Союз спасения руководство

Союз спасения


Союз спасения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 156.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 156.

Союз спасения — это одно из первых тайных политических обществ декабристов. Оно появилось вскоре после окончания войны с Наполеоном в 1816 году и просуществовало недолго. В 1818 году на его основе появилось новое тайное общество — Союз благоденствия. Историю декабристов изучают в 9 классе. Следует знать, кем создан союз спасения и как сложилась дальнейшая судьба его участников.

Создание союза и предпосылки события

Образование в Российской империи тайных обществ началось в 1814 году, когда был завершен Заграничный поход русской армии.

Александр I

Рис. 1. Александр I.

Молодые офицеры познакомились с реалиями зарубежной Европы, увидели, что там нет крепостного права и в целом жизнь простого народа лучше российской. После военной победы они ожидали преобразований внутри страны. Тем более, предпосылки к этому были: в 1801–1810 годах император Александр I был настроен либерально и провел ряд реформ, создал министерства и немного ослабил крепостное право.

В 1814 году появились преддекабристские организации:

  • Священная артель. Ее лидером был Николай Муравьев, который также прославился тем, что взял крепость Карс в 1855 году.
  • Семёновская артель. Лидерами этой организации были князь Сергей Трубецкой, Иван Якушкин, Сергей Муравьев-Апостол.
  • Орден русских рыцарей. Его основателем был Матвей Дмитриев-Мамонов.
  • Кружок публициста Владимира Раевского.

Все перечисленные организации действовали легально или полулегально. В 1815 году император запретил деятельность Семёновской артели.

Датой создания Союза спасения стало 9 февраля 1816 года. Его создателями стали братья Муравьевы-Апостолы, Матвей и Сергей, а также князь Сергей Трубецкой и офицер Александр Муравьев. В Союз спасения вошли Никита Муравьев и Павел Пестель. Позже эти декабристы стали во главе Северного и Южного общества соответственно и создали основные программные документы движения: «Конституцию» и «Русскую Правду».

Рис. 2. Декабрист Сергей Трубецкой.

Деятельность и судьба участников

Устав тайного общества был принят в следующем 1817 году. Над ним работали три деятеля:

  • Павел Пестель;
  • Сергей Трубецкой;
  • Илья Долгоруков.

Организация получила новое название: Общество истинных и верных сынов Отечества. Цели ее деятельности создатели видели следующим образом:

  • Ликвидация крепостного права.
  • Установление в Российской империи конституционной монархии вместо самодержавия.
  • Обличение социального зла и пороков, например, невежества, казнокрадства, коррупции и жестокости в армии.

Своих целей они хотели добиться мирными способами, например, путем давления на общественное мнение. Меньшая часть участников тайного общества собиралась действовать решительными способами, например, убить императора Александра I. Такая идея принадлежала Михаилу Лунину и Ивану Якушкину. Разногласия между участниками привели к тому, что Союз спасения просуществовал недолго, несмотря на глубокую конспирацию. Общее количество его участников составляло около 35 человек.

Разногласия между участниками общества привели к его преобразованию в Военное общество осенью 1817 года. В январе 1818 года оно было распущено.

Некоторые из участников Союза спасения сделали военную карьеру в годы царствования императора Николая I с 1825 по 1855 год. Например, Николай Муравьев. Другие оказались участниками антиправительственных выступлений в декабре 1825 года, а потом были казнены или отправлены в ссылку, из которой вернулись в 1856 году при императоре Александре II.

Рис. 3. Декабрист Иван Якушкин.

Заключение

Что мы узнали?

Одной из декабристских организаций стал Союз спасения, история которого охватывает короткий период с 1816 по 1818 год. Это было одно из первых тайных обществ декабристов. Их целью была ликвидация крепостного права и самодержавия.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 156.


А какая ваша оценка?

Сою́з спасе́ния (Общество истинных и верных сынов Отечества), политическая организация в Российской империи, первое тайное общество декабристов (1816–1817). Создан в феврале 1816 г. в Санкт-Петербурге А. Н. Муравьёвым, Н. М. Муравьёвым, М. И. Муравьёвым-Апостолом, С. И. Муравьёвым-Апостолом, князем С. П. Трубецким и И. Д. Якушкиным.

Предыстория создания

Мировоззрение участников организации сформировалось под влиянием идей философов эпохи Просвещения и общественного подъёма первых лет царствования императора Александра I. Участие в Отечественной войне 1812 г. вызвало рост патриотизма у дворянской молодёжи. В ходе Заграничных походов российской армии 1813–1814 гг. и 1815 г. молодые российские офицеры ознакомились с социально-политическими порядками, существовавшими в Европе. Разочарование во внешней и внутренней политике императора Александра I после 1815 г., приобретавшей всё более консервативный характер, стимулировало распространение оппозиционных настроений у части российского дворянства, особенно у молодёжи.

Под влиянием этих факторов начиная с 1811 г. сформировался целый ряд объединений политического толка [например, «Орден русских рыцарей» (около 1814–1816), руководители – М. Ф. Орлов и граф М. А. Дмитриев-Мамонов (из рода Дмитриевых-Мамоновых)], участники которых вынашивали планы преобразования России. Важную роль в формировании взглядов будущих участников Союза спасения сыграло их общение в рамках Священной артели офицеров гвардейского Генерального штаба (1814–1817, члены: А. Н. Муравьёв, М. Н. Муравьёв, И. Г. Бурцов, И. И. Пущин и др.) и офицеров лейб-гвардии Семёновского полка (около 1815; упоминания конкретных участников источники не содержат; считается, что в состав артели входили: И. Д. Якушкин, князь С. П. Трубецкой, С. И. Муравьёв-Апостол и др.). По своему характеру артели не являлись тайными обществами: их участники совместно вели хозяйство, вскладчину обедали и т. п. По свидетельству Якушкина, члены артели офицеров Семёновского полка также занимались чтением западноевропейских газет и журналов, обсуждали политические новости и т. д. (Якушкин. 1993. С. 79). И. И. Пущин вспоминал, что участники Священной артели вели «постоянные… беседы о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими втайне…» (Пущин. 1999. С. 60).

Состав и цели организации

Наряду с организаторами Союза, в дальнейшем в него вступили М. Н. Муравьёв, А. З. Муравьёв (из рода Муравьёвых), М. А. Фонвизин, М. С. Лунин, князь И. А. Долгоруков (из рода Долгоруковых), П. И. Пестель, И. Г. Бурцов, светлейший князь П. П. Лопухин (из рода Лопухиных), князь Ф. П. Шаховской (из рода Шаховских), братья И. П. Шипов и С. П. Шипов, Павел И. и Пётр И. Колошины, И. И. Пущин и другие (всего около 30 человек). Членство определялось не столько идейной близостью, сколько родственными и дружескими связями.

На встрече организаторов в 1816 г. А. Н. Муравьёв заявил, что общество создаётся для «противодействия немцам, находящимся в русской службе». Однако участники почти сразу расширили круг стоявших перед ним задач, решив добиваться «в обширном смысле блага России» (Якушкин. 1993. С. 81). По признанию Н. М. Муравьёва, основатели решили «составить общество, имеющее целью введение в России монархического представительного правления» (Муравьёв Н. М. Историческое обозрение хода общества // Мемуары декабристов : Северное общество. Москва, 1981. С. 309). Факторами, объединявшими членов организации, были широко понимаемые оппозиционность существовавшим социально-политическим порядкам и патриотическое чувство (что подчёркивалось вторым названием Общества), граничившее с национализмом. Среди участников сильны были распространённые в ту эпоху идеи российского мессианства, антинемецкие (т. к. «немцы», по мнению членов Союза, служили не столько России, сколько особе государя, оттесняя от престола истинных патриотов) и антипольские (т. к. поляки служили Наполеону I Бонапарту, были противниками во время Отечественной войны 1812 и враждебно относились к России) настроения. По свидетельству М. А. Фонвизина, «русских оскорбляло явное предпочтение, оказываемое императором всем вообще иностранцам пред его подданными, к которым он и не скрывал своего неуважения» (Фонвизин. 1982. С. 182).

В целом Союз спасения характеризовался неопределённостью целей, отсутствием программы, тактических установок и единства воззрений членов. П. И. Пестель признавал на следствии, что в «первоначальном обществе» «ничего не было определительного» [Восстание декабристов (ВД). Т. 19. 2001. С. 368].

Устав организации

Союз спасения имел устав (не сохранился, его содержание восстанавливается на основании показаний декабристов на следствии и их мемуарных свидетельств), написанный П. И. Пестелем при участии князей И. А. Долгорукова, С. П. Трубецкого и Ф. П. Шаховского. По свидетельству Трубецкого, Пестель с самого начала пытался придать создаваемой организации радикальный характер, заявив «на первом общем заседании для прочтения и утверждения устава», что «Франция блаженствовала под управлением Комитета общей безопасности». Согласно мемуаристу, «восстание против этого утверждения было всеобщее» (Трубецкой. 1983. С. 218–219), однако проект устава, разработанный под руководством Пестеля, был утверждён членами общества.

Согласно уставу, члены Союза намеревались словом и делом содействовать правительству и даже частным лицам в осуществлении «полезных предприятий» (ВД. Т. 1. 1925. С. 24], а в случае смерти императора присягать его наследнику не иначе как «по удостоверении, что в России единовластие будет ограничено представительством» (ВД. Т. 3. 1927. С. 49). В обязанности членов Союза спасения входило «разглашение» злоупотреблений, равно как и «похвальных дел» различных должностных лиц и частных граждан; соблюдение «доброй нравственности» (для чего учреждался специальный «блюститель нравов»). Они также должны были предпринимать шаги по сближению дворянства с крестьянством, чтобы «стараться первых склонить к освобождению последних» (ВД. Т. 1. С. 24; Т. 3. С. 42). Кроме того, в уставе содержалось требование отстранения иностранцев от влияния в государстве (Нечкина. 1955. С. 163).

Члены общества обязывались ни под каким видом не покидать государственной службы с тем, чтобы со временем все служебные значительные места как по военной, так и по гражданской части были бы в распоряжении членов организации (Нечкина. 1955. С. 163).

В вопросе внутренней организации Союза спасения авторы устава использовали опыт уже существующих тайных обществ – масонства и Ордена иллюминатов. Предполагалось, что Союз будет разрастаться посредством ячеек-ответвлений, создаваемых членами-основателями. Такое ответвление (управа) было создано в Митаве (ныне Елгава, Латвия) П. И. Пестелем, который, по его признанию, принял 4 членов (Нечкина. 1955. С. 170–171.; ВД. Т. 1. С. 299; Т. 19. С. 368). При этом вступавший в организацию новый член мог знать только то лицо, которое его приняло (ВД. Т. 1. С. 24).

Члены организации делились на три категории: «братьев» (члены общества, не знавшие его целей), «мужей» (члены общества, знавшие цель) и «бояр» (руководящей верхушки, которым «братья» и «мужи» обязаны были беспрекословно подчиняться). Из «бояр» составлялась регулярно сменяемая Дума и избирался также регулярно сменяемый «старейшина» (председатель). Принятие в общество и переход из категории в категорию предполагалось обставлять обрядами, проводившимися в глубокой тайне, и «страшными» клятвами с упоминанием яда и кинжала. Как установила М. В. Нечкина, на практике клятва, если и приносилась, то в христианской форме (на кресте и Евангелии).

Деятельность Союза спасения

Протокольные мероприятия в Союзе спасения, видимо, не проводились. С. П. Трубецкой свидетельствовал: «Общие собрания не требовались, но только частные свидания для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике» (Трубецкой. 1983. С. 219). Однако известно, что члены Союза, съехавшиеся в Москву в 1817 г., устраивали общие собрания на квартире у А. Н. Муравьёва в Хамовнических казармах и в доме М. А. Фонвизина в Староконюшенном переулке. Из показаний П. И. Пестеля следует, что после принятия устава Трубецкой был избран председателем, светлейший князь П. П. Лопухин и А. Н. Муравьёв – блюстителями организации (ВД. Т. 4. 1927. С. 100).

Конспиративный характер Союза, закреплённый в уставе, вызывал недовольство ряда его членов (в том числе М. А. Фонвизина, И. Д. Якушкина, М. Н. Муравьёва и др.), что приводило к разногласиям по мере роста численности организации. В показаниях на следствии Н. М. Муравьёв называл устав Союза спасения «проповедующим насилие и основанным на клятвах» (ВД. Т. 1. С. 306). По свидетельству С. П. Трубецкого, большинство членов в отличие от Пестеля хотело «действия явного и открытого, хотя и положили не разглашать намерения, в котором соединились, чтобы не вооружить против себя людей неблагонамеренных. (…) И потому чрез непродолжительное время положено было изменить (…) устав, как признанный неудобным к применению» (Трубецкой. 1983. С. 219).

В среде Союза спасения впервые возникла идея цареубийства, как одного из способов изменения существующего политического строя (т. н. Московский заговор 1817). Убийство планировалось совершить во время посещения императором Александром I Москвы в связи с празднованием пятилетия победы в Отечественной войне 1812 г. (находился в Москве с октября 1817 по февраль 1818). «Частные свидания» членов Союза спасения неоднократно происходили в Хамовнических казармах в августе – сентябре 1817 г. В них принимали участие члены Союза, прибывшие в Москву в составе двух сводных гвардейских полков: Н. М., А. Н. и А. З. Муравьёвы, И. Д. Якушкин, Ф. П. Шаховской, М. А. Фонвизин, М. И. и С. И. Муравьёвы-Апостолы. В сентябре 1817 г. князь С. П. Трубецкой, находившийся в Санкт-Петербурге, прислал А. Н. Муравьёву письмо, в котором воспроизводил ходившие в Санкт-Петербурге слухи, что император Александр I, «ненавидя и презирая Россию, намерен перенести столицу свою в Варшаву» и присоединить западные губернии Российской империи к Польше (Якушкин. 1993. С. 87). При этом якобы должен был быть обнародован манифест об освобождении крестьян, следствием чего стало бы «смятение крестьян против помещиков» (Кропотов. 1874. С. 215). В своих мемуарах Трубецкой сообщал, что информацию об освобождении крестьян он узнал от члена Союза светлейшего князя П. П. Лопухина, передавшего ему разговор своего отца, председателя Государственного совета и Комитета министров светлейшего князя П. В. Лопухина, с Александром I (Трубецкой. 1983. С. 223). Члены Союза спасения восприняли эти известия как свидетельство измены императора России, за что его следовало покарать как «врага Отечества» (Трубецкой. 1983. С. 223). И. Д. Якушкин вызвался совершить цареубийство и был поддержан в этом намерении А. З., Н. М. Муравьёвыми и Ф. П. Шаховским; согласно показанию М. А. Фонвизина на следствии, «все решились посягнуть на жизнь Монарха» (ВД. Т. 3. С. 73). По воспоминаниям Якушкина, в ту же ночь Фонвизин стал уговаривать его «отложить безрассудное предприятие», а на другой день то же самое стали делать другие участники «заговора» (Якушкин. 1993. С. 88). С. И. Муравьёв-Апостол выступил с особым мнением, «коим остановлял предпринятое действие, доказывая скудость средств к достижению цели» (ВД. Т. 4. С. 256). Приехавший через несколько дней в Москву Трубецкой опроверг ранее сообщённую информацию, после чего мысль о цареубийстве была окончательно оставлена, а Якушкин некоторое время не принимал участия в тайных обществах.

Самоликвидация Союза

Разногласия по вопросам тактики, отсутствие единой программы действий, сознание необходимости выхода за узкие рамки круга офицеров-заговорщиков, характер членства в обществе привели в сентябре – начале октября 1817 г. к самоликвидации Союза спасения и созданию переходного Военного общества, которое в начале 1818 г. сменил Союз благоденствия.

Опубликовано 2 июня 2022 г. в 22:21 (GMT+3). Последнее обновление  2 июня 2022 г. в 22:21 (GMT+3).

Сою́з спасе́ния (Общество истинных и верных сынов Отечества), политическая организация в Российской империи, первое тайное общество декабристов (1816–1817). Создан в феврале 1816 г. в Санкт-Петербурге А. Н. Муравьёвым, Н. М. Муравьёвым, М. И. Муравьёвым-Апостолом, С. И. Муравьёвым-Апостолом, князем С. П. Трубецким и И. Д. Якушкиным.

Предыстория создания

Мировоззрение участников организации сформировалось под влиянием идей философов эпохи Просвещения и общественного подъёма первых лет царствования императора Александра I. Участие в Отечественной войне 1812 г. вызвало рост патриотизма у дворянской молодёжи. В ходе Заграничных походов российской армии 1813–1814 гг. и 1815 г. молодые российские офицеры ознакомились с социально-политическими порядками, существовавшими в Европе. Разочарование во внешней и внутренней политике императора Александра I после 1815 г., приобретавшей всё более консервативный характер, стимулировало распространение оппозиционных настроений у части российского дворянства, особенно у молодёжи.

Под влиянием этих факторов начиная с 1811 г. сформировался целый ряд объединений политического толка [например, «Орден русских рыцарей» (около 1814–1816), руководители – М. Ф. Орлов и граф М. А. Дмитриев-Мамонов (из рода Дмитриевых-Мамоновых)], участники которых вынашивали планы преобразования России. Важную роль в формировании взглядов будущих участников Союза спасения сыграло их общение в рамках Священной артели офицеров гвардейского Генерального штаба (1814–1817, члены: А. Н. Муравьёв, М. Н. Муравьёв, И. Г. Бурцов, И. И. Пущин и др.) и офицеров лейб-гвардии Семёновского полка (около 1815; упоминания конкретных участников источники не содержат; считается, что в состав артели входили: И. Д. Якушкин, князь С. П. Трубецкой, С. И. Муравьёв-Апостол и др.). По своему характеру артели не являлись тайными обществами: их участники совместно вели хозяйство, вскладчину обедали и т. п. По свидетельству Якушкина, члены артели офицеров Семёновского полка также занимались чтением западноевропейских газет и журналов, обсуждали политические новости и т. д. (Якушкин. 1993. С. 79). И. И. Пущин вспоминал, что участники Священной артели вели «постоянные… беседы о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими втайне…» (Пущин. 1999. С. 60).

Состав и цели организации

Наряду с организаторами Союза, в дальнейшем в него вступили М. Н. Муравьёв, А. З. Муравьёв (из рода Муравьёвых), М. А. Фонвизин, М. С. Лунин, князь И. А. Долгоруков (из рода Долгоруковых), П. И. Пестель, И. Г. Бурцов, светлейший князь П. П. Лопухин (из рода Лопухиных), князь Ф. П. Шаховской (из рода Шаховских), братья И. П. Шипов и С. П. Шипов, Павел И. и Пётр И. Колошины, И. И. Пущин и другие (всего около 30 человек). Членство определялось не столько идейной близостью, сколько родственными и дружескими связями.

На встрече организаторов в 1816 г. А. Н. Муравьёв заявил, что общество создаётся для «противодействия немцам, находящимся в русской службе». Однако участники почти сразу расширили круг стоявших перед ним задач, решив добиваться «в обширном смысле блага России» (Якушкин. 1993. С. 81). По признанию Н. М. Муравьёва, основатели решили «составить общество, имеющее целью введение в России монархического представительного правления» (Муравьёв Н. М. Историческое обозрение хода общества // Мемуары декабристов : Северное общество. Москва, 1981. С. 309). Факторами, объединявшими членов организации, были широко понимаемые оппозиционность существовавшим социально-политическим порядкам и патриотическое чувство (что подчёркивалось вторым названием Общества), граничившее с национализмом. Среди участников сильны были распространённые в ту эпоху идеи российского мессианства, антинемецкие (т. к. «немцы», по мнению членов Союза, служили не столько России, сколько особе государя, оттесняя от престола истинных патриотов) и антипольские (т. к. поляки служили Наполеону I Бонапарту, были противниками во время Отечественной войны 1812 и враждебно относились к России) настроения. По свидетельству М. А. Фонвизина, «русских оскорбляло явное предпочтение, оказываемое императором всем вообще иностранцам пред его подданными, к которым он и не скрывал своего неуважения» (Фонвизин. 1982. С. 182).

В целом Союз спасения характеризовался неопределённостью целей, отсутствием программы, тактических установок и единства воззрений членов. П. И. Пестель признавал на следствии, что в «первоначальном обществе» «ничего не было определительного» [Восстание декабристов (ВД). Т. 19. 2001. С. 368].

Устав организации

Союз спасения имел устав (не сохранился, его содержание восстанавливается на основании показаний декабристов на следствии и их мемуарных свидетельств), написанный П. И. Пестелем при участии князей И. А. Долгорукова, С. П. Трубецкого и Ф. П. Шаховского. По свидетельству Трубецкого, Пестель с самого начала пытался придать создаваемой организации радикальный характер, заявив «на первом общем заседании для прочтения и утверждения устава», что «Франция блаженствовала под управлением Комитета общей безопасности». Согласно мемуаристу, «восстание против этого утверждения было всеобщее» (Трубецкой. 1983. С. 218–219), однако проект устава, разработанный под руководством Пестеля, был утверждён членами общества.

Согласно уставу, члены Союза намеревались словом и делом содействовать правительству и даже частным лицам в осуществлении «полезных предприятий» (ВД. Т. 1. 1925. С. 24], а в случае смерти императора присягать его наследнику не иначе как «по удостоверении, что в России единовластие будет ограничено представительством» (ВД. Т. 3. 1927. С. 49). В обязанности членов Союза спасения входило «разглашение» злоупотреблений, равно как и «похвальных дел» различных должностных лиц и частных граждан; соблюдение «доброй нравственности» (для чего учреждался специальный «блюститель нравов»). Они также должны были предпринимать шаги по сближению дворянства с крестьянством, чтобы «стараться первых склонить к освобождению последних» (ВД. Т. 1. С. 24; Т. 3. С. 42). Кроме того, в уставе содержалось требование отстранения иностранцев от влияния в государстве (Нечкина. 1955. С. 163).

Члены общества обязывались ни под каким видом не покидать государственной службы с тем, чтобы со временем все служебные значительные места как по военной, так и по гражданской части были бы в распоряжении членов организации (Нечкина. 1955. С. 163).

В вопросе внутренней организации Союза спасения авторы устава использовали опыт уже существующих тайных обществ – масонства и Ордена иллюминатов. Предполагалось, что Союз будет разрастаться посредством ячеек-ответвлений, создаваемых членами-основателями. Такое ответвление (управа) было создано в Митаве (ныне Елгава, Латвия) П. И. Пестелем, который, по его признанию, принял 4 членов (Нечкина. 1955. С. 170–171.; ВД. Т. 1. С. 299; Т. 19. С. 368). При этом вступавший в организацию новый член мог знать только то лицо, которое его приняло (ВД. Т. 1. С. 24).

Члены организации делились на три категории: «братьев» (члены общества, не знавшие его целей), «мужей» (члены общества, знавшие цель) и «бояр» (руководящей верхушки, которым «братья» и «мужи» обязаны были беспрекословно подчиняться). Из «бояр» составлялась регулярно сменяемая Дума и избирался также регулярно сменяемый «старейшина» (председатель). Принятие в общество и переход из категории в категорию предполагалось обставлять обрядами, проводившимися в глубокой тайне, и «страшными» клятвами с упоминанием яда и кинжала. Как установила М. В. Нечкина, на практике клятва, если и приносилась, то в христианской форме (на кресте и Евангелии).

Деятельность Союза спасения

Протокольные мероприятия в Союзе спасения, видимо, не проводились. С. П. Трубецкой свидетельствовал: «Общие собрания не требовались, но только частные свидания для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике» (Трубецкой. 1983. С. 219). Однако известно, что члены Союза, съехавшиеся в Москву в 1817 г., устраивали общие собрания на квартире у А. Н. Муравьёва в Хамовнических казармах и в доме М. А. Фонвизина в Староконюшенном переулке. Из показаний П. И. Пестеля следует, что после принятия устава Трубецкой был избран председателем, светлейший князь П. П. Лопухин и А. Н. Муравьёв – блюстителями организации (ВД. Т. 4. 1927. С. 100).

Конспиративный характер Союза, закреплённый в уставе, вызывал недовольство ряда его членов (в том числе М. А. Фонвизина, И. Д. Якушкина, М. Н. Муравьёва и др.), что приводило к разногласиям по мере роста численности организации. В показаниях на следствии Н. М. Муравьёв называл устав Союза спасения «проповедующим насилие и основанным на клятвах» (ВД. Т. 1. С. 306). По свидетельству С. П. Трубецкого, большинство членов в отличие от Пестеля хотело «действия явного и открытого, хотя и положили не разглашать намерения, в котором соединились, чтобы не вооружить против себя людей неблагонамеренных. (…) И потому чрез непродолжительное время положено было изменить (…) устав, как признанный неудобным к применению» (Трубецкой. 1983. С. 219).

В среде Союза спасения впервые возникла идея цареубийства, как одного из способов изменения существующего политического строя (т. н. Московский заговор 1817). Убийство планировалось совершить во время посещения императором Александром I Москвы в связи с празднованием пятилетия победы в Отечественной войне 1812 г. (находился в Москве с октября 1817 по февраль 1818). «Частные свидания» членов Союза спасения неоднократно происходили в Хамовнических казармах в августе – сентябре 1817 г. В них принимали участие члены Союза, прибывшие в Москву в составе двух сводных гвардейских полков: Н. М., А. Н. и А. З. Муравьёвы, И. Д. Якушкин, Ф. П. Шаховской, М. А. Фонвизин, М. И. и С. И. Муравьёвы-Апостолы. В сентябре 1817 г. князь С. П. Трубецкой, находившийся в Санкт-Петербурге, прислал А. Н. Муравьёву письмо, в котором воспроизводил ходившие в Санкт-Петербурге слухи, что император Александр I, «ненавидя и презирая Россию, намерен перенести столицу свою в Варшаву» и присоединить западные губернии Российской империи к Польше (Якушкин. 1993. С. 87). При этом якобы должен был быть обнародован манифест об освобождении крестьян, следствием чего стало бы «смятение крестьян против помещиков» (Кропотов. 1874. С. 215). В своих мемуарах Трубецкой сообщал, что информацию об освобождении крестьян он узнал от члена Союза светлейшего князя П. П. Лопухина, передавшего ему разговор своего отца, председателя Государственного совета и Комитета министров светлейшего князя П. В. Лопухина, с Александром I (Трубецкой. 1983. С. 223). Члены Союза спасения восприняли эти известия как свидетельство измены императора России, за что его следовало покарать как «врага Отечества» (Трубецкой. 1983. С. 223). И. Д. Якушкин вызвался совершить цареубийство и был поддержан в этом намерении А. З., Н. М. Муравьёвыми и Ф. П. Шаховским; согласно показанию М. А. Фонвизина на следствии, «все решились посягнуть на жизнь Монарха» (ВД. Т. 3. С. 73). По воспоминаниям Якушкина, в ту же ночь Фонвизин стал уговаривать его «отложить безрассудное предприятие», а на другой день то же самое стали делать другие участники «заговора» (Якушкин. 1993. С. 88). С. И. Муравьёв-Апостол выступил с особым мнением, «коим остановлял предпринятое действие, доказывая скудость средств к достижению цели» (ВД. Т. 4. С. 256). Приехавший через несколько дней в Москву Трубецкой опроверг ранее сообщённую информацию, после чего мысль о цареубийстве была окончательно оставлена, а Якушкин некоторое время не принимал участия в тайных обществах.

Самоликвидация Союза

Разногласия по вопросам тактики, отсутствие единой программы действий, сознание необходимости выхода за узкие рамки круга офицеров-заговорщиков, характер членства в обществе привели в сентябре – начале октября 1817 г. к самоликвидации Союза спасения и созданию переходного Военного общества, которое в начале 1818 г. сменил Союз благоденствия.

Дата публикации:  2 июня 2022 г. в 22:21 (GMT+3)

В начале 19 века в России стали возникать тайные общества и оппозиционные движения, несогласные с существующей властью. Участники этих обществ впоследствии получили названия декабристы ( по месяцу восстания — декабрь 1825 года) 

Одними из таких обществ были Союз спасения и Союз благоденствия.

Союз спасения: цели и характер организации

Определение 1 

Союз спасения – первое общество декабристов, которое возникло в Петербурге в феврале 1816 года.

Инициатором создания данного общества был А.Н. Муравьев. В Союз спасения вошли молодые офицеры С. П. Трубецкой, два брата М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин и другие.
Когда в Союз спасения вступил П.И. Пестель, он составил устав общества, и с тех пор оно стало называться «Общество истинных и верных сынов Отечества». 

Отбор в общество осуществлялся очень строго, принимались только офицеры Генерального штаба или гвардейских полков. Изначально это была группа, малочисленная по своему составу, она насчитывала около 12 человек, затем количество человек увеличилось до 30.

Союз спасения преследовал две цели:

  1. Введение Конституции;
  2. Отмена крепостного права.

Однако средства достижения этих целей были не ясными, не было четкой политической программы. Так же было договорено не присягать новому царю, если он откажется от провозглашения конституционной монархии. 
Члены общества надеялись, что царь сам сможет подарить Конституцию, в таком случае они решили его поддержать. 

В августе 1817 г. царь со своей гвардией осуществил поездку в Москву в честь пятилетия победы в войне 1812 года. В гвардию входили все члены декабристской организации.  Их штабом была квартира А.Н. Муравьева.

В этот период произошли события, которые вызвали возмущения у декабристов:

  1. Кровавая расправа над крестьянами  в Новгородской губернии за то, что они сопротивлялись переводу их в разряд военных поселян;
  2. По известиям Трубецкого, Александр намеревался присоединить к Польше  некоторые русские губернии, тем самым восстановить ее независимость.

Из-за этих событий у декабристов возник план убить царя. На это вызвался И.Д. Якушкин. По его плану он должен быть пройти с двумя пистолетами в Кремль и во время выхода царя из Успенского  собора выстрелить в него, а из второго пистолета – выстрелить в себя, что  должно было придать акту цареубийства характер дворянской дуэли. 

Среди декабристов были противники цареубийства, из-за чего начались продолжительные споры, что привело к расхождениям взглядов внутри общества. Это привело к ликвидации Союза спасения и созданию более широкой организации – Союза благоденствия.

Союз благоденствия: устав и цели общества

Определение 2

Союз благоденствия —  тайная революционная организация декабристов, действовавшая в 1818-1821 годах.

Данное общество просуществовало три года и сделало огромный шаг в разработке программных положений декабризма. 

Можно выделить следующие отличия Союза благоденствия от Союза спасения:

  • Союз благоденствия имел более многочисленный состав (до 200 человек);
  • У Союза благоденствия был детально разработанный устав, который назывался «Зеленой книгой».

Устав имел две части. Первая часть была взята составителями  из устава тайного прусского общества — Союза добродетели (1808 г.), которое было создано для  патриотического воспитания народа.

Первая часть обозначала следующие цели общества:

  • распространение просвещения;
  •  занятие гражданских должностей членами тайного общества.

Первая часть была знакома всем членам общества, а вот вторая часть обозначала «тайную цель общества» и была доступна не для всех. Так, целью Союза благоденствия, согласно второй части, были следующие мероприятия:

  •  введение Конституции;
  •  утверждение законного и свободного правления;
  • уничтожение рабства и отмена крепостного права;
  • введение гласности в судопроизводстве;
  •  утверждение равенства всех граждан перед законом;
  • уничтожение военных поселений и рекрутчины.

Данная часть «Зеленой книги» не сохранилась, о ней знают лишь из показаний самих декабристов.

Важно отметить, что Союз благоденствия в первую очередь ставил целью формирование общественного мнения, используя взгляды французских просветителей XVIII века, которые были распространены  в европейском освободительном движении конца XVIII — начала XIX вв. Важно значение общественному мнению придавал М.М. Сперанский, обозначая это в проектах государственного преобразования.

Декабристы считали, что политический переворот может возникнуть тогда, когда будут созданы необходимые условия  с помощью общественного мнения. На создание этих условий, по их мнению, следует отвести около 20 лет. Именно поэтому они создавали различные просветительские и литературные общества, которые носили как легальный, так и нелегальный характер. Такие общества, по утверждениям декабристов, способствовали распространению общественного мнения в стране.

Союз благоденствия выступал в защиту развития науки, выпускал различные журналы и альманахи, участвовал в защите несправедливо осужденных, выкупал талантливых крепостных самоучек, создавал школы в армейских частях, оказывал помощь голодающим крестьянам. Многие члены общества вели открытую борьбу против крепостного права и прямую антиправительственную пропаганду в армии.

По воспоминаниям И.Д. Якушина « мы обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще».

У членов Союза благоденствия  были различные взгляды на политические преобразования в стране. Одни декабристы придерживались либеральных взглядов, другие  — оппозиционных, треть – радикальных. Лидирующее положение занимали те, кто придерживался радикальных взглядов, их было больше всего и они требовали   «решительных мер» вплоть до введения республики. На собраниях общества зачастую происходили споры, сталкивались противоположные мнения из-за разнородного состава членов Союза благоденствия. В 1820-1822 году начался переломный момент декабрьского движения.

В январе 1820 г. в Петербурге, на квартире Ф. Н. Глинки, было проведено собрание из 14 членов Коренной управы — руководящего состава Союза. На собрании Пестель предложил республиканскую форму правления в результате проведения революционного переворота. После обсуждения, споров по данному вопросу, все члены общества высказались за республику.  Н. Муравьеву и Пестелю было предложено разработать документы тайного общества.

В 1820 г. кризис между радикальными и умеренно настроенными членами общества обострился, необходимо было искать новые пути борьбы.  Так, в январе 1821 года в Москве собрался  съезд «управы» Союза благоденствия. На съезде было принято решение о формальном самороспуске тайной организации для того, чтобы «избавиться» от ненадежных членов общества и уйти от подозрения правительства.

Союз спасения и Союз благоденствия

Содержание:

  • «Союз благоденствия» и «Союз спасения» — что это за тайные общества

    • «Союз спасения»
    • «Союз благоденствия»
  • Причины создания, уставы и цели обществ

    • Причины
    • Уставы и цели
  • Общие законы Союза благоденствия
  • Деятельность членов «Союза»
  • Распад Союзов, что стало причиной

«Союз благоденствия» и «Союз спасения» — что это за тайные общества

В эпоху Александра I началось развитие различных движений и тайных сообществ, которые привели Российскую империю к восстанию декабристов 1825 года.

Определение

Тайное общество XIX века в России  — это организация, члены которой не согласны с властью, действуют втайне от власти и придерживаются либеральных, оппозиционных или революционных взглядов.

Примечание

Основной целью ее лидеров было не столько реформировать страну, сколько свергнуть самодержавие.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эти, как правило, небольшие, организации существовали недолго, но периодически трансформировались в новые формы с новыми идеями и задачами. Менялись названия, лидеры оставались прежними.

«Союз спасения»

«Союз спасения» считается первым крупным тайным сообществом в России во времена царствования Александра I. Лидерами небольшой по численности организации были:

  • Александр и Никита Муравьевы;
  • братья Муравьевы-Апостолы;
  • князь Трубецкой;
  • Иван Якушкин.

Другое название — Общество истинных и верных сынов Отечества — получило после того, как в сообщество вступил и составил устав Павел Пестель (1793-1826), впоследствии один из руководителей Южного общества декабристов. Местом базирования тайной организации был Петербург с 1816 по 1818 год.  

Главными задачи общества «Союз спасения» были:

  1. Отмена крепостничества и наделение землей крестьян.
  2. Ограничение самодержавия.

Если по первому вопросу участники были единодушны во мнении, то по второму вопросу существовали разногласия по принципам ограничения: Конституция или полное свержение. Кроме того,  достижение поставленных целей требовало большего количества активных членов. «Союз спасения» же состоял всего из 30 человек, поэтому прекратил существование через два года, модернизировавшись в более массовую форму.

«Союз благоденствия»

В 1818 год — дата основания на базе распавшегося «Союза спасения» второй революционной организации будущих декабристов «Союз благоденствия». В новой формации движение состояло из 200 представителей, костяк которых составляли:

  • Муравьев;
  • Пестель;
  • Трубецкой;
  • в будущем один из лидеров Северного общества декабристов Иван Пущин (1798-1859).

Организация опиралась в своей работе на детально проработанный устав и отделения в четырех городах империи:

  • Петербург;
  • Москва;
  • Тульчин;
  • Кишинев.

Общество просуществовало до 1821 года и сделало огромный шаг в разработке программных положений декабризма. 

Причины создания, уставы и цели обществ

Формирование общественных организаций, ставивших своей целью свержение самодержавной императорской власти, началось после Отечественной войны 1812 года.

Причины

Причинами их появления послужили определенные обстоятельства.

  1. Поход армии на Запад. Русская армия гнала Наполеона до Франции, где офицеры смогли увидеть мир без крепостного права.
  2. Элита российского общества косвенно, а иногда и прямо, поддерживала появление подобных обществ. Причины ее негативного отношения к императору заключались в Тильзитском мире и сближении главы самодержавной власти с Наполеоном.
  3. Развитие общественной идеологии прогресса и очередная волна либерализма. В России той эпохи активно продвигались идеи демократического развития страны и отказ от монархического режима.
  4. Нерешительность правительства в проведении реформ. После войны с Наполеоном Александр I окончательно отказался от идей либерализма и проводил реформы довольно консервативно и осторожно. Чем вызвал недовольство либерально настроенного дворянства, ратовавшего за более скорые и массовые изменения.

Уставы и цели

На начальном этапе в целом цели тайных движений и царского правительства совпадали.

Так, тайная организация «Союз благоденствия» стала ответом на изменение позиции властей. Члены сообщества отказывались от идей государственного переворота и какого-либо ограничения монархии.

Цели и методы их достижения были четко прописаны в уставе, получившем название «Зеленая книга» благодаря цвету переплета рукописи. В основополагающем документе отражены прогрессивные педагогические идеи, определившие цели воспитания и образования гражданина-патриота, перечислены обязанности каждого члена Союза в деле распространения просвещения, правил нравственности.

«Союз благоденствия» ставил цель формировать общественное мнение, используя распространенные в европейском освободительном движении взгляды французских просветителей XVIII века.

Примечание

Общественному мнению большое значение также придавали и представители реформаторского крыла правительства императорской власти. Михаил Сперанский обозначал эту цель в проектах государственного преобразования.

Несохранившаяся вторая часть «Зеленой книги», о которой известно из показаний самих активистов, обозначала «тайную цель общества». Согласно этой малодоступной второй части, целями «Союза благоденствия» были:

  • введение Конституции;
  • утверждение законного и свободного правления;
  • отмена крепостного права;
  • введение гласности в судопроизводстве;
  • утверждение равенства всех граждан перед законом;
  • уничтожение военных поселений и рекрутчины.

Общие законы Союза благоденствия

Отбор участников тайного движения «Союз спасения» проходил строго среди офицеров гвардейских полков, чем отчасти и был вызван короткий список участников первой декабристской организации. 

В состав более массового «Союза благоденствия», согласно прописанному Законоположению, могли войти готовые к трудностям российские граждане мужского пола всех состояний и сословий, удостоенные доброго имени в обществе, исповедующие христианскую веру, не менее 18 лет отроду.

В их обязанности входило:

  • приписаться к какой-нибудь из отраслей и «способствовать трудами» ее цели;
  • не уклоняться от общественных обязанностей и помогать ближним;
  • повиноваться «законным повелениям властей Союза»;
  • ежегодно «вносить в общественную казну двадцать пятую часть своего дохода».

Закрепленные права:

  • уничтожение прежних гражданских сословий и званий и замена на подчиненность властям Союза;
  • участие в управлении и законодательной деятельности сообщества;
  • возможность учреждать или вступать в одобренные правительством общества, склонять их к целям Союза;
  • не разглашение сведений о происходящем в сообществе и, в случае необходимости, защита организации и ее членов;
  • возможность выхода из организации по причине болезни на условиях сохранения в тайне полученных в «Союзе благоденствия» сведений.

Деятельность членов «Союза»

Декабристы считали: политический переворот возникнет при наличии необходимых условий, созданных с помощью общественного мнения. Способствовать распространению общественного мнения в стране должны были создаваемые ими легальные и нелегальные просветительские и литературные общества.

«Союз благоденствия» выступал в защиту развития образования, науки, выпускал различные журналы и альманахи, участвовал в защите несправедливо осужденных, выкупал талантливых крепостных самоучек, создавал школы в армейских частях, оказывал помощь голодающим крестьянам. Многие члены общества вели на местах открытую борьбу против крепостного права и прямую антиправительственную пропаганду в армии.

Распад Союзов, что стало причиной

Итогом деятельности первых декабристских сообществ был их распад, вызванный различными предпосылками.

Причины распада «Союза спасения» заключались в незрелости организации и несформированности взглядов ее активистов.

  1. Отсутствовала четкость политической программы и, следовательно, ясность средств достижения поставленных целей  — отмена крепостного права и ведение Конституции. Члены сообщества договаривались, что присягнут царю, если он сам подарит Конституцию, или, наоборот, не поддержат в случае его отказа от конституционной монархии.
  2. Расходились взгляды внутри сообщества. Возмущение активистов вызвали кровавая расправа властей над нижегородскими крестьянами за их сопротивление переводу в разряд военных поселян и намерение императора присоединить к Польше некоторые русские губернии с целью восстановить независимость соседнего государства. После этого в среде декабристов возникли радикальные настроения по насильственному устранению самодержца, приведшие к продолжительным спорам между приверженцами и противниками цареубийства.

В определенный период стало невозможной и текущая деятельность «Союза благоденствия».

  1. Разногласия лидеров по вопросам дальнейшего развития привели к ликвидации тайного объединения. Самодержец Александр I окончательно отказался от проведения реформ. У членов Союза были различные взгляды на политические преобразования в государстве: либеральные, оппозиционные, радикальные. В январе 1821 года в Москве собрался съезд «управы» «Союза благоденствия», где было принято решение о самороспуске для того, чтобы «избавиться» от ненадежных членов общества и уйти от подозрения правительства.
  2. Вторая причина распада носит более серьезный характер. В 20-х годах XIX века в Испании, Португалии и Италии начались революции, которые привели к государственным переворотам. Принятие либеральных Конституций этими странами заставило общественные организации России задуматься о свержении или об ограничении монархии.

1816-1817. Деятельность «Союза спасения»

Союз спасения являлся тайной политической организацией, первым декабристским обществом, которое появилось в России. Он был создан 09.02.1816 г. в Санкт-Петербурге на базе 2-х преддекабристских структур – Священной и Семеновской артелей.

1816-1817. Деятельность «Союза спасения»

Направления формирования

Впервые появление тайных организаций в Российской империи связывают с 1814 г. Такие организации назывались преддекабристскими. Данное наименование относится к:

  • Ордену русских рыцарей М. Дмитриева-Мамонова и М. Орлова;
  • Священной артели Н. и А. Муравьевых;
  • Семеновской артели С. Трубецкого и С. Муравьева-Апостола;
  • кружку В. Раевского.

Семеновская артель отличалась многочисленностью, поэтому уже в 1815 г. Александр I издал указ о ее запрете. Другие организации отличались легальным или полулегальным функционированием.

09.02.1816 г. произошло объединение двух структур – Священной и Семеновской артелей. В результате образовалась декабристская организация – Союз спасения. Учредили эту структуры офицеры А. Муравьев, С. Муравьев, а также князь С. Трубецкой. В состав Союза спасения вошли члены указанных артелей, а также другие известные лица, среди которых можно выделить Н. Муравьева, П. Пестеля, М. Лунина, Ф. Глинку.

Цели создания

Устав Союза спасения был утвержден участниками в 1817 г. Авторство принадлежит комиссии, которую сформировали П. Пестель, С. Трубецкой, И. Долгоруков. Организация стала называться Обществом истинных и верных сынов Отечества. Перед ним ставили две ключевые цели – добиваться избавления России от крепостничества и приять конституционную монархию взамен самодержавной власти.

Большинство участников Общества руководствовались мирными способами достижения целей за счет влияния на общественное мнение. Члены организации планировали активно обличать зло и пороки российского общества – народное невежество, склонность к казнокрадству и взяточничеству в среде чиновников. Также обличалась жесткость в армии, неуважение к достоинству человека и его правам как личности.

Некоторые члены Общества рассчитывали на более решительные меры. М. Лунин предложил убить российского государя. Это получило противодействие со стороны Пестеля. Последний ориентировался на создание именно тайной организации, разработку конституции и построение четкой структуры. Эти разногласия в итоге спровоцировали кризис в Обществе и его роспуск.

Особенности внутренней организации

Союз спасения руководился Верховным собором бояр. Оставшиеся члены составляли две группы – мужей и братьев. Они должны были группироваться в разрезе округов и управ. Реализовать этот замысел не удалось, поскольку в состав Общества вошло только 30-35 членов. Действовал союз спасения с соблюдением принципов жесткой конспирации и беспрекословного подчинения младших участников вышестоящим. Переход членов по ступеням иерархии производился решением бояр.

Особенности функционирования

Внутри Союза спасения вспыхнули разногласия и споры относительно способов реализации поставленных целей. Кульминацией стало проведение Московского заговора – совещание участников в сентябре 1817 г. На нем члены Союза обсуждали предложение И. Якушкина, который планировал осуществить убийство царя при нахождении его в Москве. Однако большинством членов это решение было отвергнуто. Более того, стало ясно, что реальных средств и способов осуществления цареубийства не было, поэтому оно оказалось под запретом.

В итоге передовыми членами Союза спасения было принято решение распустить его и создать на его основе новую организацию с большей организацией, многочисленностью и сплоченностью. В октябре 1817 г. появляется переходное «Военное общество». В его состав вошло большинство участников Союза спасения. В январе 1818 г. его распустили, сформировав Союз благоденствия.

В начале 19 века в России стали возникать тайные общества и оппозиционные движения, несогласные с существующей властью. Участники этих обществ впоследствии получили названия декабристы ( по месяцу восстания — декабрь 1825 года) 

Одними из таких обществ были Союз спасения и Союз благоденствия.

Союз спасения: цели и характер организации

Определение 1 

Союз спасения – первое общество декабристов, которое возникло в Петербурге в феврале 1816 года.

Инициатором создания данного общества был А.Н. Муравьев. В Союз спасения вошли молодые офицеры С. П. Трубецкой, два брата М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин и другие.
Когда в Союз спасения вступил П.И. Пестель, он составил устав общества, и с тех пор оно стало называться «Общество истинных и верных сынов Отечества». 

Отбор в общество осуществлялся очень строго, принимались только офицеры Генерального штаба или гвардейских полков. Изначально это была группа, малочисленная по своему составу, она насчитывала около 12 человек, затем количество человек увеличилось до 30.

Союз спасения преследовал две цели:

  1. Введение Конституции;
  2. Отмена крепостного права.

Однако средства достижения этих целей были не ясными, не было четкой политической программы. Так же было договорено не присягать новому царю, если он откажется от провозглашения конституционной монархии. 
Члены общества надеялись, что царь сам сможет подарить Конституцию, в таком случае они решили его поддержать. 

В августе 1817 г. царь со своей гвардией осуществил поездку в Москву в честь пятилетия победы в войне 1812 года. В гвардию входили все члены декабристской организации.  Их штабом была квартира А.Н. Муравьева.

В этот период произошли события, которые вызвали возмущения у декабристов:

  1. Кровавая расправа над крестьянами  в Новгородской губернии за то, что они сопротивлялись переводу их в разряд военных поселян;
  2. По известиям Трубецкого, Александр намеревался присоединить к Польше  некоторые русские губернии, тем самым восстановить ее независимость.

Из-за этих событий у декабристов возник план убить царя. На это вызвался И.Д. Якушкин. По его плану он должен быть пройти с двумя пистолетами в Кремль и во время выхода царя из Успенского  собора выстрелить в него, а из второго пистолета – выстрелить в себя, что  должно было придать акту цареубийства характер дворянской дуэли. 

Среди декабристов были противники цареубийства, из-за чего начались продолжительные споры, что привело к расхождениям взглядов внутри общества. Это привело к ликвидации Союза спасения и созданию более широкой организации – Союза благоденствия.

Союз благоденствия: устав и цели общества

Определение 2

Союз благоденствия —  тайная революционная организация декабристов, действовавшая в 1818-1821 годах.

Данное общество просуществовало три года и сделало огромный шаг в разработке программных положений декабризма. 

Можно выделить следующие отличия Союза благоденствия от Союза спасения:

  • Союз благоденствия имел более многочисленный состав (до 200 человек);
  • У Союза благоденствия был детально разработанный устав, который назывался «Зеленой книгой».

Устав имел две части. Первая часть была взята составителями  из устава тайного прусского общества — Союза добродетели (1808 г.), которое было создано для  патриотического воспитания народа.

Первая часть обозначала следующие цели общества:

  • распространение просвещения;
  •  занятие гражданских должностей членами тайного общества.

Первая часть была знакома всем членам общества, а вот вторая часть обозначала «тайную цель общества» и была доступна не для всех. Так, целью Союза благоденствия, согласно второй части, были следующие мероприятия:

  •  введение Конституции;
  •  утверждение законного и свободного правления;
  • уничтожение рабства и отмена крепостного права;
  • введение гласности в судопроизводстве;
  •  утверждение равенства всех граждан перед законом;
  • уничтожение военных поселений и рекрутчины.

Данная часть «Зеленой книги» не сохранилась, о ней знают лишь из показаний самих декабристов.

Важно отметить, что Союз благоденствия в первую очередь ставил целью формирование общественного мнения, используя взгляды французских просветителей XVIII века, которые были распространены  в европейском освободительном движении конца XVIII — начала XIX вв. Важно значение общественному мнению придавал М.М. Сперанский, обозначая это в проектах государственного преобразования.

Декабристы считали, что политический переворот может возникнуть тогда, когда будут созданы необходимые условия  с помощью общественного мнения. На создание этих условий, по их мнению, следует отвести около 20 лет. Именно поэтому они создавали различные просветительские и литературные общества, которые носили как легальный, так и нелегальный характер. Такие общества, по утверждениям декабристов, способствовали распространению общественного мнения в стране.

Союз благоденствия выступал в защиту развития науки, выпускал различные журналы и альманахи, участвовал в защите несправедливо осужденных, выкупал талантливых крепостных самоучек, создавал школы в армейских частях, оказывал помощь голодающим крестьянам. Многие члены общества вели открытую борьбу против крепостного права и прямую антиправительственную пропаганду в армии.

По воспоминаниям И.Д. Якушина « мы обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще».

У членов Союза благоденствия  были различные взгляды на политические преобразования в стране. Одни декабристы придерживались либеральных взглядов, другие  — оппозиционных, треть – радикальных. Лидирующее положение занимали те, кто придерживался радикальных взглядов, их было больше всего и они требовали   «решительных мер» вплоть до введения республики. На собраниях общества зачастую происходили споры, сталкивались противоположные мнения из-за разнородного состава членов Союза благоденствия. В 1820-1822 году начался переломный момент декабрьского движения.

В январе 1820 г. в Петербурге, на квартире Ф. Н. Глинки, было проведено собрание из 14 членов Коренной управы — руководящего состава Союза. На собрании Пестель предложил республиканскую форму правления в результате проведения революционного переворота. После обсуждения, споров по данному вопросу, все члены общества высказались за республику.  Н. Муравьеву и Пестелю было предложено разработать документы тайного общества.

В 1820 г. кризис между радикальными и умеренно настроенными членами общества обострился, необходимо было искать новые пути борьбы.  Так, в январе 1821 года в Москве собрался  съезд «управы» Союза благоденствия. На съезде было принято решение о формальном самороспуске тайной организации для того, чтобы «избавиться» от ненадежных членов общества и уйти от подозрения правительства.

Первое тайное общество будущих декабристов — «Союз спасения» — возникло в Петербурге в 1816 г. Почему члены тайной организации приняли для него такое своеобразное название? Кого надо было спасать? Вероятнее всего предположить, что Комитет общественного спасения в годы Великой Французской революции конца XVIII в. подал им эту идею. Молодые дворянские конспиратор считали, что надо спасать Россию — она стояла на краю гибели. Крепостное право в России — вот основное зло, подлежащее уничтожению. «Союз спасения» первое время ставил перед собой одну цель — добиться освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но скоро к ней присоединилась и другая, тесно связанная с первой,— уничтожить самодержавие, главную силу, защищавшую крепостное право.

Члены тайного общества выработали программу и устав — и то, и другое вместе носило название «статута». Текст его до нас не дошел. Однако о статуте «Союза спасения» имеется много показаний на следствии. На их основе можно довольно точно восстановить его содержание. В этом документе организация носила еще одно название: «Общество истинных и верных сынов Отечества». Еще А. Н. Радищев, предшественник декабристов, в своей «Беседе о том, что есть сын отечества», употреблял для патриотов-революционеров название «истинных сынов отечества». Может быть, во втором наименовании своей тайной организации декабристы вспомнили и применили радищевские слова.

Шестеро молодых офицеров были инициаторами первого тайного политического революционного общества в России. Во главе их стоял 24-летний полковник гвардейского Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Участник славных битв 1812 г. и заграничных походов, он привлек к организации общества своего фронтового друга и сослуживца — князя Сергея Петровича Трубецкого, 27-летнего офицера, человека широких взглядов и разностороннего образования. Трубецкой слушал лекции в Московском университете и сначала, по собственному свидетельству на следствии, «более прилежал к математике», но после Отечественной войны старался «усовершенствоваться в познании истории, законодательства и вообще политического состояния европейских государств». Он занимался также естественными науками, «особенно химией», слушал специальные курсы лекций по политической экономии и российской статистике.

Третий основатель общества — Никита Муравьев, подпоручик гвардейского Генерального штаба, друг Александра Муравьева и Сергея Трубецкого еще по боевым делам 1812 г. Он вырос в богатой, культурной дворянской семье, также был студентом Московского университета, получил тщательное домашнее образование, глубоко интересовался историей и литературой, владел пятью иностранными языками, не считая двух древних — греческого и латинского. Охваченный патриотическим порывом, Никита Муравьев в 1812 г. тайно бежал из дома на фронт вопреки воле матери и добился поступления на военную службу. Как и Трубецкой, он принял участие в загранпчных. походах, побывал в Париже, познакомился с зарубежными общественными деятелями и вернулся на родину полный преобразовательных стремлений. «Беспокойный Никита»,— сказал о нем А. С. Пушкин в незаконченной X главе «Евгения Онегина». В шестерку основателей входили молодые офицеры братья Му-равьевы-Апостолы: старший Матвей и младший Сергей — дети русского посланника в Испании, воспитанные в Париже. Мать скрывала от сыновей, что в России существует крепостное право, и оба подростка были потрясены, узнав о нем по приезде в Россию. Оба — участники войны 1812 г. и заграничных походов. Шестерку инициаторов замыкает Иван Дмитриевич Якушкин, родом из разорившихся смоленских дворян, также воспитанник Московского университета и затем — участник войны 1812 г. и заграничных походов.

Статут «Союза спасения»

Статут «Союза спасения» требовал борьбы за конституционную монархию — царское правительство надо было «принудить» дать стране конституцию. Удобнее всего это сделать при смене императоров на престоле. Члены общества поклялись не присягать новому императору, пока он не подпишет предложенную ему конституцию. Статут обязывал их «елико возможно умножать число членов общества» и добиваться, чтобы его члены поскорее заняли ответственные места в государстве как по военной, так и по гражданской службе. Это должно было обеспечить быстроту и безболезненность предстоящего государственного переворота — ведь на всех важнейших местах будут находиться свои люди. В представлении декабристов все, что они предпринимали, делалось для блага народа. Но включение самого народа в борьбу в качестве активного участника казалось дворянам-революционерам крайне опасным. Их пугали «ужасы народной революции». Боязнь народа была характерной чертой декабристов.

Таким образом, первая декабристская организация — «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества» — имела свои программу и устав (статут), вербовала новых членов, оживленно обсуждала способы предстоящего революционного преобразования России. Всего в ней насчитывалось к концу ее существования не менее 30 участников. В числе особо выдающихся деятелей этой организации надо назвать 23-летне-го поручика Кавалергардского полка Павла Ивановича Пестеля, будущего автора наиболее яркого и радикального конституционного проекта декабристов — «Русской Правды». Вошел в «Союз спасения» и смелый Михаил Лунин, несгибаемый борец против самодержания.

Почти все участники «Союза спасения» были молодыми офи-церами-дворянами, прошедшими через славные битвы двенадцатого года гг заграничные походы, много размышлявшие над судьбой родины, угнетенной крепостничеством и самодержавием. Требование уничтожить крепостное состояние и царское самодержавие было написано на их знамени.

Но как это сделать? Вот тут-то и не было ясности. 30 офицеров, хотя бы самых пылких и образованных, были бессильны осуществить задуманное. Надо было углубить и уяснить программу, найти правильные «способы действия». Перерабатывается программа, меняются организационные формы общества, в нем идет внутренняя борьба, оно часто преобразовывается.

В 1818 г. «Союз спасения» отверг старый статут, принял новую программу, выработал новые организационные формы. Возникла вторая крупная декабристская организация — «Союз благоденствия».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство суда это в делопроизводстве
  • Левомицетин капли глазные инструкция по применению для детей 3 лет
  • Золотой алтай взвар отхаркивающий инструкция по применению
  • Зодак таблетки детям инструкция по применению цена
  • Как сделать бордосскую жидкость для опрыскивания сада инструкция