Скачать курпатов руководство системной поведенческой психотерапии скачать

Руководство по системной поведенческой психотерапии

Объем 852 страницы

Руководство по системной поведенческой психотерапии

Подарите скидку 10%

Посоветуйте

эту книгу и получите

32,91 ₽

с покупки её другом.

О книге

Настоящее руководство представляет науку о поведении, созданную отечественными учеными И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтомским, Л.С.Выготским, А.Р.Лурия, П.К.Анохиным и др., в применении ее к целям и задачам психотерапии. В книге представлены: структура поведения (на всех его уровнях – от телесного до социального), психические механизмы, принципы психотерапевтической диагностики, богатейший арсенал психотерапевтических техник (упражнения, методы и т. д.), а также рассмотрены вопросы организации психотерапевтической помощи.
Руководство по системной поведенческой психотерапии подготовлено практикующими врачами-психотерапевтами – А.В.Курпатовым и Г.Г.Аверьяновым. Работы проводились на базе Клиники психиатрии Военно-медицинской академии, Клиники неврозов им. И.П.Павлова, Медицинской академии последипломного образования, Городского психотерапевтического центра и Клиники психотерапии (г. Санкт-Петербург). По материалам этих исследований авторами уже опубликовано более сорока научных работ, настоящее полное практическое руководство публикуется впервые.

четкое и конкретизированное сведение воедино в сознании пациента дезадаптивного действия и негативного результата, с одной стороны, а также адаптивного поведения и позитивного результата, с другой. Так

мы можем изучать лишь поведение; всякое изучение «психики» как

«картина» обслуживает «схему», и хотя первая гордо именуется «сознанием», на самом деле тон поведению задает именно «схема».

Последнее же не может толковаться иначе как реактивность, но не в смысле верифицируемой (наблюдаемой) реакции организма на среду, а в смысле отношения организма со средовыми факторами, это

Описание книги

Настоящее руководство представляет науку о поведении, созданную отечественными учеными И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтомским, Л.С.Выготским, А.Р.Лурия, П.К.Анохиным и др., в применении ее к целям и задачам психотерапии. В книге представлены: структура поведения (на всех его уровнях – от телесного до социального), психические механизмы, принципы психотерапевтической диагностики, богатейший арсенал психотерапевтических техник (упражнения, методы и т. д.), а также рассмотрены вопросы организации психотерапевтической помощи.

Руководство по системной поведенческой психотерапии подготовлено практикующими врачами-психотерапевтами – А.В.Курпатовым и Г.Г.Аверьяновым. Работы проводились на базе Клиники психиатрии Военно-медицинской академии, Клиники неврозов им. И.П.Павлова, Медицинской академии последипломного образования, Городского психотерапевтического центра и Клиники психотерапии (г. Санкт-Петербург). По материалам этих исследований авторами уже опубликовано более сорока научных работ, настоящее полное практическое руководство публикуется впервые.

Андрея Курпатова «Руководство по системной поведенческой психотерапии» — скачать книгу в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Возрастное ограничение:

16+

Дата выхода на Литрес:

23 января 2012 г.

Объем:

852 стр. 21 иллюстрация

Геннадий
Геннадиевич Аверьянов
Андрей
Владимирович Курпатов

  • Предисловие

  • Теоретический
    раздел

    • Часть
      первая

      • Глава
        первая

        • 1. Поведение

        • 2. Дезадаптивное
          поведение

        • 3. Самостоятельность
          пациента

        • 4. Система
          психотерапевтических практик

      • Глава
        вторая

        • 1. Аспекты
          поведения

        • 2. Концептуально-теоретический
          базис

        • 3. Диагностические
          возможности

        • 4. Психические
          механизмы

        • 5. Психотерапевтические
          техники

        • 6. Универсальные
          формулы

        • 7. Организация

      • Глава
        третья

        • 1. Психотерапия
          как наука

        • 2. Предмет
          психотерапии

        • 3. Системный
          подход

    • Часть
      вторая

      • Глава
        четвертая

        • 1. Концепт
          поведения

        • 2. Тождественность
          психического поведению

        • 3. Поведение
          как процесс функционирования
          психического

      • Глава
        пятая

        • 1. Динамический
          стереотип как концепт

        • 2. Нарушение
          динамического стереотипа

        • 3. Содержательный
          ракурс поведения

      • Глава
        шестая

        • 1. Доминанта
          как концепт

        • 2. Функции
          доминанты

        • 3. Функциональность
          системы

      • Глава
        седьмая

        • 1. Структурный
          ракурс поведения

        • 2. Отношения
          структуры

        • 3. Целостность
          структуры

    • Часть
      третья

      • Глава
        восьмая

        • 1. Субъект
          поведения

        • 2. Континуум
          поведения

        • 3. Тенденция
          выживания

      • Глава
        девятая

        • 1. Состояние
          тенденции выживания

        • 2. Психотравмирующие
          факторы

        • 3. Воздействие
          поведения

      • Глава
        десятая

        • 1. Редукция
          дезадаптивных стереотипов поведения

        • 2. Формирование
          адаптивных стереотипов поведения

        • 3. Поведение
          в отношении поведения

  • Сноски

Андрей
Курпатов
Г. Г. Аверьянов
Руководство
По Системной Поведенческой Психотерапии

Предисловие

   
Настоящее
руководство по психотерапии представляет
собой результат работы, проводившейся
в разное время на базе отделения неврозов
Клиники психиатрии Военно-медицинской
академии, кризисного отделения Клиники
неврозов им. академика И.П. Павлова,
Санкт-Петербургского Городского
психотерапевтического центра, Клиники
психологического консультирования и
психотерапевтического лечения.
   
Системная поведенческая психотерапия
близка к психотерапевтическому
направлению, которое получило название
«когнитивно-поведенческая психотерапия».
Однако последняя в методологическом
смысле является искусственным
образованием: две теоретически отличные
друг от друга научные парадигмы –
бихевиоральная и когнитивная – были
механически объединены в рамках одной
системы психотерапевтических практик.
Системная поведенческая психотерапия,
в отличие от когнитивно-поведенческой,
основывается на единой теоретической
базе – науке о поведении, которая
предельно точно и полно изложена в
трудах отечественных ученых И.М. Сеченова,
И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С.
Выготского, А.Р. Лурии, П.К. Анохина и
других. В этом смысле задача системной
поведенческой психотерапии заключалась
только в том, чтобы воспринять науку о
поведении как целостную и непротиворечивую
теоретическую систему, а затем представить
возможности психотерапии как таковой
(систему ее практик) в рамках этой
целостной научной парадигмы.
   
Для более полного и точного понимания
системной поведенческой психотерапии
необходима психотерапевтическая модель
психопатологии в «малой» психиатрии
(общая психопатология пограничной
психиатрии) в рамках науки о поведении.
Очевидно, что эффективное использование
психотерапевтического инструментария
без четкого представления о феномене
«болезни» в области невротических
расстройств представляется крайне
затруднительным. Отсутствие
психотерапевтических диагнозов или –
что было бы, возможно, даже более
правильным – отсутствие психотерапевтического
понимания психиатрических диагнозов
существенно тормозит развитие нормальной,
эффективной и жизнеспособной медицинской
специальности, которой, вне всякого
сомнения, является психотерапия.
Исследования в этом направлении уже
проведены и в настоящее время готовятся
к изданию отдельной книгой –
«Психотерапевтическая диагностика».
   
Авторы надеются, что «Руководство»
станет интересным и главное – полезным
практическим пособием для
врачей-психотерапевтов и клинических
психологов.

Теоретический
Раздел

Часть
Первая
Системная Поведенческая
Психотерапия

   
Первая
часть «Руководства» посвящена трем
основным вопросам:
    ·
во-первых, необходимо дать развернутое
определение системной поведенческой
психотерапии (СПП);
    ·
во-вторых, представить концептуальную
модель системной поведенческой
психотерапии (КМ СПП);
    ·
в-третьих, рассмотреть методологические
проблемы психотерапевтической науки.

Глава
Первая
Определение Системной
Поведенческой Психотерапии

    Системная
поведенческая психотерапия
 –
это система практик, которая основана
на КМ СПП и реализуется пациентом под
руководством психотерапевта, с
непосредственным участием психотерапевта,
а также самостоятельно пациентом, для
коррекции дезадаптивного поведения,
приводящего к субъективному снижению
качества жизни человека, обращающегося
за психотерапевтической помощью.
   
Раскроем понятия, используемые в
настоящем определении.

   
В
психологии «поведение», как правило,
рассматривают в разрезе наблюдаемого
действия, то есть о нем говорят как о
непосредственной физической активности
организма в связи с теми или иными
условиями окружающей его среды. К.К.
Платонов предлагал закрепить за термином
«поведение» устоявшееся представление
о том, что это «внешнее выражение
деятельности, учитываемой без ее
субъективного компонента»1.
Иными словами, поведение обычно определяют
в качестве исполнительного звена высшего
уровня взаимодействия целостного
организма с окружающей природой, а также
указывают на целенаправленный характер
этой активности2.
Попытки же видных специалистов в области
психологии говорить о поведении как о
«феномене», а не как о «названии» не
были приняты научной общественностью
во внимание. Так, еще С.Л. Рубинштейн
определял поведение как «определенным
образом организованную деятельность,
осуществляющую связь организма с
окружающей средой». «Обычно, – писал
он, – разделяют три основных, различных
по своей психологической природе типа
поведения: инстинктивное поведение,
навыки и разумное поведение»3.
   
Вместе с тем, как бы исследователи ни
пытались «сократить» или «раздвинуть»
границы поведения, на деле было лишь
одно бессмысленное манипулирование
неким понятийным шаблоном, который
пытались искусственно приладить к так
и не осознанному в должной мере феномену.
Конечно, в результате восторжествовало,
подобное приведенному, купированное
определение поведения, которое фактически
является результатом позднейших
категориальных трансформаций. В
первоначальном же виде, то есть в работах
И.М. Сеченова4,
И.П. Павлова5,
В.М. Бехтерева6,
А.А. Ухтомского7 и
Л.С. Выготского8,
категория поведения имела прежде всего
методологическое звучание. Отойдя от
привычной дихотомии «тело – душа»,
отечественные исследователи обратились
к системе «организм – среда», а поведение
стало для них той особой категорией
(понятийной реальностью), которая не
может быть редуцирована ни до
физиологических, ни до психологических
факторов.
    Особый методологический
характер категории поведения объясняется
тем, что оно, с одной стороны, реализуется
посредством указанных факторов – и
физиологических, и психологических, а
с другой, само детерминирует и
интроцеребральные отношения, и психические
связи9.
Таким образом, поведение не есть
физиологическое или психическое
производное, но сам
процесс функционирования этих систем
.
Такой ход научной мысли позволил
исследователям не только преодолеть
пресловутый «дуализм», но и осмысленно
обратиться, наконец, к принципиально
важным вопросам адаптации и сознания.
   
Феномен поведения изначально стал
выкристаллизовываться в концептуальной
схеме «организм – среда», однако в
дальнейшем возникла необходимость
избавить от нее феномен поведения как
от своеобразного «пережитка роста»
теории. Оба этих шага уже вполне отчетливо
просматриваются в работах И.М. Сеченова,
И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и Л.С.
Выготского, поскольку первый рассматривал
в роли инициатора рефлекса не механический
толчок (собственно раздражение нервного
окончания), а чувствование – сигнал,
различающий события во внешней среде
(«возбуждение чувствующей поверхности»)10;
а И.П. Павлов и Л.С. Выготский вообще
сместили акценты с оценки непосредственно
внешнего воздействия на феномены
«стимула» и «знака», то есть они, так
или иначе, отдавали себе отчет в том,
что психическое не контактирует с
«внешним» как таковым, но лишь с психически
опосредованным внешним, то есть с
собственно психическим, то есть уже с
поведением11.
Добавим также, что и одной из основных
функций доминанты, этого лейтмотива
деятельности организма, А.А. Ухтомский
считал преобразование «физической»
среды в среду «физиологическую»: именно
посредством доминанты, то есть
поведенческой активности, организм,
«усваивая» раздражитель, навязывает
ему роль посредника в своих взаимоотношениях
со средой12.
   
Иными словами, поведение здесь как бы
замыкается на самом себе: «внешнее»
становится «внутренним» не простым
переходом или формальным изменением
статуса, но всегда качественно измененным;
при этом только в таком своем – измененном
– качестве, став психическим, это
«внешнее» и доступно психическому.
Данное, может быть, несколько сложное
и парадоксальное положение, будучи
вместе с тем единственно методологически
верным, позволяет, во-первых, констатировать
уровневый переход от «воздействующего»
к «действующему» (это разрешает имеющиеся
методологические трудности); а во-вторых,
рассматривать поведение как целостную
систему, где «входящие» и «исходящие»
элементы относятся к одному содержательному
континууму.
    «Организм без
внешней среды, поддерживающей его
существование, – писал И.М. Сеченов, –
невозможен. Поэтому в научное определение
организма должна входить и среда,
влияющая на него. Так как без последней
существование организма невозможно,
то споры о том, что в жизни важнее –
среда ли или самое тело, – не имеют
ни малейшего смысла»13.
То есть И.М. Сеченов не рассматривает
отношения «организма» и «среды»;
и организм, и среда могут быть поняты
только в качестве непосредственных,
нераздельных составляющих друг друга,
то есть в этом отношении нет «сторон»,
а потому нет и отношений.
   
Так стало отстраиваться невиданное
прежде здание системной науки о поведении
человека в его среде, лишенное внутренних
разрывов и неизбежных в таком случае
допущений. Однако эта тенденция, внушающая
оправданный оптимизм, прервалась на
взлете. Ортодоксальный бихевиоризм
(прежде всего американский) не воспринял
новаторских идей русских ученых, а в
России, по причине известных печальных
событий, понятие поведения было вытеснено
«марксоидным» понятием о «деятельности»14.
   
Трактовка понятия «деятельность»,
принятая в отечественной психологии15,
внешне создает иллюзию сходства, если
не тождественности, понятию «поведение»,
однако, имея различные генетические
корни, два этих понятия обладают и
различным системообразующим потенциалом.
Кроме того, понятие «деятельность» не
обладает той объяснительной силой,
которая свойственна понятию «поведение»
(по И.П. Павлову и Л.С. Выготскому), и хотя
возникший «категориальный люфт» имеет
свои достоинства16,
однако фактические потери, вызванные
вновь возникшим разрывом между физиологией
и психологией, заставляют усомниться
в практической ценности этих советских
инноваций.
    С другой стороны,
понятие «поведение», имеющее, в отличие
от понятия «деятельность», собственно
физиологическую основу, открывает
возможность использования понятия
«активность», что чрезвычайно важно
при построении любой теоретической
концепции психического. Неслучайно
именно понятие «активность» заняло
одно из центральных мест в общепсихологической
теории Л.С. Выготского17,
стало основополагающим в теории
функциональных систем П.К. Анохина18,
а в настоящее время синергетические
подходы прокладывают путь от феномена
психической активности к осмыслению
сути адаптационного процесса, способного
стать общим принципом самоорганизации
биосистем и макробиосистем19.
   
Однако не может не смущать попытка
исследователей приписывать феномену
активности «магическую» функцию – быть
«принципиальным свойством живой
материи»20.
С помощью понятия активности описываются
и живые, и неживые объекты, так, например,
мы говорим об «активности Солнца» или
«активности ядерного реактора». Понятно,
что аксиоматический характер утверждений,
увязывающих понятия жизни и активности,
не более чем опыт называния, который не
проясняет сущности явлений, а потому
говорить просто об активности (или даже
психической активности) явно не
достаточно. И хотя понятие «активность»
не может быть использовано в качестве
системообразующей категории, это
обстоятельство, как правило, остается
незамеченным, а в результате статус
научности попросту профанируется.
   
Еще большее недоумение вызывают попытки
ряда исследователей противопоставить
понятия «поведение» и «активность»,
относя на счет первого – реактивный
компонент, а на счет второго – проявление
жизненности организма21.
Предположение о том, что активность
может быть самопорождающейся, противоречит
своим собственным исходным пунктам,
поскольку, если активность живого
организма наблюдается только в «среде»,
то нельзя не считать ее результатом
отношения организма со средой. Последнее
же не может толковаться иначе как
реактивность, но не в смысле верифицируемой
(наблюдаемой) реакции организма на
среду, а в смысле отношения организма
со средовыми факторами, этоотношение (наблюдаемое
и ненаблюдаемое, немедленное и отсроченное,
непосредственное или опосредованное,
но всегда, с учетом всех задействованных
компонентов, симметричное) и есть
сущность поведения.
    Однако
данный тезис все-таки не следует
рассматривать в пресловутой схеме
«организм – среда», поскольку реальности,
отвечающей этой схеме, попросту не
существует, так как между организмом и
средой нет фактической границы. Можно
было бы говорить о «плоскости
соприкосновения» организма и среды, но
здесь необходимо учитывать, что в
организме нет такого «места», которое
так или иначе не соприкасалось бы со
средой, а потому весь он и есть эта зона
контакта. Таким образом, мы с неизбежностью
приходим не к противопоставлению, но к
полному отождествлению понятий
«реактивность» и «активность». Ошибка,
всегда здесь допускаемая, связана с
тем, что организм традиционно рассматривают
как «корпускулу», тогда как он, будучи,
конечно, структурой, проявляет вместе
с тем, если так можно выразиться, и
«волновые» свойства, то есть свойства
процесса.
    Феномен поведения,
таким образом (если рассматривать его
следуя за И.П. Павловым и Л.С. Выготским),
оказывается тем единственным научным
фактом, который благодаря своей,
во-первых, фактической содержательности
(предметной верифицируемости), во-вторых,
самодостаточности (имеется в виду
отсутствие необходимости полагать
некую первопричину поведения), в-третьих,
несомненности (сомневаясь в достоверности
феномена поведения, мы осуществляем
поведение, поскольку сомнение – есть
поведение, что делает всякие сомнения
относительно достоверности поведения
весьма и весьма нелепыми) позволяет
избежать возникновения тех «белых
пятен», которые неизбежно разрыхляют
теоретические концепции поведения (в
бихевиоральной его трактовке), деятельности
и активности. Образовавшись, подобные
разрывы заполняются допущениями или
«магическими» силами наподобие инстинкта,
сознания (в значении сознательности,
осмысленности и т. п.) или энергии.
   
В определении понятия «поведение»
необходимо учитывать все приведенные
выше оговорки относительно устоявшихся
трактовок понятий поведения, деятельности
и активности. КМ СПП соблюдает принцип
преемственности в отношении категориальных
решений И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.
Ухтомского, Л.С. Выготского и
рассматривает поведение
как психическую и психически опосредованную
активность человека, продиктованную
совокупностью условий его существования
 .
   
Поведение, разумеется, можно рассматривать
как систему победивших реакций и, шире, –
как борьбу реакций за результирующее
право реализации22.
Но КМ СПП, создающая методологические
условия, позволяющие видеть в поведении
целостную систему, и опирающаяся на
понятие психической активности, понимает
под поведением всю совокупность
психических и психически опосредованных
процессов, их конкурентные и другие
взаимодействия и, соответственно,
конечный результат этой борьбы (или
взаимодействия) – победившие
реакции.
    Ничем не обоснованная
и чрезвычайно укоренившаяся в теоретических
разработках психологов избирательность,
диктующая ограничить сферу поведения
лишь «победившими реакциями», в результате
чего из этой сферы оказываются исключены
сами реакции, а зачастую и борьба этих
реакций за право «последнего слова»
(что, несомненно, есть также реакция),
вызвана не столько заявляемой
ортодоксальными бихевиористами23 методологической
строгостью, сколько досадной языковой
игрой, обусловленной использованием
отечественными психологами понятия
«целенаправленность». Но задумаемся,
можно ли, например, считать «целенаправленными»
действия больного, находящегося в
делирии, онейроиде или при корсаковском
синдроме? Если нет, то придется заключить,
что его действия не являются поведением.
Иными словами, понятие «целесообразность»
не создает ничего, кроме путаницы. Равно
как и определение «поведения» в качестве
исполнительного звена именно высшего
уровня взаимодействия организма и среды
кажется в высшей степени произвольным.
   
КМ СПП, основываясь на критерии
достоверности24,
не имеет достаточных оснований для
того, чтобы ограничить поведение лишь
динамическим взаимодействием («борьбой»)
реакций организма, поскольку в данном
случае из сферы поведения выпадают как
стимулы, психически опосредующие внешние
воздействия, так и сами эти реакции. При
этом очевидно, что любой психический
эффект, вызванный стимулом, который, в
свою очередь, также является составляющим
поведения, a priori является поведенческой
реакцией, причем вне зависимости от
того, доступна она восприятию, сознанию
и проч. или нет25.
   
КМ СПП принимает во внимание тот факт,
что само понятие «реакции» в достаточной
мере условно, поскольку, например,
«стимул» (по И.П. Павлову) скроен не из
колебаний воздуха или фотонов света, а
из «психической материи», его формирование
(возникновение), таким образом, есть, по
сути, уже «реакция» организма на внешнее
воздействие. В определенном смысле
любая психическая активность, по всей
видимости, является реакцией на некие
внешние воздействия, зачастую трудно
дифференцируемые (собственно ощущения),
или удаленные по времени (работа памяти),
или исторически ставшие безраздельно
«внутренними» стимулами (как то: система
установок26,
наличие доминант27 и
проч.), условиями, детерминирующими так
называемую «спонтанную активность»28,
что, впрочем, не исключает полностью
возможности существования собственно
внутренних стимулов (условий)
«инстинктивного характера», хотя и они,
как известно, регулируются целым рядом
внешних воздействий29.
   
Любые же попытки рассматривать психическую
активность саму по себе в качестве некой
специфической потребности30,
не нуждающейся во внешней стимуляции,
не удовлетворяют критерию достоверности,
поскольку проведение чистого эксперимента,
в котором исключалась бы сама возможность
внешних воздействий, не представляется
возможным.
    Так или иначе,
но любая психическая активность может
и должна рассматриваться, впрочем,
весьма условно, как «реакция», то есть,
и это уже без всякой условности, как
поведение. Иными словами, любая психическая
активность, будь то процесс элементарного
ощущения или же такой сложный психический
феномен, как сновидение, не исключая ни
феноменов речи, ни феноменов памяти или
мышления, является поведением.
   
Кроме того, нет никакой методологической
возможности ограничить поведение
исключительно лишь собственно психическими
явлениями, отсекая, таким образом,
психически опосредованные реакции
организма, как то: вегетативные изменения,
гормональные или иммунологические
сдвиги, вызванные психическими процессами
(реакция стресса)31.
Разумеется, все они также являются
компонентом общей реакции организма
на те или иные условия существования,
что дает им полное право считаться
компонентом поведения человека. Вместе
с тем используемое в определении понятие
«психически опосредованной активности»
разворачивается и в принципиально ином
аспекте, а именно: опосредовании психикой
внешних воздействий, преобразуемых ею
в соответствующие психические образования,
то есть в сигналы разного уровня.
   
Отсюда может быть разъяснен вопрос,
касающийся дискуссии о «двойной
детерминации» поведения «внешними» и
«внутренними» факторами32.
Можно считать вполне обоснованной
традиционную критику этого тезиса,
основанную на положении об общности
строения внешней и внутренней
деятельности33,
однако этих аргументов никак не
достаточно. Проблема состоит в том, что,
если следовать КМ СПП, то всю совокупность
действующих факторов можно рассматривать
как «внешние факторы», поскольку все
они принимают участие в детерминации
поведения, но все же они являются и
«внутренними факторами», так как и
составляют собой поведение. В этой связи
разделение факторов, детерминирующих
поведенческую активность, на «внешние»
и «внутренние» – есть не более чем
условность.
    Впрочем, этот
немаловажный нюанс может быть «проблемой»
только в рамках психологии, но никак не
психотерапии. Для последней такое
понимание как раз наиболее существенно,
поскольку постановка вопроса в первом
варианте позволяет КМ СПП обеспечить
активную позицию пациента, а второй
вариант постановки этого вопроса
позволяет обоим участникам
психотерапевтического процесса (пациенту
и психотерапевту) рассматривать поведение
человека как целостную и непротиворечивую
систему, а следовательно, оба этих
варианта в совокупности обеспечивают
возможность психотерапевтического
лечения, направленного на коррекцию
дезадаптивного поведения пациента.

61

Previews

1
Favorite

DOWNLOAD OPTIONS

No suitable files to display here.

14 day loan required to access EPUB and PDF files.

IN COLLECTIONS

Texts to Borrow

Books for People with Print Disabilities

Internet Archive Books

Uploaded by

Lotu Tii

on

Андрей Владимирович Курпатов  

Психология  

Психотерапия. Системный поведенческий подход. Универсальные правила. (pdf) Добавлена: 12.09.2023 Версия: 1.
PDF Версия: 1.5

Поделиться:

  (ссылка для форума)  
  (ссылка для блога)  
  (QR-код книги)  

Аннотация

Настоящее руководство представляет науку о поведении, созданную отечественными учеными И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтомским, Л.С.Выготским, А.Р.Лурией, П.К.Анохиным и др., в применении ее к целям и задачам психотерапии. В книге представлены: структура поведения (на всех его уровнях — от телесного до социального), психические механизмы, принципы психотерапевтической диагностики, богатейший арсенал психотерапевтических техник (упражнения, методы и т.д.), а также рассмотрены вопросы организации психотерапевтической помощи.
Руководство по системной поведенческой психотерапии подготовлено практикующими врачами-психотерапевтами А.В.Курпатовым и Г.Г.Аверьяновым. Работы проводились на базе Клиники психиатрии Военно-медицинской академии, Клиники неврозов им. И.П.Павлова, Медицинской академии последипломного образования, Городского психотерапевтического центра и Клиники психотерапии (г. Санкт-Петербург).

Рекомендации:

эту книгу рекомендовали 0 пользователей.
Прежде чем рекомендовать книгу, хорошо подумайте. Рекомендация — это высшая оценка, которую вы можете выставить книге. 10 по 5-балльной шкале.

О книге «Руководство по системной поведенченской психотерапии»

Настоящее руководство представляет науку о поведении, созданную отечественными учеными И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтомским, Л.С.Выготским, А.Р.Лурия, П.К.Анохиным и др., в применении ее к целям и задачам психотерапии. В книге представлены: структура поведения (на всех его уровнях – от телесного до социального), психические механизмы, принципы психотерапевтической диагностики, богатейший арсенал психотерапевтических техник (упражнения, методы и т. д.), а также рассмотрены вопросы организации психотерапевтической помощи.

Руководство по системной поведенческой психотерапии подготовлено практикующими врачами-психотерапевтами – А.В.Курпатовым и Г.Г.Аверьяновым. Работы проводились на базе Клиники психиатрии Военно-медицинской академии, Клиники неврозов им. И.П.Павлова, Медицинской академии последипломного образования, Городского психотерапевтического центра и Клиники психотерапии (г. Санкт-Петербург). По материалам этих исследований авторами уже опубликовано более сорока научных работ, настоящее полное практическое руководство публикуется впервые.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Руководство по системной поведенченской психотерапии» Курпатов Андрей Владимирович в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кефсепим инструкция по применению уколы внутримышечно взрослым
  • Ip камера tp link tapo c200 инструкция
  • Сульфадиметоксин инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает как
  • Диувер инструкция 5мг по применению для пожилых
  • Обеспечение руководства военной организацией