – идея – сообщения – получатель – понятна ли идея

в) идея – отправитель – сообщения – получатель – понятна ли идея

г) сообщения – идея – отправитель – получатель – понятна ли идея

56. Недостатки линейной структуры

а) проявляются при увеличении масштабов организации

б) незначительны

в) связаны с излишней самостоятельностью подчиненных

г) аналогичны недостаткам матричной организации

57. Состояние экономики

а) непосредственно влияет на организационную структуру

б) имеет прямую корреляцию с состоянием организации

в) в числе других факторов косвенно определяет цели организации

г) это фактор среды прямого воздействия

58. Теория Мак Клелланда заключается

а) во власти, успехе и причастности

б) в безопасности, уважении, роскоши

в) в самовыражении, богатстве, безопасности

г) в уважении, богатстве, роскоши

59. Тип взаимоотношений в коллективе, который является оптимальным по «вниманию к человеку» и « вниманию к производству» — это

а) невмешательство

б) команда

в) теплая компания

г) золотая середина

60. Цель делового общения — это

а) приобщение инициатора общения к ценностям партнера

б) процесс передачи и обмен информацией, идеями между субъектами

в) находится в самом взаимодействии субъектов

г) приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения

61. Социальное, деловое, личностное, целевое общение классифицируются

а) по целям

б) по содержанию

в) по формам

г) по типам

62. Семантический вид коммуникативного барьера — это

а) языковые различия при общении

б) различия в значениях употребляемых слов

в) естественный шум и тональность

г) искусственный шум и тональность

63. Объект конфликта — это

а) противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы

б) практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуется бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладения объектом обостренного встречного интереса

в) субъект, непосредственно вовлеченный в конфликт, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашим

г) предмет, явление, событие, проблема, цель, действия

64. Конфликтная ситуация возникает при

а) разногласиях функций и принципов управления

б) несовпадении интересов объекта и субъекта управления

в) излишестве приказов, распоряжений, оперативных указаний

г) отсутствии экономического механизма стимулирования

65 Метод управления, который соответствует демократическому стилю руководства – это метод

а) коллегиальный

б) попустительский

в) директивный

г) делегирующий

66. Метод управления — это

а) совокупность звеньев, расположенных в строгой соподчиненности прав и ответственности

б) совокупность приемов и способов воздействия для достижения поставленных целей

в) конкретные виды управленческой деятельности, повторяющейся через равные промежутки времени

г) совокупность ценностей, норм, точек зрения, формирующих образцы поведения

67. Функция руководящей деятельности, соответствующая этапу мотивации управленческого процесса – это функция

а) мотивационная

б) администраторская

в) стратегическая

г) контролирующая

68. Источником власти служит

а) наследственное право

б) обладание высокой должностью

в) хорошее настроение подчиненного

г) комплекс организационных и личностных основ

69. Основная цель организации, причина ее существования — это

а) задача

б) стратегия

в) миссия

г) желание

70. Представители содержательной теории мотивации — это

а) Портер и А. Смит

б) П. Лоуренс и Д.Лори

в) У.Тейлор и А.Смит

г) А.Маслоу, Д.Мак Клеланд, Ф. Герцберг

71. Теория потребностей Д.Мак Клеланда заключается

а) во власти, успехе, причастности

б) в безопасности, уважении, роскоши

в) в самовыражении, богатстве, безопасности

г) в богатстве

72. Один из наиболее важных выводов модели Портера-Лоулера заключается в том, что

а) результативность ведет к удовлетворению

б) безопасность ведет к богатству

в) богатство ведет к безопасности

г) результативность непредсказуема

73. Термин «гигиенические факторы» выделил

а) Герцберг

б) Маслоу

в) МакКлелланд

г) Рикардо

74. Иерархия потребностей по Маслоу выглядит в следующей последовательности

а) социальные потребности – потребность в уважении – потребность в самовыражении

б) физиологические — потребности в безопасности – потребность в самовыражении – потребность в уважении – социальные потребности

в) физиологические — потребности в безопасности – социальные потребности – потребность в уважении – потребность в самовыражении

г) потребность власти – потребность успеха – потребность в уважении

75.Недостатки единоличных решений возникают

а) при низкой квалификации причастных к ним сотрудников

б) в результате взаимного согласия всех  участников

в) при распределении текущей работы среди исполнителей

г) при активизации деятельности исполнителей

76.Неверным считается утверждение, что

а) обязанность менеджера – установить границы достаточно широкого пространства решений

б) цель организационного решения – движение к поставленным задачам

в) информация и способность использовать её – решающие моменты принятия решения

г) решение, основанное на суждении, — есть выбор, сделанный на основе ощущений его правильности

77. У каждого сотрудника должен быть один начальник, от которого он получает задания, перед которым он непосредственно отчитывается — это

а) принцип согласия

б) принцип действия

в) принцип единоначалия

г) принцип субординации

78. Первичные потребности являются по своей природе

а) общественными

б) психологическими

в) социальными

г) индивидуальными

79. Делегирование — это

а) процесс передачи полномочий

б) создание структуры

в) количество сотрудников подчиненные данному руководителю

г) подведение итогов

80. Депортаментализация – это

а) процесс передачи полномочий

б) подведение итогов

в) количество сотрудников подчиненные данному руководителю

г) создание структуры

81. Делегирование полномочий

а) увеличивает информационную нагрузку на топ-менеджеров организации

б) снижает заинтересованность подчиненных в достижении целей подразделения

в) предполагает передачу ограниченного права использовать ресурсы организации

г) предполагает передачу прав простым организационным структурам

82. Тип взаимоотношений, который характеризуется взаимопомощью, основанной на полном доверии — это

а) дружеская кооперация

б) дружеское соревнование

в) невмешательство

г) кооперация антагонистов

83. Тип взаимоотношений, который характеризуется соперничеством в рамках общей деятельности и негативных отношениях друг к другу — это

а) кооперация антагонистов

б) дружеское соревнование

в) невмешательство

г) соперничество

84. Разбиение основной цели на более мелкие подцели, в плоть до элементарных происходит в результате

а) делегирования

б) декомпозиции

в) депортаментализации

г) мотивации

85. Классифицируются формальные и неформальные группы

а) по характеру внутренних связей

б) по формам собственности

в) по времени действия

г) по характеру деятельности

86. Иерархия целей означает

а) индивидуальные цели определяют более высокие уровни

б) цели верхнего уровня складываются из целей нижнего уровня

в) индивидуальные цели определяют более высокие уровни, а также цели верхнего уровня складываются из целей нижнего уровня

г) цели складываются на традиционных основах

87. В теории мотивации первичной является группа потребностей

а) в справедливости, информированности, вознаграждении

б) жизнедеятельности, выживания, физиологии

в) профессионального роста, интенсивности труда, признании

г) в уважении, безопасности, самоутверждении

88. Сплоченность коллектива зависит от

а) размеров вознаграждения

б) социально-психологической совместимости

в) внутреннего психологического климата

г) степени удовлетворенности деятельностью

89. На неформальную структуру коллектива не влияет

а) коммуникация

б) адаптация

в) интеграция

г) субординация

90. Причины организационного конфликта — это

а) фрустрация, одновременное стремление личности к достижению и избежанию цели, необходимость играть одновременно несколько ролей

б) недостаточно четкое распределение властных полномочий и ответственности отличия в темпераменте, типе личности коммуникативные барьеры дефицит информации

в) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов определение ценности вклада группы решение задач организации недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами нарушение последовательности в деятельности групп при решение задачи, стоящей перед организацией в целом

г) конфликт между формальной и неформальной организациями конфликты между линейным и штабным персоналом конфликт по поводу выпуска конкурирующих товаров

91. Считается неверным утверждение, что

а) централизация управления: передача прав, функций, ответственности с верхних уровней управления на нижние

б) принципы менеджмента: процесс планирования, координации, контроля внутренней среды организации

в) база поведения любого человека складывается из его расположенности к принципам, ценностям, верованию

г) хотя человек принимает свои верования за истину, они далеко не всегда соответствуют действительности

92. Организация с матричной структурой управления представляет собой

а) организацию с принципами полноправного равенства

б) организацию с максимальной централизацией и авторитарностью

в) организацию с принципами временных целевых групп

г) организацию с принципами разделения по социальным и профессиональным критериям

93. Для формирования личности наиболее благоприятная среда

а) природная, климатическая

б) социальная, психологическая

в) социальная демографическая

г) безопасная, окружающая

94. Коммуникативная сторона общения – это общение как

а) взаимодействие

б) обмен информацией

в) восприятие людьми друг друга

г) воздействие друг на друга

95. Формальные группы — это

а) группы, созданные на основе неудовлетворенных потребностей

б) группы с оптимальной численностью и манерой поведения

в) группы людей, объединившихся для достижения конкретной цели

г) группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса

96. Планирование — это

а) процесс формирования целей организации

б) процесс разработки средств и методов для достижения целей организации

в) процесс соответствия конечных результатов ранее намеченной цели

г) процесс побуждения себя или других людей к деятельности для достижения целей организации

97. Процесс управления включает в себя

а) сбор, переработку и передачу информации

б) анализ результатов

в) постановку целей

г) только сбор информации

98. Норма управляемости — это

а) количество сотрудников, подчиненные данному руководителю

б) у каждого сотрудника должен быть один начальник, от которого он получает задание и перед которым он непосредственно отчитывается

в)процесс разработки средств и методов для достижения целей организации

г) подведение итогов выполнения решений

99. Является неверным утверждение, что

а) дисфункциональный конфликт способствует повышению эффективности организации

б) конфликт определяется сознательным противостоянием сторон взаимодействия

в) внутриличностный конфликт является балансом между положительным и отрицательным исходом

г) межличностный конфликт побуждает войти в положение другой стороны

100. Принцип единоначалия — это

а) количество сотрудников, подчиненные данному руководителю

б) у каждого сотрудника должен быть один начальник, от которого он получает задание и перед которым он непосредственно отчитывается

в) процесс разработки средств и методов для достижения целей организации

г) подведение итогов выполнения решений

Кена Бланшара знают как автора множества трудов, видного оратора и востребованного эксперта по менеджменту. Кен Бланшар является автором или соавтором почти сорока книг. Среди них не менее 30 бестселлеров, переведённых на многие языки, в том числе бестселлера «Менеджер за одну минуту», который был продан 13-миллионным тиражом.

Кен Бланшар также известен ситуационной теорией лидерства, или теорией жизненного цикла, которую он разработал с Полем Херси. Они описали её в 1960 году в книге «Менеджмент организационного поведения» («Management of Organizational Behavior»). Бланшар и Херси обнаружили, что не всё зависит только от сотрудника или руководителя. Это активная встречная работа: сотруднику нужно расти профессионально, психологически и мотивационно, а лидеру — применять нужный стиль руководства: вовремя давать указания, наставления и оказывать поддержку, а также в нужный момент предоставлять свободу действий. Самое эффективное лидерство возможно лишь в случае «зрелости» руководителей.

Зрелость в данном случае подразумевает способность нести ответственность за своё поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Согласно Херси и Бланшару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации. То есть в зависимости от выполняемой задачи отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости».

Теория подразумевает, что есть всего четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости, и четыре уровня развития подчинённого. Первый стиль — директивный. Это руководство через конкретные указания, постановку жёстких целей и контроль над тем, как они выполняются. Этот стиль уместен для подчинённых с низким уровнем зрелости, которые либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль. Подразумевается высокая ориентация на задачу и низкая ориентация лидера на человеческие отношения.

Второй стиль — наставнический. Это лидерство через «продажу идей». Он подразумевает, что руководитель продолжит давать конкретные указания подчинённым, следить за их выполнением. Но руководитель предлагает также сотрудникам высказывать свои идеи, поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность. В этой ситуации подчинённые хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости. Таким образом, этот стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения.

Третий стиль — поддерживающий. В большей мере стиль основан на участии подчинённых в принятии решений, потому что они знают, что и как надо выполнять, и им не требуется конкретных указаний. Однако необходимо, чтобы подчинённые хотели и осознавали свою причастность к выполнению данной задачи. Поэтому стиль характеризуется умеренно высокой степенью зрелости лидера. Это означает, что лидер только поддерживает подчинённых, повышает их мотивацию и причастность, оказывает им помощь, не навязывая никаких указаний. В сущности, руководитель и подчинённые вместе принимают решения, и это способствует их большему участию и причастности. Для этого стиля характерна высокая ориентация на человеческие отношения и низкая — на задачу.

Четвертый стиль — делегирующий. Стиль характеризуется высокой степенью зрелости, так как в этой ситуации подчинённые знают, что и как делать, сознают высокую степень своей причастности к задаче, хотят нести ответственность за её выполнение.

Поэтому этот стиль уместен в ситуации со зрелым лидером. Он позволяет подчинённым действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания.

Руководство происходит через делегирование, поведение руководителя сочетает низкую степень ориентированности и на задачу, и на человеческие отношения.

Модель Бланшара любят за её гибкий, адаптивный стиль руководства, практический подход и простоту.

Подбирая для каждого уровня развития сотрудника по отношению к задаче стиль руководства, модель в результате даёт:

  • оптимальное решение рабочей задачи,
  • высвобождение времени руководителя,
  • психологически комфортное рабочее взаимодействие,
  • профессиональное развитие и рост сотрудника,
  • поддержание управленческой формы лидера.

Универсальное правило теории Бланшара заключается в том, что лидерство — это партнёрство, в котором за результат ответственны обе стороны, ведущий и ведомый. «Не думайте, что способны сделать всё самостоятельно. При создании проекта вы начинаете нуждаться в других для воплощения вашей идеи.

Не стоит считать себя самым умным, а других — лишь технической рабочей силой. Позвольте людям использовать свой мозг, а не только руки. Позвольте им стать частью вашей мечты и сделайте вашу мечту — их мечтой. Люди нужны для того, чтобы достичь вершины, а затем — удержаться на ней», — вот что исповедует Бланшар.

Подготовила Наталья Яковлева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как из бумаги сделать снежинку из бумаги
  • Качели грако для новорожденных инструкция по сборке
  • Us medica массажная подушка apple инструкция
  • Тавегил инструкция по применению побочные действия
  • Аугментин 500 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги цена