Способ руководства познавательной деятельностью учащихся

Управление познавательной
деятельностью учащихся на уроках

 Обучение и воспитание должно развивать
разум ребенка, 
должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его 
не может быть ни достойною, ни счастливою”. 
К.Д. Ушинский

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта,
направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной
действительности, а также конкретных знаний.

Для школьников познавательная деятельность
протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Правильная организация
познавательной деятельности основывается на потребности самих учащихся
осуществлять преобразование учебного материала с целью овладения новыми
знаниями.

Именно управление познавательной деятельностью, а не
передача знаний, является механизмом обучения.

Что же такое управление? 
Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности
действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется
и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной
деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо,
работа между участниками.

        
Современная
дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления
познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной
среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления:
имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся),
субъект управления (преподаватель), где вырабатываются управляющие воздействия,
поступающие к объекту управления, и канал обратной связи.
 
Рассмотрим процесс управления познавательной
деятельностью. Будем считать, что преподавателем осуществляется заранее
спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения. 

В принципе, этот процесс должен давать
однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели
обучения. Однако в реальном процессе обучения по разным причинам возможны
различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых
предугадать практически невозможно. Что в этом случае делает учитель?
 

·  Представляет учебный материал, в том числе и для
самостоятельной работы;

·  Наблюдает за деятельностью учащихся;

·  Контролирует ее ход;

·  Корректирует усвоение.

Другими словами, учитель теперь
управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи.
Управление обучением со стороны учителя это не хаотическая и произвольная
деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, а упорядоченная и целенаправленная
деятельность, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии.
 
Наблюдая за поведением учащегося при его работе
с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения , например,
о доступности материала, об
усталости учащегося, предпочтениях и т.п. и подстраивать дидактический процесс
под конкретные характеристики учащегося.

О значении обратной связи в обучении известно
давно. Без точной обратной связи трудно научиться даже несложным действиям.
 Обратная связь должна нести сведения не только о
правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность
осуществлять диагностику хода процесса, следить за действиями обучаемого.
 
В самом деле, учебный процесс организуется ведь
не ради получения правильных ответов от учащихся, а для обучения их тем
познавательным действиям, которые ведут к этим ответам. Следовательно,
контролировать надо содержание формируемых действий.
 

Возможны два способа управления
учебной деятельностью учащегося: разомкнутое (отсроченное) или замкнутое (немедленное)
управление.
 
       При разомкнутом управлении слежение,
контроль и коррекция обучения выполняются по конечному результату, достигнутому
за относительно продолжительный период обучения (несколько занятий, изучение
определённой темы и т.д.) Понятно, что за это время может быть изучено
достаточно большое число учебных элементов и выполнена значительная по объему
познавательная деятельность. Недостаток такого способа управления состоит в
том, что обнаруженные в конце достаточно продолжительного процесса обучения
пробелы чаще всего остаются не заполненными как из-за недостатка времени, так
из-за трудности их обнаружения и предшествующего невнимания к ним.
 
           При замкнутом, или немедленном,
управлении слежение, контроль и коррекция деятельности учащихся по усвоению
осуществляются после выполнения каждого этапа познавательной деятельности и
усвоения каждого учебного элемента. Управление учением может учитывать
индивидуальные особенности каждого учащегося (подготовленность, темп и др.) или
подчинять индивидуальность групповым усреднениям.
 
Эффективное учение возможно только при
немедленном управлении, иначе ошибочные действия учащегося не будут
своевременно корректироваться, а наоборот будут укореняться. Кроме того,
психологи в многочисленных экспериментах обнаружили, что если время реакции на
важные для испытуемого действия превышает некоторое пороговое значение (порядка
трех секунд), то интерес, мотивация резко падает.
 
Управление учащимися на уроке — это управление познавательной
деятельностью. 

Остановимся далее на особенностях
управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением учащихся на уроке.

Состояние внимания учащихся на
уроке 
— важнейшее условие продуктивности
познавательной деятельности. Для управления вниманием детей учитель сам должен быть
поглощен содержанием урока. Необходимо также уметь распределять внимание между
излагаемым материалом и наблюдением за учениками.

Для управления вниманием учащихся необходимо:

1)  уметь определять в каждый момент
урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;

2) поддерживать внимание, опираясь на его
закономерности;

3) устранять ситуативные причины снижения
концентрации внимания, отвлечения внимания;

4) формировать внимание учащихся. Рассмотрим
подробнее предложенную схему.

1. Для определения состояния внимания учащихся в
каждый момент урока используются продуктивный и поведенческий критерии.
Продуктивный критерий основывается на зависимости результата деятельности от
состояния внимания. Например, ученик делает ошибки в диктанте, если он
невнимателен. (Известно, что ошибки внимания отличаются от ошибок, связанных со
знанием правил.) Ученик не может повторить сказанное другим, если фраза не
входит в его поле внимания.

Поведенческий критерий используется чаще: появление
шума в классе, посторонних движений (в состоянии внимания доминантный очаг
подавляет постороннюю деятельность); особая мимика внимания, направление
взгляда (как правило, объект внимания фиксируется взглядом).

2. Для поддержания внимания используются
закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание: интенсивность
раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания.
Следовательно, учителю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи,
паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально
насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ,
использование жестов. Считается, например, если учитель делает несколько шагов
навстречу классу, внимание усиливается, если отходит к доске — ослабевает.
Привлекает внимание новизна объектов или новизна (необычность) манеры
изложения.

Содержательные приемы поддержания внимания
основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма
изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности,
технических средств обучения). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у
учащихся эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный
цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое
наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость,
соответствие актуальным потребностям субъекта.

Управление произвольным вниманием учащихся основано
на осознании цели (быть внимательным к такому-то объекту), поддерживается за
счет волевых усилий. Развитие произвольности психических функций имеет важное
значение, однако длительные волевые усилия приводят к появлению отрицательных
эмоций, снижению мотивации учебной деятельности. Снижение степени волевых
усилий возможно за счет появления интереса к деятельности, осознания ее
значимости, ценности для личности. Такое внимание носит название
послепроизвольного. Использование его в практике учебной деятельности
достаточно эффективно.

3. Ситуативные причины отвлечения внимания могут быть
как внешними, так и внутренними. Внешние причины: изложение материала, не
соответствующее закономерностям внимания. Например, в начальных классах
длительность поддержания продуктивного внимания — 20-25 минут, поэтому в
середине урока необходима какая-то форма отдыха, эмоциональная пауза или смена
деятельности. Если не учитывать эту закономерность детского внимания, неизбежны
трудности продолжения урока.

К внешним причинам относится неблагоприятная среда
(душное помещение, наличие посторонних раздражителей). Словесные раздражители
(крики, пение, шепот) резко снижают сосредоточенность внимания, поэтому лучше
во время объяснения материала не отвлекать внимания учащихся, особенно младшего
школьного возраста, замечаниями. Можно найти другие приемы управления
вниманием: пауза, несколько шагов навстречу «нарушителям» и т.д.

Внутренние причины отвлечения внимания:
функциональное состояние нервной системы (утомление, подавленное настроение). Наряду
с общими закономерностями внимания учителю важно знать возрастные особенности
внимания школьников. Внимание младших школьников неустойчивое, легко
отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость ниже, чем у
старших школьников. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает
непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость,
интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени
интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Младшим школьникам легче сосредоточиться на
деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность
рекомендуется использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с
практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь
на характерные для возраста особенности внимания, учитель начальных классов
должен обучать учащихся управлять своим вниманием, формировать у них
произвольное внимание.

Для обеспечения полноты и яркости восприятия,
развития наблюдательности на уроках применяются наглядные средства усвоения
материала: реальные объекты, муляжи, препараты, картины, рисунки, схемы,
графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной
наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное
описание актуализирует представления детей, пробуждает творческое воображение.
В ряде случаев использование литературных источников будет иметь незаменимый
воспитательный эффект.

В процессе обучения особая нагрузка ложится на
память
От уровня развития памяти зависит успешность учения
школьников. Работа учителя на уроке должна способствовать развитию памяти
детей. Память — наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие
развития памяти — упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от
мотивации. Создание на уроке мотивации запоминания — один из приемов развития
памяти.

 Можно придумывать вместе с детьми
различные способы, запоминания. 

 1. Ассоциации — установление связей запоминаемого
с чем-либо по сходству, смежности или противоположности. На уроке для
стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу вопросы типа:

Что напоминает вам это слово? На что похоже это
уравнение? Что напоминает эта картина?

2. Выделение опорных пунктов. Сущность способа
заключается в поиске каких-либо опор, точек отсчета, т.е. «зацепок», «крючков»,
в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические
персонажи, смешные моменты, особенности шрифта, необычные, незнакомые слова,
формулы и т.д.

3. Приемы группировки. Группировка — .разбиение
материала на части по смыслу, объему, ассоциациям и т.д.

Способы управления познавательной деятельностью
учащихся 

Организуя на уроке познавательную деятельность
детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу,
познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. В
процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность учеников, учитель сравнивает
детей друг с другом. Оказывается, что одни ученики привыкли к постоянной
похвале, их всегда ставят в пример, а другие — к постоянному неуспеху. В
результате формируется неадекватная самооценка: у первых — завышенная, у вторых
— заниженная. Эксперименты показали, что сравнивать можно детей с равными
возможностями, сильных с сильными, слабых со слабыми (интерличностное
сравнение) или ребенка с самим собой, обращая внимание на изменения, которые с
ним происходят (интраличностное сравнение).

 Существенным компонентом познавательной
деятельности в начальных классах является игра. Игровой сюжет – это такая форма
организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до
конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо
помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в
качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и
привлекательности.

Игр
имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их
применять на уроке.

Я использую на уроках
математики такие задания как:

·        
фокусы
с разгадыванием задуманных чисел;

·        
задания
с магическими квадратами;

·        
логические
разминки;

·        
игра
“Веселый мяч”.

На
уроках русского и родного языка решение шарад, ребусов, кроссвордов
 
способствуют
активизации  познавательного   интереса  и мыслительной  деятельности
обучающихся.

Чтобы развивать память учащихся на уроках русского языка
с  первым классом разучиваем четверостишия, а с третьим классом выполняем
письмо по памяти.
Благодаря использованию этих технологий, дети лучше усваивают  учебный
материал, повышается интерес к предмету.
 

Научить детей трудиться и мыслить – основная задача
школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке.
Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение
на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои
дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и
комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя
подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят
разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого
ученика.

Развивая познавательную активность, воспитывая
стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего
мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности
младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому
небезразлична судьба своих учеников.

Труд учителя — тяжелый труд, но труд радостный,
когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний,
научишь любить учиться, разовьешь мыслительные способности, значит, можно быть
спокойной. Я верю, что наши дети будут всегда стремиться учиться хорошо.

Памятка для учителей

                 Приемы управления
познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на
этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) включение в содержание учебного материала интересных
сведений, фактов, исторических данных;

б) возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового
значения слов;

в) создание установки на изучение процессов и явлений в
динамике и развитии
.

2) Приемы активизации деятельности
учащихся на этапе усвоения изучаемого материала
:

а) задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов
приводят к ответу
;

б) обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у
учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения
;

в)учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа
литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной
деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

— выполнение заданий с использованием натуральных объектов,
коллекций.

Памятка для учителей

Приемы управления познавательной
деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на
этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) включение в содержание учебного материала интересных
сведений, фактов, исторических данных;

б) возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового
значения слов;

в) создание установки на изучение процессов и явлений в
динамике и развитии
.

2) Приемы активизации деятельности
учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:

а) задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов
приводят к ответу
;

б) обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у
учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения
;

в)учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов,
анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной
деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

— выполнение заданий с использованием натуральных объектов,
коллекций.

ДОКЛАД

на тему :

“Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке

            Выступила: учительница
начальных

                                                          
                                                                      классов 
Амирова Г.Н.

2016
год.

В
процессе обучения решаются разнообразные
задачи. В одном случае надо добиться
прочного усвоения учащимися учебного
материала, в другом – сформировать
определенные умения и навыки, в третьем
– воспитать определенные качества
личности. Классно-урочная система не
позволяет максимально индивидуализировать
процесс обучения, так как одни учащиеся
впереди и работают без должной умственной
нагрузки, а другие – испытывают
затруднения в овладении учебным
материалом. Поэтому педагог, учитывая
это, должен регулировать и руководить
учебно-познавательной деятельностью
учащихся. Одним следует давать задания
повышенной сложности, другим –
дополнительные задания, направленные
на ликвидацию пробелов в знаниях, а
третьим – больше помогать в обучении,
чтобы они лучше усваивали учебный
материал.

Руководство
учебно-познавательной деятельностью
зачастую определяется стилем общения
педагога с учащимися. Выделяют три
основных стиля общения:

  • авторитарный
    (императивный) стиль

    характеризуется тем, что преподаватель
    навязывает учащимся свою волю и не дает
    им возможности проявлять инициативу.
    В общении с ними он использует такие
    способы воспитательного воздействия,
    как приказ, выговор, угроза наказания,
    называет их, как правило, по фамилиям
    и очень часто повышает голос.

  • демократический
    стиль

    характеризуется необходимой
    требовательностью и доброжелательными
    взаимоотношениями преподавателя и
    учащихся, его стремлением к сотрудничеству,
    использованием убеждения как метода
    педагогического воздействия и
    стимулирования их активности в учебной
    и различных видах внеучебной деятельности.
    Педагог с таким стилем общения отличается
    выдержкой и педагогическим тактом,
    высокой эмоциональной устойчивостью,
    очень редко называет учеников по
    фамилиям и повышает на них голос.

  • либеральный
    стиль

    отличается тем, что педагог зачастую
    формально относиться к выполнению
    своих обязанностей, предоставляет
    учащимся полную свободу, не реагирует
    на нарушение ими дисциплины и таким
    образом старается создать доброжелательные
    отношения в коллективе.

Руководство
и регулирование учебно-познавательной
деятельности учащихся осуществляется
также на основе контроля за результатами
их обучением.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Какие
    познавательные действия должны совершить
    учащиеся, чтобы овладеть учебным
    материалом?

  2. Как
    формируются у учащихся представления
    и понятия?

  3. Какие
    способы активного запоминания учебного
    материала вы знаете?

  4. Что
    формируется у учащихся в результате
    применения знаний на практике?

  5. Почему
    в процессе обучения необходимо
    осуществлять повторение изученного
    материала?

  6. Что
    составляет процессуальные основы
    обучения?

  7. Дайте
    определения понятиям «методы обучения»,
    методический прием», «средства
    организации обучения».

  8. Назовите
    основные методы обучения и раскройте
    их функциональную направленность.

  9. В
    какие группы можно объединить уроки?
    Каковы дидактические основы их
    построения.

  10. Что
    такое экскурсия как форма организации
    обучения.

  11. Какие
    требования необходимо учитывать при
    выполнении домашней работы?

  12. На
    основе чего осуществляется руководство
    учебно-познавательной деятельностью
    учащихся.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личности в процессе обучения происходит на основе овладения знаниями, куль­турой человеческих отношений, способами деятельности, человеческими ценностями. Но гармония указанных про­цессов не достигается автоматически, она требует целесообразной организации обучения, исходящей из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития лич­ности. Целесообразность организации обучения обеспечи­вает педагогический процесс, который представляет собой систему, объединяющую отдельные процессы воспитания, образования, развития.

Педагогический процесс — это специально организован­ное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспи­танников, направленное на решение развивающих и обра­зовательных задач. Педагоги и воспитанники как главные действующие субъекты являются главными действующими лицами педагогического процесса, его субъектами. Взаимо­действие субъектов педагогического процесса в процессе обмена деятельностью своей конечной целью имеет присво­ение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Успешное освоение опыта может осуществляться только в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, вклю­чающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, основной характеристикой педагогического про­цесса является взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообраз­ных средств и при условии соответствия форм и методов характеру взаимодействия.

Обучение как самый разработанный инструмент осу­ществления педагогического процесса отражает в себе и все существенные его свойства: а) двусторонность, б) направ­ленность на всестороннее развитие личности, в) единство содержательной и процессуальной сторон. При анализе сущности и структуры обучения в контексте целостного педагогического процесса двухсторонний характер обуче­ния понимается и как процесс обучения, и как учебный про­цесс (рис. 3.4).

Процесс обучения представляет собой организацию учебной деятельности и управление ею учителем, а учеб­ный процесс представляет собой сложную систему орга­низации взаимодействия самого учителя, обучаемых и учебного материала в процессе порождения внутренних, зачастую противоречивых импульсов саморазвития.

Следовательно, организация процесса обучения есть сложный и многогранный процесс руководства учебно­-познавательной деятельностью школьников в целях реали­зации трехсторонней задачи процесса обучения:

а) активной целенаправленной передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений;

б) организации освоения и усвоения этого опыта;

в) формировании возможности и готовности применять этот опыт в различных ситуациях.

Важно заметить, что на первый взгляд процесс обучения прежде всего отражает внешний характер обучения, кото­рый предстает перед нами как совместная, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность учителя и учеников, и ходе которой:

а) учитель организует и стимулирует деятельность обучаемых, корректируя ее ход и проверяя ее результаты и процессе предъявления различных видов информации;

б) ученики в процессе включения в организованные учителем виды деятельности овладевают не только содер­жанием и предусмотренными программами учебной дея­тельности знаниями, умениями и навыками, но и основами самоорганизации процессов общения на пути познания.

Однако в современной дидактической концепции ста­новится все более важным учет тех аспектов деятельно­сти учителя и учеников, которые отражают внутренний характер обучения — его воспитывающий и развивающий характер. Такое рассмотрение процесса обучения позволяет оценить многоуровневость работы учителя по организации учебной деятельности как единства воспитания и обучения, организуемого на основе учета психовозрастных особенностей общения школьников не только для полноценного усвоения ими знаний, умений и навыков, но и для развития их духовных сил и творческих способностей (рис. 3.5).

Таким образом, двусторонний характер обучения в про­цессе обучения всегда содержит в себе взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятель­ность педагога) и учения (деятельность обучающихся), т.е. собственно обучения, с одной стороны, и общения учителя и учеников, обучающих и обучаемых в процессе познания, т.е. собственно воспитания, — с другой.

Характер учебного процесса отличается от характера процесса обучения, поскольку включает в себя еще один активный компонент — содержание учебного материала. При протекании учебного процесса все виды учебной дея­тельности всегда предметны, направлены на усвоение опре­деленного содержания, которое включает в себя факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.

Поэтому при рассмотрении учебного процесса мы вправе говорить о двусторонней связи между тремя главными его составляющими, образующими, в свою очередь, три вида связей между собой: «педагог — ученик», «ученик — предмет изучения», «педагог — предмет изучения» (рис. 3.6). Эти фи вида связей между преподаванием и учением, учением и учебным материалом, преподаванием и учебным матери­алом раскрывают ту внутреннюю динамику учебного про­цесса, от которой зависит успешность или неуспешность процесса обучения. От того, насколько эффективно учитель и процессе организации учебной деятельности учитывает и реализует эти три вида связей, зависит и эффективность целостного педагогического процесса. Реализация общей структуры учебного процесса может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном или воспроизводя­щем; продуктивном или творческом.

Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их осмысление в процессе установле­ния связей, выделения главного и т.д., иногда приводящее к пониманию, но чаще направленное на запоминание. Осо­бенностью репродуктивного варианта учебной деятельно­сти является легкость замены ее трехступенчатости: пони­мание, усвоение и овладение, на иную последовательность: напоминание, усвоение, овладение. Очевидно, что репро­дуктивный вариант учебной деятельности выстроен с опо­рой не на процесс понимания, а на процесс запоминания, который требует постоянного упражнения в особой мнемической деятельности, предусматривающей приемы механического и логического запоминания, а также системы повторения изученного. Структура организации репродук­тивного процесса учебной деятельности приводит к форми­рованию навыков механического воспроизведения автома­тизированных навыков, в то время как навыки творчества остаются не реализованными (рис. 3.7).

Продуктивный вариант учебной деятельности (рис. 3.8) содержит в себе ряд новых элементов и состоит также из трех этапов, но каждый из этапов включает в себя раз­нообразные формы деятельности, связанные с последо­вательно формируемыми аспектами творчества на ори­ентировочном этапе — выдвижение и проверка гипотез, на исполнительском этапе — перебор и оценка вариантов, на контрольно-систематизирующем этапе — логическое и интуитивное предвосхищение.

На каждом из трех этапов учебная деятельность после­довательно ориентирована на отработку необходимых этапов разнообразной учебной деятельности: ориентация в заданных условиях, исполнение поставленной задачи, осмысление полученного опыта деятельности. Структура каждого из этапов предполагает последовательное выпол­нение действий, представленных на схеме организации про­дуктивного варианта учебно-познавательной деятельности.

Как следует из схемы, при организации продуктивного варианта учебно-познавательной деятельности задейство-

ваны и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок на основе подлинного понимания, поэтому деятельность здесь всегда носит поисковый, твор­ческий характер. Особенно активно стимулируются такие личностные качества, как самоанализ, саморазвитие и ини­циатива, происходит развитие прогностических, конструк­тивных и проективных способностей личности ученика.

ПРОТОКОЛ № 185

заседания педагогического совета

от 10 января 2013 года

Присутствовали: администрация школы, учителя 1-10-х  классов (всего  42   человека).

ТЕМА: Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке.

Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.

Задачи:

  1. Обосновать необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и организации урока.
  2. Выявить методические, педагогические и психологические основания для управления современным процессом обучения. Вооружить участников методами овладения соответствующими знаниями.
  3. Выявить практические затруднения педагогов в вопросах управления познавательной деятельностью на уроке и выстроить механизмы их преодоления.

Основная идея Педагогического Совета: «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам».

План проведения педагогического совета:

  1. Обоснование темы. Цели и задачи педсовета.
  2. Краткие теоретические сведения, касающиеся осмысления ключевых понятий темы.
  3. Работа в творческих группах: индивидуальна и групповая рефлексия.
  4. Обобщение результатов творческих групп. Выступление представителей от группы с результатами работы и краткими выводами (с использованием компьютерной презентации).
  5. Выработка и принятие решения педагогического совета.
  6. Рефлексия.

        Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования.

        Наш выпускник – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:

— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

— уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

— умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

— самостоятельно критически мыслить;

— видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

— четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

— быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

— грамотно работать с информацией;

— быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой

        Что же такое управление? Управление – это процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо работа, между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

        Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

    — целеполаганием учащихся;

    — мотивацией их деятельности;

    — формированием умений учащихся;

    — созданием обратных связей «учитель» — «ученик»;

    — созданием проблемных ситуаций;

    — комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

        Средства включения учащихся в активную УПД:

  • учебное содержание
  • методы и методические приёмы
  • формы организации ПД учащихся.

        Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников.

Условия эффективности управленческого воздействия

Условия обеспечения эффективности обучения школьников

Совместная работа хорошо спланирована и организована

Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация

заданий по степени сложности

Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают

Привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию зна-ний, к процессу учебной работы и ее результатам; формирование на этой основе интереса к обучению

Исполнители заинтересованы в полу-чении ожидаемых результатов  и ис-пытывают удовлетворение от своей работы

Мотивационная направленность обучения

Социально – психологический кли-мат в коллективе благоприятен для продуктивной работы

Контакт между учителем и учащимися

Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях

Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с жизненным опытом, интересами, запросами ребят

Профессиональные контакты между педагогами

Осуществление межпредметных связей в обучении

        Таким образом, мы можем зафиксировать еще одну проблему для детальной последующей проработки – как в нашем коллективе реализуются условия эффективности обучения школьников? Тем самым, каждый из вас частично сможет выявить уровень сформированности у себя управленческих умений и навыков.

        Чтобы сделать это, необходимо оценить успешность деятельности учителя на уроке. Поэтому остановимся на дидактических требованиях к современному уроку.

Дидактические требования к современному уроку

  1. Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
  2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
  3.  Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
  4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.
  5. Сочетание различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.
  6. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
  7. Опора на межпредметные связи для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире.
  8. Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
  9. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
  10.  Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
  11. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.
  12. Сочетание различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.
  13. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
  14. Опора на межпредметные связи для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире.

Активизация познавательной деятельности учащихся как технологический процесс

        Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия — наука) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

        Психологический аспект школьной педагогической технологии:

Ц   – цели обучения и воспитания, их психологическая структура;

О   – набор операций по достижению этих целей;

К    – психологические характеристики педагогов,  реализующих эти цели;

Р    –  психологические характеристики учащихся;

СР – средства, используемые при выполнении определенных операций;

ПР – принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются

        цели обучения и воспитания, подбираются и реализуются операции

        по достижению этих целей.

        Активизация познавательной деятельности

восприятие

     → запоминание

          → сохранение

               → воспроизведение

                 → интерпретация полученных знаний.

Уровни познавательной активности (по Т.И. Шамовой)

воспроизводящая 

                учащийся должен научиться воспроизводить

                при необходимости полученные знания или умения

интерпретирующая

                имея некоторые знания, необходимо научиться

                трактовать их в новых учебных условиях,

                отталкиваясь от привычных образцов

творческая активность 

                учащийся, который не только усваивает связи

                между предметами и явлениями, но и пытается

                найти для этой цели свой новый способ.

Уровни познавательной активности учащихся

Основание для классификации

Методический подход

(по Г.И. Щукиной) 

Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой) 

Степень включенности учащегося

в процесс обучения 

НУЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога

РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ АКТИВНОСТЬ

Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

СИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ

Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)

ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ

Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Сама задача может ставиться школьником, пути ее решения выбираются новые, нестандартные

Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения

Уровни познавательной активности учащихся:

1)Нулевой

Основные приемы, помогающие наладить атмосферу эмоционального комфорта — «эмоциональные поглаживания»:

-проводить минутки психологической разгрузки, создавать особую    эмоциональную атмосферу.

 — обращаться к ученику только по имени;

— не скупиться на похвалу и одобрение;

— сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;

— при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;

  • акцентировать позитивное построение фраз «Если вы не будете выполнять мои требования, то я…», без приказов («Прекратить шум!)…
  •  не предлагать заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другой.
  1. Относительно активный
  • Торопливы. Охотно приступают к новым видам работы, но при затруднениях быстро теряют к ним интерес. Для них очень важна эмоциональная поддержка, интеллектуальная атмосфера во время всего урока.
  • Заинтересованность появляется только в связи с интересной темой или необычными приемами преподавания. Их внимание можно держать только вопросами, которые задают сами учащиеся после урока по теме.

Показатели динамики перехода с ситуативного уровня активности на исполнительский:

— стабильное посещение урочных и внеклассных занятий;

— охотное вступление в диалог с учителем;

— чтение дополнительной литературы по предмету;

— восприятие нестандартных учебных ситуаций.

  1. Исполнительно – активный
  • Систематически выполняют домашнее задание. Работают преимущественно самостоятельно, предлагают оригинальные пути решения. Нужно побуждать их к самостоятельности, стимулировать их проблемными, частично поисковыми ситуациями.
  • Начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учениками, постепенно отвыкают искать нестандартные решения. Начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учениками, постепенно отвыкают искать нестандартные решения.
  1. Творческий уровень
  • Эти учащиеся любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи. Нужны специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность.
  • Стремятся к самовыражению через различные виды творчества. Создавать условия для самореализации личности, возможности выразить свое особое отношение к миру.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап

Педагогическая задача

1. Мотивационно-целевой

Сформулировать мотив достижения;

настроить на успешное выполнение задания

2. Организационный

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

3. Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Мотивационно-целевой этап

Педагогическая задача

Дифференциация учащихся

Деятельность учителя

Сформулировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания

Настроить ученика на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода

Нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода

Поддержать побуждение к работе

Варианты мотивов достижения (успеха, результата):

— стремление решать интересные задачи;

— попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

— рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей;

— установить новые контакты в ходе выполнения.

Организационный этап

Педагогическая задача

Дифференциация учащихся

Деятельность учителя

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

Итоговый этап

Педагогическая задача

Дифференциация учащихся

Деятельность учителя

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности;

обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки

Необходимо возвращение  к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Эмоционально одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с  выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она:

  • организуется на всех этапах учебного процесса;
  • усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;
  • реализуется с учетом индивидуальных способностей учащихся, что находит свое  отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником;
  • формирует у ребенка положительные эмоции →  чувство успеха → эмоции радости → удовлетворение, вызванное преодолением трудностей → осознание недостаточности уровня своих знаний, умений → формирование устойчивой потребности в   самообразовании. 

        Из пассивного объекта он  должен стать субъектом, творцом, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.

        Развитие познавательной активности учащихся через внедрение новых образовательных технологий

        Требования к педагогу:

  •  должен обладать высокой эрудицией,
  •  должен владеть диалектическим мышлением,
  •  должен обладать высокой информационной культурой.

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное

обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Модульное

обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения по модульным пакетам

Развивающее

обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Технология

Интегрированного

обучения

Приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества

Стремление к созданию интегрированных систем знаний, дающих школьникам  представление о целостной картине мира

Соединение в единое целое  целей, задач, дидактических единиц содержания

Дифференцированное

обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Интерактивное

обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

После теоретического выступления была организована работа в группах по предметным МО (начальных классов, иностранных языков, естественно-математических наук, гуманитарных наук, художественно-эстетического цикла и физической культуры). Продолжительность групповой работы 15 минут.

Темы для работы в группах:

  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся.

Результат работы (МО учителей художественно-эстетического цикла и физической культуры)

Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать:

 целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и  пространственным.

Задачи ФОПД:

  • задача активизации познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной и творческой.

Виды ФОПД:

  • Индивидуально – обособленная форма.
  • Фронтальная форма познавательной деятельности.
  • Групповая форма организации познавательной деятельности.
  • Коллективная форма познавательной деятельности.

Индивидуально – обособленная форма ФОПД

Задачи

Рекомендации по использованию

Условия эффективности

Ограничения

Учить индивидуальному труду;

Воспитывать самостоятельность;

Подготовить для занятий по самообразованию

имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников;

решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно

Правильный подбором дифференцированных заданий и систематический контроль учителя за их выполнение

большой расход времени и усилий учителя

Фронтальная ФОПД

Задачи

Рекомендации по использованию

Условия эффективности

Ограничения

Привлечение внимание учеников и их интереса к предстоящему восприятию знаний

Используется на уроках, на  семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой  цели.

Возможно не только проблемное, но и информационное, а также  объяснительно — иллюстративное  изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем  составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.  

Групповая ФОПД

Задачи

Рекомендации по использованию

Условия эффективности

Ограничения

Единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Задачей является сформировать взаимную ответственность, внимательность, интерес к работе товарища.

Ученики  ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу

зависит от тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе

Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более.

Коллективная ФОПД

Задачи

Рекомендации по использованию

Условия эффективности

Ограничения

Формирование устойчивой группы навыков у всех без исключения членов коллектива

Коллектив обучает каждого своего члена, и  в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении  всех других его членов.    

Наличие у всех участников общей цели.

Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи.

Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.

Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной

Наличие коллектива

Выводы:

  • Педагогу в современной школе необходимо в зависимости от формы, цели и задач, от специфики классного коллектива и предмета активно и умело использовать различные формы познавательной деятельности для создания эффективной педагогической ситуации на уроке;
  • Необходимо сочетание различных форм работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.
  1. Способы активизации познавательной деятельности учащихся

Результат работы (МО учителей начальных классов)

Способ

Используемые методы, приемы

1.Нетрадиционные формы уроков

Интегрированные занятия; комбинированные,проектные

2. Игровые формы

Ролевые дидактические игры

3. Проблемно-задачный подход

Проблемные ситуации

4. Разные формы учебной работы

Групповые, парные, фронтальные и т.д

5. Интерактивные методы обучения

Применение ИКТ

6. Дидактические средства

Тестовые задания, дидактические карточки, терминологические кроссворды

7. Авторские дидактические приемы

 «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).

 2) «Для меня сегодняшний урок …» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).

З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …»).

6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей …»).

7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

8. Использование всех методов

мотивации и стимулирования учащихся

I. Эмоциональные

II. Познавательные

III. Волевые

IV. Социальные

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся

Группа

Методы

1. Эмоциональные

поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

2. Познавательные

опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.

3. Волевые

информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности

4. Социальные

развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Выводы: все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

  1. Изучение уровня владения учителями школы основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Результат работы (МО учителей предметов естественно-математического цикла) на основе предварительного анкетирования учителей школы, в ходе которого каждому учителю предлагалось самостоятельно установить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке.

Методы мотивации и стимулирования деятельности

Выводы:

  1. Оптимальный уровень (85% и выше): предъявление учебных требований;            формирование ответственного отношения к учению (волевые методы мотивации)
  2. Достаточный уровень (65-84%): поощрение (эмоциональный метод);                            опора на жизненный опыт (познавательный метод); информирование об обязательных результатах обучения (волевой метод);                                                создание ситуаций взаимопомощи (социальный метод)
  3. Низкий уровень (40-64%): познавательный интерес (познавательный метод); выполнение творческих заданий (познавательный метод);                                                                           заинтересованность в результатах коллективной работы (социальный метод).

Соотношение различных групп методов мотивации и стимулирования учебной деятельности

Соотношение методов внутри группы эмоционального воздействий

Соотношение методов внутри группы познавательных воздействий

Соотношение методов внутри группы волевых воздействий

Соотношение методов внутри группы социальных воздействий

Выводы:

  1. Выявленные тенденции:
  • владение в большей степени методами мотивации, сопутствующими традиционному обучению;
  • владение в меньшей степени методами мотивации, сопутствующими системно-деятельностному подходу.
  1. Меры регуляции и коррекции:
  • развитие компетентности учителя;
  • стремление к реализации системно-деятельностного подхода.
  1. Способы создания проблемных ситуаций и виды дифференцированной помощи.

Результат работы (МО учителей иностранного языка)

Способы создания проблемных ситуаций:

  1. Преднамеренное столкновение жизненных представлений учащихся с научными фактами с помощью:
  • Опыта;
  • Рассказа об опыте;
  • Наглядных средств, ТСО;
  • Практических заданий, в которых обязательно допустят ошибку, или невыполнимых заданий.
  1. Обнаружение несоответствия известного и требуемого способа действия.
  2. Сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых:
  • Фактов, явлений, данных;
  • Суждений, мнений великих ученых, писателей, политиков;
  • Мнений самих учащихся;
  • Различных вариантов текстов художественных произведений, документов, видов искусств.
  1. Использование типичных ошибок учеников или одностороннего подхода к явлениям;
  2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает:
  • В результате столкновения различных мнений учеников;
  • Между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки;
  • Между гипотезой и новыми фактами;
  • Между следствиями из гипотезы и проверочными экспериментами.

Виды дифференцированной помощи:

  • Указание типа задачи;
  • Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы;
  • Запись условия в виде таблицы, матрицы, значков;
  • Указание алгоритма решения;
  • Приведение аналогичной задачи;
  • Объяснение хода выполнения подобного задания;
  • Выполнение вспомогательного задания, наводящее на решение основного вопроса, задачи;
  • Наведение на поиск решения с помощью ассоциации;
  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задачи;
  • Называние ответа, результата заранее;
  • Расчленение сложной задачи на ряд элементарных;
  • Постановка наводящих вопросов;
  • Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание;
  • Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах.
  1. Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся.

Результат работы (МО учителей гуманитарного цикла)

Учет половых различий

Пол

Индивидуальные особенности

Рекомендации

Мужской

Отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи, затрачивают больше времени на обдумывание, более осведомлены, понятливы,  умеют обобщенно  и логически мыслить.

Давать письменные задания

Женский

 Сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти.

Рекомендуется девочек опрашивать у доски

Учет темперамента

Тип темперамента

Индивидуальные особенности

Рекомендации

Холерики

быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождении правильного решения, быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную работу.

предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявления инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений.

Сангвиники

Серьезны, уравновешенны,  легко справляются с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует, способны бросить его, не доделав. Они торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока.

Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи, постоянно контролировать качество выполнения работы.

Флегматики

(учет особенностей внимания)

Невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути.

Можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.

Меланхолики

(учет особенностей восприятия)

Тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению.

 Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.

Учет особенности восприятия

Тип

Индивидуальные особенности

Рекомендации

Аудиалы

Легко повторяют услышанное. Предпочитают счет и письмо, любят дискуссии.

Способ проверки – устный опрос

Визуалы

Хорошо помнят то, что видели. С трудом запоминают словесные инструкции.

Выполнение письменного задания

Кинестетики

Лучше обучаются, делая.

 Постановка опыта

Учет типа нервной системы

Тип

Особенности

Рекомендации

Слабый

Период наибольшей продуктивности непродолжителен и соответствует началу урока.

Не ставить их в ситуацию, требующую быстрого ответа, предоставляя достаточное время на обдумывание

Сильный

Период наибольшей продуктивности продолжителен и соответствует середине урока.

Выбирать при изучении нового материала

Организация урока

Этап урока

Рекомендации

Проверка домашнего задания

Вызывать ученика со слабым типом нервной системы. В зависимости от избранного способа проверки можно выбрать ученика по его ведущему сенсорному каналу (визуал, аудиал, кинестетик).

Изучение нового материала

Выбрать ученика с сильным типом нервной системы

Закрепление пройденного

Аудиала (для устного повторения) или кинестетика (для постановки опыта) из учащихся, чей период наивысшей продуктивности соответствует второй половине или концу урока.

Выводы: 

  • Смена видов деятельности является профилактикой истощаемости, что снижает риск заболеваемости.
  • Учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.

        Проведя анализ и осмысление путей управления познавательной деятельностью учащихся на уроке, обобщив результаты работы творческих групп, Педагогический Совет РЕШИЛ:

  1. Считать обязательным использование управленческих знаний при планировании и организации урока.
  2. Продолжить  работу  по  теме  педсовета, осуществлять практическое  применение  приёмов  активизации  познавательной  деятельности  учащихся.
  3. Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
  4. Строго  учитывать  в  работе  индивидуальные  особенности  ученика.
  5. Найти  возможность  применения  системно-деятельностного  подхода  на  всех  уроках и  этапах обучения.
  6. Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков. Адаптировать собранную информацию к особенностям своего предмета.
  7. Провести заседание МО на тему «Приемы стимуляции познавательной активности  учащихся», на котором обобщить опыт работы и методические находки учителей-предметников. По результатам работы провести семинар-практикум в активной, творческой форме.
  8. Продумать  возможность  включения  межпредметной  проектной  деятельности  в  учебный  план.
  9. Организовать обучение  учителей  на  курсах  повышения  квалификации  по  теме: «Организация  проектной  деятельности».

Председатель                                В.А. Степович

Секретарь                                Е.А. Сухарева

Автор статьи

Дарья Михайловна Ромашкина

Эксперт по предмету «Педагогика»

Стать автором

Определение 1

Познавательная деятельность – это процесс активного изучения ребенком окружающей действительности, получение им определенных знаний и умений, познание законов существования окружающего мира и усвоение норм продуктивного взаимодействия с ним.

Понятие и сущность управления познавательной деятельностью учащихся

В настоящее время одной из ключевых проблем организации образовательного процесса в школе является управление познавательной деятельностью учащихся во время урока. Это объясняется тем, что эффективность познавательной деятельности учащихся имеет большое значение для успешности всего процесса обучения. В том случае, если учащийся понимает, как нужно учиться в школе, умеет работать с разными источниками информации, находить информацию необходимую для решения конкретной проблемы, то ему будет легко не только усваивать школьную программу, но и самостоятельно повышать уровень своих знаний.

Как показывает практика, повышение эффективности познавательной деятельности учащихся во время уроков, вызывает у педагогов некоторые сложности. Повысить познавательную деятельность учащихся труднее, чем передать им необходимые знания и умения. В связи с чем, к подготовке современных педагогов предъявляются другие требования, чем это было несколько лет назад. В первую очередь будущих педагогов учат не просто преподавать, а создавать вокруг детей необходимо образовательное пространство, которое будут способствовать развитию у них познавательной деятельности во время образовательного процесса.

Развитие у учащихся познавательной деятельности во время уроков, предполагает формирование следующих важных качеств:

  1. Умение гибко адаптироваться в соответствии с меняющимися условиями.
  2. Критически мыслить.
  3. Обладать навыками самостоятельного поиска необходимой информации, ее усвоение и умения применять на практике и в повседневной жизни, с целью решения разнообразных проблем.
  4. Своевременно и грамотно принимать решения.
  5. Умение предвидеть проблемы, посредством использования современных технологий, находить способы их предотвращения или решения.
  6. Четко осознавать для чего приобретаются знания, в какой сфере или области жизнедеятельности они могут быть использованы.
  7. Быть способными генерировать новые идеи, креативно и творчески мыслить.
  8. Грамотно и целесообразно работать с разными источниками информации.
  9. Обладать таким важным личностным качеством как коммуникабельность. Уметь успешно взаимодействовать с различными людьми и социальными группами, в разных областях и ситуациях.

«Организационно-управленческие условия повышения эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке» 👇

Управление повышением эффективности познавательной деятельности учащихся на уроках

Замечание 2

Для того, чтобы познавательная деятельность учащихся во время урока была эффективной, задачей педагога является организовать правильное управление ею.

Процесс управления повышением эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке, представляет собой:

  • непрерывный процесс, состоящий из последовательных действий, осуществляемых педагогом по отношению к учащимся;
  • процесс по установлению цели совместной образовательной деятельности;
  • процесс, определяющий основные методы, средства и способы достижения образовательной цели;
  • процесс продуктивно взаимодействия между педагогом и учащимися, основанном на взаимном доверии и уважении.

Управление эффективностью познавательной деятельности учащихся на уроке, направлено на:

  • совместное целеполагание учащихся и педагога;
  • мотивацию деятельности учащихся на уроке;
  • формирование умений и навыков учащихся;
  • создание обратной связи между педагогом и учащимися;
  • разработку проблемных образовательных ситуаций;
  • создание комфортной среды для обучения, воспитания и развития учащихся во время педагогического процесса.

Педагог должен понимать, что все указанные компоненты следует постоянно удерживать в поле своего профессионального зрения, под его управленческим воздействием.

Основные формы управления познавательной деятельностью учащихся

Одним из основных организационно-управленческих условий повышения эффективности познавательной деятельности учащихся на уроке, является использование следующих форм управления:

  1. Индивидуально-обоснованная форма – используется в том случае, если учащиеся в полной мере владеют навыками самостоятельного освоения учебного материала. В данном случае познавательная деятельность осуществляется не всем классом, а каждым учащимся индивидуально. Ее успешность и эффективность определяется правильным подбором педагогом заданий и упражнений.
  2. Фронтальная форма – используется одновременно со всем классом, направлена на достижение ими конкретной познавательной задачи. Основными приемами управления являются разнообразные проблемные ситуации, решение которых способствует достижению поставленной цели. Важным при использовании данной формы управления является первоначальное установление контакта с учащимися, вызвать у них интерес к предстоящему получению знаний.
  3. Групповая форма – используется при работе с группой учащихся, которые совместно решают определенную познавательную задачу. Количество участников группы зависит от характера предстоящей познавательной деятельности и ее содержания. Успешность познавательной деятельности в данном случае, зависит от тщательности её подготовки педагогом и его умения уделить внимание каждой группе.
  4. Коллективная форма – применяется в том случае, когда осуществление познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Satisfyer double plus инструкция на русском
  • Инструкция по монтажу пластиковых фасадных панелей
  • Транексам инструкция как принимать до еды или после
  • Укладка кварцвиниловой плитки для пола с замковым соединением инструкция
  • Р 187 п1 руководство по эксплуатации скачать