Списание материалов в бюджетном учреждении инструкция

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н. 

Об учете запасов в коммерческой фирме можно прочитать в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Путеводитель.

Также, как и раньше, в 2022-2023 годах нужно использовать бюджетные планы счетов: единый (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н) и частные (в т.ч. приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Итак, согласно новому стандарту сейчас запасы разделяются на две группы:

1. Собственно материальные запасы:

  • материалы;
  • готовая продукция и биологическая продукция;
  • товары;
  • иные матценности.

2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.

Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:

  • библиотечные фонды;
  • живые организмы, являющиеся источником биологической продукции, рост и восстановление которых управляются и контролируются субъектом учета;
  • активы, составляющие культурное наследие;
  • финансовые инструменты;
  • незавершенное производство, если сформировавшее его учреждение выступает в роли подрядчика.

Для них есть свои ФСБУ.

Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Номер разряда счета

18

19–21

22

23

24–26

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример, счет 110532340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

1

105

3

2

340

1 — за счет средств бюджета

105 — материальные запасы

3 — иное движимое имущество

2 — продукты питания

340 — увеличение стоимости

Для учета НЗП используется счет 109. Незавершенку в данной статье мы рассмативать не будем. Нюансы отражения операций с готовой продукцией и товарами в статье также не рассматриваются.

О том, как бюджетное учреждение учитывает основные средства, читайте в этом материале.

Формы первичных документов, в т. ч. по учету материалов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

Учет поступления материалов

Источниками поступления материалов согласно стандарту являются:

  • приобретение;
  • получение от иных организаций;
  • создание для использования в собственной деятельности;
  • изготовление для отчуждения (реализации).

Единицу учета МПЗ учреждение выбирает самостоятельно. Это могут быть (п. 8 ФСБУ «Запасы»):

  • номенклатурные (реестровые) единицы;
  • партии, однородные (реестровые) группы запасов. В этом случае должен обеспечиваться аналитический учет запасов, порядок ведения которого прописывается в учетной политике.

Если к учету принимаются запасы, которые могут быть использованы более 12 месяцев, учреждение (специальная комиссия) должно определить срок их полезного использования.

Материалы приходуются учреждениями на основании первичных документов по первоначальной стоимости (до вступления в силу нового ФСБУ оценку предписывалось производить по фактической стоимости). Порядок расчета первоначальной стоимости зависит от способа поступления активов и подробно описан в пп. 19-26 ФСБУ «Запасы».

Также учреждениям предписано производить последующую переоценку запасов с созданием резерва. Правила прописаны в пп. 29-33 ФСБУ «Запасы». В некоторых случаях возможно делать реклассификацию запасов, т. е. их перенос в другую группу запасов или даже в иную категорию активов (например, в ОС). Порядок и условия закреплены в п. 27 ФСБУ.

Для отражения поступлений в плане счетов выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24–26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).

Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).

Проводка

Описание проводки

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Покупка материалов

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача материалов от вышестоящего учреждения

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340)

Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.)

Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания

Списание запасов происходит:

  • при их их потреблении (использовании) в деятельности учреждения (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
  • принятии решения о списании государственного (муниципального) имущества;
  • принятии решения больше не использовать объект в качестве запасов и прекращении получения от него экономических выгод;
  • передаче другой организации госсектора;
  • продаже (дарении), обмене, распространении.
  • по иным предусмотренным законом основаниям.

Списание стоимости материальных запасов может происходить двумя способами:

  • по стоимости каждой единицы;
  • средней стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.

Прядок выбытия материалов детально прописан в пп. 34-41, а правила их оценки при выбытии — в пп. 42-43 ФСБУ «Запасы».

Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.

Пример

На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.

Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:

(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.

Общая сумма затрат на использованный ватман равна:

166,8 × 15 = 2 502 руб.

Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.

Проводка

Описание проводки

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272)

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Использование материалов в текущей деятельности или при производстве

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче

Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Передача материалов от головного учреждения подведомственному

О том, как ведется учет материалов в коммерческих организациях, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

Информация о запасах в отчетности, первое применение ФСБУ «Запасы»

В своей отчетности в части запасов учреждение должно раскрывать информацию (п. 44 ФСБУ «Запасы»):

  • об учетной политике, принятой для оценки запасов, включая методы расчета себестоимости;
  • общей балансовой стоимости запасов в разрезе групп запасов с разделением на учитываемые по первоначальной, нормативно-плановой и справедливой стоимости;
  • сумме запасов, признанных в расходах в отчетном периоде;
  • сумме, на которую начислен и уменьшен резерв под снижение стоимости матзапасов;
  • балансовой стоимости запасов, заложенных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Применять ФСБУ «Запасы» учреждения должны с 2020 года. При этом (пп. 45-47 ФСБУ «Запасы»):

  • Объекты учета, ранее не считавшиеся запасами или числящиеся за балансом, но соответствующие критериям признания таким активом на 01.01.2020, нужно отразить на балансовых счетах по первоначальной стоимости. При необходимости производится реклассификация или переоценка запасов, учтенных до первого применения ФСБУ.
  • Финансовый результат, полученный в результате этих операций, отражается на начало отчетного периода в качестве корректировки финансового результата прошлых лет. Результаты такой корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно.
  • Информация по поступлениям и выбытиям запасов за годы, предшествующие первому применению стандарта, не пересчитывается.

Итоги

Ведение бухгалтерского учета в БУ строго регламентировано нормативными актами. С 2020 года оно подчинено новому ФСБУ «Запасы». Перед тем, как начать его применять, нужно проанализировать прежние правила учета и сделать необходимые корректировки.

Особенности списания имущества в бюджетных организациях

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Принятие решения

Государственное и муниципальное имущество списывают, как правило, в следующих случаях:

  • в результате аварии и нецелесообразности восстановления поврежденного имущества;

  • по причине стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;

  • ввиду морального и (или) физического износа и, как следствие, потери потребительских качеств;

  • в результате кражи или недостачи.

Чтобы списать такое имущество, учреждению необходимо пройти определенную процедуру и получить согласие собственника, то есть органа представляющего интересы соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и т. д.).

В отношении федерального имущества постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение).

Данное документ распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа (то есть на казенные, бюджетные, и автономные учреждения), а также на федеральные государственные унитарные предприятия.

Согласно п. 2 Положения списание федерального имущества – это комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении должна быть создана постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения).

У этой комиссии достаточно обширные права по осмотру имущества, принятии решений о его восстановлении, установлении причин списания и т.п. (п. 6 Положения).

Кроме того, согласно п. 7 Положения на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Таким образом, данная комиссия – своего рода контрольно-инспекционный орган в отношении имущества, предполагаемого к списанию.

Обратите внимание! Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения).

В то же время в п. 34 Инструкции № 157н указано, что решение о выбытии основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.

Чтобы не запутаться, какая комиссия что принимает, целесообразно в составе учетной политики утвердить положение о порядке списания имущества.

Поскольку полномочия вышеназванных комиссий во многом совпадают, то в учреждении целесообразно утвердить одну комиссию, например комиссию по поступлению и выбытию активов.

А в соответствующем положении указать полномочия этой комиссии при списании имущества.

В силу п. 4 Положения в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения.

К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;

  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение названного имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.

Другими словами, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.

При этом согласно п.3 такого порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.

Таким образом, процедура принятия решения о списании может занять более двух месяцев, а на практике такой срок может быть еще дольше.

Есть вопросы по бюджетному учету? Помогут эксперты «Клерка». Спросить эксперта.

Отражение в учете

Вышерассмотренный порядок принятия решения о списании имущества нашел отражение и в действующей редакции Инструкции № 157н.

Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» бухгалтерия принимает акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.

То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02.

Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких‑либо условий для этого не названо.

Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

В инструкциях по бухгалтерскому учету для списания, например, объектов основных средств приведена типовая проводка:

  • Дебет счетов аналитического учета счета 10400 «Амортизация»

  • Дебет счета 11400 «Обесценение нефинансовых активов»

  • Дебет счета 40110 «Доходы от операций с активами»

  • Кредит счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства».

А в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеприведенной проводкой отражают поступление такого имущества на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.

В отношении отдельных видов имущества (в зависимости от типа учреждения) формирование в учете данной записи возможно при наличии согласия собственника списываемого имущества, только решения комиссии по поступлению и выбытию активов недостаточно.

Если вы запутались в нормативке, эксперты «Клерк» всегда придут к вам на помощь. Задайте любое количество вопросов, вам обязательно ответят.

Электронная первичка – скоро!

А с 1 января 2024года бухгалтерам-бюджетникам необходимо будет оформлять некоторые решения о списании имущества в электронном виде.

Напомним, что Минфин приказом от 07.11.2022 № 157н внес очередные изменения в свой приказ от 15.04.2021 № 61н и Методические указания к нему, дополнив формами электронной первички:

  • Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);

  • Актом о списании транспортных средств (ф. 0510456).

Так, в случае утраты потребительских свойств в результате физического, морального износа на основании решения комиссии (ф. 0510440) ответственный член комиссии формирует данные акты о списании.

А в случае гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, акты о списании заполняются на основании документов, подтверждающих факт гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

Учреждения могут начать применять акты на списание (ф. 0510454 и ф.0510456) и в текущем году, если это предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Однако с 1 января 2023 г. данные документы обязательны к применению при ведении бюджетного учета уполномоченными организациями в рамках полномочий, переданных им по решению Правительства (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Согласно последней редакции Методический указаний (утв. приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н) руководитель учреждения утверждает акты на списание только после согласования с главным распорядителем бюджетных средств или учредителем, осуществляющим полномочия собственника имущества.

При этом акты на списание члены комиссии подписывают простой ЭП, а председатель, руководитель учреждения и учредитель – ЭЦП.

Поэтому, если вы планируете списать в начале 2024 года какое-то имущество, то начинайте работу комиссии уже в этом году.

Акт о списании материальных запасов – официальный первичный документ, который оформляется в случае выдачи со склада материальных запасов в какое-либо подразделение организации или для нужд предприятия в целом. Он является основанием для формирования бухгалтерских отчетных бумаг.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о списании материальных запасов .docСкачать образец акта о списании материальных запасов .doc

Что может послужить основанием

Основание для формирования акта всегда должно быть, т.к. каким-либо образом нужно аргументировать то, что материальные запасы списываются.

Если, например, это строительные материалы, которые идут на текущий ремонт, для подтверждения акта списания должен быть издан приказ от имени главного директора о проведении ремонтно-отделочных работ в каком-либо помещении.

Если акт выписывается после проведенной инвентаризации, то основанием для бумаги должны быть ее результаты, а точнее, документы, которые были получены в результате инвентаризации. Также основаниями могут служить:

  • требование-накладная;
  • лимитно-заборная карта;
  • накладная на отпуск на сторону;
  • ведомость о выдаче запасов и пр.

Подготовка

Согласно закону (а конкретно — Приказу Минфина №73н от 15.12.2010 года) перед проведением процедуры списания руководителем учреждения должен быть утвержден состав комиссии по поступлению и выбытию активов. Последняя выбирает себе председателя и отвечает за проверку факта списания материальных активов и нюансы этого списания.

Помимо нее, при списании должно присутствовать материально ответственное лицо (например, кладовщик). Его ФИО указывается в самом начале акта.

Бухгалтерский учет

Когда документ поступает в бухгалтерию, посредством его могут осуществляться разные процедуры списания, а именно:

  • Списание в силу выбытия. Это предусмотрено пунктами с 124 по 126 приказа Минфина №119н от 28 декабря 2001 года.
  • Списание в производство. Пункт 98 того же приказа.
  • Списание в производство материально-производственных запасов, в отношении которых должен производиться особый учет. Пункт 107.

Составные части

Акт о списании материальных запасов имеет две страницы в бланке. Первая должна содержать подпись руководителя учреждения. Вторая – «автографы» всех членов созванной по поводу списания материалов комиссии. Таблица, которая начинается на первом листе и заканчивается на втором, может быть более продолжительной. Также на первой странице, в правом верхнем углу, отведено отдельное место под подпись директора с датой подписания. Прямо под ней находится миниатюрная таблица, в которой содержатся коды. В доступном для скачивания бланке документа на этой странице код формы по ОКУД сразу отмечен – 0504230. При заполнении остается только прописать дату списания материальных запасов, код по ОКПО и КПП.

Сколько бы ни было страниц в конкретном акте о списании материальных запасов, в нем обязательно должны содержаться шапка, основная табличная часть и заключение.

В верхней части акта всегда прописывается:

  • Номер документа и дата его принятия.
  • Название учреждения.
  • Его ИНН.
  • Наименование структурного подразделения (при его наличии).
  • Материально ответственное лицо (должность, ФИО).
  • Должность, фамилия и инициалы председателя и членов комиссии, в присутствии которых заполнялся документ.
  • Ссылка на номер и дату приказа (или распоряжения) о созыве комиссии руководителем учреждения.

Акт о списании материальных запасов. Часть 1.
После продолжительной вводной части идет таблица, которая должна содержать конкретную и достоверную информацию о:

  • Наименовании материала, который подлежит списанию (был израсходован) с его кодом.
  • Единицах измерения упомянутого материала.
  • Нормах расхода.
  • Сколько фактически израсходовано: количество, цена и сумма (только цифрами).
  • Причинах списания.

Акт о списании материальных запасов. Часть 2.
Два последних столбца посвящены бухгалтерским записям: дебету и кредиту. Они заполняются только после поступления акта в бухгалтерию.

Важно! Данные о разных материалах должны находиться в разных строках таблицы.

Отдельно прописываемый нюанс – общая сумма списания. Она выписывается в отдельно вынесенном фрагменте таблицы. Кроме того, прописывается сразу после нее цифрами и прописью. Она является основной при проведении дальнейших бухгалтерских операций.

В конце оставлено пять строчек для формулировки заключения комиссии. Председатель и члены комиссии ставят свои подписи в подтверждение того, что проверка на складе была произведена и выявила фактическое расходование указанных материалов в указанном количестве.

На бланке также находится отметка бухгалтерии о том, что акт был отражен в журнале операций за конкретную дату. О факте проведения акта должны свидетельствовать печать и подпись главного бухгалтера с расшифровкой.
Акт о списании материальных запасов. Часть 3.

Сколько экземпляров потребуется

Для удобства должно быть минимум три экземпляра бумаги. Первый поступает в бухгалтерию для переноса данных в последующие документы и ссылок. Второй поступает в распоряжение комиссии, производящей списание. Третий остается у материально ответственного лица для формирования отчетов.

Альтернатива

В 1999 году был принят Приказ Минфина №107н. Он утратил силу, однако форма акта о списании материальных запасов №230 прижилась в деловых кругах достаточно хорошо. Некоторые организации продолжают ей пользоваться для установления факта списания материальных запасов. Форма 230 может быть использована как альтернатива форме ф 0504230, но вторая является более прогрессивным способом ведения документооборота в учреждении.

Приложения

Если расходование материалов производилось на какие-либо нужды учреждения по прямому приказу (распоряжению) руководителя организации, то к акту должно быть приложение. Одно или несколько. Они являются основанием для списания. Без них акт о списании материальных запасов формы ф 0504230 не будет иметь юридической силы. Бухгалтер по нему не имеет права списывать материальные ценности с учета. Все нюансы заполнения указаны в Приказе Минфина №52н от 30 марта 2015 года.

Вступление в силу федерального стандарта «Запасы» (далее СГС «Запасы») с 2020 г. внесло изменение в отражение материальных запасов для учреждений государственного сектора. В данной статье рассмотрим какие же изменение необходимо учитывать и как отражать в программе хозяйственные операции с материальными запасами (далее МЗ).

  • Нормы законодательства
  • Признание материальных запасов
  • Стоимость материальных запасов
  • Что такое обменные и необменные операции
  • Как рассчитывается первоначальная стоимость материальных запасов, которые были изготовлены своими силами
  • Первоначальная стоимость готовой, биологической продукции и незавершенного производства
  • Переоценка материальных запасов
  • Реклассификация МЗ
  • Прекращение признания запасов

Нормы законодательства

Согласно п.7 СГС «Запасы» МЗ — это активы, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета, в том числе для изготовления иных нефинансовых активов, готовая продукция, биологическая продукция, иные материальные ценности, приобретенные для продажи, а также материальные ценности приобретенные в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реализации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиям, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций).

Стандарт вводит новое понятие «Группа (вид) запасов», которое определяет совокупность запасов, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности в обобщенных показателях, например: материальные запасы (счет 105 00) и незавершенное производство (счет 109 00).

Нужна помощь в работе с «1С:БГУ»?

Обратитесь за консультацией к нашему специалисту.

Получить консультацию

Признание материальных запасов

Все хозяйственные операции по получению (покупке, созданию, сбору) МЗ должны быть отражены в бухгалтерском учете на основании первичных (сводных) учетных документов на дату признания обязательств. В случаях, если использование МЗ в деятельности учреждения превышает 12 месяцев, принятие к бухгалтерскому учету таких МЗ должно осуществляться с определением срока полезного использования постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов.

Для этих целей в программе «1С:БГУ», ред. 2.0 реализован новый документ «Решение о признании объектов (материальные запасы).

Решение о признании объектов

По итогам проведения документа, есть возможность распечатать документ по форме 0510441.

Решение о признании объектов

Обратите внимание, что данный документ относится к приказу 61н, который полностью вступает в силу с 2023 г., но так как часть учреждений может закрепить положения данного приказа в Учетной политике и соответственно могут применять данные документы с 2022 г. как в электронном, так и в бумажном носителе.

Стоимость материальных запасов

Отражая поступление активов, относящихся к МЗ, бухгалтер должен правильно определить стоимость, по которой данный актив будет принят к учету. В соответствии к СГС «Запасы», МЗ должны быть приняты по первоначальной стоимости. Но в свою очередь в зависимости от типа операции (обменная или необменная) и группы запасов (материальные запасы или незавершенное производство), первоначальная стоимость формируется по-разному:

  • как справедливая стоимость;
  • как остаточная стоимость;
  • как один объект равен одному рублю;
  • как нормативно-плановая стоимость;
  • как стоимость, которая указана в передаточных актах.

Что такое обменные и необменные операции

Обменные операции — это операции, которые осуществляются на условиях получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости), преимущественно в форме денежных средств (их эквивалентов) по (или) иных материальных ценностей, работ, услуг, прав пользования имуществом, а вот необменные операции — на условиях получения (передачи) активов без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине: по передаче активов безвозмездно или по незначительным ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

В случаях, когда МЗ были приобретены путем обменной операции в обмен на иные активы, за исключением денежных средств, их первоначальная стоимость будет являться справедливой, если операция осуществляется на коммерческих условиях в обмен на иные активы. МЗ принимаются к учету по остаточной стоимости, если обменная операция осуществляется не на коммерческих условиях или если справедливую стоимость полученных (переданных) активов невозможно надежно оценить. И в условной оценке равной один объект-один рубль, если данные об остаточной стоимости передаваемых взамен активов по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемых взамен активов — нулевая.

Первоначальная стоимость МЗ, полученных путем обменной операции, рассчитывается из следующих показателей:

  • суммы приобретения и иных расходов (таможенные пошлины, невозвращенные суммы НДС или иного налога);
  • расходов, связанных с приобретением (заготовка, доставка, суммы вознаграждений за оказанные услуги).

Расходы, понесенные при приобретении нескольких объектов МЗ, в целях определения первоначальной стоимости каждого объекта, распределяются пропорционально цене каждого объекта МЗ в общей цене приобретения.

Например: учреждением были закуплены следующие материалы — кирпич и плитка, общей стоимостью 320 000 рублей, из которых стоимость кирпича 100 000 рублей, плитки 220 000 рублей. Также была осуществлена доставка материалов на сумму 10 000 рублей. Для расчета стоимости доставки кирпича необходимо произвести следующих расчет: 100000/320000*10000. Исходя из расчета сумма доставки кирпича равна 3125 рублей. Следовательно, первоначальная стоимости кирпича равна 103 125 рублей. Аналогичный расчет применяется и для определения первоначальной стоимости плитки. Предлагаем Вам потренироваться и самостоятельно рассчитать стоимость доставки плитки и ее первоначальную стоимость.

Как рассчитывается первоначальная стоимость материальных запасов, которые были изготовлены своими силами

Первоначальная стоимость МЗ в случае изготовления, определяется путем суммирования фактически произведенных вложений, связанных с изготовлением данных активов, т.е. это фактическая себестоимость продукции. Учет и формирование фактической себестоимости осуществляет в соответствии с порядком, установленном в учетной политики. При этом важно отметить, что из затрат на производство должны быть исключены:

  • сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов;
  • затраты на хранение произведенных запасов;
  • общехозяйственные и иные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением;
  • расходы на продажу МЗ.

Давайте рассмотрим пример: Бюджетным учреждением была закуплена ткань для пошива комплектов постельного белья, в целях использования. Пошив белья произведён сотрудником учреждения, с которым был заключен договор ГПХ.

В программе для отражения данной хозяйственной операции следует создать следующие ряд документов:

Документы

Если МЗ были получены учреждением в результате не обменной операции, то их первоначальная стоимость определяется либо по справедливой стоимости на дату приобретения, определяемой методом рыночных цен либо, либо по стоимости, предоставленной передающей стороной, либо в условной оценке, равной один объект — один рубль. при отсутствии данных о стоимости.

Для определения справедливой стоимости используются текущие рыночные цены или данные о недавних сделках. Определение справедливой стоимости осуществляется комиссией субъекта учета.

Признание МЗ от собственника (учредителя) или иной организации государственного сектора осуществляется по оценке, определенной передающей стороной по стоимости, отраженной в передаточных документах. А вот первоначальная стоимость материалов, которые остаются после разборки или ликвидации основных средств определяется на дату принятия по справедливой стоимости.

Рассмотрим отражение безвозмездного поступления материальных запасов от главного распорядителя в программе «1С:БГУ»:

Поступление материальных запасов

Обратите внимание на КПС к счету 401.10. Если раньше использовалось КОСГУ 180, то с 2022 г. используется КОСГУ группы 190. И в связи с тем, что в данном примере получение МЗ осуществляется от главного распорядителя, то КОСГУ будет 192.

Первоначальная стоимость готовой, биологической продукции и незавершенного производства

Первоначальная стоимость готовой и биологической продукции определяется как нормативно-плановая стоимость для целей распоряжения готовой и биологической продукцией соответственно, если иное не предусмотрено другими нормативно правовыми актам.

Готовая продукция, которая принята к учету по такой стоимости, отражается в учете на конец отчетного периода по фактической себестоимости продукции.

Для расчета первоначальной стоимость незавершенного производства используется доля фактически понесенных затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на:

  • продукцию, непрошедшую все стадии технологического процесса;
  • изделия неукомплектованные, непрошедшие испытания и техническую приемку
  • объем незавершенных работ, услуг.

Переоценка материальных запасов

Переоценка МЗ путем перерасчета их балансовой стоимости может осуществляться только в случаях, установленными законодательством Российской Федерации. Результаты такой переоценки на первое число текущего года не включаются в данные бухгалтерской (финансовой) отчетности предыдущего отчетного года и принимаются к учету при формировании данных отчетности на начало отчетного года.

Также переоценка запасов осуществляется при определении первоначальной стоимости в целях их отчуждения.

Для готовой продукции и незавершенного производства переоценка производится на каждую отчетную дату.

Реклассификация МЗ

В связи с вводом понятия «Группы (вид) запасов», МЗ могут реклассифицироваться в иную группу МЗ или иную категорию объектов бухгалтерского учета. Выбытие из одной группы активов и оприходование их в другой должно быть отражено в учете одновременно.

Обратите внимание, что переход МЗ из одной группы в другую не приводит к изменению их стоимости. Перевод готовой продукции в состав МЗ или основных средств в целях использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости продукции.

Прекращение признания запасов

При выбытии МЗ с баланса учреждения, признание запасов в качестве активов прекращается.

Причины выбытия МЗ могут быть следующие:

  • потребление или использование в деятельности учреждения;
  • списание государственного имущества на основании решения;
  • прекращение использования по решению субъекта учета;
  • передача другой организации бюджетной сферы;
  • иные основания.

Выбытие МЗ осуществляется по стоимости каждой единицы или по средней стоимости, в зависимости от выбранного способа в учетной политике.

Например: на складе в феврале месяце имеется 5 пачек бумаги по цене 255,80 руб. и 1 пачка по цене 268 руб. Также в течении следующего месяца было приобретено еще две пачки бумаги по цене 319,21 руб. Со склада было выдано 4 пачки для нужд учреждения. В учетной политике прописан способ выбытия МЗ по средней стоимости. Следовательно, стоимость выбывших печек бумаги равна: ((255,80*5+268,00+319,21*2))/(5+1+2))*4=1092,71 руб.

Оборотно-сальдовая ведомость после отражения выбытия по счету 105 00 будет выглядит следующим образом:

Оборотно-сальдовая ведомость

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Замена манжеты люка стиральной машины lg своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство пользователя mavic enterprise
  • Атоми витамин с инструкция по применению взрослым отзывы
  • Витамин д3 инструкция по применению взрослым в каплях водный раствор
  • Престиж для обработки картофеля инструкция какой вред для здоровья отзывы