Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж»
Тема: История становления института классного руководства в России.
Выполнила: студентка 21 группы Гаврилова Ксения
Проверила: Бурмак Т.В -
2 слайд
На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.
В ноябре 1804 года (во времена правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось, что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания, но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».
-
3 слайд
Циркуляр Министерства просвещения 1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах» предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15 воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.
Во времена правления Николая I (1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей, которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя, приглашались иностранцы (немцы).
В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».
-
4 слайд
После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.
В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
-
5 слайд
В настоящее время в школах России наиболее известны следующие институты классного руководства:
• освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;
• организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;
• руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
• традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников. -
6 слайд
Права классного руководителя.
Классный руководитель – это административное лицо и он имеет право:
1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей.
2. Контролировать успеваемость каждого ученика.
3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми.
4. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога).
5. Организовывать воспитательную работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
6. Приглашать родителей в школу.
7. Получать помощь от педагогического коллектива школы.
8. Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся.
9. Определять индивидуальный режим работы с детьми.
10. Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, по согласованию с администрацией. -
7 слайд
Обязанности классного руководителя.
1. Оказание помощи ученику в решении острых проблем (с привлечением психолога).
2. Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и социального педагога).
3. Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.Для этого классному руководителю необходимо знать:
а) психолого-педагогические основы работы с детьми;
б) владеть новыми информационными технологиями и различными теориями воспитания;
в) иметь педагогический такт и быть коммуникабельным. -
8 слайд
Ведущие роли классного руководителя.
1. «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).
2. «Проводник по Стране знаний», создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться (информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе).
3. «Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих, конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения образовательном учреждении).
4. «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).
5. «Социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).
6. «Старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).
-
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 366 307 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 07.06.2019
- 1203
- 4
- 07.06.2019
- 764
- 3
- 07.06.2019
- 2515
- 122
- 07.06.2019
- 3520
- 3
- 07.06.2019
- 305
- 7
- 07.06.2019
- 590
- 16
- 07.06.2019
- 352
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
1. История возникновения классного руководства
2.
Институт классного руководства в России берет
свое начало с ХIХ века, когда в учебных заведениях в
водится новая должность комнатного надзирателя.
Главная функция деятельности комнатного
надзирателя-контроль за соблюдением требований
образовательного учреждения, надзор за учащимися
в образовательном учреждении.
3.
Несколько позже в гимназиях для осуществления
внешнего надзора за воспитанниками вводится ш
тат классных надзирателей (воспитателей).
Большое внимание обращается на организацию и
содержание воспитательной работы, проводимой
классными воспитателями.
Дальнейшее изменение института классного руков
одства определено Уставом 1864 г., который ввод
ит институт классных наставников (в женских ги
мназиях-классные дамы)
4.
К концу XIX века формируется главная функция
профессионально-педагогической деятельности
классного руководителя-воспитательная,
содержащая задачу педагогического сопровождения
развития ребенка и помощи родителям в деле
воспитания.
Дальнейший период становления института
классного руководства связан с деятельностью
групповодов и происходит в условиях коренных
изменений российского государства.
5. Довоенный период
(1934–1941 гг.) харак‐
теризуется формированием новых функций классн
ого руководителя, незначительно из‐
менившихся в дальнейшем, сохранившихся до сег
одняшнего времени : организация сис‐
тематической воспитательной работы в клас‐
се, воспитание учащихся в «духе коммуниз‐
ма», формирование сознательной дисципли‐
ны школьников, работа над высокой успевае‐
мостью учащихся, сотрудничество с общест‐
венными организациями (пионерской и ком‐
сомольской), работа с родителями и учителями
6. Военный период
В военный период (1941–1945 гг.) роль
классного руководителя как воспитателя
боеспособного поколения возрастает, что
проявляется в усилении военной подготовки
и патриотического воспитания учащихся. Ос‐
новными формами работы классных руково‐
дителей являются: организация помощи
фронту (работа в госпиталях, помощь в сель‐
скохозяйственных работах, сбор металлоло‐
ма, стеклянной посуды и т.д.), проведение по‐
литинформаций и агитаций.
7. Послеоенный период
Активизация деятельности института
классного руководства происходит в послево‐
енный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. при‐
нимается Положение о классном руководите‐
ле, предписывающее в качестве основной за‐
дачи профессиональной деятельности «орга‐
низацию учащихся класса в дружный, целе‐
устремленный ученический коллектив»
8.
Новые обязанности:
мобилизация внимания класса на вопросы учения
и общественно‐полезного труда
участия в заседаниях советов и сборах пионерского
отряда (комсомольской группы)
проведение с учащимися класса оборонно–
спортивных мероприятий
систематическое наблюдение за здоровьем
учащихся (постоянная связь по этим вопросам с
военруком, физруком, школьным врачом)
9.
Таким образом, деятельность классного руководите
ля приобретает четкую направленность, которая
сохраняется до сих пор и проявляется во взаи‐
модействиях с каждым субъектом образова‐
тельного процесса. Получают распростране‐
ние разные формы воспитательной деятель‐
ности, а также методическое сопровождение деят
ельности классного руководителя. Классный руко
водитель становится главным организатором восп
итательного процесса в классе.
История возникновения классного руководства Институт классного руководства
История возникновения классного руководства
Институт классного руководства в России берет свое начало с ХIХ века, когда в учебных заведениях в водится новая должность комнатного надзирателя. Главная функция деятельности комнатного надзирателя‐контроль за соблюдением требований образовательного учреждения, надзор за учащимися в образовательном учреждении.
Несколько позже в гимназиях для осуществления внешнего надзора за воспитанника ми вводится штат классных надзирателей (воспитателей). Большое внимание обращается на организацию и содержание воспитательной работы, проводимой классными воспитателями. Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г. , который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях‐ классные дамы)
К концу XIX века формируется главная функция профессионально‐педагогической деятельности классного руководителя‐воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания. Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства.
Довоенный период (1934– 1941 гг. ) харак‐ теризуется формированием новых функций классного руководителя, незначительно из‐ менившихся в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени : организация сис‐ тематической воспитательной работы в клас‐ се, воспитание учащихся в «духе коммуниз‐ ма» , формирование сознательной дисципли‐ ны школьников, работа над высокой успевае‐ мостью учащихся, сотрудничество с общест‐ венными организациями (пионерской и ком‐ сомольской), работа с родителями и учителями
Военный период В военный период (1941– 1945 гг. ) роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. Ос‐ новными формами работы классных руково‐ дителей являются: организация помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сель‐ скохозяйственных работах, сбор металлоло‐ ма, стеклянной посуды и т. д. ), проведение по‐ литинформаций и агитаций.
Послеоенный период Активизация деятельности института классного руководства происходит в послево‐ енный период (1945– 1958 гг. ). В 1947 г. при‐ нимается Положение о классном руководите‐ ле, предписывающее в качестве основной за‐ дачи профессиональной деятельности «орга‐ низацию учащихся класса в дружный, целе‐ устремленный ученический коллектив»
Новые обязанности: мобилизация внимания класса на вопросы учения и общественно‐полезного труда участия в заседаниях советов и сборах пионерског о отряда (комсомольской группы) проведение с учащимися класса оборонно– спортивных мероприятий систематическое наблюдение за здоровьем учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом)
Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до сих пор и проявляется во взаи‐ модействиях с каждым субъектом образова‐ тельного процесса. Получают распростране‐ ние разные формы воспитательной деятель‐ ности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя. Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Слайд 1
История возникновения классного руководства
Слайд 2Институт классного руководства в России берет
свое начало с ХIХ века, когда в учебных заведениях вводится новая должность комнатного надзирателя.
Главная функция деятельности комнатного надзирателя-контроль за
соблюдением требований образовательного учреждения, надзор за учащимися
в образовательном учреждении.
Слайд 3Несколько позже в гимназиях для осуществления внешнего надзора за воспитанниками вводится
штат классных надзирателей (воспитателей). Большое внимание обращается на организацию
и содержание воспитательной работы, проводимой классными воспитателями.
Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях-классные дамы)
Слайд 4К концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя-воспитательная, содержащая
задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи
родителям в деле воспитания.
Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства.
Слайд 5Довоенный период (1934–1941 гг.) харак‐ теризуется формированием
новых функций классного руководителя, незначительно из‐ менившихся
в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени : организация сис‐ тематической воспитательной работы в клас‐ се, воспитание учащихся в «духе коммуниз‐ ма», формирование сознательной дисципли‐ ны школьников, работа над высокой успевае‐ мостью учащихся, сотрудничество с общест‐ венными организациями (пионерской и ком‐ сомольской), работа с родителями и учителями
Довоенный период
Слайд 6 В военный период (1941–1945 гг.) роль
классного руководителя
как воспитателя
боеспособного поколения возрастает, что
проявляется в усилении военной подготовки
и патриотического воспитания учащихся. Ос‐
новными формами работы
классных руково‐
дителей являются: организация помощи
фронту (работа в госпиталях, помощь в сель‐
скохозяйственных работах, сбор металлоло‐
ма, стеклянной посуды и т.д.), проведение по‐
литинформаций и агитаций.
Военный период
Слайд 7Активизация деятельности института
классного руководства происходит в послево‐
енный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. при‐
нимается Положение о классном руководите‐
ле, предписывающее в качестве основной за‐
дачи профессиональной деятельности «орга‐
низацию
учащихся класса в дружный, целе‐
устремленный ученический коллектив»
Послеоенный
период
Слайд 8Новые обязанности:
мобилизация внимания класса на вопросы учения и общественно‐полезного труда
участия в заседаниях советов и сборах пионерского отряда (комсомольской группы)
проведение с
учащимися класса оборонно–спортивных мероприятий
систематическое наблюдение за здоровьем
учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом)
Слайд 9Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до
сих пор и проявляется во взаи‐ модействиях
с каждым субъектом образова‐ тельного процесса. Получают распростране‐ ние разные формы воспитательной деятель‐ ности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя. Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Слайд 1Классное руководство в истории отечественного образования
Башкова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
Слайд 2Комнатный надзиратель
Главная обязанность — «всяческое направление нравов
и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества».
Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким), необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение.
Непосредственные обязанности комнатных надзирателей наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой.
Слайд 3Классный надзиратель
Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более
6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руководствовании воспитанием вне класса».
Деятельность классного надзирателя носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты соблюдали правила поведения (не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время).
Слайд 4Классные наставники (в женских гимназиях – классные дамы)
Деятельность классных наставников становится
не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера.
В его обязанности входила связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль работы других преподавателей ,работа с отстающими детьми.
Слайд 5К концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя
– воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Слайд 6Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой учебные и
воспитательные, идеологические задачи.
Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся.
Слайд 7В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами .
Ведущими
задачами, стоящими перед групповодами, были организация ученического самоуправления, руководство учебной деятельностью, которое выражалось в борьбе с отсевом и второгодничеством, контроль посещаемости, работа с родителями учащихся, с помощью которой проводилась агитация «непролетарских слоев населения».
Слайд 8Дальнейшее развитие классного руководства связано с профессиональной деятельностью классного руководителя –
педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития детей в коллективе.
Слайд 9
Довоенный период (1934–1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя: организация
систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями.
Слайд 10В военный период (1941–1945 гг.) роль классного руководителя возрастает, что проявляется
в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся.
Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи фронту, проведение политинформаций и агитаций.
Отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда.
Слайд 11
В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, учителей активно велась оборонная
работа.
Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.
Слайд 12Классный руководитель
Обязанности: мобилизация внимания на учебный и общественно-полезный труд, участие в
общественной работе, проведение с учащимися класса оборонно-спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся.
Основное содержание деятельности классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах.
Основная задача – организация класса в коллектив.
Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Слайд 13
1958–1984 гг., существенно расширяются формы работы классного руководителя: организация кружковой деятельности,
общественной работы в микрорайоне, воспитание идейной убежденности, политическое и интернациональное воспитание, историко-краеведческая, экологическая и экономическая работа, профессиональная ориентации учащихся, общественно-полезный труд, культурное развитие школьников, укрепление здоровья…
Слайд 14Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как
ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение содержания, форм и методов деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономической и политической ломкой во всех сферах жизни России, изменением социокультурных условий, снижением жизненного уровня большинства семей.
Слайд 15Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, введение в
штаты некоторых инновационных учебных заведений должности классного воспитателя начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.).
Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг.»
Классным руководителям и классным воспитателям предлагается использовать передовой воспитательный опыт.
Слайд 16Главной становится координационная функция классного руководителя, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных
и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.
Слайд 17Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования.
В
период (2001–2010 гг.) осуществляется нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе; Поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно-проектное сопровождение.
Слайд 18Источники
kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/isliedovaniie-istorii-stanovlieniia-klassnogho-rukovodstvo