Срок руководства губернатора

Документ направлен на реализацию положений обновленной Конституции, в которой впервые был закреплен принцип единства системы публичной власти в результате общероссийского голосования.

Согласно новому закону:

— cнимаются ограничения для губернаторских полномочий, в то время как до вступления в силу новых норм один человек не мог возглавлять регион более двух сроков подряд;

— расширяются основания для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента. Глава государства сможет сделать руководителю региона предупреждение, выговор, отрешить от должности и временно отстранить;

— главы регионов и сами смогут потребовать отставки мэров за плохую работу. В том числе — если в регионе систематически не удавалось достичь показателей, по которым оценивают эффективность местной власти;

— регионы будут обязаны создать контрольно-счетные органы для проверки бюджетов. Раньше это отдавалось на усмотрение субъектов РФ;

— будет пересмотрен перечень полномочий регионов, благодаря чему должно уйти недопонимание в разделении функций власти. Граждан из-за этого иногда «гоняли по кругу» по инстанциям;

— федеральные и региональные органы смогут передавать друг другу часть своих функций, если это не противоречит Основному Закону;

— глава субъекта одновременно будет считаться и главным региональным чиновником, и федеральным чиновником в регионе. То есть он станет связующим звеном в вертикали власти;

— главы регионов не смогут именоваться «президентами»;

— срок полномочий губернатора и региональных парламентов составит пять лет;

— региональные парламенты получают возможность работать дистанционно. А на их заседаниях смогут выступать депутаты Госдумы и сенаторы, — это делается для того, чтобы обеспечить их рабочую взаимосвязь.

Основные идеи и ряд ключевых положений закона прокомментировали спикеры обеих палат парламента. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что «смысл этого закона в одном — создать стройную систему публичной власти, которая позволит повысить эффективность управления огромной многонациональной страной». Цель — чтобы власть была ответственна перед людьми и любой гражданин понимал, что и с кого спрашивать, подчеркнула Матвиенко.

Смысл этого закона в одном — создать стройную систему публичной власти, которая позволит повысить эффективность управления огромной многонациональной страной

Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что, оценивая работу губернаторов, важно ориентироваться на то, какие достижения регион продемонстрировал под их руководством. А значит — не нужны федеральные ограничения для губернаторских сроков. Именно от согласованных действий всех уровней власти, напомнил спикер Госдумы, зависит решение важнейших для страны задач. Результатом принятия закона, по словам Володина, должно стать четкое распределение полномочий, установление ответственности должностных лиц, повышение уровня подотчетности органов власти. Можно сказать, что формируется единое правовое пространство, считает один из авторов, глава Комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Ведь закон, отметил он, направлен на систематизацию публичной власти в стране.

Теперь подробно и детально расписаны многие вещи, которые раньше были обозначены только «крупными мазками», отметил его соавтор, председатель Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

Закон вступит в силу с 1 июня 2022 года.

From Wikipedia, the free encyclopedia

The highest official of the subject of the Russian Federation, also known as the holder of the highest office of subject of the Russian Federation (Russian: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) or the head of the highest executive body of state power of the subject of the Russian Federation (Russian: руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) and colloquially and collectively referred to as the title Governor (Russian: губернаторgubernator) or head of region (Russian: глава регионаglava regiona), is the head and the chief executive of each of the federal subjects of Russia, not directly subordinate to the federal authorities, but the political and ceremonial head of the federal subject, all of which are equal constituent entities of Russia.

The office is defined by the Constitution of Russia and Chapters 1, 3 and 4 of Russia’s Federal Law No. 184-FZ «On the General Principles of the Organization Of the Legislative (Representative) and Executive Organs Of State Power of the Subjects of the Russian Federation» which came into force in 1999. According to the current revision of the Russian Constitution, the Russian Federation consists of 89 federal subjects (including the six regions of Ukraine that are occupied by Russia), therefore there are 89 offices of head of region in Russia (see List of current heads of federal subjects of Russia).

The certain title of office is defined by the federal subject’s Constitution or Charter. The names include: Governor, Head of Administration (Russian: глава администрацииglava administratsii), Head of Republic (Russian: глава республикиglava respubliki), Mayor (Russian: мэрmer), Rais (Russian: раисrais) non-officially and collectively referred to as Governors for short. The official title «Governor» is most used in Russia and traditionally it is used in Oblasts of Russia. Heads of Russia’s republics, mayor of Moscow and governors of Saint Petersburg and Sevastopol are also governors in this sense.

A head of the subject in Russia is said to serve a administration or executive office, colloquially referred to as gubernatorial administration.

Role and powers[edit]

The Constitution preserves the notion that the country is a federation of semi-sovereign federal subjects and that powers not specifically granted to the federal government are retained by the federal subjects. Federal subjects, therefore, are not administrative divisions. Regional governments in Russia are relatively powerful; each federal subject has its own independent criminal and civil law codes, as well as manages its internal government.

The governor thus heads the executive branch in the federal subjects and, depending on the individual jurisdiction, may have considerable control over government budgeting, the power of appointment of many officials (including many judges), and a considerable role in legislation. The governor may also have additional roles, and in many territories the governor has partial or absolute power to commute or pardon a criminal sentence. All governors serve five-year terms for no more than two terms in a row.

In all federal subjects, the governor is directly elected, and in most cases has considerable practical powers, though this may be moderated by the legislature and in some cases by other elected executive officials.

A governor may give an annual address about his achievements in order to satisfy a constitutional stipulation that a governor must report annually (or in older constitutions described as being «from time to time») on the territory or condition of the republic/oblast. Governors of oblasts may also perform ceremonial roles, such as greeting dignitaries, conferring state decorations, issuing symbolic proclamations. The governor may also have an official residence.

History[edit]

In modern Russia, the governor — is the highest official figure in the Russian Federation (territory, region, autonomous region, city), heads the executive branch in the Republics and oblasts of the Russian Federation.

On November 30, 1991, Presidential decree of Yeltsin, appointed Boris Nemtsov to the post of governor of the Nizhny Novgorod region in and the first week of work at the new location, Nemtsov then issued a decree according to which he, the head of the regional government, is to be officially called the governor. Thus, he became the first governor of the new Russia.

From 1995 to 2005, governors were elected by the residents of the Russian Federation in the framework of direct, equal and secret ballot. From 2005 to 2012, governors were appointed by the legislative (representative) bodies of subjects of the Russian Federation by the recommendation of the President of Russia.

On June 1, 2012, an Act came into force, which returns the direct election of senior officials in the regions. In 2015, governors were restricted to a term of five years, with no more than two consecutive terms.

Demographics[edit]

Party[edit]

As of September 2021 there are 57 members of United Russia, 3 Communists, 3 Liberal Democrats, two members of A Just Russia, and 20 independents serving as governors.

Tenure[edit]

For each term, governors serve five years in office.

The longest-serving current governor is Ramzan Kadyrov, the Head of the Chechen Republic, in office since 2007. Overall longest-serving governor is Yevgeny Savchenko of Belgorod Oblast, who has served seven consecutive terms from 1993 to 2020.

List of longest-serving governors

Name Title Took office Left office Term length
Yevgeny Savchenko Governor of Belgorod Oblast 11 October 1993 22 September 2020 26 years, 11 months and 11 days
Aman Tuleyev Governor of Kemerovo Oblast 1 July 1997 1 April 2018 20 years and 9 months
Leonid Polezhayev Governor of Omsk Oblast 11 November 1991 30 May 2012 20 years, 6 months and 19 days
Oleg Korolyov Head of Administration of Lipetsk Oblast 14 April 1998 2 October 2018 20 years, 5 months and 18 days
Viktor Kress Governor of Tomsk Oblast 20 October 1991 17 March 2012 20 years, 4 months and 26 days
Anatoly Artamonov Governor of Kaluga Oblast 18 November 2000 13 February 2020 19 years, 2 months and 26 days
Mintimer Shaimiev President of Tatarstan 4 July 1991 25 March 2010 18 years, 8 months and 21 days
Vladimir Chub Governor of Rostov Oblast 8 October 1991 14 June 2010 18 years, 8 months and 6 days
Yury Luzhkov Mayor of Moscow 6 June 1992 28 September 2010 18 years, 3 months and 22 days
Alexander Filipenko Governor of Khanty-Mansi AO 18 November 1991 1 March 2010 18 years, 3 months and 11 days
Nikolay Volkov Governor of Jewish AO 14 December 1991 24 February 2010 18 years, 2 months and 10 days

Gender[edit]

The first female governor was Valentina Bronevich who was governor of Koryak Autonomous Okrug from 1996 to 2000. There are currently 84 male state governors and one female governor: Natalya Komarova of Khanty–Mansi Autonomous Okrug.

External links[edit]

  • Президент подписал закон о сокращении сроков выдвижения и рассмотрения кандидатур высших должностных лиц субъектов Федерации
  • (in Russian) Иванов В. В. Глава субъекта Российской Федерации. История губернаторов. Том I. История. Книга I. — М., 2019. — 600 с.
  • (in Russian) Иванов В. В. Глава субъекта Российской Федерации. История губернаторов. Том I. История. Книга II. — М., 2019. — 624 с.

Ольга Зенькович,
27 сентября 2021, 19:33 — REGNUM
Широкий резонанс получил внесенный в Госдуму масштабный законопроект о принципах организации публичной власти в регионах. Депутат Госдумы Павел Крашенинников («Единая Россия») и член Совфеда Андрей Клишас внесли инициативу в рамках реализации новых положений Конституции страны. В случае его принятия это будет новый закон, состоящий из 11 глав и 65 статей. Прежний федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утратит силу. В регионах настаивают на широком общественном обсуждении, сообщает ИА REGNUM.

Совершенствуются механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти, действующих на территории регионов (федеральных, региональных, муниципальных). Продолжает выстраиваться модель единой системы публичной власти — на территории каждого субъекта РФ. Закрепляется, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора.

Корректируется система региональных органов власти и совершенствуется их взаимодействие.

Читайте также: Законопроект об организации власти в регионах внесен в Госдуму

Закрепляется, что наименованием должности высшего должностного лица является «глава» с дальнейшим указанием названия субъекта РФ. При этом прописывается, что Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций может быть предусмотрено дополнительное наименование должности высшего должностного лица, но при этом вводится специальный запрет на слово «президент» в отношении главы региона. Таким образом, в России останется только один президент, а в Татарии, как и в других субъектах РФ, будет глава.

Он формирует региональное правительство и принимает решение о его отставке. Глава региона может либо самостоятельно возглавить региональное правительство, либо ввести отдельную должность председателя регионального правительства.

Изменяется механизм ответственности главы региона. Он может быть отрешен от должности президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия президента. Кроме того, президент вправе применять к главе субъекта РФ иные меры ответственности, такие как предупреждение или выговор. В течение пяти лет после отрешения главы региона от должности президентом РФ такое лицо не может претендовать на эту должность ни в одном субъекте РФ.

Меняются и сроки полномочий — законопроект снимает введенный в 2015 году запрет для губернаторов избираться на два срока подряд, главы регионов смогут работать пожизненно. «Для обеспечения стабильности системы публичной власти» срок полномочий главы региона и законодательного органа субъекта РФ устанавливается 5 лет — сейчас срок их полномочий определяется регионом, но не может превышать 5 лет.

Законопроектом корректируются полномочия правительства субъекта РФ с учетом обновленных положений статьи 72 Конституции РФ. Во избежание возможных кризисов в регионах определяется порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица.

Читайте также:
Госдума уточнит работу правительств регионов в отсутствие губернатора

Владимир Путин

Владимир Путин

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Норма, дающая возможность возглавлять регион неограниченное число сроков подряд, вызвала дискуссию. Почти сразу же после внесения законопроекта в Госдуму Кремль заявил позицию президента РФ Владимира Путина.

«Конечно, Путин сторонник сменяемости власти, но это не должно быть навязчивой идеей, которая мешает работе. Все хорошо в меру. Практически в большинстве вопросов Путин сторонник сбалансированного подхода», — сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский тут же предложил свой вариант — аналог «ярлыка на княжение»: «Президент сам назначает главу региона и определяет срок его полномочий: 5, 7, 10 лет — сколько сочтет нужным. Но при этом в любой момент может отправить его в отставку. Чтобы он не думал о том, как ему переизбираться, а думал о деле, спокойно работал».

В регионах же свое видение. Так, например, омский политолог, общественный деятель Сергей Кондаков убеждён, что губернаторы регионов заслуживают оставаться в должности более двух сроков подряд, если работают эффективно.

«Главный критерий оценки губернатора — его КПД в экономическом развитии региона. А вот меры по снятию «тормозных» (особенно тех, кто только и занимается вышибанием денег в Москве) нужно искать, проработать варианты. Но это уже другая тема», — сказал Кондаков.

Законопроект встревожит москвичей, считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия»), имея в виду отношение некоторых жителей столицы к мэру Москвы Сергею Собянину. Однако он рекомендует не поддаваться тяжелым мыслям — «этот закон не делает глав регионов бессмертными, на всё Божья воля…»

Отказ от каких-либо ограничений на количество сроков нахождения на высшей должности для глав регионов обернётся застоем в региональных элитах, уверен политолог и политический технолог Александр Ершов.

«Обнуление, которое началось в прошлом году, логически продолжилось в виде этого законопроекта, но уже на региональном уровне. Я не думаю, что это принесёт положительные плоды в тех регионах, где и так, в силу долгого правления одной и той же элиты, система сдержек и противовесов давно не работает», — рассуждает эксперт.

Государственная дума

Государственная дума

Duma.gov.ru

Законопроектом предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ — независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии с депутатами Государственной думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте.

Для унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную думу.

С учетом региональной практики перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах дополняется прокурорами субъектов РФ.

Кроме того, законопроект синхронизирует работу региональных парламентов с работой глав регионов — вводятся равные пятилетние сроки полномочий для губернаторов и региональных заксобраний.

Читайте также:
Законопроект о работе заксобраний в регионах внесен в Госдуму

Для региональных законов устанавливается общее правило: законы субъекта РФ вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления их в силу.

Если законодательный орган региона примет закон, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, и это противоречие будет установлено судом, но заксобрание его не устранит в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, то глава региона сможет принять решение о роспуске заксобрания субъекта РФ.

Одновременно прокуроры субъектов РФ наделяются полномочием вносить законопроекты в региональные заксобрания.

В целях унификации законодательной процедуры предлагается отдельная статья, предусматривающая порядок внесения законодательными органами субъектов РФ законопроектов в Государственную думу.

Читайте также:
Госдума поменяет правила законотворчества в регионах

Павел Крашенинников

Павел Крашенинников

Duma.gov.ru

Большое число норм законопроекта посвящено полномочиям субъектов РФ. Перечень собственных полномочий регионов по предметам совместного ведения пересмотрен и укрупнен, как пояснил один из авторов депутат Госдумы Крашенинников, для исключения их избыточной детализации и некорректного истолкования на местах.

Скорректированы положения по собственности субъекта РФ, определены основы порядка учета его имущества.

Определяется статус финансового органа субъекта РФ, который является обязательным органом, и непосредственно устанавливается порядок назначения его руководителя с участием Минфина России.

Исключаются нормы, детально регулирующие бюджетный процесс. В этой части предусмотрена отсылка к Бюджетному кодексу.

Инициатива, кроме того, дает органам власти региона право обращаться в Госсовет для разрешения споров.

Проект нового закона о региональной власти не предусматривает изменение названия должности руководителя Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также федеральных территорий. Одновременно, согласно законопроекту, «федеральным законом могут быть установлены особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения».

Севастополь

Севастополь

Марина Каширская © ИА REGNUM

Член Общественной палаты Санкт-Петербурга, директор Института государственного развития, политолог Дмитрий Солонников отметил, что внесённый в Госдуму законопроект о работе региональных органов госвласти и полномочиях субъектов РФ, в случае его принятия, сделает политическую систему России более близкой к унитарной модели и менее федералистской.

«Логика в этом есть, потому что это и так сейчас происходит. С другой стороны, это, конечно, меняет и расклад сил, и идеологию, которая была в создании федерации Российского государства. Мы всё дальше уходим от федерации», — рассуждает политолог.

На то, что законопроект прямо закрепляет за федеральными органами исполнительной власти право влиять на назначение топ-чиновников в регионах, в той же сфере здравоохранения или образования, обратил внимание преподаватель кафедры международных отношений, зарубежного регионоведения и политологии НИУ «Белгородский государственный университет» Роман Травин.

«Тут надо будет смотреть, в каком виде это в итоге будет реализовано. Понятно, что
Москва хочет усилить контроль в таких чувствительных сферах. Но, с другой стороны, можно вспомнить ситуацию, когда только вводились карантинные ограничения. Тогда многое было делегировано субъектам Федерации, но и спрос был с губернаторов», — напомнил он.

Парламенты субъектов РФ заканчивают приведение региональных уставов и конституций в соответствие с новым федеральным законом о публичной власти. Документ разрешил губернаторам занимать должность больше двух сроков подряд, но не везде этим правом воспользовались. Как выяснил “Ъ”, в Якутии, Нижегородской и Ленинградской областях ограничение решили не снимать, а в Севастополе, Удмуртии, Татарстане и некоторых других регионах поправки до сих пор не готовы. Впрочем, основные бенефициары реформы — губернаторы, дорабатывающие второй срок,— от препятствий уже избавились.

Норма, запрещающая губернаторам занимать должность «более двух сроков подряд», исключена из конституций и уставов уже 62 субъектов РФ, подсчитал “Ъ”. Еще в семи регионах соответствующие поправки находятся на рассмотрении парламента или готовятся к внесению.

Напомним, в прошлом году Госдума приняла новый закон, регламентирующий деятельность региональных органов власти (см. “Ъ” от 15 декабря). В отличие от прежнего документа, в нем не содержатся ограничения на число губернаторских сроков, которое было установлено в 2012 году. Многие после этого посчитали, что запрет отменен, однако глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников объяснил: региональные власти должны сами решить, убирать эту норму из своего основного закона или оставить ее. Времени на раздумья было достаточно: уставы и конституции субъектов должны быть приведены в соответствие с новым федеральным законом не позднее 1 января 2023 года.

Большинство парламентов еще весной ожидаемо разрешили губернаторам править бессрочно.

Несмотря на слова господина Крашенинникова, региональные депутаты утверждали, что просто не имеют права оставлять запрет: раз его нет в федеральном законе, то не может быть и в региональном. «Иначе мы будем отнимать дополнительные гарантии у должностных лиц»,— говорил, например, вице-спикер Алтайского краевого законодательного собрания Денис Голобородько.

Однако в июле парламент Ленинградской области по инициативе губернатора Александра Дрозденко привел региональный устав в соответствие с новым законом, но оставил норму о губернаторских сроках без изменений. «Даже не хочу дискутировать на эту тему»,— заявил тогда господин Дрозденко. А спикер заксобрания Сергей Бебенин добавил, что регион «выразил свою приверженность одному из основных демократических принципов: ротации государственной власти».

16 ноября примеру Ленобласти последовали в Якутии. Ил Тумэн (парламент) республики поправил ее конституцию, но ограничение на третий срок Ил Дархана (главы Якутии) не отменил. Председатель парламентского комитета по госстроительству и местному самоуправлению Владимир Прокопьев объяснил “Ъ”, что в соответствие были приведены только те положения, которые в новом федеральном законе сформулированы императивно: «Тема обсуждаемая. Если общество созреет и посчитает необходимым, то мы еще можем к этому (отмене ограничения.— “Ъ”) прийти». 24 ноября аналогичным образом по инициативе губернатора Глеба Никитина поступили депутаты нижегородского заксобрания. «Норма о сроках в число обязательных изменений не входит,— заявил “Ъ” заместитель губернатора Нижегородской области по внутренней политике Андрей Гнеушев.— Решение по срокам является в данном случае не обязанностью, а правом региона».

На практике ни один губернатор с ограничением пока не сталкивался, поскольку с момента его появления никто просто не дорабатывал до конца второго срока.

В 2023 году второй срок истечет у глав Московской области и Чукотского автономного округа Андрея Воробьева и Романа Копина. Препятствий на переизбрание у них уже не будет: в Подмосковье запрет был отменен 9 сентября, а на Чукотке поправки планируется рассмотреть 29 ноября. Также в следующем году истекут полномочия мэра Москвы Сергея Собянина, который теоретически мог бы попасть под ограничение сроков, но в уставе столицы его не было изначально. Кстати, как и в законах некоторых других субъектов: Белгородской, Костромской и Томской областей, Ингушетии и Чечни, Ненецкого автономного округа и Хабаровского края.

Традиционная осенняя ротация глав регионов пока не планируется

Что же касается трех регионов, сохранивших ограничение, то их губернаторам до потенциального третьего срока пока далеко: якутский глава Айсен Николаев и нижегородский Глеб Никитин в 2023 году дорабатывают только первый срок, а ленинградский Александр Дрозденко завершит второй лишь в 2025-м. Добавим, что в Севастополе, Удмуртии, Татарстане, Калмыкии и Тверской области о решении властей по вопросу ограничения сроков до сих пор ничего не известно.

Василий Голубев руководит областью больше 10 лет

Поделиться

Президент России Владимир Путин подписал закон о публичной власти. Теперь главы российских регионов не смогут называться президентами, все губернаторы и Заксобрания будут избираться на пять лет, а для руководителей субъектов вообще отменено ограничение по количеству сроков. 161.RU разобрался, как закон повлияет на Ростовскую область.

Редакция попросила пресс-службу губернатора ответить, как Василий Голубев оценивает закон, какие видит перспективы и допускает ли возможность с его помощью остаться на еще один срок.

— Мы воздержимся от комментариев, — ответила 161.RU пресс-секретарь губернатора Ирина Четвертакова.

Закон о региональной публичной власти внесли в Госдуму сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников. Первое чтение прошло 9 ноября. Совет Федерации одобрил его 15 декабря.

Согласно документу, областные парламенты получили возможность работать дистанционно. Мэров будут выбирать на 5 лет. А при проведении в городском округе конкурса по назначению сити-менеджера губернатор сможет предлагать не менее двух кандидатов для рассмотрения. Кроме того, главы регионов получили право увольнять сити-менеджера. Ранее это могли сделать лишь местные депутаты, а губернатор мог лишь рекомендовать им обратить внимание на мэра, который работает некачественно.

Упразднены советы депутатов сельских и городских поселений. По мнению авторов закона, в системе местной власти должны остаться только городские и муниципальные округа.

P. S.

Василий Голубев и так работает губернатором третий срок подряд. Он возглавил Ростовскую область 14 июня 2010 года — по представлению президента Дмитрия Медведева. В 2015 году Голубев победил на губернаторских выборах, а осенью 2020-го, несмотря на заявления о незаконности выдвижения, выиграл очередные выборы. Этот срок Голубева должен был стать для него последним.

— У нас так много интересных дел впереди, мы для этого заложили базу. У нас появились новые зоны развития, например аэропорт, левый берег, новая экономзона в Шахтах. У меня нет сомнений, что двигаться вперед нужно только с горящими глазами. Всегда задаю себе вопрос: удовлетворен ли я тем, что у нас получилось? Нет. Мы можем больше. У меня есть желание менять Ростовскую область, — сказал Голубев накануне прошлогоднего голосования. Его намерение тогда поддержал Владимир Путин.

Депутаты Госдумы в третьем чтении приняли закон об «обнулении» губернаторских сроков. Согласно принятому закону «О единой системе публичной власти в РФ», предельное число сроков — каждый по 5 лет — сможет устанавливать региональный парламент.

Таким образом, теоретически в российских регионах глава субъекта в случае одобрения парламентом может пожизненно избираться на управляющий пост. 

Ранее лимит для руководителя субъекта составлял 2 срока по 5 лет. 

Между тем законопроект расширил основания для досрочного прекращения полномочий губернатора в связи с утратой доверия президента: если сейчас это возможно в случае выявления фактов коррупции или конфликта интересов, то после принятия поправок увольнять глав регионов с формулировкой о доверии можно будет «по любым основаниям».

Как заявил автор предложенных изменений Андрей Клишас, цель нововведения —  «улучшение качества жизни граждан». По его словам, для этого необходима «эффективная реализация полномочий органов власти на каждом из их уровней, их согласованное взаимодействия между собой».

Ранее президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий  маршалам, генералам армии и адмиралам флота занимать должности до 70 лет.

В предыдущей редакции закона предельный возраст пребывания на военной службе составлял 65 лет. 

Весной 2021 года Госдума также приняла закон, который полностью снимает возрастной ценз для госслужащих, которых назначает или снимает президент. 

А сам Владимир Путин после принятие поправок в Конституции и «обнуления» сроков сможет избираться вплоть до 2036 года. На тот момент ему будет 84 года. 

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля. «Принять отставку губернатора Камчатского края Кузьмицкого A.A. по собственному желанию», — говорится в президентском указе.

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему «недоверия», своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон  N 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).

Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее — 90 дней). При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее — 100 дней).

Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее — не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее — 30 дней).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура «удаления в отставку». Она подробно описывается изменениях в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступивших в силу 24 мая 2009 года. «Удалить» мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае — в законе сказано, что «рассмотрение инициативы депутатов об «удалении» мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора».

Есть три основания для отставки: «действия или бездействие» мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Поиск на КС

16+



Губернаторам в России позволят править пожизненно

9 Ноября 2021
10363 9

Политика

Госдума одобрила закон об «обнулении» сроков губернаторов в первом – и наиболее важном – чтении. После второго и третьего чтения для губернаторов будет снят запрет на нахождение в должности более двух сроков подряд. Предполагается, что предельное число сроков по 5 лет каждый будут устанавливать региональные парламенты. Цель закона официально – «улучшение качества жизни граждан». Неофициально – продление властных полномочий мэра Москвы Сергея Собянина, губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и других глав субъектов.

Капитал страны в Яндекс Дзен
Капитал страны в Яндекс Новости

С губернаторов снимают сроки

  • После «обнуления» президентских сроков Владимира Путина с помощью поправок в Конституцию Госдума обнуляет сроки для глав субъектов федерации. Депутаты приняли в первом чтении закон «О единой системе публичной власти в РФ», пишет РБК.
  • Документ предложил глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас. Он устраняет требование к губернаторам занимать должность не более двух сроков подряд. Теперь губернаторы смогут переизбираться бесконечное число раз, если региональные парламенты будут одобрять очередные переизбрания. Также унифицируются сроки нахождения в должности – по 5 лет для всех регионов.
  • Досрочно уйти с поста губернаторы рискуют только в связи с утратой доверия президента. На текущий момент это возможно в случае установления факта коррупции или конфликта интересов. Теперь же губернаторы оказываются в полной власти президента, который может уволить их «по любым основаниям», пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу комитета Госдумы по госстроительству.
  • По словам главы комитета Павла Крашенникова, если президент утратил доверие к главе региона, то «вряд ли какая-то работа получится, само по себе это является основанием – утрата доверия». Таким образом, президент сможет убрать любого губернатора без расследований и заключений других органов власти, к примеру, суда.
  • Как отмечает источник «Интерфакса», правительство сделало много замечаний к законопроекту, но в целом одобрило законопроект. Его цель – «улучшение качества жизни граждан», объяснил автор Андрей Клишас. России необходима «эффективная реализация полномочий органов власти на каждом из уровней».

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «Одноклассниках»

  • «Обнуление» сроков губернаторов потребовалось для определения дальнейшей судьбы мэра Москвы Сергея Собянина, а также губернатора Подмосковья Андрея Воробьева. Их полномочия истекали в 2023 году, а на новые сроки они не имели права претендовать по действующему законодательству. Поэтому им требовалось искать преемников и посты в федеральной власти. Собянина можно было поставить только премьер-министром, но Михаил Мишустин устраивает Путина и силовиков. Также Путину нужна политическая стабильность в Москве в 2024 году, чтобы переизбраться на пятый срок после «обнуления».

Политика ,

 

0 

Дума одобрила право губернаторов избираться более двух сроков подряд

Также согласно законопроекту все губернаторы будут именоваться главами регионов. Депутаты госсовета Татарстана, единственной республики, чей руководитель именуется «президент», выступили против отмены этого наименования

Фото: Максим Буданов / ТАСС

Законопроект о региональной власти, определяющий полномочия регионов, прошел первое чтение в Госдуме.

В документе, одобренном депутатами, снят запрет губернаторам избираться более двух сроков подряд и вводится единый срок полномочий для глав всех субъектов — пять лет (сейчас срок полномочий не может превышать пять лет, но определяется законами региона). Согласно законопроекту федеральные органы власти, органы власти регионов и местного самоуправления «в их совокупности входят в единую систему публичной власти», их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент России.

Законопроект внесли в нижнюю палату парламента сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников, возглавляющие комитеты палат по госстроительству и законодательству. Документ называется «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и предполагает сразу несколько изменений в институте губернаторства. Кроме уже названных сроков и их количества документ расширяет основания для досрочного прекращения полномочий губернатора из-за утраты доверия президента.

По действующему законодательству для прекращения полномочий президенту нужно основание — выявление фактов коррупции или конфликта интересов. По новому законопроекту основанием становится сам факт утраты доверия. В качестве наказаний для губернаторов предусмотрены такие меры ответственности, как предупреждение, выговор и временное отстранение от исполнения обязанностей.

Среди других предложений — унификация названия органов исполнительной власти и руководителей регионов. Согласно документу теперь все губернаторы или президент, как в Татарстане, будут именоваться «глава», региональный орган исполнительной власти — «правительство». Кроме того, все депутаты региональных законодательных собраний признаются замещающими государственные должности независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, и на них накладываются соответствующие ограничения.

Регионы уже дали свои замечания по поводу законопроекта. Депутаты госсовета Татарстана — единственной республики в Российской Федерации, руководитель которой именуется «президент», выступили против отмены этого наименования и приняли соответствующее постановление.

Председатель госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин сообщил, что к этому вопросу депутаты еще вернутся после того, как законопроект пройдет первое чтение в Госдуме. «Не хочу эту тему сейчас поднимать. <…> Так уже газеты пишут, но они сути не поняли. Не только от того, что меняется название президента или высшего должностного лица. Этот закон в корне влезает в полномочия субъектов Российской Федерации, нарушая действующие нормы российской Конституции. Нас заставляют нарушать нормы российской Конституции», — сказал тогда Мухаметшин. Он выразил надежду, что «настороженность парламента республики» и отклонение законопроекта депутатами Татарстана позволит внести в него «существенные изменения».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал позицию депутатов Татарстана выражением их мнения в ходе работы над документом. «Это мнение о законопроекте в рамках работы по законопроекту. Мы с уважением относимся к мнению каждого из субъектов, но это одно из мнений, которое будет учитываться для продолжения работы», — сказал представитель Кремля.

Он подчеркнул, что во время работы высказываются разные мнения. «Это именно мнение, которое высказано, и примечательно, что в рамках рабочего процесса высказываются разные мнения», — добавил Песков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Теотард 350 инструкция по применению цена
  • Кухонный комбайн мулинекс гениус 2000 инструкция по применению
  • Цитовир сироп инструкция по применению таблетки
  • Kangertech kbox mini инструкция по применению на русском
  • Никотиновая кислота для волос мирролла инструкция по применению