Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <19>;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
———————————
<19> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
———————————
<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Обществознание
Задача по теме: «Конституция»
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание основной государственный экзамен. Москва: Издательство «Национальное образование», 2023. — 286 с. Материалы публикуются в учебных целях
Верны ли следующие суждения о разделении властей в Российской Федерации?
А. Правительство Российской Федерации — высший орган законодательной власти.
Б. Совет Федерации осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно оба суждения
4) оба суждения неверны
Решение
Верны ли следующие суждения о разделении властей в Российской Федерации?
А. Правительство Российской Федерации — высший орган законодательной власти.
Б. Совет Федерации осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно оба суждения
4) оба суждения неверны
Решение:
Приведённые суждения:
А. Правительство Российской Федерации — высший орган законодательной власти – неверно, законодательным органом власти в РФ является Федеральное Собрание РФ. Правительство — это исполнительный орган власти.
Б. Совет Федерации осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации – неверно, это полномочие Президента РФ.
Ответ: 4
На экзамене это задание принесло бы тебе 2/2 баллов.
Удалить курс из корзины?
Этот курс можно приобрести только с помощью менеджера или преподавателя. Уверен, что хочешь
удалить его из корзины?
Нужно авторизоваться
Нужно авторизоваться
Введите больше 6 символов
На почту 12345@mail.ru отправлена ссылка для сброса пароля.
Пожалуйста, подтвердите ваш номер телефона
Пополнение
счёта
Курс заблокирован
К сожалению, данный курс заблокирован. Необходимо внести доплату
Вывод
средств
Ваше задание
подтверждено!
успешно
Теперь вы можете приступить
к следующему уроку
курса по математике
Перейти к уроку
Подтверждение
замены
Для смены номера телефона
мы отправили Вам код по СМС,
введите его в поле ниже.
Подтвердить
Ты включаешь автопродление — 25-го числа каждого месяца доступ к купленным курсам будет
автоматически продлеваться. Деньги будут списываться с одной из привязанных к учетной записи
банковских карт. Управлять автопродлением можно из раздела «Финансы»
Для активации регулярного платежа мы спишем небольшую сумму с карты и сразу её вернем
Вы дествительно хотите отменить автопродление?
Благодарим за покупку!
В ближайшее время курс будет доступен в разделе Моё обучение
Материалы будут доступны за сутки до начала урока
Чат будет доступен после выдачи домашнего задания
Укажите вашу электронную почту
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать
его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Для лучшей
работоспособности сайта просим вас отключить AdBlock.
OK
Статья 80
- Президент Российской Федерации является главой государства.
- Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти <*>.
- Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
- Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81 <*>
- Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.
- Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
- Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Статья 82
- При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
- Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации <*>.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
———————————
<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Статья 84
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Статья 85
- Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
- Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 87
- Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
- В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
- Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 88
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статья 89
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Статья 90
- Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 91
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Статья 92
- Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
- Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Статья 92.1 <*>
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
- Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.
Статья 93 <*>
- Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
- Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
- Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.
Совет Федерации
является «верхней» палатой Федерального Собрания ‑‑ парламента Российской
Федерации.
В Совет Федерации
входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов
государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение
своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или
досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской
Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.
Совет Федерации
является «верхней» палатой Федерального Собрания ‑‑ парламента Российской
Федерации.
В Совет Федерации
входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов
государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение
своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или
досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской
Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.
Порядок формирования
Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации»: палата состояла из 178
представителей субъектов Российской Федерации ‑ глав законодательных
(представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.
8 августа 2000 года
вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации». В состав палаты входили представители, избранные
законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов
Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких
представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или
назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия
члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим)
его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание
(назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран
(назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом
избирать и быть избранным в органы государственной власти.
С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенных Федеральным
законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете
Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального
образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации,
органом государственной власти которого осуществляется его избрание
(назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета
Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия
депутата законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа
муниципального образования.
1 января 2013 года
вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации», согласно которому наделение полномочиями члена
Совета Федерации осуществлялось соответственно законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации
нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации. Кандидатом для наделения
полномочиями члена Совета Федерации мог быть гражданин Российской Федерации,
достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно
проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения
полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати
лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена
Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном
проживании на территории субъекта Российской Федерации не применялось.
С вступлением в силу
изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта
2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» изменились состав и полномочия Совета
Федерации, требования к сенаторам Российской Федерации.
22 декабря 2020 года
вступил в силу новый Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно Федеральному
закону сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской
Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией,
постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства
(подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного
документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного государства.
К кандидатам для
наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации установлено дополнительное требование, согласно
которому кандидатом может быть гражданин Российской Федерации, постоянно
проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти
лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения
полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта
Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих
такому выдвижению. В определенных законом случаях требование о постоянном
проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.
Кандидатом для
наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации может быть только депутат этого органа.
Решение о наделении
полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае
досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.
Решение о наделении
полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято
вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления
в должность.
Орган государственной
власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении
полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта
Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления в силу
такого решения, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем
официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Президент Российской
Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает в Совет
Федерации письменное заявление, подтверждающее такое решение. Заявление может
быть подано однократно. Информация об осуществлении полномочий сенатора
Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение
своих полномочий, размещается на официальном сайте Совета Федерации в сети
«Интернет» не позднее дня, следующего за днем поступления в Совет Федерации
заявления.
Решение о наделении
полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя Российской
Федерации принимается Президентом Российской Федерации.
Президент Российской
Федерации не позднее дня, следующего за днем вступления в силу указа о назначении сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации,
направляет указ в Совет Федерации и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Полномочия сенатора
Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации
начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа
государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его
полномочиями сенатора Российской Федерации.
Осуществление
полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации,
прекратившим исполнение своих полномочий, начинается со дня поступления в Совет
Федерации соответствующего заявления.
Полномочия сенатора
Российской Федерации – представителя Российской Федерации, назначенного указом
Президента Российской Федерации, начинаются со дня вступления в силу этого
указа.
Совет Федерации
является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере
необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются
основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний
Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания
посланий Президента Российской Федерации.
Сенаторы Российской
Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Заседания Совета
Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются
открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть
изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.
Совет Федерации избирает
из своего состава Председателя Совета Федерации, первых заместителей и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
Почетным Председателем
Совета Федерации избран Е.С.Строев (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета
Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале
заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы
специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного
голоса и некоторыми другими правами.
Совет Федерации
образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются
постоянно действующими органами палаты.
Совет Федерации может
создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия
создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи.
Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.
Каждый сенатор Российской
Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Сенатор
Российской Федерации может быть членом только одного комитета палаты.
Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации.
Первые заместители Председателя Совета Федерации и заместители Председателя
Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав
комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 сенаторов Федерации.
Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется
постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным
направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета
палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.
Советом Федерации образованы:
- Комитет Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству; - Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера; - Комитет Совета
Федерации по обороне и безопасности; - Комитет Совета
Федерации по международным делам; - Комитет Совета
Федерации по бюджету и финансовым рынкам; - Комитет Совета
Федерации по экономической политике; - Комитет Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию; - Комитет Совета
Федерации по социальной политике; - Комитет Совета
Федерации по науке, образованию и культуре; - Комитет Совета
Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Решение о реорганизации
или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов
принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.
Комитеты Совета
Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного
обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило,
проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении
закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях,
предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Полномочия Совета
Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией
палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения
Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов,
соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется
Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.
Организация
законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным
направлениям:
Совет Федерации
совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов,
рассмотрении законов и принятии решений по ним;
в порядке реализации
права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает
проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному
рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой
федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной
эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон
считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более
половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон
считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей
голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному
рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет
Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом
Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления
возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному
рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.
К ведению Совета
Федерации, кроме того, относятся:
- утверждение указа
Президента Российской Федерации о введении военного положения; - утверждение указа
Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами
территории Российской Федерации; - назначение выборов
Президента Российской Федерации; - отрешение Президента
Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента
Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; - назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя
Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного
Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации,
Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя
Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской
Федерации; - проведение
консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей
Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской
Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур,
приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской
Федерации; - проведение
консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая
федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства,
внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций
и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; - прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным
конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской
Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя
Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда
Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации,
председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных
судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях,
свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий; - заслушивание
ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии
законности и правопорядка в Российской Федерации.
В ряде федеральных
законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Совет Федерации, равно
как и каждый сенатор Российской Федерации, обладает правом законодательной
инициативы.
По вопросам ведения
Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа сенаторов
Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской
Федерации, принимает постановления.
Совет Федерации
принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы
Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок
рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
Статус сенатора
Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно
которой сенаторы Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение
всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты
обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты
личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным
законом для обеспечения безопасности других людей.