Стандарт по оформлению руководства

В статье мы дадим общую характеристику нового стандарта, а также рассмотрим, какие основные изменения в оформлении документов он вводит.

Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст принят новый национальный стандарт по оформлению документов – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016). Стандарт вводится в действиес 1 июля 2017 г. и заменяет ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированнаясистема организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 6.30-2003).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015№ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документ по стандартизации – это «документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом».

К документам по стандартизации закон относит национальные стандарты Российской Федерации, правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

Добровольность применения национальных стандартов – один из важнейших принципов стандартизации – на практике означает, что организация самостоятельно решает, применять национальный стандарт или нет.

Если организация принимает решение применять его, он приобретает для данной организации характер нормативного документа.

ГОСТ СТАРЫЙ УХОДИТ, ПРИХОДИТ ДРУГОЙ…

ГОСТ Р 6.30-2003 был принят и введен в действие Госстандартом России в 2003 г. Положения стандарта распространяются на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др.

Стандарт устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов и бланкам документов, включая бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Стандарт действует и применяется уже более 13 лет. За это время практика документирования ушла вперед, и возникла необходимость изменения стандарта.

ГОСТ Р 6.30-2003 является фактически четвертой редакцией стандарта, впервые разработанного в 1972 г., точнее двух стандартов 1972 г.:

• ГОСТ 6.38-72 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

• ГОСТ 6.39-72 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец».

Первый стандарт устанавливал требования к оформлению документов, второй – порядок расположения и границы реквизитов в формуляре-образце и требования к бланкам документов. Эти стандарты применялись в органах государственной власти, организациях на территории всей страны. В 1990 г. они были переработаны, их содержание было объединено в один стандарт – ГОСТ 6.38-90 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Следующий этап – обновление стандарта в 1997 г. и появление ГОСТ 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

В стандарт 1997 г. постановлением Госстандарта России от 21.01.2000 № 9-ст были внесены изменения (изменение № 1 к стандарту), в том числе в оформление некоторых реквизитов (реквизиты «Адресат», «Дата», «Отметка о наличии приложения» и др.).

В 2003 г. стандарт 1997 г. был пересмотрен, и как итог – введен в действие ГОСТ Р 6.30-2003, действующий в настоящее время.

В каких случаях обновляют ГОСТ? Процедура разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, порядок их обновления, а также правила отмены действующих стандартов установлены ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» (далее – ГОСТ Р 1.2-2004). В разделе 5 этого документа перечислены случаи, при которых национальный стандарт подлежит обновлению:

• если содержание стандарта вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, целями и принципами национальной стандартизации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует уровню развития науки и техники;

• если содержание стандарта препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;

• если содержание стандарта противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального стандарта) или если эти стандарты дублируют друг друга.

Что касается ГОСТ 6.30-2003, то основанием для его пересмотра стали причины, названные в первом пункте этого списка. Это прежде всего расхождения, которые возникли в составе реквизитов документов в связи с принятием Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477). А также тот факт, что по сравнению с 2003 г., когда утверждался и вводился в действие ГОСТ Р 6.30-2003, значительно расширилась сфера использования электронных документов в управлении, что, безусловно, должно быть отражено в стандарте.

Кто и как меняет ГОСТ? Пункт 5.1.2 ГОСТ Р 1.2-2004 устанавливает, что обновление действующего национального стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к стандарту, а в исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей) – путем внесения поправки в стандарт.

Решение о том, какой вариант обновления стандарта будет выбран (пересмотр или внесение изменений), принимает национальный орган по стандартизации. При этом он руководствуется предложениями разработчика стандарта и учитывает характер тех изменений, которые необходимо внести в стандарт.

Разрабатывал ГОСТ Р 6.30-2003 ВНИИ документоведения и архивного дела, который в 2013 г. инициировал обновление стандарта. Поскольку Технический комитет Госстандарта, через который в свое время проходил ГОСТ Р 6.30-2003, был ликвидирован, было принято решение вести пересмотр стандарта в Техническом комитете 191 Росстандарта, ответственном за систему стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).

По этой причине новый ГОСТ имеет иной номер и входит в иной класс стандартов. Несколько изменилось и его название. ГОСТ Р 6.30-2003 был связан с УСОРД, и название этой системы фигурирует в названии стандарта, однако с 1993 г. она не ведется и не актуализируется, поскольку в настоящее время нет органа государственной власти, уполномоченного на ведение и развитие УСОРД.

Таким образом, изменение названия стандарта означает, что новый ГОСТ не связан с УСОРД и распространяется на всю организационно-распорядительную документацию.

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ СТРУКТУРА ГОСТА?

Сравним структуру старого и нового стандартов:

Из приведенной таблицы следует, что в новом стандарте появились новые разделы (разделы 2 и 3), а также новое приложение – форма титульного листа документа.

Титульный лист, как правило, используется при оформлении многостраничных документов, относящихся к системе организационно-правовой документации (правила, положения, инструкции, регламенты, стандарты и др.), а также при подготовке программ, планов, отчетов и др.

Раздел «Нормативные ссылки» сегодня включается во все национальные стандарты и содержит номера и названия тех ГОСТов, с которыми связано содержание нового стандарта. В ГОСТ Р 7.0.97-2016 даются нормативные ссылки на следующие стандарты:

• ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;

• ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».

Раздел «Общие требования к созданию документов». Это совершенно новый раздел стандарта. В нем перечислены основные правила, которые следует соблюдать при создании документов (шрифты, интервалы, элементы форматирования, нумерация страниц и др.).

Основные положения этого раздела:

• документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов;

• предпочтительными гарнитурами и размерами шрифтов для реквизитов документа являются: Times New Roman № 13, 14; Arial № 12, 13; Verdana № 12, 13; Calibri № 14 и приближенные к ним;

• вторую и последующие страницы документа нумеруют (номер страницы проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа);

• допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа;

• абзацный отступ текста документа составляет 1,25 см;

• текст документа печатается через 1–1,5 межстрочных интервала, многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал;

• текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа);

• допускается выделение реквизитов «Адресат», «Заголовок к тексту» или «Подпись», а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом.

СОСТАВ РЕКВИЗИТОВ: ЧТО НОВОГО?

Новый ГОСТ отличается от предыдущего составом реквизитов:

• часть реквизитов не включена в новый ГОСТ;

• появились новые реквизиты;

• есть реквизиты, названия которых в новом стандарте изменены.

Реквизиты, которых нет в новом стандарте. В ГОСТ Р 7.0.97-2016 не включены в качестве самостоятельных следующие реквизиты, которые были в предыдущем ГОСТе:

• код организации (реквизит 04):

• основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (реквизит 05):

• идентификационный номер налогоплательщика / код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (реквизит 06):

Сведения о коде организации по ОКПО, ОГРН и ИНН/КПП включены в состав реквизита «Справочные данные об организации» (это реквизит, который присутствует в бланках писем):

• идентификатор электронной копии документа (реквизит 30 по ГОСТ Р 6.30-2003):

Имело смысл применять этот реквизит на начальных этапах автоматизации делопроизводства, когда электронная база данных выполняла функции регистрационно-поисковой системы.

В современных условиях, когда применяются системы электронного документооборота, документ включается в них в виде электронной копии (скан-копии) бумажного документа и его поиск осуществляется по реквизитам электронной карточки. В этом случае дополнительные идентификаторы документа не требуются.

Новые реквизиты. В ГОСТ включены новые реквизиты:

• наименование структурного подразделения – автора документа (реквизит 06 по ГОСТ Р 7.0.97-2016):

• наименование должности лица – автора документа (реквизит 07):

• гриф ограничения доступа к документу (реквизит 14):

• отметка об электронной подписи (реквизит 23):

Наименование структурного подразделения и должности лица – автора документа[1]. Включение в стандарт реквизитов «Наименование структурного подразделения – автора документа» и «Наименование должности лица – автора документа» обусловлено тем, что эти реквизиты на практике используются в бланках документов структурных подразделений и бланках должностных лиц. Например,

Гриф ограничения доступа к документу. Поскольку в делопроизводстве используются отметки (пометки, грифы) конфиденциальности[2], которые проставляются на документах ограниченного пользования, в стандарт включен реквизит «Гриф ограничения доступа к документу» (реквизит 14 по ГОСТ Р 7.0.97-2016), который, как отмечено в разделе 5 стандарта, проставляется в правом верхнем углу первого листа документа (проекта документа, сопроводительного письма к документу) на границе верхнего поля при наличии в документе информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав грифа ограничения доступа к документу входит ограничительная надпись («Для служебного пользования», «Конфиденциально», «Коммерческая тайна» или др.), которая может дополняться номером экземпляра документа и другими сведениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, например:

В организациях допускается использование грифов ограничения доступа, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, порядок их проставления должен быть закреплен в локальных нормативных актах организаций.

Отметка об электронной подписи. Еще один новый реквизит – отметка об электронной подписи (реквизит 23 по ГОСТ Р 7.0.97-2016) используется для визуализации электронной подписи на электронном документе.

Использование отметки об электронной подписи предусмотрено приказом Минкомсвязи России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».

При визуализации электронного документа на экране монитора или на бумажном носителе при распечатке электронного документа в месте, где проставляется собственноручная подпись должностного лица (если документ изначально оформляется на бумаге), программными средствами воспроизводится отметка, например:

«Объединенные» и «разделенные» реквизиты. Еще одно изменение в составе реквизитов – это объединение нескольких реквизитов в один и разделение одного реквизита на два.

Реквизит 01 «Герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования» (по ГОСТ Р 7.0.97-2016) – результат объединения реквизитов «Государственный герб Российской Федерации» и «Герб субъекта Российской Федерации».

В разделе 5 ГОСТ Р 7.0.97-2016 (п. 5.1) поясняется: «Герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования) воспроизводится на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Объединение изображений данных гербов в один реквизит оправдано тем, что в одном документе может воспроизводиться изображение только одного из названных гербов.

Изображение герба (государственного, субъекта Российской Федерации, герба (геральдического знака) органа местного самоуправления) помещается, как это установлено в стандарте, посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации – автора документа, на расстоянии 10 мм от верхнего края листа.

Реквизиты 02 и 03 «Эмблема» и «Товарный знак (знак обслуживания)» в новом ГОСТ Р 7.0.97-2016 – результат разделения реквизита 03 «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)» (по ГОСТ Р 6.30-2003). Реквизиты 02 «Эмблема» и 03 «Товарный знак» могут выглядеть так:

Эмблемы и товарные знаки применяются с различными целями: эмблема органа власти (организации) используется как средство визуальной идентификации организации (органа власти), а товарный знак (знак обслуживания) – для идентификации товаров и услуг. Кроме того, их использование регулируется разными законодательными актами.

Изображение эмблемы помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитом «Наименование организации – автора документа» на расстоянии 10 мм от верхнего края листа (Пример 1).

Изображение товарного знака (знака обслуживания) воспроизводится аналогичным образом либо слева на уровне реквизита «Наименование организации – автора документа» (допускается захватывать часть левого поля) (Пример 2).

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ОФОРМЛЕНИИ РЕКВИЗИТОВ?

В разделе 5 «Оформление реквизитов документов» изменения минимальны, поскольку основная задача при разработке каждой новой редакции стандарта – сохранить преемственность с предыдущим стандартом, ввести в новую версию только те изменения, которые действительно актуальны в практике документирования. Рассмотрим наиболее значимые изменения.

■  Инициалы пишем после фамилии в реквизите «Адресат». Приведено к единообразию проставление инициалов лица, которому адресован документ: независимо от того, кому адресован документ, должностному лицу или физическому лицу (гражданину), инициалы ставятся после фамилии. Например, если получатель – должностное лицо:

Если документ адресован физическому лицу:

Указываем адрес электронной почты. Новым элементом оформления реквизита «Адресат» является указание адреса электронной почты или номера телефона (факса), если письмо отправляется только по электронной почте или по факсимильной связи (без досылки по почте), например:

Указываем вид электронного носителя в реквизите «Приложение». Правила оформления реквизита «Отметка о приложении» дополнены положением о том, что эта отметка оформляется в случае, если приложением является физически обособленный электронный носитель (компакт-диск, USB-флеш-накопитель и др.):

При этом указывается, что на вкладыше (конверте), в который помещается носитель, необходимо перечислить наименования документов, записанных на носителе, имена файлов.

На первом листе документа-приложения ставим отметку о приложении и гриф утверждения. Уточнены правила оформления отметки о приложении на приложениях к распорядительным документам (постановлениям, решениям, приказам, распоряжениям), если приложением является нормативный правовой акт или иной документ, утверждаемый данным распорядительным документом.

Согласно новому ГОСТу на первом листе приложения проставляется отметка о приложении (без ссылки на распорядительный документ) и гриф утверждения, в котором указываются данные распорядительного документа, которым утвержден документ-приложение:

Реквизит «Отметка об исполнителе» дополняем новыми элементами. Изменены правила оформления реквизита «Отметка об исполнителе». Она дополнена новыми элементами: наименование должности, структурного подразделения и электронного адреса исполнителя. Эти сведения могут указываться по желанию организации – автора документа, в соответствии с ее локальными нормативными актами. Например:

Отметка об исполнителе может оформляться как нижний колонтитул и печататься шрифтом меньшего размера.

Отметку о заверении копии документа дополняем записью о месте хранения оригинала. В правила оформления отметки о заверении копии включены новые положения: если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется записью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия, и заверяется печатью организации:

Текст документа пишем с учетом нововведений. Расширен раздел стандарта (п. 5.18), посвященный тексту документа. Те положения, которые имелись в стандарте 2003 г., в ГОСТ Р 7.0.97-2016 дополнены положениями:

• о языках, на которых может составляться текст документа (государственный язык Российской Федерации или государственный язык (языки) республик в составе Российской Федерации в соответствии с законодательством республик в составе Российской Федерации);

• правилах указания в тексте документа реквизитов законодательных или иных нормативных правовых актов, ранее изданных распорядительных документов, если они выступают в качестве оснований для издания документа;

• этикетных фразах (вступительное обращение и заключительная этикетная фраза), которые могут использоваться при ведении переписки.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В БЛАНКАХ ДОКУМЕНТОВ?

Поскольку состав реквизитов изменился – одни появились (наименование структурного подразделения – автора документа, гриф ограничения доступа к документу, отметка об электронной подписи), другие исчезли (код организации по ОКПО, ОГРН и ИНН/КПП, идентификатор электронной копии документа), изменился состав реквизитов бланков документов. Это отражено в приложении Б (схемы расположения реквизитов) и приложении В, в котором представлены образцы бланков документов. Состав видов бланков (общий бланк, бланк письма и бланк конкретного вида документ) и правила их проектирования остались без изменений.

Расположение реквизитов на «двуязычных» угловых и продольных бланках. Приведены в соответствие с законодательством положения об использовании бланков на русском языке как государственном языке Российской Федерации и государственных языках республик в составе Российской Федерации.

В ГОСТ Р 7.0.97-2016 также включено положение (не было в стандарте 2003 г., но было в стандартах 1990 и 1997 гг.) о том, что для переписки с иностранными корреспондентами используются бланки на двух языках – русском и английском или ином иностранном языке. Пример такого бланка – в приложении В.8 к стандарту (Пример 3).

ПОЯСНЕНИЯ К ПРИМЕРАМ 4 И 5: ПОЧЕМУ ДОКУМЕНТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ»

Мы создали несуществующий документ, чтобы показать вам полный состав реквизитов. В примерах 4 и 5[3] приведен состав реквизитов, с 1 по 30, и их оформление по старому и новому ГОСТам. Вы можете сравнить состав, оформление реквизитов по старому и новому ГОСТам, их названия.

В качестве примера мы выбрали исходящее письмо. Этот документ – условный, так как исходящее письмо в реальной практике не может содержать все реквизиты ГОСТа.

Реквизиты, которые могут быть в исходящем письме, выделены так: 

Остальные реквизиты, которые не используются в исходящем письме, но присутствуют в других документах (приказах, положениях и т.д.), выделены так: 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНиЯ РЕКВИЗИТОВ В ПИСЬМАХ 

В следующих номерах журнала мы продолжим комментировать ГОСТ.  

[1]Одновременно эти реквизиты не ставятся – либо один, либо другой.

[2]В частности, Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 12.03.2014 (п. 5 ст. 10) предусмотрено нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна»; постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (п. 1.4) установлено: «На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

[3]Примеры разработаны редакцией.

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 3, 2017.

Разработка руководства по эксплуатации

При выпуске в обращение технически сложной продукции в состав ее сопроводительной документации должно входить руководство по эксплуатации. Документ содержит основные правила использования, хранения и транспортировки изделия, особенности обслуживания и способы применения, позволяющие максимально продлить срок службы. РЭ также включает подробное описание продукта, в том числе, технические характеристики, параметры, конструкцию, принцип действия, инструкцию по сборке и ремонту в случае поломки.

Для чего разрабатывается РЭ?

Основной целью разработки руководства по эксплуатации является обеспечение безопасной долгосрочной работы оборудования и исключение риска причинения вреда здоровью человека. Без РЭ невозможно пройти процедуру оценки соответствия товара и получить разрешительный документ: сертификат или декларацию.

Такие сертификационные документы необходимы для законного производства и импорта оборудования и устройств.

Требования к содержанию документа

Содержание руководства по эксплуатации регламентировано действующими нормативно-правовыми актами и может незначительно отличаться в зависимости от вида и назначения продукции. Однако, несмотря на это, РЭ включает следующие обязательные разделы:

  • полное наименование изделия;
  • основные технические характеристики, сведения о конструктивных особенностях, основных свойствах устройства;
  • составные элементы, формирующие комплектность изделия;
  • принцип работы;
  • меры предосторожности и обеспечения безопасной эксплуатации;
  • этапы сборки и монтажа;
  • указания по регулировке и наладке:
  • информация о периодическом сервисном обслуживании и ремонте;
  • возможные причины возникновения поломок, ошибок и правила их устранения;
  • условия гарантии производителя;
  • данные о периоде службы и ресурсе;
  • сведения о транспортировке и упаковке;
  • порядок вывода из эксплуатации и утилизации;
  • данные об испытательных мероприятиях продукции;
  • информация о вводе в эксплуатацию.

Дополнительные схемы, рисунки, фотографии, чертежи и таблицы способствуют более правильному восприятию пользователем сложной технической информации.

Нормативные документы

Порядок  разработки инструкции по эксплуатации отражен в национальных стандартах:

  • ГОСТ 2.601-2013 регулирует требования к содержанию руководства пользователя;
  • ГОСТ 2.610-2006 содержит основные правила оформления РЭ.

Документом по составлению РЭ, имеющим международный статус, является технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 010/2011, включающий в себя стандарты безопасности машин и оборудования, содержит расширенные требования к оформлению руководства по эксплуатации на технически сложные объекты.

Именно данный регламент предполагает создание РЭ как неотъемлемую часть процесса проектирования изделия. Также требования к разработке РЭ содержаться в других узкоспециализированных нормативно-технических документах международного торгово-экономического альянса (ЕАЭС), например: ТР ТС 032/2013, ТР ТС 016/2011

Правила оформления

Вся информация, изложенная в руководстве по эксплуатации, должна соответствовать требованиям действующих нормативно-технических актов. Содержание РЭ должно быть достаточным для использования как специалистом, так и простым пользователем. Документ должен быть изложен понятно и доступно, чтобы у потребителя не возникало трудностей в процессе эксплуатации продукции. Особенно это касается технически сложных объектов, машин и механизмов, подлежащих обязательной сертификации, — анализ РЭ в этом случае является важным этапом процедуры оценки соответствия.

Также в инструкции по эксплуатации должны быть отражены меры предосторожности и указания по оценке технического состояния изделия для определения необходимости текущего и внепланового ремонта. Специалисты сервисного обслуживания довольно часто используют РЭ в работе, поэтому при его составлении необходимо это учитывать, так как документ должен содержать исчерпывающую информацию, необходимую экспертам.

Согласно требованиям ТР ТС 010, руководство по эксплуатации подобно обоснованию безопасности — документу, который разрабатывается при проектировании. Таким образом, многие разделы РЭ идентичны или тесно переплетаются с положениями ОБ.

Необходимая документация

  • заявка на разработку РЭ;
  • информация о предприятии, инициирующем разработку инструкции по эксплуатации (наименование, реквизиты, учредительные и регистрационные документы);
  • документация на изделие, устройство или оборудование.

Заказать разработку РЭ или ознакомиться с дополнительной информацией можно у сотрудников сертификационного центра «ГОСТ Р». Консультации бесплатны!  

Отправьте заявку

Оформление текстовых документов: новые требования ГОСТ

Наши коллеги из clubtk.ru написали материал: оформление текстовых документов: новые требования ГОСТ. С их разрешения мы перепечатываем статью полностью.

Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ Р 2.105-2019 — это свод правил, призванный стандартизировать форму заполнения конструкторской документации. Они содержат нормы, которым должны подчиняться структура и состав текстов в сфере строительства, приборостроения и машиностроения.

Общие моменты

С 1 июля 2020 года вступит в силу приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2019 № 175-ст, которым предусмотрено два нововведения:

  • ГОСТ 2.105-95 утрачивает силу в качестве национального стандарта, но сохраняет действие в качестве межгосударственного;

  • ГОСТ Р 2.105-2019 признают национальным.

Дополнительно в этой сфере приняты:

  • ГОСТ Р 2.106-2019 «Единая система конструкторской документации. Текстовые документы», утв. приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 176-ст;

  • ГОСТ Р 2.601-2019 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы», утв. приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 177-ст;

  • ГОСТ Р 2.610-2019 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов», утв. приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 178-ст;

  • ГОСТ Р 2.711-2019 «Единая система конструкторской документации. Схема деления изделия на составные части», утв. приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 179-ст.

На практике при выполнении работы применяются те стандарты, которые выставляет заказчик, поскольку требования ЕСКД (единых систем конструкторской документации) и в целом ГОСТы в РФ считаются добровольными. Если документация оформляется для российского рынка, используйте правила оформления из национального свода. Если вы готовите бумаги для партнеров из ЕАЭС, стоит продолжать работу по ГОСТ 2.105-95. В ситуациях, когда документами пользуются компании и из России, и из других стран, укажите наименование стандарта, который использован при их подготовке.

Способы оформления

Разрешается заполнять документацию:

  • машинописным способом в соответствии с ГОСТ 13.1.002-2003. Межгосударственный стандарт. Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26.02.2004 № 63-ст);

  • рукописным методом, используя положения ГОСТ 2.304-81. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1981 № 1562);

  • применяя ЭВМ, согласно ГОСТ 2.004-88. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.11.1988 № 3843);

  • на электронных носителях информации.

Дополнительно в новом национальном стандарте предусмотрены правила подготовки текстовых документов электронных (ТДЭ). Их допускается готовить с использованием стандартизованных информационных моделей программ. Данные либо самостоятельно набираются, либо автоматически генерируются с помощью специализированных программных средств из заранее подготовленных фрагментов.

Техническое оформление: общие требования

Формулировки основных правил ГОСТ оформления текстовых документов несколько отличаются в зависимости от того, как утвержден стандарт. Таблица покажет, в чем разница и сходство редакций:

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.105-95

Национальный стандарт ГОСТ Р 2.105-2019

Высота символов — не менее 2,5 мм

· шрифт Times New Roman или Arial размером 14 для основного текста и размером 12 для приложений, примечаний, сносок и примеров;

· допускается использование шрифта размером 13 и 11 для основного текста и размером 12 и 10 для приложений, примечаний, сносок и примеров соответственно.

Расстояние между боковыми линиями формы и текстом должно составлять минимум 3 мм

Абзац начинается с красной строки, минимальный отступ — 15 — 17 мм

Абзацы начинается с отступа, равного 12,5 — 17 мм

От нижней и верхней границ следует отступать не менее 10 мм

Интервал между строками — не менее 8 мм

· текст оформляют с использованием полуторного межстрочного интервала;

· допускается использование двойного межстрочного интервала.

· расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом равно 3, 4 интервалам, при выполнении рукописным способом — 15 мм;

· расстояние между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала, при выполнении рукописным способом — 8 мм.

· расстояние между заголовком и текстом, между заголовками раздела и подраздела — не менее 4 высот шрифта, которым набран основной текст. Расстояние между строками заголовков подразделов и пунктов принимают таким же, как в тексте;

· при выполнении машинописным способом интервал равен 3 или 4 интервалам, при выполнении рукописным способом — не менее 15 мм.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы наименование помещают только над первой частью таблицы.

Относительно копий в ГОСТ 2.105-95 заявлено, что их (здесь и далее приведены выдержки из текста):

выполняют одним из следующих способов:

  • типографским — в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изданиям, изготовляемым типографским способом;

  • ксерокопированием — рекомендуется размножать способом двустороннего копирования;

  • светокопированием;

  • микрофильмированием;

  • на электронных носителях данных.

В национальном стандарте на этот счет добавлены способы изготовления электронных копий:

  • сканированием исходного бумажного документа;

  • конвертированием или трансформированием ТДЭ из одного формата в другой или из одной схемы данных в другую;

  • цифровым копированием.

Отдельно следует выделить установленные стандартами требования к текстовым документам, касающиеся структуры последних. Они могут состоять из:

  • частей с присвоенным наименованием и обозначением. За исключением первой, каждой из них присваивается порядковый номер;

  • книг, у которых тоже есть номера и наименования;

  • разделов. Обязательно проставляется номер каждого, отделенный точкой от основного названия. Точка в конце названия не используется, перенос слов не допускается. Начало каждого раздела оформляется на новом листе;

  • подразделов. Первая цифра обозначает принадлежность к конкретному разделу, вторая — порядковый номер конкретного подраздела.

Что касается нумерации, ЕСКД при оформлении документов позволяет сделать ее как сквозной, так и отдельной для каждого раздела.

Чего делать нельзя

Внимательно посмотрите требования ЕСКД к содержанию и оформлению документации. В документах содержится исчерпывающий список того, что нельзя употреблять в тексте. Так, недопустимо:

  • применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

  • применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

  • применять произвольные словообразования;

  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

  • сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Помимо этого, требования ЕСКД 2020 года запрещают:

  • ставить знак минус для обозначения отрицательных чисел;

  • перечеркивать круг в качестве обозначения диаметра;

  • писать математические знаки без числового сопровождения;

  • указывать индексы стандартов без обозначения присвоенного им регистрационного номера.

Любой элемент текста следует оформлять в соответствии с правилами, отклонение от обязательных требований не допускается.

Пример выполнения текстового документа

2

Содержание

  1. Как правильно составить должностную инструкцию
  2. Новые стандарты и требования в должностных инструкциях
  3. Обновленные требования относительно описания рабочих обязанностей
  4. Требования к квалификации и профессиональным навыкам
  5. Стандарты по процедурам и структуре документации
  6. Требования к языку и стилю написания должностных инструкций
  7. Модернизация должностной инструкции: что нового?
  8. Кто может составлять должностную инструкцию?
  9. Какие материалы нужны для составления должностной инструкции?
  10. Часто возникающие вопросы о новых требованиях и стандартах должностных инструкций 2023 года
  11. 1. Какие основные изменения вносятся в новые требования к должностным инструкциям 2023 года?
  12. 2. Какие документы необходимо будет представить при составлении новой должностной инструкции?
  13. 3. Какова процедура утверждения новых должностных инструкций?
  14. 4. Какие последствия могут возникнуть при несоблюдении новых требований к должностной инструкции?

Работа по должностной инструкции – это важный элемент организации трудовых процессов, нацеленный на повышение эффективности работы сотрудников и увеличение производительности в целом. Как и любой инструмент, должностная инструкция должна соответствовать современным требованиям и стандартам. В настоящее время активно ведутся работы по созданию новых образцов должностных инструкций на 2023 год, которые будут учитывать изменения в работе компаний и новые нормативные требования.

В новых образцах должностных инструкций внимание уделяется не только описанию должностных обязанностей, но и определению компетенций сотрудников, их квалификации и требуемых навыков. Это позволяет максимально точно определить профессиональный уровень работника и установить соответствующие требования к кандидатам при приеме на работу.

Для успешного внедрения новых образцов должностных инструкций необходимы не только знания и понимание изменений в нормативной базе, но и умение адаптировать их к конкретным условиям работы компании. Однако, правильно разработанная и внедренная должностная инструкция позволяет увеличить качество труда, ускорить процесс обучения новых сотрудников и повысить мотивацию.

Как правильно составить должностную инструкцию

Каждая должностная инструкция должна содержать информацию о целях и задачах, структуре и функциях, а также обязанностях и требованиях к каждому должностному лицу.

Для начала необходимо провести анализ и описание работы каждой должности с учетом современных требований и стандартов. Важно не упустить ни одной детали и дать максимально полное представление о наиболее критичных аспектах работы.

Важно также учитывать все изменения и особенности работы, связанные с внедрением новых технологий и использованием нового оборудования.

Для удобства чтения и понимания необходимо использовать понятный язык и структурировать информацию в логические блоки. Допускается использование таблиц, списков и других графических элементов для наглядности.

Наконец, не забудьте организовать проверку и обновление должностных инструкций регулярно, чтобы они соответствовали актуальным условиям и изменениям в работе организации.

Новые стандарты и требования в должностных инструкциях

Новые стандарты и требования в должностных инструкциях

Обновленные требования относительно описания рабочих обязанностей

Согласно новым стандартам, должностные инструкции должны включать четкое описание рабочих обязанностей, которые должен выполнять сотрудник в рамках своей должности. Это включает не только основные задачи, но и детали, такие как краткосрочные и долгосрочные цели, контрольные точки и показатели производительности.

Требования к квалификации и профессиональным навыкам

Должностные инструкции также должны включать требования по квалификации и профессиональным навыкам, необходимым для выполнения задач. Это может включать требования к образованию, опыту работы, сертификатам и лицензиям.

Стандарты по процедурам и структуре документации

Обновленные стандарты также устанавливают требования по процедуре создания и обновления должностных инструкций. В них должны быть определены ясные процедуры описания и формализации рабочих обязанностей, а также структура документации должностной инструкции.

Требования к языку и стилю написания должностных инструкций

Новые стандарты уделяют большое внимание точности, ясности и понятности должностных инструкций. Текст должен быть написан простым и понятным языком, не содержать лишних терминов и являться удобочитаемым. К нему могут быть добавлены иллюстрации, таблицы и другие дополнительные материалы, чтобы облегчить понимание сложных процессов и процедур.

Модернизация должностной инструкции: что нового?

Современный рынок требует постоянной адаптации и модернизации должностных инструкций, чтобы обеспечить эффективность и конкурентоспособность компании. Новые требования и стандарты, появляющиеся каждый год, делают процесс обновления периодическим и необходимым. Что изменилось в текущем году?

  • Более детальное описание обязанностей – в новых образцах должностных инструкций акцент делается на детальном описании обязанностей и полном списке задач, которые должен выполнить сотрудник.
  • Уточнение требований к квалификации – адаптированные требования к квалификации и опыту являются ключевыми при построении должностных инструкций в 2023 году. Они помогают обеспечить, что соискатель подходит для позиции.
  • Увеличение количества объяснений и примеров – для более точного понимания работы и ответственности, обновленные должностные инструкции предоставляют дополнительные объяснения и примеры наиболее важных задач.

В свете этих изменений, компании должны приступить к модернизации должностных инструкций на своих предприятиях, чтобы убедиться, что они соответствуют новым стандартам и требованиям, которые помогут им держаться на рынке и привлекать лучших кандидатов на свои вакансии.

Кто может составлять должностную инструкцию?

Должностная инструкция является официальным документом, определяющим задачи, обязанности и ответственность сотрудника в организации. Она составляется на основании должностных обязанностей и зависит от сферы деятельности и размера компании.

Обычно должностную инструкцию составляют руководители направлений, руководители отделов и менеджеры по персоналу. Также в процессе формирования должностной инструкции могут участвовать другие сотрудники, непосредственно связанные с выполняемыми задачами.

Важно отметить, что для составления должностной инструкции необходимо хорошее понимание процессов и задач, связанных с конкретной должностью. При этом необходимо учитывать актуальные требования и стандарты, принятые в отрасли и в организации.

После составления первоначальной версии должностной инструкции, ее необходимо представить на согласование руководству и согласовать с сотрудником, на которого она будет распространяться. При этом необходимо убедиться, что инструкция понятна, не содержит противоречий и отражает все необходимые задачи и обязанности, которые будут нести сотрудники на конкретной должности.

Какие материалы нужны для составления должностной инструкции?

Для составления должностной инструкции необходимо иметь следующие материалы:

  • Описание должности. Это общее описание основных задач, функций и обязанностей должности. Описание должно быть согласовано с руководителем компании или отдела, который непосредственно занимается данной должностью.
  • Регламент работы. Регламент работы должен описывать процессы работы сотрудника, его обязанности и прочие требования, связанные с работой на данной должности. Регламент работы может быть достаточно подробным и содержать примеры действий, которые необходимо выполнить на данной должности.
  • Квалификационные требования. Квалификационные требования должны определять минимальный уровень знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения задач на данной должности. Квалификационные требования могут также включать информацию о необходимых сертификатах, лицензиях и образовании.
  • Инструкции или руководства по работе с оборудованием и программным обеспечением. Для выполнения задач на данной должности может потребоваться использование специального оборудования или программного обеспечения. Инструкции или руководства по работе с таким оборудованием и программным обеспечением также могут входить в состав должностной инструкции.

Описание должности, регламент работы и квалификационные требования должны быть наиболее подробными и точными, чтобы сотрудник, который займет данную должность, мог понимать, что от него требуется и какие результаты работы он должен достигать. Инструкции или руководства по работе с оборудованием и программным обеспечением должны быть доступными и понятными, чтобы сотрудник мог эффективно выполнять задачи на данной должности.

1. Какие основные изменения вносятся в новые требования к должностным инструкциям 2023 года?

Новые требования включают в себя более детальное описание задачи и функциональных обязанностей, а также анализ рисков и оценку эффективности работы. Также обязательным станет указание необходимых навыков и квалификации для выполнения работы, а также требований по обучению и развитию персонала.

2. Какие документы необходимо будет представить при составлении новой должностной инструкции?

При составлении новой должностной инструкции необходимо будет представить последнюю версию действующей инструкции (если таковая имеется), а также справочные материалы, касающиеся обязанностей, навыков и квалификации, на основе которых будут составлены новые требования и стандарты.

3. Какова процедура утверждения новых должностных инструкций?

Новая должностная инструкция должна быть составлена с учетом потребностей компании и утверждена руководителем подразделения, к которому привязана данная должность. После этого она может быть направлена на утверждение в головной офис компании.

4. Какие последствия могут возникнуть при несоблюдении новых требований к должностной инструкции?

Несоблюдение новых требований может привести к нарушению действующего законодательства, штрафам и даже к увольнению сотрудника. Кроме того, несоблюдение новых требований может привести к снижению производительности и качества работы персонала, а также к убыткам для компании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Центр занятости руководство контакты
  • Дверная арка своими руками пошаговая инструкция с фото для начинающих
  • Удовлетворение потребностей руководством организации
  • Обратиться к руководству ржд
  • Национальное руководство патологическая анатомия купить