Современный подход к руководству сюжетно ролевыми играми

Современные подходы к руководству и организация сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой детей.

Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой. Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Этот метод включает в себя следующие компоненты:

  • планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
  • совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий.

На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства – подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком;

На этапе отобразительной игры – наряду с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия;

На этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры;

Для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре

Новый, альтернативный подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данный педагогический подход к формированию сюжетно-ролевой игры основан на следующих принципах:

  • двухчастный характер игры, который предполагает сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка;
  • позиция взрослого как партнера по игре.

При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения (Н.Я. Михайленко). На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного  персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.   Н.Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей .

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

В условиях детского сада игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, игра и труд, игра и занятие.

 Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра» не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.  

Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.

IX муниципальная конференция

«Инновации в системе образования Тутаевского МР: современный контекст и лучшие практики»

Направление: Векторы развития современного дошкольного учреждения.

Тема: Современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников

Аннотация:

Известные педагоги, такие как Ян Каменский, Мария Мантессори  и  Георгий Плеханов пришли к выводу , что игра  возникла ещё в первобытном обществе, но постоянно происходят её видоизменения.

Появление ролевой игры – это следствие потребности ребёнка в активном участии в жизни взрослых.

А вот  Антон Семёнович Макаренко,  утверждал: «Что каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. И поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Но игры бывают разные!

Так вот сюжетно – ролевая игра – это главный и самый развивающий вид деятельности детей.

Сюжетно – ролевая игра – это вид непродуктивной деятельности.

Смысл сюжетно-ролевой игры заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Из опыта работы и наблюдений  за детьми в течение уже многих лет, мы сделали вывод – что дети стали играть в ролевые игры меньше, их игры стали примитивнее и однообразнее.

Проанализировав  данные наблюдения по снижению стремления  детей играть в ролевые игры,  мы сделали вывод, что это связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельность взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личностными  отношениями. Поэтому перед нами педагогами стоит непростая задача – научить детей играть.

Ведь этот вид деятельности имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии.

Так как любая сюжетно – ролевая игра имеет коллективный характер.  В игре возникают конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом сопровождении становятся образовательными задачами по приобретению у детей навыков разрешения проблемных ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра формирует у детей такие качества как чуткость, доброту, отзывчивость, развивает общительность, взаимопомощь.

Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение  жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации и творческая инициатива.

Сюжетно – ролевая игра учит сотрудничать, понимать  чужие чувства, выражать  свои, создавать правила и соблюдать их, развивает воображение и творческое мышление.

Но игра – это приобретённое  умение, а не врождённое.

Так давайте поможем нашим детям приобрести это умение!

Мы представляем свой опыт по изменению подхода к организации сюжетно- ролевых игр в детском саду. Опыт будет полезен педагогам,  старшим воспитателям, родителям,  которые намерены внедрять современные подходы к организации сюжетно – ролевых игр у дошкольников.

Мы предлагаем познакомиться с педагогическим сопровождением сюжетно-ролевой игры современных дошкольников:  с рекомендациями, консультациями, памятками для воспитателей, интеллект картами и алгоритмами для игр, виртуальными экскурсиями по профессиям.

Также мы предлагаем познакомиться с рекомендациями, консультациями и видеоматериалом  для родителей по организации сюжетно-ролевых игр дома.

Результатом нашей работы по данному направлению стало повышение уровня игровой деятельности на более высокий. У детей отмечается повышение самостоятельности, активности, творческого воображения в игровой деятельности.

Цель: Создание условий для развития и обогащения сюжетно-ролевых игр у дошкольников.

Задачи:

— формирование и развитие знаний, интереса, самостоятельности, творческого потенциала у детей в организации и развитии сюжетно-ролевых игр

— обеспечение формирования дополнительных компетенций у педагогов для организации игровой деятельности с детьми

— создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности у дошкольников

— вовлечение родителей в создание условий для игровой деятельности детей

Результаты:

— выход игровой деятельности старших дошкольников на более высокий уровень развития сюжетной линии, игровых действий, а особенно взаимодействия детей друг с другом

— повышена компетентность педагогов в вопросах современного подхода к организации сюжетно- ролевых игр у дошкольников

— создан банк виртуальных экскурсий

-дополнено и изменено насыщение РППС для развития самостоятельных игр детей

Авторы: воспитатель Проскурина Н.В., воспитатель Шабалина С.Н., Журавлева И.В.

Виртуальные экскурсии

Виртуальная экскурсия в салон сотовой связи от мамы Маловой Ольги Валерьевны

Виртуальная экскурсия в супермаркет «Высшая лига» от мамы Мельниковой Марии Валерьевны

Виртуальная экскурсия в заводскую столовую от мамы Александровой Светланы Валерьевны

Виртуальная экскурсия в косметологический кабинет от мамы Мироновой Александры Юрьевны

Виртуальная экскурсия в супермаркет «Магнит» от мамы Васюковой Алины Андреевны

Виртуальная экскурсия в автосервис от мамы Аникиной Елены Владимировны

Виртуальная экскурсия в фитнес центр от мамы Овчинниковой Татьяны Павловны

Виртуальная экскурсия на завод от папы Цаплина Павла Николаевича

Взаимодействие с родителями воспитанников

Анкета для родителей   «Роль игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Вместе весело играть…»

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»

Презентация «Современные дети, современные игры»

Методическая поддержка педагогов

Картотека проблемных ситуаций для развития и обогащения сюжета современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников»

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 3-4 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 4-5 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 5 – 6 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 6-7 лет

Технологические карты современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Презентация «Современные подходы в организации сюжетно- ролевых игр в детском саду»

Интеллект-карты

Алгоритмы действий

Неоформленный материал

Диагностика развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Методические рекомендации для воспитателей «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников»

Памятка воспитателю к планированию сюжетно-ролевой игры

Картотека раскрасок для дошкольников по профессиям

Фотогалерея костюмов детей для сюжетно-ролевых игр

Камуфлирование среды

Мультфильм о профессиях для детей. Детская энциклопедия. Тема «Профессии для детей. Учим профессии».

Профессии для детей! Развивающий мультик для самых маленьких

Полицейский| В мире профессий – стихи-мультфильмы для малышей «Навигатум»

Руководство
играми дошкольников. Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми
дошкольников (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)

Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова
сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на
протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать
игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный
способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на
каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений
одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так
и на пояснение его смысла партнерам.

4. На каждом возрастном этапе педагогический
процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты
формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание
условий для самостоятельной детской игры.

Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых
игр дошкольников на разных возрастных этапах.

Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных
действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного
предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух
детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех
участников однотипных условных игровых действий.

Во втором полугодии деятельность педагога
направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки
из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и
воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра
воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные
сюжеты.

Во второй младшей группе задача педагога – построить совместную игру с ребенком так, чтобы
центром стало ролевое поведение. Выделяются независимые (строитель, шофер,
космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли.
Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя
взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли
ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания
сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем
уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли
инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей
и сказочных персонажей. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами
активизирует речь детей.

Средняя группа. Задача воспитателя– перевести детей к более сложному ролевому поведению
в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с
разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для
партнеров в ходе игры. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где
одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от
однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в
сюжете должно быть больше, чем участников.

Старший дошкольный возраст.  Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более
сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение
включает:

– умение ребенка выстраивать новые
последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;

– быть ориентированным на
партнеров-сверстников;

– обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров,
прислушиваться к их мнению;

– умение комбинировать предложенные
самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.

Задачи, которые стоят перед воспитателем
при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие
игры как деятельности; 2) использование игры в целях воспитания детского
коллектива и отдельных детей. Развитие игры как деятельности означает
расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны
приобретать положительный социальный опыт. Чем организованнее игра, тем выше ее
воспитательное воздействие: умение играть сосредоточенно, целенаправленно,
учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие
конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

Для правильного руководства играми
воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и
воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в
игре:  кто с кем любит играть,  какова нравственная основа этих
объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д.  Наблюдая
за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и
самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую
обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т. д.

Используемые воспитателями приемы руководства
играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного
воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется
путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления
игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.
Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение
игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.

Прямые приемы руководства (ролевое участие в
игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры,
предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на
содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.

Современные подходы к руководству и организация сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой детей.

Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой. Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Этот метод включает в себя следующие компоненты:

  • планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
  • совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий.

На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства – подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком;

На этапе отобразительной игры – наряду с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия;

На этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры;

Для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре

Новый, альтернативный подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данный педагогический подход к формированию сюжетно-ролевой игры основан на следующих принципах:

  • двухчастный характер игры, который предполагает сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка;
  • позиция взрослого как партнера по игре.

При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения (Н.Я. Михайленко). На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного  персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.   Н.Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей .

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

В условиях детского сада игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, игра и труд, игра и занятие.

 Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра» не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.  

Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №2»

Доклад

«Разные подходы к организации и руководству сюжетно-ролевыми играми»

Выполнила: Суворина Дарья, группа 2/4

Челябинск, 2022

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой детей.

  1. Традиционный подход к руководству (Д.В. Менджерицкая, Р.С. Жуковская)

Игра — деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей действительности и возможность применять их на собственном опыте.  В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам.

2. Партнерский подход к руководству (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Воспитатель партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми воспитатель должен так, чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, боле сложный способ построения игры.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  — придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

3. Комплексный подход (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова) предлагают осуществление руководства игрой путем использования педагогом совокупности методов и приемов. 

Основные компоненты этого подхода: обогащение реального опыта и активной деятельности детей; совместные обучающие игры; предметно-игровая среда; активизирующее общение взрослого с детьми. Педагог – организатор игры, это требует от него развития игровых умений детей и создание условий для самостоятельной творческой игры детей.

Особенности руководства сюжетно – отобразительной игрой в 1 младшей группе

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе

 — в ходе режимных моментов

 — в самостоятельной деятельности детей.

Роль  педагога :

Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
 во 2 младшей группе

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (50 минут – 1 час);

 — в ходе режимных моментов (20 – 25 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей.

Роль  педагога:

 при сговоре на игру — главное действующее лицо  — стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.

 — включается в игру во второстепенной роли.

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игрой
 в средней группе

  Планируется:

 — в процессе  непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (1 час – 1 час 10 минут);

 — в ходе режимных моментов (25 — 40 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.

            Роль  педагога:

 — при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.

 — при обсуждении содержания игры – репликой, советом , напоминанием актуализирует их личный опыт.

 — включается в игру во второстепенной роли.

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игрой
 в старшей и подготовительной к школе группах

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (1 час 40 минут);

 — в ходе режимных моментов (45 – 50 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.

            Роль педагога:

в ходе игры —  второстепенная

— Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр

— Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность

— Включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

В условиях детского сада игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, игра и труд, игра и занятие.

 Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра» не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.  

Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.

Руководство
играми дошкольников. Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми
дошкольников (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)

Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова
сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на
протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать
игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный
способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на
каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений
одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так
и на пояснение его смысла партнерам.

4. На каждом возрастном этапе педагогический
процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты
формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание
условий для самостоятельной детской игры.

Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых
игр дошкольников на разных возрастных этапах.

Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных
действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного
предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух
детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех
участников однотипных условных игровых действий.

Во втором полугодии деятельность педагога
направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки
из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и
воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра
воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные
сюжеты.

Во второй младшей группе задача педагога – построить совместную игру с ребенком так, чтобы
центром стало ролевое поведение. Выделяются независимые (строитель, шофер,
космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли.
Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя
взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли
ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания
сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем
уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли
инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей
и сказочных персонажей. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами
активизирует речь детей.

Средняя группа. Задача воспитателя– перевести детей к более сложному ролевому поведению
в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с
разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для
партнеров в ходе игры. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где
одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от
однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в
сюжете должно быть больше, чем участников.

Старший дошкольный возраст.  Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более
сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение
включает:

– умение ребенка выстраивать новые
последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;

– быть ориентированным на
партнеров-сверстников;

– обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров,
прислушиваться к их мнению;

– умение комбинировать предложенные
самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.

Задачи, которые стоят перед воспитателем
при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие
игры как деятельности; 2) использование игры в целях воспитания детского
коллектива и отдельных детей. Развитие игры как деятельности означает
расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны
приобретать положительный социальный опыт. Чем организованнее игра, тем выше ее
воспитательное воздействие: умение играть сосредоточенно, целенаправленно,
учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие
конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

Для правильного руководства играми
воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и
воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в
игре:  кто с кем любит играть,  какова нравственная основа этих
объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д.  Наблюдая
за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и
самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую
обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т. д.

Используемые воспитателями приемы руководства
играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного
воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется
путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления
игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.
Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение
игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.

Прямые приемы руководства (ролевое участие в
игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры,
предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на
содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.

IX муниципальная конференция

«Инновации в системе образования Тутаевского МР: современный контекст и лучшие практики»

Направление: Векторы развития современного дошкольного учреждения.

Тема: Современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников

Аннотация:

Известные педагоги, такие как Ян Каменский, Мария Мантессори  и  Георгий Плеханов пришли к выводу , что игра  возникла ещё в первобытном обществе, но постоянно происходят её видоизменения.

Появление ролевой игры – это следствие потребности ребёнка в активном участии в жизни взрослых.

А вот  Антон Семёнович Макаренко,  утверждал: «Что каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. И поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Но игры бывают разные!

Так вот сюжетно – ролевая игра – это главный и самый развивающий вид деятельности детей.

Сюжетно – ролевая игра – это вид непродуктивной деятельности.

Смысл сюжетно-ролевой игры заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Из опыта работы и наблюдений  за детьми в течение уже многих лет, мы сделали вывод – что дети стали играть в ролевые игры меньше, их игры стали примитивнее и однообразнее.

Проанализировав  данные наблюдения по снижению стремления  детей играть в ролевые игры,  мы сделали вывод, что это связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельность взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личностными  отношениями. Поэтому перед нами педагогами стоит непростая задача – научить детей играть.

Ведь этот вид деятельности имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии.

Так как любая сюжетно – ролевая игра имеет коллективный характер.  В игре возникают конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом сопровождении становятся образовательными задачами по приобретению у детей навыков разрешения проблемных ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра формирует у детей такие качества как чуткость, доброту, отзывчивость, развивает общительность, взаимопомощь.

Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение  жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации и творческая инициатива.

Сюжетно – ролевая игра учит сотрудничать, понимать  чужие чувства, выражать  свои, создавать правила и соблюдать их, развивает воображение и творческое мышление.

Но игра – это приобретённое  умение, а не врождённое.

Так давайте поможем нашим детям приобрести это умение!

Мы представляем свой опыт по изменению подхода к организации сюжетно- ролевых игр в детском саду. Опыт будет полезен педагогам,  старшим воспитателям, родителям,  которые намерены внедрять современные подходы к организации сюжетно – ролевых игр у дошкольников.

Мы предлагаем познакомиться с педагогическим сопровождением сюжетно-ролевой игры современных дошкольников:  с рекомендациями, консультациями, памятками для воспитателей, интеллект картами и алгоритмами для игр, виртуальными экскурсиями по профессиям.

Также мы предлагаем познакомиться с рекомендациями, консультациями и видеоматериалом  для родителей по организации сюжетно-ролевых игр дома.

Результатом нашей работы по данному направлению стало повышение уровня игровой деятельности на более высокий. У детей отмечается повышение самостоятельности, активности, творческого воображения в игровой деятельности.

Цель: Создание условий для развития и обогащения сюжетно-ролевых игр у дошкольников.

Задачи:

— формирование и развитие знаний, интереса, самостоятельности, творческого потенциала у детей в организации и развитии сюжетно-ролевых игр

— обеспечение формирования дополнительных компетенций у педагогов для организации игровой деятельности с детьми

— создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности у дошкольников

— вовлечение родителей в создание условий для игровой деятельности детей

Результаты:

— выход игровой деятельности старших дошкольников на более высокий уровень развития сюжетной линии, игровых действий, а особенно взаимодействия детей друг с другом

— повышена компетентность педагогов в вопросах современного подхода к организации сюжетно- ролевых игр у дошкольников

— создан банк виртуальных экскурсий

-дополнено и изменено насыщение РППС для развития самостоятельных игр детей

Авторы: воспитатель Проскурина Н.В., воспитатель Шабалина С.Н., Журавлева И.В.

Виртуальные экскурсии

Виртуальная экскурсия в салон сотовой связи от мамы Маловой Ольги Валерьевны

Виртуальная экскурсия в супермаркет «Высшая лига» от мамы Мельниковой Марии Валерьевны

Виртуальная экскурсия в заводскую столовую от мамы Александровой Светланы Валерьевны

Виртуальная экскурсия в косметологический кабинет от мамы Мироновой Александры Юрьевны

Виртуальная экскурсия в супермаркет «Магнит» от мамы Васюковой Алины Андреевны

Виртуальная экскурсия в автосервис от мамы Аникиной Елены Владимировны

Виртуальная экскурсия в фитнес центр от мамы Овчинниковой Татьяны Павловны

Виртуальная экскурсия на завод от папы Цаплина Павла Николаевича

Взаимодействие с родителями воспитанников

Анкета для родителей   «Роль игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Вместе весело играть…»

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»

Презентация «Современные дети, современные игры»

Методическая поддержка педагогов

Картотека проблемных ситуаций для развития и обогащения сюжета современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников»

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 3-4 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 4-5 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 5 – 6 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 6-7 лет

Технологические карты современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Презентация «Современные подходы в организации сюжетно- ролевых игр в детском саду»

Интеллект-карты

Алгоритмы действий

Неоформленный материал

Диагностика развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Методические рекомендации для воспитателей «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников»

Памятка воспитателю к планированию сюжетно-ролевой игры

Картотека раскрасок для дошкольников по профессиям

Фотогалерея костюмов детей для сюжетно-ролевых игр

Камуфлирование среды

Мультфильм о профессиях для детей. Детская энциклопедия. Тема «Профессии для детей. Учим профессии».

Профессии для детей! Развивающий мультик для самых маленьких

Полицейский| В мире профессий – стихи-мультфильмы для малышей «Навигатум»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах организации и проведения сюжетно-ролевых игр с детьми.

Добрый день коллеги!

Рады приветствовать вас!

Наша сегодняшняя встреча посвящена сложнейшей и очень актуальной теме: «Современные подходы в организации сюжетно- ролевых игр в детском саду»

И сегодня мы хотим поделиться с вами опытом, который накопился у нас в процессе нашей деятельности.

Ну для начала хочется немного рассказать о том что же из себя представляет сюжетно- ролевая игра вообще.

Во первых это вид непродуктивной деятельности.

Мотив игры заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Появление ролевой игры — это следствие потребности ребёнка в активном участии в жизни взрослых.

А вот Антон Семёнович Макаренко утверждал: Что каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. И поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре.

Но игры бывают разные!

Так вот сюжетно – ролевая игра- это главный и самый развивающий вид деятельности детей.

Из опыта работы и наблюдений за детьми в течении уже многих лет, мы сделали вывод- что дети стали играть в ролевые игры меньше, их игры стали примитивнее и однообразнее

Проанализировав данные наблюдения по снижению стремления детей играть в ролевые игры мы сделали вывод, что это связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельность взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями.

Часто игра ребёнка сводится к манипулированию с яркой модной игрушкой например(единорог), или в последнее время стало модным у детей так называемый процесс накопительства. Например, дети копят и стремятся как можно больше приобрести скрипышей, игрушек из киндер сюрпризов и т. д

Может быть это и неплохо, в данной ситуации мы предлагаем детям создать коллекции их накопительного материала, но сюжет придумать с данными предметами ребёнку сложно, да и где он может научиться придумывать сюжет в компьютерной игре? или в телевизионной информации?

Поэтому нам необходимо стать таким катализатором, и научить детей игровому опыту.

Мы работаем с детьми старшего возраста. И когда предлагаешь ребятам какую-то игру, а уж тем более сюжетно — ролевую они всегда с удовольствием отзываются.

Но если бы мы не играли с детьми в младшем возрасте думаем вряд ли у них имелся бы опыт сюжетно ролевой игры.

В 21 веке у дошкольников появились новые игровые роли такие как банкир, агент, клиент, визажист, оператор и т.д.

Этого требуют современные изменения и появление новых профессий.

 Всё дальше уходят от ребят профессии (кондуктора, почтальона, библиотекаря)

Мы с вами привыкли к тому что детей нужно всё время воспитывать, и развивать а вот играя с детьми специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляются «элементы воспитания» позиция педагога сразу перестаёт быть партнёрской и становится воспитывающей или обучающей. И тогда естественность игры при этом нарушается, Поэтому нам с вами надо всегда помнить об этом и быть в игре партнёром и брать на себя роль например администратора в отеле, дежурного по вокзалу, стюардессой в самолёте и т.д.

В начале этого года мы провели беседы среди родителей в рамках развития сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей «Роль игры в жизни ребёнка».

На вопрос «Какие игры важны для вашего ребёнка?» родители поставили на первое место развивающие, на второе подвижные, на третье сюжетно- ролевые игры и на четвертое- компьютерные. Все-таки родители требует от детей ранних успехов и достижений! Все стремятся детей как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая!

Для того, чтобы игра возникнув, перешла на более высокий уровень развития необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Сегодня термин «руководство игрой» в дошкольной педагогике означает понятие «развитие игры». Для развития игры, для обогащения игры сюжетами, темами, представлениями о социальных отношениях, нами была создана картотека «Проблемных ситуаций для современных игр: банк, Детское кафе, Супермаркет, Салон Красоты, Ветлечебница и другие.

Обсуждение проблемной ситуации происходит либо в утреннем круге, либо непосредственно в процессе игры, когда педагог берёт на себя роль игрока и предлагает по ходу игры эту проблему.

Например «Супермаркет» У покупателя не хватило денег заплатить за товар. Как быть? ( убрать что-то, позвонить, оставить в залог что-то, занести позже)

Для обогащения игры ролями и ролевыми действиями были созданы Интеллект-карты. На карте изображена Игра её название и стрелками показаны, роли в этой игре и ролевые действия участников игры. Обсуждение интеллект-карты происходит в утреннем круге.

Кроме интеллект–карт в центрах сюжетно- ролевых действий находятся схемы –алгоритмы к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на эти схемы дети учатся планировать свои действия в игре и работать по схемам

В связи с ограничением возможности побывать на реальных экскурсиях, для знакомства детей с разными профессиями, для расширения игрового опыта, были созданы виртуальные экскурсии. Именно они позволяют ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога или родителей, посмотреть на работу людей разных профессий из вне.

Регулярное пополнение группы неоформленным материалом способствует интересу детей к игре, развивает их творческие способности, фантазию, артистизм. Это и втулки от бумаги, это ячейки из по яиц, оберточная бумага, ткани, коробки.

Использование коробок в оформленном виде помогает разнообразить игровое оснащение группы. Это не требует больших материальных затрат. На наш взгляд очень важна предметно- развивающая среда группы, так как она способствует накоплению игрового опыта, развитию самостоятельной игровой деятельности. В группах оформлены центры для сюжетно- ролевых игр « Супермаркет», «Больница», «Центр Ряжения», «Авторпарк», « Семья»

Для формирования ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью мы используем костюмы и атрибуты.

«Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр»«Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр»

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости».

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и т.д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и т.д. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников. (Человек-паук, энгриберс, Черепашки Ниндзя, телеведущая и т.д.). Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно- ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим (как это было раньше — дворовые игры) Современному ребенку негде научиться играть.

В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада.

Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Она включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры.

Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

Современный педагог должен обратить внимание:

Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:

  1. совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
  2. самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации.

Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.

Как же играть с детьми?

Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции), конец игры (было ли логическое завершение и т.д.) С изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.

Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

  • принятие на себя роли; (участие педагога в игре как равного партнера)
  • разъяснение
  • совет; (педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т.д.)
  • помощь в решении спора
  • показ различных способов игры.

Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельностью педагогом.

Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее, педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжета). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх). Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным.

Косвенные приемы:

  • создание условий для активации самостоятельной игры детей:
  • оснащение и творческое преобразование развивающей предметной среды; (В предметно-игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.)
  • формирование системы необходимых знаний о социальной действительности, отражаемой в игре; (через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и т.д.)
  • создание игровой ситуации
  • наблюдение за игрой детей.

Для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте — косвенных. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя:

  1. Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат;
  2. Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;
  3. Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);
  4. Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;
  5. Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;
  6. Создание современной предметно-игровой среды.

Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

  • организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;
  • организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников.
  • создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Каковы же этапы организации сюжетно-ролевой игры:

I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры ( «игра в подготовку к игре»): определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики ( «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.), при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. (Например, поменялся образ типичного магазина — это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг, медицинский центр, фитнес центр).

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх.

Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии.

Я представлю некоторые современные сюжетно-ролевые игры такие как: «Агентство недвижимости», «Салон сотовой связи», «Салон красоты»

Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей с деятельностью взрослых, особенностями социума.

Предварительная работа:

Дети. Чтение художественной литературы (Чуковский К. И. Телефон, Носов Н. Н. Телефон, Михалков С. А что у вас, В парикмахерской, Житков Б. Что я видел. Какой номер. Русско-народные сказки Теремок, Рукавичка, Лиса и заяц, Скебцова М. Чудесный парикмахер, Кругляков Г. Мода, Успенский Э. Страшная история).

Рассматривание иллюстраций о профессиях, изображений домов, районов Балаково, различных марок телефонов.

Беседы: что такое недвижимость? Что продают? что покупают? для чего нужны сотовые телефоны, этикет телефонных разговоров, как я с мамой ходил в салон красоты, о профессиях парикмахера, визажиста, менеджера по продажам (телефонов, недвижимости, риэлтора.

Дидактические игры: Угадай профессию по ключевым словам, Загадки, Позвони родным, Построим дом, Как живешь, Для чего эти предметы? Что умеют мастера? Кому что нужно для работы?

Творческая деятельность: сбор атрибутов для игры, приготовление коллажей, приготовление бланков, счетов, бейджиков.

Родители принимали активное участие в создании предметно-пространственной среды, оформление папки: профессии родителей, экскурсии в салоны сотовой связи, салоны красоты, агентство недвижимости. Во время экскурсий было дано задание: обратить внимание на оборудование, обращение с клиентами, услуги которые там оказывают.

При организации с/р игры «Агентство недвижимости» были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им;
  2. Расширять сферу социальной активности детей и их представлений об окружающем;
  3. Закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости;
  4. Предоставлять возможность занимать различные позиции взрослых.

Была создана предметно — пространственная среда.

  • Каталоги с разными видами недвижимости.
  • Планы квартир.
  • Фотографии районов города.
  • Договора купли-продажи.
  • Банковские карточки.
  • Кассовый аппарат

Введены следующие игровые действия.

  • Знакомство с рекламными проспектами
  • Выбор недвижимости
  • Обсуждение местонахождения недвижимости
  • Знакомство с особенностями планировки и оформления
  • Оформление сделки
  • Оплата покупки
  • Оформление документов

При организации с/р игры «Салон сотовой связи» были поставлены следующие задачи:

  1. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
  2. Отражать в игре явления социальной действительности;
  3. Закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику;
  4. Формирование навыков речевого этикета;
  5. Учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты;
  6. Учить оценивать качество выполнения задания.
  7. Формировать навыки сотрудничества.

Была создана предметно- пространственная среда.

  • Ветрина с различными марками детских телефонов.
  • Каталог с различными марками телефонов.
  • Бейджики сотрудников.
  • Рекламные проспекты.
  • Банковские карты. Кассовый аппарат

Введены следующие игровые действия.

  • Работа операторов связи (продажи сотовой связи).
  • Работа менеджеров по продаже сотовых телефонов, аксессуаров для них.
  • Оплата услуг.
  • Продажа карточек различных сотовых кампаний.

При организации с/р игры «Салон красоты» были поставлены следующие задачи:

  1. Учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.
  2. Побуждать детей самостоятельно распределять роли и создавать необходимые условия.
  3. Создавать условия для творческого самовыражения.
  4. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений
  5. Формирование навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

Была создана предметно- пространственная среда.

  • Фен. Расческа.
  • Фартук для парикмахера.
  • Зеркало.
  • Шампунь.
  • Баночки.
  • Ножницы.
  • Заколки.
  • Журнал с образцами причесок.

Введены следующие игровые действия

  • Работа с клиентами.
  • Оформление заказов
  • Выполнение услуг (завивка, стрижка, мытье головы, окраска волос, оформление причесок, покрытие волос лаком).
  • Консультации
  • Оплата услуг

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.

Литература:

  1. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С. 70 – 74
  3. Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.
  4. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. — Киев: Рад. Школа, 1982.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин -6-е изд. стер. –М: Издательский центр «Академия» 2011. -384 с.
< Предыдущая   Следующая >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смывка swix base cleaner инструкция по применению на русском
  • Должностная инструкция подсобного рабочего в офисе
  • Наушники headphones sh10 инструкция на русском
  • Непосредственное руководство вс через органы управления министерства обороны осуществляет
  • Сборка шкафа пакс икеа инструкция по сборке