Стиль руководства при котором руководитель не навязывает свое мнение подчиненным это

Стили управления и руководства

Фото Василия Смирного, Кублог

Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

Различают следующие стили управления.

Стиль управления ориентированный на задачу

Усилия руководителя сконцентрированы на задаче, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:

  • порицает недостаточную работу;

  • побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;

  • придает особенное значение объему работы;

  • руководит железной рукой;

  • обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;

  • побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;

  • требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.

Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители:

  • часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители;

  • позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние «наверху».

Личностно-ориентированный стиль управления

При таком стиле управления в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:

  • обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными;

  • поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;

  • заступается за своих сотрудников.

Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя «наверху», на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.

Стилю управления присущи три проблемы:

  1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.
  2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда.
  3. Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.

Стили управления могут быть одно- и многомерными. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.

Авторитарный стиль управления

При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает б ольшую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.

Типичные признаки авторитарного стиля управления:

Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;

Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует» следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.

Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:

  • высокая сознательность;

  • высокий самоконтроль;

  • дальновидность;

  • хорошая способность к принятию решений;

  • пробивная способность.

Подчиненные — адресаты приказаний. По «теории x и xy:

  • средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы;

  • работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми;

  • давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия;

  • строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.

Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:

  • признание руководителя единственной инстанцией;

  • признание и выполнение распоряжений руководителя;

  • отсутствие стремления к обладанию правом контроля.

Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.

Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.

Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.

Корпоративный стиль управления

При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

Типичные признаки корпоративного стиля управления:

Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.

Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.

Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю, по Штоппу:

  • открытость;

  • доверие к сотрудникам;

  • отказ от индивидуальных привилегий;

  • способность и желание делегировать полномочия;

  • служебный надзор;

  • контроль результатов.

Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять «ежедневные работы». При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из «теории у теории ху«, по которой:

  • нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;

  • сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем;

  • цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития;

  • при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.

Требования к корпоративно управляемым подчиненным, по Штоппу:

  • стремление и способность нести личную ответственность;

  • самоконтроль;

  • использование прав контроля.

Преимущество корпоративного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — корпоративный стиль управления может замедлить принятие решений.

Управление методом делегирования полномочий

Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.

Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:

  • делегирование сотрудникам задач;

  • делегирование сотрудникам компетенций;

  • делегирование сотрудникам ответственности за действия;

  • исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;

  • установление порядка регулирования исключительных случаев;

  • исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;

  • обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;

  • принятие руководителем ответственности по руководству;

  • создание соответствующей информационной системы.

Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.

Преимущества управления методом делегирования:

  • разгрузка руководителя;

  • возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность задействия;

  • содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

Недостатки управления методом делегирования:

  • руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;

  • могут быть утверждены иерархические отношения;

  • сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;

  • установление иерархических отношений «по горизонтали».

Почему руководители недостаточно делегируют полномочия?

1. Опасение того, что подчиненные недостаточно компетентно выполняют поручения (делают ошибки).
2. Недоверие по отношению к компетентности подчиненных.
3. Опасение того, что подчиненные слишком быстро приобретают высокую компетенцию.
4. Опасение потери своего значения и сопутствующих ему благ.
5. Опасение потери собственного авторитета или статуса.
6. Опасение того, что руководитель сам потеряет контроль за данным вопросом.
7. Страх перед риском.
8. Нежелание отдавать работу, которой руководитель сам хорошо владеет.
9. Неумение консультировать подчиненных и управлять ими.
10. Недостаток времени для консультирования подчиненных и управления ими.

Почему подчиненные не готовы нести ответственность?

1. Недостаточная уверенность в себе.
2. Дефицит информации.
3. Страх перед возможной критикой.
4. Недостаточный положительный отклик на успешно выполненные поручения.
5. Недостаточная мотивированность сотрудника.
6. Отрицательная атмосфера рабочего места.

Как делегировать?

1. Тщательно выбрать задания, подлежащие делегированию.
2. Тщательно выбрать человека, кому делегировать.
3. Делегировать преимущественно «окончательные результаты» вместо точных методов выполнения задания.
4. Быть готовым к тому, что будут допущены ошибки и что их нужно простить.
5. Дать достаточно полномочий для выполнения задания до конца.
6. Информировать других, что делегировано и кому.
7. Делегировать постепенно и усложнять делегированные задания.

Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии можно сформулировать следующим образом;

1. Стремление все делать самому.
2. Склонность давать возможность делам идти своим чередом.
3. Предубежденность против определенных работников.
4. Застывшие, схематичные или доктринерские установки.
5. Излишняя восприимчивость к иному, в том числе критическому, мнению.
6. Самоудовлетворенность или заносчивость.
7. Невосприимчивость к предложениям сотрудников.
8. Очевидное неуважение личности сотрудника, например допустимость критики при других.
9. Явное недоверие к сотрудникам.
10. Недостаточная последовательность в действиях.

И наоборот, опыт преуспевающих предприятий показал, что руководители этих предприятий в значительно большей степени:

1. ценят знание дела;
2. относятся к людям как к равным;
3. вознаграждают справедливо;
4. обнаруживают ошибки объективно;
5. надежны и лояльны;
6. выслушивают мнения, отличающиеся от своих;
7. ценят прогресс;
8. имеют авторитет знатоков дела;
9. лишены предвзятости;
10. переносят критику;
11. способны к изменению, чем начальники малоуспешных предприятий.

Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы


Был запрошен кроссворд на 30 слов, смогли построить на 26 слов

с ответами

без ответов

cетка

Кросcворд по менеджменту на тему

Кросcворд по менеджменту на тему

 

По горизонтали
3. Виды деятельности, которыми субьект управления воздействует на обьект
7. На какой стадии управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне
12. Стиль руководства, при котором руководитель не навязывает свое мнение подчиненным
17. Средство преобразования определённых ресурсов в желаемые продукты и услуги
18. Степень концентрации власти на высшем уровне управления
19. Процедуры и процессы, протекающие в организации
22. Работник, выполняющий определенныу функции управления
25. Процесс побуждения к деятельности для достижения целей

По вертикали

1. Поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение другого
2. Особый вид управленческой деятельности, направленный на управление организацией для достижения цели
4. Целенаправленное действие на объект с целью изменения его состояния
5. Разделение труда по его отдельным видам, формам
6. Соединение нескольких организаций, предприятий, физических лиц для создания совместной деятельности
8. Управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных процессов
9. Собственник бизнеса, который берет на себя все риски, связанные с созданием нового предприятия
10. Управленческая деятельность, обеспечивающая сошласованность работы различных подразделений предприятия
11. Согласованность всех элементов производственногопроцесса
13. Сочетание доброты и правосудия
14. Право отдавать приказы
15. Объект менеджмента
16. Отличительные возможности людей в организации
20. Выбор одного варианта из нескольких
21. Внутреннее строение организации
23. Разработка плана и обеспечение его успешной реализации
24. Средство, спомощью которого руководитель влияет на поведение других людей
25. Внутреннее устройство, принципы, методы, процедуры объективно обусловленные осуществлением х/д предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена



Открыть кроссворд в MS Word, OpenOffice Writer (*.rtf)

Похожие категории

Похожие кроссворды

Вход на сайт

Информация

В нашем каталоге

Околостуденческое

Автор статьи

Евгения Солодова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Предложить статью

Определение 1

Стиль руководства — это система способов и приемов деятельности в области решения задач, которые возникают в процессе управления.

Сущность понятия «стиль руководства»

Стиль руководства (стиль управления) может быть предопределен особенностями компании. Он представляет собой систему методов, посредством которых руководитель воздействует на подчиненных.

Определение 2

Стиль руководства — это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом. Они формируются под воздействием объективных и субъективных условий управления и индивидуальных (психологических) особенностей личности руководителей.

Стиль руководства предприятием рассматривает индивидуально-типические характеристики устойчивых методов, способов, приемов воздействия руководства на сотрудников. Он необходим в коллективе для выполнения соответствующих организационных задач и управленческих функций.

Понятие рассматривается в психологии и менеджменте как привычная манера поведения руководителей в отношении подчиненных лиц для оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей предприятия. Степень, до которой управляющий может делегировать свои полномочия, типы власти, которые он применяет, а также его забота о человеческих отношениях (прежде всего, касающихся выполнения задач) — все это способно отражать стиль руководства, характерный для определенного лидера.

На стиль управления оказывают влияние человеческие и деловые качества руководителя. Они включают:

  • Знания и привычки,
  • Энергичность,
  • Здравый смысл,
  • Способность к инновациям.

Стиль управления формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы не относятся к самому руководителю, но учитываются им в деятельности. Этот тип факторов включает стиль руководства вышестоящего руководителя и его состояние здоровья; возраст, образовательный уровень, социально-психологические качества работников, нюансы решаемых задач.

«Общая характеристика современных стилей руководства предприятием» 👇

В свою очередь, в состав субъективных факторов нужно включить те факторы, которые напрямую связаны с личностью руководителя. Это могут быть его человеческие и деловые качества, уровень знаний и навыки управленческой деятельности, манера поведения.

Виды стилей руководства

Стиль руководства представляет собой способ управления подчиненными,. Обобщенно принято рассматривать 3 стиля руководства:

  • Авторитарный,
  • Демократический,
  • Попустительский.

Для авторитарного стиля руководства характерна высокая централизация власти, жесткий диктат воли, доминирование единоначалия. Руководитель здесь является лидером, который отдает краткие, четкие, деловые распоряжения. Чаще всего его тон неприветлив, а голос звучит жестко. Действия подчиненных в таких условиях подлежат строгому контролю, руководитель не дает им возможности для проявления инициативы.

Авторитаризм предполагает максимальную дистанцию в образовании между руководством и подчиненным, а также наличие материальной мотивации работников. Любое решение принимается руководителем единолично, при этом не происходит учет мнения подчиненных.

Демократический стиль руководства подразумевает распределение полномочий, ответственности и инициативы между руководством и работниками. Лидер в лице руководителя рассматривает мнение коллектива в области важных производственных проблем, принимая на этой основе коллегиальные решения.

Лидер сознательно осуществляет децентрализацию своей власти. Он не навязывает свою волю, чаще всего делегирует полномочия подчиненным лицам по максимуму. Для общения в таких условиях характерен доброжелательный, вежливый, товарищеский тон (форма просьб, советов и пожеланий).

Для попустительского стиля руководства характерно отсутствие активного участия руководителя в управлении работниками. Они чаще всего предоставлены сами себе и наделяются полной свободой в области принятия самостоятельных решений по основным производственным задачам. При использовании такого стиля похвала и порицания практически отсутствуют.

Стиль управления, который ориентирован на укрепление коллектива и поддержку человеческих отношений, максимально близко подойдет для умеренно благоприятных ситуаций. Это происходит, когда у руководителя нет достаточной власти для обеспечения необходимого уровня сотрудничества с подчиненными лицами. Если же взаимоотношения хорошие, то сотрудники в основном будут делать то, что от них ждет руководство.

Ситуационный стиль управления

Отдельно следует рассмотреть еще один стиль руководства (так называемый стиль XXI века) — ситуационное управление. В соответствии с характером конкретной ситуации руководитель может выбирать разные способы руководства. Это значит, что он должен уметь вести себя по-разному в различных случаях, быстро переключаться, правильно определять нюансы возникшей ситуации и использовать ее в своих целях. Если происходит изменение ситуации, то меняется и выбранный стиль руководства. В этом случае мы видим адаптивное руководство, при этом сам выбор стиля и его воплощение в некоторой степени считаются искусством.

Применяя ситуационный стиль, руководитель берет на вооружение все методы воздействия в ходе управления. В целом он формируется на основе обширных знаний, развития умений через личные качеств. Помимо перечисленного, от руководителя требуется стремление к самообразованию и совершенствованию.

Задача такого руководителя — доведение до персонала общих и промежуточных целей и определение в связи с этим требований к их действиям и сообразно им — к поведению. При осознании цели, работник получает тем большую мотивацию, чем больше происходит с его стороны ее принятие и поддержка. Чем раньше руководство сможет вовлечь кадры в процесс планирования и принятия решений, тем более быстро они смогут идентифицировать собственные цели с целями компании.

Такой управленец будет искать золотую середину между максимальной заботой о работниках и производстве. Ситуационный стиль должен быть у руководителей будущего. Он должен знать, что в организации работают люди, и он в первую очередь управляет ими.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

1.1 Понятие «стиль управления»

Слово «стиль»
греческого происхождения. Первоначально
оно означало стержень для писания на
восковой доске, а позднее употреблялось
в значении «почерк». Отсюда можно
считать, что стиль руководства – своего
рода «почерк» в действиях менеджера.

Стиль управления
— типичный вид поведения руководителя
в отношении с подчиненными в процессе
достижения поставленной цели. Одной из
составляющих функций управления является
лидерство (руководство).

Стиль управления
— индивидуально-типические характеристики
устойчивой системы методов, способов,
приемов воздействия руководителя на
коллектив с целью выполнения организационных
задач и управленческих функций. Это
привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить их к достижению
целей организации. Степень, до которой
управляющий делегирует свои полномочия,
типы власти, используемые им, и его
забота, прежде всего о человеческих
отношениях или, прежде всего о выполнении
задачи – все отражает стиль руководства,
характеризующий данного лидера.

Стили управления
— способ, система методов воздействия
руководителя на подчиненных. Один из
важнейших факторов эффективной работы
организации, полной реализации
потенциальных возможностей людей и
коллектива [2, с.122].

Всю работу по
управлению можно разделить на две части:

— управление
деятельностью фирмы,

— управление
людьми (персоналом) (рис. 1).

Руководитель
должен иметь:

— широкое общее
представление о положении дел за
пределами своего подразделения, осознание
изменений во внешней среде и возможностях
их использования,

— чуткость к
ситуациям внутри и вне фирмы,

— творческий
подход и умение мотивировать себя и
персонал,

— желание и
способность сотрудничать,

— понимание
результатов, умение планировать и
выполнять планы,

— способность
идти на риск,

— способность
принимать решения,

— готовность
дать оценку полученным результатам и
определить программу развития фирмы и
ее персонала.

Рисунок 1-Основные виды управления

В
повседневной работе руководитель
должен постоянно (а не случайно) получать
результаты, иметь личный план работы,
четко планировать деятельность
подчиненных, делегировать им необходимые
права и ответственность, обеспечивать
четкую оценку деятельности подчиненных,
обеспечить деятельность подразделения
независимо от себя (например, подготовив
заместителя), гордиться собою и
подчиненными, желать сотрудничать,
разрешать конфликты и т.д.
[4, с.98].

1.2 Общая характеристика типологий стилей управления

Выбор стиля
руководства во многом зависит от того,
какую задачу ставит перед собой
руководитель:

• управлять —
руководитель дает точные указания
подчи­ненным и добросовестно следит
за выполнением его заданий,

• направлять —
менеджер управляет и наблюдает за
выпол­нением заданий, но обсуждает
решения с сотрудниками, просит их вносить
предложения и поддерживает их инициативу;

• поддерживать —
менеджер оказывает сотрудникам помощь
при исполнении ими заданий, разделяет
с ними ответственность за правильное
принятие решений;

• делегировать
полномочия — менеджер передает часть
сво­их полномочий исполнителям,
возлагает на них ответственность за
принятие частных решений и достижение
цели предприятия.

Впервые вопрос о
стилях руководства был рассмотрен К.
Ле­виным, который выделял авторитарный,
демократический и анархический стили.
Данный подход и положен авторами в
ос­нову классификации стилей
руководства. В практике управления
анархический стиль называют либеральным.

Рассмотрим типы
стилей управления:

а) авторитарный
стиль руководства
— властный, основанный
на стремлении утвердить свое влияние,
авторитет, стиль руководства
[4, с.133].

При авторитарном
стиле руководитель привержен формальному
характеру взаимоотношений с подчиненными.
Он предоставляет своим сотрудникам
лишь минимум информации, поскольку
никому не доверяет, старается избавиться
от сильных работников и талантливых
людей. Для него лучшим работником
является тот, кто умеет понимать мысли
начальника. Однако такая
система руководства не способствует
развитию самостоятельности работников,
так как подчиненные все вопросы стараются
решать у руководства. Никто из сотрудников
не знает, как их руководитель будет
реагировать на те или иные события — он
непредсказуем. Сотрудники
не спорят и не задают вопросов, даже
если видят серьезные ошибки в решении
руководителя.

В результате
деятельность такого руководителя не
дает проявлять инициативу подчиненным,
мешает их работе [7, с.305].

Авторитарный
стиль руководства характеризуется
централизацией и концентрацией власти
в руках одного руководителя. Он единолично
решает все вопросы, определяет деятельность
подчиненных, не давая им возможности
проявить инициативу. Подчиненные
исполняют то, что приказано; при этом
необходимая для них информация сводится
к минимуму[2, с.149].

Итак, при авторитарном
стиле управления подчиненный воспринимается
как испытывающий отвращение к труду
и по возможности его избегающий. В этом
случае работник нуждается в постоянном
принуждении, контроле, наказании.
Подчиненный постоянно избегает
ответственности, предпочитает, чтобы
им руководили, принимали за него решения.
Не принимаются в расчет эмоции и
настроения подчиненных, существует
удаленность от них.

Авторитарный
стиль руководства целесообразен при
следующих обстоятельствах:

  • в условиях
    чрезвычайных ситуаций, аварий, боевых
    действий;

  • на первых этапа
    создания нового коллектива;

  • в коллективах с
    низким уровнем сознательности членов;

в армии
[7, с.313].

Авторитарный
стиль руководства имеет несколько
разновидностей:

  1. Агрессивный стиль
    руководства

Руководитель,
взявший на вооружение этот стиль,
предполагает, что люди по своей природе
в основном ленивы и глупы, а значит, при
первой возможности стараются избегать
работы. Поэтому подчиненных надо
принуждать трудиться. Такой руководитель
не позволяет себе проявлять мягкотелость
и участие. В общении с людьми он обычно
неприветлив, часто бывает груб. [3, с.108].

2) Агрессивно-податливый
стиль руководства

Данный стиль
характеризуется избирательностью.
Руководитель агрессивен по отношению
к своим подчиненным и одновременно
податлив, услужлив по отношению к своему
начальству. Они боятся показать
собственные слабости и недоработки
[3, с.115].

3) Эгоистичный
стиль руководства

Руководитель,
разделяющий этот стиль руководства,
единолично решает все вопросы производства
и деятельности коллектива. Ему кажется,
что он все знает сам, а поэтому стремится
к единовластию, не терпит никаких
возражений, склонен к поспешным, но не
всегда верным решениям [3,
с.119].

4) Добросердечный
стиль руководства

Основой данного
стиля является авторитарный характер
руководства, однако руководитель дает
возможность своим подчиненным в
ограниченных рамках участвовать в
принятии тех или иных решений. Для оценки
результатов работы сотрудников наряду
с доминирующей системой наказаний
используются и поощрения
[3,с.123].

б) демократический
стиль руководства
(власть народа)
основан на инициативе коллектива. Он
характеризуется коллективной
деятельностью, при которой обеспечивается
активное и равноправное участие всех
сотрудников в обсуждении намечаемых к
реализации целей, определении.

Демократический
стиль руководства предполагает
взаимодействие. У руководителя и
подчиненного в этом случае возникает
чувство доверия и взаимопонимания. Но
стремление прислушиваться к мнению
своих сотрудников по самым разным
вопросам объясняется не тем, что сам он
чего-то не понимает. Руководитель убежден
в том, что при обсуждении проблем всегда
могут возникнуть новые дополнительные
идеи, которые позволят улучшить процесс
реализации решения.

Настоящий
демократичный руководитель избегает
навязывать свою волю подчиненным. Такой
руководитель отдает предпочтение
методам убеждения и стимулирования; к
санкциям прибегает лишь тогда, когда
все другие методы исчерпаны.

Демократический
стиль руководства целесообразно
использовать в производственных
коллективах независимо от отраслевой
принадлежности и вида производимой
продукции. Настоящий демократичный
руководитель избегает навязывать свою
волю подчиненным.

Различного рода
исследования позволяют утверждать, что
руководители — приверженцы как теории
«Х», так и теорий «У» достигают
значительных успехов в бизнесе
[7, с.357].

Имеются две
разновидности демократического стиля
руководства:

  1. Совещательный
    стиль руководства

Большинство
проблем, вставших перед коллективом,
обсуждается сообща. Руководитель
старается чаще советоваться с
подчиненными, не проявляет своего
превосходства. За последствия принятых
решений ответственность не перекладывается
на подчиненных. Руководители совещательного
стиля руководства используют возможности
двустороннего общения с подчиненными,
проявляют доверие к сотрудникам. Несмотря
на то, что наиболее важные решения
принимаются руководителями, у подчиненных
есть возможность принятия отдельных
конкретных решений самостоятельно.

  1. Участвующий стиль
    руководства

Основная идея
данного стиля — вовлечение коллектива
сотрудников в принятие решений и контроль
за их исполнением. В данном случае
руководитель оказывает полное доверие
своим работникам. Характер общения
между начальником и подчиненными носит
открытый характер. Руководитель ведет
себя как один из членов коллектива.
Каждый сотрудник может при нем свободно
выражать свои мнения по разным вопросам,
не опасаясь какой-либо мести. Ответственность
за неудачи в работе руководитель
разделяет со своими подчиненными. Это
способствует созданию системы мотивации
труда, достижению целей, стоящих перед
коллективом, и повышению эффективности
производства [7, с.363].

в) либеральный
стиль руководства
(свободный)
предполагает склонность к излишней
терпимости, снисходительности,
нетребовательности. Он отличается
полной свободой решений сотрудников
при минимальном участии руководителя,
который самоустраняется от руководящих
функций. Обычно в такой роли выступают
люди недостаточно компетентные, не
уверенные в прочности своего служебного
положения. Руководитель предпринимает
решительные действия только по указаниям
вышестоящего руководства и стремится
уклониться от ответственности за
полученные неудовлетворительные
результаты. В организации, в которой
трудится такой руководитель, важные
вопросы часто решаются просто без его
участия, поэтому в коллективе.

Он отличается
невмешательством руководителя в ход
работы. Задачи ставятся в самой общей
форме. Контроль исполнения слабый. С
одной стороны, все это не способствует
укреплению дисциплины, организованности
и порядка; с другой — либеральный стиль
является единственно возможным в
организациях основанных на высочайшем
профессионализме и индивидуальном
характере работы сотрудников (партнерство
известных адвокатов) и занимающихся
творческой работой (союз писателей).

Наиболее успешно
руководитель управляет тем коллективом,
в котором есть знающие помощники
(заместители), могущие взять на себя
функции руководителя. Коллективом
руководят и принимают решения заместители.

В некоторых
коллективах руководителем-либералом
командуют его подчиненные, а он слывет
у них «хорошим человеком». Однако это
продолжается до тех пор, пока не возникнет
конфликтная ситуация. В этом случае
недовольные подчиненные выходят из
повиновения: либеральный стиль переходит
в попустительский, что ведет к конфликтам,
ухудшению трудовой дисциплины
[3, с.157].

При попустительском
стиле руководства руководитель
самоустраняется от дел организации.
Главное для него — поддержание хороших
отношений с подчиненными, а не результат
работы. Такой стиль имеет
преимущество, заключающееся в высокой
квалификации работников, что непременно
отразится на конкурентоспособности
компании [3, с. 163].

г) иные
классификации стилей руководства
.

Сравнение стилей
управления представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Сравнительный анализ
стилей управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

1

2

3

4

Природа
стиля

Сосредоточение
всей власти и ответственности в руках
лидера

Личное
установление целей и выбор средств
их достижения

Коммуникационные
потоки идут преимущественно сверху

Делегирование
полномочий с удержанием ключевых
позиций у лидера

Принятие
решений разделено по уровням на основе
участия

Коммуникации
осуществляются активно в двух
направлениях

Снятие
лидером с себя ответственности и
отречение в пользу группы или организации

Предоставление
группе возможности самоуправления в
желаемом для группы режиме

Коммуникации
строятся в основном по горизонтали

Сильные
стороны

Внимание
срочности и порядку, предсказуемость
результата

Усиление
личных обязательств по выполнению
работы через участие в управлении

Позволяет
начать дело так, как это видится без
вмешательства лидера

Слабые
стороны

Сдерживается
индивидуальная инициатива

Требует
много времени на принятие решений

Группа
может потерять направление движения
и уменьшить скорость без вмешательства
лидера

Способ
принятия решений

Единоличный
с подчиненными

На
основе консультаций сверху или мнения
группы

На основе
указаний

Способ
доведения решений до исполнителя

Приказ,
распоряжение, команда

Предложение

Просьба,
упрашивание

Распределение
ответственности

Полностью
в руках руководителя

В
соответствии с полномочиями

Полностью
в руках исполнителя

Отношение
к инициативе подчиненных

Допускается

Поощряется
и используется

Полностью
передается подчиненным

Принципы
подбора кадров

Избавление
от сильных конкурентов

Ориентация
на деловых, знающих сотрудников и
помощь им в карьере

Отношение
к знаниям

Считает,
что все сам знает

Постоянно
учится и требует того же от подчиненных

Безразличное

Отношение
к общению

Отрицательное,
соблюдает дистанцию

Положительное,
активно идет на контакты

Инициативы
не проявляет

Отношение
к подчиненным

По
настроению, неровное

Ровное,
доброжелательное, требовательной

Мягкое,
нетребовательное

Отношение
к дисциплине

Жесткое,
формальное

Разумное

Мягкое,
формальное

Отношение
к стимулированию

Наказание
с редким поощрением

Поощрение
с редким наказанием

Нет
четкой ориентации

В настоящем быстро
меняющемся мире применяется ситуативный
стиль управления, гибко учитывающий
уровень психологического развития
коллектива подчиненных.

Необходимо
рассмотреть формы управленческого
поведения руководителей в зависимости
от уровня развития коллектива в целом
и членов коллектива по П. Херси
(таблица 1.2).

Таблица
1.2 —
Взаимосвязь
форм управленческого поведения
руководителей с уровнем развития
коллектива и сотрудников

Уровень
развития

коллектива

Уровень
развития

Сотрудников

Форма
управленческого

Поведения

1

2

3

4

1

Низкий:
не хотят и

не
умеют работать

Низкая
квалификация;

недобросовестность
к

работе;
нежелание и

неумение
работать

«Авторитарное
указывание» 1.Четкое указание, что и
как делать.

2.Постоянный
контроль за работой

3.Стимулирование

методом
«кнута и пряника»

(за
ошибки — наказание, за

хорошую
работу — поощрение)

2

Средний:
хотят, но

еще
не умеют

работать

Недостаточность

опыта;
желание

работать;
обладание

знаниями

«Популяризация»

1.Инструктаж,
советы

2.Регулярный
контроль

работы

3.Уважительное
отношение

4.Общение

5.Вознаграждение
труда

3

Хороший:
хотят и

умеют
работать

Квалификация;

желание
и умение работать;

возможность
брать на себя больше ответственности

«Участие
в управлении»

1.Консультации
со специалистами по

проблемам,
совет с ними

2.Поощрение
инициативы работников

3.Предоставление
ответственности

4.Ограничение
прямых

указаний

5.Создание
системы самоконтроля работников

6.Широкое
общение

7.Вознаграждение
активности

4

Высокий:
хотят и

умеют
работать творчески

Высокий
уровень

квалификации;

желание
и умение работать творчески

«Передача
полномочий»

1.Предоставление
прав сотруднику для самостоятельного
решения проблемы

2.Невмешательство
в дела

3.Развитие
самоуправления и самоконтроля у

сотрудников

4.Оказание
помощи, поддержки

5.Вознаграждение
творческого решения проблем

Кроме ситуативного
стиля управления, популярным и эффектным
является новаторско-аналитический
(особенно в преуспевающих японских
фирмах), способный обеспечить
организационное выживание в условиях
острой рыночной конкуренции. Ему присущи
такие свойства:

  • генерирование
    большого числа людей;

  • способность
    анализировать реалистичность и
    перспективность идей;

  • энергичность,
    новаторство, чуткость к новым идеям и
    информации;

  • терпимость к
    неудачам;

  • умение работать
    с людьми[14, с.211].

Данный стиль
руководства наиболее эффективно
применять в научных организациях
новаторского типа, в наукоемких
производства при условии, если руководитель
имеет высокий образовательный и
творческий уровень, умеет ценить и
использовать творческие предложения
подчиненных; уверен в себе, а подчиненные
имеют высокий уровень знаний и умений.

Мы рассмотрели
различные расшифровки понятий «стиль»,
«стиль управления», что помогло нам
более ёмко понять суть этих понятий.
Далее были выделены основные типы стилей
руководства: авторитарный, демократический,
либеральный. Но в настоящем меняющемся
мире, использование какого-либо одного
стиля управления не возможно, поэтому
мы так же рассмотрели иные классификации
стилей управления[14, с.262].

Таким образом,
рассматривая стили руководства в
совокупности, можно сделать вывод о
том, что они выступают как противоположности:
автократический — демократический,
партисипативный; новаторско-аналитический
— либеральный.

Идея классификации
стилей руководства возникла по причине
необозримого разнообразия современных
моделей организации и управления,
именуемых иногда «джунглями управленческой
теории».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

А какого мнения придерживаетесь вы?

Стиль управления — это метод, который определяет поведение руководителя при работе с персоналом. Выделяют основные стили управления в менеджменте, предложенные психологом Куртом Левином в 1930-е гг.

  • Авторитарный. При его использовании начальник, принимая решения, не советуется с персоналом, не приемлет инициативы. Напротив, руководствуется всегда только своими целями, принципами, знаниями. Если с его мнением не соглашаются, навязывает его через административные рычаги влияния: выговоры, штрафы, вознаграждения. Надо ли говорить о том, что из-за столь жёсткой позиции работать с таким человеком очень сложно. И сотрудники либо не задерживаются долго в компании, либо становятся пассивными, незаинтересованными в достижении ею стратегических целей (их главная задача — выполнить распоряжения руководства). К слову, из-за этого проблемы в работе, если они возникают, тщательно скрываются. Другая крайность — когда отдельные специалисты пытаются добиться хорошего расположения руководства к себе через лесть, угодничество.
  • Демократический. При его использовании руководитель всегда прислушивается к членам своей команды, доверяет им. Решения принимаются совместно, что положительно влияет на персонал: сотрудники вовлечены в рабочий процесс, нацелены на общий результат. При этом делегирует задачи такой руководитель через просьбы, рекомендации, советы, а за хорошую и быструю работу поощряет: выдаёт премии, отстаивает интересы сотрудников перед высшим руководством и т. д. Общается вежливо, доброжелательно, поэтому в коллективе царит благоприятный климат. В то же время у такого стиля есть недостаток: решения в команде принимаются медленно, поскольку всегда обсуждаются. А это может стать причиной появления проблем в кризисной ситуации.
  • Либеральный. Предполагает полную свободу действий персонала в работе: они сами выбирают сроки выполнения задач, их приоритетность. При этом действия подчинённых редко контролируются, так как они сами несут ответственность за результат. Стиль эффективен при работе с сотрудниками, каждый из которых эксперт в своей области. В других случаях выбранный подход может стать причиной трудностей, когда из-за отсутствия контроля люди начинают нерационально использовать своё рабочее время, заниматься выполнением посторонних дел на рабочем месте и т. д.

В ХХ веке вопросы эффективного управления исследовал ещё один учёный, социальный психолог Ренсис Лайкерт. В своей работе он пришёл к выводу, что руководители впадают в 2 крайности: излишне концентрируют всё своё внимание либо лишь на задачах, либо лишь на персонале. Отсюда 4 модели управления.

  • Эксплуататорско-авторитарная. Руководитель, который её выбирает, сам принимает решения, а потом делегирует нужные задачи нужным сотрудникам. Их мнения относительно выполнения ими работы не спрашивает, а если та не выполняется, грозит наказаниями. От этого в команде витает страх.
  • Благосклонно-авторитарная. При таком подходе персонал имеет относительную самостоятельность: принимает решения в рамках предписанных границ. За хорошую работу возможно вознаграждение, за плохую — наказание. Отсюда — боязнь проявления инициативы у сотрудников, чрезмерная осторожность.
  • Консультативно-демократическая. При такой модели уровень доверия к подчинённым выше, но важные вопросы всё равно принимаются «наверху». В то же время мнения специалистов могут спрашиваться. Также при таком подходе для них разрабатываются системы поощерения.
  • Предполагающая участие, совместное управление. Вариант, в рамках которого наблюдается максимальное взаимодействие с персоналом. Решения принимаются высшим руководством, но обсуждаются коллегиально.

А какой ваш начальник? А каким начальником вы видите себя?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жалоба окей руководству
  • Практическое руководство для врачей гинекологов
  • Офлоксацин инструкция по применению цена уколы внутримышечно взрослым
  • Руководство людьми статьи
  • Тимоген инъекции инструкция по применению цена