Создание плаката относится к периоду руководства страной сталина во время создания плаката

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)  Со­зда­ние пла­ка­та от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду ру­ко­вод­ства стра­ной И. В. Ста­ли­на.

2)  Во время со­зда­ния пла­ка­та в стра­не про­во­ди­лась по­ли­ти­ка во­ен­но­го ком­му­низ­ма.

3)  В над­пи­сях к пла­ка­ту ука­за­на со­ци­аль­ная груп­па, при­знан­ная вра­гом со­вет­ской вла­сти.

4)  Пла­кат при­зы­ва­ет к раз­ви­тию ин­ди­ви­ду­аль­ных кре­стьян­ских хо­зяйств.

5)  Во время со­зда­ния пла­ка­та в стра­не про­во­ди­лась кам­па­ния по мас­со­во­му по­се­ву ку­ку­ру­зы.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  Со­зда­ние пла­ка­та от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду ру­ко­вод­ства стра­ной И. В. Ста­ли­на. Да, верно, это пе­ри­од сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции (конец 1920-ых − 1930-е годы).

2)  Во время со­зда­ния пла­ка­та в стра­не про­во­ди­лась по­ли­ти­ка во­ен­но­го ком­му­низ­ма. Нет, не­вер­но, по­ли­ти­ка во­ен­но­го ком­му­низ­ма про­во­ди­лась в пе­ри­од Граж­дан­ской войны, а пла­кат от­но­сит­ся к более позд­не­му вре­ме­ни.

3)  В над­пи­сях к пла­ка­ту ука­за­на со­ци­аль­ная груп­па, при­знан­ная вра­гом со­вет­ской вла­сти. Да, верно, в верх­ней части пла­ка­та на­пи­са­но «про­тив воя ку­ла­ков…», ку­ла­ки  — за­жи­точ­ные кре­стья­не, чье иму­ще­ство было на­силь­но пе­ре­да­но в кол­хо­зы, а они сами по боль­шей части со­сла­ны на окра­и­ны СССР, рас­ку­ла­че­ны.

4)  Пла­кат при­зы­ва­ет к раз­ви­тию ин­ди­ви­ду­аль­ных кре­стьян­ских хо­зяйств. Нет, не­вер­но, он при­зы­ва­ет к раз­ви­тию кол­лек­тив­ных хо­зяйств.

5)  Во время со­зда­ния пла­ка­та в стра­не про­во­ди­лась кам­па­ния по мас­со­во­му по­се­ву ку­ку­ру­зы. Нет, не­вер­но, кам­па­ния по мас­со­во­му по­се­ву про­во­ди­лась в пе­ри­од «От­те­пе­ли», а пла­кат от­но­сит­ся к более ран­не­му пе­ри­о­ду.

Ответ: 13.

Проверочная работа по теме
«Индустриализация и коллективизация СССР»

1. Ниже приведён список терминов. Все они,
за исключением двух, относятся к событиям и явлениям периода сплошной
коллективизации сельского хозяйства в СССР.

 1) колхоз

2) трудодень

3)
раскулачивание                                                                        

4) выкупные платежи

5) карточная система

6) комбеды

2. Прочтите отрывок из письма современника
и напишите название политики в именительном падеже, о проведении которой идёт
речь.

 «Когда мужика оставили без хлеба и без
скотины, то уже остальные говорят – надо идти в колхоз, а то и нас ограбят. И
вот под этим страхом начинают новые колхозы организовывать. Единоличник
начинает говорить с колхозником, опрашивает его про всю его жизнь колхозника,
как живётся в колхозе, а колхозник ему говорит, что я живу не в колхозе, а в
батраках у помещика, и входить всем в колхозы не советую, потому что мы сами
хотим выходить. Вот что отвечает колхозник единоличнику. А отчего же это там
зависит. По-моему, от того, что мы не на основе добровольности создаём
колхозы».

3. Напишите пропущенное понятие (термин). 

Передовой рабочий, творчески овладевший
средствами новой техники и достигающий в социалистическом соревновании значительного
превышения обычных норм выработки (название, распространенное в Советском Союзе
в 30—40 гг.) называется ___________.

 https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=37436

4. Какие суждения о данном изображении
являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в
таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Создание плаката относится к периоду
руководства страной И. В. Сталина.                             

2) Во время создания плаката в стране
проводилась политика военного коммунизма.

3) В надписях к плакату указана социальная
группа, признанная врагом советской власти.

4) Плакат призывает к развитию индивидуальных
крестьянских хозяйств.

5) Во время создания плаката в стране
проводилась кампания по массовому посеву кукурузы.

5. В период индустриализации 1930-х гг. в
СССР

 1) основан Путиловский завод

2) начали действовать первые атомные
электростанции

3) введены в строй Магнитогорский и Кузнецкий
металлургические комбинаты

4) построена Транссибирская железнодорожная
магистраль

6.  Приведите
не менее двух положений, раскрывающих особенности политики
коллективизации, проводимой в СССР с 1929 г.

Назовите не менее трех черт, характеризующих процесс производства
в колхозах и положение колхозников в начале 1930-х гг.

7. 
В деревне стоит стон. Вместо единоличных хозяйств, обрадовавших было мужичков,
вместо хуторов и отрубов – коллективизация, причём ее проводят без достаточного
числа машин. Принуждаемые к ней крестьяне режут скот и птицу и входят в
обобществлённое хозяйство, сравнявшись в нищете… Принудительное осуществление,
сопровождающееся разорением, ссылками, ненавистью и враждой…надрывает самое
идею…

Почему,
по мнению автора дневника, «в деревне стоит стон»? Что подрывает идею
обобществления индивидуальных хозяйств? Чем были опасны эти настроения
крестьян?

8.   
«Без индустриализации не было бы победы в Великой Отечественной войне над
фашистской Германией. В этом состоит историческое значение трудового подвига
советского народа»

Дайте
оценку этому высказыванию.

«Великий перелом»

1. Отметьте стройки первых пятилеток в СССР.

1) Транссибирская магистраль 2) Беломора-Балтийский канал 3) Сталинградский тракторный завод
3) Вышневолоцкий канал 4) Невьянский (Демидовский) завод на Урале 5) Днепрогэс

2. Какие положения из перечисленных относятся к итогам и последствиям индустриализации в СССР?

1) сбалансированно развивалась тяжёлая и лёгкая промышленность 2) созданы новые отрасли промышленности

3) создана мощная индустриальная база 4) развивалось частное предпринимательство
5) переход на хозрасчет 6) достигнута экономическая независимость страны 7) введена продразверстка

3. Ниже приведён перечень названий. Все они, за исключением двух, являются названиями великих строек первых пятилеток.

1) Турксиб 2) Уралмаш 3) ГОЭЛРО 4) ГАЗ 5) Днепро­гэс 6) ГУЛАГ

4.Создание первой в СССР женской тракторной бригады связано с

1) В.И. Засулич 2) С.В. Ковалевской 3) П.Н. Ангелиной 4) А.М. Коллонтай

5. Стахановское движение включало в себя

А) труд заключенных Б) рационализаторские предложения

В) передовиков производства В) женские бригады

6. Коммунисты, направленные в период коллективизации из города в деревню для оказания помощи местным властям, — это 1) стахановцы 2) скоростники 3) коммунары 4) двадцатипятитысячники

7. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, были в словаре коллективизации.

1) колхоз 2) отруб 3) кулак 4) антисоветчик 5) подкулачник 6) хутор

8.Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1) победа колхозного строя в советской деревне 2) переход к нэпу 3) курс на индустриализацию

4) антоновщина 5) массовый голод в период коллективизации

9. Установите соответствие: особенности индустриализации и коллективизации в СССР?

Вопросы для сравнения

1.использование на объектах труда заключённых

2.раскулачивание

3.трудодень

4.движение ударников

А) индустриализация

Б) коллективизация

10. Какие положения относятся к особенностям индустриализации в СССР?

1) сжатые исторические сроки 2) приоритетное развитие тяжелой промышленности

3) отказ от командных методов управления 4) высокие темпы индустриализации

5) отказ от использования на промышленных объектах труда заключённых

6) осуществление преимущественно за счёт внутренних источников накопления

11. Запишите термины, о которых идёт речь.

11.1 Работников, добивавшихся повышенной производительности труда, в годы первых пятилеток стали называть __________.

11.2 Главное управление лагерей, где использовался труд заключенных -_______________________

11.3 Зажиточные крестьяне, пользующиеся наёмным трудом, назывались- _______________________

11.4 Статья Сталина о перегибах на местах в период коллективизации называлась____________________

12. Какие суждения о данном изображении являются верными?

1) Создание плаката относится к периоду руководства страной И. В. Сталина.

2) Во время создания плаката в стране проводилась политика военного коммунизма.

3) В надписях к плакату указана социальная группа, признанная врагом советской власти.

4) Плакат призывает к развитию индивидуальных крестьянских хозяйств.

5) Во время создания плаката в стране проводилась кампания по массовому посеву кукурузы.

  1. Ранние советские плакаты
  2. НЭП и авангард
  3. Плакаты периода индустриализации
  4. Плакаты периода Великой отечественной войны
  5. Послевоенные плакаты
  6. Хрущёвская оттепель
  7. Плакаты эпохи застоя
  8. Плакаты времен перестройки
  9. Плакаты в регионах СССР
  10. Основные жанры и тематики плакатного искусства
  11. Основные виды советских СССР
  12. Значение советских плакатов

Плакат (от фр. placard, т.е. афиша, объявление), или постер – это вид печатной тиражной графики, отдельное произведение которой представляет собой нанесенное на лист визуальное сообщение, как текстовое, так и иллюстративное, целью которого является привлечение внимания публики к его содержанию. Информация, помещенная на лист, отличается наглядностью, однозначностью и краткостью.

Основой для плаката может быть бумага, картон и другие материалы. На ней в различных техниках печатной графики, преимущественно литографии и хромолитографии, воспроизводилось изображение, сопровождаемое текстом.

Чаще всего в работе над плакатами использовалась ограниченная цветовая гамма, для создания лаконичного и четкого восприятия информации. Однако, в случае, количество оттенков могло увеличиваться, например, если согласно замыслу художника, так образ становился выразительнее.

В царской России плакаты начали развиваться, как и в Европе, во второй половине XIX века. Этот вид печатной графики быстро был признан обществом и использовался для оформления интерьеров и украшения улиц.

Плакаты нового государства и периода Гражданской войны (1918-1922)

Британский исследователь, Марка Алмонда, писал, что «самые важные революции двадцатого века произошли в Советском Союзе, Китае и Иране». Для этих переломных моментов истории пропагандистские плакаты стали ключевыми средствами массовой информации, при помощи которых новый режим мог донести свое послание до людей. Важнейшей причиной для использования плакатов стало понимание того, как этот вид искусства влияет на общественное мнение, а значит способствует достижению определенных политических целей.

В России утверждение этого вида печатной графики пришлось на начало XX века. По словам советского критика и журналиста, Вячеслава Павловича Полонского, революция победила не столько штыками, сколько печатным станком. Искусство плаката позволяло осуществлять информационный контроль, благодаря большим тиражам и быстрому распространению. Над созданием художественных образов трудилось множество человек. Одновременно работали художники, фотографы, журналисты, редакторы и полиграфисты. У истоков советского политического плаката стояли Д.С. Моор, В.Н. Дени, М.М. Черемных, В.В. Маяковский, Е.С. Кругликова, Л.М. Лисицкий и др. Наивысшего расцвета в годы Гражданской войны (1919-1920) достиг политический плакат. Он работал в тесной связке с кино, радио и прессой, твердя лозунги революции и нового политического режима. В качестве примера можно привести произведения Л.М. Лисицкого и Д.С. Мора, такие плакаты как «Красный подарок белому пану» или «Клином красным бей белых». Для привлечения людей, сохранявших нейтралитет, использовались все возможные виды агитации. В свет выходили миллионные тиражи листов с выразительными изображениями и броскими текстами. Главной темой было противостояние сторонников старого и нового политических режимов.

«Будь на страже!», Д.С. Моор, 1920 

Плакат «Красный подарок белому пану», Д.С. Моор, 1920

 Плакат «Клином красным бей белых», Л.М. Лисицкий, 1920

Одним из важнейших явлений в искусстве этого периода стала серия сатирических плакатов «Окна РОСТА». В работе над ними участвовали К.С. Малевич и А.В. Лентулов. Рисунки и подписи создавались художником В.В. Маяковским, М.М. Черемных, Д.С. Моором и др. «Окна РОСТА» иллюстрировали злободневные темы, основой их содержания были лозунги агитпропаганды. В этих плакатах видно влияние лубка, кубизма и супрематизма. Их характеризуют гротескные образы, броские надписи, выразительные силуэты, нарочитая простота форм и ограниченная палитра в 2-3 цвета. Главными героями этих плакатов были рабочие, крестьяне, капиталисты, попы, красноармейцы и кулаки.

Плакат из серии «Окна РОСТА», В.В. Маяковский, 1920 

 Плакат из серии «Окна РОСТА», В.В. Маяковский, 1920 

Ты записался добровольцем?

1920-е: НЭП и плакаты авангардистов

В марте 1921 года была провозглашена Новая экономическая политика. Она позволила восстановить экономику страны, подорванную Первой мировой (1914-1918) и Гражданской войнами (1919-1920).

С художественной точки зрения это период развития всевозможных авангардных течений. В плакатном искусстве новая эстетика формирует собственный набор художественных приемов и методов, впитывая их из кубизма, супрематизма, орфизма, абстракционизма и др. Визуальный язык этого периода характеризуется плоскостностью, условностью, отсутствием декоративных элементов и использованием чистых цветов. В этот период работали А.А. Дейнека, Л.М. Лисицкий, Ю.И. Пименов, А.М. Родченко, Г.Г. Клуцис и другие.

Ленгиз, Родченко

 

Населению страны Советов нужно было привить множество основополагающих добродетелей. Средствами искусства начинает формироваться новый нравственный базис строителей коммунизма. Для просветительских плакатов этого периода характерны призывы ликвидировать неграмотность, искоренить вредные привычки и вести спортивный образ жизни. И, конечно, главной темой был труд. Помимо этого, такие плакаты содержали призывы к сохранению памятников культуры и искусства.

Плакат «Женщина! Учись грамоте!», Е.С. Кругликова, 1923 

Плакат «Ты помогаешь ликвидировать неграмотность?», Ленинград: Издание общества «Долой неграмотность», 1925 

К врагам государства были причислены также представители духовенства. Антирелигиозные плакаты в купе с прессой, газетой «Безбожник» и журналом «Безбожник у станка», формировали негативное отношение к религии, дополняя свои тексты сатирическими изображениями.

Плакат «Религия – яд, береги ребят», Н.Б. Терпсихоров, 1930


Рекламные плакаты, практически позабытые в годы Гражданской войны, возродились вместе с НЭП. Нужно было продвигать как государственные предприятия, так и продукцию частных фирм и заводов. Сигареты, кондитерские изделия, напитки, одежда – все виды товаров представлены на плакатах 1920-х. В том числе объявления о распродажах и оказании различных услуг (таких как доставка и такси).

Рекламный плакат 2-го Госзавода «Заря». Москва, 1926 

 Рекламный плакат продукции «Госспирта». Ленинград, 1920-е

В 1920-е активно развивается искусство киноплаката. Именно здесь были использованы основные художественные приемы конструктивизма, техника коллажа, выразительные средства кино и фотографии. Эти работы представлены плакатами братьев Стенбергов, П.И. Жукова, А.П. Бельского, А.М. Родченко и др.

Плакат к фильму «Предатель», Братья Стенберги, 1926


 

Плакат “Трубка коммунара”, А.П. Бельский, 1929


Активная роль в графическом искусстве СССР отводится женщинам и детям, отныне ответственным за будущее страны. Новые герои плакатов – пионеры. Их образы использовались часто, так как они олицетворяли собой надежды на будущее СССР.

Плакат «Долой избиение и наказание детей в семье», А. Федоров, 1926

 

Плакат «Буду твердо стоять за дело рабочего класса»

1930-е: Плакаты периода индустриализации

На искусство периода 1930-х гг. большое влияние оказала индустриализация. После отмены НЭПа продолжают сохраняться призывы быть готовыми защищать Родину. Однако, главными темами становятся индустриализация, коллективизация и культурная революция. Самым популярным образом отныне является образ рабочего. В визуальном искусстве формируется новый, единый метод, соцреализм, который проявил себя и в плакатном искусстве.

Плакат «Индустриализация путь к социализму», Агеев, 1927

Плакат «Дадим миллионы рабочих рук на фронт индустриализации», 1930-е

В СССР продолжают существовать и просветительские плакаты, призывающие к правильному образу жизни и грамотности. Советский человек должен трудиться, выполнять план работ и при этом быть воспитанным и культурным. Женщина продолжает играть важную роль в плакатном искусстве. Отныне она воспринимается как такой же работник, как мужчина.

Плакат «Выполним полностью и в срок план хлебозаготовок», А. Лобанов, 1930 

 Плакат «Восьмое марта праздник трудящихся женщин всего мира», Мытников-Кобылин, 1932

Агитационный плакат, кроме прочего, продолжает развиваться также и в обличительной форме. В этот раз в качестве объекта порицания выступают граждане, которые не участвовали в программе госзаймов. Люди, не приобретающие облигации, считались противниками индустриализации.

Плакат «Почему ты продал свои облигации Разве ты не хочешь участвовать в индустриализации СССР?», Чашников И.Д., 1930-е

Для пропагандистских плакатов 1930-х годов характерно использование собирательных образов крестьян, рабочих, воинов и т.д. Однако, все изменилось после крушения парохода «Челюскин» в 1934 году. Эвакуация выживших осуществлялась летчиками, которым впоследствии было присуждено звание Героя Советского Союза, впервые в истории СССР. Именно их фотографии появились на плакате, посвященном спасательной экспедиции.

Плакат с участниками спасательной экспедиции парохода «Челюскин», 1934

Индустриализация стала причиной уничтожения частных фабрик и заводов. Теперь на рекламных плакатах фигурировали названия государственных предприятий. В их оформлении участвовали известные мастера того периода, например, М.М. Максимов-Литвак.

Рекламный плакат Наркомпишепрома СССР «Свежи, как летом. Плоды и ягоды, консервированные искусственным холодом. Лучший десерт и диетический продукт консервированных плодов и ягод». Москва, 1938

 Рекламный плакат Наркомпищепрома СССР «Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы», Москва, Союзпищепромреклама, 1938

 Александр Зеленский. Плакат «Ирис». 1939

1941—1945: Великая Отечественная война

Советские плакаты периода Великой Отечественной войны были наглядными пособиями, призванными в доступной форме выразить отношение правительства к текущим событиям, происходящим на фронте, предупредить пораженческие и пессимистические настроения, воодушевить военных и гражданское население. Такие плакаты часто вывешивались на специальных стендах. Главными темами, естественно, были призывы бороться до конца, идти в атаку, быть бдительными и т.д. Особенно популярными образами военных плакатов стали солдаты и врачи, ставившиеся в пример советскому народу. Другой формой плаката была карикатура, в сатирической форме уязвляющая врага.

Существовала серия агитационных плакатов военного времени, называемая «Окна ТАСС». Они должны были поднимать боевой дух и призывать к защите Родины, тем самым наследуя идеи «Окон РОСТА». Они делали это в сатирической и юмористической формах, что обусловило их популярность. «Окна ТАСС» выходили небольшим тиражом, так как не были произведениями печатной графики, а относились скорее к живописи, ведь изображения наносились на лист красками по трафарету. В результате, художники могли выпускать плакаты лишь в ограниченном количестве, но их можно было легко транспортировать и при необходимости быстро создавать новые в качестве реакции на происходящие события.

«Окно ТАСС» №13, «Болтун - находка для шпиона», А.А. Радаков, 1941

  Окно ТАСС № 887 «С Новым годом!», Павел Соколов-Скаля

Творчество советских художников коллектива «Кукрыниксы», создававшего карикатуры и шаржи на злободневные темы, также является этапным в искусстве СССР. Их плакаты сопровождали солдат на протяжении всех военных лет. Они также приняли активное участии в создании серии «Окон ТАСС». Наиболее известной их работой является плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941

Во время войны плакаты создавались на всей территории СССР, от блокадного Ленинграда, до республик, например, Армении и Грузии. В этот период работали такие художники как И.М. Тоидзе, А.А. Кокорекин, В.С. Иванов, В.Б. Корецкий и др. Наверное, самыми известными плакатами времен Второй мировой войны являются «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе и «Не болтай!» Н.В. Денисова и Н.Н. Ватолиной.

«Родина-мать зовет!», И. М. Тоидзе, 1941

 Плакат «Не болтай!» Н.В. Денисов и Н.Н. Ватолина, 1945

1946—1953: Послевоенное время

Восстановление страны после чудовищных потерь Великой Отечественной войны стало главной задачей всего народа. Содержание советского агитационного плаката касалось теперь прежде всего тем новой пятилетки и бескорыстного труда на благо общества. Главная тема послевоенных плакатов СССР может быть выражена одним призывом «Восстановим!».

Основными героями плакатов этого времени являются образцовые коммунисты, строители, рабочие, врачи и медсестры. На многих плакатах этого периода присутствует фигура Сталина, как «великого зодчего коммунизма».

Плакат «Слава русскому народу - народу-богатырю, народу-созидателю!»

 Восстановим 

Плакат «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», 1950

1954—1964: Хрущёвская оттепель

После смерти Сталина давление государственной пропаганды на искусство ослабло. «Оттепель» стала периодом, когда художники СССР впервые за долгое время ощутили свободу. Это время стремления к новым открытиям. Плакаты этого периода полны надежд и стремления к великим свершениям.

В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, самый массовый за всю историю. Его лозунгом было «За мир и дружбу». Для этого времени характерна атмосфера свободы и открытости. Граждане смогли пообщаться с иностранцами, что не преследовалось, а поощрялось советской властью. В плакатах «оттепели» доминировала тема борьбы за мир.

Плаката «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов», 1957  

Плакат «Во имя мира», И. Тоидзе, 1959

В том же году был подписан указ об ускорении жилищного строительства, с целью обеспечить отдельные семьи квартирами. Элементы быта «хрущевок» нашли свое отражение и в плакатном искусстве.

Рекламные плакаты оттепели

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос, что вызвало широкий резонанс. Это было важным шагом для развития науки СССР, и повышало статус страны на международном уровне. В плакатном же искусстве появилась тема космоса и фантастические изображения будущего.

Плакат от 13 апреля 1961 г. Автор - Б. Старис

 Плакат «Слава советскому человеку – первому космонавту!», 1961, Автор - В. Валиков.

В период «оттепели» продолжалось производство рекламных плакатов. Их содержание было тесно связано с продуктами быта. Однако появляются образы, характерные именно для этого периода. Во время правления Хрущева была принята экономическая реформа, частью которой являлось преобразование денежной системы. Фраза «Храните деньги в сберегательной кассе» после этого стала крылатой. На плакатах появились образы людей с приятной внешностью, состоятельные, улыбающиеся зрителю. Рядом обычно размещалось изображение сберегательной книжки и какого-либо имущества (дома, машины и др). Так пропагандировалась экономическая программа партии.

Накопил купил

1965—1985: Застой

Эпоха «Застоя» — это время постепенного нарастания кризиса в СССР. Он коснулся всех сфер жизни: экономики, политики, международных отношений. Тем не менее, плакаты продолжают оставаться важным инструментом политической пропаганды, а также визуальным ориентиром.

Основными темами этого времени являются: сельское хозяйство, строительство, спорь, армия, политические лидеры, народ. Для каждого из этих видов были разработаны свои визуальные приемы.

Агитационные плакаты на тему сельского хозяйства были призваны показать гражданам страны, какими быстрыми темпами оно развивается, и как важен труд работников этой отрасли. И это, несмотря на то, что при огромных вложениях, в этой сфере нарастал кризис, ведь средства расходовались неразумно. Такое положение вещей не могли скрыть ни улыбающиеся персонажи, ни символы процветания в виде снопов пшеницы.

Слава земледельцам

 

хлеб родине

Период 1970-1980-х гг. – это время последних крупных строек в СССР. Этой теме было посвящено большое количество плакатов, которые прославляли героев, воплощавших в жизнь эти масштабные проекты. В основном это были мужские образы на фоне стройки.

Плакат «БАМ – стройка века!», Н. Бабин, И. Овасапов, А. Якушин

Олимпийские игры 1980 года в Москве – одно из важнейших событий этого периода истории СССР. Для этих соревнований было создано большое количество вариантов дизайна плакатов. Они могли иметь разный формат, колорит и различаться в деталях. На них изображался символ ОИ-80 – Олимпийский Мишка, русская тройка, факел, советские спортсмены, голубь мира и др.

Плакат «Продолжим эстафету прославленных олимпийцев!», 1980

Эпоха «застоя» характеризуется расцветом советского кино. С середины 1960-х до середины 1980-х гг. выходит множество картин, которые были высоко оценены не только зрителями, но и критиками. Большая часть из них стала классикой. В это время снимали Рязанов, Захаров, Герман, Шепитько и Тарковский. Плакатное искусство активно осваивало новые визуальные средства кинематографа, продолжая развиваться на новом витке истории.

Афиша к показу фильма " От зари до зари", художник Г. Постников, изд. "Рекламфильм", Москва, СССР, 1975 г.

Служебный роман

1986—1991: Перестройка

К концу 1980-х годов советская идеология, символы и лозунги потеряли свою важную роль в умах людей. Это период заката государства, а с ним и его плакатного искусства. Место пионеров и рабочих на плакатах начали занимать американские киноактеры и русские эстрадные певцы. Художники продолжали работать над плакатами, но в их работу все чаще вторгались уже совершенно не советские образы. Какое-то время еще появлялись старые образы, но это скорее относится к явлению инерции или рефлексии в искусстве. Начали появляться плакаты, в которых соединялись элементы советского культурного наследия и новых западных влияний.

Перестройка

 за мир надо бороться

Региональные вариации

В республиках СССР, таких как Поволжье, Кавказ и Средняя Азия, также создавались советские плакаты. Они представляют собой пример резкого культурного и социального перелома в период становления нового общества. Также как и в европейской части СССР, эти плакаты несли в себе рекламную, информационную, но главное, политическую функцию. На них была возложена роль пропаганды советской власти, с учетом местного менталитета. В плакатах республик, ярких и образных, нашли отражение новые авангардные течения в искусстве. Над их созданием трудились профессиональные художники и графики, стремившиеся создать новый национальный стиль в СССР.

Во время Гражданской войны создавались плакаты с призывами на нескольких языках воевать на стороне коммунистов. Существуют примеры произведений, посвященных борьбе бакинского пролетариата в 1910-х — 1920-х гг. В республиках СССР также присутствовали призывы пользоваться услугами сберегательных касс, трудиться в колхозах, соблюдать планы и т.д. Есть и призывы женщинам присоединиться к труженицам страны Советов.

Отличительными чертами плакатов советских республик является влияние национальных стилей и традиций, а также надписи с лозунгами и информацией на нескольких языках.

 Превратим советский Азербайджан

  Храните сбережения в сберкассе

Жанры и тематики

Основные темы советских плакатов:

  • призывы защищать Родину;
  • агитация вступать в армию;
  • тема голода;
  • пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, обучения грамоте и упорного труда;
  • борьба с религией;
  • агитации к коллективной работе и объединению труда.

Основные виды плакатов СССР

Плакатное искусство в СССР развивалось на творческих приемах и методах живописи и графики начала XX века. С течением времени визуальный язык этого вида графики трансформировался, однако существует несколько основных типов советских плакатов.

1. Политические плакаты – эти произведения были посвящены борьбе за мир, утверждению новых идей, обличению врагов и антирелигиозной пропаганде.

 Советы и электрификация 

Как попы народ обирают

2. Просветительские плакаты – произведения, пропагандирующие полезные привычки (гигиену, спортивные занятия, грамотность и т.д.).

Граждане храните 

Все в библиотеку, 1929

3. Рекламные плакаты – работы, связанные с продвижением продуктов питания, напитков, одежды, косметики и т.д. Сюда же относятся плакаты, связанные со зрелищными и культурными мероприятиями, такими как спектакли, кинофильмы, концерты и т.д.

Реклама продуктов

Требуйте всюду сосиски

 Красный мак

Афиши мероприятий

Искусство в массы АХР 

 Афиша эстрадной программы «Вечер Крокодила». Москва: 1925. Типография «Рабочей газеты»

Киноплакаты

Плакат к советскому художественному фильму «Дела и люди» (Производство Союзкино, реж. Александр Мачерет). Москва: Гизлегром, 1932 

 Ловкие дельцы

4. Инструктивные и учебные плакаты – наглядные визуальные пособия, использовавшиеся в процессе обучения и на производстве.

Санитарная обработка

 Береги зубы

5. Военные плакаты – плакаты, посвященные военным действиям, вооруженным силам, а также связанным с ними лозунгам.

Партизаны бейте врага 

Значение плаката в жизни граждан СССР

Утверждение новой власти в стране требовало быстрого усвоения народом ее основных принципов и идеалов. Руководящие должности стремились контролировать все сферы человеческой деятельности. Эта диктатура поддерживалась всеми видами средств массовой информации, от кино и радио, до прессы и плакатов. Для последних была разработана, совершенствующаяся впоследствии, система художественных приемов и методов, которые позволяли быстро и однозначно считывать их содержание. Плакаты несли в себе информацию об официальной политической позиции власти, но кроме того, в них было заложено сильное мотивационное начало. Они побуждали к активному действию. Не важно, касалось дело личной гигиены и необходимости трудиться и обучаться или речь шла о вредных привычках и правильных моделях поведения. Плакаты служили визуальными пособиями, по которым обучались граждане СССР. Перед их глазами каждый день были визуальные образцы того, как должна была быть построена их жизнь. Плакаты направляли людей в повседневной жизни и поддерживали в тяжелые периоды, например, во время войн и голода. Их влияние на формирование человеческого сознания мы ощущаем и по сей день, общаясь с людьми, жившими в СССР. Плакаты, созданные в советскую эпоху, важны для понимания русской культуры XX века, но их содержание остается актуальным до сих пор, как часть визуального искусства большой страны.

Если вы хотите продать плакаты советского периода, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Вы можете прислать фото и заказать бесплатную экспертную онлайн-оценку советских плакатов или приехать к нам в офис. Наши специалисты помогут оценить их и предложат выгодную цену.

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 

Образец ссылки на эту статью: Бацманова А.И., Иванова Д.К. Искусство плаката в СССР // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 1 (21). С. 5. 

УДК 76 

ИСКУССТВО ПЛАКАТА В СССР

Бацманова Арина Игоревна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, направление «Менеджмент в дизайн-бизнесе», abatsmanova7@bk.ru, +7-916-376-00-69. 

Иванова Дарья Константиновна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, направление «Менеджмент в дизайн-бизнесе», daria1ivanova8@yandex.ru, +7-916-068-49-15. 

Аннотация. Во времена СССР важные информационные сообщения передавались с помощью яркого изображения и энергичного текста на листе бумаги, реже на ткани. Для каждого типа информации был использован свой вид плаката. В наши дни значимость плаката не так велика. Люди привыкли получать большую часть информации с помощью Интернета и социальных сетей. Для многих сейчас плакат считается произведением искусства, а для некоторых и вовсе не имеет никакого значения. В то время как раньше, такое послание в массы играло главную роль в обществе, так как могло мотивировать людей, призывать к действию и сообщать новости. В данной статье определяется роль плаката в жизни советского гражданина.

Ключевые слова: советский плакат; изобразительное искусство; коммунистическая партия; пропаганда; агитация.

POSTER ART IN THE USSR 

Ivanova Daria Konstantinovna 

«Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design and Fashion, direction «Management in design business», daria1ivanova8@ yandex.ru. 

Batsmanova Arina Igorevnа 

«Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), Student of the Faculty of Design and Fashion, direction «Management in design business», abatsmanova7@ bk.ru. 

Abstract. During Soviet times, important information messages were conveyed using bright images and energetic text on a sheet of paper, less often on fabric. A different type of poster was used for each type of information. The importance of the poster is not that great these days. People are used to getting most of their information through the Internet and social media. For many, the poster is now considered a work of art, and for some it does not matter at all. Whereas in the past, such a message to the masses played a major role in society, as it could motivate people, call to action and deliver news. This article defines the role of a poster in the life of a Soviet citizen.

Key words: Soviet poster; fine arts; communist party; propaganda; agitation. 

Введение

В СССР самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный, газетный рисунок и плакат. Развивались два типа плаката: героический и сатирический. Искусство плаката было доступно широким массам, его смыслы были понятны каждому, а короткий броский текст — лозунг, который сопровождал изображение, запоминался и призывал людей к действию. Многие уже затрагивали представленную тему в своих публикациях. Данная статья также основывается на информации, полученной путем анализа исторических источников и научной литературы [1; 8, с. 220-223; 9, с. 203-210]. Заметим, что тема советского плаката в последние годы нашла отражение и в зарубежной литературе [10, pp. 103-125].

Цель исследования: выявить этапы развития становления плакатного искусства, его смыслы и мотивы, которые плакат мог передать через свое содержание.

Методы исследования

Методы исследования, использованные при написании данной статьи – структурный и функциональный анализ, контент-анализ интернет-ресурсов, сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение 

Определение плаката. Плакат — вид изобразительного искусства, разновидность прикладной печатной графики в виде информации рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Плакат содержит броское изображение и яркий заголовок или призыв. К его особенностям можно отнести: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо читаемым, доступно восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, фигуры разного размера, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах. Для текста важным является шрифт, расположение и цвет. В плакате должны сочетаться фотографии, рисунки и с живопись.

История плаката.  Плакат известен, как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Так же, очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема. Плакат нашему миру известен давно.

В Древнем Египте, Греции и Риме плакаты включали в себя информацию о ближайших спектаклях, коммерческих сделках, сбежавших рабах. Как следствие, плакат тех времён полностью отличался от современного плаката. Считается, что самый первый плакат напечатал Батдольд в 1482 г. Он был книготорговцем и сделал рекламный плакат «Геометрии» нового издания «Эвклида». Данный плакат не дошёл до наших времён, но зато до нас дошёл плакат 1491 г. Он нёс информацию о рыцарском романе «Прекрасная Мелузина», ставший первым образцом рекламной продукции, в котором рекламисты применили эротический мотив в качестве безусловного раздражителя [5, с. 40].

В 1796 г. немец Алоиз Зенефельдер изобрёл новый способ печати изображений, тем самым продолжив историю плаката. Данный способ назывался литографией и, только благодаря ей плакаты стало производить проще и дешевле. Смысл этого способа состоял в том, чтобы изображение наносилось на специальный камень (или известняк), который служил печатной формой. Эта технология осваивалась на свойстве жиров, где главным было отталкивание воды. Суть новейшей технологии состояла в том, что на специальный камень достаточно жирной тушью или литографическим карандашом наносилось изображение. После этого на камень накладывали специальные химические составы, наносилась вода, затем краска. Благодаря химическим составам, места, где не было изображения, в увлажненном состоянии не воспринимали краску. После процедуры краску под давлением переносили на бумагу. С помощью такой технологии плакаты издавались большими тиражами и за короткое время. Для печати использовали не только белый фон, но и цветной. При этом плакаты были больших форматов и долго сохраняли цвета/

В 1806 г. Зенефельдером была открыта первая литографическая мастерская в Мюнхене, а впоследствии, в начале XIX в. открылись подобные мастерские во всех крупных европейских столицах. В конце XIX в. плакат в России стал развиваться также как за рубежом. Это стало видом массовой культуры и использовалось для украшения интерьера и улиц. В 1897 г. в Санкт-Петербурге открывается Международная выставка художественных плакатов, данное событие считалось очень важным. Выставка собрала около 700 произведений из 13 стран, в том числе и России.

История возникновения плаката в России. В России до 1917 г. политические плакаты были слабо развиты и носили дореволюционный характер. Во время гражданской войны русский политический плакат получил большое развитие. В последствии политический плакат в СССР был распространён как ни в одной стране мира, отражая текущую линию политики партии. Плакаты выпускались в больших количествах и регулярно, до Перестройки конца 1980-х. Во всех республиках существовали целые издательства, творческие объединения, которые специализировались на выпуске политических плакатов. Политические плакаты печатались очень большими тиражами (100 000- 300 000 экз.)

Применение плаката в СССР. Термин «Советский плакат» возник в годы пролетарской революции. Такой плакат нес в массы призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.

В годы революции и гражданской войны плакат приобрел свое значение. В эти дни, тяжелые для страны, выходило очень мало газет. Поэтому газету заменяли плакатом. Агитационные плакаты отправляли на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов. Внизу на ярком поле плаката обычно размещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат — делает контрреволюционное дело». Плакат боролся, был оружием, и поэтому его берегли, как оружие.

Виды плаката. Советский плакат был видом изобразительного искусства, на нем располагалось лаконичное и броское изображение с коротким текстом. Он считался главным возбудителем активности народа. В СССР (до 1922 г. в Советской России) были популярны такие виды плакатов, как:

  1. Политический. Разновидностью политического плаката является агитационный, социалистический плакат. Задачами этих плакатов стала пропаганда подготовки к выборам в Учредительное собрание и агитация за политические партии. В конце 1917 г. стало необходимо донести до людей цели советской власти. Правящие партии обратились к плакату, как к искусству убеждать. С помощью него можно доступно и наглядно объяснить публике всё, что требовалось [].2, с. 408-411; 3, с. 122-124. С помощью плаката также создавался образ врага – сначала «капиталиста» и «помещика», затем – империалиста [4, с. 156].
  2. Просветительский. Просветительские плакаты — это плакаты, призывающие к здоровому образу жизни, отказу от вредных привычек, спортивным мероприятиям, соблюдению правил безопасности, культурному просвещению, образованию. Расцвет антиалкогольных плакатов пришёлся на годы Перестройки, именно тогда был введён «сухой закон» и организована антиалкогольная кампания. Намного меньше производили плакаты о вреде курения. А уже в конце 1980-х начали появляться плакаты о вреде наркозависимости. В годы начала гражданской войны выпускалось огромное количество плакатов, посвящённых искоренению безграмотности, пропаганде книг, призыва к чтению, плакаты, которые напоминают о том, что необходимо посещать библиотеки. Особым видом просветительских плакатов считали плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни и соблюдение личной гигиены. Тематический охват был самым разнообразным: вред беспорядочных половых связей, призывы вовремя обращаться к врачам, мыть руки перед едой, правильно питаться и т.д.
  3. Рекламный. В СССР был хорошо налажен выпуск рекламных плакатов в больших количествах. К ним относили торгово-рекламные плакаты, рекламирующие продукцию: продукты питания, напитки, одежду и обувь, бытовую технику, мебель и т.д. Так же в СССР были распространены туристические плакаты, это считается тоже видом рекламного плаката. Туристические плакаты призывали развивать туризм, путешествовать по стране, рекламировали курорты, санатории, базы отдыха. Так же особое место ряду советских рекламных плакатов занимают зрелищно-рекламные плакаты, рекламирующие культурно-развлекательные мероприятия: театральные спектакли, кино, цирковые представления, оперы, балет и т.д. [6, с. 95-103; 7, с. 1503-1521].
  4. Инструктивно-методический. Издательства выпускали инструктивно-методические, инструктивно-технические и учебные плакаты на различные темы. Такие издания представляли собой наглядные пособия в виде плакатов, предназначенные для объяснения определённой узкоспециализированной темы. Такие плакаты использовались на производстве, в учебных заведениях в процессе обучения.
  5. Военный плакат. Одну из самых важных ролей играл военный плакат. Во время Великой Отечественной войны плакаты распространялись с еще большей скоростью. Они помогали людям выстоять в эти тяжелые времена, давали поддержку и надежду на лучшее. Они защищали Родину! Спустя неделю после начала войны появляется один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе (см. рисунок 1). Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов.

5. Бацманова, Иванова_01

Художник талантливо представил обобщенный образ Отчизны. Сила воздействия этого плаката состоит в содержании самого образа — в выражении лица обычной русской женщины и в ее жест, который призывает к борьбе. Это плакат, как и многие другие военные плакаты, располагался на танке, который шёл в атаку. Плакат мотивировал простого русского солдата высоким содержанием патриотического призыва. Он выражал мысли и чувства, которые переживал народ в те тяжелые года. Именно поэтому вся страна помнила суровое лицо женщины, изображённой на плакате. Ее призыв и уверенность.

  1. Тема голода. Часто в социальной рекламе того времени встречалась тема голода. В начале двадцатых годов неурожаи привели к тому, что основная масса населения страны страдала от голода. Правительство решило выпускать плакаты, обращаясь в основном к тем, у кого была еда. На плакате И. Симакова, выпущенном в 1921 г. на фоне толпы людей, страдающих от голода, изображен кусок хлеба с водой и надпись: «Помни о голодающих!» (см. рисунок 2).

5. Бацманова, Иванова_02

  1. Тема потребностей граждан. В конце 1950-х годов, когда ослаб политический режим, тональность социальной рекламы несколько изменилась. Она стала менее идеологизированной, наблюдалось смещение смысла в сторону соответствия потребностям граждан, а не только партии. Темы касаются физкультуры и спорта, здорового образа жизни, однако политическая тематика все же оставалась приоритетной.
  2. Пропаганда здорового образа жизни. Значительную нишу в плакатной рекламе занимала агитация за здоровый образ жизни. Пропаганда прослеживалась во многих плакатах того времени. Антиалкогольная тематика проникала во все сферы жизни советского человека (хотя больших положительных результатов она не дала). Много сил было брошено также на борьбу с курением, о чем свидетельствует известный плакат В. Говоркого «Порок — за порог!»

5. Бацманова, Иванова_03

Значение плаката в жизни народа. Как мы уже упоминали ранее, плакат играл важную роль в жизни каждого гражданина того времени. Данный способ получения и распространения информации был самым популярным и эффективным. Плакаты были повсюду: на улицах городов, в магазинах, на стенах зданий, в газетах, даже на танках. Даже в самые сложные для государства времена именно плакаты подбадривали и мотивировали людей. В годы войны и страшного голода, пропаганды и агитаций, люди писали плакаты с целью помочь своему народу, вселить в них дух уверенности, заставить людей верить в лучшее и двигаться только вперёд, и главное — вместе. 

Выводы

Осветив малую часть истории плаката, мы поняли, насколько важным были такие изображения во времена СССР. Они несли в себе не только глубочайший информационный смысл, но и призывали к действию, поддерживали, мотивировали и давали силы. По причине того, что существовало несколько видов плакатов, они могли быть как позитивными, например, информация об отдыхе, рекламными, поддерживающими и направляющими на правильный путь, например, плакаты, которые говорили о вреде курения и алкоголя, просветительскими, которые несли в себе актуальную информацию о новостях в стране. И самое главное, мотивационными, которые поддерживали русских солдат в тяжелые военные годы. Таким образом, плакаты были важны и актуальны для простого русского народа, а именно для каждого человека.

Список литературы 

  1. Вашик К. Реальность утопии: искусство рус. плаката XX в. / Клаус Вашик, Нина Бабурина; [пер. с нем. К. Левинсон]. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 415 с.
  2. Данилова Ю.Ю., Нуриева Д.Р. Советские плакаты как средство визуально-вербальной политической агитации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 408-411.
  3. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2013. № 3(47). С. 122-124.
  4. Оришев А.Б. Конструирование врага как политическая технология // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-2. С. 156.
  5. Оришев А.Б. Социология рекламной деятельности. М.: РИОР, 2012. 235 с.
  6. Тринчук В.В. Страховой плакат как разновидность рекламы // Экономический вестник университета. 2017. № 35-1. С. 95-103.
  7. Цаценко Л.В., Цаценко Н.А. Советский плакат в популяризации агрономических знаний // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. С. 1503-1521.
  8. Чаус Н.В. Советские плакаты 1917-1920 – основное средство пропаганды социалистической идеологии // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6(22). С. 220-223.
  9. Чеботарев А.М., Лешуков А.Г. История развития российского плаката — первые текстовые плакаты // Профессиональное образование в области дизайна и искусства: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Р. Кузеева. 2019. Уфа: Нефтегазовое дело, 2019. С. 203-210.
  10. Senna T.C. The Question of Representation of Women in Soviet Posters — Some Questions // Historia e Cultura. Vol. 6. № 1. Pp. 103-125.

References

  1. Vashik K. Realnost utopii: iskusstvo rus. plakata XX v. (The reality of utopia: the art of Rus. poster of the XX century.). Klaus Vashik, Nina Baburina; [per. s nem. K. Levinson]. M.: Progress-Traditsiya, 2004. 415 p.
  2. Danilova Yu.Yu., Nurieva D.R. Sovetskie plakaty kak sredstvo vizualno-verbalnoy politicheskoy agitatsii (Soviet posters as a means of visual-verbal political agitation), Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2015, no 2 (51), pp. 408-411.
  3. Lezhen E.E. Plakat kak sredstvo politicheskoy agitatsii (The poster as a means of political agitation), Vestnik Saratovskogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta, 2013, no 3(47), pp. 122-124.
  4. Orishev A.B. Konstruirovanie vraga kak politicheskaya tekhnologiya (Constructing the enemy as a political technology), Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya, 2014, no 3-2, pp. 156.
  5. Orishev A.B. Sotsiologiya reklamnoy deyatelnosti (Sociology of advertising). M.: RIOR, 2012. 235 p.
  6. Trinchuk V.V. Strakhovoy plakat kak raznovidnost reklamy (Insurance poster as a type of advertisement), Ekonomicheskiy vestnik universiteta, 2017, no 35-1, pp. 95-103.
  7. Tsatsenko L.V., Tsatsenko N.A. Sovetskiy plakat v populyarizatsii agronomicheskikh znaniy (Soviet poster in the popularization of agronomic knowledge), Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2015, no 107, pp. 1503-1521.
  8. Chaus N.V. Sovetskie plakaty 1917-1920 – osnovnoe sredstvo propagandy sotsialisticheskoy ideologii, Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy (Soviet posters 1917-1920 — the main means of promoting socialist ideology), 2010, no 6(22). pp. 220-223.
  9. Chebotarev A.M., Leshukov A.G. Istoriya razvitiya rossiyskogo plakata — pervye tekstovye plakaty (The history of the development of Russian posters — the first text posters), Professionalnoe obrazovanie v oblasti dizayna i iskusstva: problemy i perspektivy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod obschey redaktsiey I.R. Kuzeeva. 2019. Ufa: Neftegazovoe delo, 2019. pp. 203-210.
  10. Senna T.C. The Question of Representation of Women in Soviet Posters — Some Questions, Historia e Cultura, 2017, Vol. 6, no 1, pp. 103-125.

Рецензент:

Уваров Виктор Дмитриевич — Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Uvarof Victor Dmitrievich — Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Работа поступила в редакцию: 10.12.2020 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сумамед 125 инструкция по применению для детей в таблетках
  • Лаеннек инструкция по применению внутривенно цена
  • Хонда цивик мануал 2010
  • В какие период шла борьба за власть в политическом руководстве ссср
  • Alligator 434mhz sst инструкция по применению