Специфические способы руководства поведением дошкольников

2.3. Специфические способы руководства поведением дошкольников

Специфическими способы воздействия на дошкольников можно назвать потому, что они рассчитаны на учет особенностей их развития. Для формирования правильного поведения в этот период детства очень важны приемы воспитания навыков, привычек поведения. Это не дрессура, не голая опора на рефлексы (как может показаться на первый взгляд), а учет наиболее простых механизмов поведения, на основе которых можно формировать более сложные, более осмысленные.

В современной отечественной педагогике, к сожалению, методы и приемы воспитания не выделяют возрастную специфику, не рассчитаны на нее. Родители, воспитатели дошкольников исходят из житейского здравого смысла, их интуитивных поисков, причем достигают неплохих результатов, но осмыслить свои действия затрудняются.

Ниже мы сделаем попытку классифицировать эти приемы, исходя из теоретических посылок некоторых зарубежных психологов, опытных педагогов, несколько модифицируя их.

Поделитесь с Вашими друзьями:

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».

Мы предлагаем вам рекомендации, которые вы можете использовать в своей работе с детьми, чтобы помочь им справиться со своими негативными переживаниями, обеспечить комфортное пребывание в группе детского сада в течение дня.

1.Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение

рабочего дня.

Это может быть общение с коллегами, психогимнастика,

аутотренинг, музыкотерапия и т. п.

  1. Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному!
  2. Выстраивать систему правил. В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, правила развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется «Я» ребенка. Больше1 внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности).
  3. Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре с помощью игры, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.
  4. Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал).
  5. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически не развита произвольность. В этом случае можно использовать в течение дня игры с правилами: «Обзывалки», «Кричалки — шепталки — молчал-ки», «Поем и молчим», «Что слышно?», «Пожалуйста», «Четыре стихии», «Да и нет» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).
  1. Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости», где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.
  2. Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на занятия).

9. Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила:

•        Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что

его интересует!

•        Не отвечай на агрессию встречной агрессией!

  1. Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения — выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения приводятся в книгах М. И. Чистяковой, К. Фопеля, Н. А. Кряжевой.
  2. Используйте технику «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.», «Меня раздражает, когда дети хнычут», «Я злюсь», «Я сержусь», «Я огорчена», «Мне скучно».

12.        Ведение беседы по способу «активного слушания».
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно

выслушать. Активно слушать ребенка — это значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Необходимо повторить, что случилось с ребенком (как вы это поняли), а потом обозначить его чувство. Это исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает переживание ребенка. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. «Ты обиделся. Тебе стало обидно, потому что…»

13. Использование настенного панно «Мое настроение». Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных

моментов.

  1. Проведение игр и упражнений на снятие негативного состояния и восстановления сил: «Разрывание бумаги», игра «Тух-тиби-дух», «Доброе животное», всякого рода жужжалки, рычалки, пыхтелки.
  2. Чтобы помочь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний, необходимо изучать его интересы и склонности, желания и предпочтения, пронаблюдать, какие предметы, действия и ситуации вызывают положительные эмоции.

Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:

Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально-приемлемой форме.

Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.

Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.

Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению» (А. В. Запорожец).

         Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.

Не существует плохих и хороших эмоций.

        Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.

You are watching your 4-year-old playing with their little siblings, pretending that they are the parent and their little sibling is the baby. Tears of happiness well up in your eyes as you savor this special moment. But the moment doesn’t last. The next thing you hear is your preschooler’s stern voice calling out «No baby! Don’t touch the puzzles. Come this way to the castle! You have to come to the castle right now!»

Your younger child is no longer enjoying pretending to be the baby and bursts out in tears. You come to the rescue, and suddenly your 4-year-old starts crying too. Later that night, they wake up hysterical about monsters hiding under the bed and insist on sleeping in your room.

Most of the time, preschoolers tend to be sweet, imaginative, and cooperative. But they are still learning to get along with others, and they may struggle with emotional regulation. Here we will discuss some of the most common preschooler behaviors and discipline strategies that can help you get through to them.

Verywell / Emily Roberts

Typical Preschooler Behaviors

Preschoolers are gaining independence, so you may see them taking initiative to do things like prepare a sandwich for themselves or choose an outfit (which may or may not coordinate) and dress themselves.

Don’t be surprised if you hear your preschooler singing «Twinkle Twinkle Little Star» in their car seat, while taking a bath, or even while tucked into bed. Along with singing, preschoolers also tend to enjoy drawing, cutting with scissors, and other simple fine motor work.

You might also find that your preschooler engages in some of the following behaviors:

  • Preschoolers may enjoy telling imaginative stories.
  • They may play together cooperatively with their peers.
  • They may have fun with fantasy play.
  • They can follow commands with three steps.

Common Preschool Challenges

Preschoolers’ budding independence may clash with worsening separation anxiety, which might look like a child who brushes their own teeth and puts on their own shoes in the morning, but then won’t let go of your leg at preschool drop-off. You may see separation anxiety or nighttime fears at this age, even if your child didn’t struggle with this at an earlier age. «Often students are reluctant to go to preschool and can become clingy,» notes Elizabeth Fraley, M.Ed, the CEO of Kinder Ready Inc, a Los Angeles-based education program.

Kids aged 3 or 4 show more interest in playing together with kids their age, but they still need to practice the social skills that go along with this. Bossiness or conflicts over who gets to go first are common.

Most preschoolers have gained a little mastery over temper tantrums but still haven’t gained enough impulse control to prevent the occasional aggressive behavior. Hitting, kicking, and biting may still be a problem. «Some children have developed self-regulation behaviors by this age, while others need an adult to help soothe them and direct them,» says Fraley.

How to Discipline a 3-Year-Old

When disciplining a 3-year-old, you need to be sure you communicate expectations clearly and that you are consistent with your consequences. Also be sure you are loving and respectful when doling out consequences for the poor choices they make. Ideally, your discipline plan will be tailored to your child’s temperament and include strategies that are effective for most preschoolers.

Discipline Strategies for Preschoolers

  • Noticing good behavior
  • Offering choices
  • Using time-outs or time-ins
  • Implementing sticker charts
  • Utilizing logical consequences

Here is a closer look at how to implement these strategies.

Notice Good Behavior

You may find yourself telling your child a lot about what they shouldn’t do, like not to reach into the person’s purse at the table next to you or not to eat rice with their fingers. It’s important to also «catch them being good.» Noticing and describing positive behaviors encourage preschoolers and give them a picture of what they should be doing.

Noticing desired behaviors works best when it is specific. Rather than saying, “You’re the best kid in the whole world,” say, “I noticed how you brought your dishes to the sink when you were finished eating.” Then, praise them for that behavior.

Offer Choices

Preschoolers pride themselves on being independent «big kids.» Letting them feel like they have some control over their lives can go a long way in improving behavior. Some kids, especially kids closer to age 3, will do better with fewer choices—two to three. Older preschoolers may be able to choose from more options, including choosing an outfit from their entire wardrobe or any snack that’s healthy enough from the grocery store.

Use Time-Out or Time-In

If your little one gets worked up during a game of banana tag, they may need to take a break from the action before they can rejoin the fun. If they hit a sibling at home, you may need to keep the sibling safe by immediately separating the two of them.

Time out can be an effective discipline strategy because it communicates how serious an infraction was. It also gives kids a chance to calm down so they can be perceptive when you address the behavior with them. In general, kids need about a minute per year old they are for time out to be effective. So, a 3-year-old can sit for three minutes while a 4-year-old may need four minutes.

Create a peaceful time out area in your home. «If your child is having a bad day, give them a space where they can self-regulate and come back to joining family activities,» advises Fraley. «The peace place can be filled with calming music, pillows, or books.»

Some kids might do better with time-in, an adjusted time-out where you hold and comfort your child to help them regulate.

In time-in, you might go to a quiet, peaceful area and practice strategies like belly breathing. «We should be focusing on modeling appropriate behaviors and providing self-regulatory strategies,» explains Sally Macaluso, a special education preschool teacher with more than 10 years of experience working in early childhood education. «Some people may expect young children to know how to do these things innately. But, that’s not how it works.»

Use a Sticker Chart

If your child is struggling with a specific behavior, like staying in their own bed all night, create a sticker chart. Then, tell them once they earn a certain amount of stickers (like three or five) that they can get a bigger reward, like picking a special movie to watch. Reward systems can slowly be phased out after your child has learned the skills they need to meet their goals.

Use Logical Consequences

Sometimes the best way to respond to a behavior is to simply remove whatever caused it. If your preschooler threw a toy truck at their friend, the truck might go up on the shelf for the rest of the play date. Similarly, if they have an epic meltdown and refuse to go home when it’s time to leave the park, you might need to go home right after school the following day and role play leaving the park calmly.

Consequences work best when they are logically related to the offense. Taking a toy away because your child keeps unbuckling his car seat isn’t logical, but not being able to bring them along next time you take all your kids out for ice cream because you can’t trust them to be safe in the car is.

Don’t worry if your child doesn’t seem upset «enough» at the consequence. Making kids feel bad doesn’t make them learn more. «The reality is that our preschoolers are not misbehaving or acting out to purposely get a rise out of us,» explains Macaluso. «The goal of discipline is to teach, not to punish.»

Preventing Future Problems

When it comes to disciplining a preschooler, prevention can be the best strategy. Stay one step ahead by being mindful of situations that are likely to be difficult for your child. 

Most preschoolers struggle to manage their behavior when they’re hungry, overtired, or overwhelmed. So pack snacks, allow for plenty of rest, and plan outings for when your child is likely to be at their best. Establish a daily routine so your child knows what is expected of them throughout the day. Preschoolers do best when they have plenty of structure.

Create clear rules and limits as well. Explain your expectations before entering new situations (such as how to behave in the library), and warn your child about the consequences of breaking the rules.

Many of the behavior problems preschoolers exhibit result from their struggles managing their emotions—especially anger. Teach your preschooler simple anger management skills. For example, blow bubbles with your child as a way to teach them to take deep, calming breaths and teach them to use “bubble breaths” when they feel mad.

Establish house rules about aggressive behavior. Teach your child that it is okay to feel angry but not okay to hurt anyone or destroy property.

Communication Tips

While your preschooler has a better understanding of language skills, it’s important to keep your communication brief and effective. Skip the lengthy lectures and establish good communication habits with your child now. Here are several effective ways to communicate with your preschooler.

Establish Healthy Practices

Create strategies that will help you and your child talk about behavior problems and solutions. For example, you can have a special place in the house where you and your child address important subjects. You could also make it a house rule that conflicts and problems are discussed after a cool-off period when solutions can be better addressed in a calm manner.

Give Effective Instructions

Giving good directions increases the chances your child will listen. Place a hand on your child’s shoulder or gain eye contact before you attempt to give directions. After you give instructions (one step at a time), ask your child to repeat back what you said to ensure they understand.

Remember to keep it short and sweet. You don’t need to get into a lengthy discussion about why a behavior is unacceptable. With young children, it’s best to keep things simple and specific.

Provide Alternatives

When your child misbehaves, teach them alternative ways to get their needs met. If they throw a toy when angry, talk about other strategies that could have helped them address those feelings. Rather than simply punishing your child for misbehaving, help them make better choices in the future. Ask questions such as, “If the baby grabs your toy, what could you do instead of pushing him?”

A Word From Verywell

Preschoolers are imaginative and they are learning to get along with other people. They may struggle with testing limits and some are still working on self-control. Teach kids this age exactly what you want them to do, and praise them when they get it right. No matter how naughty they may be at times, they still want to please you.

Discipline strategies work best when they are used in a loving and consistent way. Remember also that your preschool needs their basic needs met: healthy foods, plenty of playtimes, and a solid amount of sleep all go a long way in improving behavior.

Методы и приемы управления
поведением ребенка

Автор: Кудратова Елена Николаевна

Организация: МБОУ ЦО №27

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Нарушения поведения- причина многих трудностей в воспитании ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», как полагается». Нередко к нему применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его, и в конечном счете может привести к искаженному развитию личности.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

Особенности формирования поведения дошкольников исследовали психологи С. Г. Якобсон и В. Г. Щур, М. И. Тимошенко, Я. 3. Неверович педагоги П.А. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Первичные этические представления, как показывают исследования Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Т. Е. Конникова и др., возникают у детей при переходе от раннего детства к дошкольному. Ребенок начинает обращаться к нравственной регуляции поступков других людей, а затем и своих собственных.

Воспитание ребенка в детском саду и в семье — это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив детского сада. Родителям принадлежит первостепенное место в формировании личности ребенка, но в то же время ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, имеющем огромное значение для его воспитания. Общественная жизнь, явления в ней происходящие, постоянно корректируют содержание воспитания дошкольников. Именно поэтому конкретная разработка технологий управления поведением дошкольников всегда будет оставаться актуальной проблемой.

Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки, привычное поведение. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что иначе не может поступить. Воспитание привычек правильного поведения дело достаточно трудное. Правила поведения становятся действенными, когда их «бессознательный» период переходит в период традиций и привычек, когда ребенок применяет правила быстро и точно.

Произвольное поведение ребенка— поведение мысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения.

Умение управлять собой дается с болышим трудом дошкольникам. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для детей регулятором поведения.

Желая как можно быстрее развить в ребенке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средства читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убив этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послушанию, очень вредны для развития личности ребенка.

Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением. Произвольность — важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается в иных условиях, другими способами. Поэтому в работе с дошкольниками, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые методы ( наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего — игра.

Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также и тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников.

Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребенка, если оно есть не что иное, как «слепое» следование правилам или указаниям взрослых, не может, быть безоговорочно принято и одобрено. «Слепое» (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведения — осмысленности, инициативности.

Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются:

  • импульсивное,
  • демонстративное,
  • протестное,
  • агрессивное,
  • недисциплинированное,
  • конформное,
  • симптоматическое поведение .

Импульсивное поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Конформное поведение означает, что детям, свойственна повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако дошкольника до 5 лет еще нельзя назвать конформистом. На этом возрастном этапе завис ребенка от внешних воздействий оправдана и естественна.

Качества личности, противоположные конформности это самостоятельность и независимость. Однако, в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному — демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте, как правило, в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

«Агрессивным поведением называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведет ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, стояние психической напряженности, подавленное страх и др.)»

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Недисциплинированное поведение детей, как уже рассмотренные типы неконструктивного поведения, может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.

Однако чаще недисциплинированные дети прекрасно осведомлены о правилах поведения. Все дело в том, что знание, и даже понимание правил, не всегда обеспечивают его выполнение. Словесное воспроизведение ребенком правила также не гарантирует руководства им в практическои деятельности. В своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а поступать вопреки им. Достаточно часто нарушают дисциплину, допускают ошибки и те дети, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неудачи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, заключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Любое нарушение поведения может быть квалифицировано как симпотматическое. Например, агрессивное поведение, драки со сверстниками-это своеобразное замещение недостающей близости с родителями. Подобное поведение квалифицируется как симпотматическое.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

  1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказаний сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  3. После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.
  4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
  5. Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив.
  6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
  7. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две

группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.

Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.

Введение новых, дополнителъных видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно. Например художественно-творческая деятельность в различных видах искусства.

Использование искусства в коррекционной работе и учебной (терапевтической и психотерапевтической практике получило название «арттерапия». Участвуя в арттерапии — изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации,— ребенок получает практически беспроигрышные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности. Отсюда важный принцип арттерапии — одобрение и п ринятие всех продуктов творческой деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы, качеств. Наиболее важен сам процесс творчества — особенности и поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов творчества; принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания ребенка.

Наконец, в творческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и др., и заслужить внимание взрослых. В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.

Музыка или музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку)-эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М.Бехтерев, можно установить равновесие и деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение .

Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления его воздействия, повышения эффективности. Это достигается за счет цобуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка.

Литература, или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, басни и др.)воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.

Выбирая литературные произведения для библиотерапии (из детской литературы), необходимо учитывать следующее: доступность языка изложения; понятность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной си унцией ребенка.

В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных произведений; но свои собственные, получают представление о возможных способах поведения; имеют возможности не только проявить личные эмоции, но и сравнить с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.

Рисование, рисуночная терапия.

Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересен не столько рисунок, его содержание и качество исполнения, сколько особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка.

Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания, могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении.

Помимо собственно рисования в коррекционных целях целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, мелом. Необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним. Поэтому, грамотно подбирая изобразительный материал к каждому занятию, можно управлять активностью ребенка. Например, с импульсивными детьми не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, то есть материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры — материалы, задающие организованную, структурированную деятельность.

В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия).

В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того, как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. Даже неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенным; малообщительные, замкнутые — более открытыми, эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции — в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать чувства.

Привлекательность сказки для коррекции неконструктивного поведения детей заключается в следующем:

— в сказках отсутствуют прямые нравоучения и назидания;

— в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом. Главный герой сказки — образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится «участником»

Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношения к ребенку: личный мир взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.

Личный, пример взрослого и сверстника. Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) — эталон, образец, объект подражания для ребенка. Взрослые должны реализовывать произвольное, тщательно одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить, пресечь нежеланное поведение, например, капризы, перестать на них реагировать, «не замечать». Через несколько попыток ребенок понимает, что с помощью каприза цель не достигается, и перестает вести себя подобным образом.

«Разрешение» на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксальне Вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь не конструктивное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. Например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс, группу. Эффект этого приема заключаетея в том, что неконструктивное поведет становится разрешенным и доступным другим детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказываетея от него.

Изменения (повышение) статуса ребенка в коллектиее.

Например, несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение. Оно может быть разовое — помочь воспитателю приготовить пособия к занятиям, или постоянное. Изменение статуса закономерно вынуждает ребенка изменить свое поведение (в соотнесении с возложенными на него обязанностями и требованиями ситуации).

Педагогическая поддержка — это определенная акция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение, за попытку преодолеть неконструктивное поведение. Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются на время от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения, неуспешных действий, поощряют инициативу и желание ребенка соблюдать правила поведения .

Итак, для коррекции неконструктивного поведения детей имеется система специфических и иеспецифических методов. Используя специфические методы, осуществляют коррекционное воздеиствие на недостатки в поведении ребенка непосредственно. Неспецифические методы направляют коррекцией и воздеиствие косвенно (опосредованно) на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.

Специфические методы коррекции неконструктивного поведения — это упражнение и наказание.

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку. Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности: художественно-творческая деятельность в различных видах искусства (арттерапия, музыка или музыкотерапия, литература, или библиотерапия, рисование и рисуночная терапия, сказочная куклотерапия).

Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношения к ребенку: личный мир взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.

Игровые технологии коррекции поведения детей

Процесс психолого-педагогической коррекции поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо определить место игровых технологии в коррекционно-развивающей работе. Психотехнические освобождающие игры направлены ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой индивидуальности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» —это своеобразная возможность для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

Например, игра «Тир». В ней ребенок-ведущий стреляет» (бросает мячики) по движущимся мишеням — другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, перебегают от одной стены к другой. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается изготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусбчки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с пандами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за деструктивными эмоциями и поступками.

После игры-освобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?». Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».

Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для решения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.

В режиссерской игре ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно организовывав игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать поступки и создавать характеры. В этом случае режиссерская игра, выполняя психотерапевтическую функцию, решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами: «агрессором», «провокатором», «жертвами»,— то он невольно встает на место каждого, персонажа. То есть, помимо «агрессора», ему приходится побывать и в роли «жертвы», прочувствовать, осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить личные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый.

Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей.

Одно из главных преимуществ народной игры — влияние игровых персонажей. Причем, так называемые, отрицательные герой не вызывают

страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и благовидные поступки легко осознаются. В целом, народная игра усваивается

дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям исподволь, незаметно для себя, приобретать

навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения[4].

Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней началу игрового действия, как правило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Таким зачиңом может быть, например, «считалка». Она помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей, и особенно с демонстративным и протестным поведением. Другая разновидность зачина — «жеребьевка». Например, дети испытывают друг друга в молчании, то есть «бросают жребий»: кто долыие всех промолчит, тому и водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных и недисциплинированных детей.

В народной игре некоторое усилие над собой приходится делать и агрессивному ребенку. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить свое поведение.

Народные игры эффективны и в работе с застенчивыми, робкими детьми, склонных к конформному поведению. Народная игра привлекает их тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи. В игре «Коршун и цыплята» Коршун, который ловит, безусловно, ведущий персонаж. Исполнение этой роли потребует от любого ребенка инициативы, определенной смелости, сноровки, творчества. Однако, подобное поведение и такие качества не доступны ребенку с конформным поведением на начальном этапе коррекционно-развивающей работы. Для него эта роль в перспективе. Но и на первом этапе работы застенчивые дети не пассивны. Они принимают участие в игре, но их ниша пока — «птенцов», которые спасаются от коршуна. В этой роли есть масса возможностей для импровизации, творчества, самостоятельности, активности.

Наряду с народными играми, подобная универсальность (эффективность в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения) свойственна сюжетно-ролевым, режиссерским и образно-ролевым играм.

Если педагог знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может, например, таким образом ставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для воспитанников с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных детей.

Если педагог чувствует оптимальный уровень каждого ребенка на данном этапе коррекционно-развивающего процесса, можно усложнять правила. Используя игру в работе по коррекции неконструктивного поведения детей, взрослому необходимо соблюдать определенную логику, позволяющую эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс.

Конструирование игровой программы ориентировано на решение коррекционно-развивающих задач. В содержании программы необходимо предусмотреть участие каждого ребенка в нескольких играх, составленных по нарастающей сложности, так как участия в одной-двух, даже трех играх недостаточно для достижения желаемого эффекта; наличие активных ролей для всех участников игры, так как позиция «только болелыциков», «зрителей» мало удовлетворяет детей. Следует также учитывать, что источником для игр и игровых упражнений могут служить не только известные, уже зарекомендовавшие себя игры, но и реальные ситуации, любимые детские книги и мультфильмы, а также материалы из учебной программы.

Итак, процесс психолого-педагогической коррекции конструктивного поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо определить место игровых технологий в коррекционно-развивающей работе.

Список литературы

  1. Антонова Т.В. Воспитание навыков культурного поведения и
    положительных взаимоотношений // Воспитание и обучение детей младшего
    дошкольного возраста. — М., 1994.
  2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. — М., 1988.
  3. Буре Р. С. Воспитатель и дети. — М., 1985.
  4. Виноградова А.М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. -М., 1989.
  5. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. — М., 2004.
  6. Воспитание нравственных чувств у младших дошкольников / Под ред. А.М Виноградовой. — М., 1992.
  7. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. — М., 1989.
  8. Давыдова М. Праздник в детском саду. — М., 2000. 
  9. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И Ядэшко. — М., 1996
  10. 3алесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М., 1980.
  11. Иванова В.М. Работа с родителями // Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. — М., 1987. 
  12. Курочкина Н. Ребенок в мире худо
Опубликовано: 06.08.2017

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бинакар форте капли для кошек инструкция по применению
  • Катеджель гель цена инструкция по применению при геморрое отзывы взрослым
  • Биомицин порошок цена инструкция по применению для людей отзывы
  • Дозиметр дкг рм1203м руководство по эксплуатации
  • Клей гипсовый монтажный инструкция по применению