Специфика лидерства по сравнению с руководством заключается в следующем лидерство возникает стихийно

вопрос 1

Данный вид эксперимента проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых:

Выберите один ответ:

a. пилотажный

b. лабораторный

c. психолого-педагогический

d. естественный

Вопрос 2

Для представителей когнитивных теорий характерно:

Выберите один ответ:

a. акцентирование внимание на роли подкрепления в поведении людей

b. понимание поведения взрослого человека через призму его детского опыта

c. попытка установить социальные детерминанты человеческого поведения

d. объяснение поведения человека стремлением к построению непротиворечивой картины мира

Вопрос 3

Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп — это…

Выберите один ответ:

a. основная задача социальной психологии

b. предмет социальной психологии

c. объект социальной психологии

d. цель социальной психологии

Вопрос 4

К исследовательским методам социальной психологии относятся …

Выберите один или несколько ответов:

a. методы социально-психологического воздействия

b. методы обработки полученных данных

c. организационные методы

d. методы сбора информации

Вопрос 5

Верно

Основной метод изучения психологии народов, по В.Вундту:

Выберите один ответ:

a. анализ продуктов культуры

b. систематическое наблюдение

c. тестирование

d. психологический эксперимент

Вопрос 6

По В. Макдугаллу, в основе социального поведения лежат:

Выберите один ответ:

a. идея подражания

b. феномены, коренящиеся в сознании народов

c. законы духа народа

d. врожденные инстинкты

Вопрос 7

По мнению Г. Лебона, типичная черта поведения человека в массе:

Выберите один или несколько ответов:

a. преобладание роли чувств над интеллектом

b. обострение личной ответственности

c. обезличивание

d. преобладание разума над чувствами

Вопрос 8

Примат общества над личностью провозглашается в следующей теории:

Выберите один ответ:

a. психология масс

b. индивидуальная психология

c. теория инстинктов социального поведения

d. психология народов

Вопрос 9

Родоначальник психологического направления в социологии в Америке:

Выберите один ответ:

a. Л. Уорд

b. Ф. Гиддингс

c. Г. Тард

d. О. Конт

Вопрос 10

Система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности:

Выберите один ответ:

a. анкета

b. метод групповой оценки личности

c. интервью

d. тест

Тема 2

Вопрос 1

Жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо:

Выберите один ответ:

a. описательно-изобразительные жесты

b. жесты — паразиты

c. модальные жесты

d. коммуникативные жесты

Вопрос 2

К вербальным средствам коммуникации относится:

Выберите один ответ:

a. паралингвистика

b. мимика

c. речь

d. экстралингвистика

Вопрос 3

Каузальная атрибуция – это:

Выберите один ответ:

a. осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

b. процесс приписывания другому человеку причин его поведения

c. упрощение процесса познания другого

d. интерпретация поступков другого

Вопрос 4

Коммуникативная сторона общения заключается в:

Выберите один ответ:

a. восприятии и познании друг друга

b. организации взаимодействия между партнерами

c. обмене информацией между общающимися индивидами

d. установлении взаимопонимания

Вопрос 5

Наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций — …

Выберите один ответ:

a. интердикты

b. паттерны

c. поведенческие индикаторы

d. хронотопы

Вопрос 6

Область социальной психологии, которая исследует расположение людей в пространстве при общении, — это…

Выберите один ответ:

a. такесика

b. проксемика

c. паралингвистика

d. экстралингвистика

Вопрос 7

Общение, заключающееся в личной передаче информации одним из его участников другому при помощи вербальных и невербальных средств:

Выберите один ответ:

a. опосредованное общение

b. прямое общение

c. косвенное общение

d. непосредственное общение

Вопрос 8

Основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников:

Выберите один ответ:

a. кооперация

b. соперничество

c. конкуренция

d. манипуляция

Вопрос 9

Тенденция переносить предварительно полученную информацию о человеке на его реальное восприятие – это:

Выберите один ответ:

a. эффект проецирования

b. эффект первичности

c. эффект «ореола»

d. стереотипизация

Вопрос 10

Функция общения, характеризующая его как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия:

Выберите один ответ:

a. эмотивная

b. инструментальная

c. коммуникативная

d. информационная

Тема 3

Вопрос 1

Конфликты, возникающие между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия:

Выберите один ответ:

a. межгрупповые конфликты

b. межличностные конфликты

c. внутриличностные конфликты

d. внутригрупповые конфликты

Вопрос 2

Объект противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон конфликта — это:

Выберите один ответ:

a. стороны конфликта

b. предмет конфликта

c. условия возникновения конфликта

d. вознаграждение в конфликте

Вопрос 3

Определение конфликта, по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову, включает следующие характеристики:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. негативные эмоции и чувства

c. наличие противоречий между субъектами конфликта

d. противодействие субъектов конфликта

Вопрос 4

По причине возникновения выделяют следующий вид конфликтов:

Выберите один ответ:

a. объективные конфликты

b. деловые конфликты

c. конструктивные конфликты

d. перманентные конфликты

Вопрос 5

Посредничество, при котором консультативные рекомендации третьей стороны не обязательно должны приниматься во внимание конфликтующими:

Выберите один ответ:

a. арбитраж

b. переговоры

c. медиаторство

d. примирение

Вопрос 6

Стадия нарастания конфликта, серия отдельных действий и противодействий конфликтующих сторон:

Выберите один ответ:

a. кульминация

b. динамика

c. инцидент

d. эскалация

Вопрос 7

Стремление к объединению, к совместному поиску выхода из создавшейся ситуации, полностью удовлетворяющего интересы конфликтующих сторон:

Выберите один ответ:

a. компромисс

b. сотрудничество

c. конкуренция

d. уход

Вопрос 8

Тактика компромисса в конфликте предполагает:

Выберите один ответ:

a. стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы

b. поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения

c. стремление урегулировать разногласия, уступая частично, в обмен на уступки другого

d. стремление обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий

Вопрос 9

Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами – это:

Выберите один ответ:

a. сотрудничество

b. компромисс

c. уход

d. приспособление

Вопрос 10

Факторы, определяющие частое обращение к силовым методам в разрешении конфликта:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны

c. низкий уровень доверия между сторонами

d. трудности в коммуникации сторон, непонимание друг друга

Тема 4

Вопрос 1

Выделяют следующий вариант централизованной коммуникативной сети в малой группе:

Выберите один ответ:

a. круговая

b. полная

c. фронтальная

d. цепная

Вопрос 2

К характеристикам положения человека в группе относится:

Выберите один ответ:

a. состав группы

b. система групповых ожиданий

c. групповые процессы

d. композиция группы

Вопрос 3

Малая группа как субъект совместной деятельности предполагает:

Выберите один ответ:

a. непосредственное общение

b. наличие групповых норм и правил

c. возникновение эмоциональных отношений

d. все ответы верные

Вопрос 4

Малая группа, в которой строго распределены роли всех её членов в системе доминирования-подчинения:

Выберите один ответ:

a. вторичная группа

b. неформальная группа

c. первичная группа

d. формальная группа

Вопрос 5

Один из аргументов в пользу триады как наименьшей единицы малой группы заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. в триаде невозможно представить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью

b. в триаде конфликт неизбежно приобретает межличностный характер

c. в триаде фиксируется чисто эмоциональный контакт

d. наличие третьего члена группы позволяет снять личностную природу конфликта, возникшего по поводу деятельности

Вопрос 6

Разделение малых групп на формальные и неформальные было введено:

Выберите один ответ:

a. Э. Мэйо

b. Г.М. Андреевой

c. Дж.Морено

d. Ч. Кули

Вопрос 7

Система требований, определяющая действия участников малой группы:

Выберите один ответ:

a. групповые ожидания

b. групповые законы

c. групповые нормы

d. групповые санкции

Вопрос 8

Совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе:

Выберите один ответ:

a. роль

b. образец поведения

c. система ожиданий

d. статус

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений:

Выберите один ответ:

a. структура социальной власти в малой группе

b. коммуникативная структура малой группы

c. социометрическая структура малой группы

d. формальная структура малой группы

Вопрос 10

Функция группы, состоящая в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии:

Выберите один ответ:

a. поддерживающая

b. экспрессивная

c. инструментальная

d. функция социализации

Тема 5

Вопрос 1

Установите последовательность стадий процесса принятия группового решения:

3 фаза Поиск решений
4 фаза Принятие решения
2 фаза Оценка фактов
1 фаза Установление фактов

Вопрос 2

Группа, характеризующаяся внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач, по Л.И.Уманскому:

Выберите один ответ:

a. группа-автономия

b. номинальная группа

c. группа-ассоциация

d. конгломерат

Вопрос 3

Отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе — это…

Выберите один ответ:

a. иерархия

b. руководство

c. социальное влияние

d. лидерство

Вопрос 4

Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства:

Выберите один ответ:

a. конформность

b. уступчивость

c. мягкость

d. нонконформность

Вопрос 5

Процесс групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов, степень связанности, единения членов группы:

Выберите один ответ:

a. образование малой группы

b. эффективность группы

c. групповая сплоченность

d. принятие группового решения

Вопрос 6

Специфика лидерства по сравнению с руководством заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. лидер в основном осуществляет регуляцию деловых отношений в группе

b. лидерство возникает стихийно

c. явление лидерства более стабильно

d. лидер обладает гораздо более определенной системой различных санкций

Вопрос 7

Стадия развития группы, по Б.Такмену, на которой происходит ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе:

Выберите один ответ:

a. стадия «развития групповой сплоченности»

b. стадия «проверки и зависимости»

c. стадия «функционально-ролевой соотнесенности»

d. стадия «внутреннего конфликта»

Вопрос 8

Термин «групповая динамика» обозначает:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов

c. одно из направлений исследования малых групп в социальной психологии

d. динамические процессы, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой развитие группы

Вопрос 9

Улучшение результатов деятельности, вызванное присутствием других людей:

Выберите один ответ:

a. феномен социальной ингибиции

b. эффект групповой поляризации

c. феномен социальной фасилитации

d. эффект Рингельмана

Тема 6

Бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям:

Выберите один ответ:

a. внушение

b. заражение

c. подражание

d. убеждение

Вопрос 2

В структуру когнитивной сферы большой социальной группы входят следующие элементы:

Выберите один или несколько ответов:

a. коллективные представления

b. групповые интересы

c. общественное мнение

d. общественное настроение

Вопрос 3

К случайно, стихийно возникшим большим группам относится:

Выберите один ответ:

a. толпа

b. половозрастная группа

c. нация

d. социальный класс

Вопрос 4

Кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — это…

Выберите один ответ:

a. масса

b. аудитория

c. публика

d. толпа

Вопрос 5

Методы исследования общественной психологии больших социальных групп заимствованы из:

Выберите один или несколько ответов:

a. географии

b. языкознания

c. биологии

d. этнографии

Вопрос 6

Основной признак больших организованных групп:

Выберите один ответ:

a. групповое сознание, обычаи и традиции

b. все ответы верные

c. наличие групповой психологии

d. структурная и функциональная организация

Вопрос 7

Совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах:

Выберите один ответ:

a. образ жизни

b. обычаи

c. психический склад

d. традиции

Вопрос 8

Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу — это…

Выберите один ответ:

a. манипуляция

b. внушение

c. влияние

d. убеждение

Тема 7

Вопрос 1

Горизонтальные связи в структуре управления организацией:

Выберите один ответ:

a. отношения, возникающие по поводу принятия и реализации управленческих решений

b. связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления

c. связи руководства и подчинения при наличии нескольких уровней управления

d. отношения между равными, независимыми элементами системы

Вопрос 2

Организованная деятельность, отношения людей в организации в условиях, когда действия каждого индивида определены общими правилами:

Выберите один ответ:

a. объект психологии управления

b. задачи психологии управления

c. предмет психологии управления

d. цель психологии управления

Вопрос 3

Отношения, выражающие подчинённость структур систем управления …

Выберите один ответ:

a. отношения координации

b. отношения дисциплины

c. отношения субординации

d. отношения самостоятельности

Вопрос 4

Отношения, которые обеспечивают действия механизма выполнения прав и обязанностей для достижения целей управления:

Выберите один ответ:

a. деловые отношения

b. отношения ответственности

c. отношения координации

d. отношения соревнования

Вопрос 5

По характеру воздействия на объект управления принято разделять следующие методы управления:

Выберите один ответ:

a. административно-правовые методы

b. методы прямого действия

c. организационные методы

d. экономические методы

Вопрос 6

Предмет психологии управления:

Выберите один или несколько ответов:

a. закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием

b. психическое развитие человека в системе управления

c. управленческие отношения с точки зрения ситуаций управления и менеджмента

d. психологические закономерности организации управленческого процесса

Вопрос 7

Принцип социальной направленности в управлении предполагает:

Выберите один ответ:

a. учет всех изменений, которые осуществляются в окружении системы управления, ограниченного пределами ее функционирования и развития

b. доступность обсуждения и компетентное участие сотрудников в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения

c. необходимость в ходе управления, выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы всего общества, отдельных социальных групп

d. учет объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления

Вопрос 8

Функция управления, задачей которой является формирование эффективной структуры организации, а также обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для нормальной работы:

Выберите один ответ:

a. функция прогнозирования

b. функция организации

c. функция контроля

d. функция координации

Тема 8

Вопрос 1

Авторитет руководителя, основанный на компетентности, его разнообразных деловых качеств, отношении к своей профессиональной деятельности:

Выберите один ответ:

a. функциональный

b. формальный

c. моральный

d. инструментальный

Вопрос 2

Для демократического стиля руководства характерны следующие проявления:

Выберите один ответ:

a. преимущественное использование вознаграждений

b. единоличное решение всех вопросов

c. строгие требования соблюдения формальной дисциплины

d. распределение ответственности, делегирование полномочий

Вопрос 3

Индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций:

Выберите один ответ:

a. стиль руководства

b. профиль руководства

c. методология руководителя

d. тип руководителя

Вопрос 4

К характеристикам, обуславливающим эффективность руководства относят:

Выберите один или несколько ответов:

a. подверженность давлению большинства

b. стрессоустойчивость

c. замкнутость

d. ответственность

Вопрос 5

Верно

Лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности:

Выберите один ответ:

a. лидер

b. координатор

c. руководитель

d. наставник

Вопрос 6

Психологические критерии оценки эффективности руководителя, по Л.Р.Киричевскому:

Выберите один ответ:

a. желание трудиться и стремление сохранить членство в коллективе

b. удовлетворённость членством в трудовом коллективе

c. все ответы верные

d. авторитет руководителя в коллективе

Вопрос 7

Руководитель, более ориентированный на людей и вовлечение их в общую деятельность и принятие решений (по П. Херси и К. Бланшару):

Выберите один ответ:

a. обучающий

b. делегирующий

c. поддерживающий

d. директивный

Вопрос 8

Функция организационного лидера, заключающаяся в регуляции межличностных и деловых взаимоотношений внутри группы, а также морально-психологического климата:

Выберите один ответ:

a. экспертная

b. эмоционально-регулятивная

c. контрольно-координирующая

d. представительская

Вопрос 9

Эффективность руководителя зависит от следующих характеристик:

Выберите один или несколько ответов:

a. уровень компетентности

b. пол

c. уровень интеллекта

d. возраст

ТЕМА 9

Установите последовательность стадий мотивационного процесса:

2 этап Поиск путей устранения потребностей
3 этап Определение направления действия
6 этап Удовлетворение потребностей
1 этап Возникновение потребностей
5 этап Предварительная оценка полученных результатов
4 этап Осуществление действия

Вопрос 2

Данный мотив к труду присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности:

Выберите один ответ:

a. мотив надежности

b. мотив социальности

c. мотив состязательности

d. мотив самоутверждения

Вопрос 3

Мотивация труда — это…

Выберите один ответ:

a. стремление работника повысить свой статус в обществе

b. желание работать ради развития организации

c. стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности

d. стремление работника получить высокий заработок

Вопрос 4

Одна из форм косвенной экономической мотивации:

Выберите один ответ:

a. сокращенный рабочий день

b. предоставление права голоса при решении ряда проблем

c. крупные единовременные выплаты из прибыли 1-2 раза в год

d. предоставление более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста

Вопрос 5

Организационные способы мотивирования включают в себя:

Выберите один ответ:

a. обогащением труда

b. привлечением к участию в делах организации

c. мотивацию целями

d. все ответы верные

Вопрос 6

Правило мотивации, соблюдение которого дает возможность повысить эффективность мотивационных мероприятий:

Выберите один ответ:

a. поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным

b. поощрять необходимо за достижение только основной цели

c. большие и редко кому достающиеся награды обычно удовлетворяют большинство

d. предсказуемые и регулярные поощрения мотивируют больше, чем неожиданные и непрогнозируемые

Вопрос 7

Процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов:

Выберите один ответ:

a. мотивирование

b. побуждение

c. мотивировка

d. мотивация

Вопрос 8

Работник, ориентированный на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно:

Выберите один ответ:

a. «патриот»

b. «инструментально мотивированный» работник

c. «профессионально мотивированный» работник

d. «люмпенизированный» работник

Руководство и
лидерство наряду с общением и принятием
решений являются важнейшими компонентами
системы управления. Руководство-это
умственная и физическая деятельность
руководителя, цель которой- выполнение
подчиненными предписанных им действий
и решение определенных задач.
Руководитель-это
должность, наделенная определенными
официальными полномочиями, на которую
назначается человек. В процессе
управленческой деятельности он использует
данную ему организацией власть. Власть
используется лидерами как средство в
достижении целей группы или организации.

Лидерство
это процесс, с помощью которого один
человек оказывает влияние на другого
человека или на группу. Лидерство можно
рассматривать и как социально-психологическое
явление. Лидер может влиять на людей
без каких-либо официальных полномочий.
По своей сути, лидерство-это психологический
феномен. Для эффективного управления
подчиненными властных полномочий не
достаточно. Руководитель должен обладать
лидерским влиянием.

Различия лидера
и руководителя по Парыгину Б. Д.:

1. лидер в основном
призван осуществлять регуляцию
межличностных отношений в группе, в то
время как руководитель осуществляет
регуляцию официальных отношений в
группе как некоторой социальной
организации;

2. лидерство можно
констатировать в условиях микросреды,
руководство – эффект макросреды, т. е.
оно связано со всей системой общественных
отношений;

3. лидерство
возникает стихийно, руководитель всякой
реальной социальной группы либо
назначается, либо избирается, но так
или иначе этот процесс является
целенаправленным, осуществляемым под
контролем различных элементов социальной
структуры;

4. явление
лидерства менее
стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения группы,
в то время как руководство — явление
более стабильное;

5.
руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых в
руках лидера нет;

6.
процесс
принятия решения руководителем (и вообще
в системе руководства) значительно
более сложен и опосредован множеством
различных обстоятельств и
соображений, не обязательно коренящихся
в данной группе, в то время как лидер
принимает более непосредственные
решения, касающиеся групповой деятельности;

7.
сфера деятельности лидера — в основном
малая группа, где он и
является лидером, сфера действия
руководителя шире, поскольку он
представляет
малую группу в более широкой социальной
системе.

Лидерство
есть
чисто психологическая характеристика
поведения определенных членов группы,
руководство в большей степени есть
социальная характеристика отношений
в группе, прежде всего с точки зрения
распределения ролей управления
и подчинения. В отличие от лидерства
руководство выступает как регламентированный
обществом правовой процесс

Руководство и
лидерство, несмотря на различия, имеют
общие черты (по Р.Л.
Кричевскому):

  1. руководитель и
    лидер выполняют роль координаторов(организаторов)
    членов социальной группы;

  2. и руководитель,
    и лидер осуществляют социальное влияние
    в коллективе, только разными средствами;

  3. и руководитель,
    и лидер используют субординацию:
    руководитель -четко регламентированную,
    лидер- не регламентированную(заранее
    не предусмотренную).

Лидером
является такой член малой группы, который
выдвигается в результате
взаимодействия членов группы для
организации группы при решении
конкретной задачи. Он демонстрирует
более высокий, чем другие члены
группы, уровень активности, участия,
влияния в решении данной задачи. Таким
образом, лидер выдвигается в конкретной
ситуации, принимая на себя определенные
функции. Остальные члены группы принимают
лидерство, т.е. строят
с лидером такие отношения, которые
предполагают, что он будет вести, а они
будут ведомыми. Лидерство необходимо
рассматривать как групповое явление:
лидер немыслим в одиночку, он всегда
дан как элемент групповой структуры,
а лидерство есть система отношений в
этой структуре. Поэтому феномен
лидерства относится к динамическим
процессам малой группы. Этот процесс
может быть достаточно противоречивым:
мера притязаний лидера и мера
готовности других членов группы принять
его ведущую роль могут не совпадать.

Существует три
основных теоретических подхода в
понимании происхождения лидерства.
«Теория черт» исходит из положений
немецкой психологии конца XIX — начала
XX в. и концентрирует свое внимание на
врожденных качествах лидера. Лидером,
согласно этой теории, может быть лишь
такой человек, который обладает
определенным набором личностных качеств
или совокупностью определенных
психологических черт.

На смену теории
черт пришло новое объяснение,
сформулированное в «ситуационной теории
лидерства». Теория черт в данной
концептуальной схеме не отбрасывается
полностью, но утверждается, что в основном
лидерство — продукт ситуации.

Системная теория
лидерства, согласно ей — лидерство
рассматривается как процесс организации
межличностных отношений в группе, а
лидер — как субъект управления этим
процессом.

Формальная сторона
Содержательная
сторона

Авторитарный
стиль

Деловые, краткие
распоряжения Дела и группе
планируются

заранее (во всем их
объеме)

Запреты без
снисхождения, Определяются
лишь непосредствен-

с угрозой
ные цели,
дальние неизвестны

Чегкий язык,
неприветливый тон Голос руководится
— решающий

Похвала и порицания
субъективны

Эмоции не принимаются
в расчет

Показ приемов —
не система

Позиция лидера —
вне группы

Демократический
стиль

Инструкции в форме
предложений Мероприятия
планируются не

заранее, а
в группе

Не сухая речь, а
товарищеский тон За реализацию
предложений

отвечают все

Похвала и
порицание — с советами Все разделы
работы не только

предлагаются,
но и обсуждаются

Распоряжения
и запреты —с дискуссиями

Позиция лидера
— внутри группы

Попустительский
стиль

Тон —
конвенциональный Дела
в группе идут сами собой

Отсутствие
похвалы, порицаний Лидер не
дает указаний

Никакого
сотрудничества Разделы
работы складываются

Позиция
лидера — незаметно в стороне из
отдельных интересов или

от группы
исходят
от нового лидера

Соседние файлы в папке Ответы к ГОСам

  • #

    19.04.2015138.75 Кб4824.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

    19.04.2015152.06 Кб5028.doc

  • #

    19.04.2015137.73 Кб8229.doc

  • #

    19.04.2015152.58 Кб753.doc

  • #
  • #

    19.04.2015141.82 Кб4731.doc

  • #
  • #
Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент организации»

преподавательский стаж — 10 лет

Предложить статью

Понятие и особенности лидерства

Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.

Определение 1

Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия.

Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства:

  • неформальное лидерство;
  • формальное лидерство.

Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Обе сферы лидерства неотделимы друг от друга, равно как и социально-экономическая и организационно-техническая стороны управления.

Формальное лидерство в большей степени сопряжено с понятием руководства. Неформальное же лидерство определяется факторами личностного и ситуационного характера.

Сущность, цели и задачи руководства

Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.

«Лидерство и руководство» 👇

Определение 2

Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ему полномочий.

В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:

  • несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
  • наличие в подчинении группы лиц;
  • наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
  • принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.

Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.

Взаимосвязь, сходства и различия между лидерством и руководством

Сегодня доподлинно известно, что лидерство является одним из основополагающих аспектов управленческой деятельности и, соответственно, руководства. Фактически оно пронизывает всю систему менеджмента любой компании.

В то же время, хотя лидерство и выступает существенным компонентом эффективного менеджмента, далеко не все эффективные лидеры в равной степени являются и эффективными руководителями. Основные отличия между менеджером-руководителем и лидером представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.

Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

В руках руководителя сосредоточена официальная, регламентированная власть. Лидер же в отличие от менеджера регулирует межличностные, а не официальные отношения в группе.

Лидерство зачастую возникает стихийно, в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами.

Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп, в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.

Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:

  • постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
  • постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами;
  • постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
  • постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же.

Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах, в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами). Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени. В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр.

В то же время завоевание лидерства и назначение на должность руководителя происходят принципиально различными способами. Лидер выбирается коллективом, порой даже стихийно, руководитель же назначается приказом «сверху» (рисунок 3). В результате первый получает общественно признание, а второй как бы «навязывается» группе.

Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива).

Замечание 2

Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей. Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам выше стоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.

Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Лидерство и руководство

Для того чтобы четко определить проблему лидерства в управлении, необходимо развести понятия «управление», «руководство» и «лидерство».

Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть,- в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных. Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

Лидер и руководитель проходят разные пути выдвижения. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Так как это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху». Образно говоря, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же — вектором противоположного направления.

Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:

  • лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;
  • лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;
  • лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;
  • руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
  • процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;
  • сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.

Но при всех типичных различиях можно указать на имеющееся иногда совмещение роли лидера и руководителя. В таком случае руководитель-лидер, как свидетельствуют исследования деятельности успешных организаций, проведенные учеными Мичиганского университета, характеризуется следующими параметрами:

  1. По сравнению с детализированным, конкретным управлением работниками, преобладает общее руководство по достижению цели.
  2. Управленческой работе уделяется больше времени, по сравнению с отдельными указаниями рабочим.
  3. Много внимания уделяется планированию работ и решению специальных задач.
  4. К процессу принятию решений регулярно привлекаются работники.
  5. Используется такой подход к работнику, который ставит его в центр трудовых интересов и способствует повышению производительности труда. При этом выражается и проявляется искренняя забота о. нуждах и проблемах рабочих.

Важно отметить, что разные работники по-разному влияют на функционирование коллектива. Успех в деятельности руководителя заключается в его способности совмещать требования к успешной работе с персональным подходом к работникам, поощряемым и уважаемым за их вклад в производственную деятельность.

Большинство психологов сходятся во мнении, что успешный руководитель должен стать лидером, способным оказывать влияние на мнения, позиции, исполнительскую деятельность работников. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители.

Руководство как функция менеджмента, побуждающая к действиям, основано, главным образом, на инструкциях, предписаниях, указаниях, назначениях, приказах, а также включает в себя создание эффективной системы воздействия, стимулирование интересов и энтузиазма работников по достижению целей.

В ситуациях, где руководитель сталкивается с работой ранее сформированных групп, имеющих развитые навыки работы, ему нужно уделять большее внимание инструктированию и контролю для дальнейшего развития умений и навыков работников. В процессе занятия лидерских позиций, он должен уделять внимание социально-психологическому климату в группе и чувству принадлежности к ней. Следовательно, нужно уменьшить долю приказов по сравнению с разъяснительной работой.

Дальнейшие отношения лидеров с подчиненными, указывает В. А. Розанова, строятся таким образом, что от первых требуется большее проявление ответственности за выполняемую последними работу. При этом лидер ограничивает контроль и прямые указания в работе исполнителей, настраивая их на самоконтроль и проводя консультации только по отдельно взятым вопросам. При этом им рекомендуется больше общаться с работниками, поощрять идущие от них советы, устанавливать обратную связь. Чтобы развивать творческое мышление высококвалифицированных работников, лидер ставит перед ними цели, не сообщая способов их достижения.

Лидер обладает властью авторитета, а руководитель — властью полномочий. Американский психолог Дж. П. Кенджеми отмечает, что власть авторитета, в отличие от власти полномочий, представляет собой способность побуждать, мотивировать людей, убеждать их, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета присваивается субъекту группой, является своего рода наградой группы. В этом есть своя опасность — власть авторитета относительно легко потерять.

Ключевые слова: Лидерство, Руководитель

Источник: Чередниченко И.П., Тельных Н.В. — Психология управления

Материалы по теме

Руководитель и лидер

Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,…

Лидер и стили руководства

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Технология достоверной комплексной диагностики профессионально-деловых и личностных качеств руководителей

Как подобрать руководителя

Обозов Н.Н., Возрастная психология

Лидерство, руководство, власть

Андреева И.В., Социальная психология

Увольнение руководителя организации

Ладнова Е.С. — Прием и увольнение работников (Делопроизводство и кадры) — 2012

Мотивация лидерства

Столяренко Л.Д. — психология управления (Высшее образование)

Основные стили руководства

Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,…

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.

Проблема лидерства и руководства – одна из кардинальных проблем социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции.

Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства».

Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов.

В отличие от лидера руководитель всегда выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Лидер – это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.

В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:

  1. лидер призван осуществлять преимущественно регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;
  2. лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же – элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;
  3. лидерство возникает стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;
  4. явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство – более стабильно;
  5. руководство подчиненными в сравнении с лидерством имеет определенную систему санкций;
  6. процесс принятия решения руководителем более сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;
  7. сфера деятельности лидера – по большей части – малая группа, где он является лидером; сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Однако лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно – они должны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристики их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Признаки и функции лидерства в теориях лидерства.

Основные теории лидерства:

  1. Харизматическая теория. Харизма – божья благодать, способность влиять на других людей, не прилагая больших усилий. Внешние характеристики. Харизма зависит от культуры.
  2. Теория черт. Лидером становится тот, кто обладает соответствующими качествами, требующимися для деятельности лидера. Хотя сама концепция и тупиковая, но не отмирает и породила много концепций.
  3. Ситуативная концепция лидерства. Лидер порождается ситуацией. Элементами ситуации становится содержание задачи, которые выполняет группа. Лидер – очень тонко чувствует групповую динамику и реагирует на нее.
  4. Функциональная концепция. У каждой группы есть много функций, в каждой группе жизнь протекает по разным направлениям. Реализация по разным функциям может возглавляться разными членами группы. Выделяют лидеров деловых, эмоциональных, интеллектуальных, лидеров-юмористов, лидеров хобби.

Лидерство, как и руководство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства), иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека. исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.

Так, американский исследователь К. Берд составил список, в котором фигурировали – инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта, дружелюбие. Позднее Р. Стокдилл добавил еще бдительность, популярность, красноречие и пр. Хотя ни одна из черт не занимает значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.

Согласно Максвеллу, потенциальный лидер обязан иметь позитивное восприятие, служить общим интересам, иметь потенциал роста и быть последовательным и отданным делу: быть гибким, порядочным, иметь широкий кругозор, придерживаться дисциплины и проявлять благодарность организации и людям. Однако, руководствуясь одним из основных положений социальной психологии о значении социальной ситуации, рассматривать эффективность лидера, учитывая только черты личности, недостаточно. Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание одновременно на личностных качествах лидера и ситуации, в которой он действует.

Ситуационные теории лидерства. Согласно им, лидерство – это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях групповой жизни появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а поскольку именно эта черта является необходимой в данный момент, человек становиться лидером. Одной из наиболее известных из теорий такого рода, является теория Ф. Фиддера, которая утверждает, что эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, а также от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Следует отметить, что теория Фиддера прошли успешную проверку на многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий, администраторов, начальников отделений и пр. В одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным). Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е.Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты». Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Согласно системной теории лидерства, лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф.Фидлером.

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л.Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж.Хоманс, Д.Тибо, К.Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием (Кричевский, Рыжак, 1985).

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:

  1. более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
  2. большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;
  3. более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.

Функции лидерства:

  1. Организация группы на достижение совместных целей. Общих задач, совместной деятельности. Полностью перекрывает функцию руководителя.
  2. Выработка и поддержание групповых норм, правил, группового поведения, образцов, эталонов через осуждение, похвалу, насмешки.
    3. Функция внешнего представительства. Выражение группы во вне, представляет группу и говорит от имени группы. Лидер переживает чувство
  3. “Мы-группа”, он представляет группу.
  4. Принятие ответственности за группу. Есть принятие ответственности за общие результаты, а наивысшая функция – принятие ответственности за негативные результаты.
  5. Психотерапевтическое поддержание благоприятного климата в группе. Функции по созданию психологического комфорта для членов группы.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Стили лидерства и руководства.

Как показывает практика, психологический климат в группе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства в значительной мере зависит эффективность деятельности группы, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.

Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский).

Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается тем, что группой управляет один человек – руководитель. Он вырабатывает, координирует и контролирует ее деятельность. Этот стиль усиливает фрустрацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

Демократический стиль управления (руководства) называют еще коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта – активное общение между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Этот стиль способствует распространению информации и облегчает принятие решений, однако, при авторитарном стиле решения принимаются быстрее. Демократический стиль управления труднее реализовать. Он предполагает у руководителя таких качеств, как чувство личной ответственности, способность понимать других, толерантность и пр.

Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся, анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью передается членам группы, которая становится «группой без руководителя». В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.

Каждый из перечисленных стилей управления имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме)
Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны
Четкий язык, неприветливый тон Голос руководится – решающий
Похвала и порицания субъективны
Эмоции не принимаются в расчет
Показ приемов – не система
Позиция лидера – вне группы
Демократический стиль
Инструкции в форме предложений

Мероприятия планируются не заранее, а в группе

Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все
Похвала и порицание – с советами Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
Распоряжения и запреты – с дискуссиями
Позиция лидера – внутри группы
Попустительский стиль
Тон – конвенциональный Дела в группе идут сами собой
Отсутствие похвалы, порицаний Лидер не дает указаний
Никакого сотрудничества Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера
Позиция лидера – незаметно в стороне от группы

Типология лидерства К. Левина имеет в отечественной психологии наиболее широкое распространение, однако существуют еще несколько значительных теорий стилей лидерства. К таким теориям относится, например, теория Дугласа Мак Грегора, которая выделяет стили «Х» и «У» в зависимости от восприятия лидером человеческой сущности.

Для стиля «Х» характерно восприятие подчиненных как массы людей, которые вообще не любят работать, стремятся избежать работы, как таких, которые не имеют честолюбия, безответственных, несамостоятельных, как таких, которые требуют защиты. Поэтому их необходимо заставлять работать, использую принуждение и наказание. Жесткий контроль.

Руководители стиля «У» исходят из того, что работа – это природный процесс, свойства людей. В соответствующих условиях люди не только не избегают работы и ответственности, но стремятся к ней. Способности к творчеству присущи многим людям и задача руководителя – использовать их

Ученые Хьюстонского университета Блейк и Мутон разработали управленческую матрицу. По их мнению стиль руководства определяется местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота о людях».

Существуют также теории стилей управления, которые выделяются в зависимости от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решений. Существуют модели, связывающие стиль руководства со степенью зрелости группы, которая в свою очередь связана со степенью вхождения членов группы в дела организации, степенью причастности к этим делам.

В практике экспериментальных исследований названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.

Наличие многочисленных теорий стилей руководства и лидерства показывает, что большую социальную систему общества, которая является живым организмом тяжело смоделировать и описать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Травокорт мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги цена аналоги
  • Назовите предпосылки перехода к политике разрядки сравните мотивы стремления к ней у руководства
  • Лоперамид акрихин инструкция по применению капсулы для детей
  • Должностная инструкция главного механика в автосервисе
  • Devit 3 50000 инструкция по применению на русском языке