Сообщение результатов аудита руководству аудируемого лица

Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям собственника

Сообщение информации, полученной по результатам

аудита, руководству аудируемого лица

и представителям собственника

118. Аудитор должен своевременно сообщить руководству аудируемого лица и представителям собственника полученную по результатам аудита информацию о существенных недостатках в организации и применении системы внутреннего контроля, ставших известными аудитору в ходе аудита.

119. Если аудитор выявляет риски существенного искажения информации, которые аудируемое лицо не контролировало либо для которых соответствующий контроль является неадекватным, или если, по мнению аудитора, имеется существенный недостаток в процессе оценки рисков аудируемым лицом, то аудитор включает сведения об указанных недостатках системы внутреннего контроля в информацию, полученную по результатам аудита, которую сообщает руководству аудируемого лица и представителям собственника. Требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица изложены в правиле (стандарте) N 22.

Информация
представляет собой сведения, ставшие
известными аудитору в ходе аудита
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
которые, по мнению аудитора, являются
одновременно важными для руководства
и представителей собственника аудируемого
лица при осуществлении ими контроля за
подготовкой достоверной финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица и раскрытием информации в ней.

Аудитор
должен сообщать информацию руководству
и (или) представителям собственника
аудируемого лица.

Во
избежание недоразумений в договоре
оказания аудиторских услуг может быть
разъяснено, что аудитор будет сообщать
только ту информацию, представляющую
интерес для управления, на которую он
обратит внимание в результате аудита.
Аудитор не обязан в ходе аудита
разрабатывать процедуры, специально
направленные на поиск информации,
имеющей значение для управления
аудируемым лицом. В договоре оказания
аудиторских услуг могут также:

1)
указываться форма, в которой будет
сообщаться информация;

2)
определяться надлежащие получатели
информации;

3)
определяться конкретные вопросы аудита,
представляющие интерес для управления
аудируемым лицом, в отношении сообщения
информации о которых была достигнута
договоренность.

Информация,
которую следует сообщать руководству
аудируемого лица и представителям его
собственника отражает:

а)
общий подход аудитора к проведению
аудита и его объему, обеспокоенность
аудитора по поводу любых ограничений
объема аудита, а также комментарии по
поводу уместности любых дополнительных
требований руководства аудируемого
лица;

б)
выбор
учетной политики или ее изменение
руководством аудируемого лица, которое
оказывает или может оказать существенное
влияние на финансовую (бухгалтерскую)
отчетность аудируемого лица;

в)
возможное влияние на финансовую
(бухгалтерскую) отчетность аудируемого
лица каких-либо существенных
рисков
и внешних факторов, которые должны быть
раскрыты в финансовой (бухгалтерской)
отчетности (например, судебных
разбирательств);

г)
предлагаемые аудитором существенные
корректировки финансовой (бухгалтерской)
отчетности, как осуществленные, так и
не осуществленные аудируемым лицом;

д)
существенные неопределенности, касающиеся
событий или условий, которые могут в
значительной мере поставить под сомнение
способность аудируемого лица продолжать
непрерывно вести свою деятельность;

е)
разногласия аудитора с руководством
аудируемого лица по вопросам, которые
по отдельности или в совокупности могут
являться значимыми для финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица или аудиторского заключения.
Сообщаемая в этой связи информация
должна включать пояснения важности
этого вопроса и сведения о том, был ли
данный вопрос разрешен или нет;

ж)
предполагаемые модификации аудиторского
заключения;

з)
другие вопросы, заслуживающие внимания
представителей собственника (например,
существенные недочеты в области
внутреннего контроля, вопросы, касающиеся
порядочности руководства аудируемого
лица, а также случаи недобросовестных
действий руководства);

и)
вопросы, освещение которых согласовано
аудитором с аудируемым лицом в договоре
оказания аудиторских услуг.

Аудитор
должен сообщить представителям
собственника о не исправленных аудируемым
лицом корректировках, предложенных
аудитором в ходе аудита, признанных
руководством аудируемого лица
несущественными, по отдельности или в
совокупности для финансовой (бухгалтерской)
отчетности в целом.

Неосуществленные
корректировки, о которых сообщается
представителям собственника, не должны
быть ниже выбранного значения уровня
существенности.

В
целях своевременного сообщения информации
аудитор должен обсудить с представителями
собственника и руководства аудируемого
лица порядок, принципы и сроки сообщения
такой информации. В определенных случаях
в связи с необходимостью решения срочного
вопроса аудитор может сообщить о нем
раньше, чем это было согласовано
предварительно.

Аудитор может сообщать надлежащим
получателям информацию в устной или
письменной форме.

Если информация, представляющая
интерес для управления аудируемым
лицом, сообщается в устной форме, аудитору
следует документально отразить в рабочих
документах эту информацию и реакцию на
нее получателей информации. Такие
документы могут иметь форму копий
протоколов обсуждений, проводимых
аудитором с представителями собственника
и руководства аудируемого лица.

Как правило, аудитор предварительно
обсуждает с руководством аудируемого
лица вопросы аудита, представляющие
интерес для управления аудируемым
лицом, за исключением тех вопросов,
которые ставят под сомнение компетентность
или порядочность самого руководства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Данная статья посвящена вопросу результативности аудита с точки зрения аудируемого лица, а именно той информации, которую аудируемая организация должна и может получить от своего аудитора. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 внесены изменения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696. Изменения добавили к ранее утвержденным стандартам еще 7, доведя их количество до 23. В числе добавленных — Правило (стандарт) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» (далее — стандарт), о котором собственно и пойдет речь.

Стандарт устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — информация), руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника компании. Рассмотрим их подробно.

  1. Кому предоставляется информация

Важным вопросом, затронутым стандартом, является вопрос получателей информации. Действительно, иногда и аудитору бывает сложно определить, кому лично из руководства аудируемого лица и состава собственников нужно предоставлять ту или иную информацию. Что же касается аудируемой организации, то тут важность вопроса о предоставлении информации надлежащим получателям возрастает. Ведь бухгалтер, своевременно получивший информацию от аудитора, может внести необходимые изменения в данные бухгалтерского и налогового учета, а также налоговые декларации, что позволит избежать штрафов по налогам. Руководитель организации, несущий ответственность за организацию учета, может, получив информацию о состоянии учета, принять надлежащие меры, направленные на исправление выявленных нарушений.

Согласно стандарту аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.

Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное управление аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер).

Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, надлежащим получателям такой информации.

Однако следует иметь в виду, что аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) следует:

    а) указать форму, в которой будет сообщаться информация;

    б) определить надлежащих получателей информации;

    в) определить конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, в отношении сообщения информации о которых была достигнута договоренность.

  1. Какая информация предоставляется

Аудитор должен сообщать руководству и представителям собственника аудируемого лица информацию, представляющую собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются важными как для руководства, так и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита.

Как правило, такая информация отражает:

  • общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица. Объем аудита выражается в количестве проверенных хозяйственных операций. По объему проверка может быть сплошной или выборочной. Объем аудита должен быть достаточным для формирования такого мнения аудитора, риск ошибочности которого не превышал бы предельную величину (как правило, не более 5 %);
  • выбор или необходимость изменения руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.;
  • возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
  • предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом. При этом очень важно, чтобы предлагаемые корректировки были максимально определенными и содержали не только описание выявленного нарушения, но и конкретизированные рекомендации по исправлению недочетов;
  • существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать свою деятельность. Примерами такой неопределенности может быть значительное занижение налоговых баз по налогам при наличии высокой вероятности выявления налоговыми органами данных нарушений и, как следствие, предъявление сумм неуплаченных налогов и штрафных санкций к уплате; ведение деятельности без лицензии и т.д.;
  • разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица (привести к её недостоверности) или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать обоснования важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
  • предполагаемые модификации аудиторского заключения, т.е. предположения о степени достоверности отчетности;
  • другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля);
  • иные вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

Кроме того, аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:

    а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;

    б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.

  1. Формы сообщения информации

Согласно стандарту аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме.

Как правило, аудитор предварительно обсуждает с руководством аудируемого лица вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица имеют важное значение для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству аудируемого лица предоставить дополнительную информацию.

Несмотря на безусловную полезность устного общения, самым важным результатом работ на этапе, предшествующем выдаче аудиторского заключения, является письменная информация о нарушениях, выявленных в процессе проверки. По нашему мнению, наиболее удобным является разбиение информации на обширный Отчет, предоставляемый финансовому директору и (или) главному бухгалтеру аудируемого лица, в котором будут указаны все нарушения, выявленные в ходе проверки, и краткую информацию для руководителя и (или) собственника, необходимую для принятия управленческих решений. Предоставление Отчета должно состоять из двух этапов. Предварительно предоставляется рабочий вариант Отчета для согласования. Цель согласования — получить формальное согласие должностных лиц с информацией, приведенной в Отчете, либо возражения и (или) дополнения, которые могут быть учтены аудитором при формировании конечного варианта Отчета.

В заключение хотелось бы отметить, что хозяйствующий субъект должен уделять достаточное внимание порядку завершения процедуры аудита для обеспечения максимальной пользы от проведения аудита.

Игорь ЧАЙКА,
руководитель департамента аудита
Центра налогового планирования «Корпус права»

Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

  • «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»;
  • «Особенности анализа консолидированной отчетности».

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Об основных этапах аудита расскажет материал «Порядок проведения аудита бухгалтерского баланса».

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

О задачах иных контрольных мероприятий читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина везелица инструкция по эксплуатации
  • Анализатор белка в моче микролаб 600 инструкция по эксплуатации
  • Книга руководство по автомобилю mercedes
  • Допуск лиц к руководству
  • Диувер инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена аналоги