Систематизация российского законодательства была осуществлена под руководством

История систематизации российского законодательства. Роль м. М. Сперанского в развитии права.

По
императорскому рескрипту от 6 декабря
1826 г. был образован особый Комитет,
руководство которым Николай I брал на
себя. Туда вошли такие члены Государственного
Совета, как Толстой, Васильчиков, Голицын
и Сперанский. Задача Комитета состояла,
по идее Сперанского, в том, чтобы через
обозрение, говоря языком того времени,
существующего положения всех частей
управления, вывести правила к лучшему
их устройству и исправлению. Начинался
новый период в государственной
деятельности Сперанского. Он возглавил
работу по систематизации законодательства,
закладывающую основы правового
государства.

К
этой работе Сперанский готовился всю
жизнь. У него был уже опыт подготовки
нормативных актов для Александра I, опыт
сибирского подвига, когда за неполных
два года была создана правовая основа
управления Сибирью (разработаны и
приняты Сибирские Уставы), – одна из
светлых, хотя и труднейшая по условиям
страница жизни Сперанского.

Сперанский
намечал три направления систематизации:
свод, уложения, учебные книги (то, что
мы сегодня называем комментариями).
Рассматривая хронологический, азбучный
(алфавитный) и систематический порядок
расположения законодательного материала,
он отдавал предпочтение последнему.
Систематическое изложение законов по
их предметам предполагало, что частные
законы будут подчинены общим, а само
уложение будет дополнено недостающими
актами. «Уложения не изобретаются, но
слагаются из прежних законов с дополнением
и исправлением их сообразно правам,
обычаям и действительной потребности
государства» [12]. Как известно, работы
по систематизации российского
законодательства были успешно завершены.

Михаил
Михайлович Сперанский внес неоценимый
вклад в развитие политической и правовой
науки России. Полное Собрание Законов
Российской Империи и Свод законов
Российской Империи венчают его длительную,
разностороннюю деятельность и совсем
не простую жизнь, отмеченную и почестями,
но и еще более гонениями верховной
власти России, в обстановке неизбежной
смены парадигмы российского государства

Полное собрание законов Российской империи: общая характеристика.

ПОЛНОЕ
СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ —
официальный и наиболее полный сборник
законодательных актов Русского
государства и Российской империи за
1649-1913 годы.

(ПСЗ),
официальный и наиболее полный сборник
законодательных актов Русского
государства и Российской империи за
1649-1913 годы. Издавалось Вторым отделением
Собственной Е.И.В. канцелярии (1830-1882),
Кодификационным отделом при Государственном
совете (1882-1893), Отделением Свода законов
Государственной канцелярии (1893-1916).
Состоит из трёх собраний. Представляет
собой хронологическую инкорпорацию
разнообразного законодательного и
иного материала: именных указов,
Высочайших повелений, манифестов,
рескриптов; «учреждений», положений,
уложений, уставов; Высочайше утверждённых
«журналов» (постановлений) Комитета
министров и Совета министров, а также
мнений Государственного совета, положений
Военного совета; Высочайше утверждённых
законов, одобренных Государственной
думой и Государственным советом;
международных соглашений и прочее. В
ПСЗ не включались акты по церковному
управлению (однако вошли постановления
о религиозно-нравственной жизни мирян),
императорскому двору и придворному
ведомству. Каждое собрание имеет
отдельную нумерацию законодательных
актов.

Подготовка
к изданию 1-го и 2-го собраний законов
начата по распоряжению императора
Николая I, который видел одну из главных
задач своего царствования в систематизации
отечественного законодательства. Он
признал неудовлетворительной работу
Комиссии составления законов, созданной
для кодификации законодательства, в
1826 году упразднил её и образовал Второе
отделение Собственной Е.И. В. канцелярии.
Фактическим руководителем работ по
подготовке ПСЗ стал М.М. Сперанский. Для
выявления законодательных актов
проведены изыскания в архивах ряда
центральных государственных учреждений
и составлены реестры узаконений (эта
работа ранее частично была выполнена
Комиссией составления законов), по ним
из около 3,6 тысяч ведомственных сборников
собраны сами узаконения и проведена их
проверка по подлинникам законодательных
актов, которая выявила, что многие из
них имели двойные заглавия и даты,
некоторые являлись фрагментами различных
актов или же не носили законодательного
характера и не подлежали изданию.

Первое
собрание (45 томов) выпущено в 1830 году,
включает 30600 законодательных актов,
начиная от Соборного уложения 1649 года
(не вошедшие в него более ранние акты с
его публикацией утратили силу) и кончая
актами, датированными 3(15).12.1825 года
(период междуцарствия 1825 года). В собрание
вошли не только действующие, но и
отменённые акты. Наряду с актами,
исходившими от верховной власти, в него
были включены и нормативные акты,
издававшиеся от имени императора
Сенатом, министерствами, Синодом, а
также некоторые временные и частные
распоряжения, ряд судебных решений,
получивших характер прецедента. Все
акты печатались полностью — так, как они
были изданы первоначально. В состав
собрания не вошла значительная часть
актов 2-й половины XVII — 1-й четверти XIX
веков, особенно XVIII века (до 1/3 актов
правления Петра I, до 1/5 актов правления
императрицы Анны Ивановны и так далее),
что было сделано преимущественно по
политическим соображениям (например,
опущены акты, констатировавшие и
объяснявшие дворцовые перевороты). В
отдельных томах 1-го собрания опубликованы:
хронологический (том 41) и алфавитно-предметный
(том 42) указатели, штаты военно-сухопутных,
военно-морских, духовных и гражданских
учреждений, законы о мундирах (том
43-44), торговые тарифы (том 45). Позднее
изданы приложения к собранию: 3 книги
чертежей и рисунков (планы и гербы
городов и другие; 1839-1843 годы), именной
указатель (1873). Собрание представляло
собой первый этап систематизации
российского права (второй этап — «Свод
законов Российской империи», 1-е издание:
1832 год).

Второе
собрание (55 томов) включает 61928 актов с
12(24).12.1825 года по 28.2(12.3).1881 год (время
царствования императоров Николая I и
Александра II). Первые 4 тома за конец
1825 — 1829 годы изданы в 1830 году. Тома 5-33
выходили ежегодно, каждый содержал акты
за минувший год. Затем тома выпускались
нерегулярно, иногда с перерывами или
по два тома в год. Более оперативно
официальная систематическая публикация
законов осуществлялась с 1863 года в
«Собрании узаконений и распоряжений
правительства». В конце каждого тома
ПСЗ помещены штаты учреждений, рисунки,
чертежи, список опечаток, дополнения к
предыдущим томам собрания, а также
хронологический и алфавитно-предметный
указатели. В 1855 году издано «Дополнение…»
к томам за 1825-1850 годы, по завершении
издания — сквозные указатели ко всему
2-му собранию: алфавитно-предметный (том
1-4, 1885 год) и именной (1911).

Третье
собрание (33 тома) выпускалось ежегодно
в 1885-1916 годы, включает 40846 законодательных
актов с 1(13).3.1881 года (дня восшествия на
престол императора Александра III) до
конца 1913 года. По структуре аналогично
2-му собранию, но общие указатели к
собранию не были подготовлены. Подготовка
ПСЗ прекратилась после Февральской
революции 1917 года.

Свод
законов Российской империи: принципы
построения, структура.

а)
основные государственные законы;

б)
законы о состояниях;

в)
законы гражданские;

г)
законы уголовные.

Полное
собрание законов, в силу его характера,
было сложно использовать на практике.
Поэтому одновременно с 1826 г. в качестве
практического руководства по инициативе
М.М. Сперанского велась работа по
составлению Свода законов-Российской
империи — систематизированного сборника
законов, размещенных в тематическом
порядке. При его составлении исключались
недействующие нормы, устранялись
противоречия, проводилась редакционная
обработка текста.

Юридическая
техника для составления Свода основывалась
на следующей методике:
а) статьи Свода,
основанные на одном действующем указе,
излагались без изменений и теми же
словами, которые содержатся в тексте
указа;
б) статьи, основанные на
нескольких указах, излагались словами
главного указа с дополнениями и
пояснениями из других указов;
в) каждая
статья содержала ссылки на указы, в нее
вошедшие;
г) многосложные тексты
законов сокращались; д) из противоречащих
друг другу законов выбирался лучший
или более поздний.

Весь
материал в Своде законов был расположен
по особой систе­ме. Если ПСЗ построено
по хронологическому принципу, то Свод
— по отраслевому, хотя и не совсем
последовательно проведенному.

В
Свод были включены лишь действующие
акты: некоторые зако­ны подвергались
сокращению; из противоречащих друг
другу актов составители выбрали
позднейшие.

Работая
над Сводом, Сперанский изучил лучшие
образцы западной кодификации — римские,
французский, прусский, австрийский
кодек­сы, но не скопировал их, а создал
собственную оригинальную систему.

В
основу структуры Свода положено деление
права на публичное и частное, идущее от
западноевропейских буржуазных концепций
и вос­ходящее к римскому праву.
Сперанский называл эти две группы
законов государственными и гражданскими.
В первую группу вошли Основные
государственные законы, в которых
характеризовалась организация пуб­личной
власти (высшие органы власти, учреждения
центральные и мес­тные, устав о
государственной службе). Затем шли
законы, характери­зующие организацию
управления и устройство казны (уставы
казенного управления, о повинностях,
таможенный, монетный, горный и др.).
Тре­тью группу составляли законы об
организации сословного строя (о
со­стояниях). В четвертую входили
уставы государственного благоустрой­ства
(кредитный, торговый, промышленности,
путей сообщения, сельс­кохозяйственный,
почтовый, телеграфный и др.).

В
особую группу выделялись Уставы
благочиния, объединявшие законы о
народном продовольствии, общественном
призрении, орга-, низации врачебной
помощи и др. Сюда же относились помещенные
в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах,
цензуре, ссыльных, бег­лых и др.,
определявшие законодательное поле
деятельности полиции.

Наконец
впервые в российском законодательстве
были отделены друх от друга помещенные
в разных томах законы гражданские (т.
10) и законы уголовные (т. 15).

Такой
принцип соединения воедино разрозненных
законов (инкорпо­рация) сохранялся
на протяжении всех последующих переизданий
Свода.

Свод
законов должен был состоять из восьми
разделов: 1) основ­ные государственные
законы; 2) учреждения: а) центральные; б)
мес­тные; в) устав о государственной
службе; 3) уставы казенного управ­ления:
а) устав о повинностях; б) устав о податях
и пошлинах, питей­ном сборе; в)устав
таможенный; г)уставы монетный, горный
и о соли; д)уставы: лесной, оброчных
статей и счетные; 4) законы о состояниях
(о сословиях); 5) законы гражданские и
межевые (гражданское пра­во); 6) уставы
государственного благоустройства: а)
уставы духовных дел иностранных
исповеданий, кредитный, торговый,
промышленный; б) уставы путей сообщения,
почтовый, телеграфный, строительный,
положения о взаимном пожарном страховании,
о сельском хозяйстве, о найме на сельские
работы, о трактирных заведениях, о
благоустрой­стве в казачьих селениях,
о колониях иностранцев на территории
им­перии; 7) уставы благочиния: а)
уставы: о народном продовольствии, об
общественном призрении, врачебный; б)
уставы: о паспортах, о беглых, цензурный,
о предупреждении и пресечении преступлений,
о содержащихся под стражей, о ссыльных;
8) законы уголовные.

Составители
стремились расположить акты по
определенной сис­теме, соответствовавшей
отраслям права.

Свод
был издан в 15 томах, объединенных в 8
книг.

В
1 -м томе размещались законы основные и
законодательные ма­териалы об
учреждениях государственных;

во
2-м — об учреждениях губернских;

в
3-м — уставы о гражданской службе;

в
4-м — уставы о рекрутских и земских
повинностях;

в
5-м — уставы о подаяниях, пошлинах, сборах;

в
6-м — устав таможенный;

в
7-м — уставы монетный, горный и о соли;

в
8-м — уставы лесной, оброчных статей и
арендных имений;

в
9-м — законы о состояниях;

в
10-м — законы гражданские и межевые;

в
11-м — законы и уставы кредитных установлений,
торговые, по­становления в фабричной,
заводской и ремесленной промышленности;

в
12-м — уставы путей сообщения;

в
13-м — уставы о народном продовольствии,
об общественном призрении и врачебный;

в
14-м — устав о паспортах и беглых;

в
15-м — законы уголовные.

Кодификация законодательства при Николае I — это систематизация всех действующих законодательных актов на территории Российской империи с последующим их изданием под названием «Свод законов Российской империи», начиная с 1832 года.

  1. 1 Суть понятия «кодификация законодательства»
  2. 2 Предыстория вопроса
  3. 3 Работа над созданием Свода законов при Николае I
    1. 3.1 Задачи, поставленные императором
    2. 3.2 Создание II Отделения
    3. 3.3 Издание Полного собрания российских законов
    4. 3.4 Правила Бэкона
    5. 3.5 Составление Свода законов
  4. 4 Введение в действие Свода законов
  5. 5 Краткая характеристика Свода законов
  6. 6 Историческое значение проделанной работы

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства –  разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.


Использованная литература:

  1. Галимзянова Е. Как создавали Свод законов Российской империи. / Электрон. текстовые дан. – Российское военно-историческое общество, 2913-2019.
  2. Латкин В.М. Кодификация при Николае I – Свод Законов. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). – М.:2004.

Изменение
государственного аппарата. В 1810 г.

   был создан
Государственный совет, через который
должны были проходить все законопроекты.
Совет состоял из общего собрания и
четырех департаментов: законов, дел
военных, дел гражданских и духовных,
государственной экономии. Председателем
Государственного совета формально
считался сам император.

   В 1802 г.
введены новые органы отраслевого
управления – министерства, закрепленные
в 1811 г. «Общим учреждением министерств».
Главным отличием министерств от коллегий
являлось утверждение принципа
единоначалия: министр полностью отвечал
за руководство вверенной ему отраслью
и имел для этого все полномочия. При
министре предусматривался коллегиальный
орган – совет министра, куда стекались
все материалы из департаментов
министерства, идущие на подпись министру.

   Одновременно
с министерствами был создан Комитет
министров – совещательный орган при
царе, решавший вопросы, касающиеся сразу
нескольких министерств или превышающие
компетенцию министра. Кроме того, Комитет
наблюдал за губернаторами и губернскими
правлениями. В состав Комитета министров
входили председатели департаментов
Государственного совета, министры,
управляющие ведомствами, государственный
секретарь.

   Учреждена
Собственная его императорского величества
канцелярия. При Николае I в ней было
создано шесть отделений, права которых
почти не отличались

   от прав
министерств. Особо известно III отделение,
которому был придан статус жандармов.
Вся страна была разбита на жандармские
округа.

   Кодификация
законодательства. Для приведения в
порядок существующих норм права была
создана комиссия II отделения Собственной
его императорского величества канцелярии,
во главе которой фактически стоял видный
юрист М. М. Сперанский. Он решил организовать
работу поэтапно: собрать воедино все
законы, изданные с момента принятия
Соборного Уложения, привести их в
определенную систему и на базе всего
этого издать новое Уложение.

   Сначала
приступили к созданию Полного собрания
законов, которое включило в себя все
нормативные акты с Соборного Уложения
до начала царствования Николая I,
собранные в хронологическом порядке.

   После
издания Полного собрания законов М. М.
Сперанский приступил к созданию Свода
законов Российской империи. При его
составлении исключались недействующие
нормы, устранялись противоречия,
проводилась редакционная обработка
текста. В Своде законов весь материал
был расположен по отраслевому принципу,
в основу структуры было положено деление
права на публичное и частное. Свод был
издан в XV томах, объединенных в 8 книгах.

   Далее М.
М. Сперанский планировал приступить к
созданию Уложения, которое должно было
быть кодифицированным актом. Однако
эти идеи не нашли поддержки, работа по
систематизации остановилась. Можно
лишь отметить как элемент третьего
этапа издание в 1845 г. Уложения о
наказаниях уголовных и исправительных
– первого российского уголовного
кодекса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.

Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. рост государственного бюрократического аппарата;
    2. централизация управления;
    3. значительное увеличение числа НПА.

Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие нормы права, за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский — опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг.

Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
    2. приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
    3. издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..

Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского права. Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.

После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы — создание Свода законов Российской империи. При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).

Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.

    1. законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
    2. уставы о повинностях;
    3. уставы казенного управления (о податях, пошлинах, питейном сборе);
    4. законы о сословиях;
    5. гражданское законодательство;
    6. уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
    7. уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
    8. уголовный закон.

Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.

Проект Уложения был готов к 1844 г. После рассмотрения проекта в Госсовете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие 1 мая 1846 г.

Система российского права, оформленная в первой половине XIX в., действовала до Октябрьской революции.

Все изменения в праве России, в первой половине 19 века производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютические порядки. Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации. Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права,

было Соборное Уложение 1649 г. К началу 19 в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений. Попытки кодификации были предпринялы еще при Екатерине II, в деятельности Уложенной комиссии. Также кадификацией занимался и Павел I он создал комисию по разработке сводного Уложения, за время его правления комиссия успела подготовить 17 гл. из сферы судопроизводства, 9 гл. — вотчиного права и 13 гл -уголовного. Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но в 1803 г. дело кодификации было передано Минестерству юстиций. Неудача всей кодификационной деятельности, осуществлявшейся до 1801 года, объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли старые законы или занимались сочинением новых. Цели кодификации: 1)Законы должны утверждаться на «непокалебимых основаниях права» 2)Они должны определять все часть государственного управления, пределы компетенцции гос. оргонов, права и обязанности подданых и т.д. 3)Нормы должны распологаться по строгой системе. 4)Должны содержать в себе правила для отправления правосудия Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II отделение Собственной канцелярии его императорского величества. В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник – соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером. Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности,

впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг. Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.(1832) Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствие, ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года. ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. В первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время, в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие 72 характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты. После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Кроме того, уже при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые законы. В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод – уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации – римской, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему. Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе,

2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, содержащий процессуальное законодательство. После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса. Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том 15 Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов. Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г. Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие 73 формулировки. Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности,

о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский. В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления. Уложения предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий. 74

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диспетчерское руководство при грузовых перевозках
  • Инструкция по заполнению декларации для получения налогового вычета
  • Собрать корабль из лего инструкция в картинках
  • Под руководством ивановой марии ивановны
  • Тренинг ситуационное руководство