Специалист по комплексной реабилитации должностная инструкция

Должностная инструкция специалиста по комплексной реабилитации (реабилитолога)

(профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»)

1. Общие положения

1.1. На должность специалиста по комплексной реабилитации принимается лицо, имеющее высшее образование, дополнительное профессиональное образование по специальным программам.
1.2. К работе, указанной в п. 1.1 настоящей инструкции, допускается лицо, не имеющее или не имевшее судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.3. Специалист по комплексной реабилитации должен знать:
1) законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другую нормативную правовую документацию в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных;
2) законодательство в области социальной защиты инвалидов, социального обслуживания населения, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг инвалидам и другие нормативно-правовые акты в области трудового, гражданского и семейного законодательства;
3) законодательство в области социального обслуживания, социальной защиты населения, граждан пожилого возраста и инвалидов, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства;
4) назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего;
5) процедуру психодиагностики, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации, мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних;
6) методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних;
7) основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации;
8) основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации;
9) методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения;
10) основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций;
11) технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической, социально-педагогической и трудовой реабилитации;
12) критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социально-психологической и трудовой реабилитации;
13) спрос и предложение рабочей силы различных специальностей и квалификации на региональном рынке труда, процесс найма и практику трудоустройства реабилитантов;
14) технические средства реабилитации;
15) процедуру подачи жалоб, разрешения трудовых споров в суде;
16) цели, формы и методы трудовой экспертизы;
17) методы профессиональной диагностики, профессионального отбора и подбора;
18) методы индивидуального и семейного консультирования;
19) методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций;
20) техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в т.ч. с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями);
21) основы теории и практики геронтологии, геронтопсихологии;
22) основы теории и практики трудовой, социокультурной, психологической, медицинской реабилитации пожилых людей;
23) основы теории и практики паллиативной помощи;
24) реабилитационные ресурсы территории проживания клиента;
25) технологию организации анализа и составления отчетов;
26) методы индивидуального и семейного консультирования;
27) типы и объем документации, способы ее заполнения (ведения), классификацию плановых документов, процедуру их согласования и принятия;
28) правила профессиональной этики и деонтологии;
29) Правила внутреннего трудового распорядка;
30) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
31) ……………….. (другие требования к необходимым знаниям)
1.4. Специалист по комплексной реабилитации должен уметь:
1) анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию;
2) определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения;
3) прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации;
4) подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом;
5) определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации;
6) владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта, его социальной сети;
7) взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта;
8) обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней;
9) оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов;
10) применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;
11) владеть методами профессионального консультирования, направленного на формирование адекватного профессионального самоопределения, разработку и реализацию личного карьерного плана, коррекцию неадекватных трудовых установок реабилитанта;
12) владеть методами семейного консультирования, направленного на мобилизацию поддерживающих ресурсов семьи;
13) владеть методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала клиента, навыками оценки его состояния по данным врачебной медико-физиологической оценки;
14) определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий;
15) оценивать индивидуальный прогресс реабилитанта;
16) подбирать достоверные методы диагностики для исследования отношения реабилитанта к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную независимость, самопомощь и т.д.;
17) определять готовность реабилитанта к реализации программ социального и профессионально-трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации;
18) мобилизовывать личностные ресурсы реабилитанта, направленные на поддержание его социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом;
19) определять совместно с реабилитантом его жизненные стратегии;
20) проводить консультирование реабилитанта, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку его на основных этапах приспособления к мысли о смерти, снижение страха смерти;
21) проводить семейное консультирование, направленное на коррекцию взаимоотношений с реабилитантом, обучение членов семьи оптимальным способам организации его жизни, формирование продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;
22) проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к реабилитанту;
23) протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию;
24) развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации;
25) взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта;
26) проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям;
27) ……………….. (другие навыки и умения)
1.5. Специалист по комплексной реабилитации в своей деятельности руководствуется:
1) ……………….. (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……………….. (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……………….. (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.6. Специалист по комплексной реабилитации подчиняется непосредственно  ……………….. (наименование должности руководителя)
1.7. ……………….. (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Социальная реабилитация уязвимых категорий населения:
1) социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов;
2) социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов;
3) социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями.
2.2. ……………….. (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по комплексной реабилитации исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет диагностику и оценку психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего;
2) выявляет и оценивает ресурсы семьи, значимое для реабилитанта окружение;
3) составляет прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласовывает его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости — корректирует прогноз;
4) осуществляет разработку социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями;
5) доводит до сведения реабилитанта и (или) его законных представителей алгоритм и процедуру реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получает письменное согласие на ведение случая;
6) консультирует реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего;
7) осуществляет разработку рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации;
8) консультирует семьи, формирует группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов;
9) осуществляет выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам;
10) проводит мониторинг и оценку результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации;
11) осуществляет оценку степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработку рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации;
12) отслеживает динамику психосоциального статуса реабилитанта;
13) осуществляет документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, составление отчета по ее результатам для целей аудита и передача его в соответствующие инстанции.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет диагностику и оценку психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики;
2) проводит профессиональную диагностику реабилитанта;
3) выявляет и оценивает ресурсы семьи, значимое окружение реабилитанта;
4) составляет прогноз результатов трудовой и социально-психологической реабилитации, согласовывает его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости выполняет корректировку;
5) осуществляет разработку раздела трудовой и социально-психологической реабилитации, индивидуального маршрута реабилитации, программы профессиональной реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости — с ближайшим окружением реабилитанта;
6) доводит до сведения и подробно описывает реабилитанту алгоритм и процедуру реализации трудового и социально-психологического разделов индивидуального маршрута его реабилитации, получает письменное согласие на ведение случая;
7) проводит профессиональное и психологическое консультирование реабилитанта;
8) осуществляет психологическую поддержку реабилитанта в процессе поиска работы и сохранения рабочего места;
9) предоставляет помощь при необходимости реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации;
10) осуществляет семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов;
11) проводит мониторинг трудовой и социально-психологической реабилитации, отслеживание реабилитационного результата;
12) оценивает степень риска нарушений адаптации реабилитанта и разрабатывает рекомендации по его социально-психологическому сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет диагностику и оценку психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики;
2) выявляет и оценивает ресурсы семьи, значимое окружение реабилитанта;
3) оценивает возможность самостоятельного проживания реабилитанта и получения им реабилитационных услуг в домашних условиях, определение факторов риска;
4) прогнозирует результаты социальной и трудовой реабилитации клиента, согласовывает прогноз со специалистами реабилитационной команды, при необходимости выполняет корректировку;
5) осуществляет разработку социального и трудового разделов индивидуального маршрута реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости — с членами его ближайшего окружения;
6) доводит до сведения, подробно описывает реабилитанту алгоритм реализации социального, психологического и трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, получает письменное согласие на ведение случая;
7) осуществляет разработку совместно с реабилитантом его личного профессионального плана, направленного на определение оптимальной для него профессиональной деятельности и трудовой занятости, способов его реализации (обучение, переобучение, овладение новыми навыками и т.д.), при необходимости осуществляет коррекцию профессиональных притязаний;
8) формирует у реабилитанта индивидуальные механизмы психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышение эмоциональной стабильности, профилактику деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество;
9) осуществляет помощь в подборе технических средств реабилитации, обустройстве жизненного пространства реабилитанта-инвалида, преодолении психологических барьеров в использовании реабилитационного оборудования;
10) проводит психологическое консультирование реабилитанта;
11) проводит семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов;
12) включает реабилитанта в программы творческой и социокультурной реабилитации;
13) проводит мониторинг социальной и трудовой реабилитации и отслеживание реабилитационного результата;
14) осуществляет документирование хода социальной и трудовой реабилитации и составление отчетов по ее результатам для целей аудита.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……………….. (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих обязанностей специалист по комплексной реабилитации соблюдает правила профессиональной этики и деонтологии.
3.3. ……………….. (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по комплексной реабилитации имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……………….. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по комплексной реабилитации привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……………….. (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 681н, с учетом
……………….. (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……………….. (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……………….. (другие заключительные положения)

  • Что такое социальная реабилитация
  • Что входит в обязанности специалиста
  • Виды социальной реабилитации
  • Кому подойдет эта профессия
  • Как стать специалистом по социальной реабилитации

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:

— с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;

— со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;

— с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.

Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.

Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

  1. Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.

  2. Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.

  3. Подготовка к непосредственной работе с подопечными.

  4. Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.

  5. Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ,  поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

  • Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.

  • Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.

  • Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.

  • Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.

  • Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

  • знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;

  • понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;

  • уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы психолог, педагог, врач, но хотите заниматься прицельно социальной реабилитацией, вы можете пройти профессиональную переподготовку в АБиУС — это заочное дистанционное обучение, где за два месяца вы узнаете и о нормативно-правовом обеспечении реабилитационной и абилитационной работы, и о том, как работать с людьми разного возраста и социального статуса, и о том, как оценивать эффективность этой работы. После обучения слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке и может работать в любой соответствующей организации России.

Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет. Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе. А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Официальное опубликование правовых актов

Официальное опубликование правовых актов

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ

  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 № 352н
«Об утверждении профессионального стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»
(Зарегистрирован 20.07.2020 № 59010)

Номер опубликования: 0001202007200079

Дата опубликования:
20.07.2020


Страница №1
из 26:
Увеличить
Отправить документ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Выключатель вбэт 35 инструкция по эксплуатации
  • Нейровитамины в таблетках инструкция по применению цена отзывы
  • Movial plus инструкция на русском языке
  • Кальция хлорид перорально инструкция по применению
  • Руководства по airways