- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Тендерный специалист
Тендерный специалист
Подборка наиболее важных документов по запросу Тендерный специалист (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Охрана труда:
- 2 группа по электробезопасности
- 3 группа по электробезопасности
- Административная ответственность за нарушение требований охраны труда
- Аптечка производственная
- Безопасность труда
- Показать все
Еще
- Охрана труда:
- 2 группа по электробезопасности
- 3 группа по электробезопасности
- Административная ответственность за нарушение требований охраны труда
- Аптечка производственная
- Безопасность труда
- Показать все
- Квалификация работников:
- Агент по снабжению
- Аппаратчик химводоочистки
- Бухгалтер ЕТКС
- Бухгалтер по заработной плате
- В каком случае проводится квалификационный экзамен
- Показать все
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Решение Алтайского краевого УФАС России от 15.06.2023 по делу N РНП-22-109/23
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Представитель общества пояснил, что при оформлении независимой гарантии тендерным специалистом общества была проверена сумма и срок независимой гарантии. После чего произведена оплата гарантии. Учитывая, что обществом на момент процедуры заключения контракта оформлено более 30 гарантий, тендерным специалистом была упущена информация о том, что независимая гарантия оформлена на обеспечение заявки, а не на обеспечение контракта. При этом, намерения уклонится от заключения контракта у общества не было. Кроме того, ООО «101 «ЭЛЕКТРО» неоднократно участвовало и становилось победителем в закупках, проводимых заказчиком, исполняя контракты в полном объеме и без претензий со стороны заказчика.
Содержание
- О профессии
- Образец должностной инструкции контрактного управляющего
- Общие положения
- Должностные обязанности
- Права
- Ответственность
- Условия работы
- Специалист по госзакупкам
О профессии
Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»
О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.
КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день.
Специалист по госзакупкам
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.
Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).
Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.
Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.
В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий.
Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.
Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).
Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.
Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.
Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс.
Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».
Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.
Образец должностной инструкции контрактного управляющего
Общие положения
1.1. Документ регламентирует следующие аспекты профессиональной деятельности контрактного управляющего: должностные функции и полномочия, права, обязанности и сферу ответственности.
1.2. Принятие на должность и последующее увольнение контрактного управляющего осуществляется комиссией Учреждения посредством составления соответствующего распоряжения. Регулировка этой процедуры осуществляется российским трудовым законодательством.
1.3. Контрактный управляющий подчиняется директору предприятия.
1.4. Если контрактный управляющий отсутствует на своем месте, его обязанности перепоручаются сотруднику с соответствующей компетенцией. Это лицо назначается представителями нанимателя.
1.5. Для назначения на должность контрактный управляющий должен соответствовать следующим требованиям: высшее профильное образование или дополнительное профобразование в области закупок, опыт работы в области оформления заказов на поставку продукции и осуществления работ для госслужб и муниципальных служб от пяти лет.
1.6. Контрактный управляющий представляет собой должностное лицо службы по контракту и участником объединенной комиссии Учреждения.
1.7. Контрактный управляющий должен быть осведомлен в:
- стратегиях планирования товарных закупок;
- методах ценообразования для продукции;
- методах взаимодействия с поставщиками продукции;
- основах принятия продукции;
- азах владения электронно-вычислительной техникой и средствами связи;
- прядке заполнения документов и отчетов, фиксирующих приемку продукции;
- ТК РФ;
- правилах рабочего распорядка, разработанных в пределах предприятия.
1.8. Контрактный управляющий в процессе своей трудовой деятельности опирается на:
- российское законодательство;
- региональные нормативные акты, регулирующие оформление закупок для удовлетворения нужд государственного и муниципального уровня;
- устав учреждения;
- конкурентное право;
- ФЗ «О контрактной системе…»;
- данную должностную инструкцию;
- основы экономики и управления.
Должностные обязанности
2.1. Сфера должностных обязанностей контрактного управляющего состоит из следующих пунктов:
2.1.1. Планирование закупок:
- разработка планов по закупке продукции, внесение возможных коррективов в планы по закупкам, размещение планов в информационных системах (для общего доступа, предназначаемого сотрудникам организации);
- публикация планирования на сайте заказчика (при наличии такового) и в печатных изданиях;
- разработка обоснования закупки в процессе создания плана;
- оформление графика и внесение в него последующих изменений с последующим размещением в единой инфосистеме;
- организация утверждения планов и графиков предстоящих закупок.
2.1.2. Взаимодействие с поставщиками:
- определение методов выбора подходящих поставщиков;
- оформление оповещений об осуществляющихся закупках, сопровождающих документов и контрактных проектов;
- создание протоколов, фиксирующих собрания комиссии, посвящаемые совершению закупок;
- проведение консультаций с поставщиками для диагностики конкурентной сферы на интересующих рынках;
- взаимодействие с поставщиками при изменении контрактных условий или расторжении контракта, требование соблюдения условий контракта;
- контроль разработки описания закупаемой продукции в соответствующей документации;
- организационно-техническая помощь комиссии в закупках и осуществление дальнейшей проверки.
2.1.3. Исполнение, расторжение или внесение поправок в контракт:
- создание условий для успешного принятия закупаемой продукции;
- организация оплаты поставляемой продукции и отдельных этапов, если таковые указаны в контракте;
- контролирование экспертизы полученной продукции с привлечением экспертов или экспертных учреждений;
- размещение в единой инфосистеме о статусе заказов, качестве поставки товаров и выполнении сопутствующих работ по их оценке;
- добавление в реестр недобросовестных поставщиков и раскрытие обстоятельств, при которых контракт с ними был расторгнут;
- отправка отчетности в единую инфосистему об объемах закупок у малых предпринимателей и общественно ориентированных некоммерческих предприятий.
Права
3.1. Контрактный управляющий уполномочен на осуществление следующих действий:
- принятие участия в обсуждении потенциальных стратегий по закупкам работодателями продукции в соответствии с 44-ФЗ;
- организация деятельности подчиненных сотрудников для решения целей, поставленных начальством предприятия;
- запрос и получение информации и документов, соответствующих компетенции контрактного управляющего, от прочих сотрудников, если эти сведения необходимы для выполнения задач;
- повышение собственной квалификации;
- внесение предложений по оптимизации работы, которая затрагивает должностные обязанности управляющего на рассмотрение начальника структурного отдела;
- оповещение руководства о зафиксированных нарушениях и недостатках (в пределах собственной компетенции), происходящих в процессе трудовой деятельности;
- подписание и визирование документации в пределах собственной компетенции.
Ответственность
4.1. Дисциплинарная ответственность для контрактного управляющего наступает в следующих случаях:
- некорректное исполнение или отказ от исполнения профессиональных обязанностей, указанных в данной инструкции, в пределах ТК РФ;
- причинение материального ущерба предприятию вследствие неправомерных действий со стороны сотрудника;
- нарушение Федерального закона №44 «О контрактной системе…»;
- разглашение сведений о предприятии, имеющих конфиденциальный статус;
- невыполнение приказов и распоряжений, поступающих со стороны руководства.
Условия работы
5.1. Контрактный управляющий обязывается подчиняться заказчику, назначившему сотрудника на должность, и внутренним распорядкам, принятым на предприятии.
5.2. При наличии необходимости контрактный управляющий отправляется в служебные командировки.
Специалист по госзакупкам
Теперь второй аспект, к которому хотела бы привлечь внимание. В тех же США, где подготовке кадров госзакупщиков уделяют первостепенное значение, контрактный офицер проходит госслужбу отдельным, особым порядком, с тем чтобы последовательно наработать опыт и квалификацию.
Сначала выпускнику вуза поручают простые поставки стандартных товаров, постепенно объем и сложность заключаемых им контрактов растет. Нельзя назначить на ответственную должность (с большим объемом закупок и сложными контрактами) человека без надлежащего опыта контрактации, даже если человек закончил Гарвард. Как вы понимаете, такого строгого подхода у нас в стране нет.
Замечу также, что специалисты по публичным закупкам всюду в дефиците, так обстоят дела практически во всех странах. Объяснений много, и одно из них — переманивание специалистов из госсектора в бизнес на более высокие оклады.
И если уж мы коснулись вопросов окладов, то, при всей закрытости подобных вопросов, замечу, что согласно имеющимся данным, оплата труда контрактного офицера доходит до 122 тыс. долларов в год (после налогообложения) при средней оплате труда — более 80 тыс. долларов в год (после налогообложения).
Специалист по госзакупкам
Третий аспект — образование тех, кто работает по 223-ФЗ, то есть в государственном бизнесе. Как во всех вопросах бизнеса, так и в этом главное значение имеют способности и портфолио. Обратимся снова к примерам. Скажу о двух ведущих, можно сказать знаменитых в нашей стране корпоративных закупщиках. Замонас Р.С. — директор департамента по закупкам, МТО и управлению качеством Росатома, окончил Московскую государственную академию нефти и газа им.
Губкина и работал в нефтяной отрасли. Хальфин Р.М. — и.о. директора по методологии организации закупочной деятельности и логистики ПАО «Т-Плюс», окончил энергетический факультет Новочеркасского государственного технического университета и экономический факультет Южно-Российского государственного технического университета.
В отношении большинства руководителей закупочных служб госкорпораций открытых данных об образовании нет. В бизнесе, даже государственном, востребована хватка и способность добиваться поставленных результатов.
Таким образом, как показывает российская и международная практика, юридическое и экономическое образование было и остается надежной базой для работы и карьерного роста в закупках, причем как в сегменте публичных закупок, так и в сегменте корпоративных закупок.
КонсультантПлюс: Специалист по закупкам, согласно профстандарту (утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2021 N625), обязан иметь дополнительное профессиональное образование в контрактной сфере.Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Внимание обучающихся, конечно же, будет сосредоточено на тех характеристиках процесса обучения, которые для них значимы. Что греха таить, есть группа будущих закупщиков и членов закупочных комиссий, для которых главное — получение документа о прохождении дополнительного профессионального образования по выбранной программе. Это может быть либо программа повышения квалификации, либо программа профессиональной переподготовки в сфере закупок.Когда главное — формальный документ, то в расчет будут приниматься цена, возможность заочного обучения, отсутствие тестов и экзаменов. На рынке подобные программы в избытке. Была свидетелем того, как руководитель одного из субъектов Российской Федерации отрапортовал, что он очень быстро обучил всех региональных специалистов контрактных служб по программе учебной организации, отобранной на электронном аукционе по критерию наименьшей цены — по 2 тыс. рублей за одного слушателя.В Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, утвержденных 12 марта 2021 г. совместно Минэкономразвития России (№ 554-ЕЕ/Д28и) и Минобрнауки России (№ АК — 553/06) (далее — Методические рекомендации) не только не исключается заочная форма обучения, но даже рекомендуется (как очно-заочная форма).Кроме того, по мнению авторов Методических рекомендаций, в целях обучения руководителей организаций заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40(!) часов. В итоге те, кто несет персональную ответственность за проведение и результаты закупок, могут оказаться плохо подготовленными.А ведь сейчас введена уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок. Внесены изменения в ч. 2 ст. 46 и в ст. 304 Уголовного кодекса, а также Уголовный кодекс дополнен новыми ст. 200.4-200.5. Обращаю внимание на статью 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Эта статья предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, а также иными лицами, поименованными в данной статье, в случае, если данное нарушение совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.В качестве квалифицирующих признаков преступления устанавливаются: причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 200.4 УК РФ наказание до 3 лет лишения свободы); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение особо крупного ущерба (ч. 2 ст. 200.4 УК РФ наказание до 7 лет лишения свободы). Размеры крупного и особо крупного ущерба в ст. 200.4 УК РФ соответствуют установленным для статей главы 22 УК РФ в примечании к ст. 170.2 УК РФ и составляют 2 250 000 руб. и 9 000 000 руб. соответственно.В такой ситуации продвинутое, углубленное обучение закупкам жизненно необходимо. Необходимость продиктована значительным количеством статей Административного кодекса, которыми уже давно предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.Перечислю статьи: 7.29; 7.29.3; 7.30; 7.31; 7.31.1; 7.32; 7.32.3; 7.32.5; 9.16; 19.5; 19.7.2; 19.7.2-1 КОАП. В каждой из статей много частей с указанием нарушений и по всем предусмотрены существенные штрафы, подчас сопоставимые с окладами специалистов контрактных служб. Так что в контрактной сфере учиться надо и учиться постоянно.
По каким признакам можно найти правильную программу, так нужную сейчас закупщикам? Тут не все гладко. Вновь вернусь к упомянутым выше Методическим рекомендациям бывшего регулятора, Минэкономразвития России. Методические рекомендации приняты в 2021 г., задолго до последних правовых новаций.
После их принятия учебные организации максимально приблизили свои программы к рекомендованной структуре и, как следствие, формализовали, внешне унифицировали. Прежде всего, сделали однотипным представление структуры курсов, после чего труднее стало разобраться на глазок в их реальной содержательности.
Поэтому лично я посмотрела бы, сколько конкретно времени уделено вопросам правильного составления технических заданий, определения критериев оценки заявок участников закупок, ценообразованию. Чем меньше времени отведено на общие вопросы, тем лучше. Общее будет понятно из конкретики.
А вот наоборот, понять конкретику через общее не удастся, этому учит мой жизненный опыт. Еще момент: важно понимать, обучает ли учебная организация закупкам вообще или раскрывает отраслевую специфику (стройка, лекарства, медицинские изделия, услуги питания), разбирает ли она антимонопольное законодательство и его реальные коллизии, учит ли взаимодействовать с центральным аппаратом и региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы.
В целом с контролирующими органами. Ведь это вновь вопрос устойчивости перед проверками, штрафами и ответственностью. Кроме того, планирует ли учебная организация разобрать со слушателями конкретные закупочные ситуации. И финальный момент, берет ли организация на себя обязательство по последующему консультированию.
Теперь о дистанционном обучении. Это современная форма, которой удобно пользоваться. Во всем мире ее применение расширяется.
Есть даже образное выражение, что эра краснокирпичных университетов проходит (здания престижных университетов Англии построены из красного кирпича). Но у дистанционного обучения есть и недостатки, ведь обучающийся не находится в аудитории, рискует потерять внимание, отвлечься на посторонние мысли и происшествия.
Кроме того, у слушателя нет прямого контакта с преподавателем, он не обсуждает жизненные ситуации с другими студентами, не задает сам и не слышит вопросов однокурсников с мест. Для дистанционных форм обучения, на мой взгляд, нужна серьезная и строгая система тестов по принципу: прошел, только тогда можно перейти к следующей теме.
Хотела бы еще раз подчеркнуть, серьезное дополнительное профессиональное образование — страховка от штрафов и уголовного преследования за ошибки. А на хорошей страховке нельзя экономить время и деньги.
КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими основными профессиональными качествами, знаниями и навыками должен обладать специалист по госзакупкам, чтобы состояться в профессии? Насколько данная профессия перспективна для молодых выпускников? Или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Если исходить из важности практического опыта, то молодые крайне востребованы в профессии. Именно у молодых есть время и задор познать на собственной практике тонкости профессии. Тот, кто работает и одновременно расширяет закупочный кругозор, получает новые знания, состоится в профессии, здесь нет сомнений.
Но я хотела бы обратить внимание на одну тенденцию, которая имеет место практически повсеместно, в различных сегментах рынка труда. Эта тенденция — информатизация, цифровизация, лиглтех (как мы называем от английского термина «правовые технологии»), создание умных контрактов и иное.
О чем идет речь? Целый ряд трудовых функций благодаря информационным технологиям будет автоматизирован. Давайте обратимся к профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 10.09.2021 N625н. Вот, к примеру, трудовые функции закупщиков в части предварительного сбора данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги.
Перечислим их полностью:
— обработка и анализ информации о ценах на товары, работы;
— подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;
— обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Все перечисленные трудовые действия могут быть в будущем переданы… роботам.
Идем дальше. Трудовые действия (выборочно) по трудовой функции — подготовка закупочной документации:
— подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;
— осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры;
— осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий;
— осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.
Ситуация еще хуже, поскольку размещение извещений, проверка, мониторинг уже сейчас автоматизированы у ряда заказчиков. Конечно, скорость изменений не так высока, как мы ожидаем. Сошлемся на Чарльза Бэббиджа, который предсказал автоматизацию и вытеснение человека из производства в первой половине XIX века.
Впоследствии эксперты не раз говорили о точках невозврата в автоматизации, после которых ожидалось исчезновение целого ряда профессий. Как известно, Т. Нестеренко, первый заместитель министра финансов Российской Федерации, заявила в ходе Московского финансового форума-2021, что профессия бухгалтера будет уходить с рынка в связи с появлением новых технологий.
Тогда о каких навыках стоит подумать, чтобы не оказаться вытесненным машинами? Тот же профстандарт содержит примерный ответ на вопрос. Трудовые действия, которые невозможно передать машинам, на мой взгляд, приведены ниже (выборочно):
— оценка степени достижения целей закупок;
— оценка обоснованности закупок;
— формирование предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
— взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
— осуществление проверки соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
Обращу внимание, что данные трудовые действия связаны с выполнением закупочных функций руководителями контрактных служб, заместителями руководителей организаций по экономике и финансам, аналитиками. На мой взгляд, сопоставление трудовых функций на предмет их последующей роботизации показывает, что нельзя останавливаться на выполнении рутинных, простых задач, нельзя расслабляться настолько, чтобы носить и перекладывать бумаги.
Движение к расширению компетенции, усложнению должностных обязанностей станет лучшим гарантом закупщика для государственных нужд и нужд корпораций, независимо от технологических изменений в обществе.
КонсультантПлюс: Законодательство в сфере закупок — одно из наиболее динамично меняющихся. 1 июля 2021 г. отрасль ждет очередная масштабная реформа — вступят в силу поправки, согласно которым закупочные процедуры у малого и среднего бизнеса переведут в электронный вид.Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Ответ на этот вопрос будет кратким. Важно как можно быстрее овладеть технологиями автоматизации. Ключ — опыт и практика, на мой взгляд. Отмечу, что данный вопрос перекликается с предыдущим. Поэтому, овладевая информационными технологиями, важно не забыть о том, что машины выталкивают из профессии людей. Другое дело, что перевод процедур отбора в электронный вид не снимает тех проблем, которые накоплены процедурами в бумажном виде.КонсультантПлюс: И последний вопрос: как лично вы повышаете свой профессиональный уровень? Какую литературу читаете? Используете ли в своей работе справочные правовые системы, например КонсультантПлюс?
Должностная инструкция тендерного специалиста
Есть такая профессия
Профессия «тендеролога» или тендерного специалиста появилась на рынке труда относительно недавно. В 2005 году был принят 94 федеральный закон, который регламентировал процесс осуществления государственных закупок (в 2013 году его сменил 44-ФЗ). По сути эти законы дали возможность поставщикам из самых разных регионов участвовать в государственных закупках по всей России. Основным форматом проведения закупок стал электронный аукцион.
Кризис 2008 года, падение прибыли, риски неплатежей от коммерческих контрагентов заставили большое количество поставщиков выйти на рынок тендерных продаж. Государственные заказы помогли выжить и заработать.
Компетенции специалиста по тендерам
Перед компаниями встала задача найти людей, способных участвовать в закупках. Сфера торгов очень объемна. Чтобы чувствовать себя как рыба в воде нужно изучить большое количества положений законов и постановлений Правительства РФ. Например, в 44-ФЗ указано более 100 положений и несколько десятков постановлений, не считая приказов и разъяснений. Сюда можно добавить положения 223-ФЗ, закона «О защите конкуренции», Гражданского кодекса и КоАП.
Существующая система высшего образования не позволяла получить необходимые знания. Люди активно посещали специализированные курсы, занимались самообразованием и учились на своих ошибках.
Со временем к тендерным специалистам сложился ряд требований:
- Как правило, высшее юридическое, экономическое или техническое образование
- Знание норм действующего законодательства в области закупок
- Опыт работы в аналогичной должности
Если говорить про обязанности – их список в должностной инструкции тендерного специалиста может достаточно сильно меняться. Как правило, это связано с ролью тендерных продаж и со структурой этого направления в организации. Например, если сотрудник занимается участием в закупках по совместительству с основной деятельностью, то вряд ли можно от него требовать анализа тендерной деятельности конкурентов.
Значение квалифицированных специалистов по тендерам для компании
Список должностных обязанностей тендерного специалиста может выглядеть следующим образом:
- Регистрация и аккредитация на ЭТП
- Мониторинг изменений законодательства в области закупок
- Осуществлять поиск государственных и коммерческих закупок
- Оценивать экономическую целесообразность участия в торгах
- Взаимодействовать с организаторами конкурсов по всем процедурным вопросам
- Взаимодействовать с коллегами по ценообразованию реализуемых товаров и услуг, специфике технических частей заявок
- Своевременно и в полном объёме готовить документацию, соответствующую требованиям заказчиков и подавать заявки для участия в закупках
- Контролировать сроки этапов процедур
- Контролировать финансовое обеспечение заявок и исполнения контрактов
- Заключать договоры, контракты
- Вести подготовку жалоб в ФАС России и представлять интересы компании при их рассмотрении
- Отслеживать возврат денежных средств, внесённых в качестве обеспечения заявок
- Анализировать деятельность конкурентов
- Вести отчётность
Ответственность тендерного специалиста
Как вы видите, список обязанностей достаточно обширный. Ошибки на любом этапе могут привести к серьезным потерям, особенно при отсутствии прозрачной системы контроля участия в закупках.
Отказавшись от подписания или нарушив условия контракта, компания может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков. Невнимательность при подготовке документации или ошибка в расчёте рентабельности приведет к убыткам или выплатам неустоек заказчикам. Недобросовестность сотрудника и слив информации конкурентам приведёт к финансовым потерям. Привычная и незаметная рассогласованность коллег способна похоронить значительную часть прибыльных закупок.
Поэтому так важно выстраивать работу в тендерных продажах комплексно:
- Разработать чёткую должностную инструкцию тендерного специалиста
- Наладить процесс взаимодействия с коллегами
- Использовать CRM для тендерных продаж
Погружаем в тему.
Команда Seldon.Doc
Источник: Seldon.Doc
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
СПЕЦИАЛИСТА ПО ТЕНДЕРАМ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Специалист по тендерам относится к категории специалистов.
1.2. На должность специалиста по тендерам назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование.
1.3. Специалист по тендерам назначается на должность и освобождается от нее приказом Генерального директора организации.
1.4. Специалист по тендерам должен знать:
§ Федеральные законы и другие законодательные нормативные акты, методические материалы по участию в тендерах;
§ Основные принципы и методы продвижения представляемой продукции на муниципальном и бюджетном рынках;
§ Специфику продвижения продукции на коммерческом рынке;
§ Площадки для проведения тендеров, открытых конкурсных торгов, электронных аукционов;
§ Правила ответов на запросы котировок, предложений
§ Методы работы со средствами массовой информации;
§ Основные технологические и конструктивные характеристики и потребительские свойства реализуемой продукции;
§ Основы ценообразования и ценовой политики;
§ Условия поставки, хранения и транспортировки продукции;
§ способы организации учета и составления отчетности о выполнении планов сбыта и реализации продукции;
§ Порядок предоставления организационно-распорядительных и иных документов для участия в конкурсах;
§ Правила внутреннего трудового распорядка;
§ Правила и нормы охраны труда;
§ Этику делового общения.
1.5. Специалист по тендерам в своей деятельности руководствуется настоящей Должностной Инструкцией.
1.6. Специалист по тендерам подчиняется непосредственно Генеральному директору.
1.7. На время отсутствия Специалиста по тендерам его обязанности выполняет лицо, назначенное приказом Генерального директора. Это лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность согласно настоящей инструкции.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1.8. Осуществлять мониторинг специализированных сайтов, торговых площадок по объявлению государственных и коммерческих открытых конкурсов, тендеров, электронных аукционов.
1.9. Оценивать экономическую целесообразность участия в торгах, по результатам подготавливать информацию и материалы для принятия решения об участии в торгах.
1.10. Запрашивать необходимую конкурсную документацию, изучать её требования. При необходимости запрашивать разъяснения и учитывать изменения в конкурсной документации.
1.11. Оперативно подготавливать полный пакет документов.
1.12. Взаимодействовать с менеджерами и руководителями отделов по специфике и ценообразованию предлагаемой продукции и технической части заявок.
1.13. Анализировать техническую часть заявок на соответствие действующему законодательству (ФЗ-94).
1.14. Оформлять конкурсные заявки.
1.15. Вести переговоры и переписку с организаторами конкурсов.
1.16. Одновременно вести несколько проектов.
1.17. Своевременно предоставлять всю необходимую информацию об условиях поставки, гарантии, сертификатах.
1.18. Заключать договоры, контракты.
1.19. При необходимости присутствовать на аукционах от лица компании, при процедурах вскрытия заявок, составлять жалобы в ФАС России и его территориальные органы, представлять интересы компании при рассмотрении указанных жалоб.
1.20. При необходимости отслеживать возврат денежных средств, внесённых в качестве обеспечений заявок.
1.21. Вести установленную отчетность.
2. ПРАВА
Специалист по тендерам имеет право:
2.1. Запрашивать у руководителей структурных подразделений компании, специалистов и иных работников информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
2.2. В необходимых случаях представлять организацию в отношениях с другими организациями в целях оперативного решения вопросов производственно-хозяйственной деятельности, входящих в его компетенцию.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2.За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
4.3.За причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.
5. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Настоящая должностная инструкция сообщается Специалисту по тендерам под расписку. Один экземпляр инструкции хранится в личном деле работника.
С инструкцией ознакомлен
и обязуюсь выполнять: ______________________________________
«____» ____________ 2009 г.
Профессия специалиста по торгам и закупкам предполагает большую ответственность, к ней нельзя относиться несерьезно. Поговорим, какими знаниями, умениями и опытом должен обладать сотрудник, занимающий эту должность в организации.
Чем занимается тендерный специалист
Тендерный специалист — это работник, который занимается поиском торгов и участием в них со стороны поставщика. Требования к его квалификации и профессиональным навыкам устанавливает должностная инструкция. Профессия возникла недавно. Популярной она стала в связи с активным развитием закупок на электронных площадках. Не имея опытного работника, предприятие вряд ли сможет участвовать в закупках на профессиональном уровне. С таким фактором связана необходимость поиска квалифицированного сотрудника, а его работа напрямую влияет на имидж и развитие учреждения.
Еще по теме:
- как создать тендерный отдел;
- как составить резюме тендерного специалиста;
- кто такой специалист по размещению госзаказов;
- какой код ОКЗ выбрать для специалиста по закупкам.
Специалист по тендерам занимается поиском торгов по 44-ФЗ или 223-ФЗ и организует участие в них. Ни в одном из этих законов не указывается, кто такой специалист отдела тендеров от заказчика, — такой работник представляет поставщика и работает с заказами как участник торгов. Со стороны заказчика закупочной деятельностью занимается контрактный управляющий или контрактная служба (ст. 38 44-ФЗ).
Возникновение профессии связано с тем, что процедуры закупок регламентируются на уровне федерального законодателя. С принятием ряда федеральных нормативных актов (94-ФЗ — в 2005 году, 44-ФЗ — в 2013 году) перед предприятиями возникла необходимость нанять работника, который разбирается во всех нюансах законов и обеспечит участие в торгах. Ими и стали контрактные управляющие и специалисты по тендерам.
В обязанности тендерного специалиста входит формирование пакета документов от лица предприятия для участия в торгах по закупкам товаров (работ, услуг) в интересах организации, участие в процессе поиска, организации и проведения тендеров.
Основная задача — правильно (с законодательной точки зрения) оформлять участие организации в закупочных процедурах, разрабатывать и формировать необходимый пакет документов, проводить установленные процедуры в процессе получения заказа. Должностные обязанности менеджера тендерного отдела заключаются еще и в способности определить те позиции, которые становятся решающими для победы в конкурсе. Далеко не всегда выигрыш — на стороне компании, предложившей самую низкую цену: при определении победителя учитывается целый комплекс положений.
Какие квалификационные требования к нему предъявляют
В отличие от школ и курсов для контрактных управляющих, учебные заведения, в которых работники приобретают умения и навыки, квалификацию специалиста по торгам, практически отсутствуют. В нормативах конкретно не определено, что должен знать специалист по тендерам: многие учатся методом проб и ошибок. Предприятие, разыскивая подобного сотрудника, предъявляет требования:
Образование | Наличие высшего образования (юридического, экономического, технического) |
---|---|
Опыт работы | Наличие опыта работы в участии в конкурсных процедурах (обычно требуется от 3 лет) |
Законодательство | Знание норм действующего законодательства в закупочной сфере |
Образование | Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок |
Иногда дополнительным преимуществом является знание иностранных языков. Оно дает возможность расширения сферы и участия в тендерах международного уровня.
Необходимым является требование о навыках работы с различными автоматизированными системами. Важный фактор — наличие определенных личностных качеств, к примеру, ответственности, самостоятельности, точности, стремления приобретать новые знания и навыки.
Важными компетенциями для работника, занимающегося тендерами, являются:
- способность проводить анализ и оценку экономического эффекта от тендера;
- грамотность в сфере законодательства, как в общих его вопросах, так и в специфических;
- грамотность в сфере использования различных автоматизированных систем и оборудования;
- владение вопросами делопроизводства (для корректного оформления пакетов документов участника).
Специалист по тендерам — это работник высокого уровня квалификации, обладающий компетенциями в разных сферах.
Какие навыки ему необходимы
Должностная инструкция специалиста по закупкам разрабатывается в зависимости от того, чьи интересы такой работник представляет: заказчика или организации-участника торгов.
Подготовка и участие в торгах — вот чем занимается тендерный отдел потенциального поставщика. Должностные обязанности тендер-менеджера со стороны участника требуют наличия у сотрудника навыков поиска возможностей для участия в заказах. Если трудовой договор со специалистом тендерного отдела заключен организацией, участвующей в закупках, спектр необходимых умений и навыков выглядит так:
- мониторинг проводимых процедур;
- подбор оптимальных конкурсов для участия;
- комплектование требующегося пакета документов;
- оценка сформированного пакета на предмет соответствия установленным заказчиком требованиям;
- контроль сроков выполняемых участником конкурса процедур.
Получается, что в должностные обязанности менеджера по тендерам входит:
- мониторинг тенденций, которые складываются на специальных торговых площадках;
- обнаружение предложений по торгам, которые подходят для участия организации;
- определение целесообразности участия предприятия в конкурсе;
- формирование заявки для участия предприятия в конкурсных процедурах;
- контроль правильности оценки стоимости предметов заказа;
- контроль формирования сметы по заказу;
- разработка проекта спецификации по существенным условиям тендера;
- ведение переговоров с исполнителем для решения возникающих в ходе тендера вопросов;
- регистрация на специальных сайтах, являющихся торговыми площадками.
Список не является исчерпывающим. Но из него следует, что работник сопровождает тендер в течение всего процесса — от поиска конкурса до контроля торговых процедур.
Образец должностной инструкции
Ответственность специалиста по тендерам
Специалиста в сфере закупок привлекают к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей в соответствии с ТК РФ;
- за правонарушение или преступление в период работы в соответствии с действующим законодательством РФ;
- за причинение ущерба предприятию.
Ответственность на такой должности значительная, а недостаток в уровне знаний и навыков в результате приводит к потерям финансового характера или внесению участника в реестр недобросовестных поставщиков.
Иванова Наталья
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Другие статьи автора