Аккумуляторные батареи со временем разряжаются. Происходит это из-за воздействия окружающей среды или по причине длительной эксплуатации. Поэтому АКБ необходимо подзаряжать. Компания ПФ «Сонар» выпускает с 1993 года зарядные устройства для автомобильных и лодочных аккумуляторов. Одним из лучших их устройств считается «Сонар УЗ 201».
Обзор устройства
ЗУ «Сонар УЗ 201» представляет собой прямоугольный прибор черного цвета. В нижней части корпуса имеется углубление, куда прячутся: провод питания и клеммы для соединения с аккумулятором.
Это полностью автоматизированное устройство. Аппарат не требует каких либо дополнительных настроек. Он автоматически подстраивается под те батареи, которые должен заряжать.
На верхней части аппарата находится несколько лампочек. Одна из них, располагающаяся справа и в отдалении от серии других, является индикатором питания прибора. Серия лампочек, находящихся напротив индикатора питания, помечена цифрами от 0,5 А до 4,5 А. Они сигнализируют о полном разряде аккумулятора или, наоборот, о заряженной АКБ.
При полностью разряженной батарее индикаторы будут все гореть красным. Они сигнализируют о том, что в аккумулятор поступает ток с силой 4,5 А. По мере заряда АКБ лампочки будут гаснуть одна за другой. И при полном заряде останется гореть только один индикатор 0,5 А, свидетельствующий о том, что в батарею поступает минимум электрического тока.
Технические характеристики Сонар УЗ 201
Технические характеристики аппарата следующие:
Характеристика | Значение |
---|---|
Питание от сети | 220/240 В |
Частота | 50 Гц |
Мощность потребления в рабочем состоянии | 80 Вт |
Мощность потребления при простое | 5 Вт |
Мин. емкость АКБ | 20 А/ч |
Макс. емкость АКБ | 65 А/ч |
Номинал выходного напряжения | 15 В |
Максимальный ток при нагрузке | 4,5 А |
Температура в помещении | от -5°C до +35°С |
Допустимая рабочая температура | до +60°С |
Размеры ДxШxВ | 180х92х76 мм |
Степень защиты от воды и пыли | IP 20 |
Вес | 500 гр |
Особенности устройства и для каких АКБ предназначен
Прибор «Сонар УЗ 201» защищен от короткого замыкания, а также от переполюсовки. Устройство оснащено электронной защитой от перегрева, которая следит за температурой во внутренней части аппарата.
Аппарат имеет два режима работы:
- оживление АКБ;
- режим объемного заряда.
Это устройство отличаются высокой надежностью и низкой стоимостью. При должном уходе оно прослужит более 5 лет. Аппарат требователен к уходу:
- не рекомендуется после транспортировки в холодное время года сразу включать его. Необходимо дать ему адаптироваться к нормальной среде в течение 2 часов;
- не рекомендуется хранить в сырых помещениях. Произойдет окисление контактов, которое приведет к выходу из строя аппарата;
- срок хранения не более 5 лет;
- заряжать АКБ в проветриваемом пространстве.
Устройство предназначено для заряда свинцово-кислотных АКБ с емкостью от 20 до 65 Ач и напряжением 12 В. Используется для процедуры заряда не только автомобильных аккумуляторов, но и лодочных, мотоциклетных. Заряжает быстро и не приводит к перезаряду батареи и его негативным последствиям: кипение электролита, повреждение или выход из строя АКБ.
Серия «Сонар УЗ 201 П» от аппарата «Сонар УЗ 201 М» отличается тем, что имеет стрелочный амперметр.
Важно! Несмотря на все заводские меры предосторожности, встроенные в аппарат, оставлять его без присмотра во включенном состоянии не рекомендуется.
Как заряжать аккумулятор с помощью «Сонар УЗ 201»
В комплект к каждому аппарату прилагается инструкция с мануалом по хранению и эксплуатации устройства. Перед тем, как начать работу с аппаратом необходимо вынуть провода из специального углубления.
- Помеченные цветом клеммы подключить, к таким же по цвету выводам на АКБ. Если аккумулятор не имеет цветового обозначения, то красный зажим или «плюс» подключается к плюсовому выводу, а черный или «минус» к минусовому выводу.
- Включить в сеть источника питания.
- Загорится зеленый индикатор. Если батарея не заряжена, то загорятся все индикаторы красного цвета. Сонар автоматически определит степень разряда АКБ и включит режим «оживления» или «объемного заряда».
- После того, как батарея будет заряжена, необходимо отсоединить прибор от источника питания.
- Затем снять зажимы с аккумулятора.
Скачать официальную инструкцию PDF
Инструкцию по эксплуатации зарядного устройства Сонар УЗ 201 можно скачать ЗДЕСЬ.
У Вас имеется зарядное устройство Сонар УЗ 201? Тогда расскажите в комментариях какой и о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.
Отзывы
Арелин Виктор Силантьевич, 32 года, Курск
Пользуюсь Сонаром уже 3 года. Нет никаких нареканий. Всегда заряжает и вовремя выключается, даже, когда забываешь про него. Хорошее устройство, рекомендую его всем автолюбителям.
Штерн Алексей Зиновьевич, 45 лет, Тула
Купил недавно по совету друга. Не сказать, что сильно в восторге. Заряжает долго. Но может из-за того, что батарея на катер после зимы была полностью разряжена. Посмотрю, как покажет себя с автомобильным аккумулятором.
Посмотреть, сколько это стоит в нашем магазине >>>
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Устройство зарядное СОНАР УЗ 201 (в дальнейшем — устройство) предназначено для заряда свинцово-кислотных аккумуляторных батарей напряжением 12 В, ёмкостью от 25 до 65 А/ч.
2.1. Устройство может эксплуатироваться в условиях умеренного климата в хорошо проветриваемых помещениях при температуре окружающего воздуха от минус 5°С до плюс 35°С и относительной влажности до 90% при температуре 20°С.
1.3. Питание устройства осуществляется от сети переменного однофазного тока напряжением (220±20) В частотой (50±0,5) Гц.
1.4. Настоящий паспорт устанавливает правила эксплуатации устройства, соблюдение которых обеспечивает поддержание его в постоянной готовности к действию.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Напряжение питающей сети (220±20) В.
2.2. Частота сети (50±0,5) Гц.
2.3. Диапазон зарядного тока от 0 до 5,0 А.
2.4. Устройство обеспечивает индикацию работоспособности при подключении в сеть и дискретную индикацию значений зарядного тока: «0,5А», «1,0А», «2,0А», «3,0А», «4,0А», «5,0А».
2.5. Габаритные размеры не более, мм 180 х 92 х 76
2.6. Масса не более 0,5 кг
2.7. Электрическая мощность, потребляемая от сети не более 65 Вт.
2.8. В процессе работы устройства допускается повышение температуры корпуса до 60°С.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Запрещается замена предохранителей , а также ремонт устройства во включенном состоянии.
3.2. При работе устройства не допускается механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на них химически активных сред (кислот, масла, бензина и т. п.).
3.3. Заряжать аккумуляторную батарею следует в хорошо проветриваемом помещении.
4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
4.1. После хранения в холодном или сыром помещении, а также после транспортировки устройства перед включением следует выдержать его в нормальных условиях не менее 2 ч.
4.2. Главным условием нормального заряда аккумуляторной батареи является её исправность (см. руководство по эксплуатации аккумуляторной батареи).
5. ПОРЯДОК РАБОТЫ
5.1. Перед началом работы выньте из отсека уложенные в него провода.
5.2. Подключите контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:
«+» или «красный» зажим устройства подключается к плюсу аккумуляторной батареи;
«-» или «черный» зажим устройства подключается к минусу аккумуляторной батареи.
При этом должен загореться зеленый индикатор «ON», что говорит о правильности подключения и наличии напряжения на аккумуляторной батарее не ниже 9,5 В.
5.3. Включите устройство в сеть переменного тока напряжением 220В, при этом автоматически начнёт протекать ток заряда аккумуляторной батареи. Зарядное устройство работает в автоматическом режиме и формирует оптимальную характеристику зарядного тока. В зависимости от состояния Вашей аккумуляторной батареи зарядное устройство автоматически включится в один из двух режимов работы:
- режим «оживления» аккумуляторной батареи
- режим «объёмного» заряда
В режим «1» устройство включается, если Ваша аккумуляторная батарея разряжена глубоко до напряжения ниже 6-8 В. В этом случае зарядное устройство работает в импульсном режиме, обеспечивая небольшой средний ток. Когда аккумуляторная батарея зарядится до напряжения около 8-10 В, зарядное устройство автоматически переключится в режим «2». В этом режиме в начале устанавливается ток около 4-5 А, который будет автоматически снижаться по мере заряда аккумуляторной батареи, исключая «кипение» электролита. При полной зарядке аккумуляторной батареи зарядный ток установится равным току собственных потерь аккумулятора (для исправной батареи ёмкостью 55 А/час не более 0,5А). В этом режиме аккумуляторная батарея может храниться сколь угодно долго.
5.4. По окончании заряда аккумуляторной батареи отсоедините питание зарядного устройства, затем отсоедините контактные зажимы от аккумуляторной батареи.
5.5. При включении зарядного устройства на холостом ходу (без подключения аккумуляторной батареи) светодиод «ON» должен гореть (или периодически мигать), что говорит о работоспособности прибора.
5.6. Зажигание светодиода «0,5А» без нагрузки допускается.
5.7. При зарядке аккумуляторной батареи на автомобиле сначала подсоедините выходной провод к незаземлённой клемме, затем подсоедините другой выходной провод к шасси вдали от батареи и топливной линии. По окончании заряда отсоедините питание, затем шасси и батарею.
5.8. Для заряда аккумуляторной батареи большей ёмкости (90-120 А/ч и более) допускается одновременное подключение двух и более зарядных устройств данного типа к одной аккумуляторной батарее. Зарядный ток увеличивается соответственно в два или более раз.
6. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ УСТРОЙСТВА
6.1. Устройство необходимо хранить в сухом, хорошо проветриваемом месте, вдали от отопительных приборов при температуре окружающего воздуха от 1 до 40°С, относительной влажности не более 80% при 25°С.
6.2. Недопустимо содержание в воздухе хранилища газов, паров кислот, щелочей и других агрессивных сред и примесей.
6.3. Срок хранения устройства не более 5 лет.
СХЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ
Электрическая схема с сайта http://www.zaryad.ru/files/scheme/2.201.gif
Все, что способно накапливать электроэнергию, со временем ее так же и теряет. Этому способствует множество факторов: погодные условия, различные механические встряски и, собственно, работа.
Поэтому любой аккумулятор требует периодического восстановления. Именно для восстановления электрозаряда аккумуляторов производитель «Сонар» изготавливает зарядные устройства.
Самой удачной моделью принято считать Сонар УЗ 201. Это прибор для заряда аккумуляторов для авто и моторных лодок.
Что собой представляет это зарядное устройство
Аппарат выполнен в виде небольшой прямоугольной коробки. В корпусе предусмотрена выемка для провода и клемм, если устройство не используется.
ЗУ полностью автоматическое и не требует никаких ручных настроек. Параметры для заряжаемого аккумулятора выставляет автоматика.
Светодиодные индикаторы показывают информацию об уровне заряда батареи. Если источник питания полностью «умер», то все лампы загорятся красным светом.
Постепенно уровень заряда будет расти, и лампы поочередно будут гаснуть. Полный заряд батареи будет обозначен горением лишь одного индикатора.
ТТХ зарядного прибора Сонар
Как устроен прибор и каким аккумуляторам он подходит
ЗУ имеет защиту от короткого замыкания, от перегрева во время работы. Если вы вдруг неправильно подключите клеммы, также сработает защита.
Зарядник может работать в двух режимах:
- Как пусковое устройство.
- Как зарядное устройство.
При отличных рабочих показателях цена у аппарата вполне бюджетная.
Чтобы срок службы ЗУ был как можно дольше, следует придерживаться некоторых правил:
- Не включать сразу с холода, а дать адаптироваться к температуре помещения в течение нескольких часов.
- Избегать сырости и не допускать окисления клемм.
- Заряд АКБ осуществлять в помещении с достаточным доступом воздуха.
- Не превышать срок хранения, указанный в инструкции (5 лет).
Зарядное устройство Сонар 201 подойдет для свинцово-кислотных батарей, которые имеют емкость 20-60Ам/ч и напряжение 12 вольт. АКБ для автомобилей, лодок и мотоциклов такого типа заряжает быстро и качественно.
Внимание! Не оставлять зарядник включенным без присмотра, это опасно.
Как работать с прибором Сонар УЗ 201
Инструкция такова:
- Подключить источник питания к прибору (вместе положительно заряженные клеммы, и, соответственно, отрицательно заряженные).
- Подключить прибор к сети.
- После процедуры восстановления отключиться от сети и затем разъединить ЗУ и батарею.
Отзывы
Михаил, 40 лет:
Недорогой и надежный прибор. С зарядкой батареи — никаких проблем!
Александр, 25 лет:
Я еще малоопытный автовладелец. По совету друга приобрел Сонар 201 и не пожалел. Прост в использовании, надежен, и цена очень доступная.
На чтение 12 мин Просмотров 38 Опубликовано Обновлено
Содержание
- Sonar зарядное устройство схема
- Восстановление и легкая модернизация зарядного устройства СОНАР 201 П
- Рекомендуемые сообщения
- Присоединяйтесь к обсуждению
- Последние посетители 0 пользователей онлайн
- Сообщения
- Похожий контент
- Зарядное устройство СОНАР УЗ 201 Инструкция по эксплуатации Руководство предпускового зарядного устройства СОНАР УЗ 201
- 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
- 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
- 3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
- 4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
- 5. ПОРЯДОК РАБОТЫ
- 6. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ УСТРОЙСТВА
- ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗУ СОНАР УЗ 201
- Инструкции по эксплуатации зарядных устройств
- Зарядное устройство ЗУ-75А Обронприбор
- Зарядное устройство КУЛОН 707d, КУЛОН 717d
- Зарядное устройство Кедр АВТО 10
- Зарядное устройство Кедр АВТО 4А
- Зарядное устройство ОРИОН
- Зарядное устройство ОРИОН-415
Sonar зарядное устройство схема
Российская компания «ПФ Сонар» работает на рынке с 1993 года. Она поставляет продукцию преимущественно своей разработки. Наибольшую популярность получили различные виды зарядных устройств. Их производством Сонар занялась еще в 1996 году, и первая линейка была ориентирована на подзарядку негерметичных автомобильных аккумуляторов. Уже в 1999 году линейка дополнилась устройствами для герметизированных аккумуляторов.
За время работы компания произвела большое количество различных зарядных устройств и их модификаций.
Электрические схемы и технические характеристики
Ниже остановимся на наиболее актуальных моделях устройств.
Рис. 1. Внешний вид модели 201М
Представляет собой простое автомобильное ЗУ, предназначенное для работы с двенадцативольтовыми аккумуляторами, ёмкость которых не превышает 65 ампер·часов. Сила тока отдачи – до 4,5 А.
Электрическая схема зарядки представлена на рис. 2 (см. архив в конце статьи).
Рис. 3. Внешний вид ЗУ 201П
В отличие от предыдущей модели, здесь есть уже более-менее наглядный индикатор отдачи тока — амперметр. В остальном технические характеристики идентичны: сила тока – до 4,5 А, напряжение – 12 В.
Принципиальная схема на рис. 4 (см. архив в конце статьи).
По большому счёту, от первой отличается только наличием стрелочного индикатора.
Зарядное устройство Сонар 2.201
Это модификация исходной легендарной модели, которая продавалась еще с 1996 года (самое первое массовое зарядное устройство компании).
Рис. 5. Внешний вид зарядного устройства Сонар 2.201
Устройство очень компактное и практичное в обиходе. Из усовершенствований – добавилась панель светодиодной индикации.
Электрическая схема на рис. 6 (см. архив в конце статьи).
Отдельно схема панели индикации на рис. 7 (см. архив в конце статьи).
В отличие от предыдущих моделей, эта зарядка реализует алгоритм двухшаговой зарядки свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. Здесь есть защита от коротких замыканий и перегрузок по току (как на входе, так и на выходе). Схема оснащена стабилизатором напряжения. Выходные показатели не изменяются при колебаниях на входе.
Принципиальная схема зарядки на рис. 8 (см. архив в конце статьи).
Модификация 202.01П отличается наличием амперметра.
Эта зарядка может компенсировать ток саморазряда АККБ. Что позволяет использовать её для организации длительного хранения батарей питания.
Модель Сонар 205 (модификации с 01 по 04)
Данные зарядные устройства обеспечивают низкую силу тока (до 1,2 А – в зависимости от модели), но могут использоваться для подзарядки герметизированных автомобильных аккумуляторов (ёмкостью не более 15 ампер·часов).
Рис. 9. Внешний вид модели Сонар 205
Зарядка отличается миниатюрными габаритами и простотой. Не менее интересна функциональность. Здесь есть несколько режимов работы, в том числе защита от КЗ и скачков по току.
Принципиальная схема на рис. 10 (см. архив в конце статьи).
Эта модификация не может работать сети переменного тока 220 В, но зато она подключается к бортовой сети автомобиля (через прикуриватель).
Рис. 11. Внешний вид ЗУ 205.05
В остальном функционал очень схож: защита от КЗ, 3 режима питания АККБ, двухшаговая процедура зарядки.
Схема оснащена стабилизатором напряжения и справляется со скачками напряжения в диапазоне 12-30 Вольт.
Электрическая схема на рис. 12. (см. архив в конце статьи).
Зарядное устройство 207.01
Внешний вид устройства (рис. 13).
Рис. 13. Внешний вид зарядного устройство 207.01
Это трёхрежимное ЗУ работает с двенадцативольтовыми АКБ ёмкостью не более 75 ампер·часов.
Поддерживает режим хранения аккумуляторов (есть функция компенсации саморазряда) и двухшаговый цикл заряда. Оно оснащено защитой от переполюсовки, КЗ, перегрузки, может стабилизировать выходное напряжение (при скачках на входе).
Схема принципиальная на рис. 14 (см. архив ниже).
Эта модификация отличается наличием амперметра и регулятора силы тока. Сила тока может достигать 15 А (подходит для АККБ ёмкостью до 180 ампер·часов).
Рис. 15. Внешний вид ЗУ 207.03М
Схема на рис. 16. (см. архив ниже).
Все упомянутые принципиальные схемы можно найти здесь.
Мнения читателей
попутал фазировку сгорела автозарядка
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:
Источник
Восстановление и легкая модернизация зарядного устройства СОНАР 201 П
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.
Последние посетители 0 пользователей онлайн
Сообщения
Похожий контент
Уважаемые коллеги,
немного «злоупотребил властью» и открыл отдельную тему, поскольку аналогичная тема на «Казусе» неожиданно получила достаточно большой резонанс (только «спасиб» — 148). Неоднократно отсылал туда, чтобы не дублировать одинаковые темы на разных форумах, но в связи с недавним усложнением регистрации на Казусе такая отсылка становится напряжной. Да и расползлась «та» тема до почти 800 постов, т.е. приблизилась к пределу «читабельности», при том что ещё почти столько же было выделено в 2 дочерние подтемы.
Итак, «ближе к телу» (как говорил Ги де Мопассан).
Схема зарядки (сразу предупреждаю!) не является абсолютно оригинальной, является гибридом статей М.Шумилова в «Радио».- 2009, № 1.- С.38-39; «Зарядное устройство из блока питания АТ-АТХ» и нескольких схем компьютерных БП АТ (варианты «А» и «В»), с датчиком тока на транзисторе.
В третьем варианте («С») использован принцип измерения тока заряда вторым компаратором самой TL494 ( http://kravitnik.nar. e/charge_4.html ).
По принципу действия все они являются стабилизаторами тока с ограничением максимального напряжения на уровне 14,4 В. Выходной ток заряда может достигать 10. 12 А с соответствующим трансформатором (ну уж не совсем «малюпусеньким»!). Эта зарядка НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для десульфатации, «тренировки» и прочих извращений, являющихся «тяжким наследием совейской действительности», когда стоимость нового аккумулятора была сопоставима с месячной зарплатой. Только чтобы подзарядить севший аккумулятор перед выездом после долгого стояния в гараже. А дальше — пусть справляется генератор самой машины. По этой же причине в ней нет и индикации тока заряда и напряжения — ток заряда в начале стабилен, задается для имеющегося аккумулятора, а перед концом начинает снижаться. Напряжение больше выставленных 14,4 В не вырастет. Ввести такие измерители не представляет никакого труда, но это уже вопрос моддинга.
Все схемы построены по топологии АТ. Считаю с полным основанием, что дежурное питание для подобного сабжа, являющегося «вещью в себе», совершенно не нужно! Это ведь не компьютер, который должен находиться в дежурном режиме, чтобы иметь возможность включения по сети или звонку модема! БП АТ десятилетиями работали без нареканий.
Оригинальной является только печатная плата.
Она избыточна — для всех трех вариантов (некоторые детали просто не запаиваются, + устанавливаются перемычки.
Распайка и сборка сабжа на новой плате может вызвать возражения, мол «проще выпаять ненужные детали на готовой плате, зачем городить огород?» Хорошо знакомо. Дело в том, что такой подход хорош для опытных любителей/профессионалов, хорошо знакомых с топологией печатных плат компьютерных ИИП. В этой связи для опытных могу порекомендовать отличнейшую статью на «Радиокоте по переделке ИИП. Малоопытные же встречают на этом пути серьезные трудности, времени иногда занимает намного больше с непредсказуемым результатом, вплоть до неработоспособности. Тоже хорошо знакомо. И чем меньше опыта, тем больше трудностей. Давайте не поднимать по этому поводу холивар. «Кому нравится поп, а кому — попадья».
Вторая причина: могут иметься в наличии несколько неработающих ИИП, каждый по себе не запускаемый, а вот детали от них «из общей кучи» могут быть целыми.
Поскольку цоколевка управляющего трансформатора по «низковольной» стороне бывает самой разной ( http://forum.cxem.ne. showtopic=65531 ) — нужно внимательно рассмотреть топологию печатки-«донора» и скорректировать печатку в этой её части. Реле — на 30А (автомобильное), служит защитой от переполюсовки. Выходной дроссель перемотан проводом диаметром 1 мм — 30 витков (индуктивность около 56. 62 мкГ).
Единственными деталями, которые придется докупить, является выпрямительный полумост, который должен быть не менее, чем на 80. 100 В обратного напряжения и на планируемый ток (те, которые стоят в канале +5 В — имеют слишком малое обратное напряжение, а в канале +12 В — слишком малый прямой ток), реле (в автомагазинах) и токоизмерительные резисторы по 0,1 Ом (вместо них можно поставить шунты от тестера или просто куска высооомного провода, хоть от электроплитки).
Фото готового сабжа.
В архиве — то же самое, в формате sPlan и SprintLayout.
P.S. Планировалось по результатам обсуждения разработать гамма-версию, с опциональным режимом десульфатации, но из-за недостатка времени эта работа до конца не сделана. Разработана схема (вариант «D») с «жесткой» стабилизацией выходного напряжения (токоизмерительный резистор исключен из цепи стабилизации напряжения):
По этой схеме изготовлены 2 ИИП на +12 и +5 В, суммарной мощностью до 60 Вт, с общим ограничением выходного тока на уровне 5 А, на плате размерами 70 х 100 мм.
Эксперимент по заряду аккумулятора емкостью 45 А*ч с их помощью увенчался полным успехом. Однако, отсутствуют цепи питания кулера, защита от переполюсовки, плата нестандартная для корпуса компьютерного БП и т.п. Печатка на этот вариант и еще один (4 закладки, как в Экселе)
На все вопросы отвечу, замечания и уточнения «по делу» приму с благодарностью.
добавление от Starichok51:
вот здесь я дал схему на свой Вариант Е:
Charger_Acid_Auto.rar
Нужна принципиальная схема устройства зарядного малогабаритного УЗМ 1,5-5
Источник
Зарядное устройство СОНАР УЗ 201 Инструкция по эксплуатации
Руководство предпускового зарядного устройства СОНАР УЗ 201
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Устройство зарядное СОНАР УЗ 201 (в дальнейшем — устройство) предназначено для заряда свинцово-кислотных аккумуляторных батарей напряжением 12 В, ёмкостью от 25 до 65 А/ч.
2.1. Устройство может эксплуатироваться в условиях умеренного климата в хорошо проветриваемых помещениях при температуре окружающего воздуха от минус 5°С до плюс 35°С и относительной влажности до 90% при температуре 20°С.
1.3. Питание устройства осуществляется от сети переменного однофазного тока напряжением (220±20) В частотой (50±0,5) Гц.
1.4. Настоящий паспорт устанавливает правила эксплуатации устройства, соблюдение которых обеспечивает поддержание его в постоянной готовности к действию.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1. Напряжение питающей сети (220±20) В.
2.3. Диапазон зарядного тока от 0 до 5,0 А.
2.4. Устройство обеспечивает индикацию работоспособности при подключении в сеть и дискретную индикацию значений зарядного тока: «0,5А», «1,0А», «2,0А», «3,0А», «4,0А», «5,0А».
2.5. Габаритные размеры не более, мм 180 х 92 х 76
2.7. Электрическая мощность, потребляемая от сети не более 65 Вт.
2.8. В процессе работы устройства допускается повышение температуры корпуса до 60°С.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Запрещается замена предохранителей , а также ремонт устройства во включенном состоянии.
3.2. При работе устройства не допускается механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на них химически активных сред (кислот, масла, бензина и т. п.).
3.3. Заряжать аккумуляторную батарею следует в хорошо проветриваемом помещении.
4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
4.1. После хранения в холодном или сыром помещении, а также после транспортировки устройства перед включением следует выдержать его в нормальных условиях не менее 2 ч.
4.2. Главным условием нормального заряда аккумуляторной батареи является её исправность (см. руководство по эксплуатации аккумуляторной батареи).
5. ПОРЯДОК РАБОТЫ
5.1. Перед началом работы выньте из отсека уложенные в него провода.
5.2. Подключите контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:
«+» или «красный» зажим устройства подключается к плюсу аккумуляторной батареи;
«-» или «черный» зажим устройства подключается к минусу аккумуляторной батареи.
При этом должен загореться зеленый индикатор «ON», что говорит о правильности подключения и наличии напряжения на аккумуляторной батарее не ниже 9,5 В.
5.3. Включите устройство в сеть переменного тока напряжением 220В, при этом автоматически начнёт протекать ток заряда аккумуляторной батареи. Зарядное устройство работает в автоматическом режиме и формирует оптимальную характеристику зарядного тока. В зависимости от состояния Вашей аккумуляторной батареи зарядное устройство автоматически включится в один из двух режимов работы:
- режим «оживления» аккумуляторной батареи
- режим «объёмного» заряда
В режим «1» устройство включается, если Ваша аккумуляторная батарея разряжена глубоко до напряжения ниже 6-8 В. В этом случае зарядное устройство работает в импульсном режиме, обеспечивая небольшой средний ток. Когда аккумуляторная батарея зарядится до напряжения около 8-10 В, зарядное устройство автоматически переключится в режим «2». В этом режиме в начале устанавливается ток около 4-5 А, который будет автоматически снижаться по мере заряда аккумуляторной батареи, исключая «кипение» электролита. При полной зарядке аккумуляторной батареи зарядный ток установится равным току собственных потерь аккумулятора (для исправной батареи ёмкостью 55 А/час не более 0,5А). В этом режиме аккумуляторная батарея может храниться сколь угодно долго.
5.4. По окончании заряда аккумуляторной батареи отсоедините питание зарядного устройства, затем отсоедините контактные зажимы от аккумуляторной батареи.
5.5. При включении зарядного устройства на холостом ходу (без подключения аккумуляторной батареи) светодиод «ON» должен гореть (или периодически мигать), что говорит о работоспособности прибора.
5.6. Зажигание светодиода «0,5А» без нагрузки допускается.
5.7. При зарядке аккумуляторной батареи на автомобиле сначала подсоедините выходной провод к незаземлённой клемме, затем подсоедините другой выходной провод к шасси вдали от батареи и топливной линии. По окончании заряда отсоедините питание, затем шасси и батарею.
5.8. Для заряда аккумуляторной батареи большей ёмкости (90-120 А/ч и более) допускается одновременное подключение двух и более зарядных устройств данного типа к одной аккумуляторной батарее. Зарядный ток увеличивается соответственно в два или более раз.
6. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ УСТРОЙСТВА
6.1. Устройство необходимо хранить в сухом, хорошо проветриваемом месте, вдали от отопительных приборов при температуре окружающего воздуха от 1 до 40°С, относительной влажности не более 80% при 25°С.
6.2. Недопустимо содержание в воздухе хранилища газов, паров кислот, щелочей и других агрессивных сред и примесей.
6.3. Срок хранения устройства не более 5 лет.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗУ СОНАР УЗ 201
Инструкции по эксплуатации зарядных устройств
Зарядное устройство ЗУ-75А Обронприбор
ООО НПП «Оборонприбор» г. Рязань. Инструкция пользователя
Зарядное устройство КУЛОН 707d, КУЛОН 717d
Зарядные устройства Кулон-707d, Кулон-715d инструкция пользователя
Зарядное устройство Кедр АВТО 10
Руководство по применению предпускового зарядного устройства Кедр АВТО 10
Зарядное устройство Кедр АВТО 4А
Инструкция по эксплуатации автомобильного зарядного устройства Кедр АВТО 4A на русском языке
Зарядное устройство ОРИОН
Руководство предпускового зарядного устройства Орион 260/265/325
Зарядное устройство ОРИОН-415
Руководство по применению предпускового зарядного устройства Орион 415
Источник
Аккумуляторные батареи со временем разряжаются. Происходит это из-за воздействия окружающей среды или по причине длительной эксплуатации. Поэтому АКБ необходимо подзаряжать. Компания ПФ «Сонар» выпускает с 1993 года зарядные устройства для автомобильных и лодочных аккумуляторов. Одним из лучших их устройств считается «Сонар УЗ 201».
Обзор устройства
ЗУ «Сонар УЗ 201» представляет собой прямоугольный прибор черного цвета. В нижней части корпуса имеется углубление, куда прячутся: провод питания и клеммы для соединения с аккумулятором.
Это полностью автоматизированное устройство. Аппарат не требует каких либо дополнительных настроек. Он автоматически подстраивается под те батареи, которые должен заряжать.
На верхней части аппарата находится несколько лампочек. Одна из них, располагающаяся справа и в отдалении от серии других, является индикатором питания прибора. Серия лампочек, находящихся напротив индикатора питания, помечена цифрами от 0,5 А до 4,5 А. Они сигнализируют о полном разряде аккумулятора или, наоборот, о заряженной АКБ.
При полностью разряженной батарее индикаторы будут все гореть красным. Они сигнализируют о том, что в аккумулятор поступает ток с силой 4,5 А. По мере заряда АКБ лампочки будут гаснуть одна за другой. И при полном заряде останется гореть только один индикатор 0,5 А, свидетельствующий о том, что в батарею поступает минимум электрического тока.
Технические характеристики аппарата следующие:
Характеристика | Значение |
---|---|
Питание от сети | 220/240 В |
Частота | 50 Гц |
Мощность потребления в рабочем состоянии | 80 Вт |
Мощность потребления при простое | 5 Вт |
Мин. емкость АКБ | 20 А/ч |
Макс. емкость АКБ | 65 А/ч |
Номинал выходного напряжения | 15 В |
Максимальный ток при нагрузке | 4,5 А |
Температура в помещении | от -5°C до +35°С |
Допустимая рабочая температура | до +60°С |
Размеры ДxШxВ | 180х92х76 мм |
Степень защиты от воды и пыли | IP 20 |
Вес | 500 гр |
Особенности устройства и для каких АКБ предназначен
Прибор «Сонар УЗ 201» защищен от короткого замыкания, а также от переполюсовки. Устройство оснащено электронной защитой от перегрева, которая следит за температурой во внутренней части аппарата.
Аппарат имеет два режима работы:
- оживление АКБ;
- режим объемного заряда.
Это устройство отличаются высокой надежностью и низкой стоимостью. При должном уходе оно прослужит более 5 лет. Аппарат требователен к уходу:
- не рекомендуется после транспортировки в холодное время года сразу включать его. Необходимо дать ему адаптироваться к нормальной среде в течение 2 часов;
- не рекомендуется хранить в сырых помещениях. Произойдет окисление контактов, которое приведет к выходу из строя аппарата;
- срок хранения не более 5 лет;
- заряжать АКБ в проветриваемом пространстве.
Устройство предназначено для заряда свинцово-кислотных АКБ с емкостью от 20 до 65 Ач и напряжением 12 В. Используется для процедуры заряда не только автомобильных аккумуляторов, но и лодочных, мотоциклетных. Заряжает быстро и не приводит к перезаряду батареи и его негативным последствиям: кипение электролита, повреждение или выход из строя АКБ.
Серия «Сонар УЗ 201 П» от аппарата «Сонар УЗ 201 М» отличается тем, что имеет стрелочный амперметр.
Важно! Несмотря на все заводские меры предосторожности, встроенные в аппарат, оставлять его без присмотра во включенном состоянии не рекомендуется.
Как заряжать аккумулятор с помощью «Сонар УЗ 201»
В комплект к каждому аппарату прилагается инструкция с мануалом по хранению и эксплуатации устройства. Перед тем, как начать работу с аппаратом необходимо вынуть провода из специального углубления.
- Помеченные цветом клеммы подключить, к таким же по цвету выводам на АКБ. Если аккумулятор не имеет цветового обозначения, то красный зажим или «плюс» подключается к плюсовому выводу, а черный или «минус» к минусовому выводу.
- Включить в сеть источника питания.
- Загорится зеленый индикатор. Если батарея не заряжена, то загорятся все индикаторы красного цвета. Сонар автоматически определит степень разряда АКБ и включит режим «оживления» или «объемного заряда».
- После того, как батарея будет заряжена, необходимо отсоединить прибор от источника питания.
- Затем снять зажимы с аккумулятора.
Скачать официальную инструкцию PDF
Инструкцию по эксплуатации зарядного устройства Сонар УЗ 201 можно скачать ЗДЕСЬ.
У Вас имеется зарядное устройство Сонар УЗ 201? Тогда расскажите в комментариях какой и о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.
Отзывы
Арелин Виктор Силантьевич, 32 года, Курск
Пользуюсь Сонаром уже 3 года. Нет никаких нареканий. Всегда заряжает и вовремя выключается, даже, когда забываешь про него. Хорошее устройство, рекомендую его всем автолюбителям.
Штерн Алексей Зиновьевич, 45 лет, Тула
Купил недавно по совету друга. Не сказать, что сильно в восторге. Заряжает долго. Но может из-за того, что батарея на катер после зимы была полностью разряжена. Посмотрю, как покажет себя с автомобильным аккумулятором.
Все, что способно накапливать электроэнергию, со временем ее так же и теряет. Этому способствует множество факторов: погодные условия, различные механические встряски и, собственно, работа.
Поэтому любой аккумулятор требует периодического восстановления. Именно для восстановления электрозаряда аккумуляторов производитель «Сонар» изготавливает зарядные устройства.
Самой удачной моделью принято считать Сонар УЗ 201. Это прибор для заряда аккумуляторов для авто и моторных лодок.
Что собой представляет это зарядное устройство
Аппарат выполнен в виде небольшой прямоугольной коробки. В корпусе предусмотрена выемка для провода и клемм, если устройство не используется.
ЗУ полностью автоматическое и не требует никаких ручных настроек. Параметры для заряжаемого аккумулятора выставляет автоматика.
Светодиодные индикаторы показывают информацию об уровне заряда батареи. Если источник питания полностью «умер», то все лампы загорятся красным светом.
Постепенно уровень заряда будет расти, и лампы поочередно будут гаснуть. Полный заряд батареи будет обозначен горением лишь одного индикатора.
ТТХ зарядного прибора Сонар
Как устроен прибор и каким аккумуляторам он подходит
ЗУ имеет защиту от короткого замыкания, от перегрева во время работы. Если вы вдруг неправильно подключите клеммы, также сработает защита.
Зарядник может работать в двух режимах:
- Как пусковое устройство.
- Как зарядное устройство.
При отличных рабочих показателях цена у аппарата вполне бюджетная.
Чтобы срок службы ЗУ был как можно дольше, следует придерживаться некоторых правил:
- Не включать сразу с холода, а дать адаптироваться к температуре помещения в течение нескольких часов.
- Избегать сырости и не допускать окисления клемм.
- Заряд АКБ осуществлять в помещении с достаточным доступом воздуха.
- Не превышать срок хранения, указанный в инструкции (5 лет).
Зарядное устройство Сонар 201 подойдет для свинцово-кислотных батарей, которые имеют емкость 20-60Ам/ч и напряжение 12 вольт. АКБ для автомобилей, лодок и мотоциклов такого типа заряжает быстро и качественно.
Внимание! Не оставлять зарядник включенным без присмотра, это опасно.
Как работать с прибором Сонар УЗ 201
Инструкция такова:
- Подключить источник питания к прибору (вместе положительно заряженные клеммы, и, соответственно, отрицательно заряженные).
- Подключить прибор к сети.
- После процедуры восстановления отключиться от сети и затем разъединить ЗУ и батарею.
Отзывы
Михаил, 40 лет:
Недорогой и надежный прибор. С зарядкой батареи — никаких проблем!
Александр, 25 лет:
Я еще малоопытный автовладелец. По совету друга приобрел Сонар 201 и не пожалел. Прост в использовании, надежен, и цена очень доступная.
УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНОЕ СОНАР УЗ 201
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Назначение и общие указания
Зарядное устройство предназначено для заряда герметизированных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей напряжением 12В, емкостью до 65 Ач. Для заряда аккумуляторной батареи большей ёмкости (90-120А/ч и более)
допускается одновременное подключение двух и более зарядных устройств
данного типа к одной аккумуляторной батареи. Зарядный ток увеличивается
соответственно в два или более раз.
Устройство реализует оптимальную двухшаговую процедуру заряда, позволяющую заряжать батарею максимально быстро и без повреждения. Устройство обеспечивает оптимальный, для свинцово-кислотных аккумуляторов, режим хранения с компенсацией тока саморазряда. Устройство полностью автоматизировано, защищено от перегрузок по входным и выходным цепям, работает в широком диапазоне входных напряжений, без изменения выходных параметров. Благодаря этому может использоваться в случаях, требующих длительного хранения аккумуляторов в состоянии постоянной готовности, с периодической автоматической подзарядкой, например в системах бесперебойного электропитания.
Устройство может эксплуатироваться в условиях умеренного климата в хорошо проветриваемых помещениях при температуре окружающего воздуха от минус 5°C до плюс 35°С и относительной влажности до 90% при температуре 20°С.
Питание устройства осуществляется от сети переменного однофазного тока напряжением 220±20 Вольт частотой 50±5 Гц.
Напряжение заряда/хранения, В 14,4 / 13,7 ± 0,1
Ток заряда, А 0 – 4,5
Емкость аккумулятора, Ач 25 – 65
Потребляемая мощность Вт, не более 80
Устройство обеспечивает индикацию:
•правильности подключения клемм к аккумулятору,
•работоспособности при подключении в сеть,
•режима заряда аккумулятора,
•режима хранения аккумуляторной батареи.
Габаритные размеры не более 180 х 92 х 76 мм
Масса не более 500 г
В процессе работы устройства допускается повышение температуры корпуса до 60°С
Комплект поставки
В комплект поставки входят зарядное устройство и эксплуатационные документы.
СОНАР УЗ 201ПУстройства зарядные УЗ 201М и УЗ 201П предназначены для заряда свинцово-кислотных аккумуляторных батарей напряжением 12 Вольт, емкостью от 25 до 65 Ампер*час.
Технические данные
- Напряжение питающей сети — 220±20 Вольт.
- Частота сети — 50±0,5 Герц.
- Диапазон зарядного тока от 0 до 5,0 Ампер.
- Устройство обеспечивает индикацию:
- — работоспособности при подключении в сеть (красный индикатор «СЕТЬ»)
- — величины зарядного тока с помощью стрелочного амперметра или заменяющих его светодиодных индикаторов (при токе > 1А горит красный индикатор «ЗАРЯД», при токе < 1А горит зеленый индикатор «ГОТОВ»).
- Габаритные размеры не более 180×100×80 мм.
- Масса не более 0,5 кг.
- Электрическая мощность, потребляемая от сети не более 70 Ватт.
- В процессе работы устройства допускается повышение температуры корпуса до 60ºС.
УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНОЕ СОНАР УЗ 201(М,П)
ПАСПОРТ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящий паспорт является объединённым документом, совмещающим в себе техническое описание, инструкцию по эксплуатации и паспорт, удостоверяющий гарантированные предприятием – изготовителем основные технические характеристики устройства зарядного СОНАР УЗ 201(М, П) ТУ 3468-001-73377770-2005.
2. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
2.1 Устройство зарядное СОНАР УЗ 201 ( в дальнейшем – устройство ) предназначено для заряда свинцово – кислотных аккумуляторных батарей напряжением 12 В , ёмкостью от 20 до 65 А ч.
2.2. Устройство может эксплуатироваться в условиях умеренного климата в хорошо проветриваемых помещениях при температуре окружающего воздуха от минус 5°C до плюс 35°С и относительной влажности до 90% при температуре 20°С.
2.3. Питание устройства осуществляется от сети переменного однофазного тока напряжением (220±20) В
частотой (50±5) Гц.
2.4. Настоящий паспорт устанавливает правила эксплуатации устройства, соблюдение которых обеспечивает поддержание его в постоянной готовности к действию.
2.5. Для контроля процесса заряда устройство может оснащаться либо стрелочным прибором (УЗ 201П), либо светодиодной индикацией (УЗ 201М), в зависимости от варианта исполнения.
– 1 –
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1. Напряжение питающей сети (220±20) В.
2. Частота сети (50±5) Гц.
3. Диапазон значений зарядного тока от 0 до 4.5 А
4. . Устройство обеспечивает индикацию:
– работоспособности при подключении в сеть (красный светодиод «СЕТЬ»),
– величины зарядного тока с помощью стрелочного амперметра (УЗ 201П) или заменяющих его (УЗ 201М) светодиодных индикаторов ( при зарядном токе > 1 А горит красный индикатор «ЗАРЯД», при токе < 1А горит зеленый индикатор «ГОТОВ»).
5. Габаритные размеры не более, мм………………………………… …180 х 92 х 76
6. Масса не более ………………………………………. ………………….0,5 кг
7. Электрическая мощность, потребляемая от сети не более……………. 80 Вт.
8. В процессе работы устройства допускается повышение температуры корпуса до 60°С.
5. ТРЕБОВАНИЕ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. Запрещается замена предохранителей и ремонт устройства во включенном состоянии.
5.2. При работе устройства не допускается механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на них химически активных сред (кислот, масла, бензина и т. п.).
5.3. Заряжать аккумуляторную батарею следует в хорошо проветриваемом помещении.
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
6.1. После хранения в холодном или сыром помещении, а также после транспортировки устройства перед включением следует выдержать в нормальных условиях не менее 2 ч.
6.2. Главным условием нормальной зарядки аккумуляторной батареи является её исправность (см. руководство по эксплуатации аккумуляторной батареи.).
7. ПОРЯДОК РАБОТЫ
7.1. Перед началом работы выньте из ниши уложенные в неё провода.
7.2. Подключите контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:
«+» или красный зажим устройства подключается к плюсу аккумуляторной батареи;
«» или черный зажим устройства подключается к минусу аккумуляторной батареи
При этом, если устройство оснащено светодиодной индикацией, должен загореться светодиод «ГОТОВ», что говорит о правильности подключения и наличии напряжения на аккумуляторной батарее не ниже 5,5 В.
7.3. Включите устройство в сеть переменного тока напряжением 220В, при этом начнёт протекать ток заряда аккумуляторной батареи. Зарядное устройство работает в автоматическом режиме и формирует оптимальную характеристику зарядного тока. В зависимости от состояния Вашей аккумуляторной батареи зарядное устройство автоматически включатся в один из двух режимов работы:
1. режим «оживления» аккумуляторной батареи
2. режим «объёмного» заряда
В режим «1» устройство включается, если Ваша аккумуляторная батарея глубоко разряжена.
В этом случае зарядное устройство работает в импульсном режиме, обеспечивая небольшой средний ток. Когда аккумуляторная батарея зарядится до напряжения около 8 ÷ 9 В, зарядное устройство автоматически переключится в режим «2». В этом режиме в начале заряда устанавливается ток около 4,5 А который будет автоматически снижаться, по мере заряда аккумуляторной батареи, исключая “кипение” электролита. При полном заряде аккумуляторной батареи зарядный ток установится равным току собственных потерь аккумуляторной батареи (для исправной батареи ёмкостью 55А•час не более 0.5А). После этого аккумулятор можно считать заряженным.
7.4. По окончании заряда аккумуляторной батареи отсоедините питание зарядного устройства, затем отсоедините контактные зажимы от аккумуляторной батареи.
7.5. При включении зарядного устройства в сеть на холостом ходу (без подключения аккумуляторной батареи) светодиод «СЕТЬ» должен гореть (или периодически мигать), что говорит о наличии сетевого напряжения и работоспособности устройства.
7.6. При заряде аккумуляторной батареи на автомобиле сначала, подсоедините выходной провод к незаземлённой клемме, а затем подсоедините другой выходной провод к шасси, вдали от батареи и топливной линии. По окончании заряда отсоедините питание, затем шасси и батарею.
7.7. Для заряда аккумуляторной батареи большей ёмкости (90-120А/ч и более) допускается одновременное подключение двух и более зарядных устройств данного типа к одной аккумуляторной батареи. Зарядный ток увеличивается соответственно в два или более раз.
8. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ УСТРОЙСТВА
8.1. Устройство необходимо хранить в сухом, хорошо проветриваемом месте, вдали от отопительных приборов при температуре окружающего воздуха от 1 до 40°С , относительной влажности не более 80% при 25°С.
8.2. Недопустимо содержание в воздухе хранилища газов, паров кислот, щёлочей и других агрессивных сред и примесей.
8.3. Срок хранения устройства не более 5 лет.
Спецификация
201.pdf
Характеристики СОНАР УЗ 201П со стрелочным амперметром (Напряжение заряда 12В / Ток 0-5А / Емкость АБ 25-65Ач)
- — Производитель: Сонар
- — Страна производитель: Россия