Срок пересмотра инструкций по эксплуатации электрооборудования

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Сроки пересмотра инструкций

Сроки пересмотра инструкций

Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки пересмотра инструкций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Решение Верховного Суда РФ от 26.11.2009 N ГКПИ09-1404
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 24 Инструкция МНС РФ от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»>Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать абзац третий пункта 24 Инструкции недействующим. В заявлении указано, что Инструкция в оспариваемой части противоречит пунктам 8 и 9 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон), а также принципам всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из взаимосвязанных положений статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации. Незаконность оспариваемого предписания заключается в том, что на уплату первой части налога на имущество законодатель отводит налогоплательщику полтора месяца (с 1 августа по 15 сентября), а второй части налога — два месяца (с 15 сентября по 15 ноября). Соответственно, в силу прямого указания Закона налогоплательщик имеет, как минимум, три с половиной месяца на то, чтобы изыскать необходимые денежные средства и уплатить налог на имущество за текущий год. В то же время Закон не устанавливает сроки уплаты налога физическим лицом в случае пересмотра налоговым органом неправильно произведенного налогообложения. Такие сроки определены Инструкцией, которая устанавливает, что дополнительные суммы налогов уплачиваются равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. Данные сроки уплаты налога на имущество физических лиц на полтора месяца короче, чем сроки, установленные пунктами 8, 9 статьи 5 Закона, что ограничивает права физических лиц, своевременно не привлеченных к уплате налога, по сравнению с правами лиц, вовремя извещенных об уплате налога. Оспариваемое предписание Инструкции было применено к заявителю в 2008 г., когда налоговый орган обнаружил, что при расчете налога за предшествующие годы не была учтена вторая квартира, принадлежащая налогоплательщику.

С 7 января 2023 года вступили в силу новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденные приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811. Об основных изменениях и том, на кого распространяется новый приказ, о функциональных обязанностях ответственного за электрохозяйство, о том, что необходимо обеспечить при эксплуатации электроустановок и какие организационно-распорядительные акты необходимо издать в организации — читайте в нашем материале.

Снежана Кузьменко

Руководитель отдела охраны труда EcoStandard group

Анастасия Дончук

Ведущий специалист по охране труда EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

7 января 2023 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 12.08.2022 № 811 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии», которым утверждены новые Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП, Правила). Правила устанавливают ряд требований к организации технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, значительно отличающихся от требований, представленных в ПТЭЭП, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 и действовавших ранее.

На кого распространяется приказ Минэнерго России от 12.08.2022 № 811?

В соответствии с пунктом 1 ПТЭЭП Правила устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее — электроустановки).

  • Потребители электрической энергии — лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Правила распространяются на потребителей электрической энергии:

  • юридических лиц,
  • индивидуальных предпринимателей;
  • физических лиц, владеющих по праву собственности или на ином законном основании электроустановками.

Правила не распространяются на потребителей — физических лиц, владеющих по праву собственности или на ином законном основании электроустановками напряжением ниже 1 000 вольт (далее — В) и использующих данные электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд.

Следует отметить, что, если указанные физические лица будут использовать электроустановки напряжением ниже 1 000 В в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то они будут считаться потребителями электроэнергии, следовательно требования Правил будут на них распространяться на общих основаниях.

Обратите внимание, что в Правилах не представлен ряд требований к потребителям электроэнергии, представленных в других нормативно-правовых документах. Правила содержат ссылки на НПА, содержащие те или иные требования к потребителям, но конкретные требования не фиксируются и не закрепляются. Таким образом, в новых Правилах исключается дублирование информации, нормативно закрепленной в иных НПА.

Что необходимо обеспечить при эксплуатации электроустановок?

В соответствии с пунктом 7 Правил при эксплуатации электроустановок необходимо обеспечить:

  • содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию;
  • проведение технического обслуживания и ремонта электроустановок;
  • соответствие технических характеристик и параметров технологического режима работы электроустановок;
  • подготовку и подтверждение готовности работников, осуществляющих трудовые функции по эксплуатации электроустановок, к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией электроустановок;
  • оперативно-технологическое управление электроустановками;
  • контроль за техническим состоянием и эксплуатацией электроустановок, в том числе работающих автономно от электроэнергетических систем;
  • содержание в исправном состоянии устройств релейной защиты и автоматики, необходимых для защиты линий электропередачи (далее — ЛЭП) и оборудования, входящего в состав электроустановок;
  • контроль за соблюдением режимов работы электроустановок и потребления электрической энергии;
  • учет, расследование и анализ причин аварий в электроэнергетике, произошедших на объектах потребителя, а также принятие мер по устранению причин их возникновения;
  • наличие, использование и поддержание в актуальном состоянии технической документации, необходимой для эксплуатации электроустановок и выполнения персоналом потребителя возложенных на него трудовых функций;
  • укомплектование электроустановок средствами защиты в электроустановках, инструментом, запасными частями и материалами;
  • проведение испытаний электрооборудования;
  • эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.

Какие локальные документы необходимы в организации?

  1. Приказ об организационной структуре управления энергоустановками (ЭУ), распределении границ эксплуатационной ответственности и функций по обслуживанию ЭУ (п.8 ПТЭЭП)

    Это основной документ, в котором владелец электроустановки назначает структурные подразделения, непосредственно отвечающие за работу ВЛ, кабельных линий, средств связи. Функции по обслуживанию конкретного электрооборудования закрепляют также в положениях о соответствующих службах, отделах, если они издаются в организации.

  2. Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство и его заместителя (п.8-11 ПТЭЭП).
    Для юридических лиц (ЮЛ) Согласно части 2 пункта 8 ПТЭЭП, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением ИП и ФЛ) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя (далее — ответственный за электрохозяйство), и его заместителя с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10 и 11 ПТЭЭП.

    Случаи, в которых осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство для выполнения его обязанностей, должны определяться руководителем потребителя в организационно-распорядительном документе.

    Лицо, замещающее ответственного за электрохозяйство, назначается руководителем потребителя на время отсутствия ответственного за электрохозяйство из числа административно-технического персонала.

    Следует отметить, что, согласно части 5 пункта 8 ПТЭЭП, в случае если электроустановка потребителя — ЮЛ — включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительную установку, переносное электрооборудование, имеющие номинальное напряжение не выше 0,4 кВ, либо электроустановки имеющие суммарную максимальную мощность не более 150 кВт, номинальное напряжение до 1 000 В и присоединены к одному источнику электроснабжения, ответственность за выполнение обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках такого потребителя может быть возложена на единоличный исполнительный орган указанного потребителя — юридическое лицо

    Для индивидуального предпринимателя (ИП) Согласно части 3 пункта 8 ПТЭЭП, в случае если потребитель, осуществляющий эксплуатацию электроустановки, является ИП, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается непосредственно на него
    Для физического лица (ФЛ) Согласно части 4 пункта 8 ПТЭЭП, для потребителей — ФЛ, осуществляющих эксплуатацию электроустановок напряжением выше 1 000 В, — обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается на такое физическое лицо

    Таким образом, в соответствии с новыми ПТЭЭП, можно выделить следующие существенные изменения в порядке назначения ответственных за электрохозяйство и осуществления их деятельности:

    1. Потребители — индивидуальные предприниматели — могут не назначать ответственного за электрохозяйство;
    2. Потребители — юридические лица — обязаны назначить ответственного за электрохозяйство и его заместителя из числа административно-технического персонала;

      Это требование, в сравнении с ПТЭЭП-2003, является относительно новым, так как ранее отмечалось, что указанные лица должны принадлежать к числу руководителей и специалистов, которые могли быть взяты из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала.

    3. Приказом руководителя организации должны быть определены случаи, когда осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство.

    Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя осуществляется после проверки знаний и присвоения им следующей группы по электробезопасности:

    • V — в электроустановках напряжением выше 1 000 В;
    • IV — в электроустановках напряжением ниже 1 000 В.

    Новые Правила закрепляют обязанность потребителя передавать ежегодно, до 1 января, в сетевую организацию списки работников, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния электрооборудования, а также сведения об ответственном за электрохозяйство (п. 13 Правил № 811).

  3. Приказ о назначении лиц, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;
  4. Приказ о назначении лиц, имеющих право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;
  5. Приказ о назначении лиц, имеющих право единоличного осмотра электроустановок;
  6. Приказ о назначении лиц, имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н (далее — ПОТЭЭ);
  7. Приказ о назначении лиц, допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);
  8. Приказ о назначении лиц, имеющих право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ (п.12-13 ПТЭЭП)).

    Потребитель определяет списки таких работников. Списки работников должны быть в наличии у ответственного за электрохозяйство, а также на рабочих местах персонала в соответствии с пунктами 29 и 36 ПТЭЭП.

    Потребитель должен ежегодно, до 1 января, предоставлять списки работников, а также информацию об ответственном за электрохозяйство и его заместителях (при наличии) в обслуживающую его сетевую (энергоснабжающую) организацию и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках или информации (до допуска работников к самостоятельной работе) уведомлять сетевую (энергоснабжающую) организацию о таких изменениях.

    • Кого касается эта обязанность

      Сведения касаются лиц, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, а также лиц, имеющих право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок.

  9. Приказ об утверждении перечней технической документации

    Для структурных подразделений потребителя — юридического лица (работников потребителя — ИП или ФЛ) — с учетом выполняемых ими функций по эксплуатации электроустановок должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом потребителя — ЮЛ или его филиала (потребителем — ИП или ФЛ) (далее — перечни технической документации). В перечнях технической документации должны быть учтены документы, указанные в пункте 27 ПТЭЭП.

    В соответствии с перечнями технической документации должно быть обеспечено наличие указанных в них документов и организован доступ персонала потребителя к их использованию.

    Перечни технической документации должны пересматриваться при изменении состава технической документации, но не реже одного раза в 3 года.

  10. Приказ об утверждении производственных инструкций (п.33 ПТЭЭП)

    Для организации и осуществления эксплуатации электроустановок потребителем должны быть разработаны и утверждены производственные инструкции по эксплуатации электроустановок, организации и осуществлению оперативно-технологического управления, в том числе по вопросам производства переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима в электроустановках.

    В случае изменения состава ЛЭП, оборудования и устройств, изменения режимов и условий эксплуатации электрооборудования в производственные инструкции должны быть внесены изменения и дополнения, о чем сообщается под подпись работникам, для которых обязательно знание таких инструкций.

    Указанные в ПТЭЭП производственные инструкции должны пересматриваться не реже одного раза в 3 года.

  11. Приказ об утверждении перечня документов на рабочих местах оперативного, оперативно-ремонтного персонала (п.34 ПТЭЭП)

    В перечень документов на рабочих местах оперативного, оперативно-ремонтного персонала должны быть включены:

    • оперативная схема электрических соединений;
    • оперативный журнал;
    • журнал распоряжений;
    • журнал учета работ по нарядам и распоряжениям;
    • журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок;
    • журнал релейной защиты и автоматики;
    • журнал телемеханики;
    • журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании;
    • диспетчерские и оперативные заявки (журнал (картотека) диспетчерских и оперативных заявок) на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП оборудования и устройств;
    • ведомости (журналы) показаний контрольно-измерительных приборов (не требуется при наличии у потребителя автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии);
    • журнал учета электрооборудования;
    • нормальная схема электрических соединений электроустановки;
    • бланки (типовые бланки) переключений в электроустановках и иная документация, указанная в Правилах переключений в электроустановках;
    • перечни ЛЭП, оборудования и устройств электроустановок с их распределением по способу технологического управления и ведения;
    • однолинейная схема первичных электрических соединений электроустановки;
    • списки работников, указанных в пункте 12 ПТЭЭП;
    • списки работников сетевой (энергоснабжающей) организации и организаций, имеющих право вести оперативные переговоры и выполнять переключения в электроустановках.
  12. Приказ об утверждении графиков осмотров и обходов оборудования, зданий и сооружений электроустановок потребителя (п.37 ПТЭЭП)

    Потребителем должны быть составлены и утверждены руководителем или иным уполномоченным лицом потребителя — ЮЛ или его филиала (потребителем — ИП или ФЛ) — графики осмотров и обходов оборудования, зданий и сооружений электроустановок потребителя.

    Административно-технический персонал потребителя в соответствии с графиками осмотров и обходов должен осуществлять обходы и осмотры оборудования, зданий и сооружений, проверять наличие и содержание эксплуатационной документации на рабочих местах оперативного, оперативно-ремонтного персонала и обеспечивать принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Какие функциональные обязанности у ответственного за электрохозяйство?

В соответствии с пунктом 9 ПТЭЭП на ответственного за электрохозяйство должны быть возложены полномочия по:

  • организации разработки и ведению документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок и ее пересмотру (актуализации);
  • организации и обеспечению проведения работы с персоналом;
  • организации безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием работников организаций, выполняющих функции по оперативному и (или) техническому обслуживанию, ремонту, наладке, испытаниям электроустановок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю, и не состоящих в его штате, в том числе осуществлению контроля правильности допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства;
  • обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания электроустановок;
  • контролю наличия средств защиты в электроустановках и инструмента, необходимых для эксплуатации электроустановок, проведения проверок и испытаний таких средств защиты и инструмента;
  • обеспечению ввода ЛЭП, оборудования, устройств, входящих в состав электроустановок, в работу в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • организации оперативного обслуживания электроустановок и ликвидации технологических нарушений в электроустановках;
  • обеспечению проверок соответствия исполнительных технологических схем (чертежей), представляющих собой графическое представление последовательности основных стадий (операций) технологического процесса, и схем электрических соединений фактическим эксплуатационным схемам и пересмотру (актуализации) указанных схем;
  • обеспечению не реже одного раза в 2 года контроля значений показателей качества электрической энергии, обусловленных работой электроустановок, в том числе путем проведения замеров таких показателей;
  • обеспечению контроля соблюдения и поддержания режима работы электроустановок и режима потребления электрической энергии, в том числе режимов потребления реактивной мощности, заданных потребителю в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или договором энергоснабжения;
  • обеспечению поддержания автономных резервных источников питания.

Какие существуют категории персонала?

В соответствии с пунктом 38 Правил электротехнический и электротехнологический персонал подразделяется на следующие категории:

  • Административно-технический персонал;
  • Оперативный персонал;
  • Оперативно-ремонтный персонал;
  • Ремонтный персонал;
  • Вспомогательный персонал.
Административно-технический Оперативный Оперативно-ремонтный Ремонтный Вспомогательный
Те, кто организует работу электротехнического и электротехнологического персонала, непосредственно занятого оперативным и ремонтным обслуживанием
Примеры: главный энергетик, ИТР
Работники, осуществляющие оперативное управление и обслуживание электроустановок: осмотр, оперативные переключения, подготовку рабочего места, допуск и надзор за работающими, выполнение работ в порядке текущей эксплуатации
Примеры: электромонтер, мастер участка
Работники из числа ремонтного персонала, компетентные и уполномоченные на оперативное обслуживание электроустановок.
У многих потребителей один квалифицированный работник выполняет оперативные и ремонтные функции

Пример: электрик по обслуживанию электрооборудования ТЦ

Персонал, обеспечивающий техническое обслуживание и ремонт, монтаж, наладку и испытание электрооборудования
Примеры: слесарь, наладчик, монтажник
Рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест в производственных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств

Примеры: медсестры, санитары, фельдшеры, операторы копировальных и множительных машин, охранники, плотники, подсобные рабочие, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

В каждой отрасли есть свой вспомогательный персонал, который не участвует в основной деятельности, и не относится при этом к административно-управленческому персоналу или к оперативно-ремонтному и ремонтному персоналу, а выполняют функции по обеспечению основной деятельности — те, кто выполняет уборку, санитарно-технические работы, организует питание.

Работодатель должен своим локальным актом утвердить, кто в его организации является вспомогательным персоналом.

Формы работы с персоналом с учетом обязательных мероприятий по подготовке персонала и требований НПА включают:

Для административно-технического персонала
  • предэкзаменационная подготовка и проверка знаний правил работы в электроустановках;
  • производственный инструктаж;
  • инструктаж по охране труда
Для оперативного и оперативно-ремонтного персонала
  • подготовка по новой должности (рабочему месту);
  • стажировка (производственное обучение), включая обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (далее — стажировка);
  • предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
  • дублирование;
  • противоаварийные тренировки;
  • специальная подготовка;
  • производственный инструктаж;
  • инструктаж по охране труда
Для ремонтного персонала
  • подготовка по новой должности (рабочему месту);
  • стажировка;
  • предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
  • производственный инструктаж;
  • инструктаж по охране труда
Для вспомогательного персонала:
  • предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
  • инструктаж по охране труда

Требования к персоналу

Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. Наличие профессиональной подготовки подтверждается соответствующими документами:

  • удостоверением по специальности;
  • свидетельством об окончании курсов;
  • дипломом.

Допускается прием работников, не имеющих профессиональной подготовки, при условии проведения обучения такого работника (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных учебных центрах.

По новым ПТЭЭП, подготовка и аттестация сотрудников должна проходить в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики(приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796), поскольку объем квалификационных требований к работнику должен зависеть от сложности обслуживаемого оборудования, а не от того, кому оно принадлежит — сетевой компании или потребителю.

Особенности установлены только для владельцев ЭУ, эксплуатирующих распредсети классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенные к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ, и (или) электроприемники (п. 40-45 Правил № 811).

Им разрешается не проводить проверку знаний работника, принятого по совместительству для исполнения функций ответственного за электрохозяйство, если выполняются 3 условия:

  • прошло не больше полугода с даты аттестации по основному месту работы;
  • энергоемкость и сложность ЭУ у потребителя не выше, чем у первого работодателя;
  • по совместительству нет электроустановок выше 1 000 В;
  • также такие потребители вправе не создавать комиссии по проверке знаний, если им не позволяет численность (в этом случае все работники аттестуются в Ростехнадзоре).

Руководители структурных подразделений потребителя (при наличии таких структурных подразделений), в подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала (п.40 ПТЭЭП).

В отношении персонала потребителя должна проводиться первичная и периодическая (очередная и внеочередная) проверка знаний (п.43 ПТЭЭП).

Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в работе более 3 лет.

Очередная проверка знаний должна проводиться в следующие сроки:

Не реже 1 раза в 12 месяцев Не реже 1 раза в 3 года
  • оперативный и оперативно-ремонтный персонал;
  • ремонтный персонал;
  • персонал из числа электротехнического персонала по утвержденному перечню;
  • административно-технический персонал, непосредственно организующий работы в электроустановках или имеющий функции оперативного управления и переговоров в электроустановках;
  • ответственный за электрохозяйство и его заместитель
  • вспомогательный персонал;
  • иные сотрудники, не относящиеся к персоналу из левого перечня

Проверка знаний работников потребителя — ЮЛ, численность работников которого не позволяет образовать комиссию по проверке знаний в соответствии с Правилами работы с персоналом, утвержденных приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 (далее — Правила работы с персоналом), должна проводиться в комиссиях, формируемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, или его территориальными органами (п.45 ПТЭЭП).

Внеочередная проверка знаний работников по электробезопасности проводится в случаях:

  • при введении в действие новых норм и правил;
  • при назначении или переводе на другую работу;
  • по требованию органов государственного надзора;
  • по заключению комиссий, расследовавших несчастные случаи с людьми или нарушения в работе энергетического объекта;
  • при повышении знаний на более высокую группу;
  • при перерыве в работе в данной должности более 6 месяцев.

Формирование комиссии для проведения проверки знаний

Для проведения проверки знаний различных категорий работников в организации организационно-распорядительными документами должны создаваться постоянно действующие комиссии по проверке знаний следующих уровней (п.50 Правил работы с персоналом):

  • центральная постоянно действующая комиссия по проверке знаний организации;
  • постоянно действующие комиссии по проверке знаний филиалов, представительств организации.

Допускается создание в организации:

  • постоянно действующих комиссий по проверке знаний структурных подразделений;
  • специализированных постоянно действующих комиссий для проверки знаний в отдельных областях, для отдельных категорий персонала или для отдельных структурных подразделений.

В зависимости от численности и функций филиалов, представительств организации допускается осуществлять проверку знаний их работников в центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации. В указанном случае комиссии по проверке знаний филиалов, представительств могут не создаваться.

Комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее чем из 5 человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний (п.51 Правил работы с персоналом).

Председатель, заместители председателя и не менее 2-х членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации (п.53 Правил работы с персоналом).

Проверка знаний остальных членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения.

При проведении проверки знаний должно присутствовать не менее 3-х членов комиссии организации по проверке знаний, включая председателя (заместителя председателя), при этом (п.53 Правил работы с персоналом):

  • при проведении проверки знаний в постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации непосредственно членов данной комиссии состав комиссии должен включать председателя комиссии (заместителя председателя) и не менее 2-х членов комиссии, прошедших проверку знаний в вышестоящей комиссии организации;
  • при проведении проверки знаний, по результатам которой предполагается присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности, в дополнение к требованиям, указанным во 2-м абзаце настоящего пункта Правил, должны соблюдаться требования к составу комиссии, указанные в пункте 58 Правил работы с персоналом.

В случае если в состав задач комиссии по проверке знаний входит присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности, то в состав такой комиссии должны включаться не менее 3-х работников, имеющих группу по электробезопасности, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже группы, присваиваемой (подтверждаемой) работнику, проверка знаний которого осуществляется (п.58 Правил работы с персоналом).

Относятся ли специалисты по охране труда, допущенные к инспектированию электроустановок, к электротехническому персоналу?

Согласно пункту 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ), специалисты по охране труда, осуществляющие контроль за электроустановками, — это отдельная категория работников, которые не относятся ни к электротехническому, ни к не электротехническому персоналу.

Они должны иметь группу IV по электробезопасности, их производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет.

Присвоение группы IV по электробезопасности вышеуказанным работникам проводится без предварительной последовательной проверки знаний на II и III группу по электробезопасности.

Можно ли включать специалиста по охране труда (инспектирующий персонал) в состав комиссии по проверке знаний для присвоения (подтверждения) группы по электробезопасности организации?

На основании пункта 51 Правил работы с персоналом комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее чем из 5-ти человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний.

Действующим НПА предусмотрено, что в состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации. При этом специалист по охране труда, контролирующий электроустановки организации потребителя электроэнергии, не относится к электротехническому персоналу и, в частности, к административно-техническому персоналу, поэтому он, так же как и оперативно-ремонтный персонал, прошедший проверку знаний в комиссии Ростехнадзора, не может быть включен в комиссию по проверке знаний организации.

Может ли ответственный за электрохозяйство, его заместитель и специалист по охране труда, инспектирующий электроустановки, проходить проверку знаний в комиссии работодателя?

Действующие НПА не устанавливают обязательные требования к проверке знаний ответственного за электрохозяйство, его заместителя и специалиста по охране труда, инспектирующего электроустановки, в комиссии Ростехнадзора (его территориального органа). Указанные работники могут проходить проверку знаний в комиссии организации.

Проверка знаний работников организации в комиссии Ростехнадзора предусмотрена только в случае, если штатная численность работников организации не позволяет образовать комиссию по проверке знаний организации на основании пункта 45 ПТЭЭП.

Может ли специалист по охране труда проводить единоличный осмотр электроустановок в соответствии с новыми Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ)?

Согласно пункту 3.5 ПОТЭЭ, работники, не обслуживающие электроустановки, могут допускаться для осмотра в электроустановки в сопровождении:

  • оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку;
  • оперативного персонала, имеющего группу IV по электробезопасности — в электроустановках напряжением выше 1 000 В;
  • оперативного персонала, имеющего группу III по электробезопасности — в электроустановках напряжением до 1 000 В;
  • работника, имеющего право единоличного осмотра.

В соответствии с пунктом 3.4 ПОТЭЭ единоличный осмотр электроустановки, электротехнической части технологического оборудования имеет право выполнять работник из числа оперативного персонала, имеющий группу по электробезопасности не ниже III, осуществляющий оперативное обслуживание данной электроустановки, находящийся на дежурстве, либо работник из числа административно-технического персонала, на которого возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках, имеющий:

  • группу V по электробезопасности — при эксплуатации электроустановки напряжением выше 1 000 В;
  • группу IV по электробезопасности — при эксплуатации электроустановки напряжением до 1 000 В.

Право единоличного осмотра предоставляется на основании ОРД организации (обособленного подразделения).

В соответствии с вышеуказанным, если специалисту по охране труда присвоена группа IV по электробезопасности до 1 000 В, то он допускается в действующие электроустановки напряжением выше 1 000 В в сопровождении лиц, указанных в п. 3.5 Правил.

В случае, если специалист по охране труда допущен к контролю электроустановок напряжением выше 1 000 В и имеет группу V по электробезопасности, а также право единоличного осмотра электроустановок на основании ОРД организации, он может допускаться в электроустановки напряжением выше 1000 В без сопровождения.

Какая периодичность присвоения I группы по электробезопасности для неэлектротехнического персонала?

Требования к присвоению группы по электробезопасности установлены на основании пункта 2.3 ПОТЭЭ, согласно которого группа по электробезопасности присваивается неэлектротехническому персоналу (из числа персонала, не относящегося к электротехническому и электротехнологическому персоналу, выполняющего работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током).

Перечень должностей, рабочих мест, на которых для выполнения работы необходимо присвоение работникам группы по электробезопасности, определяет руководитель организации.

Работнику, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа по электробезопасности с оформлением в журнале, в котором указываются:

  • ФИО работника;
  • его должность;
  • дата присвоения группы I по электробезопасности;
  • подпись проверяемого и проверяющего.

Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Присвоение I группы по электробезопасности проводится работником из числа электротехнического персонала, имеющего группу III по электробезопасности, или специалистом по охране труда, имеющим группу IV по электробезопасности или выше, назначенным распоряжением руководителя организации.

Действующим НПА не предусмотрено периодическое подтверждение (проведение повторного инструктажа) группы I по электробезопасности, вследствие чего присвоение группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу может проводиться однократно с оформлением в журнале.

ПТЭЭП. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

  • 9 февраля 2007 г. в 02:14
  • 734348
  • Поделиться


  • Пожаловаться

Глава 1.8. Техническая документация

1.8.1. У каждого Потребителя должна быть следующая техническая документация:

  • генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями;
  • утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
  • акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию;
  • исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;
  • акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и Потребителем;
  • технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации;
  • производственные инструкции по эксплуатации электроустановок;
  • должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах (оператору персональной электронно-вычислительной машины (далее — ПЭВМ), по применению переносных электроприемников и т.п.), инструкции по пожарной безопасности, инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, инструкция по учету электроэнергии и ее рациональному использованию, инструкции по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок. Все инструкции разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в электроустановках, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т.п.) и утверждаются руководителем Потребителя.

Комплект указанной выше документации должен храниться у Потребителя и при изменении собственника передаваться в полном объеме новому владельцу. Порядок хранения документации устанавливается руководителем Потребителя.

1.8.2. У каждого Потребителя для структурных подразделений должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные техническим руководителем. Полный комплект инструкций должен храниться у ответственного за электрохозяйство цеха, участка и необходимый комплект — у соответствующего персонала на рабочем месте.

Перечни должны пересматриваться не реже 1 раза в 3 года.

В перечень должны входить следующие документы:

  • журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием их технических данных, а также присвоенных им инвентарных номеров (к журналам прилагаются инструкции по эксплуатации и технические паспорта заводов-изготовителей, сертификаты, удостоверяющие качество оборудования, изделий и материалов, протоколы и акты испытаний и измерений, ремонта оборудования и линий электропередачи, технического обслуживания устройств РЗА);
  • чертежи электрооборудования, электроустановок и сооружений, комплекты чертежей запасных частей, исполнительные чертежи воздушных и кабельных трасс и кабельные журналы;
  • чертежи подземных кабельных трасс и заземляющих устройств с привязками к зданиям и постоянным сооружениям и указанием мест установки соединительных муфт и пересечений с другими коммуникациями;
  • общие схемы электроснабжения, составленные по Потребителю в целом и по отдельным цехам и участкам (подразделениям);
  • акты или письменное указание руководителя Потребителя по разграничению сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между структурными подразделениями (при необходимости);
  • комплект производственных инструкций по эксплуатации электроустановок цеха, участка (подразделения) и комплекты необходимых должностных инструкций и инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы);
  • списки работников:
    • имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования;
    • имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды;
    • которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего;
    • допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность;
    • подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках;
  • перечень газоопасных подземных сооружений, специальных работ в электроустановках;
  • ВЛ, которые после отключения находятся под наведенным напряжением;
  • перечень работ, разрешенных в порядке текущей эксплуатации;
  • электроустановок, где требуются дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности производства работ;
  • должностей инженерно-технических работников (далее — ИТР) и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности;
  • профессий и рабочих мест, требующих отнесения персонала к группе I по электробезопасности;
  • разделение обязанностей электротехнологического и электротехнического персонала;
  • электроустановок, находящихся в оперативном управлении;
  • перечень сложных переключений, выполняемых по бланкам переключений;
  • средств измерений, переведенных в разряд индикаторов;
  • инвентарных средств защиты, распределенных между объектами.

1.8.3. Все изменения в электроустановках, выполненные в процессе эксплуатации, должны своевременно отражаться на схемах и чертежах за подписью ответственного за электрохозяйство с указанием его должности и даты внесения изменения.

Информация об изменениях в схемах должна доводиться до сведения всех работников, для которых обязательно знание этих схем, с записью в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям.

1.8.4. Обозначения и номера на схемах должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре.

1.8.5. Соответствие электрических (технологических) схем (чертежей) фактическим эксплуатационным должно проверяться не реже 1 раза в 2 года с отметкой на них о проверке.

1.8.6. Комплект схем электроснабжения должен находиться у ответственного за электрохозяйство на его рабочем месте.

Оперативные схемы электроустановок данного цеха, участка (подразделения) и связанных с ними электрически других подразделений должен храниться на рабочем месте оперативного персонала подразделения.

Основные схемы вывешиваются на видном месте в помещении данной электроустановки.

1.8.7. Все рабочие места должны быть снабжены необходимыми инструкциями: производственными (эксплуатационными), должностными, по охране труда и о мерах пожарной безопасности.

1.8.8. В случае изменения условий эксплуатации электрооборудования в инструкции вносятся соответствующие дополнения, о чем сообщается работникам, для которых обязательно знание этих инструкций, под роспись.

Инструкции пересматриваются не реже 1 раза в 3 года.

1.8.9. На рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись следующая документация:

  • оперативная схема, а при необходимости и схема-макет. Для Потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно иметь однолинейную схему первичных электрических соединений, на которой не отмечается фактическое положение коммутационных аппаратов;
  • оперативный журнал;
  • журнал учета работ по нарядам и распоряжениям;
  • журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок;
  • журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики;
  • журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании;
  • ведомости показаний контрольно-измерительных приборов и электросчетчиков;
  • журнал учета электрооборудования;
  • кабельный журнал.

На рабочих местах должна также иметься следующая документация:

  • списки работников:
    • имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования;
    • имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды;
    • которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего;
    • допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность;
    • подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках;
  • списки ответственных работников энергоснабжающей организации и организаций-субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры;
  • перечень оборудования, линий электропередачи и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке;
  • производственная инструкция по переключениям в электроустановках;
  • бланки нарядов-допусков для работы в электроустановках;
  • перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

В зависимости от местных условий (организационной структуры и формы оперативного управления, состава оперативного персонала и электроустановок, находящихся в его оперативном управлении) в состав оперативной документации может быть включена следующая документация:

  • журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  • однолинейная схема электрических соединений электроустановки при нормальном режиме работы оборудования;
  • список работников, имеющих право отдавать оперативные распоряжения;
  • журнал по учету противоаварийных и противопожарных тренировок;
  • журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики и карты уставок релейной защиты и автоматики;
  • местная инструкция по предотвращению и ликвидации аварий;
  • перечень сложных оперативных переключений;
  • бланки переключений.

Объем оперативной документации может быть дополнен по решению руководителя Потребителя или ответственного за электрохозяйство.

1.8.10. Оперативную документацию периодически (в установленные в организации сроки, но не реже 1 раза в месяц) должен просматривать вышестоящий оперативный или административно-технический персонал и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.

1.8.11. Оперативная документация, диаграммы регистрирующих контрольно-измерительных приборов, ведомости показаний расчетных электросчетчиков, выходные документы, формируемые оперативно-информационным комплексом автоматизированных систем управления (далее — АСУ), относятся к документам строгого учета и подлежат хранению в установленном порядке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Робот пылесос dexp lf200 инструкция по применению на русском
  • Stk500 руководство пользователя
  • Asus transformer pad tf300tg прошивка через пк инструкция
  • Кетопластин пластырь инструкция по применению отзывы
  • Нутрисол удобрение инструкция по применению для помидор