Сравните понятия власть влияние лидерство руководство

Руководитель
организации

— это человек, который одновременно с
обладанием

формальным статусом,
является лидером, и эффективно управляет
своими

подчиненными.
Влияя на людей, он заставляет их выполнять
порученную работу.

Лидерство
— это способность оказывать влияние на
отдельных людей и группы и

направлять их
усилия на достижение целей организации.

Влияние
— это поведение отдельного человека,
которое может вносить изменения в

поведение, отношения,
ощущения и т.п. другого человека.

Для того, чтобы
лидерство и влияние были эффективными,
руководители применяют

власть.

Власть
— возможность влиять на поведение людей.

Понятия «лидерство»
и «власть» тесно взаимосвязаны между
собой. Лидеры

пользуются властью,
чтобы достичь своих целей. Вместе с тем
между этими двумя

понятиями имеются
и существенные различия. Лидерство
предполагает необходимость

достижения целей,
в то время как проявление власти не
всегда будет основано на этом

предположении.
Лидерство, как правило, обращено к более
низкому уровню —

подчиненным. Власть
же может распространяться во всех
направлениях.

Руководитель
коллектива назначается извне, вышестоящим
руководством, получает

соответствующие
властные полномочия, имеет право на
применение санкций (как

позитивных, так
и негативных). Лидер выдвигается из
числа окружающих его людей,

в сущности, равных
(или, по крайней мере, близких) ему по
статусу (служебному

положению), он как
бы «один из нас». Вместе с тем лидер
также может прибегать к

санкциям в отношении
кого-то из партнеров, но эти санкции
носят неформальный

характер, право
на их применение нигде официально не
зафиксировано.

Здесь следует
обратить внимание еще и на такой
любопытный момент. Как бы человек

ни стремился стать
лидером , он никогда им станет, если
окружающие не воспримут его.

А вот в руководстве
дело обстоит совсем иначе. Менеджер
нередко назначается на свой

пост независимо
от того, воспринимают его подчиненные
соответствующим этой роли

или нет. Таким
образом, руководство, менеджмент есть
социальный по своей сущности

феномен, а лидерство
психологический . И в этом — основное
различие между ними,

хотя в то же время
имеется и немало общего. Оба феномена
реализуют процессы

социального влияния
в группе (коллективе). Но в одном случае
(руководство) это

влияние идет
главным образом по официальным каналам,
тогда как в другом (лидерство)

— по неофициальным.

Билет 12.

1. Зарубежный опыт менеджмента. Японская и американская модели менеджмента.

Особенности
российского менеджмента.

Управленческие
школы США и Японии

являются в настоящее время ведущими в
мире

и рассматриваются
в других странах как своеобразный
эталон развития менеджмента.

Между ними имеется
определенное сходство: обе школы
основное внимание уделяют

активизации
человеческого фактора (используя,
однако, различные формы и методы),

постоянным
инновациям, диверсификации выпускаемых
товаров и услуг, разукрупнению

крупных предприятий
и умеренной децентрализации производства;
ориентируются на

разработку и
реализацию долговременных стратегических
планов развития предприятия

(правда, если
американские менеджеры разрабатывают
свои планы на 5— 8 лет, то

японские — на срок
до 10 лет и более). В то же время, несмотря
на внешнее сходство,

эти две управленческие
школы имеют особенности, обусловленные
спецификой

социально-экономического
развития их стран.

Основу американской
системы управления составляет принцип
индивидуализма,

возникший в
американском обществе в XVIII—XIX вв.,
когда в страну прибывали

сотни тысяч
переселенцев. В процессе освоения
огромных территорий вырабатывались

такие национальные
черты характера, как инициативность и
индивидуализм. Для Японии

же, в которой до
конца XIX в. сохранялся феодализм,
характерна традиционная установка

общественного
сознания на коллективизм (принадлежность
к какой-либо социальной

группе), и формирование
современной японской системы управления
происходило с

учетом этой
особенности. В настоящее время японский
менеджмент получает все большее

распространение
в таких странах, как Южная Корея, Тайвань,
Сингапур, Гонконг,

Таиланд с учетом
общих культурных ценностей и традиций.

Сравнительная
характеристика японской и американской
моделей менеджмента

Японская
модель менеджмента

Американская
модель менеджмента

Управленческие
решения принимаются коллективно на
основе единогласия

Индивидуальный
характер принятия решений

Коллективная
ответственность

Индивидуальная
ответственность

Нестандартная,
гибкая структура управления

Строго
формализованная структура управления

Неформальная
организация контроля

Четко
формализованная процедура контроля

Коллективный
контроль

Индивидуальный
контроль руководителя

Замедленная
оценка работы сотрудника и служебный
рост

Быстрая
оценка результата труда, ускоренное
продвижение по службе

Основное
качество руководителя — умение
осуществлять координацию действий
и контроль

Главное
качество руководителя — профессионализм

Ориентация
управления на группу

Ориентация
управления на отдельную личность

Оценка
управления по достижению гармонии в
коллективе и по коллективному
результату

Оценка
управления по индивидуальному
результату

Личные
неформальные отношения с подчиненными

 Формальные
отношения с подчиненными

Продвижение
по службе по старшинству и стажу
работы

Деловая
карьера обусловливается личными
результатами

Подготовка
руководителей универсального типа

 Подготовка
узкоспециализированных руководителей

Оплата
труда по показателям работы группы,
служебному стажу и т.д.

Оплата
труда по индивидуальным достижениям

Долгосрочная
занятость руководителя в фирме

Найм
на работу на короткий период

Особенности
российского менеджмента определяются
:

чрезвычайно высокой
скоростью протекания социально-экономических,
политических

и др. процессов,
определяющих среду существования
российского менеджмента;

комплексом факторов,
затрудняющих и благоприятствующих
укреплению менеджмента

в России;

культурная среда,
особенности общественного сознания и
т. п.

Воздействие
факторов внешней и внутренней среды
придало российскому менеджменту

специфические
черты. Россия сейчас находится в
положении «догоняющего» и вынуждена

идти революционным
путем к освоению методов современного
менеджмента.

Российские менеджеры
должны не только изучать науку и практику
менеджмента, но и

знать суть западной
и восточных культур (Россия является
евроазиатской страной). Без

этого невозможно
совершенствовать собственный стиль
руководства, повышать имидж,

создавать условия
для повышения конкурентоспособности
предприятия.

Соседние файлы в предмете Менеджмент

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство?

Ответ

Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.

Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа личностей воздействует на других людей.

Лидерство можно определить как степень совершенства такого инструмента, как власть.

Таким образом, эти три понятия соотносятся следующим образом: руководство – технология, власть – инструмент, лидерство – совершенство инструмента.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

5. Лидерство и руководство в организациях

5. Лидерство и руководство в организациях
Одним из важнейших мероприятий, довольно часто осуществляемых руководителями предприятий в наши дни, является использование услуг внешних по отношению к данному предприятию структур для выполнения тех или иных работ.

7. Власть и лидерство в организации

7. Власть и лидерство в организации
Власть руководителя организации или предприятия играет огромную роль в производственном процессе и оказывает сильное влияние на организацию трудовой деятельности. Сегодня для наибольшей эффективности деятельности организации

Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?

Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?
Ответ Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.Управлять

Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом?

Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом?
Ответ Организация имеет структурную иерархию: в нее входят структурные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Различаются

Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства?

Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства?
Ответ Руководство можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения определенной цели.Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает

Вопрос 137 Что такое формальное и неформальное лидерство?

Вопрос 137 Что такое формальное и неформальное лидерство?
Ответ Как было отмечено выше, лидерством следует считать характеристику менеджера, показывающую, насколько он может влиять и воздействовать на людей. Отсюда следует, что менеджер может быть лидером в большей и

Вопрос 138 Что такое власть и какая она бывает?

Вопрос 138 Что такое власть и какая она бывает?
Ответ По определению Генри Минцберга, власть представляет собой потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей.Влияние – это любое поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения,

Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»?

Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»?
В большинстве научных публикаций бюрократией называется бесконтрольная власть — не публичных политиков, а чиновников в лице административной элиты, присвоившей себе помимо управленческих (т. е.

Планы, которые мы составляем, хорошо соотносятся с реальностью. – Не считая маленькой пропасти размером с Большой Каньон

Планы, которые мы составляем, хорошо соотносятся с реальностью. – Не считая маленькой пропасти размером с Большой Каньон
Одна из основных проблем многих компаний состоит в том, что даже при наличии реальных целей реализуется совсем не то, что было запланировано и

8.9. Виртуальное лидерство и лидерство-служение

8.9. Виртуальное лидерство и лидерство-служение
В наши дни становится все более популярной работа на виртуальных рабочих местах, на которых сотрудники удалены друг от друга и от своих начальников. Все это бросает вызов лидерству. Сейчас многие специалисты, используя

Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж?

Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж?
План действий:• выбираем кураторов и/или начальника отдела продаж из числа результативных, ответственных или уважаемых менеджеров, которые способны обучать и контролировать других людей;• выбираем показатели

Управление организацией осуществляет руководитель, которому делегируются определенные полномочия. Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи. Лидерство представляет собой способность оказывать влияние на отдельных людей и/или группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Однако далеко не каждый руководитель является лидером.

Содержание:

  • Понятие полномочий, влияния и власти.
  • Формы власти.
  • Стили руководства.
  • Теории лидерства:
    • стили лидерства по МакГрегору;
    • стиль лидерства Лайкерта;
    • управленческая решетка Блейка и Моутона.

Понятие полномочий, влияния и власти

Обязательным компонентом современного менеджмента является власть, умелое использование которой — важное условие достижения поставленных целей в любой деятельности.

Власть — это возможность менеджера распоряжаться ресурсами, влиять на действия и поведение людей с помощью определенных средств — воли, авторитета, права, насилия.

Власть — это форма социальных отношений, проявляющаяся в способности влиять на характер и направление деятельности человека с помощью экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также использование авторитета, традиций, обычаев, обрядов.

Власть базируется на отношениях субординации, то есть многоуровневого подчинения, иерархии. Субординация устанавливается относительно действующей структуры управления. Не менее важно учитывать также личные качества и уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистов.

Одним из инструментов проявления власти является влияние.

Влияние — это любое поведение одного индивида, вносящее изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на других, могут быть самыми разнообразными: просьба, угроза увольнения и т.п.

Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Подчиненные могут отказаться выполнить поручение руководителя, вследствие чего свести на нет его полномочия.

Баланс власти. Концепция зависимости также подтверждает несостоятельность еще одного распространенного мнения о власти. Многим кажется, что обладание властью — это возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и наклонностей другого лица. Если бы это было так, то назначенные руководители организаций всегда имели бы власть для оказания влияния, по крайней мере, на своих собственных подчиненных. Однако, влияние и власть в равной степени зависят от личности, на которую оказывается воздействие, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.

В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Поскольку властью обладает тот или иной человек, то в данной ситуации власть определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Власть подчиненных. Конечно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, т.к. последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут осуществлять на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

В системе иерархии больший или меньший уровень власти зависит от уровня должности: чем выше должность, тем более высокий объем власти предоставляется руководителю. Кроме места в иерархии, база власти включает:

  • условия осуществления роли и полномочия;
  • контроль над ресурсами, включая информацию;
  • собственность или доверенную собственность;
  • харизматическое руководство;
  • наделение полномочиями низших;
  • факторы, связанные с подчиненными — ожидания, желания и потребности;
  • оценка деятельности нижестоящих;
  • генетические предрасположенности — принятие авторитарной или демократической дисциплины.

Власть находится в непосредственной связи с ответственностью. В современном менеджменте роль ответственности постоянно повышается, поскольку постоянно растет стоимость используемых в производстве ресурсов, а также увеличивается сумма расходов, если принимаются безответственные, необдуманные решения, связанные с использованием материальных, финансовых ресурсов и рабочей силы.

Ответственность осуществляется в различных формах контроля над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил, а также решении конкретных задач. Ответственность также означает и обязательство отвечать за свои действия, принимать на себя вину за их возможные негативные последствия. Ответственность руководителей особая: они отвечают не только за свою деятельность, но и за действия и ошибки подчиненных.

В практике управления предприятиями наибольшее распространение приобрела моральная, дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.

В сфере менеджмента ответственность непосредственно связана с полномочиями, которые являются обязательным условием эффективной работы персонала управления.

Полномочия — это должностные (служебные) права и возможности менеджера принимать решения, влияющие на действия подчиненных. Полномочия делятся на линейные и штабные (функциональные, консультативные).

Эффективный менеджмент достигается при условии, когда устанавливается определенный баланс между обязанностями, полномочиями и ответственностью.

Формы власти

В практике менеджмента можно выделить шесть основных форм власти:

Основные формы власти

Основные формы власти

Власть принуждения предполагает использование различных форм взысканий по отношению к лицам, допускающим нарушения установленных правил, норм и нормативов. Исполнитель верит, что начальник имеет возможность применить наказание таким образом, что это помешает удовлетворению его какой-то насущной потребности. Такая власть реализуется в основном из-за страха: увольнение с работы, понижение в должности, снижение зарплаты и др. Власть, основанная на законном принуждении или возможности его применения, является административной.

Власть, основанная на вознаграждениях — исполнитель верит, что начальник имеет возможность удовлетворить насущную потребность. Этот тип власти предполагает воздействие через порождение положительных эмоций. На практике используют широкий спектр вознаграждений: разнообразные формы доплат к основной ставке, моральное стимулирование, предоставление возможностей в повышении квалификации, продвижении по службе и др. Для активного воздействия на поведение и деятельность подчиненных необходимо знать их потребности, ценностные ориентации, а также отношение к отдельным видам вознаграждений и взысканий.

Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы, и его долг — подчиняться им. Законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть бывает действенной тогда, когда подчиненный выполняет указания руководителя только потому, что он находится на более высоком уровне организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Законная власть базируется на использовании властных полномочий, которые зависят от места в иерархии менеджмента, авторитета лидера.

Экспертная власть — исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность. Экспертная власть базируется на осуществлении экспертизы, при помощи которой оценивают действия других, их знания, мастерство, что помогает достичь успеха, поскольку подчиненные верят в высокий профессионализм руководителя. Экспертная власть основана на признании окружающими наличия у индивида недоступных им специальных знаний.

Эталонная власть — характеристики или свойства руководителя столь привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как он. Эталонная власть заключается в использовании влияния лидера благодаря наличию у него определенных характеристик и свойств, которые охотно перенимаются подчиненными, стремящимися быть такими, как лидер. При наличии чувства дружбы к руководителю, подчиненные с энтузиазмом выполняют распоряжения и более лояльно относятся к нему. Такую власть еще называют харизматичным воздействием (харизма (греч.) — божий дар, исключительность).

Информационная власть — это власть, результаты которой зависят от доступа и контроля над распорядительной ситуацией об организационных операциях и будущих планах. Информационная власть основана на том, что координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью позволяют человеку или группе людей влиять на других. Поэтому условием эффективного менеджмента является разработка и внедрение научно обоснованной информационной системы в каждом подразделении предприятия.

Перечисленные типы власти могут вызвать у подчиненных различные уровни мотивации относительно исполнения обязанностей. Подчиненные могут рассматривать указания лидера как обязательные, реагировать на них положительно, или, наоборот, воспринимать их безразлично или даже с сопротивлением.

Стили руководства

Стиль руководства — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все это отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера (см. 6 стилей управления).

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управленец — это уникальная личность. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории.

При либеральном стиле — минимальное участие руководителя. Подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроля за своей собственной работой. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется. Демократическое руководство характеризуется распределением власти и участием работников в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется.

Теории лидерства

Стили лидерства по МакГрегору

По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

Автократический лидер в управлении авторитарен. Автократический руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою власть исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократического руководителя по отношению к рабочим теорией «X». Согласно теории «X»:

  • люди не любят работать и при любой возможности избегают работы;
  • у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
  • больше всего люди хотят защищенности;
  • чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основе таких входных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.

Представление демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократического руководителя. МакГрегор назвал их теорией «Y»:

  • труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;
  • если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
  • привлечение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
  • способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в высоких целях, автономии и самовыражении. Демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Стили лидерства по МакГрегору: теория "X" и теория "Y"

Стили лидерства по МакГрегору: теория «X» и теория «Y»

Организации, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, что он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель тратит сравнительно большую часть своего времени, действуя как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.

Поскольку демократичный лидер предполагает, что людей мотивируют потребности более высокого уровня — в социальном взаимодействии, успехах и самовыражении, — он пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. Он пытается создать ситуацию, в которой люди сами мотивируют себя, потому что их работа, по природе своей, является вознаграждением. Демократичный руководитель также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им надо решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не колеблясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двустороннее общение. Он пытается научить подчиненных вникать в проблемы организации, выдавать им адекватную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.

Стиль лидерства Лайкерта

Классифицировать стили руководства можно путем сравнения автократического и демократического континуумов. Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям «X» и «Y» МакГрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, который находился в пределах от одной крайности — сосредоточенные на работе (теория «X»), к другой — сосредоточенные на человеке (теория «Y»).

Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентировался на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Классическим примером руководителя, сосредоточенного на работе, служит Фредерик Тейлор. Он строил задачу по техническим принципам эффективности и награждал рабочих, которые перевыполняли норму, тщательно рассчитанную на основе измерений потенциального выпуска продукции.

В противоположность этому, основной заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредоточивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Руководитель, сосредоточенный на человеке, делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Он активно считается с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост. По сути, руководитель, сосредоточенный на человеке, ведет себя аналогично руководителю, привлекающему работников к участию в управлении.

Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства. Они характеризуются различной степенью авторитарного и демократического стиля, необходимого для оказания влияния на людей, побуждая их к достижению целей организации.

Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1, как эксплуататорско-авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа.

Система 2 называется доброжелательно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях — наказанием. В целом, в системе 2 руководители соответствуют типу благосклонного автократа.

Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Есть двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Система 4, именуемая демократической, основана на участии, подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она — самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Лидеры системы 4 соответствуют руководителям, которые поощряют участие работников в управлении (теория «Y»). Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.

Управленческая решетка Блейка и Моутона

Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блейк и Д. Моутон составили матрицу (решетку) типов руководителей.

Любой результат достигается в «силовом поле» между производством и человеком. Первая «силовая линия» ведет к максимальному объему производства, выражается в различных формах товаров и услуг. Постоянными целями здесь являются максимально высокий объем прибыли, снижение издержек производства и т.п. Если при этом попытаться повысить производительность любой ценой без оглядки на сотрудников, то это может привести к плохим результатам. Вторая «силовая линия» направлена ​​на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали потребностям и желаниям работника. Хорошее самочувствие и удовлетворение работой — вот вторая цель.

Между этими двумя силовыми линиями существует определенное противоречие. При этом образуется некоторое «поле» (см. Рисунок). Блейк и Мутон выделили по девять градаций на каждой силовой линии, что позволило определить пять характерных типов управленческого поведения, каждый из которых может быть обозначен цифрами:

Управленческая решетка Блейка и Моутона

Управленческая решетка Блейка и Моутона

Диктатор (9.1). Стиль управления, полностью ориентированный на производство и не уделяющий достаточного внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из подчинения. Для руководителя производственный результат — все, а человек — в лучшем случае, исполнитель, а по сути, — никто.

Демократ (1.9). Производительность труда у такого менеджера стоит на последнем месте. Заинтересованное внимание к человеческим потребностям создает дружескую атмосферу и соответствующий темп производства. Этот стиль управления ставит на первое место человеческие отношения.

Пессимист (1.1). Девиз «Не вмешиваться в ход событий». Эти люди ни к чему не стремятся — ни к производственным результатам, ни к установлению гуманных условий производства. Подобное отношение встречается и со стороны обычных сотрудников: работать так, чтобы не быть уволенным и не заботиться ни о чем. Подобное отношение зачастую являются реакцией на неверный стиль управления, обозначенный 1.9: давление вызывает противодействие.

Манипулятор (5.5). Менеджера этого типа удовлетворяет средняя производительность. Девиз: «Не доставать звезд с неба». Манипулирование людьми. Удовлетворительные результаты, средняя удовлетворенность работой, склонность к компромиссам и традициям тормозят развитие оптимистического взгляда. Не очень высокого мнения они и об успехах «гуманизации». Великолепная формула — компромисс. Результаты решетки позволяют оценить результаты и такого управления: 50% возможного при половинах заинтересованности в труде.

Организатор (9.9). Наиболее продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также людей. Важнейшая характеристика — устремленность к инновациям, на развитие организации. Предприятие при таком менеджере процветает. Но такое практически не реально. Это — идеал: высокие результаты при максимальном учете потребностей людей. Стиль управления 9.9 заключается в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Если при этом будут еще и созданы условия работы, которые позволят им наилучшим образом использовать свои возможности, то идеал позиции 9.9 кажется не таким уж и недостижимым.

Власть, Влияние, Лидерство

В курсах «Менеджмент» преподаватели обычно затрагивают тему Лидерства. Причем рассматривают триаду понятий: Власть Влияние Лидерство, в разных сочетаниях: Власть и Влияние; Власть и Лидерство; Влияние и Лидерство.  В ряде случае отождествляя понятия «Лидер» и «Начальник». Конечно, очень хорошо, когда руководитель обладает лидерскими качествами, однако надо понимать, что Лидер и лидерство не передается по закону.

Власть Влияние Лидерство это связанные, но разные понятия

Ниже часть моего конспекта, который я использую в лекциях по Менеджменту. На данный рисунок не попали многочисленные теории лидерства, которые обычно сопровождают эту тему, но и этого достаточно.

Власть Влияние Лидерство

Следовательно, триада понятий: Власть Влияние Лидерство, не есть одно и тоже. Если на этой схеме есть непонятные места, то задавайте вопросы, поясню. Во вторых, имеют место случаи, когда оказывают влияние не личности, а «должности». «Я начальник – ты дурак», это поговорка советского времени, не изжила себя и в капиталистической системе. Такие примеры не единичны. В то же время примеров нахождения на начальственной должности личности, обладающей даром убеждения, способного вести за собой людей не так много. Недавно я вспоминал С.П.Королева. Кого еще можно поставить в этот ряд? Мы можем вспомнить кого-нибудь из политиков, олигархов, бизнесменов, к которому можно с полным правом применить слово Лидер?

Помогайте с примерами. Обычно на лекциях я использую какие то фамилии, но, как правило, всегда находятся один, а то и более скептиков, которые опровергают мое мнение.

ТЕМА:
ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ

1. Понятие и
природа лидерства.

2. Понятие
власти и влияния. Формы власти.

3. Стили
руководства.

ВОПРОС 1.
Понятие и природа лидерства.

Руководитель организации — человек, который
одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его
цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную
организации.

Любая
организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная.
В них возникают два типа отношений: формальные – должностные, функциональные и
неформальные – эмоциональные, психологические. Руководство – это феномен
формальных, официальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой
неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим
руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидер выдвигается
из числа окружающих его людей, равных ему по статусу.

Лидерство – тип
управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной
ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение
людей к общей цели.
Лидерство
это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их
усилия на достижение целей организации.

Лидерство
характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого
уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные
симпатии, стремление перенимать положительный опыт.

Спартак — римский раб- гладиатор, возглавил восстание на
территории современной Италии в период 74 до н. э. — 71 до н. э. Его армия,
состоявшая из беглых гладиаторов и рабов, разбила в ряде сражений несколько
римских легионов. Эти события вошли в историю как Восстание Спартака,
третье по времени крупнейшее восстание рабов в Риме после двух Сицилийских
восстаний.

Александр Македонский
известен как один из самых успешных воинов всех времен и народов. 
Был учеником
Аристотеля.

В возрасте 16 лет
он Уже Выиграл свою Первую Битву и Основал свой Первый Город

С Помощью своей
Матери он Убедил Многих Людей, Что он Бог

Он Разгромил
Крупнейшую в то время Империю в мире-Персов

Наполеон Бонапарт
— известный французский император, выдающийся полководец и государственный
деятель начала 19 века.

Иисус Христос -Богочеловек
(Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек), Сын Божий, воплотившийся ради
Спасения людей,

Будда — духовный учитель и родоначальник буддизма – одной из 3-х
мировых религий. 

Существует три подхода к определению эффективного лидерства. Первый – подход с позиций ЛИДЕРСКИХ
 качеств
– предполагает, что лидер должен обладать определенным
набором достаточно устойчивых качеств, в том числе врожденных. Разные
исследователи выделяли разные группы лидерских качеств. Их можно объединить в пять
групп: физиологические, психологические (эмоциональные), интеллектуальные,
личностно-деловые и моральные.

Назовем
необходимые качества эффективного лидера: настойчиво стремится к управлению
людьми; образован, обладает нетрадиционным мышлением; признает, что не все
знает сам; ставит в известность подчиненных о характере работы; скучный труд
превращает в творческий; уверен в себе; инициативен; умеет ценить время
подчиненных; требователен и строг; умеет поощрять и наказывать; уравновешен,
вежлив и приветлив; обладает чувством юмора; умеет говорить и слушать; умеет
радоваться чужим успехам; честен и неподкупен; самостоятелен и независим;
способен взять на себя риск и ответственность.

Конечно,
лидер должен обладать определенным набором личностных качеств. Однако этот
набор не может быть постоянным, пригодным ко всем управленческим ситуациям и
присущим всем руководителям. В разных ситуациях руководители обнаруживают
разные личностные качества
. Это приводит к тому, что список потенциально
важных характерных личностных черт не может быть окончательным. Добавляются все
новые и новые характеристики (знак зодиака, под которым рожден тот или иной
руководитель, почерк, происхождение и т. д.), необходимые для эффективного
лидерства.

Второй
подход
к определению
эффективного лидерства – поведенческий, основан на изучении поведения
лидера и средствах его воздействия на подчиненных. Данный подход, как и первый,
тоже пытается найти один, наилучший тип эффективного лидерства. Но критерий для
отбора здесь другой – лидерское поведение. Если первая концепция
основывается во многом на врожденных качествах лидера, то вторая
предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам.
Главное – найти ответ на вопрос, что и как лидеры делают, а не на вопрос, кто
является лидером.

Третий подход — Ситуационный
подход
к лидерству
основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля
лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности условий, в которых
протекает деятельность лидера, и типа решаемых им задач.

Главной идеей ситуационного подхода
было предложение, что лидерское поведение должно быть разным в различных
ситуациях.

Вопрос2. Понятие власти и влияния. Формы
власти.

       
Влияние — это любое поведение одного
индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п.
другого индивида.
Один
человек может влиять на другого с помощью одних лишь идей.

       
 В основе управленческой
власти
лежит влияние,
регламентированное
нормативно-правовыми документами, законодательством и наделяющего руководителя
определенными полномочиями.   

Для
того чтобы оказывать эффективное влияние на людей, руководитель должен обладать
властью. Власть – это возможность влиять на других людей, возможность
осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.

Власть
и влияние являются основой лидерства, необходимым условием изменения поведения
людей и достижения целей организации. Власть – это взаимоотношения,
взаимозависимость между участниками управленческого процесса.
Чем
больше зависимость от другого человека, тем больше власть данного человека.
Политолог Роберт Дол объясняет эти взаимоотношения следующим образом: «А имеет
власть над В до такой степени, при которой он может заставить его делать то,
что В не сделал бы в других случаях».[5] Обладание
властью – это возможность влияния на удовлетворение чьих-то потребностей,
желаний.

Власть
может принимать разнообразные формы.

Основные формы власти.

Власть,
основанная на принуждении
,
предполагает влияние через страх, через угрозу удовлетворению потребностей
человека. При этом менеджер использует различные формы наказания: намек на
увольнение, лишение каких-то полномочий, блокирование продвижения по службе,
понижение в должности, выговор, штраф. Есть и более изощренные формы
использования страха и принуждения: вскользь брошенное замечание, которое ранит
самолюбие, предоставление отпуска в неудобное время, сравнение с другими
сотрудниками, которые лучше справляются с заданиями. Это подчеркивает низкую
оценку работника, неуважение его со стороны руководителя и необходимость
работать более напряженно.

Но
принуждение, страх редко приводят к желаемым результатам, хотя могут приносить
временные улучшения. Страх ограничивает инициативу, творчество, снижает
удовлетворенность работой, порождает отчуждение, сопротивление, месть.

Власть
вознаграждения
 основана
на возможности руководителя обеспечить то, что люди хотели бы иметь. Это один
из самых древних и широко используемых способов влияния на людей. Если
работники согласны принять вознаграждение (благодарность, признание, премию,
повышение заработной платы, назначение на хорошую должность, дополнительный
отпуск, отдельный кабинет и т. д.), то они будут подчиняться приказам,
требованиям и указаниям. Трудность в том, чтобы верно определить вознаграждение
для каждого сотрудника. Деньги и более престижная должность производят
впечатление не на каждого человека и могут не повлиять на его поведение.

Легитимная
(законная, традиционная) власть
 основана на готовности подчиненными признать власть
руководителя в силу занимаемой им должности. Люди реагируют не на человека, а
на должность, служебное положение руководителя. Они осознают необходимость
подчинения начальству, поддержания дисциплины, соблюдения норм, правил,
традиций организации. Это повышает ее стабильность, предсказуемость, так как
она не зависит от способностей конкретного человека.

Подчиненные
играют главную роль в реализации легитимной власти. Они подчиняются в том
случае, если убеждены в законности приказов. Пределы легитимной власти
ограничиваются такими факторами, как культура, обычаи и система ценностей,
характерными для организации. Взамен подчиненные получают ощущение
принадлежности к социальной группе, защищенности. Влияние через традиции, должностные
полномочия может значительно упростить процесс принятия решений. В организации,
где традиции очень сильны, а часто прописаны в форме «заповедей», принципов,
точно определено, «что такое хорошо и что такое плохо».

Опасность
влияния через традиции связана с возможностью не заметить новое, а порой –
сопротивления переменам, что приводит к тому, что организация не успевает
вписаться в меняющееся окружение. Кроме того, традиции лучше влияют на людей,
мотивированных защищенностью и принадлежностью. А у современного персонала на
первый план выходят потребности в уважении, успехе, самореализации.

Власть
информации
 базируется на
возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для
влияния на других людей. Координация информационных потоков и контроль за
коммуникационной сетью делают человека властным. Такой властью обладают не
только люди, занимающие определенные должности, но и их помощники, секретари.

Власть
примера
, референтная власть
основана на харизме, свойственной личным качествам или стилю поведения
человека. «Харизма» – термин, используемый для описания притягательных черт
характера некоторых людей. Многие люди попадают под влияние определенного лица
в силу его особенных личностных качеств. Обаяние этого лица (харизма) является
основой референтной власти. Человек, обладающий харизмой, вызывает восхищение,
желание подражать ему, он служит примером для других, идеалом, кумиром,
непререкаемым авторитетом.

Власть
эксперта
 осуществляется
через влияние на поведение подчиненных посредством специализированных знаний
руководителя, высокого образовательного уровня, опыта, таланта, навыков.
Экспертная власть не связана жестко с должностью. Ее уровень определяется
уровнем компетентности руководителя, специалиста, а может быть, и исполнителя.
Принимая на веру мнение подчиненного, которого руководитель считает экспертом в
своей области, руководитель экономит время, а также, что более важно, формирует
благоприятную деловую атмосферу.

Но
надо иметь в виду, что формирование разумной веры потребует определенного
времени, она менее устойчива, чем вера слепая (основанная на харизме), и в
некоторых случаях разумная вера может привести к принятию менее эффективных
решений. Такое возможно, когда подчиненные, считая руководителя экспертом, не
высказывают своего мнения, не делятся информацией, сомнениями и идеями.

Во
многих современных организациях, где подчиненные имеют высокий образовательный
уровень, ликвидирован интеллектуальный разрыв между ними и руководителями.
В этих условиях становится трудно осуществлять влияние в перечисленных формах
власти. Возникает необходимость сотрудничества со стороны подчиненных.

В
современных организациях должен существовать баланс власти, так
как подчиненные тоже обладают властью над руководителями.

Руководители
зависят от подчиненных в таких вопросах, как


предоставление достоверной и своевременной информации,

 —
качественное выполнение заданий,


поддержание благоприятного психологического климата в коллективе,


неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чья поддержка
необходима руководителю,


способность влиять на своих коллег,


сотрудничество.

Поскольку
подчиненные тоже обладают властью, руководители не должны злоупотреблять своей
властью, ибо подчиненные могут в ответ продемонстрировать свою власть.
Подчиненные не должны переживать чувство безысходности, ненужности, полной
зависимости от воли руководителя: это ведет к сопротивлению, непокорности,
разрушает благоприятный климат в коллективе, снижает эффективность организации.

Эффективный
руководитель старается поддерживать баланс власти, а свою власть
никогда не будет осуществлять в жесткой, приказной, ожидающей подчинения
манере. Лидер может влиять на поведение других людей без опоры на силу, принуждение.

Вопрос 3

Стиль руководства — это
характерные черты поведения, приемы и действия, используемые руководителем в
процессе управления. «Стиль руководства влияет на все, что происходит в
организации и отражается на отношениях между коллегами, сотрудниками и
руководителем. Он сказывается на общей атмосфере в коллективе»,

Авторитарный
стиль: собственное мнение забудь дома
Название говорит само за себя и подразумевает непреклонный
авторитет руководителя
, который строит свою деятельность на жестких
приказах и распоряжениях, не приемлет никаких возражений и не берет в расчет
мнения подчиненных.

Такой стиль руководства подходит армии, полиции, а
также в случае, если на предприятии или в компании низкая дисциплина. «В
области консалтинга и адвокатских услуг, где каждый сотрудник однозначно
личность, такой стиль управления недопустим: ни один уважающий себя
интеллектуал не будет слепо подчиняться навязанной ему воле», — отмечает  Очень часто руководители прибегают к
авторитарному стилю по отношению к новым и молодым сотрудникам, чтобы на
одних напустить страху, а у других завоевать авторитет. Это даст обратный
результат
: работник замкнется, замолчит возникшие проблемы, и потом этому
же директору придется месяц разгребать дрова, которые наломал неопытный
сотрудник.

«Авторитарный стиль лучше всего применять в кризисных
ситуациях
, при неблагоприятном стечении обстоятельств или на начальном
этапе формирования организации, когда у сотрудников отсутствуют необходимые
навыки», Итак, перечислим недостатки данного стиля. «Длительное
применение авторитарного стиля ведет к тому, что у сотрудников уменьшаются (а
позже и совсем исчезают) творческие инициативы», — «Применение данного стиля
руководства грозит воцарением командно-административных порядков, а это неизбежно
приведет к различным злоупотреблениям властью со стороны руководителей», —

Демократический
стиль: торжество гуманизма

Этот стиль управления подразумевает более высокую степень свободы
действий
подчиненными данный стиль преобладает в молдавских компаниях. Его
придерживаются и самые успешные наши менеджеры.

При таком подходе руководитель ничего не навязывает своим
подчиненным, предпочитая контролировать результаты их деятельности.
«Демократический стиль способствует формированию командного духа и создает
дружескую атмосферу в коллективе», —

Данный стиль руководства незаменим в процессе принятия
решений относительно деятельности компании. В действительности это самый
гуманный
стиль, потому что сотрудниками управляют без всякого нажима, с
учетом их индивидуальных особенностей и личного достоинства. Минус
такого управления состоит в том, что, «на обсуждение
 конкретной проблемы и принятие решения часто уходит слишком
много времени».

Либеральный
стиль: анархия — мать порядка

При этом стиле сотрудники наделены полной свободой
действий и могут начинать дело самостоятельно, так, как им видится. Такой стиль
идеален, когда твои подчиненные — высоко творческие люди. «Лично я предпочитаю
либеральный стиль, который вовсе не означает какое-либо попустительство в
управлении. Здесь, как и в других стилях, руководитель должен вырабатывать
директивы, команды и распоряжения, которые подлежат неукоснительному
исполнению»,

 —Впрочем, это касается лишь принципиальных и сверх важных
решений. Что касается более мелких проблем, их надо перекладывать на плечи
нижестоящих менеджеров. Ведь они не должны быть просто «исполнителями», им тоже
следует вносить свою лепту в развитие компании и, конечно, нести за это
ответственность. Иначе, зачем они вообще нужны? У работников должна быть
свобода выбора рабочих задач и самоконтроль. «При таком стиле руководства мои
властные полномочия и организационное влияние максимально снижены.
 При этом я — ведущий организатор. Думаю, именно в либеральной
обстановке компания может «дышать», как живой организм, и оперативно
видоизменяться в зависимости от требований современности»,

 —Либеральный стиль позволяет менеджеру выслушивать не только
сотрудников, но и критику. «Метод пряника, с моей точки зрения, лучше,
чем метод кнута.
Люди не должны работать под дулом пистолета и
чувствовать, что за ними следят. Это мешает творческому подходу.

Либеральный стиль более эффективный, потому что самый флексибельный.
И это доказывает опыт крупных зарубежных корпораций, где используется именно
такой метод управления», «Я не представляю, как можно командовать артелью
художников или группой писателей иначе. Здесь уместен только либерализм»,
Руководитель практически не вмешивается в деятельность людей, а это не всегда
хорошо. Отсюда вытекают и минусы данного стиля управления:
сотрудники при выполнении обязанностей могут «сбиться с пути», потерять
ориентиры и существенно замедлить темпы деятельности, а это приведет к сбою
всего производственного процесса.

Идеальный стиль:
нет предела совершенству

Хотя и говорят, что идеального решения нет, в данном случае
это не так: надо в каждой конкретной ситуации выбирать тот стиль, который ей
соответствует. «Стили могут меняться, и применение какого-либо из них (точнее,
их сочетания) зависит от реального положения вещей: конъюнктуры рынка, опыта и
зрелости руководителя и сотрудников, степени развития данной организации, а
также типа бизнеса. Поэтому важно понимать, что не существует
«универсального» и «самого правильного» стиля руководства»,

Грамотный менеджер выбирает именно тот стиль руководства,
который наилучшим образом соответствует конкретной ситуации и поставленным
целям. «К успеху приведет комбинированный стиль управления: при решении разных
задач разумнее всего использовать разные стили»,

 —Формирование стиля руководства — это длительный,
непрекращающийся и комплексный процесс. «И, как показывает опыт, чтобы быть
успешным руководителем, выбранный стиль не должен противоречить жизненной
философии самого менеджера, он неотделим от его характера, личности и
индивидуальных качеств, которые можно и нужно развивать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бранолинд н с перуанским бальзамом инструкция аналоги
  • Новотрон для ингаляций цена инструкция по применению взрослым
  • Борьба казахов под руководством
  • Артрозан уколы инструкция по применению цена внутримышечно взрослым показания
  • Очень подробная инструкция по написанию уп в artcam 2018